Памятка для работы над ошибками (4 класс)
1. Пропуск, замена, искажение.
Выпиши слово правильно; раздели его на слоги; поставь ударение.
2. Слова с непроверяемыми орфограммами.
Выпиши слово правильно; раздели его на слоги; подчеркни букву, где была ошибка.
3. Безударные проверяемые гласные.
Напиши сначала проверочное слово, затем слово, в котором была ошибка; поставь ударение. Выдели корень, подчеркни безударную проверяемую гласную.
травы — трава
4. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ, рщ.
Выпиши слово правильно; подчеркни сочетание. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
роща пища дочка дачный
5. Парные звонкие и глухие согласные.
Напиши сначала проверочное слово, затем слово, в котором была ошибка. Выдели корень, подчеркни парную согласную.
глаза — глаз
6. Непроизносимые согласные.
Напиши сначала проверочное слово, затем слово, в котором была ошибка. Выдели корень, подчеркни непроизносимую согласную или сочетание сн.
грустит — грустный ужасен — ужасный
7. Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука.
Выпиши слово правильно, подчеркни согласную вместе с мягким знаком. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
уголь соль больной старенький
8. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Определи род имени существительного. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
дочь (ж.р.) плащ (м.р.) грач (м.р.) помощь (ж.р.)
9. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно, подчеркни согласную и гласную, которые разделяются мягким знаком. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
вьюга листья колья пьёт
10. Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак; выдели в слове приставку и корень. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
подъехали взъерошил съедобное подъёмный
11. Правописание предлогов.
Выпиши слово с предлогом. Поставь между ними вопрос или другое слово.
в роще — в (какой?) роще — в берёзовой роще
12. Правописание приставок.
Выпиши слово правильно; выдели приставку и корень. Помни: между приставкой и корнем НЕЛЬЗЯ вставить вопрос!
прибрежный
13. Большая буква в написании имён собственных.
Выпиши слово правильно; подчеркни большую букву. Напиши ещё 3 слова на эту орфограмму.
Москва Рита Иванов Мурка
14. Правописание окончаний имён прилагательных.
Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, от которого оно зависит. Поставь вопрос к имени прилагательному, определи род прилагательного и падеж. Выдели окончания у вопроса и имени прилагательного.
озеро (какое?) глубокое
15. Написание частицы НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с частицей НЕ. Подчеркни пробел между ними. Напиши ещё 3 примера на эту орфограмму.
не__был не___ждал не___верил не___знаю
16. Незнакомые орфограммы.
Выпиши слово правильно, подчеркни место в слове, где была ошибка. Постарайся запомнить, как пишется это слово.
скалолаз
17. Окончания существительных.
Выпиши имя существительное со словом, с которым оно связано по смыслу. Определи склонение, род и падеж.
Увидел в траве (1скл., ж.р., П.п.)
18.Окончания глаголов.
Выпиши глагол, определи спряжение, время и лицо глагола.
Скажешь (1 спр., буд. Время, 2 лицо)
19.Местоимения с предлогами.
Выпиши местоимение с предлогом, поставь вопрос к местоимению.
(у кого?) у меня
20.Однородные члены предложения.
Выпиши предложение, поставь запятые, выдели союзы (если они есть), подчеркни однородные члены.
Вьюга выла, свистела и пугала нас.
21.Правописание сложных слов.
Выпиши слово правильно, выдели корни, подчеркни соединительную гласную, напиши проверочное слово к корню, где была ошибка.
скалолаз скалы
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ
для учащихся 2-4 классов по русскому языку.
1. БОЛЬШАЯ БУКВА, ТОЧКА В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Выпиши предложение правильно.
Делай так: Выпал пушистый снег.
2. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним.
Делай так: ель, тень, пень.
3. СОЧЕТАНИЯ ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на
это правило.
Делай так: малыши, камыши, шило.
4. БОЛЬШАЯ БУКВА.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на
это правило.
Делай так: Москва, Волгоград, Тула.
5. ПЕРЕНОС СЛОВ.
Выпиши слово и перенеси его правильно.
делай так: яго-да .
6. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.
Выпиши слово правильно три раза. Поставь ударение и точку
под безударной гласной. Запомни написание этого слова.
Делай так: пенал, пенал, пенал.
7. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение и точку под
безударной гласной. Подбери поверочное слово. Запиши 2-3
однокоренных слова. Выдели корень.
Делай так: гора-горка, горный, пригорок.
8. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.
Выпиши слово правильно. Запиши проверочное слово. Придумай
ещё два слова на это правило, запиши проверочные слова к ним.
Делай так: мороз — морозы, ягодка- ягода, город — города.
9. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило.
Делай так: вьюга, листья, соловьи.
10. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило.
Делай так: съезд, объявление, подъезд.
11. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Выпиши слово правильно. Подчеркни удвоенную согласную.
Запиши ещё два слова на это правило.
Делай так: группа, коллектив, касса.
12. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГА СО СЛОВОМ.
Выпиши слово с предлогом. Подчеркни предлог. Запиши ещё
два слова с этим предлогом.
Делай так: к берегу, к дому, к школе.
13. ПРОПУСК, ЗАМЕНА, ИСКАЖЕНИЕ БУКВ.
Выпиши слово правильно, раздели его для переноса.
Делай так: по-ездка, поезд-ка.
14. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Выпиши предложение. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Укажи известные части речи. Выпиши пары слов с вопросами.
ПОМНИ: подлежащее и сказуемое нельзя выписывать как пару
слов!
пр. сущ. гл. прил. сущ.
Делай так: По небу плывут серые тучи.
тучи (какие?) серые
плывут (где?) по небу
15. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово.
Напиши несколько однокоренных слов. Выдели корень.
Делай так: звёздный — звезда, звёздочка, звездопад.
16. СОСТАВ СЛОВА.
Выпиши слово. Правильно определи части слова.
Делай так: заморозки, весёлый, стол.
17. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 2 слова
с этой приставкой.
Делай так: побежали, поехали, подорожник
сбежал, сделали, схватка.
18. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ СО СЛОВОМ.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подбери однокорен-
ные слова с различными приставками.
Делай так: заехал, уехал, приехал, переехал.
19. Ь НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ
ШИПЯЩИХ.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова
на эту орфограмму.
Делай так: ж.р. ж.р. ж.р.
ночь, тишь, рожь.
м.р. м.р. м.р.
луч, шалаш, товарищ.
20. «НЕ» С ГЛАГОЛАМИ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфог-
раму.
Делай так: не пришёл, не заметила, не выучил.
21. Ь ВО 2 ЛИЦЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ГЛАГОЛОВ.
Выпиши слово правильно. Запиши два словосочетания с глаголами
2 лица единственного числа.
Делай так: греешь, пишешь письмо, рисуешь картину.
22. Ь В НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ ГЛАГОЛА ПЕРЕД -СЯ.
Выпиши слово правильно. Запиши рядом этот глагол в настоя-
щем времени.
Делай так: он научился (что делать?) кататься,
он (что делает?) катается.
23. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
Выпиши слово правильно. Определи лицо, спряжение. Выдели
окончание. Запиши ещё два глагола.
Делай так: 2л., спр. 2л., спр. 2л., спр.
ты мечтаешь, она мёрзнет, вы поздравите.
24. СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два глагола.
Делай так: н.ф. пр.в.
спорить-спорил, резать-резал, видеть-видел.
25. ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Выпиши словосочетание правильно. Определи склонение, падеж,
выдели окончание. Запиши ещё два словосочетания с существи-
тельным в том же склонении и падеже.
Делай так: 1скл., П.п. 1скл., П.п. 1скл., П.п.
играл на гитаре, собирала на поляне, живу в городе.
26. ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным,
с которым оно связано. Выдели окончание. Определи падеж имени
прилагательного. Запиши ещё 2 словосочетания в том же падеже.
Делай так: П.п. П.п. П.п.
о весенней погоде, о верном друге, о давней истории.
27. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни знак препинания.
Придумай ещё одно предложение на это правило.
Делай так: На лужайке расцвели красные, жёлтые, голубые цветы.
Солнечные лучи весело играли на колокольчиках, незабудках, ромаш-
ках.
28. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР.
Определи количество букв, звуков, слогов, гласных, согласных зву-
ков. Поставь ударение. Напиши характеристику каждого звука ря-
дом с буквой .Гласные: ударные и безударные. Согласные:
звонкие и глухие, парные и непарные, твёрдые и мягкие.
Делай так: Ока- 3б., 3зв., 2 глас., 1согл.
О а — глас., безуд.
к к — согл., парн., тв.
а а – глас., уд.
29. РАЗБОР СЛОВА КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ
РАЗБОР).
Схема разбора имени существительного.
1. Часть речи, вопрос.
2. Начальная форма ( И.п., ед. ч.).
3. Одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение, падеж.
4. Член предложения: главный или второстепенный.
Схема разбора имени прилагательного.
1. Часть речи, вопрос от существительного.
2. Начальная форма (И.п., ед. ч., м. р.).
3. Род, число, падеж.
4. Член предложения.
Схема разбора глагола.
1. Часть речи, вопрос от существительного.
2. Начальная форма (неопределённая).
3. Спряжение, число, время, лицо (у гл. настоящего и будущего
времени), род ( у гл. прошедшего времени).
4. Член предложения.
Схема разбора местоимения.
1.Часть речи, вопрос.
2. Начальная форма ( И.п., ед. ч.).
3. Лицо (у личных местоимений), род, число, падеж.
4. Член предложения.
№ орфограммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок ( суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; |
16. |
Ь знак после шипящих |
Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило |
а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь; |
17. |
Частица не с глаголом |
Выпиши слово с частицей правильно, запиши два слова на это правило |
не говорит, не летает, не смеётся |
18. |
Сложные слова |
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную |
ледокол |
19. |
Безударные падежные окончания имён существительных |
Выпиши слово, выдели окончание, объясни: |
|
20. |
Безударные падежные окончания имён прилагательных |
Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание |
|
21. |
Безударные падежные окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение |
|
Ошибки в грамматических заданиях
Обозначение разбора |
Как исправлять ошибку |
Фонетический разбор (1) |
Выписать слово (или его фрагмент) и выполнить разбор правильно. |
Разбор слова по составу (2) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно. |
Морфологический разбор (3) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора) |
Разбор предложения (4) |
Выписать предложение и исправить ошибки: |
Ошибка в определении падежа имени существительного |
Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж. |
Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)
В гостях у деда.
Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Памятка «Работа над ошибками по русскому языку»4 класс
1.Пропуск, замена, перестановка букв в слове. Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём букву,
в написании которой допущена ошибка. Машина, машина, машина.
2. Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся
с большой буквы. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни заглавную
букву. Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.
3. Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни заглавную букву. Папа купил ёлку.
В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки.Выпиши
предложение правильно. Подчеркни знак препинания. Кедр — это хвойное дерево.
4. Запятая в предложении……..
5.Гласные после шипящих. Жи—ши, ча—ща, чу—щу.Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши
ещё 2 слова на эту орфограмму. Ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щука.
6.Сочетания чн, нч, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака. Выпиши слово правильно. Подчеркни
сочетание. Запиши ещё 2 слова. Почка, мощный, речной, обманщик, одуванчик.
7.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется после согласных на конце слова, в
середине слова между согласными. Выпиши слово правильно.
Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Пень, деньки, пальчик.
8. Мягкий знак, разделительный, пишется в корне слова после согласных, перед гласными Е, Ё, И, Ю,
Я. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
Выпишите слово правильно. Подчеркните ь—разделительный одной чертой. Гласную,которую он разделяет —
двумя чертами. Напишите ещё 2 слова на эту орфограмму. Соловьи, обезьяна.
9. Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед
корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни
твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подъезд, объявление.
10. При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя
отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль—цо, отъ—езд). Нельзя отрывать Й от
предшествующей гласной (лей—ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож—жи. Некоторые
слова не переносятся (Оля, танк). Выпиши слово с правильным переносом.
11. Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос. От реки— от
(какой?) реки. От реки— от (быстрой) реки.
Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно. Выпиши из
предложения местоимение с предлогом. Подчеркни. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму. У _меня, ко
_мне, со _мной.
12.Приставка—это часть слова. Она пишется слитно со словом. Выпиши слово. Выдели приставку.
Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Заехал, приехал, уехал.
13.Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово (родственное слово
или форму этого слова), в котором на эту гласную падает ударение. Выпиши слово правильно. Поставь
ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова
на эту орфограмму. Сады
́
— сад, леса
́
— лес, волна
́
– во
́
лны.
14.Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в
орфографическом словаре. Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму и ударение. Запиши 2
однокоренных слова. Капуста, капустный, капустник.
15 Чтобы написать парную согласную (б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш) на конце или в середине слова,
надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором после этой
согласной буквы стоит гласная. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Подчеркни. Запиши
ещё 2 слова на эту орфограмму. Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.
16. Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в
котором отчетливо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница,
чувство, праздник.Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму. Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.
17.Удвоенные согласные в корне.: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т. д. Выпиши слово
правильно, раздели его для переноса. Подбери к нему однокоренные слова. Подчеркни двойную согласную.
Коллекция, коллекционная (марка), коллекционер.
18.Мягкий знак на конце существительных после шипящих. У существительных женского рода после
шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Мяч (м.р.), карандаш,
товарищ. Дочь (ж.р.), мощь, мышь.
19.Безударная гласная в приставках. Написание гласных букв в приставках: до—, о—, об— (обо—), от— (ото—),
по—, под— (подо—), про—, со; за—, на—, над—. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать
слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением. Например, доехал—досыта,
заговорил—заговор. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 3 слова с такой же приставкой.
Доехал, добежал, додумался, договорился.
20. В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый
согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е. Выпиши слово правильно.
Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой. Водолаз,
землемер.
21.Частица не с глаголами пишется раздельно. Выпиши слово правильно. Подчеркни. Запиши еще 2 слова.
Не играл, не верю, не чувствовал.
23. Окончание им. прилаг.
Данная
памятка поможет учащимся 2 – 4 классов
в самостоятельной работе над ошибками
по русскому языку.
-
Пропуск,
замена букв.
Выпиши
слово. Напиши его три раза. Подчеркни в
нём пропущенную букву.
Делай
так: плотник,
веник.
-
Большая
буква в именах собственных.
Запомни:
Имена, отчества и фамилии людей, названия
морей, рек, городов, деревень, клички
животных пишутся с большой буквы.
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на
эту орфограмму.
Делай
так: Корова
Мурка,
мальчик Дима,
город Владивосток.
-
Большая
буква в начале предложения.
Запомни:
Начало предложения пишется с заглавной
буквы.
Выпиши
правильно предложение. Придумай и напиши
ещё одно предложение.
Подчеркни заглавную букву.
Делай
так: Папа
купил ёлку.
Дети
рады.
-
Слог.
Запомни:
Сколько
в слове гласных, столько и слогов.
Раздели
слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай
так: мо-ло-ко-3
сл., ро-бот-2 сл.
-
Знаки
препинания в конце предложения.
Запомни:
В
конце предложения ставится точка,
восклицательный знак, вопросительный
знак.
Выпиши
предложение правильно. Придумай своё
или найди в учебнике предложение с таким
же знаком препинания и запиши. Подчеркни
знак препинания.
Делай
так: Кедр
– это хвойное дерево.
Скоро
Новый год!
Кто
стучится в нашу дверь?
-
Разбор
предложения.
Запомни:
По
цели
высказывания предложения
бывают: повествовательные, вопросительные
и побудительные.
По
интонации:
восклицательные
и невосклицательные.
Выпиши
предложение. Подчеркни главные члены
предложения. Обозначь части речи. Выпиши
словосочетания с вопросами. (Подлежащее
и сказуемое не является словосочетанием).
сущ.
гл. прил. сущ.
Делай
так: Днём
шёл
мелкий дождик.
дождь
(какой?) мелкий
шёл
(когда?) днём
-
Гласные
после шипящих.
Запомни:
Жи-ши,
ча-ща,
чу-щу.
Выпиши
слово правильно. Обозначь орфограмму.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай
так: ерши,
ужи,
чаща,
чайник,
чудо,
щупальца.
-
Перенос
слова.
Запомни:
При
переносе нельзя
оставлять
одну букву на строке и нельзя переносить
на другую строку. Нельзя отрывать буквы
Ъ и Ь от предшествующей согласной
(коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от
предшествующей гласной (лей-ка). Слова
с двойной согласной переносятся так:
дрож-жи. Некоторые слова не переносятся:
Оля, танк.
Делай
так: ака
— ция, Уль — яна, пе – тель -ка.
-
Мягкий
знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши
слово правильно. Подчеркни мягкий знак.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай
так: пень,
деньки,
пальчик.
-
Разделительный
мягкий знак.
Запомни:
Разделительный
мягкий знак пишется в корне после
согласных перед гласными буквами е, ё,
и, ю, я.
Выпиши
слово правильно. Выдели корень. Подчеркни
разделительный мягкий знак и гласную
букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай
так:
Вьюга,
листья,
соловьи
-
Разделительный
твёрдый знак.
Запомни:
Разделительный
твёрдый знак пишется после приставок,
оканчивающихся на согласную, перед
корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю,
я.
Выпиши
слово правильно. Выдели приставку.
Подчеркни твёрдый знак и гласную букву.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай
так: Подъезд,
объявление.
-
Сочетания
чк, чн, нщ, щн.
Запомни:
Сочетания
чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
Выпиши
слово правильно. Подчеркни сочетание.
Запиши ещё 2 слова.
Делай
так: почка,
мощный,
речной,
обманщик.
-
Правописание
предлога со словом.
Запомни:
Предлог
пишется отдельно от слова. Между предлогом
и словом можно вставить другое слово.
Выпиши
слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел.
Вставь между предлогом и словом другое
слово или вопрос.
Делай
так:
От реки, от (чего?) от реки.
-
Правописание
приставки со словом.
Запомни:
Приставка-это
часть слова. Она пишется слитно со
словом.
Выпиши
слово. Выдели приставку. Образуй от
этого слова однокоренные слова с разными
приставками.
Делай
так: Заехал,
приехал, уехал.
-
Ударение.
Запомни:
Передать
ритм слова можно с помощью хлопка. В
словах с одним слогом ударение не
ставится.
Выпиши
слово. Поставь в нём правильно знак
ударения.
Делай
так: Алфави́т,
портфе́ль, класс.
-
Безударная
гласная в корне, проверяемая ударением.
Запомни:
Чтобы
проверить безударную гласную в корне,
надо подобрать проверочное слово, в
котором на эту гласную падает ударение.
Выпиши
слово правильно. Поставь ударение.
Выдели корень. Подчеркни безударную
гласную. Подбери проверочное слово.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай
так:
Сады́
— сад,
леса́
— лес,
волна́
– во́лны.
-
Непроверяемая
безударная гласная.
Запомни:
Слова с непроверяемой безударной гласной
надо запомнить или посмотреть их
написание в словаре.
Выпиши
слово правильно. Обозначь ударение.
Запиши 2 однокоренных слова.
Делай
так: Капуста,
капустный,
капусточка
-
Парные
звонкие и глухие согласные.
Запомни:
(в
– ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,).
Чтобы написать парную согласную на
конце или в середине слова, надо подобрать
проверочное слово, в котором после этой
согласной буквы стоит гласная.
Выпиши
слово правильно. Подбери проверочное
слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай
так:
Завод
– заводы,
лес
– леса,
ягодка
– ягода.
-
Удвоенные
согласные в корне.
Запомни
слова
с удвоенной согласной в корне: класс,
ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и
т.д.
Выпиши
слово правильно. Подбери к нему
однокоренные слова.
Делай
так:
Коллекция,
коллекционная
(марка), коллекционер.
-
Правописание
непроизносимых согласных.
Запомни:
Чтобы написать непроизносимую согласную
в корне слова, надо подобрать проверочное
слово, в котором хорошо слышен согласный
звук. Запомни слова, которые нельзя
проверить: лестница,
чувство, праздник.
Выпиши
слово правильно. Подбери проверочное
слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай
так:
Звёздный
– звезда,
солнце
– солнышко,
честный
– честь.
-
Безударная
гласная в приставках.
Запомни
написание гласных букв в приставках:
до-,
о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-),
про-,
со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки
безударной гласной в приставке можно
использовать слова, в которых гласные
звуки в приставках находятся под
ударением.
Выпиши
слово правильно. Подбери проверочное
слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай
так:
Доехал
– досыта,
заговорил
– заговор.
-
Соединительная
гласная в сложных словах.
Запомни:
В
сложных словах есть соединительные
гласные о, е. Если первый корень
оканчивается на твёрдый согласный, то
надо писать о, если на мягкий согласный
или шипящий – е.
Выпиши
слово правильно. Выдели корни.
Делай
так:
Водолаз,
землемер.
-
Написание
частицы НЕ с глаголами.
Запомни:
Частица
не с глаголами пишется раздельно.
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на
эту орфограмму.
Делай
так:
Не
играл, не
чувствовал, не
верю.
-
Запятая
в предложении с однородными членами.
Запомни:
Запятая ставится между однородными
членами, если они соединены интонацией
перечисления. Запятая ставится, если
однородные члены соединены союзами а,
но. Запятая не ставится, если однородные
члены соединены союзом и.
Выпиши
предложение правильно. Подчеркни
однородные члены. Составь схему.
Делай
так:
Мальчики смеялись,
веселились
и кувыркались.
Кто?
Схема:
Что
делали?
Что
делали?
Что
делали?
-
Запятая
в сложном предложении.
Запомни:
Если
в предложении две и больше грамматические
основы, то это сложное предложение.
Запятая ставится между частями сложного
предложения.
Выпиши
предложение. Подчеркни грамматические
основы. Расставь запятые.
Делай
так: Кокованя
с
утра на работу ходил,
Дарёнка
в
избе прибирала.
-
Правописание
безударных падежных окончаний
имён
существительных.
Запомни:
Падежные окончания имён существительных!
Падежи |
Вопросы |
Предлоги |
1-е |
2-е |
3-е |
||
м.р. |
ж.р |
м.р. |
ср.р |
ж.р. |
|||
Именительный |
кто? |
— |
-а |
-я |
-о |
-е |
—— |
Родительный |
кого? откуда? |
без, из, |
-ы |
-и |
-а |
-я |
-и |
Дательный |
кому? куда? |
к, |
-е |
-у |
-ю |
-и |
|
Винительный |
кого? |
в, через |
-у |
-ю |
-а -я |
-о -е |
—— |
Творительный |
кем? |
за, |
-ой |
-ей |
-ом |
-ем |
(ь) |
Предложный |
о |
в, |
-е |
-е |
-и |
||
Контрольные |
лиса земля |
конь стол |
степь |
Выпиши
существительное. Поставь его в начальную
форму. Определи тип склонения, падеж и
число. Выдели окончание. Подбери и запиши
свой пример.
Делай
так: На
речке
— речка
— сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.,
у
речки
– речка
— сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.
-
Правописание
безударных падежных окончаний
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Работа над ошибками.
Памятка для ученика начальной школы.
Заглавная буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву в начале предложения Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни в нём заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
Пропуск буквы.
Выпиши слово, в котором пропустил букву. Подчеркни её.
Делай так: звонок, ученик.
Слог.
Раздели слово на слоги. Подчеркни гласные.
Делай так: у׀чи׀тель — 3 слога.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса. Запиши ещё два слова, разделив их для переноса.
Делай так: оси-на, бе-рё-за, бук-ва.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни её.
Например: дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Придумай и запиши предложение с этим словом. Поставь ударение в каждом слове.
Например: алфавит. Я записал алфавит в тетрадь.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады — сад, волна – волны, червивый — червь.
10. Непроверяемая безударная гласная в корне.
Запиши слово 3 раза. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запомни, как оно пишется. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни орфограмму.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Сомнительные согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.
Делай так: мороз — морозы, ягодка — ягода.
Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
12. Заглавная буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Запиши еще 2 слова на это правило.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
13. Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 слова на это правило. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни!Разделительный мягкий знак ь пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, груп-повой, подгруп-па.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Слава нашей Родине! Слава труду!
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
сущ. глаг.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова. Разбери их по составу.
Например: Поездка, приезд, заезд.
18. Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звёздный — звезда, звёздочка. Честный – честь
19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
пр.
Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
пр.
Например: Лодка отплыла от_берега.
22. Разделительный твердый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объем.
Запомни! Разделительный твердый знак ь пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Подчеркни орфограмму. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш, (м.р.), товарищ (м.р.).
Ночь (ж.р.), мощь (ж.р.), тишь (ж.р.).
24.Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолет, вертолёт.
25. Не с глаголом (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
глаг. глаг.
Например: не_пришёл, не_выучил,
глаг.
не_знал.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [- ©,©].
Сильный ветер сорвал, листья с деревьев и разметал их по дороге. [-©и©].
27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.), на полянке (на земле, 1 скл.), у речки (у земли, 1 скл.).
28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому ?) дальнему — м.р., ед.ч., Д.п.).
29. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.
пр. пр. пр.
Например: у_нас, ко_мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст, вр., 2-го лица, ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31.Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в
начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишет — писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют),
ставит — ставить, глаг., 2 спр., (-и, -ат, -ят).
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. [= -], [= -].
33. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: „Грусть-тоска меня съедает». А: «П»
Или: «А ты кем будешь на карнавале?» — спросил Мишка. «П?» — а.
34. Правописание глаголов в неопределенной форме .
(-ться, -тся, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?), беречь (что делать?).
Памятка «Работа над ошибками по русскому языку»4 класс
1.Пропуск, замена, перестановка букв в слове.Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём букву, в написании которой допущена ошибка. Машина, машина, машина. |
2.Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.Подчеркни заглавную букву.КороваМурка, мальчик Дима, город Владивосток. |
3. Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы. Выпиши правильно предложение. Подчеркни заглавную букву. Папа купил ёлку. В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки.Выпиши предложение правильно. Подчеркни знак препинания. Кедр — это хвойное дерево. |
4. Запятая в предложении…….. |
5.Гласные после шипящих. Жи-ши, ча-ща, чу-щу.Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.Ерши, ужи, чаща,чайник,чудо,щука. |
6.Сочетания чн, нч, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова. Почка, мощный, речной, обманщик, одуванчик. |
7.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется после согласных на конце слова, в середине слова между согласными.Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Пень, деньки, пальчик. |
8. Мягкий знак, разделительный, пишется в корне слова после согласных, перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Выпишите слово правильно. Подчеркните ь-разделительный одной чертой. Гласную,которую он разделяет -двумя чертами. Напишите ещё 2 слова на эту орфограмму. Соловьи, обезьяна. |
9.Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подъезд,объявление. |
10.При переносе нельзяоставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся (Оля, танк). Выпиши слово с правильным переносом. |
11.Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Выпиши слово с предлогом. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос. Отреки- от (какой?) реки. От реки- от (быстрой) реки. Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Подчеркни. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму. У _меня, ко _мне, со _мной. |
12.Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.Заехал, приехал, уехал. |
13.Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором на эту гласную падает ударение. Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Сады́ — сад, леса́ — лес, волна́ – во́лны. |
14.Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в орфографическом словаре.Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму и ударение. Запиши 2 однокоренных слова. Капуста, капустный, капустник. |
15 Чтобы написать парную согласную (б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш) на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором после этой согласной буквы стоит гласная. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Подчеркни. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода. |
16.Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором отчетливо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь. |
17.Удвоенные согласные в корне.: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т. д. Выпиши слово правильно, раздели его для переноса. Подбери к нему однокоренные слова. Подчеркни двойную согласную. Коллекция, коллекционная (марка), коллекционер. |
18.Мягкий знак на конце существительных после шипящих. У существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется. Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Мяч (м.р.), карандаш, товарищ.Дочь (ж.р.), мощь, мышь. |
19.Безударная гласная в приставках. Написание гласных букв в приставках:до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-),про-, со; за-, на-, над-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением. Например, доехал-досыта, заговорил-заговор.Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 3 слова с такой же приставкой. Доехал, добежал, додумался, договорился. |
20.В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой. Водолаз, землемер. |
21.Частица не с глаголами пишется раздельно.Выпиши слово правильно. Подчеркни. Запиши еще 2 слова. Не играл, не верю, не чувствовал. |
22. Окончание им. сущ. |
23. Окончание им. прилаг. |
24. Окончание глагола |
Составитель: Шамрай Н.Л. учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Амурзет»
Пояснительная записка
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся. Предметные умения обучающихся формируются на основе не только системы основополагающих лингвистических знаний, но и осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. При освоении разнообразных вопросов курса у учащихся формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно. Чтобы обеспечить формирование у обучающихся УУД в объеме, необходимом для дальнейшего образования, уделяю внимание построению алгоритмов и памяток.
Важной особенностью данной памятки (рекомендаций) является нацеленность разработки на помощь учителю организовать процесс обучения русскому языку через самостоятельную работу учащихся над собственными ошибками. Обучающимся выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.
Предназначена для работы на уроках русского языка и при выполнении домашнего задания.
Как работать с памяткой
1.Найди ошибку (если она не показана).
2.Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь ее.
3.Выпиши слово с «окошком» на месте той буквы, которая выбрана неверно.
4.Реши, какое правило нужно применить.
(Строго по цифре определи категорию своей ошибки). 5.Сделай работу над своей ошибкой по образцу. (выполни нужные действия и вставь букву)
6.Вспомни правило! Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь ее. 7.Старайся больше не допускать эту ошибку.
Вид ошибки |
Как работать над ошибками |
Образец выполнения |
1. Пропуск или замена буквы |
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву |
Делай так: маятник, прячутся, озеро. |
2.Оформление границ предложения. |
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву. |
Делай так: Садись за парту и выполняй задание в тетради. |
3. Перенос слова. |
Раздели слово для переноса. |
Делай так: оле -ни, подъ -ем, мас –са, конь -ки. |
4. Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн. |
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. |
Делай так: речка, мощный, точный. |
5. Гласные после шипящих. |
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. |
Делай так: малыши, роща, туча. |
6. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением. |
Запиши слово. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова. |
|
7. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением |
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши в скобках. Поставь ударение в проверочном слове. |
Делай так: дома (дом), молодой (молодость, молоденький). |
8. Двойные согласные в слове. |
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. |
Делай так: ванна, ван –на, ванночка, ванный |
9. Большая буква в именах собственных. |
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с той же орфограммой. |
Делай так: Игнат, Амурзет, Амур, Биробиджан. |
10. Соединительные гласные в сложных словах. |
Выпиши слово. Выдели корень .Подчеркни соединительную гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой. |
Делай так: паровоз, самолёт, разноцветные, жизнеописание. |
11. Гласные и согласные в приставках |
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с той же приставкой. |
Делай так: Полетели, поплыли, пробежала. |
12. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных. |
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Напиши ещё два слова с той же орфограммой. |
Делай так: Ель, день, пеньки. |
13. Разделительный мягкий знак ь. |
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и гласную букву. Напиши ещё два слова с той же орфограммой. |
Делай так: Вьюга, друзья, соловьи. |
14. Разделительный твёрдый знак ъ. |
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни орфограмму. Напиши ещё два слова с той же орфограммой. |
Делай так: Съезд, объём, съёмка. |
15. Парные звонкие и глухие согласные. |
Запиши слово правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму. Напиши ещё два слова с той же орфограммой. |
Делай так: мороз (морозы), беседка (беседовать), дубки (дубы). |
16. Непроизносимые согласные. |
Запиши слово. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь корень. Обозначь орфограмму. Напиши ещё два слова с той же орфограммой. |
Делай так: честный — честь, сердце – сердечный, известный — известие. |
17. Правописание предлога со словами |
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму. |
Делай так: к_другу; к (какому?) другу, к (нашему?) другу. |
18. Правописание приставки со словами. |
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. |
Делай так: Красить, покрасить, закрасить, перекрасить. |
19.Правописание суффиксов. |
Выпиши слово. Выдели суффикс. Запиши еще два слова с таким суффиксом. |
Делай так: Садик, мальчик, ключик. Домовой, садовый, береговой. |
20. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих. |
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. |
Делай так: Меч (м. р.), шалаш, плащ. Дочь (ж.р.), ночь, мышь. |
21. Не с глаголом. |
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму |
Делай так: не влез, не доучил, не переписал. |
22. Однородные члены предложения. |
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. |
Делай так: В садах поспевают яблоки, груши и сливы |
23. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. |
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример. |
Делай так: на дорожке (дорога, 1 скл.) на полянке (поляна, 1 скл.) |
24. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. |
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. |
Делай так: к внуку (какому?) любимому – м.р., ед.ч., Д.п. |
25. Предлог с местоимением. |
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму. |
Делай так: у тебя, ко мне, с нами. |
26. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. |
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой. |
Делай так: пишешь, зовешь, создаешь (наст.вр., 2 л., ед.ч.) |
27. Мягкий знак в неопределённой форме глагола. (-ться, -чь) |
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой. |
Делай так : улыбаться (н.ф., что делать?), беречь (н.ф., что делать?). |
28. Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. |
Делай так: пишешь — писать, гл, 1 спр., ( -е, -ут, -ют) ставит – ставить, гл., 2 спр., ( -и, -ат, -ят) |
29. Сложное предложение. |
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Подчеркни запятую |
Делай так: Когда наступил рассвет, земля озарилась яркими лучами солнца. |
30. Предложение с прямой речью. |
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания |
Делай так: Учитель сказал: «К доске идёт Денис Кораблёв». А: «П.» |
31.Правописание наречий. |
Выпиши наречие. Подчеркни орфограмму. Запиши еще два слова. |
Делай так: быстро, весело, смешно. Вверху, внизу, сбоку. |
32. Предложение с обращением. |
Выпиши правильно предложение. Подчеркни обращение и знаки препинания, которыми оно выделяется. |
Делай так: Привет, Денис! |