Папанинцы пробыли на льдине 274 суток ошибка

Дрейф первой научно-исследовательской экспедиции под руководством Ивана Папанина начался в мае 1937 года – Самые лучшие и интересные новости по теме: Папанин, арктика, северный полюс на развлекательном портале Fishki.net

Как дрейфовали папанинцы на льдине

Автор:

20 февраля 2018 06:00

Дрейф первой научно-исследовательской экспедиции под руководством Ивана Папанина начался в мае 1937 года. 9 месяцев работы, наблюдений и исследований станции «Северный полюс» завершились, когда в Гренландском море льдина разрушилась и ученым пришлось свернуть свою деятельность. За эпопеей спасения 4-х папанинцев наблюдал весь Советский Союз.

Как дрейфовали папанинцы на льдине

Экспедиции предшествовала длительная 5-летняя подготовка. До этого никто из путешественников и ученых не пробовал жить на дрейфующей льдине так долго. Ученые, зная направление движения льда, могли представить свой маршрут, однако никто из них не предполагал, как долго продлится экспедиция и чем она закончится.

И.Д Папанин

И.Д Папанин

Источник:

Идеологом этой экспедиции был Отто Юльевич Шмидт. После одобрения Сталина, он довольно быстро нашел людей для этого проекта — все они были не новичками в арктических походах. Работоспособный коллектив состоял из 4-х человек: Ивана Папанина, Эрнста Кренкеля, Евгения Федорова и Петра Ширшова. Начальником экспедиции был Иван Дмитриевич Папанин. Хотя он и родился на берегу Черного моря в Севастополе, свою жизнь связал с морями Северного Ледовитого океана. На Крайний Север Папанин был впервые направлен в 1925 году для постройки радиостанции в Якутии. В 1931 году он участвовал в походе ледокола «Малыгин» к архипелагу Земля Франца-Иосифа, уже через год он вернулся на архипелаг в качестве начальника полевой радиостанции, а затем создал научную обсерваторию и радиоцентр на мысе Челюскин.

П.П. Ширшов

П.П. Ширшов

Источник:

Гидробиолог и гидролог Петр Петрович Ширшов также не был новичком в арктических экспедициях. Он окончил Одесский институт народного образования, был сотрудником Ботанического сада Академии наук, однако его манили путешествия, и в 1932 году он нанялся в экспедицию на ледокольный пароход «А. Сибиряков», а год спустя стал участником трагического рейса на «Челюскине».

Е.К. Федоров

Е.К. Федоров

Источник:

Самым молодым членом экспедиции был Евгений Константинович Федоров . Он закончил Ленинградский университет в 1934 году и посвятил свою жизнь геофизике и гидрометеорологии. Федоров был знаком с Иваном Папаниным еще до этой экспедиции «Северный полюс-1». Он работал магнитологом на полярной станции в бухте Тихой на ЗФИ, а затем в обсерватории на мысе Челюскин, где его начальником и был Иван Папанин. После этих зимовок Федорова включили в команду для дрейфа на льдине.

Э.Т.Кренкель

Э.Т.Кренкель

Источник:

Виртуозный радист Эрнст Теодорович Кренкель в 1921 году закончил курсы радиотелеграфистов. На выпускных экзаменах он показал такую высокую скорость работы азбукой Морзе, что его сразу направили на Люберецкую радиостанцию. С 1924 году Кренкель работал в Арктике — сначала на Маточкином Шаре, затем еще на нескольких полярных станциях Новой и Северной Земли. Кроме этого, он участвовал в экспедициях на «Георгии Седове» и «Сибирякове» и в 1030 году сумел установить мировой рекорд, связавшись из Арктики с американской антарктической станцией.

Пес Веселый

Пес Веселый

Источник:

Еще один полноправный член экспедиции — пес Веселый. Его подарили зимовщики острова Рудольф, с которого самолеты и совершали бросок к полюсу. Он скрашивал одноообразную жизнь на льдине, и был душой экспедиции. Вороватой душой, потому что никогда не отказывал себе в удовольствии при случае пробраться на склад с продуктами и стащить что-нибудь съедобное. Кроме оживления атмосферы основной обязанностью Веселого было предупреждать о приближении белых медведей, с чем он прекрасно справлялся.
Врача в экспедиции не было. Его обязанности были возложены на Ширшова.

Как дрейфовали папанинцы на льдине

Источник:

При подготовки экспедиции старались учесть все, что возможно — от условий работы оборудования до бытовых мелочей. Папанинцы были снабжены солидным запасом провианта, походной лабораторией, ветряком, который вырабатывал энергию и радиостанцией для сообщения с землей. Однако, главная особенность этой экспедиции состояла в том, что она была подготовлена на основе теоретических представлений об условиях пребывания на льдине. Но без практики было сложно предположить, чем может закончится экспедиция и, главное — как придется снимать ученых со льдины.

Как дрейфовали папанинцы на льдине

Источник:

Жилищем и походной лабораторией на время дрейфа была палатка. Это сооружение было невелико —
4 х 2,5 м. Она утеплялась по принципу пуховика: каркас был обтянут 3-мя чехлами: внутренний был сшит из парусины, средний чехол был из шелка, набитого гагачьим пухом, наружный — из тонкого черного брезента, пропитанного водонепроницаемым составом. На брезентовом полу палатки в качестве утеплителя лежали оленьи шкуры.
Папанинцы вспоминали, что внутри было очень тесно и они боялись что-либо задеть (в палатке хранились и лабораторные образцы , поднятые с глубин Северного Ледовитого океана и заспиртованные в склянках).

И. Папанин за приготовлением обеда

И. Папанин за приготовлением обеда

Источник:

Требования к питанию полярников были довольно жесткие — в сутки рацион каждого должен был состоять из еды калорийностью до 7000 ккал. При этом, пища должна была быть не только питательной, но и содержать значительное количество витаминов — главным образом, витамина С. Для питания экспедиции были специально разработаны концентрированные суповые смеси — своего рода нынешние «бульонные кубики», только более полезные и наваристые. Одной пачки такой смеси было достаточно, чтобы сварить хороший суп на четверых членов экспедиции. Помимо супов, из таких смесей можно было приготовить кашу, компоты, Также в сухом виде для экспедиции были заготовлены даже котлеты — всего было разработано около 40 видов концентратов быстрого приготовления — для этого требовался только кипяток, и вся пища была готова уже через 2-5 минут.

Кроме привычных блюд, в рационе полярников появились абсолютно новые продукты с интересным вкусом: в частности, сухарики, на 23% состоящие из мяса и «солоноватый шоколад с примесью мясного и куриного порошка». Помимо концентратов, у папанинцев в рационе были и масло, и сыр, и даже колбаса. Также участники экспедиции были обеспечены витаминными таблетками и конфетами.

Вся посуда была изготовлена по принципу, чтобы один предмет входил в другой для экономии места. Это впоследствии стало применяться производителями посуды не только экспедиционной, но и обычной, бытовой.

Как дрейфовали папанинцы на льдине

Источник:

Практически сразу же после высадки на льдину, началась работа. Петр Ширшов проводил промеры глубины, брал образцы грунта, пробы воды на разных глубинах, определял ее температуру, соленость, содержание в ней кислорода. Все пробы тут же обрабатывались в походной лаборатории. За метеонаблюдения отвечал Евгений Федоров. Измерились атмосферное давление, температура, относительная влажность воздуха, направление и скорость ветра. Все сведения по рации передавались на о-в Рудольфа. Эти сеансы связи проводились по 4 раза в сутки.

Для связи с землей центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила по специальному заказу две радиостанции — мощную на 80 ватт и 20 ваттную аварийную.Основной источник питания для них был ветряк (кроме него имелся движок с ручным приводом). Все это оборудование (общий вес его был около 0,5 тонн) изготавливалось пир личном наблюдении Кренкеля и руководстве радиотехника Н.Н. Стромилова.

Как дрейфовали папанинцы на льдине

Источник:

Сложности начались после нового 1938 года. Льдина дрейфовала на юг и попадала в непогоду. На ней появилась трещина и ее размеры стремительно уменьшались. Однако полярники старались сохранять спокойствие духа и соблюдали обычный режим дня.

«В палатке, нашей славной старой жилой палатке, вскипал чайник, готовился ужин. Неожиданно, в самом разгаре приятных приготовлений, раздался резкий толчок и скрипучий шорох. Казалось, где-то рядом рвут шелк или полотно», — вспоминал Кренкель о том, как трещал лед.
«Дмитрич ( Иван Папанин) спать не мог. Он курил (первый признак волнения) и возился с хозяйственными делами. Иногда он с тоской поглядывал на репродуктор, подвешенный к потолку. При толчках репродуктор слегка качался и дребезжал. Под утро Папанин предложил сразиться в шахматы. Играли вдумчиво, спокойно, с полным сознанием важности выполняемого дела. И вдруг сквозь грохот ветра снова прорвался необычный шум. Судорожно содрогнулась льдина. Мы решили все же не прекращать игру», — написал он о моменте, когда льдина треснула под самой палаткой.

Кренкель тогда довольно буднично передал по радио сообщение Папанина: «В результате шестидневного шторма в 8 часов утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полукилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров (первоначальный размер льдины составлял примерно 2 Х 5 км). Отрезаны две базы, также технический склад с второстепенным имуществом. Из топливного и хозяйственного складов все ценное спасено. Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться»

К полярникам уже выдвинулись корабли «Таймыр» и «Мурман», однако добраться до станции было непросто из-за сложной ледовой обстановки. Самолеты также не могли забрать полярников с льдины — площадка для их посадки на льду разрушилась, а один самолет, посланный с корабля и сам затерялся, и для его поисков была создана спасательная экспедиция.  Корабли смогли пробиться к станции только когда образовалась полынья, они получили в пути значительные повреждения во льдах.

19 февраля в 13 часов 40 минут «Мурман» и «Таймыр» пришвартовались к ледовому полю в 1,5 км от полярной станции.  Они приняли на борт всех участников экспедиции и их снаряжение. Последнее сообщение экспедиции было таким: «… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой, 19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу». 21 февраля папанинцы перешли на ледокол «Ермак», который доставил их в Ленинград 16 марта.

Как дрейфовали папанинцы на льдине

Источник:

Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Всем участникам экспедиции были присвоены ученые степени и звания Героев Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам — А. Д. Алексееву, П. Г. Головину, И. П. Мазуруку и М. И. Шевелёву.
Благодаря этой первой экспедиции стали возможны и следующие — 1950-х годах последовала экспедиция «Северный полюс-2», а вскоре такие зимовки стали постоянными. В 2015 году состоялась последняя экспедиция «Северный полюс».

Источник:

Ссылки по теме:

Советский исследователь и полярник В.Ю. Визе в 1929 году предложил идею, что можно не «вмораживать» корабль во льды, а попросту высадить экспедицию на лед и пустить ее в дрейф вместе с ним.

Это было очень кстати, ведь в 30 — е годы XX века началась эксплуатация Северного морского пути, и чтобы избежать разного рода происшествий, связанных с изменениями погоды, необходимо было иметь ее прогноз. И в 1936 году начальник Главсевморпути Отто Юльевич Шмидт предложил создать дрейфующую станцию, которая бы в течение года провела гидрологические и метеорологические исследования.
Как известно, в самом центре Северного Ледовитого океана нет суши, нет никаких островов, и негде построить на постоянном месте научные станции, а использовать корабли, «вмораживая» их во льды — это не очень умно: их может унести неизвестно куда, а также может раздавить льдами. Поэтому высадка людей на прочную большую льдину в нужном районе Арктики, а также доставка всего самого необходимого, в том числе и оборудования, стало хорошей идеей.
Решено было начать дрейф от полюса, а по окончании работ и исследований — забрать полярников и оборудование самолетом. Руководителем экспедиции стал сам Шмидт, а начальником будущей станции должен был стать Иван Дмитриевич Папанин, бывший чекист, которому ранее доводилось руководить исследованиями на Земле Франца-Иосифа, и на мысе Челюскин. Также в экспедицию вошли: Э.Т.Кренкель — радист, Е.К.Федоров — геофизик и П.П.Ширшов — океанограф и врач.
Жилым помещением для зимовки у папанинцев стала брезентовая палатка, состоящая из разборного каркаса на основе алюминиевых труб, а сам брезент был утеплен в два слоя гагачьим пухом. Нижняя часть палатки (пол) была из накачанной воздухом резины.


Палатка папанинцев на Северном полюсе

Главным средством сообщения между экспедицией и большой землей стала радиосвязь. Это было две радиостанции на 80 Вт и на 20 Вт (на случай аварии), а также два комплекта аккумуляторов, заряжающихся от ветряка и от динамо-машины, и антенна.
Для зимовки были подготовлены еще и нарты, которые весили 20 кг. А еще на полтора года было взято провизии весом в 5 т.

В марте 1937 года 4 самолета Ант -6 вылетели из Москвы через Нарьян-Мар и Новую Землю на самый северный остров Земли Франца Иосифа — остров Рудольфа. Так как погода длительное время была неблагоприятной, то к полюсу сначала полетел самолет М.В.Водопьянова. Приземлившись, члены экипажа должны были установить сигнальные огни, а затем по радио вызвать остальных. 21 мая Водопьянов совершил посадку на Северном полюсе. Льдина, на которую он приземлился, была очень большой и толстой. Ее толщина была не менее 3 м, а площадь — 15 кв.км. Следующие самолеты прилетели не сразу. По разным причинам они задерживались. Последний самолет приземлился на льдине 5 июня. Но 6 июня уже состоялось открытие первой дрейфующей полярной станции. Вместе с полярниками на станции поселился пес по кличке Веселый.

У полярников ежедневно было много работы. Они делали научные наблюдения и отправляли метеосводки на материк. Помимо этого они занимались промерами глубин. Для этого им пришлось пробить толстый слой льда и, с помощью лебедки, опускать на дно стальной трос с грузом. Так стало возможно узнать глубину на Северном полюсе — 4290 м. Помимо глубин полярники измеряли давление воды на глубине, температуру, а также брали пробы воды и грунта.


Папанинцы и пес Веселый

В пробах воды, взятой с глубины 250 — 600 м, при положительной температуре, был обнаружен планктон. Ширшовым было высказано предположение, что это теплое течение попадает сюда из Гольфстрима. Так стало известно, что Северный полюс — это не только бескрайние полярные льды, но и жизнь, находящаяся под ними. Да и на поверхности льдов полярники неоднократно встречали белых медведей и тюленей.

Вслед за весной наступило и арктическое лето. Солнце начало нагрвать льдину, и она стала таять на поверхности. Это повлекло за собой трудности и неприятности. Оборудование перенесли на возвышенности. Выяснилось, что погода в Арктике ничем не отличается от погоды на материке: циклоны сменяют антициклоны.

Но лето в Арктике длится совсем не долго, а вот зима — продолжительная. И зима — это не только мороз и холод, это еще и полярная ночь. Да и льдина не стояла на месте. а постепенно дрейфовала, и, по расчетам Шмидта, через определенное время она должна была приплыть к берегам Гренландии. Но не все оказалось таким безобидным. Скорость льдины увеличивалась с каждым месяцем, и если летом это было примерно 2 морских мили в сутки, то в ноябре стало 4. В самом начале 1938 года, в январе, льдину понесло с невероятной скоростью: 12 миль в сутки. И сама льдина этого не выдержала: ее начало ломать. и не только с краев. Папанинцам приходилось постоянно переносить оборудование с одного места на другое, где было более безопасно. А палатку вообще приходилось откапывать.


Палатка очутилась в яме из — за подтаявшего льда.

В дальнейшем, сильный шторм оставил от льдины лишь ее маленькую часть со сторонами 30 м на 50 м. И в это же время до берегов Гренландии оставалось всего каких — то 100 км. А льдина продолжала ломаться. Экспедиционеры срочно сообщили на материк, что им требуется помощь.
Чтобы спасти людей самолеты уже не годились. И за ними вышли два ледокола: «Ермак» и «Таймыр». Первый — из Кронштадта, а второй — из Мурманска. 12 февраля «Таймыр» был уже близок к дрейфующей льдине с полярниками, но оставшиеся 50 км пришлось проходить целую неделю — настолько сложным был этот участок. Все же 19 февраля экспедиция была снята с места своей зимовки, и дрейфующая станция «Северный полюс — 1» закончила свою деятельность.

Всего экспедиция пробыла на льдине 274 дня, и за это время на льдине проплыла 2200 км. Это время было потрачено на научные исследования и наблюдения:
— было произведено 33 промера глубин в разных местах Северного ледовитого океана, в 14 случаях глубина оказывалась более 3 км;
— 600 измерений скорости течений, установлено наблюдение за изменением скорости по мере удаления от полюса;
— также велось наблюдение за атмосферным электричеством, велись магнитные измерения;
— метеонаблюдения по программе полярных станций;
— передача метеосводок каждые 2 часа, во время перелета Чкалова, Громова и Леваневского.
Этот опыт стал первым в многолетней программе советских дрейфующих станций. Программа получила название «Северный полюс».
Вернувшихся полярников страна встречала как героев.
С 1954 года в центральной Арктике велись непрерывные исследования на работавших одновременно 2 — 3 станциях. В 1991 году наступил длительный перерыв в работе полярных станций, но через 12 лет, работы в Арктике возобновились.

Дрейф папанинцев в Арктике — самая знаменитая советская экспедиция, намного опередившая время. Но она едва не закончилась трагедией и стала причиной завершения полярной программы 1930-х

На дрейфующей станции «Северный полюс». Слева направо: летчик Геннадий Власов, Иван Папанин и начальник экспедиции на ледоколе «Таймыр» Ананий Остальцев. Фото: Яков Халип

На протяжении более чем сотни лет люди стремились достичь полюса, используя корабли, лыжи и собачьи упряжки. Покорение Северного полюса было много труднее покорения Южного — несмотря на более мягкие климатические условия. Ведь на дрейфующем льду Полярного моря практически невозможно делать вспомогательные склады. Порой движение льдов относило путешественников от цели быстрее, чем они продвигались вперед. Однако именно дрейфующие льды предложил использовать Фритьоф Нансен в качестве транспортного сред­ства. Он сознательно вморозил свой «Фрам» во льды к северу от Новосибирских островов. Судно, дрейфуя, достигло широты в 85°55´ (это примерно 450 километров от полюса) и через три года после начала дрейфа освободилось в широком проливе между Шпицбергеном и Гренландией, получившем имя в честь знаменитого корабля. Нансену не удалось достичь полюса, но именно его экспедиция на долгие десятилетия стала основным источником информации о центральной Арктике. А на полюсе, как принято считать, первым побывал американец Роберт Пири в 1909 году. Однако его достижение многие подвергали сомнению, ибо убедительных доказательств он не предоставил — да и какие тут могли быть доказательства?

Бурное развитие авиации в 1920-х сделало Арктику доступнее. Руаль Амундсен одним из первых понял, что времена лыжников и погонщиков собак безвозвратно уходят. Однако его первый полет к полюсу в 1925 году едва не закончился трагедией. Он разочаровался в применении самолетов и следующую экспедицию совершил на дирижабле «Норвегия». По-видимому, именно Амундсен первым достиг полюса, но пролетел над ним без посадки. В 1930-е подвиги великих путешественников — Нансена, Амундсена, Роберта Скотта и других — были еще свежи в памяти, романтика Северного полюса по-прежнему влекла путешественников, тем более что после Пири там так никто и не побывал. Но руководители советской экспедиции открестились от каких-либо спортивных целей и не отстаивали приоритет в достижении полюса. Наука, наука и еще раз наука — именно так была обозначена цель экспедиции. И действительно, огромное пространство
в Полярном бассейне оставалось белым пятном на карте. Достаточно сказать, что один из кораблей в 1937-м вышел в  море с заданием отыскать мифическую Землю Санникова.

Освоение советской Арктики в 1930-е годы сейчас нам кажется естественным ходом исторических событий, и мы не задумываемся, что оно произошло по инициативе одного человека — правда, Отто Шмидта отличали необычайный талант и харизма. И еще более удивительно, что в жизни его самого Арктика заняла лишь одно десятилетие — с 1929-го по 1939 год. Нам Шмидт известен в первую очередь как полярник, но разнообразие его интересов скорее подошло бы эпохе Ренессанса, нежели XX веку. Еще студентом Киевского университета Шмидт добился блестящих успехов в математике, но рамки академиче­ской карьеры ему были тесны. Он жаждал изменить мир. Сразу после революции стал работать в правительстве, занимался вопросами финансов, продовольствия, реформой образования. Несколько лет руководил Госиздатом, основал Большую советскую энциклопедию. В 1928 году участ­вовал в советско-германской экспедиции на Памир, а годом позже, во многом случайно, оказался в Арктике. В 1932-м он как начальник экспедиции совершил знаменитое сквозное плавание на ледоколе «Сибиряков» из Белого моря в Берингово за одну навигацию, после чего был принят Сталиным. Результатом стало появление Главсевморпути. Это было не просто транспорт­ное ведомство: ему поручалось все­стороннее развитие северных морей и островов европейской части СССР и всей азиат­ской территории страны севернее 62-й параллели. Фактически «ледовый комиссариат» создавался как государство в государстве — как сказал Сталин, Ост-Индская компания, только без пушек.

Первой масштабной операцией Главсевморпути должен был стать сквозной арктический рейс «Челюскина». Но, увы, 13 февраля 1934 года пароход затонул, раздавленный льдами в Чукотском море. Такого в полярной истории еще не было: 104 человека, включая женщин и двоих детей, оказались на дрейфующей льдине. В экстремальных обстоятель­ствах Шмидт показал себя сильным руководителем, сумел сохранить дисциплину и поддержать в людях силу духа. Лагерь просуществовал два месяца, 13 апреля последние его обитатели были вывезены самолетами на материк. Спасение челюскинцев показало, что советская авиация может выполнять сложные задачи в Арктике. Возможно, именно тогда у Шмидта и зародилась идея дрейфующей станции. Из истории с «Челюскиным» власти извлекли еще один урок: полярная эпопея может стать сильнейшим пропагандистским ресурсом. Несколько месяцев страна жила челюскинцами, газеты регулярно публиковали официальные сообщения, подробности жизни в лагере Шмидта и рассказы участников экспедиции. Возвращение челюскинцев было организовано как триумфальное шествие от Владивостока до Москвы. Праздничная демонстрация растянулась вдоль всей страны, а кульминацией торжеств стал парад 19 июня на Красной площади.

Организация дрейфующей станции на льду стала для Шмидта возможностью оправдаться за гибель «Челюскина», а для руководства страны ремейк челюскинской эпопеи сулил новые политические дивиденды. У Шмидта был и еще один козырь: сведения о погоде на полюсе были необходимы экипажам Чкалова, Громова и Леваневского — они готовились к трансполярным перелетам в Америку, которым также придавалось важное пропагандистское значение.

Июнь 1936 года. Самолет полярной авиации отправляется в полет в рамках подготовки к высадке экспедиции на лед Северного полюса. Фото: Иван Шагин

Июнь 1936 года. Самолет полярной авиации отправляется в полет в рамках подготовки к высадке экспедиции на лед Северного полюса. Фото: Иван Шагин

Самой рискованной частью экспедиции была посадка тяжелого самолета на льдину. Шмидт поручил проработку вопроса Водопьянову, опытнейшему из полярных летчиков. Водопьянов отреагировал необычно: вместо докладной записки написал повесть «Мечта пилота», посвященную посадке на полюс.

К счастью, самолеты АНТ-6 имели небольшую посадочную скорость, к тому же Водопьянов впервые в истории авиации использовал тормозной парашют.

Понимая уровень риска, руководство решило подстраховаться на случай неудачи: не сообщать об экспедиции до успешной посадки. В памяти была еще свежа неудача летчика Леваневского. Тогда, летом 1935 года, было объявлено о предстоящем перелете в Сан-Франциско через полюс и даже выпущены по этому случаю почтовые марки, но Леваневскому пришлось повернуть назад.

Подготовку к экспедиции в Главсевморпути начали еще в 1935 году, задолго до того, как вышли с предложением в правитель­ство, — надо было все подготовить и проработать до мелочей. Водопьянов и Махоткин на двух небольших самолетах разведали маршрут до Земли Франца-Иосифа, изучили условия полетов в Арктике, испытали навигационную аппаратуру. Одновременно началось строительство базы на острове Рудольфа — примерно в 900 километрах от полюса. Эту работу поручили Ивану Папанину, который ранее, во время строительства радиостанций и руководства полярными зимовками в бухте Тихой и на мысе Челюскина, показал себя прекрасным организатором.

До посадки на полюс имя Папанина встречается в прессе нечасто. Его известность несравнимо меньше, чем его подчиненных — челюскинцев Кренкеля и Ширшова. Начинал свою деятельность красным матросом в Севастополе, во время Гражданской войны партизанил в Крыму. После поражения белых был назначен комендантом Крымской ЧК и прослужил в этой должности около полугода, в самый разгар красного террора. Будущему полярнику работа в карательных органах не нравилась: «Приговор врачей был: полное истощение нервной системы. Отлежал я в больнице положенный срок и пошел к Реденсу, уезжавшему в Харьков: не считайте меня дезертиром, но я больше не могу работать комендантом ЧК. Переведите меня куда угодно». Папанина отпустили. Он стал строить радиостанции в Сибири, а в 1930 году появился в Арктике как представитель почтового ведомства.

Шмидт предлагал на роль начальника станции профессора Владимира Визе — опытнейшего исследователя Арктики, в прошлом участника знаменитой экспедиции Седова. По официальной версии, Визе отказали по возрасту. Может, и так, но Папанин также был не молод и имел проблемы со здоровьем. Возможно, свою роль сыграло его социальное происхождение и революционное прошлое, но скорее всего — организаторские способности. Ход событий показал правильность выбора. Экспедиция прошла успешно во многом благодаря предусмотрительности и хозяйственности Папанина. Он взял на себя подготовку снаряжения и предусмотрел все. Что же касается научной программы, с ней блестяще справились два молодых ученых — океанолог Петр Ширшов и геофизик Евгений Федоров.

От Москвы до полюса меньше 4000 км, но чтобы преодолеть их, потребовалось два месяца. По дороге на базу экспедиции — остров Рудольфа — сделали остановки в Холмогорах, где сменили колеса самолетов на лыжи, затем в Нарьян-Маре и на Новой Земле. На Рудольфе долго ждали благоприятных условий, наконец 21 мая Шмидт дал команду на вылет первого, флагманского самолета Н-170. Решили сначала лететь одним самолетом, чтобы не рисковать всей группой.

В полете начал протекать радиатор одного из моторов. Механикам, чтобы обнаружить течь, пришлось прорезать обшивку крыла. Починить мотор в полете было невозможно. Стало ясно, что скоро он остановится. Тогда механики принялись собирать антифриз тряпками, выжимали в ведро и подавали обратно в радиатор. Все — голыми руками, высунув их наружу. Похоже, собственное здоровье их заботило меньше, чем успех экспедиции. Федоров позже рассказывал: «Идем на посадку. Я уперся ногами и локтями в крепления кресла, держу в руках на весу ящик с хронометрами — наиболее чувствительную часть нашего снаряжения».

Весть об успешном «приземлении» передали лишь через десять часов, когда зарядили аккумуляторы и Кренкель запустил радиостанцию: самолетный передатчик сломался. Радио работало только на прием, и полярники узнали, что в Москве уже готовится спасательная операция. Шмидт передал на Большую землю: «Сейчас мы отомстили стихии за гибель «Челюскина».

В этот же день в московском Реалистическом театре состоялась премьера пьесы «Мечта» по повести Водопьянова. Конечно, точное совпадение было случайным — в Москве еще не знали об успешной посадке, и дату ее никто не мог предвидеть.

Для начала работы дрейфующей станции нужно было доставить туда весь груз. Но из-за погоды остальные самолеты задерживались с вылетом с острова Рудольфа. Последний из четырех самолетов приземлился на льдину 5 июня. С ним прилетел и «пятый папанинец» — пес Веселый. Все это время на льдине жило около сорока человек, что удручало Папанина, отвечавшего за провиант. 6 июня станцию торжественно открыли, и самолеты улетели. На льдине остались четыре человека и собака.

Началась повседневная работа — метеонаблюдения, промеры глубин, измерение параметров морской воды. Очень скоро результаты оказались востребованы: 19 июня над льдиной пролетал АНТ-25 Чкалова, дрейфующая станция обеспечивала радиосвязь и метеосводки. Еще через месяц над льдиной пролетел Громов, он установил новый рекорд дальности. Третий из перелетов 1937 года закончился трагически: экипаж Леваневского исчез в Арктике.

Пока мальчишки Советской страны играли в папанинцев, сами полярники, помимо научной работы, писали статьи для центральных газет, проводили партсобрания, отмечали советские праздники. Вот как описывает празд­нование 20-й годовщины революции Евгений Федоров: «В полнейшей тишине ночи вышли со знаменами к торосам. Иван Дмитриевич вскарабкался на торос и произнес небольшую речь». В конце 1937 года состоялись первые в СССР прямые выборы в Верховный совет, и всех папанинцев избрали депутатами. Пес Веселый тоже стал медийной фигурой, хотя и был на плохом счету у начальства: регулярно устраивал набеги на продуктовый склад. Папанин из-за этого хотел сдать его в московский зоопарк по возвращении, но Сталин взял Веселого под свое покровитель­ство.

Даже самые видные исследователи Арктики, такие как Визе и Зубов, не могли предположить, куда и с какой скоростью будет дрейфовать льдина. Так папанинцы невольно сами стали участниками эксперимента.

Шмидт считал, что дрейф будет медленным, льдина за год пройдет немного на юг в сохранности, тогда полярников можно будет снять самолетами. Но этим планам не суждено было сбыться. С началом нового, 1938 года события стали развиваться стремительно: станцию вынесло через пролив Фрама в Гренландское море. Тогда было еще не известно, что этот пролив является единственными глубоководными воротами в Арктику и именно в нем происходит разрушение дрейфующих льдов. Чем дальше к югу, тем быстрее двигалась льдина. К началу февраля палатка стояла на обломке льдины размером 30 на 50 метров, в сутки он проходил до 20 миль.

18 января 1938 года Федоров записал в дневнике: «В последние дни обнаружил, что наше ледяное поле качается». Впрочем, лед к этому времени закачался и под Шмидтом, разве что в переносном смысле. Началось с исчезновения Леваневского. Авиация вместо ледовой разведки была занята безуспешными поисками, ледовая обстановка в навигацию 1937 года оказалась трудной, в результате 26 судов, включая почти весь ледокольный флот, застряли во льдах.

Провал навигации был отчасти обусловлен тем, что Шмидт взялся за столь сложную задачу — организацию дрейфующей станции — в ущерб основной работе. Одновременно раскручивался маховик террора: в октябре 1937-го был арестован и погиб в тюрьме Бергавинов — начальник политуправления Главсевморпути, второй человек в ведомстве, расстреляны два заместителя Шмидта, множество работников на местах. В этих условиях эффективно управлять транспортными операциями оказалось невозможно. Самого Шмидта арестовать не решились: после челюскинской эпопеи он был слишком популярен.

С эвакуацией папанинцев сложилась критическая ситуация: самолеты не могли снять их с обломка льдины в условиях полярной ночи, а большинство кораблей остались зимовать во льдах. В ход были брошены все оставшиеся силы: пароходы «Таймыр» и «Мурман», ледокол «Ермак», на котором находился Шмидт, и дирижабль В-6. Полет закончился трагически: воздушный корабль врезался в гору недалеко от Кандалакши и взорвался. Погибли 13 человек, среди них штурман Алексей Ритслянд, участ­ник высадки папанинцев. Чтобы не портить впечатление от экспедиции Папанина, трагедию вывели из общего хода событий. Официально было заявлено, что дирижабль совершал испытательный полет по маршруту Москва  — Мурманск — Москва. А «Таймыр» и «Мурман» 19 февраля сняли папанинцев со льдины, на которой те прожили 274 дня.

Летчику Михаилу Водопьянову (в центре) за мужество и героизм, проявленные при спасении экипажа парохода «Челюскин», в апреле 1934 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Фото: Иван Шагин

Летчику Михаилу Водопьянову (в центре) за мужество и героизм, проявленные при спасении экипажа парохода «Челюскин», в апреле 1934 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Фото: Иван Шагин

В Ленинград они прибыли 15 марта. В этот день были расстреляны Бухарин, Рыков, Ягода и другие осужденные на очередном показательном процессе. Это, скорее всего, совпадение, но ясно, что и полярные экспедиции, и дальние перелеты сталинская пропаганда умело использовала как позитивный противовес атмосфере страха и ненависти, в которой жила страна. Идеология в экспедициях 1930-х превалировала над научной составляющей — особого внимания властей к океанологии не было. Научные экспедиции в Арктику финансировались скудно, исследования выполнялись, как правило, попутно, при доставке грузов и обеспечении полярных станций. Тем не менее результаты экспедиции Папанина оказались впечатляющими. Впервые была измерена глубина океана в районе полюса, установлено, что теплые воды из Атлантики поступают в центральную Арктику. Были опровергнуты прежние представления об отсутствии жизни в районе полюса, установлены направления течений и воздушных масс, дрейфа льдов. И вполне естест­венным стало присвоение докторской степени без защиты диссертаций всей четверке, включая радиста Кренкеля и Папанина, не имевшего даже среднего образования, — ведь все в равной степени были соавторами новых открытий.

В 1937 году Шмидт планировал вторую дрейфующую станцию, но к этому моменту власть во многом утратила интерес к Арктике. Эксперимент оказался рискованным и дорогим. Отто Шмидта обвинили в затягивании спасательной операции, припомнили корабли, которые еще предстояло вызволять изо льдов. В 1939 году его перевели на должность вице-президента Академии наук — фактически это было почетной отставкой. Должность Шмидта занял Иван Папанин. По этому поводу ходила эпиграмма:
Примеров много есть на свете,
Но лучше, право, не найти.
Снял Шмидт Папанина со льдины,
А тот его с Севморпути.

Но Папанину досталась совсем другая организация. Она была лишена значительной части функций и из всесильной арктической империи превратилась в транспортное ведомство.

Так кто же первым ступил на лед в точке Северного полюса? Был это Пири? Или его соперник Кук? Или кинооператор Троянов­ский, выпрыгнувший из самолета Водопьянова со словами «Я не в счет», чтобы запечатлеть момент для истории? Водопьянов сел в десятках километров от полюса, а Пири и Кук, скорее всего, там и не побывали. Так что первыми в точке полюса приземлились три самолета
«Ли-2» 23 апреля 1948 года. Начальником научной экспедиции был Александр Кузнецов, начальником летного отряда — снова Михаил Водопьянов. Но из-за секретности экспедиции это достижение осталось не известным никому, кроме самих участников.

Источник

    Главная
    русский язык

Исправьте предложения,объясните ошибки



10-11 класс

1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.
2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.
3. Папанинцы пробыли на льдине 274 суток.
4. Город находится в полуторастах километров от областного центра.
5. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.
6.Влажность воздуха составляет 76,5 процентов.
7. Машины стояли у обоих ворот.
8. До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца.
9. Девятьметровый сталетний дуб возвышался в центре поляны.
10. В соревнованиях участвовало 243 юношей и девушек.
11. Каждому дали по пяти тетрадей.

Igorevna1234

30 мая 2014 г., 22:43:28 (8 лет назад)

Love08

31 мая 2014 г., 0:16:29 (8 лет назад)

Трое юношей и три девушки(ж.р поэтому числ.-три) исполняли красивый танец. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью(не правильно склонили) тремя книгами. Папанинцы пробыли на льдине 274(двести семьдесят четыре) (неправильно склонили)сутки. Город находится в в полутораста километрах от областного центра. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцати трех учащихся. Влажность воздуха составляет 76,5 (семьдесят шесть с половиной) процента. Машины стояли у тех и у других(правда тут сомневаюсь) ворот. До начала экзаменов осталось полтора учебных(во множественное число, несколько месяцев) месяца.Девятиметровый(во множественное число числительное) стОлетний(изменяем числительное) дуб возвышался в центре поляны. В соревнованиях участвовало 243(двести сорок три) человека, состоящих из юношей и девушек(может так?!). Каждому дали по пять(изменяем числительное) тетрадей. 
В основном неправильные склонения имён числительных.

LaimLov

31 мая 2014 г., 1:35:15 (8 лет назад)

Трое юношей и три девушки исполняли красивый танец.
2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четырехстами восьмьюдесятью тремя книгами.
3. Папанинцы пробыли на льдине в течение 274 суток.
4. Город находится в полутораста километрах от областного центра.
5. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать три учащихся.
6.Влажность воздуха составляет 76,5 процента.
7. Машины стояли у тех и других ворот.
8. До начала экзаменов осталось полтора учебных месяца.
9. Девятиметровый столетний дуб возвышался в центре поляны.
10. В соревнованиях участвовало 243 юношей и девушки.
11. Каждому дали по пять тетрадей.

Ответить

Другие вопросы из категории

Dolgora360 / 24 мая 2014 г., 12:28:14

лексическое значение слов :саммит,пейджер,диллер,имидж,дизайнер,брокер,приватиация,ваучер,маклер, планеторог,акванавт,презентация,сайт.

Читайте также

Kerberg2013 / 25 нояб. 2014 г., 10:54:47

Укажите случаи неправильного выбора формы сказуемого и исправьте предложения. Объяснить. 1. Большинство учебников, имеющихся в библиотеке, издано в

прошлом веке. 2. Ряд молодых специалистов направлены на заводы в пределах области. 3. Большая часть моих привычек и вкусов не нравились ему. Проанализируйте следующие предложения, объясните суть ошибок, исправьте эти фразы. 1. Приезжая в Петербург, Хлебников стал вести тяжелую, полуголодную жизнь. 2. Прочитав повесть Быкова, меня в первую очередь поразил сам сюжет. 3. В выставке приняли участие крупные фирмы, предприятия города, акционерные общества и частные предприятия.

Polinakobilka / 04 окт. 2013 г., 7:46:54

Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Ввиду отсутствия медикаментов в этой аптеке пришлось идти в другую
.2.Они работали как самые отъявленные специалисты.
3. Наши воины совершили много геройских подвигов
.4.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен толькоусилило воздействие этого фильма
.5.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.
6.Возьми хлеб себе, он у нас все равно бесполезно пропадает.
7. В предложенных предложениях найти ошибки и проанализировать их последующей схеме.
8. Учащиеся работали по заданиям, данным преподавателем
.9. Хочется особенно отметить дует двух тромбонов.
10. С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.
11. И тут боец вспомнил, что в кармане у него винтовка.
12. Сочинение по картине «Бурлаки на Волге»: Один бурлак набивает трубкупорохом из цветастого кисета.
13. Можно часами наблюдать за закатом.
14. Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.
15. Летальная смерть может наступить при гипопластической анемии
16.Численность рабочего дня в хирургическом отделении быланенормированной.
17.За двадцатилетний труд на посту заведующего терапевтическимотделением доктор Петров был предоставлен к награде.

Slepova1 / 24 апр. 2013 г., 15:52:36

Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм

прилагательных, допущены в данных предложениях? Исправьте и объясните ошибки.
1) Самая интереснейшая книга для меня – энциклопедия. 2) Многие ученики
говорят,что новый учитель более добрее старого.

Вы находитесь на странице вопроса «Исправьте предложения,объясните ошибки«, категории «русский язык«. Данный вопрос относится к разделу «10-11» классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «русский язык«. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Папа не допускай ошибок на работе
  • Пароконвектомат абат ошибка е07
  • Паркмастер парктроник ошибки
  • Пароконвектомат абат ошибка е04 как устранить ошибку
  • Папа изменил маме как ее успокоить

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии