Упражнения
к самостоятельной работе по теме «Типичные ошибки, связанные с нарушением
лексической сочетаемости»
Упражнение
1.
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений.
1.
Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику
«Победа». Наше внимание особенно привлек обелиск, который называется «Стоять
насмерть». Этот обелиск — фигура солдата, сжимающего в руке автомат.
2.
В Самаре на одной из улиц находится двухэтажный дом с мансардой. На фронтоне
этого двухэтажного здания висит мемориальная доска, На доске сделана надпись:
«Здесь жил великий пролетарский писатель A.M.
Горький в 1895 г.».
3.
Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.
Упражнение
2. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1.
На девочке было (одето, надето) осеннее пальто. 2. (Абонемент, абонент) не
отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 4. (Лесные, лесистые) озера
очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной)
литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет. 8. В нашей школе больше нет
(непоправимых, неисправимых) двоечников. 9. На первое – (черепаший,
черепаховый) суп.
Упражнение
3. Устраните лексические ошибки
1.Сегодня
мы всем классом ходили в Эрмитаж. – Ну, и что ты вынес оттуда?
2.Эти
расчеты по установке генератора мы просмотрели.
3.Тренер:
«У нас хромают защитники».
4.Докладчик:
«Ваши замечания я прослушал».
5.Культорганизатор:
«Отдыхающие, идемте вешаться».
Упражнение
4. Перепишите пример. Подчеркните слова, которые лексически не сочетаются. Исправьте
ошибки.
1.
В техникуме большое значение уделяют физкультуре и спорту. 2. Из глаз Сони
беззвучно текли слезы. 3. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре. 4.
Большую роль имеет физическая подготовка будущих воинов.
Домашняя
работа. 1)Спишите предложения, подчеркните
лексические ошибки. Напишите предложение правильно.
1.
Гимнастка одержала
первенство на областных соревнованиях.
2.
Парад планет — необычный природный феномен.
3.
Не нужно из этого факта строить проблему.
4.
Во время обеда подняли тост ха хозяина.
5.
Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не
терял чувство юмора.
6.
На экскурсии мы купили памятные сувениры.
7.
Объявление в рентгеновском кабинете «Делаем только срочные переломы».
8.
Артист одел сценический костюм.
2)
Создайте рисунок, содержащий оксюморон.
Автономное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ленинградский
государственный университет имени А.С. Пушкина»
Бокситогорский
институт (филиал)
Колледж
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
Специальность 050144 (04.02.01)
Дошкольное образование_________________________
Учебная дисциплина Русский язык___________________________________________________
Курс ____1_________ 2014/2015 учебный год
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
§
оценка «отлично»
выставляется студенту, если он на все вопросы билета и дополнительные вопросы
преподавателя дал полные, обстоятельные ответы, правильно выполнил
практическое задание;
§
оценка «хорошо»
выставляется, если даны ответы на все вопросы билета, дополнительные вопросы
преподавателя и при этом были допущены незначительные неточности или неполное
знание некоторого материала дисциплины, но выполнено практическое задание;
§
оценка «удовлетворительно»
выставляется, если неполно и с большими неточностями даны ответы на вопросы
билета и дополнительные вопросы преподавателя, не выполнено практическое
задание;
§
оценка «неудовлетворительно»
выставляется, если нет ответа на все вопросы билета или не выполнено
практическое задание, по дополнительным вопросам показано незнание материала
дисциплины.
Преподаватель ____________________________________________________
З.А.Зайцева
Рассмотрено на заседании ПЦК социально-гуманитарных
и художественно-эстетических
дисциплин
Протокол № от «____»________________
20__ г.
Председатель ПЦК ________________ З.А.Зайцева
СОГЛАСОВАНО
Заведующая УМО___________
В.В.Стелилюева
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность Учебная Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1 Вопрос № 1. Стили речи, их функции и сфера употребления. Практическое задание.
Школьные годы это жестокое испытание.4 |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность Дошкольное образование_________________ Учебная Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №2 Вопрос №1. Текст как речевое произведение, основные признаки Практическое задание.
Я сегодня поймал было рыбку золотую рыбку не |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №3 Вопрос №1. Чужая речь и основные способы ее передачи. Практическое задание.
Если каждый ч..ловек на куске земли своей3 |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ____ Дошкольное образование ______________________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №4 Вопрос №1. Сложное предложение и его виды: союзные и Практическое задание.
С |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _____ Дошкольное образование _____________________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №5 Вопрос №1. Предложения с обращениями, вводными словами и Практическое задание.
Создает ч..ловека природа но развивает3 |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование_______________ Дисциплина Курс__________ 1 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №6 Вопрос №1.Однородные члены предложения. Обобщающие слова при Практическое задание.
Дома точно люди после долгой разлуки. В камни |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование_______________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №7 Вопрос №1. Второстепенные члены предложения. Основные Практическое задание.
Книга это |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _______ Дошкольное образование ___________________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8 Вопрос №1. Полные и неполные предложения. Двусоставные и Практическое задание.
Оптимист вовсе не тот кто н…когда не страдал а |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9 Вопрос №1. Простое предложение, его виды по цели Практическое задание.
Шторм начался3 внезапно. Еще не было |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _______ Дошкольное образование ___________________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10 Вопрос №1. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи Практическое задание.
С самого раннего2 утра небо ясно |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11 Вопрос №1. Неизменяемые самостоятельные части речи. Их Практическое задание.
Истин..ые хлеборобы говорят что счастье людское |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12 Вопрос №1. Место причастия и деепричастия в системе частей Практическое задание.
Можно еще много написать о Мещерском крае. |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _______ Дошкольное образование ___________________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13 Вопрос №1. Части речи в русском языке, критерии их выделения. Практическое задание.
Мы выходим на лед покрытый2 уже |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование _________________ Дисциплина _______ Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №14 Вопрос №1. Группы морфем: корневые и служебные (суффикс, Практическое задание.
Думать было н..когда. Страну3 героев |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15 Вопрос №1. Глагол как часть речи. Практическое задание.
Строго с..блюдайте правила уличного3 |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ 1 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №16 Вопрос №1. Фразеологизм: его лексическое значение, функции в Практическое задание.
По глубокому убеждению Н. Островского труд это |
Автономное образовательное учреждение «Ленинградский государственный университет Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование ____________________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №17 Вопрос №1. Предложение как основная единица синтаксиса. Практическое задание.
Скул..птор Коненков вспоминал3 Пока |
Автономное образовательное учреждение Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18 Вопрос №1. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Их Практическое задание.
Девятнадцатого3 с..нтября тысяч.. |
Автономное образовательное учреждение Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _______ Дошкольное образование ___________________ Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №19 Вопрос №1. Правописание НЕ с глаголами, причастиями, Практическое задание.
Мы под..езжали к колосившемуся2 |
Автономное образовательное учреждение Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность _______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №20 Вопрос №1. Слово как единица языка. Лексическое значение Практическое задание.
§ Исправьте речевую ошибку. Они накупили целую кучу § Определите способ образования слов: банщик, взрыв,
Через несколько минут со..нце исчезло. Косьба |
Автономное образовательное учреждение Бокситогорский институт (филиал) Колледж Специальность ______ Дошкольное образование Дисциплина Курс__________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №21 Вопрос №1. Русский язык – национальный язык русского народа, Практическое задание.
Однажды мы с пр..ятелем отправились3 |
Автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Ленинградский государственный
университет имени А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина
_________Русский язык ___________________
Курс__________
1 2014– 2015
учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №22
Вопрос №1. Классификация гласных и согласных звуков. Сильная
и слабая позиции звуков.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили
грибы и варили варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный,
ТАСС, по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и
недостающие знаки препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил
какого-то необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему
х..телось поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________Русский
язык ___________________
Курс__________ 1
2014– 2015 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №23
Вопрос №1. Обособленные члены предложения.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Ленинградский государственный
университет имени А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________Русский
язык ___________________
Курс__________ 1
2014– 2015 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №24
Вопрос №1. Имя существительное как часть речи. Постоянные и
непостоянные признаки имени существительного.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________ Русский
язык ___________________
Курс__________ 1
2014– 2015 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №25
Вопрос №1. Имя прилагательное как часть речи. Разряды
прилагательных по значению.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________Русский
язык ___________________
Курс__________ 1
2014– 2015 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №26
Вопрос №1. Правописание безударных гласных в корнях слов.
Правописание согласных в корнях слов.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись удить.
Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________Русский
язык ___________________
Курс__________ 1
2014– 2015 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №27
Вопрос №1. Правописание гласных в чередующихся корнях.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________Русский
язык ___________________
Курс__________
1 2014– 2015
учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №28
Вопрос №1. Правописание наречий.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________Русский
язык ___________________
Курс__________ 1
2014– 2015 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №29
Вопрос №1. Слитное и раздельное написание НЕ с
существительными и прилагательными.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени
А.С.Пушкина»
Бокситогорский институт (филиал)
Колледж
Специальность ______ Дошкольное образование
_________________
Дисциплина _________Русский
язык ___________________
Курс__________ 1
2014– 2015 учебный год
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №30
Вопрос №1. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Склонение местоимений.
Практическое задание.
- Приведите 2-3 примера антонимов.
- Исправьте речевую ошибку. На зиму они солили грибы и варили
варенье. - Определите способ образования слов: пятиэтажный, ТАСС,
по-русски, вуз. - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.
Мы размотали2 удоч..ки и принялись
удить. Отец взял самую большую с крепкой3 леской п..садил какого-то
необыкновенного толстого червяка и закинул как можно дальше ему х..телось
поймать крупную рыбу.4
Председатель ПЦК З.А.
Зайцева
Задание 1
Прочитайте
приведенный отрывок и определите, к
какому функциональному стилю речи он
принадлежит. Расставьте знаки препинания.
Вставьте пропущенные буквы, если это
необходимо.
Итак в действительности
видимое положени… звезды оказывается
смещен…ым относительно истин…ого на
некоторый угол. Вектор скорости Земли
все время пов…рачивается в плоскости
орбиты вследстви… чего ось телескопа
тоже пов…рачивается описывая конус
вокруг истин…ого направления на звезду.
Соответствен…о видимое положение
звезды описывает эл…ипс. Для звезды
лежащей в плоскости орбиты эл…ипс
превращается в прямую.
Задание 2
Объясните
лексические значения слов, составьте
словосочетания или нераспространенные
предложения:
Чопорный, алчный,
конфиденциальный, меланхоличный,
локальный, флегматичный.
Задание 3
Объясните
лексические значения слов, определите
род, подберите прилагательные к следующим
существительным:
Реноме, метастаз,
нашатырь, рельс, ваниль, туфля, фланель,
авизо, лобби, паблисити.
Задание 4
Исправите речевые
ошибки в предложениях.
-
Он быстро написал
свою автобиографию. 2. Необходимо
отметить о том, что погодные условия
не способствовали проведению работ.
3. Маяковский стоял у источников новой
поэзии. 4. В этом решении важную скрипку
играл ваш покорный слуга. 5. Главная
суть вопроса заключается в том, что вы
не смогли доказать свою правоту.
Задание 5
Объясните значения
следующих крылатых выражений. Составьте
с ними предложения.
А судьи кто?
Буриданов осел; в зобу дыханье сперло;
времен очаковских и покоренья Крыма;
Обломов.
Задание 6
Назовите отличительные
признаки информирующей, агитирующей и
информирующей речей?
Вариант №11
Задание 1
Прочитайте
приведенный отрывок и определите, к
какому функциональному стилю речи он
принадлежит. Расставьте знаки препинания.
Вставьте пропущенные буквы, если это
необходимо.
После подписани…
настоящего К…нтракта все предшествующие
переговоры и переписка по нему теряют
силу. Всякие изменения настоящего
К…нтракта и дополнения к нему считаются
действительными только в том случае
если они совершены в письмен…ой форме
и подписаны уполномочен…ыми на то
лицами. Все сообщения заявления и
пр…тензии связан…ые с исполнением
настоящего К…нтракта или вытекающие
из него должны направляться сторонами
по указан…ым в К…нтракте адресам. Ни
одна из сторон К…нтракта не может
передавать свои права и обязанности
вытекающие из К…нтракта или в связи с
ним третьим лицам без письмен…оо на то
согласия другой стороны.
Задание 2
Объясните
лексические значения слов, составьте
словосочетания или нераспространенные
предложения:
Тотальный, библиофил,
библиограф, констатация, конгломерат,
консолидация.
Задание 3
Объясните
лексические значения слов, определите
род, подберите прилагательные к следующим
существительным:
Рояль, табель,
вуаль, хинди, мишень, киви, салями,
папарацци, ноу-хау, камикадзе.
Задание 4
Исправите речевые
ошибки в предложениях.
1.Учитель организовал
и руководил кружком пения. 2. Вопрос
будет разрешен назначенной директором
комиссией. 3. Повсюду было много людей:
на улицах, площадях, скверах. 4. Разъяснение
о проводимой политике. 5. Мы быстро
бросились бежать вниз по эскалатору.
6. Парад планет – необычный природный
феномен.
Задание 5
Объясните значения
следующих фразеологических выражений.
Составьте с ними предложения.
Первая скрипка;
ни уму, ни сердцу; как сыр в масле кататься;
ставить вопрос ребром, белая ворона,
приводить к общему знаменателю.
Задание 6
В чем заключается
нравственный долг оратора? Какое значение
приобретает это понятие в современных
условиях?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
12.03.20159.53 Mб22Крылов. Гетерогенный катализ.djvu
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Необычный феномен лексическая ошибка егэ
Задание 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.
Внимательно прочитайте предложения и определите, какое слово создаёт плеоназм (излишний повтор).
В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.
Словосочетание «необычный феномен» – плеоназм, два слова обозначают одно и то же.
Необычный феномен лексическая ошибка егэ
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Поддерживает эти процессы и необычный феномен избирательного запоминания, когда индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
Поддерживает эти процессы и феномен избирательного запоминания, когда индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям.
Значение слова «феномен» — необычный, нестандартный, поэтому в предложении слово «необычный» лишнее, ведь оно относится к слову «феномен».
замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;
замените книжное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;
замените разговорное словосочетание стилистически нейтральным, запишите это словосочетание.
1. Что нужно знать, выполняя данное задание?
Синонимы — это слова, чаще всего одной части речи, различные по звучанию, но тождественные или близкие по лексическому значению , нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь — тут, смотреть — глядеть мыслить — думать, жестокий — безжалостный, окрестность — округа и т.д.
Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом: спать— почивать— дрыхнуть .
Первое слово спать— является стилистически нейтральным, т.к. наиболее употребительное, может быть использовано в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре стоит первым в синонимическом ряду. Слово почивать используется в основном в книжном стиле, придает речи архаический характер (так говорили в старину). Дрыхнуть — этот синоним звучит грубо (такие слова называют просторечными) и употребляется в разговорной речи.
2. Что нужно понимать, выполняя данное задание? Что разговорные слова — это слова, разрешённые в непринуждённой устной речи. И что их можно использовать только в определённых условиях. Чтобы не заменить одно разговорное слово на другое, необходима помощь словарей. Нам помогают толковые словари известных авторов Ожегова, Ефремовой, а также словарь синонимов Александрова.
При поиске слова обращаем внимание на пометки: разг., прост. и слова с такими пометками ни в коем случае не выбираем в качестве ответа.
Рассмотрим пример. Мы замешкались в пути, поэтому пришли к назначенному месту затемно
В словаре Ожегова: ЗАМЕ́ШКАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; совер. (разг.). Задержаться, пробыть дольше, чем нужно где-н.; замедлить. З. у приятеля. З. с ответом.
Как видно из статьи, нет у этого слова нейтрального значения, поэтому нужно искать другие слова. Как правило, в толковании это слово уже есть, вот оно — «задержаться». Найти больше слов-синонимов нам поможет практический словарь синонимов Александрова. В поисках слова «замешкаться» мы попадаем на статью со словом
ЗАДЕРЖАТЬСЯ и его значениями:
1. застрять (разг.)
/ о человеке: промедлить;
засесть, завязнуть, замешкаться, промешкать, помешкать, закопаться, проканителиться (разг.)
// в гостях или за работой: засидеться (разг.)
// в гостях, загоститься (разг.)
/ о деле: замедлиться, затянуться;
затормозиться, застопориться (разг.)
Обратите внимания, сколько слов имеют пометку разг! Таким образом, мы видим, что слово «замешкаться» заменить нужно нейтральным словом ЗАДЕРЖАЛИСЬ, и это самый точный, самый верный ответ. Нам не подойдут ни «промедлить», ни «замедлиться», ни «затянуться», потому что наше слово в предложении имеет определённое значение.
Итак, алгоритм выполнения задания будет таков:
1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
2. Подберите к этому слову возможные синонимы.
3. Определите, какой из этих синонимов
− не носит оттенка книжности и разговорности;
− обладает минимальной экспрессией ( то есть в нём практически нет эмоций);
− стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.
4. Вставьте слово в предложение, при оно должно подходить и по грамматическим признакам, и по значению.
3. Учитывайте особенности внесения ответа в поле «ответ»
1) Впишите в поле ответ ОДНО выбранное слово (или словосочетание).
2) Проверьте, верна ли форма рода, числа, времени, вида. Помните, что мы заменяем одно слово другим, поэтому нельзя вместо вида несовершенного совершенный, вместо настоящего прошедшее время и т.п. Ставьте слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в предложении.
3) Частицы НЕ, БЫ писать в ответ не нужно.
4) Иногда встречаются задания, в которых указанная форма в задании не совпадает с формой в предложении. Например, в условии «Замените слово закидывать. в предложени..», а в предложении «закидывали». В этом случае нужно писать ту форму, что в условии. Если же на экзамене попадётся такое задание, непременно обратите на этот факт внимание ассистентов, вплоть до написания заявления.
5) В связи с тем, что количество синонимов может достигать 5-6 слов, в поле «ответ» редактор вводит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.
Остальные — возможные, допустимые или невозможные — написаны в пояснению к заданию. Настоятельно рекомендуем не предлагать новые слова, а придерживаться правила: самое верное слово ПЕРВОЕ в ряду синонимов . И тогда балл за это задание вы непременно получите.
Как правильно +
Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: «Сочинение по литературе в декабре»
—>
Как правильно сказать? Феномен или необычный феномен?
Увидев что-то необычное, прочитав о чём-то ещё не изученном, мы говорим, что это «феномен».
Почему сочетание «необычный феномен» является лексической ошибкой? Ответим на данный вопрос.
Феномен или необычный феномен?
Феномен – это что-то необычное, непознанное, это исключительный факт или явление, причина которого неизвестна.
Слово «феномен» используют, когда говорят о человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-нибудь отношении.
Из определения видно, что сочетание «необычный феномен» — это плеоназм, то в рамках одного контекста использование слов с близким, сходным значением.
Легко сделать вывод: использование слов «необычный» и «феномен» в одном словосочетании будет неверным.
Пример.
Мальчик, который из-за своего высокого интеллекта чувствовал себя аутсайдером, увлёкся исследованиями феномена человеческого интеллекта и думал о способах его измерения. (У. Паундстоун)
Ели вы забыли, как правильно ставится ударение в слове «феномен», то можете прочитать статью об этом ЗДЕСЬ.
источники:
http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=12660
http://kak-pravilno-plus.ru/2021/06/03/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%BE/