При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует соблюдать следующие синтаксические нормы:
1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему.
Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа. В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.
Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
-
Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:
Дом его был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (А.С. Пушкин).
В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить.
-
Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из, поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие (это предлог):
Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.
2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.
Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне. Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (Возвращаясь домой, я загрустил), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (Когда я возвращался домой, мне было грустно).
-
Допускается, хотя и не приветствуется, использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную).
3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.
-
Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (Боец ранен в голову осколком гранаты), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (Дом строится рабочими). Грамматически неправильными будут предложения типа: Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства, дом строится рабочими нашего треста.
Чтобы сделать такие предложения корректными, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:
При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения, он был ранен; Изыскав необходимые средства, рабочие нашего треста начали строительство дома.
4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.
5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым.
В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века: Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (М.Ю. Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л.Н. Толстой).
-
Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении: Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).
Примечание 1. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.
-
Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:
Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).
-
Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:
Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).
-
После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:
Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).
Примечание 2. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.
-
Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:
Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.
-
Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:
Улыбнувшись, она протянула мне руку.
-
При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое — глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.
-
Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей — есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.
-
Ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа. В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума.
Упражнения к теме «Употребление деепричастий и деепричастных оборотов»
Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.
1. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.
2. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
3. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
4. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
5. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.
6. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
7. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
8. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.
9. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.
10. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.
11. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.
12. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
13. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
14. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
15. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.
16. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.
Ответы:
1. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.
2. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.
3. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
4. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
5. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.
6. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.
7. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
8. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.
9. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.
10. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.
11. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.
12. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.
13. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.
14. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
15. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.
16. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.
Упражнение 2 (для углублённо изучающих язык). Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.
1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства».
2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.
3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды.
4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.
5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.
6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов.
7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.
8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.
9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины.
10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы.
11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача.
12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.
13. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет.
14. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями.
15. Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом.
16. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола.
17. Кучер, спавший и опершись на локоть, начал пятить лошадей.
18. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.
19. Они вытаскивали больных на матрацах или взяв под мышки.
20. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье.
21. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе.
22. Затем отец назначается начальником цеха, работая в этой должности полтора года.
23. Следовало бы выяснить, кем принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление.
24. Он ушёл, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя.
25. Начав читать новую книгу, она затягивает меня и заставляет думать.
26. Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать верёвку.
27. Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью.
Дополнительно:
-
Что такое деепричастие?
- Что такое деепричастный оборот?
- Как отличить предлог «несмотря на» от деепричастия «не смотря на»?
- Как образуются деепричастия?
- От каких глаголов деепричастия не образуются?
- Где найти информацию о деепричастии?
- Как сделать морфологический разбор деепричастия?
Источники:
- Глава «Предложения с деепричастными оборотами» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс русского языка»
- Упражнения к теме «Предложения с деепричастными оборотами» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс русского языка»
- Упражнения к теме «Употребление предложений с деепричастными оборотами» в пособии Казариной С.Г., Милюк А.В., Усачевой М.П. «Стилистика и культура речи»(ссылка на скачивание пособия)
При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует соблюдать последующие синтаксические нормы:
1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему.
К примеру, в одном из собственных рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книжке: Подъезжая к сией станции и смотря на природу в окно, у меня слетела шапка. Кроме других речевых и грамматических ошибок, данное выражение содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шапка. В согласовании с грамматическими правилами выходит, что конкретно шапка подъезжала к станции и любовалась красотами природы по ту сторону окна.
Для того чтоб поправить предложение в согласовании с нормами, нужно поменять конструкцию: конвертировать дополнение у меня (конкретно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я растерял шапку.
Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:
Дом его был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя гулкие, а время от времени и буйные его увеселения (А.С. Пушкин).
В этом случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически находится в зависимости от инфинитива тешить.
Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из, так как форма исходя уже не воспринимается как деепричастие (это предлог):
Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.
2. Конкретно поэтому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут употребляться в безличных предложениях, другими словами там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.
К примеру: Ворачиваясь домой, мне стало обидно. Такое выражение будет грамматически неправильным, так как действие деепричастия ворачиваясь относится к дополнению мне. Чтоб поправить предложение, нужно или конвертировать его так, чтоб дополнение стало подлежащим (Ворачиваясь домой, я загрустил), или поменять деепричастие на глагол-сказуемое либо на придаточное предложение (Когда я ворачивался домой, мне было обидно).
Допускается, хотя и не приветствуется, внедрение деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Ворачиваясь домой, необходимо зайти по дороге в булочную).
3. По обозначенной выше причине не допускается внедрение деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, другими словами в тех предложениях, где подлежащее показывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.
Сказуемое в подобных предложениях обычно выражается или страдательным причастием (Боец ранен в голову осколком гранаты), или возвратимым глаголом с суффиксом -ся (Дом строится рабочими). Грамматически неверными будут предложения класса: Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав нужные средства, дом строится рабочими нашего треста.
Чтоб сделать такие предложения корректными, нужно или поменять деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, или конвертировать пассивную конструкцию в активную:
При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения, он был ранен; Изыскав нужные средства, рабочие нашего треста начали строительство обители.
4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме грядущего времени: Приехав в город собственного юношества, я непременно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.
5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами либо со сказуемым.
В текущее время грамматически неправильными будут предложения, которые есть возможность повстречать в литературе XIX века: Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шапку, старался пробраться к дверям (М.Ю. Лермонтов); Кавалергарды скакали, однако ещё удерживая лошадок (Л.Н. Толстой).
Исключения составляют деепричастия (в большинстве случаев в форме совершенного вида со значением состояния как результата предыдущего действия), которые начинают покупать признаки наречия. Как правило это происшествия вида действия. Однако однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении: Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).
Примечание 1. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Совместно с тем есть определённые закономерности в постановке деепричастия перед сказуемым либо после него.
Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предыдущее действию, выраженному глаголом-сказуемым:
Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей поначалу достал платок, а потом протянул его мне).
Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину либо условие действия, так как причина либо условие всегда предшествуют следствию:
Ужаснувшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула поэтому, что ужаснулась, причём она поначалу ужаснулась, а позже уже вскрикнула).
После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением следующего действия:
Лошадка свалилась, придавив мне ногу (Поначалу лошадка свалилась, а потом прижала мне ногу).
Примечание 2. При употреблении деепричастия совершенного либо неидеального вида нужно учесть его смысловые дела с глаголом-сказуемым и форму, в какой стоит глагол.
Деепричастие неидеального вида обычно употребляется в том случае, в том случае действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:
Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.
Деепричастие совершенного вида показывает на действие, предыдущее действию, выраженному глаголом-сказуемым:
Улыбнувшись, она протянула мне руку.
При употреблении деепричастия совершенного и неидеального вида следует учесть порядок слов и другие причины. Не считая того, нужно уделять свое внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое — глаголом-сказуемым. В неприятном случае предложение может стать неправильным либо неточным исходя из убеждений выражаемого им смысла.
Так, в предложении: Подъезжая к реке, наездники приостановили лошадок — есть смысловая некорректность. Деепричастие неидеального вида показывает на совпадение по времени 2-ух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в реальности наездники поначалу подъехали к реке, а потом приостановили лошадок. Потому уместнее применять деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, наездники приостановили лошадок.
Ещё один пример: Газеты докладывают, что Кент сошёл с разума, выбросившись из окна двадцатого этажа. В этом случае следовало бы поменять глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя с разума, Кент выбросился из окна). По другому ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально обратной той, которая была в реальности. Деепричастие совершенного вида показывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Как следует, в том случае бросить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с разума, выбросившись из окна двадцатого этажа), то есть возможность решить, что Кент поначалу выбросился из окна и только потом (в полёте) сошёл с разума.
Упражнения к теме «Употребление деепричастий и деепричастных оборотов»
Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.
1. Посмотрев кинофильм, писатель стал мне еще поближе и дороже.
2. Перечисляя в конце кинофильма имена погибших, верится, что их не забудут.
3. Смотря на подобную несправедливость, у меня сердечко кровью обливается.
4. Придя в 1-ый день на участок, нам сразу дали задание.
5. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.
6. Читая поэму, ощущается сила каждого слова.
7. Утратив на войне супруга, у нее не было желания заводить новейшую семью.
8. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.
9. Убежав из обители, мальчишка был найден милицией.
10. Подъезжая к городу, у меня слетела шапка.
11. Не закончив школу, Сергею пришлось работать.
12. Пользуясь калькулятором, расчет делается верно и просто.
13. Проснувшись, ему произнесли, что завтрак подан.
14. Прочитав пьесу, передо мной ясно появились образы персонажей.
15. Окончив экскурсионную поездку, в ресторане нас ожидал обед.
16. После суда писатель был выслан в Сибирь, находясь там долгие и длительные годы.
Ответы:
1. После просмотра кинофильма писатель стал мне еще поближе и дороже.
2. Когда перечисляют в конце кинофильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.
3. Когда я гляжу на подобную несправедливость, у меня сердечко кровью обливается.
4. Когда мы пришли в 1-ый день на участок, нам сразу дали задание.
5. Когда мы перебежали в 9 класс, у нас появился новый предмет.
6. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.
7. Когда она растеряла на войне супруга, у нее не было желания заводить новейшую семью.
8. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.
9. Удравший из обители мальчишка был найден милицией.
10. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шапка.
11. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.
12. При использовании калькулятора расчет делается верно и просто.
13. После того, как он пробудился, ему произнесли, что завтрак подан.
14. После чтения пьесы передо мной ясно появились образы персонажей.
15. После окончания экскурсии нас ожидал обед в ресторане.
16. После суда писатель был выслан в Сибирь и находился там долгие и длительные годы.
Упражнение 2 (для углублённо изучающих язык). Найдите ошибки и некорректности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Докажите ответ. Исправьте предложения.
1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, пред нами встают образы представителей «тёмного царства».
2. Идя на собственный 1-ый бал, у Наташи Ростовой появлялось естественное волнение.
3. Перечитывая пьесу М. Горьковатого «На дне», у меня всякий раз появляется вопрос, может ли быть две правды.
4. Раскольников не может осознать, что, убив старуху, мир не поменяется.
5. Проехав 40 км, слева от дороги нам стали видны строения города-спутника.
6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов.
7. Мастер жил в подвальном помещении, и всякий раз, лицезрев чьи-то ноги, у него замирало сердечко.
8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.
9. Поднявшись на верхушку, не слышно ни 1-го звука из равнины.
10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы.
11. Всё изложенное в монографии очень принципиально, беря во внимание недостаток времени практического доктора.
12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.
13. Прочитав пристально рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет.
14. Убежав из обители, мальчишка был скоро найден родителями.
15. Пройдя немного комнат, я был встречен самим графом.
16. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный гул колокола.
17. Кучер, спавший и опершись на локоть, начал пятить лошадок.
18. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.
19. Они вытаскивали нездоровых на матрацах либо взяв под мышки.
20. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платьице.
21. От науки требуются такие советы, применив которые вышел бы большой эффект в практической работе.
22. Потом отец назначается начальником цеха, работая в этой должности 18 месяцев.
23. Следовало бы узнать, кем принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем правительственное постановление.
24. Он ушёл, окончив ремонт и когда проверил работу двигателя.
25. Начав читать новейшую книжку, она затягивает меня и принуждает мыслить.
26. Убедившись в собственной слабости, герою пришлось перерезать верёвку.
27. Утратив на войне супруга, у неё не было желания заводить новейшую семью.
Дополнительно:
Что такое деепричастие?
Источники:
Исправляем ошибки, связанные с нарушением норм употребления причастных и деепричастных оборотов.
Автор: Полякова Татьяна Владимировна
Цель работы: совершенствовать умения соблюдать основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов в речи, замечать ошибки и исправлять их
Для выполнения работы необходимо знать: понятия «причастие», «деепричастие», «причастный оборот», «деепричастный оборот»
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
1) неверное согласование причастия с определяемым словом;
Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались (правильно: украшавшие). Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке (правильно: собранных)
2) определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри;
Обласканное поле солнцем зеленело (правильно: поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).
3) в причастном обороте не может употребляться частица бы.
Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.
Для того чтобы не делать ошибок при употреблении причастных оборотов, нужно соблюдать следующие правила:
1) причастный оборот должен находиться рядом (до или после него) с существительным, к которому он относится; определяемое слово не может быть в середине причастного оборота;
2) причастие в причастном обороте должно иметь тот же род, падеж и число, что и определяемое слово.
Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая называет дополнительное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам в образовании предложений с деепричастным оборотом относятся:
1) действие деепричастия не относится к подлежащему (существительному или местоимению в именительном падеже)
Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая в комнате, у них сломался пылесос.
2) деепричастный оборот в безличном предложении
Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя на улицу, ему стало жарко.
3) деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.
Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая выставки, он напишет статью о современном искусстве.
4) деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).
Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями, укрывали путников от солнца.
ХОД РАБОТЫ
Задание 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов
- Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
- Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
- Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
- Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.
- Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
- Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
- Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
- Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
- Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.
Задание 2. Выберите из данных предложений те, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
- Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.
- Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года.
- Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.
- Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.
- Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.
- Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.
- Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.
- Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.
- Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке.
Задание 3. Отредактируйте данные предложения.
- Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время и надежда.
- В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.
- Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих техникумах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.
- Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.
Задание 4. Найдите ошибки, возникшие при употреблении причастных оборотов. Отредактируйте предложения.
1) Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки. 2) Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 3) В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 4) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 5) В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм».
Задание 5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
1) Природный памятник «Столбы выветривания», расположенный на территории Троицко-Печорского района Республики Коми, стал одним из семи чудес России. 2) Пётр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело. 3) В конце XVII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос. 4) К концу 1840-х годов П. Л. Федотовым было написано уже несколько полотен, среди которых выделялись «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер». 5) Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальности. 6) Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звёздочке». 7) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем. Гумилёв объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно усердно учиться. 9) Один из важнейших факторов признания игрока в такой стране, как Англия, — это любовь или презрение со стороны прессы. |
ВЫВОД по результатам работы: в чем заключается сложность употребления причастных и деепричастных оборотов в речи?
Контрольные вопросы:
- Какова роль деепричастных оборотов в речи?
- Какие ошибки наиболее часто встречаются при употреблении причастных оборотов?
ВПР 7 класс подготовка
Задания 6. Исправление нарушений грамматических норм
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Дан неверный ответ. ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений |
0 |
Верно выписаны два предложения, верно исправлено одно предложение. ИЛИ Верно выписано и исправлено одно предложение |
1 |
Верно выписаны и исправлены два предложения |
2 |
Максимальный балл |
2 |
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1. Задание 6.
1) Возвращаясь с тренировки, у меня болели ноги.
2) По прибытию в лагерь мы разместились в новом корпусе.
3) Аккуратно подстриженные кусты украшали аллею.
4) Мы, затаив дыхание, слушали пение соловья.
Пояснение.
Когда я возвращался с тренировки, у меня болели ноги. По прибытии в лагерь мы разместились в новом корпусе.
ИЛИ Возвращаясь с тренировки, я испытывал боль в ногах. По прибытии в лагерь мы разместились в новом корпусе
2. Задание 6 .
1) Автор описывает о событиях послевоенного времени.
2) Собираясь в школу, у него пропал учебник.
3) По завершении строительства объект был сдан в эксплуатацию.
4) На их территории ничего не происходило.
Пояснение.
Автор описывает события послевоенного времени. Собираясь в школу, он обнаружил, что пропал учебник.
3. Задание 6.
1) Услышав длинный гудок, набирается номер абонента.
2) Заморосил дождик, и горизонт обложило тучами.
3) По приезду в Москву мы заселились в гостиницу.
4) Ввиду сложившихся обстоятельств отъезд был отложен на неопределённый срок.
Пояснение.
Услышав длинный гудок, набирайте номер абонента. По приезде в Москву мы заселились в гостиницу.
4. Задание 6.
1) Ветер с каждой минутой становился яростнее, свирепее.
2) Они вернулись с леса.
3) Строя новые корабли, повышается мощь флота.
4) Ввиду сложившихся обстоятельств отъезд был отложен на неопределённый срок.
Пояснение.
Они вернулись из леса. Строя новые корабли, мы повышаем мощь флота.
5. Задание 6
1) Согласно расписания в седьмом классе сейчас урок математики.
2) Выбрав пьесу, началось распределение ролей.
3) По окончании института я пойду работать в школу.
4) В силу сложившихся неблагоприятных погодных условий рейс отменён.
Пояснение.
Согласно расписанию в седьмом классе сейчас урок математики. Выбрав пьесу, мы начали распределение ролей.
6. Задание 6
1) По завершению эксперимента учёные опубликуют отчёт.
2) Приезжие поражались высоте башни.
3) По окончании матча болельщики поздравили любимую команду с победой.
4) Анализируя состав слова, часто не указывается основа.
Пояснение.
По завершении эксперимента учёные опубликуют отчёт. Анализируя состав слова, часто не указывают основу.
7. Задание 6
1) Согласно распоряжения директора вход только по пропускам.
2) Благодаря особому строению почвы, грунтовые воды находятся неглубоко.
3) Переводя текст, мне понадобился словарь.
4) Окончив школу, многие пошли работать.
Пояснение.
Согласно распоряжению директора вход только по пропускам. Переводя текст, я воспользовался словарём.
8. Задание 6
1) Вопреки непогоды урожай убран своевременно.
2) Записывая формулу, у меня забылось обозначение силы тяжести.
3) В продолжение темы выступил профессор Панин.
4) По мере приближения к краю трамплина становилось всё страшнее.
Пояснение.
Вопреки непогоде урожай убран своевременно. Записывая формулу, я забыл обозначение силы тяжести.
9. Задание 6
1) Объятия навстречу солнцу распахни.
2) Согласно режима работы контора закроется в семнадцать часов.
3) Работая над докладом, вас ничто не должно отвлекать.
4) В заключение хотелось бы поблагодарить слушателей.
Пояснение.
Согласно режиму работы контора закроется в семнадцать часов. Работая над докладом, не отвлекайтесь.
10. Задание 6
1) Я уйду с дома ненадолго.
2) Согласно распоряжению нужно было завершить строительство к осени.
3) Описывая героя, уделяется внимание деталям.
4) Впоследствии все в полном составе перешли в зал заседаний.
Пояснение.
Я уйду из дома ненадолго. Описывая героя, уделяйте внимание деталям.
11. Задание 6
1) Вернувшись со школы, он сделал домашнее задание.
2) Согласно распоряжению нужно было завершить строительство к осени.
3) Описывая героя, уделяется внимание деталям.
4) Впоследствии все в полном составе перешли в зал заседаний.
Пояснение.
Вернувшись из школы, он сделал домашнее задание. Описывая героя, уделяйте внимание деталям.
12. Задание 6
1) Бойцы, принимавшие участие в бое, награждены.
2) Пересчитав ответ, всё оказалось верным.
3) На протяжении всего концерта он с вниманием следил за всем происходящим на сцене.
4) Впоследствии именно так всё и случилось.
Пояснение.
Бойцы, принимавшие участие в бою, награждены. Пересчитав ответ, я убедился, что он оказался верным.
13. Задание 6
1) Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний.
2) Заваривая чай, у него упала чашка.
3) Согласно правилу деепричастия выделяются запятыми.
4) По окончании встречи собеседники пожали друг другу руки.
Пояснение.
Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоким знаниям. Заваривая чай, он выронил чашку.
14. Задание 6
1) По истечении срока действия загранпаспорта его требуется продлить.
2) Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием.
3) Возвращаясь домой, мне стало радостно от мысли, что скоро окажусь рядом с родными.
4) По окончании урока все отправились в столовую.
Пояснение.
Согласно сложившимся на флоте традициям, переход через экватор считался знаменательным событием. Возвращаясь домой, я радовался от мысли, что скоро окажусь рядом с родными.
15. Задание 6
1) Наблюдая за успехами учеников, его охватывала гордость.
2) Благодаря терпения Максим справился с задачей.
3) Он всегда поступал наперекор советам.
4) Мама попросила узнать насчёт графика приёма в поликлинике.
Пояснение.
Наблюдая за успехами учеников, он гордился ими. Благодаря терпению Максим справился с задачей.
16. Задание 6
1) Выступая перед публикой, его мучила стеснительность.
2) Вопреки старания Рита допустила ошибку.
3) Руководитель действовал согласно инструкции.
4) В течении реки плескалось много рыбы.
Пояснение.
Выступая перед публикой, он стеснялся. Вопреки старанию Рита допустила ошибку.
17. Задание 6
1) Благодаря заботе мамы он быстро пошёл на поправку.
2) Матвей поступил наперекор желания друзей.
3) Заметив возгорание, немедленно вызывайте пожарных.
4) Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.
Пояснение.
Матвей поступил наперекор желанию друзей. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.
18. Задание 6
1) Запятые в сложном предложении ставятся согласно правилу.
2) Вследствие схода оползня урожай на полях погиб.
3) Работу на проливе решено было вести вопреки установившихся правил.
4) Перечисляя имена погибших, верится, что их не забудут.
Пояснение.
Работу на проливе решено было вести вопреки установившимся правилам. Когда перечисляют имена погибших, мы верим, что их не забудут.
19. Задание 6
1) Находясь в ссылке, Пушкин продолжал творить.
2) По прибытии на место группа тут же приступила к поискам.
3) Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
4) Команда одержала победу благодаря советов тренера.
Пояснение.
Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается. Команда одержала победу благодаря советам тренера.
20. Задание 6
1) На концерт пришли ребята с соседнего поселка.
2) Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.
3) Согласно распоряжению начальника смены рабочий день сокращён на час.
4) Он мечтал подобно Буратино о несуществующей стране, где из одной монеты может вырасти денежное дерево.
Пояснение.
На концерт пришли ребята из соседнего поселка.. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.
21. Задание 6
1) Отмыв окна, мы принялись за двери и пол.
2) Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
3) По приезде в Венецию я сразу отправился знакомиться с достопримечательностями.
4) Благодаря принятого решения при строительстве дороги удалось сохранить большую часть леса.
Пояснение.
Читая поэму, я чувствую силу каждого слова. Благодаря принятому решению при строительстве дороги удалось сохранить большую часть леса.
22. Задание 6
1) Напоив лошадей, мы двинулись в путь.
2) Я старался увидеть что-нибудь наподобие летающей тарелки, но безуспешно.
3) Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
4) Стоя у дверей, мне был ясно слышен их разговор.
Пояснение.
Настоящий героизм проявился в боях за Москву.. Стоя у дверей, я ясно слышал их разговор.
23. Задание 6 №
1) Строительство завершится согласно срока.
2) Благодаря вовремя сделанной прививке, заражения вирусом удалось избежать.
3) Не окончив школу, Сергею пришлось работать.
4) В продолжение всей встречи он не проронил ни слова.
Пояснение.
Строительство завершится согласно сроку. Не окончившему школу Сергею пришлось работать. ИЛИ: Сергею пришлось работать, потому что он не окончил школу.
24. Задание 6
1) Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
2) Вопреки здравого смысла он сделал всё наоборот.
3) Руководитель действовал согласно инструкции.
4) В течении реки плескалось много рыбы.
Пояснение.
При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко. Вопреки здравому смыслу он сделал всё наоборот.
25. Задание 6
1) По окончанию курсов информатики я получил удостоверение.
2) Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
3) По завершении контрольной учитель собрал тетради.
4) Согласно этикетке это платье нельзя стирать в горячей воде.
Пояснение.
По окончании курсов информатики я получил удостоверение. Когда он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.
26. Задание 6
1) Отключив телефон, он лёг спать.
2) Благодаря слаженной работе всего коллектива аварию удалось предотвратить.
3) Отправляйтесь на урок согласно расписания.
4) Меня не раз охватывал смех, читая комедию «Ревизор».
Пояснение.
Отправляйтесь на урок согласно расписанию. Я не раз смеялся, читая комедию «Ревизор».
27. Задание 6
1) Согласно расписанию автобусы начнут ходить по этому маршруту уже завтра.
2) Дойдя до реки, усталость овладела нами.
3) Утром я иду до школы, чтобы учиться новому.
4) Вследствие ранения Ибрагим носил повязку.
Пояснение.
Дойдя до реки, мы почувствовали усталость. ИЛИ: Когда мы дошли до реки, усталость овладела нами. Утром я иду в школу, чтобы учиться новому.
28. Задание 6
1) Вопреки прозвучавшей просьбы все стали уходить.
2) Приехав в деревню, перед ним возникает ряд трудностей.
3) Выполнив упражнение, я смог взяться за домашнее задание по матема-тике.
4) Несмотря на окончание сезона, отдыхающие продолжали купаться, ведь вода в море была очень тёплой.
Пояснение.
Вопреки прозвучавшей просьбе все стали уходить. Приехав в деревню, он испытал ряд трудностей. ИЛИ: Когда он приехал в деревню, ему пришлось испытать ряд трудностей.
29. Задание 6
1) Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися музыкой.
2) Согласно свидетельствам очевидцев авария случилась по вине водителя грузовика.
3) Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки
4) Несмотря на недомогание, он вышел на работу.
Пояснение.
Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающихся музыкой. Плывя в лодке, мы видели по берегам множество птиц.
30. Задание 6
1) По приезду на вокзал нам дали время для переоформления билета.
2) Согласно квоте места были распределены.
3) Собираясь в поход, нам выдали сухпаёк.
4) Несмотря на то, что с нами никто не ругался, мы чувствовали себя неуверенно.
Пояснение.
По приезде на вокзал нам дали время для переоформления билета. Собираясь в поход, мы получили сухпаёк. ИЛИ: Когда мы собирались в поход, нам выдали сухпаёк.
31. Задание 6
1) По завершении мероприятия актив остался подводить итоги.
2) Подъезжая к станции, стали собираться вещи.
3) Ввиду незаконченности текста нам самим предстояло придумать окончание истории.
4) Своей земли не отдадим наперекор врага.
Пояснение.
Подъезжая к станции, все стали собирать вещи. Своей земли не отдадим наперекор врагу.
32. Задание 6
1) По приезде на дачу я обязательно прочитаю вашу книгу.
2) Эту задачу надо решить в наиболее кратчайшие сроки.
3) Выбирая тему для разговора, я мечтал о долгой беседе с братом.
4) Приезжая в гости к другу, у меня всякий раз был важный повод для встречи.
Пояснение.
Эту задачу надо решить в кратчайшие сроки. Приезжая в гости к другу, я всякий раз находил важный повод для встречи.
Другой вариант исправления:
Эту задачу надо решить в наиболее короткие сроки. Когда я приезжал в гости к другу, у меня всякий раз был важный повод для встречи.
33. Задание 6
1) Торопясь на автобус, у меня потерялся проездной.
2) Летучая мышь, не задевая стен, спокойно летает по комнате.
3) Зазеленевшие неделю назад липы были освещены солнцем.
4) По окончанию каникул мы с новыми силами принялись учиться.
Пояснение.
Когда я торопился на автобус, у меня потерялся проездной. По окончании каникул мы с новыми силами принялись учиться.
Другой вариант исправления:
Торопясь на автобус, я потерял проездной. По окончании каникул мы с новыми силами принялись учиться.
34. Задание 6
1) Наполненная фруктами корзина стояла на столе.
2) По окончанию уроков мы пошли домой.
3) Спортсмены, надев лыжи, вышли на дистанцию.
4) Вернувшись с прогулки, у меня заболел зуб.
Пояснение.
По окончании уроков мы пошли домой. Вернувшись с прогулки, я почувствовал боль в зубе.
ИЛИ По окончании уроков мы пошли домой. Когда я вернулся с прогулки, у меня заболел зуб.
35. Задание 6
1) Готовясь к поездке в Севастополь, вспоминается героическая история Черноморского флота.
2) Приехав в Москву, он сразу же отправился на Красную площадь.
3) Хорошо подготовленные специалисты нужны в любой профессии.
4) Благодаря полученного знания ты станешь умелым мастером.
Пояснение.
Готовясь к поездке в Севастополь, мы вспоминали героическую историю Черноморского флота. Благодаря полученному знанию ты станешь умелым мастером.
ИЛИ Когда готовишься к поездке в Севастополь, вспоминается героическая история Черноморского флота. Благодаря полученному знанию ты станешь умелым мастером.
36. Задание 6
1) Преодолев за четыре дня недельную дорогу, он доехал из Михайловского в Москву.
2) По окончанию Лицея почти все его друзья начали штатскую или военную карьеру.
3) Изысканно одетые дамы и кавалеры танцевали во время торжественного бала.
4) Зайдя в этот неприметный дворик, вашему взору откроется удивительная картина.
Пояснение.
По окончании Лицея почти все его друзья начали штатскую или военную карьеру. Зайдя в этот неприметный дворик, вы увидите удивительную картину.
ИЛИ По окончании Лицея почти все его друзья начали штатскую или военную карьеру. Когда вы зайдёте в этот неприметный дворик, вашему взору откроется удивительная картина.
37. Задание 6
1) Совсем рядом раздался голос проводника, потерявший меня из виду.
2) По окончании уроков в школе я иду в театральную студию.
3) Согласно бытующего мнения предсказать поведение хищника невозможно.
4) Вернувшись из леса, мы почистили и пожарили собранные грибы.
Пояснение.
Совсем рядом раздался голос проводника, потерявшего меня из виду. Согласно бытующему мнению предсказать поведение хищника невозможно.
38. Задание 6
1) Нанося на кожу йод, возникает местное раздражение.
2) Бегущие крысы с корабля предсказывают гибель судна.
3) Моряки, изучив карты, успешно провели корабль мимо рифов.
4) Избороздившие все моря капитаны многое расскажут вам о мире.
Пояснение.
Нанося на кожу йод, вы вызовете местное раздражение. Бегущие с корабля крысы предсказывают гибель судна. / Крысы, бегущие с корабля, предсказывают гибель судна.
ИЛИ Когда вы наносите на кожу йод, возникает местное раздражение. Бегущие с корабля крысы предсказывают гибель судна / Крысы, бегущие с корабля, предсказывают гибель судна.
39. Задание 6
1) Поначалу Галилей увидел множество сливающихся звёзд в сплошное сияние.
2) Подойдя поближе, я увидел уличного фокусника в цилиндре.
3) На разбитых садовником клумбах пестрели самые разные цветы.
4) По возвращению в Россию граф создал частный оркестр и крепостной театр.
Пояснение.
Поначалу Галилей увидел множество сливающихся в сплошное сияние звёзд. По возвращении в Россию граф создал частный оркестр и крепостной театр.
ИЛИ Поначалу Галилей увидел множество звёзд, сливающихся в сплошное сияние. По возвращении в Россию граф создал частный оркестр и крепостной театр.
40. Задание 6
1) Слушая музыку Мусоргского, слышны интонации народных песен.
2) По окончании занятия мы задали вопросы учителю.
3) По прибытию на поляну мы разбили лагерь и развели костёр.
4) На отправляемые в деревню письма никто не отвечал.
Пояснение.
Слушая музыку Мусоргского, можно услышать интонации народных песен. По прибытии на поляну мы разбили лагерь и развели костёр.
ИЛИ Когда слушаешь музыку Мусоргского, можно услышать интонации народных песен. По прибытии на поляну мы разбили лагерь и развели костёр.
41. Задание 6
1) Отваривая картофель, клубни опускаются в уже кипящую воду.
2) Мы гуляли по парку, наслаждаясь пением птиц, и говорили о литературе.
3) В колышущемся пламени свечи всё в комнате казалось таинственным.
4) По окончанию смены мы уехали из лагеря.
Пояснение.
Отваривая картофель, опускайте клубни в уже кипящую воду. По окончании смены мы уехали из лагеря.
ИЛИ При варке картофеля клубни опускаются в уже кипящую воду. По окончании смены мы уехали из лагеря.
42. Задание 6
1) Возвратившись в родное село, он начал работать механиком.
2) Скорые поезда отправлялись всегда согласно расписания.
3) Собранные утром травы и цветы мы сушили на чердаке.
4) Собираясь в дорогу, день был солнечным.
Пояснение.
Скорые поезда отправлялись всегда согласно расписанию. Когда мы собирались в дорогу, день был солнечным.
43. Задание 6
1) Прослушав доклад, наши сомнения рассеялись.
2) Вопреки вчерашнего прогноза, светило солнце.
3) Широко расстилались заливные луга, сплошь покрытые цветами.
4) Соединяя разные части посёлка, дорога обрывается у моря.
Пояснение.
Прослушав доклад, мы перестали сомневаться. Вопреки вчерашнему прогнозу, светило солнце.
ИЛИ Когда мы прослушали доклад, наши сомнения рассеялись. Вопреки вчерашнему прогнозу, светило солнце.
44. Задание 6
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).1) Весело напевая что-то себе под нос, Пётр вошёл в подъезд.
2) Благодаря современных технологий учёные исследовали глуби́ны озера.
3) В скромно обставленном кабинете сидел пожилой человек.
4) Создавая пейзажные зарисовки, художниками запечатлевается красота России.
Пояснение.
Благодаря современным технологиям учёные исследовали глуби́ны озера. Создавая пейзажные зарисовки, художники запечатлевают красоту России.
ИЛИ Благодаря современным технологиям учёные исследовали глуби́ны озера. Когда художники создают пейзажные зарисовки, они запечатлевают красоту России.
45. Задание 6
1) Делая фонетический разбор слова, сначала произнесите это слово вслух.
2) Покровский собор известен прежде всего благодаря необычной архитектуры.
3) Бабушка жила в доме, расположенном на окраине города.
4) Прочитав рассказ Чехова, настроение старшего брата улучшилось.
Пояснение.
Покровский собор известен прежде всего благодаря необычной архитектуре. Когда старший брат прочитал рассказ Чехова, настроение брата улучшилось.
46. Задание 6
1) Печатая букву «ъ» на конце слов, тратилось много лишней типографской краски.
2) Согласно распоряжения директора каникулы продлеваются.
3) Вопрос, заданный экзаменационной комиссией, улучшил ситуацию.
4) Адресуя свои книги ветеранам, писатель в то же время обращается к молодёжи.
Пояснение.
Печатая букву «ъ» на конце слов, типография тратила много лишней краски. Согласно распоряжению директора каникулы продлеваются.
ИЛИ Когда печатали букву «ъ» на конце слов, то тратили много лишней типографской краски. Согласно распоряжению директора каникулы продлеваются.
47. Задание 6
1) Не заметив неприятеля, они вышли к береговой охране.
2) Благодаря усиленных тренировок футбольная команда вышла в финал.
3) Узкая дорога была покрыта снегом, проваливающимся под ногами.
4) Открывая всё новые и новые законы природы, растёт могущество человека.
Пояснение.
Благодаря усиленным тренировкам футбольная команда вышла в финал. Когда человек открывает всё новые и новые законы природы, растёт его могущество.
ИЛИ Благодаря усиленным тренировкам футбольная команда вышла в финал. Открывая всё новые и новые законы природы, человек становится могущественнее.
48. Задание 6
1) Услышав сигнал, машина моментально была подготовлена к выезду.
2) Наперекор желания родителей сестра перестала заниматься музыкой.
3) Отец увидел напряжённое лицо сына, прислушивавшегося к разговору родителей.
4) Ветерок тронул занавеску на окне, приоткрыв синий краешек залитого солнцем моря.
Пояснение.
Услышав сигнал, мы моментально подготовили машину к выезду. Наперекор желанию родителей сестра перестала заниматься музыкой.
ИЛИ Когда мы услышали сигнал, то моментально подготовили машину к выезду. Наперекор желанию родителей сестра перестала заниматься музыкой.
49. Задание 6
1) Родственники из Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.
2) Погода в выходные дни согласно прогноза синоптиков стояла отличная.
3) Знаменитая Нижегородская ярмарка, открывающаяся ежегодно, принимает гостей со всей России.
4) Выделив все грамматические основы, становится ясна структура предложения.
Пояснение.
Погода в выходные дни согласно прогнозу синоптиков стояла отличная. Если выделить все грамматические основы, становится ясна структура предложения.
ИЛИ Погода в выходные дни согласно прогнозу синоптиков стояла отличная. Выделив все грамматические основы, мы выясним структуру предложения.
50. Задание 6
1) Сняв шляпу, он весело поздоровался.
2) По возвращению из похода мы сделали фотоальбом.
3) Постепенно радость, светившаяся в глазах детей, сменилась грустью.
4) Используя синонимы, наша речь становится богаче.
Пояснение.
По возвращении из похода мы сделали фотоальбом. Если мы используем синонимы, наша речь становится богаче.
ИЛИ По возвращении из похода мы сделали фотоальбом. Используя синонимы, мы делаем свою речь богаче.
51. Задание 6
1) Сдав экзамен, у него закружилась голова от успеха.
2) Встретимся под часами на платформе сразу по прибытию поезда.
3) Эту книгу, посвящённую войне, я прочитал ещё зимой.
4) Глядя на старые фотографии, он вспоминал свою молодость.
Пояснение.
Когда он сдал экзамен, у него закружилась голова от успеха. Встретимся под часами на платформе сразу по прибытии поезда.
ИЛИ Сдав экзамен, он потерял голову от успеха. Встретимся под часами на платформе сразу по прибытии поезда.
52. Задание 6
1) Поезд прибыл на вокзал согласно расписанию.
2) По окончанию школы Наталья поступила в университет.
3) Высохшая от солнца трава покрывала весь склон холма.
4) Зайдя в тёмную комнату, сестру охватил испуг.
Пояснение.
По окончании школы Наталья поступила в университет. Зайдя в тёмную комнату, сестра испугалась.
ИЛИ
По окончании школы Наталья поступила в университет. Когда сестра зашла в тёмную комнату, её охватил испуг.
Внимание! ПО ОКОНЧАНИИ − производный предлог, не путаем с именем существительным.
53. Задание 6
1) По завершению карьеры спортсмены обычно уходят на тренерскую работу.
2) Признавая ошибки, учёным проявляется любовь к истине.
3) Удерживаемый в воздушном потоке параплан может долго парить в небе.
4) Взяв орех в лапы, белка принялась его грызть.
Пояснение.
По завершении карьеры спортсмены обычно уходят на тренерскую работу.
Признавая ошибки, учёный проявляет любовь к истине.
ИЛИ
По завершении карьеры спортсмены обычно уходят на тренерскую работу.
Когда учёный признаёт ошибки, он проявляет любовь к истине
54. Задание 6
1) Плотно позавтракав, мною была вымыта посуда.
2) Мы осторожно бродили внутри заброшенного дома.
3) По окончанию спектакля мы пойдем в кафе.
4) Друзья, оставив вещи в камере хранения, отправились гулять по городу.
Пояснение.
Плотно позавтракав, я вымыл посуду.
По окончании спектакля мы пойдем в кафе.
ИЛИ
По окончании спектакля мы пойдем в кафе.
Плотно позавтракав, я вымыл посуду.
55. Задание 6.
1) Поблагодарив зрителей, артисты раздали автографы.
2) Разрабатывая проект, нами был составлен план.
3) Неотложные дела заставили нас вернуться в столицу.
4) По приезду в аэропорт я купил билет до Новосибирска.
Пояснение.
Разрабатывая проект, мы составили план. По приезде в аэропорт я купил билет до Новосибирска.
ИЛИ
Когда мы разрабатывали проект, нами был составлен план. По приезде в аэропорт я купил билет до Новосибирска.
56. Задание 6
1) Виктор увидел забытые кем-то на скамейке вещи.
2) По окончанию школы близнецы уедут в Воронеж.
3) Провожая гостей, мне захотелось их пригласить вновь.
4) Репетируя выступление, Лариса очень старается.
Пояснение.
По окончании школы близнецы уедут в Воронеж. Провожая гостей, я захотел их пригласить вновь.
ИЛИ
По окончании школы близнецы уедут в Воронеж. Когда я провожал гостей, мне захотелось их пригласить вновь.
57. Задание 6
1) Подходя к дому, мне встретился одноклассник.
2) По окончанию концерта мы прошли за кулисы.
3) Испуганная собакой кошка быстро забралась на дерево.
4) Удобно расположившись в кресле, он начал свой рассказ.
Пояснение.
Когда я подходил к дому, мне встретился одноклассник. По окончании концерта мы прошли за кулисы.
ИЛИ
Подходя к дому, я встретил одноклассника. По окончании концерта мы прошли за кулисы.
58. Задание 6
1) Взор гостей привлекли развешанные картины по стенам дома.
2) Регулярно занимаясь спортом, вы укрепите своё здоровье.
3) По возвращении домой он испытал чувство радости.
4) Благодаря понимания со стороны родителей мне удалось преодолеть трудности.
Пояснение.
Взор гостей привлекли картины, развешанные по стенам дома. Благодаря пониманию со стороны родителей мне удалось преодолеть трудности.
ИЛИ
Взор гостей привлекли развешанные по стенам дома картины. Благодаря пониманию со стороны родителей мне удалось преодолеть трудности.
59. Задание 6
1) Мы нашли несколько грибов около поваленного дерева.
2) По приезду в зоопарк мы сделали много фотографий.
3) Позавтракав, мама и папа отправились за покупками.
4) Побывав на Чёрном море, наше здоровье стало крепче.
Пояснение.
По приезде в зоопарк мы сделали много фотографий. Побывав на Чёрном море, мы укрепили здоровье.
ИЛИ
По приезде в зоопарк мы сделали много фотографий. Когда мы побывали на Чёрном море, наше здоровье стало крепче.
60. Задание 6
1) По завершению лечения Настя смогла продолжить занятия балетом.
2) Спустившись с горы, мне захотелось сфотографировать её склоны.
3) Добравшись до реки, всадники напоили лошадей и немного отдохнули.
4) Всем запомнилась нежная мелодия, сыгранная Инной на фортепиано.
Пояснение.
По завершении лечения Настя смогла продолжить занятия балетом. Спустившись с горы, я захотел сфотографировать её склоны.
ИЛИ
По завершении лечения Настя смогла продолжить занятия балетом. Когда я спустился с горы, мне захотелось сфотографировать её склоны.
61. Задание 6
1) Возвратившись в родное село, он начал работать механиком.
2) Скорые поезда отправлялись всегда согласно расписания.
3) Собранные утром травы и цветы мы сушили на чердаке.
4) Собираясь в дорогу, день был солнечным.
Пояснение.
Скорые поезда отправлялись всегда согласно расписанию.
Когда мы собирались в дорогу, день был солнечным.
62. Задание 6
1) Возвратившись с соревнований, мне захотелось увидеть друзей.
2) По прибытию в новый город Максим всегда изучает его архитектуру.
3) Подготовленные к выставке цветы были гордостью владельца сада.
4) Мы, затаив дыхание, следили за игрой актёров на театральной сцене.
Пояснение.
Возвратившись с соревнований, я захотел увидеть друзей. По прибытии в новый город Максим всегда изучает его архитектуру.
ИЛИ
Когда я вернулся с соревнований, мне захотелось увидеть друзей. По прибытии в новый город Максим всегда изучает его архитектуру.
63. Задание 6
1) Возвращаясь домой, уже совсем рассвело.
2) Костёр, понемногу разгораясь, расползался во все стороны.
3) В летнем лагере ребята набираются не только сил, а также здоровья.
4) Он безошибочно разбирался в карте, лежащей перед его глазами.
Пояснение.
Когда я возвращался домой, уже совсем рассвело. В летнем лагере ребята набираются не только сил, но и здоровья.
64. Задание 6
1) Увидев бабушкины пирожки с вишней, мне захотелось их попробовать.
2) Родители купили нам абонемент в консерваторию вопреки нашему желанию.
3) Многие поэты и писатели любят и воспевают русскую природу.
4) Янтарь — застывшая смола хвойных деревьев, произраставшие когда-то на полуострове.
Пояснение.
Увидев бабушкины пирожки с вишней, я захотел их попробовать. Янтарь — застывшая смола хвойных деревьев, произраставших когда-то на полуострове.
ИЛИ
Когда я увидел бабушкины пирожки с вишней, мне захотелось их попробовать. Янтарь — застывшая смола хвойных деревьев, произраставших когда-то на полуострове.
65. Задание 6
1) Закрыв книгу, я ещё долго думал о героях полюбившегося мне романа.
2) Ребята с радостью помогали археологам, приехавших на раскопки древнего города.
3) Одноклассники договорились встречаться по окончанию школы каждый год.
4) Моя бабушка бережно хранит и перечитывает журналы «Юность».
Пояснение.
Ребята с радостью помогали археологам, приехавшим на раскопки древнего города. Одноклассники договорились встречаться по окончании школы каждый год.
66. Задание 6
1) Я видел пробивающийся между стволами сосен косой луч заката.
2) Согласно приказа была создана комиссия по градостроительству.
3) Приближаясь к своему идеалу, человек испытывает счастье.
4) Составив предложение, учителем мне было сделано замечание.
Пояснение.
Согласно приказу была создана комиссия по градостроительству. Когда я составил предложение, учитель мне сделал замечание.
67. Задание 6
1) Используя цветные карандаши, художник создал интересную зарисовку.
2) Получив задание, мы приступили к исследовательской работе.
3) Приехавшие спортсмены на соревнования поселились в гостинице.
4) По приезду в город мы отправились в музей.
Пояснение.
Приехавшие на соревнования спортсмены поселились в гостинице. По приезде в город мы отправились в музей.
ИЛИ
Спортсмены, приехавшие на соревнования, поселились в гостиницу. По приезде в город мы отправились в музей.
68. Задание 6
1) Взобравшись на стремянку, у меня из рук выпал гвоздь.
2) Андрей, узнав о моём приезде, сразу же позвонил мне.
3) По окончанию школы наши выпускники успешно поступают в высшие учебные заведения.
4) Благодаря активному участию школьников соревнования прошли успешно.
Пояснение.
Когда я взобрался на стремянку, у меня из рук выпал гвоздь. По окончании школы наши выпускники успешно поступают в высшие учебные заведения.
ИЛИ
Взобравшись на стремянку, я выронил из рук гвоздь. По окончании школы наши выпускники успешно поступают в высшие учебные заведения.
69. Задание 6
1) Прочитав очерк, меня заинтересовали его герои.
2) По истечению срока службы я вернулся домой.
3) Пересаженный цветок герани принялся хорошо.
4) Серёжа, дочитав книгу, отправился на улицу.
Пояснение.
Прочитав очерк, я заинтересовался его героями. По истечении срока службы я вернулся домой.
ИЛИ
Когда я прочитал очерк, меня заинтересовали его герои. По истечении срока службы я вернулся домой.
70. Задание 6
1) Отправляясь в поход, путь казался нам лёгким.
2) Телеги, запряжённые лошадьми, двигались на ярмарку.
3) Доносившиеся издали звуки прерывали ночную тишину.
4) По возвращению из командировки надо обсудить итог работы.
Пояснение.
Когда мы отправлялись в поход, путь казался нам лёгким. По возвращении из командировки надо обсудить итог работы.
71. Задание 6
1) Сидя на даче у старой печки, меня согревало её тепло.
2) Всем по окончанию работы необходимо сдать книги в библиотеку.
3) Распахнувшая окна мама улыбнулась летнему дню.
4) Прочитав книгу, я подумал, что она будет интересна всем.
Пояснение.
Сидя на даче у старой печки, я согревался от её тепла. Всем по окончании работы необходимо сдать книги в библиотеку.
ИЛИ
Когда я сидел на даче у старой печки, меня согревало её тепло. Всем по окончании работы необходимо сдать книги в библиотеку.
72. Задание 6
1) Вспоминая счастливые моменты своей жизни, у человека поднимается настроение.
2) По приезду в город мы поспешили в музей.
3) Мы заметили молодую женщину, стремительно сбежавшую со ступенек террасы.
4) Войдя в дом, старик снял шляпу и провёл ладонью по седым волосам.
Пояснение.
Когда человек вспоминает счастливые моменты своей жизни, у него поднимается настроение. По приезде в город мы поспешили в музей.
Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота
Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:
- Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.
Неправильное употребление причастных оборотов
Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
которые читают вместе с этой
- Неверное согласование причастия с определяемым словом.
Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.
Как определить, какой оборот употребляется в предложении?
Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти причастие или деепричастие;
- Поставить к обороту вопрос ( Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
- Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
- Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
Нарушения в употреблении причастных и деепричастных оборотов
Нарушения в употреблении причастных и деепричастных оборотов
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.
1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.
4. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
5. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
6. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.
7. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
8. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
9. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.
10. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
11. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
12. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.
13. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.
14. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.
15. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
16. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.
17. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.
18. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.
19. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.
20. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
21. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.
22. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
23. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.
24. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.
25. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.
26. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
27. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
28. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
29. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.
30. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.
3. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.
4. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.
5. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.
6. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.
7. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.
8. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
9. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.
10. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.
11. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
12. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.
13. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.
14. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.
15. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.
16. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.
17. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.
18. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.
19. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.
20. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.
21. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.
22. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.
23. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.
24. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.
25. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.
26. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.
27. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.
28. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
29. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.
30. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.
Ошибки в употреблении причастий
Ошибки в употреблении причастий
«Завод построили за три года вместо предполагаемых двух». Ошибка в употреблении времени причастия. Исправление: Завод построили за три года вместо предполагавшихся двух.
«сын, воспитывающийся отцом». Формы причастий на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными формами. Исправление: сын, воспитываемый отцом.
«сделающий», «вздумающий». Не образуются формы причастий на -щий от глаголов совершенного вида со значением будущего времени, так как действие уже завершено. Исправление: который сделает, который вздумает
«выступление, вызвавшее бы возражения». Глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют. Исправление: выступление, которое вызвало бы
«лежащая книга на столе». Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного. Исправление: книга, лежащая на столе; лежащая на столе книга
Время причастия должно соответствовать времени глагола, обозначающего основное действие (завод уже построили, т.е. предполагали тоже в прошлом: предполагавшихся а не предполагаемых двух лет.
Если это причастие не имеет собственно-возвратного значения (типа умываться, одеваться, причесываться…) лучше использовать форму страдательного причастия (сын не сам себя воспитывает, поэтому «сын, воспитываемый отцом»).
Грубая ошибка – образованные формы причастий от глагола СВ со значением будущего времени (действие завершено, форм причастий будущего времени у причастий нет), и формы причастий от глаголов в сослагательном наклонении.
Небрежность в построении предложения порой приводит к расчленению причастного оборота. Любой оборот (определительный, обстоятельственный, сравнительный…) не допускает расчленения, это единый член предложения.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тесты на тему Ошибки при употреблении причастий
Тест на тему Ошибки при использовании оборотов
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
источники:
http://infourok.ru/narusheniya-v-upotreblenii-prichastnih-i-deeprichastnih-oborotov-1479921.html
http://grammatika-rus.ru/oshibki-v-upotreblenii-prichastij/