Перед принятием пищи надо вымыть руки исправьте ошибки

В приведенных предложениях найдите чужеродные, иностилевые элементы. Исправьте ошибки. Запишите правильный вариант. 1) Перед принятием пищи надо вымыть руки. 2) Нас встретил седой величественный старичок. 3) Завод вы­пускает специальные агрегаты для уборки картошки. 4) Грядущие каникулы я проведу у моря. 5) Поданная мною справка была заверена секретаршей директора. 6) Из очей малыша брызнули слезы. 7) Эта книжка посвящена вопросам развития

В приведенных предложениях найдите чужеродные,…

В приведенных предложениях найдите чужеродные, иностилевые элементы. Исправьте ошибки. Запишите правильный вариант. 1) Перед принятием пищи надо вымыть руки. 2) Нас встретил седой величественный старичок. 3) Завод вы­пускает специальные агрегаты для уборки картошки. 4) Грядущие каникулы я проведу у моря. 5) Поданная мною справка была заверена секретаршей директора. 6) Из очей малыша брызнули слезы. 7) Эта книжка посвящена вопросам развитияновых государственных отношений. 8) В анкете следует указать профессию папы и мам­ы. Исправьте ошибки, вызванные неправильным употреблением фразеологизма (незнанием его значения, пропуском или вставкой слова, смешением двух фразеологизмов, искажением грамматической формы фразеологического сочетания, невниманием к его стилистической окраске и т. д.). 1) Белая ворона — так иногда называют человека совестливого, неравнодушного к тому, что происходит вокруг. 2) На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло. 3) В важном деле нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 4) Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши. 5) Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 6) Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 7) Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 8) Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 9) В процессе переговоров стороны решили пойти на попятную. 10) У них все было шито-крыто белыми нитками. 11) Он знал всю его подноготную жизнь.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Теоретические сведения и языковой анализ

      Лексика (от греч. — словесный, словарный) — словарный состав, совокупность слов языка. Наука, изучающая лексический состав языка, называется лексиколо­гией.
      Фразеология — совокупность устойчивых оборотов речи и выражений (фразеологизмов), свойственных тому или иному языку. Фразеологией также называется раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

§ 25. Слово и его лексическое значение

      Слово — основная единица языка, служащая для называния предметов, признаков, действий и отношений между ними.
      Любое слово обладает лексическим значением, т. е. смысловым содержанием, одинаково понимаемым людьми, говорящим­и на данном языке.
      Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными, например: береза — лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями; Библия — собрание священных книг иудейской и христианской религий.
      Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными. Например, слово машина в русском языке имеет 4 значения: 1. Механическое устройство, совершающее полезную работу с преобразованием энергии, материалов или информации. Электрическая машина. Паровая машина. Вычислительная машина. 2. Перен. Об организации, действующей подобно механизму, налаженно и четко. Государственная машина. Военная машина. 3. То же, что автомобиль. Служебная машина. 4. У спортсменов: мотоцикл, велосипед.
      Большинство слов в русском языке являются многозначными. Значения многозначных слов в речи определяются по контексту.

Упр. 47. Пользуясь «Толковым словарем русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, дайте определения значений следующих слов: держава, негативный, звезда, эталон, альтернатива, великодушие, интерпретация, эксклюзивный, ореол, менталитет, патриархальный, покаяние, вернисаж. Составьте с данными словами предложения, запишите их.

§ 26. Прямое и переносное значение слова

      Развитие многозначности слов связано со способностью человеческого мышления устанавливать связи между похожими предметами, явлениями или признаками и переносить названия с одного предмета или явления на другие. Ср., например: золотое кольцо и золотое сердце, вершина горы и вершина успеха.
      Первичное значение слова, возникшее для обозначения чего-либо и служащее для этой цели непосредственно, называется прямым значением. Другие, вторичные (производные) значения, возникшие вследствие переноса наименования с одного предмета, явления, признака и т. п. на другой, называются переносными.

Упр. 48. Прочитайте образцы словарных статей из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Какие значения приведенных слов являются основными, какие — производными?

      ЖЕСТКИЙ, -ая, -ое. 1. Твердый, плотный на ощупь. Ж. диван. Ж. мясо. Ж. волосы. 2. На транспорте: с твердыми деревянными сиденьями. Ж. вагон. Жесткая плацкарта (для проезда в жестком вагоне). 3. Перен. Суровый, грубоватый, резкий. Ж. характер. Жесткие черты лица. 4. Перен. Не допускающий отклонений, безоговорочный. Ж. срок. Жесткие условия. 5. О воде: насыщенная известковыми солями.

Упр. 49. Самостоятельно найдите в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слова однозначные и многозначные. Выпишите их в две колонки.

Упр. 50. Постройте фразы, в которых приведенные ниже слова употребляются в прямом и переносном значении.

      Буря, железный, океан, болото, тряпка, сладкий, хвост, закат, дворник, голова, лопух, глухой.

§ 27. Тестовые задания

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?
      а) совесть
      б) долг
      в) стыд
      г) благородство

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?
      а) порядочный
      б) гуманный
      в) преданный
      г) добрый

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «система взглядов на природу и общество»?
      а) мировоззрение
      б) наука
      в) кругозор
      г) мнение

4. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
      а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
      б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
      в) аналогия — противоположность чему-либо
      г) привилегия — преимущественные права, льготы

5. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
      а) полиглот — человек, равнодушный к пище
      б) посягать — покушаться
      в) авангард — передовая, ведущая часть какой-либо общественно­й группы
      г) полый — имеющий внутри пустоту

6. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
      а) педантичный — строгий в выполнении всех требований, чрезвычайно точный, аккуратный
      б) аврал — спешная работа, выполняемая всем коллективом
      в) пиетет — глубокое уважение, почтение
      г) постный — придерживающийся диеты

7. Какое из указанных слов является многозначным?
      а) тополь
      б) фонетика
      в) классификация
      г) сладкий

8. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
      а) черное платье
      б) черная душа
      в) черный вторник
      г) черные мысли

9. Какое из слов в предложении В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа употреблено в переносном значении?
      а) площадь
      б) вокзал
      в) собралась
      г) густая

10. Какое из слов в предложении Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы употреблено в переносном значении?
      а) летний
      б) дремлют
      в) бледно-красен
      г) блестят

11. Каково лексическое значение слова «театр» в предложении Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, театру, представлению, декорации и как к документу?
      а) род искусства, художественное отражение жизни посредством сценического представления
      б) учреждение, организация, занимающиеся устройством представлений
      в) здание, в котором происходят представления
      г) совокупность драматических произведений какого-либо писателя

12. В каком значении употреблено слово «строгий» в предложении Да, вдохновение — это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст?
      а) очень требовательный, взыскательный
      б) не допускающий никаких снисхождений, суровый
      в) не допускающий никаких отклонений, выполняемый точно и неукоснительно
      г) не допускающий отклонения от принятых норм поведения и морали

§ 28. Основные разряды лексических единиц

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы

      Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами. Например: ключ — металлический стержень для отпирания и запирания замка и ключ — родник; купюра — сокращение, пропуск в литературном, научном, музыкальном произведении (книжн.) и купюра — ценная бумага — облигация или денежный знак (спец.). От многозначных слов омонимы отличаются тем, что между их значениями нет никакой связи.
      Среди омонимов разграничиваются собственно омонимы, омофоны, омографы и омоформы.
      Собственно омонимы бывают полными (совпадают по звучанию и написанию во всех формах) и неполными (совпадают по звучанию и написанию в ряде форм; например: лук (оружие) — слово имеет форму единственного и множественного числа; лук (растение) — слово имеет форму только единственного числа).
      Омофоны — это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению и написанию: гриб и грипп; лук и луг; Роман и роман.
      Омографы — это слова, одинаковые по написанию, но различные по значению и звучанию: замок и замок, парить и парить.
      Омоформы — это слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных формах. Омоформами, как правило, являются слова различных частей речи: три (повелит. наклонение глаг. тереть) и три (числит.); печь (сущ.) и печь (глаг.); слив (род. п. мн. ч. сущ. слива), слив (отглаг. сущ.) и слив (дееприч.).

Упр. 51. Определите, какие из этих слов имеют омонимы, а какие являются многозначными словами. Составьте со всеми словами словосочетания. В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю.

      Печать, ножка, дно, почка, крона, мех, крыло, наречие, высокий, бор, свет, мир, держава, наряд.

Упр. 52. Разграничьте следующие пары слов. Определите, какие типы омонимов они представляют.

      Овсянка (каша) — овсянка (птица), мука — мука, стекла (род. п. сущ. стекло) — стекла (глаг.), рой (сущ.) — рой (глаг.), сторожил — старожил, костный — косный, насыпь — насыпь.

      Синонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или употреблением в речи (стилистической окраской). Например: огромный — громадный, бегемот — гиппопотам.
      Среди синонимов разграничиваются:
      а) 

полные

(абсолютные) синонимы: орфография — правописание; везде — всюду; осел — ишак;
      б) 

смысловые

(семантические) синонимы: смелый — храбрый — мужественный; блеск — сверкание — сияние; молодость — юность;
      в) 

стилистические

синонимы: глаза (нейтр.) — очи (высо­к., поэтич.); принадлежность (нейтр.) — атрибут (книжн.);
      г) 

семантико-стилистические:

бродить («ходить без цели», нейтр.) — шататься («ходить без всякого дела», прост.) — блуждать («плутать, терять дорогу», книжн.).
      Синонимы могут быть общеязыковыми и контекстуальными. Ср. контекстуальные синонимы: День был

августовский

,

знойный

,

томительно-скучный

. (А. П. Чехов)

Упр. 53. Подберите синонимы к следующим словам. Отметьте их смыcловые и стилистические различия.

      Беспорядок, грустить, доходный, известный, купить, мошенничество, название, негодяй, недостаток (нехватка), ошибка, продать, старый, срочный, торговец, убить, храбрый.
      Идентичный, инцидент, легальный, презентовать, криминал, имитация, аналогия, ресурсы, декрет, база, аргумент, регулировать, оригинальный, вакансия.

      Антонимы — это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например: хороший — плохой, высоко — низко, правда — ложь, крошечный — громадный. У многозначных слов антонимы могут относиться к разным лексическим значениям.
      Антонимы, как и синонимы, могут быть не только общеязыковыми, но и контекстуальными. Например: Волк зайцу не товарищ.

Упр. 54. Подберите синонимы и антонимы к слову свежий, учитывая его значения.

      Образец: свежий ветер — прохладный (синоним) — теплы­й (антоним).
      Свежая газета, свежий вид, свежий хлеб, свежий воротник, свежее утро, свежий взгляд, свежие цветы.

Упр. 55. Подберите антонимы к словам, учитывая их многозначность.

      Близкий, легкий, тупой, краткий, полный, грубый.

      Паронимы — это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения. Ср.: единый (общий, объединенный) — единичный (единственный, отдельный); факт (событие, явление, случай) — фактор (момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении).

Упр. 56. Объясните разницу в значениях словосочетаний. В случае затруднений обращайтесь к словарю паронимов.

      Опасный человек — опасливый человек; главный герой — заглавный герой; освоить прочитанное — усвоить прочитанное; осудить действия — обсудить действия; представить возможность — предоставить возможность; тактичные шаги — тактические шаги; техническое исполнение — техничное исполнение; хозяйские дела — хозяйственные дела.

Упр. 57. Объясните различия между паронимами, составьте предложения с каждым из них.

      Факт — фактор, командированный — командировочный, одеть — надеть, абонент — абонемент, отборный — отборочный, будний — будничный, добровольный — добровольческий; демократический — демократичный, длинный — длительный, нестерпимый — нетерпимый, невеж­да — невежа, духовный — душевный, компания — кампания, пребывать — прибывать.

§ 29. Тестовые задания

1. Какое из приведенных слов имеет омонимы?
      а) идиллия
      б) брак
      в) линейка
      г) давление

2. В каких синонимических рядах содержится «лишнее» слово?
      а) доходный — прибыльный — выгодный — рентабельный
      б) известный — знаменитый — популярный — именитый — прославленный
      в) купить — приобрести — взять — присвоить
      г) ошибка — неточность — недочет — погрешность — оплошность — ляпсус

3. В каком варианте синонимы к заимствованным словам подо­браны неправильно?
      а) авангардный — передовой
      б) ресурсы — запасы
      в) имитация — подражание
      г) декрет — запрет

4. В каком варианте пары слов не являются синонимами?
      а) деликатный — тактичный
      б) вульгарный — корыстный
      в) чуткий — отзывчивый
      г) гуманный — человечный

5. Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?
      а) печаль
      в) смятение
      б) праздник
      г) блаженство

6. Какое из слов противоположно по значению слову «лицемерный»?
      а) искренний
      б) противоречивый
      в) фальшивый
      г) деликатный

7. В каком предложении нет антонимов?
      а) Книга учит различать добро и зло.
      б) Корень учения горек, да плод его сладок.
      в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
      г) Ученье способно и украшать, и утешать.

8. В каком варианте пары слов не являются антонимами?
      а) потомок — предок
      б) печаль — скорбь
      в) позор — почет
      г) богатство — нищета

§ 30. Лексика общеупотребительная
и лексика ограниченного употребления

      Лексика русского языка неоднородна по степени ее распространения и активности употребления, а также по характеру ее стилистической окраски.
      С точки зрения степени распространения и активности употребления в словарном составе русского языка разграничивается лексика общеупотребительная, т. е. известная всему русскому народу и употребляемая всеми носителями русского языка (читать, пять, белый, человек, город и т. п.), и лексика необщеупотребительная, т. е. ограниченная в своем употреблении или территорией, или рамками социальных групп (в том числе профессиональных), или временем существования в русском языке.
      Основными разрядами лексики ограниченного употребления являются диалектизмы и специальная лексика.
      Диалектизмы — это слова, которые употребляются преимущественно жителями какой-либо местности. Диалектизмы являются принадлежностью народных говоров (территориальных диалектов). Например: гутарить (южнорусское) — говорить, баить (северорусское) — говорить.
      Специальная лексика — это слова, употребляемые в речи представителями определенных отраслей знания и профессий. Ядро специальной лексики составляют термины — слова, обозначающие строго определенные понятия различных наук (гипотенуза — в математике: сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла; аффикс — в грамматике: морфема, заключающая в себе словообразовательное или собственно формальное значение; репрессалии — в международном праве: принудительные меры, применяемые государством в ответ на неправомерные действия другого государства).
      Периферию специальной лексики составляют профессионализмы и жаргонизмы.
      Профессионализмы — это слова и словосочетания, свойственные людям определенной профессии. Например: кок — повар (в речи моряков), окно — свободное время между занятиями (в речи учителей, студентов).
      Жаргонизмы — это слова и выражения, используемые отдельной социальной группой с целью языкового обособления, отделения от основной части носителей языка. Например: клава — клавиатура, аська — программа общения (в компьютерном жаргоне), клипак — видеоклип, тусить — гулять, веселиться в компании (в молодежном жаргоне).
      Профессионализмы и жаргонизмы находятся за пределами общелитературного языка.
      К лексике ограниченного употребления относятся также устаревшие слова (историзмы и архаизмы) и новые слова (неологизмы).
      Историзмы — это устаревшие слова, вышедшие из обихода в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений. Например: кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец, кибитка — крытая дорожная повозка, бекеша — мужское пальто (на меху или на вате) со сборками на талии.
      Архаизмы — это устаревшие слова, называющие предметы или понятия, для которых в языке появились новые наименования. Например: сей — этот, жалованье — оклад, зарплата, ланиты — щеки.
      Неологизмы — это новые слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны, необычности. Например: в 80-е гг. ХХ в. — перестройка — коренные изменения в политике и экономике, направленные на установление рыночных отношений, развитие демократии и гласности; в 90-е гг. ХХ в. — бутик — небольшой магазин дорогостоящих модных товаров, массмедиа — средства массовой информации, слоган — лозунг.
      Большинство неологизмов обычно довольно быстро переходит в разряд общеупотребительных слов; некоторые неологизмы могут существовать как индивидуально-авторские новообразования, или окказионализмы (например: сливеют губы — у В. В. Маяковского, пушкиноты — у В. Хлебникова).

Упр. 58. Подберите к общенародным словам (левая колонка) диалектные синонимы (правая колонка); сравните способ выражения близких понятий.

ухват

рогач

гудеть

рукотерник

прятки

утирка

гриб-дождевик

слаборукий

полотенце

брунжать, жундеть

драчливый

пуховка

колокольчик

хоронушки, ловички

носовой платок

позвонок

Упр. 59. Распределите слова на две группы: 1) термины; 2) жаргонизмы. Отметьте случаи, когда жаргонизмы возникли на основе переносных значений общеупотребительных слов.

      Авторитет (опытный вор), акватория (участок водной поверхности), дотация (государственная помощь), мент (милиционер), моник (монитор), мыло (электронная почта), крутой (отличный, прекрасный, заслуживающий уважения), идиома (устойчивое выражение, свойственное только данному языку), предки (родители), депортация (насильственное переселение отдельных лиц и народов), нал (наличные деньги), чувак (молодой человек), хаос (стихия), тусовка (коллективное увеселительное мероприятие), фан (поклонник), эклектизм (механическое соединение различных взглядов).

Упр. 60. Пользуясь толковыми словарями, определите значения устаревших слов, разграничьте историзмы и архаизмы.

      Боярин, чело, оратай, ланиты, десница, опричнина, казна, конюший, лорнет, сей, сеча, художество, терем, толмач, ярём.

Упр. 61. Пользуясь современными толковыми словарями русского языка, определите значения новых для русского языка слов. Подумайте, каковы причины их появления.

      Разгосударствление, постсоветский, СНГ, думец, бизнесмен, офис, маркетинг, пейджер, сканер, принтер, киллер, мафиози, гамбургер, кетчуп, топ-модель, триллер, портфолио.

§ 31. Стилистические разряды русской лексики

      С точки зрения стилистической окраски (стилистических характеристик) лексика русского языка разграничивается на два больших разряда: 1) стилистически нейтральная лексика; 2) стилистически окрашенная лексика.
      Стилистически нейтральная лексика составляет самый большой круг слов, не закрепленный за каким-либо функциональным стилем русского литературного языка (официально-деловым, научным, публицистическим, художественным или разговорным) и уместный в различных сферах общения: вода, дом, читать, трудность, белый, пятьдесят и др.
      В составе стилистически окрашенной лексики выделяются прежде всего слова книжные и слова разговорные, жаргонные и просторечные.
      Книжные слова свойственны книжно-письменному варианту общенационального языка. Они употребляются преимущественно в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях. Ср.: осциллограф (научн.), вышепоименованный (офиц.-дел.), воспрещается (офиц.-дел.); сплоченность (публ.), таинство (худ.-поэт.), грезы (худ.-поэт.). Существуют также общекнижные слова, например: интеллект, эрудиция, закон.
      Разговорные слова — это слова, присущие разговорному стилю русского литературного языка и используемые преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного бытового общения, например: читалка, задира, тупица, вопить, хвастунишка, дедушка и др.
      Разговорные слова используются в непринужденном, неформальном общении, поэтому им присуща определенная сниженность. Ср.: старец (высок.) — старик (нейтр.) — старикашка (разг., сниж.).
      Просторечные слова — это слова, находящиеся за пределами литературного языка или на его периферии, но не ограниченные в своем употреблении ни территорией (в отличие от диалектизмов), ни рамками социальных групп (в отличие от жаргонизмов). Просторечные слова бывают двух типов: а) нарушающие собственно языковые нормы литературного словоупотребления (транвай вместо трамвай, туфель вместо туфля, квАртал вместо квартАл и т. п.); б) нарушающие в той или иной степени морально-этические нормы. В последний разряд входят грубовато-просторечные слова (башка — голова, притащиться — прийти); грубые просторечные слова (харя — лицо, дрянь — о человеке), а также вульгарная, нецензурная, бранная лексика, оскорбляющая достоинство человека.

Упр. 62. Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам: 1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.

      Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.

Упр. 63. Определите значения просторечных слов, замените литературными.

      Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.

§ 32. Тестовые задания

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
      а) бежать
      б) четыреста
      в) гипотенуза
      г) время

2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
      а) клевый
      б) классный
      в) крутой
      г) отличный

3. Какое слово не относится к книжной лексике?
      а) абсолютно
      б) конференция
      в) учитель
      г) перпендикуляр

4. Какое из слов является разговорным?
      а) планетарий
      б) начертать
      в) картошка
      г) усыновитель

5. Какое из слов является просторечным?
      а) голова
      б) глава
      в) головушка
      г) башка

6. Какое из слов является диалектным?
      а) солнце
      б) ратник
      в) зеленя
      г) меломан

7. Какое из слов является устаревшим?
      а) священник
      б) кочевник
      в) нигилист
      г) бражник

8. Какое слово является термином?
      а) зачетка
      б) камзол
      в) инъекция
      г) писатель

§ 33. Фразеологизмы как единицы языка.
Типы фразеологизмов

      Фразеологизмы (фразеологические обороты) представляют собой несвободные целостные единицы, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. По значению фразеологизмы могут соответствовать одному слову (кот наплакал — мало, зарубить на носу — запомнить, семи пядей во лбу — умный) или целому выражению (ловить рыбку в мутной воде — извлекать выгоду из чьих-либо затруднений, садиться на мель — попадать в крайне затруднительное, тяжелое положение).
      В предложении фразеологизмы выступают как один член предложения Он мастер на все руки.
      С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские (во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя), старославянские (не от мира сего, избиение младенцев, око за око) и заимствованные из других языков (синий чулок — из англ. яз., сальто-мортале — из итал. яз., медовый месяц — из франц. яз.).
      С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы:
      1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня;
      2) стилистически окрашенные, среди которых выделяются:
      а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман);
      б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка);
      в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора).
      Разговорные и просторечные фразеологизмы относятся к разряду сниженных; книжные фразеологизмы — к разряду высоких, торжественных.

Упр. 64. Подберите фразеологизмы с указанными значениями.
      Например: «приходить в уныние, в отчаяние, огорчаться» — вешать (повесить) голову.

      Добиться полного самообладания; чувствовать себя так, словно ничего не случилось; во всех направлениях, повсюду, везде; удивляться, поражаться чему-либо увиденному; оказаться в опасности, под угрозой; быть в плохом настроении; не быть самостоятельным в своих мыслях, убеждениях, поступках; зазнаваться, важничать.
      Для справок: висеть на волоске, жить чужим умом, как ни в чем не бывало, задирать нос, встать с левой ноги, взять себя в руки, не верить своим глазам, вдоль и поперек.

Упр. 65. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

      Делить шкуру неубитого …, купить … в мешке, платить той же …, беречь как … ока, согнуть в … рог, толочь … в ступе, не в бровь, а в …, выйти … из воды, … в мешке не утаишь, надуться как … на крупу.

Упр. 66. Установите, какие определения в левой колонке соответствуют словам и выражениям, данным в правой колонке.

1. Ахиллесова пята
2. Дамоклов меч
3. Кануть в Лету
4. Книга за семью печатями
5. Прометеев огонь
6. Двуликий Янус
7. Глас вопиющего в пустыне
8. Троянский конь

Двуличный человек
Бесследно исчезнуть из памяти людей
Неугасимое стремление к дости­жению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе
Слабое, уязвимое место
Напрасный призыв к чему-либо, остающийс­я без ответа, без внимания
Дар врагу с целью его погубить
Постоянно угрожающая опасность
Что-либо совершенно непонятное, недоступно­е разумению

§ 34. Тестовые задания

1. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
      а) считать ворон — бездельничать
      б) в час по чайной ложке — медленно
      в) тертый калач — опытный (о человеке)
      г) седьмая вода на киселе — близкие родственники

2. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
      а) поставить на ноги — вылечить
      б) бок о бок — вместе
      в) как снег на голову — неожиданно
      г) ждать у моря погоды — рассчитывать, надеяться на что-либо

3. Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?
      а) куры не клюют
      б) семь пятниц на неделе
      в) тьма тьмущая
      г) хоть пруд пруди

4. В каком предложении не используется фразеологизм?
      а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
      б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
      в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
      г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

5. Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?
      а) раскрыть карты
      б) попасть впросак
      в) смотреть сквозь пальцы
      г) камень преткновения

КУЛЬТУРА РЕЧИ

§ 35. Употребление слов в соответствии
с их лексическим значением

      Правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями называются лексическими нормами русского литературного языка. Нарушение лексических норм ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам.

Упр. 67. Найдите случаи нарушения лексических норм, связанные с употреблением слов в несвойственных им значениях. Исправьте ошибки.

      1) В парке было заложено тридцать два дерева. 2) Л. Н. Толстой был ярким феноменом своего века. 3) Оратор говорил очень конспективно. 4) Многочисленные предки А. С. Пушкина живут сейчас в России, Франции, Англии и даже в Америке. 5) Он мыслил оригинально и всегда говорил банальности. 6) На празднике было немало веселых инцидентов. 7) Этот галантный сервиз, сервированный на крахмальной скатерти, произвел на меня незабываемое впечатление. 8)  Индейцы — коренные аборигены Америки. 9) Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.

§ 36. Употребление синонимов и паронимов в речи

      Соблюдение лексических норм русского языка предполагает умение говорящего выбрать нужное слово из ряда близких или даже тождественных по содержанию, т. е. слов-синонимов, а также умение различать слова-паронимы.

Упр. 68. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным выбором слова из ряда синонимов. Объясните характер ошибки.

      1) Я уже давно не кушаю в этой столовой. 2) Я мыслю, что сдам экзамены. 3) Ученики малость переигрывают в спектакле. 4) В нескольких школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы. 5) Медведь натыкался на гвозди, что делало ему боль. 6) Екатерина была поставлена на престол.

Упр. 69. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

      1) Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 2) Ученый стоял у источников ракетостроения. 3) Госпожа Простакова избивала крестьян за малейшую повинность. 4) Артист завоевал признательность зрителей. 5) Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 6) Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. 7) В полку царило воинствующее настроение. 8)  Народ терпел двойственный гнет.

§ 37. Лексическая сочетаемость слов

      Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо еще учитывать особенности лексической сочетаемости слов, т. е. их способности соединяться в речи друг с другом. Некоторые слова в русском языке имеют ограниченную сочетаемость. Например, слово проливной сочетается только со словом дождь, слово карие — со словом глаза, слово закадычный — со словом друг и т. д.

Упр. 70. Раскройте скобки. Составьте правильные сочетания прилагательных и числительных.

      Единый, один (момент, миг); карий, коричневый (глаза, костюм); крепкий, сильный (дружба, впечатление); тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание); истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, документ, охотник).

Упр. 71. а) Из глаголов и существительных составьте и запишите словосочетания. Укажите вид связи.

      Играть, иметь, повысить, усилить, нанести, одержать, потерпеть, оказать, излагать, открыть, внести, принять, предпринять.
      Роль, мнение, внимание, ущерб, вклад, поражение, помощь, попытка, счет, интерес, решение, победа, значение.

б) Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

      Уделить серьезное значение, тяжелый поступок, представить слово для доклада, ухудшение уровня жизни, повысить кругозор, поднять тост, пройти шаг, навлекать внимание, сделать поступок.

§ 38. Употребление лексических единиц в соответствии с их стилистической окраской

      Правила употребления слов в соответствии с их стилистической окраской называются стилистическими нормами русского языка.
      Стилистическая окраска формируется у слова в результате его постоянного функционирования в той или иной разновидности русского языка (языке литературном, в диалектах, жаргонах или просторечии), а также в той или иной сфере общения (научной, официально-деловой, публицистической, эстетической или бытовой).
      Стилистической окраской обладает любое слово русского языка. Ср.: человек — лит., общелит.; картофель — лит., офиц.-дел.; чело — лит., худ.-поэт., устар., высок.; пузо — прост., сниж.
      Стилистическая окраска определяет уместность использования того или иного языкового средства в определенной речевой ситуации. Употребление в речи слов с несвойственной данной ситуации общения и данному тексту стилистической окраской воспринимается как речевая ошибка.

Упр. 72. В приведенных предложениях найдите чужеродные, иностилевые элементы. Исправьте ошибки. Запишите правильный вариант.

      1) Перед принятием пищи надо вымыть руки. 2) Нас встретил седой величественный старичок. 3) Завод вы­пускает специальные агрегаты для уборки картошки. 4) Грядущие каникулы я проведу у моря. 5) Поданная мною справка была заверена секретаршей директора. 6) Из очей малыша брызнули слезы. 7) Эта книжка посвящена вопросам развития новых государственных отношений. 8)  В анкете следует указать профессию папы и мам­ы.

Упр. 73. Найдите нарушения стилистических норм современного русского языка, связанные с использованием жаргонных слов и выражений.

      1) Представители новой партии использовали митинг ветеранов для собственной раскрутки. 2) На заседании городской думы депутаты опять наезжали на мэра. 3) Российские солдаты-чеченцы должны пользоваться дополнительными льготами. 4) Все частные предприниматели в наше время должны иметь крышу. 5) После поражения любимой команды фаны устроили настоящий погром.

§ 39. Особенности употребления фразеологизмов в речи

      Высокий уровень культуры речи и соблюдение лексических норм требуют от говорящих точности не только в использовании отдельных слов, но и в употреблении фразеологизмов, т. е. цельных, устойчивых сочетаний, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

Упр. 74. Исправьте ошибки, вызванные неправильным употреблением фразеологизма (незнанием его значения, пропуском или вставкой слова, смешением двух фразеологизмов, искажением грамматической формы фразеологического сочетания, невниманием к его стилистической окраске и т. д.).

      1) Белая ворона — так иногда называют человека совестливого, неравнодушного к тому, что происходит вокруг. 2) На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло. 3) В важном деле нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 4) Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши. 5) Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 6) Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 7) Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 8)  Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 9) В процессе переговоров стороны решили пойти на попятную. 10) У них все было шито-крыто белыми нитками. 11) Он знал всю его подноготную жизнь.

§ 40. Тестовые задания

1. В каком предложении содержится ошибка, вызванная не­оправданным употреблением или незнанием лексического значения иноязычного слова?
      а) Необходимо выплатить компенсацию до начала следующего года.
      б) Решение данных вопросов входит в юрисдикцию России.
      в) М. В. Ломоносов был выдающимся корифеем науки.
      г) Экономика многих стран четко ориентирована на экспорт.

2. В каком предложении содержится ошибка, вызванная не­оправданным употреблением или незнанием лексического значения иноязычного слова?
      а) Каждая нация обладает своим особым менталитетом.
      б) Великий писатель страдал от ностальгии по Родине.
      в) Этот вопрос вне нашей компетенции.
      г) Современные массмедиа перегружены рекламой.

3. Какое слово уместно употребить на месте пропуска в следующем предложении?
      Для борьбы с вредителями наш магазин предлагает __________ средство.
      а) эффективное    б) эффектное

4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
      а) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии интенсивно развиваются в последние десятилетия.
      б) Хроникальное сообщение — образец ИНФОРМАЦИОННОГО жанра.
      в) В этом документальном фильме много очень ИНФОРМАЦИОННЫХ эпизодов.
      г) Каждый выпускник школы должен овладеть приемами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.

5. В каком предложении вместо слова ВРАЖЕСКИЙ нужно упо­требить ВРАЖДЕБНЫЙ?
      а) Разведчики под покровом ночи отправились во ВРАЖЕСКИЙ тыл.
      б) Артиллеристы метким выстрелом подбили ВРАЖЕСКИЙ танк.
      в) По его ВРАЖЕСКОМУ взгляду все сразу поняли, что он пришел не с мирными намерениями.
      г) До позднего вечера во ВРАЖЕСКОМ лагере горели костры.

6. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
      а) Хвойный лес ОДЕЛ все горы.
      б) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ детей завтра.
      в) После ливня в туфлях и улицу не перейдешь, придется ОДЕТЬ сапоги.
      г) Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.

7. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норм­е?
      а) дать отпор
      б) оказать впечатление
      в) долгосрочный кредит
      г) потерпеть поражение

8. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норм­е?
      а) придерживаться точки зрения
      б) вынести приговор
      в) оказать покровительство
      г) играть большое значение

9. В каком предложении нарушены стилистические нормы литературного языка?
      а) Эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации.
      б) Днями в Кремлевском дворце состоится официальное открытие международного форума «Мировой опыт и экономика России».
      в) Законопроект был принят Госдумой уже в первом чтении.
      г) На заседании правительства рассматривались вопросы жилищной реформы.

10. В каком предложении слово употреблено без учета его стилистической окраски?
      а) Прошу оплатить мне расходы по командировке.
      б) Банковские платежи стали задерживаться на срок до трех месяцев.
      в) Автором рассмотрены 33 нормативных документа по приватизации.
      г) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.

11. В каком предложении фразеологизм употреблен без учета его стилистической окраски?
      а) Руководители многонационального государства не имеют права закрывать глаза на проблемы языковой политики.
      б) Герой романа был настоящим рыцарем без страха и упрека, борющимся за добро и справедливость.
      в) Отказ от высокого искусства может погрузить страну в мрак невежества.
      г) Тактичному и воспитанному человеку, заботящемуся о своем достоинстве, не следует совать нос в чужие дела.

МОРФОЛОГИЯ

      Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

§ 41. Основные сведения о частях речи

      Слова русского языка по своему общему значению, особенностям образования и грамматическим характеристикам, одинаковой синтаксической роли в предложении делятся на несколько групп, называемых частями речи. Среди них выделяются два основных разряда: самостоятельные и служебные части речи.
      Самостоятельные части речи включают слова, которые называют предметы (имя существительное), признаки (имя прилагательное), действия (глагол) и др.
      Слова всех самостоятельных частей речи, кроме наречий и слов категории состояния (безлично-предикативных слов), как правило, склоняются или спрягаются, образуя различные формы одного и того же слова.
      Служебные части речи включают слова, которые обычно служат для связи самостоятельных слов и различных предложений (предлоги, союзы) или придают те или иные оттенки значения как отдельным членам предложения, так и всему предложению в целом (частицы).
      Особое место среди частей речи занимают междометия — слова, которые выражают чувства и побуждения, не называя их (ух, ах, эй, ура).

Части речи

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол (причастие, деепричастие)

Наречие (слова категории состояния)

Служебные части речи

Предлог

Союз

Частица

Междометия

Упр. 75. Укажите, к каким частям речи относятся следующие слова.

      а) Белый, побелеть, белизна; бежать, бегство, беговой, бегом; три, тройка, третий, тройной, утроить, втрое; сотня, сто, сотый, столетний, трехсотый; ох, охать, оханье; снизить, снижение, нижний, внизу; ты, кто, некто, никто, ничто, ничей, ничейный; уничтожить, уничтожение; нигде, некогда; жалость, жаль, жалостливый.
      б) Бы, несмотря на, если, зато, так как, ни, из-за, неужели, ли, ввиду.

Почему так важно мыть руки перед едой?

5

20.12.2019,

обновлено 02.04.2020

В одной из предыдущих статей мы основательно разобрались в том, почему важно мыть фрукты и как правильно это делать. Но не стоит забывать и о том, что перед и после приема пищи также важно мыть руки. Дело в том, что через немытые руки в наш организм могут попасть опасные бактерии, которые могут стать причиной возникновения различных заболеваний. Только вот объяснить это некоторым людям, и тем более детям, бывает крайне сложно. Но недавно учительница одной из школ американского штата Айдахо продемонстрировала детям интересный эксперимент. Она наглядно показала, как много опасных бактерий живут на наших немытых руках и что они делают с продуктами.

Почему так важно мыть руки перед едой? Мытье рук важно для нашего здоровья. Фото.

Мытье рук важно для нашего здоровья

О проведенном эксперименте рассказало научное издание ScienceAlert со ссылкой на пост учительницы по имени Дайна Робертсон в Facebook. Его суть заключалась в том, что педагоги взяли буханку хлеба и порезали ее на ломтики. Одним куском хлеба они натерли клавиатуры всех стоящих в школьном классе компьютеров, которых ежедневно касаются десятки немытых рук. Второй ломтик не был тронут никем, третий был взят в грязные руки, а четвертый взял в свои руки ученик, который предварительно помыл руки водой и мылом. Пятый кусок достался ученику, который обработал руки дезинфицирующим средством. Все ломтики хлеба затем были вложены в герметичные пакеты.

Почему так важно мыть руки перед едой? Хлеб, побывавший на компьютерных клавиатурах, спустя месяц покрылся плесенью. Фото.

Хлеб, побывавший на компьютерных клавиатурах, спустя месяц покрылся плесенью

Как лучше мыть руки?

Спустя месяц учительница показала ученикам, насколько сильно поменялись ломтики хлеба. В первом пакете, внутри которого был вложен побывавший на клавиатурах всех школьных компьютеров кусочек, обнаружилось огромное количество плесени. А вот хлеб, которого человеческие руки вообще не касались, остался чистым. Это значит, что в него не попали никакие бактерии и он был полностью чист.

Как лучше мыть руки? Нетронутый хлеб остался чистым. Фото.

Нетронутый хлеб остался чистым

Много плесени также образовалось на хлебе, который был взят в грязные руки. Но при этом четвертый ломтик, которого касались вымытые водой и мылом руки, на вид практически не изменился. К удивлению учеников, плесень образовалась даже на ломтике хлеба, которого касался ученик с продезинфицированными руками. Это значит, что такие средства не могут обеспечить полной защиты от микробов и не заменяют полноценное мытье под струей воды.

Как лучше мыть руки? Хлеб, взятый грязными и чистыми руками. Фото.

Хлеб, взятый грязными и чистыми руками

А вы знаете, как правильно мыть руки с точки зрения науки?

Стоит признать, что плесень на хлебе это далеко не самое приятное зрелище. По словам педагогов, после увиденного ученики действительно начали чаще мыть свои руки. При этом педагоги отметили, что этим нужно заниматься как до еды, так и после принятия пищи. Вы же не хотите, чтобы на всем, чего вы касаетесь, оставались жирные пятна или липкие следы от сладостей?

Как лучше мыть руки? Дезинфицирующие средства не могут заменить полноценного мытья рук. Фото.

Дезинфицирующие средства не могут заменить полноценного мытья рук

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!

Также стоит отметить, что мыть руки также важно после контакта с животными. Дело в том, что они могут быть переносчиками безопасных для себя, но крайне опасных для человека бактерий. Стоит только вспомнить нашу недавнюю новость о том, как житель Германии умер после того, как его просто лизнула его же собственная собака. Примечательно, что дезинфицирующие средства не могут обеспечить полноценной чистоты ваших рук, поэтому пользоваться мылом нужно регулярно.

Для отправки комментария вы должны или

Жизнь человека в современной цивилизации подвержена культу чистоты.

Невозможно спорить с тем, что свежевымытые руки — оружие против ряда респираторных и кишечных заболеваний, от холеры до брюшного тифа. Регулярный уход за ротовой полостью оберегает от кариеса, пародонтоза и прочих болезней зубов и десен, не говоря уже о том, что соблюдение правил личной гигиены позволяет нам не превращаться в заскорузлых краст-панков, а окружающим — наслаждаться созерцанием аккуратной прически и благоуханием свежевымытого тела.

Внимание к чистоте, которая в мире, сплошь усеянном бактериями, микробами и вирусами, превозносится как единственно возможный способ сохранить здоровье хрупкой телесной оболочки, доходит до того, что насаждаемой ролевой моделью становится антропоморфная тумба умывальника с говорящим именем «Мойдодыр». С мылом наперевес, бешено вращающий краниками умывальник требует от детей фанатичного следования правилам личной гигиены, и вот уже нормой становится хранимый в сумке антибактериальный гель, визиты в душ случаются по нескольку раз в день, а немытое яблоко пугает сильнее, чем Гитлер.

Всё хорошо в меру, и чище — еще не значит лучше.

Исследователи находят всё новые подтверждения тому, что чрезмерное внимание к гигиене ничуть не лучше невнимания к ней, а излишний энтузиазм по отношению к чистоте способен нанести непоправимый вред нашему здоровью.

Первой жертвой слишком частого мытья становится кожа. Кислотно-щелочной баланс (рН) кожи здорового человека равен 5,5. Его поддержание на этом уровне — гарантия защиты против патогенных микроорганизмов, которые не смогут легко проникнуть в кожу и укрепиться там.

Однако привычка слишком часто принимать душ или умываться, особенно с применением агрессивно-щелочных средств, разрушает этот естественный защитный барьер, нарушая кислотность кожи. И это уже не говоря о том, что из-за слишком частого мытья кожа сохнет, шелушится, быстрее стареет и легче поддается повреждениям и воспалениям.

Результат — грибковые заболевания, лишаи, гнойничковые заболевания кожи, стафилодермиты, стрептодермиты, повышенная чувствительность, аллергические реакции, дерматит, экзема. Умножьте на два, если дело касается интимной гигиены.

Культ чистоты грозит и более серьезными последствиями. К сожалению, жертвами этого культа становятся в первую очередь дети. Безумные родители, дважды в день стерилизующие любую горизонтальную поверхность в доме, намывающие овощи и фрукты антибактериальным мылом и запрещающие детям даже близко подходить к домашним животным, наносят непоправимый ущерб иммунной системе своих чад. Организм ребенка физически не сможет научиться справляться с угрозами внешней среды, а несформировавшийся иммунитет будет давать самые причудливые сбои, от аллергии до тяжелейших аутоиммунных заболеваний, характеризующихся причудами в работе иммунной системы, из-за которых она начинает атаковать здоровые ткани организма.

Так, исследовательская группа из Кембриджского университета установила, что излишняя чистоплотность повышает риск развития болезни Альцгеймера. Чем лучше в стране санитария, тем выше заболеваемость этой разновидностью старческого слабоумия.

Страны, где каждый имеет доступ к чистой питьевой воде, а городское население преобладает, например Великобритания, Австралия, Франция, показывают превышение среднемирового показателя по заболеваемости Альцгеймером почти на 10 %. Напротив, в таких странах, как Кения, Бангладеш или Камбоджа, случаев старческой деменции регистрируется существенно меньше.

Результаты этого исследования, как и многие другие аналогичные данные, говорят в пользу так называемой гипотезы гигиены. Современная жизнь с ее мытыми овощами, фильтрованной водой и антипаразитарным геноцидом означает неизбежную потерю прежде вездесущих, сожительствовавших бок о бок с человеком микроорганизмов, настраивавших и тренировавших нашу иммунную систему, чтобы она могла сопротивляться внешним угрозам. К сожалению, это значит, что всё больше и больше людей теряет способность сопротивляться некогда безвредным факторам внешней и внутренней среды. Результатом становятся астма и аллергические реакции как неадекватный ответ организма на наружные раздражители, воспалительные реакции пищеварительного тракта, отторгающего некоторые продукты питания, аутоиммунные заболевания вроде диабета первого типа или рассеянного склероза, когда толком не приспособившийся к противостоянию внешней среде организм начинает воевать против самого себя.

Достаточно лишь упомянуть о том, что сенную лихорадку многие ученые уже начинают называть «болезнью элиты», потому что встретить это заболевание у фермеров или жителей депрессивных регионов практически невозможно.

Кстати о депрессии. Повышенный риск развития большого депрессивного расстройства, оно же — клиническая депрессия, ряд исследователей связывает именно с аутоиммунными реакциями организма. В настоящий момент это заболевание является четвертым по распространенности в мире, а к 2020 году займет почетное второе место на общемировом пьедестале, и не в последнюю очередь благодаря «западному образу жизни» с его чрезмерным вниманием к мытью рук перед едой.

Почти у всех пациентов с клинической депрессией есть симптомы воспаления, в частности повышенный уровень сигнальных и регулирующих клеток иммунной системы — цитокинов.

До 50 % людей, принимавших интерферон для улучшения иммунитета, демонстрировали симптомы депрессивного расстройства, а клиническая депрессия — частый спутник других аутоиммунных заболеваний. По некоторым оценкам, возникающие на фоне аутоиммунных процессов воспаления и аллергии замедляют производство серотонина в головном мозге, и недостаток «гормона счастья» приводит к известным последствиям. Похоже, что уже очень скоро эффективная терапия депрессии будет включать в себя иммуносупрессоры и другие элементы терапии усмирения ополчившегося на собственный организм иммунитета.

К сожалению, маловероятно, что внезапный старт приема пищи с пола способен оградить вас от подобных проблем. Аутоиммунные заболевания считаются неизлечимыми, а препараты для купирования их симптомов крайне токсичны. Однако для ваших детей еще не всё потеряно. Как показали результаты исследования сотрудников Детского центра Джона Хопкинса в Балтиморе, стерильная атмосфера вокруг ребенка вовсе не помогает ему расти здоровым. Младенцы, которые в первые годы жизни часто контактируют с потенциальными аллергенами и всевозможными микробами, в будущем намного реже страдают астмой и различными видами аллергии. Так, дети, растущие на фермах, болеют бронхиальной астмой реже городских детей, ведь им обеспечен постоянный контакт с обитающими в почве микроорганизмами.

Не бойтесь завести собаку: в тех домах, где пыль содержала микроорганизмы, а также экскременты насекомых и животных, дети росли более защищенными от аллергических реакций и в три раза реже страдали астмой.

Повторимся: ни в коем случае не пытайтесь резко изменить свои привычки. Даже если вы всю жизнь прожили в обнимку со стаей алабаев, не боитесь водопроводной воды и смело хватаетесь за поручни в общественном транспорте, опасайтесь повторять подобное в заграничных поездках. Микробы, эндемичные для региона вашего постоянного проживания, не имеют ничего общего с микробами Южной Азии или Северной Африки, и, несмотря на вашу уникальную способность облизать домашний унитаз (в котором, кстати, проживает куда меньше микробов, чем у вас во рту), вы ничего не сможете поделать с кровожадными маленькими жителями иностранных государств. Ваш иммунитет способен бороться против того, с чем ранее сталкивался. Именно поэтому расстройства кишечника и прочие неприятные последствия заграничных поездок будут настигать вас именно в первые визиты в чужую страну — последующие посещения организм сможет перенести легче.

В любом случае это еще не повод на новом месте уподобляться Говарду Хьюзу, всемирно известному миллиардеру, чья боязнь микробов была унаследована от матери — мнительной женщины, фанатично следившей за гигиеной в собственном доме и наградившей этой фобией своего сына. В последние годы жизни Хьюз превратился в «живого мертвеца». В страхе перед микробами он почти не выходил на улицу, ни к чему не прикасался голыми руками, ограничил контакты с людьми, ел лишь максимально очищенную пищу, а перед смертью и вовсе перестал питаться: вся еда была для него «слишком грязной». Смахивает на симптомы аутоиммунной депрессии, не правда ли?

Достаточно лишь трезво оценивать угрозы окружающей среды.

Микробонаселение одежды из примерочной модного магазина не слишком отличается от подобного на вещах в ближайшем секонд-хенде, деньги, которые до вас трогали сотни людей, куда опаснее яблок в супермаркете, но вы же не моете с мылом содержимое собственного кошелька?

А если фобии чистоты все-таки успели испортить вам жизнь — не сдавайтесь. Или по крайней мере не позволяйте им испортить жизнь вашим собственным детям.

Правила личной гигиены для сотрудников общепита.

Личная гигиены и санитарная безопасность – это гигиенические требования
к содержанию  в чистоте тела и одежды
работников, свод правил при работе с продуктами, а также состояние здоровья,
при котором сотрудник не является носителем инфекции, способной вызывать
пищевые отравления.

Требования, которые предъявляются к работнику пищевого предприятия в
области личной гигиены:

1.   Чистота и опрятность
рук, правильность и своевременность их обработки.

На руках могут скапливаться микроорганизмы и яйца паразитов (в т.ч.
глистов), которые разносятся на различные предметы, в том числе и на пищевую
продукцию. Откуда берутся вредоносные микроорганизмы? Как правило, из туалета.
Именно руки чаще всего становятся причиной желудочно-кишечных заболеваний. Не
случайно дизентерию  часто называют
болезнью грязных рук. Очень много бактерий скапливается под ногтями (95%). Руки
требуют тщательного ухода.

Руки
следует мыть и дезинфицировать:

— перед
началом работы.

— по мере
их загрязнения,

— после
посещения туалета,

— после
работы с сырыми продуктами или внешней тарой,

— при
переходе от сырых продуктов к готовым,

— после
прикосновения к волосам, носу, ушам глазам,

— после приема пищи и курения,

— после
работы с мусорными отходами, химикатами или инструментами для уборки.

Правило мытья рук:

Включите теплую воду, (рекомендуется применять раковины с бесконтактным
включение воды), смочите руки, нанесите жидкое мыло на ладони. Тщательно
намыливайте руки (ладони, ногти, между пальцами – во всех направлениях) не
менее чем 2 минуты.

Сполосните под проточной теплой водой. Просушите руки салфеткой и с
помощью ее закройте кран. Салфетку выкинуть в корзину для мусора, не прикасаясь
к ней руками. Затем, нанесите на руки около 5 мл. дезинфектора, разотрите по
всей поверхности, (рекомендуется использовать бесконтактные дезинфекторы для
рук). Приступать к работе с продуктами можно только после полного испарения
дезинфектора.

Ногти следует коротко стричь, лак на ногтях не допускается. Можно
использовать  защитное бесцветное
покрытие.

2.   Отсутствие гнойных
заболеваний.

Необходимо следить и за состоянием кожи, так как в нагноившихся
ссадинах, царапинах, порезах, скапливается огромное количество опасных для
человека патогенных стрептококков и стафилококков, возбудителей заболеваний и
пищевых отравлений. Фурункулез кожи, ячмень на глазу – болезни которые
характерны скоплением гноя. Такие работники не должны допускаться к работе с
пищевыми продуктами.

В случае не осложненного пореза или ожога, кожу следует обработать
перекисью водорода, йодом, покрыть пластырем и надеть на палец напальчник. Работа
с открытыми порезами не разрешена.

На каждом производстве должна быть укомплектованная аптечка первой
помощи!

3.  
Отсутствие украшений, часов, посторонних предметов (булавок, оторванных
пуговиц, расчесок и т.д.).

 Посторонние предметы тоже
являются источников микроорганизмов, при контакте с продуктами, и могут
случайно попасть в питание при приготовлении. Эти предметы могут нанести вред
клиентам.

4.   Головной убор должен
полностью покрывать волосы.

Нарушение функции сальных желез, изменение свойств волос, могут вызвать
образование на коже головы слоистых жирных или отрубевидных чешуек – перхоти.
Нередко наблюдается выпадение волос и перхоти на продукты питания необходимо
заправлять волосы шапочку. Необходимо также следить за чистотой волос. Мужчинам
– регулярно стричь.

5.  
Отсутствие у работника заболеваний ЛОР – органов.

При несоблюдении гигиены остатки пищи в ротовой полости,  скапливаются между зубами, разлагаются,
загрязняя ее. Неприятный запах и размножение микробов, в свою очередь, приводят
к заболеваниям зубов, возникновению стоматитов, заболеванию дыхательных
путей.  При кашле, чихании, громком
разговоре капельки слюны и слизи изо рта и носоглотки вместе с содержащихся в
них бактерий могут инфицировать пищевые продуты. Больные гриппом, ангиной ОРЗ,
представляют сильную опасность для заражения пищевых продуктов, так как у них
отмечается повышенное содержание патогенного стафилококка. Попадая в пищевые
продукты, накапливается там, и может стать источником вспышки пищевой токсикоинфекции.
При слабо выраженных симптомах простуды работать можно только надев медицинскую
повязку, и используя одноразовые носовые платки.

6.   Отсутствие работников
с кишечными инфекциями.

При появлении признаков кишечного расстройства (жидкий стул, температура,
рвота, тошнота, боли в животе) работник должен быть отстранен от работы и
направлен к инфекционисту. Даже при слабо выраженных симптомах и соблюдении
правил личной гигиены данный сотрудник представляет серьезную угрозу для
безопасности питания.

7.    Чистота и опрятность
спецодежды, правила ее надевания. Наличие сменной обуви.

Для защиты пищевых продуктов от загрязнения работникам пищевых
предприятий выдается санитарная одежда. 
Она состоит из халата, куртки, фартука, головного убора. Санитарную
одежду обычно шьют из белой, мягкой и легкой х/б ткани, легко поддающейся
стирке. Для уборщиц и рабочих соприкасающихся с тарой, разрешена санитарная
одежда темных тонов (серый, синий). Санитарная одежда должна быть всегда
чистой, полностью прикрывать домашнюю одежду и волосы, хорошо застегиваться.
После каждой стирки ее необходимо проглаживать, так как при утюжке высокой
температурой погибает большая часть микробов. Санитарную одежду необходимо
стирать после каждой смены и хранить отдельно в п/э пакете отдельно от домашней
одежды. Надевать одежду необходимо только после мытья рук, а снимать при выходе
с предприятия. Перед посещением туалета, приемом пищи или выходе с предприятия
повар обязан снять одноразовый фартук и оставить его на рабочем месте.
Запрещается закалывать санитарную одежду булавками, хранить в карманах халатов,
курток предметы личного туалета, сигареты и др. Обувь не должна быть
матерчатой, сделана из легко моющегося материала, с закрытым задников.

Правила надевания спец. одежды:

надеть
сменную обувь,

— вымыть руки,

— надеть головной убор,

— снять все ювелирные украшения и часы,

— надеть брюки, куртку или халат,

— вымыть и продезинфицировать руки согласно инструкции

8.   Контакт рук с пищевыми
продуктами минимален

При некачественном и несвоевременном мытье рук имеется высокий риск
загрязнения продуктов питания. Поэтому, касания продуктов питания руками
сводятся к минимуму. Для этого используются сервировочные ложки, лопатки для
перемещения, одноразовые латексные или п/э перчатки, вводятся автоматизированные
линии.

9.   Посты мойки рук
оснащены полностью сопутствующим материалом.

Руки моются только в специально отведенных местах (раковины для мытья
рук). Перед началом работы, после курения, приема пищи, после туалета. Не
разрешается мыть руки в производственных раковинах, где моется инструментарий и
обрабатываются продукты.

10. Прием пищи
осуществляется в специально отведенным месте. На территории производства
курение запрещено.

Принимать пищу на рабочем месте категорически запрещено, т.к. именно в
процессе еды происходит распространение микробов вокруг обедающего. Перед и
после приема пищи необходимо обязательно помыть руки.

11. Мужчины — повара
должны быть побриты.  

Это является как гигиеническим так и эстетическим требованием.

12. Своевременное,
согласно плану, прохождение предварительного и периодического медицинского
осмотра.

Предварительный медицинский осмотр осуществляется при приеме на работу.
Периодический медицинский осмотр – через определенные интервалы времени во
время работы на пищевом предприятии.

Каждый работник общепита должен вырабатывать привычку к чистоте. Он
должен приходя на работу одевать рабочую спецодежду и обувь, подбирать волосы
под колпак или косынку, не закалывать одежду булавкой.

Все работники общественного питания обязаны содержать свое тело в
чистоте. Важнейшее значение имеют чистые руки. Они обязаны коротко стричь
ногти, мыть руки после работы с сырыми продуктами, снимать одежду перед выходом
в туалет, а после этого мыть руки с мылом, а затем ополоснуть в 2%-ном растворе
хлорки или другого дезинфицирующего средства.

Перед работой и после нее принимать душ с мочалкой и мылом. Работник
обязан выполнять ряд правил:

А.
содержать одежду в чистоте в течение дня.

Б. не
класть в карманы посторонние предметы

В. нельзя
пользоваться булавкой

Г. не
ходить в санодежде в туалет

Д. менять
одежду по мере загрязнения

Е. перед
выходом из цеха санодежду снять, а перед входом надеть и вымыть руки

Ж. хранить
сан. одежду отдельно от личной, обувь должна быть легкой, удобной и без
каблуков.

Соблюдая такие нехитрые правила, мы поддерживаем чистоту и гигиены, а
исходя из этого не являемся источниками для распространения вредных для
человека инфекций.

Будьте здоровы!

Вопрос: Я всегда мою руки до еды. Но недавно узнал, что рекомендуется их мыть и после приёма пищи. Говорят, что это Сунна Посланника Божьего . Так ли это на самом деле? Передано ли от Пророка , что желательно мыть руки до и после еды?

Ответ:

Относительно мытья рук до и после еды имам ибн Маджа, имам аль-Байхаки, имам ас-Суюти передают хадис Пророка Мухаммада :

من أحب أن يكثر الله خير بيته فليتوضأ إذا حضر غذاؤه وإذا رفع

«Кто хочет, чтобы Всевышний Аллах увеличил ему благодать в доме, тот пусть моет руки перед трапезой и после неё».

(См: Сунан ибн Маджа, №3260, Шу’аб аль-Иман, №5424, Джами’ ас-Сагир, №8311).

Моет руки

Также относительно этого имам ат-Табрани в книге «Му’джам аль-Авсат» приводит хадис:

الوضوء قبل الطعام وبعده مما ينفي الفقر، وهو من سنن المرسلين

«Мытьё рук до трапезы и после неё избавляет человека от бедности. И это обычай Посланников Божьих».

(См: Ат-Табрани, Му’джам аль-Асват, №7166).

Шейхуль Ислям Закария аль-Ансари в книге «Аль-Гурар аль-Бахия» утверждает:

من آداب الأكل أن يغسل يديه وفمه قبل الأكل وبعده، لكن المالك يبتدئ به فيما قبله ويتأخر به فيما بعده.

«Из этики приёма пищи является мытьё рук и полоскание рта до еды и после неё. Хозяин дома моет руки и полоскает рот первым до приёма пищи (гостями) и последним после трапезы»

(См.: Шейхуль ислям аль-Ансари, Аль-Гурар аль-Бахия, т. 4, с. 2014).

Моет руки

Учёный ханбалитского мазхаба Ибн Кудама аль-Макдиси в книге «Аль-Мугни» отмечает:

يستحب غسل اليدين قبل الطعام وبعده، وإن كان على وضوء، قال المروذي: رأيت أبا عبد الله يغسل يديه قبل الطعام وبعده، وإن كان على وضوء.

«Желательно мыть руки до и после приёма пищи, даже если будет в омовении. Имам Аль-Марвази сказал: “Я видел, как Абу ‘Абдулла моет руки перед едой и после неё, даже будучи  в омовении”»

Далее имам ибн Кудама приводит те же вышеупомянутые хадисы в качестве довода на желательность мытья рук до и после приёма пищи.

(См.: Ибн Кудама аль-Максиди аль-Ханбали, Аль-Мугни, т. 7, с. 289).

Заключение:

Моет руки

Желательно мыть руки до и после приёма пищи, также полоскать рот. Если хозяин дома принимает гостей, то ему желательно вымыть руки первому до еды, чтобы обслужить гостей, и последнему после трапезы.

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: vectorstock.com

Like this post? Please share to your friends:
  • Перед платья вздернут как исправить
  • Перекос осанки как исправить
  • Перед открытием приложений дождитесь завершения полной перезагрузки устройства как исправить
  • Перекос лица как исправить
  • Перед нами целая галантерея образов найти ошибку