КАРТОЧКА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ №1
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.
Найдите деепричастия, определите их роль в художественном тексте. Разберите
морфологически одно деепричастие, определите синтаксическую роль всех
деепричастий.
Писатель Д.В. Григорович, ра(с,сс)казывая о своих
литературных начинаниях, вспоминает, что его очерк «Петербургские ш…рманщики»
заслужил од…брениеФ.М.Достоевского, но одно место в главе «Публика ш…рманщика,
последнему (не) понравилось. «У меня, — пишет Григорович, — было написано
так: «Когда ш…рманка перестает играть, чиновник из окна бросает п…так, который
падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, — раздраженно заговорил вдруг
Достоевский, — совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: п…так упал к ногам…
Надо было сказать: п…так упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…». Зам…чание это
– помню очень хорошо – было для меня целым откр…вением. Да, действительно,
звеня и подпрыгивая – выходит г…раздо живописнее, дорисовывает движение…»
Задание 2. . Спишите предложение, исправив
ошибки, подчеркните грамматические основы, выделите обороты.
1)Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не
останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего
солнца реке.
2)Строение какого из выделенных в предложении слов соответствует схеме:
приставка + корень + суффикс + окончание?
_____________________________________________________________________________
КАРТОЧКА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ №2
Задание 1. Спишите предложения,
расставив знаки препинания. Выделите деепричастные обороты. Подчеркните грамматическую
основу предложения. Составьте схемы.
1. Электричка отъехала набирая скорость и я слившись с толпой двинулся
к заливу. 2. Мы пересекли шоссе оставляя следы на раскаленном асфальте. 3.
Расположившись на песчаном берегу и немного отдохнув я направился к воде. 4.
Слегка покачиваясь над водой он подставлял солнцу свой алый бок. 5. Я заплывал
все дальше с радостью преодолевая усталость. 6. Все
всматривались в слепящую даль, надеясь увидеть приближающийся корабль. 7. Он
плотно задернул шторы будто отгораживаясь от бурана и снова сел опустив руки. 8.
Звуки голосов мешаясь под сводами превращались в густой и нестройный шум. 9.
Ошалело мотнув головой освобождаясь от непрошенной ласки собака с ворчанием
отбежала в сторону. 10. Птица свистнула и вспорхнула выше зацепив ветку
крыльями.
Задание 2. Спишите предложение,
исправив ошибки, подчеркните грамматические основы, выделите обороты.
1.Я не понимал, что все это значит, и стоя на
одном месте, бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося
человека.
2.Строение какого из выделенных в предложении слов соответствует схеме:
корень + суффикс+ суффикс+ окончание?
КАРТОЧКА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ №3
Задание 1. Спишите текст,
вставляя буквы и пропущенные знаки препинания. Графически обозначьте причастные
и деепричастные обороты.
Каждый раз ра(с,з)б..вая в этом месте лагерь Петя (не)переставал
уд..влят?ся. (Не)отр..зимые бе(с,з)людные пространства захлест..вали его.
К самому небу уходили сопки с их ра(з,с)падами и отвес?ными
обрывами. К (юго)западу пон..жаясь и сл..ваясь с г..ризонтом уходила
(не)прох..димая тайга и(з,с)пещре(н,нн)ая ра(с,з)ливами рек. Взобравшись на
пр..чудливый каме(н,нн)ый выступ Петя пр..слушался к голосу реки с грохотом
кативш..ся от ледника в д..лину. Близ..лся вечер и солнце в..село совсем
ни(с,з)ко над сопками ра(с,з)мывая их в..ршины.
Задание 2. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки:
1.
Подъезжая к деревне,
собаки залаяли. 2. Я, взяв рюкзак, и надел кеды.
Задание 3. Прочитайте
предложение.Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет, где в
этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?
Он вылез из припаркованной у края дороги машины и
хлопнув дверью, направился к дому.
а) Не нужна
запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные сказуемые.
б) Не выделено
определение, выраженное причастным оборотом.
в) Все знаки
поставлены правильно.
г) НЕ
обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
__________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ №4
Задание 1. Перепишите
предложения, предварительно исправив ошибки:
1.
Подъезжая к станции,
множество людей виднелось вокруг. 2. Войдя в трамвай, на улице шел дождь.
Задание 2. Прочитайте
предложение. Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет,
где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?
Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не
останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.
а) Не нужна запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные
сказуемые.
б) Не выделено
определение, выраженное причастным оборотом.
в) Все знаки
поставлены правильно.
г) НЕ обособлено
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 3. Спишите текст,
вставляя буквы и пропущенные знаки препинания. Графически обозначьте причастные
и деепричастные обороты.
Прод..лжая двигат?ся огромная туча опускаясь
все ниже к земле см..шалась с туманом. Она словно ра(з,с)талкивала другие
голубоватые обл..чка пытавш..ся ра(з,с)положит?ся по ветру. Обл..чка пох..дили
на кор..бли выстро..вш…ся для морского сражения.
Затр..петав прошумела листва на деревьях хотя даже слабый
ветерок (не)колебал её. Всё вокруг потемнело как это бывает после захода
солнца.
КАРТОЧКА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ №3
Задание 1. Перепишите
предложения, предварительно исправив ошибки:
1. Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.2.
Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.
Задание 2. Прочитайте
предложение. Ответьте на вопрос: Какое из утверждений верно объясняет, где в
этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?
Я не понимал, что все это значит, и стоя на одном
месте, бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека.
а) Не нужна
запятая перед союзом И, т.к. он связывает однородные сказуемые.
б) Не выделено
определение, выраженное причастным оборотом.
в) Все знаки
поставлены правильно.
г) НЕ
обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Задание 3. Спишите текст,
вставляя буквы и пропущенные знаки препинания. Графически обозначьте причастные
и деепричастные обороты.
Прод..лжая
двигат?ся огромная туча опускаясь все ниже к земле см..шалась с туманом. Она
словно ра(з,с)талкивала другие голубоватые обл..чка пытавш..ся
ра(з,с)положит?ся по ветру. Обл..чка пох..дили на кор..бли выстро..вш…ся для
морского сражения.
Вскоре за синей тучей ра(з,с)ползавш..ся по всему небу со
скоростью пр..бывающей во время прилива морской воды и(з,с)чезли последние
солнечные лучи. (Темно)серый свет пр..сачивался скво(с,з)ь дли(н,нн)ое обл..ко
едва осв..щая землю. Удар грома д..стигший лесной опушк.. потряс землю и через
минуту полил дождь (не) пр..кращавш..ся до самого утра.
Автор: Анисия Дмитриевна Рехлясова
Контрольная работа по теме «Деепричастие». 7 класс.
1. Найдите деепричастие:
А) почуяв
Б) сожалел
В) услышал
Г) ознакомься
2. Укажите деепричастие совершенного вида:
А) беспокоясь
Б) закончив
В) отдыхая
Г) продумывая
3. В каком случае НЕ пишется слитно:
А) (не) доумевая
Б) (не) подготовлено
В) (не) освещена
Г) (не) почувствовал
4. Найдите слово, строение которого соответствует схеме
А) грохочущий
Б) задумавшись
В) испуганный
Г) заметивши
5. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:
А) Она стояла, слегка запрокинув голову, и щурясь от яркого света.
Б) Белоснежные чайки, весело покрикивая, реяли в воздухе и гонялись одна за другой.
В) Туча, сверкая молниями и издавая сердитый рокот, спешила на северо-восток.
Г) Любка проснулась чуть свет и, напевая, стала собираться в дорогу.
Д) В эту минуту отворилась дверь, и в комнату, робко озираясь вошла девушка.
Е) Тучи, постепенно темнея, поднимались выше, разливались шире.
Е) Капитан стоял на краю и, перегнувшись через перила и держа в руке фонарь, смотрел в воду.
Ж) Где-то каркали вороны, перелетая с ели на сосну, и сбрасывали с ветвей снег.
6. Найдите словосочетание с деепричастием:
А) проложенный геологами
Б) написал письмо
В) запер на замок
Г) закрыв книгу
7. Укажите деепричастие несовершенного вида:
А) легко скользя
Б) подписав документ
В) разбросав одежду
Г) подстелив полотенце
8. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки:
А) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.
Б) Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.
Контрольный тест по теме «Наречие». 7 класс.
1.Наречие – это
А) часть речи, обозначающая действие предмета
Б) часть речи, обозначающая признак предмета по действию
В) часть речи, обозначающая признак действия
2.По значению наречия можно разделить на два разряда: (указать какие)
3. Укажите наречие:
А) рожь Б) пустошь В) настежь Г) съешь.
4. Наречия:
А) изменяются по числам; Б) изменяются по лицам; В) не изменяются.
5. От какого слова образовано наречие трудно?
А) трудный Б) труд В) трудиться Г) трудность
6. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.
А) слепой Б) толковый В) местный Г) торопливый
7. Укажите слово, называющее признак действия:
А) чтение вслух Б) читать вслух
8. Найдите слово, называющее признак признака:
А) совершенно тихий Б) произведение совершенно
9. Определите разряд наречий: назло, напоказ, нарочно
А) места Б) времени В) причины Г) цели
10. Определите разряд наречия в предложении: «Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой»
А) меры и степени Б) образа действия
11. Установите соответствие:
1. Поступить (не)лепо 3. Совсем (не)интересно
2. Говорить (не)искренне 4. Пишет (не)брежно
А) Слитно Б) Раздельно
12. Укажите наречия с буквой О на конце:
А) накрепк…; засветл…; насух…
Б) издавн…; досыт…; справ…
13. В какой цепочке слов пишется НН?
А) беспрепятствен…о, зачарован…о, умышлен…о
Б) бесследн…о, прекрасн…о, известн…о
14. Найдите случаи использования дефиса:
А) (по)нашему Б) (по)короче В) (по)твоему заданию
15. Найдите случай дефисного написания
А) (в)третьих, это неправильно Б) (в)третьих рядах засмеялись
16. Как пишутся данные наречия: (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?
А) слитно Б) раздельно В) через дефис
17. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)
А) во всё горло Б) хоть пруд пруди В) во все лопатки Г) спустя рукава Д) за тридевять земель Ж) при царе Горохе З) в час по чайной ложке
И) из рук вон К) как убитый Л) время от времени М) рукой подать.
18. Выпишите наречия из предложения: Вначале мы ни о чём не говорили, а на следующий день наперебой начали обсуждать случившееся.
19. Составьте предложения с парами слов: вовремя – во время
20. Объясните значение слова тщетно, подобрав к нему наречия – синонимы.
Тест «Деепричастие»
I в а р и а н т
1. Найдите деепричастие:
а) почуяв б) сожалел
в) услышал г) ознакомься
2. Найдите словосочетание с деепричастием:
А. проложенный геологами; Б. написал письмо;
В. запер на замок; Г. закрыв книгу.
3. Укажите деепричастие совершенного вида:
а) беспокоясь б) закончив
в) отдыхая г) продумывая
4. Найдите слово, строение которого соответствует схеме
а) грохочущий б) задумавшись в) испуганный г) заметивши
5. Какие морфемы указывают на деепричастие?
А. Б. В. Г.
6. В каком случае не следует писать слитно?
А. (не) построив; Б. (не) навидя;
В. (не) рассчитывая; Г. (не) освещая.
7. В каком случае не пишется раздельно:
А. (не) доумевая; Б. (не) задумываясь;
В. (не) взирая на лица; Г. (не) навидя.
8. Укажите деепричастие совершенного вида:
А. расплетая косы; Б. увлекая за собой;
В. думая об этом; Г. остановившись на ночлег.
9. В каких словах следует писать и?
А. увид..в; Б. зате..вши;
В. посе..в; Г. замет..в.
10. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки.
А. Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.
Б. Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.
11. Прочитайте предложение и ответьте на вопросы.
Я не понимал, что все это значит, и стоя на одном месте, бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека.
1) Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?
А. Не нужна запятая перед союзом и, так как он связывает однородные сказуемые.
Б. Не выделено определение, выраженное причастным оборотом.
В. Все знаки поставлены правильно.
Г. Не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
2) Выпишите из этого предложения деепричастие.
3) Строение какого из выделенных в предложении слов соответствует схеме: ?
Тест «Деепричастие»
II в а р и а н т
1. Найдите деепричастие:
а) присутствовал б) услышав в) посеян г) страстно
2. Найдите словосочетание с деепричастием:
А. закрытая дверь; Б. дописал доклад;
В. очищенный от грязи; Г. подготовив доклад.
3. Укажите деепричастие совершенного вида:
а) схватившись б) говоря в) разбирая г) переписывая
4. Найдите слово, строение которого соответствует схеме
а) сгорбившись б) надвигалась в) замирая г) разгораясь
5. Какие морфемы указывают на деепричастие?
А. Б. В. Г.
6. В каком случае не пишется раздельно?
А. (не) доумевая; Б. (не) задумываясь;
В. (не) взирая на лица; Г. (не) навидя.
7. В каких словах не пишется слитно:
а) (не) здоровится б) (не) шелохнувшись
в) (не) страшась г) (не)домогать
8. Укажите деепричастие несовершенного вида:
А. легко скользя; Б. подписан документ;
В. разбросав одежду; Г. подстелив полотенце.
9. В каких словах следует писать е?
А. услыш..в; Б. посе..в;
В. постро..вшись; Г. обид..вшись.
10. Перепишите предложения, предварительно исправив ошибки.
А. Подъезжая к деревне, собаки залаяли.
Б. Я, взяв рюкзак, и надел кеды.
11. Прочитайте предложение и ответьте на вопросы.
Лось выбежал на опушку, заросшую кустарником, и не останавливаясь, направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке.
1) Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?
А. Не нужна запятая перед союзом и, так как он связывает однородные сказуемые.
Б. Не выделено определение, выраженное причастным оборотом.
В. Не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастием.
Г. Все знаки поставлены правильно.
2) Выпишите из этого предложения все причастия.
3) Строение каких из выделенных в предложении слов соответствует схеме ?