Период времени лексическая ошибка или нет
Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто целостное с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава. К фразеологизмам в широком понимании относятся все виды языковых афоризмов: крылатые слова, пословицы, поговорки. В публицистических высказываниях, художественных текстах часто используются фразеологические единицы, например:
- из Священного Писания: Не сотвори себе кумира;
- из литературных произведений: Блажен, кто верует… (А.С. Пушкин);
- латинские и другие иноязычные выражения: Пост фактум (лат. Post factum — после свершившегося);
- ставшие крылатыми словами выражения наших современников: Бархатная революция, оранжевая коалиция и др.
Использование фразеологизмов требует точности их воспроизведения. Это условие часто нарушается. Типичными ошибками являются:
- сокращение выражения: и гроша не стоит вместо и гроша ломаного не стоит;
- замена слова: львиная часть вместо львиная доля;
- совмещение двух оборотов: играет большое значение вместо играет роль или имеет большое значение.
Однако умелое варьирование фразеологизмов может придать речи остроту, например у Чехова: «Взглянул на мир с высоты своей подлости» вместо с высоты своего величия.
НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ БЕЗ УЧЕТА ИХ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЛИ БЕЗ УЧЕТА ИХ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ
Частым нарушением лексических норм является употребление слов без учёта их лексического значения в речи тех носителей языка, которые не знают содержания слов, которые они используют, например:
Неправильно
Правильно
Эти функции поручаются классному руководителю
Функция — обязанность, её не поручают, а возлагают, вменяют
Эти функции возлагаются на классного руководителя
Он одел пальто и вышел на улицу
Одеть можно кого-то, например ребёнка
Он надел пальто и вышел на улицу
Необходимо повысить подготовку специалистов
Подготовка специалиста может быть хорошей или плохой. Её можно улучшить, а не повысить
Необходимо улучшить подготовку специалистов
Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях
Половина не может быть большей или меньшей
Более половины группы занимается в спортивных секциях
Различные примеры нарушения лексических норм
Лексическая ошибка
Лексическая норма
1. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы (плеоназм)
1. За истекший период нами были проведены осушительные работы
2. Выступление юного гимнаста было весьма техническим (смешение паронимов)
2. Выступление юного гимнаста было весьма техничным
3. Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов (неуместное употребление слова увеличить без учёта его лексического значения и без учёта его лексической сочетаемости: уровень благосостояния может быть высоким или низким; его можно повысить, но не увеличить)
3. Необходимо повысить уровень благосостояния наших ветеранов
Поиск ответа
Всего найдено: 20
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, предлоги «по» и «до», к примеру, в выражении «срок действия до 1 апреля» и «срок действия по 1 апреля» означают, что дата «1 апреля» включена в определенный период времени ? Или все же нет?
Ответ справочной службы русского языка
Словари русского языка не фиксируют какого-либо различия между предлогами до и по при указании временного предела действия. Распространенное мнение, что употребление предлога по будто бы означает ‘включительно’, словарями не подтверждается. Употребление как предлога до , так и предлога по не означает включенности даты в указанный период времени , а для устранения неоднозначности рекомендуется использовать слово включительно: до 1 апреля включительно или по 1 апреля включительно.
Грамотно ли писать или говорить :» период времени » ? Период- это сам по себе отрезок времени. (Не бывает же периода расстояния , веса и т.п.)
Ответ справочной службы русского языка
Период времени – грамотное выражение, однако характеризующееся «канцеляризмом» (преимущественной употребительностью в официально-деловой речи).
Ещё вопрос. Если идёт речь о периодах времени: 1-3 января 2007 года; январь — 1 марта 2007 года; январь — февраль 2007 года. Нужны ди пробелы, отделяющие одну дату ( период времени ) от другого? Жду вашего ответа. Большое спа-си-бо.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: 1—3 января 2007 года; январь — 1 марта 2007 года; январь — февраль 2007 года._
Здравствуйте! Слово «период» в двух своих значениях характеризуется как промежуток времени. Следует ли из этого, что сочетание » период времени » некорректно? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, верна ли пунктуация: «В случае неуплаты Покупателем очередного взноса в предусмотренные Договором сроки или уплаты его в меньшей, чем предусмотрено Договором, сумме, обязанность Продавца по выплате возмещения не распространяется на случаи, произошедшие в период времени , исчисляемый с 00 часов 00 минут даты, следующей за датой, указанной в Договоре как дата уплаты очередного взноса, до 24 часов 00 минут даты фактической уплаты суммы задолженности.»
Ответ справочной службы русского языка
После слова _в случае_ запятая не обязательна, в остальном пунктуация верна.
Задание 6 ЕГЭ по русскому языку. Практика
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
1. На очной ставке достаточно было Ерофею Федотычу уставиться пронизывающим взглядом в несчастного торговца, чтобы он смешался, спасовал и начал бормотать что-то несвязное, прося прощения за ложный оговор.
2. Я заранее предчувствовал, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведёт меня в дебри.
3. В этот период времени Чарлз Дарвин работал с величайшим напряжением, страстно желая добавить несколько новых фактов к тому великому множеству, которым уже владело естествознание.
4. Для учёного наука и истина больше и важнее, чем ценное богатство, спокойная жизнь, почёт и удовольствие.
5. Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми
мы пользуемся сейчас, будут служить целые столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей.
6. Учёный Бройль сравнил статью Эйнштейна с запальным шнуром фейерверка, который в темноте ночи внезапно ненадолго, но ослепительно ярко освещает пейзаж местности.
7. Старик не спеша налил в большую эмалированную кружку горячего кипятка и стал сердито макать туда пригорелый сухарь.
8. В художественной литературе можно с помощью устаревших архаизмов придать стилю торжественность или, наоборот, создать комический эффект вследствие несоответствия темы и слога.
9. Неточное и неуместное употребление фразеологизмов может привести к забавным курьёзам.
10. С первых же дней, как он поселился жить в сторожке, вблизи стали твориться странные вещи.
11. Через два часа самолет специального назначения был вынужден совершить посадку: радио сообщило, что впереди разыгралась снежная метель.
12. На деревянных стенах висели роскошные гобелены, на которых были изображены сцены из жизни рыцарей, совершающих героические подвиги.
13. Момент откола ледяного айсберга – грандиозное и страшное зрелище, сопровождающееся жутким грохотом, напоминающим канонаду.
14. Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, ценный источник информации.
15. По-моему, ведущий лидер в группе – это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий.
16. Молодая женщина шла тихо, в ней было столько спокойствия, сколько, на мой личный взгляд, может быть только в истинной и живой красоте.
17. Один из странных парадоксов исторической науки заключается в том, что объективность понимания истории обусловливается субъективными взглядами учёных.
18. В отпуск он уходил в январе месяце и всегда удивлялся, что его сотрудники предпочитают отдыхать летом.
19. В новой опере композитор впадает в пошлость и заурядную банальность и посредством грубых эффектов старается угодить публике.
20. Мы приехали в столицу России и уже знали, что это огромный мегаполис со своим ритмом жизни, в корне отличающимся от привычного.
21. Когда жители города увидели в небе что-то, похожее на НЛО, они не могли понять, как у них оказался этот необъяснимый феномен.
22. Когда пираты нападали на судно, они грабили его и забирали все ценные сокровища, а команду убивали сразу или бросали за борт.
23. Когда эта огромная махина с оглушительным ревом неслась по аэродрому, а потом, исчезнув в облаках поднятой пыли, вдруг возникала над лесом, невольно вспоминались фантастические романы Жюля Верна.
24. Я кивнул головой старику в знак того, что хорошо его понял, и старик хлестнул лошадь, и она пошла быстрым шагом, время от времени пытаясь перейти на рысь.
25. В это краткое мгновение он вспомнил мудрость про свиней, перед которыми не стоит метать бисер.
26. Истинную историю жизни американского классика и его великолепной супруги можно узнать из этой книги или всё здесь лишь ложный вымысел?
27. Много хлопот доставил также неприятный инцидент с Володей: проезжая на извозчике по улице, он встретил знакомого, который от него отвернулся, по-видимому, умышленно.
28. К сожалению, на стоимость транспортной перевозки при этом повлиять не удастся, поскольку управление движением поездов всё равно остаётся в ведении диспетчеров железной дороги.
29. В романе Горелов охарактеризован как прекрасный воспитатель молодёжи, подлинный патриот Родины, кристально честный и принципиальный учёный.
30. Юристы предупредили, что все представленные на всенародный референдум вопросы не соответствуют требованиям федерального законодательства.
31. При этом политик получает дополнительный бонус: он будет считаться единым кандидатом демократических сил на выборах президента.
32. Немчинов тогда имел репутацию начинающего и непризнанного гения, ходил на необязательный факультатив по литературе и писал стихи в школьную стенгазету.
33. Ответную контратаку предприняла пехота первой линии левого фланга, но стремительный натиск имперцев позволил неприятельским стрелкам сделать всего лишь один залп и немедленно отступить.
34. В групповом турнире на Олимпиаде в Сиднее никем не принятая всерьёз корейская сборная преподнесла россиянкам неожиданный сюрприз.
35. Биографический метод изучения литературы обречён на полное фиаско и в самом себе носит причину своей роковой бесплодности.
36. Когда осенью 1984 года в Большом театре был организован вечер памяти великого певца, снова был полный аншлаг.
37. Для ликвидации селевых процессов по всем притокам Малой и Большой Алмаатинки осуществлена устойчивая стабилизация русел уникальной системой глухих запруд и сквозных сооружений из железобетона.
38. Говорить с детьми о великих литературных явлениях нужно образным, живым языком, а мутный и тусклый жаргон должен стать строгим табу для всех педагогов-словесников.
39. Я снова прибавил газу и гнал в темноте, ничего не боясь и думая только о том, что этот долгий проливной ливень сорвёт с земли всю красоту и позолоту и уже завтра леса будут стоять чёрные и пустые.
40. Он купил – и даже в центре города – старенький домишко на слом всего за тысячу рублей денег, главное ведь было – не дом, а участок, место.
41. Здесь Клаус впервые познакомился с методами, необходимыми химику, — с перегонкой, растворением, взвешиванием веществ.
42. «Конечно, лучше ехать, когда не так жарко»,- тотчас же согласилась Клавдия, хотя по голосу заметно было, что эта временная отсрочка ей неприятна.
43. Пока имеет место быть подобное убеждение, не может быть ни духовно единого и устойчивого общества, ни истинно гуманных достижений, ни целостного мировоззрения.
44. Златоустовский булат получил мировую известность, но, хотя П.П.Аносов оставил подробные записи своих опытов, повторить их снова после его смерти никому не удалось.
45. Смешивать вместе жизнь и творчество нельзя, но необходимо их различать, проводить границу между ними.
46. Чайкин сообщил, что находился более месяца в Закаспии, стараясь выяснить все фактические обстоятельства расправы над бакинскими комиссарами.
47. Сколько раз она беседовала с ним, стыдила его, убеждала взяться за свой ум, и ей казалось, что мальчик всё осознал и раскаялся.
48. Он был не из покладистых и не из робкого десятка, хотя не выглядел богатырём.
49. Голова устало кружилась, и всё окружавшее как будто погружалось вместе с ним в глубокую бездну молчаливой ночи.
50. В ответ спортивный рефери попытался ударить обидчика ногой, после чего показал ему вторую жёлтую карточку и удалил с поля.
источники:
http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%9E%D0%94%20%D0%92%D0%A0%D0%95%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%98&start=15
http://4ege.ru/trening-russkiy/62104-zadanie-6-ege-po-russkomu-jazyku-praktika.html
Плеоназм — это речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого. Плеоназм в русском языке — это лексическая ошибка.
В письменной и разговорной речи незнание точного значения слова, особенно заимствованного русским языком, часто сопровождается допущением лексических ошибок, одной из которых является плеоназм. В лингвистике этот термин восходит к греческому слову pleonasmos, что буквально значит «переизбыток».
Что такое плеоназм в русском языке
Узнаем, что такое плеоназм в русском языке. Разберемся, в чем состоит суть этой речевой ошибки, используя конкретные примеры словосочетаний.
В разных сферах нашей жизнедеятельности нам часто встречается словосочетание «сервисное обслуживание». Его употребляют для обозначения качественного обслуживания. Давайте задумаемся, насколько правомерно объединяются эти слова с точки зрения лексических норм русского литературного языка?
Прилагательное «сервисное» образовано от слова «сервис», заимствованного из английского языка, в котором service значит «бытовое обслуживание».
Значит, значение слова «сервисный» уже входит в семантику русского слова «обслуживание» и является лишним в этой паре лексем.
Рассмотрим словосочетание «меню блюд». Французское слово «меню» обозначает «подбор блюд для завтрака, обеда и т. д.», а также «лист с перечнем предлагаемых блюд, напитков в ресторане, кафе, столовой». И в этом сочетании слов допущена речевая ошибка — плеоназм.
Как видим, эта ошибка возникает тогда, когда говорящий или пишущий не вникает в значение слов или не знает точного их значения и вкрапляет в свою речь лишние с точки зрения смысла слова.
Определение
Укажем, какое определение этой речевой ошибке дает Википедия.
Определение
Плеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие некоторых языковых форм, выражающих одно и то же значение в пределах законченного отрезка речи или текста, а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.
Таким образом, плеоназм — это более широкое понятие, которое включает не только употребление отдельных лишних слов, а целых оборотов речи и даже фраз, которые можно упростить или изъять из текста вообще.
Примеры плеоназмов
Чаще всего указанной речевой ошибкой страдают сочетания прилагательных с существительными, причем значение прилагательного дублирует смысл определяемого им слова:
- главный приоритет;
- первый дебют;
- ценные сокровища;
- наружная внешность;
- необычный феномен;
- пернатые птицы;
- полное фиаско;
- равная половина;
- неожиданный сюрприз;
- памятный сувенир;
- сегодняшний день;
- ответная реакция;
- предельный лимит;
- начальные азы;
- ладонь руки;
- государственный чиновник;
- уникальный раритет;
- взаимная помощь;
- передовой авангард;
- утренний рассвет;
- полный аншлаг;
- эмоциональные чувства.
В качестве главного слова в сочетании выступает глагол, в значении которого уже заложен смысл лишнего слова:
- упасть вниз;
- подпрыгнуть вверх;
- впервые познакомиться;
- вернуться обратно;
- сжать кулак;
- импортировать из-за рубежа;
- госпитализировать в стационар;
- предупредить заранее.
Плеоназм и тавтология. Отличия
В лексикологии разновидностью плеоназма считается тавтология (греч. tauto «то же самое» + logos «слово»).
Тавтология — это непреднамеренное употребление однокоренных слов в словосочетании или в одной фразе, а также необоснованный повтор одного и того же слова.
Все спортсмены должны сгруппироваться в небольшие группы по трое.
Ему надо прыгнуть прыжок прямо сейчас.
Петр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей.
Авторская речь — это речь автора.
Исходя из того, что в плеоназме дублируется смысл языковых единиц, составляющих словосочетание, но лексемы не являются однокоренными, можно утверждать, что плеоназм — это скрытая смысловая тавтология.
Наше совместное сотрудничество было плодотворным.
Сотрудничество — это действие, работа вместе, участие в общем деле.
Плеоназм создается в речи, когда другим словом обозначается одно и то же понятие, уже названное лексемой, составляющей с ним сочетание или фразу.
Тавтология же является речевой ошибкой, где явно употребляются однокоренные слова, создающие излишний назойливый повтор лексем с одинаковым или похожим смыслом. С этой точки зрения тавтология — это открытое языковое излишество в речи.
Примеры тавтологии
- спросить вопрос;
- заработанная зарплата;
- проливной ливень;
- звонок звонит;
- дымится дымом;
- вновь возобновить;
- городской градоначальник.
Тавтология бывает оправдана только в текстах, написанных в официально-деловом или научном стиле, где повтор одного и того же слова необходим по смыслу высказывания.
Размещение недоброкачественной рекламы с данным содержанием в данном месте данным способом запрещено законодательством страны.
В отличие от плеоназма в поэтическом языке тавтология используется как один из видов повторов, усиливающих эмоциональность и выразительность речи. Повторяются либо однородные по своему звучанию и по смыслу слова (греет — погревает, веет — повевает), либо повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (знает — ведает, плачет — тужит, море-океан, тоска-печаль).
Если в рифме повторяется одно и то же слово в изменённом его значении, такую рифму называют тавтологической:
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане
Уровень культуры человека неразрывно связан с культурой речи и мышления. Культура речи определяет любовь к своему родному языку, который постараемся не засорять излишествами, жаргоном и просторечными словами.
Словарик плеоназмов
Примечание
Лишнее слово в словарике осталось невыделенным.
А | |
автоматический рефлекс | акватория водных объектов |
активная деятельность | антагонистическая борьба |
ареал обитания | ароматные духи |
арсенал оружия | атмосферный воздух |
Б | |
бесполезно пропадает | бесплатный подарок |
бестселлер продаж | биография жизни |
большое и видное место | большое человеческое спасибо |
бывший экс — чемпион | букет цветов |
В | |
взаимоотношения между супругами | взаимный диалог |
водная акватория | возобновиться вновь |
ведущий лидер | вернуться назад |
взлетать вверх | видел своими глазами |
визуальное изображение | всенародный референдум |
VIP-персона | возвращаться обратно |
воспоминания о былом | в конечном итоге |
внутренний интерьер | впервые дебютировал |
впервые знакомиться | впереди лидирует |
временная отсрочка | все и каждый |
выплаченная (заработная) плата | |
Г | |
героический подвиг | гибель человеческих жертв |
гигантский/огромный исполин | главная суть |
главный лейтмотив | главный приоритет |
гнусная ложь | голубая синева |
госпитализация в больницу | |
Д | |
депиляция волос | демобилизоваться из армии |
действия и поступки (одно слово лишнее) действующий акт | движущий лейтмотив |
долгий и продолжительный (одно лишнее) дополнительный бонус | дополнительный овертайм |
другая альтернатива | |
Е | |
единогласный консенсус | |
Ж | |
жестикулировал руками | живут скучной жизнью |
З | |
заданные данные | заведомая клевета |
заезжий гастарбайтер | злоупотребление пьянством/алкоголизмом/наркоманией |
занудный и скучный (одно слово лишнее) | захватывающий триллер |
И | |
избитая банальность | изобиловал большим количеством |
имеет место быть | импортировать из-за рубежа |
инкриминировать вину | интервал перерыва |
интерактивное взаимодействие | информационное сообщение |
исключительно эксклюзивный | истинная подоплёка |
истинная правда | истинная реальность |
IT — технологии | |
К | |
карательная репрессия | кивнул головой |
коллега по работе/по профессии | коммуникативное общение |
консенсус мнений | короткое мгновение |
коррективы и поправки (одно слово лишнее) | крайне экстремистский |
краткое резюме | круглосуточный нон – стоп |
Л | |
ладони рук | ледяной айсберг |
линия ЛЭП | лично я |
лицо в анфас | локальные места |
М | |
маршрут движения | международный интернационализм |
мемориальный памятник | меню блюд |
местный абориген | мёртвый труп |
молодая девушка | молодой юноша |
монументальный памятник | морально — этический (одно слово лишнее) |
моргнул глазами | молчаливая пауза |
моя автобиография | мизерные мелочи |
минус три градуса мороза ниже нуля | минута времени |
мимика лица | мужественный и смелый (одно слово лишнее) |
Н | |
на высоком профессиональном уровне | наглядно демонстрировать |
надо закончить/завершить начатую работу | наиболее оптимальный |
на сегодняшний день = на сегодня | наследие прошлого |
народный фольклор | на удивление странно |
начальные азы | негодовать от возмущения |
незаконные бандформирования | неиспользованные резервы |
необоснованные выдумки | необычный феномен |
немного приоткрыть | неподтверждённые слухи |
неприятно резать слух | нервный тик |
неустойчивый дисбаланс | ностальгия по тебе |
ностальгия по родине | |
О | |
объединённый союз | объединиться воедино |
огромная махина | осколок сломанной (вещи) |
онлайн – вебинары в Интернете | опытно – экспериментальный (одно лишнее) |
опытный эксперт | основной лейтмотив |
отара овец | ответная контратака |
ответная реакция | отступать назад |
очень крохотный | |
П | |
памятный сувенир | патриот родины |
первая премьера | пережиток прошлого |
период времени | пернатые птицы |
перманентное постоянство | перспектива на будущее |
печатная пресса | письменное делопроизводство |
повторить снова | подводный дайвинг |
подняться вверх по… | повседневная обыденность |
пожилой старик | полное право |
полный карт-бланш | полностью уничтожен |
по направлению к (место) | планы на будущее |
помог и поспособствовал (одно слово лишнее) | по моему личному мнению |
популярный шлягер | посетить/побывать с визитом |
поступательное движение вперед | предварительное планирование |
предварительная предоплата | предварительный анонс |
предчувствовать заранее | предупредить заранее |
прейскурант цен, тарифов | приснилось во сне |
производство работ | простаивать без дела |
проливной ливень | промышленная индустрия |
прошлый опыт | полный аншлаг |
полное фиаско | попытка покушения |
популярный шлягер | потрясающий шок |
почтовая корреспонденция | путеводная нить Ариадны |
пять рублей (любой другой вариант) денег | |
Р | |
равная половина | рассказчик рассказывал (другой глагол) |
реальная действительность | революционный переворот |
регистрационный учет | реорганизация организации |
рыбная уха | |
С | |
самовольный прогул | самое ближайшее время |
самое выгоднейшее | саммит на высшем уровне |
самый лучший | сатирическая карикатура |
свободная вакансия | секретный шпион |
сенсорный датчик | сервисная служба |
сервисные услуги | сжатый кулак |
СD — диск | система СИ |
система GPS | скоростной экспресс |
скриншот с экрана монитора | смешивать вместе |
SMS — сообщение | совместная встреча |
совместное соглашение | совместное сотрудничество |
соединить воедино | спуститься вниз по … |
странный парадокс | страсть к графомании |
строгое табу | суеверная вера |
существенная разница | счёт на оплату |
Т | |
так, например (одно слово лишнее) | тайный аноним |
тем не менее, однако (одно слово лишнее) | темнокожая негритянка |
тестовые испытания | тёмный мрак |
толпа людей | только лишь (одно из слов лишнее) |
топтать ногами | травматическое повреждение |
тридцать человек строителей (и другие варианты) | трудоустройство на работу |
торжественная церемония инаугурации | |
У | |
увидеть своими глазами | увидеть собственными глазами |
уже имеющийся | уже существовал |
умножить во много раз | услышать своими ушами |
упал вниз | установленный факт |
устойчивая стабилизация | утренний рассвет |
Ф | |
финальный конец | форсирует ускоренными темпами |
Х | |
храбрый герой | хронометраж времени |
Ц | |
целиком и полностью (одно лишнее) | ценные сокровища |
цейтнот времени | |
Ч | |
человеческое общество | человеческое спасибо |
честолюбивые амбиции | чрезвычайно громадный |
Ш | |
шоу – показ (одно слово лишнее) | |
Э | |
экспонаты выставки | эмоциональные чувства |
энергичная деятельность | эпицентр событий |
Ю | |
юная молодёжь | |
Я | |
я знаю, что | январь (и любой другой) месяц |
Видео «ПЛЕОНАЗМ. ЕГЭ по русскому языку. Как исправить лексическую ошибку?»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто целостное с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава. К фразеологизмам в широком понимании относятся все виды языковых афоризмов: крылатые слова, пословицы, поговорки. В публицистических высказываниях, художественных текстах часто используются фразеологические единицы, например:
- из Священного Писания: Не сотвори себе кумира;
- из литературных произведений: Блажен, кто верует… (А.С. Пушкин);
- латинские и другие иноязычные выражения: Пост фактум (лат. Post factum — после свершившегося);
- ставшие крылатыми словами выражения наших современников: Бархатная революция, оранжевая коалиция и др.
Использование фразеологизмов требует точности их воспроизведения. Это условие часто нарушается. Типичными ошибками являются:
- сокращение выражения: и гроша не стоит вместо и гроша ломаного не стоит;
- замена слова: львиная часть вместо львиная доля;
- совмещение двух оборотов: играет большое значение вместо играет роль или имеет большое значение.
Однако умелое варьирование фразеологизмов может придать речи остроту, например у Чехова: «Взглянул на мир с высоты своей подлости» вместо с высоты своего величия.
НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ БЕЗ УЧЕТА ИХ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЛИ БЕЗ УЧЕТА ИХ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ
Частым нарушением лексических норм является употребление слов без учёта их лексического значения в речи тех носителей языка, которые не знают содержания слов, которые они используют, например:
Неправильно |
Правильно |
Эти функции поручаются классному руководителю |
Эти функции возлагаются на классного руководителя |
Он одел пальто и вышел на улицу |
Он надел пальто и вышел на улицу |
Необходимо повысить подготовку специалистов |
Необходимо улучшить подготовку специалистов |
Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях Половина не может быть большей или меньшей |
Более половины группы занимается в спортивных секциях |
Различные примеры нарушения лексических норм
Лексическая ошибка |
Лексическая норма |
1. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы (плеоназм) |
1. За истекший период нами были проведены осушительные работы |
2. Выступление юного гимнаста было весьма техническим (смешение паронимов) |
2. Выступление юного гимнаста было весьма техничным |
3. Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов (неуместное употребление слова увеличить без учёта его лексического значения и без учёта его лексической сочетаемости: уровень благосостояния может быть высоким или низким; его можно повысить, но не увеличить) |
3. Необходимо повысить уровень благосостояния наших ветеранов |
Виды лексических ошибок
1. Смешение слов,
близких по значению: крайний
и последний,
любить
и уважать,
спать
и отдыхать,
профессия и
специальность,
новорождённый
и именинник,
учитель
и преподаватель,
годовщина
и юбилей.
2. Смешение слов,
близких по звучанию:
индейка – индианка, одинарный –
ординарный, экскаватор – эскалатор,
декрет – кредит, фауна – флора, Австрия
– Австралия,
Швеция – Швейцария, нотариальная
(контора) – натуральная и
т.д.
3. Смешение слов,
близких по значению и по звучанию
(паронимов):
командировочный – командированный,
дипломат – дипломант, одеть – надеть,
представить – предоставить, главный –
заглавный, сытый – сытный, невежа –
невежда, туристский – туристический и
т.д.
4. Словосочинительство
(словотворчество) – замена «законной»
морфемы синонимичной «незаконной»:
грузинец
(грузин),
благородность
(благородство), волнительный
(волнующий), плагиаторство
(плагиат), нервенный
(нервный) и
т.д.
5. Нарушение правил
семантического (смыслового) согласования
слов: Я поднимаю
тост (поднимать
– «перемещать куда-либо наверх», тост
– «застольное пожелание чего-либо,
здравица»); Живописца поразила поза
её лица;
Базаров отрастил
длинные волосы и красные обветренные
руки;
большая
половина и
т.д.
6. Плеоназмы (от
греческого pleonasmos
– переизбыток)
– словосочетания, в которых значение
одного компонента (слова) полностью
входит в значение другого (смысловое
дублирование): март
месяц, лично я (ты, он), период времени,
прейскурант цен, адрес местожительства,
основной костяк, памятные сувениры,
мемориальный памятник, народный фольклор,
свободная вакансия, внутренний интерьер,
продолжай дальше, вдруг неожиданно,
очень сильно
и т.п.
7. Тавтология (от
греческих tauto
– то же самое и logos
– слово) – крайняя форма, разновидность
плеоназма – непреднамеренное употребление
в пределах фразы однокоренных слов;
более грубая ошибка, так как происходит
дублирование и на уровне содержания, и
на уровне формы: проливной
ливень, гостеприимно приняли, соединить
воедино, вновь возобновить, бездонная
бездна, заданное задание
и т.п. Тавтологию не следует смешивать
с повторами. Тавтология
– это
словосочетание, состоящее из двух
однокоренных слов (заданное
задание), а
повторы –
это многократное использование на
небольшом отрезке речи одного и того
же слова, словоформы, фразеологизма: Я
записал задание.
Придя домой, я
стал выполнять
задание. Я
легко справился с этим заданием.
Повторы создают однообразие речи, т.е.
делают ее бедной, следовательно, это не
лексическая, а стилистическая ошибка
– нарушение принципа богатства речи.
Далеко не все плеоназмы и тавтологии
являются нарушением нормы (см.: Аникин,
А.И. Употребление
однокоренных слов в предложении. – М.,
1965).
8. Неустраненная
(неснятая) многозначность, порождающая
двоякое осмысление высказывания: Это
предложение следует оставить
(сохранить или отбросить?); Ты уже
отходишь?
(выздоравливаешь или умираешь?); Студенты
разбирают книги
(перебирают или берут себе?) и т.п.
9. Лексические
анахронизмы – слова, не соответствующие
изображаемой (описываемой) эпохе: Анна
Павловна Шерер часто устраивала в своем
доме дискотеки;
Герасим
уволился по собственному желанию; Чацкий
вернулся из
командировки;
В Древней Руси выходила
газета «Русская
правда» и т.п.
К лексическим
ошибкам следует отнести и употребление
в речи слов-сорняков
(паразитов),
поскольку они не несут никакой смысловой
нагрузки, т.е. семантически опустошенных
слов, засоряющих речь и затрудняющих
ее понимание: как
бы, ну, это, это самое, так сказать, как
говорится
и др.
Соседние файлы в папке Русский
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ЕГЭ-2018 Лексические нормы русского языка (задание
№20)
Лексические нормы – это нормы,
которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление
слова в речи всегда определяется особенностями его лексического
значения – содержания, в котором отображено наше знание и
представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.
Употребляя
слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое
значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово
выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим
лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того,
употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями,
происходящими в языке с течением времени.
Лексические нормы в аспекте точности.
Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.
Точность – качество
речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной
действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.
Употребление
слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также
зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл
сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную
стилистическую окраску.
Типичные лексические ошибки в аспекте
точности.
1. Нарушение лексической сочетаемости слов.
Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если
не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в
словосочетании, возникает лексическая несочетаемость. Например,
есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый
хлеб, черствый человек, но не черствый торт
или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая
старость, но не глубокий день или глубокая юность.
В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть
вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в
словосочетание. Например, беседа прочитана (беседа – это
устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).
С
точки зрения современного языка часто бывает трудно объяснить причины различий
сочетаемости близких по смыслу слов, например: Уделять внимание / придавать
значение развитию спорта.
Многие
сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать
составляет часть языковой культуры человека.
У
лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет
следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц
русского языка. – М.: Русский язык, 1996):
1.Такой,
который трудно сломать, разбить (крепкая ткань, веревка).
2.
Сильный духом, непоколебимый (крепкий духом старик).
3.
Здоровый, сильный (крепкий организм).
4.
Надежный (крепкая дружба, любовь).
5.
Достигающий сильной степени (крепкий мороз, ветер).
6.
Насыщенный, сильнодействующий, резкий (крепкий чай, табак).
7.
Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).
Рассмотрим,
в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь –
это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть. Но
выражение крепкая ненависть противоречит требованию
лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это
«погодно-климатические условия», как и жара, влажность. Но
невозможно сочетание крепкая жара.
Следует
отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное
чудо. Это один из видов тропов – оксюморон.
2. Смешение паронимов. Паронимы – слова,
сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки;
эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический). Слова,
составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в
логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но
паронимы не могут заменять друг друга (иллюстрированный и иллюстративный.
Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный
материал).
3. Неточности словоупотребления (употребление
слова в несвойственном ему значении). Точность
словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим
значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён
о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна
противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена).
Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).
4. Многословие.
В
речи встречаются различные виды многословия.
4.1. Плеоназм (от греч.
pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком
контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная
мимика лица. (Мимика — это «выражение лица». У него
своеобразное «выражение лица» лица). Смелый и храбрый человек
– явный, открытый плеоназм.Свободная вакансия, главная суть –
скрытый, неявный плеоназм).
Некоторые
плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат
выставки (экспонат – «выставленный»)
4.2. Тавтология (от греч.
tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов
(обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную
контратаку. (Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое
слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает
кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку).
Тавтологичны
некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший –
самый лучший, наилучший; более красивее – более красивый,
красивее.
В
языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку
в них используется терминологическая лексика. Например, словарь
иностранных слов, бригадир первой бригады. Тавтологичными могут быть
фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади
пропадом.
4.3. Расщепление сказуемого –
замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли
решение произвести уборку школьного двора. (В официально-деловом стиле
такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики
решили убрать школьный двор).
4.4. Слова-паразиты –
разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы (вот,
ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др.). Их употребление не
оправдано содержанием и структурой высказывания.
Ни
одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в
процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они
затрудняют процесс общения.
5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота
высказывания)
– немотивированный пропуск слов в
ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели <портреты>русские
писатели).
Нарушение лексической сочетаемости.
Не
всегда слова могут сочетаться друг с другом.
Ошибки
этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что
—
слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная
песня
—
одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища
тружеников
—
разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню
—
несовместимы по традиции: можно выполнить желание –нельзя выполнить
мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может
быть сильной дружбы.
Употребление лишних слов.
Лишним
является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего
не уточняет в нем. Очень прекрасный день – «прекрасный» обозначает
высшую степень качества, очень хороший; вступительная преамбула – преамбула
и есть «вступительная часть»
Плеоназм – употребление в речи
близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в
своих руках штурвал руля.
Тавтология
и
неуместное повторение слов.
Тавтология –
это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло
масляное», «расскажу в рассказе».
Другая
ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его
повесили табличку, на которой написали, за что его повесили. причины
этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».
Ошибки
в употреблении местоимений.
Нагромождение
местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект.
Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его
речь» можно понять в 4 вариантах.
Использование
клише и штампов.
Канцеляризмы
– слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым
стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет
место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии
профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.
НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ
1.Употребление слова в несвойственном ему значении
Всю
четвёртую декаду апреля было холодно
Всю
последнюю декаду апреля было
холодно
2.Нарушение лексической сочетаемости
слов
У
Ирины карие волосы и зелёные глаза.
У
Ирины каштановые волосы и
зелёные глаза.
3.Употребление многозначных слов или
омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания
На
олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности
На
олимпиаде по русскому языку я потерял баллы
из-за невнимательности
4.Смешение паронимов(близкие по
звучанию, но разные по смыслу слова)
В
ёлочном лесу очень хорошо дышится.
В
еловом лесу очень хорошо дышится.
5.Неудачный выбор одного из синонимов
Адвокат
добивался, чтобы его подзащитного обелили.
Адвокат
добивался, чтобы его подзашитногооправдали .
6.Употребление лишнего слова (речевая
избыточность)
В
своёмстихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех, кто
был виновен в гибели А.С.Пушкина.
В стихотворении«Смерть
поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех,кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.
7.Пропуск необходимого слова,приводящий
к искажению мысли или подмене понятий(речевая недостаточность)
В
читальный зал в одежде не входить.
В
читальный зал в верхней одежде
не входить.
8.Неуместное повторение одних и тех
же либо однокоренных слов
В
рассказе А.П.Чехова« Ионыч» рассказывается об Ионыче.
В
рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится
(повествуется, идёт речь)о враче.
9.Неуместное употребление диалектной,
просторечной, жаргонной лексики
Расчёт
за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах .
Расчёт
за продукцию производится как в российских рублях, так и в долларах.
10.Смешение лексики
разных исторических эпох
Пётр
Первый снял пиджак , засучил рукава и принялся за работу.
Слово пиджак появилось в русском языке только
в 19 веке.
11.Двусмысленность
высказывания при неудачном использовании местоимений
Профессор
сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.
Профессор
сказал, что предположение ассистента
оказалось правильным.
Тренировочные упражнения.Нарушение
лексической сочетаемости.
Задание
1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического
значения. Исправьте ошибки.
1.
Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию
германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать
школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками
милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой
работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке
стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10.
Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.
Задание
2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.
1.
Проявить желание, проявить заботу, проявить дисциплину, проявить
медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок,
проявить равнодушие.
2.
Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь
выполнения, достичь счастья.
3.
Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание,
оказать возражение, оказать помощь.
4.
Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить
грубость, допустить беспорядок.
5.
Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести
организацию, провести реконструкцию.
6.
Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в
помещении.
Задание
3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.
1.Они
работали как самые отъявленные специалисты.
2.Наши
воины совершили много геройских подвигов.
3.Правдивое
изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило
воздействие этого фильма.
4.Шолохов
изобразил образы трех коммунистов.
5.Возьми
хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.
6.Он
смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.
7.С
тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.
8.Налицо
незаконное растаскивание казенного имущества.
9.Численность
рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.
10.За
добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.
Задание
4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.
1.
Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3.
Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая
сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6.
Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам.
8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать
интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все
возрастающую тревогу.
Задание
5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.
1.В
14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.
2.Он
изо всех сил старается произвести на Софью внимание.
3.Наш
класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.
4.Публика
сканировала: «Браво, Сильвини!»
5.Вся
публика была уже в триумфе.
6.На
абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.
7.Нельзя
забывать, что наши товары идут на импорт.
8.В
честь пришедших на вечер прозвучал концерт.наконец-то обнаружены остатки
царской семьи.
9.Моей
подруге вырезали аппендицит.
Задание
6. Найдите избыточные словосочетания.
Главная
суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир,
период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют
молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные
рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.
Задание
7. Исправить стилистические ошибки , указав нарушение лексической сочетаемости:
1.
Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея.
2.
Произведения Пушкина овеяны идеями свободы
3.
На Раскольникова в шелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.
4.
Катерина оказала протест против темного царства.
5.
После гибели Ленского Ольга женится на гусаре.
6.
Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
7.
Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
8.
Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.
9.Вместо
с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.
10.Уж
топтался на одном месте: он не мог взлететь.
11.
Они работали как самые отъявленные специалисты.
12.
В нашем коллективе надвигались радостные события.
13.
Не следует умалчивать о вопиющих достижениях наших ребят.
14.
Пришли ребята, удрученные опытом работы.
Задание
8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1.
Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые
делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента
Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.
ОТВЕТЫ (задание
1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые
совершают герои фильма.
5. Успехами мы не блещем.
6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по
сварке.
10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных
средств.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут
стоять железные койки с сетками.
12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила коричневые чулки.
15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.
17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло весной.
20. В течение долгого времени идет оформление документов.
21. Он был мне настоящим другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.
23. Он склонил голову ей на плечо.
24. Сын преклонил колени перед матерью.
25. Эта новость доставила ей удовольствие.
26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.
28. У нее были огромные карие глаза.
29. Он испытывал к нему сильную ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.
Задание 9. Сравните предложения в левой и правой колонках.
Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой
колонки.
Эти |
Эти |
В |
В |
Главная |
Сила |
Они |
Они |
Объединение |
Объединение |
В |
В |
Выиграв |
Выиграв |
Сейчас |
Сейчас |
Под |
Под |
В |
В |
Задание 10. Объедините в словосочетания слова из левой и
правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные
варианты.
Античный, |
Мифология, |
Врождённый, |
Талант, |
Гостеприимный, |
Приём, |
Губительный, |
Влияние, |
Единый, |
Миг, |
Длинный, |
Воздействие, |
Выдвинуть, |
Гипотеза, |
Найти, |
Опора, |
Обнаружить, |
Закон, |
Доказать, |
Теорема, |
Предвещать, |
Поражение, |
Расширить, |
Возможности, |
Задание 11. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания
являются ошибочными.
1.
Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2.
Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой
проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих
стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру
балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в
деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В
последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица
уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в
глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к
чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.
Задание 12. В приведённых ниже предложениях найдите речевые
ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте
предложения.
1.
О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида
спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом
году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время
ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся
нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают
стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9.
Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить,
читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12.
К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи.
13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе
библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических
лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно
покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах
подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих
недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень
несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха
женщиной.
ОТВЕТЫ
Задание 10.
Античная мифология; классические языки.
Врождённый талант, прирождённый ум.
Гостеприимный человек, радушный приём, хлебосольный хозяин.
Губительное действие, пагубное влияние.
Единый миг, один момент.
Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, продолжительный
период, долговременный кредит.
Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить
недостатки.
Найти опору, обрести поддержку.
Обнаружить закономерность, открыть закон.
Доказать теорему, обосновать теорию.
Предвещать поражение, предсказать успех.
Расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.
Задание 11.
1. …имеющиеся недостатки. 2. Неожиданно у
молодых предпринимателей возникли серьёзные проблемы. 3. …уделяем особое
внимание. 4. …стартуют спортсмены… 5. Большое внимание
было уделено… 6. …почтили присутствием… 7.
Ведущую роль… играет… 8. …бурное развитие кинематографии.
9. …обеспечивает город ранними овощами. 10. Уже в раннем
детстве… 11. Большую роль… сыграли…
Задание 12.
1. только заядлые болельщики. 2. Успеваемость в
старших классах снизилась… 3. …выгул собак. 4. …в
связи с необходимостью санобработки помещения. 5. Особое внимание в
работе комитета уделяется… 6. Наши спортсмены продолжают
устанавливатьрекорды. 7. Дети читают стихи, стоя полукругом.
8. Мои ноги подкашивались от усталости. 9. …грохотал барабан.
10. С большим волнением читаешь письма ветеранов. 11. Неожиданные
заморозки губительно сказались на посевах кукурузы. 12. К моменту обмена
квартиры в ней были прописаны жена, её мать. 13. …он подарил книги школьной библиотеке.
14. …которые разделяют точку зрения коммунистических
лидеров. 15. …и быстро покинула квартиру. 16. столь большого счёта…
17. Передовая технология позволяет устранить многие недостатки. 18.
…кивает. 19. Увеличилось число несчастных случаев… 20.
Ниловна предстаёт перед нами забитой, запуганной женщиной.
Тестовые задания по теме «Нарушение лексической
сочетаемости»
Вариант 1
1.Паронимами не являются слова
а)
идеалистический – идеалистичный б) умственный –
интеллектуальный
в)
романтический – романтичный г) криминальный
– криминогенный
2. Правильно построены словосочетания
а)
продвигать кого-либо по должности б) повышать в
должности
в)
ввести деятельность г)
убедиться о достоинствах работы
3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова
а)
нестерпимый б) удачливый в)
терпеливый г) терпимый
4. Правильно построено словосочетание
а)
свободная вакансияб) монументальный памятник
в)
хронометраж времениг) обыкновенное чудо
5. Правильно построено предложение
а)
Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.
б)
У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.
в)
Они сыграли главную роль в этой истории.
г)
Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.
6. Правильно построены предложения
а)
Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.
б)
Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.
в)
Мы получили неожиданные результаты.
г)
Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.
7. Правильно построены предложения
а)
Определить рейтинг политика непросто.
б)
Я против крайностей и скоропостижных выводов.
в)
Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.
г)
Оплатите, пожалуйста, за проезд.
8. Правильными являются сочетания слов
а)
самоотверженный проступокб) главный приоритет
в)
презентовать ценный подарокг) тактический ход
9. Правильными являются сочетания слов
а)
дельный взорб) деловой видв) националистический бюджет
г)
сатиричное произведение
10. Сочетается с одушевленными существительными слова
а)
шумовойб) экономичныйв) шумныйг) громкий
Вариант 2
1. Лишним в синонимическом ряду является слово
а)
неучб) невежав) профанг) невежда
2. Синоним к слову плеоназм
а)
избыточностьб) тавтологияв) образностьг) красочность
3. Правильно построены словосочетания
а)
прыгать с парашютаб) предпринять мерыв) заслужил известность
г)
приобрел известность
4. Сочетается с одушевленными существительными
а)
маломощныйб) экономичныйв) экономныйг) задушевный
5. Правильно построено словосочетания
а)
выдающийся виртуозб) высокий рейтинг
в)
одеть пальтог) заразная инфекция
6. Правильно построено предложение
а)
Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.
б)
Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.
в)
Это не играет никакого значения.
г)
Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
7. Правильно построены предложения
а)
Нам не удалось предвосхитить эти события.
б)
Результаты выборов будут подведены после решения суда.
в)
Задачи, поставленные нами, достигнуты.
г)
Командированные шумели в кабинете администратора
8. Правильными являются сочетания слов
а)
главная сутьб) очевидный фактв) памятный сувенирг) тактическое обращение
9. Правильно построены словосочетания
а)
гостиничный номерб) лесистая рекав) предварительный авансг) практический цвет
10. Правильно построены словосочетания
а)
скоропостижное решениеб) уменьшение стоимости
в)
прыгать с парашютаг) подорожание цен
Вариант 1
1 – Б
2 – Б 3 – А 4 – Г 5 – В 6 – В
7 – А 8 –Г 9 – Б 10 — В
Вариант 2
1 – Б
2 – А 3 – Г 4 – В 5 – Б
6 – Б 7 – Г 8 = Б
9 –А
10 — Б
ЕГЭ-2018 Задание 20
1.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово
1)
Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
2)
Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
3)
Все гости получили памятные сувениры.
4)
Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
5)
О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
6) Каждый
покупатель получает бесплатный подарок от фирмы, поставляюшей этот товар.
7)
Я впервые познакомилась с ней в прошлом году.
Главная суть
этого вопроса в гуманном отношении к пожилым людям.
9)
Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги по работе.
10) На
экскурсии по городу мы увидели на одном из старинных зданий памятную
мемориальную доску.
11)
Мы долго ждали письмо от отца, а оно пришло только в месяце мае.
12) Конечно, он волновался, не спал ночью, ведь на сцене это был
его первый дебют.
13)
Внутренний интерьер здания поражал роскошью.
14)
Разошлись после полуночи: спор был долгий и продолжительный.
15) В отделе кадров мне дали список свободных вакансий, и вскоре я устроилась на работу.
16) Мы поднялись вверх по лестнице и
остановились в недоумении: у двери стояла наша учительница.
17)За истекший
период времени нами были проведены осушительные работы .
18)Два единственных вопроса
тревожили жителей города: вода и тепло.
19) В одном ряду с нами шли несколько девушек,
молодой юноша и два пожилых человека.
20) Чтобы получить премию, надозакончить
начатую работу.
21)
Командир приказал уничтожить полностью врага.
22)
Леонид заранее предчувствовал, что этот проект будет неудачным.
23)
Бабушка медленно взяла нож и отрезала равную половину яблока, тихо сказала: «
Ешь.»
24)
Он работал молча, без слов, но
качественно.
25) Кто-то постоянно
оставляет мусор в лифте, всамые ближайшие дни мы это выясним.
26)
По моему личному мнению,
выставка не вызвала повышенного интереса.
27)
Татьяна долго разбиралась в СМС-сообщениях, которые пришли за 3 дня.
28)
Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
29) На выставке были представлены деревянные изделия из
древесины
30)Моя бабушка любит народный фольклор.
2.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1)
Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
2) Внеклассная
работа играет положительное значение в развитии детей.
3) Он
почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже
4)
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим
подчиненным.
5)
Внеклассная
работа играет положительное значение в развитии детей.
6)
Подавляющее количество заданий было выполнено.
7)
В голове у него метнулась мысль о побеге.
Большую
роль в экономике нашей страны имеет нефтяная
промышленность.
9)
Питательная маска питает кожу.
10)
Хоккеисты предприняли ответную контратаку.
11)В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.
12) Необходимо повысить подготовку специалистов.
13) Большая половина девушек предпочитает длинные
волосы.
14)Эти функции поручаются классному руководителю.
15) Спонсоры внесли значительную лепту в
организацию праздника
16) Это событие состоялось несколько дней назад .
17) Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов.
18) Вперед всех к реке прибежал Вова.
19) Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах
мировых религий.
20) Жители приморского города стали свидетелями большого
театрализованного представления.
21) Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков.
22) Ученики приняли решение провести уборку школьного двора.
23) Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду.
24) Эти экскурсии повышали наш кругозор.
25) Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.
26) Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.
27)В музее выставлены реликвии, преподнесенные делегациями.
28) Это полезная привычка, которую нужно прививать с детства.
29)У Ирины карие волосы и зелёные глаза.
30)В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче.
ЕГЭ-2018 Задание 20 (ОТВЕТЫ)
1.Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово
1)
Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
2)
Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
3)
Все гости получили памятные сувениры.
4)
Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
5)
О моей автобиографии я уже
рассказывал во вступительной статье.
6)Каждый
покупатель получает бесплатный подарок от фирмы,
поставляюшей этот товар.
7)
Я впервые познакомилась с ней в
прошлом году.
Главная суть этого вопроса в гуманном
отношении к пожилым людям.
9)
Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги по работе.
10) На экскурсии по городу мы увидели на одном
из старинных зданийпамятную мемориальную доску.
11)
Мы долго ждали письмо от отца, а оно пришло только в месяце
мае.
12) Конечно, он волновался, не спал ночью, ведь на сцене это был
его первый дебют.
13)Внутренний интерьер здания поражал роскошью.
14)
Разошлись после полуночи: спор был долгий и
продолжительный.
15)В отделе кадров мне дали список свободных вакансий, и вскоре я
устроилась на работу.
16)Мы поднялись вверх
по лестнице и остановились в недоумении: у двери стояла наша учительница.
17)За истекший
период времени нами были проведены
осушительные работы .
18)Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
19)В одном ряду с нами шли несколько девушек, молодой юноша и два
пожилых человека.
20) Чтобы получить премию, надозакончитьначатуюработу.
21)
Командир приказал уничтожить полностью врага.
22)
Леонид заранее предчувствовал, что этот проект
будет неудачным.
23)
Бабушка медленно взяла нож и отрезала равную
половину яблока, тихо сказала: « Ешь.»
24)
Он работал молча, без слов, но качественно.
25)Кто-то постоянно оставляет мусор в лифте,всамые ближайшие
дни мы это выясним.
26)
По
моему личному мнению,
выставка не вызвала повышенного интереса.
27)
Татьяна долго разбиралась в СМС-сообщениях,
которые пришли за 3 дня.
28)
Выехать нам не удалось, потому что начался проливной
ливень.
29)На выставке были представлены деревянные изделия из
древесины
30)Моя бабушка любит народный фольклор.
2.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1)
Больной был немедленно госпитализирован в
больницу.(отвравлен)
2) Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. (роль)
3)Он почувствовал, что утопает в
болоте, его засасывало все глубже ( тонет)
4)
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим
подчиненным.(показывать пример)
5)
Внеклассная
работа играет положительное значение в
развитии детей. (роль)
6)
Подавляющее количество заданий было
выполнено. (большинство)
7)
В голове у него метнулась мысль о
побеге. (возникла)
Большую
роль в экономике нашей страны имеет нефтяная
промышленность. ( значение).
9)Питательная
маска питает кожу. (обогащает)
10)Хоккеисты
предприняли ответную контратаку.(атаку)
11)В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация ( непростая ).
12) Необходимо повысить подготовку
специалистов. (улучшить)
13)Большая
половина девушек предпочитает длинные волосы (более
половины)
14)Эти функции поручаются классному
руководителю. (возлагаются)
15)Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника(вклад)
16) Это событие состоялось несколько
дней назад (произошло);
17) Необходимо увеличить уровень
благосостояния наших ветеранов(повысить)
18) Вперед всех к реке прибежал
Вова.(быстрее всех)
19)Не существует существенной разницы в
нравственных приоритетах мировых религий.(большой)
20) Жители приморского города стали свидетелями большого
театрализованного представления. (участнтками)
21)Наряду с достижениями был отмечен ряд недостатков.(вместе)
(несколько)
22) Ученики приняли решение провести
уборку школьного двора.(решили)
23) Личная неприязнь постепенно переросла в сильнуювражду.(открытую)
24) Эти экскурсии повышали наш кругозор.(расширяли)
25)Разрешите поднять тост за нашего
юбиляра.(произнести)
26) Улучшился уровень обслуживания
пассажиров в нашем аэропорту.(качество)
27)В музее выставленыреликвии,
преподнесенные делегациями.(подарки)
28) Это полезная привычка, которую нужно прививать
с детства.(формировать)
29)У Ирины карие волосы и зелёные глаза.(каштановые)
30)В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче.(повествуется)
(о враче…)