Писатель описывает какая ошибка

1. Употребление слова в несвойственном ему значении Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма. Комментарий эксперта: вместо слова «происки» (т.е. «интриги») следовало использовать слово «примеры». 2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой

4 октября 2020

В закладки

Обсудить

Жалоба

Речевые ошибки в сочинении ЕГЭ

1. Употребление слова в несвойственном ему значении

Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.

Комментарий эксперта: вместо слова «происки» (т.е. «интриги») следовало использовать слово «примеры».

2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Вряд ли это можно считать эффектным способом решения проблемы.

Комментарий эксперта: вместо «эффектным» нужно употребить «эффективным», ведь речь о способе решения.

3. Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор подводит итоги.

Комментарий эксперта: правильное словоупотребление – «в последнем предложении».

4. Употребление слов иной стилевой окраски

Не следует слишком зацикливаться на своих проблемах.

Комментарий эксперта: слово «зацикливаться» относится к разговорно-бытовому стилю речи, такие слова не следует употреблять в сочинении.

5. Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Комментарий эксперта: фразеологизм «то и дело» (т.е. «часто») носит разговорный характер.

6. Неоправданное употребление просторечий, жаргонных слов

По ящику сейчас показывают одни разборки.

Комментарий эксперта: следовало использовать слова «телевизор» («телевидение») и, например, «споры», «спорящих людей».

7. Нарушение лексической сочетаемости

Книги занимают важную роль в жизни человека.

Комментарий эксперта: правильно сказать «играют важную роль» или «занимают важное место».

8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.

Комментарий эксперта: слово «прейскурант» означает «справочник цен».

9. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Писатель мастерски описывает своего героя. В своем рассказе автор рассказывает о событиях войны.

Комментарий эксперта: чтобы избежать тавтологии, нужно пользоваться синонимами («автор описывает героя», «в рассказе автор повествует о событиях»).

10. Неоправданное повторение слова

В прочитанном мною тексте автор поднимает проблему патриотизма. Автор очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция автора мне близка и понятна.

Комментарий эксперта: нужно пользоваться синонимами, в том числе контекстными: ФИО автора, писатель, публицист и т.п.

11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он оказался на фронте, он командовал ротой солдат.

Комментарий эксперта: вместо придаточного времени здесь можно было употребить деепричастный оборот «оказавшись на фронте».

12. Неудачное употребление местоимений

Этот текст написал В. Белов. В нём поднимается важная проблема.

Комментарий эксперта: местоимение «он» грамматически можно отнести и к «тексту», и к «В. Белову»; нужно избегать подобных разночтений.

Источник: vk.com/repetitor_russkii_zelenograd

Ошибка
грамматическая или речевая?

Необходимость
различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся
диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в
оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) – за содержание. Во
время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены.
Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Цель
данной заметки – помочь учителю в определении характера названных недочетов.

Грамматическая
ошибка – это нарушение структуры языковой единицы: неправильное
словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов;
ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода
составляют около 31% .

Грамматическая
ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в
словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В
отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно
обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в
правописании – только на письме.

Рассмотрим основные
типы грамматических ошибок.

I.
Ошибочное словообразование:
пироженое; пондравилось; жевачка;
проявил равнодушество.

II. Ошибки
в образовании форм разных частей речи:

1) имен
существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного
числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день
рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

2) имен
прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее
удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

3) имен
числительных (неправильное образование падежных форм количественных
числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше
восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

4) местоимений: до
скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

5) глаголов: ложат
стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь;
ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться);
сюда же относится
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда
наступил декабрь, погода резко изменяется.

6) причастий (у
них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя
смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат,
получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю
имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел,
озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

Ш.
Синтаксические ошибки
– нарушения в построении словосочетаний и
предложений:

1) ошибки в
управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

2) в согласовании:
молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с
группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

3) двойное
подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;

4) в построении
предложений с однородными членами:

а) как однородные
употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение
спорта и почему я его люблю;

б) при двух
глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в
такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное
использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы
первыми
(надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а
также посещал факультатив
(не только…, но и…);

5) в употреблении
причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

6) деепричастных
оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к
экзаменам, его словно подменили.

7) в построении
сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов
одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то
нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были
настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что
ты просила передать мне, что скоро приедешь.

8) нарушение
границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали
облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует
помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для
придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о
предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой
и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Основные
виды речевых ошибок

Речевые
ошибки

– это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их
является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение
паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С
точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические
конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы
свидетельствует о бедности речи ученика.

1) Употребление
слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех –
грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

2) тавтология
(повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался
все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко
описывает события Великой Отечественной войны.

Следует заметить,
что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне
допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая
всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном
стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать.
(пословица)

Многие из них уже
стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях
автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

Скоро
сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

Дым из
трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

Я желаю
тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

3) плеоназм
(скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем
встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая
особенность творчества; коллеги по работе;

4) смешение
паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры
между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

5) нарушение
лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился
уровень жизни населения;

6) пропуск нужного
слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже
на третьей минуте;

7) речевые штампы:
теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море;
экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

8) диалектные,
просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она
классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно
врет и хватает взятки;

9) смешение
лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться
в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

10) неоправданный
повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы
движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник.
Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А
солдатские сапоги были почти новые.

Такой недочет
следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют
поэты и писатели:

Не бывает
напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

11) неудачное
употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений
(в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину
жене. Она может попасть в аварию. — Мы посмотрели фильм в новом
кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

12) неудачный
порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями
«темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила
Маргарита Федорова.

Чтобы удобнее было
пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде
на таблице:

Грамматические ошибки

Речевые ошибки

1)
ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на
жизнь;

1)
употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме
Горький рассказывает нам о Буревестнике.

2)
ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей;
подождя; ихний;

2)
нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет
свой кругозор;

3)
нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не
разговаривает со мной;

3)
тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос
на пять процентов.

4)
ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа;

4)
плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;

5)
нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за
мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят.

5)
неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята
проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой
дороге.

6)
ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на
санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее.

6)
Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее
двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.

7)
ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы
отправились на реку.

7)
употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин
ухаживает за Ольгой.

8)
смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы
ценим ваш вклад в экономику области.

8)
смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и
стал работать в колхозе.

Тренировочные
задания

1. Найдите
в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были
тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария
произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство
организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в
детские сады.

4. А у нас во
дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв,
Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы
нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец
отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к
дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

8. Теперь способы
очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит
весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на
свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были
видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса
слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

2. Найдите
речевые ошибки, определите их тип.
 

1. Мы заранее
предвидели все трудности похода.

2. Хлестаков сел в
бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

3. Л.Н. Толстой
все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.

4. Маша очень любила
свою сестру. Она была добрая, заботливая.

5. Брат очень
бережный человек.

6. У
расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.

7. Хватит тебе
теребить старые раны.

8. Уровень
благосостояния народа увеличивается.

9. Художник
изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень
изображена на зеленом фоне.

10. Троекуров был
хотя и не глуп, но немного с приветом.

11.
Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.

12. Успех пришел
не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.

Проверочные
задания

3. Укажите
номера предложений с грамматическими ошибками.

1. Онегин скучает
в светских гостиницах.

2. Когда Онегин
ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.

3. Пугачев сказал,
что я проучу Швабрина.

4. Зеркальный карп
разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.

5. Наш праздник
начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.

6. Родители Ильи
Муромца были простыми колхозниками.

7. Игрок, который
играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.

8. Когда у него
спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.

9. Если весной
пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье
птиц.

10. Печорин не раз
проявлял бесстрашность.

11. Катерина
рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.

12. Профилактика
предупреждения преступлений – наша главная задача.

4. Укажите
номера предложений с речевыми ошибками.

1. В двухтысячном
десятом году лето было засушливым.

2. Пушкин рос и
воспитывался няней Ариной Родионовной.

3. Надо устранить
все причины, тормозящие подъему производства.

4. Из путешествия
мы привезли много памятных сувениров.

5. Прошли те
времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали
кровавые бойни.

6. Тяжелое
впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.

7. За
использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.

8. Лосиха с
лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

9. Когда
Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него
шкуру.

10. Однако вратарь
ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.

11. Рассевшись по
машинам, заработали моторы.

12. Никто из
коллег не поддерживает его взглядов.

5. Укажите
номера предложений, в которых допущены два разных недочета.

1.Но, встретившись
с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни.

2.На совещании
обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу.

3. Эта работа
ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу
городского транспорта.

4.Старую больную
лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу.

5.Пугачев мне
понравился как крутой и хороший возглавитель бунта.

6.В текущем году
наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной
пшеницы.

7.Выражаю свою
глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к
реферату.

8.Автор «Слова»
упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на
землю русскую».

9.А.П. Чехов, он
родился в 1860 году в Таганроге.

10.О фамилии Н.
Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые
медали.

11.Солнце
показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев.

12.В этом квартале
основное внимание было обращено физической подготовке.

Комментарий к заданию
1.

1. Глагола ложили
нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.

2. В порядковых
числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.

3. Слово руководство
надо заменять местоимением оно, а не они.

4. Слово качели
имеет форму только множественного числа.

5. Ошибка в
употреблении деепричастия: нет формы писав.

6. У глаголов
общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось
словосочетание нуждаются поддержки.

7. Смешение прямой
и косвенной речи.

8. Употреблена
двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более
совершенными
или совершеннее.

9. Нарушение
видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.

10. Ошибка в
употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…

11. Разорван
причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.

12. Придаточное
определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья
Тараса, которые учились…

Комментарий к заданию
2.

1. Плеоназм: заранее
предвидели
; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это
предполагать заранее.

2. Во времена
Гоголя аэропортов не было.

3. Тавтология:
глубже, глубь.

4. Местоимение она
может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность.

5. Вместо бережный
надо было употребить слово бережливый.

6. Слово расточительный
употреблено неверно; надо – рачительный.

7. Неправильное
употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить.

8. Нарушение
сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться.

9. Неоправданный
повтор слов изобразил и сирень.

10. Употребление
разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле.

11. Тавтология и
канцеляризм (порядка двухсот).

12. Нарушение
лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали.

Ответы к заданиям:

№3: 2, 3, 5,
8, 9, 10;

№4: 4, 5, 6,
8, 9, 12. 11;

№5: 1, 5, 7,
10.

Литература

1.Типичные ошибки
при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку /
И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Ю.Н.Гостева и др. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово
– РС», 2009.

2.Иванова Т.Б.,
Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы
русского языка в таблицах и тестах: Учебное пособие. Перм. ун-т. – Пермь,
2000. 

Поделиться…

Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.

I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.

6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений:

1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

3) двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;

4) в построении предложений с однородными членами:

а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

8) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Основные виды речевых ошибок

Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех – грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)

Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;

4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;

6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте;

7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;

9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.

Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:

Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. — Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.

Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:

Грамматические ошибки

Речевые ошибки

1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь;

1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.

2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний;

2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;

3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной;

3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.

4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа;

4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;

5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят.

5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.

6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее.

6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.

7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку.

7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.

8) смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области.

8) смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

Тренировочные задания

1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

4. А у нас во дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

2. Найдите речевые ошибки, определите их тип. 

1. Мы заранее предвидели все трудности похода.

2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.

4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.

5. Брат очень бережный человек.

6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.

7. Хватит тебе теребить старые раны.

8. Уровень благосостояния народа увеличивается.

9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне.

10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом.

11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.

12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.

Проверочные задания

3. Укажите номера предложений с грамматическими ошибками.

1. Онегин скучает в светских гостиницах.

2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.

3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина.

4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.

5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.

6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.

7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.

8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.

9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

10. Печорин не раз проявлял бесстрашность.

11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.

12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача.

4. Укажите номера предложений с речевыми ошибками.

1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым.

2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной.

3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства.

4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров.

5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни.

6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.

7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.

8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.

10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.

11. Рассевшись по машинам, заработали моторы.

12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов.

5. Укажите номера предложений, в которых допущены два разных недочета.

1.Но, встретившись с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни.

2.На совещании обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу.

3. Эта работа ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу городского транспорта.

4.Старую больную лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу.

5.Пугачев мне понравился как крутой и хороший возглавитель бунта.

6.В текущем году наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной пшеницы.

7.Выражаю свою глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к реферату.

8.Автор «Слова» упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую».

9.А.П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге.

10.О фамилии Н. Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые медали.

11.Солнце показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев.

12.В этом квартале основное внимание было обращено физической подготовке.

Комментарий к заданию 1.

1. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.

2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.

3. Слово руководство надо заменять местоимением оно, а не они.

4. Слово качели имеет форму только множественного числа.

5. Ошибка в употреблении деепричастия: нет формы писав.

6. У глаголов общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось словосочетание нуждаются поддержки.

7. Смешение прямой и косвенной речи.

8. Употреблена двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более совершенными или совершеннее.

9. Нарушение видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.

10. Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…

11. Разорван причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.

12. Придаточное определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья Тараса, которые учились…

Комментарий к заданию 2.

1. Плеоназм: заранее предвидели; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это предполагать заранее.

2. Во времена Гоголя аэропортов не было.

3. Тавтология: глубже, глубь.

4. Местоимение она может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность.

5. Вместо бережный надо было употребить слово бережливый.

6. Слово расточительный употреблено неверно; надо – рачительный.

7. Неправильное употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить.

8. Нарушение сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться.

9. Неоправданный повтор слов изобразил и сирень.

10. Употребление разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле.

11. Тавтология и канцеляризм (порядка двухсот).

12. Нарушение лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали.

Ответы к заданиям:

№3: 2, 3, 5, 8, 9, 10;

№4: 4, 5, 6, 8, 9, 12. 11;

№5: 1, 5, 7, 10.

Тавтология и плеоназм — что это такое на примерах

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Хочу продолжить серию маленьких публикаций (заметок на полях), посвященных теме трактования довольно часто используемых на просторах рунета оборотов и «словечек». Чуть ранее мы заострили внимание на харизме, аннотации и дайждесте.

Тавтология

Сегодня хочу буквально пару слов сказать за тавтологию и плеоназм (вариант написания «тафтология» считается неправильным, хотя многие именно так это слово и произносят, делая его созвучным с «туфталогия», что в общем-то недалеко от истины).

Что же это такое? Какая крылатая фраза стала по сути синонимом тавтологии и почему чаще всего за это «ругают», а не «хвалят»? Чем плеоназм отличается от тавтологии? Или это одно и тоже? Все это, естественно, на примерах, ибо куда же без них.

Что такое тавтология и плеоназм?

Итак, сами по себе эти слова имеют однозначно греческие корни (точнее древне-греческие, когда эта страна была колыбелью философской мысли). Многих раздражает (и раздражало раньше), когда в речи собеседника присутствует множество «слов-паразитов» не несущих смысловой нагрузки, но сильно затягивающих и размывающих основную мысль (краткость, как известно, сестра таланта).

Так вот, ярким примером таких паразитических аномалий в нашей речи является плеоназм и одна из его вариаций — тавтология.

В переводе с древне-греческого слово плеоназм — это излишество (употребление ненужных для понимания слов или фраз), а тавтология — это повторение одного и того же (мысли, причины, описания) в одном предложении (по сути, это частный случай плеоназма).

Это то, что можно охарактеризовать термином — речевые излишества (ошибки). Они очень часто режут слух и засоряют нашу речь.

Подчеркну, что плеоназм представляет более емкое определение, ибо избыточность (излишество) в предложении может создаваться ведь не только употреблением похожих по смыслу слов, но и путем фраз, которые смело можно опустить. Примером такого плеоназма, который нельзя назвать тавтологией, могут служить такие вот фразы-пустышки:

  1. По направлению к дому ехала телега (можно убрать фразу «по направлению» и ничего по смыслу не изменится и не потеряется)
  2. Он рассказал мне о том, что… (фразу «о том» можно опустить без утери сути и лаконичости)
  3. Полезный навык (слово «полезный» тут лишние, ибо навык сам по себе подразумевает «полезное умение»)

Вроде бы пустяки, но это мусор, который засоряет наш мозг.

Примеры плеоназма и тавтологии

Но все же, под плеоназмами чаще всего подразумевают именно дублирование смыслов, т.е. чистой воды тавтологию. К тому же такие примеры намного ярче и производят больше впечатление, чем то, что уже было приведено выше.

Примеры тавтологии и плеоназма

Чаще всего такое безобразие происходит, когда употребляют однокоренные слова стоящие рядом. Это можно назвать «детской болезнью», ибо присуще чаще всего именно тем, кто только учится правильно и, что важно, четко формировать свои мысли.

Наверное, вы уже сталкивались с тем, что кто-то кому-то говорит, что это дескать «масло масляное». По сути, данная фраза уже стала сейчас синонимом слова «тавтология» и ее гораздо чаще употребляют, когда хотят указать человеку на выявленный в его речи очевидный недостаток, связанный с речевыми излишествами. «Ну, это же масло масляное!» — говорят в таких случаях.

Примерами «однокоренной» тавтологии могут служить фразы:

  1. старый старик
  2. заплатить плату
  3. высокая высота
  4. гость в гостях
  5. спросить вопрос
  6. белые белила
  7. проливной ливень
  8. писатель описывает
  9. рассказчик рассказал
  10. улыбнулся широкой улыбкой
  11. заработанная зарплата
  12. звенящий звонок
  13. закончить до конца
  14. добродушный добряк
  15. дымом дымится
  16. маленькие мелочи
  17. болел болезнью
  18. открытия открывать

Но есть примеры плеоназма (тавтологического толка, т.е. излишество за счет дублирования смыслов, а не за счет пустых фраз), когда используют не однокоренные слова, но очень близкие по смыслу:

  1. отрицательный недостаток
  2. горячий кипяток
  3. более лучшее
  4. очень прекрасно
  5. впервые познакомиться
  6. бесплатный подарок
  7. светловолосая блондинка
  8. мертвый труп

Ну, и еще примеры плеоназма без тавтологии (просто одно из слов лишнее, ибо по-другому просто быть не может и уточнять будет излишне):

  1. январь месяц
  2. минута времени
  3. затылок головы
  4. перспективы на будущее
  5. главный фаворит
  6. ностальгия по родине (что это такое?)
  7. промышленная индустрия
  8. моргать глазами

Примеры не раздражающей тавтологии п плеоназмов

Однако, есть примеры, когда явная тавтология совсем не раздражает:

  1. варить варенье
  2. начать сначала
  3. застегивать застежку
  4. угощать гостя
  5. закрыть крышкой
  6. облокотиться на локоть
  7. белое белье
  8. черные чернила
  9. приснилось во сне
  10. несоразмерность размера
  11. цветы расцветают
  12. отслужить службу
  13. битком набита
  14. сегодняшний день
  15. высочайшие вершины
  16. остановите на остановке
  17. делать дело
  18. шутки шутить
  19. петь песни
  20. тренировать у тренера
  21. работу работать
  22. красная краска (оба слова фразы имеют в своей основе корень «красивый»)

Так же можно много привести примеров, когда явные плеоназмы таковыми уже особо и не смотрятся из-за их частого и повседневного употребления:

  1. мимика лица
  2. спускаться вниз
  3. подниматься вверх
  4. другая альтернатива
  5. неприятный инцидент
  6. толпа людей
  7. сжатый кулак
  8. упал вниз
  9. идти пешком
  10. в конечном итоге
  11. лично я
  12. реальная действительность
  13. моя автобиография
  14. молодой парень
  15. полезный навык (навык — это само по себе «полезное умение»)

Объясняется последнее, скорее всего, просто силой привычки. Если вы эти фразы слышите с детства, употребляете их сами и все ваши окружающие, то замечания по поводу того, что это тавтология будут выглядеть просто напросто неуместными. Эти фразы уже не режут слух, как те, что употребляют по недоразумению.

Часто «тафто-фразы» приходят в нашу речь из пословиц и поговорок:

  1. сказка сказывается
  2. сидеть сиднем
  3. горе горькое
  4. ходить ходуном
  5. жизнь прожить
  6. есть поедом
  7. без вины виноватый
  8. вольному воля
  9. пропадать пропадом
  10. видать виды

Очень часто к устоявшимся (не разражающим) тавтологиям (плеоназмам) приводят употребления в одной фразе слов заимствованных из разных языков, но означающих почти одно и то же:

  1. выставочный экспонат (экспонат — это по определению «выставляемый предмет»)
  2. народная демократия (демократия — это и есть по определению «власть народа»)
  3. мемориальный памятник (мемориал — это и есть памятник по определению данного слова)
  4. впервые дебютировать
  5. свободная вакансия
  6. внутренний интерьер
  7. прейскурант цен
  8. госпитализировать в стационар
  9. памятные сувениры
  10. период времени
  11. полный аншлаг
  12. импортировать из-за рубежа
  13. первая премьера (первый дебют)
  14. народный фольклор

Кроме силы привычки, тавтология может использоваться для усиления эффекта. Об этом можно судить по большей части приведенных выше примеров. К ним еще можно добавить, например:

  1. крепко накрепко
  2. целиком и полностью
  3. истинная правда
  4. горе горькое
  5. яснее ясного
  6. суета сует
  7. полным полна
  8. всякая всячина
  9. нелепый абсурд

Как не допускать тавтологии и плеоназмов в своей речи? Побольше читать (или писать, как это делаю я 🙂 ). Тем самым вы неизбежно будете повышать свой словарный запас и формировать культуру речи. Все банально, но, к сожалению, в текущем 21 веке интернета не так то уж просто и осуществимо, ибо мы регулярно читаем лишь заголовки новостей и сообщения в соцсетях таких же как мы сами «книгочеев».

Есть ли нарушение лексической нормы в «писатель писал» ?
Учительница сказала, что такое употребление вполне допустимо.
А вот в сочетании «масло масляное» никаких сомнений не возникает.

И даже после того, когда писатель, казалось, нашел уже новые слова, «одеяние стиля» для своего поэтического замысла, и тогда он не успокаивается. Начинаются опять поиски за формой, «муки слова». Оттого всю жизнь писатель пишет одну каигу, как говорит Флобер, — что не может никак выразить свой основной образ мира, неотступно преследующий его( Э. Лунин. Литературная энциклопедия).

задан 15 ноя 2012 в 12:28

ernest00's user avatar

ernest00ernest00

82923 золотых знака57 серебряных знаков93 бронзовых знака

Не всякое употребление однокоренных слов тавтология. Когада значения порядком разошлись — точно не тавтология. Ну и еще несколько случаев назвать можно, с ними проще на примерах разобраться.
Вот как в нашем примере. «Сеятель сеет» — еще можно признать за тавтологию, хотя и с оговорками. Но тут сеятель становится таковым только когда сеет.
Писатель же совершенно не обязательно должен писать в данный момент, чтобы оставться писателем. Да и писать могут не только писатели. Так что конструкция вполне уместна.

Кстати, и не каждая тавтология — зло, которое надлежит искоренять. Но это уже другой разговор.

ответ дан 15 ноя 2012 в 21:31

behemothus's user avatar

behemothusbehemothus

77k22 золотых знака69 серебряных знаков157 бронзовых знаков

это уже устоявшиеся сочетания со стертой тавтологичностью. Вполне допустимы. Да и что еще делают читатели? Читают. Строители строят. Учителя учат.

ответ дан 15 ноя 2012 в 13:58

Лорана's user avatar

ЛоранаЛорана

1,0803 золотых знака18 серебряных знаков27 бронзовых знаков

2

Да, это тавтология, так как корни у этих слов одинаковые.
Многие писатели делают ошибки, некоторые — специально, некоторые — случайно. Возможно, автор слов, цитируемый вами, не подобрал лучшего сочетания, чем «писатель пишет». К тому же здесь немного разные корни, хотя тавтология остается.

ответ дан 15 ноя 2012 в 12:57

Валентин's user avatar

ВалентинВалентин

3,8775 золотых знаков23 серебряных знака26 бронзовых знаков

2

Сегодня рассмотрим задание №6, а также поговорим о тавтологии, синонимах и устойчивых выражениях.

Тавтоло́гия (от др.-греч. ταυτολογία: ταυτο — «то же самое» и от λόγος — мысль, причина или речь) — риторическая фигура, представляющая собой необоснованное повторение одних и тех же (или однокоренных) или близких по смыслу слов. Часто встречаемый пример тавтологии в русском языке — «масло масляное».

Перед вами примеры «однокоренной» тавтологии:

  • заплатить плату,
  • гость в гостях,
  • спросить вопрос,
  • проливной ливень,
  • писатель описывает,
  • улыбнулся широкой улыбкой.

Филологи сходятся во мнении: такое повторение в речи идет от безграмотности и не имеет никакой цели.

Взгляните на картинку ниже. Кто бы мог подумать, что эта фигура речи может встречаться в таком количестве видов.

Вы не поверите, но это тоже тавтология:

  • вечерняя серенада (Serenata по-итальянски «вечерняя песня»);
  • экспонаты выставки («экспонат» по-латыни «выставляемый напоказ»);
  • для проформы («про форма» по латыни «для формы»);
  • в анфас (En face по-французски означает «в лицо»);
  • сегодняшний день («сегодня» означает «сего дня», «этого дня»);
  • свободная вакансия (vacans на латыни значит пустующий).

Не стоит забывать, что тавтология — это разновидность плеоназма. Подробнее можно почитать здесь.

Переходим к заданиям ЕГЭ.

Задание 6 № 12829 (https://rus-ege.sdamgia.ru/)

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься вверх по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой дорожкой.

Получилось найти? Если да — выписываем слово «вверх». «Подниматься по лестнице» — этого вполне достаточно для того, что сказать, куда вы направляетесь. Перед нами плеоназм.

Правильный ответ: вверх.

Задание 6 № 13662

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Обогащение языка синонимами осуществляется непрерывно, и так же непрерывно происходит дифференциация и разграничение синонимов вплоть до полной утраты ими синонимичности.

Хм, вас смущают «дифференциация и разграничение»? Ваша внутренняя неловкость вас не обманывает. Мы как носители русского языка знаем, что такое «разграничение».

Давайте познакомимся с дифференциацией. Это слово заимствовано из латинского языка (differentia) и переводится как «разность, различие».

Перед нами синонимы. Давайте один из них уберем.

Правильный ответ: дифференциация или разграничение.

Задание 6 № 17054

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.

Здесь нужно вспомнить устойчивые выражения: придавать значение и уделять внимание. И в соответствии заменить. В таких словосочетаниях заменять слова нельзя.

Правильный ответ: придаёт или внимание.

Задание 6 № 13850

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

Фразеологизмы, привет! Звезды с неба хватают. Да-да! Устойчивое выражение, изменять или добавлять, к сожалению, нельзя.

Правильный ответ: хватал.

Интересной вам подготовки вместе с Tutoronline.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пжд 11тс коды ошибок
  • Писатель не столько исправлял типографические ошибки сколько занимался переменою слов или целых фраз
  • Пжд прамотроник 16жд24 ошибки кода
  • Пжд 10тс14 коды ошибок
  • Писатели либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа ошибка