Русский язык,
вопрос задал anfisapriwet175,
6 месяцев назад
Ответы на вопрос
Ответил Helpforour
20
Ответ:
Объяснение:
2 Вопреки прогнозам синоптиков погода была отличная. Вопреки (чему?) Прогноз*ам*
3 При ярком свете солнца стало видно город, лежащий в речкой излучине.( Деепр. Оборот)
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Новые вопросы
Русский язык,
5 месяцев назад
Составьте словосочетания используя глаголы в переносном значении…
История,
5 месяцев назад
Добрий день списать на 10 ето легко а придумать не надо ?
Химия,
6 месяцев назад
Закінчіть рівняння хімічної реакції: Pb + H2SO4 → срочно…
Химия,
6 месяцев назад
Дам 20 баллов
Перед висіванням зернятка томатів дезінфікують 15%-м розчином калій перманганату. Як приготувати 500г такого розчину.
Химия,
6 лет назад
Структурный скелет 2,2-диметил-3-этилгексан…
Химия,
6 лет назад
Структурный скелет 2,2-диметил-3-этилгексан…
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и проч., — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? (Нормы русского языка.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 58.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема урока: Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические .
Совершенствование, расширение и углубление знаний учащихся о культуре речи, о языковой норме и о типах языковых норм.
Ознакомление с двумя уровнями речевой культуры:
1) владение нормами устного и письменного литературного языка;
2) использование выразительных языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Формирование и совершенствование умений видеть нарушение языковой нормы, определять ее тип, исправлять ошибки.
Совершенствование аналитических и коммуникативных навыков учащихся.
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
- Организационный момент.
- Введение в тему. Самоопределение к деятельности
Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание известного лингвиста Л.В. Щербы «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».
Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и проч., — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? (Нормы русского языка.)-
- Актуализация знаний (через проверку дом.задания)
— Что такое «НОРМА» русского языка?
Норма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
— Какие бывают нормы?
Какие нормы отражают следующие правила?
- произношения, ударения, использования интонации;
- употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением;
- образования слов;
- образования форм слов различных частей речи;
- построения словосочетаний и предложений;
- употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации;
- написания слов и форм слов;
- постановки знаков препинания?
- Работа по теме урока.
- Орфоэпическая разминка
Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, озвучение, сливовый.
Проверьте себя. Посчитайте количество ошибок. Оцените себя.
- Первичное закрепление во внешней речи.
Задание: Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).
- Впереди лидирует команда наших спортсменов. ( употребление лишнего слова).
- На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа ( употребление рядом однокоренных слов ).
- Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать
( употребление слова в несвойственном ему значении ).
- Провожая меня, лицо его выражало сожаление. ( Неправильное употребление Д.О.).
- Родители хотели устроить праздник более пышнее. ( Неправильное образование форм прилагательных ).
- Отработка практических умений и навыков
Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.
Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.
Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.
Подойдя к дому, мне стало прохладно.
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.
В конце вечера трибуну представили гостям.
Одень пальто, на улице холодно.
Пушкин был крепко связан узлами с декабристами.
Татьяна любила вставать с зарницей.
День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет
Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.
с обоими медвежатами
удивляться юмором рассказчика
победил вопреки прогнозов
самый высочайший дуб
в двухтысяча двенадцатом году
Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.
- По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.
Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?
1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/
2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка /
3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.
ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.
План-конспект занятия «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки»
План-конспект занятия по теме «Лексические нормы русского языка.Лексические нормы» (раздел «Лексика и фразеология»).
Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки»»
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский аграрный техникум» имени Г.П.Левина
«Лексические нормы русского языка.
преподаватель русского языка
План-конспект учебного занятия
Тема учебного занятия: «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки».
Тип учебного занятия: комбинированный урок (изучение нового материала + повторение и закрепление ранее изученного материала).
Вид учебного занятия: лекция + практикум + игра.
Цель учебного занятия: познакомить обучающихся с лексическими нормами современного русского литературного языка и видами лексических ошибок; обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика и фразеология».
1. Образовательные задачи: формировать знания о лексических нормах современного русского литературного языка и видах лексических ошибок; совершенствовать умение соблюдать лексические нормы в своей речи, замечать ошибки в речи окружающих, исправлять их; обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика и фразеология».
2. Развивающие задачи: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ отдельных языковых единиц; обеспечить условия для развития умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
3. Воспитательные задачи: создать условия, обеспечивающие воспитание интереса, уважения и любви к русскому языку; формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.
Методы обучения: словесный (лекция), практический (метод упражнения), метод игры.
Формы организации учебного занятия: фронтальная, групповая.
Материально-техническое обеспечение: проектор, экран, компьютер с лицензионными программами, доска.
Учебно-методическое обеспечение: календарно-тематический план, план учебного занятия, учебная литература, презентация.
Междисциплинарные связи: связь русского языка с культурой речи и литературой.
Организационный момент (2 мин)
Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (3 мин)
Актуализация знаний (10 мин)
Изучение нового материала (30 мин)
Закрепление нового материала (+ повторение и обобщение ранее изученного материала) (30 мин)
Рефлексия (5 мин)
Домашнее задание (3 мин)
Подведение итогов работы (2 мин)
Организационный момент (2 минуты).
Приветствие, перекличка, проверка готовности обучающихся.
Совместное целеполагание, мотивирование обучающихся (3 минуты).
Преподаватель: тема нашего сегодняшнего урока «Лексические нормы русского языка. Лексические ошибки» (студенты записывают в тетради).
Данное занятие – заключительное в разделе «Лексика и фразеология».
Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Какова цель нашего занятия?
Студенты: целью занятия является знакомство с лексическими нормами русского языка и видами лексических ошибок.
Преподаватель: так как на следующей паре вы будете писать контрольную работу, то сегодня мы также обязательно уделим внимание обобщению и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Лексика и фразеология».
Актуализация знаний (10 минут).
Преподаватель: перед тем, как приступить к изучению нового материала, давайте вспомним материал прошлых занятий. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд (в форме фронтального опроса).
Урок русского языка на тему «Лексические нормы русского языка (9 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План открытого урока
Дата проведения: 9.02.2017 г.
Тема: Лексические нормы русского языка
Цель: создание условий для:
1) повторения и обобщения теоретических знаний по данной теме, закрепления умений, полученных в процессе изучения темы;
2) развития логического мышления и речи учащихся, расширения кругозора;
3) воспитания интереса к русскому языку, желания пополнять свой лексикон.
повторить основные термины и понятия лексики;
усвоить понятие лексических норм;
рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способы их предупреждения;
3. Тип урока: урок обобщения и систематизации.
4. Вид урока: урок-практикум
5. Методы: словесные, наглядные, практические.
выполнение упражнений на предупреждение нарушений лексических норм;
7. Виды контроля: текущий контроль.
8. Формы контроля: устные, практические (устный опрос, письменные упражнения).
9. Наглядные пособия: задания на листах для каждого ученика.
10. Оборудование: доска, тетради, компьютер, проектор, экран, презентация.
11. Форма работы: групповая
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель : Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
-Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева?
Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.
3. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Слов в русском языке много. Хотите, чтобы вас внимательно и с интересом слушали? Для этого нужно, чтобы ваша речь была ясной и выразительной, логически стройной, чистой и живой. А правильность речи — это основа речевой культуры, т.е. умение владеть языковыми нормами. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.
— Что такое языковая норма? (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- — нибудь) Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.
— Что мы понимаем под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)
4. Лексическая разминка (обобщение знаний по теме «Лексика»).
Разгадывание кроссворда (слайды 3-12).
Раздел языкознания, где изучается лексика (лексикология) (слайд 4).
Слова, употребляемые только в данной местности (диалектизмы) (слайд 5).
Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии (профессионализмы) (слайд 6).
Слова, близкие по значению (синонимы) (слайд 7).
Новые слова, появляющиеся в языке (неологизмы) (слайд 8).
Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные) (паронимы) (слайд 9).
Слова, противоположные по значению (антонимы) (слайд 10).
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы) (слайд 11).
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и поговорим о способах их предупреждения.
По ходу работы нами будет заполняться таблица.
5. Работа с таблицей. (слайд 13)
Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов .
— Что такое паронимы?
Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении.
Записывается вид ошибки и пример в таблицу.
Адресант получил письмо на почте .
6. Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках. (слайд 14)
(Отборный, отборочный) тур.
(Зрительные, зрительские) аплодисменты.
(Искусно, искусственно) рисовать.
(Экономика, экономия) времени.
(Одеть, надеть) пальто.
(Красочный, крашеный) пейзаж.
(Звуковой, звучный) голос.
(Глинистый, глиняный) берег.
(Вековые, вечные) ценности.
7. Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов. (слайд 15)
Мы не можем обсуждать героиню за этот поступок.(осуждать)
Сегодня мы обсуждали план работы.
Мы попали в затрудненное положение.(Затруднительное)
Дыхание стало затрудненным.
Песочный пляж простирался на несколько километров.(Песчаный)
Песочные часы используются и сейчас.
8. Работа с таблицей.
Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важное условие правильной речи. Поэтому при выборе слова следует учитывать лексическую сочетаемость. Запишем в таблицу ошибку под №2. (Слайд 16)
Необходимо верить в неминуемую победу (слово неминуемый близко по значению к слову неизбежный , но сочетается с чем-то нежелательным, следовало сказать: верить в неизбежную победу).
Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).
Запомните : иметь значение, играть роль.
9. Задание : Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости. ( слайд 17)
1. Тут он неуклюжим движением руки уронил вазу.(неловким)
2.Я ехал долго, не встречая никаких примет жилья.(признаков)
3.Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.(установить)
4.Эта встреча играла в моей жизни большое значение.(имела)
5.Необходимо много читать, чтобы повышать свой кругозор.(расширять)
10. Задание : Выберите нужное слово. (слайд 18)
11. Работа с таблицей .
Мы используем в своей речи слова иноязычного происхождения. Но употребление этих слов должно быть оправданным. Запомним это и запишем в таблицу новый вид лексической ошибки. (слайд 19)
12. Задание : Подберите русские синонимы к иностранным словам. (слайды 20-25)
Вердикт (решение), пунктуальный (точный), реставрация (восстановление), корректный (тактичный), коммуникабельный (общительный).
Исправьте лексические ошибки. (слайд 26)
Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.(перерыв)
В этом тексте выступления много дефектов .(недостатков)
Мальчик сложил в пенал свои школьные аксессуары .(принадлежности)
13 . Работа с таблицей. (слайд 27)
Она сидела, облокотившись локтями о стол.( Употребление однокоренных слов)
У ворот стоял пожилой старик. (Слово пожилой лишнее по смыслу)
14. Задание. Устраните лексические ошибки. (слайд 28)
1.Мы поражались его поразительной памяти.(употребление рядом стоящих однокоренных слов)
2.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.( обратно- лишнее слово)
3.Я не успел закончить до конца эту работу.( употребление рядом стоящих однокоренных слов)
4.Это очень прекрасный материал для доклада. ( очень- лишнее слово)
5.В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран.( снежный- лишнее слово)
6.Всадники приближались ближе к деревне.( употребление рядом стоящих однокоренных слов)
15. Закрепление изученного материала. «Побудьте редакторами».
Следующим этапом урока предлагается найти лексические ошибки в предложенных примерах (работа в группах).
(дается 5 минут для выполнения задания. Учащиеся комментируют ошибки)
Устраните плеоназмы, тавтологию. (слайд 29)
Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.
Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их. (слайд 30)
1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое
количество нового материала.
4.Множество фактов : климатические и температурные условия, сроки
обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.
5.Между ними установились доверчивые отношения.
Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки.(слайд 31)
« В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка». ( текст об охотнике и барсе)
16. Итоги урока. Рефлексия.
Хочется, чтобы прослушанные сейчас замечательные слова послужили вам
добрым советом (слайд 32)
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И ядом радость отравить.
Им можно лед зимой расплавить,
И камень в крошку превратить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить.
Того, кто слушает тебя. ( В. Солоухин)
Выберите один из предложенных вариантов.
1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).
2. Урок мне показался (коротким / длинным).
3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен).
4. За урок я (устал / не устал).
18. Домашнее задание : записать 5-6 предложений с речевыми ошибками.
источники:
http://multiurok.ru/files/plan-konspekt-zaniatiia-leksicheskie-normy-russkog.html
http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-leksicheskie-normi-russkogo-yazika-klass-1620656.html
Теория к заданию А5 ЕГЭ по русскому языку. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.
Построение сложноподчиненных предложений
Чтобы не ошибиться при выполнении задания, нужно знать типы грамматических ошибок и следующие правила:
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
Ошибки в предложениях с однородными членами |
||
1. Построение предложений с однородными членами, стоящими в разных падежах. |
Во время войны народ надеялся и верил в победу- |
Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им. Сказуемые «надеялся» и «верил» имеют одно зависимое слово «в победу», которое стоит в В.п. Но глагол «надеялся» не может управлять В.п. с предлогом «в» (надеялся (на кого? на что?)…), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант: |
2. Пропуск предлога при однородных членах. |
На земле, воде и воздухе — всюду мы защищены! |
Перед словом «воздухе» необходимо добавить предлог «в», так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант: На земле. воде и в воздухе — всюду мы защищены! |
3. Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. |
В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. |
«Караси, сазаны, лещи» — это вид рыбы, поэтому не могут стоять с этим словом в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи. |
4. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий. |
На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети. |
«Бабушки и дети» — тоже жильцы дома. Правильный вариант: На собрание пришли жильцы дома. |
5. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий. |
Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением. |
«пришел с женой и плохим настроением» — логически несовместимые понятия. Правильный вариант: Иван Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении. |
6. Нарушение однородности понятий. |
Мы любим футбол и стрелять. |
Не могут быть однородными существительное и инфинитив. Правильный вариант: Мы любим футбол и стрельбу. |
7. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов |
Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков. Репин. Айвазовский. |
Все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. В данном предложении обобщающее слово «великих художников» стоит в форме Р.п., а все однородные члены: «Суриков, Репин, Айвазовский» — в форме Им.п. Значит, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского. |
8. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и; не только…, но и…; если не…, то… и др. |
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов. |
Нельзя составлять неправильные пары двойных союзов: части двойного союза как…, так и являются постоянными, поэтому союзы а также в данном предложении употреблены неправильно. Правильный вариант: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов. |
Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. |
При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой — при второй. Правильный вариант: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. |
|
9. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу. |
Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. |
Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя «внести замечание». Правильный вариант: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний. |
Построение предложений с причастным оборотом |
||
1. Разрыв причастного оборота определяемым словом. |
Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. |
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после. Правильный вариант: Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны. |
2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом. |
Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду. |
Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: футболистами (какими?) победившими… Правильный вариант: Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую команду. |
3. Замена страдательных причастий действительными. |
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. |
Действительные причастия на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными причастиями. Правильный вариант: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. |
4. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения. |
Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов. |
Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. Правильный вариант: Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов. |
Построение сложноподчиненных предложений |
||
1. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия. |
Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. |
Неправильный порядок слов: между союзным словом которые и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в той же числовой форме или иное слово. Правильный вариант: Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. |
2. Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части. |
Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии. |
Нарушено согласование: юноши (какие) которые… Правильный вариант: Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии. |
3. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзного слова «кто». |
Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной-. |
Союзное слово «кто» употребляется с глаголами только в форме ед.ч. При этом также следует обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения: Те, …, не могли не любоваться…; тот, … не мог не любоваться и т.п. Правильный вариант: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. |
4. Смешение прямой и косвенной речи. |
Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать. |
Нельзя использовать в придаточной, части косвенной речи местоимений 1-го и 2-го лица. Правильный вариант: Студент грустно сказал, что он еще пока не готов отвечать. |
Нарушение управления при употреблении предлогов |
||
1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки |
Благодаря доктора |
Существительные после предлогов благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в Д.п. Правильный вариант: Благодаря (кому?) докторУ больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписанию. Вопреки (чему?) прогнозУ погода была прекрасной. |
Ошибки в употреблении предлога «по». |
По завершению учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. |
Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо», слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в П.п. (по завершениИ = после завершения учебного года; по приездЕ в санаторий = после приезда в санаторий и т.д.) Правильный вариант: По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. |
Запомните! Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством управляют Р.п.(кого? чего?), а предлоги подобно, наперекор — Д.п. (кому? чему?): Снега не было в продолжение (чего?) месяца. Дом выстроен наподобие (чего?) куба и т.п. |
||
Употребление названий (имен собственных) в предложении |
||
Ошибки в употреблении имен собственных |
В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. |
Названия произведений, картин, музыкальных произведений, фильмов, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное — жанровое обозначение. Правильный вариант: В кинофильме «ВойнА и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. |
Прочие типы ошибок |
||
Неоправданная инверсия. |
Глаза его прикрывали стекла очков. |
Прямой порядок слов в предложении: 1) подлежащее предшествует сказуемому (дождь идет): 2) согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь); 3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба); 4) дополнение стоит после управляющего слова (вымочил листья); 5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льет). Неоправданная перестановка подлежащего и прямого дополнения и т.п. приводит к ошибке. Правильный вариант: Стекла очков прикрывали его глаза |
Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции. |
Ученый оперировал С точными фактами. |
При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Ученый оперировал не С чем?, а чем? Правильный вариант: Ученый оперировал точными фактами. |
Запомните некоторые сочетания слов: скучать (по кому? чему?) – с существительными и личными местоимениями 3-го лица): скучать по нему, по морю, по лету и т.п.; скучать (по ком?) — с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн.ч.: скучать по Вас; скучали по нас; уплатить, заплатить (за что?) уплатить, заплатить за проезд; оплатить (что?) оплатить проезд; уверенность (в чем?) уверенность в победе; вера (во что?) вера в победу |
Синтаксические нормы.
Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений.
Задание: укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Это задание проверяет речевую культуру, владение синтаксическими нормами русского литературного языка.
Наиболее типичные ошибки:
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
Предложения с однородными членами |
||
1. Построение предложения с однородными членами, стоящими в разных падежах |
Во время войны народ надеялся и верил в победу. |
Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им. Сказуемые надеялся и верил имеют одно зависимое слово в победу, которое стоит в вин.п. с предлогом в (надеялся (на кого? На что?…), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант: Во время войны народ надеялся (на кого? На что?) на победу и верил (в кого? Во что?) в нее. |
2. Пропуск предлога при однородных членах. |
На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены! |
Перед словом воздухе нужно добавить предлог в, так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом на. Правильный вариант: На земле, воде и в воздухе – всюду мы защищены! |
3. Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. |
В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. |
«Караси, сазаны, лещи» — это вид рыбы, поэтому не могут стоять в одном ряду однородных членов рядом с этим словом. Правильный ответ: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи. |
4. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий. |
На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети. |
Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Правильный вариант: На собрание пришли жильцы дома. |
5.Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий. |
Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением. |
Пришел с женой и плохим настроением – логически несовместимо. Правильный вариант: Иван Петрович, когда пришел в гости, был в плохом настроении. |
6. Нарушение однородности понятий. |
Мы любим футбол и стрелять. |
Не могут быть однородными существительное и инфинитив. Правильный вариант: Мы любим футбол и стрельбу. |
7. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов. |
Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский. |
Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. Великих художников стоит в форме Род.п., а однороные Сурико, Репин, Айвазовский – в им.п. Правильный вариант: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского. |
8. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и…; не только…, но и …; если не…, то… и др. |
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов. |
Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как.., так и … являются постоянными, поэтому союз а также здесь использовать нельзя. Правильный вариант: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов. |
9. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу. |
Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. |
Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя внести замечание. Правильный вариант: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний. |
Предложения с причастным оборотом |
||
1. Разрыв причастного оборота определяемым словом. |
Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. |
Определяемое слово не может разрывать причастный оборот. Оно может стоять либо до, либо после него. Правильный вариант: Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны. |
2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом. |
Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду. |
Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: футболистами (какими?) победившими.. Правильный вариант: Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую команду. |
3. Замена страдательных причастий действительными. |
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. |
Действительное причастие на –ся следует заменять страдательным, где это возможно. Правильный вариант: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. |
4. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения. |
Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов. |
Не могут выступать в качестве однородных элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. Правильный вариант: Дождь, ливший с утра и напоивший всю землю, очень выручил хлеборобов. |
Сложноподчиненные предложения |
||
1. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия. |
Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. |
Неправильный порядок слов. Непонятно: кто был покрыт пеной (казаки или лошади). Между словом который и существительным, к которому оно относится не должно быть другое сущ. Правильный вариант: Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. |
2. Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части. |
Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии. |
Нарушено согласование: юноши (какие?) которые… Правильный вариант: Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии. |
3. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается со слова кто. |
Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. |
Союзное слово кто употребляется с глаголами только в форме ед.ч. Правильный вариант: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. |
4. Ошибки в построении сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. |
Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году. |
Нарушена норма управления: заметить можно что? Указательное местоимение с предлогом в данном случае употреблено неправильно. Правильный вариант: Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году. |
Запомнить некоторые сочетания слов:
|
||
5. Смешение прямой и косвенной речи. |
Студент сказал, что я еще не готов отвечать. |
Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимение 1-го и 2-го лица. Правильный вариант: Студент сказал, что он еще не готов отвечать. |
Нарушение управления при употреблении предлогов |
||
1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки. |
Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза пошел дождь. |
Существительные после предлогов: благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в форме Д.П.. Правильный вариант: Благодаря доктору, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписанию. Вопреки прогнозу пошел дождь |
2. Ошибки в употреблении предлога ПО |
По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача. |
Правильный вариант: По завершении учебного года мы поедем в Крым. По приезде в санаторий нужно проконсультироваться у врача. |
Запомнить!!!
|
Прочие типы ошибок
1. Ошибки в употреблении имен собственных. |
В фильме «Войне и мире» С.Бондарчу сыграл Пьера Безухова. |
Названия произведений, картин, музыкальных произведений, фильмов, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное – жанровое обозначение. Если это нарицательное существительное отсутствует, то изменяется имя собственное. Правильный вариант: В фильме «Война и мир» С.Бондарчу сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. |
2. Неоправданная инверсия. |
Глаза его прикрывали стекла очков. |
Прямой порядок слов: 1. подлежащее стоит перед сказуемым (дождь идет). 2. согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь). 3. несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба). 4. дополнение стоит после управляющего слова (вымочил листья). 5. обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льет). Неоправданная перестановка подлежащего и прямого дополнения приводит к ошибке. Правильный вариант: Стекла очков прикрывали его глаза. |
3. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции. |
Ученый оперировал с точными фактами. |
Ученый оперировал не с чем? А чем? Правильный вариант: Ученый оперировал точными фактами. |
Согласование сказуемого с подлежащим.
1. При подлежащем, выраженном сочетанием собирательных существительных (ряд,. большинство, меньшинство, часть и т.п.) и существительного в форме родительного падежа множественного числа, сказуемое обычно ставиться в форме мн.ч., если речь идет об одушевленных предметах.
Большинство зрителей радостно приветствовали команду.
И в форме единственного, если подлежащее обозначает неодушевленные предметы:
Ряд новых постановлений вызвал недовольство граждан.
2. Если подлежащее выражено сочетанием количественного числительного или другого четного слова (несколько и т.п.) с существительным в форме р.п., мн.ч., то сказуемое согласуется так же, как с подлежащим – собирательным существительным.
Несколько мальчиков сидели на скамейке и о чем-то спорили.
Пять человек были свидетелями происшедшего.
3. при числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится в форме множественного числа:
Два дерева росли посреди поля. Три корзины с грибами стояли в прихожей.
4. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в форме единственного числа и согласуется в роде:
Найдена в древнем городе тысяча прекрасных скульптур.
5. При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое ставится в форме единственного числа.
Прошло две недели. Десять лет пролетело.
6. при подлежащем включающем слова много, мало, немного, немало, сколько, сказуемое ставится в форму ед.ч.
Сколько идей приходит мне на ум.
Много пловцов участвовало в соревнованиях.
7. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, соединенным только интонацией или связанным посредством соединительного союза, то:
1) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится в форме мн.ч.: Дети и взрослые боролись со стихией.
2) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики.
8. При сочетании в подлежащем двух существительных с предлогом С (типа брат с сестрой) сказуемое ставится в форму мн.ч., если оба предмета или лица являются подлежащими: Андрей с Аней танцевали на выпускном вечере.
И в форму ед.ч., если второй предмет или лицо является дополнением: Мужчина с собакой показался на аллее парка.
9. При существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в форму муж. Рода независимо от пола того лица, о котором идет речь: Фармацевт выписал рецепт. Директор вызвал родителей.
При наличии собственного имени лица, при котором название профессии выступает в роли приложения, сказуемое согласуется с собственным именем:
Фармацевт Смирнова выписала рецепт.