Вам хотя бы раз говорили о том, что на ошибках учатся? Разница лишь в том, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый — на своих. А что будет, если мы вам скажем, что это не совсем правда, и ошибки в целом имеют слабый образовательный потенциал. Разбираемся, что мешает людям учиться на чужих ошибках и как с этим справиться.
Ошибки и мозг
На сегодняшний день проведено множество экспериментов с целью узнать, как происходит обучение на практике. Ученые уже выяснили, что важную роль для формирования знания в долгосрочной памяти играет повторение и награда.
Ученые из Массачусетского Технологического Института так в ходе эксперимента над приматами с применением МРТ выяснили, что наиболее ярким стимулом для обучения была награда за правильный ответ. Когда примат, правильно выполнивший задание от организаторов эксперимента, получал награду, его нейроны (светившиеся во время правильного ответа), продолжали активность еще несколько миллисекунд. Но ведь все время давать правильные ответы невозможно.
Ошибки также заставляют наш мозг работать и обучаться, но процесс этот идет гораздо сложнее и витиеватее. Когда мы совершаем ошибку, если выбрать рациональный сценарий, то мы должны проанализировать весь свой опыт: последствия ошибки, предпосылки, что заставило нас выбрать конечное решение и так далее.
Иногда к ошибкам добавляется еще и эмоциональная составляющая, которая либо помогает нам как следует прочувствовать и закрепить полученный опыт, либо — вовсе вышибает пробки и разносит по кирпичикам все эмоциональное спокойствие — вспомните хотя бы себя во время важных экзаменов и что происходило в это время с вашими знакомыми-отличниками.
И таким образом, анализируя и прорабатывая свой опыт, мы приходим к умозаключениям и логическим цепочкам, которые в конце концов имеют шанс быть запомненными. Если этого не произойдет, велика вероятность, что мы с размаху прыгнем на те же грабли. Но с чужими ошибками все еще сложнее.
Что нам мешает учиться на чужих ошибках?
Любое изучение чужого опыта, даже когда мы получаем его из первых рук, может быть искажено в силу «трудностей перевода». Мы можем изучать ошибки человека, который нам не близок по своему мировоззрению, и это различие может сыграть важную роль в формировании опыта. Например, в школе ребенку-отличнику предлагают «учиться на ошибках», ставя в пример ребенка с более низкой успеваемостью. На примерах работы второго ученика разбираются нерешенные большинством примеры, но отличник, наблюдающий это, скорее всего будет сидеть и думать: «Ну я же не тупой, чтобы так ошибиться».
С похожей мыслью уже в более взрослом возрасте люди слушают истории знакомых, попавших в токсичные отношения или обманутых мошенниками. Отсутствие эмпатии, нежелание признавать, что человек и сам может оказаться в такой же ситуации, совершить ту же ошибку, не дает в полной мере воспринять чужой опыт.
К тому же, человек может совершить системную ошибку выжившего. То есть, изучая только опыт другого человека, как свершившийся факт, вы запомните только один сценарий, и — возможно — будете просто повторять чужие ошибки, вместо того, чтобы избегать их или в крайнем случае совершать свои.
Однако никто не говорит, что чужие ошибки полностью бесполезны. Просто к ним нужен особенный подход.
Во-первых, пересмотрите свое отношение к ошибкам в целом
Как дети строгой системы, в которой ты либо отличник, либо — будущий дворник, мы часто склонны преувеличивать масштабы трагедии, когда речь идет об ошибках. Ко многим из них можно относиться по-философски, как к полезному опыту, будь то опрометчивое желание надеть носки разного цвета или заказать капучино, несмотря на непереносимость лактозы.
Во-вторых, включайте эмпатию
Изучение чужого опыта можно сравнить с чтением книги, если сюжет или переживания главного героя вас не увлекают, то вы не сможете запомнить и — впоследствии — проанализировать его опыт.
В-третьих, мыслите шире рассказанной истории
Одинаковые ошибки могут приводить к различным последствиям, поэтому не ожидайте, что опыт вашего знакомого в точности повторится и у вас. Помните, что одних героев, съевших отравленное яблоко, может спасти поцелуй любви, в то время как другим понадобится активированный уголь.
Ошибки уже давно перестали восприниматься как поражение. Сейчас они выступают возможностью сделать выводы и научиться чему-то новому. Однако, согласитесь, намного лучше учиться на чужих ошибках, не допуская досадных промахов, чем раз за разом наступать на свои старые грабли. Почему же тогда нам очень сложно это делать?
Исследование вопроса
На сегодняшний день ученые провели много экспериментов, чтобы узнать, как происходит обучение на практике. По их мнению, на формирование знаний в долгосрочной памяти очень сильно влияют награда и повторение.
Так, например, исследователи из Массачусетского Технологического Института проводили эксперимент с участием приматов и в ходе него выяснили, что самым ярким стимулом для обучения была награда за верный ответ. Когда примат, который правильно выполнил задание, получал от ученых какой-нибудь приз, активность его нейронов не пропадала еще несколько миллисекунд. Но постоянно давать верные ответы невозможно.
Ошибки тоже заставляют наш мозг работать усерднее, однако этот процесс оказывается более сложным. Согласно расхожему мнению, когда человек ошибается, он должен проанализировать ситуацию и сделать правильные выводы, чтобы в будущем не оступиться.
Эмоциональная составляющая также играет очень важную роль, когда дело касается ошибок. Но здесь возможно два абсолютно противоположных варианта: либо эмоции помогают нам прочувствовать и закрепить полученный опыт, либо полностью разрушают спокойствие, заставляют нервничать и неадекватно реагировать на поражение. Банальный пример — экзамен. Если отличник его завалит, он не станет проводить анализ ситуации, а просто разочаруется в себе или даже станет обвинять всех вокруг.
Другой эксперимент на эту тему провели Лорен Эскрейс-Уинклер и Айелет Фишбах из Школы бизнеса Бута Чикагского университета. Они предложили участникам исследования пройти сложный тест с двумя вариантами ответов. Затем одной половине испытуемых ученые сообщили, на какие вопросы те ответили правильно, а другой — где ошиблись. После повторного теста Эскрейс-Уинклер и Фишбах обнаружили, что участники, получившие положительный отзыв, улучшили свой результат, а люди с негативным фидбэком — ухудшили. Это говорит о том, что человек далеко не всегда способен учиться на своих ошибках.
Пережив неудачу, люди чувствуют себя уязвимыми и уходят в глухую оборону. Они стараются отвлечься, чтобы сохранить остатки самооценки, и в результате плохо воспринимают информацию, на подсознательном уровне отказываясь обучаться. Интересно, что если ошибка ничем не грозит, человек просто ее игнорирует. Например, нет ничего страшного в том, чтобы не ответить на вопрос «Сколько иероглифов в китайском алфавите?», если вы не имеете к этому языку никакого отношения. Но если последствия ошибки слишком велики и их не получается оставить без внимания, приходится извлекать из нее урок.
Анализируя и прорабатывая собственный опыт, мы приходим к логическим умозаключениям, которые в ряде случаев имеют шанс быть запомненными и использованными в будущем. Если этого не произойдет, в скором времени придется встретиться с теми же граблями. А вот с чужими ошибками все гораздо сложнее.
Почему не получается использовать чужой опыт?
Главная помеха заключается в своеобразных «трудностях перевода». Мы можем пытаться научиться на ошибках человека, абсолютно не похожего на нас, с другими привычками, знаниями и мировоззрением, и эти различия сильно влияют на процесс формирования опыта. Например, в школе преподаватель разбирает нерешенные задачи на примере ученика с плохой успеваемостью, предлагая отличнику учиться на его ошибках. Однако вряд ли отличник сможет это делать, ведь для него эти ошибки — глупые.
Примерно в такой же ситуации оказываются взрослые люди, которые слушают истории знакомых, попавших на крючок мошенников или состоящих в токсичных отношениях. Они просто не понимают, как их знакомые могли совершить такие ошибки. Отсутствие сочувствия, нежелание признавать, что подобное может произойти с каждым, мешают в полной мере осознать чужой опыт.
Кроме того, человек может совершить системную ошибку выжившего. Это тип смещения выборки, которая возникает, если в процессе принятия решения люди ориентируются исключительно на примеры «выживших» — тех, кто добился успеха. При этом опыт «погибших» — людей, которые пришли к абсолютно противоположному результату — не учитывается, поскольку данных по ним мало или вовсе нет.
То есть, изучая опыт только одного человека, вы запомните единственный возможный сценарий. Однако это не значит, что неудачи ваших друзей и знакомых не могут быть проанализированы и использованы с умом.
Как учиться на чужих ошибках
Лорен Эскрейс-Уинклер рассказывает, что в одном из исследований участники должны были просматривать ответы других людей на вопросы тестов и получать информацию об их результатах. И это позволило им сделать нужные выводы. Если при мысли о собственных ошибках большинство людей ощущают угрозу своей самооценке и уходят в себя, то чужие неудачи не мешают им анализировать и учиться.
Вот несколько советов, как научиться правильно воспринимать чужой опыт:
• измените свое отношение к ошибкам — когда речь идет о возможных неудачах, мы часто преувеличиваем масштабы трагедии. Плохая оценка не влечет за собой исключение из вуза, а понижение в должности — увольнение. Иногда к ошибкам стоит относиться по-философски, как к полезному опыту. Да, допускать промах — досадно, и, возможно, вас ждет неприятное наказание, однако мир от этого не рухнет. Просто в следующий раз вы пойдете другим путем;
• подключите эмпатию — изучение чужого опыта чем-то похоже на просмотр фильма или чтение книги. Если история главных героев зацепила вас и увлекла настолько, что вы стали воспринимать их переживания как свои собственные, значит, вы сможете проанализировать чужой опыт. Если же вы остались равнодушными, то не сможете усвоить ошибки персонажей;
• мыслите шире рассказанной истории — если разные люди совершают одинаковые ошибки, последствия тоже будут разными. Например, когда ошибку совершает новый сотрудник, который не успел заработать авторитет и проявить себя в качестве хорошего специалиста, его ожидает наказание со стороны руководства. Но если эту же ошибку совершит работник, который работает в компании очень давно и все его знают как грамотного, ответственного и компетентного профессионала, начальство, скорее всего, ограничится замечанием. Поэтому не стоит думать, что опыт вашего знакомого в точности повторится и у вас.
В первую очередь определимся со словом «ошибка» без философского подхода к определению специальных понятий, терминов и дефиниций. Обыденное и житейское понимание слово «ошибка» — это какое-либо неправильное действие человека, сделанное не так, как следовало бы, по мнению самого ошибающегося или окружающих его людей.
А как нужно сделать, кто может точно сказать? Большое значение в судьбе человека играют его мировоззрение, моральные принципы и психологическая природа, которые определяют его взаимодействия с окружающим миром. А как формируются мировоззрение и моральные принципы человека? В большей степени воспитанием, в ходе которого и приобретаются навыки житейской мудрости.
В отличие от врожденных житейских понятий общественного сознания, характер человека, зависимый от смешения четырех типов темперамента (холерического, меланхолического, сангвинического и флегматического) не бывает врожденным, а формируется в процессе обучения и воспитания. Он связан с условиями жизни человека и проявляется в его поступках и действиях.
Как мы знаем, формирование человеческого сознания проходило на всех этапах становления человеческого общества. И на всех этапах развития существовали какие-то правила поведения человека в разных жизненных ситуациях. Появились законы, обуславливающие поведение человека в обществе, описанные в этнографической и религиоведческой литературе.
В системе понятий, определяющих отношения людей, появляются принципы социального поведения в обществе: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй и т. д. Но в каждом обществе наряду с горизонтальными связями существуют вертикальные, которые по национальным или иным признакам напоминают о родовых связях и обычаях в форме разных мифологических сказаний и пословиц.
Но кто может сказать человеку, как правильно поступить, когда сосед ворует, а его никто не наказывает за это; другой прелюбодействует и ведет развратный образ жизни, а ему все сходит с рук. Иное дело у инков, у которых воров практически не было, а супружеская неверность каралась сурово. «Прелюбодея» ждала мучительная и позорная смерть от поражения стрелами. И первую стрелу пускал в детородный орган соблазнителя сам муж-«рогоносец»!
Большинство житейских ошибок связываются с любовью, которая у женщин, по наблюдениям разных психологов, вспыхивает быстро, но так же быстро и гаснет. У мужчин же чем быстрее любовь возникла, тем дольше она продержится. Любовь — как наркотик, и не длится вечно. Эксперты объясняют это биологическими факторами, когда естественные любовные химикалии испаряются после 18 месяцев.
Английский эксперт Сара Литвинофф утверждает, что люди глупеют от любви. В данном случае можно поверить на слово. Практически все без исключения оказывались в ситуации, когда природа требует продолжения рода человеческого, а наука почти откровенно приравнивает состояние влюбленности к легкому сумасшествию.
Геродот, например, рассказал о том, как власть, принадлежавшая ранее дому Гераклидов, перешла к роду Креза. Гераклид Кандавл был очень влюблен в свою жену и, как влюбленный, считал, что обладает самой красивой женщиной на свете. И вот «сдуру» или будучи под любовным влиянием Кандавл похвастался красотой своей жены перед своим телохранителем Гигесом, который увидел ее обнаженной.
И Гигес любовался, как она вошла и сняла одежды. Как ни в чем ни бывало, женщина хранила молчание. Но когда наступил день, она велела своим слугам позвать к ней Гигеса. Гигес пришел и услышал такие слова: «Или ты убьешь Кандавла и, взяв меня в жены, станешь царем лидийцев, или сейчас же умрешь, так как увидел то, что тебе не подобает». Мораль тут, видимо, такова, что полностью раздетой женщину мог видеть только муж. И Гигес овладел царством.
Ошибка ли это? Или специально придуманная история оправдания женской неверности, послужившая своеобразной тропинкой на трон с использованием расположения жены обладателя этого трона? Например, мать первой русской царицы Анны, императрица Феофано, была женой двух византийских императоров — Романа II Молодого (959−963) и Никифора II Фоки (963−969), убитых своими последователями.
Жизнь человека подчинена природным законам, и вне общественного сознания отдельный представитель человечества существовать не может. Поэтому он и должен подчиняться законам общественного самоуправления, положений, включающих и моральные нормы поведения в обществе. Но поведение каждого человека, реагирующего на изменения в быту, будет зависеть от сложившегося характера, когда он пребывает в тоске и печали меланхолика или ревнивой ярости холерика.
В том, что «ошибающихся» людей Бог накажет, мы сами увидеть не можем, а поверить в это сложно, видя, как человек украл миллион, а его никто не преследует. Можно ли воровство в данном случае назвать ошибкой? Расхожая фраза: «Хочу любить и быть любимым». А почему нет, когда никто не любит страдать и один из способов защитить свое сердце от боли — это поступать так, как тебе хочется?
Для того чтобы учиться на чужих ошибках, надо, по крайней мере, признавать и на психологическом уровне осознавать наличие каких-то существующих правил, которые нарушаются. Но как может осознать человек, ошибается сосед или нет, когда он не признает или не осознает, в силу своего воспитания, каких-либо правил. Может быть, тот живет по другим законам и правила у него другие.
И выходит так, что учиться человек может только на своих ошибках, получив негативные последствия. Когда он осознает объективную реальность и будет думать, что это конкретное его действие, поддающееся измерению, послужило причиной для изменений в состоянии жизни.
Для того чтобы поймать мышь, надо думать, как она. В каких углах наиболее безопасно? Чем вкусным перекусить? Где расположить своё гнездо? Пожалуй то же самое происходит с нами, при чтении автобиографии знаменитости. Вдохновляемся и черпаем знания, которые пригодятся в будущем. Пытаемся поймать причину успеха. Важно отметить, что к такому роду литературы просто необходимо подходить с особым вниманием. Ведь там так много и искренне описаны успехи и достижения, но редкий читатель обращает внимание на те трудности и ошибки, с которыми столкнулся герой. Очень жаль, ведь ошибки — главный секрет личностного роста, а вследствии и успеха. Ниже приведены примеры и аргументы почему нужно учиться на чужих ошибках.
Для примера можно привести пилота самолета. Только представьте, что он не учился бы на чужих ошибках, а только на своих. Раз — не справился с управлением, два — не справился с управлением и только на третий раз понял в чем же была его ошибка. Нет, так не работает. Страшно представить к чему бы это привело. Если рассмотреть простые бытовые ситуации, то к примеру можно отнести стирку. Все знают, что красное с белым не стирают, а портить вещи, ради собственного опыта, совсем не хочется.
Важно соблюдать золотую середину и не бросаться в другую крайность. Надо полагаться полностью на себя и нести всю ответственность. Например, пришла к вам знакомая с новостью о том, что в соседнем магазине просроченные товары на полках стоят. Всё может быть иначе, соседка не на ту дату посмотрела, при маркировке ошибку допустили или товар стоял уже списанный, а женщина всё перепутала. Если в своей жизни правильно соблюсти баланс, то жизненные преграды будут преодолеваться с легкостью.
Содержание
- Как учиться на чужих ошибках?
- Продолжать путь великих людей
- Меньше слов
- Не бойтесь ошибок
- Послесловие
Как учиться на чужих ошибках?
Продолжать путь великих людей
Мудрецы, ученые, философы оставили после себя много значимых открытий, которые помогают нам сегодня сосуществовать. Многие люди допускают одну и ту же ошибку. Они пытаются «создать велосипед», а стоит только внимательно изучить уже пройденный путь и обратить внимание на ошибки, которые уже были сделаны. Неважно какая у вас сфера деятельности, кто-то однозначно уже был на этом пути.
Меньше слов
Человек встает на путь саморазвития только тогда, когда начинает слушать. Все мы способны слышать и слушать. Собирать необходимую информацию, а далее анализировать и получать знания об ошибках и опыте других. Но наше эго любит говорить только о своих делах и о том, что нам важно и интересно. Данный факт не так плох, если научиться направляет его в нужное русло. Достаточно просто научиться слушать и поддерживать разговор. Тогда всю необходимую информацию вы сможете получать, не прилагая особых усилий.
Не бойтесь ошибок
Хочется еще раз повторить, что ошибки каждого делают сильнее и опытнее. Это главный процесс развития. Как только вы начнете разочаровываться в себе, то вспоминайте младенца, который неуклюже делает свои первые шаги. Если фокусировать своё внимание и бить прямо в цель, то в конечном итоге вы дойдете до «вершины». В моменты провалов, делайте выводы и ищите возможности решения проблем. Чаще всего, как таковых проблем и нет, а они придуманы нашим воображением.
Послесловие
Держитесь золотой середины. Доверяйте своему внутреннему голосу и изучайте труды людей, которые уже чего-то достигли на намеченном пути. Помните, что ошибки — это полезно, но до той степени, пока они не начнут повторяться.