Почему ошибки это хорошо

Не верьте, если вам говорят, будто жизнь состоит из взлётов и падений. Нет, она состоит из побед (маленьких и больших) и важных открытий. Потому что вы либо выигрываете, либо учитесь. Сам по себе успех — плохой учитель. А вот ошибки способны вмиг изменить ваше мировоззрение и отношение к происходящему. И вот почему.

Не верьте, если вам говорят, будто жизнь состоит из взлётов и падений. Нет, она состоит из побед (маленьких и больших) и важных открытий. Потому что вы либо выигрываете, либо учитесь. Сам по себе успех — плохой учитель. А вот ошибки способны вмиг изменить ваше мировоззрение и отношение к происходящему. И вот почему.

Ошибки — лучшая школа жизни

Подумайте о важных жизненных уроках, которые вы уже успели получить. Кто был вашим «учителем»? Комфорт? Благополучие? Рассудительность? Увы (хотя на самом деле — к счастью), вы учились на ошибках. Необдуманные поступки, искренние заблуждения, поспешные решения, излишняя доверчивость — вот что сформировало вас и ваше мировоззрение. Каждый шрам — это вывод и рефлексия. Каждый промах — анализ и поиск альтернативы. Человек, который единожды обжёгся на чём-то, в следующий раз действует осторожнее и предусмотрительнее.

А ещё ошибки — это отличный способ самопознания. Неудавшиеся отношения помогают понять, с кем вы на самом деле хотите быть рядом, провал на работе — чем вы действительно хотите заниматься, предательство близкого — какими качествами должен обладать человек, чтобы быть вашим другом. Кроме того, благодаря ошибкам, совершённым в прошлом, вы начинаете ценить то хорошее, что есть в настоящем. Ведь вы уже знаете, как иногда бывает.

6 причин, почему ошибаться на самом деле хорошо. Изображение номер 1

Фото: shutterstock.com

Ошибки — это показатель движения вперёд

Если вы сидите на диване, едите чипсы и смотрите телевизор, то, вероятно, вы не будете переживать из-за ошибок. Вы слишком «заняты», чтобы их совершать. Но это ненадолго. А именно до того момента, пока вы не состаритесь и не осознаете: бездействие оказалось гораздо хуже тех гипотетических провалов, которых вы всеми силами старалась избежать. Ведь жизнь прошла мимо вас.

А чего хотите вы? Выступать на сцене или быть зрителем на галёрке? Только учтите, спектакль, заявленный под названием «Жизнь», длится не так долго. И антракта в нём, увы, нет — сразу финал, поклон и кулисы.

6 причин, почему ошибаться на самом деле хорошо. Изображение номер 2

Фото: shutterstock.com

Ошибки делают вас умнее

Согласно статье, опубликованной на сайте Association for Psychological Science, люди, нацеленные на личностный рост и убеждённые в том, что интеллект развивается исключительно посредством усилий и умственной работе, рассматривают свои ошибки как возможность учиться и становиться умнее. Их оппоненты — те, кто считает интеллект некой постоянной величиной — напротив, порицают ошибки. Для них промахи — это главный признак того, что выбранный путь неправильный.

А на чьей стороне вы? На стороне развития или стагнации?

6 причин, почему ошибаться на самом деле хорошо. Изображение номер 3

Фото: shutterstock.com

Ошибки в большинстве случаев исправимы

Ошибки на самом деле не так страшны и не так опасны, как вы о них думаете. Кроме того, вы тоже не так уязвимы, как вам кажется. Резкие высказывания, о которых вы сожалеете, или поспешные решения часто могут быть «исправлены» честным разговором или извинениями.

Провальная попытка найти новую работу может быть «компенсирована» подработкой на стороне, а опрометчиво купленную вещь часто можно вернуть. В любом случае ваши представления о последствиях, которые угрожают вам в случае промаха, гораздо мрачнее реальности. Нет безвыходных ситуаций — и ваши ошибки тому доказательство.

6 причин, почему ошибаться на самом деле хорошо. Изображение номер 4

Фото: shutterstock.com

Ошибки делают вас интереснее

Представьте свою жизнь как автобиографическую книгу — что это будет за книга? Увлекательные мемуары или нудная инструкция о том, как прожить жизнь, избежав проблем и трудностей?

Будь то Стив Джобс, Марк Цукерберг, Генри Форд — биографии великих людей самый яркий пример того, что нельзя сделать что-то по-настоящему стоящее, ни разу не оступившись. Разница лишь в том, что одни посыпают голову пеплом и уходят в сторону, а другие — посыпают голову пеплом, делают выводы и продолжают идти вперёд.

6 причин, почему ошибаться на самом деле хорошо. Изображение номер 5

Фото: shutterstock.com

Ошибки учат сочувствию

Ошибаются все — в этом правиле нет исключений. А раз так, то в следующий раз, когда ваш коллега, друг или клиент допустит оплошность, вы будете добрее и менее категоричны. Ведь с вами тоже такое бывает. Ведь вы тоже иногда оступаетесь. Ошибки — это не повод ни для самобичевания, ни для травли. Напротив, они стимул для активной работы и движения вперёд. В конце концов, все мы просто люди, которые изо всех сил стараются прожить свою жизнь счастливо.

Бесспорно, ошибки открывают глаза, расширяют горизонты и создают варианты. Они говорят — всё может быть иначе. Так, промах в долгосрочной перспективе может оказаться стопроцентным попаданием в яблочко. Правда, в этой долгосрочной перспективе вы будете уже умнее и опытнее.

6 причин, почему ошибаться на самом деле хорошо. Изображение номер 6

Фото: shutterstock.com

Подпишись на The Challenger!

Эксперты онлайн-школы английского языка EnglishDom объясняют, как извлекать пользу из ошибок

https://gbcdn.mrgcdn.ru/uploads/post/2598/og_image/7350ee4fcc580d177a0e76a6734c9af9.png

Ошибки — это нормально или плохо? Большинство школьников и студентов считают, что плохо. И что от них нужно избавляться как можно быстрее. А ещё лучше — не ошибаться вообще никогда. 

Но не все думают так же. Инвестиционные ангелы часто обращают внимание на проекты, у авторов которых есть опыт провалов. Суть в том, что стартапер, который детально проработал свои ошибки, точно не допустит их в будущем. А значит, у проекта больше шансов на успех.

Ошибка — это не проблема, от которой нужно поскорее избавиться. Это ресурс, который при правильном подходе помогает совершенствоваться. И его нужно использовать на полную мощность. В этой статье эксперты онлайн-школы английского языка EnglishDom расскажут, как это сделать.

Психология ошибки: почему «красная паста» не работает

Бояться ошибок нас учат ещё в школе. Когда учитель правит домашнее задание красной пастой, отмечая ошибки и неточности, но при этом вообще никак не поощряет за правильные варианты.

Так закрепляется подсознательный паттерн, что ошибки — это очень плохо, а избегать их — правильно. Чтобы в тетради не было начёркано красным. К сожалению, это так не работает.

«Красная паста» заставляет человека зацикливаться на своих ошибках. Закреплять в памяти множество неверных вариантов вместо того, чтобы выучить правильный. 

Это порождает целый ряд сложностей:

  • Из-за чрезмерной концентрации на ошибках человек склонен преуменьшать собственные успехи. Это приводит к падению мотивации и отбивает интерес к учёбе в целом. Появляются мысли, что «нет способностей», «не дано» или «для этого нужен талант».

  • Мозг всеми силами старается избежать повторной ошибки, поэтому пытается запомнить все варианты, которые были неправильными. Вот только их может быть огромное множество для одной ситуации, и это перенапрягает наш мозг. А если ошибка закрепляется сильнее, чем правильный вариант, то память может сильно сбоить, так как не может точно определить, что верно, а что нет.

  • Эффект «красной пасты» легко экстраполировать на другие активности. Появляется ступор перед ошибками и желание ничего не делать, чтобы не ошибаться — это называется парадоксом перфекционизма. Подобный эскапизм может в дальнейшем проявляться и в повседневной жизни, ведь проще убежать от решений, чем снова ошибиться.

Корень проблемы — в отношении к ошибкам. Если воспринимать их негативно, то они будут давить на сознание. Страх ошибки — одна из самых серьёзных проблем в психологии человека, и от него очень сложно избавиться. 

4 шага, чтобы превратить ошибки в победы 

Ошибки — это мощный инструмент, который открывает новые грани учебного процесса. 

Изменить то, как мы их воспринимаем, не так уж сложно. Ниже вы найдёте схему из четырёх шагов, которая поможет учиться на своих ошибках. Её можно использовать не только в учебных модулях, но и в повседневной жизни.

Шаг 1. Осознайте, что ошибка — это нормально и её можно использовать

Рассмотрим на примере иностранных языков. Это настолько комплексные и сложные системы, что изучить их без ошибок невозможно. Не сложно, а именно невозможно.

Человеческий мозг не в состоянии обрабатывать всю информацию, которая в него поступает, со 100%-ной точностью. Ведь ошибки допускают даже люди с эйдетической памятью, которые помнят абсолютно всё. Да что уж там, даже суперкомпьютеры с немыслимыми вычислительными мощностями тоже иногда ошибаются.

Группа психологов из Малайзии исследовала 42 студентов, которые изучали английский язык. Учёные провели 126 контрольных диалогов и нашли 779 типичных ошибок в устной речи испытуемых. В среднем 6 ошибок на небольшой отрывок речи. Среди участников не было ни одного человека, который бы вовсе не допустил ошибок. Ни одного. Это с учётом, что у некоторых был уровень английского Fluent.

Даже носители языка не знают английский идеально. Более того, многие среднестатистические американцы знают грамматику и нюансы языка даже хуже, чем обычный студент с уровнем Advanced. А если ошибок нельзя избежать, то их нужно правильно прорабатывать.

Шаг 2. Глубоко анализируйте ошибки

Нельзя просто исправить ошибку и сделать вид, что её никогда не было. Такая тактика не принесёт пользы, и вы будете повторять её снова и снова. Особенно глубоко нужно работать с типичными ошибками, когда они возникают далеко не в первый раз. Ведь это уже означает, что паттерн закрепился в памяти. И если ничего с ним не делать, то избавиться от проблемы не получится.

Для начала необходимо найти глубинную причину. Не анализировать каждую ошибку отдельно, а выяснить, почему они случаются.

В контексте изучения любой дисциплины причины могут быть такими:

  • Вы слабо поняли тему. К примеру, пропустили объяснение и стабильно делаете ошибки, потому что недопоняли тему или не получили конкретных знаний.

  • Применяете аналогии там, где это нельзя делать. Чёткие формулы хороши в аналитике, но при создании рекламных креативов они не работают.

  • Используете неверные смыслы и контекст. К примеру, без анализа целевой аудитории крайне сложно попасть в реальную потребность клиента. А без этого не получится её удовлетворить и продать продукт.

Исследователи из университета Аугсбурга создали алгоритм исправления ошибок, основанный на особенностях человеческой психики. Подробное описание есть в статье, а здесь мы приведём только схему:

Проводить подобный анализ можно самостоятельно, оценивая собственные ошибки. Но лучше, если это сделает преподаватель или искусственный интеллект.

На EdTech-платформах это уже автоматизировано. К примеру, в цифровом учебнике EnglishDom информация обо всех ошибках фиксируется в системе. У вас есть подробный отчёт по каждому домашнему заданию: сколько раз вы ошиблись в конкретном слове, в каких предложениях были сложности с грамматикой. А затем все эти ситуации подробно прорабатываются с преподавателем, выясняются их причины и составляется план, чтобы эффективно учиться на ошибках. 

В 2016 году американские учёные опубликовали интересное исследование мотивации студентов, которые изучают естественные науки. И оказалось, что студенты, которые узнавали не только об успехах известных учёных, но и об их провалах, были куда сильнее мотивированы к учёбе и научным достижениям, чем те, которые знали только об открытиях и прорывах.

Шаг 3. Исправьте ошибку и закрепите правильный вариант

Зубрёжка — не лучший вариант для исправления ошибок. Она работает, но невероятно затратна по внутренним ресурсам. 

  • Во-первых, вы силой пытаетесь вложить в мозг информацию. На это тратится много энергии и времени. При этом совсем не факт, что данные попадут в долговременную память. 

  • Во-вторых, даже если вы успешно выучили правильный ответ, здесь начинаются проблемы. Потому что в долговременную память попадают противоречивые варианты, которые мозг считает истинными. А из-за того, что они конфликтуют, память будет постоянно сбоить.

Исправить ошибку поможет только большой объём разнообразной практики. Именно такой, чтобы воссоздавать сценарий с разных сторон и выбирать правильный вариант ответа. 

Если же ошибка закрепилась глубоко в памяти и её не получается искоренить даже практическим путём, можно использовать «легальный хак» мозга — мнемонику. Это простые для запоминания фразы или утверждения, которые помогают мозгу «вспомнить» правильный вариант. Вот известная мнемоника, которую знает каждый. Запомнить цвета радуги в правильном порядке помогает фраза: 

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан

Первые буквы слов напоминают, в каком порядке следуют цвета. Нужно один раз запомнить звучную фразу, и всё — здесь вы уже не ошибётесь никогда. Мозг вспомнит «подсказку» и выдаст правильный вариант, не тратя кучу энергии на судорожный поиск ответа.

Шаг 4. Осознайте, что ошибки больше нет

Важнейший этап, который многие игнорируют. Мало избавиться от ошибки, закрепив правильный вариант. Важно ещё и осознать, что вы это сделали. Если нет осознания, то мозг продолжает считать задачу незавершённой. Это как квест в компьютерной игре, который вы закончили ещё 100 часов назад, но забыли закрыть.

И здесь есть ещё один важный момент, который обычно встречается после «закрытия квеста», — поощрение. Именно оно превращает рутинную работу над ошибками, которую мы дружно ненавидели в школах, в мощный инструмент саморазвития. Поощрение может быть очень разным.

Можно поощрять и мотивировать себя самостоятельно. К примеру, разобрались с ошибкой — побаловали себя чем-нибудь приятным. Но такой способ субъективен. Человек склонен преуменьшать свои достижения, поэтому объективно оценить успехи и размеры поощрения крайне сложно. Психологи рекомендуют сохранять стимул-поощрение даже в случае неудач. Нужно стимулировать свой интерес к обучению и вдохновлять себя на свершения, а не наказывать за ошибки.

Но лучше всего, если прогресс отслеживает сама система. В таком случае человек получает максимально объективные данные и оценку. 

Реализация системы может быть разной: 

  • строка прогресса и получения очков опыта, как в играх;

  • турнирная таблица и сравнение с другими учащимися;

  • ачивки и значки за достижения;

  • а некоторые обучающие программы дают вполне реальные скидки на свои платные пакеты или даже бесплатный премиальный доступ. 

Ошибки и косяки нужно использовать. Ведь если бояться их или игнорировать, то теряется мощный механизм для совершенствования. Правильно говорят: «Не можешь бороться — возглавь». Если ошибок не избежать, то нужно выжать из них максимум пользы, и эти четыре простых шага вам помогут. Пользуйтесь.

ГлавнаяЖурнал5 причин не бояться ошибок

5 причин не бояться ошибок

Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать — почти всегда значит ошибаться.

Пауло Коэльо

Несмотря на то, что все мы совершенно разные, нас кое-что объединяет. Это страх совершить ошибку. Будь то экзамен, рабочий момент или вопрос, напрямую не связанный с интеллектуальной деятельностью, например, подбор гардероба — всё это ситуации, в которых многие из нас могут столкнуться с ощущением страха и беспокойства. Изучение иностранного языка не исключение. Более того, в этом процессе ошибки неизбежны.

Сегодня я хотела бы рассказать о том, почему ошибок не только не нужно бояться, но и стоит их даже полюбить.

Итак, почему ошибки — это хорошо?

Рост

Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Тот, кто никогда не ошибался, никогда и не испытывал ничего нового». Вы растете, только если сталкиваетесь с трудностями, совершаете ошибки, а затем эти трудности преодолеваете. Иначе вы неизбежно остаётесь в зоне комфорта, иными словами — в уютном родном болотце — и останавливаетесь в развитии.

Взросление

Взросление — это нечто схожее с ростом, потому что человек, который занимается своим развитием, принимает ошибки и двигается дальше. Таким образом, он растёт не только профессионально, но и личностно, выходит из позиции обиженного дитя («Ну почему я опять всё делаю не так? Обидно»), взрослеет и выходит на новый уровень. Кажется, что такой человек приобретает и большее уважение окружающих.

Прокачка мозга

Американский психолог Ханс Шредер в ходе одного из своих экспериментов доказал: наш мозг начинает работать активнее, а информация лучше усваивается, когда мы признаём свои неудачи. Для эксперимента он предложил 123 первоклассникам сыграть в компьютерную игру. Во время игры детей трижды поджидала провокация, которая могла привести к одной и той же ошибке. Интересно, что во время эксперимента некоторые дети, которые уже однажды столкнулись с этой ошибкой во время игры, гораздо дольше думали перед принятием решения о следующем ходе, что означает, что их мозг анализировал и учился.

Именно поэтому ошибки — обязательная часть образовательного процесса. Ошибки продуктивны.

Новые навыки

Как только мы начинаем анализировать причины ошибок, мы расширяем багаж знаний и приобретаем новые навыки. Как учится ребёнок? Бросать стеклянные предметы на пол нельзя — они разобьются. Если прыгать по лужам, можно промокнуть и замерзнуть. Но никакие уговоры не убедят его в том, что он может выяснить только опытным путём: вероятно, не надо было бросать стакан, а лужу нужно было обойти стороной.

Вот так методом проб и ошибок мы приобретаем новые навыки.

Эмоциональный интеллект

Лучше позволить себе не стесняться своих естественных эмоций. В осознании собственного несовершенства скрыт большой потенциал. Бережное и сочувственное отношение к своим неудачам мотивирует человека гораздо лучше, чем постоянная самокритика. Дайте волю здоровой жалости, позвольте себе немного погоревать, не бросаясь в тот же миг на амбразуру, чтобы все исправить, и тогда вы свернёте горы. Подробнее о типах интеллекта читайте в статье.

В мире нет ничего совершенно ошибочного — даже сломанные часы дважды в сутки показывают точное время.

Пауло Коэльо

Подумайте, какие еще уроки вы можете извлечь из своих ошибок. Может быть, они дают вам гораздо больше, чем вы предполагаете?

Читайте также в Журнале Английской школы

Обновлено: 15 февраля 2022 года

Перевод статьи
«What is the importance of committing mistakes?».

Почему важно совершать ошибки

Все люди разные и каждый человек по-своему уникален. Это хорошо известный факт. Тем не менее, несмотря на всю нашу уникальность, у нас есть и нечто общее, а именно – присущее нам «умение» совершать ошибки.

В этом плане мы отличаемся друг от
друга только тем, как справляемся с
этими ошибками и какие уроки извлекаем
из них.

В этой статье я хочу рассказать,
насколько важно (и даже критически
важно) для человека совершать ошибки и
преодолевать возникшие трудности.

Совершать ошибки это нормально

Если вы только начали свой трудовой
путь, или, например, запустили новый
проект, вы, вероятно, будете неугомонны,
вас будут терзать сомнения, возможно,
вы даже ночами не будете спать из-за
этого.

Этот путь к успеху неверен, и вам
следует притормозить.

Не стоит так сильно переживать. Хотя
некоторое волнение вполне естественно,
не дайте ему привести вас к чувству
разочарования, потерянности и к стрессу.
Вам нужно осознать, что допускать ошибки
вполне нормально.

Все успешные и влиятельные люди, как
сегодня, так и в прошлом, тоже совершали
ошибки и таким образом многому научились.
Помните, что вы не исключение в этом
плане.

Альберт Эйнштейн когда-то сказал:
«Тот, кто никогда не ошибался, никогда
и не испытывал ничего нового». Вы растете
только путем совершения ошибок и
извлечения уроков из этого.

Превращайте ошибки в
поучительный опыт

Важно то, как вы относитесь к совершенным
вами ошибкам.

Можно сидеть и рыдать, спрашивая себя,
как же вы могли допустить такую ошибку,
как это вообще могло с вами случиться.
А можно принять эту ситуацию и отнестись
к ней, как к поучительному опыту, из
которого можно извлечь полезные уроки
и двигаться дальше, на новый уровень.

Выбор за вами.

Принятие это ключ

Важно признавать свои ошибки

Многие из вас могли слышать, что
принятие или признание своих ошибок
делает нас лучшими людьми.

Та личность, которой мы являемся
сегодня, сложилась благодаря тому, что
мы учились на своих ошибках и
совершенствовались в том, чем занимаемся.
Если бы мы концентрировались на своем
эго и отказывались признавать, что можем
ошибаться, мы бы остановились в своем
профессиональном росте.

Поэтому, оступившись, нам стоит
отставить в сторону свою гордость,
набраться храбрости, собраться с силами
и принять факт совершения ошибки,
извлекая при этом полезные уроки. Только
таким образом мы будем расти и развиваться
как профессионалы.

Это может быть сложно, но если вы
сумеете посмеяться над совершенными
вами ошибками вместо того чтобы упираться,
спорить и задаваться вопросом, как вы
могли такое вытворить, вы в конечном
итоге только выиграете от этого.

Принимаем на себя ответственность
и двигаемся дальше

Человек, который занимается своим
развитием, принимает свои ошибки, берет
на себя ответственность за провалы и
двигается дальше. Такой человек не
только быстрее растет. Он приобретает
большее уважение окружающих.

Главное, что нам нужно осознать, это
что все люди ошибаются и будут ошибаться.
Но при этом важно отставлять в сторону
свое эго, признавать эти ошибки и
двигаться по жизни дальше.

А теперь вопрос к вам: из какой своей ошибки вы извлекли самый важный урок? Поделитесь своей историей в комментариях!


Возможно, вас заинтересуют наши материалы, так или иначе затрагивающие тему ошибок:

  • Распространенные ошибки, приводящие к неубиваемым багам
  • Логические ошибки: основные беды начинающих программистов
  • Типичные ошибки джуниора при самообучении и трудоустройстве
  • Ошибки при работе по Scrum и как их исправить
  • Как искать и исправлять ошибки в коде
  • Фриланс: основные ошибки и как их избежать

10 фактов, почему делать ошибки — это хорошо!
Всем известно – не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Ошибки – это нормально, это необходимость, их делают ВСЕ! Но очень важно — делать выводы из своих ошибок. 
Конечно, есть сферы, где от действий человека зависят здоровье или жизнь, но мы не будем их затрагивать, это итак ясно-понятно.
1. Ошибки — это обязательная часть роста и развития, способ самопознания и показатель движения вперёд.
2. Ошибки открывают глаза, расширяют горизонты, создают варианты, дарят новые источники вдохновения, дают возможность узнавать этот мир по-новому.

3. Ошибки лучше всего могут чему-то научить, позволяют накапливать полезный опыт и новые знания. Они делают людей более интересными, ведь чем у человека больше разного опыта, тем с ним интереснее.
4. Ошибки улучшают мозговую деятельность, прокачивают стратегическое мышление, тренируют память и критическое мышление.
5. Ошибки учат сочувствию и доброте к людям. Когда человек осознает, что ВСЕ совершают ошибки, он становится более снисходительным и лояльным к окружающим.
6. Многие изобретения и великие открытия человечества были сделаны благодаря ошибкам (Колумб открыл Америку, пенициллин, микроволновое излучение, пластик, кока-кола, кукурузные хлопья, наркоз, картофельные чипсы, суперклей, ботокс и многое другое).
7. Вы никогда не проигрываете. Потому что вы либо выигрываете, либо учитесь. Если в результате ошибки вы чему-то научились — это уже не ошибка, а тренировка!

8. Новая тенденция на рынке труда — человек с неудачными проектами становится более ценным для будущего работодателя, тк он знает как выходить из сложных кризисных ситуаций. Этот тренд пошел из Силиконовой долины, которая показывает миру огромное количество успешных проектов и транслирует, что не все стартапы выстреливают.
9. Умение лояльно относится к ошибкам окружающих – это тот софт-скилл, который в сегодняшних реалиях крайне важен для карьеры, более того, становится важнее гениальности. Современные компании прощаются даже с мега эффективными управленцами, если они не обладают гибкостью и проявляют токсичность.
10. Всем нам платят за опыт. И чем больше ошибок и сделанных из них правильных выводов, тем стоимость наших услуг будет выше котироваться, потому что не «наломав дров» мы не будем профи в своем деле.

Благодаря ошибкам мы начинаем ценить то хорошее, что есть в настоящем!
Поэтому, друзья мои, делайте ошибки с радостью, учитесь на них, стройте лестницы к своему счастью и успеху из кирпичиков своего опыта.
И мы тоже пошли делать свои собственные ошибки. И если вы заметили в этой статье ошибку, напишите нам, и мы исправимся.

Автор:

Свежие записи
  • Дополнительное стоматологическое страхование Zahnzusatzversicherung
  • Расторжение договора: Kündigung или Widerruf. Отличия
  • Скидки на немецких железных дорогах
  • Страхование животных в Германии
  • Финансовый консультант — кто это? и кто я?

Со школьных времен многие верят установке «Ошибка — это плохо». Однако именно их исправление способствует развитию. Особую роль в этом процессе играет наставник — он, не давая готовых ответов и указывая направление, позволяет ученику самостоятельно решить проблему. Т&Р вместе с сервисом онлайн-образования Яндекс.Практикум рассказывают, почему ошибка — не демотивирующий барьер, а сигнал для изменений, и объясняют, как правильно работать над ошибками в обучении, чтобы впоследствии не совершать их на работе.

Как наставник помогает исправить ошибки

В своем исследовании Learning from Errors профессор департамента психологии Колумбийского университета в Нью-Йорке Джаннет Меткал утверждает, что студентам и их преподавателям важно концентрироваться на ошибках, разбирать в процессе работы и не игнорировать их. Однако эффект напрямую зависит от того, как именно преподаватель дает обратную связь. Недостаточно просто отметить, что ученик был неправ, и заменить его ответ на верный. Меткал также проанализировала, в какой именно момент наставник должен указать на ошибку. Вместе с другими психологами Джаннет провела эксперимент, в ходе которого сравнивала состояние студентов, получивших фидбэк в момент совершения ошибки, и тех, кому сообщили об этом спустя время — вплоть до недели. Исследование показало, что студенты и учащиеся старших классов одинаково хорошо справлялись с немедленной и отсроченной обратной связью, тогда как дети помладше — ученики начальных классов — «впитывали« лучше, когда обратная связь была отложенной.

Огромную роль как в исправлении ошибок, так и в процессе обучения в целом играет наставник. Сократ считал, что главная задача учителя — пробудить мощные душевные силы ученика, Платон — что наставники получают власть над умами тех, кого обучают. Ментор, ответственный за своего ученика, должен направлять и пробуждать в нем интерес к обучению в том числе и во время исправления ошибок.

Наставник стремится решить две задачи: не только указать на ошибку студента и привести его к верному ответу, но и сформировать здоровое отношение к подобным неудачам

Страх ошибиться может замедлить процесс обучения, так как он демотивирует. Задача наставника — донести до студента, что ошибки — естественная часть обучения (и жизни), которые необходимо осмыслять, прорабатывать и исправлять.

Психолог из пенсильванского университета Carnegie Mellon Роберт Сиглер, специалист по обучению детей математике, предложил эффективный способ корректирования ошибок. По мнению Сиглера, следует попросить ученика объяснить, как он пришел к этому ответу — неважно, правильному или нет. Такой подход эффективен, потому что в процессе разбора можно сразу избавляться от неправильных идей. Часто ошибки, которые допускают студенты, занимающиеся точными науками, имеют глубокие корни, поэтому важно «найти источник заблуждения, избавиться от него и поощрить правильную концепцию».

Аналогичную стратегию разработали в Яндекс.Практикуме. Логика курса строится следующим образом: первая часть двухнедельного спринта отводится на изучение теории, вторая — на самостоятельный проект. Студент сдает его, получает от код-ревьюера фидбэк, исправляет ошибки и снова отправляет на проверку. Так происходит до тех пор, пока не будут исправлены все критические ошибки. Наставник на всем пути поддерживает, помогает разобраться в теории и направляет. Влад Кяуне, методист веб-факультета в Яндекс.Практикуме, рассказал, по какому принципу у их студентов происходит работа над ошибками:

«Наставник в Яндекс.Практикуме никогда вам не даст такой ответ, который вы можете просто взять, не задумываясь вставить и все заработает. Мы поддерживаем студента морально и помогаем правильно сформулировать свой запрос. После того как вопрос сформулирован, наставник направляет студента, чтобы тот сам смог найти ответ, испытать заслуженное чувство победы и лучше прочувствовать, в чем была проблема. Если резюмировать, наставник делает две вещи: он учит вас правильно формулировать запрос и наталкивает на путь, в конце которого вы сможете найти ответ»

Хотя методы обучения, которые основаны на разборе ошибок, на первый взгляд усложняют образовательный процесс, именно они по итогу оказываются самыми мотивирующими для студентов. Такой подход развивает у ученика навык метапознания (способность думать о своем мышлении) и повышает самоэффективность (веру в реализацию поставленной задачи).

«Если абстрагироваться от эмоций, то ошибки — это такие полезные остановки. Допустим, вы ошиблись. Остановились, посмотрели вокруг, потратили время, иногда очень много, но все-таки разобрались. Тем самым, вы усвоили контекст глубже и шире. Вы теперь больше знаете. Совершая ошибки, вы эмоционально закрепляете новые знания. Поскольку ошибки часто совершаются в типичных местах, у вас возникает добавочная эмоциональная ценность, которая как раз сопрягается с этим типичным местом. В следующий раз, когда вы окажетесь в нем, вы подумаете: „О, а у меня в прошлый раз здесь пригорело“. И, конечно, быстрее найдете решение проблемы. В обучении вы испытываете кайф, когда преодолеваете проблему, такой эндорфиновый выброс. Кажется, что только недавно у вас были страдания, вам указывали на ошибки, а потом — раз, и все получилось», — объясняет он.

Влад Кяуне, методист веб-факультета в Яндекс.Практикуме

Кстати, полезно ошибаться, будучи уверенным в своей правоте. Многочисленные исследования показали, что ученик никогда не забудет правильный ответ, если изначально был убежден в истинности неправильного. Если же ученику дают шанс найти альтернативу, зачастую именно этот ответ оказывается верным.

Нередко ошибки демотивируют студентов и не позволяют учиться дальше. Возникает установка «Я ни на что не способен», ведь вас постоянно поправляют и любой положительный результат достигается только через множество неудачных попыток.

«В случае, когда студент чувствует, что постоянные ошибки его демотивируют и тормозят, мы напоминаем ему про эффект Даннинга — Крюгера, — рассказывает Влад Кяуне. — Суть этой кривой (она применима ко всем областям знаний) следующая.

Когда мы приступаем к изучению чего-либо нового, мы не знаем, как работать в этой области. Нам кажется, что все будет идти как по учебнику. Но в реальной жизни всегда есть неровности. В случае с веб-разработкой, например, часто случается так: вы проходите классный бесплатный курс, на котором рассказывают все: как запрограммировать, сверстать. И вы думаете: „Как же все просто!“ А где-то через пару месяцев все оказываются внизу этой эмоциональной кривой, потому что вдруг обнаруживается, что не все так идеально и легко, как казалось. Просто поначалу вас вели за ручку, показывали, что и как можно сделать, — и все получалось. По мере углубления в знания они становятся сложнее. Наступает момент, когда вы понимаете, что есть много вещей, которые вы не можете решить с ходу — потому что там масса подводных камней. Это демотивирует. Но со временем, как раз через преодоление ошибок, вы начинаете лучше разбираться в предмете и чувствовать себя более уверенно.

Когда мы рассказываем об этой кривой студентам, мы так и говорим: „Смотрите, у вас сейчас все зашибись. Но, по опыту других студентов, через месяц все будет плохо. Будьте к этому готовы“. Когда наступает этот тяжелый момент, мы поддерживаем: „Сейчас вам сложно, и мы понимаем, что вы чувствуете. Большее, что вы сейчас можете сделать — это не раскиснуть и продолжить разбираться. Через два месяца в среднем студентам становится проще. Мы рядом и готовы помочь“. В целом, эта кривая помогает студентам осознать, что то, что они проживают это нормально — все через это проходили».

Исследование старшего научного сотрудника Rotman Research Institute Николь Андерсон говорит, что самый полезный случай — тот, когда ошибочный ответ студента близок к правильному. «В ходе исследования мы обнаружили доказательства того, что ошибки, которые можно назвать как „почти ошибочные“, помогают человеку лучше усвоить информацию, чем если бы ошибок не было вообще, — поясняет Андерсон. — Такие типы ошибок служат ступеньками к запоминанию правильного ответа. Однако если допущенная оплошность никак не обоснована студентом и сделана наобум, то, разумеется, никакой пользы для его обучения она не несет».

«Учеба похожа на греблю против течения. Стоит только прекратить грести, и тебя сносит назад», — пишет Хеннинг Бекк в своей книге «Ошибаться полезно! Почему несовершенство мозга является нашим преимуществом», в которой говорится о том, что происходит за кулисами «ошибочных» мыслительных структур мозга.

Человека определяет не ошибка, а реакция на ошибку. В Яндекс.Практикуме наставники помогают студентам менять отношение к ошибкам. Они учат инвестировать в правильную реакцию на них: признаться, что ошибка есть и спокойно начать ее исследовать. Этот подход можно использовать не только в процессе обучения, но и на работе и в жизни.

Инструкция: как работать над ошибками

Признайте: вы ошиблись

Собственную неправоту для начала необходимо признать и не пытаться игнорировать ошибку, даже если она не имеет серьезных последствий. В противном случае вы не сможете двигаться дальше.

Локализуйте проблему

У вас есть общая проблема: например, программа не работает. Необходимо определить, какая часть общей системы дала сбой, и анализировать уже конкретный участок возникшей проблемы.

Сформулируйте, в чем конкретно заключается ваша ошибка

Опишите проблему максимально подробно, прежде чем начать искать пути ее решения. «Программа не загружается» — абстрактная формулировка, «В течение 5 минут происходит загрузка заставки и появляется предупреждение N» — более точное обозначение.

Найдите корень проблемы

Вы выделили определенный участок проблемы и уже в нем стараетесь найти корень проблемы. Можно поэтапно вспомнить, как вы выстраивали свою работу и на каком этапе возникали затруднения. Используйте дедуктивный метод: разберите механизм, в котором возникла проблема, на части и просмотрите каждую из них, выстраивая причинно-следственные связи.

Обратитесь за помощью

Не бойтесь консультироваться с наставниками, старшими студентами, коллегами. Помните: как правило, вы не первый, кто совершил эту ошибку, и другой человек может подтолкнуть вас к решению проблемы. Если после поисков у вас возникло несколько вариантов решения, выберите наиболее оптимальный методом исключения.

Зафиксируйте и проанализируйте

Когда вы нашли правильный ответ (возможно, с 10-й попытки), проанализируйте не только его, но и то, как вы к нему пришли. Заново выстройте путь «ошибка — ее решение» и найдите наиболее опасные участки, в которых чаще всего возникает проблема.

Сделайте выводы

Ответьте себе на вопросы:

  • Чему я научился благодаря этой ошибке?

  • В чем была ее причина?

  • Как предотвратить эту ошибку?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом
  • Почему ошибка файл слишком велик для конечной файловой системы
  • Почему ошибка установки принтера
  • Почему ошибка синхронизации google
  • Почему ошибка разбора пакета