Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом

Несколько раз, комментируя посты в нашей группе «Игровые технологии и игропедагогика» на Фейсбуке и на страничках коллег, я обещала родителям и учителям написать свой пост о... красных чернилах. Имея в виду не только и не столько их реальное воплощение в дневниках и ученических работах, сколько взятый на себя взрослыми, родителями и педагогами функционал запрещающего и пресекающего контроля. Именно так, большими буквами, как стена или непреодолимый барьер, как давление и подавление, воспринимается все оформляемое красным цветом.

Несколько
раз, комментируя посты в нашей группе «Игровые технологии и игропедагогика» на
Фейсбуке и на страничках коллег, я обещала родителям и учителям написать
свой пост о… красных чернилах. Имея в виду не только и не столько их реальное
воплощение в дневниках и ученических работах, сколько взятый на себя взрослыми,
родителями и педагогами функционал запрещающего и пресекающего контроля.
Именно так, большими буквами, как стена или непреодолимый барьер, как давление
и подавление, воспринимается все оформляемое красным цветом.

В
ситуации знаков опасности и предупреждения на дорогах, нормируемых правилами
дорожного движения, это необходимо. Потому что слишком краток промежуток
времени восприятия и последующего осознания, и на этом волоске мгновения висит
чья-то или чьи-то жизни. Но даже здесь, если вдуматься, как мы реагируем на
красный знак? Что фиксируется в нашей памяти?

Психологи провели исследование, и выяснилось, что более 80%
опрошенных запомнили не что именно запрещено, а сам факт запрета.

И только при повторном обращении взгляда к знаку поняли его
содержание (запрет звукового сигнала, запрет съемки со вспышкой…).

Можно
быть уверенным (и многолетняя практика школьных учителей, не
кривящих душой, это подтвердит), что то же самое происходит с ребенком и
даже взрослым, увидевшим исправления красными чернилами. Он запомнит состояние
стресса, опасности, негатива. А при повторном обращении зафиксирует не то, что
написано красным (здесь приоритет цвета над содержанием), а то, что
перечеркнуто, записано синим или черным цветом чернил. То есть… ошибку.

Столь
же бесполезна количественная отработка правильного варианта – после девяти раз
правильно написанного слова десятый будет снова с той же ошибкой. Потому что
человек – не робот, и лишь малое количество людей обладают фотографической
памятью и способны ею осознанно управлять.

Более
того, существуют исследования, подтверждающие, что учителя,
держащие красную ручку в руке, подсознательно настроены найти ошибку.

В одном эксперименте участникам давали прочесть два параграфа
сочинения. Им было сказано, что это написано студентом, который учит английский
язык, и дано задание поправить его ошибки в правописании, грамматике и
синтаксисе.

51
человек использовали красные чернила, другие 51 – синие. Те «учителя», которые
правили красной пастой, нашли статистически значимо больше ошибок (24,3), чем
те, которые правили синей (19,1).

Психологи
полагают, что красный цвет в этом контексте активирует когнитивные категории
провала, неудачи и ошибок. А может быть и нет, а работает тут
тестостерон, содержание которого в крови реально может вырасти от восприятия
красного цвета, что породит агрессивность. А ее, в свою очередь, надо будет
ассоциировать с чем-то происходящим – ну вот, например, с домашней работой
ученика.

Что
делают грамотные педагоги и родители? Как оптимальный вариант – они не
исправляют ошибку ребенка, а подчеркивают ее карандашом.

Если ученик более сильный, подчеркивается все слово с ошибкой
или все предложение с неверным знаком препинания. Если ученик послабее,
подчеркивается только часть слова, морфема. Или даже только само место ошибки.
Затем ребенку дается время для настоящей, а не галочной работы
над ошибками. Ему важно приобрести и развить опыт самостоятельного поиска и
выявления ошибки; пережить не стресс, а удовольствие от решенной головоломки;
пройти стадию поиска и подстановки вариантов с учетом правил и прошлого опыта
встреч с данным словом; наконец, исправить ошибку и объяснить свою точку
зрения. После чего, если все в порядке, учитель просто стирает
карандашную метку.

В
сознании ребенка закреплено верное решение, освоенный путь к нему и позитив от
урока.

Если
исправить самому у ребенка не получилось, то он проделывает путь к обретению
истины при направляющей поддержке педагога или родителя, работающего зелеными чернилами.
Да, на это нужно время. Но только в начале пути. Уже на третьем-четвертом
занятии этот вариант полностью себя оправдает. И никакой ЕГЭ таким детям не
страшен. Потому что они не боятся ошибки, зная, как ее преодолеть. Они не
подвержены стрессу и не заблокированы, как загнанные волки, красными
учительскими флажками.


С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: История.docx.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Тестовые вопросы к разделу 11_ просмотр попытки.pdf, Тестовые вопросы к разделу 9_ просмотр попытки.pdf, Контрольные вопросы.docx, Тестовые вопросы к разделу 2_ просмотр попытки.pdf, Наши учащиеся прошедшие курс подготовки юного спасателя поступил, Экзаменационные вопросы.doc, Готовые вопросы на экзамен по экономике организации.docx, 1 тест — вопросы.pdf, ответы на вопросы по прокурорскому надзору.docx, Тестовые вопросы к разделу 6_ просмотр попытки.pdf


Задание 4.

Верны или нет следующие утверждения? Почему?

  1. У всех животных и человека способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.

Верно. Способность органов чувств к возбуждению ограничена сигналов в окружающем мире слишком много. Органы чувств улавливают не все сигналы, т.к. в противном случае была бы серьезная перегрузка.

  1. При истолковании элементов восприятия наш мозг выбирает самый сложный вариант.

Неверно. При истолковании элементов восприятия мозг всегда выбирает самый простой и узнаваемый вариант. Мозг принимает решение за секунды, все что будет сложно узнаваемо, потребует детального разбора, времени и концентрации внимания.

  1. Сенсорная адаптация и привыкание – явления, происходящие на уровне рецепторов.

Верно. Сенсорная адаптация (от лат. adaptare — приспособлять) представляет собой повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Так происходит, когда мы привыкаем к яркому свету и темноте. Или, когда мы заходим в комнату, в которой только что покрасили стены, то сразу чувствуем неприятный запах, но через некоторое время перестаем его замечать. Или, прыгнув в холодный бассейн, сперва дрожим от холода и жалуемся на воду, но через некоторое время нам начинает казаться, что она не такая уж и холодная. Все это примеры понижения чувствительности к постоянно действующему раздражителю, т.е. сенсорной адаптации.

  1. Чаще всего мозг оказывается способным сознательно расшифровывать сигналы, поступающие по разным каналам.

Неверно. Мозг может в считанные секунды принимать сигналы, поступающие из различных органов тела, обрабатывать их и посылать этим органам команды выполнить то или иное действие. Различные участки мозга ответственны за различные функции тела.

  1. Порог восприятия гораздо менее постоянен, чем физиологический порог.

Верно. Порог физиологического возбуждения (более постоянный). На нижнем уровне окружающая нас энергия все время буквально бомбардирует наши органы чувств, и как только она становится достаточной для того, чтобы возбудить один из рецепторов, она превращается в закодированное сообщение, которое будет передано в мозг. Этот предел чувствительности каждого рецептора, за которым уже не может наступить возбуждение, называется физиологическим порогом. В то время как порог восприятия — величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение; качественный показатель чувствительности анализатора.

  1. Последние эксперименты подтвердили наличие патологических эффектов при сенсорной изоляции.

Неверно. В 1956 году в Университете Мак-Гилла группой психологов был произведен соответствующий опыт. Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей мира (рис. 5.13). Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособными выдержать такие условия дольше 2-3 дней. Был сделан вывод, что это отражает фундаментальную потребность организма в получении стимулов от изменяющегося окружения. У самых выносливых испытуемых возникали галлюцинации, и это, по мнению ученых, указывало на то, что без внешних раздражителей интеллектуальные функции и сама личность неизбежно деградируют.Другой ученый, Дж. Лилли (J. С. Lilly), в тот же период проверял действие сенсорной изоляции на самом себе. Он делал это в непроницаемой камере, где он был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был почти лишен даже ощущений, связанных с весом собственного тела. И лишь позднее, после нескольких лет исследований (в 1977 г.) он решился прокомментировать свои эксперименты. Однако его выводы диаметрально противоположны выводам, сделанным психологами из Университета Мак-Гилла. По мнению Лилли, условия изоляции в камере, напротив, увеличивают сенсорный опыт, и это происходит без участия известных внешних раздражителей.Во время экспериментов с сенсорной изоляцией, проводимых в Университете Мак-Гилла, испытуемые были лишены стимулов, идущих из внешнего мира. Они находились в лежачем положении в небольшой камере. Все звуки покрывались гулом мотора кондиционера. Руки испытуемых были вставлены в картонные муфты, а затемненные очки пропускали только рассеянный свет.Лилли отмечает, что после периода напряженности, которую он чувствовал сам и чувствовало большинство испытуемых в Университете Мак-Гилла, постепенно наступает новое состояние сознания, сопровождающееся множеством зрительных образов — всевозможных галлюцинаций и иллюзий. Когда субъект принимает эти явления спокойно и не рассматривает их как патологические, они позволяют ему испытать своеобразное ощущение «океанской волны», которое достигает такой интенсивности, что несколькими часами позже, в момент выхода из изолированной камеры, он чувствует себя вновь рожденным.

Задание 5.

Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

  1. Верно ли, что у каждого вида животных свое восприятие действительности?

Можно сказать, что, хотя многие животные, кроме человека, способны к мышлению, разум у них проявляется лишь в исключительных случаях, в целом животные обладают рассудком, интеллектом, высокоразвитыми инстинктами и другими адаптивными способностями.Деятельность животных на самой ранней, первой стадии развития психики животных – стадии элементарной сенсорной психики – характеризуется тем, что она отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существующей связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам, форму элементарного ощущения.Стадия элементарной сенсорной психики свойственна целому ряду животных. Возможно, элементарной чувствительностью обладают некоторые высшие инфузории, некоторые черви. Однако установлено, что рыбы, как и большинство членистоногих, имеют не элементарную сенсорную, а перцептивную психику. Так, опыты Копеледа и Броуна показали, что кольчатый червь или вовсе не реагирует на прикосновение к нему стеклянной палочкой, или реагирует отрицательно. Если, однако, прикосновение палочкой связать с кормлением, то реакция этого червя меняется: теперь прикосновение вызывает у него положительное движение к пище.

  1. Почему наши органы чувств могут улавливать лишь ограниченное количество сообщений из окружающей среды?

Наши органы чувств ограничены в своей способности реагировать на стимулы, поэтому они могут улавливать лишь ограниченное количество сообщений из окружающей среды.Стимулы, исходящие из внешней среды, непрерывно интерпретируются в соответствии с установившимися с детства категориями образов. В случае новой или неполной информации наш мозг действует путем выдвижения гипотез.Наше восприятие организованно таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне. Кроме того, наш мозг склонен заполнять пробелы в воспринимаемом материале, так что отдельные фрагменты дополняются до простого и законченного контура. Организация восприятия осуществляется также путем группировки элементов по признакам их близости, сходства, непрерывности и симметрии.Наше восприятие мира стабильно и константно: мы сохраняем за предметами их размеры, форму и цвет независимо от того, на каком расстоянии они от нас находятся и под каким углом мы на них смотрим.

  1. Отчего наша способность улавливать сигналы, приходящие из разных источников, не бесконечна?

Мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди слишком большого количества сигналов. Этого чаще всего удается избежать благодаря таким механизмам, как сенсорная адаптация на уровне рецепторов и привыкание на уровне ретикулярной формации.В головном мозгу действует фильтр, который лимитирует нашу способность улавливать сигналы, приходящие из разных источников. Прием сигнала происходит на двух уровнях.На нижнем уровне окружающая нас энергия все время буквально бомбардирует наши органы чувств, и как только она становиться достаточной для того, чтобы возбудить один из рецепторов, она превращается в закодированное сообщение, которое будет передано в мозг. Этот предел чувственности каждого рецептора, за которым уже не может наступить возбуждение, называется физиологическим порогом.На более высоком уровне сигнал, чтобы быть воспринятым, должен затем превысить другой порог – порог восприятия. Этот порог сознательного осознания. Он контролируется ретикулярной формацией. Физиологический порог определен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог восприятия гораздо менее стабилен. Он зависит от уровня бодрствования мозга, а так же от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог.Между двумя порогами существует зона чувствительности, в которой возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но оно не доходит до сознания. Была выдвинута гипотеза о том, что в зоне под уровнем сознания – в подпороговой зоне – сигналы, воспринятые органами чувств, возможно, обрабатываются низшими центрами нашего мозга. Такая гипотеза позволяет найти объяснение многим спорным явлениям, таким как перцептивная защита, подпороговое восприятие, экстрасенсорное восприятие. Речь идет о пограничных областях научной психологии, и многие представители официальной науки не приветствуют их изучение.

  1. Что происходит с восприятием, если эмоциональный заряд поступающих извне сигналов труднопереносим?

Порог восприятия тесно связан с уровнем активности мозга. У бодрствующего и внимательного индивидуума он может быть пониженным, чтобы облегчить поступление и расшифровку сигналов. Но он может быть повышенным во время засыпания при некоторых других состояниях сознания, когда поток информации фильтруется и восприятие ослаблено.Мозг, даже у полностью бодрствующего человека способен в любую минуту изменить порог: все зависит от того, важна ли для него получаемая информация или нет. Так происходит, когда извне поступают сообщения, эмоциональный заряд которых трудно переносим. Чтобы узнать обычное короткое слово, в среднем достаточно десятой доли секунды, но для слова-табу нужно бывает удвоить, а иногда и утроить это время.Некоторые авторы полагают, что некоторые слова менее употребительны, а потому и воспринимаются труднее. Но существует эмоциональная реакция, когда испытуемые затрудняются прочитать слово-табу. Это доказывает, что слово-табу, даже узнанное, всегда сложно произнести вслух в присутствии посторонних, особенно если человек не уверен в правильном прочтении. Но у некоторых испытуемых эти и именно эти слова узнаются намного раньше, чем другие.Объяснение таких феноменов опираются на уже сформулированную Фрейдом мысль о том, что на уровне сознания действует некая цензура, которая мешает определенным социально неприемлемым образом или желаниям пересечь порог восприятия.

  1. Будет ли обрабатываться информация и реагировать организм при подпороговом восприятии сигналов?

Подпороговое (субсенсорное) восприятие – бессознательное восприятие и переработка человеком сигналов, поступающих в мозг через органы чувств и не достигающих пороговой величины.Подпороговое восприятие, по-видимому, позволяет организму отвечать на поступающие сигналы так, как он не смог бы ответить, если бы они были приняты и оценены сознанием. Эта гипотеза была, прежде всего, использована в рекламе товаров. Например, было показано, что можно внушить кинозрителям желание потреблять газированные напитки или воздушную кукурузу определенных фирм, показывая неоднократно в течение фильма кадр продолжительностью в 1/24 секунды, восхваляющий достоинства этих продуктов; можно также вызвать у публики большее желание приобретать продукты, в рекламе которых скрыты звуковые или зрительные подпороговые сообщения сексуального или угрожающего характера.

  1. В чем находит свое выражение внутренний мир и представляющие его образы человека, находящегося в условиях сенсорной изоляции?

Условия, когда у субъекта сводятся на минимум возбуждение рецепторов, именуется сенсорной изоляцией.Знание черт и закономерностей действий приема и переработки информации человеком принципиально не лишь для развития теории, но и для решения ряда задач, возникающих в педагогической (разработка эффективных способов обучения), медицинской (разработка средств и способов исцеления ряда заболеваний) и инженерной практике (разработка технических средств передачи информации человеку).Одним из важнейших качеств разработки данной большой трудности является исследование деятельности человека в условиях недостатка информации, поступающей к органам чувств из окружающей среды, либо так называемого «сенсорного голода», т.е. голода по впечатлениям.По мнению ученых, без внешних раздражителей интеллектуальные функции и сама личность неизбежно деградируют.Индивидуум, находящийся в условиях сенсорной изоляции, оказывается лицом к лицу со своим внутренним миром и представляющими его видами; этот мир находит свое выражение в форме разнообразных иллюзий и галлюцинаций.

  1. Иногда у водителей автомобилей и летчиков возникают иллюзии: быстро приближающийся предмет кажется им разбухающим. Чем объясняются описанные иллюзии?

Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. Если человек не в состоянии правильно оценить расстояние до предметов, то те из них, которые на самом деле находятся далеко и, следовательно, образуют на сетчатке небольшие изображения, воспринимаются человеком как маленькие, хотя на самом деле могут быть достаточно большими.Те объекты, изображения которых на сетчатке глаза увеличиваются, также субъективно воспринимаются как возрастающие, хотя в действительности увеличения их размера может не происходить. Однако если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности, в соответствии с которым видимая величина объекта мало меняется при не очень больших изменениях расстояния до него или не меняется совсем. То же самое происходит в том случае, если человеку известно, что сам объект мало меняется, а, варьируется только величина его изображения на сетчатке.Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них, зрительно правильной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз. Аккомодация – это изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей (фокусировка изображения на сетчатке). Конвергенция – это сближение или расхождение осей глаз, которое происходит при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся от человека объектов. Между зрительными осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе информацию о расстоянии до объектов.

  1. От чего главным образом зависит выбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды?

Каждый вид владеет сенсорами и мозгом, позволяющими организму улавливать сигналы, более полезные для приспособления данного вида к окружающей среде. Таковым образом, у каждого вида свое восприятие реальности.В головном мозгу действует фильтр, который лимитирует нашу способность улавливать сигналы, приходящие из различных источников.Прием сигнала происходит на двух уровнях.На нижнем уровне окружающая нас энергия все время практически бомбардирует наши органы чувств, и как лишь она становиться достаточной для того, чтоб возбудить один из рецепторов, она преобразуется в закодированное сообщение, которое будет передано в мозг. Этот предел чувственности каждого сенсора, за которым уже не может наступить возбуждение, именуется физиологическим порогом.На более высоком уровне сигнал, чтоб быть воспринятым, обязан потом превысить другой порог — порог восприятия. Этот порог сознательного осознания. Он контролируется ретикулярной формацией.Физиологический порог определен генетически и может изменяться лишь в зависимости от возраста либо остальных физиологических факторов, а порог восприятия еще менее стабилен. Он зависит от уровня бодрствования мозга, а также от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог.Меж двумя порогами существует зона чувствительности, в которой возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но оно не доходит до сознания.Была выдвинута гипотеза о том, что в зоне под уровнем сознания — в подпороговой зоне — сигналы, воспринятые органами чувств, может быть, обрабатываются низшими центрами нашего мозга. Таковая гипотеза дозволяет отыскать объяснение многим спорным явлениям, таковым как перцептивная защита, подпороговое восприятие, экстрасенсорное восприятие. Речь идет о пограничных областях научной психологии, и многие представители официальной науки не приветствуют их исследование.

  1. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга на белом фоне последний кажется меньше. Какая закономерность восприятия проявляется в этом примере?

Явление иррадиации заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Темный предмет кажется меньше светлого той же величины. Если рассматривать одновременно белый круг на черном фоне и черный круг того же диаметра на белом фоне, то последний нам кажется примерно на одну вторую меньше первого.

  1. Объясните, почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом?

В своей тетради глаза человека видят привычный им почерк, т. е. определенные конфигурации букв. В чужой тетради зрительный анализатор сталкивается с новой информацией, поэтому внимание острее и заметить ошибку легче. Красный цвет на фоне цвета основного текста является ярким зрительным раздражителем, привлекает внимание к ошибке и улучшает запоминание.

Избирательность

качество восприятия, определяемое
направленностью или опытом личности.

Иллюзии
восприятия

искаженное отражение реальности, носящее
устойчивый характер.

Константность
восприятия

относительное постоянство образов
предметов, в частности их формы, цвета,
величины при изменении условий восприятия.

Наблюдательность

свойство личности, проявляющееся как
способность замечать в воспринимаемом
малоизвестные, но существенные детали.

Осязание

вид восприятия, складывающийся на основе
тактильных и двигательных ощущений.

Перцептивные
действия

основные структурные единицы процесса
восприятия, включающие обнаружение
объекта восприятия и соотнесение его
с образами памяти.

Перцептивная
система —
совокупность
анализаторов, обеспечивающих данный
акт восприятия.

Предметность
восприятия

отнесение сведений, получаемых из
внешнего мира, к объектам этого мира.

135

Сенсорика
понятие,
обобщающее ощущения и восприятия.

Целостность
восприятия

особенность восприятия, заключающаяся
в отражении объектов в совокупности их
свойств при непосредственном воздействии
на органы чувств; ц.
в.
формируется
в предметной деятельности человека.

Восприятие
— это отражение в сознании человека
целостных комплексов свойств предметов
и явлений объективного мира при их
непосредственном воздействии в данный
момент на органы чувств. В отличие от
ощущений, в процессах восприятия
формируется образ целостного предмета
посредством отражения всей совокупности
его свойств. Однако образ восприятия
не сводится к простой сумме ощущений,
хотя и включает их в свой состав.

Уже
в акте восприятия всякий предмет
приобретает определенное обобщенное
значение, выступает в определенном
отношении к другим предметам. Обобщенность
является высшим проявлением осознанности
человеческого восприятия. В акте
восприятия проявляется взаимосвязь
сенсорной и мыслительной деятельности
индивида.

В
восприятии отражаются предметы
окружающего мира в совокупности различных
свойств и частей. Взаимодействие системы
анализаторов может возникнуть вследствие
воздействия комплекса раздражителей
различных анализаторов: зрительных,
слуховых, моторных, осязательных.

Восприятие
— результат деятельности системы
анализаторов. Первичный анализ, который
совершается в рецепторах, дополняется
сложной ана-литико-синтетической
деятельностью мозговых отделов
анализаторов.

Физиологической
основой вое приятия является
условно-рефлектор. ная деятельность
внутрианализатор. ного и межанализаторного
комплекса нервных связей, обуславливающих
це.
лостность и предметность отражаемых
явлений.

Восприятие
различается по видам в зависимости от
преобладающей роли того или иного
анализатора в отражательной деятельности.
Каждое восприятие определено деятельностью
перцептивной системы (см.), т. е. не одного,
а нескольких анализаторов. Значение их
может быть неравнозначным: какой-то из
анализаторов является ведущим, другие
дополняют восприятие предмета.

Исследования
П.К.
Анохина, НЛ. Бернштейна
показали,
что сформированные перцептивные образы,
становясь акцепторами
действия,
обуславливают
обратную афферентацию и регулируют
протекание исполнительной деятельности.

Восприятие
предполагает выделение из комплекса
бездействующих признаков основных и
наиболее существенных, с одновременным
отвлечением от несущественных. Оно
требует объединения основных существенных
признаков и сопоставления воспринятого
с прошлым опытом.

Восприятие
— результат сложной аналитико-синтетической
деятельности.

В
исследованиях установлено, что в акте
восприятия начинается управление
действием.

Всякое
восприятие включает двигательный
(моторный) компонент (в виде ощупывания
предмета, движения глаз, проговаривания
и т. д.). Поэтому процесс восприятия
рассматривают как перцептивную
деятельность субъекта.

Во
всех видах восприятия моторный компонент
способствует вычле-

136

Рис.
IX.1.
Общая модель распознавания образов

137

138

Рис.
IX.2.
Дополнение данных ощущения в восприятия

нению
объекта из окружающего фона. Так,
зрительное восприятие связано со
зрительно-моторной координацией,
слуховое восприятие начинается с
фиксации раздражителя путем обращения
слухового анализатора к источнику
звука, а осязание определяется сложным
взаимодействием тактильно-моторных
анализаторов.

И.М.
Сеченов
отмечал,
что сенсорный и двигательный аппараты
в процессе приобретения опыта соединяются
в единую отражательную систему.

При
изучении зрительной деятельности,
приводящей к формированию зрительного
образа, обнаружены различные уровни
перцептивного действия.

На
начальной стадии формирования
перцептивного образа отмечено

развернутое
взаимодействие ориентировочно-исследовательских,
познавательных и исполнительных
действий.

На
высших стадиях развития восприятия
взаимоотношение основных компонентов
действий происходит неявно, а преобразование
зрительного образа совершается в
соответствии с поставленной задачей.

Глаз
в процессе зрения совершает своеобразные
движения поиска объекта. При рассматривании
различных предметов можно зафиксировать
многочисленные и очень сложные движения
глаз. Исследования показали, что характер
движений зависит от степени осведомленности
об объекте, его сложности, значимости
для личности.

Процесс
целенаправленного восприятия объекта
состоит из следующих перцептивных
действий:

Восприятие
и его свойства

Восприятие
— познавательный психологический
процесс, в результате которого происходит
отражение в сознании человека предметов
и явлений при их непосредственном
воздействии на органы чувств.

Предметность

Целостность

Выражается
в отношении сведений, по-

Восприятие
есть всегда целостный образ

лучаемых
из внешнего мира, к этому

предмета.

миру.

Структурность

Константность

Восприятие
не является простой суммой ощущений.
Мы воспринимаем фактически
абстрагированную из этих ощущений
обобщенную структуру.

Благодаря
константности мы воспринимаем
окружающие предметы как относительно
постоянные по форме, цвету, величине
и т. д.

Осмысленность

Избирательность

Восприятие
у человека тесно связано с мышлением,
с пониманием сущности предмета.

Проявляется
в преимущественном выделении одних
объектов по сравнению с другими.

поиск
объекта;

выделение
наиболее характерных его признаков;

опознание
объекта, т. е. отнесение его к определенной
категории вещей или явлений.

В
восприятии всегда сказываются особенности
личности воспринимающего, его отношение
к воспринимаемому, потребности, интересы,
желания и чувства человека. Зависимость
восприятия от содержания психической
жизни человека, от особенностей его
личности носит название апперцепции
(см.).

Рис.
IX.3.
Рисунки испытуемого после первичного
(а) и повторного (б) ощупывания объекта

Рис.
IX.4.
Установка в зрительном восприятии

Предметы
и явления действуют на человека в таком
многообразии, что он не может все их
воспринимать одновременно. Из огромного
числа воздействий лишь некоторые
выделяются с большей отчетливостью и
осознанностью. Эта особенность
характеризует избирательность восприятия
(см.). Избирательность восприятия зависит
от интересов и в значительной степени
от установок личности.

Восприятие
человека предметно (см.) и осмысленно.
Оно не сводится к одной лишь чувственной
основе. Мы воспринимаем предметы, которые
имеют определенное значение.

Швейцарским
психологом Рорша-хом
было
установлено, что даже бессмысленные
чернильные пятна всегда воспринимаются
как что-то осмысленное (собака, облако,
озеро…). Опыты Роршаха
доказали,
что только неко-

140

Рис.
IX.5
(а, б, в, г). Стимульный материал теста
Роршаха

торые
психически больные склонны воспринимать
случайные чернильные пятна именно как
таковые.

Восприятие
характеризуется кон-стантностью
(см.),
т.
е.
относительным
постоянством. Эта особенность объясняется
опытом, приобретенным в
процессе индивидуального развития
личности, и имеет огромное практическое
значение. Если бы восприятие не было
константным, то при каждом повороте,
движении, изменении освещенности мы
сталкивались бы с новыми предметами,
переставали бы узнавать то, что было
известно ранее.

Восприятие
взаимосвязано с речью. Слово позволяет
глубже познать и отнести воспринимаемый
объект к определенной категории.

На
рисунке IX.6
показан типичный пример узнавания на
основе словесной опоры. С первого взгляда
в наборе пятен можно не опознать что-либо
определенное. Но стоит только сказать,
что это собака, как все они сразу
объединяются в определенную фигуру.
Слово как бы восполняет то, что отсутствует
в рисунке.

Воспринимая
предмет, мы осмысливаем его как единое
целое, имеющее определенную структуру
на данном рисунке. Мы воспринимаем не
отдельные обрезки прямых линий или
определенную совокупность штрихов, а
видим сразу же квадрат, окружность,
треугольник. Незавершенность рисунка
восполняется нашим опытом, знаниями.

Восприятие
у человека теснейшим образом связано
с мышлением, с пони-Манием сущности
предмета и протекает как динамический
процесс поиска ответа на вопрос «Что
это такое?».

Восприятие
не определяется просто набором
раздражителей. Показательными с этой
точки зрения являются так называемые
«двойственные изображения».

Рис.
IX.6.
Силуэтный рисунок

Рис.
IX.7.
Незавершенные фигуры

В
рисунках IX.8—10
выделение объекта восприятия связано
с его осмысливанием и называнием.

К
факторам восприятия, обеспечивающим
выделение
фигуры из фона
(по
М.
Вертхаймеру),
относятся
(примеры на рисунках):

1.
Сходство.
В
фигуру объединяются элементы, сходные
по форме, цвету, величине, текстуре и т.
д. (на рис. IX.
11
— столбики крестиков и ноликов).

141

Рис.
IX.17а.
Вазы и лица

Рис.
IX.8.
Лицо и дерево

142

Рис.
IX.9.
Сосчитайте, сколько кубиков

Рис.
1Х.10. Где фигура, а где фон?

Рис.
IX.11.

2.
Близость.
В
фигуру объединяются элементы, близко
расположенные (на рис. IX.
12 — две узкие вертикальные полосы).

3.
«Общая
судьба».
Если
группа воспринимаемых элементов
смещается или движется относительно
других в одном и том же направлении и с
одинаковой скоростью, то они объединяются
в фигуру (фактор можно подтвердить
опытом с точками, нанесенными на два
стекла).

4.
«Вхождение
без остатка».
На
рис. IX.
12 — три широкие вертикальные полосы.

5.
«Хорошая
линия».
Фактор
определяет избирательность восприятия

Рис.
IX.
12.

Рис.
IX.
13
(а, б, в).

143

Рис.
IX.14.

Рис.
IX.15.
Треугольник Пенроуза:
поэлементно
(А) — все правильно, но целостное
восприятие (Б) обнаруживает нереальность
изображенного

Рис.
IX.16.
Присоска Л. Л.
Ярбуса
в
разрезе

двух
и более пересекающихся или касающихся
линий (на рис. IX.
13а воспринимается, как правило, прямая
и изогнутая, хотя их можно воспринять
как две изогнутые, показанные на рис
IX.136
и в).

6.
Замкнутость.
Из
двух или серии взаимосвязанных замкнутых
и разомкнутых фигур воспринимаются
замкнутые (на рис. IX.14
— квадраты и окружности).

7.
Установка
или
поведение
наблюдателя.

8.
Прошлый
опыт.
Так,
хорошо понятная фраза, написанная без
пробелов, воспринимается в ее истинном
смысле (например: собакаестмясо или:
кошкаловитмышей).

Каждая
часть образа восприятия приобретает
значение лишь при соотнесении ее с целым
и определяется им. Сам образ восприятия
также зависит от особенностей составляющих
его частей.

Процесс
движения глаз при зрительном восприятии
можно зафиксировать на фотопленке с
помощью киносъемки зрачка одного глаза
или отражаемого луча в зеркале специальной
присоски. Результаты этой фиксации на
примере рассматривания изображения
Нефертити с помощью присоски А.Л.
Ярбуса
изображены
ниже.

Глаз
— подвижный орган, способный совершать
движения относительно воспринимаемого
объекта.

Движения
глаз разнообразны по форме. Выделяют
два основных типа движений глаз:

прослеживающие

слаженные, плавные движения, они помогают
глазу непрерывно фиксировать перемещающийся
объект;

саккадические

быстрые скачки глаз, наблюдаемые при
рассматривании наблюдаемых объектов.

144

Рис.
IX.
17. Нефертити и запись движения глаз при
ее рассматривании

Важнейшим
механизмом зрительного восприятия
пространства является механизм фузии,
лежащий
в основе бинокулярного зрения (зрения
двумя глазами).

Объединение
сетчаточных изображений левого и правого
глаза в единый образ происходит лишь в
том случае, когда объекты проецируются
примерно на центральные ямки — фовеа

обоих глаз или в точки, удаленные от
середины центральных ямок

на
одно и то же расстояние и в одном и том
же направлении. Эти пары точек называются
корреспондирующими;
любые
другие точки — диспаратными
(изображения
в этих точках двоятся).

По
закону идентичных зрительных направлений,
сформулированному И.
Мюллером
и
Э.
Герингом,
в
одном направлении воспринимаются все
объекты, проецирующиеся на корреспондирующие
точки сетчаток. Для центральных ямок
сетчаток это направление совпадает с
линией, прове-

Рис.
IX.18.
Запись движений глаз в процессе чтения:
а) на неподвижную; б) на движущуюся
фотобумагу

145

денной
через точку фиксации и середину линии,
соединяющей правый и левый глаз, т. е.
центр так называемого циклопического
глаза.

Совокупность
точек пространства, которые при данном
угле конвергенции (сведения оптических
осей левого и правого глаза) проецируются
на корреспондирующие точки сетчатки,
называется гороптером
и
представляет .собой окружность, проходящую
через центры обоих глаз и точку фиксации
(исследования И.
Мюллера).

Рис.
IX.
19. Закон идентичных зрительных направлений
(по Э.
Герингу)

146

Рис.
IX.20.
Теоретический гороптер (по И.
Мюллеру):
углы
а и Р равны между собой, а углы Р и у —не
равны

Бинокулярная
фиксация развивается в течение первых
трех месяцев жизни ребенка (исследования
М.Н.
Денисовой
и
Н.Л.
Фигурина).

Э.
Гибсон
и
Р.
Уорк
провели
опыт с детьми от 6,5 до 14 месяцев на
восприятие глубины. Ребенок помещался
в центре стола, покрытого толстым стеклом
с клетчатой подстилкой. При этом стекло
наполовину свешивалось со стола на
высоте 1,5 м над полом, покрытым той же
клетчатой подстилкой. Из 36 испытуемых
на зов матери подползали к безопасному
краю стола 75% детей, к краю с «обрывом»
— лишь 8%, 62% детей оставались при

Рис.
IX.21.
Воздушная перспектива

этом
на месте, а 30% — уползали в противоположном
направлении.

Опыт
говорит о раннем развитии механизмов
зрительного восприятия глубины.

Для
восприятия глубины немалое значение
имеют мускульно-двига-тельные ощущения,
возникающие при сокращении и расслаблении
глазных мышц.

В
процессе восприятия
пространства
различают
восприятие величины, формы, объемности
и удаленности предметов. При удаленности
предметов большое значение в воспри-

ятии
пространства имеет взаимоположение
светотеней, которые зависят от расположения
предметов. Человек подмечает эти
особенности и научается, пользуясь
светотенями, правильно определять
положение предметов в пространстве.

Форма
— один из более информативных и устойчивых
признаков предметного мира. Восприятие
формы требует выделения предмета из
фона, а это, в свою очередь, часто требует
выделения контура, т. е. границы
пространственных элементов фигуры,
отличающихся по яркости, цвету, тек-

147

Рис.
1Х.22. Линейная перспектива

стуре.
В ряде случаев, наоборот, кон-тур
выявляется лишь как элемент дан-ной
фигуры. На рис. IX.23
(а и б) в
равной
мере намечены контуры рав-ностороннего
треугольника. Вместе с
тем
воспринимаются эти фигуры по-разному.

При
восприятии объемности или глубины
предметов основную роль играет
бинокулярное зрение (зрительное
восприятие двумя глазами).

Восприятие
времени

это отражение длительности и
последовательности явлений или событий.
Оно во многом зависит от содержания
деятельности. Время, заполненное
значимыми для человека событиями, течет
быстро. Если же событий мало или они
малосущественны, время тянется медленно.
При воспоминании событий прошлого,
наоборот, отрезки времени, наполненные
в прошлом событиями, вспоминаются как
длительные, не наполненные событиями
— как короткие.

Рис.
IX.23.
Восприятие формы. Фигура и контур (по
В.
Метцгеру)

148

Рис.
1Х.24. Схема бинокулярного зрения. При
фиксации двумя глазами объекта А его
изображение падает на соответственные
точки сетчаток обоих глаз. В это время
изображения объекта Б (более близкого)
и объекта В (более далекого) будут падать
на несоответственные точки сетчаток

Рис.
IX
26. Иллюзия неравенства сторон (перенос
размеров площади на длину сторон)

Рис.
IX.25.
Какая линия является продолжением линии
АБ?

Рис.
IX.27.
Почему вертикальные линии кажутся
длиннее горизонтальных?

Рис.
IX.28.
Почему линия АБ кажется короче линии
АС?

Рис.
IX.31.
Какое расстояние длиннее: между клювами
верхней пары птичек или клювами нижней
пары?

Рис.
IX.29.
Иллюзия контраста яркостей предмета и
фона

Рис.
IX.30.
Какая палуба длиннее?

Рис.
IX.33.
Является ли окружностью замкнутая
кривая?

150

Рис.
IX.32.
Какая из горизонтальных линий длиннее?

На
оценке времени сказывается акясе
установка личности. Ожидание лриятных
событий вызывает восприятие быстро
текущего времени. При ожидании приятного
кажется, что лселанное долго не наступает.

Восприятие
движений — это отражение направления
и скорости пространственного существования
предметов. Оно помогает человеку
ориентироваться в окружающей среде.

Восприятие
предметов может быть ошибочным. Ошибки
(иллюзии) обнаруживаются в деятельности
различных анализаторов. В наибольшей
мере известны зрительные
иллюзии.
Иллюзии
имеют самые различные причины: практический
опыт человека, особенности анализаторов,
изменение условий восприятия, дефекты
органов чувств и пр.

Вопросы
и задания по теме

1.
Почему восприятие нельзя сводить к
простой сумме ощущений? Как следует
понимать положение о том, что восприятие
— результат сложной аналитико-синтетической
деятельности?

2.
Исследования показали, что при
рассматривании объекта глаз никогда
не остается в покое: он совершает
скачкообразные движения, останавливаясь
на отдельных деталях воспринимаемого
образа и фиксируя их, а затем переходя
к следующим деталям. Если человек
рассматривает портрет, его взор
скачкообразно перемещается по отдельным
частям этого портрета, выделяя те детали,
которые несут максимальную информацию.

Объясните,
какую роль играют движения глаз в сложном
зрительном восприятии. Почему процесс
восприятия рассматривают как перцептивную
деятельность субъекта?

3.
Объясните: почему у других заметить
ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки
рекомендуется исправлять красным
карандашом.

4.
Расплывающееся на бумаге чернильное
пятно обычно воспринимается как целостный
предмет (птица, какое-то животное и т.
д.). Какая важная особенность человеческого
восприятия в этом проявляется?

Рис.
IX.34.
Параллельны ли горизонтальные линии?

Рис.
1Х.35. Правый верхний угол квадрата кажется
не прямым,
а
острым

151

Рис.
1Х.36. Прямолинейные стороны квадрата
кажутся изогнутыми

Рис.
IX.37.
Равные кубы по мере удаления по законам
линейной перспективы кажутся больше

5.
Какие основные требования с точки
зре-ния психологии восприятия следует
предъявлять к демонстрации наглядного
материала? Какое значение для восприятия
имеет словесное ука-зание?

6.
Объясните следующий факт: почему, ког-да
человек впервые идет по незнакомой
местнос-ти, самостоятельно разыскивая
дорогу, он без тру да найдет ее вторично;
если же он идет вместе со спутником,
которому дорога хорошо известна,
че-ловеку трудно будет самостоятельно
проделать этот путь в следующий раз?

7.
Человек мгновенно может распознать
любую фигуру, например квадрат, независимо
от того, большой он или маленький,
расположен ли он вертикально или под
углом, нарисован ли он белым цветом на
черном фоне или черным на белом фоне
или просто очерчен контуром. Более того,
человек распознает квадрат даже в том
слу. чае, если бумага, на которую он
нанесен, наклонена так, что изображение,
падающее на сетчатку глаза, выглядит
параллелограммом. От какой закономерности
восприятия зависит эта способность
человека?

8.
При одновременном восприятии белого
круга на черном фоне и черного кругана
белом фоне последний кажется меньше.
Какая закономерность восприятия
проявляется в этом примере?

9.
Известно, что один и тот же отрезок
времени в разных ситуациях воспринимается
по-разному. Объясните некоторые
закономерности субъективной оценки
времени человеком.

10.
Чем объяснить, что слепорожденные.,
прозревшие после удачно сделанной
операции, вначале ие различают ни формы,
ни величины, ни удаленности предметов?

11.
Возьмите какую-нибудь тему из
преподаваемого вами учебного предмета
и постарайтесь установить:

1)
Какое влияние на восприятие учащимися
нового материала оказывает знание ранее
пройденного? Объясните с позиций
психологии необходимость систематического
приготовления домашних заданий.

2)
Как проявляется целостность, осмысленность,
константность и избирательность
восприятия школьников?

3)
Какие требования с точки зрения
психологии восприятия необходимо
предъявлять к показу наглядных пособий
и к самим наглядным пособиям?

Для
выявления индивидуальных различий
восприятия испытуемым можно показать
ряд

152

Рис.
IX.38.
Горизонтальные прямые линии за счет
фона искривляются

Рис.
1Х.40. Оцените на глаз размеры окружностей
и кругов в центрах фигур

Рис.
IX.39.
На фоне концентрических окружностей
прямые кажутся изогнутыми

153

Рис.
IX.41.
Иллюзия искажения формы квадратов

Рис.
IX.42.
Иллюзия смещения. Прямо ли нарисованы
буквы?

154

Рис.
IX.44.
Роль группировки при подсчете объектов

155

сюжетных
картинок и предложить составить рассказ
по следующей форме: что было до данного
момента, что происходит в данный момент,
что переживают и думают люди, изображенные
на картинке, чем закончится событие. На
составление рассказа по каждой картинке
отводится 5 минут.

Обратите
внимание на смысловое содержание
рассказов и сделайте вывод об индивидуальных
особенностях восприятия.

12.
Наблюдение — это целенаправленное и
организованное восприятие. Наблюдательность
—. качество личности, необходимое для
успешной де-. ятельности вообще, а для
учебной — особенно.

Рис.
IX.45.
Восприятие перечеркнутых фигур больными
со зрительной агнозией

156

Подберите
конкретные примеры проявления
наблюдательности у учащихся вашего
класса на уроке и во внеклассной работе.

Подумайте:

1)
Какие условия, по вашему мнению,
способствуют развитию наблюдательности
у школьников?

2)
Чем вызвана необходимость словесных
указаний и фиксации результатов
наблюдений (записей, чертежей, схем)?

3)
С какими ошибками при восприятии
учащимися учебного материала вы чаще
всего встречаетесь в своей педагогической
практике и чем они обусловлены?

Рис.
IX.46.
Исследование оптического гнозиса.
Таблицы Поппельрейстера
с
перечеркнутыми
и наложенными друг на друга фигурами
(по АР. Лурия)

157

Узловые
вопросы темы

1.
Понятие о памяти. Физиологический,
биохимический и психологический подход
к раскрытию механизмов памяти.

2.
Виды памяти: словесно-логическая,
образная, двигательная и эмоциональная.

3.
Индивидуальные особенности и типы
памяти.

4.
Процессы памяти: запоминание, сохранение,
воспроизведение. Условия, способствующие
успешному хранению информации.

5.
Представления.

Основные
психологические понятия по теме

Амнезия

отсутствие памяти.

Воспроизведение

процесс памяти, в результате которого
происходит актуализация закрепленного
ранее.

Забывание

процесс, заключающийся в невозможности
воспроизведения ранее закрепленного
в памяти.

Запоминание

психическая деятельность, направленная
на закреп-

Практическое занятие по психологии

Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия

Цели занятия:
1. Обучающая: сформировать представления обучающихся об основных характеристиках и феноменах познавательных психических процессов ощущения и восприятия, а также о возможностях учета закономерностей и особенностей ощущения и восприятия в деятельности врача.
2. Развивающая: обеспечить развитие познавательной мотивации и формирование общекультурных компетенций.
3. Воспитывающая: способствовать воспитанию морально
этических качеств личности обучающегося, системы его гуманистических ценностей.
Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих общекультурных компетенций:
ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.
ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.
ОК-8. Г отовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать: основные закономерности и особенности процессов ощущения и восприятия.
Обучающиеся должны уметь: раскрывать причинно-следственные связи в рассматриваемых процессах и явлениях, анализировать различные точки зрения, вести дискуссию на актуальные темы, связанные с психологическими аспектами деятельности врача.
Обучающиеся должны владеть: методами анализа, обобщения и эффективного восприятия информации; методами и средствами познания, обучения и самоконтроля.

Контроль исходного уровня знаний
Выполните тестовые задания № 58, 59, 73, 83, 86 (приложение 1)
Глоссарий темы: психические процессы, ощущения, классификация ощущений, общие свойства ощущений, общие психофизиологические закономерности ощущений, восприятие, свойства образа восприятия, классификация восприятий, организация восприятия.
Содержание основных понятий
Психические процессы — это способность центральной нервной системы организма отражать воздействие окружающего мира и формировать образ, побуждающий к деятельности. К основным познавательным процессам психики человека относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.
Ощущение — отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и имеет рефлекторный характер.
Классификация ощущений:
1. По модальности (принадлежность определенным органам чувств): зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные.
2. По месту расположения рецепторов:
— интероцептивные ощущения — сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма и связаны с внутренними рецепторами, расположенными на стенках внутренних органов (ощущение голода, жажды, боли и т.д.);
— проприоцептивные ощущения(лат. proprius — собственный) — это ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате;
— экстерорецептивные ощущения — ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы поверхности тела. В свою очередь экстероцептивные ощущения делится на контактные (осязательные, вкусовые) и дистантные (зрительные, слуховые), обонятельные ощущения занимают промежуточное положение.
3. По взаимодействию рецепторов с раздражителем:
— дистантное — отражает качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (слух, зрение);
— контактное — связано с непосредственным воздействием объекта на органы чувств (вкус, осязание, боль, тактильные, температурные ощущения).
Общие свойства ощущений.
1. Качество — особенность данного ощущения, варьирующая в определенных пределах.
2. Интенсивность — количественная характеристика, определяющаяся силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Основной психофизиологический закон Вебера-Фехнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя.
3. Длительность — временная характеристика, зависящая от времени действия раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение появляется не сразу, существует латентный период, неодинаковый для различных ощущений.
Общие психофизиологические закономерности ощущений.
Адаптация — приспособление рецептора к изменившимся условиям среды.
Порог ощущений (абсолютный) — нижний — минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение; — верхний — максимальная величина раздражителя, вызывающего адекватное ощущение.
Сенсибилизация — повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних и некоторых внешних факторов. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.
Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на чёрном — светлой.
Ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения другого вида. Так, звуки могут вызывать цветовые ощущения, цветовые — вкусовые (желтый цвет — ощущение кислого). Это явление называется синестезией.
Восприятие (перцепция) — целостное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Восприятие формируется в процессе практики, это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
Важнейшими свойствами образа восприятия являются:
— целостность — восприятие есть всегда целостный образ предмета;
— константность — благодаря данному свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.;
— структурность — абстрагирование и обобщение из суммы ощущений структуры;
— осмысленность — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов;
— избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности субъекта.

Классификация восприятий:
1. По анализаторам;
2. По формам существования материи:
— восприятия пространства: форма, величина, взаимное расположение объектов, их рельефа, удаленности и направления;
— восприятия времени: длительности, скорость и последовательность явлений;
— восприятие движения: изменения положения объекта в пространстве.
Под наблюдением понимается целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована
личность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Организация восприятия. Существует ряд принципов, с помощью которых происходит объединение восприятий в связные единства. К этим принципам относятся:
Принцип фигуры и фона — все то, что для человека имеет какой-то смысл, воспринимается им как фигура на некотором гораздо менее структурированном фоне.
Принцип заполнения пробелов — мозг человека всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.
Принцип объединения (группировки) элементов — элементы могут объединяться по признакам близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии.
Близость: близкие или смежные элементы объединяются в единую форму. Сходство: в единую форму легче объединить схожие элементы. Непрерывность: элементы будут организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Симметрия: форма будет воспринята как «правильная», если имеет одну или несколько осей симметрии.
Таким образом, из различных интерпретаций относительно некоторой серии элементов, мозг человека чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая реализует наибольшее число рассмотренных выше принципов.
Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии (рис. 1). Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.

иллюзии восприятия

Рис. 1. Иллюзии зрительного восприятия

Контрольные вопросы:
1. Каковы виды и функции ощущений?
2. Охарактеризуйте строение и характеристики чувствительности анализаторов.
3. Чем отличается восприятие от ощущения?
4. Каковы свойства восприятия?
5. Что происходит с человеком в ситуации сенсорной депривации?

Работа на занятии
Задание 1. Заполните, перенесенную в тетрадь, таблицу «Отличие процессов ощущения и восприятия» (совместно с преподавателем).

Ощущения

Восприятие

  1. Определение
  2. Физиологические механизмы возникновения
  3. Результат
  4. Классификация
  5. Закономерности и особенности

Задание 2. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1).

Ситуационная задача №1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?
Ситуационная задача №2. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом?
Ситуационная задача №3. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как какой-либо предмет. Какая особенность восприятия в этом проявляется?
Ситуационная задача №4. Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без особого труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку бывает трудно самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?
Ситуационная задача №5. Чем объяснить, что слепорожденные, прозревшие после операции, вначале не различают визуально ни формы, ни величины, ни удаленности предметов?
Ситуационная задача №6. Болевое восприятие относится к категории сложных переживаний, а не является простым ощущением, вызванным специфическим раздражителем. Болевое восприятие модифицируется в зависимости от интенсивности, длительности, от состояния сознания, степени внимания индивида, от эмоционального состояния и обуславливающих влияний прошлого опыта. Определите, какой вид боли соответствует следующей характеристике:
A. Боль: глубокая, тупая, ломящая, распирающая, длится почти ежедневно, пациент испытывает состояние безнадежности, депрессии.
Б. Боль: режущая, саднящая, стреляющая, длится минуты, больной испытывает состояние страха.
B. Боль: ноющая, тянущая, длится ежедневно, постоянно, больной испытывает состояние гнева, агрессии или сострадания.
Практическая работа. Пользуясь интернет-ресурсами, выполните методику Психологическая игра «Один раз увидеть или услышать?» (см. приложение № 3).

Итоговый контроль
Выполните тестовые задания № 55-57, 70-72, 88, 89 (Приложение 1).

Основная:
1. Лукацкий М.А. Психология / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 704 с.
2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 636 с.

Дополнительная:
1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч.: курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 119 с.
2. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с.
3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.
4. Большой психологический словарь / Под. общ.ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — Санкт-Петербург.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 672 с.
5. Платонов К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. — Москва: РИМИС, 2011. — 304 с.
6. Гамезо М.В. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу
«Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. — Москва: Педагогическое общество России, 2006. 276 с.
7. Общая и социальная психология / Под ред. Н.Д. Твороговой. — Москва: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997. — 374 с.

Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. Ч.1. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коньшина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 149 с.

144

Рис. IX. 17. Нефертити и запись движения глаз при ее рассматривании

Важнейшим механизмом зрительного восприятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).

Объединение сетчаточных изображений левого и правого глаза в единый образ происходит лишь в том случае, когда объекты проецируются примерно на центральные ямки — фовеа — обоих глаз или в точки, удаленные от середины центральных ямок

на одно и то же расстояние и в одном и том же направлении. Эти пары точек называются корреспондирующими; любые другие точки — диспаратными (изображения в этих точках двоятся).

По закону идентичных зрительных направлений, сформулированному И. Мюллером и Э. Герингом, в одном направлении воспринимаются все объекты, проецирующиеся на корреспондирующие точки сетчаток. Для центральных ямок сетчаток это направление совпадает с линией, прове-

Рис. IX.18. Запись движений глаз в процессе чтения: а) на неподвижную; б) на движущуюся фотобумагу

145

денной через точку фиксации и середину линии, соединяющей правый и левый глаз, т. е. центр так называемого циклопического глаза.

Совокупность точек пространства, которые при данном угле конвергенции (сведения оптических осей левого и правого глаза) проецируются на корреспондирующие точки сетчатки, называется гороптером и представляет .собой окружность, проходящую через центры обоих глаз и точку фиксации (исследования И. Мюллера).

Рис. IX. 19. Закон идентичных зрительных направлений (по Э. Герингу)

146

Рис. IX.20. Теоретический гороптер (по И. Мюллеру): углы а и Р равны между собой, а углы Р и у —не равны

Бинокулярная фиксация развивается в течение первых трех месяцев жизни ребенка (исследования М.Н. Денисовой и Н.Л. Фигурина).

Э. Гибсон и Р. Уорк провели опыт с детьми от 6,5 до 14 месяцев на восприятие глубины. Ребенок помещался в центре стола, покрытого толстым стеклом с клетчатой подстилкой. При этом стекло наполовину свешивалось со стола на высоте 1,5 м над полом, покрытым той же клетчатой подстилкой. Из 36 испытуемых на зов матери подползали к безопасному краю стола 75% детей, к краю с «обрывом» — лишь 8%, 62% детей оставались при

Рис. IX.21. Воздушная перспектива

этом на месте, а 30% — уползали в противоположном направлении.

Опыт говорит о раннем развитии механизмов зрительного восприятия глубины.

Для восприятия глубины немалое значение имеют мускульно-двига-тельные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц.

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. При удаленности предметов большое значение в воспри-

ятии пространства имеет взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

Форма — один из более информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т. е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, тек-

147

Рис. 1Х.22. Линейная перспектива

стуре. В ряде случаев, наоборот, кон-тур выявляется лишь как элемент дан-ной фигуры. На рис. IX.23 (а и б) в равной мере намечены контуры рав-ностороннего треугольника. Вместе с тем воспринимаются эти фигуры по-разному.

При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Восприятие времени — это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, время тянется медленно. При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями — как короткие.

Рис. IX.23. Восприятие формы. Фигура и контур (по В. Метцгеру)

148

Рис. 1Х.24. Схема бинокулярного зрения. При фиксации двумя глазами объекта А его изображение падает на соответственные точки сетчаток обоих глаз. В это время изображения объекта Б (более близкого) и объекта В (более далекого) будут падать на несоответственные точки сетчаток

Рис. IX 26. Иллюзия неравенства сторон (перенос размеров площади на длину сторон)

Рис. IX.25. Какая линия является продолжением линии АБ?

Рис. IX.27. Почему вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных?

Рис. IX.28. Почему линия АБ кажется короче линии АС?

Рис. IX.31. Какое расстояние длиннее: между клювами верхней пары птичек или клювами нижней пары?

Рис. IX.29. Иллюзия контраста яркостей предмета и фона

Рис. IX.30. Какая палуба длиннее?

Рис. IX.33. Является ли окружностью замкнутая кривая?

150

Рис. IX.32. Какая из горизонтальных линий длиннее?

На оценке времени сказывается акясе установка личности. Ожидание лриятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что лселанное долго не наступает.

Восприятие движений — это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде.

Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.

Вопросы и задания по теме

1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?

2. Исследования показали, что при рассматривании объекта глаз никогда не остается в покое: он совершает скачкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те детали, которые несут максимальную информацию.

Объясните, какую роль играют движения глаз в сложном зрительном восприятии. Почему процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта?

3. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом.

4. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. д.). Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?

Рис. IX.34. Параллельны ли горизонтальные линии?

Рис. 1Х.35. Правый верхний угол квадрата кажется не прямым, а острым

151

Рис. 1Х.36. Прямолинейные стороны квадрата кажутся изогнутыми

Рис. IX.37. Равные кубы по мере удаления по законам линейной перспективы кажутся больше

5. Какие основные требования с точки зре-ния психологии восприятия следует предъявлять к демонстрации наглядного материала? Какое значение для восприятия имеет словесное ука-зание?

6. Объясните следующий факт: почему, ког-да человек впервые идет по незнакомой местнос-ти, самостоятельно разыскивая дорогу, он без тру да найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, че-ловеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

7. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том слу. чае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека?

Библиографическое описание:


Колесникова, Г. М. Развитие естественно-научной функциональной грамотности / Г. М. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.3 (111.3). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27961/ (дата обращения: 13.02.2023).



«…первостепенная задача современной

системы образования – это подготовка людей,

обладающих критическим мышлением и способных

ориентироваться в информационных потоках».

Н.А. Назарбаев

Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Цель Национального плана – создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан [1].

Естественнонаучная грамотность – способность школьника осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования, основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферу общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием [2].

Актуальность моего педагогического опыта заключается в формировании у школьников чувства необходимости самообразования и самостоятельного добывания знаний. Но большая часть учащихся не способны самостоятельно добывать знания, следовательно, необходимо разработать задания, которые будут направлять работу учащихся, и тем самым у них будет развиваться естественнонаучная грамотность.Соответственно, если функциональная грамотность это освоение и применение школьниками теоретических знаний по биологии в своей повседневной жизни, то основные задачи ставлю перед собой как учитель для формирования функциональной грамотности у школьников следующие:

— Прежде всего, это создание необходимых условий во время учебной деятельности.

— Применение новых технологий в обучении способствуют развитию функциональной грамотности школьников на уроках биологии.

— Разработка упражнений и заданий, направленных на развитие естественнонаучной грамотности школьников.

При планировании уроков передо мной стоят несколько вопросов. Каким должен быть урок? И какими должны быть задания, для формирования у школьников навыков функциональной грамотности, а,следовательно, и компетентности? Вот уже на протяжении нескольких лет на своих уроках применяю новейшие технологии обучения, критическое мышление, работа в группах и в парах. По мере работы накапливается и материал.

Для развития естественнонаучной грамотности важно включать в материал любой темы биологии упражнения на развитие, конечно же, общеучебных умений и навыков.

Вот несколько примеров учебных заданий из личного опыта.

1. Биологические задачи на формирование умений и навыков 8 класс:

Зрительный анализатор:

Объясните, почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуются исправлять красным карандашом?

Кожная чувствительность:

Часто, при небольших операциях, хирурги применяют местный наркоз, то есть обезболивают небольшой участок кожи и лежащих под ней тканей. Во время такой операции больной чувствует прикосновение ножа хирурга, но не ощущает боли. Дайте объяснение этому явлению.

На формирование понимания изучаемого материала. На уроке биологии в 7 классе информация о том, что не все пауки плетут паутину, была воспринята неоднозначно. Но после самостоятельного изучения дополнительного текста ученики в этом не только убедились, но и сделали вывод о причинах такого явления и указали много разных способов использования паутины в жизни пауками.

Очень интересно ученикам самим придумывать вопросы или тестовые задания. Это делает процесс обучения более эффективным. И развивает такие качества ученика как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Задания, направленные на развитие внимания.

Телофаза

Метафаза

Профаза

Анафаза

Клетка

Орган

Организм

Ткань

Задание №1

Дан перечень некоторых понятий. Расположите их в определенном порядке:

Задание №2

Найдите ошибку в определении:

Питание – это процесс переваривания пищи.

Пищеварение – это процесс механической переработки пищи.

Ферменты – это особые белки, способствующие выделению.

Производители – организмы, потребляющие произведенное.[3]

Конечно, в своей работе применяю групповую и парную работу. Учащимся этот вид деятельности нравится. При планировании таких уроков больше уделяю внимания на самостоятельную работу учеников. Использую методы активного чтения: маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. На самом деле виды групповой работы разнообразны, но все они нацелены на самообразование и самостоятельное добывание знаний.

Результативностью своей работы могу считать следующие данные анкетирования 60 учащихся 8 классов (таблица 1).

Какие навыки вы приобретаете на уроках биологии?

Таблица 1

навыки

Кол-во учащихся

%соотношение

1

Умение ясно и четко отвечать

46

76

2

Умение внимательно слушать

35

58

3

Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.

25

41

4

Умение выявлять вопросы и проблемы, которые необходимо решить на уроке

43

71

5

Умение сравнивать и анализировать явления

44

73

6

Использовать полученные знания в жизненных ситуациях

29

48

Развитие навыков естественнонаучной грамотности совместно с информационными технологиями на уроках биологии способствовало динамике качества знаний учащихся, повышению мотивации учебной деятельности. Данные качества знаний за последние два года приведены на рисунке 1.

Рис. 1. График

Одним из элементов в своей профессиональной деятельности считаю – развитие таких умений и навыков, которые способствуют успешности моих учеников в повседневной жизни. Каждый учитель, работающий в современной школе, обязан научить этому своих учеников. Стремлюсь к этому и я.

Литература:

  1. Национальный план развития функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, утвержденный Правительством Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832.
  2. Н.Л. Галеева “Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии” М., 2006.
  3. Куриленко Е. Н. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-математического цикла. 2014 г.

Основные термины (генерируются автоматически): естественнонаучная грамотность, урок биологии, задание, функциональная грамотность, критическое мышление, навык, повседневная жизнь, самостоятельное добывание знаний, учебная деятельность, функциональная грамотность школьников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему ошибка файл слишком велик для конечной файловой системы
  • Почему ошибка установки принтера
  • Почему ошибка синхронизации google
  • Почему ошибка разбора пакета
  • Почему ошибка при установке драйвера нвидиа