Почему теория базарова оказалась ошибочной

Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И.Писарев, М.А.Антонович и Н.Н.Страхов об «Отцах и детях»

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым в 1862 году, через год после отмены крепостного права. Действие же романа происходит в 1859 году в преддверии реформы. Вполне естественно, что главным действующим героем выступает новый герой русской литературы – революционер-нигилист, разночинец-демократ.

Происхождение Базарова

Евгений Васильевич Базаров – выходец из простой крестьянской семьи. Его дед «землю пахал», отец и мать живут скромно и просто, при этом позаботились о будущем сына – дали ему прекрасное медицинское образование. Зная о крестьянской жизни не понаслышке, Базаров прекрасно понимает, что грядут значительные перемены. В его сознании созрел план по переустройству общественного порядка, заключающийся в абсолютном разрушении прошлого и построении нового мира.

Нигилизм Базарова

Базаров – новый человек. Он – нигилист, материалист, не подчиняющийся иллюзиям, проверяющий все опытным путем. Базаров увлекается естественными науками, всеми днями он трудится, ищет что-то новое.

Личность, по мнению Базарова, — это человек, обладающий знаниями. Он уверен, что именно труд делает из человека человека. Евгений Васильевич всегда оказывается там, где его знания будут полезны. Это выгодно отл

ичает его от других героев и «лишних» людей, а также от людей новой формации.

Базаров зачастую груб и резок в высказываниях: о женщинах, о прошлом, о чувствах. Ему кажется, что все это мешает построению здорового общества будущего. Все, кто не умеет трудиться, не нужны человечеству. Во многом его можно считать неправым. Чего стоит только отрицание основных ценностей человеческого существования: любви, почтения, принципов, природы как храма, души человеческой.

Значимость героя для общества

Наверное, такие люди были необходимы российскому социуму, чтобы всколыхнуть его, заставить посмотреть на все происходящее со стороны. Новые люди появляются в обществе только в периоды исторических потрясений, они обладают особенной духовной мощью, стойкостью и непоколебимостью, умением не прятаться от правды и быть честными перед самим собой даже на пороге смерти.

Базаров-нигилист отлично понимает, что жизнь никогда не будет легкой, от любого человека нужны будут жертвы. И он готов к ним, не изменяя ни на грамм своим убеждениям. Это делает его наиболее привлекательным как для современников, так и для нынешнего читателя.

Любовь в жизни Базарова

Сила его духовности распространяется и на любовное чувство Базарова к Анне Одинцовой – женщине сильной и независимой. Его пленил ее ум, незаурядность взглядов на происходящие события. Понимая, что она не может ради него пожертвовать всем, он признается ей в своих чувствах. Безответная любовь к Анне Сергеевне словно выбивает его из привычнго уклада жизни. Но мне кажется, что если бы смерть не помешала, Базаров смог бы перебороть себя и свои несчастные чувства, которые он мнил за слабость собственной личности.

Развенчание теории Базарова

Порой странный и необычный, герой И.С. Тургенева восхищает читателей набором качеств «совершенного человека»: силой духа, целеустремленностью, стойкостью, умением убеждать и др., хотя и согласиться во всем с Базаровым невозможно. Его теория терпит крах, и герой это осознает – красота, любовь и доброта становятся неотъемлемой частью его души. И с ними он умирает, не найдя применения своим убеждениям.

Столкновение теории и реальности

Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» сталкивается с реальной действительностью. Принципы, которые поставил себе Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности. Отрицая любовь и называя ее белибердой и дурью, Базаров сам оказывается влюбленным в Одинцову. Он постепенно понимает, что его теория терпит крах, что без жизненных ценностей невозможно и существование человека.

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нигилист Базаров», рассмотрит нигилистическую теорию главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенную на отрицании общепринятых норм и вступившую в противоречия с настоящей жизнью.

Отношение к окружающему миру

Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.

Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.

Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.

Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.

Принципы Базарова

Мировоззрение Евгения Базарова построено на принципах отрицания. Он считает, что отрицание в его время – это самое полезное, что есть на свете. Базаров отрицает все общепринятые общественные нормы. Все то, что создано обществом, по мнению Базарова, должно отрицаться. Такая позиция тесно связана с зарождающимися революционными взглядами. И. С. Тургеневу удалось показать появление «новых людей», к которым относится и нигилист Базаров. Старые порядки для главного героя романа «Отцы и дети» являются причиной медленного развития России. Базаров считает, что необходимо разрушить все существующее, чтобы затем построить что-то новое, лучше прежнего. Поэтому он так яро выступал против дворянских принципов, спорил с Павлом Петровичем Кирсановым.

( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )

Базаров в романе «Отцы и дети»

Главный интерес романа сосредотачивается на Базарове. Автор ничего не говорит о том, как развился его герой, как могло сложиться такое лицо. Быстрое окончание романа не дает возможности угадать, какое развитие суждено Базарову впереди. Это молчание имеет основание предполагать, что Евгений образовался не постепенным накоплением отдельных влияний, а быстрым крутым переломом.

Базаров в романе «Отцы и дети» — человек теории, и теория создала его незаметно, без событий, создала одним умственным переворотом. Быстрая смерть Базарова нужна была автору для простоты и ясности картины. Евгений, рано или поздно, должен был измениться. Мы не имеем право упрекать автора за то, что он остановился на одной ступени в развитии героя. Показавши нам живой полный тип в лице Базарова, автор вполне исполнил свою задачу.

Базаров в романе «Отцы и дети», как представитель детей, прежде всего отличается от отцов презрением к барству. Он не признает различия между мужиком и барином. Базаров нигде не возвышает протеста против крепостного права, но все его поступки и убеждения говорят о том, что, по его мнению, крепостное право незаконно. Сильнее всего его протест против барства выражается в прощальных словах Аркадию.

Базаров отрицает все, что отцами считалось непреложной истиной, именно — «принципы», бесплодные разговоры о которых были в большой моде у Рудиных и Михалевичей. Сделавши опыт единственным источником знания, Евгений стал отвергать все: науку, искусство, религию и нравственность.

Заботясь только об удовлетворении физических потребностей, Базаров в романе «Отцы и дети» унизил достоинство человека и приравнял его к животному. Отсюда и отношение его к людям, по его теории, должно было отличаться грубостью. Если известное лицо мне не нравится или мешает мне жить, то я могу, по его теории, нагадить ему или убить. Этот ужасный вывод из своей теории Базаров нигде не высказывает, но он подтверждается не-которыми фактами. Так, Евгений однажды обнаруживает намерение задушить своего приятеля Аркадия, ни с того, ни с сего, просто из-за того, что ему это нравится. В другой раз на замечание Аркадия, что нужно стремиться к улучшению жизни крестьян, Базаров отвечает: «… А я и возненавидел этого последнего мужика…»

Таким образом, теоретические взгляды Базарова ужасны. Евгений вышел бы извергом, разбойником, если бы следовал своей теории. Но жизнь совершенно разбила все его взгляды. Базаров в романе «Отцы и дети» почти во всем поступает против своих взглядов. Он отрицает науку, но на самом деле предан ей осей душой. Он усердно занимается медициной, которая не ограничивается только наблюдением над частными фактами, а, напротив, требует синтетического обобщения, исторических данных и т. п. Базаров старается соблюдать только практические интересы в жизни, но в то же время он исполнен горячей любви к людям «Странное существо человек — хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Он старается холодно, равнодушно относиться ко всем, но через эту внешнюю холодность брызжет горячая струя любви ко всем. Лица, окружающие героя, бессознательно ощущают в нем любящего человека; вот почему к нему обращено столько привязанностей, сколько не сосредотачивает на себе ни одно другое лицо романа. Кроме отца и матери, которые вспоминают и молятся о нем с бесконечной нежностью, Базарова вспоминают и другие лица с искренней любовью, так, в минуту счастья Катя, сестра Одинцовой, и Аркадий чокаются «в память Базарова». Евгений отрицает красоту, поэзию и искусство, а сам на деле искренно влюбляется в Одинцову, увлекается Фенечкой и проч. Базаров честен, правдив и прост с людьми. Таким образом, действительный Базаров в романе «Отцы и дети» совсем не тот, что в теории, которая, как мыльный пузырь, должна была уничтожиться при первом столкновении с действительностью.

Базаров обладает непреклонной силой воли. Он твердо отстаивает свои воззрения и поэтому на каждом шагу вынужден вести ожесточенную борьбу с современными порядками. Протест и самозащита часто бросают его в крайности. Базаров в романе «Отцы и дети» с презрением смотрит на все, способное на уступки или на оговорки. Ничто так его не раздражает, как малейшее отклонение его воли с обычного пути. Евгений, например, почувствовал, что сконфузился перед Одинцовой, и поэтому немедленно рассердился на себя «Вот тебе раз! — бабы испугался!» — подумал он, и, чтобы совершенно подавить в себе застенчивость, развалился в кресле и заговорил «преувеличенно развязно». Прямота и практическая сила, на взгляд Базарова, самые лучшие добродетели. Он и Одинцовой начинает интересоваться потому, что она — «баба с мозгом», «видала виды», «тертый калач». Действительно, Одинцова — сильная натура; она обладает практическим умом, энергией и самообладанием. Базаров мог полюбить только такую женщину, здесь сила одолевает силу. Встретивши отпор со стороны Одинцовой, Евгений долго не мог успокоиться.

Таким образом, борьба за свои убеждения была для Базарова не легка. Но он твердо надеялся, что победа останется на его стороне. Когда Павел Петрович указал ему, что последователей его всего четыре человека с половиною и миллионы противников раздавят его, Евгений спокойно отвечал: « — Коли раздавят, туда и дорога».

Базаров в романе «Отцы и дети» умирает от случайной причины, а не от удара своих противников. Поэтому смело можно предположить, что победа осталась бы на его стороне. Но в этой борьбе многое из его убеждений должно было измениться, отпасть или аргументироваться иным образом.

Источник: Пишем сочинения по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». М.: «Грамотей», 2006

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

­Пример сочинения 1

В чем сущность нигилизма Базарова? Роман “Отцы и дети” направлен против дворянства.

Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы “Записки охотника”), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.

Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией. В “Отцах и детях” и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной.

Носителем этой новой морали является главный герой романа – Евгений Васильевич Базаров. Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания.

Что же отрицает Базаров? “Все”, – говорит он, А все – это то, что относится к минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию, самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник.

Одна из черт нигилизма вообще – отрицание духовных и материальных ценностей.

Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном состоянии его не волнует.

Пренебрежение Базарова к материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта – признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность “романтизмом” и “вздором”, он презирает людей – ее носителей.

“Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта”, – говорит Базаров.

Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины.

Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь толком в этих вещах.

Он обнаруживает полное незнание литературы (“Природа навевает молчание сна”, – сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви.

Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость.

Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не существует, и это – причина его цинизма.

Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами.

Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие ученые – его учителя. Я не думаю, что это противоречие.

Немцы, о которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то знания.

Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся, допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям.

Базаров – нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами героя другого романа Тургенева, Рудина, “скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием”. Эти слова применимы к Евгению Васильевичу.

– Да ведь надобно же и строить. – Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.

Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает. Базаров – разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен.

Он порожден благородным идеалом Базарова – идеалом сильного, умного, мужественного и нравственного человека.

У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным поколениям. Первое – поколение времени, в котором он жил. Евгений типичен для этого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства. Второе – поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.

Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных людей, и только. “Исправьте общество, и болезней не будет”. Базаров в этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать. Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам, а по своим естественным ощущениям, по совести, – человек будущего. Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих далеких потомков.

Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть вперед и подумать, куда же оно идет.


Пример сочинения 2

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».

Персонажи романа трактуют это понятие по-разному. Аркадий Кирсанов, считавший себя последователем Базарова, объясняет, что нигилист – человек, относящийся ко всему с критической точки зрения. Павел Петрович, представитель старшего поколения, говорил следующее: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но полностью ощутить на себе весь смысл этой философии, осознать сильные и слабые стороны нигилизма мог только Евгений Базаров.

Базаров связывал нигилизм с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Герой действительно ничего не брал на веру, досконально проверяя всё опытами и практикой, природу считал не храмом, а мастерской, где человек является работником. И сам Базаров никогда не сидел без дела, не сибаритствовал, как Аркадий, например. Евгений полностью отрицал искусство во всех его проявлениях, не верил в любовь, презирал её, называя «романтизмом» и «вздором». Творчество Пушкина считал ерундой, игру на виолончели – позором. Во время спора с Павлом Петровичем Евгений заявил, что порядочный химик гораздо полезнее поэта. Он ценил только то, что можно потрогать руками и отрицал духовное начало. Подтвердить это может цитата: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду?». Евгений Базаров гордился своей теорией, считал её истины непоколебимыми.

Особенную роль играют женские образы Тургенева. Они всегда проникнуты легким романтизмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно они пробуждают у героев их лучшие духовные качества, меняют их в корне. Так случилось и с Базаровым. Судьба словно сыграла с ним злую шутку. Еще совсем недавно, услышав откровенную историю о несчастье Павла Петровича, нигилист высказал, что человек, поставивший жизнь на карту любви не является мужчиной и самцом.

В жизни Базарова появилась Анна Одинцова. Базаров сразу обратил на неё внимание. «Это что за фигура? На остальных баб не похожа», — впечатлен Евгений. Позже герой осознает, она – особенная. Ему нравится её присутствие, её близость к нему делает его счастливым. Сам того не замечая, Базаров всеми силами пытался произвести на неё впечатление, но отрицал свои чувства, закрывался грубостью. Евгений начал постепенно меняться, злиться, тревожиться. Придерживаясь ранее теории «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – отвернись». Но, несмотря на то, что от Одинцовой было трудно добиться толку, он не мог отвернуться. При воспоминаниях о ней он невольно осознавал «романтическое» в себе. Его борьба с чувством проходила безуспешно. Любовь не могла долго томиться в его душе, требовала признания. «Я люблю вас, глупо, безумно», — задыхаясь, не справляясь с потоками страсти, молвит герой. Анна Сергеевна не способна была любить, Базаров не получил отдачи и бежал в родительский дом. Даже не от Одинцовой, а от самого себя.

Евгений все-таки сильная натура, он не раскис, но разочаровался в теории. Вед то, что он отторгал и презирал, завладело им. Герой понимает, что любовь выше, сложнее теорий, не подчиняется законам физики. Это говорит о несостоятельности нигилизма. Именно любовь привела к кризису взгляды и отношение Базарова к жизни. Неспособность любить Одинцовой, необходимость переосмысления своих ценностей и принципов привели к тому, что герой трагически погибает, ведь это единственный способ достичь спокойствия в полной мере.

И.С. Тургенев показывает, что невозможно бесследно отрицать то, что является основой существования человека. Духовное начало берет верх. Чувства, рождающиеся в душе даже самого ярого нигилиста, способны погубить любые устои и идеи. Настоящие ценности нельзя презирать, как бы люди ни старались это сделать. Такая позиция приведет только к противостоянию с самим собой, безграничной внутренней борьбе. И всегда нужно помнить, что сила любви в том, что каждый перед ней бессилен.


Пример сочинения 3

Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери.

По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.

Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,— говорит Базаров… — В теперешнее время полезнее всего отрицание,—мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,— самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобр

Такая позиция приведет только к противостоянию с самим собой, безграничной внутренней борьбе. И всегда нужно помнить, что сила любви в том, что каждый перед ней бессилен.


Пример сочинения 3

Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери.

По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.

Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,— говорит Базаров… — В теперешнее время полезнее всего отрицание,—мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,— самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.

Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь.

Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.

Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.

Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.

Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».

Несостоятельность теории нигилизма Базарова

1 круг странствий Базарова

           Марьино                           Никольское                                                 Родительский дом

    (усадьба Кирсановых)        (имение Одинцовой)        (небольшой домик)

              Конфликт с                         Спор с Одинцовой                                                 Конфликт с родителями,

Павлом Петровичем Кирсановым        переоценка взглядов

2 круг

          Марьино        Никольское                                                         Родительский дом

Дуэль с Павлом Петровичем        Признание в любви Одинцовой        Разочарование в нигилизме

        (попытка проверить         (Отказ Одинцовой)                                                (Одиночество, смерть)

нигилистические взгляды)

     Идейное содержание романа «Отцы и дети» определяет композицию романа. Тургенев выбрал кольцевую композицию: он дважды проводит Базарова по кругу «Марьино – Никольское – родительский дом». В первый раз, появившись в Марьине, в усадьбе Кирсановых, Базаров предстаёт перед нами как истинный нигилист, отрицающий всё: и моральные устои, и природу, и искусство, и любовь, и религию. Базаров и Павел Петрович Кирсанов – люди,  совершенно противоположные по своим взглядам на  жизнеустройство. Они принадлежат к разным социальным слоям общества: один  дворянин, другой вышел из простого народа, и даже при всей сдержанности между ними должно произойти серьёзное столкновение. У Базарова сильно развито чувство самолюбия, он не привык поддаваться чужим влияниям, а, наоборот, умеет подчинять себе других, как это случилось с Аркадием. Павел Петрович Кирсанов тоже человек самолюбивый, гордый, принципиальный, умеет отстаивать свою точку зрения. Оба персонажи – личности сильные, с чувством собственного достоинства.

Их мнения расходятся во всех четырёх основных направлениях: о роли дворянства (аристократии), о сути нигилизма, об отношении к русскому народу, о взглядах на искусство и природу. Павел Петрович именно в аристократии видит основную  движущую силу в  обществе, а Базаров обвиняет аристократов в «ничегонеделании», что от них никакой пользы нет. Кирсанов «побледнел» и больше не заводил разговора об аристократизме. Это означает поражение Павла Петровича. В споре о принципах нигилизма Кирсанов обвиняет нигилистов в беспринципности. На что Базаров уверенно отвечает, что нигилисты действуют из принципа полезности обществу. Отрицание для них и есть полезность. Павел Петрович против разрушения всего общественного строя, он выступает за сохранение старых порядков. Споря о народе, Павел Петрович утверждает, что русский народ – патриархальный, свято чтит предания, религиозен. По его мнению, отсталость народа есть залог спасения общества. А Базарова возмущает отсталость народа. Он трезво оценивает бедственное положение крестьян, выступает против необразованности и отсталости народа. Вопрос об искусстве — слабое место для Базарова. Он вообще не признаёт искусства, скорее всего потому, что не знает его. Искусство не приносит никакой пользы, в отличие от науки. Кирсанов же ценит в основном традиционное искусство, начиная с Рафаэля. На природу Базаров смотрит как на мастерскую, не видя в ней ни источника вдохновений,  ни красоты, благотворно воздействующей на душу человека.

     Таким образом, из идеологического конфликта победителем выходит всё-таки Базаров. Его доводы выглядят более убедительными, вескими. Он держит себя в споре с Павлом Петровичем уверенно, спокойно. Эта самоуверенность выводит из себя Кирсанова, и создаётся впечатление, что он потерпел поражение в словесной дуэли.

    Между Базаровым и Одинцовой мало общего: Анна Сергеевна- аристократка, безмятежная, холодная, образованная «герцогиня», а Базаров – «лекарь», циничный внешне и неравнодушный, как оказалось позже, внутри. Базаров пугает Одинцову своей необузданностью, грубостью. Основа её жизни – спокойствие, постоянство, установившийся распорядок, и для Базарова в её жизни места нет.  Базаров понимает, что влюбился в Одинцову, как мальчишка. В то же время он осознаёт, что Анна Сергеевна не может ответить ему взаимностью: слишком они разные. Во время разговора с Одинцовой  в Никольском Базаров впервые почувствовал себя побеждённым. Против любви Базаров оказался бессилен. Базарову ничего не остаётся, как отправляться к родителям. Он говорит, что любит родителей, а приезжает к ним в последнюю очередь. Да и то, может быть, что его обидели в Никольском. Где-то в подсознании Базаров ищет поддержки у родителей, зная, что его здесь любят и ждут. Но пути стариков-родителей и взрослого сына-нигилиста давно разошлись. Базаров как истинный нигилист не может принять взглядов отца, а Василий Иванович далёк от современных взглядов молодёжи. У них, несомненно, разные цели в жизни. Цель  Базарова – разрушить всё старое, значит, и патриархальный уклад родителей. А родители не могут и не хотят ничего менять в своей жизни, их время прошло. Так, назревает конфликт и с родителями.

     Второй круг Базаров совершает сильно изменившимся: он познал сомнение, познал любовь, пытается мучительно  сохранить свою теорию, которая позволяла бы ему удерживать своё превосходство над остальными людьми. Тургеневу важно показать, изменился ли Базаров в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, с которыми он спорил, отстаивая свои нигилистические принципы. Если в первый приезд Базарова в Марьино закончился идеологической дуэлью, то во второй приезд конфликт вылился в настоящую дуэль. Павел Петрович Кирсанов также неприязненно относится к Базарову, и в конце концов он вызывает нигилиста на дуэль. Но даже дуэль не разрешила спор в пользу Кирсанова. Базаров остался непреклонен перед аристократизмом Павла Петровича, а дворянин Кирсанов выглядит теперь ещё более смешным в его глазах. Вскоре Базаров понимает, что Аркадий не разделяет его взглядов и не может быть единомышленником. Аркадий такой же аристократ, как и старшие Кирсановы. Поэтому Базаров спешит покинуть Марьино и едет снова в Никольское, к Одинцовой, в надежде на то, что вдруг она изменила своё отношение к нему и смогла его принять таким, каков он есть. Но чуда не случилось: Одинцова осталась холодной, расчётливой «царицей». Потерпев поражение от женщины, уязвленное самолюбие Базарова  ищет утешения опять под родительской крышей. Теперь он едет домой к старикам зализывать раны, полученные в результате безответной любви. Так, абсолютно уверенный в правоте своих взглядов, сильный, могущественный человек, столкнувшись с любовью к женщине, «чепухой», убедился в несостоятельности теории нигилизма. Чем больше он анализирует свои принципы, чем больше обдумывает свои поступки, тем сильнее его разочарование. Сам себе он уже не кажется прежним гигантом, его принципы отрицания разбились о жизненные устои и вечные законы природы. Таким образом, логическая цепочка показывает, что, пройдя проверку  нигилизма, Базаров остаётся один и убеждается в своей ненужности и несостоятельности принципов отрицания. По-другому и быть не могло, ведь в Базарове преобладает разумное начало, тогда как в человеке должно быть поровну душевного и разумного.И только сцена гибели могла сохранить в Базарове сильную, непоколебимую личность, чьё время ещё не пришло, программа для них ещё не выработана. Несмотря на трагический финал, такой герой был необходим в литературе предреформенной России. Тургенев показал пример будущего революционера- демократа, способного повлиять на общественно- экономическое положение России. (Логическая цепочка составляется по ходу изучения романа, а вторая часть цепочки завершает  анализ последней сцены. Полностью схема может быть использована на итоговом уроке.)

Сравнительная характеристика Базарова и Павла Кирсанова

Евгений Базаров

Павел Петрович Кирсанов

Неказистый внешний вид. Пренебрежение к внешнему виду, манерам. Плебейские манеры. Недружелюбное отношение к Павлу Петровичу. Сдержанность. Сильно развитое самолюбие, гордость. Ежедневный труд, приносящий реальную пользу, — естественное состояние. Труд на первом месте. Сам зарабатывает на хлеб. Твёрдость демократических убеждений. Самоограничение и самоотдача. Разночинец. Умеет подчинять себе других, не поддаётся чужому влиянию. Немногословен, самоуверен, сдержан, самокритичен. С чувством собственного достоинства. И благородства. Доводы убедительные, веские. Жизнестойкость в испытаниях.

Аристократ в манерах и поведении. Постоянно заботится о внешнем виде. Дворянин, сибарит. Не привык к труду, белоручка. Живёт за счёт эксплуатации крепостного труда. Сословные привилегии помогали в достижении жизненных благ, сделать карьеру. Ненавидит нигилистов, демократов. Придирается к каждому слову Базарова, вызывая его на спор. Крайне самолюбив. Безответная любовь- крах всей жизни и крест на карьере. Не поддаётся чужим влияниям. Многословен, фразёр. Его «принсипы» — «аристократизм» и догматизм.

                                                                 Идеологическая дуэль Базарова и Кирсановых

Евгений Базаров

Кирсановы

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

«Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её…без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократизме эти чувства развиты, — нет никакого прочного основания общественному…зданию»

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

«И природа пустяки?»

«Всякий человек сам себя воспитать должен»

«Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится»

«Рафаэль гроша медного не стоит»

«…наши художники в  Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть  не дураком…а у самих фантазии дальше «Девушки у фонтана» не хватает»

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»

« А теперь пошли всё какие-то химики да материалисты…»

«А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня»

«Да вспомни его воспитание, время, в котором он жил»

«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения»

«..Русский народ свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему провалилась педаль сцепления на гранте как исправить
  • Почему телефон сам перезагружается хонор 7а как исправить
  • Почему принтер эпсон печатает полосами как исправить
  • Почему телефон сам нажимает на экран как исправить
  • Почему принтер показывает ошибку печати