Теория главного героя романа «Преступление и наказание» отличается жестокостью. Раскольников придает ей величия, стараясь самостоятельно проверить, испытать на себе. Достоевский показывает неизбежность краха в реальной жизни персонажа, в его самосознании. Эта идея ложится в основу всего знаменитого произведения.
Начало романа описывает жизнь молодого студента, столкнувшегося с проблемой бедности, нищеты. Он не может смириться со своим положением в обществе, унижениями, лишениями. Теория идеи Раскольникова и ее крах базируются на несправедливом отношении мира к окружающим, вызвавшим изменение мировоззрения студента. Он отказывается от моральных, нравственных ценностей, разделяя всех людей на две категории.
Первый класс – обыкновенные жители. Герой считает их неспособными на поступки. Второй класс – граждане, имеющие право на все. Именно они движут человечество вперед, нарушая общепринятые каноны.
Одна из причин, почему теория Раскольникова потерпела крушение, – это условность разделения человечества, неуважение к обыкновенным людям, имеющим право на достойную жизнь.
Почему теория Раскольникова потерпела крах
Объяснить крушение теории Раскольникова кратко можно на основе нескольких эпизодов романа:
- Раскольников решает самостоятельно провести тест, чтобы определить категорию людей, к которой принадлежит он. Для этого он планирует совершение убийства процентщицы;
- Персонаж оправдывает свои действия тем, что действует с благими намерениями. Убив старуху, он хочет помочь обездоленным людям, своей семье;
- В силу обстоятельств герою приходится убить и сестру пожилой женщины;
- Родион взял деньги, имущество, но спрятал все под камнем. Он рассчитывал, что сможет помочь нуждающимся, когда обретет финансовую стабильность. Деньги, добытые нечестным путем, не помогли в реализации его планов;
- Жизнь преподносит персонажу урок в виде мучительных страданий. Родион заболевает.
Убийство Лизаветы не было вызвано идейными побуждениями. Раскольников избавился от свидетеля, чтобы не быть пойманным. Когда запертая дверь вызвала подозрения у посетителей старухи, убийца не опустил топор. Он был готов до последнего сражаться, чтобы избежать наказания.
В чем заключаются причины краха теории Раскольникова
Писатель заостряет внимание читателя, выделяя следующие причины краха теории Раскольникова:
- Безнравственность взглядов главного действующего лица. Все люди – равноценные, нельзя разделить человечество на тварей и тех, кому все дозволено;
- Пролитие крови карается юридическими, нравственными, религиозными нормами. Разрешение на убийство во благо является негуманным, абсурдным;
- Задание персонажа не выполнено – он никому не помог. Студента приводит в ужас чувство собственной слабости, человечность. Он осознает, что относится к классу безвольных тварей. Его не мучает раскаяние, вина за лишение жизни двух человек;
- Раскольников – изъян идеи, порожденной самостоятельно. Он стремится походить на Наполеона, но теряет веру в себя.
Достоевскому удалось точно описать состояние души убийцы. Его преследуют видения, кошмары. Приходит осознание, что от убийства пострадала его собственная душа. Он стал грешником.
Смотри также: Чему учит «Преступление и наказание»: нравственные уроки Раскольникова
Пример сочинения 1
Суть теории Раскольникова
По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:
«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»
— Раскольников в разговоре с Соней. Часть 3, глава V.
Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.
«Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, – это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.»
— Раскольников. Часть 3, глава V.
Порфирий Петрович, следователь ведущий дело об ограблении и убийстве старухи-процентщицы резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:
«Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.»
— Порфирий Петрович. Часть 3, глава V.
Аркадий Свидригайлов случайно подслушавший Разговор Раскольникова с Соней, называет его теорию «так себе теорией», хотя и частично соглашается с ней:
«Тут была тоже одна собственная теорийка, – так себе теория, – по которой люди разделяются, видите ли, на материал и на особенных людей, то есть на таких людей, для которых, по их высокому положению, закон не писан, а, напротив, которые сами сочиняют законы остальным людям, материалу‑то, сору‑то. Ничего, так себе теорийка…»
— Свидригайлов.
Часть 6, глава V.
«…своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!»
— Свидригайлов. Часть 6, глава V.
Поначалу, Раскольников относил себя к «высшим», но не был уверен в этом окончательно. Поэтому, задавая себе вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?» он искал уверенности в себе, что он высший класс людей (которые имеют право), а не низший (тварь дрожащая).
Теория Раскольникова: от идеи до её крушения
Достоевский в своём произведении «Преступление и наказание» создаёт самого известного и анализируемого криминального персонажа в литературе – Раскольникова Родиона Романовича. В романе рассказывается о студенте, который живёт в ужасных условиях. В его голове рождается страшная по своей идее теория, которая в результате терпит крах. После прочтения произведения можно долго рассуждать, что способствовало возникновению теории Раскольникова и её неминуемому краху, какую роль сыграли в судьбе бедного молодого человека второстепенные персонажи. Не зря социально-философский роман часто является темой для сочинений, так как почвы для размышлений дарит множество.
Становление теории
Если попытаться кратко пересказать произведение «Преступление и наказание», то оно будет больше похоже на детектив, а не роман. Однако после прочтения первых глав становится понятно, что речь идёт не о маньяке, а о человеке, у которого были причины на преступление.
Главный герой – скромный и достаточно умный молодой человек – Родион. Он живёт в коморке, размером со шкаф, без гроша в кармане и тщетных попытках что-то заработать. Бывший студент, бросивший учёбу из-за нехватки денежных средств, рождает в своей голове антигуманную теорию. Эта идея, поначалу придуманная «в шутку», становится для него всё более реалистичной и обоснованной.
В конечном итоге он решается на убийство старухи-процентщицы – Алёны Ивановны. Изъян старухи заключался в её злости, подлости и богатстве.
Суть теории Раскольникова
Она построена на привилегированности одних людей над другими. Основная идея теории Раскольникова заключается в том, что он делит людей на 2 типа:
• обыкновенные – это обычная серая масса, которая волочит своё жалкое существование;
• необыкновенные – сверхлюди, которые творят историю. Они имеют право уничтожать людей из низших слоёв и нарушать все законы для личных целей.
Совершая преступление, Раскольников хочет доказать себе, что он относится к категории людей необыкновенных. Согласно его теории, задуманное убийство должно было пойти во благо человечества. Ведь забрав деньги старухи он может потратить их на образование и принести в будущем пользу обществу. Но его ждет разочарование. Уже во время убийства, по, казалось бы, чётко спланированным действиям, нарушается его план, и Раскольников убивает ещё и случайного свидетеля. Крах теории Раскольникова для читателя был очевиден изначально, так как она бесчеловечна.
Крушение теории Раскольникова
Желая улучшить мир вокруг себя, Раскольников со временем понимает, что совершённое убийство никому не принесло пользы. А он сам становится причиной многих трагедий (смерть матери, заключение Миколки, убийство ещё одного невиновного человека и т. д.). Раскольников осознает бессмысленность своих действий и начинает чувствовать себя загнанным зверем, потому что, с одной стороны, его мучает совесть, а с другой — он боится ошибиться и выдать себя.
По ходу романа, идея Раскольникова всё больше рушится, как песочный замок. Достоевский начинает опровергать ужасный замысел главного героя, указывая на то, что нет никаких критериев, по которым можно делить людей на обычных и необычных. Это происходит на фоне ужасных мучений и терзаний Родиона.
Не справившись со своими мыслями, он всё рассказывает Соне Мармеладовой, которая в романе изображается в роли проститутки. Она полностью опровергает его теорию, так как не относится ни к каким из двух типов людей. Мармеладова сама выбрала свой путь. Ради своей семьи она была готова пожертвовать собой, но, при столь ужасных условиях жизни, смогла сохранить внутреннюю чистоту. Духовное исцеление Раскольникова происходит в тяжёлом труде над собой, когда он признаётся в провале своей теории и принимает истину Сони — истину христианского смирения и прощения.
После бесед с Мармеладовой, Родион сам признается в преступлении и его отправляют на каторгу. Начало его исцеления начинается в заточении. Там ему снится сон, в котором человечество полностью себя уничтожает, убивая друг друга во благо своего благополучия. Именно после этого сна становится понятно, почему теория Раскольникова потерпела крах. Насилием нельзя оправдать ни одно действие, и если бы все жили по такой теории, то в мир погряз бы в убийствах, приводящих к полному самоуничтожению. Все люди на земле равны, а жизнь — величайшее богатство, полученное в дар, которое необходимо беречь.
Пример сочинения 2
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский описывает середину XIX века со всеми ее сложностями: революционной борьбой, усугубившимися социальными отношениями. Автор придерживается позиции борьбы с этими процессами, видит в них причину, по которой совершаются преступления.
Воплощая свои мысли в образе Раскольникова, писатель описывает ситуацию, толкнувшую молодого человека на убийство, и раскрывает его душевные переживания. Родион — бывший студент, ныне он прозябает в убогой нищете. Несмотря на то, что он не лишен милосердия и отзывчивости, бедственное положение доводит его до физического и морального истощения. Раскольников всюду видит бесправие и бедность. В этих неблагоприятных обстоятельствах и рождается его теория, гласящая, что люди делятся на две категории. Те, кто входят в первую, — «необыкновенные». Например, Наполеон, или любой другой человек, который управляет миром или достиг вершин в своем деле. Вторые — лишь «твари дрожащие». Теория основывается на мысли, что счастья первых можно достичь лишь угнетением вторых. Раскольников не знает, к какой категории отнести себя, и поэтому решает совершить убийство, чтобы получить право называться «необыкновенным». Жертвой становится старуха-процентщица.
Даже преступление добрый по сути своей Раскольников оправдывает благородными мотивами. Он намеревается сделать мир лучше, но осознает, что изменений не произошло. В этот момент теория начинает опровергаться. Герой страдает, его мучает совесть, но в то же время он боится, что кто-то узнает о преступлении, и каждый его новый шаг отныне сопровождается подозрениями и ужасом. Его эксперимент провалился, он готов смириться с тем, что все же оказался «тварью дрожащей», но сами идеи продолжает воспринимать как верные. Окончательно теория рушится только под влиянием Сони Мармеладовой: она уговаривает Раскольникова сознаться в содеянном. Вера в Бога ведет их обоих. Освобождение от губительных мыслей возвращает Родиона в мир, он начинает осознавать, что придуманных им различий нет, и все люди достойны жизни и счастья.
Ф.М.Достоевский не в первый раз вносит в свои произведения христианские мотивы, но именно в «Преступлении и наказании» религиозные ценности не просто показываются в лучшем свете: они спасают главного героя и приводят его к искуплению. Ф.М.Достоевский говорит о том, что преступление недопустимо вне зависимости от его причины, а теория, для подтверждения которой нужно убийство, не имеет права существовать.
Пример сочинения 3
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отображена жизнь русского народа второй половины 19 века, в те времена, когда государство испытывало большие потрясения в социальном плане. Автор хотел обличить все пороки буржуазного общества, которое, по его мнению, вынуждало многих людей на ужасные поступки, совершенные от отчаяния и безысходности. Причем ему удалось показать не только то зло, что доступно человеческому глазу, но и то, что кроется в глубине подсознания.
Главный герой романа – Родион Раскольников, бывший студент, который был вынужден бросить учёбу из-за беспросветной нищеты. Он обречён на ужасное существование, безысходность его положения не оставляет никаких надежд на лучшее будущее. Однако, став жертвой буржуазного мира, Родион смог всё же сохранить свои умственные способности, аналитическое мышление и любовь к ближним. Именно это выделяло его среди всей остальной серой массы, прозябающей на окраинах Петербурга.
Острое чувство несправедливости зародилось в душе Раскольникова после долгих наблюдений за жизнью обездоленных людей, потерявших человечность и нравственность не по своей вине. Нескончаемая нищета, которую было невозможно победить, серый, давящий город, страдания и потери окружающих – всё это подтолкнуло бедного студента к созданию некой теории.
Будучи человеком образованным, Родион понимал, что изменить собственную жизнь и судьбу близких он сможет только после того, как изменится весь мир. Такие перемены были немыслимыми, поэтому он и решил начать борьбу против неправильных устоев и порядков. Длительные размышления об основах несправедливого социального устройства привели его к выводу, что всё общество можно разделить на два вида: низшие люди, функция которых заключается только в продолжении рода, и избранные личности, имеющие право вершить судьбу человечества, прибегая к любым жертвам ради достижения своей высшей цели. Они могут жертвовать многими жизнями и не останавливаться перед преступлениями. Именно эти необыкновенные люди управляют миром, достигают небывалых высот в науке, культуре, религии. Часто современники считают их тиранами и жестокими деспотами
Окончательно теория рушится только под влиянием Сони Мармеладовой: она уговаривает Раскольникова сознаться в содеянном. Вера в Бога ведет их обоих. Освобождение от губительных мыслей возвращает Родиона в мир, он начинает осознавать, что придуманных им различий нет, и все люди достойны жизни и счастья.
Ф.М.Достоевский не в первый раз вносит в свои произведения христианские мотивы, но именно в «Преступлении и наказании» религиозные ценности не просто показываются в лучшем свете: они спасают главного героя и приводят его к искуплению. Ф.М.Достоевский говорит о том, что преступление недопустимо вне зависимости от его причины, а теория, для подтверждения которой нужно убийство, не имеет права существовать.
Пример сочинения 3
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отображена жизнь русского народа второй половины 19 века, в те времена, когда государство испытывало большие потрясения в социальном плане. Автор хотел обличить все пороки буржуазного общества, которое, по его мнению, вынуждало многих людей на ужасные поступки, совершенные от отчаяния и безысходности. Причем ему удалось показать не только то зло, что доступно человеческому глазу, но и то, что кроется в глубине подсознания.
Главный герой романа – Родион Раскольников, бывший студент, который был вынужден бросить учёбу из-за беспросветной нищеты. Он обречён на ужасное существование, безысходность его положения не оставляет никаких надежд на лучшее будущее. Однако, став жертвой буржуазного мира, Родион смог всё же сохранить свои умственные способности, аналитическое мышление и любовь к ближним. Именно это выделяло его среди всей остальной серой массы, прозябающей на окраинах Петербурга.
Острое чувство несправедливости зародилось в душе Раскольникова после долгих наблюдений за жизнью обездоленных людей, потерявших человечность и нравственность не по своей вине. Нескончаемая нищета, которую было невозможно победить, серый, давящий город, страдания и потери окружающих – всё это подтолкнуло бедного студента к созданию некой теории.
Будучи человеком образованным, Родион понимал, что изменить собственную жизнь и судьбу близких он сможет только после того, как изменится весь мир. Такие перемены были немыслимыми, поэтому он и решил начать борьбу против неправильных устоев и порядков. Длительные размышления об основах несправедливого социального устройства привели его к выводу, что всё общество можно разделить на два вида: низшие люди, функция которых заключается только в продолжении рода, и избранные личности, имеющие право вершить судьбу человечества, прибегая к любым жертвам ради достижения своей высшей цели. Они могут жертвовать многими жизнями и не останавливаться перед преступлениями. Именно эти необыкновенные люди управляют миром, достигают небывалых высот в науке, культуре, религии. Часто современники считают их тиранами и жестокими деспотами, но следующие поколения, оценив их поступки по достоинству, начинают почитать и заносят в историю как великих деятелей. Таким, по мнению Родиона, был его кумир Наполеон. Он восторгался его решительностью и безжалостностью. А предназначение представителей первого вида заключалось всего лишь в прислуживании этим сверхлюдям, их личные интересы отходили на второй план.
До совершения убийства Раскольников надеялся, что относится именно к выдающимся людям. Он хотел верить в то, что изменит мир, станет особенным человеком в своей среде. В основе всей теории лежит мысль о том, что счастливое будущее для большинства возможно путём уничтожения меньшинства.
Изначально Раскольниковым двигали совсем не эгоистические мотивы, он был одержим идеей всеобщего благополучия. Он совершил убийство, став преступником, для того чтобы в мире стало меньше несправедливости, чтобы доказать себе самому, что он не «тварь дрожащая». Он сам говорил о том, что причиной преступления были не деньги, а именно теория. Однако жизнь преподнесла ему тяжёлый урок – мир не стал лучше. После убийства процентщицы Родион сталкивается с ужасными душевными муками, кошмары и страхи перед наказанием не отпускают его ни на секунду. Ф.М. Достоевскому удаётся в полной мере передать внутреннее состояние главного героя, при помощи описания его снов и видений. Становится ясно, что Раскольников понимает цену, которую придётся заплатить за совершённое убийство: лишив человека жизни, он обрёк на гибель свою бессмертную душу. В итоге создатель теории о сверхлюдях впадает в отчаяние, он увидел, что преступление не принесло никому пользы. Его теория, в которую он так верил, не дала никаких результатов, выходит, что она не имеет смысла.
Встретившись с Лужиным и Свидригайловым, Раскольников увидел насколько похоже их понимание жизни на его собственное. Ранее он считал, что его теория поможет миру избавиться от таких людей, а оказалось, что он ненавидит в них то, что есть в нём самом. Они оказались очень близки ему по духу и по идее. Их всех объединяло желание возвыситься над окружающими любым способом.
Смерть старухи-процентщицы отгородила Раскольникова от всего мира. Он стал чувствовать себя чужим среди любого общества, а в одиночестве очень трудно осознать истину. Родион мечется в поисках родственной души, которая смогла бы облегчить его страдания и со временем он находит её в лице Сонечки Мармеладовой. Она тоже преступила нравственные законы, нарушив основы морали, загубила свою душу. Именно этой девушке предстоит окончательно разрушить теорию Раскольникова своим милосердием и покорностью судьбе. Теперь главный герой стал неуверенным в самой сути теории, можно ли стать выдающимся человеком, причиняя окружающим боль и страдания? Он пришёл к выводу, что нельзя быть и тираном и благодетелем одновременно. Невозможно спасти человечество, уничтожая его. Попытка доказать, что он превыше всей серой массы, провалилась. Теперь Раскольников осознал, что все его рассуждения были ошибочными, и был готов покорно принять наказание за совершённое преступление. Это наказание стало для него долгожданным освобождением от душевных мук. Когда справедливость восторжествовала, его совесть успокоилась, перестала съедать изнутри. Именно в этот момент главный герой окончательно отказался от своей нечеловеческой теории, возродившись для новой жизни. Самого воскрешения Ф.М. Достоевский не показывает, но изображает долгий и тернистый путь Раскольникова к нему.
Основная мысль романа «Преступление и наказание» заключается в том, что преступлению, совершённому даже с благородной целью, нет места в человеческом социуме. Теория, основанная на убийстве хотя бы одного человека, ради счастья остальных, не имеет права на существование.
Как и почему появилась теория Раскольникова
Родион Раскольников — главный герой романа. Это — чрезвычайно умный, одаренный студент, который не имеет ни гроша и живет в ужасных условиях. Он не может продолжать учебу и найти работу. Полная нищета, которая его окружает и отсутствие какой-либо надежды вырваться из нее, доводят юношу до крайности.
Неустойчивый политический строй и последствия реформ, которые лишили народ традиционных взглядов и моральных принципов, оказывают на него большое влияние. Он каждый день видит, как нарушаются принятые ранее моральные нормы, как люди совершают поступки, выходящие за рамки приличий. В его неокрепшем, но развитом аналитическом разуме рождается страшная по своей сути теория, которая укореняется в его голове и в результате толкает на убийство.
Суть теории
Раскольников делит всех людей на два типа:
- “Сверх-человеки” — это волевые незаурядные личности, которые творят историю (к таким он относит Наполеона).
- “Твари дрожащие” — это все остальные люди, влачащие заурядное существование.
Важно! Сильные люди, по его мнению, имеют право совершить любое преступление, если оно будет оправдано для свершения великой цели.
В ходе своих размышлений Раскольников пытается определить, к какой категории отнести себя. Он решает, что доказать свое превосходство можно, совершив преступление, не испытывая при этом угрызений совести. Он считает, что уничтожение эксплуататоров общества может быть достойной целью. К этому типу Раскольников причисляет и старуху-процентщицу — Алену Ивановну, которая наживается на страданиях бедных людей. Он хочет забрать ее деньги и помочь нуждающимся.
Важно! Эта теория пересекается с идеологическими настроениями революционной демократии, которые царили в то время, и дополнена оригинальной философией индивидуализма, которая допускает нарушение моральных принципов и “кровь по совести”.
Раскольников считает, что развитие человечества невозможно без насилия и жертв, которые осуществляют великие люди. Высокое самомнение толкает его на реализацию плана, который сможет доказать ему, что он не “тварь дрожащая”.
Реализация и развенчание
Развив свою теорию, студент решается на ее подтверждение. С самого начала весь его точно разработанный план нарушается. Он убивает не только процентщицу, которая представляет собой зло, но и ее сестру Лизавету, так как она оказалась случайным свидетелем. Это не соответствует его идеологии и становится первой из проблем. После совершенного злодейства читатель подробно наблюдает, как развивается страх, паранойя героя. Он даже падает в обморок в полицейском участке, а после — серьезно заболевает.
Страх разоблачения полностью поглощает Раскольникова — он отгораживается от всего мира, погружается в опасное и губительное одиночество. Даже после того, как в убийстве обвинили другого персонажа, Раскольников боится показаться и пустить в ход полученные деньги, чтобы помочь обездоленным. Однако его страдания вызваны не только страхом. Родион по своей натуре был человеком добрым и чувствительным. Всему его существу было невыносимо насилие и, переступив через себя, он нарушил душевное равновесие, обрести которое смог очень нескоро. Он говорит “Я не старуху убил, я себя убил!”, понимая губительность своих действий для души. Он ставит себя на одну ступень с законченными мерзавцами вроде Лужина и Свидригайлова.
Важно! Раскольников понимает, что убив, он переступил нравственную и религиозную черту, которая отрезала его от хороших людей и перенесла в разряд злодеев. Он не отказывается от своей теории, но разочаровывается в себе.
Несмотря на свою замкнутость и скрытность, Раскольников все же нуждается в общении. Достигнув полного отчаяния, он рассказывает о содеянном Соне Мармеладовой (малознакомой и глупой проститутке). В ней он видит более сильную личность, ведь, несмотря на ее род занятий, который лишил ее нравственности, и нищету, она смогла сохранить любовь к людям, готовность к самопожертвованию. Соня опровергает его теорию, так как не относится ни к первой, ни ко второй категории. Она сама распорядилась своей жизнью и даже в ужасных условиях смогла сохранить чистоту души.
Под влиянием Мармеладовой он признается в преступлении и отправляется на каторгу. Даже здесь он не сразу понимает, что его теория ошибочна. Осознание этого приходит к нему только в последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя благополучия человечества, и итогом этого становится пустынная земля. Только после этого сна Родион постепенно возвращается к христианским ценностям, осознавая, что все люди равны, и жизнь — величайший дар, который нужно беречь. Опровергая теорию Раскольникова, Достоевский подводит читателя к мысли, что единственный способ изменить человечество — это христианская любовь и самопожертвование. Предлагаем вам также посмотреть видео с анализом теории Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” и экранизированными важными моментами произведения.
Статьи по теме:
“Преступление и наказание” — краткое содержание романа Ф.М. Достоевского
Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Родион Раскольников и Соня Мармеладова — история взаимоотношений
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
Двойники Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Дуня Раскольникова — характеристика героини романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Анализ романа “Преступление и наказание” Ф. Достоевского
>
Теория Раскольникова и ее крах
В романе Ф. М. Достоевского мы наблюдаем, как зарождается великая и жесточайшая теория Родиона Раскольникова, как главный герой испытывает себя, проверяя её. Крушение подобной теории неизбежно, но оно происходит в двух смыслах: в реальном мире и в сознании самого Раскольникова. Зарождение теории Раскольникова и её крах – составляют основу сюжета романа “Преступление и наказание”.
Зарождение теории
Тяжёлое материальное положение, беспросветная нищета и невозможность изменить своё настоящее и будущее толкает молодого студента Раскольникова к созданию своей собственной теории. На тот момент, когда он уходил из университета (из-за отсутствия денег на обучение), он отдаёт в печать свою статью, но газета закрывается. Спустя какое-то время он узнаёт, что его детище опубликовали в другой газете. В то время теория ещё казалась ему игрой, она не поработила сознание Раскольникова. Он развивал её, находил ряд доказательств, присматривался к людям и убеждался в правоте своих выводов. Однако после того, как он оставил учёбу, голод, стресс, бессилие и отчаяние заставили его замкнуться в себе. Теория стала его главной идеей, её воплощение, проверка на “прочность” перешли в стадию плана.
Суть теории состоит в следующем: от природы все люди рождаются либо “чинными”, “обыкновенными” либо “великими”, “особенными”. Последних, разумеется, рождается крайне мало, природа сама распоряжается, когда и где должен родиться особенный человек. Такие люди “двигают историю”, создают новое, совершают нечто мировой важности. Остальные спокойно живут, рождают на свет себе подобных, они являются “материалом” для тех, кто выше и главнее их. Впрочем, Раскольников не считает, что они от этого хуже: такие люди послушны, добры, но они “толпа”, “масса” (“…они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного”).
Услышав разговор в пивной, молодой человек убеждается в том, что его мнение поддерживают другие люди. Случайный студент озвучивает в беседе то, что зародилось в душе Раскольникова и ждало своего часа.
Разговор Раскольникова со следователем
Достаточно подробно раскрывается теория Раскольникова в разговоре с Порфирием Петровичем – следователем по делу об убийстве старухи и её сестры. Он, как выяснилось, знаком со статьёй Раскольникова, его заинтересовал необычный взгляд на общество молодого человека. Поясняя постулаты своей теории, Родион достаточно осторожно раскрывает собеседнику свои мотивы преступления, но следователь, естественно, не осознаёт этого. Он искренне рад, что может пообщаться с автором статьи, и высказать своё мнение на данную тему.
Люди, которые призваны внести нечто новое в жизнь человечества, по мнению Раскольникова, имеют определённое превосходство и совершенно другие права (моральные, конечно же). К примеру, убить кого-то если потребуется: “…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте…”).
Проверка теории и её крах
Теория настолько поглотила Раскольникова, как будто “кто-то взял за руку и потянул за собой… Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать”.
Он искренне убеждён, что “Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет!”. Движимый такими убеждениями герой совершает преступление, проверяя, относится ли он к тем, кто “сильнее”.
То, что происходит после шокирует Раскольникова – он не раскаивается, что лишил жизни человека, он в ужасе оттого, что оказался слабым, человечным, послушным “материалом”. Главным изъяном системы, которая казалась идеальной стал тот, кто породил её. Героя мучает страх, беспорядок мыслей, никакие цели и идеи не радуют персонажа – душа мучается и страдает, а разум разрывается от осознания, что он такой же, как все.
Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Теория Раскольникова и её крах”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Sofy Cat
14/16
-
Варя Калисова
16/16
-
Ирина Алексеевна
16/16
-
Диана Гоба
13/16
-
Юлия Субботина
16/16
-
Алиса Миллионова
16/16
-
Ilya Ryabinin
15/16
-
Дарья Сметанина
12/16
-
Бешто Телиев
15/16
-
Алексей Шабалин
13/16