14 августа 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
6.docx
I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1. Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.
2. Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.
3. Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.
4. Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
5. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.
II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
6. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».
7. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.
8. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.
9. Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.
10. Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.
11. Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.
Ответы
1. Загладить вину
2. Ранней юности
3. Цель достигнута
4. Притворной яростью
5. Произошло событие
6. Необычных
7. Внезапной
8. Неизвестного
9. Краткое
10. Руками
11. Человек или рабочих.
Автор: Квардакова Ольга Павловна.
Тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание №6. Отработка лексических норм языка.
Задания подобраны в соответствии с демоверсией 2022 года из открытого банка ФИПИ .
Автор: Русланова Т.И.
→ скачать задания docx
Тренировочные упражнения ЕГЭ №6
I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
1. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».
2. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.
3. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.
4. Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.
5. Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.
6. Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.
II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
7. Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.
8. Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.
9. Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.
10. Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
11. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И. С. Шмелева.
Ключи:
1. Необычных
2. Внезапной
3. Неизвестного
4. Краткое
5. Руками
6. Человек или рабочих
7. Загладить вину
8. Ранней юности
9. Цель достигнута
10. Притворной яростью
11. Произошло событие
Связанные страницы:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово.Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
Не нашел нужный ответ?
Если ответ по предмету Математика отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе
сайта.
Найти другие ответы
Самые новые вопросы
(1) Летом каждый день как воскресенье, а как известно, воскресенье бывает не только в городе, но и в деревне. (2) Не успел Тимоша проснуться – на пруд помчался, посмотреть, какой у природы день отдыха. (3) Вчера в заводях и вдоль берега плавали среди зелёных круглых листьев кувшинки, да столько – воздух над водой вызолотили! (4) А сегодня – ни одной! (5) Неведомый злодей ограбил само лето! (6) Тимоша бросился домой, к бабушке: – Браконьеры! Весь пруд обобрали, все кувшинки сорвали! (7) Бабушка внимательно посмотрела на внука и вдруг рассмеялась: – Ступай, дружочек, ступай обратно! (8) Тимоша в недоумении спустился с крыльца и побежал назад. (9) Вот он, пруд. (10) Вот она, пустыня. (11) И вдруг мальчик увидел две кувшинки. (12) Видно, просмотрел. (13) Пошёл вдоль берега: ещё две, ещё, ещё…(14) Кувшинки появлялись из ниоткуда… (15) Он сел на пенёк и не отрываясь смотрел на воду. (16) Золотые кувшинки, радуясь, что их ждут, всплывали хороводами. (16) Десять лет прожил Тимоша на Лушной горе, у пруда, и до сих пор не знал: кувшинки спят под водой, а как солнышко, как свет – всплывают.
Определи род,склонение,число и падеж одной из форм имени существительного из 11 предложения.
Найди и выпиши из 14 предложения все формы имен прилагательных с именами существительными,к которым они относятся.
Определи число,род (Если есть),падеж одной из форм имени прилагательного из 14 предложения.
Найди и выпиши из 15 предложения местоимения,определи и запиши его лицо и число.
Найди и выпиши из 11 предложения все глаголы в той форме,в которой они употреблены в предложении.
Определи спряжение,время,лицо (если есть),число,род (если есть), одной из форм глагола из 8 предложения?
Мини-сборник для подготовки выполнения задания ЕГЭ №6
Алгоритм выполнения задания
- Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно относится — на исключение или замену.
- Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите в нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово).
- Вспомните лексическое значение слов, входящих в это сочетание. Существенную помощь вам окажет Словарь плеоназмов, который содержит 96 «ошибкоопасных» слов и примеров с лишними словами. Структура словаря наглядно показывает, какое слово и почему оказывается в словосочетании лишним.
- Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл предложения.
- Если вы выполняете задание 6 с заменой, то вам нужно выявить речевую ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным. Что подразумевается под речевой ошибкой? Перечислим основные из них:
• неверное использование устойчивых словосочетаний и смешение слов во фразеологических оборотах: играть роль и иметь значение ⇒ играть значение, иметь роль;
• употребление слова в несвойственном ему значении: В концерте принял участие известный оперный магнат;
• смешение в одном контексте слов разной стилевой и стилистической окраски: В описании переживаний героя мы видим сплошную авторскую болтовню и др.
Теоретический материал
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Плеоназм
Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.
Тавтология
Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.
Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;Нарушение лексической сочетаемости
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д. Ошибки в употреблении фразеологизмов
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
- Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
- Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
- Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;
Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий.
Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:
Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т. д)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).
***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).
Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).
Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».
Алогизмы
Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.
Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема
Словарик плеоназмов и тавтологий |
Лишнее слово в словарике осталось невыделенным |
А Просторечные выражения зазря и напополам следует произносить ЗРЯ и ПОПОЛАМ. |
Тренировочные упражнения
I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.
2.Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.
3.Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.
4.Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.
5. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.
II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
6.Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».
7.Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.
8.Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.
9.Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.
10.Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.
11.Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.
Ключи:
- Загладить вину
- Ранней юности
- Цель достигнута
- Притворной яростью
- Произошло событие
- Необычных
- Внезапной
- Неизвестного
- Краткое
- Руками
- Человек или рабочих
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ
АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 10 КЛАСС
Спецификация заданий промежуточной аттестации по русскому языку.
Задание
1. Орфоэпические нормы.
Задание
2. Лексические нормы (употребление паронимов).
Задание
3. Морфологические нормы.
Задание
4. Правописание корней.
Задание
5. Правописание приставок.
Задание
6. Правописание суффиксов различных частей речи.
Задание
7. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Задание
8. Правописание НЕ и НИ.
Задание
9. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Задание
10. Правописание Н и НН в различных частях речи.
Задание
11. Лексические нормы.
Задание
12. Анализ текста.
1
вариант
1.Укажите слово
с ошибкой в постановке ударения
1) цЕпочка 2)
нефтепровОд 3) дозвонИмся 4) кУхонный 5) сирОты
2. Исправьте
лексическую ошибку, запишите подобранное слово.
1) Вот что значит
УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент. 2) Маститые ученые предлагали массу
вполне логичных объяснений результатов опытов. 3) На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит
осенний дождь. 4) Звезда, как СПАСИТЕЛЬНЫЙ маяк, сверкала на темном небе. 5)
Всю ночь в наших лесах поют ГОЛОСИСТЫЕ соловьи.
3. Укажите ошибки
в образовании формы слова, исправьте и запишите слово.
1) две пары ДЖИНСОВ
2) САМЫЕ РАЗГОВОРЧИВЫЕ 3) обуть ТУФЛЮ 4) ПРОМОКНУЛ под дождем 5) ТРЕМЯСТАМИ
абитуриентами
4. Определите слово
с пропущенной безударной проверяемой гласной в корне слова.
1) в..негрет 2)
хв..стливый 3) расст..лающий 4) предл..гать 5) б..рюзовый
5. Определите
ряд с пропущенной одной и той же буквой в словах, слова запишите.
1) и..сякший,
во..дать 2) п..пробовать, н..рекание 3) пр..бой, пр..глашение 4) ра..писание,
бе..домный 5) п..слание, з..певала
6. Выпишите
слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
1) стро..вой 2)
добр..нький 3) преодол..вать 4) удачл..вый 5) эмал..вый
7. Выпишите
слово, в котором вместо пропуска пишется буква И.
1) обид..шься2)
преодол..вать 3) движ..шься 4) дремл..шь 5) неприемл..мый
8. Укажите
предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно, выпишите слово.
1) (Не)явившийся на
экзамен ученик был болен. 2) Актер говорил (не)громко, но выразительно. 3)
Забор на нашей даче до сих пор (не)крашен. 4) Ученик рассказывал текст
наизусть, (не)смотря в книгу. 5) До каникул осталось (не)больше недели.
9. Определите
предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно, выпишите эти два
слова.
1) (С)ЛЕВА от
изгороди стоял КАКОЙ(ТО) шалаш. 2) Река замерзла только (С)ВЕРХУ, а рыба ушла
(В)ГЛУБЬ. 3) (В)ТЕЧЕНИЕ веков люди думали, БУД(ТО) воздух – это ничто. 4) По
краям дороги (КОЕ)ГДЕ торчали кусты, (ИЗ)ДАЛИ похожие на побеги салата. 5)
Организация перевела деньги (НА)СЧЕТ фирмы и договорилась (НА)СЧЕТ договора.
10. В каком
слове на месте пропуска пишется НН?
1) ране..ый солдат
2) рифмова..ые строки 3) овся..ое печенье 4) они помолвле..ы
11.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, выпишите лишнее слово
Помочь успешно
подготовиться к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения учащимся
поможет система специальных тренингов.
12. Прочитайте
текст. Сформулируйте одну проблему, поставленную автором текста. Сформулируйте
позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой
зрения автора. Объясните почему.
1) Даже большое путешествие, как известно,
начинается с первого шага за околицу. 2) За околицей лужа, но она такая же
глубокая, как море. 3) За околицей лопухи и крапива, но они такие же зеленые и
непроходимые, как джунгли.
4) Чтобы переплыть океан на плоту, в первую
очередь, как это ни странно, нужен совсем не плот. 5) В первую очередь нужно
желание. 6) Будет желание – найдутся и плот, и океан. 7) Не будет желания – не
помогут ни дюжина плотов, ни полдюжины океанов. Первый шаг – самое важное.
(По Н.Сладкову)
2
вариант
1.Укажите слово с ошибкой в постановке
ударения
1) насОрит 2)
стройнА 3) бАнты 4) сОгнутый 5) добелА
2. Исправьте
лексическую ошибку, запишите подобранное слово.
1) ЖИВИТЕЛЬНЫЙ
горный воздух возвратил ей цвет лица. 2) Мемориал включает музей, монумент,
ПАМЯТНЫЙ сквер. 3) Там начинался ВЕКОВОЙ платановый лес. 4) Долг историка
выяснить, наиболее ли УДАЧЛИВЫЙ путь к цели был избран. 5) Он отлично вписался
в ЭКЗОТИЧЕСКУЮ атмосферу города на берегу моря.
3. Укажите
ошибки в образовании формы слова, исправьте и запишите слово.
1) десять АМПЕР 2)
нырнуть ГЛУБЖЕ 3) по ОБОИМ сторонам 4) более ДВУХСОТ лет 5) ПОЛОЖИ на стол
4. Определите
слово с пропущенной безударной проверяемой гласной в корне слова.
1) к..снуться 2)
возг..рание 3) зак..зать 4) оз..боченность
5. Определите
ряд с пропущенной одной и той же буквой в словах, слова запишите.
1) пр..езд,
пр..родина 2) о..тенок, по..тяжки 3) суб..ект,об..езд 4) с..грать, супер..гра
5) не..дешний,..делать
6. Выпишите
слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
1) продл..вая 2)
ненавид..л 3) затм..вать 4) услужл..вый 5) магни..вый
7. Выпишите
слово, в котором вместо пропуска пишется буква Я.
1) бор..щийся 2)
стел..щийся 3) кол..щий 4) закле..нный 5) раста..вший
8. Укажите предложение,
в котором НЕ со словом пишется слитно, выпишите слово.
1) Вопрос о
заключении договора (НЕ)РЕШЕН. 2) Решение задачи оказалось для мня отнюдь
(НЕ)ЛЕГКИМ делом. 3) Победа в споре (НЕ)ВСЕГДА предполагает торжество истины.
4) (НЕ)ГРОМКИЙ стук заставил его оглянуться. 5) Человек прошел через двор и,
никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЙ, скрылся за углом.
9. Определите
предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно, выпишите эти два
слова.
1) (КАК)БУДТО и не
было каникул – КАК(ТО) быстро они пролетели. 2) (ПО)НАЧАЛУ его деятельности
трудно было понять, что он предпримет (В)ПОСЛЕДСТВИИ. 3) «КАК(БЫ) решить эту
проблему?» — думал он (В)ТЕЧЕНИЕ недели. 4) (ПО)НАЧАЛУ казалось, что он дремлет
КАК(БЫ) незаметно. 5) Солнечный луч на железной крыше создает нечто (В)РОДЕ
горного родника, ИЗ(ПОД) которого струится вода.
10. В каком
слове на месте пропуска пишется НН?
1) плете..ая дедом
корзина 2) копч..ая колбаса 3) подверже..ы простуде 4) вкусное мороже..ое
11.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, выпишите лишнее слово
Почуяв, что Тема
вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону
мальчика, хотя сразу узнала его.
12. Прочитайте
текст. Сформулируйте одну проблему, поставленную автором текста. Сформулируйте
позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой
зрения автора. Объясните почему.
1)
Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенском и
вышел в Онежское озеро.
2) Белая ночь
простиралась вокруг.
3)
Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. 4) Загадочным? 5) Или
магическим?
6)
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы – столько в них
бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. 7) Человек не может
примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей.
Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью легкую печаль,
как все прекрасное, когда оно обречено жить недолго. (К.Паустовский)
3 вариант
1.Укажите слово
с ошибкой в постановке ударения
1) знАчимость 2)
донЕльзя 3) бОроду 4) врУчит 5) звонИт
2. Исправьте
лексическую ошибку, запишите подобранное слово.
1) Весной наш
ЯБЛОНЕВЫЙ сад был охвачен цветением. 2) Чага – это ДРЕВЕСНЫЙ гриб, который
растет на стволе березы. 3) КРАСОЧНЫЙ цвет этих утесов определяет освещение. 4)
Вечером в воздухе разнеслась ЖИВАЯ свежесть. 5) Его дед был настоящий ГРЕЧЕСКИЙ
пират.
3. Укажите
ошибки в образовании формы слова, исправьте и запишите слово.
1) золотых СЕРЕГ 2)
ремонт КРОВЕЛЬ 3) более ТРЕХСТА 4) быстро выздоровеет 5) КЛАСТЬ кирпичи
4. Определите
слово с пропущенной безударной непроверяемой гласной в корне слова.
1) ун..жается 2)
сопост..влять 3) предв..рительный 4) пер..одический 5) х..отический
5. Определите
ряд с пропущенной одной и той же буквой в словах, слова запишите.
1) нед..едание,
пр..родители 2) пр..града, пр..возмочь 3) ра..двоение, ни..падать 4)
на..кусить, о..грести 5) ра..щедриться, и..держки
6. Выпишите
слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
1) усидч..вый 2)
переговар..ваться 3) заботл..вый 4) подмарг..вать 5) недоум..вать
7. Выпишите
слово, в котором вместо пропуска пишется буква Е.
1) невид..мый
2)стро..вший 3) увлека..мый 4) высуш..м 5) встрет..мся
8. Укажите
предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно, выпишите слово.
1) Мы (НЕ)ВСЕГДА
получаем то, что желаем. 2) Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ. 3) Большая
часть травы на лугу еще (НЕ)СКОШЕНА. 4) Новая книга оказалась весьма (НЕ)УДАЧНОЙ.
5) Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.
9. Определите
предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно, выпишите эти два
слова.
1) ЕДВА(ЛИ) он
сможет решить эту задачу, (ПО)ТОМУ и не стал тратить время. 2) (ПО)ТОМУ пути
долго никто не ездил, ТАК(КАК) колеи не было видно. 3) Комната оказалась
большой и в (ТО)ЖЕ время светлой, но (В)ПОСЛЕДСТВИИ я недолго ее снимал. 4)
(И)ТАК, скоро каникулы, (В)ТЕЧЕНИЕ которых я буду работать. 5) Тишина стояла
(ВО)КРУГ, (ИЗ)РЕДКА с ветвей падали холодные капли.
10. В каком
слове на месте пропуска пишется НН?
1) ути..ые истории
2) чище..ая морская рыба 3) проштампова..ое письмо 4) дорога разруше..а
11.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, выпишите лишнее слово
Изучением необычных
загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную
творческую лабораторию «Инверсор»
12. Прочитайте
текст. Сформулируйте одну проблему, поставленную автором текста. Сформулируйте
позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой
зрения автора. Объясните почему.
1) Кто-то сказал,
что новорожденный похож на чистый лист бумаги. 2) Он никакой. 3) Не плохой, не
хороший, просто никакой. 4) Но вот вопрос: откуда берутся подлецы, из кого
вырастают благородные люди? 5) Человек сам делает себя, вот в чем дело. 6)
Человек сам формирует свою личность, потому что он – человек. 7) Не думайте,
что все самое темное, что есть на земле, создано людьми глупыми и слабыми.
Напротив, сила есть и у злобы, и у подлости. 9) Точно так же, как есть сила у
доброго и прекрасного. 10) Все дело в том, какой силы в человеке больше. (По
А.Лихачеву
Ключи
к промежуточной аттестации по русскому языку
10 класс.
№ варианта/ ответа |
1 |
2 |
3 |
1 |
Цепочка |
Насорит |
Вручит |
2 |
Целый |
Удачный |
Живительная |
3 |
Промок |
Обеим |
Более |
4 |
Хвастливый |
Заказать |
Хаотический |
5 |
Прибой, |
Субъект, |
Преграда, |
6 |
Удачливый |
Услужливый |
Недоумевать |
7 |
Обидишься |
Растаявший |
Увлекаемый |
8 |
Негромко |
Негромкий |
Неудачной |
9 |
Сверху, |
Как |
Вокруг, изредка |
10 |
Рифмованные |
Плетенная |
Проштампованное |
11 |
Помочь |
С |
Воедино |
12 |
Желание |
Непримиримость |
От |
Задания 1 – 11 – по 1 баллу
Максимальный
балл – 11
Задание 12
К1 (формулировка
проблемы исходного текста)- 1; проблема сформулирована неверно или не
сформулирована- 0
К2 (отражение
позиции автора исходного текста) – 1; позиция автора сформулирована
неверно или не сформулирована- 0
К3 (смысловая
цельность, речевая связность и последовательность изложения)- 2;
допущена одна логическая ошибка- 1; допущено более одной логической ошибки- 0
К4 (точность и
выразительность речи)- 2; прослеживается однообразие грамматического
строя речи или есть нарушения точности выражения мысли- 1; работа отличается
бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи- 0
К5 (соблюдение
орфографических норм)- 2; допущены одна-две ошибки- 1; допущено более
двух ошибок- 0
К6 (соблюдение
пунктуационных норм)- 2; допущены одна-три ошибки- 1; допущено более
трех ошибок- 0
К7 (соблюдение
языковых норм)- 2; допущена одна ошибка- 1; допущено более одной ошибки-
0
К8 (соблюдение
речевых норм)- 1; допущена одна и более речевых ошибок- 0
К9 (соблюдение
этических норм)— 1; допущена одна и более этических ошибок- 0
К10 (соблюдение
фактической точности в фоновом материале)- 1; допущена одна и более
фактических ошибок- 0
Максимальный балл — 15
«5» — 24-26 баллов
«4» — 18-23 балла
«3» — 12-17 баллов
«2» — 11 и менее
баллов