На
протяжении многих веков люди не только познавали природу и изучали разные
уголки нашей планеты. Человечество научилось использовать природные богатства
Земли. Развитие науки и техники дало людям новые возможности для деятельности,
которые привели к изменениям в природе.
В
ходе урока вы узнаете о глобальных экологических проблемах и способах их
решения.
Ещё
в древние времена люди начали охотиться на животных, что привело к вымиранию
многих видов. Считается, что человек стал одной из причин исчезновения
шерстистых носорогов, мамонтов и пещерных медведей. Живой мир планеты уже тогда
начал нести большие потери.
Со
временем люди перешли к таким занятиям, как скотоводство и земледелие. Были
одомашнены некоторые животные, появлялись их новые породы. В процессе занятия
земледелием появлялись новые сорта растений, никогда не существовавшие в
природе.
Однако
сельское хозяйство требовало новых жертв от природы. Люди не задумывались о
последствиях, когда вырубали леса или осушали болота, чтобы на освободившихся
участках разбить сады и огороды.
Стада
домашних животных вытаптывали и выедали пастбища. Начали разрастаться пустыни.
Географические
открытия проложили дорогу в новые земли. Люди заселяли новые материки,
осваивали их территорию. На тот момент планета казалась огромной, а её
богатства ― безграничными. Человек не задумывался о том, что нужно
относиться бережно к тому, что он получает. Деятельность людей привела к
необратимым экологическим последствиям: до неузнаваемости менялся облик
большинства районов Земли. Исчезали леса, уникальные виды растений и животных.
Однако
многим видам удалось приспособиться к меняющимся условиям. Такие растения люди
назвали сорняками, а животных ― вредителями. Ярким примером этому
является колорадский жук. Ещё в начале XIX века о нём никто не знал. Но когда
люди стали выращивать картофель, колорадские жуки заселили картофельные поля и
стали их опустошать.
Колорадским
жуком этого представителя семейства жуков-листоедов стали называть после 1859
года, когда вредитель буквально уничтожил картофельные поля в штате
Колорадо. А через 20 лет жук стал настолько опасен, что многие фермеры
перестали выращивать картофель, несмотря на то, что цены на него выросли в
несколько раз.
Люди
искали эффективное средство для борьбы с сорняками и вредителями. Развитие
химической науки привело к появлению ядохимикатов. Началось активное их
применение, пока не было обнаружено, что ядохимикаты не только губят всё живое,
но и опасны для людей.
В
это время в химических лабораториях появлялись другие вещества, которых никогда
не существовало в природе, ― лаки, краски, стиральные порошки,
пластиковые пакеты. Они стали попадать в окружающую среду, бесконечно загрязняя
её.
Развитие
промышленности привело к изменению состава воздуха, почвы и воды. Наиболее
опасными являются радиоактивные отходы. Это вещества, которые испускают особые
лучи, вредные для всех живых организмов. Незаметные глазу радиоактивные
вещества приводят к смертельным болезням.
Работа
атомных электростанций, производство ядерного оружия влекут за собой появление
радиоактивных отходов. Они могут находиться в окружающей среде тысячи лет,
постоянно нанося вред.
В
1986 году в Чернобыле произошла страшная катастрофа. После взрыва одного из
энергоблоков в воздух было выброшено большое количество радиоактивных веществ.
Ветер разнёс их на огромные расстояния. Опасные вещества оказались в почве и
воде. Тысячи людей из загрязнённых районов были вынуждены переехать в другие
места. Многие люди, живущие в Чернобыле и его окрестностях, умерли.
Человек
очень сильно изменил Землю. Он превратил её в опасное для своего здоровья
место. Люди должны помнить, что необходимо сохранять многообразие живых
организмов;
бороться
с уничтожением лесов;
останавливать
наступление пустынь;
оберегать
планету от всех видов загрязнений.
Эти
задачи, стоящие перед человечеством, могут помочь справиться со многими экологическими
проблемами. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Озоновая
дыра.
Когда мы пользуемся освежителем воздуха, лаком или другими аэрозолями, мы
наносим вред окружающей среде. В баллончиках содержатся вещества, которые
разрушают озоновый слой планеты, защищающий нас от излучения Солнца. Если он
исчезнет, жизнь на Земле станет невозможной.
Также
к повреждению озонового слоя приводят полёты на самолётах и запуск ракет в
космос.
Каждый
год озоновый слой становится всё тоньше. В 1985 году над Антарктидой обнаружили
озоновую дыру. Это испугало не только учёных, но и всё человечество.
Руководители многих государств проводят совещания по климату, на которых
обсуждают меры по предотвращению появления новых озоновых дыр. Некоторые учёные
считают, что если люди будут снижать выбросы вредных веществ, то к концу XXI века озоновая дыра над Антарктидой
полностью исчезнет.
Кислотные
дожди. Всё чаще люди стали сталкиваться с этой проблемой.
Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами предприятий,
выхлопными газами автомобилей.
Впервые
в человеческой истории кислотный дождь был зафиксирован в 1872 году, а к XX веку это явление стало частым. От
кислотных дождей большего всего страдают Соединённые Штаты Америки и
европейские страны.
Последствия
выпадения кислотных дождей разнообразны. Люди, попавшие под такой дождь, могут
испортить свое здоровье. Также дожди загрязняют реки и озера, вода в них
становится непригодной для жизни.
Кислотные
дожди, попадая на землю, загрязняют почву. Это приводит к уменьшению урожаев.
Засыхают деревья. После любого кислотного дождя деревья могут резко сбросить
листья.
Ещё
одно последствие выпадения ядовитых осадков ― разрушение каменных
памятников и зданий.
Решить
проблему кислотных дождей можно только объединив силы всего человечества. В
первую очередь нужно сократить количество вредных промышленных выбросов в воду
и воздух. Учёные всего мира работают над созданием экологически безопасных
предприятий.
Создаются
безопасные транспортные средства. Например, автомобили Тэсла уже завоевали
признание в разных странах мира. Они работают на специальных аккумуляторных
батареях.
Следующая
экологическая проблема ― парниковый эффект. Вы наверняка бывали в
парниках, где стекло или плёнка удерживают тепло. Долго находиться там очень
сложно, так как становится трудно дышать. В последние годы нечто подобное
происходит с Землёй. Только роль плёнки исполняет углекислый газ, количество
которого в атмосфере постоянно растёт. Он выделяется после сжигания топлива.
Только представьте, каждый год люди сжигают около двух миллиардов тонн топлива.
Из-за этого образуется пять с половиной миллиардов тонн углекислого газа. Он и
удерживает тепло в атмосфере.
На
планете происходит потепление климата. Это явление и получило название
«парниковый эффект». Если температура на Земле повысится всего на несколько
градусов, то начнут таять полярные льды и горные ледники, поднимется уровень
моря, что приведёт к затоплению огромных участков суши.
С
другой стороны некоторые учёные утверждают, что уже через 200 лет начнут
«высыхать океаны».
Что
же можно сделать, чтобы остановить развитие парникового эффекта? В первую
очередь, необходимо сажать новые деревья и кустарники, так как они поглощают
углекислый газ и вырабатывают кислород. Даже если каждый житель нашей планеты
посадит хотя бы одно дерево, это уже будет неоценимый вклад в решение
экологических проблем.
Также
можно отказаться от автомобилей и пересесть на велосипеды. Это поможет
сократить количество выхлопных газов.
Чем
ещё мы можем помочь нашей планете? Можно начать с простого
― сортировать мусор. Во многих домах сейчас стоят разные контейнеры для
сбора стекла, металла, картона, пластика и пищевого мусора. Помните, что
лампочки, старые батарейки и электроприборы ― это опасный мусор, который
выбрасывать нужно в специальные контейнеры.
Не
очень сложно отказаться от использования пластиковых пакетов. Сейчас большую
популярность набирают эко сумки, с которыми удобно ходить за покупками. Они
помогают защитить окружающую среду от огромного количества опасного мусора из
пластика и спасти жизнь многим животным, птицам, рыбам. Ведь изделия из
полиэтилена загрязняют планету и опасны для людей.
Также
мы можем отказаться от использования одноразовых стаканчиков для кофе. Во всём
мире кофейни проводят акции, предлагая скидку на кофе тем, кто придёт с
термокружкой или своей чашкой.
Чем
раньше мы задумаемся о сохранении нашей планеты, тем больше успеем сделать. В
апреле 2019 года шведская школьница Грета Тунберг была признана одной из ста
наиболее влиятельных людей 2019 года. А в мае этого же года её фотография была
размещена на обложке журнала Тайм. Она известна борьбой за сохранение экологии
Земли. Грета пишет книгу, название которой должно стать девизом нового
поколения «Никто не слишком мал, чтобы что-то изменить».
Итак
в ходе урока вы узнали о влиянии человека на состояние Земли, а также о таких
глобальных экологических проблемах, как озоновые дыры, кислотные дожди и
парниковый эффект.
Как человек изменил Землю
На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые земли. Люди использовали природные богатства. И по мере того как людей становилось больше, а развитие науки и техники давало им новые возможности, все заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека.
Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определенную роль сыграл и человек.
Люди преследовали их, подкарауливали в засадах или устраивали ямы-ловушки. Животных поражали камнями, палками, копьями, стрелами, каменными топорами, деревянными дубинами… В те далекие годы живой мир планеты понес первые большие потери от рук человека.
Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они одомашнили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в результате возникли такие их сорта, которых никогда не было в природе.
И все это было бы прекрасно, если бы развитие сельского хозяйства не потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота. Увеличивая стада домашних животных, люди не замечали, как от вытаптывания и выедания скудеют пастбища и кое-где угрожающе разрастаются пустыни…
Географические открытия проложили дорогу в новые земли. Люди заселяли и осваивали многочисленные острова и целые материки. Планета казалась огромной, а ее богатства — безграничными. Не было и речи о том, чтобы бережно к ним относиться. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости. На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных.
Одни виды растений и животных исчезли, зато другие приспосабливались к жизни на полях и в садах, в домах и амбарах. Такие растения человек назвал сорняками, а животных — вредителями. Один из примеров — колорадский жук. Еще в начале XIX в. о нем никто даже и не слышал. Но когда люди стали выращивать картофель и повсюду раскинулись поля с этим растением, колорадские жуки заселили эти поля и распространились по многим странам мира, принося картофелеводам громадные убытки.
Человек упорно искал эффективное средство борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство — ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили, что эти вещества губят все живое, да к тому же чрезвычайно опасны и для самого человека.
Между тем в химических лабораториях «рождались» не только ядохимикаты, но и огромное количество других веществ, которых никогда не было в природе. Эти вещества и изделия из них (стиральные порошки, лаки и краски, лекарства, пластиковые пакеты, бутылки и многое другое), попадая в окружающую среду, загрязняют ее. Оказываясь в почве, они не разрушаются микроорганизмами.
Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами производства. Особенно опасны радиоактивные отходы. Название «радиоактивные» образовано от латинских слов «радиаре» — «излучать, испускать лучи» и «активус» — «деятельный». Это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. Их нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. У человека, подвергшегося облучению, дети тоже могут родиться больными. Причем многие радиоактивные вещества «живут» в окружающей среде очень долго: одни — несколько лет, другие — тысячи лет! Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций. В 1986 г. на одной из таких станций — Чернобыльской (Украина) — произошел взрыв. При этом в воздух было выброшено очень много радиоактивных веществ. Ветер разнес их на огромные расстояния. Эти вещества попали в почву, в водоемы. В результате Чернобыльской аварии большие территории подверглись радиоактивному загрязнению. Тысячам людей из особо загрязненных районов пришлось переселиться в другие места. Многие заболели, умерли…
Человек действительно изменил Землю. Он сделал ее во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. И чтобы не исчезнуть с лица Земли, подобно динозаврам, люди должны:
сохранить многообразие живого на планете;
бороться с уничтожением лесов;
остановить наступление пустынь;
защитить планету от всех видов загрязнений.
Это основные задачи, которые должно решить человечество, чтобы справиться с важнейшими экологическими проблемами. Некоторые из этих проблем мы подробнее обсудим на следующих уроках.
Три «подарка» человека самому себе и своей планете
Озоновая дыра
Когда мы разбрызгиваем из баллончика освежитель воздуха, лак или другие аэрозоли, мы обычно не думаем, что это может нанести вред окружающей среде. Оказывается, может, и еще какой! В этих баллончиках бывают вещества, которые, попадая в атмосферу, разрушают в ней озоновый слой. Тот самый, который защищает все живое от опасной части солнечных лучей. В последние годы этот слой стал заметно тоньше, а над Антарктидой он стал так тонок, что это место назвали озоновой дырой. Если озоновый слой будет разрушен, все живое на Земле погибнет.
Кислотные дожди
В школьных химических кабинетах на шкафах, где хранятся кислоты, часто вешают табличку «Осторожно!». Действительно, эти вещества при неаккуратном обращении с ними разъедают кожу, одежду, бумагу… А теперь представьте, что с неба на вас льется кислотный дождь. К сожалению, люди во многих районах мира все чаще сталкиваются с этой бедой. Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий, котельных, автомобилей. Выпадая с дождем на землю, она губит все живое. И не только живое: даже памятники и здания в городах разрушаются от кислотных дождей.
Парниковый эффект
В парниках на наших огородах стекло или пленка удерживает тепло. В последнее время что-то подобное стало происходить и на всей Земле. Она, кажется, начинает превращаться в огромный парник. Только роль стекла и пленки в нем играет углекислый газ, которого все больше становится в атмосфере. Он выделяется при сжигании людьми топлива. Ежегодно человечество сжигает 2 млрд т топлива, при этом образуется 5,5 млрд т углекислого газа! Он удерживает тепло в атмосфере. В результате происходит потепление климата. Это явление назвали парниковым эффектом. Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, растают полярные льды и горные ледники, уровень моря поднимется и вода затопит огромные площади суши вместе с полями и городами. Повсюду изменится погода, разладится работа сельского хозяйства и вся жизнь людей.
Проверьте свои знания
Как влияли на природу Земли древние люди?
Какие изменения на Земле вызвало развитие сельского хозяйства?
Какие экологические последствия имело открытие и освоение людьми новых земель?
К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ?
Чем опасны радиоактивные отходы?
Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.
Подумайте!
Предложите и обсудите в классе способы решения важнейших экологических проблем, о которых рассказано в учебнике.
Оцените возможности своего собственного участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете, защите окружающей среды от загрязнений, решению других проблем?
Познакомьтесь с материалами учебника о кислотных дождях, истощении озонового слоя, парниковом эффекте. Какие меры борьбы с этими опасными явлениями вы можете предложить?
Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тыс. т. ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоемы. Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоемы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов? Сказывается ли это на здоровье людей?
На протяжении своей истории человечество заметно изменило природу Земли. Основные задачи, которые должно решить человечество, чтобы справиться с важнейшими экологическими проблемами, – сохранение всего многообразия живых существ на планете, борьба с уничтожением лесов и наступлением пустынь, защита планеты от всех видов загрязнений.
Этап урока
Содержание
учебного материала
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Планируемые
результаты УУД
1. Организационный момент, мотивация к
учебной деятельности
— Добрый день, ребята. Присаживайтесь на
свои места. Рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами
сегодня очень дружно и активно поработаем.
Приветствует, создает доброжелательную
атмосферу, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Ученики встали, настроились на работу,
проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника,
письменных принадлежностей
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке,
уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные:
умение организовать выполнение заданий учителя
2. Проверка дом.задания
Работа с тестами по теме : «Как человек
появился на Земле»
Следит за порядком и скоростью
Выполняют быстро. Сдают работу на проверку.
2. Актуализация
знаний, сообщение темы и целей урока
Просмотр видеофрагмента «Бабочка»
Тема урока: Как человек изменил Землю
Проблема: Нужно ли учителю пересказать то,
что находиться в параграфе?
Значит разбиваемся на группы. Назначьте в
группе «Учителя»
Ответ: Нет нужно добывать знания
самим
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий
учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя,
распределение обязанностей в группе.
3. Постановка учебной задачи.
— Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего
урока?
— Откройте тетради, запишите число. Тему
урока: Как человек изменил Землю
— Мы продолжаем знакомиться с жизнью
человека на Земле.
— Исходя из темы урока, сформулируйте его
главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
— Правильно, в конце этого урока мы должны
уметь выявлять причинно-следственные связи влияния человека на природу.
Выдвигает проблему, задает вопросы и
определяет тему урока
Обсуждение затруднений (почему возникли
затруднения, чего мы ещё не знаем).
Решая проблему, выдвигают предположения о
теме урока.
Выявить изменения в природе, вызванные
деятельностью человека.
Запись учащимися числа, темы урока.
Учащиеся конкретизируют цель урока
Регулятивные УУД:
самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование
ЦЕЛЬ — создать проблемную ситуацию,
спрогнозировать предстоящую деятельность.
4. Усвоение новых знаний.
Класс делится на группы.
Дается индивидуальное задание по группам
Класс делится на группы.
А)Учитель направляет деятельность учащихся
по заполнению схемы-кластера
(учитель
читает письмо Земли)
Давайте подробнее
выясним влияние человека на природу.
Учитель раздает на парту листки формата А4
(Пример части схемы, заполненной учащимися)
Деятельность учащихся на уроке
строится на основе поэтапного просмотра фрагментов презентации и заполнения
схемы-кластера.
А) В центре страницы тетради размещается запись:
«Влияние хозяйственной деятельности человека на природу», от нее в стороны
записываются понятия, отражающие разные аспекты хозяйственной деятельности
человека, их негативное влияние на природу, а также предложения по их
устранению.
Класс работает в группах с одним и тем же
текстом (читают про себя). «Учитель» группы суммирует содержание абзаца, обучающиеся
придумывают вопросы для других учеников, объясняет то, что для других стало
непонятно, делает вывод.
Готовят в группе рисунки, иллюстрирующие
тему выступления
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий
учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Физминутка
Несложные упражнения
Приглашает ученика и разясняет план его
действий
Ученик проводит физминутку,учащиеся
повторяют за ним упражнения
Личностные.
Умение выполнять несложные физические упражнения
Продолжение
4. Усвоение новых знаний.
Ведется индивидуальная и групповая работа группам
Активизирует
деятельность в процессе выполнения заданий.и систематизирует знания
обучающихся
1.Пояснение
вопросов,
вызвавших затруднение в теме.
2.Индивидуальные
задания, работа с
учебником. Подбери пару: Подберите пару: «экологическая проблема –
причина»:
Прием:
«Шестерка слуг»
«почему…», «что произойдет, если…», «каковы причины…», «каковы последствия…», «обосновать зависимость между…», «как
зависит…»;
Учащиеся класса задают уточняющие вопросы по
теме «Экологические проблемы» работая с учебником.
Учащиеся выполняют задания по группам,
готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий
учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
5.Закрепление изученного материала
Цель этапа: самооценка учащимися
результатов своей учебной деятельности
Оценка учащимися результатов своей учебной
деятельности
Учитель дает задание для всего
класса:
1. Реши задачу:
«На
заре развития земледелия и скотоводства площадь лесов на Земле составляла 62
млн. км кв. Сейчас лесами покрыто 36 млн. км кв. На какой площади уничтожены
леса за это время?»
2. Задания по группам и
индивидуально (для слабых):
ПРИЕМ: «Вместительная корзина»
Выявить изменения в природе, вызванные
деятельностью человека
ПРИЁМ «СНЕЖНЫЙ
КОМ»
СЛОВО –
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ВОПРОС – ОТВЕТ
Организует формулирование вывода
Воспринимают и анализируют
информацию. Формулируют выводы, отвечают на
вопросы учителя.
Выполняют задания.
Работают индивидуально.
.
Вывод:
Человек
действительно изменил Землю. Он сделал ее во многом опасной для собственного
здоровья, для будущего детей, и чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно
динозаврам, люди должны:
сохранить
все живое на планете;
бороться с
уничтожением лесов:
остановить наступление
пустынь;
защитить
планету от всех видов загрязнений.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы
и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий
учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные
УУД: умение структурировать учебный материал,
выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
7. Домашнее задание.
Опеспечивает
понимание содержания и способов выполнения домашнего задания. Учитель
комментирует домашнее задание и дифференцирует его
.1.По
тексту учебника (с. 135—138) Задание 1-5.
*.
Задание 12
(Подготовиться
к дискуссии на тему: «Мусоросжигающие заводы: за и против».
4.
Нарисовать рисунок на тему: «Отрицательная и положительная деятельность
человека на Земле»
Учащиеся слушают, уточняют и записывают
домашние задание
Личностные.
Умение выполнять домашние задания
6. Рефлексия деятельности.
Осознание
своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего
класса.
По результатам урока объективно оцени меру
своего продвижения к цели урока.
Предлагает вспомнить тему и задачи урока,
соотнести с планом работы, записанным на доске.
Какой ответ на основной вопрос урока мы
можем дать? Чьи версии подтвердились?
Как оцениваете работу на уроке:
( по 10-ти бальной шкале)
— свою
— соседа
— учителя
4. Домашнее задание мне кажется…
Спасибо за работу на уроке
Называют тему и задачи урока, отмечают
трудные и понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают продуктивную работу
группы
Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха
в учебной деятельности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов
деятельности
Как человек изменил природу
Развитие цивилизаций существенно повлияло на облик Земли. Сегодня можно проследить, как человек изменил природу.
Сельское хозяйство
С развитием сельского хозяйства стал меняться ландшафт. Многочисленные стада одомашненных животных вытаптывали и опустошали земли. Началась массовая вырубка лесов под новые пастбища и сельскохозяйственные угодья.
Остров льдов – Исландия – когда-то была зелёной – с лесами и лугами. Однако приплывшие на остров викинги превратили зелёный край в пустыню выпасом скота.
Последствия негативного влияния сельскохозяйственной деятельности на природу:
- опустынивание путём осушения болот и крупнейших озёр (Аральское море);
- истребление грызунов, птиц, насекомых, растений;
- химическое загрязнение воды и почвы ядами против сорняков, грибов, плесени, насекомых;
- эрозия (разрушение) почв;
- уничтожение естественной среды обитания животных, что снижает их численность;
- загрязнение воды удобрениями и отходами животноводства.
Промышленность
Большое влияние на то, как человек изменил землю, оказала промышленность. Технический прогресс, начавшийся в XIX веке, изменил жизнь не только человечества, но и многих видов животных. Негативные последствия промышленной деятельности:
- загрязнение атмосферы ядовитыми газами;
- загрязнение рек промышленными отходами;
- сокращение степей, лесов, саванн за счёт постройки промышленных городов;
- увеличение в атмосфере углекислого газа (парниковый эффект);
- образование озоновых дыр и увеличение солнечной радиации;
- накопление химических веществ и тяжёлых металлов в почве;
- радиоактивное загрязнение.
Загрязнение окружающей среды отрицательно сказывается на здоровье населения.
Исчезновение видов животных
Человечество способствовало исчезновению некоторых видов животных. Иногда это происходило случайно, иногда – намеренно. На численность животных повлияло три фактора.
ТОП-1 статья
которые читают вместе с этой
- Ввоз животных. Люди, расселяясь по планете, перевозили с места на места своих животных, которые зачастую нарушали экологический баланс в новой местности. Яркий пример – коты в Австралии. Для борьбы с крысами на континент завезли кошек. Стремительно размножающиеся животные стали охотиться не только на крыс, но и на уникальных мелких животных. В настоящее время на кошек в Австралии разрешена охота.
- Браконьерство. Целенаправленное истребление животных без контроля приводит к полному исчезновению видов. Поэтому охота жёстко регулируется, а браконьерство наказывается.
- Экологическая катастрофа. Животные по вине человека отравляются химикатами, попадают в нефтяные ловушки, теряют свой дом. Любая экологическая катастрофа приводит к гибели животных и растений.
Многие виды животных и растений естественно исчезают в ходе эволюции, даже если человечество пытается их спасти.
Что мы узнали?
Из темы природоведения за 5 класс мы узнали об основных негативных последствиях человеческой деятельности. Сельское хозяйство и промышленность не только облегчают нашу жизнь, но и загрязняют окружающую среду и приводят к гибели животных и растений.
Оценка доклада
А какая ваша оценка?