Понятие лексической нормы виды лексических ошибок примеры

Работа по теме: ответы-русск. Глава: Определение понятия «лексические нормы современного литературного языка». Основные виды лексических ошибок.. ВУЗ: ТОГУ.
    1. Определение понятия «лексические нормы современного литературного языка». Основные виды лексических ошибок.

Лексические нормы
– это правила применения слов в речи.
Нарушение лексических норм приводит
к искажению смысла высказывания.

Лексические нормы требуют
особого внимания, т. е. правила применения
слов в речи.

М. Горький учил, что слово
необходимо употреблять с точностью
самой строгой. Слово должно использоваться
в том значении (в прямом или переносном),
которое оно имеет к которое зафиксировано
в словарях русского языка. Нарушение
лексических норм приводит к искажению
смысла высказывания. Можно привести
немало примеров неточного употребления
отдельных слов. Так, наречие где-то имеет
одно значение — “в каком-то месте”,
“неизвестно где” (где-то заиграла
музыка). Однако в последнее время это
слово стали употреблять в значении
“около, приблизительно, когда-то”:
Где-то в 70-х годах XIX
века; Занятия планировали провести
где-то в июне; План выполнен где-то на
102%.

Речевым недочетом следует
считать частое употребление слова
порядка в значении “немногим больше”,
“немногим меньше”. В русском языке для
обозначения этого понятия имеются
слова: приблизительно, примерно. Но
некоторые вместо них используют слово
порядка. Вот примеры из выступлений: В
школах города до революции училось
порядка 800 человек, а теперь порядка 10
тысяч; Жилая площадь возведенных домов
порядка 2,5 миллиона квадратных метров,
а зеленое кольцо вокруг города порядка
20 тысяч гектаров; Ущерб, нанесенный
городу, составляет прядка 300 тысяч
рублей.

Слова где-то, порядка в
значении “около”, “приблизительно”
часто встречаются и в разговорной речи:

— Сколько примеров подобрано
по теме?

— Где-то порядка 150.

— Сколько печатных листов
проверено?

— Порядка трех печатных
листов.

— Какая погода ожидается?

— В ближайшее время погода
будет прядка где-то около нуля градусов
(Запись устной речи),

Ошибкой является и неправильное
употребление глагола ложитъ вместо
класть. Глаголы ложить и класть имеют
одно и то же значение, но класть —
общеупотребительное литературное
слово, а ложитъ — просторечное.
Нелитературно звучат выражения: Я ложу
книгу на место; Он ложит папку на стол
и т. д. В этих предложениях следует
применить глагол класть: Я кладу книги
на место; Он кладет папку на стол.
Необходимо обратить внимание и на
использование приставочных глаголов
положить, сложить, складывать. Некоторые
говорят покладу на место, слаживать
числа, вместо правильного положу на
место, складывать числа.

Нарушение лексических норм
порой связано с тем, что говорящие путают
слова, близкие по звучанию, но различные
по значению. Например, не всегда правильно
употребляются глаголы предоставить и
представить. Иногда мы слышим неверные
выражения типа: Слово представляется
Петрову; Разрешите предоставить вам
доктора Петрова. Глагол предоставить
означает “дать возможность воспользоваться
чем-либо” (предоставить квартиру,
отпуск, должность, кредит, заем, права,
независимость, слово и т, д.), а глагол
представить имеет значение “передать,
дать, предъявить что-либо, кому-либо”
(представить отчет, справку, факты,
доказательства; представить к награде,
к ордену, к званию, на соискание премии
и т. д,). Приведенные выше предложения с
этими глаголами правильно звучат так:
Слово предоставляется Петрову; Разрешите
представить вам доктора Петрова.

Порой неверно употребляются
существительные сталагмит и сталактит.
Эти слова различаются значениями:
сталагмит — конический известковый
нарост на полу пещеры, галереи (конусом
вверх); сталактит — конический известковый
нарост на потолке или своде пещеры,
галереи (конусом вниз).

Различны по своему значению
слова: колледж (среднее или высшее
учебное заведение в Англии, США) и коллеж
(среднее учебное заведение во Франции,
Бельгии, Швейцарии); эффективный
(действенный, приводящий к нужным
результатам) и эффектный (производящий
сильное впечатление, эффект); обидный
(причиняющий обиду, оскорбительный) и
обидчивый (легко обижающийся, склонный
видеть обиду, оскорбление там, где их
нет).

В последнее время все чаще
и чаще в передачах по радио, телевидению
стали звучать такие фразы: Команда
спортсменов обречена на победу;
Выступление ансамбля обречено на успех;
Он обречен быть гениальным; Задуманные
мероприятия обречены на процветание.
Говорящие не учитывают ни происхождения
слова, ни его внутренней формы, ни его
исконного значения. Во всех приведенных
предложениях речь идет о положительных
результатах (победа, успех, процветание),
в то время как глагол обрекать имеет
значение “предназначить, силою
обстоятельств принудительно поставить
в какие-нибудь условия”. Вспомним
строчки из произведений классиков:

Их села и нивы за буйный
набег/Обрек он мечам и пожарам (Пушкин);
Не я обрек твои младые годы/ На жизнь
без счастья и свободы (Некрасов); Всем
даже страшно стало, когда поняли, на
какое одиночество он обрек себя (Горький).

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
(нарушение лексических норм, т.е. норм
словоупотребления и лексико-семантической
сочетаемости слова). Лексические ошибки
проявляются в нарушении сочетаемости
(т.е. на уровне семантики словосочетания,
реже — предложения):

а) употребление слова в
несвойственном ему значении: «Все
стены класса были покрыты панелями».
«Троекуров был роскошный (т.е. живущий
в роскоши) помещик»;

б) нарушение лексико-семантической
сочетаемости слова: «Небо стояло
светлое» («стоять» в зн. «иметь
место» может только погода, жара), «На
поляне лежали лучи солнца» ( лучи
солнца освещали поляну). Данный тип
ошибок затрагивает в первую очередь
глагол, поэтому частотным оказывается
нарушение субъектных и объектных
лексико-семантических сочетаемостных
связей (другие семантические связи
глагола, например локативные, нарушаются
крайне редко);

в) приписывание переносного
значения слову, не имеющего его в системе
литературного языка: «Его натруженные
руки утверждают, что он много работал
в жизни», «Полоски на его тельняшке
сказали, что Федя — храбрый человек»;

г) неразличение оттенков
значений синонимов: «Маяковский в
своем творчестве применяет (вместо:
использует) сатиру», «Мальчик,
широко расставив ноги, смотрит на поле,
где бьются игроки» (вместо: борются);

д) смешение значений
паронимов: «Брови его удивительно
поднялись» (вместо: удивленно), «Этот
роман является типичным образом
детективного жанра» (вместо: образцом);
е) не снимаемая в предложении многозначность:
«Эти озера живут всего несколько дней
в году».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Лексические нормы

Раздел ОГЭ по русскому языку: 9.2 Лексические нормы



Лексические нормы – это употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении. К лексическим нормам относятся нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Лексические нормы (нормы словоупотребления) определяют правильный выбор слова из ряда других, близких ему по значению или по форме, а также употребление слов в тех значениях, которые они имеют в литературном языке. Эти нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения своих мыслей. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности: 1) нарушение лексической сочетаемости слов; 2) смешивание паронимов; 3) неточности словоупотребления; 4) плеоназмы; 5) тавтология; 6) речевая недостаточность. Все эти нарушения лексической языковой нормы появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате небрежного отношения к слову, невнимательности.

Выразительность – качество речи, которое предполагает грамотное использование образных средств. Мы используем средства речевой выразительности для того, чтобы передать свои эмоции, впечатления, дать оценку или воздействовать на чувства собеседника. Лeксичeские нормы в аспекте выразительности: 1) синонимы, 2) антонимы, 3) омонимы, 4) многозначные слова, 5) фразеологизмы.

Лексические нормы с точки зрения развития языка: 1) устаревшие слова (историзмы, архаизмы); 2) возвращение устаревших слов; 3) неологизмы (новая лексика),  4) иноязычные / заимствованные слова.

Наиболее распространённые лексические ошибки

  1. Неправильный выбор слова (костный тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей), неточный выбор синонима (за ответ я получил прекрасную оценку).
  2. Нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнётом гуманности).
  3. Противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными оттенками значения слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошёл по ней, оставляя несмываемые следы. Он внёс непосильный вклад в развитие России).
  4. Употребление анахронизмов, т. е. исторически несовместимых понятий (Ломоносов поступил в институт);
  5. Смешение понятий из разных культур (Ломоносов жил за сотни миль от столицы).
  6. Неверное употребление фразеологизмов (Надо вывести его на свежую воду).

Речевая избыточность и речевая недостаточность

Плеоназмы — обороты речи, в которых сочетаются однородные по значению слова, излишние с точки зрения логики: темный мрак, снилось во сне, говорить словами.

Разновидностью плеоназма является тавтология — повторение одного и того же суждения или определения, неоправданное употребление однокоренных слов, «масло масленое»: Можно спросить вопрос? Всё ближе приближается праздник. Художник изобразил образ. Исправим: Можно задать вопрос? Всё ближе праздник. Художник изобразил героя (создал образ).

В языке художественной литературы, в поэтическом языке тавтология может использоваться как художественный приём повторения, усиливающий выразительность речи: Знать не знаю, ведать не ведаю; на дворе белым-бело; на пороге стоял старый-престарый старик.

Некоторые однокоренные слова потеряли лексическую связь друг с другом: чёрные чернила; белое бельё, красная краска.

Речевая недостаточность выражается в пропуске слов, что порождает логическую ошибку: Характер Базарова резко отличается от братьев Кирсановых. (Нужно: от характера братьев Кирсановых.)

Смешение паронимов

Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению: телефонный абонент — концертный абонемент, эффектный наряд — эффективный приём, жёсткий диван — жестокий бой и др.

Многие смешивают однокоренные глаголы одеть (одевать) и надеть (надевать). Одеть можно кого-то, надеть — что-то (на что-то): Одевать капризного ребёнка довольно сложно; в холода надеваю на него комбинезон.

Лексическая сочетаемость

Часто речевые ошибки происходят из-за того, что словосочетания строятся неверно, состоят из слов, не сочетающихся друг с другом:

Благодаря неосторожному обращению с огнём, лес выгорел. (Нужно: Из-за неосторожного обращения с огнём лес выгорел.)

Большое значение в наше время играет бережное отношение к природе. (Нужно: Большое значение в наше время имеет бережное отношение к природе.)


Конспект урока по русскому языку «Лексические нормы». Другие конспекты по разделу «Языковые нормы»:

В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

  • Примеры распространённых лексических ошибок
    • Нарушение лексической сочетаемости слов
    • Ошибки в похожих словах
    • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
    • Ошибки из-за невнимательности
  • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
    • Словари сочетаемости
    • 1. Gufo
    • 2. КартаСлов.ру
    • 3. Грамота.ру
    • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
    • 4. Орфограммка
    • 5. Текст.ру
    • 6. LanguageTool
    • 7. Тургенев
    • 8. Главред
  • Небольшой тест
  • Выводы

Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

Примеры распространённых лексических ошибок

На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

Примеры основных типов речевых лексических ошибок

Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

Типичным примером таких ошибок являются фразы:

  • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
  • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
  • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

  1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

Речевая избыточность в словосочетании

  1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

Неправильное по смыслу употребление слов

  1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

Пример нарушения лексической сочетаемости слов

  1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

Лексическая ошибка сочетаемости

Ошибки в похожих словах

Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

  • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
  • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
  • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
  • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
  • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

  1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

Неправильно:

Ошибки со словом «одеть»

Правильно:

Правильное употребление «надеть» и «одеть»
Правильное употребление «надеть» и «одеть»

  1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

Неправильно:

Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

Правильно:

Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

Лексическая ошибка с гиперонимами

С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

Ошибки из-за невнимательности

Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

  • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
  • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

Словари сочетаемости

По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

1. Gufo

Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

Информация из разных словарей gufo.me

2. КартаСлов.ру

Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

Возможности сервиса КартаСлов

3. Грамота.ру

Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

4. Орфограммка

Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

Возможности сервиса Орфограммка

Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

  • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

  • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

  • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

Исправление лексических ошибок в Орфограммке

5. Текст.ру

Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

MS Word неправильно подчёркивает ошибки

А Advego – в согласовании числительного и существительного:

Advego не распознал ошибку

У text.ru таких грехов нет.

text.ru правильно подчёркивает ошибки

В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

6. LanguageTool

Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

Проверка нарушений лексики в LanguageTool

Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

Настройка параметров проверки в LanguageTool

7. Тургенев

Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

8. Главред

Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

Найденные Главредом лексические ошибки

Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

Небольшой тест

Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

Выводы

Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

Еще по теме:

  • Частые ошибки пунктуации
  • Расставленные невпопад знаки препинания в текстах могут испортить общее впечатление о сайте. Для тех, кто стремится писать грамотнее, мы собрали частые пунктуационные ошибки на сайтах и…

  • Программа VS плагиат. Видят ли антиплагиаторы смысловую неуникальность?
  • Сегодня текстовый контент на сайте в первую очередь ценится за смысловую уникальность. Могут ли программы и сервисы проверки текстов (антиплагиаторы) «увидеть» не только техническую неуникальность,…

  • Новогодняя подборка: перлы копирайтинга — 2013
  • У всех бывают промахи, и у копирайтеров тоже. Но в канун Нового года хочется с улыбкой вспомнить творчество копирайтеров, пусть иногда и абсурдное, но очень…

  • Как писать SEO-тексты для людей, которые полюбит Яндекс?
  • SEO-тексты – тексты, ориентированные, в первую очередь, на поисковые алгоритмы, а не на людей. Обычно они малоинформативны, содержат неестественные речевые обороты, избыточные повторы ключевых фраз….

  • Как писать статьи для сайтов разных тематик
  • Подготовка Получение ТЗ от SEO-специалиста Изучение сайта и страницы, на которой будет размещён текст Получение информации от владельца/контент-менеджера сайта Анализ информации в интернете Написание Проверка…

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Лексика (лексикология) — раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка с различных точек зрения:

  • изменение значения слов,
  • их происхождение,
  • пополнение словаря заимствованными словами и т.д.

Лексическими нормами считаются нормы:

  • употребления слов в соответствии с их значениями,
  • уместного употребления слов,
  • правильного выбора слова в зависимости от ситуации общения и т.д.

В речи довольно часто можно встретиться с ошибками, относящихся к этому типу.

Типы лексических ошибок  (примеры)

Самыми распространенными здесь можно назвать нарушения:

  •  Лексическая несочетаемость:

«В спортзале висела треугольная груша». Сочетание треугольная груша неверно, так как в значение слова груша не входит понятие формы треугольная.

  •  Неоправданный пропуск слова:

«Н. занял первое место (пропущено слово в олимпиаде) по английскому языку».

«Характеру Аркадия, как и его отцу, (нужно характеру его отца) свойственна мягкость».

«Белорусский народ будет жить плохо, но недолго».

  •  Многословие —  неоправданный повтор слова:

Саша сделал хороший доклад. В докладе он привел много интересных фактов. Доклад получился очень хорошим, так как Саша учел все замечания учителя, который предварительно познакомился с докладом. Доклад очень понравился всем нам.

  • Тавтология 

(это неоправданное использование однокоренных слов): Начало сессии начнется в конце этого месяца.

  • Плеоназм

(это  употребление ненужных уточняющих слов): «Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом».

  •  Неоправданное употребление антонимов:

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.

  • Неоправданное употребление в речи заимствованных слов:

«Он носит бадж полицейского».

«Анакопийская пропасть находится у курортном эпицентре, в Новом Афоне».

  • Неоправданное употребление устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики:

Список претензий длинен: подавление протестной активности, схлопывание деятельности неправительственных организаций

  • Неоправданное употребление стилистически окрашенных слов

в частности канцеляризмов — слов с ярко выраженной окраской официально-делового стиля :

За неимением красной розы жизнь моя будет разбита (использование отыменных предлогов).

Необходимость усиления внимания изучению… (использование отглагольных существительных).

Я обязательно поговорю с ним по этому вопросу (употребление универсальных слов).

От неизвестного вируса скончался петух.

  • Ошибки на неверное использование синонимов, многозначных слов, омонимов и паронимов

(См. раздел Точность).

  •  Смешение понятий:

«В ее разговоре Мартыну главным образом нравилась важная манера произносить букву р , словно это была не буква, а целая галерея, да еще с отражением в воде». (Произошло смешение понятий «звук» и «буква». Речь идет о звуке «р» и его произнесении).

Опасения врачей не оправдались

  • Неверный выбор синонима:

«Реконструировал этот провинциальный клуб районный зодчий» (В данном контексте предложения следует употреблять слово «архитектор»).

  • Неверное употребление многозначного слова или омонима:

Вытянули носочки

  • Смешение паронимов — слов, близких по звучанию, но различных по значению:

Приносим извинения за предоставленные неудобства

Наша презентация:

Разгадать онлайн кроссворд и видеокроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Лексические нормы

Раздел ОГЭ по русскому языку: 9.2 Лексические нормы

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Лексические нормы – это употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении. К лексическим нормам относятся нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Лексические нормы (нормы словоупотребления) определяют правильный выбор слова из ряда других, близких ему по значению или по форме, а также употребление слов в тех значениях, которые они имеют в литературном языке. Эти нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых , его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых , чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения своих мыслей. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности: 1) нарушение лексической сочетаемости слов; 2) смешивание паронимов; 3) неточности словоупотребления; 4) плеоназмы; 5) тавтология; 6) речевая недостаточность. Все эти нарушения лексической языковой нормы появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате небрежного отношения к слову, невнимательности.

Выразительность – качество речи, которое предполагает грамотное использование образных средств. Мы используем средства речевой выразительности для того, чтобы передать свои эмоции, впечатления, дать оценку или воздействовать на чувства собеседника. Лeксичeские нормы в аспекте выразительности: 1) синонимы, 2) антонимы, 3) омонимы, 4) многозначные слова, 5) фразеологизмы.

Лексические нормы с точки зрения развития языка: 1) устаревшие слова (историзмы, архаизмы); 2) возвращение устаревших слов; 3) неологизмы (новая лексика), 4) иноязычные / заимствованные слова.

Наиболее распространённые лексические ошибки

  1. Неправильный выбор слова ( костный тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей ), неточный выбор синонима ( за ответ я получил прекрасную оценку ).
  2. Нарушение норм лексической сочетаемости ( стадо зайцев, под гнётом гуманности ).
  3. Противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными оттенками значения слова ( Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошёл по ней, оставляя несмываемые следы. Он внёс непосильный вклад в развитие России ).
  4. Употребление анахронизмов, т. е. исторически несовместимых понятий ( Ломоносов поступил в институт );
  5. Смешение понятий из разных культур ( Ломоносов жил за сотни миль от столицы ).
  6. Неверное употребление фразеологизмов ( Надо вывести его на свежую воду ).

Речевая избыточность и речевая недостаточность

Плеоназмы — обороты речи, в которых сочетаются однородные по значению слова, излишние с точки зрения логики: темный мрак, снилось во сне, говорить словами .

Разновидностью плеоназма является тавтология — повторение одного и того же суждения или определения, неоправданное употребление однокоренных слов, «масло масленое»: Можно спросить вопрос? Всё ближе приближается праздник. Художник изобразил образ. Исправим: Можно задать вопрос? Всё ближе праздник. Художник изобразил героя (создал образ).

В языке художественной литературы, в поэтическом языке тавтология может использоваться как художественный приём повторения, усиливающий выразительность речи: Знать не знаю, ведать не ведаю; на дворе белым-бело; на пороге стоял старый-престарый старик.

Некоторые однокоренные слова потеряли лексическую связь друг с другом: чёрные чернила; белое бельё, красная краска.

Речевая недостаточность выражается в пропуске слов, что порождает логическую ошибку: Характер Базарова резко отличается от братьев Кирсановых . (Нужно: от характера братьев Кирсановых.)

Смешение паронимов

Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению: телефонный абонент — концертный абонемент , эффектный наряд — эффективный приём, жёстки й диван — жестокий бой и др.

Многие смешивают однокоренные глаголы одеть (одевать) и надеть (надевать) . Одеть можно кого-то, надеть — что-то (на что-то): Одевать капризного ребёнка довольно сложно; в холода надеваю на него комбинезон.

Лексическая сочетаемость

Часто речевые ошибки происходят из-за того, что словосочетания строятся неверно, состоят из слов, не сочетающихся друг с другом:

Благодаря неосторожному обращению с огнём, лес выгорел. (Нужно: Из-за неосторожного обращения с огнём лес выгорел.)

Большое значение в наше время играет бережное отношение к природе . (Нужно: Большое значение в наше время имеет бережное отношение к природе.)

Конспект урока по русскому языку «Лексические нормы». Другие конспекты по разделу «Языковые нормы»:

Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

Лексические нормы и речевые ошибки

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лексические нормы и речевые ошибки

Приветствую вас, друзья на канале «Записки литературного редактора». Сегодня я решила снова обратиться к речевым ошибкам. Наверное, из-за их неистребимости. Речевые ошибки также называют лексическими, поэтому можете встретить и такое название.

Лексические нормы и речевые ошибки

Ошибки эти, как следует из названия, встречаются в устной речи и в письменную попадают именно из неё. Очень часто авторы, особенно те, кто просто пишет в сети комментарии и посты, речевые ошибки и ошибками не считают, отстаивая своё право писать так, как им хочется, потому что «все так говорят» и «мы не на уроке русского языка». Это же не орфография и даже не пропущенные запятые.

О некоторых лексических ошибках я уже писала отдельно, и ссылки на статьи о них можно увидеть внизу. Но сегодня решила поговорить об этом с точки зрения лексических норм.

Что такое лексические нормы

Складывается парадоксальная ситуация. Понятие «культура речи» известно всем. И вроде бы все согласны, что её нужно соблюдать, ведь никому же не хочется прослыть бескультурным человеком. А вот к нормам языка и речи отношение часто негативное и нередки высказывания о том, что нормы ограничивают право человека на самовыражение. «Почему я обязан подчиняться не пойми кем установленным нормам?» «Почему кто-то запрещает мне говорить/писать так, как я захочу?»

Но ведь культура речи – это и есть, прежде всего, соблюдение лексических норм. А культурная речь не содержит речевых ошибок. Кстати, ни орфографические, ни тем более пунктуационные ошибки в речи незаметны.

Лексические нормы, которые есть в любом языке, регулируют правила употребления слов в соответствии с их значениями. Эти нормы необходимы для того, чтобы люди, говорящие на одном языке, понимали друг друга, причём желательно, чтобы понимали однозначно. Поэтому если меня, например, попросят: «Займи мне сто рублей», то я отвечу: «А у кого я тебе их займу?» или «Тебе надо – ты и займи». Даже не потому, что я знаю правильное значение слов «займи» и «одолжи», а потому, что в местности, где я родилась и выросла, всегда звучал именно правильный вариант: «одолжи мне», «дай в долг». И до сравнительно недавнего времени я даже не слышала этого «займи».

Почему нельзя говорить так, как нравится, не соблюдая нормы? Допустим, мне не нравится слово «ложка», так как оно не отражает функций предмета, и я буду называть ложку «хлебалкой», мой муж назовёт её «суповкой», а дочь ещё как-то. Ну, и как мы будем друг друга понимать? И если в рамках семьи эта проблема ещё как-то решаема, то в рамках общества серьёзно затруднит коммуникацию.

Вот для удобства и простоты коммуникации и служат лексические нормы, то есть обязательные для всех правила употребления слов.

Наиболее распространённые речевые ошибки

1. Использование слова в несоответствующем ему значении. Эта ошибка встречается настолько часто, что некоторые слова, «смирившись» с ней, даже со временем меняют своё значение. Так слово «довлеть» изначально имело значение «быть достаточным», «удовлетворять», но поменяло его под влиянием ошибочного употребления на «господствовать», «оказывать давление». Думаю, скоро и слово «нелицеприятный» изменит своё правильное значение – «беспристрастный», «не взирающий на лица», на неправильное – «неприятный».

В тексте такие ошибки могут создавать и комический эффект там, где его не должно быть: «Кормилица пережила всех своих выкормышей» — вместо «питомцев». «Для солдат моя жизнь была неприкасаемой» — вместо «неприкосновенной».

2. Употребление слов из другого стиля, не соответствующего общему стилю повествованию. Чаще всего везде, где не нужно, лезет канцелярит. «Их ничто не связывает, в связи с отсутствием доказательств обратного» — фраза из любовного романа. Или: «Я делала это по причине нежелания узнаваемости среди знакомых».

3. Речевая избыточность – плеоназм. Эта ошибка возникает, когда в одном словосочетании используют ненужные (избыточные) слова, дублирующие основные. Классическое: «кивнуть своей головой» – ничем иным кивнуть нельзя, поэтому «голова» здесь лишняя, не говоря уже о слове «своей». Аналогично: «пнул своей ногой». Или «впервые познакомились» –предчувствую, что кто-то начнёт меня убеждать, что можно однажды познакомиться с человеком, потом его забыть, а потом ещё раз (или не раз) познакомиться. Но в правилах имеются в виду нормальные люди. Вот «впервые встретиться» – это правильно.

4. Речевая недостаточность – это ошибка, возникающая, когда пропускается важное для смысла высказывания слово. «Выставка художников-импрессионистов» – часто встречающаяся ошибка. Конечно, не самих художников, а их картин. «Обсуждение современных писателей» – это сплетни о личной жизни будем обсуждать, или всё-таки произведения писателей?

5. Тавтология – повторение одинаковых или однокоренных слов в одном предложении или в смежных.

6. Нарушение лексической сочетаемости. Далеко не все слова сочетаются друг с другом, чаще всего эта ошибка возникает из-за путаницы в похожих по значению понятиях. Классика: «играет значение» (правильно – «играет роль» и «имеет значение»), «выполняет роль» (правильно – «выполняет функцию»). «Предпринять меры» и «принять шаги». Правильно наоборот: «предпринять шаги» и «принять меры».

7. Ошибки, связанные с использованием фразеологизмов. Чаще всего это изменение слов в устойчивых выражениях, как, например, «сидеть, сложив руки» вместо «сидеть сложа руки». Ну, да, многим захочется спросить: «А какая разница?» Разница в том, что второе выражение соответствует норме, а первое – нет.

8. Неудачный подбор синонимов. Они редко бывают полностью взаимозаменяемые. У сходных по значению слов могут быть разные оттенки смысла. Например, не всегда слово «губы» можно заменить на слово «уста». Смотрите: «Он потрогал свои разбитые в кровь уста». Как оно звучит?

9. Ошибки в использовании паронимов – близких по звучанию, но разных по значению слов. Так постоянно путают «эмигрантов» с «иммигрантами», я уж про «одел» и «надел» не говорю. Или вот предложение: «Попавший в плен герой волочил жалкое существование». «Влачил», конечно же. А в одном тексте я видела вообще прекрасную замену: «У неё были красивые медалевидные глаза» — вместо «миндалевидных». И ведь автор не стремился к комическому эффекту. Но достиг его.

10. Неправильное сочетание антонимов – слов противоположных по значению. Тоже классика: «уменьшение нагрузки возрастает».

Я кратко описала 10 наиболее распространённых речевых или лексических ошибок. Они портят устную речь, выдавая недостаток культуры. В письменной речи они свидетельствуют о низкой грамотности, а если человек профессионально занимается текстами (журналист, копирайтер, писатель), то и о его непрофессионализме и небрежности.

Поэтому если кому-то не нравятся существующие лексические нормы, то отнеситесь к ним, как и к другим общественным нормам. Мне вот тоже некоторые правила оформления договоров не нравятся. Да и уважение к собеседникам и читателям тоже проявить не помешает. В общественном месте мы же стараемся соблюдать нормы приличия.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

источники:

http://kakgovorit.ru/rechevye-oshibki

http://infourok.ru/leksicheskie-normy-i-rechevye-oshibki-5231651.html

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?

Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Фразеологические ошибки   

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Подробнее Купить сейчас

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Русский язык

Урок 3: Лексические нормы

Лексические нормы

В русском языке большое значение играют лексические нормы. Они вносят в контекст определенный смысл, и если его исказить, то предложение уже будет восприниматься совершенно по-другому. Однако чаще всего ошибки делают именно в этих нормах. В данном уроке рассмотрим, как правильно употреблять слова, чтобы не искажать смысл, а также узнаем, как предотвратить самые распространенные ошибки.

План урока:

Теоретические основы лексических норм

Слова-паронимы

Лексические нормы современного русского литературного языка

Примеры рассуждения правильного употребления

Типовые задание ЕГЭ по русскому языку по теме «Лексические нормы»

Теоретические основы лексических норм

Сначала необходимо познакомиться с определением лексических норм. Оно содержит в себе сразу несколько признаков и отражает функции данного инструмента речи. Кроме того, чтобы лучше понять тему, следует подробно рассмотреть и виды лексических норм.

Определение лексических норм. Толковые словари

Само по себе слово «норма» многозначное. Оно может выступать и как закон, обязательный для исполнения всеми гражданами страны (правовая норма), и как общепринятое правило поведения в обществе (моральная норма). Но определение лексической нормы немного отличается. Оно высказывает свою принадлежность к порядкам русского языка, к грамматическим и лексическим правилам. Ожегов в своем толковом словаре дает следующее объяснение норме как лексическому инструменту:

«Установленный, признанный обязательным порядок, общепринятый строй в лексикологии».

А Ушаков немного иначе видит это понятие:

«Узаконенное установление».

С одной стороны, ни в каком законе не написано о том, что лексические нормы необходимо соблюдать. Но без этого русский язык превратится в хаос слов и словосочетаний, где каждый будет искать смысл написанного.

Таким образом, лексические нормы представляют собой общеобязательный установленный порядок употребления слов в русском языке. Отклонение от этих правил не грозит никакими ужасными санкциями, но если не делать этого, основной замысел и функции предложений и текста в целом потеряются.

Функции лексических норм. Роль в русском языке

В русском языке лексические нормы имеют большое значение. Они, словно жандармы, следят за исполнением всех речевых правил. Это важно, потому что в противном случае слова будут путаться, их настоящее лексическое значение будет утрачиваться. Из-за этого люди будут в вечном заблуждении и абсолютном непонимании того, что происходит в тексте.

Этот важный элемент выполняет следующие функции:

  • уничтожает все ужасные, непригодные для употребления слова и словосочетания, борется со словами-паразитами;
  • объясняет значение многообразия слов в русском языке и показывает правильность их постановки в контексте предложения;
  • верно выделяет стилистические признаки того или иного слова с помощью рядом стоящих лексических единиц;
  • подчеркивает многозначность слов, их омонимичность, а также объясняет схожесть слов-паронимов.

Именно поэтому лексические нормы незаменимы в структуре русского языка. Их отсутствие подобно городу без полиции – будет положено начало полному бесправию в русском языке.

Распространенные ошибки. Трудность лексических норм

Именно в употреблении слов чаще всего совершают ошибки не только на письме, но и в разговорной речи. Это сказывается на общем виде предложения и всего текста в целом. Отсюда и появляются те самые речевые ошибки, которые выносятся в сочинении проверяющими. Иными словами, неправильное употребление не только истребит смысл, но и станет ошибкой при написании работы.

Чаще всего допускают следующие неточности словоупотребления:

  • неверное написание паронима. Пример: пугливый змеей боится и шороха в кустах/пуганный змеей боится и шороха в кустах;
  • сопоставление несопоставимого. Пример: в биологии точно так же, как и в обществознании, используют эмпирические методы познания;
  • использование совершенно несовместимых понятий. Пример: Арина бросила глаза на маленького мальчика, стоящего в углу/Арина бросила взгляд на маленького мальчика, стоящего в углу;
  • неверное употребление синонимов: духовные и душевные мысли у Алексея, несомненно, были/духовные и набожные мысли у Алексея, несомненно, были.

Чтобы их не допускать, важно знать значение каждого омонимичного и синонимичного слова. С этим можно ознакомиться в толковых словарях, список которых очень большой. К самым известным относятся такие издания, как:

  • Толковый словарь Ожегова;
  • Толковый словарь Даля;
  • Толковый словарь Ушакова;
  • Большой толковый словарь Скворцова.

Это самые популярные и востребованные издания, которые помогут разобраться со всеми лексическими значениями слов. При возникновении трудностей, лучше обратиться к ним, чтобы не допустить грубых ошибок в употреблении.

Слова-паронимы

Существуют слова, которые очень похожи друг на друга, но всего лишь одна буква может изменить его значение и смысл всех остальных лексических единиц, стоящих рядом. Рассмотрим особенности паронимов и их употребление.

Что такое слова-паронимы. Место в русском языке

Паронимами называют слова, которые очень похожи друг на друга по звучанию, но различны по значению и характеру употребления. Эти элементы языка можно сравнить с отражением в зеркале. Оно немного искажает нашу внешность, и мы видим видоизмененное изображение. Так и со словами: одно посмотрится в зеркало и увидит похожее на себя, но уже с совершенно другим смыслом.

1 leksicheskie normy

Именно поэтому паронимы являются очень распространенным местом ошибок и неправильного употребления. Чтобы не запутаться в паронимах, необходимо подставлять вместо них синонимы, антонимы, однокоренные слова, чтобы проверить их сочетаемость с рядом стоящими синтаксическими единицами.

Смысловой анализ предложения поможет не ошибиться при употреблении паронима, что сохранит баллы на экзамене и грамотность в русском языке.

Примеры паронимов

Для того чтобы показать, как могут вести себя паронимы в предложениях, рассмотрим это на конкретных примерах. Возьмем следующую связку из паронимов:

Вдох – вздох

Предложения, в которых они могут употребляться (в одном из них допущена ошибка, которую надо найти):

  1. С каждым вдохом Леша понимал, что он находится дома, в родной деревне, и никто не отнимет у него этого счастья.
  2. Алина тяжело вздохнула: ей снова казалось все безнадежным.
  3. Вдыхать аромат свежей утренней росы – что может быть лучше?
  4. Делая вздох, мы наполняем свои легкие кислородом.
  5. «Не надо так вздыхать» – сказала мне мама и ушла в свою комнату.

Разберемся с лексическим значением слов. Вдох – наполнение легких воздухом в момент дыхания. Вздох – усиленный вдох и выдох, который чаще всего выражает какие-то чувства и эмоции. Во всех предложениях эти слова употреблены правильно, кроме четвертого. Там уместнее было бы употребить «вдох», потому что речь идет не о чувствах, а о физиологическом процессе.

Поэтому всегда стоит самостоятельно подбирать определения к словам-паронимам, чтобы из двух выбирать наиболее подходящее по контексту. Такая техника убережет от ошибок и неправильного употребления.

Словарик паронимов

2 leksicheskie normy

3 leksicheskie normy

Лексические нормы современного русского литературного языка

Лексические нормы тесно связаны с литературными. Об этом свидетельствует употребление различных сочетаний и слов-связок в литературных произведениях, писаниях и в других письменных источниках.

Общая информация. Примеры

В произведениях мы часто можем замечать ошибки, которые совершили знаменитые писательницы и писатели при употреблении лексических норм. Это вполне допустимо, потому что правила русского языка постоянно меняются: утверждаются новые нормы, устанавливаются ранее не признанные истины.

Но любые ошибки можно исключить, а ненужные слова заменить схожими, но более подходящими по контексту. Возьмем для примера следующее предложение:

В битве на Чудском озере соперники одержали небывалое поражение, которое навсегда способствовало прекращению набегов Ливонского Ордена на Русь.

В этом предложении слово «одержали» употреблено неправильно. Одерживают только победу, а в контексте рядом идущее слово «поражение». Поэтому в данном месте лучше всего употребить слово «потерпели». Таким образом, можно заменить ошибку в предложении и сохранить его смысл.

Также можно исключить слово, которое явно выбивается из смысла и является лишним в такой единице речи как предложение. Рассмотрим, как можно исключить слово, на следующем примере:

Ученые заметили необычный феномен на звездном небе: космические бури влияют на положение планет в солнечной системе, изменяет их пространственную конфигурацию.

Этот отрывок из научной статьи содержит очень грубую лексическую ошибку. Она заключается в употреблении слов «необычный» и «феномен» рядом в одном контексте. Так делать категорически запрещено, поскольку эти единицы имеют одинаковый смысл. Феномен уже означает что-то необычное и до наших дней плохо изученное. Поэтому лучше убрать слово «необычный» из предложения, тогда лексический порядок будет восстановлен.

Способы исправления литературной тавтологии. Приемы и средства

Существует несколько вариантов того, как самостоятельно можно исправить свой или чужой текст, исключив из него грубые лексические ошибки. К ним относится следующее:

  • удаление слова. Пример: в сознании человека протекают сознательные мыслительные процессы/в сознании человека протекают мыслительные процессы;
  • замена похожих слов. Пример: солнечное солнце выглядывало из-за горизонта/яркое солнце выглядывало из-за горизонта.

В русском языке выделяют такое явление, как плеоназм. Под ним понимается избыток в употреблении слов в предложении, которого нужно стараться избегать. В противном случае речь будет однотипная, неинтересная и переполненная одинаковыми оборотами. Чтобы этого не происходило, можно воспользоваться следующими приемами:

  • убрать слова, которые режут слух. Пример: санкция – это реакция на поведение человека, в которой выражено действие/санкция – это реакция на поведение человека и определенное действие;
  • замена однокоренными словами. Пример: мраморный материал/мрамор;
  • искоренить лишние единицы. Пример: холодный лед/лед.

Это перечень основных способов, которыми можно воспользоваться, чтобы избежать грубых ошибок. Так можно сохранить не только свою грамотность, но и целостность великого русского языка.

Примеры рассуждения правильного употребления

Чтобы понять, как правильно искать ошибки в лексических и литературных нормах, важно понять общий алгоритм действий. Рассмотрим на некоторых заданиях из ЕГЭ 2020, как можно быстро выявить неправильный пароним.

Алгоритм выявления ошибок. Пошаговая инструкция

Чтобы не ошибаться в употреблении лексических норм и уметь находить опечатки в других текстах, достаточно пользоваться следующим правилом:

  • внимательно прочитать предложение, обратить внимание на участок, который очень режет слух;
  • выявить, какие слова неуместны в данном контексте и нельзя ли их заменить;
  • если замене словесные единицы не подлежат, то лучше их вообще исключить из предложения;
  • в остальных случаях воспользоваться подсказками, данными выше, и попытаться заменить слова на более подходящее.

По такому принципу и выполняется лексический анализ речевых единиц. Эта универсальная схема поможет исправить неточности в речи и на письме, а также предотвратить появление новых ошибок.

Примеры из заданий. Подробный анализ

4 leksicheskie normy

1.Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные КОРИЧНЕВЫЕ глаза.

2.На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.

3.ФАКТЫ, собранные следствием, говорят против тебя.

4.На дне океана обитают животные с ВЫСОКОЙ степенью активности

В данном случае ошибочным является слово «карие». Это можно определить по контексту и фразе, в которую заключено данное слово. Глаза не могут быть коричневыми, следовательно, к нему нужно подобрать пароним.

По такому же принципу выполняются и все остальные задания данного типа.

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Лексические нормы»

В Едином Государственном экзамене по русскому языку включен вопрос по данной теме. Он встречается в заданиях 5 и 6. Для их выполнения необходимо знать азы лексических норм. Рассмотрим структуру каждого задания на ЕГЭ 2020.

Задание 5

Предусматривает работу с паронимами. Необходимо выявить ошибочно употребленное слово, а затем заменить его на верное. Не допустить промашек в этом задании поможет выученный алгоритм и словарь паронимов. Ответом будет являться пароним к ошибочному слову.

Пример:

5 leksicheskie normy

Ответ: факторов

Задание 6

В данном случае перед учащимися находится предложение, в котором допущена лексическая ошибка. Его необходимо внимательно изучить и либо исключить лишнее, либо полностью заменить оборот. Здесь также будет достаточно базовых знаний об употреблении слов в русском языке.

Пример:

6 leksicheskie normy

Ответ: установить

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос: 1

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1Его сдерживала РАСЧЁТНАЯ и сдержанная трезвость

2Она увидела много-много РЕБЯЧЬИХ голов

3Надежды эти наивны и РЕБЯЧЛИВЫ

4В гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая прекрасной ШЁЛКОВОЙ материей

Вопрос: 2

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1В контрольном диктанте встретилась досадная ОПИСКА

2РАСПУТИЦА, машина не пройдёт

3Стояло долгое ненастье то с дождем, то с неприятной ИЗМОРОЗЬЮ

4Воробьёв провозглашал ЗДРАВИЦЫ в честь руководителей работ, и лучших бригадиров, и лучших стахановцев

Вопрос: 3

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1Два ПЕСЧАНЫХ смерча высотой несколько метров пронеслись по пустыне Сахара

2Виды ЗАЩИТНОЙ окраски разнообразны и встречаются среди различных групп животных

3Участники песенного конкурса ПРЕДСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля

4По сообщениям газет, запуск спутника связи состоялся, но был НЕУДАЧЛИВЫМ

Вопрос: 4

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1Стара мельница, а не БЕЗДЕЛЬНИЦА

2Он волновался и нервничал оттого, что приходится иметь дело с такими БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМИ людьми, как Ефим

3В тяжёлых БОЛОТНЫХ сапогах я еле поспеваю за ним

4Народ стекался туда в большом числе, несмотря на БУДНИЧНЫЙ день

Вопрос: 5

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1Ужиков сидел на отдельной скамейке. Все эти дни он держался нахально, ГРУБИЛ мне и колонистам, посмеивался и вызывал к себе настоящее отвращение

2Настали ГОРЯЩИЕ дни выпускных экзаменов

3Ему, старому строителю, приятно и радостно думать о том, что у нас инженеры, которые умеют ДЕРЗАТЬ

4В моей жизни это было самое ПАМЯТНОЕ событие

Вопрос: 6

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1Честь считать себя ДИПЛОМАНТОМ Московской консерватории заманчива даже для знаменитостей

2Декоративные ЛУКОВИЧНЫЕ растения представлены большим числом сортов тюльпанов, нарциссов, гиацинтов

3Из всех слов Витька выбрала самое злое, ОБИДНОЕ и несправедливое

4Глядя, как с каждым днём ГРУБИЛИ мои руки и развивались плечи, [отец] похваливал меня

Вопрос: 7

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1Из уклончивого и чересчур ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО выступления адвоката следовало, что пересмотр договора стоит отложить

2Многие ПАМЯТНЫЕ даты не являются в России праздничными днями и не предусматривают выходных

3Пекарский был ИСКУСНЫМ адвокатом, и тягаться с ним было нелегко

4Младшие братья были настолько наивными и ДОВЕРЧИВЫМИ, что обмануть их было совсем нетрудно

Вопрос: 8

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные КОРИЧНЕВЫЕ глаза

2На прогулку Катя НАДЕЛА теплую шапку

3К сожалению, в представленном нам докладе было больше субъективных оценок, чем ФАКТОВ

4Знакомый мне пейзаж ПРЕОБРАЗИЛСЯ, как только выпал снег

Вопрос: 9

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1Благородные ПОСТУПКИ идут от чистого сердца, а не делаются напоказ, для славы

2Постепенно горы сменялись трясинами, на которых росли только кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ березки

3Со временем исследовательская лаборатория ПРЕОБРАЗОВАЛАСЬ в специальное конструкторское бюро

4В водах Антарктики проводится масштабная СПАСИТЕЛЬНАЯ операция

Вопрос: 10

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1Дверь, снабжённая АВТОМАТИЧЕСКИМ замком, захлопнулась

2Кругозор мой расширялся, моё отношение к книгам становилось всё более РАЗБОРЧИВЫМ

3Её герои сделаны из мяса и костей, характеристики ПСИХОЛОГИЧНЫ

4Он поспешно развязывал узелок, стараясь увернуться от ХИЩНИЧЕСКИХ рук

Ваши ответы:

1 вопрос:

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1) Его сдерживала РАСЧЁТНАЯ и сдержанная трезвость

2) Она увидела много-много РЕБЯЧЬИХ голов
3) Надежды эти наивны и РЕБЯЧЛИВЫ
4) В гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая прекрасной ШЁЛКОВОЙ материей

2 вопрос:

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1) В контрольном диктанте встретилась досадная ОПИСКА

2) РАСПУТИЦА, машина не пройдёт
3) Стояло долгое ненастье то с дождем, то с неприятной ИЗМОРОЗЬЮ
4) Воробьёв провозглашал ЗДРАВИЦЫ в честь руководителей работ, и лучших бригадиров, и лучших стахановцев

3 вопрос:

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1) Два ПЕСЧАНЫХ смерча высотой несколько метров пронеслись по пустыне Сахара

2) Виды ЗАЩИТНОЙ окраски разнообразны и встречаются среди различных групп животных
3) Участники песенного конкурса ПРЕДСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля
4) По сообщениям газет, запуск спутника связи состоялся, но был НЕУДАЧЛИВЫМ

4 вопрос:

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1) Стара мельница, а не БЕЗДЕЛЬНИЦА

2) Он волновался и нервничал оттого, что приходится иметь дело с такими БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМИ людьми, как Ефим
3) В тяжёлых БОЛОТНЫХ сапогах я еле поспеваю за ним
4) Народ стекался туда в большом числе, несмотря на БУДНИЧНЫЙ день

5 вопрос:

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1) Ужиков сидел на отдельной скамейке. Все эти дни он держался нахально, ГРУБИЛ мне и колонистам, посмеивался и вызывал к себе настоящее отвращение

2) Настали ГОРЯЩИЕ дни выпускных экзаменов
3) Ему, старому строителю, приятно и радостно думать о том, что у нас инженеры, которые умеют ДЕРЗАТЬ
4) В моей жизни это было самое ПАМЯТНОЕ событие

6 вопрос:

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1) Честь считать себя ДИПЛОМАНТОМ Московской консерватории заманчива даже для знаменитостей

2) Декоративные ЛУКОВИЧНЫЕ растения представлены большим числом сортов тюльпанов, нарциссов, гиацинтов
3) Из всех слов Витька выбрала самое злое, ОБИДНОЕ и несправедливое
4) Глядя, как с каждым днём ГРУБИЛИ мои руки и развивались плечи, [отец] похваливал меня

7 вопрос:

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1) Из уклончивого и чересчур ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО выступления адвоката следовало, что пересмотр договора стоит отложить

2) Многие ПАМЯТНЫЕ даты не являются в России праздничными днями и не предусматривают выходных
3) Пекарский был ИСКУСНЫМ адвокатом, и тягаться с ним было нелегко
4) Младшие братья были настолько наивными и ДОВЕРЧИВЫМИ, что обмануть их было совсем нетрудно

8 вопрос:

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1) Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные КОРИЧНЕВЫЕ глаза

2) На прогулку Катя НАДЕЛА теплую шапку
3) К сожалению, в представленном нам докладе было больше субъективных оценок, чем ФАКТОВ
4) Знакомый мне пейзаж ПРЕОБРАЗИЛСЯ, как только выпал снег

9 вопрос:

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1) Благородные ПОСТУПКИ идут от чистого сердца, а не делаются напоказ, для славы

2) Постепенно горы сменялись трясинами, на которых росли только кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ березки
3) Со временем исследовательская лаборатория ПРЕОБРАЗОВАЛАСЬ в специальное конструкторское бюро
4) В водах Антарктики проводится масштабная СПАСИТЕЛЬНАЯ операция

10 вопрос:

Выберите номер предложения, в котором допущена ошибка, и укажите его в ответе

1) Дверь, снабжённая АВТОМАТИЧЕСКИМ замком, захлопнулась

2) Кругозор мой расширялся, моё отношение к книгам становилось всё более РАЗБОРЧИВЫМ
3) Её герои сделаны из мяса и костей, характеристики ПСИХОЛОГИЧНЫ
4) Он поспешно развязывал узелок, стараясь увернуться от ХИЩНИЧЕСКИХ рук

Посмотреть ответы

Правильные ответы:

1 вопрос: Его сдерживала РАСЧЁТНАЯ и сдержанная трезвость

2 вопрос: Стояло долгое ненастье то с дождем, то с неприятной ИЗМОРОЗЬЮ

3 вопрос: По сообщениям газет, запуск спутника связи состоялся, но был НЕУДАЧЛИВЫМ

4 вопрос: Народ стекался туда в большом числе, несмотря на БУДНИЧНЫЙ день

5 вопрос: Настали ГОРЯЩИЕ дни выпускных экзаменов

6 вопрос: Глядя, как с каждым днём ГРУБИЛИ мои руки и развивались плечи, [отец] похваливал меня

7 вопрос: Из уклончивого и чересчур ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО выступления адвоката следовало, что пересмотр договора стоит отложить

8 вопрос: Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные КОРИЧНЕВЫЕ глаза

9 вопрос: В водах Антарктики проводится масштабная СПАСИТЕЛЬНАЯ операция

10 вопрос: Он поспешно развязывал узелок, стараясь увернуться от ХИЩНИЧЕСКИХ рук

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Помутнел лак на авто как исправить
  • Подписка не удалась код ошибки 45 3utools
  • Поменялся номер телефона на госуслугах как изменить
  • Подорожание себестоимости лексическая ошибка
  • Поменял номер телефона как изменить тинькофф