Слайд 1
Виды грамматических ошибок: Ошибочное образование формы числительного Ошибочное образование формы местоимения Ошибочное образование формы глагола, глагольных форм Они ездиют , хочут Ихнего пафоса, ихние дети С пятистами рублями, в двухтысяча шестом году
Слайд 2
Виды грамматических ошибок: Нарушение согласования Нарушение управления Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. Нужно сделать свою Природу более красивую. Повествует читателей . Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом.
Слайд 3
Виды грамматических ошибок: Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея . Все были рады, счастливы и веселые . Ошибки в построении предложения с однородными членами Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст , возникает такое чувство Страна любила и гордилась поэтом.
Слайд 4
Виды грамматических ошибок : Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Ошибки в построении сложного предложения Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве . Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами .
Слайд 5
Виды грамматических ошибок: Нарушение границ предложения Нарушение Видо-временной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Когда герой опомнился . Было уже поздно.
Слайд 6
Предложения с однородными членами 1. Построение предложений с однородными членами, стоящими в разных падежах. Во время войны народ надеялся и верил в победу. Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им: Сказуемые надеялся и верил имеют одно зависимое слово в победу, которое стоит в в.п. Но глагол надеялся не может управлять в.п. с предлогом в (надеялся (на кого? на что?…), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант: Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил и верил (в кого? во что?) в неё.
Слайд 7
2. Пропуск предлога при однородных членах. На земле, воде и воздухе — всюду мы защищены! Перед словом воздухе необходимо добавить предлог в, так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант: На земле, воде и в воздухе — всюду мы защищены!
Слайд 8
3. Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов. В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. «Караси, сазаны, лещи» — это вид рыбы, поэтому не могут стоять с этим словом в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.
Слайд 9
4. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий. На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети. Бабушки и дети — тоже жильцы дома. Правильный вариант: На собрание пришли жильцы дома. 5. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий. Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением. Пришел с женой и плохим настроением — логически несовместимые понятия Правильный вариант: Иван Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении.
Слайд 10
6. Нарушение однородности понятий Мы любим футбол и стрелять. Не могут быть однородными существительное и инфинитив. Правильный вариант: Мы любим футбол и стрельбу.
Слайд 11
7. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. В данном предложении обобщающее слово великих художников стоит в форме Р.п., а все однородные члены: Суриков, Репин, Айвазовский — в форме им.п. Значит, это предложение построено неверно. Правильный вариант: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.
Слайд 12
8. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и; не только…, но и…; если не…, то… и др. Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов. Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как…, так и являются постоянными , поэтому союзы а также в данном предложении употреблены неправильно. Правильный вариант: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой — при второй. Правильный вариант: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
Слайд 13
9. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу. Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя «внести замечание». Правильный вариант: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.
Слайд 14
Предложения с причастным оборотом 1. Разрыв причастного оборота определяемым словом. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после. Правильный вариант: Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.
Слайд 15
2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду. Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: футболистами (какими?) победившими… Правильный вариант: Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую команду. 3. Замена страдательных причастий действительными Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. Действительные причастия на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными причастиями. Правильный вариант: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
Слайд 16
4. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. Правильный вариант: Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.
Слайд 17
Сложноподчиненные предложения 1. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. Неправильный порядок слов: между союзным словом которые и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в той же числовой форме или иное слово. Правильный вариант: Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.
Слайд 18
2. Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии. Нарушено согласование: юноши (какие?) которые… Правильный вариант: Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии
Слайд 19
3. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто. Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. Союзное слово кто употребляется с глаголами только в форме ед.ч. При этом также следует обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения: Те, ….., не могли не любоваться…; тот,….не мог не любоваться и т.п. Правильный вариант: Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
Слайд 20
4. Ошибки в построении сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году. Нарушена норма управления: заметить можно что? Указательное местоимение с предлогом в данном случае употреблено неправильно. Правильный вариант: Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году.
Слайд 21
5. Смешение прямой и косвенной речи Студент грустно сказал, что я ещё пока не готов отвечать. Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимений 1 и 2 лица. Правильный вариант: Студент грустно сказал, что он ещё пока не готов отвечать.
Слайд 22
Нарушение управления при употреблении предлогов 1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной. Существительные после предлогов благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в д.п. Правильный вариант: Благодаря (кому?) докторУ, больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписаниЮ. Вопреки (чему?) прогнозУ погода была прекрасной.
Слайд 23
2. Ошибки в употреблении предлога «по» По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо», слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п. (по завершениИ = после завершения учебного года; по приездЕ в санаторий = после приезда в санаторий и т.д.) Правильный вариант: По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. Запомните! Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством управляют р.п.(кого? чего?), а предлоги подобно, наперекор — д.п. (кому? чему?): Снега не было в продолжение (чего?) месяца. Дом выстроен наподобие (чего?) куба и т.п.
Слайд 24
Прочие типы ошибок 1. Ошибки в употреблении имен собственных В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. Названия произведений, картин, музыкальных произведений, фильмов, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное — жанровое обозначение. Если это нарицательное существительное отсутствует, то изменяется имя собственное. Правильный вариант: В кинофильме «ВойнА и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
Слайд 25
2. Неоправданная инверсия Глаза его прикрывали стёкла очков Прямой порядок слов в предложении 1) подлежащее предшествует сказуемому (дождь идёт); 2) согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь); 3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба); 4) дополнение стоит после управляющего слова (вымочил листья); 5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льёт). Неоправданная перестановка подлежащего и прямого дополнения и т.п. приводит к ошибке. Правильный вариант: Стёкла очков прикрывали его глаза.
Слайд 26
3. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции Учёный оперировал с точными фактами. При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Ученый оперировал не с чем?, а чем? Правильный вариант: Учёный оперировал точными фактами.
Слайд 27
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы. (Пример взят из демонстрационной версии 2008 г.) 1) Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. 2) К числу достижений лаборатории следует отнести то, что в ней успешно завершён сложнейший научный эксперимент. 3) Если необходимые меры будут приняты, всё закончится благополучно. 4) Последнее, на чём следует остановиться, — это композиция романа.
Слайд 28
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) Те, кто может побороть собственную лень, многого достигают в жизни. 2) Благодаря развития науки и техники, Япония стала одной из самых сильных держав. 3) Вера в окончательную победу над фашизмом укрепляла силы наших воинов. 4) Перепуганные огромными волнами, жители острова бросились врассыпную.
Слайд 29
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) По окончании института многие выпускники поехали работать в сибирские сёла. 2) Рецензия на книгу, опубликованная в «Литературной газете», привлекла моё внимание. 3) Мы достигли и водрузили на горной вершине флажок нашей экспедиции. 4) Кто, как не твой отец, научил многих из нас не сдаваться жизненным трудностям?
Слайд 30
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) 1) На Олимпиаду-2008 приедут не только российские, а также американские спортсмены. 2) Люди, обдумывающие своё будущее, иногда не очень ответственно подходят к выбору профессии. 3) Выбирая себе профессию, ты выбираешь дело всей жизни. 4) О рок-опере «Прометей» было много лестных отзывов.
1
Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.
2
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; — это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
3
Виды грамматических ошибок Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше
4
Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями, в двухтысяча шестом году Ошибочное образование формы местоимения ихние дети Ошибочное образование формы глагола, глагольных форм Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
5
Большинство возражали против такой оценки его творчества. Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Нарушение согласования Нарушение управления Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6
Читая текст, возникает такое чувство Страна любила и гордилась поэтом. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Ошибки в построении предложения с однородными членами Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
7
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Ошибки в построении сложного предложения Смешение прямой и косвенной речи Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
8
Тренинг : исправьте ошибки в образовании формы слова. наиболее лучшему около пятиста метров пара сапогов, чулков мы хочем более ярче несколько помидор
9
лучшему около пятисот метров пара сапог, чулок мы хотим более ярко несколько помидоров Самопроверка:
10
Много горожанов, партизанов Несколько апельсин, мандарин, килограмм Встретил знакомых армянов, цыганов, болгаров Тренинг : исправьте ошибки в образовании формы слова.
11
Много горожан, партизан Несколько апельсинов, мандаринов, килограммов Встретил знакомых армян, цыган, болгар Самопроверка :
12
Тренинг: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Купаясь в водоёме, дно которого не проверено, 1) человеком может быть получена травма. 2) существует опасность получения травмы. 3) человек рискует получить травму. 4) нарушается техника безопасности на воде.
13
Самопроверка: Во 1,2,4 предложениях подлежащие (травма, опасность, техника безопасности) не могут выполнять действия, названного с помощью деепричастия (купаться в водоёме). В 3 варианте присутствует глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени – рискует, по которому легко восстановить подлежащее (он). Правильный ответ – 3.
Презентация «Грамматические ошибки. Их классификация»
Подписи к слайдам:
Грамматические ошибки.
Их классификация
Разработка Просвирниной А.А., МБОУ «Мурманский международный лицей» г. Мурманска
- Грамматические ошибки бывают трех видов:
- -словообразовательные (нарушена структура слова);
- -морфологические, или формообразовательные ( ошибки в образовании формы слова);
- -синтаксические (нарушена структура словосочетания или предложения).
Разновидности грамматических ошибок |
Примеры |
|
Словообразова-тельные |
Ошибоч — ное слово- образова-ние |
Подскользнуться, завпечатлеть, трудолюбимый, надсмехаться, начатие, влаственный |
Морфологиче-ские |
Ошибка в образова-нии форм сущест-го |
Пять килограмм(ов) апельсин(ов), моё день рожденье, в пальте |
Ошибки в образовании форм прилагательно — го |
Более грамотнее, самый интереснейший |
|
Ошибки в образовании форм местоимений |
Ихний, евонный, ейный |
|
Ошибки в образовании форм глагола |
Победю, махаю, нагинаюсь, приказовать |
Синтаксиче-ские |
Нарушение согласования |
По словам историка Ключевского, называвшем Петра 1 «работником на троне», царь был необыкновенно трудолюбивым человеком, в совершенстве освоивший 14 ремёсел. |
Нарушение управления |
Желание узнавать новое заложено у человека с детства |
|
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Заметка написа- на простым языком и посвящено актуальным проблемам. |
Ошибки в построении предложения с обособленным обстоятель-ством (деепричаст-ным оборотом) |
Прочитав это текст, разные мысли посетили меня. |
|
Ошибки в построении предл-я с обос- ным опред-м |
Ключевский восхищается Петром, изучив- вший его био- графию. |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Автор рассуждает об учениках и почему они не хотят учиться. |
|
Ошибки в построении сложного предложения |
Он пишет, что маленький дом заслуживает описания, в котором он живет. |
Смешение прямой и косвенной речи |
М.Салтыков-Щедрин писал, что «я люблю Россию до боли сердечной». |
|
Пропуски необходимых слов |
Можно ещё много о Ме- щёрском крае. |
|
Нарушение границ предло- жений |
Люблю тебя. Так как ты мой друг. |
Выполните задания
- 1.В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- 1) бдительные сторожа 2) прилягте на диван 3) более пятисот рублей 4) на ширине плечей
- Ответ: плеч
- 2. В каком предложении допущено неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
- 1) Согласно приказа директора на экскурсию поедут только лучшие ученики школы.
- 2) Я люблю и серьёзно занимаюсь математикой.
- 3) Миллион писем пришли на адрес редакции.
- Ответ: предл.№ 1( согласно приказу…)
- 3.В каком предложении допущено нарушение связи между подлежащим и сказуемым?
- 1) Согласно приказа директора на экскурсию поедут только лучшие ученики школы.
- 2) Я люблю и серьёзно занимаюсь математикой.
- 3) Миллион писем пришли на адрес редакции.
- Ответ: предл.№ 3( миллион писем при-
- шёл…)
- 4.В каком примере допущена ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом?
- 1) Работая на кораблестроительных верфях Голландии, Петру легко далось чертежное искусство.
- 2) Бабушка посоветовала мне, чтобы ты сходил к доктору.
- 3)На фабрике «Трехгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
- Ответ: предл. № 1
- 5.В каком примере допущено нарушение в построении предложения с несогласованным приложением?
- 1) Миллион писем пришли на адрес редакции.
- 2) Бабушка посоветовала мне, чтобы ты сходил к доктору.
- 3)На фабрике «Трехгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
- Ответ: предл. № 3
Используемая литература
- 1.Г.Т.Егораева. Тематический сборник за-
- даний и методических рекомендаций. «Экзамен».М., 2014.
- 2.В.В.Петрова.Русский язык. ЕГЭ. Теоретический курс. Задания для самосто- ятельной подготовки. «Экзамен». М.,2007.
- 3.В.В.Львов. Русский язык. ЕГЭ. Типовые
- тестовые задания. «Экзамен».М., 2014.
Презентация на тему «Грамматические ошибки»
-
Скачать презентацию (0.13 Мб)
-
70 загрузок -
5.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Грамматические ошибки» по русскому языку, включающую в себя 22 слайда. Скачать файл презентации 0.13 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для учеников 9-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку
Содержание
-
Слайд 1
Грамматические ошибки
Практикум
по культуре речи2010
-
Слайд 2
Грамматические трудности, связанные с образованием слов
-
Слайд 3
Знаете, чем грамматическая ошибка отличается от орфографической?
сосТлаться
ужасТный
прецеНдент
интриганТ
инциНдент
наДсмехаться
воеНОначальник
Только пишем неправильно
И пишем, и произносим неправильно -
Слайд 4
Д
почерк
поскользнуться
насмехаться
насмешка
нравиться -
-
Слайд 6
А
Над
Под
За
Из
Про
Перегрызенный
-
Слайд 7
Н
инцидент
прецедент
Тинтриган
Н
конъюнктура -
Слайд 8
лаборатория
табуретка
макулатура -
Слайд 9
Найдите орфографические и грамматические ошибки
Оратор состлался на прецендент.
Военоначальник оказался ужастный интригант.
Этот неприятный инциндент хотелось бы вычеркнуть из памяти навсегда.
Над ним все надсмехались, и он растроился из-за этого. -
Слайд 10
Какую ошибку допустил человек, на дне рождения друга объявивший за столом:
— Сейчас я вам прочитаю мой доклад о способе переработки макулатуры и материал для изготовления детских табуретов – последнее достижение нашей лаборатории!
Проверьте себя -
Слайд 11
Ошибка – в ситуативной неуместности всего выступления в целом.
-
Слайд 12
Поле чудес
с
р
а
в
н
е
н
и
еп
р
ц
д
е
н
т
М
Е
Т
А
Ф
О
Р
А
1. Случай, служащий примером или оправ-данием для последую-щих случаев этого же рода.
2. Один из тропов.3. Средство речевой выразительности.
е
е -
Слайд 13
Запомните ударную гласную в словах
облегчúть
(- ý, -úшь…)
(- úл,- úла…)
облегчённый
(-ая, -ое…)
облегчённо
слúвовый
грýшевый
(-ая, -ое…)
джем,
ветка,
дерево -
Слайд 14
Можно ли здесь по форме числительного определить, о ком ведёт речь автор: о женщине или о мужчине»
…Земного счастья мы не ценим, Людей привыкли мы ценить; Себе мы оба не изменим, А нам не могут изменить. (М. Ю. Лермонтов)
…Игру страстей мы знали оба, Томила жизнь обоих нас, В обоих сердца жар угас, Обоих ожидала злоба Слепой фортуны и людей На самом утре наших дней. (А. С. Пушкин) -
Слайд 15
Числительное оба может указывать как на двух мужчин, так и на женщину и мужчину (иное дело – обе: только на женщин). Следовательно, определить адресатов по данным отрывкам нельзя. (В первом случае говорится о мужчине – отрывок из «Евгения Онегина», во втором о женщине – стихотворение М. Ю. Лермонтова «Договор»).
-
Слайд 16
В нашу редакцию пришло более 7800 писем. В 5765 из них вы просите возобновить сеансы Кашпировского. Сообщаем, что после зарубежного турне, в котором Анатолий Михайлович провёл 48 сеансов с 52893 гражданами разных стран, он отправился в Урюпинск. На последнем его сеансе там присутствовало около 740 человек, после чего мы узнали о 568 положительных результатах: у 567 человек потемнели волосы, а в самом последнем, 568-м, письме сенсация: у 80-летнего Акима Акимовича Сидорова прорезались зубы!
-
Слайд 17
новорождённый
отношение к…отношения с…
отношения между…
тóрты, тóртов, тóртам
тýфля, ж. р. ед. тýфли р. мн. тýфель
столя́р
столярá
столяры́ -
Слайд 18
Чем короче, тем длиннее:
пара:
колготок□лосин□чулок□гольфов носков -
Слайд 19
Он, мой:
тюль, м.
шампунь, м.
Она, моя:
Мозоль, ж.
Аэрозоль, ж. -
Слайд 20
красúвее красúвейший
óптом оптóвый оптóвая оптóвое
устáвный (от устав) -
Слайд 21
Что делать?
К Л А С Т Ь
кладý
кладёшь
Что сделать?
по- из- у- ложить с- ложу от- про- -
Слайд 22
изобрестúизобретённыйизобретėние
обеспėчить обеспėченныйобеспėчение
отключúть отключённыйотключėние
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
1. Виды грамматических ошибок
2. Что такое грамматические ошибки?
Грамматические ошибки – это ошибки в
структуре языковой единицы: слова,
словосочетания или предложения, т. е.
нарушение какой-либо грамматической нормы –
словообразовательной, морфологической,
синтаксической.
3. Разновидности грамматических ошибок
Словообразовательные, состоящие в
неоправданном
словосочинительстве
или видоизменении слов
нормативного языка.
Такие ошибки нельзя
воспринимать как
орфографические.
Морфологические,
Синтаксические,
связанные с
ненормативным
образованием форм
слов и употреблением
частей речи.
связанные с
нарушением
синтаксических норм.
4. Словообразовательные
Нарушение норм русского литературного
словообразования: ошибочное словообразование,
искажение слов(Трудолюбимый; подчерк; благородность
души; ихние слова).
“Заменительное” словообразование, проявляющееся в
замене какой-либо морфемы(Укидываться (вместо
раскидываться), отвесить (от повесить);
Словосочинительство, создание несуществующей
производной единицы, которую нельзя рассматривать
как окказиональную(Рецензист; не оглядаемая).
5. Морфологические
Неправильное формообразование, нарушение
системных свойств формообразовательной системы у
разных частей речи.
Ошибочное образование формы существительного(Не
хватает время).
Образование формы В.п. неодушевленного
существительного, как у одушевленного(Я попросила
ветерка (вместо: ветерок)).
Образование формы В.п. одушевленного
существительного, как у неодушевленного(Запрягли в
сани два медведя (вместо: двух медведей)).
6.
Изменение рода при образовании падежных
форм(Пирожок с повидлой).
Склонение несклоняемых существительных
(Играть на пианине).
Образование форм множественного числа у
существительных, имеющих только
единственное, и наоборот(Поднос чаев).
Неправильный выбор полной и краткой
форм(Мальчик был очень полон).
Неправильное образование форм степеней
сравнения(Она была послабже Пети).
Нарушение норм формообразования глагола
(Человек метается по комнате).
7.
Нарушение образования деепричастий и
причастий (Озирая по сторонам).
Ошибочное образование формы числительного
(С пятистами рублями).
Ошибочное образование формы
местоимения(Ихнего пафоса).
Ошибочное образование формы глагола(Они
ездиют).
8. Синтаксические
Нарушение согласования(По обоим сторонам
дороги тянулись холмы).
Нарушение управления(Согласно закона).
Ошибки в структуре простого предложения.
(Солнце села).
Нарушение границы предложения(Когда герой
опомнился. Было уже поздно).
Неудачное употребление местоимений(Винить
ей приходится только самоё себя).
9.
Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым(Чтобы приносить пользу Родине,
нужно смелость, знания, чёткость).
Нарушение способа выражения сказуемого в
отдельных конструкциях(Все были рады,
счастливы и весёлые).
Ошибки в построении предложения с
однородными членами(Страна любила и
гордилась поэтом).
Разрушение ряда однородных членов(Настоящий
учитель верен своему делу и никогда не
отступает от своих принципов).
10.
Местоименное дублирование одного из членов
предложения, чаще подлежащего(Кусты, они
покрывали берег реки).
Пропуски необходимых слов(Владик прибил
доску и побежал в волейбол).
Отрыв придаточного от определяемого
слова(Сыновья Тараса только что слезли с коней,
которые учились в Киевской бурсе).
Смешение прямой и косвенной речи(Автор
сказал, что я не согласен с мнением рецензента).
Неоправданный пропуск (эллипсис)
подлежащего(Его храбрость — постоять за честь
и справедливость привлекают автора текста).
11.
Нарушение видовременной соотнесённости
глагольных форм(Замирает на мгновение сердце
и вдруг застучит вновь).
Ошибки в построении предложения с
деепричастным оборотом(Читая текст, возникает
такое чувство…).
Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом(причалившая лодка к
берегу).
12.
Конец.
Сделал: Полуэктов Данил,
10 «Б».
Презентацию на тему «Грамматические ошибки»
(10 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 13 слайд(ов).
Слайд 1
А6. Грамматические ошибки
Слайд 2
1. Употребление предлогов
Предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются только с дательным падежом (кому? чему?) Предлог по значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с предл. падежом: по окончании, по приезде, по прибытии.
Слайд 3
2. Построение предложения с однородными членами
Однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово: Раскольников придумал и восхищается своей теорией.
Т.п. (что?) (чем?)
Раскольников придумал (кого? что?)свою теорию и восхищается (кем? чем?)ею.
Слайд 4
Двойные союзы при однородных членах: не только…, но и; если не…, то; как…, так и.
Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены:
Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.
Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей
Слайд 5
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами
Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, а также и для читателей
Предложение ошибочно, т.к. нет союза не только…, а также.
Слайд 6
Обобщающие слова при однородных членах.
Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.
Слайд 7
Пропуск предлога при однородных членах.
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Смешение родо — видовых понятий в ряду однородных членов.
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.
В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
Слайд 8
Употребление имён собственных
Имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) употребляются в именительном падеже при наличии перед ними имени нарицательного. Если же нарицательное существительное отсутствует, то имя собственное изменяется.
В картине (п.п) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.
В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.
В картине (п.п) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.
Слайд 9
3.Построение предложений с причастными оборотами.
1.Согласование причастия с определяемым словом.
Образ поэта – пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Образ поэта – пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Какой?
2. Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот.
Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве.
Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера
Слайд 10
3. Необходимо правильно найти определяемое слово.
Он видит лицо сына, внимательно прислушивающееся к разговору.
Он видит лицо сына, внимательно прислушивающегося к разговору.
Какое? Какого?
Слайд 11
4. Построение сложноподчинённых предложений
Предложения, в которых придаточная часть присоединяется союзным словом кто. Местоимение кто употребляется только с глаголом единственного числа!
Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина.
Все, кто интересуются театром, знают имя Алексея Бахрушина.
Все, кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина.
Слайд 12
2. Неверное присоединение придаточной части, создающее Неоднозначность восприятия смысла предложения.
В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник – Дмухановский.
В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник -Дмухановский, едет ревизор.
Слайд 13
5. Замена прямой речи косвенной.
В предложениях с косвенной речью в придаточной части употребляются только местоимения третьего лица
Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».
Некрасов писал, что он лиру посвятил народу своему.
6. Изменение аббревиатур
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову
ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
МОК рассмотрел… предложения по ужесточению допингого скандала.
Грамматические ошибки
ЕГЭ. Задание 8
Наталия Георгиевна Покровская
Нарушение построения предложения с несогласованным приложением
Приложение – это определение, выраженное существительным. Например, названия газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д.
Озеро (какое?) Байкал. Роман (какой?) «Преступление и наказание»
Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.
Нарушение построения предложения с несогласованным приложением
ПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
- Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.
- В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
- В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
- Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
- В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже .
- определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
- не должно быть замены действительного причастия на страдательное.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
- Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду.
- Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.
- Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
- Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду.
- Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
- Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Деепричастие обозначает дополнительное действие , которое совершает подлежащее.
Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым.
Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался.
- Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
- Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.
- Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
- Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.
- Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.
- Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.
- Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)
- Приехав в Москву, мне стало грустно.
- Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову:
ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)
- Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.
- В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
- ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
- Кресло-качалка отремонтировано.
- [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].
- ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
- Кресло-качалка отремонтирована.
- [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]
Неправильное построение предложения с косвенной речью
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.
Неправильное построение предложения с косвенной речью
ПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.
Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю
смешение прямой и косвенной речи.
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.
Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.
Если однородные члены — прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).
Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.
Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.
Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (Как…, так и… Не только…, но и… Если не…, то… Не столько…, сколько… Не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то… то; не то… не тои др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами: не только … но и если не…, то как…, так и
Ошибки в построении предложения с однородными членами
ПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.
Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах)
Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма)
Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).
В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.
Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.
В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.
Ошибки при построении сложного предложения
1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.
2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли , выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.
Ошибки при построении сложного предложения
ПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
1. [В письме говорилось], ( что в город, ( которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).
[В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский).
2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).
При таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом.
2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, ( что написал ли он своё завещание).
Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом и без
— Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?) — Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) — Предлоги в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного.
Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим .
- Предлоги в -из, на — с (уметь различать).
Неправильное употребление падежной формы существительного или местоимения с предлогом и без
ПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
- Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам
- Благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию
- По окончании срока. По истечении срока. По прибытии поезда. По приезде.
- В город – из города
- Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств
- Благодаря (кого? чего? Р.п.) старания
- По окончанию срока. По истечению срока. По прибытию поезда. По приезду.
- С города
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
ПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
- Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату.
- Сестра читает книгу и пересказала ее брату.
Нарушение управления
ПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
- Он всегда уделял внимание своему здоровью.
- Он всегда уделял внимание на свое здоровье.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Грамматические ошибки
ЕГЭ 2016
Чипко
Людмила Евгеньевна
учитель высшей категории
ГБОУ ЦО №
1602
г. Москва
Слайд 2Перечень грамматических ошибок
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;
нарушение
связи между подлежащим и сказуемым;
нарушение в построении предложения с причастным
оборотом;
нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом;
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
ошибка в построении предложения с однородными членами;
неправильное построение предложения с косвенной речью;
ошибка в построении сложноподчинённого предложения ;
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм;
неправильное употребление имени числительного.
Слайд 3Нарушение связи
между подлежащим и сказуемым
Местоимения
кто
что + глагол
никто в единств.
ничто числе
Кто согласился…
Что сказал…
Никто не пришёл…
Ничто
не произошло…
Слайд 4Неправильное построение предложения
с косвенной речью
Надо помнить !
При переводе
прямой речи в косвенную местоимения и глаголы
в форме 1-го
и 2-го лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме
3-го лица
Неправильно
Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю.
Правильно
Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.
Слайд 5Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Однородные сказуемые должны быть выражены
глаголами в одинаковой форме.
В мае громко поют птицы и ярко
светило
солнце. –
В мае громко поют птицы и ярко светит солнце.
Однородные сказуемые должны быть выражены прилагательными в одинаковой форме.
Книги эти интересны и
хорошо оформленные. –
Книги эти интересны и
хорошо оформленны.
Слайд 6Ошибки в построении
сложноподчинённого предложения
1) придаточное определительное предложение
должно стоять после слова, к которому оно относится;
Этот человек стал
для меня образцом благородства, у которого я многому научился.-
Этот человек , у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.
2) нельзя разделить части сложноподчинённого предложения на самостоятельные предложения.
Когда находишься в пути. Всегда вспоминаешь дом. –
Когда находишься в пути, всегда вспоминаешь дом.
Слайд 7Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлоги
Благодаря
Согласно
Вопреки + дательный
Подобно
падеж
Наперекор (чему?)
Благодаря прогнозу…
Вопреки указанию…
Предлог
ПО
= после чего-либо
+ предложный падеж
По приезде в город…
По прибытии поезда…
Выполните задания 1, 2
Слайд 8Нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением
Не изменяются
нарицательное существительное
+
имя
собственное
(название книг, газет, журналов и т. д.)
В романе Л.Н. Толстого
«Война
и мир»…
Изменяется
имя собственное
(нет нарицательного существительного)
В «Войне и мире»
Л.Н. Толстого…
Выполните задание 4
Слайд 9Нарушение связи
между подлежащим и сказуемым
Сложноподчинённые предложения
Все, кто…
Те, кто… Тот, кто… Никто
из тех, кто…
Многие, кто…
Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра.
Неправильно
Все, кто интересуются, знают имя…
Все, кто интересуется, знает имя…
Выполните задание 3
Слайд 10Нарушение в построении предложения
с причастным оборотом
Возможные ошибки
Причастие не
согласовано с определяемым словом
Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к
ним. –
к друзьям, пригласившим зайти к ним.
Определяемое слово находится внутри причастного оборота
Приехавшие родственники в Москву остановились у нас. — Родственники, приехавшие в Москву, остановились у нас. Приехавшие в Москву родственники остановились у нас.
Слайд 11Нарушение в построении предложения
с причастным оборотом
Причастный оборот ошибочно
согласован не с тем членом предложения
Воздух был пропитан острым запахом
моря с жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём. — испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождём.
Причастный оборот оторван от определяемого слова
Шум моря говорил о покое, доносившийся снизу. – Шум моря, доносившийся снизу,…
Слайд 12Нарушение в построении предложения
с деепричастным оборотом
Следует помнить !
Называемое
деепричастием действие обозначает действие подлежащего
Приехав в
Москву, я отправился на Красную площадь. –
Я приехал и отправился.
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве
Заполняя бланк ответов, следует использовать
гелевую ручку.
Слайд 13Ошибка в построении предложения
с однородными членами
Ошибки !
Смешение компонентов
двойных союзов –
создание неправильной пары союзов
Побывали не только в
Москве, а также в Санкт-Петербурге
(правильно: …не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге).
Неправильное положение компонентов двойного союза
Пресса следит не только за ситуацией в регионе,
но и во всей стране
(правильно: …за ситуацией не только в регионе,
но и во всей стране).
Слайд 14Ошибка в построении предложения
с однородными членами
Ошибки !
Пропуск предлога
Группы
туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах
(правильно: …на улицах, площадях,
в скверах).
Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова
В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия
(правильно: …Англии, Франции, Бельгии).
Слайд 15Ошибка в построении предложения
с однородными членами
Ошибки !
В однородный
ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и
деепричастный обороты
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока
(правильно: …учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих…
или …учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют…).
Выполните задание