Речевые ошибки
Предисловие
- Одним из критериев оценивания экзаменационных
- изложения и сочинения является критерий
- «Соблюдение речевых норм» (ГК4):
1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла
2. Допущены 3 ошибки – 1 балл
3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов
- Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
- называют речевыми, и продемонстрирует основные
- типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
- экзаменационной работе.
Какие ошибки называют речевыми?
- Речевые ошибки — это ошибки, допущенные
- в употреблении слова.
- Например: Они потеряли на войне двух
- единственных сыновей.
- Комментарий: Само по себе слово «единственный»
- ошибки не содержит, оно лишь неудачно
- употреблено, не «вписывается» в контекст, не
- сочетается по смыслу со своим ближайшим
- окружением.
Употребление слова в несвойственном ему значении
- Например: Мы были шокированы прекрасной
- игрой актёров.
- Комментарий: В данном случае неуместно слово
- «шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать
- чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
- своим поведением, нарушением правил приличия,
- общепринятых норм поведения. Это слово нужно
- заменить словом «восхищены».
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово
приставкой и суффиксом
- Например: Были приняты эффектные
- меры.
- Комментарий: В данном контексте слово
- «эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» —
- значит «производящий эффект, впечатляющий».
- Его следует заменить однокоренным
- «эффективный» — значит «дающий эффект,
- действенный».
Неразличение синонимичных слов
- Например: В конечном предложении
- автор применяет градацию.
- Комментарий: В данном случае вместо
- прилагательного «в конечном» необходимо
- употребить существительное «в конце».
Употребление слов иной стилевой окраски
- Например: Автор, обращаясь к этой
- проблеме, пытается направить людей
- немного в другую колею.
- Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет
- звучать в данном контексте слово «русло».
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
- Например: Астафьев то и дело прибегает
- к употреблению метафор и олицетворений.
- Комментарий: Эмоционально-окрашенное
- выражение «то и дело» следует заменить
- стилистически нейтральным синонимом
- «неоднократно».
Неоправданное употребление просторечных слов
- Например: Таким людям всегда удаётся
- объегорить других.
- Комментарий: В данном предложении
- просторечное слово «объегорить» следует
- заменить стилистически нейтральным синонимом
- «обмануть».
Нарушение лексической сочетаемости
- Например: Автор увеличивает впечатление.
- Автор использует художественные
- особенности.
- Комментарий: Слово «особенности» необходимо
- заменить словом «средства».
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
- Например: молодой юноша
- очень прекрасный
- бесплатный подарок
- Комментарий: В этих словосочетаниях
- выделенные слова являются лишними, т.к. они
- дублируют лексическое значение невыделенных
- слов.
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
- Например: В этом рассказе
- рассказывается о реальных событиях.
- Комментарий: В данном предложении
- необоснованно повторяются однокоренные слова.
- Одно из них следует заменить синонимичным:
- вместо «рассказ» — «произведение» или вместо
- «рассказывается» — «повествуется».
Неоправданное повторение слова
- Например: Герой рассказа не задумывается
- над своим поступком. Герой даже не
- понимает всей глубины содеянного.
- Комментарий: Во втором предложении
- повторяющееся слово «герой» уместнее заменить
- личным местоимением «он».
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
- Например: Когда писатель пришёл в
- редакцию, его принял главный редактор.
- Когда они поговорили, писатель отправился
- в гостиницу.
- Комментарий: В данном случае оба предложения
- построены однотипно: они представляют собой
- сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
- которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
- речевую ошибку, придаточное во втором предложении
- можно заменить существительным с предлогом
- «после разговора».
Неудачное употребление местоимений
- Например: Данный текст написал В.Белов.
- Он относится к художественному стилю.
- Комментарий: Употребление личного
- местоимения «он» делает второе предложение
- двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к
- художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.
Послесловие
- Будьте внимательны!
- Не допускайте ошибок!
-
Презентация на тему «Типы речевых ошибок и их исправление» 11 класс
-
Скачать презентацию (0.14 Мб)
-
13 загрузок -
0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Типы речевых ошибок и их исправление» по русскому языку, включающую в себя 25 слайдов. Скачать файл презентации 0.14 Мб. Для учеников 11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
25
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Типы речевых ошибок и их исправление
-
Слайд 2
Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста. -
Слайд 3
Мы были очарованы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на протяжении всего текста. -
Слайд 4
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
2. Были приняты эффектные меры.
-
Слайд 5
Мое отношение к этой проблеме не изменилось.
2. Были приняты эффективные меры.
-
Слайд 6
Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор применяет градацию.
Старик трудился поставить телегу на колеса. -
Слайд 7
В последнем предложении автор применяет градацию.
Старик старался поставить телегу на колеса. -
Слайд 8
Употребление слов иной стилевой окраски
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний.
Читатель захлебывается во множестве примеров. -
Слайд 9
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло.
Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний.
Читатель утопает во множестве примеров. -
Слайд 10
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума». -
Слайд 11
Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума». -
Слайд 12
Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удается объегорить других.
Петя шел взади.
На вратаре майка,
напяленная на рубашку. -
Слайд 13
Таким людям всегда удается обмануть других.
Петя шел сзади.
На вратаре майка, одетая на рубашку. -
Слайд 14
Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные особенности.
У девочки были коричневыеглаза.
Дешевые цены. -
Слайд 15
Автор усиливает впечатление.
Автор использует художественные средства.
У девочки были карие глаза.
Низкие цены. -
Слайд 16
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
Молодой юноша, очень прекрасный. -
Слайд 17
Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов.
Это был прекрасный юноша. -
Слайд 18
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
В рамках исторического
развития русского общества
развивается и «личность
человека.» -
Слайд 19
В этом рассказе повествуется о реальных событиях.
В рамках исторической
эволюции русского общества
развивается «личность
человека». -
Слайд 20
Неоправданное повторение слов
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». -
Слайд 21
Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного.
Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце». -
Слайд 22
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой. -
Слайд 23
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу.
Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы. -
Слайд 24
Неудачное употребление местоимений
Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.
Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего. -
Слайд 25
Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю.
Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Цель урока:
Познакомить учащихся с типами речевых
ошибок и дать тренировочные упражнения на их
исправление.
Технологии:
- Компьютерная технология.
- Технологии деловой игры: лекция вдвоем,
лекция-визуализация, лекция-провокация.
Формируемые компетенции:
- Умение слушать.
- Способность компьютерной презентации.
- Способность применять знания на практике.
- Способность переносить знания в реальность.
Оборудование урока:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран.
4. Пакет материалов к уроку у каждого
ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”,
упражнения на закрепление изученного материала,
индивидуальные карточки для домашнего задания.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
- Компьютерная презентация по теме урока с
исправлением речевых ошибок в приводимых
примерах. - Устные тренировочные упражнения по исправлению
речевых ошибок. - Письменные упражнения на закрепление
полученных знаний. - Итоги урока.
- Домашнее задание.
1. Вступительное слово учителя.
Вспомните предыдущий урок и назовите
основные признаки хорошей речи.
Все ошибки в письменной речи
распадаются на несколько групп: фактические,
логические, речевые.
Речевые ошибки нарушают правильность
речи, ее точность, выразительность, чистоту,
образность.
2. Презентация “Речевые ошибки”.
Презентация выполнена и
прокомментирована ученицей с коллективным
исправлением речевых ошибок в приведенных
примерах. (Презентация и памятки для учащихся
прилагаются)
3. Устные тренировочные упражнения по
исправлению речевых ошибок.
(Ученикам материал предлагается в виде
компьютерной презентации, ошибки исправляются
устно с коллективным обсуждением вариантов
исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а
остальные предложить учащимся выполнить
письменно самостоятельно с последующей
проверкой)
I. Употребление слова в несвойственном
ему значении.
1. Он упал навзничь (ничком)
и уткнулся лицом в землю.
2. Он пристально (внимательно)
слушал мой рассказ.
3. Памятник поражает нас своими
причудливыми габаритами (размерами).
II. Неразличение оттенков значения,
вносимых в слово приставкой и суффиксом.
- В таких случаях я взглядываю (заглядываю)
в “Орфографический словарь”. - Соперники ревностно (ревниво)
относились к успехам друг друга. - Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо)
выполнять приказание. - Сначала о Манилове складывается двойное
(двойственное) впечатление.
III. Неразличение синонимичных слов.
- Имя этого поэта знакомо (известно) во
многих странах. - Теперь в нашей печати отводится значительное пространство
(место) рекламе, и это нам не импонирует
(нравится).
IV. Употребление слов иной стилевой
окраски.
1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы
(расположены) очень удачно.
2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного
(прекрасного) вальса.
3. В преддверии собрания нам нужно
приготовить все необходимые бумажки (документы,
бумаги).
4. Ввиду отсутствия красной
розы сердце принца будет разбито.
ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель
В.Солоухин не принимал названия Дворец
бракосочетания; это “…все равно, — считал он,
— что к нитке жемчуга на женской шее прицепить
канцелярскую булавку”.
V. Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.
- Этому, безусловно, талантливому писателю
М.Зощенко палец в рот не клади, а
дай только посмешить читателя. - Сизифовым трудом (напрасным трудом)
было начать постройку дома в этом месте: через
два года здесь будет водохранилище. - Солнце светило во всю Ивановскую.
ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно
заменил компонент устойчивого словосочетания кричать
во всю Ивановскую, обновив фразеологизм и
сделав речь более выразительной.
VI. Неоправданное употребление просторечных и
диалектных слов.
- На пришкольном участке мы посадили капусту,
морковь, бураки (свеклу). - Не могла и не схотела (захотела)
Катерина жить в “темном царстве”. - Неожиданно на подмогу (помощь)
Чичикову пришел капитан-исправник.
VII. Нарушение лексической сочетаемости.
- Родилась (Сохраняется) традиция широко
праздновать День города. (Традиция — это обычай,
установившийся порядок, унаследованный от
предшествующих поколений; традиция родиться не
может: она может сохраняться, быть
унаследованной.) - Уже будучи преклонным человеком (человеком
преклонного возраста), писатель создал один
из лучших своих романов. - Помещики присваивали львиную часть (львиную
долю) доходов крестьян.
VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от
греческого “излишество”).
- Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию,
свою биографию). - Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию).
Ностальгия в переводе с греческого – это тоска
по родине. - Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы
подарили им памятные сувениры (сувениры).
Сувенир – это подарок, сделанный на память. - Мы дорожим каждой минутой времени (минутой).
Минута – единица времени.
IX. Употребление рядом или близко
однокоренных слов (тавтология – от греческого
“то же самое слово”).
1. Этот необыкновенный случай
случился (произошел) со мной в молодости.
2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел
(отразил) свои впечатления о русской
деревне.
3. Поэтически описывает поэт
(А.С.Пушкин) наш город.
X. Неоправданное повторение слов.
1. Павел упорно работает над задуманной
книгой. Наконец, три главы книги
написаны. Он посылает эти главы книги
своим друзьям.
2. Недавно я прочитала одну книгу.
Эта книга называется “Молодая гвардия”.
В этой
книге рассказывается…
XI. Бедность и однообразие синтаксических
конструкций.
1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник
был грубо заштопан. Сапоги были почти новые.
Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в
прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на
нем были почти новые, а носки изъедены молью.)
2. Павел упорно работает над задуманной
книгой. Наконец, три главы книги
написаны.
Он посылает эти главы книги
своим друзьям. (Павел упорно работает над
задуманной книгой и, когда он заканчивает три
главы ее, посылает их своим друзьям.)
XII. Неудачное употребление местоимений.
1. Я вынула книгу из сумки и положила ее
(книгу или сумку?) на стол.
2 После своего (совершенного)
убийства им овладевает страх.
4. Письменные упражнения на закрепление
полученных знаний.
(Упражнения в распечатанном виде лежат на парте
у каждого ученика. Первое упражнение выполняют
на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные
упражнения выполняются всеми самостоятельно с
последующей проверкой)
Упражнение № 1
Перепишите, вставляя вместо точек нужные по
смыслу слова.
1. Смеяться … смехом. Перенести …
болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь …
намерения. Обладать … характером (скрытый,
скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный,
искусный). 4. … женщина. … слово (обидный,
обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры
против нарушителей дисциплины (эффектный,
эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений.
Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться
человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть …
(невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев
рассказал о трагической судьбе … Герасима.
Троекуров был жестоким … (крепостник,
крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В
пьесе выведен отрицательный … (персонаж,
персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть,
надеть).
Упражнение № 2
Прочитайте и найдите речевые ошибки.
Перепишите, внося необходимые исправления.
1. Друзья, попробуем оглянуться в
будущее. 2. Через весь роман проходит фабула
патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология –
завлекательная наука. 4. С первого момента он
может показаться даже очень прекрасным
человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и
известие о приезде настоящего ревизора приводят
чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного
возмущения относиться к разным Чичиковым,
Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает
вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве
поэзии.
Упражнение № 3
Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки
допущены, исправьте и перепишите.
1. Повесть написана калорийным языком.
2. Среди соучастников соревнований было много
молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была
применена новая, более эффектная технология. 4.
Большое значение в романе играют женские образы.
5. Критики оказали высокую оценку новым стихам
поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит
заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро
сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.
Упражнение № 4
Перепишите, исправляя речевые ошибки и
распределяя предложения по трем типам:
употребление слов иной стилевой окраски,
тавтология, плеоназм.
1. По вечерам крестьяне отправляются в
очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес
ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне
наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось
так, что именно как раз в эти дни открылась
выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее
вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне
молодые патриоты организовали подпольную
организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка,
задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им
овладела ностальгия по родине.
5. Итоги урока.
Полученные сегодня знания очень важны
для вас в жизни, а не только при написании
сочинения. Любая неправильность затрудняет
понимание и мешает вашему общению.
6. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания учащимся
предлагаются индивидуальные карточки с их
речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по
развитию речи. Задание: классифицировать
допущенные речевые ошибки и исправить их.
Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б”
Халилуллиной Алины):
- Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями
проблему умения общаться. В этом тексте автор
сравнивает умение общаться русского и
иностранца. - А русский человек, как показывает Гоголь, к
начальству проявляет свое угодничество, если
кто-то выше него по чину, он ему угождает во
всем… - Позиция автора состоит в том, что человек не
должен быть чинопочитателем, не должен
проявлять высокомерие, а должен всегда
помнить о человеческом достоинстве. - Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь
относиться к людям так, как они такового
заслуживают.
Приложение 1
Приложение 2
1
Типы речевых ошибок
2
Речевая ошибка — ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только в контексте
3
Употребление слова в несвойственном ему значении 1.Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2.Мысль развивается на продолжении всего текста.
4
1.Мы были очарованы прекрасной игрой актеров. 2.Мысль развивается на протяжении всего текста.
5
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом 1.Мое отношение к этой проблеме не поменялось. 2. Были приняты эффектные меры.
6
1.Мое отношение к этой проблеме не изменилось. 2. Были приняты эффективные меры.
7
Неразличение синонимичных слов 1.В конечном предложении автор применяет градацию. 2.Старик трудился поставить телегу на колеса.
8
1.В последнем предложении автор применяет градацию. 2.Старик старался поставить телегу на колеса.
9
Употребление слов иной стилевой окраски 1.Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. 2.Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний. 3.Читатель захлебывается во множестве примеров.
10
1.Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло. 2.Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний. 3.Читатель утопает во множестве примеров.
11
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов 1.Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 2.Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».
12
1.Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 2.Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».
13
Неоправданное употребление просторечных слов 1.Таким людям всегда удается объегорить других. 2.Петя шел взади. 3.На вратаре майка, напяленная на рубашку.
14
1.Таким людям всегда удается обмануть других. 2.Петя шел сзади. 3.На вратаре майка, одетая на рубашку.
15
Нарушение лексической сочетаемости 1.Автор увеличивает впечатление. 2.Автор использует художественные особенности. 3.У девочки были коричневые глаза. 4.Дешевые цены.
16
1.Автор усиливает впечатление. 2.Автор использует художественные средства. 3.У девочки были карие глаза. 4.Низкие цены.
17
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм 1.Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. 2.Молодой юноша, очень прекрасный.
18
1.Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов. 2.Это был прекрасный юноша.
19
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) 1.В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. 2.В рамках исторического развития русского общества развивается и «личность человека.»
20
1.В этом рассказе повествуется о реальных событиях. 2.В рамках исторической эволюции русского общества развивается «личность человека».
21
Неоправданное повторение слов 1.Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. 2.Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце».
22
1.Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного. 2.Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце».
23
Бедность и однообразие синтаксических конструкций 1.Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. 2.Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.
24
1.Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу. 2.Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.
25
Неудачное употребление местоимений 1.Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. 2.Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.
26
1.Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю. 2.Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.
В данной презентации систематизированы типы речевых ошибок и покааны способы их исправления. Работа может быть полезной при подготовке к ОГЭ на уроках развития речи.Примеры речевых ошибок являются типичными, часто уротребляются в речи учащихся.Устранение подобных ошибок делает речь правильной, грамотной.Рабора может использоваться в 7-9 классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Типы речевых ошибок и их исправление»
Типы речевых ошибок и их исправление Автор презентации Кудрин Вячеслав Дмитриевич – учитель МОУ Луговская СОШ Кинешемского района Ивановской области
Употребление слова в несвойственном ему значении
- Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
- Мысль развивается на продолжении всего текста.
- Мы были очарованы прекрасной игрой актеров.
- Мысль развивается на протяжении всего текста.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
- Мое отношение к этой проблеме не поменялось .
2. Были приняты эффектные меры.
- Мое отношение к этой проблеме не изменилось.
2. Были приняты эффективные меры.
Неразличение синонимичных слов
- В конечном предложении автор применяет градацию.
- Старик трудился поставить телегу на колеса.
- В последнем предложении автор применяет градацию.
- Старик старался поставить телегу на колеса.
Употребление слов иной стилевой окраски
- Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею .
- Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний.
- Читатель захлебывается во множестве примеров.
- Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло.
- Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний.
- Читатель утопает во множестве примеров.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
- Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
- Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».
- Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
- Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».
Неоправданное употребление просторечных слов
- Таким людям всегда удается объегорить других.
- Петя шел взади .
- На вратаре майка,
напяленная на рубашку.
- Таким людям всегда удается обмануть других.
- Петя шел сзади.
- На вратаре майка, одетая на рубашку.
Нарушение лексической сочетаемости
- Автор увеличивает впечатление.
- Автор использует художественные особенности.
- У девочки были коричневые глаза.
- Дешевые цены.
- Автор усиливает впечатление .
- Автор использует художественные средства.
- У девочки были карие глаза.
- Низкие цены.
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
- Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
- Молодой юноша, очень прекрасный.
- Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов.
- Это был прекрасный юноша.
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
- В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
- В рамках исторического
развития русского общества
развивается и «личность
человека.»
- В этом рассказе повествуется о реальных событиях.
- В рамках исторической
эволюции русского общества
развивается «личность
человека».
Неоправданное повторение слов
- Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
- Недавно я прочитала одну интересную книгу . Эта книга называется «Собачье сердце».
- Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного.
- Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце».
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
- Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
- Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.
- Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу.
- Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.
Неудачное употребление местоимений
- Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.
- Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.
- Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю.
- Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.
1. Типология речевых и грамматических ошибок
2. Введение
В действующих ныне «Нормах оценки знаний,
умений и навыков учащихся по русскому
языку» указывается, что с помощью
сочинений и изложений проверяются « …2)
умение использовать языковые средства в
соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания; 3) соблюдение языковых норм
и правил правописания». Следовательно,
проверка творческой работы сопровождается
подчёркиванием и вынесением на поля
значками «Р» и «Г» (а также некоторыми
другими) речевых ошибок и недочётов,
грамматических ошибок.
3. Введение
Грамматическая правильность речи
оценивается по специальным критериям.
Правильность речи – соблюдение в ней основных
грамматических норм, сформулированных в виде
правил грамматики (в морфологии — нормы
склонения и спряжения частей речи; в синтаксисе
— нормы согласования, управления слов,
построения предложения той или иной
структуры…).
Нарушение грамматических норм приводит к
грамматическим ошибкам (т.е. к отклонениям от
словообразовательных, морфологических,
синтаксических норм). Грамматические ошибки
можно увидеть, услышать. В числе наиболее
распространённых из них следующие:
4. Грамматические ошибки —
Грамматические ошибки ошибки в структуре языковой
единицы; нарушение любой
грамматической нормы.
1) Ошибочное словообразование.
Трудолюбимый, надсмехаться.
2) Ошибочное образование формы
существительного. Многие чуда
техники. Не хватает время.
3) Ошибочное образование формы
прилагательного. Более интереснее.
5. Грамматические ошибки —
Грамматические ошибки 4) Ошибочное образование формы
числительного. С пятистами рублями.
5) Ошибочное образование формы
местоимения. Ихнего пафоса.
6) Ошибки в образовании личных форм
глаголов. Им двигает чувство
сострадания.
7) Неправильное употребление
временных форм глаголов. Эта книга
даёт знания об истории календаря,
научит делать расчёты.
6. Грамматические ошибки
Ошибки в образовании действительных
и страдательных причастий. Ручейки
воды, стекаемые вниз, поразили
автора.
9) Ошибки в образовании деепричастий.
Вышев на сцену. Пиша о жизни.
10) Неправильное образование наречий.
Автор тута был не прав.
11) Нарушение согласования. Я знаком с
группой ребят, увлекающимися
джазом.
7. Грамматические ошибки
12) Нарушение управления. Повествует
читателей. Сделать свою правду более
красивую.
13) Нарушение связи между подлежащим
и сказуемым. Главное, чему я хочу
уделить внимание, это
художественной стороне
произведения.
14) Нарушение способа выражения
сказуемого. Мы были рады, счастливы
и весёлые.
8. Грамматические ошибки
15) Ошибки в построении предложения с
деепричастным оборотом. Читая
текст, возникает такое чувство…
16) Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом. Дорожка была
покрыта проваливающимся снегом под
ногами.
17) Ошибки в построении сложного
предложения. Эта книга научила меня
ценить друзей, которую я прочла ещё в
детстве. Ум автор текста понимает
не только как просвещённость, но и с
понятием «умный» связывает
вольнодумство.
9. Грамматические ошибки
18) Ошибки, связанные с
употреблением частиц. Хорошо было
бы, если бы на картине стояла бы
подпись художника.
19) Нарушение границ предложения.
Было уже поздно. Когда он
опомнился.
10. Грамматические ошибки
Грамматическая правильность речи
так же, как орфографическая и
пунктуационная грамотность, влияет
на логичность, выразительность и
точность мысли, на содержание
высказывания.
11. Речевые ошибки
При оценке письменных работ
творческого характера, кроме
грамотности, учитывается и речевое
оформление. Речевые ошибки и
недочёты вместе с неточностями в
содержании учитываются при выведении
первой (верхней) отметки.
Грамматические ошибки, наряду с
орфографическими и пунктуационными, при выведении второй (нижней).
12. Речевые ошибки
При оценке ученических работ
учитываются следующие основные
речевые ошибки и недочёты:
13. Речевые ошибки
1) Употребление слова в несвойственном
ему значении. Мы были шокированы
прекрасной игрой актёров.
2) Неразличение оттенков значения,
вносимых в слово приставкой и
суффиксом. Моё отношение к этой
проблеме не поменялось. Были
приняты эффектные меры.
3) Неразличение синонимов. Имя этого
поэта знакомо во многих странах.
14. Речевые ошибки
4) Неразличение паронимов. В таких случаях
я взглядываю в словарь.
5) Употребление слов иной стилевой окраски.
Автор, обращаясь к этой проблеме,
пытается направить людей немного в
другую колею.
6) Разрушение образной структуры
фразеологизмов. Этому, безусловно,
талантливому писателю Зощенко палец в
рот не клади.
7) Неоправданное употребление
просторечных слов. Таким людям всегда
удаётся объегорить других.
15. Речевые ошибки
Нарушение лексической сочетаемости.
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные
особенности.
9) Употребление лишних слов, в том числе
плеоназм. Молодой юноша. Очень
прекрасный.
10) Употребление рядом или близко
однокоренных слов (тавтология). В
этом рассказе рассказывается о
событиях древности.
16. Речевые ошибки
11) Неоправданное повторение слова.
Герой рассказа не задумывается над
своим поступком. Герой даже не
понимает всей глубины содеянного.
12) Ошибки в употреблении антонимов в
построении антитезы. В третьей части
текста звучит не весёлый, но и не
мажорный мотив.
13) Бедность и однообразие
синтаксических конструкций. Когда
писатель пришёл в редакцию, его
принял редактор. Когда они
поговорили, писатель отправился в
гостиницу.
17. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
1. К концу жизни мировоззрения поэта
изменились.
18. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
1. К концу жизни мировоззрения поэта
изменились. (грамматическая)
19. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
2. У Толстого каждый персонаж имеет
свои индивидуальные черты.
20. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
2. У Толстого каждый персонаж имеет
свои индивидуальные черты. (речевая)
21. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
3. Прочитав о боях, мне сразу же
представилась вся эта картина.
22. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
3. Прочитав о боях, мне сразу же
представилась вся эта картина.
(грамматическая)
23. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
4. Грипп очень заразителен, поэтому его
нельзя переносить на ногах.
24. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
4. Грипп очень заразителен, поэтому его
нельзя переносить на ногах. (речевая)
25.
Спасибо за внимание!