При написании какого предлога можно допустить ошибку

Дата: 13.05.20. Данный тест содержит 10 вопросов различной сложности.

Тест по теме «Предлог»

Avatar

Юрьева Е.В.

12.05.2020.
Тест. Начальные классы, 2 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Дата: 13.05.20. Данный тест содержит 10 вопросов различной сложности.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Дополни фразу: предлог – это…

Варианты ответов
  • часть слова.
  • маленькое слово.
  • часть речи.

Вопрос 2

Выбери утверждения, которые относятся к предлогу.

Варианты ответов
  • Служат для образования новых слов.
  • С другими словами пишутся раздельно.
  • Служат для связи слов в предложении.
  • С другими словами пишутся слитно.
  • Пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.
  • Как произносим, так и пишем.
  • Никогда не употребляются перед местоимениями.
  • Никогда не употребляются перед глаголами.

Вопрос 3

Что не является предлогом?

около

они

от

Варианты ответов
  • Около
  • они
  • от

Вопрос 4

При написании какого предлога можно допустить ошибку?

Варианты ответов
  • к
  • за
  • без

Вопрос 5

В каком словосочетании предлог употреблён неверно?

Варианты ответов
  • вышел с машины
  • пришёл с работы
  • вернулся с прогулки

Вопрос 6

Какой предлог нужно вставить в предложение?

Май холодный – … хорошему урожаю.

Вопрос 7

В каком предложении не хватает предлога?

Варианты ответов
  • Ребята идут домой.
  • Петя лёг кровать.
  • Марина пила компот.

Вопрос 8

Отгадай загадку. Сколько в ней предлогов? Напиши цифру.

Воришка с длинным хвостиком

Ночами ходит в гости к нам.

Таскает себе в норку:

Сыр и хлеба корку.

Наш кот узнал воришку.

Кого поймал он? …

Вопрос 9

Какие слова пишутся раздельно?

Варианты ответов
  • (на)стуле
  • (на)ступил
  • (под)ползли
  • (под)полом
  • (с)рисунком
  • (с)рисовать

Вопрос 10

Второклассники должны были составить предложение, используя в нём все ИЗВЕСТНЫЕ ИМ части речи. Кто из ребят верно выполнил задание?

Варианты ответов
  • Маша: В комнату залетела красивая бабочка.
  • Гриша: Я поехал отдыхать в лагерь.
  • Ирина: Мы вернулись из дальней поездки.

вернуться на стр. «Культура речи»  на главную, на стр. “Служебные ЧР“, «Игры для детей«, “Морфология в таблицах“, “Разбор служебных ЧР”

Смешение предлогов из и с (со), в и на, от и с, через и из-за. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. 

Отсутствие предлога. Нельзя не преклоняться его героизмом

Наличие ненужного предлога. Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

Ошибка в управлении. Я поступил согласно приказа.

Употребление предлогов и предложных сочетаний

Употребляются с Р.п. (чего?)

в отношении, в сторону, во избежание, в целях, в течение, в продолжение, вследствие, ввиду, в силу, в сопровождении, впредь до, за счет,  касательно,  насчет, независимо от, относительно, по мере, по линии, по причине, при посредстве, со стороны

Употребляются с Д.п. (чему?)

благодаря, в отношении к, применительно к, сообразно,  согласно,  по, соответственно, вопреки

Ошибочным является употребление одного предлога вместо другого (т.н. экспансия предлога). Так, в современной речи наблюдается экспансия предлогов О, С  (О чем смеетесь? Я не с тебя смеюсь).

Распространены ошибки при использовании предлогов в синонимических конструкциях. Например, предлоги с и из синонимичны при указании на место, откуда направлено действие. Однако между ними есть и различие.

Предлог с употребляется в том случае, когда действие направлено с поверхности чего-либо: спуститься с горы, сойти с лестницы, снять со стола.

Предлог из используется тогда, когда действие направлено изнутри наружу: из комнаты, из ямы, из школы.

Особенно важно учитывать закрепленность производных предлогов за определенной падежной формой. Как правило, они используются либо с родительным, либо с дательным падежом.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Употребление предложных сочетаний
Тест на тему Предлоги
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи»  на главную, на стр. “Служебные ЧР“, «Игры для детей«, “Морфология в таблицах“, “Разбор служебных ЧР”



Скачать материал

УМК «Школа России»
2 класс
Литвинова И.С.Тема: 
«Предлоги» СНАИЗУ



Скачать материал

  • Сейчас обучается 36 человек из 25 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • УМК «Школа России»
2 класс
Литвинова И.С.Тема: 
«Предлоги» СНАИЗУ

    1 слайд

    УМК «Школа России»
    2 класс
    Литвинова И.С.
    Тема:
    «Предлоги»
    С
    НА
    ИЗ
    У

  • Ну-ка, всё проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в п...

    2 слайд

    Ну-ка, всё проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Всё ль на месте,
    Всё ль в порядке,
    Ручка, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?
    Все легонечко вздохнём
    И работать начнём.

  • Рыхлый снег темнеет…..марте
Тают льдинки…..окне.
Зайчик бегает….парте
И…карте...

    3 слайд

    Рыхлый снег темнеет…..марте
    Тают льдинки…..окне.
    Зайчик бегает….парте
    И…карте ….стене.

  • 1. С какой частью речи употребляются предлоги?с именами существительнымис име...

    4 слайд

    1. С какой частью речи употребляются предлоги?
    с именами существительными
    с именами прилагательными
    с глаголами

  • 2.Что не является предлогом?       перед
онимыпозау

    5 слайд

    2.Что не является предлогом?
    перед

    они
    мы
    по
    за
    у

  • Цветик-семицветик

    6 слайд

    Цветик-семицветик

  • Ребята!
Берегите зрение!
 Чаще делайте упражнения для глаз!

    17 слайд

    Ребята!
    Берегите зрение!
    Чаще делайте упражнения для глаз!

  • В каком словосочетании предлог употреблён неправильно?Вернулся с концерта.
Пр...

    18 слайд

    В каком словосочетании предлог употреблён неправильно?
    Вернулся с концерта.
    Пришёл со школы.
    Возвратился с работы.

  • При написании какого предлога можно допустить ошибку?На
Из
Для

    19 слайд

    При написании какого предлога можно допустить ошибку?
    На
    Из
    Для

  • Подведение итоговКакую ставили задачу?
Как удалось её реализовать?
Какое откр...

    20 слайд

    Подведение итогов
    Какую ставили задачу?
    Как удалось её реализовать?
    Какое открытие сделали?

  • Сегодня на уроке:Я научился …
Было интересно …
Было трудно ...
Могу похвалить...

    21 слайд

    Сегодня на уроке:
    Я научился …
    Было интересно …
    Было трудно …
    Могу похвалить себя за то, что …
    Больше всего мне понравилось …
    Мне показалось важным …
    Для меня было открытием то, что …

  • Урок наш окончен,
И выполнен план.
Спасибо, ребята, 
Огромное вам.
За то, что...

    22 слайд

    Урок наш окончен,
    И выполнен план.
    Спасибо, ребята,
    Огромное вам.
    За то, что упорно,
    Усердно трудились.
    И знания ваши
    Нам всем пригодились.

  •  Спасибо 
за работу!

Краткое описание документа:

Цели:
формирование прочных знаний о части речи — предлог;
развитие умения логически верно выражать свои мысли, развитие зрительной и слуховой памяти, наблюдательности, познавательного интереса, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умения работать с ПК;
воспитание у учащихся доброты и интереса к изучению русского языка.

Предлоги

  • на, под, за, к, из, по,
  • об, от, в, у, с, о, над,
  • около, при, перед

Подчеркните предлоги зелёным цветом.

Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать? (Нет)

Предлог — это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

На доску вывешивается таблица:

Предлог — служебная часть речи.

Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

Ожидаемый результат:

  • расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;
  • отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи.
  • учащиеся правильно употребляют предлоги в устной и письменной речи;
  • анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения.
  • продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах;
  • выполнение индивидуальных заданий.
  • в конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 119 652 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 13.05.2015
  • 1153
  • 0
  • 13.05.2015
  • 934
  • 15
  • 13.05.2015
  • 1491
  • 0
  • 13.05.2015
  • 720
  • 0
  • 13.05.2015
  • 1508
  • 9
  • 13.05.2015
  • 711
  • 0
  • 13.05.2015
  • 1311
  • 0

Привет, друзья! Сегодня небольшой обзор по проблемно-сомнительным предлогам: “з” или “с”, “в или на”, “об”, “о” или обо”.

Никто уже точно не скажет, почему в одних случаях принято употреблять такой предлог, а в других – другой. Есть исторически закрепленные традиции, есть местные особенности, диалекты. Во многих случаях мы выбираем предлоги интуитивно и не задумываясь. А если вдруг возникли сложности и вы засомневались, то вот несколько правил, которые помогут.

Вышел… “из” или “с”

Предлог “с” – более общий, а “из” – конкретный по значению. Предлогами “с” и “со” часто неправильно заменяют предлог “из”.

Из” употребляется, когда мы выходим откуда-то, уезжаем. Описать это действие можно как “изнутри наружу”.

А предлог “с” употребляется, когда описывается направление движения “сверху вниз”, с поверхности.

Неправильно говорить: “Приехал с Москвы”, “Пришел со школы”.

Правильные примеры собраны в таблице.

С предлогом “с” все кажется очевидным, вряд ли кому-то в голову придет ставить вместо него “из”. А вот с предлогом “из” все не так просто. Им часто пренебрегают, согласитесь?

Предлог “с” Предлог “из”
Спустился с пригорка Вышла из машины
Спуск с лестницы Пришел из школы
Скатился с горы Уехали из Москвы
Упал с крыши Выехали из России
Поднял с пола Вид из окна
Взял со стола Продавец из магазина
Сошел с пьедестала Вышли из театра

Читайте также: Сложности русского языка: паронимы

Приехал… “в” или “на”

Выбор между этими двумя предлогами может оказаться крайне сложным, из правила очень много исключений. Но есть общая закономерность, отличающая эти предлоги в спорных случаях.

Предлог “в” употребляется:

  • когда мы говорим о нахождении внутри чего-либо, какого-либо здания;
  • когда речь о нахождении в воде;
  • в сочетании с административно-географическими названиями (в городе, в России).

Предлог “на” употребляется:

  • если мы говорим не о материальных предметах, а о событиях (на концерте, на выставке);
  • с названиями горных областей местности без точно очерченных границ (на Кавказе, на Урале);
  • с названиями островов и островных государств;
  • когда указывает на средство передвижения (на машине, на поезде);
  • когда указывает на место или пространство, в пределы которого направляется действие (на почту, на деревню дедушке, уехал на каникулы).
Предлог “в” Предлог “на”
Сел в самолете у окна Приехал на метро
Сел в электричку Приехал на электричке
Купались в озере Поехал на Кавказ
Ехала в карете Мы были на опере (на представлении)
Забыл в квартире Улетела на Бали
Трое в лодке (если речь о том, что находимся внутри) Приплыл на лодке (если это указание вида транспорта)

Если по правилу все еще сложно определиться с предлогом, есть еще одна подсказка. Для этих предлогов синонимичны “в” и “на”.

Представить это можно так:

Другими словами, смотрите, как это легко работает:

В Из
Сел в машину Вышел из машины
Пришла в банк Вышла из банка
Влетела в окно Вылетела из окна

И вторая пара:

На С
Уехал на Украину Вернулся с Украины
Выехали на пикник Приехали с пикника
Пошел на работу Пришел с работы

Читайте также: 15 слов, во множественном числе которых мы то и дело путаемся

Подумал… “об”, “о” или “обо”

Выбор предлога зависит от падежа и того, с согласного или гласного звука начинается слово. Слова на е, ё, ю, я – начинаются согласными звуками.

Винительный падеж (кого? что?) Предложный падеж (о ком? о чем? где?)
Перед согласными можно писать “о” и “об” Перед согласными пишем “о”
Перед гласными пишем “об” Перед гласными пишем “об”
Перед формами слов: все, всё, всех, всю, что, а также, что-нибудь, что-то пишем “обо” Перед формами слов мне, всём, всей, всех пишем “обо”

И примеры в таблице:

Винительный падеж (кого? что?) Предложный падеж (о ком? о чем? где?)
Порезался о бумагу
Споткнулся об камень
Думала о песне
Вспоминать о минувших годах
Ударилась об окно
Обожглась об огонь
Переживать об учебе
Задумалась об утесе
Обо что ты ударился?
Вечно спотыкаешься обо что-нибудь.
Не забывай обо всех нас.
Позаботься обо мне.
Подумай обо всем сказанном.

Таковы самые часто неверно заменяемые предлоги. Сохраняйте памятку и ставьте свою “спасибку”, мне будет приятно 🙂

Грамотная речь: правильно выбираем предлоги

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Самая трудная тема при изучении (и употреблении в речи) существительных — это склонение их в правильные падежи в предложениях, которые содержат предлоги. Задания с подобными вопросами часто встречаются на экзаменах по русскому языку любого уровня, от школьных и до государственных. Рассмотрим наиболее сложные и спорные случаи склонения существительных в предложениях с предлогами.

Существительное после предлога «по»

Когда предлог «по» присутствует в предложении и обозначает на то, что действие, о котором сейчас будет идти речь, происходит после иного действия, существительное необходимо ставить в предложном падеже. Распространенная ошибка: неправильное употребление существительного в дательном падеже.

  • Он позвонил мне сразу по прибытии в город (не «по прибытию»);
  • По окончании этих курсов каждый студент с высокими баллами сможет приступить к практике (не «по окончанию»);
  • Мы договорились встретиться сразу по завершении сессии (не «по завершению»).

Запомнить правило легко, составляя в уме пару перед склонения существительного: по прибытии — после прибытия.

Падежи существительных с производными предлогами

Производные предлоги «благодаря», «подобно», «вопреки», «наперекор» и другие требуют употребления существительного исключительно в дательном падеже.

  • Согласно сложившимся в нашем офисе традициям, мы празднуем новый год шумно и весело всей командой (неправильное употребление: «сложившихся традиций»);
  • Вопреки глубоким познаниям в психологии, она очень сложно вливалась в незнакомые компании и новые коллективы (не «глубоких познаний»);
  • Благодаря харизматичности и многочисленным талантам он быстро становится душой любой компании (не «многочисленных талантов»).

Это правило легко проверить, если задать существительному и сопутствующему прилагательному вопрос «кому?» или «чему?», принадлежащий дательному падежу.

Производные предлоги «по причине», «в силу», «в меру», «в течение», «наподобие» требуют существительные в родительном падеже (проверочные вопросы «кого?» и «чего?»).

  • В силу повышения уровня снега на дорогах мы не смогли попасть на работу вовремя;
  • Ей пришлось задержаться на работе допоздна, потому что отправить финальный отчет нужно было в течение суток;
  • В случае успеха вы не только выиграете конкурс, но и получите весьма приятное денежное поощрение;
  • Мне всегда нравились дизайны детских наподобие этих, но не думаю, что мы сможем себе это позволить.

Здесь сложно ошибиться, поскольку существительное практически интуитивно ставится в правильный падеж. Но если общее звучание предложения вызывает сомнения — стоит перепроверить, задав слову проверочный вопрос.

Другие распространенные ошибки в падежных существительных при употреблении предлогов

Рассмотрим другие ошибки, которые часто допускают как дети, так и взрослые:

  1. Замена беспредложной конструкции на предложное сочетание — установить причины аварии (а не «установить о причинах аварии»), не касаться этих тем (а не «не касаться к этим темам»).
  2. Обратная ситуация, в которое предложное сочетание меняется на беспредложную конструкцию — привычное для них поведение (а не «привычное им поведение»).
  3. Ложный предлог — партнер по игре в шахматы (а не «партнер в игре в шахматы»).

Здесь ошибка заключается скорее в употреблении предлога, но от этого напрямую страдает падежное существительное.

Слитное и раздельное написание предлогов: как правильно

В этой статье мы с вами окунемся в изучение русского языка и сделаем еще один маленький шажок к получению новых знаний. Мы рассмотрим слитное и раздельное написание предлогов. А на основании приведенных примеров наглядно увидим отличие предлога от других частей речи.

слитное и раздельное написание предлогов

Понятие предлога

Служебной частью речи является предлог, функциональной особенностью которого является выражение зависимости слова от другого слова или от их группы. Служит предлог для связи в словах в предложениях.

Предлоги производные и непроизводные

Предлоги называют производными, если они были образованы путем перехода из самостоятельных в служебные части речи. Таким образом, первые из них теряют свои морфологические признаки и лексическое значение.

А непроизводными предлоги считают, если названного перехода не было. Пишутся такие предлоги раздельно:

  • на берегу;
  • к подруге;
  • от корабля и т. п.

таблица написания предлогов

Написание производных предлогов

Предлог — это важная часть речи, без которой представить полноценное общение достаточно трудно. Это обязательный компонент, который очень и очень часто встречается в разговоре и не только. Мы с вами рассмотрим слитное и раздельное написание предлогов «вследствие» и «в следствии».

Слитно пишется предлог «вследствие», если есть причинное отношение и данное слово можно в тексте заменить синонимом «из-за», не теряя смыслового значения:

  • Вследствие (из-за) того что осталось мало работы, Иван не торопился.

Раздельно же слово пишется, если в тексте оно является именем существительным:

  • В следствии по обвинению в краже не хватало прямых улик.

Теперь рассмотрим еще одну пару: «ввиду» и «в виду». Ввиду пишется слитно, если есть место причинному значению. То есть данное слово можно заменить синонимом «из-за»:

  • Николай почувствовал некое уважение к сидящему рядом, ввиду того что он вел себя тихо и сдержанно.

Раздельно пишется, во-первых, при употреблении устойчивого выражения «иметь в виду», во-вторых, если у в фразу вкладывается пространственное значение (поблизости, вблизи):

  • Лодка плыла по тихому течению реки в виду (поблизости, вблизи) берега.

Слова «насчет» и «на счет» пишутся слитно, когда можно употребить синонимичные предлоги «о», «об»:

  • А насчет Федора хотелось бы поговорить.

Раздельно пишется, если в тексте оно является существительным:

  • На счет в банке было переведена большая масса денег.

правописание предлогов

Теперь рассмотрим слова «невзирая на» и «несмотря на». Деепричастие с не пишутся раздельно – это главное правило, а предлоги пишутся слитно, если по характеру в предложении имеют уступительное значение:

  • Несмотря (можно заменить «невзирая») на усталость, мы с большим удовольствием поднимались на вершину холма.

Пример с деепричастным оборотом:

  • Не смотря по сторонам, парень уверенно подошел к сцене.

«Вроде» и «в роде» мы можем написать слитно и заменить синонимом «наподобие»:

  • Что-то вроде тоски коснулось моей души.

Но не стоит предлог «вроде» путать с существительным (в роде) с предлогом.

«Вслед» или «в след»? Пишем слитно, если предлог можно заменить синонимом «вслед за»:

  • Вслед убегающим годам, кричу я громкое: «Не надо»!

А сочетание «в след» может быть существительным с предлогом:

  • Пес громко залаял, как только ткнулся носом в след этого зверька.

«Навстречу» и «на встречу» также нужно суметь различить по принадлежности к разным частям речи:

  • Из темного переулка идет ему навстречу незнакомец.

Отличить можно следующим способом: пишем раздельно, если мысленно разделить это слово и вставить подходящее по смыслу прилагательное:

  • На (эту) встречу выпускников я пойду обязательно.

«Посередине» или «посредине» служит для выражения пространственного отношения, слитное и раздельное написание зависит от вашего умения отличить существительное с предлогом от предлога. Пример правописания предлогов выглядит так:

  • Я увидел освещенную солнцем поляну, посередине которой рос огромный дуб.

Приведем пример с существительным:

  • По (мысленно можно добавить подходящее по смыслу слово, например «самой») середине зала была проведена линия.

Чтобы не ошибиться в словах «наподобие и «на подобие», можно попробовать использовать синоним «вроде», если он подходит, то пишем слитно:

  • Из-за куста неожиданно выпорхнула птица, наподобие (вроде) совы.

Для большей наглядности предлагаем вам таблицу написания предлогов.

Как отличается исследуемый элемент от других частей речи?

Для того чтобы правильно написать слово, необходимо уметь отличать его от тех частей речи, от которых оно было образовано. Этими частями речи могут быть наречие, существительное, деепричастие. Мы рассматриваем с примерами слитное и раздельное написание предлогов.

И прежде всего обратим внимание на то, что предлог не может быть членом предложения, но обязательно он входит в вопрос, который можно задать от одного слова к другому. Приведем такой простой пример:

  • Я хотел спросить насчет заказа. Хотел спросить (насчет чего?) насчет заказа.

Разберем, как правильно писать «в течение» и «в течении». И предлог, и существительное с предлогом пишутся раздельно. Ошибки допускаются, как правило, в окончании этих слов:

  • В течение месяца она много работала.

То есть работала как долго? Здесь подразумевается количество времени. Предлог «в течение» заканчивается на -е.

  • В течении реки много подводных камней.

Если же к слову можно добавить прилагательное (в сильном течении реки), то перед нами сочетание существительного с предлогом. То есть «в течении» — это существительное среднего рода, употребленное в предложном падеже. Заканчивается оно на -и.

Теперь разберем правописание предлогов, которые необходимо отличить от деепричастия:

  • Мальчик бежал вприпрыжку, не смотря себе под ноги.

«Не смотря» является деепричастием, отвечает на вопрос — что делая? «Не» с деепричастиями пишется раздельно.

  • Поехали на море, несмотря на непогоду.

«Несмотря на» выступает в роли предлога, и его можно заменить на сочетание «вопреки чему-то».

И в конце отметим различия между изучаемым нами элементом и наречием.

  • Впереди колонны двигались мотоциклисты с флагами.

В этом предложении «впереди» — это предлог, соответствующий по значению словам «перед чем-то» или «перед кем-то».

  • Впереди все было застелено туманом.

А в этом предложении «впереди» является наречием и отвечает на вопрос — где?

написание производных предлогов

Заключение

На основании приведенных примеров сравнительного характера показаны отличия предлогов от других частей речи, рассмотрены правила слитного и раздельного написания предлогов. Правила написания мы обобщили в таблице, что существенно облегчает восприятие нового материала.

Употребление предлогов в русском языке

Нередко упо­треб­ле­ние пред­ло­гов в речи вызы­ва­ет неко­то­рые затруд­не­ния. Рассмотрим, как сле­ду­ет пра­виль­но стро­ить свою речь с пред­ло­га­ми. Укажем наи­бо­лее типич­ные ошиб­ки в упо­треб­ле­нии пред­ло­гов рус­ско­го язы­ка.

Употребление предлогов «в» — «на», «из» — «с»

Чаще все­го пред­ло­ги «в», «на», «из», «с» исполь­зу­ют­ся для выра­же­ния про­стран­ствен­ных отношений.

Понаблюдаем:

  • рабо­тать в поле;
  • учить­ся в пятом классе;
  • тру­дит­ся на заводе;
  • холод­но на улице.

Как выбрать предлог «в» или «на»?

Предлог «в» обо­зна­ча­ет направ­ле­ние дви­же­ния внутрь, место­на­хож­де­ние внут­ри чего-либо или рас­по­ло­же­ние в огра­ни­чен­ном пространстве:

  • лежит в шкафу;
  • учить­ся в колледже;
  • уви­деть в театре;
  • сидеть в самолете.

Предлог «на» обо­зна­ча­ет нахож­де­ние чего-либо на поверх­но­сти или направ­ле­ние дви­же­ния на поверхность:

  • поло­жить на полку;
  • лежать на диване;
  • ехать на санях.

Предлог «на» упо­треб­ля­ет­ся, если огра­ни­че­ние про­стран­ства отсутствует:

  • рабо­тать на поле;
  • на поле­вом стане.

Традиционно в речи упо­треб­ля­ет­ся пред­лог «на» в выра­же­ни­ях, в кото­рых изна­чаль­но у суще­стви­тель­но­го отсут­ство­ва­ло поня­тие об огра­ни­чен­ном поме­ще­нии или участке:

  • тру­дит­ся на заводе;
  • полу­чить на почте;
  • рабо­та­ла на фабрике.

В назва­ни­ях средств пере­дви­же­ния упо­треб­ля­ет­ся пред­лог «на»:

  • ехать на трамвае;
  • доби­рать­ся на такси;
  • при­еду на поезде;
  • быст­рее доедем на метро.

Если же име­ет­ся в виду нахож­де­ние внут­ри транс­порт­но­го сред­ства, то вос­тре­бо­ван пред­лог «в»:

  • ехать в трамвае;
  • купе в поезде;
  • пили чай в самолете;
  • сидит в автомобиле.

С назва­ни­я­ми гор­ных мест­но­стей, где идет речь о поверх­но­сти гор без рез­ко очер­чен­ных гра­ниц, исполь­зу­ем пред­лог «на»:

  • завод на Урале;
  • рас­тет на Алтае;
  • отды­ха­ли на Кавказе.

С назва­ни­ем «Крым» упо­тре­бим пред­лог «в»в Крыму. В этом соче­та­нии пред­ло­га с име­нем соб­ствен­ным обо­зна­ча­ет­ся степ­ное про­стран­ство, огра­ни­чен­ное горами.

Употребление предлогов «из» и «с»

Нередко затруд­не­ния вызы­ва­ет упо­треб­ле­ние пред­ло­гов «из» и «с». Как пра­виль­но говорить:

  • вер­нул­ся из Петербурга или с Петербурга;
  • при­шел из шко­лы или со школы?

В пра­виль­ном выбо­ре сле­ду­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся на анто­ни­мию пред­ло­гов. Предлоги «в» — «из» и «на»- «с» обра­зу­ют анто­ни­мич­ные пары, то есть обла­да­ют зна­че­ни­ем противоположности.

Сравним:

  • поехал в Петербург — вер­нул­ся из Петербурга;
  • пошел в шко­лу — при­шёл из школы;
  • отды­ха­ли на Байкале — при­вез с Байкала рыбу;
  • завод на Урале — при­вет с Урала.

Если при отве­те на вопрос куда? исполь­зу­ет­ся пред­лог «в», то в отве­те на вопрос отку­да? упо­треб­ля­ет­ся пред­лог «из»:

  • ехать (куда?) в Литвупри­вез­ти (отку­да?) из Литвы;
  • соби­рать­ся (куда?) в Крымдоби­рать­ся (отку­да?) из Крыма.

Если при отве­те на вопрос куда? име­ет­ся пред­лог «на» у суще­стви­тель­но­го, то при отве­те на вопрос отку­да? вос­поль­зу­ем­ся соче­та­ни­ем сло­ва с пред­ло­гом «с»:

  • запла­ни­ро­ва­ли поезд­ку (куда?) на Кавказпри­вез­ли суве­ни­ры (отку­да?) с Кавказа;
  • отпра­вить­ся (куда?) на Памирвер­ну­лись (отку­да?) с Памира.

Употребление предлогов «благодаря», вопреки», «согласно», «наперекор»

Иногда допус­ка­ют ошиб­ки, упо­треб­ляя пред­ло­ги «бла­го­да­ря», «вопре­ки», «соглас­но», «напе­ре­кор» с суще­стви­тель­ны­ми или место­име­ни­я­ми в фор­ме роди­тель­но­го падежа.

Как пра­виль­но:

  • соглас­но дого­во­ра (р. п. ) или соглас­но дого­во­ру (д. п.);
  • вопре­ки уста­ва или вопре­ки уста­ву?

Нормой рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка явля­ет­ся упо­треб­ле­ние пере­чис­лен­ных пред­ло­гов толь­ко с суще­стви­тель­ны­ми (место­име­ни­я­ми) в фор­ме датель­но­го паде­жа.

Правильно ска­жем и напишем:

  • соглас­но дого­во­ру, пись­му, условию;
  • вопре­ки уста­ву, рас­по­ря­же­нию, инструкции;
  • напе­ре­кор воле, интуиции;
  • бла­го­да­ря све­ту, насту­пив­ше­му теп­лу.

Согласно договору

В про­из­вод­ном пред­ло­ге «бла­го­да­ря» еще чув­ству­ет­ся семан­ти­че­ская связь с исход­ным гла­го­лом «бла­го­да­рить». Этот пред­лог упо­треб­ля­ем в кон­струк­ци­ях с поло­жи­тель­ным смыслом:

  • бла­го­да­ря отзыв­чи­во­сти и вниманию;
  • бла­го­да­ря про­фес­си­о­на­лиз­му хирурга;
  • бла­го­да­ря мастер­ству худож­ни­ка и пр.

Неправильно:

  • бла­го­да­ря халатности;
  • бла­го­да­ря опозданию;
  • бла­го­да­ря лени;
  • бла­го­да­ря зазнай­ству и пр.

В этих кон­струк­ци­ях мож­но упо­тре­бить пред­лог «из-за» со зна­че­ни­ем причинности.

Пойти по воду или за водой?

Часто сомне­ва­ют­ся, как пра­виль­но сказать:

  • пой­ти п о воду;
  • пой­ти за водой.

Предлог «за» выра­жа­ет целе­вые отношения:

пой­ти (за чем?) за водой, за гри­ба­ми, за яго­да­ми, за хлебом.

Предлог «по» выра­жа­ет про­стран­ствен­ное отно­ше­ние. Он исполь­зу­ет­ся в пере­да­че дви­же­ния по поверх­но­сти чего-либо:

  • идти по полю, по лугу, по лесу;
  • плыть по реке, по озе­ру, по морю;
  • под­ни­мать­ся по лестнице.

Следуя нор­мам совре­мен­ной лите­ра­тур­ной речи, пра­во­мер­но упо­тре­бить пред­лог «за» в сло­во­со­че­та­нии «пой­ти за водой».

Выражение «пой­ти по воду» харак­тер­но для раз­го­вор­ной и народно-поэтической речи.

источники:

https://russkyaz.ru/slova/sushhestvitelnoe/nepravilnoe-upotreblenie-padezhnoj-formy-sushhestvitelnogo-s-predlogom.html

https://fb.ru/article/326972/slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-predlogov-kak-pravilno

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/upotreblenie-predlogov-v-pechi.html

Употребление предлогов в русском языке

Нередко упо­треб­ле­ние пред­ло­гов в речи вызы­ва­ет неко­то­рые затруд­не­ния. Рассмотрим, как сле­ду­ет пра­виль­но стро­ить свою речь с пред­ло­га­ми. Укажем наи­бо­лее типич­ные ошиб­ки в упо­треб­ле­нии пред­ло­гов рус­ско­го язы­ка.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Употребление предлогов «в» — «на», «из» — «с»

Чаще все­го пред­ло­ги «в», «на», «из», «с» исполь­зу­ют­ся для выра­же­ния про­стран­ствен­ных отношений.

Понаблюдаем:

Как выбрать предлог «в» или «на»?

Предлог «в» обо­зна­ча­ет направ­ле­ние дви­же­ния внутрь, место­на­хож­де­ние внут­ри чего-либо или рас­по­ло­же­ние в огра­ни­чен­ном пространстве:

Предлог «на» обо­зна­ча­ет нахож­де­ние чего-либо на поверх­но­сти или направ­ле­ние дви­же­ния на поверхность:

Предлог «на» упо­треб­ля­ет­ся, если огра­ни­че­ние про­стран­ства отсутствует:

Традиционно в речи упо­треб­ля­ет­ся пред­лог «на» в выра­же­ни­ях, в кото­рых изна­чаль­но у суще­стви­тель­но­го отсут­ство­ва­ло поня­тие об огра­ни­чен­ном поме­ще­нии или участке:

В назва­ни­ях средств пере­дви­же­ния упо­треб­ля­ет­ся пред­лог «на»:

Если же име­ет­ся в виду нахож­де­ние внут­ри транс­порт­но­го сред­ства, то вос­тре­бо­ван пред­лог «в»:

С назва­ни­я­ми гор­ных мест­но­стей, где идет речь о поверх­но­сти гор без рез­ко очер­чен­ных гра­ниц, исполь­зу­ем пред­лог «на»:

С назва­ни­ем «Крым» упо­тре­бим пред­лог «в»в Крыму. В этом соче­та­нии пред­ло­га с име­нем соб­ствен­ным обо­зна­ча­ет­ся степ­ное про­стран­ство, огра­ни­чен­ное горами.

Употребление предлогов «из» и «с»

Нередко затруд­не­ния вызы­ва­ет упо­треб­ле­ние пред­ло­гов «из» и «с». Как пра­виль­но говорить:

  • вер­нул­ся из Петербурга или с Петербурга;
  • при­шел из шко­лы или со школы?

В пра­виль­ном выбо­ре сле­ду­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся на анто­ни­мию пред­ло­гов. Предлоги «в» — «из» и «на»- «с» обра­зу­ют анто­ни­мич­ные пары, то есть обла­да­ют зна­че­ни­ем противоположности.

Сравним:

  • поехал в Петербург — вер­нул­ся из Петербурга;
  • пошел в шко­лу — при­шёл из школы;
  • отды­ха­ли на Байкале — при­вез с Байкала рыбу;
  • завод на Урале — при­вет с Урала.

Если при отве­те на вопрос куда? исполь­зу­ет­ся пред­лог «в», то в отве­те на вопрос отку­да? упо­треб­ля­ет­ся пред­лог «из»:

Если при отве­те на вопрос куда? име­ет­ся пред­лог «на» у суще­стви­тель­но­го, то при отве­те на вопрос отку­да? вос­поль­зу­ем­ся соче­та­ни­ем сло­ва с пред­ло­гом «с»:

  • запла­ни­ро­ва­ли поезд­ку (куда?) на Кавказпри­вез­ли суве­ни­ры (отку­да?) с Кавказа;
  • отпра­вить­ся (куда?) на Памирвер­ну­лись (отку­да?) с Памира.

Употребление предлогов «благодаря», вопреки», «согласно», «наперекор»

Иногда допус­ка­ют ошиб­ки, упо­треб­ляя пред­ло­ги «бла­го­да­ря», «вопре­ки», «соглас­но», «напе­ре­кор» с суще­стви­тель­ны­ми или место­име­ни­я­ми в фор­ме роди­тель­но­го падежа.

Как пра­виль­но:

Нормой рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка явля­ет­ся упо­треб­ле­ние пере­чис­лен­ных пред­ло­гов толь­ко с суще­стви­тель­ны­ми (место­име­ни­я­ми) в фор­ме датель­но­го паде­жа.

Правильно ска­жем и напишем:

  • соглас­но дого­во­ру, пись­му, условию;
  • вопре­ки уста­ву, рас­по­ря­же­нию, инструкции;
  • напе­ре­кор воле, интуиции;
  • бла­го­да­ря све­ту, насту­пив­ше­му теп­лу.

В про­из­вод­ном пред­ло­ге «бла­го­да­ря» еще чув­ству­ет­ся семан­ти­че­ская связь с исход­ным гла­го­лом «бла­го­да­рить». Этот пред­лог упо­треб­ля­ем в кон­струк­ци­ях с поло­жи­тель­ным смыслом:

  • бла­го­да­ря отзыв­чи­во­сти и вниманию;
  • бла­го­да­ря про­фес­си­о­на­лиз­му хирурга;
  • бла­го­да­ря мастер­ству худож­ни­ка и пр.

Неправильно:

В этих кон­струк­ци­ях мож­но упо­тре­бить пред­лог «из-за» со зна­че­ни­ем причинности.

Пойти по воду или за водой?

Часто сомне­ва­ют­ся, как пра­виль­но сказать:

Предлог «за» выра­жа­ет целе­вые отношения:

пой­ти (за чем?) за водой, за гри­ба­ми, за яго­да­ми, за хлебом.

Предлог «по» выра­жа­ет про­стран­ствен­ное отно­ше­ние. Он исполь­зу­ет­ся в пере­да­че дви­же­ния по поверх­но­сти чего-либо:

  • идти по полю, по лугу, по лесу;
  • плыть по реке, по озе­ру, по морю;
  • под­ни­мать­ся по лестнице.

Следуя нор­мам совре­мен­ной лите­ра­тур­ной речи, пра­во­мер­но упо­тре­бить пред­лог «за» в сло­во­со­че­та­нии «пой­ти за водой».

Выражение «пой­ти по воду» харак­тер­но для раз­го­вор­ной и народно-поэтической речи.

Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное

Содержание:

Предлог и другие части речи

Служебные части речи: частицы, союзы, предлоги. Они употребляются в предложении только с самостоятельными частями речи.

Предлог—служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других, а также указывает на различные отношения между словами в словосочетании и предложении.

Как отличить предлог от другой части речи?

  • не является членом предложения;
  • к нему нельзя задать вопрос;
  • служит для связи слов в словосочетании и предложении;
  • не изменяется;
  • согласуется с существительным и местоимением. Никогда не согласуется с глаголом, так как основное грамматическое значение предлога—выражать падежные отношения.

Правописание предлогов

Непроизводные и сложные предлоги

1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про, с(со), у, через(чрез), которые не образованы от других частей речи, называются непроизводными, или первообразными, первичными: остановиться у магазина, прибыть для переговоров, остаться на корабле, выйти к школе, встать до рассвета и т.п.

1. Предлог по при глаголах чувства употребляется с существительным в дательном падеже, например: страдать по любимому.

Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах употребляются в предложном падеже: плачет по вас, скучает по нас (но: по ним)

Неправильно употреблять после вышеуказанных глаголов предлог за: он скучает за тобой.

2. Предлог по в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом: по завершении, по приезде, по прилете, по возвращении, по прибытии.

  • Домашние проблемы мы решим по приезде (то есть после приезда).
  • По возвращении в село, мы пошли на озеро купаться (после возвращения).
  • По прибытии автобуса, пассажиры торопились отправиться домой(после прибытия).

Предлоги, как известно, пишутся раздельно с теми словами, к которым они относятся.

2. Из сочетания двух первичных предлогов образуются сложные: из-за, из-под, по-за, по-над. Они пишутся через дефис.

  • Из-под молодой ветки выглядывали набухшие бутоны цветов.
  • Из-за поворота выбежала маленькая девочка.
  • По-за тыном что-то зашевелилось.
  • По-над городом заря встает.

Производные предлоги

Наиболее трудными для понимания и написания являются так называемые производные предлоги, то есть предлоги, образованные от других частей речи (согласно, благодаря, спустя, исключая и др.) и путем соединения двух частей речи (ввиду, вроде, невзирая, наподобие и др.).

1. Производные предлоги ввиду, вместо, внутри, вроде, вследствие, наперекор, вслед, напротив, навстречу, наподобие, невзирая (на), несмотря (на), насчет пишутся слитно.

  • Вследствие продолжительных дождей на улице заметно похолодало.
  • Ввиду плохой видимости водитель остановил машину.
  • Насчет меня не беспокойтесь!
  • Вместо пяти часов утра мы выехали в десять.

2. Производные предлоги в виде, в связи, в продолжение, в течение, в заключение, в завершение, во избежание, в отличие пишутся раздельно. (Предлог в отношении пишется с и на конце).

  • В течение мая дули холодные ветры.
  • В продолжение двух часов мы наблюдали игру футболистов.
  • В заключение доклада были приведены убедительные доказательства.
  • Несмотря на усталость Вера продолжала работать.

Особую сложность составляет отличить производный предлог от именных сочетаний.

Как это правильно сделать?

1. Производный предлог можно заменить другим близким по значению предлогом. Если член предложения, можно поставить вопрос, и добавить определение.

  • Договориться о собеседовании (= насчет)
  • Встретиться у дороги (= около, возле)
  • В течении реки не было никаких преград («Не было» где? «В течении».Вбыстромтечении реки не было никаких преград).

2. Предлоги в течение, в продолжение. Их отличие от равнозначных существительных.

Если слова являются предлогами, то они будут иметь значение времени и отвечать на вопросы как долго? когда?

На конце данных предлогов пишется буква—е.

  1. В течение недели (как долго?)семья отдыхала на побережье(предлог). — В течении реки вода отливала синевой(сочетание сущ. с предлогом).
  2. В продолжение месяца (как долго?)велись ремонтные работы (предлог). — В продолжении романа появились интересные сюжетные линии(сочетание сущ.с предлогом)
  3. На конце предлога вследствие (= из-за) пишется буква е. Он имеет значение по причине.
    • Вследствие (= из—за) отсутствия задолженностей по предмету, студент получил зачет досрочно.
      Существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»; предлог в пишется раздельно, на конце—и.
    • В следствии по делу гражданина Иванова было допущено много неточностей.
      Примечание. Запомнить правописание наречия впоследствии.
    • Впоследствии учительница узнала, что причиной неуспеваемости ученика являлось тяжелое состояние здоровья.

4. Предлог в заключение (= в конце) отвечает на вопрос когда? На конце пишетсяе

  • В заключение выступления лектор поблагодарил присутствующих.
    Существительное с предлогом в заключении(= последняя часть) имеет окончание—и.
  • В заключении курсовой работы были подведены итоги.

5. Предлоги несмотря на или невзирая на можно заменить придаточным предложением с союзом хотя.

  • Несмотря на то, что задания были сложными, учащиеся справились с контрольной работой. — Хотя задания были сложными, учащиеся справились с контрольной работой.
  • Невзирая на запрет воспитательницы, дети вышли на улицу. — Дети вышли на улицу, хотя воспитательница запретила.
  • Мальчик шел по улице, не смотря по сторонам(деепричастие)

6. Ввиду является предлогом и пишется слитно, когда есть причинно—следственное значение (ввиду того, что).

  • Ввиду приближающихся заморозков, теплицы были закрыты поликарбонатом.

В виду является сочетанием существительного и предлога, и пишется раздельно, если выражает пространственное отношение (в виду – в зоне видимости) или тот же смысл будет в устойчивом сочетании иметь в виду.

  • Володя, имей это, пожалуйста, в виду.

7. Вроде (= наподобие) является предлогом и пишется слитно, если у него есть синоним (в том же духе). Либо можно заменить оборотом с союзом как

  • Кружились снежинки вроде пушинок. — Кружились снежинки, как пушинки.
  • В роде и падеже имен существительных стоит хорошо разобраться.

8. Вслед является предлогом и пишется слитно, если слово употреблено в значении «вдогонку» или «вслед за кем-то»

  • Турист пошёл вслед за проводником.
  • Мама долго кричала вслед сыну.

В след является сочетанием существительного и предлога, когда между ними можно вставить определение.

  • Охотник случайно наступил в след какого-то зверя. — Охотник случайно наступил в глубокий след какого-то зверя

9. Навстречу является предлогом и пишется слитно, если указывается направление (навстречу — прямиком).

  • Лесник шел навстречу опасности.

На встречу является сочетанием существительного и предлога, и указывает конкретную цель (на встречу – на свидание), а также между словами можно вставить определение (на важную встречу). Или у существительного может быть зависимое слово, поставленное в творительный падеж (на важную встречу с коллегами).

  • Аня пошла на встречу с любимым артистом. — Аня пошла на долгожданную встречу с любимым артистом.

10. Насчёт является предлогом и пишется слитно. Его в предложении можно заменить синонимичными предлогами или выражениями: о, об, по поводу, относительно.

  • Миша пошел к врачу насчет состояния здоровья сестры. —Миша пошел к врачу по поводу состояния здоровья сестры.
  • Насчет (о) твоей ситуации я интересовался у тренера.

На счёт является сочетанием существительного и предлога, если стоит в Вин.п, ед.числе. Также можно вставить определение между существительным и предлогом (на долгосрочный счёт в банке) или вопрос: (на чей?)счёт

  • Зачислить денежные средства на счет телефона.

11. Наподобие является предлогом и пишется слитно, если можно заменить предлогом «вроде». Либо предложением с союзом как.

  • Скала наподобие конуса. — Скала, как конус.

На подобие является сочетанием существительного и предлога, когда указан объект. Между существительным и предлогом можно вставить определение.

  • На подобие этих платьев указывает цвет и фасон. — На удивительное подобие этих платьев указывает цвет и фасон

12. Посередине является предлогом и пишется слитно, если оно употребляется вместе с существительным в родительном падеже: посередине зала, посередине комнаты. В этом случае предлог можно заменить словосочетанием «в центре», не теряя точности указания расположения: посередине картины – в центре картины.

  • Посередине (= в центре) поляны росло огромное множество красивых цветов. — Посередине (чего? Р.п) поляны росло огромное множество красивых цветов

По середине является сочетанием существительного и предлога, когда указан объект. Между существительным и предлогом можно вставить определение.

  • Ребята плыли на лодке по середине озера.—Ребята плыли на лодке по глубокой середине озера.

Правила написания и употребления предлогов

Предлог – служебная часть речи в русском языке, которая повышает его уникальность, делая более разнообразным и живописным. Все могут легко привести примеры самых распространенных предлогов – в, над, под, с, до – и пишут их правильно.

Но есть более сложные случаи. Например, в таких предлогах, как в течение, вследствие, наподобие, из-под, ввиду и подобных им, часто на письме допускают грубые ошибки. Поэтому стоит изучить и запомнить правописание предлогов, чтобы повысить свою грамотность.

Разновидности предлогов и их правописание

  • Сложные предлоги из-за, из-под, по-за, по-над пишутся через дефис.
  • Предлоги ввиду, вроде, вследствие, наподобие, насчет пишутся слитно.
  • Предлогив виде, в связи (с), в продолжение, в течение пишутся в два слова. Предлоги в течение, в заключение и вследствие имеют на конце е.

    Чтобы не ошибиться в написании производных предлогов, их следует отличать от омонимичных самостоятельных частей речи:

    • в течение(предлог) неделив течении (предлог «в» + существительное) реки;
    • в заключение (предлог) лекции – провести времяв заключении (предлог «в» + существительное).

    Производные предлоги и наречия

    Производные предлоги и наречия, от которых они образованы, пишутся одинаково (слитно), различаются по вопросу: к наречию задаётся вопрос, а к предлогу — нет, предлог сам включается в падежный вопрос, самостоятельного лексического значения он не имеет: Я знаю свой городок (как?) вдоль и поперёк. Мы шли вдоль (вдоль чего?) леса.

    Необходимо обратить внимание на предлоги навстречу, вслед (производные от наречий навстречу, вслед, которые образованы от существительных с предлогами на встречу и в след):

    • Я шёл на встречу с друзьями (существительное, можно задать падежный вопрос «на что?», подобрать определение — долгожданную, запланированную и т.д.);
    • Поворот разрешён, если никто не движется навстречу (наречие, нельзя задать падежный вопрос и подобрать определение);
    • Хозяин вышел навстречу гостям (предлог, включён в падежный вопрос «навстречу кому?»);
    • Наступил в след какого-то зверя (существительное), крикнул вслед (наречие), пошёл вслед за проводником (предлог).

    Производные предлоги и существительные

    Производные предлоги и существительные, от которых они произошли, могут совпадать в написании, а могут различаться:

  • Совпадают с написанием существительных: в силу, в смысле, по мере, по поводу, по причине, в виде, за исключением, за счёт, в целях, в связи, в меру, в отношении.
  • Написание отличается от написания существительных: в заключение, в отличие, в продолжение, в течение, ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчёт.

    Совпадающие по написанию предлоги и существительные различаются по значению и вопросу:

    • Я верю в (во что?) силу нашей дружбы — существительное;
    • Я опоздал (в силу чего?) в силу разных обстоятельств— предлог, собственного лексического значения не имеет, выражает причинные отношения, равениз-за.

    Особую трудность представляют предлоги, отличающиеся по написанию от существительных.

    Имена существительные Предлоги
    В течении реки есть резкий поворот. В течении (= в направлении развития) болезни произошёл перелом. В течение года много работал (временное значение: в течение жизни, в течение двух часов).
    В продолжении книги рассказывается о будущем героев. В продолжение урока (= за время урока) его спрашивали два раза (временное значение: в продолжение дня, в продолжение обеда).
    В следствии (= в расследовании) была допущена ошибка. Вследствие (= из-за) непогоды праздник отменили (значение причины). Запомнить: впоследствии (наречие).
    Корабль показался в виду города. Имей это в виду. Ввиду недостатка времени (= из-за) я не смог завершить работу (значение причины).
    Согласовали в роде, числе и падеже. Написал что-то вроде (= наподобие) автобиографии.
    Деньги поступили на счёт в банке. Договорился насчёт (= о) работы.
    В заключении (= последняя часть) диссертации были сделаны интересные выводы. В заключение (= в конце) хочу всех поблагодарить.

    Чтобы не перепутать предлоги с приставками, можно воспользоваться тремя простыми правилами:

    После предлогов всегда можно поставить знак вопроса. Например:

    • он пошел в (куда?) магазин, подружились с (кем?) одноклассниками.

    Между предлогом и главным словом можно поставить другие слова.

    • Лежал под солнцем – лежал под ярким солнцем, смотрел в окно – смотрел в открытое окно.

    Как уже было сказано, предлоги употребляются только с существительными, местоимениями или числительными, но никогда с наречиями, прилагательными и глаголами.

    Вот и все, что нужно знать о правописании предлогов.

    Практические упражнения

    1) (не) смотря на погоду

    2) (за) счет усердия

    3) (в)течение года

    В каком варианте предлог пишется раздельно?

    1) (в)следствие неудачи

    2) (в)виду отъезда

    3) (на)счет работы

    4) (в)связи с работой

    В каком варианте предлог пишется слитно?

    1) (в)целях безопасности

    2) (в)продолжение экзамена

    3) (в)отличие от друзей

    4) (не)взирая на успех

    В каком варианте неправильная грамматическая характеристика ведет к орфографической ошибке?

    1) поговорить (на) счет отпуска — предлог, пишется слитно

    2) учить (в)течени… года — предлог, пишется раздельно, на конце Е

    3) прочитать (в)продолжени… повести — существительное с предлогом, пишется раздельно, на конце И

    4) идти (на)встречу ветру — существительное с предлогом, пишется раздельно

    Найдите вариант с ошибкой.

    1) Ты опоздал из-за меня.

    2) Я вернусь в течение часа.

    3) Вместо назначения поезд опоздал.

    4) Имей в виду, я буду поступать по-своему.

    В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

    1) (В) течение всего пути он хранил молчание.

    2) Что вы имеете в (виду)?

    3) Плавать в этой реке опасно (в) следствие быстрого течения и водоворотов.

    4) (В) продолжение разговора малыш с интересом посматривал на взрослых.

    В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

    1) О судьбе героя мы узнаем (в) продолжении романа.

    2) (В) связи с плохой погодой аэропорт закрыт.

    3) (В) следствие ранения солдату пришлось долго лечиться.

    4) Я старался увидеть что-нибудь (на) подобие летающей тарелки, но безуспешно.

    В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

    1) Я всматривался (в) течение реки, медленное и величавое.

    2) Он вел разговор, (не) смотря на собеседника.

    3) (В) виду приближающегося шторма рыбакам запретили выходить в море.

    4) Девушка поднялась со скамьи и сделала несколько шагов (на) встречу.

    В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

    1) (На) встречу нам подул сильный ветер.

    2) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, когда состоялась встреча.

    3) Дальше начинался подъем (на) подобие гигантских террас.

    4) (В) отличие от других спортсменов пловцы тренировались интенсивнее.

    В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

    1) (В) течение двадцати лет я хорошо узнал этот лесной край.

    2) (В) следствие плохой погоды поход пришлось отменить.

    3) (В) виде исключения мне разрешили досрочно сдать экзамен.

    4) Ребята спешили (на) встречу с писателем.

    В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

    1) (По) отношению к делам нельзя проявлять небрежность.

    2) Может быть, вам стоит подумать о чем-то (в) роде воспоминаний?

    3) Грубые слова, сказанные (в) место благодарности, обидели и огорчили.

    4) (В) следствие холодов занятия в школе отменили.

    В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

    1) (Не) смотря на усталость, студенты усердно занимались.

    2) Вдумайся (в) следствие теоремы Пифагора.

    3) (В) течение всего дня я усердно работал.

    4) Озеро показалось вдали (в) виде маленькой лужицы.

    В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

    1) Облака, казалось, плыли (на) встречу нашей яхте.

    2) (Не) взирая на ливень, туристы продолжили свой путь.

    3) (В) отличие от своих сверстников, он казался более серьезным.

    4) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, с чего все началось.

    Узнать ответ 1. — 1)
    2. — 4)
    3. — 4)
    4. — 4)
    5. — 3)
    6. — 3)
    7. — 2)
    8. — 3)
    9. — 4)
    10. — 2)
    11. — 1)
    12. — 1)
    13. — 3)

    источники:

    http://bingoschool.ru/manual/slitnoe-defisnoe-razdelnoe-pravopisanie-predlogov/

    http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kak-pravilno-pishetsja/265866-pravila-napisaniya-i-upotrebleniya-predlogov.html

  • Приставки и предлоги в русском языке часто похожи друг на друга, что становится причиной ошибок на письме. Чтобы их не допускать, ученики уже со 2 класса должны знать, чем отличаются приставки от предлогов и по какому правилу пишутся те и другие. Если тема усвоена хорошо, ошибок на письме не будет, и школьник без труда справится с заданиями.

    Итак, при написании необходимо различать предлог от приставки.

    шарады для детейПредлоги

    Предлог — это часть речи. Предлог служит для связи слов в предложении. Пишется отдельно от слова, к которому относится. 

     без (безо),  близ,  в (во), вне, для, до, за, из (изо), к (ко), между, на, над (надо), о (об, обо), от (ото), перед (передо), по, под (подо), при, ради, c (со), сквозь, среди, у, через  

    Нет ниточки связать слова?
    Предлог поможет нам всегда!
    С глаголом рядом не стоит,
    Писать с пробелом нам велит!

    Запомните!

    • Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово: у (какого?) дерева, у (высокого) дерева.
    • У глаголов нет предлогов: убежать, отбежать, забежать.
    • Предлоги служат для связи слов.
    • Предлоги пишутся раздельно со словами.

    шарады для детейПриставки

    Приставка — это часть слова, стоящая перед корнем. Приставка служит для образования новых слов.

    Перед корнем есть приставка.
    Слитно пишется она.
    И при помощи приставки
    Образуются слова.

     без-(бес-), в-(во-), вы-, до-, за-, из-(изо-), на-, недо-, над-(надо-), не-, о-, об-(обо-), от-(ото-), пра, по-, под-(подо-), пере-, пре-, пред-(предо-), при-, про-, с-(со-), через 

    • Приставка — это часть слова.
    • Приставки служат для образования новых слов.
    • Приставки пишутся слитно со словами.
    • Между приставкой и словом вопрос вставить нельзя.
    • Употребляется со словами, отвечающими на разные вопросы.

    шарады для детейОтличие приставки от предлога

    Многие традиционно русские приставки звучат и пишутся также как и предлоги:

    Например: дотянуться до дерева; вбежать в воду; написать на конверте; сбросить с лавочки.

    Поэтому необходимо знать правила, чтобы отличать приставку от предлога и не совершать ошибок при написании слов!

    Чтобы понять, приставка это или предлог, необходимо выполнить следующие приемы проверки: можно ли вставить между словом и предполагаемым предлогом вопрос или другое слово?

    Например: добежать (до чего?) до подъезда или до моего подъезда; посмотреть (на кого?) на кота или на пушистого кота; отплыть (от чего?) от берега или от высокого берега.

    шарады для детейМежду приставкой и корнем невозможно вставить слово. Приставка пишется слитно со словом. 

    Предлоги и приставки: карточки


    Приставки и предлоги: карточки для тренировки

    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 1

    1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.

    (В)летел (в)окно; (в)ходим (в)зал; (за)бежал (за)угол; (во)шёл (во)двор; (про)шептал (про)себя; (по)плыли (по)реке; пароход (от)чалил (от)пристани; лодку (от)толкнули (от)берега.

    2. Отметь знаком «+» предложение, где ПО является приставкой

    1) Машина едет (по)дороге.
    2) Собака (по)бежала за мячом.
    3) (По)небу гуськом тянулись птицы.


    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 2

    1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.

    (С)мастерил (из)бумаги; (до)води начатое дело (до)конца; (по)плыл (по)волнам; (до)плыли (до)знакомого села; (по)бежали (по)оврагу; (на)правился (на)стадион; (до)шёл (до)пристани; (от)тащил (от)лужи.

    2. Отметь знаком «+» словосочетания, в которых в скобках написана приставка.

    1) спрятались (от)дождя
    2) высоко (под)прыгнул
    3) растёт (на)горе
    4) (на)шли дорогу
    5) стоит (у)крыльца
    6) делают (из)бумаги
    7) прячется (под)деревом



    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 3

    1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.

    (С)лез (с)дерева; (за)шло (за)тучу; (по)ехали (по)дороге; (до)топали (до)города; (под)прыгнул (до)потолка; (во)шёл (во)двор; (в)полз (в)щель; (при)грелся (на)кухне; (на)брёл (на)избушку; (над)строил (над)чердаком.

    2. Отметь знаком «+» словосочетания, в которых в скобках написан предлог.

    1) (по)ехали в деревню
    2) ходили (по)городу
    3) (в)несли в квартиру
    4) медленно (за)катилось
    5) слетит (с)дерева
    6) (с)бросил с крыши
    7) вернулись (в)класс
    8) вошли (в)кабинет


    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 4

    1. Спиши пословицы, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

    (Без)донную бочку водой не (на)полнишь.
    (На)говорил столько, что и (в)шапку не (со)берёшь.
    Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.
    (Со)счастьем хорошо (по)грибы ходить.
    (С)лодырем (по)ведёшься, горя (на)берёшься.

    Труд и (на)кормит, и (на)учит.

    2. Составь по два слова с приставками.

    с — ______________________________
    на — ______________________________
    по — ______________________________
    за — ______________________________

    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 5

    1. Выпиши слова с приставками. Выдели приставки.

    Наколол, выкормил, забор, заболел, вылетел, выиграл, высоко, зашёл, записал, накопал, нашёл, наука, узел, пробежка, подарок, упал, позвонил, пролетел, проза, забежал, передний, прекрасный, перешёл, подходил, подорожник, прабабушка.

    2. Составь с данными словосочетаниями предложения и запиши их.

    (За)шёл (за)товарищем. (По)шли (по)улице. (До)шли (до)реки. (От)плыли (от)берега. (До)плыли (до)островка. (На)шли (на) опушке.


    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 6

    1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки.

    Нина (от)бежала (от)дерева, (по)бежала (по)аллее, (до)бежала (до)поворота. Потом она (вз)бежала (на)холм, (с)бежала (с)него и (под)бежала (к)беседке.

    2. Закончи предложения:

    • Предлоги с другими словами пишутся _____________.
    • Приставки с другими словами пишутся _________________.
    • Предлоги в предложении служат ____________________________.
    • Приставки служат__________________________.
    • К предлогам нельзя поставить ________________________.
    • У __________ нет предлогов.

    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 7

    1. Спиши пословицы, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

    1) Хорошее слово (до)сердца (до)ходит. 2) Руку (про)тянешь, так и ложку (до)станешь. 3) (Вы)растишь овощи, так и щи (с) варишь. 4) (До)води дело (до)конца. 5) Много радости (на)ходит человек (в)труде. 6) Если за день ничего не (с)делаешь, зря (про)жил день.

    2. Составь по два слова с приставками.

    об — ______________________________
    на — ______________________________
    про — ______________________________
    от — ______________________________


    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 8

    1. Спиши пословицы, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

    Море (за)мёрзло. Рыбаки взяли сети и (по)ехали (на)санях (по)льду. (По)ехал и рыбак Андрей. Он (за)ехал дальше всех. (На)делали дырок (во)льду и (за)пустили сети.

    2. Составь с данными словосочетаниями предложения и запиши их.

    Высоко (под)прыгнуть, растет (под)деревом, (с)пряталась (от)дождя, (за)катилось (под)стол, (с)бросили листья, стоит (на)берегу.


    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 9

    1. Спиши пословицы, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

    1. (До)води дело (до)конца.
    2. Цветы (под)резали (под)корень.
    3. Ленту (в)плели (в)косу.
    4. Лодка (от)плыла (от)берега.
    5. Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дорожке, (до)катился (до)леса.
    6. Тропинка (с)пускалась (с)горы.

    2. Измени словосочетания. Выдели приставки, подчеркни предлоги.

    Образец: Нарукавная повязка – повязка на рукав.

    Настенный календарь – … . Заработная плата – … . Заречная сторона – … . Подземный переход – … . Довоенные годы – … . Подводные камни – … . Загородная поездка – … . Предрассветный час – … .


    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 10

    1. Спиши, вставив пропущенные буквы. Выдели приставки, подчеркни предлоги.

    (До)стать (из)кастрюли, (про)мокнуть (до)нитки, (за)медляет (по)лёт, (по)катимся (с)горы, (под)ходим (к)лесу, (о)жидать (от)друзей, (на)грузили (на)машину, (про)течка (на)кухне, (об)ъяснил (за)дачу, (про)летали (над)городом, (по)селились (под)елью, (про)читал (про)лягушек, (до)тянулся (до)сосульки.

    2. Спиши, исправив ошибки. Выдели приставки.

    По дула зема холадом. Со рвала листя с лисов, дубрав и размитала их подорогам. Стали птицы стайками со бираться. Со брались по кречяли и по лители завысокие горы, засиние маря втёплые страны.


    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 11

    1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

    (От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по)дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во)двор, (в)полз (в)щель, (при)грелся (при)кухне, (на)брёл (на)избушку, (над)строил (над)чердаком.

    2. Раздели текст на предложения. Спиши, раскрывая скобки и правильно оформляя предложения.

    (Во)дворе (по)строили горку весь день (на)горе много детей Митя (на)санках (с)катился (с)горы недалеко (от)горы стоит душистая ёлка (на)ветках ели игрушки (к)пушистой красавице (при)бежали дети

    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 12

    1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

    (За)стучали (от)страха, (на)ехал (на)гвоздь, (с)писал (с)доски,  (по)смотрел (по)сторонам, (под)ходим (к)лесу,  (по)бежал (по)кочкам, (под)ушка (под)диваном, (по)смотрел (за)шкафом, (с)полз (с)цветочка, (раз)резать (на)кусочки, (для)успешного (по)хода, (на)шёл (на)шоссе,  (до)полз (до)лавочки.

    2. Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.

     …брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.


    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 13

    1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

    (До)шёл (до)булочной, (по)ехал (по)побережью, (с)двинул (с)места, (по)ехал (по)рынку, (до)тёр (до)дыр, (с)ходить (с)крыльца, (под)ушка (на)диване, (с)полз (с)цветочка, (от)бился (от)стаи, (по)ходили (по)участку,  (с)хватился (с)медведем,  (за)гадка (про)кошку.

    2. Спиши, раскрывая скобки. Выдели основу предложений. 

    (На)крыльце сидит ворона. (В)клюве (у)птицы кость. (Под)крыльцом живет овчарка. Она начинает лаять (на)ворону. Ворона улетела (с)крыльца и села (за)кустом. Овчарка скоро забудет о вороне.


    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 14

    1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

    (За)горой, (за)б…жать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)р…зать, (в)л…тел, (в)дом, (с)к…тился (с)горы, (по)б…жали (по)доро…кам, (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)б…рёзы, (по)б…жал (по)д…ревне, (про)читал (про)город.

    2. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.

    …бросился … врага.

    …кинула …плечи.

    …вёл …дело …конца.

     …ставил ведро …кран.

    …резал замок …дверь.

    …читал рассказ …конца.

    …гулял …парку.

    …ехал …станции.

    …рисовал …листке бумаги.

    …плела ленту …косу.


    приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки

    КАРТОЧКА 15

    1. Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки. 

    (С)вета (с)няла маленького котёнка (с)дерева. Муравей (под)полз (под) соломинку и (под)нял её. Попугай (по)ходил (по)подушке, а потом (по)летел (по)комнате. Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв. Лена (на)клеила картинку (на)тетрадь.

    2. Составь с данными словосочетаниями предложения и запиши их.

    (Об)ъяснил (за)дачу, (по)бежала (по)дорожке, (на)писать (на)конверте, (с)писал (с)доски, (у)бежать (от)лисы, (с)прятаться (в)дупле, (по)ложить (на)стол.


    Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

    Как учиться лучше в школе

    С уважением, Ольга Наумова

    Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!


    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • При наклейке обоев видны швы как исправить
  • При нажатии на пробел меняется язык как исправить
  • При нажатии на вкладку она закрывается яндекс браузер как исправить
  • При нажатии l2 происходит движение вперед dualshock 4 как исправить
  • При наборе текста удаляется следующая буква как исправить