���� ����� ������ ��
������ � � ����?! ��� ������� ����! ����� ����������� ������� ���
���������. ���� ���� – ����
����!
�����:
��������� �������
�������
����
�����������->�������->�����
� �����
��� ������
��������� � ��������������
������� ����� ��������-���������: ����� ����� ����������� ������� ��
����� ���������� (�� ���� ������ �� �������). ����� 3 ������ �� ������
��������. ��� �� �������� ��� ���� ��������� ���������! ������ ���
������� ���� ���������� �����������: ���� �������������� ������
(������������ ���� � ������), ���� ������ (� ������ ����������,
������������ �����������, ������� �� ������������ �������� �����) ����
��������. � ���� � ���? ������� ���������� � ������� Word. ���������
��������� �������� ����������� �����.
����:
�������������� ����� � �� ������������.
��������,
��� ������ ������������ �������� (������������, ��������)
�������� � �������������� �������, ��������� �� ������ ������. ��� ����
«���������������» � ����� ���� �������; ��������� ����� ����������
�����
�����. ���� �������� ������� ����� ���� (�������� ����������) � �������
�����. ��� ���� �������� � ������������ ���������� � ����� ����. ���
����� ���������� �����������, ��� ���������������.
��������������
����� �������� � ���� ������ ����� � ���������� �����
�������, ���������: ������,
������,
����,
������,
����,
�������,
������
� ��. ��� ���� ����� �����, ��� �������,
������,
�����,
����������,
�������
�� �������� ����������� ������ �� �����, � �� ��� ���
���������� ���������� �������. �������, ����� � �� ������� � �������,
����, ��� �������, ������ ������ ��� ��������, ������ ��� �����
�������: «��, ��� ����� ������� ��������� � ����� �����, �����
����������».
������
������� ������������� — ���������� ���������� �������� ������
��� ������� �������, ������� �� ����� � ����. ����� �������
�����
�������� «����� ������ �� ������� ��� �������». ������� ����� �����
(������ ��������, �����������, ���������) ����� ����� ������� ��������
� �� ����� ������� ������������������ ��������.
�������,
����� ����� �������������� ��� ����������� ����, ��� � �����
����� ���������� ����� ���������������. ������� � ����� ��������
«��������� ���� ������«,
� �� «��������� ���� ���� �� ������������
���������».
������,
����������� ��� ������������� ���������� ����, ����� ����������
��-�� ����������� ��������� ������������ �������� ���� ����. �
����������� «����� ��������� ������� ����� � ������ ��������� ������
�������» ������������ ����� �������
���������; ���������� ������������
������ �������, ��������. (������� — ���������, ��� ������� ����� �����
�� ���� ��������������� ������������ ��������� �������������).
�����
� ��������� �������������� ������ ������ ������ ����� � �����.
���� �� �������: «� ����� ��� � ����», � ������ ������ �� ��� ����
���������. �������, � ��������� ����� ����� ��������� ������ ����
������, ��� ���� ������������ ����������� � ���, ��� ������� ���� ��
�����.
�����������
— �������, ������� ������.
����
— ���.
��������
— �����, ��������� �� �������� � ���������, �� ������� ���������� ���
����� ������� ����������� ��������.
��������
— �����, ��������������� �� ������ ������������ ��������.
�������� ������: nikfakel@udm.net ����� ��������� ����������� �� �������� � �������������� �������. |
��������� |
6.4. Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов
Достаточно часто в речи допускаются лексические ошибки, связанные с использованием омонимов и многозначных слов.
1. Омонимы – это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.
Ср.: брак – супружество и брак – испорченная продукция.
Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но всё же в определённых речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
Это явление может обыгрываться, например, в каламбурах * (Хорошее дело браком не назовут), анекдотах (Реклама на дом. Новые подушечки «Стиморол» – теперь без наволочки).
Однако чаще в речи мы встречаемся с ненамеренной двусмысленностью.
Например, фраза: Экипаж находится в отличном состоянии – является двусмысленной, поскольку она не позволяет понять, о чём идёт речь – о повозке (У ворот дома остановился новенький экипаж) или о команде (Экипаж корабля чувствует себя хорошо).
Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов – разных слов, одинаково звучащих, но имеющих разное написание (луг – лук, туш – тушь), омоформ – разных слов, совпадающих в звучании лишь в отдельных формах (лечу больных и лечу на самолёте; ветер стих и декламировать стих).
Так, двусмысленной является фраза: «Я экскурсии вожу», поскольку её можно понять двояко: говорящий водит экскурсии – говорящий возит экскурсии.
Кроме того, в ряде случаев говорящий может просто не разграничивать значений омонимов, омофонов, что также приводит к лексической ошибке.
Например, орфографическая ошибка в предложении: В области началась избирательная компания – вызвана тем, что автор не разграничивает омофоны: компания – общество, группа лиц, проводящих вместе время (дружная компания); торговое или промышленное объединение предприятий, предпринимателей (энергетическая компания); кампания – совокупность военных операций (русско-японская кампания); мероприятия для осуществления очередной важной общественно-политической или хозяйственной задачи (избирательная кампания, посевная кампания).
2. Многозначные слова – это слова, имеющие несколько значений. Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.
Например, фраза: Профессор на экзамене полгруппы зарезал – звучит двусмысленно, поскольку остаётся неясным, то ли профессор – опасный маньяк, то ли – просто очень строгий преподаватель.
Поэтому при использовании многозначных слов мы должны быть очень внимательны, должны следить за тем, чтобы слушателю (читателю) было понятно, в каком именно значении употреблено данное слово. Иначе возникает двусмысленность.
Например, М. Горький, прочитав в рукописи начинающего автора фразу: Дробью рассыпался пулемёт, иронически заметил: «Простодушный читатель может задуматься: как же это – стреляет пулями, а рассыпается дробью?» Не запланированный автором каламбур возникает оттого, что употреблённое в переносном значении воспринимается читателем в основном, прямом значении, которое «проявляется» под влиянием контекста.
При употреблении многозначных слов и слов, имеющих омонимы, речевая недостаточность нередко вызывает неясность высказывания.
Например: Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. Неуместный каламбур (можно прийти к заключению, что наша спортсменка отставала от соперницы в интеллектуальном развитии) возник вследствие речевой недостаточности и употребления многозначного слова: следовало уточнить шахматный термин – развитие партии.
Подобного рода двусмысленность нередко возникает в устной разговорной и публичной речи.
Ср.: реплика покупателя у кассы в продуктовом магазине: Выбейте мне мозги; призыв политика в телепередаче: Пора ликвидировать нынешнее руководство отраслью.
Внимательное отношение к слову и к контексту, в котором оно употреблено, поможет избежать подобного рода ошибок.
Конспект урока по родному языку (русскому) на тему»Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.»(6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Родной язык (русский)
Тема урока : Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Цели образовательные: повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий, закрепления умения узнавать метафоры и сравнения, определять их рольв тексте, формирования умения находить синонимы и антонимы, омонимы, составлять словарную статью;
развивающие : — развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;
— развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;
— развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;
— развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;
— развивать функциональную компьютерную грамотность учащихся;
— развивать творческие способности, познавательный интерес, эмоции, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности ;
воспитательные: — воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;
— воспитывать умение преодолевать трудности в учении;
— воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку;
— стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении.
Предметные — объясняют выражение «языковое лексическое явление»; определяют сравнения, метафоры; осуществляют правильный выбор написаний слов с изученными орфограммами, подбор синонимов, антонимов, омонимов; пользуются словарями синонимов , антонимов, омонимов
Личностные — дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
Познавательные — структурируют знания, читают и слушают,извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные — научить школьников фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднения и способы их преодоления , принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений
Методы и приемы : словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, тематический контроль
Оборудование : словари, карточки, презентация
1 .Организационный этап.
Давайте настроимся на серьёзную работу на уроке
Я настроиться вам помогу,
Чтобы были везучими.
Повторите по сто раз —
У меня всё хорошо,
А будет ещё лучше!
Выберите смайлик, который соответствует вашему состоянию в начале урока. Определите, на какой ступеньки знаний вы находитесь сейчас. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам подняться на ступеньку выше.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
2.Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся, корректируются и актуализируются.
А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов. )
— А сколько всего слов русском языке?
( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И.Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка, созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В.Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)
— Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?
1.Прочитать предложения с омонимами. Объяснить значение.
Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.
Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад
Ум..лять о пощаде – ум..лять значение
Флаг разв..вается – ребенок разв..вается
Удариться оз..мь – взошла оз..мь
Осв..тить комнату – осв..тить храм
Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне
-А что вы должны знать в конце урока и уметь? (Ответы учащихся)
3. Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).
1) «Третий лишний» . Исключите лишнее слово.
А) Огонь, дым, пламя
В) Алфавит, чистописание, азбука
С) Лошадь, конница, кавалерия
Д) Бросать, кидать, ловить
2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный.
1. Около подъезда толпились …прохожие.
2. Моя сестра обладает …умом.
3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.
3)Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.
Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.
1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).
2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).
3. Умел ошибиться -…(умей и поправиться).
4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)
5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).
6. Язык длинный — …(ум короткий).
4.Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.
1. Олег одел плащ и поспешил на работу.
2. Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.
3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.
4. Туристы блудили в лесу полдня.
5.Книга – источник познания.
6. Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.
7. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.
Итак, чтобы создать яркий образ, можно использовать слова в переносном значении, создавая сравнения и метафоры. А можно –синонимы и антонимы. Вспомните, что это за языковое лексическое явление?
— Для чего создаются такие словари? Прочитайте синонимы к существительному на букву «Д» (доброта), и на букву «С» (серьезный) и антонимы к этому же слову.
1) вера; 2) надежда; 3) уверенность; 4) истина; 5) ложь;
• к слову источник:
1) река; 2) воздух; 3) цвет; 4) вода; 5) родник;
1) ветер; 2) дождь; 3) метель; 4) ночь; 5) стужа;
1) зверек; 2) грызун; 3) косой; 4) беляк; 5) русак – уже синонимический ряд, так как несколько синонимов можно увидеть в этом ряду слов.
Итак, давайте придумаем и запишем в тетрадь синонимический ряд к слову красный.
В предложениях, записанных на доске, найдите синонимы.
1) Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски , чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце (контекстуальные синонимы)
2) Кругом, покорив все своей темнотой, напоив покоем и тишиной, царила ночь.
4.Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина.
Мгновенья двигались и стали,
Лишь ты паришь, свой свет струя…
Меж тем в реке – из сизой стали В.Я.Брюсов
Влачится за струей струя.
5. Из приведенных паронимов выбрать нужное слово
1.В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
4. (Абонемент, абонент) не отвечает.
5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
7. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
8. На первое подали (черепаший, черепаховый) суп.
III. Закрепление изученного материала.
1.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
Герой все время находится в подвесном состоянии.
В этот день я услышала много обидчивых слов.
Любой поступок заслуживает осуждения.
Студент быстро освоил материал.
Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
Она пришла в цветистом платье
А) значимые части слова и способы образования слов.
В) словарный состав языка
Д) правила написания слов
Е) соответствие между звуками и буквами
А) слова, имеющие несколько лексических значений.
В) слова, употребляемые в той или иной местности.
С) слова с противоположным лексическим значением.
Д) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению.
Е) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению
3.Укажите строку синонимов.
С) Холодно, жарко
Е) Правильно, верно
4. В составе предложения есть антонимы.
А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.
В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.
С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.
Д) Сытый голодного не разумеет.
Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.
5. Укажите строку омонимов.
А) Крыло птицы, крыло самолета
В) Сдача мелочью, мелочи жизни
С) Ковш с водой, ковш экскаватора
Д) Длинная коса, острая коса
6. Паронимы – это…
А) слова с противоположным значением
В) слова, вышедшие из активного употребления
С) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому
Д) слова, употребляемые в той или иной местности
Е) слова, близкие по лексическому значению, но разные по написанию
7. Какое слово в синонимическом ряду характерно для детской речи
8. Укажите ряд антонимов.
А) Передвижение, перемещение
В) Жестокость, бессердечие
Д) Грусть, печаль
9. Укажите ряд омонимов
А) Акции поднялись, акция протеста
В) Железные двери, железные мускулы
С) Крыло птицы, крыло самолета
Д) Бронзовая статуэтка, бронзовая кожа
Е) Невежа, невежда
10. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый»
Ключ к тесту.Самопроверка
Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертен.
И нет у нас иного достоянья,
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный – речь.
— Какова тема урока? Что выполняли на уроке? Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание : индивидуальные дифференцированные задания по карточкам:
1.Упражнение «Исправьте ошибки .Отредактировать предложения
1.С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.
2.Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей.
3.В музее экскурсантам были показаны старинные полотна.
4.Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы.
5. В1898 г. появился «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал…
6. При окончании средней школы у многих возникают разные дилеммы.
7.Он с грустью констатировал: здоровье сдает.
8.Школьники, облаченные в маскарадные костюмы, быстро заполнили зал.
9.Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными.
10 Совершенно отличный результат был получен молодыми специалистами.
2.Упражнение «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.
Обед был очень сытым. 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку 3)Шуба была сшита из искусного меха 4) В заглавной роли снялся известный актёр.
3.Подберите антоним к словам так, чтобы их начальные буквы сложились в слово «антоним».
4.Восстановите пословицы и поговорки, подчеркнитеантонимы. Запись сделайте в тетрадях.
10 самых распространенных лексических ошибок учащихся
Классификация ошибок по русскому языку: таблица с примерами
Оценка за письменную работу по русскому языку может быть снижена, даже если в словах ошибок нет, да и знаки препинания расставлены правильно. Дело в том, что ошибки бывают и другие: грамматические, стилистические, речевые и так далее. В приведенной ниже таблице собраны основные типы ошибок, встречающихся в русском языке, с примерами и условными обозначениями.
Условное обозначение | Тип ошибки | Пояснение | Примеры |
I | Орфографическая | Ошибки в написании слов (в корнях, приставках, окончаниях), в том числе в расстановке дефисов, в слитном и раздельном написании. | Как нибудь (правильно: как-нибудь), икзамены (правильно: экзамены), вшубе (правильно: в шубе), расбежался (правильно: разбежался). |
V | Пунктуационная | Ошибки в постановке знаков препинания (неправильный выбор знака препинания, его отсутствие в нужном месте или наличие там, где он не нужен). | Мальчик пригнувшись пролез под ветвями дерева, и побежал домой – где его ждал приехавший из командировки отец. (Мальчик, пригнувшись, пролез под ветвями дерева и побежал домой, где его ждал приехавший из командировки отец.) |
Г | Грамматическая | Ошибки в образовании слов и их форм, а также в их выборе (неправильное согласование по числам, падежам). | Самый красивейший (самый красивый или красивейший), богатее (богаче), согласно с постановлением (согласно постановлению), оплата за проезд (оплата проезда или плата за проезд). |
Р | Речевая | Ошибки в использовании лексики (в том числе паронимов, омонимов, синонимов), в том числе тавтология. | Дипломат конкурса (дипломант конкурса), прейскурант цен (прейскурант или цены). |
С | Стилистическая | Использование лексики, имеющей неподходящий стилевой окрас (чаще разговорной, жаргонной). Можно рассматривать как разновидность речевой ошибки. | И тут главный герой рассказа лопухнулся (правильно: совершил ошибку). Этот эпизод классный (интересный, запоминающийся). |
Z | Нарушение абзацного членения текста | Текст неправильно поделен на микротемы или абзацы не выделены вообще. | |
Ф | Фактическая | Искажено содержание текста (при написании изложения, сочинения) | Дубровский познакомился с Машей, когда грабил Троекурова (как было на самом деле, я рассказывала ранее). |
Л | Логическая | Ошибки в логическом построении текста (обычно они связаны с нарушением причинно-следственной связи). Сюда же относятся и синтаксические ошибки, приводящие к искажению смысла или двоякому его толкованию. | Дубровский был благородным разбойником, поэтому он решил не грабить Троекурова. (Дубровский был благородным разбойником, поэтому он, полюбив Машу Троекурову, решил не грабить ее отца.) Есть много произведений о любви в русской литературе. (В русской литературе есть много произведений о любви.) |
Относительно того, какая пунктуационная или орфографическая ошибка допущена в письменной работе по русскому языку, у школьников и их родителей редко возникают сомнения. Все видно из поправок учителя. А вот в случае обнаружения в работе речевых, грамматических, логических и фактических ошибок возникают вопросы.
Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) были разработаны рекомендации для учителей-словесников, проверяющих контрольные работы школьников, по классификации ошибок, которые в этих работах встречаются.
Ниже вы найдете краткую характеристику типичных ошибок, составленную на основе «Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» и «Методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению». Последний документ касается творческих работ (сочинений, изложений), которые учащиеся выполняют зимой для допуска к ЕГЭ.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
источники:
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rodnomu-yazyku-russkomu-na-temu-tipichnye-rechevye-oshibki-svyazannye-s-upotrebleniem-sinonimov-antonimov-i-le-4639992.html
http://rusresh.ru/10-samyh-rasprostranennyh-leksicheskih-oshibok-uchashhihsya.html
Автор: Головко Людмила Ивановна
Урок №19
Родной язык (русский)
Класс: 6 -Б
Тема урока: Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Цели образовательные: повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий, закрепления умения узнавать метафоры и сравнения, определять их рольв тексте, формирования умения находить синонимы и антонимы, омонимы, составлять словарную статью;
развивающие: — развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;
— развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;
— развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;
— развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;
— развивать функциональную компьютерную грамотность учащихся;
— развивать творческие способности, познавательный интерес, эмоции, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности;
воспитательные: — воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;
— воспитывать умение преодолевать трудности в учении;
— воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку;
— стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении.
Планируемые результаты:
Предметные — объясняют выражение «языковое лексическое явление»; определяют сравнения, метафоры; осуществляют правильный выбор написаний слов с изученными орфограммами, подбор синонимов, антонимов, омонимов; пользуются словарями синонимов , антонимов, омонимов
Метапредметные:
Личностные — дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».
Познавательные — структурируют знания, читают и слушают,извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные — научить школьников фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднения и способы их преодоления , принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Методы и приемы: словесный, наглядный, эвристический, самостоятельная работа, тематический контроль
Оборудование: словари, карточки, презентация
Ход урока
1.Организационный этап.
Эмоциональный настрой.
Давайте настроимся на серьёзную работу на уроке
Я настроиться вам помогу,
Чтобы были везучими.
Повторите по сто раз —
Разойдутся тучи
У меня всё хорошо,
А будет ещё лучше!
Выберите смайлик, который соответствует вашему состоянию в начале урока. Определите, на какой ступеньки знаний вы находитесь сейчас. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам подняться на ступеньку выше.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
2.Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся, корректируются и актуализируются.
А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов. )
— А сколько всего слов русском языке?
( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И.Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка, созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В.Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)
— Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?
(Лексикология)
1.Прочитать предложения с омонимами. Объяснить значение.
2.Орфографический практикум
Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.
Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад
Ум..лять о пощаде – ум..лять значение
Флаг разв..вается – ребенок разв..вается
Удариться оз..мь – взошла оз..мь
Осв..тить комнату – осв..тить храм
Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне
3. Блиц-турнир
Проведем аутотренинг
ученик
личность творческая
Я думаю
хочу знать
-А что вы должны знать в конце урока и уметь? (Ответы учащихся)
Целеполагание
3. Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).
1) «Третий лишний» . Исключите лишнее слово.
А) Огонь, дым, пламя
В) Алфавит, чистописание, азбука
С) Лошадь, конница, кавалерия
Д) Бросать, кидать, ловить
2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный.
1. Около подъезда толпились …прохожие.
2. Моя сестра обладает …умом.
3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.
3)Творческий диктант. Закончить пословицу, используя явление – антонимия.
Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.
1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).
2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).
3. Умел ошибиться -…(умей и поправиться).
4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)
5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).
6. Язык длинный — …(ум короткий).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4.Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.
1) Исправить ошибки.
1. Олег одел плащ и поспешил на работу.
2. Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.
3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости.
4. Туристы блудили в лесу полдня.
5.Книга – источник познания.
6. Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.
7. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.
Работа со словарем
Итак, чтобы создать яркий образ, можно использовать слова в переносном значении, создавая сравнения и метафоры. А можно –синонимы и антонимы. Вспомните, что это за языковое лексическое явление?
— Для чего создаются такие словари? Прочитайте синонимы к существительному на букву «Д» (доброта), и на букву «С» (серьезный) и антонимы к этому же слову.
2. Выборочное списывание.
— Выберите синонимы:
• к слову правда:
1) вера; 2) надежда; 3) уверенность; 4) истина; 5) ложь;
• к слову источник:
1) река; 2) воздух; 3) цвет; 4) вода; 5) родник;
• к слову холод:
1) ветер; 2) дождь; 3) метель; 4) ночь; 5) стужа;
• к слову заяц:
1) зверек; 2) грызун; 3) косой; 4) беляк; 5) русак – уже синонимический ряд, так как несколько синонимов можно увидеть в этом ряду слов.
3. Практические задания.
Итак, давайте придумаем и запишем в тетрадь синонимический ряд к слову красный.
В предложениях, записанных на доске, найдите синонимы.
1) Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалостиохватывало его маленькое сердце (контекстуальные синонимы)
2) Кругом, покорив все своей темнотой, напоив покоем и тишиной, царила ночь.
4.Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.
• Ты белых лебедей кормила,
• Откинув тяжесть черных кос…
• Я рядом плыл; сошлись кормила;
• Закатный луч был странно кос.
• Вдруг лебедей метнулась пара…
• Не знаю, чья была вина…
• Закат замлел за дымкой пара,
• Алея, как поток вина.
• Мгновенья двигались и стали,
• Лишь ты паришь, свой свет струя…
• Меж тем в реке – из сизой стали В.Я.Брюсов
• Влачится за струей струя.
5. Из приведенных паронимов выбрать нужное слово
• 1.В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
• 2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
• 3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
• 4. (Абонемент, абонент) не отвечает.
• 5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
• 6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
• 7. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
• 8. На первое подали (черепаший, черепаховый) суп.
III. Закрепление изученного материала.
1.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
4. Любой поступок заслуживает осуждения.
5. Студент быстро освоил материал.
6. Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
7. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
8. Она пришла в цветистом платье
2.Тест — самопроверка
1.Лексикология изучает…
А) значимые части слова и способы образования слов.
В) словарный состав языка
С) части речи
Д) правила написания слов
Е) соответствие между звуками и буквами
2. Омонимы – это…
А) слова, имеющие несколько лексических значений.
В) слова, употребляемые в той или иной местности.
С) слова с противоположным лексическим значением.
Д) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению.
Е) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению
3.Укажите строку синонимов.
А) Хорошо, плохо
В) Днем, ночью
С) Холодно, жарко
Д) Широко, узко
Е) Правильно, верно
4. В составе предложения есть антонимы.
А) И голова постоянно кружится, и сердце болит.
В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.
С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке.
Д) Сытый голодного не разумеет.
Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.
5. Укажите строку омонимов.
А) Крыло птицы, крыло самолета
В) Сдача мелочью, мелочи жизни
С) Ковш с водой, ковш экскаватора
Д) Длинная коса, острая коса
6. Паронимы – это…
А) слова с противоположным значением
В) слова, вышедшие из активного употребления
С) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому
значению
Д) слова, употребляемые в той или иной местности
Е) слова, близкие по лексическому значению, но разные по написанию
7. Какое слово в синонимическом ряду характерно для детской речи
А) Лепетать
В) Молоть
С) Изъясняться
Д) Говорить
Е) Плести
8. Укажите ряд антонимов.
А) Передвижение, перемещение
В) Жестокость, бессердечие
С) Истина, ложь
Д) Грусть, печаль
Е) Скука, тоска
9. Укажите ряд омонимов
А) Акции поднялись, акция протеста
В) Железные двери, железные мускулы
С) Крыло птицы, крыло самолета
Д) Бронзовая статуэтка, бронзовая кожа
Е) Невежа, невежда
10. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый»
А) Перевал
В) Местность
С) Вершина
Д) Тропа
Е) Водопад
Ключ к тесту.Самопроверка
1- В
2- Е
3- Е
4- Д
5- Д
6- С
7- А
8- С
9- А
10- В
Подведение итогов.
Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертен.
И нет у нас иного достоянья,
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный – речь.
5. Рефлексия.
— Какова тема урока? Что выполняли на уроке? Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание : индивидуальные дифференцированные задания по карточкам:
1.Упражнение «Исправьте ошибки .Отредактировать предложения
1.С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.
2.Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей.
3.В музее экскурсантам были показаны старинные полотна.
4.Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы.
5. В1898 г. появился «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал…
6. При окончании средней школы у многих возникают разные дилеммы.
7.Он с грустью констатировал: здоровье сдает.
8.Школьники, облаченные в маскарадные костюмы, быстро заполнили зал.
9.Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными.
10 Совершенно отличный результат был получен молодыми специалистами.
2.Упражнение «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.
Обед был очень сытым. 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку 3)Шуба была сшита из искусного меха 4) В заглавной роли снялся известный актёр.
3.Подберите антоним к словам так, чтобы их начальные буквы сложились в слово «антоним».
Пришелец |
Абориген |
Награждать |
Наказывать |
Комик |
Трагик |
Атака |
Оборона |
Потеря |
Находка |
Недостаток |
Излишек |
Минор |
Мажор |
4.Восстановите пословицы и поговорки, подчеркните антонимы. Запись сделайте в тетрадях.
- Умел ошибиться, …
- Ученье свет, …
- Говорит бело, …
- Маленькое дело…
- Кто много говорит, …
- Недруг поддакивает, …
- Злой не верит, …
- Добрая слава лежит, …
3. а делает черно.
4. лучше большого безделья.
5. тот мало делает.
1. умей и поправиться.
2. а неученье тьма.
7. что есть добрые люди.
8. а худая бежит.
6. а друг спорит.
5.Сгруппируйте парами паронимы. Письменно в тетрадях.
1. Доверительный 2. Лирический 3. Наследие 4. Нестерпимый 5. Командированный 6. Удачный 7. Главный 8. Будний 9. Дымный 10. Гарантийный 11. Абонемент 12. Воспоминание |
а) Гарантированный б) Нетерпимый в) Доверчивый г) Удачливый д) Лиричный е) Напоминание ж) Абонент з) Будничный и) Дымовой к) Наследство л) Заглавный м) Командировочный |
VI. Выставление оценок.
Итог урока
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Октябрьский нефтяной колледж
Методическая разработка урока
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Тема: «Лексико-фразеологические ошибки
и их исправление»
преп. Хасанова Айгуль Варисовна
2016
Тема: Лексические
ошибки и их исправление.
Цели:
1. Повторить и
обобщить знания по теме «Лексикология»;
2. Познакомить
студентов с причинами нарушения лексической нормы;
3.Познакомить с
типичными лексическими ошибками;
4. Вырабатывать умение
находить лексические ошибки и исправлять их;
5.Совершенствование
навыков использования словарей:
6.Формировать
познавательный интерес к культурному наследию языка;
7.Формировать мотивацию
к дальнейшему изучению темы;
8.Развивать способности к
самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них
и аргументации своего мнения;
9.Воспитывать
познавательную активность, культуру, бережное отношение к русскому слову;
10.Развивать
коммуникативные навыки.
Оборудование: мультимедиа,
толковые и фразеологические словари, раздаточный материал с тренировочными
упражнениями.
Методические приемы: объяснение учителя, опрос, индивидуальные
задания, работа со словарем, дискуссия.
Тип урока: практическое занятие.
Межпредметные связи: русский язык, литература,
история, этика делового общения.
План:
1.Орг. момент. Сообщение
темы и целей урока.
2. Фронтальный опрос .
2.Типология лексических
ошибок.
3. Анализ ошибок
4. Практикум
Ход урока.
Тема сегодняшнего урока: Лексические ошибки и их исправление.
Данный урок — заключительный в разделе «Лексика.
Фразеология».
Сегодня, повторяя и обобщая наши знания по теме
«Лексикология», мы познакомимся с понятием «лексические ошибки»,попытаемся
назвать их основные причины, а также будем активно работать над культурой нашей
речи. Вспомним:
-что такое лексикология?( Раздел лингвистики, изучающий
лексику)
-как называется словарный запас одного человека?(лексикон)
-объясните явление полисемии (многозначность)
-какой словарь помогает разобраться многообразии лексических
значений?(толковый)
-перечислите известных вам авторов толковых словарей?
-перечислите лексические единицы (синонимы, антонимы, паронимы,
омонимы, фразеологизмы)
—в чем разница между
явлениями полисемии и омонимии?(значения многозначных слов связаны между
собой)
-в каких тропах и стилистических фигурах основным материалом могут
являться
синонимы?(градация),антонимы(антитеза,оксюморон)?
-какая лексическая единица по вашему будет наиболее сложной для
носителей других языков, изучающих русский? Почему?
-почему И.А.Крылов называл фразеологизмы «изюминками
языка»?
—что определяет лексическая норма? (Употребление слов в
соответствии с их лексическим значением, возможную сочетаемость слов с другими
словами)
Вспомним условия соблюдения лексических
норм.
Слово учителя. Говорить и
писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение речью не только
обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним из условий
профессионального успеха.
Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий.
Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться
к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами
русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной
обстановке.
При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки.
Речь – важнейший показатель культуры человека,
его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей,
общества и передачи этой информации путём коммуникации.
Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры
речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки.
По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы
должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.
Рассмотрим каждую лексическую ошибку подробнее,
заполняя оставленные поля в ваших конспектах понравившимися примерами.
НАИБОЛЕЕ
ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ТИПЫ
ЛЕКСИЧЕСКИХ
ОШИБОК.
1. Неправильный
выбор слова, связанный
с незнанием его лексического значения:
Декада узбекской кухни будет
проходить в ресторане с 1 по 5 сентября. Дни узбекской кухни будут
проходить…( Декада — период времени, равный 10 дням)
Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю.
Он упал ничком…( навзничь – вверх лицом)
Здание поражает своими причудливыми
габаритами.
(габариты – это размеры, причудливой м.б. только форма)
2. Ошибки в
употреблении многозначных слов, заключающаяся в использовании полисемичных
слов в таком контексте, который не допускает двусмысленности:
Ребенок требует ухода матери.
Все ошибки в программе вовремя просмотрели. Все ошибки вовремя
заметили.
3.Ошибки в использовании заимствованных слов.
Все сильнее
ностальгия по прекрасному. Все сильнее тяга к прекрасному
( Ностальгия – тоска по родине)
4.Ошибки в
употреблении синонимов:
Оборудование в больнице самое прогрессивное. Оборудование самое современное.
Князь Андрей искренне влюбляется в Наташу (искренне можно любить, а
влюбляться – пламенно, страстно)
Быть свидетелем премьеры в спектакле (можно быть свидетелем происшествия)
5.Ошибки в
употреблении антонимов, связанные со стилистически необоснованным
употреблением в речи слов с противоположным значением.
Необходимо военное
умиротворение конфликта.
Широко
раскрыть узкие проблемы.
6. Ошибки в употреблении омонимов, заключающаяся в неудачном
употреблении слов, совпадающих по звучанию или написанию, но различных по
значению:
Освобожден за беспринципность.
Врач решил оставить это лекарство.
7. Ошибки в употреблении паронимов (смешение паронимов).
Одеть пальто, костлявая рыба, сломленная челюсть, болотная местность,
гарантированный талон. Земельный холм рос на глазах. Земляной холм рос на
глазах.
8. Нарушение границ лексической сочетаемости, т.е. способности
слов соединяться друг с другом.
Быть в поле внимания (быть в поле зрения), наращивать
мастерство
( повышать мастерство), бархатный
период (сезон), крепкая вражда (сильная вражда,
крепкая дружба).
Нарушение
границ лексической сочетаемости приводит к контаминации – соединению
двух правильных вариантов в третье неправильное.
Играть значение (играть роль, иметь значение)
Повысить кругозор (расширить кругозор, повысит уровень знаний).
Причинить удовольствие (причинить горе, доставить удовольствие)
Одержать первенство (одержать победу, завоевать первенство)
Предпринимать усилия (прилагать усилия, предпринимать
попытки)
9.
Речевая недостаточность. Пропуск нужного слова.
Мы поделимся опытом в сфере рекламы.
Мы поделимся опытом работы в сфере рекламы.
10 Речевая избыточность. Наличие
лишних слов.
Существует два основных типа речевой избыточности – плеоназм и тавтология.
Плеоназм – это
употребление в речи близких по смыслу, а потому логически лишних слов. Примером
избыточных сочетаний служат такие, в которых имеет место повторение признака,
уже содержащегося в главном слове, в зависимом слове: моя автобиография,
коренной абориген, главная суть, преднамеренная провокация, мемориальный
памятник, маршруты движения, период времени, броский эффект.
Гостям подарили памятные сувениры. Сувенир – подарок на
память. Гостям подарили сувениры.
В отличие от плеоназма, где повторяются смыслы, а не слова, тавтология
представляет собой повтор в пределах предложения однокоренных слов или
одинаковых морфем: охотник охотился, протоколировать протокол, следует
отметить следующие особенности.
Товарные
биржи сформированы в форме акционерных обществ. Товарные биржи сформированы
как акционерные общества.
Тавтология
м.б. скрытой, когда в предложении сочетаются близкие по значению исконное и
заимствованное слова.
Имеется
несколько свободных вакансий. Вакансия – свободное место. Имеется несколько
вакансий.
11.
Неправильное употребление стилистически окрашенных слов. Директор
не должен совать нос в конфликт менеджеров. Директор не
должен вмешиваться в конфликт менеджеров (совать нос – разг.выражение).
12.Ошибки
в использовании фразеологизмов. Наиболее типичными являются следующие:
а) замена
компонента фразеологического сочетания
перебирать из
пустого в порожнее (переливать из пустого в порожнее), львиная
часть ( львиная доля);
б) неоправданное
сокращение или расширение состава фраз оборота
вступили новые
правила
(вступили в действие новые правила)
оставлять желать
много лучшего (оставлять желать лучшего);
в) контаминация,
или смешение, двух оборотов
по гроб доски (
вместо по гроб жизни и до гробовой доски)
припереть к горлу
(вместо припереть к стенке и подступить к горлу)
играть значение
(вместо играть роль или иметь значение);
г) искажение
грамматической формы компонентов фразеологизма
подвернуться под
рукой
(подвернуться под руку)
бабушка на двоих
сказала
(бабушка надвое сказала);
д) нарушение
грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами
никому и никогда
он шапку не ломал (ни перед кем он шапку не ломал)
спикер выразил
сожаление случившимся
(спикер
выразил сожаление в связи со случившимся);
е) употребление фразеологизма,
не соответствующего контексту
Среди
слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски. Среди слушателей
были студенты, которые плохо знали русский язык.
Зрители внушают
мне доверие, что я как актриса еще многое могу сделать. Зрители вселяют в
меня веру, что я как актриса еще многое могу сделать.
Упражнение
120(А.Блинов Классическое пособие для подготовки к ЕГЭ)
ОТРАБОТКА
НАВЫКОВ И УМЕНИЙ.
I.Задание:
определить тип лексической ошибки, исправить, записать правильный вариант.
1.Ионыч
гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах.
2.В
плеяде образов помещиков особенно страшен Плюшкин.
3.Мне
была поручена заглавная роль в новой постановке.
4.Львиная
част наследства досталась старшему сыну.
5.Базаров
впервые познакомился с Одинцовой на балу у губернатора.
6.Перенести
заразительную болезнь.
7.Друзья,
попробуем оглянуться в будущее.
8.Читая
трилогию Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность», мы узнаем, как жили наши
современники в 19 веке.
9.Через
весь роман проходит фабула патриотизма.
10.Обе
линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии Грибоедова
параллельно, взаимно пересекаясь.
11.С
первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.
12.Чтение
классической русской литературы обогащает кругозор людей.
13.В
музее экскурсантам были показаны старинные полотна.
14.Экскурсанты
прослушали объяснения руководителя группы.
15.
В1898 г. появился «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал…
16.
При окончании средней школы у многих возникают разные дилеммы.
17.Он
с грустью констатировал: здоровье сдает.
18.Школьники,
облаченные в маскарадные костюмы, быстро заполнили зал.
19.Госпожа
Простакова плохо обращается со своими придворными.
20
Совершенно отличный результат был получен молодыми специалистами.
Домашнее задание: практическая работа «Лексические ошибки и
их исправление»по вариантам.
Обобщение. Итог урока.
Чему мы сегодня научились на занятии?
Назовите причины лексических ошибок?
Мы работали над типичными лексическими
ошибками. Помните, что речь человека- это его визитная карточка. Я надеюсь, что
вы после сегодняшнего занятия будете более внимательны к слову, к своим высказываниям.
Автор: Абдурагимова Варвара Александровна
Должность: преподаватель русского языка и культуры речи
Учебное заведение: РУТ МИИТ ИПТ Московский колледж железнодорожного транспорта
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Лексико-фразеологические ошибки и их исправление»
Раздел: среднее профессиональное
МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Методическая разработка
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Тема: «Лексико-фразеологические ошибки
и их исправление»
Абдурагимова В.А.
преподаватель русского языка и
культуры речи
2019
Тема: Лексические ошибки и их исправление.
Цели:
1. Повторить и обобщить знания по теме «Лексикология»;
2. Познакомить студентов с причинами нарушения лексической нормы;
3.Познакомить с типичными лексическими ошибками;
4. Вырабатывать умение находить лексические ошибки и исправлять их;
5. Совершенствование навыков использования словарей:
6. Формировать познавательный интерес к культурному наследию языка;
7. Формировать мотивацию к дальнейшему изучению темы;
8. Развивать способности к самостоятельному размышлению над
поставленными вопросами, поиску ответов на них и аргументации своего
мнения;
9 .Воспитывать познавательную активность, культуру, бережное отношение к
русскому слову;
10 .Развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: мультимедиа, толковые и фразеологические словари,
раздаточный материал с тренировочными упражнениями.
Методические приемы: объяснение учителя, опрос, индивидуальные
задания, работа со словарем, дискуссия.
Тип урока: Практическое занятие.
Межпредметные связи:русский язык, литература, история.
План:
1.Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Фронтальный опрос.
3.Типология лексических ошибок.
4. Анализ ошибок
4. Практикум
Ход занятия.
Тема занятия: Лексические ошибки и их исправление.
Обобщая наши знания по теме «Лексикология», мы, сегодня, познакомимся с
понятием «лексические ошибки», попытаемся назвать их основные причины, а
также будем активно работать над культурой нашей речи. Ответим на
следующие вопросы:
-что такое лексикология? ( Раздел лингвистики, изучающий лексику)
-как называется словарный запас одного человека? (лексикон)
-объясните явление полисемии (многозначность)
-какой словарь помогает разобраться в многообразии лексических значений?
(толковый)
-перечислите известных вам авторов толковых словарей?
-перечислите лексические единицы (синонимы, антонимы, паронимы,
омонимы, фразеологизмы)
-в чем разница между явлениями полисемии и омонимии? (значения
многозначных слов связаны между собой)
-в каких тропах и стилистических фигурах основным материалом могут
являться синонимы? (градация), антонимы (антитеза, оксюморон)?
-что определяет лексическая норма? (Употребление слов в соответствии с
их лексическим значением, возможную сочетаемость слов с другими
словами)
Вспомним условия соблюдения лексических норм.
Говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее
владение речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и
является одним из условий профессионального успеха.
Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий.
Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас,читать классическую
литературу, систематически обращаться к словарям и справочникам,
стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного
языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.
При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки.
Речь – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и
мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и
передачи этой информации путём коммуникации.
Ошибки делают как в письменной, так и в устной речи. Более того,
понятие культуры речи, неразрывно связано с понятием речевой ошибки.
Рассмотрим лексические ошибки подробнее.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ
ОШИБОК.
1.Неправильный выбор слова, связанный с незнанием его лексического
значения:
Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5 сентября. Дни
узбекской кухни будут проходить… (Декада — период времени, равный 10
дням)
Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю.
Он упал ничком… (навзничь – вверх лицом)
Здание поражает своими причудливыми габаритами.
(габариты – это размеры, причудливой м.б. только форма)
2. Ошибки в употреблении многозначных слов, заключающаяся в
использовании полисемичных слов в таком контексте, который не допускает
двусмысленности:
Ребенок требует ухода матери.
Все ошибки в программе вовремя просмотрели. Все ошибки вовремя
заметили.
3.Ошибки в использовании заимствованных слов.
Все сильнее ностальгия по прекрасному. Все сильнее тяга к прекрасному
(Ностальгия – тоска по родине)
4.Ошибки в употреблении синонимов:
Оборудование в больнице самое прогрессивное. Оборудование самое
современное.
Князь Андрей искренне влюбляется в Наташу (искренне можно любить, а
влюбляться – пламенно, страстно)
Быть свидетелем премьеры в спектакле (можно быть свидетелем
происшествия)
5.Ошибки в употреблении антонимов, связанные со стилистически
необоснованным употреблением в речи слов с противоположным значением.
Необходимо военное умиротворение конфликта.
Широко раскрыть узкие проблемы.
6. Ошибки в употреблении омонимов, заключающаяся в неудачном
употреблении слов, совпадающих по звучанию или написанию, но различных
по значению:
Освобожден за беспринципность.
Врач решил оставить это лекарство.
7. Ошибки в употреблении паронимов (смешение паронимов).
Одеть пальто, костлявая рыба, сломленная челюсть, болотная местность,
гарантированный талон. Земельный холм рос на глазах. Земляной холм рос
на глазах.
8. Нарушение границ лексической сочетаемости, т.е. способности слов
соединяться друг с другом.
Быть в поле внимания (быть в поле зрения), наращивать мастерство
(повышать мастерство), бархатный период (сезон), крепкая вражда
(сильная вражда, крепкая дружба).
Нарушение границ лексической сочетаемости приводит к контаминации –
соединению двух правильных вариантов в третье неправильное.
Играть значение (играть роль, иметь значение)
Повысить кругозор (расширить кругозор, повысит уровень знаний).
Причинить удовольствие (причинить горе, доставить удовольствие)
Одержать первенство (одержать победу, завоевать первенство)
Предпринимать усилия (прилагать усилия, предпринимать попытки)
9. Речевая недостаточность. Пропуск нужного слова.
Мы поделимся опытом в сфере рекламы.
Мы поделимся опытом работы в сфере рекламы.
10. Речевая избыточность. Наличие лишних слов.
Существует два основных типа речевой избыточности – плеоназм и
тавтология.
Плеоназм – это употребление в речи близких по смыслу, а потому логически
лишних слов. Примером избыточных сочетаний служат такие, в которых
имеет место повторение признака, уже содержащегося в главном слове, в
зависимом слове: моя автобиография, коренной абориген, главная суть,
преднамеренная провокация, мемориальный памятник, маршруты движения,
период времени, броский эффект.
Гостям подарили памятные сувениры. Сувенир – подарок на память.
Гостям подарили сувениры.
В отличие от плеоназма, где повторяются смыслы, а не слова, тавтология
представляет собой повтор в пределах предложения однокоренных слов или
одинаковых морфем: охотник охотился, протоколировать протокол,
следует отметить следующие особенности.
Товарные биржи сформированы в форме акционерных обществ. Товарные
биржи сформированы как акционерные общества.
Тавтология м.б. скрытой, когда в предложении сочетаются близкие по
значению исконное и заимствованное слова.
Имеется несколько свободных вакансий. Вакансия – свободное место.
Имеется несколько вакансий.
11. Неправильное употребление стилистически окрашенных слов.
Директор не должен совать нос в конфликт менеджеров. Директор не
должен вмешиваться в конфликт менеджеров (совать нос –
разг.выражение).
12.Ошибки в использовании фразеологизмов. Наиболее типичными
являются следующие:
а) замена компонента фразеологического сочетания
перебирать из пустого в порожнее (переливать из пустого в порожнее),
львиная часть (львиная доля);
б) неоправданное сокращение или расширение состава фраз оборота
вступили новые правила (вступили в действие новые правила)
оставлять желать много лучшего (оставлять желать лучшего);
в) искажение грамматической формы компонентов фразеологизма
подвернуться под рукой (подвернуться под руку)
бабушка на двоих сказала (бабушка надвое сказала);
г) нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к
нему словами
никому и никогда он шапку не ломал (ни перед кем он шапку не ломал)
спикер выразил сожаление случившимся (спикер выразил сожаление в связи
со случившимся);
д) употребление фразеологизма, не соответствующего контексту
Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски. Среди
слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык.
Зрители внушают мне доверие, что я как актриса еще многое могу сделать.
Зрители вселяют в меня веру, что я как актриса еще многое могу
сделать.
ОТРАБОТКА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ.
I.Задание: определить тип лексической ошибки, исправить, записать
правильный вариант.
1.Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах.
2.В плеяде образов помещиков особенно страшен Плюшкин.
3.Мне была поручена заглавная роль в новой постановке.
4.Львиная част наследства досталась старшему сыну.
5.Базаров впервые познакомился с Одинцовой на балу у губернатора.
6.Перенести заразительную болезнь.
7.Друзья, попробуем оглянуться в будущее.
8.Читая трилогию Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность», мы узнаем,
как жили наши современники в 19 веке.
9.Через весь роман проходит фабула патриотизма.
10.Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии
Грибоедова параллельно, взаимно пересекаясь.
11.С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.
12.Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей.
13.В музее экскурсантам были показаны старинные полотна.
14.Экскурсанты прослушали объяснения руководителя группы.
15. В1898 г. появился «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал…
16. При окончании средней школы у многих возникают разные дилеммы.
17.Он с грустью констатировал: здоровье сдает.
18.Школьники, облаченные в маскарадные костюмы, быстро заполнили зал.
19.Госпожа Простакова плохо обращается со своими придворными.
20 Совершенно отличный результат был получен молодыми специалистами.
Обобщение. Итог урока.
Какой урок вы извлекли из нашего занятия?
Назовите причины лексических ошибок?
Сегодня мы работали над типичными лексическими ошибками. Помните,
что речь человека, это его визитная карточка. По языку, которым мы
выражаемся можно судить об обществе, в котором он вращается. Я
надеюсь,вы будете теперь более внимательны к слову, к своим
высказываниям.