При такой обработке много древесины пропадает зря ошибка плеоназм

Найти в предложениях плеоназм или тавтологию. Самый полный список примеров плеоназмов и тавтологии. Примеры тавтологии и плеоназмов
  • До 7 класса: Алгоритмика, Rebotica, Skysmart.
  • 8-11 класс: Годограф, Сотка, Фоксфорд, Тетрика.
  • Английский: Инглекс, Skyeng, Puzzle, Novakid, Yes.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, SkillFactory, Skypro.

Плеоназм или тавтология

  • автобиография жизни — плеоназм
  • автоматический рефлекс — плеоназм
  • арсенал оружия — плеоназм
  • бездоказательные доказательства — тавтология
  • букинистическая книга — плеоназм
  • в августе месяце мы закончим строительство — плеоназм
  • в заключение рассказчик рассказал — тавтология
  • в конечном итоге — плеоназм
  • в официально деловом стиле — плеоназм
  • в январе месяце у нас сессия — плеоназм
  • взаимно друг к другу — тавтология
  • видимо-невидимо — тавтология
  • внутренний интерьер — плеоназм
  • внутренний интерьер их квартиры вызвал недоумение — плеоназм
  • во время сессии важной оказывается каждая минута времени — плеоназм
  • водные водоросли — тавтология
  • военный госпиталь — плеоназм
  • возвратить обратно — плеоназм
  • возобновить вновь — плеоназм
  • впервые дебютировать — плеоназм
  • впервые познакомился — плеоназм
  • выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень — тавтология
  • главная суть — плеоназм
  • государственный чиновник — плеоназм
  • демобилизоваться из армии — плеоназм
  • другая альтернатива — плеоназм
  • закадычный родитель — плеоназм
  • здание будут украшать витражи из цветного литого стекла — плеоназм
  • изучать знания — плеоназм
  • изысканные и вкусные деликатесы были на столе — плеоназм
  • инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация — плеоназм
  • к концу соревнований в более лучшем положении оказалась — плеоназм
  • каждая минута времени — плеоназм
  • карабкаться вверх — плеоназм
  • кивнуть головой — плеоназм
  • ко мне подошла светлая блондинка — плеоназм
  • коллеги по работе — плеоназм
  • комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно — тавтология
  • криминальное преступление — плеоназм
  • ладонь руки — плеоназм
  • лиственные леса занимают меньшую площадь покрытую лесом — тавтология
  • лично я — плеоназм
  • ложный оговор — плеоназм
  • магазин букинистической книги — плеоназм
  • масло масляное — тавтология
  • мизерные мелочи — плеоназм
  • минута времени — плеоназм
  • можно спросить вопрос — плеоназм
  • молодая девушка — плеоназм
  • монументальный памятник — плеоназм
  • моя автобиография — плеоназм
  • надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с вашей фирмой — плеоназм
  • наиболее оптимальный вариант — плеоназм
  • народная демократия — плеоназм
  • народный фольклор — плеоназм
  • не без труда удалось нам решить эти трудные задачи — плеоназм
  • незащищенные ладони рук — плеоназм
  • необходимо беречь каждую минуту времени — плеоназм
  • необходимо вовремя оплачивать коммунальные платежи — плеоназм
  • необычный феномен — плеоназм
  • неожиданный сюрприз — плеоназм
  • о моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье — плеоназм
  • обмен имеющимся опытом был очень полезен — плеоназм
  • объединить воедино — тавтология
  • огромная махина — плеоназм
  • он быстро заполнил анкету и написал свою автобиографию — плеоназм
  • он всего лишь описал случай, который случился с ним — тавтология
  • он рассказал нам о своих планах на будущее — плеоназм
  • опытный эксперт — плеоназм
  • отступить назад — плеоназм
  • памятный сувенир — плеоназм
  • первая премьера — плеоназм
  • первое боевое крещение — плеоназм
  • первый дебют — плеоназм
  • период времени — плеоназм
  • полное фиаско — плеоназм
  • пологий берег зарос густыми зарослями — тавтология
  • польза от использования — тавтология
  • потом я начинаю изучать знания — плеоназм
  • прейскурант цен — плеоназм
  • при такой обработке много древесины пропадает зря — плеоназм
  • проливной ливень — тавтология
  • промышленная индустрия — плеоназм
  • рабочий был уволен за прогул без уважительной причины — плеоназм
  • сатирическая карикатура — плеоназм
  • свидетель видел, что потерпевшего пинали ногами — плеоназм
  • свободная вакансия — плеоназм
  • своя автобиография — плеоназм
  • сегодня у нас в гостях гость из москвы — тавтология
  • сильнейшие асы — плеоназм
  • совместное сотрудничество — плеоназм
  • совместное сотрудничество помогает в работе — плеоназм
  • соединить воедино — тавтология
  • спросить вопрос — тавтология
  • старый ветеран — плеоназм
  • странный парадокс — плеоназм
  • студенты активно готовятся к зимней сессии и экзаменам — плеоназм
  • темный мрак — плеоназм
  • у него сразу вспотели ладони рук — плеоназм
  • уровень доверия населения к местным банкам всегда был на высоком уровне — плеоназм
  • хронометраж времени — плеоназм
  • целеустремленно стремится — тавтология
  • частная собственность — плеоназм
  • чистая правда — плеоназм

Задание
7.
Найдите
плеоназмы в предложениях, исправьте
ошибки.

1. Он
привык беречь каждую минуту времени.
2. Открылось новое совместное
предприятие, выпускающее 30 тысяч штук
изделий в год. 3. Эти компьютеры
просты по устройству и дешевы по
стоимости. 4. На первый взгляд эта работа
кажется простой и незамысловатой. 5.
Деятельность центра будет способствовать
дальнейшему совместному сотрудничеству
между народами разных
стран. 6. Писателя интересуют взаимоотношения
участников движения друг
с другом. 7. При такой обработке много
древесины пропадает зря.

Задание
8.
Устраните тавтологию.

1. Он
снова почувствовал, что его охватило
болезненное чувство одиночества.
2. В своей работе руководители учреждений
руководствуются новейшей
методической литературой. 3, В прошлом
году выдался неурожайный год. 4.
В пищу животным стали добавлять
минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц
платим абонементную плату за радиоточку.
6. Из лекций по искусству общения
мы узнали много новых и полезных знаний.
7. Они стали заниматься рисованием и
нарисовали много картин.

Задание
9.
Найдите
ошибки в предложениях. Исправьте их.

1. На
территории Казанского собора были
найдены археологические находки. 2. Я
увидел молодого юношу, который с
удовольствием взялся за дело. 3. Иногда
в нашей студии происходят забавные
курьезы. 4. Экологическая ситуация
осложняется антропогенной деятельностью
человека. 5. Если вы любите темный
чай — не кладите лимон: он обесцвечивает
цвет чая. 6. Такой масштаб

памятника
лучше соизмерим в размером площади и
характером архитектуры

этой части
города. 7. Депутату приходится встречаться
со всеми социальными

слоями
общества. 8. Чувства эмоций не возобладали
над разумом.

5. Сочетаемость слов

Задание
10.
Устраните
ошибки, связанные с нарушением логической
со
четаемости
слов.

1.
Говорите ваш вопрос: я жду. 2. Среди
представителей
передовой общественной мысли возникли
пути преобразований,
которые могли спасти Россию от неминуемой
катастрофы. 3. В последние годы
в нашем обществе отмечается упадок
речи. 4. Почти каждая глава занимает
какое-то событие от начала до конца. 5.
Продукт пользуется авторитетом у
покупателей. 7.
Женщины и пенсионеры говорили о
Старовойтовой только хорошие
слова. 8. У нас установились человеческие
и деловые отношения. 9 Наблюдается
чудовщное улучшение условий жизни
москвичей. 10.Врачи и педиатры Америки
считают лучшим средством панадол.

Задание 11. Укажите, в каких
случаях лексическая сочетаемость
нарушена намеренно.

Упал вниз, букинистическая книга,
странный парадокс, будущая перспектива,
преобладающее большинство,
очевидное-невероятное, ночная серенада,
первая премьера, временный цейтнот,
демобилизация из армии, мизерные мелочи,
частная собственность, ведущий лидер,
прогрессировать вперёд, три единственные
дочери, пернатые птицы, обыкновенное
чудо, большая или меньшая половина,
страшная красавица

6. Употребление заимствованных слов

Задание
12.
Определите, правильно ли употреблены
в предложениях
иностранные
слова. При выполнении задания обратитесь
к словарю инос
транных
слов.

1. В
вузах города постоянно совершенствуется
учебный процесс, растет

контингент
студентов. 2. Двадцать пять лет своей
биографии
она посвятила

науке.
3. Нарушители порядка, как правило,
подвергаются штрафам и другим

санкциям
воздействия. 4. Древние города явились
цитаделью
русского национального зодчества. 5.
Как показал отборочный турнир, финские
спортсменки

остаются
самыми серьезными оппонентами
нашим лыжницам. 6. Растрелли аккумулировал
в себе русскую культуру. 7. Основное
внимание в этой книге уделено
ранним проявлениям, дебюту
астмы. 8. Для нашего города характерна
выставочная экспансия.
9. Современные условия способствуют
появлению когорты мелкоплавающих
музыкантов.

Задание
13.

Подберите русские синонимы к иностранным
словам.

Амбиция, вердикт, вестибюль, вокальный,
лексикон, мемуары, пунктуальный,
реставрация, фауна, флора, экспорт.

Задание
14.

Объясните (письменно) разницу между
близкими по значению иноязычны-

ми
и русскими словами.

.Антракт
— перерыв, апатия — безразличие, дискуссия
— спор, водоем — бассейн,
инцидент — случай, оппонировать —
возражать,
миниатюрный — маленький, диплом —
свидетельство, митинг — собрание, афиша
— объявление,
оранжерея — теплица.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.
1. При такой обработке много древесины пропадает зря.
2. Я снова почувствовал, как меня охватило болезненное чувство одиночества.
3. Зимой посевная техника простаивает без работы.
4. Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов.
5. Первая премьера спектакля прошла при полном аншлаге.
6. В этом сумбурном выступлении трудно было уловить главную суть.
7. Нам предстоит острая борьба на предстоящих выборах.
8. Нужно внимательно изучить прейскурант цен.
9. Учительница принимала поздравления от коллег по работе.
10. К сентябрю месяцу строительство объекта должно быть закончено.​

при такой обработке много древесины пропадает зря ошибка

1. При такой обработке много древесины пропадает. (пропадает и зря дублируют друг друга)

2. Я снова почувствовал, как меня охватило болезненное одиночество. (почувствовал и чувство дублируют друг друга)

3. Зимой посевная техника простаивает. (простаивает и без работы дублируют друг друга)

4. Мы спрашивали дорогу у аборигенов. (местные и аборигены дублируют друг друга)

5. Первая премьера спектакля прошла при аншлаге. (полный и аншлаг дублируют друг друга)

6. В этом сумбурном выступлении трудно было уловить суть. (главное и суть дублируют друг друга)

7. Нам предстоит острая борьба на выборах. (предстоит и на предстоящих дублируют друг друга)

8. Нужно внимательно изучить прейскурант. (прейскурант и цены дублируют друг друга)

9. Учительница принимала поздравления от коллег. (коллеги и по работе дублируют друг друга)

10. К сентябрю строительство объекта должно быть закончено.​ (сентябрь и месяц дублируют друг друга)

Источник

Отредактируйте предложения, устранив речевую избыточность.

Отредактируйте предложения, устранив речевую избыточность.

1. Лиственные леса занимают меньшую площадь, покрытую лесом.
2. Труженики республики хорошо потрудились на уборке зерновых.
3. В августе месяце в районе Минска был найден клад, представляющий большой интерес для науки. Этой интересной находкой заинтересовались ученые.
4. При такой обработке много древесины пропадает зря.
5. Туристы накупили целую кучу памятных сувениров.
6. Как можно не любить море, то тихое, то суровое и даже порой жестокое, но всегда таящее какую-то тайну.
7. В спектакле впервые дебютировала юная балерина.
8. РАО ЕЭС – единственный монополист на электроэнергетическом рынке страны.
9. Бывший экс-премьер правительства собирается участвовать в президентских выборах.

1. Площадь лиственные лесов составляет меньшую часть площади всех лесом.

2. Жители республики хорошо потрудились на уборке зерновых.

3. В августе недалеко от Минска был обнаружен клад. Эта находка заинтересовала ученых.

4. При такой обработке много древесины пропадает.

5. Туристы накупили кучу сувениров.

6. Как можно не любить море, то тихое, то суровое и даже порой жестокое, но всегда хранящее какую-то тайну.

8. РАО ЕЭС – монополист на электроэнергетическом рынке страны.

9. Бывший премьер-министр собирается участвовать в президентских выборах.

Источник

Родной (русский) язык. План урока для 9Б. Тема «Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость». (05.12.20)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Родной (русский) язык, 9Б класс

Тема: Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.

Добрый день, учащиеся 9Б!

Задание 1. Орфографический и пунктуационный практикум.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Как художник б..рёт не просто семь цветов радуги но и бе(з/с)числе(н/нн)ые их оттенки как музыкант пользует(?)ся не только основными звуками га(м/мм)ы но и их тонкими переливами (полу)тонами так и писатель «играет» на оттенках и н(?)юансах синонимов. При(чём) синонимические богатства русского языка не обл..гчают а усл..жняют в этом случае писательский труд потому что чем больше близких по значению слов тем труднее в каждом конкретном случае выб..рать то единстве(н/нн)ое самое точное которое в контексте будет наилучшим. Целенаправле(н/нн)ый вн..мательный отбор синонимов делает речь яркой художестве(н/нн)ой. (Д. Розенталь, И. Голуб).

Задание 2. Вспомним! (Устно)

Проверь себя: словарный состав языка.

— Как называется наука, которая изучает словарный состав языка? Проверь себя: лексикология.

— Что такое лексические нормы?

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным.

Задание 3. Теоретический материал.

Прочитайте статью в электронной версии учебника (с. 66-72) « Лексические нормы современного русского литературного языка ».

Задание 4. Закрепление. Спишите предложения, исправляя ошибки, связанные с нарушением сочетаемости.

1. В классе стояла тишина: все пристально слушали рассказ учителя. 2. Чтение откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор. 3. Школьникам была прочитана беседа о правилах дорожного движения. 4. Литература играет очень большую эстетическую функцию. 5. Он заслужил известность своими жестокими методами 70 борьбы с преступностью. 6. В голове у него метнулась мысль о побеге. 7. В стихах Есенина особую роль имеют сравнения. 8. Необходимо улучшить уровень знаний учащихся. 9. Не забывайте оказывать заботу к младшим. 10. Желание сделать рекорд заставило его усиленно тренироваться.

Задание 5. Прочитайте предложения, исправляя ошибки, связанные с речевой избыточностью (тавтология и плеоназм).

1. При такой обработке много древесины пропадает зря. 2. Я снова почувствовал, как меня охватило болезненное чувство одиночества. 3. Зимой посевная техника простаивает без работы. 4. Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 5. Первая премьера спектакля прошла при полном аншлаге. 6. В этом сумбурном выступлении трудно было уловить главную суть. 7. Нам предстоит острая борьба на предстоящих выборах. 8. Нужно внимательно изучить прейскурант цен. 9. Учительница принимала поздравления от коллег по работе. 10. К сентябрю месяцу строительство объекта должно быть закончено.

— Что Вы узнали на сегодняшнем уроке?

— С какими понятиями познакомились?

Выполните задание 1, 2 на Учи.ру.

Домашнее задание будет продублировано в ГИС «ЭО».

Источник

Методическая разработка занятия по теме «Фразеологические средства русского языка и их использвание в речи»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методическая разработка занятия по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

для студентов II курса специальности

030912.52 Право и организация социального обеспечения

«Фразеологические средства русского языка и их использование в речи»

Данная тема входит в раздел «Лексика и фразеология» рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов II курса специальности 030912.52 Право и организация социального обеспечения, разработанной на основе Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (по рекомендации ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008 г.) и утверждённой Научно-методическим Советом ГБОУ СПО Тольяттинский социально-экономический колледж.

Афанасьева Елена Григорьевна,

преподаватель ГБОУ СПО

Тольяттинский социально-экономический колледж

ТЕМА : Фразеологические средства русского языка и использование их в речи.

Тип занятия: комбинированный.

Продолжительность занятия: два академических часа (по 45 минут).

· обобщить полученные ранее знания по теме «Фразеология»;

· повторить признаки фразеологизмов, их отличие от слов и свободных сочетаний слов;

· повторить особенности образования фразеологизмов;

· установить источники фразеологизмов;

· отработать умения и навыки правильного употребления фразеологизмов в речи;

· отработать умения находить и исправлять в тексте речевые ошибки в употреблении фразеологизмов и устойчивых словосочетаний;

· совершенствовать навыки написания орфограммы «Правописание и употребление частиц НЕ и НИ».

· развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное;

· развивать умение формулировать выводы из прочитанного текста;

· развивать умение выражать своё мнение и аргументировать его;

· работать над развитием речи студентов;

· развивать и совершенствовать навыки публичного выступления.

· воспитывать поддержание интереса к русскому языку;

· помочь лучше, правильнее, выразительнее почувствовать гармонию, красоту слова;

· воспитывать культуру общения, уважительное отношение к своему собеседнику.

Методы работы: словесные, наглядные, поисковые, объяснительно-иллюстративные, практические, самостоятельная работа, устная проверка результативности овладения знаниями, умениями и навыками.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Оборудование, техническое оснащение :

1. Организационный момент.

2. Объявление целей и задач занятия.

3. Проверка домашнего задания.

4. Повторения изученного ранее материала: фонетика и лексика.

5. Акцентологическая разминка.

6. Изучение нового материала: работа по теме занятия «Фразеологические средства русского языка и использование их в речи».

7. Закрепление изученного материала: выполнение упражнений.

8. Подведение итогов занятия. Выставление оценок за работу на занятии.

9. Заключительное слово педагога.

10. Домашнее задание по вариантам.

Работа по развитию речи:

· определение основной мысли высказывания;

· комплексная работа с текстом.

· лексическая система русского языка: фразеология;

· художественно-выразительные средства русского языка;

· сферы употребления фразеологических средств русского языка;

· свободные и несвободные словосочетания.

1. подготовка теоретического материала;

2. подготовка практического материала (карточки с заданиями, тексты);

3. индивидуальные задания студентам: подготовить сообщения по темам «Фразеологизм и его признаки», «Происхождение фразеологизмов», «Употребление фразеологизмов в речи».

III. Проверка домашнего задания :

1. Фронтальный опрос: а) дать определение синонимов, антонимов, омонимов,

б) рассказать о видах омонимов, привести примеры;

в) объяснить значение паронимов:

— познакомиться с кем-либо: представить коллегам нового сотрудника;

ходатайствовать: представить к награде;

составить, обнаружить: представить собой ценность;

— мысленно вообразить: представить сцену встречи;

— изобразить, показать: представить в смешном виде;)

— дать возможность сделать что-то: предоставить отпуск, предоставить слово;

— разрешить действовать самостоятельно: предоставить самому себе)

— промышленное или торговое товарищество, объединяющее предпринимателей: нефтяная компания)

г) найти ошибки в предложениях, где используются паронимы:

1. Учитель принужден был ещё раз объяснить новый материал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Меня привлекли ранние романические произведения А.С.Пушкина. 4. Артист завоевал признательность зрителей. 5. Главное для писателя – душевный мир человека. 6. Он давно мечтал о заглавной роли в спектакле. 7. Она пришла в цветистом платье. 8. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.

д) дать определение плеоназма и тавтологии, найти ошибки в предложениях:

1. Он привык беречь каждую минуту времени. 2. Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран. 3. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом. 4. При такой обработке много древесины пропадает зря. 5. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 6. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 7. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. 8. Мы каждый месяц платим абонентскую плату за радиоточку.

(Ответы: 1 – 4 плеоназм, 5 – 8 тавтология)

IV. Во время проверки домашнего задания 3 – 4 студентов выполняют индивидуальные задания по карточкам :

1. Задание : расставить ударения в словах

Безнадежный, блокировать, гербовый, гражданство, диалог,

2. Задание : составьте словосочетания прилагательных и глаголов с заключенными в скобки существительными

а) единый, один (момент, миг);

б) исправить, устранить (недостатки, ошибки);

в) обнаружить, открыть (закономерность, закон);

г) осуществить, выполнить (программу, работу);

д) повысить, усилить (внимание, интерес);

е) обосновать, доказать (теорему, теорию).

(Ответ: а) единый миг, один момент;

б) исправить ошибки, устранить недостатки;

в) обнаружить закономерность, открыть закон;

г) осуществить программу, выполнить работу;

д) повысить интерес, усилить внимание;

е) обосновать теорию, доказать теорему).

3. Задание : выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним

а) Это наказание носит чисто (воспитательный, воспитательский) характер.

б) Работая в профсоюзе, он занимал (выборочную, выборную) должность.

в) Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении).

г) Прошу (представить, предоставить) мне отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца.

д) Надо (тактически, тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактические, тактичные) решения.

(Ответ: а) Это наказание носит чисто (воспитательный, воспитательский) характер.

б) Работая в профсоюзе, он занимал (выборочную, выборную) должность.

в) Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении.

г) Прошу (представить, предоставить) мне отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца.

д) Надо (тактически, тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактические, тактичные) решения.)

V. Акцентологическая разминка: расставить ударения в словах.

(работает у доски один студент)

Феномен, ходатайство, обеспечение, бюрократия, озвучение, сосредоточение, аф(е,ё)ра, звонит, новорожденный, эксперт, мышление, осужденный, оптовый, арест, договор, документ, квартал, намерение, облегчить, осведомиться, отчасти, принудить, усугубить, ходатайствовать, приговор, принято, уведомить, узаконенный.

VI. Работа по теме занятия «Фразеологические средства русского языка и использование их в речи».

1. Объяснительный диктант: на доске написаны словосочетания, необходимо правильно расставить буквы, объяснить написание частиц НЕ и НИ.

— Какая особенность у этих словосочетаний? В какую лексическую группу можно объединить записанные вами словосочетания? (Фразеологизмы)

Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

— Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

— Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё не нету…

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К.Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть ещё и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет всё выражение в целом.

Изучением их занимается фразеология. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.

Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с лексикой, их изучение помогает лучше познать их строение, образование и употребление в речи.

Фразеологизмы состоят из слов и одновременно могут соотноситься по значению со словами, например: одержать победу – победить. По грамматической структуре фразеологизмы являются либо словосочетаниями, либо предложениями, например: тянуть волынку; бабушка надвое сказала.

Знакомство с фразеологией помогает нам глубже понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах русского народа отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам: мастер на все руки – одобрение трудолюбивого и умелого человека; бить баклуши – осуждение безделья.

Таким образом, изучение фразеологии вводит нас в лабораторию народа-языкотворца, и не случайно с таким вниманием изучают её писатели, которые видят во фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности.

— Вспомним, какими признаками обладают фразеологизмы?

3. Устное сообщение студента: «Фразеологизм и его признаки» (см.ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

(студенты слушают сообщение, по ходу его заполняют таблицу «Признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний»)

Признаки свободных словосочетаний

1. Любое из слов можно заменить другими словами.

1. В их составе нельзя заменить слова по своему желанию.

2. Слова сохраняют сою смысловую самостоятельность.

2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность.

3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания.

3. Не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания.

4. Задание : продолжить таблицу, заполнить её примерами из списка словосочетаний.

Кукольный театр, театр военных действий, белое полотно, белые стихи, бабье лето, знойное лето, красная рыба, красный зверь, красный сарафан, на рыбьем меху, рыбьи глаза, волчьи повадки, волчьи ягоды, глубокий колодец, глубокая старость, бархатная юбка, бархатный сезон.

(Ответ: а) Кукольный театр, белое полотно, знойное лето, красный сарафан, рыбьи глаза, волчьи повадки, глубокий колодец, бархатная юбка.

б) Театр военных действий, белые стихи, бабье лето, красная рыба, красный зверь, на рыбьем меху, волчьи ягоды, глубокая старость, бархатный сезон.)

5. Задание : придумайте фразы, в которых предложенные сочетания употреблялись бы: а) как свободные; б) как фразеологические

Открыть рот, вариться в собственном соку, засучить рукава, выносить сор из избы, протягивать руку.

— Давайте вспомним, каково происхождение фразеологизмов и что является источниками фразеологизмов?

6. Устные сообщения студентов: «Происхождение фразеологизмов русского языка» и «Источники фразеологизмов» (ПРИЛОЖЕНИЯ № 2 и № 3).

(студенты слушают сообщения, делают краткие записи в тетрадях)

7. Задание : Определить происхождение фразеологизма и объяснить его значение.

перестать контролировать себя

профессиональная сфера (ж / д)

находиться в безвыходном положении

профессиональная сфера (речь столяров)

сделать работу очень хорошо

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

думай, когда что-то говоришь

Что на уме, то и на языке

говорит, не думая о смысле сказанного

Человек с большой буквы

хороший, уважаемый человек

Счастливые часов не наблюдают

Время летит быстро

полная неразбериха, крайний беспорядок; шум, гам, суматоха

Глас вопиющего в пустыне

напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа

человек беспутный, нравственно нестойкий; чаще всего в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях

помеха, затруднение, на которое наталкивается кто-либо в каком-либо деле

Не сотвори себе кумира

Не поклоняйся слепо кому, чему-либо как идолу

De fakto [ дэ фАкто ]

фактически, на деле

по праву, юридически

[дУра лекс, сэд лекс]

закон суров, но это закон

я мыслю, следовательно, я существую

Alma mater [ Альма мАтер ]

мать – кормилица (название высшей школы)

8. Слово педагога об устойчивых глагольно-именных словосочетаниях.

К явлениям фразеологического характера относят и широко употребляющиеся во всех стилях речи СЛЯ устойчивые глагольно-именные словосочетания (или описательные обороты, привычные сочетания, клише) типа: вступить в борьбу, встать на защиту, пользоваться доверием, отдать приказ, принимать участие и т.д.).

Устойчивое сочетание и одиночный глагол чаще имеют одинаковое управление: вести борьбу (с кем) – бороться (с кем); иногда – разное: проявлять интерес (к чему) – интересоваться (чем).

Устойчивые словосочетания выступают как готовые формулы для выражения мысли. Их стандартизированный характер позволяет экономить усилия пишущих и говорящих, упрощает процесс восприятия информации. Они уместны и органичны в определенных материалах прессы, радио, телевидения, в официально-деловой документации, в научном изложении.

Однако их скопление может придавать излишнюю «сухость», официальность художественным текстам.

Как в устной, так и в письменной речи наблюдается значительное количество ошибок при употреблении фразеологизмов. Обратим внимание на наиболее типичные ошибки:

Замена компонента фразеологического сочетания

1. Перебирать из пустого в порожнее

(прав.: переливать из пустого в порожнее)

2. Львиная часть (прав.: львиная доля)

Неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота

1. Вступили новые правила

Использование неудачного определения в составе фразеологического сочетания

К сожалению, на вечере, посвящённом А.С.Пушкину, задавали кляузные вопросы о Наталье Николаевне.

Контаминация, или смешение, двух оборотов

(прав.: по гроб жизни или до гробовой доски)

(прав.: Играть роль или иметь значение)

3. Припереть к горлу

(прав.: Припереть к стенке или подступить к горлу)

Искажение грамматической формы компонентов фразеологизма

1. Подвернуться под рукой

(прав.: Подвернуться под руку)

2. Бабушка на двоих сказала

(прав.: Бабушка надвое сказала)

Нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами

1. Спикер выразил сожаление случившимся

(прав.: Спикер выразил сожаление в связи со случившимся)

2. Никому и никогда он шапку не ломал

(прав.: Ни перед кем и никогда он шапку не ломал)

Употребление фразеологизма, не соответствующего контексту

1. На суде среди слушателей дела были свидетели, которые лыка не вязали по-русски

(прав.: На суде среди слушателей дела были свидетели, которые плохо знали русский язык)

2. Зрители внушают мне доверие, что я как актриса ещё многое могу сделать

(прав.: Зрители вселяют в меня веру, что я как актриса ещё многое могу сделать)

Стилистическая неуместность использования фразеологического оборота

1. Командир приказал сматывать удочки

(прав.: Командир приказал уходить)

9. Ознакомление с устойчивыми глагольно-именными словосочетаниями.

10. Отработка умений и навыков нахождения и исправления ошибок в употреблении фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний. Выполнение упражнений.

Задание № 1 : Исправьте данные предложения, обратив внимание на типичные ошибки при употреблении фразеологических оборотов. Назовите тип ошибки (см. таблицу).

1. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым. 2. Кое-кто пытается вбить клины под отношения Таджикистана и Афганистана. 3. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. 4. Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу. 5. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 6. Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок. 7. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 8. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 9. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 10.Отвечая на вопросы о причинах ухода со своего поста, министр сказал: «Я хотел чувствовать, что то, что я делаю, не мартышкин труд». 11. Сейчас в парламенте всё более и более сторонников выпускать пар в стране. 12. После неудачного окончания торжеств художественный директор программы объяснял, что праздник это был спущен сверху.

(Ответ: 1. всем сестрам по серьгам (искажение грамм. формы компонентов фр. обор.) 2. вбить клин между Таджикистаном и Афганистаном (искажение грамм. формы компонентов фр. обор.) 3. получив от ворот поворот (искажение грамм. формы компонентов фр. обор.) 4. сводит в могилу (замена компонентов фразеологизма) 5. что греха таить (замена компонентов фразеологизма) 6. глаза полезли на лоб (замена компонентов фразеологизма) 7. Отъявленный негодяй – заклятый враг (контаминация фразеологических оборотов) 8. приложить руку – наложить лапу (контаминация фразеологических оборотов) 9. тянуть лямку – влачить жалкое существование (контаминация фразеологических оборотов) 10. не напрасный труд (стилистическая неуместность использования фразеологического оборота) 11. ослабления напряженности в стране (стилистическая неуместность использования фразеологического оборота) 12. указание о проведении праздника было дано руководством (стилистическая неуместность использования фразеологического оборота)

Задание № 2 : Сравните два варианта предложений. Скажите, какой из вариантов наиболее уместен в данной речевой ситуации.

1. Как представитель ГАИ могу сказать, что водители очень часто подвергают себя опасности, не думая о последствиях.

2. Если такие задачки попадутся на экзамене, это нестрашно. В классе все вы решали их легко, быстро.

3. Рабочий обратился в профсоюзный комитет с просьбой предоставить ему участок земли, поскольку он всю жизнь работал на заводе, а в результате в конце жизни остался ни с чем.

4. Мы работаем, а ты надоедаешь нам своими вопросами.

5. Поздравляя милых женщин с праздником, мы пожелали им успехов в труде и личной жизни.

6. Если вы согласитесь выйти за меня замуж, я буду самым счастливым человеком на свете.

7. Мне уже смертельно надоели её бредовые идеи, её стремление обмануть любого клиента и при этом остаться невиновной.

1. Как представитель ГАИ могу сказать, что водители очень часто лезут на рожон, не думая о последствиях.

2. Если такие задачки попадутся на экзамене, это нестрашно. В классе все вы их щёлкали, как орехи.

3. Рабочий обратился в профсоюзный комитет с просьбой предоставить ему участок земли, поскольку он всю жизнь тянул лямку на заводе, а в результате на склоне лет остался на бобах.

4. Мы работаем, а ты пристал к нам как банный лист со своими вопросами.

5. Поздравляя милых представительниц прекрасного пола с праздником, мы пожелали им успехов на трудовом фронте и в бурном житейском море

6. Если вы согласитесь отдать мне вашу руку и сердце, я буду самым счастливым человеком на свете.

Задание № 3 : Исправьте ошибки в данных предложениях.

1. Медики города оказывают медицинское обслуживание морякам. 2. Американские специалисты оказывали экономические консультации правительству страны. 3. До последнего времени ученые не касались того значения, которое оказала блокада Ленинграда на ход войны. 4. Герань, алоэ и некоторые другие растения оказывают неплохой терапевтический эффект на больных. 5. В заявлении содержится просьба оказать общественные меры воздействия на гражданина Николаева. 6. Правительство могло бы оказывать большую защиту населения Севера.

(Ответ: 1. оказывают медицинскую помощь 2. давали консультации 3. оказала влияние 4. оказывают воздействие 5. оказать воздействие 6. оказывать поддержку населению

Задание № 4 : Найдите искажения, вызванные неудачным употреблением глагола в составе устойчивых словосочетаний, при необходимости отметьте и другие недочеты; исправьте их

1. Не нужно из этого факта строить проблему. 2. Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний. 3. Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами. 4. По вечерам профессор дает лекции студентам заочного отделения. 5. Русский вложили значительные вклады в освоение Аляски. 6. Нам необходимо поставить широкомасштабные исследования. 7. Эти слова окончательно подорвали терпение депутата. 8. Нужно сказать должное идее президента. 9. Процесс приватизации государственных предприятий достаточно сложен. Однако в мире принята специальная техника, позволяющая выполнять это мероприятие. 10. Нужно держать своё обещание. 11. Россия, как нам кажется, ставит чрезвычайные требования перед своими союзниками. 12. Когда радист «Челюскина» сообщил, что к нам на помощь летят самолеты, у всех сразу облегчилось настроение. 13. Женщина в космосе только причиняет трудности.

(Ответ: 1. создавать проблему 2. не давать обещаний 3. принял решение 4. читает лекции 5. внести вклад 6. провести исследования 7. вывели из терпения 8. отдать должное 9. проводить мероприятие 10. выполнять обещание 11. предъявлять чрезмерные требования (к своим союзникам) 12. поднялось у нас настроение. 13. создает трудности

Задание № 5 Самостоятельная работа : Из данного списка существительных выберите те, которые сочетаются: а) с глаголом нести (понести); б) с глаголом носить

Жертвы, звание, нагрузка, имя, наказание, обязанности, название, отпечаток, ответ, ответственность, печать, следы, поражение, потери, расходы, убыток, угроза, характер, урон, утрата, ущерб.

(Ответ : а) нести (понести) – жертвы, нагрузку, наказание, обязанности, ответ, ответственность, поражение, потери, расходы, убыток, угрозу, урон, утрату, ущерб;

б) носить – звание, имя, название, отпечаток, печать, следы, характер.

11. Домашнее задание:

I. Определить происхождение фразеологизма и объяснить его значение (см. таблицу)

II. Ознакомиться с устойчивыми глагольно-именными словосочетаниями (см. копию)

III. Знать признаки фразеологизмов, их происхождение и источники

IV. Выполнить задания (по группам)

Задание № 1 : Исправьте данные предложения, обратив внимание на типичные ошибки при употреблении фразеологических оборотов. Назовите тип ошибки (см. таблицу).

1. Первые же бомбардировщики заставили нас задуматься. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 2. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион. 3. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 4. Работница паспортного стола оказалась женщиной невоспитанной и довольно грубой. Нервы она нам потратила.

(Ответ: (замена компонентов фразеологизма) 1. скрепя сердце 2. сыр-бор разгорелся 3. застала врасплох 4. нервы (она нам) потрепала

Задание № 2 : Исправьте данные предложения, обратив внимание на типичные ошибки при употреблении фразеологических оборотов. Назовите тип ошибки (см. таблицу).

1. На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полках журналистов прибыло. 2. В политике нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 3. Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать. 4. Во главе угла партия поставила два вопроса. 5. Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши. 6. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди. 7. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла.

(Ответ: (искажение грамм. формы компонентов фр. обор.) 1. в полку журналистов прибыло

2. наломать дров 3. волей-неволей 4. во главу угла 5. несолоно хлебавши 6. пруд пруди 7. на душе отлегло

Задание № 3 : Исправьте данные предложения, обратив внимание на типичные ошибки при употреблении фразеологических оборотов. Назовите тип ошибки (см. таблицу).

1. Если на нашем предприятии начнётся ревизия, мы можем влипнуть в переплёт. 2. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 3. Концерт цыганского ансамбля шёл два часа. Прошёл он с большим успехом и на одном духе. 4. Когда я вижу, что делают с плодородными землями у нас в районе, кошки рвут мне сердце на части.. 5. От волнения у маленького певца язык ушёл в пятки. 6. Мы за нашим директором как за каменной спиной.

(Ответ: (контаминация фразеологических оборотов) 1. влипнуть в историю – попасть в переплёт 2. сослужить плохую службу – оказать медвежью услугу 3. на одном дыхании – одним духом 4. сердце рвется на части – кошки скребут на сердце 5. душа ушла в пятки – язык прилип к гортани 6. как за каменной стеной – (быть) за стеной

Задание № 4 : Исправьте данные предложения, обратив внимание на типичные ошибки при употреблении фразеологических оборотов. Назовите тип ошибки (см. таблицу).

1. Во исполнение распоряжения командира роты личный состав был отведён в столовую на обед. 2. Результаты уборочной кампании позволяют нам утверждать: реформы на селе пущены на самотёк. 3. Выезды журналистов на передовую линию фронта осуществлялись регулярно. 4. Какую цель лелеяли депутаты, принимая решение о бюджете на следующий год? 5. Иногда на приём к директору приходят рабочие и начинают качать права.

(Ответ: (стилистическая неуместность использования фразеологического оборота)

1. по распоряжению 2. проводятся без контроля 3. журналисты выезжали 4. цель преследовали 5. предъявлять свои права

Источник

речевая ошибка или средство выразительности?».

Речевая избыточность, или многословие, — это лексическая ошибка, нарушающая точность выражения мысли:

тавтология — сочетание однокоренных слов, повторение уже

выраженного смысла: спроектировать проект, проливной ливень

плеоназм — сочетание слов, одно из которых уже содержит значение другого: первая премьера, тёмный мрак и т. д.

Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (тавтология и плеоназм).

1. При такой обработке много древесины пропадает зря.

2. Я снова почувствовал, как меня охватило болезненное чувство одиночества. 3. Зимой посевная техника простаивает без работы.

4. Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 5. Первая премьера спектакля прошла при полном аншлаге. 6. В этом сумбурном выступлении трудно было уловить главную суть. 7. Нам предстоит острая борьба на предстоящих выборах. 8. Нужно внимательно изучить прейскурант цен. 9. Учительница принимала поздравления от коллег по работе. 10. К сентябрю месяцу строительство объекта должно быть закончено.

Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении

Фразеологизмов.

1. Сейчас хорошего специалиста днём с фонарём не сыщешь.

2. На всякий экстренный случай мы взяли с собой зонтик. 3. Этого афериста нужно вывести на свежую воду. 4. На глазах у него стояли слёзы. 5. Скрипя сердцем мы согласились с навязанным нам решением. 6. Давайте говорить правде в глаза. 7. Сейчас эта история уже давно канула в лепту. 8. Львиная часть доходов оседает в столице.9. Все хвалили Игоря и пели ему фимиамы. 10. Нам нужно сейчас трудиться не покладая сил.

Источник

. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.
1. При такой обработке много древесины пропадает зря.
2. Я снова почувствовал, как меня охватило болезненное чувство одиночества.
3. Зимой посевная техника простаивает без работы.
4. Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов.
5. Первая премьера спектакля прошла при полном аншлаге.
6. В этом сумбурном выступлении трудно было уловить главную суть.
7. Нам предстоит острая борьба на предстоящих выборах.
8. Нужно внимательно изучить прейскурант цен.
9. Учительница принимала поздравления от коллег по работе.
10. К сентябрю месяцу строительство объекта должно быть закончено.​

Речевая избыточность — плеоназм.

1. При такой обработке много древесины пропадает. (пропадает и зря дублируют друг друга)

2. Я снова почувствовал, как меня охватило болезненное одиночество. (почувствовал и чувство дублируют друг друга)

3. Зимой посевная техника простаивает. (простаивает и без работы дублируют друг друга)

4. Мы спрашивали дорогу у аборигенов. (местные и аборигены дублируют друг друга)

5. Первая премьера спектакля прошла при аншлаге. (полный и аншлаг дублируют друг друга)

6. В этом сумбурном выступлении трудно было уловить суть. (главное и суть дублируют друг друга)

7. Нам предстоит острая борьба на выборах. (предстоит и на предстоящих дублируют друг друга)

8. Нужно внимательно изучить прейскурант. (прейскурант и цены дублируют друг друга)

9. Учительница принимала поздравления от коллег. (коллеги и по работе дублируют друг друга)

10. К сентябрю строительство объекта должно быть закончено.​ (сентябрь и месяц дублируют друг друга)

Первая и премьера дублируют друг друга. Премьера же как раз первый показ чего-то.

Если ночью в лесу приходилось бывать не всем, то днем, наверняка, этим может похвастаться каждый. У кого-то лес ассоциируется с летом, шашлыками, пикником, грибами и ягодами. Кто-то любит гулять по нему осенью, любуясь красотой пестрых красок и вдыхая запах опавшей листвы; а кому-то нравится зимой наслаждаться ярко белым нетронутым снежным покровом.

Но мы сейчас пишем про летний лес. Как приятно окунуться в эту бесконечную зелень после нагромождения бетона и стекла современного города, вдохнуть чистый свежий воздух и ароматы лесных цветов, прогуляться по лесным тропинкам, послушать пение птиц и журчание ручья.

Далеко не у всех есть возможность проводить время в лесу; все мы куда-то спешим, бежим, не оставляя себе времени расслабиться и насладиться красотой этого, поистине сказочного, природного образования.

Поэтому предлагаю восполнить недостаток в пении птиц, жужжании насекомых, журчании ручья и других звуках природы и леса, на несколько минуток перенестись в лесную чащу, закрыть глаза и расслабиться.

Атмосфера, которую мы собрали, включает в себя журчание ручья, пение разного вида лесных птиц (особо выделяются тетерев, перепелица, горихвостка, коростель, каменка, дятел, ну и конечно — кукушка), находящихся как вблизи, так и в отдалении.

Звуки живые, они были записаны в настоящем лесу. Слушать такую атмосферу в наушниках — непередаваемое ощущение. Если еще и запустить видеодорожку, погружение будет полным. Лесная атмосфера благотворно влияет на эмоциональное состояние, успокаивая и расслабляя, а также на сон. Научно доказано, что даже незначительное пребывание человека в лесу улучшает функции высшей нервной деятельности, повышает тонус и поднимает настроение.

Источник

Прочитайте предложения. исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.
1. при такой обработке много древесины пропадает зря.
2. я снова почувствовал, как меня охватило болезненное чувство одиночества.
3. зимой посевная техника простаивает без работы.
4. мы спрашивали дорогу у местных аборигенов.
5. первая премьера спектакля при полном аншлаге.
6. в этом сумбурном выступлении трудно было уловить главную суть.
7. нам предстоит острая борьба на предстоящих выборах.
8. нужно внимательно изучить прейскурант цен.
9. учительница принимала поздравления от коллег по работе.
10. к сентябрю месяцу строительство объекта должно быть закончено.​

Ответы 3

Речевая избыточность — плеоназм.

1. При такой обработке много древесины пропадает. (пропадает и зря дублируют друг друга)

2. Я снова почувствовал, как меня охватило болезненное одиночество. (почувствовал и чувство дублируют друг друга)

3. Зимой посевная техника простаивает. (простаивает и без работы дублируют друг друга)

4. Мы спрашивали дорогу у аборигенов. (местные и аборигены дублируют друг друга)

5. Премьера спектакля при аншлаге. (премьера и перавя, полный и аншлаг дублируют друг друга)

6. В этом сумбурном выступлении трудно было уловить суть. (главное и суть дублируют друг друга)

7. Нам предстоит острая борьба на выборах. (предстоит и на предстоящих дублируют друг друга)

8. Нужно внимательно изучить прейскурант. (прейскурант и цены дублируют друг друга)

9. Учительница принимала поздравления от коллег. (коллеги и по работе дублируют друг друга)

10. К сентябрю строительство объекта должно быть закончено.​ (сентябрь и месяц дублируют друг друга)

Источник

Зимой посевная техника простаивает без работы ошибка

—> Баланчук Ольга Васильевна

Телефон:
8 (3522) 45-85-21, 45-74-61

ПН-ПТ: с 8-30 до 16-00;
СБ: с 8-30 до 13-00;
ВС: выходной —>

—> Управление образования Департамента социальной политики Администрации города Кургана

Адрес: г. Курган, ул. Куйбышева, 111
Телефон для консультаций:
8 (3522) тел. 42-88-85 310
График работы:
ПН-ПТ: 8.30 — 17.30
Обеденный перерыв: с 12.00 до 13.00
СБ-ВС: выходной —>

—>

[25.05.2017]
«БумеRанг» № 54 ( 0 )
[31.03.2017]
«БумеRанг» № 53 ( 0 )
[30.12.2016]
БумеRанг, спецвыпуск ( 0 )

—>

Здравствуйте!
Задание на случай, если не получится 3.11 провести уроки онлайн на платформе школы.

Раздел «Культура речи» начинаем с темы, посвященной лексическим нормам.
Прочитайте теоретический материал и выполните упражнения.

Лексические нормы – это правила, которые регулируют использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения.
Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями, происходящими в языке с течением времени.

Лексическая сочетаемость — это способность слова соединяться с другими словами.
Свободная сочетаемость слова — это его способность вступать в сочетания с целыми классами слов, объединяемых общностью смысла: деревянный пол (ящик, шкаф, забор и т. д.); складывать вещи (книги, одежду, игрушки и т. д.).
Несвободная сочетаемость — это способность слов вступать в сочетания лишь с ограниченным количеством слов: карие глаза, закадычный друг, заклятый враг, одержать победу.

Нарушение лексической сочетаемости слов.
Можно сказать глубокая ночь, но не «глубокий день», возможна глубокая осень, но не «глубокая весна». Есть бархатный сезон, но не период, время, месяц. Если мы не станем считаться с традицией и начнём соединять слова как вздумается, любой нас поправит: «Так не говорят», — а стилист укажет: «Вы нарушаете лексическую сочетаемость».
Ограничения лексической сочетаемости у тех или иных слов часто объясняются употреблением их в особых значениях. Слово глубокий, означая «такой, который имеет большую глубину, находится на большой глубине», обладает практически неограниченными возможностями лексической сочетаемости (глубокое озеро, залив, река, колодец, место и т. д.), но в значении «достигший предела, полный, совершенный» сочетается с немногими существительными (глубокая осень, зима, ночь, сон, покой, тишина, молчание, старость).
Внимательное отношение к слову, к особенностям лексической сочетаемости в русском языке поможет вам избежать ошибок в речи, а в иных случаях позволит использовать не-обычные сочетания слов для создания ярких образов или как источник юмора.
(Д. Розенталь, И. Голуб)

Неточность словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении).
Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).

Ошибки, связанные с речевой избыточностью.

Речевая избыточность, или многословие, — это лексическая ошибка, нарушающая точность выражения мысли.
Тавтология — сочетание однокоренных слов, повторение уже выраженного смысла: спроектировать проект, проливной ливень и т. д.
В языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку в них используется терминологическая лексика. Например, словарь иностранных слов, бригадир первой бригады. Тавтологичными могут быть фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом.
Плеоназм — сочетание слов, одно из которых уже содержит значение другого: первая премьера, тёмный мрак и т. д.

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с нарушением сочетаемости слов. Запишите исправленные варианты.

1. В классе стояла тишина: все пристально слушали рассказ учителя.
2. Чтение откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор.
3. Школьникам была прочитана беседа о правилах дорожного движения.
4. Литература играет очень большую эстетическую функцию.
5. Он заслужил известность своими жестокими методами борьбы с преступностью.

Упражнение 2. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (тавтология и плеоназм). Запишите исправленные варианты.
1. При такой обработке много древесины пропадает зря.
2. Я снова почувствовал, как меня охватило болезненное чувство одиночества.
3. Зимой посевная техника простаивает без работы.
4. Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов.
5. Первая премьера спектакля прошла при полном аншлаге.
6. В этом сумбурном выступлении трудно было уловить главную суть.
7. Нам предстоит острая борьба на предстоящих выборах.
8. Нужно внимательно изучить прейскурант цен.

Выполните упражнения урока, фото присылайте 3.11.2020 на почту udachina_l@mail.ru

Домашнее задание
Прочитайте предложения, найдите нарушения лексической нормы. Отредактируйте предложения, исправив ошибки, связанные с нарушением сочетаемости слов и с речевой избыточностью (тавтология, плеоназм). Запишите исправленные варианты.

Источник

Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с нарушением сочетаемости.

1. В классе стояла тишина: все пристально слушали рассказ учителя. 2. Чтение откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор. 3. Школьникам была прочитана беседа о правилах дорожного движения. 4. Литература играет очень большую эстетическую

функцию. 5. Он заслужил известность своими жестокими методами борьбы с преступностью. 6. В голове у него метнулась мысль о побеге. 7. В стихах Есенина особую роль имеют сравнения. 8. Необходимо улучшить уровень знаний учащихся. 9. Не забывайте оказывать заботу к младшим. 10. Желание сделать рекорд заставило его усиленно тренироваться.

ЗАДАНИЕ ПО ЖЕЛАНИЮ:

Вы слышали выражения «заклятый друг», «обречён на победу»? Считаете ли

Вы их случайными ошибками? Подготовьте проект «Нарушение сочетаемости —

Речевая ошибка или средство выразительности?».

Речевая избыточность, или многословие, — это лексическая ошибка, нарушающая точность выражения мысли:

тавтология — сочетание однокоренных слов, повторение уже

выраженного смысла: спроектировать проект, проливной ливень

плеоназм — сочетание слов, одно из которых уже содержит значение другого: первая премьера, тёмный мрак и т. д.

Выполните письменно:

Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (тавтология и плеоназм).

1. При такой обработке много древесины пропадает зря.

2. Я снова почувствовал, как меня охватило болезненное чувство одиночества. 3. Зимой посевная техника простаивает без работы.

4. Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 5. Первая премьера спектакля прошла при полном аншлаге. 6. В этом сумбурном выступлении трудно было уловить главную суть. 7. Нам предстоит острая борьба на предстоящих выборах. 8. Нужно внимательно изучить прейскурант цен. 9. Учительница принимала поздравления от коллег по работе. 10. К сентябрю месяцу строительство объекта должно быть закончено.

Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении

Фразеологизмов.

1. Сейчас хорошего специалиста днём с фонарём не сыщешь.

2. На всякий экстренный случай мы взяли с собой зонтик. 3. Этого афериста нужно вывести на свежую воду. 4. На глазах у него стояли слёзы. 5. Скрипя сердцем мы согласились с навязанным нам решением. 6. Давайте говорить правде в глаза. 7. Сейчас эта история уже давно канула в лепту. 8. Львиная часть доходов оседает в столице.9. Все хвалили Игоря и пели ему фимиамы. 10. Нам нужно сейчас трудиться не покладая сил.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • При стирке села кофта как исправить
  • При стирке куртки сбился синтепон как исправить
  • При статистическом исследовании возникают следующие ошибки наблюдения
  • При статистическом анализе данных ошибка i рода возникает
  • При срабатывании абс загорается ошибка