Содержание:
- 1 Образец объяснительной об ошибке по невнимательности
- 2 Пример по ошибке в работе бухгалтера, кассира (с кассой)
- 3 Объяснительная ошибки от воспитателя, учителя (в школе)
- 4 Об ошибке врача, медсестры, фармацевта или провизора
- 5 Образец записки кадровика в отделе кадров
- 6 Веские причины, которые можно указать, чтобы оправдаться (список)
Образец объяснительной об ошибке по невнимательности
Генеральному директору ООО «ЕлПыжстрой»
Грачеву В.В.
от старшего менеджера отдела продаж
Егорова А.А.
Объяснительная записка
19 февраля 2021 года я допустил ошибку при составлении отчета за первую декаду 2021 года, т.е. я неверно указал объем поставки материалов для компании ООО «ПМК сервис». Ошибку допустил по невнимательности. Вину свою признаю, обещаю впредь выполнять свою работу более внимательно. Прошу заметить, что ошибка была выявлена и устранена мной лично в течение 1 часа. Она носила исключительно делопроизводственный характер и в будущем не привела к возникновению проблем с заказчиком.
Старший менеджер отдела продаж __________________Егорова А.А.
19.02.2021 года
Пример по ошибке в работе бухгалтера, кассира (с кассой)
Максимову Е.Е.
от бухгалтера Ольгиной М.В.
Объяснительная записка
об ошибке, допущенной при заполнении документов
11 сентября 2022 года мной были неверно внесены цены на товар в товарную накладную № 344 и счет-фактуру № 4546, т.е. цены были завышены на 5%. Заказчик, увидев цены на товар, отказался от него. Из-за чего последний вновь прибыл на склад нашей компании.
Ошибка возникла из-за моей сильной загруженности в день подготовки документов. В этот день по причине болезни отсутствовала моя напарница. Из-за этого мне пришлось выполнять всю работу за двоих.
Документы были готовы в конце дня, т.е. в тот момент, когда сильная усталость привела к невнимательности при выполнении мной моей работы.
Ошибку свою признаю. Впредь обещаю больше таких ошибок не допускать. Также постараюсь в будущем более внимательно относиться к своей работе, не отвлекаться при заполнении таких ответственных документов.
_____________________ Ольгина М.В.
11.09. 2022 года
Руководителю
ООО «Жилкомстрой»
В.В. Веселкову
от старшего кассира
Дмитриевой М.В.
Объяснительная записка
Я, Дмитриева Мария Владимировна, 17 октября 2021 года в 20:00 по адресу: г. Москва, Нежинский переулок, дом.3 пробила кассовый чек № 16171514 на сумму 2000 рублей.
По ошибке я провела оплату безналичным расчетом, а оплатил товар покупатель наличными деньгами.
Причина моей ошибки – покупатель вначале хотел оплатить товар безналичным расчетом, а потом он передумал, оплатил покупку наличными деньгами. Я не успела сменить признак на ККТ. В магазине было много покупателей, я лишний раз не проверила данные. т.к. стремилась быстро отдать товар.
Кассир ________________ Дмитриева М.В.
17.10. 2021 года
Объяснительная ошибки от воспитателя, учителя (в школе)
Заведующей ГБОУ «Школа №777»
ДОУ № 2 Ковальчук Л.М.
от младшего воспитателя второй младшей группы
Терентьевой Д.М.
Объяснительная записка
20 января 2021 года после пробуждения детей я помогала воспитателю Петровой А.Л. их одевать. Во время процедуры я употребила в присутствии детей не совсем корректное высказывание. Тем самым я нарушила трудовую дисциплину, о чем очень сожалею. Впредь обещаю при детях больше таких высказываний не употреблять.
____________________ Терентьева Д.М. 20.01. 2021 года
Директору школы
Афанасьевой Е.Г.
Объяснительная записка
о срыве урока математики
в 4-ом «Б» классе
Довожу до Вашего сведения, что 13 апреля 2021 года в соответствии с расписанием я должна была вести 1-ый урок у 4-ого «Б» класса. В связи с тем, что днем ранее я не изучила расписание электричек (в которое были внесены изменения), пришла на автостанцию к назначенному времени, а время отхода моего поезда было изменено. Из-за этого я не смогла вовремя приехать на работу. К записке прилагаю измененное расписание поездов.
Учитель математики ___________________ Афанасьева Е.Г.
14.04.2021 года
Об ошибке врача, медсестры, фармацевта или провизора
Главному врачу ГКБ №35 г. Москвы
Кочеткову В.П.
от врача-терапевта Киселевой М.В.
Объяснительная записка
В ночь с 11 по 12 декабря 2022 года я, Киселева М. В., дежурила в ночную смену. До 20:00 все было спокойно, поэтому я на время оставила свое рабочее место, решила ненадолго сходить в магазин за продуктами, т.к. не успела нормально поужинать дома. На рабочем месте я отсутствовала меньше 1 часа.
Когда я вернулась, то обнаружила, что в мое отсутствие в больнице сработала пожарная сигнализация.
Вернувшись на работу, я позвонила в службу спасения и сообщила о том, что пожарная сигнализация сработала у нас в больнице случайно.
Считаю обвинения в мою сторону необоснованными, т.к. должностную инструкцию я не нарушала, отсутствовала на рабочем месте непродолжительный промежуток времени, в мое отсутствие ничего страшного в больнице не случилось. За сбои в работе пожарной сигнализации я отвечать не обязана.
___________________ Киселева М.В.
12.12. 2022 года
Заместителю главного врача
Максимову П.А.
от врача кабинета МРТ
Ушаковой Р.Д.
Объяснительная записка
Вчера, 11 сентября 2021 года, в 14:00 при проведении МРТ головного мозга, со слов пациента Решетова А.А. на его голову упал магнит. Пациент был сразу же доставлен в отделение травматологии, где был осмотрен квалифицированным специалистом.
Довожу до Вашего сведения то, что все мелкие детали, находящиеся в приборе, надежно закреплены и просто так не могут упасть на голову пациента во время исследования. Наличие инородных предметов внутри устройства также недопустимо, т.к. они могут негативно сказаться на качестве изображения.
Также хочу Вам сообщить о том, что прибор МРТ – это полностью стационарный аппарат, который весит свыше 5510 кг. Упасть просто так он не может, т.к. во время исследования он не поднимается и не перемещается. Поэтому, даже если и предположить то, что аппарат смог упасть на пациента, то лично меня удивляет то, что жалобу оставил именно сам пострадавший, т.к. не любой живой организм выдержит падение такого тяжелого предмета. Считаю жалобы пациента необоснованными. Прошу Вас внимательно разобраться в деле.
Врач кабинета МРТ __________________ Ушакова Р.Д.
12.09.2021 года
Главному врачу ГКБ №80 г. Москвы
Захарову А.Д.
от медсестры Новиковой М.С.
Объяснительная записка
Я, Новикова М.С., сегодня (26.10.2023 года) пришла на работу в 08:30, т.к. на улице был сильный дождь и автобус, на котором я следовала на работу, передвигался очень медленно (т.е. скорость автобуса из-за погодных условий была ниже среднестатистической). Из-за своего опоздания я не смогла вовремя сделать укол пациентке Некрасовой Е.М.
Свою вину в случившемся я не отрицаю. Впредь буду стараться выходить из дома раньше, приходить на работу в точно установленное графиком время.
__________________ Новикова М.С.
26.10.2023 года
Генеральному директору ООО «Аптеки Столички»
Касаткину О.Г.
от фармацевта Афониной К.П.
Объяснительная записка
Я, Афонина К.П., 22 июля 2022 года отсутствовала на рабочем месте по следующим причинам:
В 10:00 22 июля 2022 года мне позвонила учитель из школы и сообщила о том, что мой ребенок Афонин П.Г. плохо себя чувствует: у него поднялась температура, начался сильный кашель. Именно поэтому я была вынуждена отлучиться с работы, забрать своего ребенка из школы, отвезти его домой. После этого я вернулась на свое рабочее место. В течения дня я отлучалась с работы 2 раза, чтобы зайти в аптеку, а затем – чтобы передать купленные лекарства домой сыну.
Из-за этого я не сумела вовремя приготовить необходимый лекарственный раствор в лаборатории для обеспечения больничного учреждения.
Причиной моего отсутствия на работе послужило сильное волнение за самочувствие моего ребенка.
Свою вину в самовольном оставлении рабочего места я признаю.
Прошу учесть то, что ранее претензий к моей работе у начальника моего отдела не возникало.
Афонина/Афонина К.П.
22.07.2022 года
Директору аптеки ООО «Региональные аптеки»
Калыменцеву О.О.
от провизора
Тюльевой Н.Б.
Объяснительная записка
об отсутствии на рабочем месте
11 декабря 2023 года я отсутствовала на рабочем месте в период с 11 до 12 часов дня в связи с необходимостью навестить своих больных родителей дома.
Поскольку сменный провизор в нашей аптеке в этот период находился в отпуске, я не смогла вовремя уведомить его о том, что буду отсутствовать некоторое время на своем рабочем месте. Считаю, что правил внутреннего трудового распорядка я не нарушила, т.к. отсутствовала на рабочем месте по уважительной причине и в течение непродолжительного промежутка времени. Единственная моя ошибка состоит в том, что я заранее не уведомила покупателей о том, что во время моего отсутствия аптека будет закрыта, т.е. объявление о закрытии аптеки мной написано не было.
Полностью признаю свою вину. С уверенностью заверяю о том, что в будущем буду более внимательно относиться к своим трудовым обязанностям, заранее сообщать покупателям о своем отсутствии на рабочем месте, временном закрытии аптеки.
____________________ Тюльева Н.Б.
11.12.2023 года
Образец записки кадровика в отделе кадров
Директору ОАО «Инженеринг»
Попкову В.Г.
от начальника отдела кадров
Дмитриевой Д.Е.
Объяснительная записка
об ошибке при оформлении документов
В среду, 15 марта 2022 года, я неправильно указала дату в документе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска Анциферову П.Д. Из-за этого Павел Дмитриевич не вышел на работу вовремя, за что и получил выговор от своего начальника.
Оплошность была допущена мною из-за высокой загруженности, т.к. 14 и 15 числа я была вынуждена выйти на работу и работать в одиночку, т.к. моя напарница Лютикова Д.Б. оказалась в это время на больничном. Именно из-за большой загруженности, отсутствия отдыха, в конце рабочего дня 15 числа во время составления документа я была сильно уставшей, не внимательной. Свою вину в случившемся я признаю. Впредь, обещаю, что буду более ответственно относиться к своим трудовым обязанностям.
____________________ Дмитриева Д.Е.
16.03.2022 года
Веские причины, которые можно указать, чтобы оправдаться (список)
Ошибиться на работе можно по разным причинам.
Это может произойти из-за:
- большой загруженности на работе;
- большого и непрерывного потока клиентов;
- напряженного дня, механической ошибки;
- плохого самочувствия;
- и многого другого.
Продолжение . . .
Архив образцов – Объяснительные записки
Примеры (образцы) – Объяснительные записки о невыполнении должностных обязанностей
Объяснительная записка — это такой служебный документ, в котором наёмный работник объясняет своему руководству причины того или иного дисциплинарного проступка. Без такой записки работодатель не имеет права применять к своему сотруднику дисциплинарное взыскание.
Если сотрудник опоздал на работу, он должен объяснить работодателю, по каким причинам так получилось. Для этого он пишет объяснительную.
Такой вид документа относится к разряду служебных кадровых документов. Сдавать её нужно либо в отдел кадров, либо секретарю руководителя, либо напрямую руководителю.
Записка пишется от руки на обычном листе бумаги, либо на фирменном бланке предприятия. Она должна включать в себя 2 части:
- фактическую – это утверждение факта опоздания;
- объяснительную – здесь работник объясняет, почему он опоздал. В этой части документа сотрудник приводит основания и доводы, которые могут оправдать (или хотя бы объяснить) случившийся факт опоздания.
Сотрудники отдела кадров, а также работодатели просят писать все служебные документы от руки. Это перестраховывает от обвинений. Бывали случаи в судебной практике, когда работники отказывались от того, что документ, напечатанный на компьютере — это их авторство.
Как написать объяснительную записку об ошибке в работе
От ошибок на работе не застрахован никто. Если руководитель предприятия или структурного подразделения столкнулся с тем, что его работник неправильно и неграмотно выполнил свои непосредственные трудовые обязанности, он имеет право потребовать от этого работника объяснений. Объяснения предоставляются в письменном виде. Устные объяснения не являются оправданием.
Работник пишет записку в произвольной форме, но он должен в ней отразить следующее:
- в правом верхнем углу оформляется «шапка» документа. Здесь указывается:
- наименование работодателя вместе с организационно-правовой формой;
- должность и инициалы руководителя, которому предназначается документ. Как правило, это руководитель организации или же структурного подразделения.
- затем указывается название документа. В данном случае, «записка», указывается без кавычек и посередине листа;
- дата составления документа и его входящий номер при регистрации у секретаря. Если у руководителя нет секретаря, и он не фиксирует входящую документацию, то и номер ставить не нужно;
- заголовок – то есть основание. Например, «об ошибке в заполнении документов»;
- текст документа. Здесь провинившийся сотрудник лаконично описывает причины, по которым он совершил ошибку при выполнении своих непосредственных должностных обязанностей;
- затем он ставит свою подпись и расшифровывает её. Также он должен указать свою должность.
Причины ошибки
Работник может совершить ошибку при выполнении своих трудовых обязанностей по разным причинам. Они могут быть по вине работника, а могут и по вине работодателя.
Исходя их критериев совершения ошибок, их можно классифицировать так:
- ошибки в ориентации – то есть работник совершил ту или иную ошибку, так как не обладал нужной информацией;
- ошибки в принятии решения – работник принял неправильное решение по тем или иным причинам;
- ошибки в выполнении действий – неправильные действия сотрудника привели к ошибке.
Кроме того, ошибки в работе могут быть совершены по следующим причинам:
- усталость сотрудника;
- его болезнь;
- употребление работником некоторых лекарств, которые прописаны ему врачом;
- непрофессионализм;
- стресс;
- неприятности в семье;
- несоблюдение работником охраны труда и техники безопасности;
- другие причины.
Бывает и так, что вина за ошибку работника «лежит» на работодателе. Например, он должным образом не организовал рабочее место этого сотрудника.
При написании объяснительной работник должен чётко указать причину, по которой он допустил ошибку. Если это приём лекарств, то лучше будет сходить к врачу и попросить его оформить медицинский документ, подтверждающий этот факт.
Пример объяснительной записки
Примерный текст объяснительной при совершении работником ошибок при выполнении им своих обязанностей должен выглядеть так:
Генеральному директору
ООО «Нефонтан»
Долганчикову Р.О.
Объяснительная записка
10.07.2018 года №41
О допущении простоя оборудования
Я, Клячуковский Эльдар Романович, допустил простой оборудования на своём участке производства, так как во время поломки оборудования я отсутствовал на своём рабочем месте по причине совещания у начальника цеха Молжонкина П.Э. Мой помощник не смог починить аппарат. И поэтому дожидался меня.
Инженер цеха № 12 (подпись) Клячуковский Эльдар Романович
Ошибка в документах
Наиболее «популярная» ошибка на работе, это неправильное и неграмотное заполнение документов. Это может произойти как по вине человека, так и по вине машины – например, компьютера.
Если виновен сотрудник, то этой причиной может быть его усталость или загруженность в день допущения ошибки. Например, работник завысил цены в товарной накладной и счёт-фактуре для покупателя. Следствием такой ошибки стало то, что отгруженный товар вернулся обратно к продавцу, а покупатель отказался его оплачивать, так как увидел неправильные цены.
Виноватой признана бухгалтер. А причиной такой ошибки может быть то, что сотрудница, в обязанности которой и входило оформление бумаг на отгрузку товара, ушла в отпуск, а свои обязанности переложила на виновного бухгалтера, который не имел должного опыта работы в данной сфере.
Такая ошибка не приведёт к дисциплинарному взысканию со стороны работодателя, но может повлиять, например, на распределение премии между сотрудниками бухгалтерской службы.
Нередко ошибки при оформлении бумаг возникают и у кадровиков. Наиболее частые из них – опечатки в оформлении приказов и распоряжений руководителя. Например, кадровик переставил буквы в фамилии сотрудника. Ошибка нестрашная, но приказ нужно будет перепечатать. Объяснительную в данном случае, скорее всего, писать не придётся.
Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют в слоги.
Причины затруднений:
1. Слабо развит фонетический слух и зрительная память.
2. Нарушение зрительно-моторных координации.
Пропуск, замена, перестановка букв при письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию.
Причины затруднений:
1. Слабое речевое развитие.
2. Недостатки произношения и слухо-звукобуквенный анализ (фонетико-фонемати-ческая недостаточность).
3. Может быть травма в детстве (или родовая травма).
4. Хроническая болезнь. Неправильная артикуляция звуков речи.
Приемы и методы работы
1. Не торопить и не подгонять такого ученика (он будет работать медленнее других).
2. Обратиться за консультацией к логопеду (если он есть).
3. Применять списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шепотом, обязательно выделять гласные.
4. При нарушении артикуляции — четкое и ясное проговаривайте, чистоговорки, специальные занятия в ГПД и дома по произношению.
5. Во время самостоятельной работы делить слова дужками по слогам.
6. Учить навыкам самоконтроля. Учителю ошибки не исправлять, а подчеркивать слово, а в последующем — ставить на полях черточку на той строчке, где сделана ошибка, пусть ребенок найдет ее сам и исправит.
7. Во время урока и индивидуальных занятий использовать метод орфографичес-кого чтения и «какографии» — ошибочного письма.
8. Особенно обратить внимание на слова со стечением согласных (слива, краски и т.д.). Написать слоги из таблицы и читать каждый день, а потом списывать проговаривая.
9. Использовать книгу В.Н. Самойлова «Читалочка для первоклассника» (Краснодар, 1989)
Ошибки на уровне предложения. Синтаксические нарушения (не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы).
Причины затруднений:
1 . Слабое речевое развитие.
2. Неумение удерживать в памяти элементы предложения.
3. Слабо развита оперативная память.
Приемы и методы работы
1. Учить интонационно правильно оформлять предложение при чтении. Составлять схему предложения, выделять главные члены, дополнять предложения недостающими словами.
2. Составлять предложения по картинкам.
3. Читать небольшие рассказы, учить отвечать полными ответами на вопросы.
4. Работать с деформированным текстом, составляя правильные предложения и рассказы.
5. Давать индивидуальные задания на дом — в сплошном тексте найти предло-жения и расставить, где нужно, точки.
6. Найти ошибки в неправильно составленных предложениях, используя игровой сюжет. Например, прибежала лисичка, взмахнула пушистым хвостиком и стерла все точки.
7. При работе на уроках использовать методику В.Н. Зайцева для развития зритель-ной памяти и расширения поля чтения.
Медленное чтение со скоростью 10 — 15 слов в минуту.
Причины затруднений:
1. Недоразвитие фонематического слуха.
2. Слабо развита оперативная память.
3. Низкое речевое развитие.
Приемы и методы работы
1. Использовать для корректирования и развития устной речи книгу В.Н. Самойлова «Читалочка для первоклассника».
2. Игры для развития зрительной памяти и поля чтения.
3. На уроках использовать методику В.Н. Зайцева (Резервы обучения чтению. М., 1991):
* жужжащее чтение одновременно всем классом;
* ежеурочные пятиминутки чтения на каждом уроке;
* зрительные диктанты И.Т. Федоренко (в течение 2 месяцев).
Целесообразно чередовать письмо зрительных диктантов И.Т. Федоренко с диктантами Я.В. Беспаловой иB.C. Беспалова, основанными на русских народных пословицах и поговорках.
При использовании наборов зрительных диктантов необходимо иметь в виду следующее:
а) предложения диктанта должны быть написаны только печатными буквами (для этого лучше использовать кодоскоп или плакатные листы);
б) тексты диктантов удобнее писать ученикам на листочках; листочки не проверяются и не возвращаются;
в) читают дети молча; тренировки следует проводить ежедневно.
4. Для родителей рекомендовать чтение перед сном с использованием диафильмов.
5. На уроках чтения использовать:
* многократное чтение текста;
* чтение в темпе скороговорки;
* выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Не запоминают правила, стихи, предложения.
Причины затруднений:
1. Слабо развита слуховая и зрительная память.
2. Низкое развитие учащихся.
3. Неготовность к школе.
Приемы и методы работы
1. Использовать опережающее обучение.
2. Учить правила, стихи на уроках хором, индивидуально.
3. Практиковать письмо по памяти небольших предложений, стихов.
4. Рекомендовать родителям учить правила, стихи с детьми за несколько дней до изучения в классе. Учить небольшими порциями, по строчкам, с интервалами в 10—15 минут.
5. Для детей с плохой памятью использовать различные памятки, таблицы, алго-ритмы ответов и т.д.
. Не успевают в срок выполнить задание (очень медленно работают).
Причины затруднений:
1. Очень медлительны по природе, такой тип нервной системы.
2. Неготовность к школе.
Приемы и методы работы
1. Не торопить, не подгонять таких детей (быстрее они работать не смогут).
2. Давать задание меньшего объема.
3. Не вызывать к доске отвечать сразу. Лучше дать задание по карточке, подгото-виться заранее.
4. Давать таким детям перфокарты, где нужно, записать только ответы.
5. Спрашивать отдельно, когда все ученики выполняют какую-либо работу.
6. В период обучения грамоте писать таким медлительным детям карандашом. Допускают ошибки на правила: разделительный Ъ знак, ЧК-ЧН, парные согласные, безударные гласные, двойные согласные и др.
Причины затруднений:
1. Неготовность к школе.
2. Слабое речевое развитие.
3. Нарушение фонематического слуха.
4. Не развита орфографическая зоркость.
Приемы и методы работы
1. Специальные упражнения на развитие фонематического слуха, зрительной памя-ти, внимания.
2. Тренировка в развитии оперативной памяти (рекомендовать методику В.Н. Зайцева).
3. На уроках использовать метод орфографического чтения, «какографии», письмо с пропуском орфограмм.
Какография (от греческих слов kakos — плохой и grapho — пишу) — умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.
Данный прием позволяет в определенной степени изменить манеру общения учителя и детей — общение
становится более живым. В системе практических занятий использование какографии создает условия для контроля работы учителя со стороны ученика: ученик находит и исправляет «ошибки» учителя. Налицо не жесткий диктат, а педагогика сотрудничества.
Распространение приема какографии в России относится ко второй половине XVIII и первой половине XIXвеков. Одно из первых описаний данного приема дано в методическом пособии «Практическая орфография с предварительными к ней замечаниями», составленная Петром Перевлесским, старшим учителем Ярославской гимназии (1842 г.).
Упражнения такого типа составлялись из отдельных предложений или отдельных слов, умышленно написанных с орфографическими ошибками, например: утюк, шак, спосоп, крук и т.д. Ученики должны были обнаружить и исправить ошибки, написав слово правильно. Такие упражнения давались сразу после знакомства учащихся с орфографическим правилом, и считалось, что они выступают важнейшим средством обучения орфографии.
В чем особенность какографии как приема, который применяется иногда учителями при обучении детей правописанию в современной школе? При проверке письменной работы ученик часто не видит ошибок в словах. Он бегло и поверхностно смотрит на буквы, по начертаниям первых букв догадывается, какое слово написано. Еще менее внимательно ученик всматривается в слова, которые только что написал сам.
Какография учит более внимательно прочитывать написанное, учит проверять.
Основываясь на положении о сознательном происхождении навыков, К.Д. Ушинский процесс усвоения орфографии тесно связывал с отчетливой и ясной работой мышления. Интересны в этом плане рекомендации великого педагога относительно использования в качестве одного из средств обучения правописанию упражнений по какографии.
«Какография, — утверждал автор «Родного слова», -употребляемая вовремя и с уменьем… занятие весьма полезное; но ее должно употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретенных учеником» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. Т.2. М., 1939.)
Однако Ушинский предостерегал учителей от несвоевременного и частого употребления какографии, ибо «неправильно написанное слово затверживается в памяти зрения».
4. Выделять орфограммы крупными зелеными буквами: аЛЛея, ноНКа, крылЬя.
5. Давать индивидуальные задания такого вида: «Подумай, на какое правило это слово, выдели орфограмму, подбери еще слова на это же правило».
6. Для развития зрительной памяти и орфографической зоркости использовать картины. Например, посмотри на картинку и найди слова с разделительным мягким знаком, запиши их.
7. Для предупреждения ошибок в письменных работах применять карточки и предварительное чтение, и проговаривание слов и словосочетаний.
8. Практиковать ежедневные зрительные и орфографические диктанты с предвари-тельным разбором орфограмм.
9. Использовать «Систему упражнений» И.В. Данилова для развития произвольных познавательных процессов.
В
большинстве случаев в качестве фактора,
вызвавшего авиационное происшествие
или способствовавшего ему, называется
ошибка человека. Зачастую ошибки
совершаются квалифицированными
сотрудниками, хотя очевидно, что они не
планировали какого-либо происшествия.
Ошибки не являются своего рода аномальным
поведением; они представляют собой
естественный побочный результат
практически всех усилий человека. Ошибку
необходимо воспринимать как нормальный
компонент любой системы, в которой
взаимодействуют человек и техника.
“Человеку свойственно ошибаться”.
Рассмотренные
в разделе 4.5 факторы создают тот контекст,
в котором люди совершают ошибки. Учитывая
неровные границы интерфейсов в авиационной
системе (как это показано на модели
SHEL), простор для ошибок человека в
авиации огромен. Осознание того, как
нормальные люди совершают ошибки,
играет ключевую роль в вопросах управления
безопасностью полетов. Лишь в этом
случае можно будет внедрить эффективные
меры, позволяющие свести к минимуму
последствия ошибок человека для
безопасности полетов.
Даже
если ошибок человека невозможно полностью
избежать, они поддаются контролю
посредством применения усовершенствованной
техники, соответствующей подготовки и
надлежащих правил и процедур. Большинство
мер, призванных обеспечить контроль
ошибок, касаются персонала “переднего
края”. Однако на результаты работы
пилотов, диспетчеров УВД, инженеров по
техническому обслуживания и т.д. могут
оказывать существенное влияние
организационные, нормативные,
культурологические факторы и факторы
производственной среды, затрагивающие
рабочий процесс. Например, благодатной
почвой для многих предсказуемых ошибок
человека являются процессы организационного
характера, включая неадекватные средства
связи, нечеткие процедуры,
неудовлетворительные графики,
недостаточные ресурсы, нереалистическое
бюджетное планирование – фактически
все процессы, которые может контролировать
организация. На рис. 4.5 обобщены некоторые
факторы, способствующие ошибкам человека
– и авиационным происшествиям.
Типы
ошибок
Ошибки
могут быть допущены на этапе планирования
или во время реализации этого плана.
Погрешности планирования приводят к
ошибкам; человек либо следует ненадлежащей
процедуре при решении стандартной
проблемы, либо планирует ненадлежащий
порядок действий для разрешения
какой-либо новой ситуации. Даже в случае
правильного планирования погрешности
могут быть допущены при выполнении
плана. В литературе по человеческому
фактору, посвященной погрешностям
исполнения, обычно проводится различие
между промахами и упущениями. Промахом
является действие, которое выполнено
не так, как планировалось, и поэтому
промах всегда будет виден. Упущение
представляет собой отказ памяти, и оно
не обязательно будет очевидным для всех
других, кроме самого лица, у которого
это случилось.
Погрешности
(ошибки) планирования
При
решении проблем мы интуитивно подыскиваем
совокупность правил (СЭП, эмпирические
методы и т.д.), которые уже известны,
применялись ранее и пригодны для данной
проблемы. Ошибки могут совершаться
двумя путями, а именно: за счет применения
правила, не соответствующего данной
ситуации, и за счет правильного применения
правила, имеющего недостатки.
Ошибочное
применение правильных правил.
Такой случай обычно имеет место, если
оператор сталкивается с ситуацией,
когда целый ряд ее черт аналогичен
обстоятельствам, для которых данное
правило предназначалось, но с некоторыми
серьезными различиями. Если оператор
не распознал важных различий, он может
применить ненадлежащее правило.
Применение
несовершенных правил.
Это происходит при использовании
процедуры, которая в прошлом давала
положительные результаты, но содержит
нераспознанные недостатки. Если подобное
решение применяется в обстоятельствах,
при которых оно было впервые опробовано,
то оно может стать частью стандартного
подхода данного индивидуума к решению
такого вида проблемы.
Рис.
4.5. Факторы, способствующие ошибке
человека
В
тех случаях, когда у человека не имеется
готового решения, основанного на
предыдущем опыте работы и/или подготовке,
он прибегает к своим личным знаниям и
опыту. Выработка решения той или иной
проблемы с использованием такого метода
неизбежно займет больше времени, чем
решение, основанное на правилах, поскольку
в первом случае требуются логические
рассуждения, базирующиеся на знании
основных принципов. Ошибки могут быть
допущены по причине недостатка знаний
или вследствие неправильных рассуждений.
Применение основанных на знаниях
рассуждений при решении той или иной
задачи будет особенно трудным в условиях,
когда люди заняты, так как они будут,
скорее всего, отвлекаться от процесса
логических рассуждений на другие
проблемы. В такой ситуации вероятность
допущения ошибки увеличивается.
Ошибки
исполнения (промахи и упущения)
Как
правило, действия опытного и
квалифицированного персонала являются
отлаженными и умелыми; они выполняются
в основном автоматически, за исключением
периодических проверок хода процесса.
Промахи
и упущения могут произойти по следующим
причинам:
a). Промахи,
обусловленные невнимательностью. Они
являются следствием того, что не была
осуществлена проверка хода той или иной
стандартной операции в какой-либо
критический момент. Вероятность такой
ситуации особенно высока, когда
запланированный порядок действий похож
на стандартно используемую процедуру,
но не идентичен ей. Если внимание рассеяно
или человек отвлекается в критический
момент, где данное действие отличается
от обычной процедуры, результатом может
стать ситуация, когда оператор следует
обычной процедуре, а не той, которую
необходимо было выполнить в этом случае.
б). Упущения
памяти. Ошибки происходят в тех случаях,
когда мы забываем, что планировали
осуществить, либо упускаем какое-либо
звено из запланированной последовательности
действий.
в). Ошибки
восприятия. Таковыми являются ошибки
в распознавании. Они имеют место, когда
мы считаем, что видели или слышали нечто
такое, что отличается от фактически
представленной информации.
Ошибки
и нарушения
Ошибки
(которые являются нормальным явлением
в деятельности человека) радикально
отличаются от нарушений. Оба эти фактора
могут привести к отказу системы. Оба
могут создать опасную ситуацию. Различие
заключается в намерении.
Нарушение
представляет собой предумышленный акт,
в то время как ошибка является
непреднамеренной. Рассмотрим, к примеру,
ситуацию, в которой диспетчер УВД
разрешает воздушному судну выполнить
снижение с пересечением эшелона
крейсерского полета другого воздушного
судна, когда дистанция между ними
составляет 18 м. миль; и это происходит
в условиях, где правильным минимальным
интервалом эшелонирования является
дистанция в 20 м. миль. Если диспетчер
неправильно рассчитал разницу в
расстояниях, сообщенных пилотами, это
будет ошибкой. Если он рассчитал
расстояние правильно и разрешил
снижающемуся воздушному судну продолжать
полет с пересечением эшелона крейсерского
полета другого воздушного судна, зная,
что требуемый интервал эшелонирования
не обеспечивается, это будет нарушением.
Некоторые
нарушения являются результатом
несовершенных или нереалистических
процедур, когда люди разрабатывают
“обходные варианты”, чтобы выполнить
поставленную задачу. В этих ситуациях
важно сообщать о подобных фактах сразу
же, как только они обнаружились, с тем,
чтобы можно было скорректировать
указанные процедуры. В любом случае
нельзя проявлять терпимость к нарушениям.
При расследовании некоторых авиационных
происшествий было выявлено, что им
способствовала корпоративная культура,
которая позволяла, а в ряде случаев и
поощряла, использование упрощенных, а
не официально утвержденных процедур.
Преодоление
ошибок человека
К
счастью, лишь немногие ошибки приводят
к неблагоприятным последствиям, не
говоря уже об авиационных происшествиях.
Как правило, ошибки выявляются и
исправляются без нежелательных
результатов, например, выбор неправильной
радиочастоты или установка индекса
высотомера на ошибочную высоту. Исходя
из того, что ошибки являются нормальным
явлением в поведении человека, полное
исключение ошибки человека было бы
нереальной задачей. Таким образом,
проблема состоит не только в предотвращении
ошибок, но и в том, чтобы научиться
безопасно преодолевать неизбежные
ошибки.
Ниже
в кратком виде рассматриваются три
метода контроля ошибок при техническом
обслуживании воздушных судов:
a). Снижение
частоты ошибок представляет собой
метод, непосредственно воздействующий
на источник самой ошибки путем уменьшения
числа факторов, способствующих ошибке,
или их исключения. Примерами таких
методов являются облегчение доступа к
обслуживаемым компонентам воздушного
судна, улучшение освещения в зоне
выполнения работ, сокращение числа
отвлекающих факторов в окружающей среде
и повышение уровня подготовки персонала.
Большинство методов контроля ошибок,
применяемых при техническом обслуживании
воздушных судов, относится именно к
этой категории.
б). Перехват
ошибок предполагает, что ошибка уже
совершена. Цель заключается в “перехвате”
ошибки, прежде чем проявятся ее
неблагоприятные последствия. Метод
перехвата ошибок отличается от метода
снижения частоты ошибок тем, что он не
предназначен непосредственно для
уменьшения числа ошибок или их исключения.
Примерами таких методов являются
перекрестные контрольные проверки
правильности выполнения какой-либо
задачи и испытательные полеты для
проверки надлежащей работы оборудования.
в). Толерантность
к ошибкам предполагает способность той
или иной системы реагировать на ошибку
без серьезных последствий. Примером
способа повышения толерантности к
ошибкам является установка на воздушном
судне многократно резервированных
гидравлических или электрических систем
или программа проверки конструкции
воздушного судна, обеспечивающая
несколько возможностей обнаружить
усталостную трещину до того, как она
достигнет опасных размеров.
Соседние файлы в папке БП
- #
- #
- #
- #
Автор: Бурмистрова Ирина Владимировна, МОУ «СОШ № 71», г.
Саратов, учитель начальных классов.
«Причины появления орфографических ошибок у учащихся
начальных классов»
Появление у учащихся
орфографических ошибок в начале учебного года объясняется разными причинами:
во-первых, дети что-то забывают за лето, знания их становятся разрозненными,
бессистемными; во-вторых, у них происходит резкая смена режима – от отдыха к трудовой
деятельности. Всё это заставляет учителя так продумывать методику и организацию
проведения уроков, чтобы они вызывали у учащихся живой интерес, заставляли их
активно мыслить, обеспечивали прочное усвоение теоретического материала,
грамотное выполнение тренировочных упражнений по орфографии, грамматике и
развитию речи, помогали бы в кратчайшие сроки ликвидировать обнаруженные
проблемы. Иными словами, эффективному предупреждению орфографических ошибок
способствует целенаправленное планирование учебного процесса, постановка новых
учебных задач, разнообразные формы использования наглядности, презентаций,
игровых моментов и т.п.
Результаты письменных
проверочных работ позволяют выявить типичные ошибки и учесть их в общем
планировании. В системе уроков необходимо предусмотреть работу по
предупреждению и преодолению орфографических ошибок в письме. Известно, что
легче ошибку предупредить, труднее её исправить. Чтобы легче было предупредить
орфографические ошибки, учителю надо знать слова, в которых младшие школьники
допускают ошибки. Для этого учителю надо внимательно прислушиваться к тому, как
учащиеся говорят. А говорят и читают многие дети так: «компыс», «цюльпан»,
«кораболь», «ёлычка», «жизинь», «тыща», «чажичка», «чайнек», «щастье», «тигор»
…. Поэтому, многие дети пишут так же, как и говорят. Это одна из причин
допущения ошибок.
В начале учебного года учащиеся
допускают довольно разнообразные орфографические ошибки, и учитель пытается
повторить как можно больше пройдённых правил. Но, следует помнить о том, что
беглое повторение этих правил малоэффективно, так как при повторении лишь
воспроизводятся формулировки орфографических правил. Ошибки при этом упорно
повторяются, ошибочные написания фиксируются, и это становится тем опаснее, чем
больше новых орфографических правил далее изучается учащимся: он начинает
смешивать их, беспрестанно сомневается в своих действиях по данному правилу и,
наконец, совсем отказывается от их применения.
При повторении орфографических правил учителю необходимо
позаботиться о том, чтобы учащиеся в полном объёме вспомнили, что надо
повторить, делать, как делать и в какой последовательности. Например, при
повторении правила правописания безударных гласных в корне слова, учащиеся
должны восстановить все основные звенья в цепочке действий, которые приведут их
к правильному результату:
1)
Что надо делать? – проверить безударную гласную в корне слова,
изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая
гласная была под ударением; учащиеся должны хорошо знать формулировку данного
правила;
2)
Как делать? – а) чтобы поставить ударение, надо быстро произнести
слово и определить ударный слог, выделить безударную гласную и установить в
какой части слова она находится; б) чтобы найти в слове корень, нужно сначала
подобрать однокоренное слово и т.д.
3)
В какой последовательности выполнять действия? – а) поставить
ударение; б) подобрать однокоренные слова и выделить корень и т.д.
Систематическое попутное
повторение изученного правила хорошо помогает всем учащимся, но особенно детям
с ослабленной памятью. Добиваться грамотного письма – это основная задача
учителя.
Для лучшего запоминания и
усвоения орфографического правила целесообразно организовать многократное
чтение формулировки правил, помещённых в учебнике, каждый раз предваряя его
постановкой новых учебных задач.
Задания по анализу
орфографического правила можно продумать таким образом, чтобы часть из них
была использована в начале урока, а часть в конце при подведении его итогов.
Например: правило правописания приставок и предлогов. В начале чтения правила
можно предложить такие вопросы: «От какой части речи надо отличать приставку?
Что надо знать о приставках? Что надо знать о предлогах? Как пишутся гласные и
согласные в приставках и предлогах? Какие способы рекомендуются в правиле для
различения предлога и приставки? (Выполнение задания осуществляется путём
выборочного чтения). При повторном чтении правила задания могут быть более
сложными, например: «Прочитайте и ответьте на вопрос, чем различается
правописание приставок и предлогов? (Приставки пишутся слитно, предлоги –
отдельно). Найдите в правиле доказательство своего ответа. (Приставка – часть
слова, а предлог – отдельное слово). Что общего в правописании приставок и
предлогов? (Гласные и согласные в приставках и предлогах пишутся одинаково).
Выполнение второй части заданий по анализу правила покажет, насколько глубоко и
сознательно учащиеся усвоили повторенный материал.
Чтобы постоянно поддерживать
внимание учащихся в период повторения, целесообразно использовать разнообразные
виды работ: списывание (самодиктант) с разными заданиями, слуховые обучающие
диктанты (объяснительные, выборочные, предупредительные, с орфографическим
чтением, словарный, диктант после самостоятельной проработки нескольких текстов
(шансовая работа), диктант после объяснения всех орфограмм и пунтограмм с
учителем и другие), сочетать орфографические упражнения с заданиями по развитию
речи. Использование разнообразных приёмов, активизирующих мыслительную
деятельность учащихся в работе над формулировками правил, помогает детям более
качественно повторить орфографический материал и предотвратить появление ошибок
в письменных работах. Предупреждению орфографических ошибок, помогает простой
план: 1) какая часть речи, 2) какая часть слова, 3) как пишем и 4) почему.
Выбор эффективных способов
повторения и обучения орфографии учащихся начальных классов является одной из
актуальных проблем методики обучения русскому языку. Именно в начальной школе
закладываются основы правильного, орфографически грамотного письма.
Допущение ошибки при работе способно привести к серьезным последствиям. Можно избежать проблем с начальством, доказав уважительную причину допущения ошибки. Делается это с помощью написания соответствующей объяснительной записки.
Особенности объяснительной записки об ошибке на работе
Грамотно составленная записка поможет сотруднику отчитаться перед работодателем за неверно выполненную работу. В случае если предоставленные доводы окажутся достаточно убедительными, работодатель может вообще снять ответственность с работника. Рассмотрим ряд особенностей написания данной записки:
- Написание объяснительной записки – ответственность не только сотрудника, но и работодателя. Дело в том, что без этой записки работодатель не может наложить взыскание.
- Работодателю необходимо установить все обстоятельства причиненного ущерба: это также обязывает обе стороны к написанию объяснительной записки.
- Записка пишется деловым языком – литературным или научным стилем без разговорной лексики. При этом записка составляется от первого лица.
- Не нужно пытаться солгать, описывая ситуацию. Если в ней было задействовано несколько лиц, то написать объяснительную записку придется каждому, поэтому правда наверняка выяснится так же, как и ложь.
Вот один из примеров такой записки:
Четких правил, описывающих порядок написания объяснительной записки об ошибке на работе, нет. Однако рекомендуется набирать текст на компьютере, а не писать от руки. Это будет проще и для сотрудника, и для работодателя. Кроме того, следует уточнить в отделе кадров наличие специальных бланков для объяснительных записок: если таковые имеются, лучше воспользоваться ими.
Порядок написания объяснительной записки об ошибке на работе
Желательно при написании объяснительной записки соблюдать установленный порядок. Он состоит в формализованном формате создания любых документов. Рассмотрим данный порядок более внимательно:
- Написание шапки. Шапка документа прописывается в верхнем правом углу. В ней следует указать должность и ФИО того, кому вы адресуете записку, а также аналогичные собственные данные.
- Заголовок. После шапки сразу пишут “Объяснительная записка”.
- “Тело” объяснительной. Здесь максимально подробно укажите все нюансы произошедшей ситуации. Все описанное должно быть указано максимально точно – используйте временные указатели и даты. При возможности подкрепите указанные обстоятельства доказательными фактами. Событие нужно не просто описывать, но и пояснить, то есть создать своего рода “оправдание” для произошедшего.
- Дата и подпись сотрудника. Это последний этап написания записки. Дата написания записки ставится в нижнем левом углу, роспись – в нижнем правом.
Вот образец записки, написанной в вышеизложенном порядке:
Описывать ситуацию нужно адекватно и честно. Если известно наверняка, кто совершил ошибку, стоит указать это лицо и предоставить, по возможности, доказательства. Если виновато лицо, которое пишет записку, также стоит указать себя в роли виновника.
Читайте также, как написать объяснительную записку:
- О невыполнении должностных обязанностей.
- Об опоздании на работу.
Если имеется бланк объяснительной записки на предприятии, то следуйте указанным в нем рекомендациям по написанию. Кроме того, можно обратиться к нормативным документам предприятия: нередко в них также указываются рекомендации или формы написания объяснительных записок.
Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог
Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.
Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.
Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?
Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.
Виды речевых ошибок
Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.
Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.
Виды речевых ошибок:
Примеры и причины возникновения речевых ошибок
С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.
Произносительные ошибки
Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:
Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).
Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».
Лексические ошибки
Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.
Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:
- Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
- Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
- Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).
Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.
Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.
Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».
Фразеологические ошибки
Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:
- Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
- Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
- Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
- Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
- Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
- Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».
Морфологические ошибки
Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.
- Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
- Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
- Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
- Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
- Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».
Орфографические ошибки
Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».
Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.
Стилистические ошибки
Этой теме мы посвятили отдельный материал.
Пути исправления и предупреждения речевых ошибок
Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:
- Чтение художественной литературы.
- Посещение театров, музеев, выставок.
- Общение с образованными людьми.
- Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.
Онлайн-курс «Русский язык»
Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.
Подробнее Купить сейчас
Источники
- Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
- Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
- Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
- Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.
Отзывы и комментарии
А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.