Придавать значение лексическая ошибка или нет

чему. Книжн. Относиться к чему либо всерьёз, вдумчиво. [Лисогонов:] Утверждают, что большевики завелись даже в нашем городе. [Бетлинг:] Нельзя придавать значения болтовне каких либо базарных торговок (М. Горький. Достигаев и другие). Вы придаёте…

Придавать значение

Придавать значение
чему. Книжн. Относиться к чему-либо всерьёз, вдумчиво. [Лисогонов:] Утверждают, что большевики завелись даже в нашем городе. [Бетлинг:] Нельзя придавать значения болтовне каких-либо базарных торговок (М. Горький. Достигаев и другие). Вы придаёте значение пьесе, и я не хочу способствовать её провалу ради личных выгод (М. Савина. Письмо В. И. Немировичу-Данченко, 25 дек. 1896).

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ.
.
2008.

Смотреть что такое «Придавать значение» в других словарях:

  • придавать значение — См. почитать, ценить… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. придавать значение …   Словарь синонимов

  • Придавать значение — См. мнительность, идеи отношения …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • придавать значение —    См. мнительность, идеи отношения …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • придавать — значение придавать • обладание, каузация придавать большое значения • обладание, каузация придавать важное значение • обладание, каузация придавать значение • обладание, каузация придавать исключительное значение • обладание, каузация придавать… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • значение — Смысл, разум; вес, важность, авторитет, достоинство, сила, ценность. Настоящий, переносный, прямой, собственный, строгий, фигуральный, буквальный, широкий смысл слова. Эта девушка артистка в полном смысле слова . Тург. Разум закона (прот.: ).… …   Словарь синонимов

  • значение — возрастает значение • изменение, субъект, много значение иметь • действие значение придавать • обладание, каузация значение придаётся • обладание, пассив на ся, перемещение / передача значение принадлежит • обладание, субъект значение приобретать …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • значение (для чего) — ▲ уровень ↑ влияние значение логическая величина; влияние на что л. в качестве одного из факторов (значение: иметь. представлять. придавать). иметь значение принадлежать к определяющим факторам чего л. (это имеет большое значение). приобретать… …   Идеографический словарь русского языка

  • ЗНАЧЕНИЕ — ЗНАЧЕНИЕ, я, ср. 1. Смысл, то, что данное явление, понятие, предмет значит, обозначает. З. взгляда, жеста. Определить з. слова. Лексическое з. слова (означаемое им понятие). 2. Важность, значительность, роль. Придавать чему н. большое з. Не имеет …   Толковый словарь Ожегова

  • значение — я, с. 1) Смысл, содержание чего л. Значение жеста. Значение слова. Ее тревожит сновиденье. Не зная, как его понять, мечтанья страшного значенье Татьяна хочет отыскать (Пушкин). Синонимы: смысл, содержа/ние 2) только ед. Важность, значите …   Популярный словарь русского языка

  • значение — ЗНАЧЕНИЕ, ЗНАЧЕНЬЕ, я; ср. 1. Основное смысловое содержание чего л. З. понятия. З. взгляда, жеста. З. речи, выступления. Определить з. слова. Лексическое з. слова (обозначаемое им понятие). Полное, прямое, буквальное, переносное з. слова. 2.… …   Энциклопедический словарь

Материал к заданию 20 ЕГЭ русский язык

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

ЕГЭ-2018 Лексические нормы русского языка (задание №20)

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями, происходящими в языке с течением времени.

Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.

Типичные лексические ошибки в аспекте точности.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов . Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость . Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб , черствый человек , но не черствый тор т или черствый друг . Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость , но не глубокий день или глубокая юность . В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в словосочетание. Например, беседа прочитана (беседа – это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).

С точки зрения современного языка часто бывает трудно объяснить причины различий сочетаемости близких по смыслу слов, например: Уделять внимание / придавать значение развитию спорта.

Многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека.

У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Русский язык, 1996):

1.Такой, который трудно сломать, разбить ( крепкая ткань, веревка ).

2. Сильный духом, непоколебимый ( крепкий духом старик ).

3. Здоровый, сильный ( крепкий организм ).

4. Надежный ( крепкая дружба, любовь ).

5. Достигающий сильной степени ( крепкий мороз, ветер ).

6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий ( крепкий чай, табак ).

7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

Рассмотрим, в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь – это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть . Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это «погодно-климатические условия», как и жара, влажность . Но невозможно сочетание крепкая жара .

Следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное чудо . Это один из видов тропов – оксюморон.

2 . Смешение паронимов . Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению ( останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический ). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга ( иллюстрированный и иллюстративный . Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал ) .

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении) . Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена ). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую ).

В речи встречаются различные виды многословия .

4.1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица ). Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

4.2. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. ( Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку) .

Тавтологичны некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший – самый лучший, наилучший; более красивее – более красивый, красивее.

В языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку в них используется терминологическая лексика. Например, словарь иностранных слов, бригадир первой бригады . Тавтологичными могут быть фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом .

4.3. Расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . (В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор ).

4.4. Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы ( вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др. ). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс общения.

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)

– немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания ( В кабинете висели портреты >русские писатели ).

Нарушение лексической сочетаемости.

Не всегда слова могут сочетаться друг с другом.

Ошибки этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что

— слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная песня

— одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища тружеников

— разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню

— несовместимы по традиции: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может быть сильной дружбы.

Употребление лишних слов.

Лишним является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего не уточняет в нем. Очень прекрасный день – « прекрасный» обозначает высшую степень качества, очень хороший; вступительная преамбула – преамбула и есть «вступительная часть»

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

Тавтология и неуместное повторение слов.

Тавтология – это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло масляное», «расскажу в рассказе».

Другая ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его повесили табличку, на которой написали, за что его повесили. причины этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».

Ошибки в употреблении местоимений.

Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь» можно понять в 4 вариантах.

Использование клише и штампов.

Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.

НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении

Всю четвёртую декаду апреля было холодно

Всю последнюю декаду апреля было холодно

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

У Ирины карие волосы и зелёные глаза.

У Ирины каштановые волосы и зелёные глаза.

3. Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности

На олимпиаде по русскому языку я потерял баллы из-за невнимательности

4. Смешение паронимов(близкие по звучанию, но разные по смыслу слова)

В ёлочном лесу очень хорошо дышится.

В еловом лесу очень хорошо дышится.

5. Неудачный выбор одного из синонимов

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили .

Адвокат добивался, чтобы его подзашитного оправдали .

6. Употребление лишнего слова (речевая избыточность)

В своёмстихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех, кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.

В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех,кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.

7. Пропуск необходимого слова,приводящий к искажению мысли или подмене понятий(речевая недостаточность)

В читальный зал в одежде не входить.

В читальный зал в верхней одежде не входить.

8. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов

В рассказе А.П.Чехова« Ионыч» рассказывается об Ионыче .

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится (повествуется, идёт речь) о враче.

9. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики

Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах .

Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в долларах.

10. Смешение лексики разных исторических эпох

Пётр Первый снял пиджак , засучил рукава и принялся за работу.

Слово пиджак появилось в русском языке только в 19 веке.

11. Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

Тренировочные упражнения.Нарушение лексической сочетаемости.

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.

3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.

5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.

6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Они работали как самые отъявленные специалисты.

2.Наши воины совершили много геройских подвигов.

3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

5.Вся публика была уже в триумфе.

6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

9.Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Задание 7. Исправить стилистические ошибки , указав нарушение лексической сочетаемости:

1. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея.

2. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы

3. На Раскольникова в шелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.

4. Катерина оказала протест против темного царства.

5. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре.

6. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.

7. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.

8. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.

9.Вместо с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.

10.Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.

11. Они работали как самые отъявленные специалисты.

12. В нашем коллективе надвигались радостные события.

13. Не следует умалчивать о вопиющих достижениях наших ребят.

14. Пришли ребята, удрученные опытом работы.

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

ОТВЕТЫ (задание 8)
1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.
5. Успехами мы не блещем.
6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.
10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.
12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила коричневые чулки.
15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.
17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло весной.
20. В течение долгого времени идет оформление документов.
21. Он был мне настоящим другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.
23. Он склонил голову ей на плечо.
24. Сын преклонил колени перед матерью.
25. Эта новость доставила ей удовольствие.
26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.
28. У нее были огромные карие глаза.
29. Он испытывал к нему сильную ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Задание 9. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Задание 10. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Задание 11. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Задание 12. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

Античная мифология; классические языки.

Врождённый талант, прирождённый ум.

Гостеприимный человек, радушный приём, хлебосольный хозяин.

Губительное действие, пагубное влияние.

Единый миг, один момент.

Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, продолжительный период, долговременный кредит.

Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить недостатки.

Найти опору, обрести поддержку.

Обнаружить закономерность, открыть закон.

Доказать теорему, обосновать теорию.

Предвещать поражение, предсказать успех.

Расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.

1. . имеющиеся недостатки. 2. Неожиданно у молодых предпринимателей возникли серьёзные проблемы. 3. . уделяем особое внимание. 4. . стартуют спортсмены. 5. Большое внимание было уделено . 6. . почтили присутствием . 7. Ведущую роль . играет. 8. . бурное развитие кинематографии. 9. . обеспечивает город ранними овощами. 10. Уже в раннем детстве . 11. Большую роль. сыграли .

1. только заядлые болельщики . 2. Успеваемость в старших классах снизилась . 3. . выгул собак. 4. . в связи с необходимостью санобработки помещения . 5. Особое внимание в работе комитета уделяется . 6. Наши спортсмены продолжают устанавливать рекорды. 7. Дети читают стихи , стоя полукругом . 8. Мои ноги подкашивались от усталости . 9. . грохотал барабан. 10. С большим волнением читаешь письма ветеранов. 11. Неожиданные заморозки губительно сказались на посевах кукурузы . 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать. 13. . он подарил книги школьной библиотеке. 14. . которые разделяют точку зрения коммунистических лидеров. 15. . и быстро покинула квартиру. 16. столь большого счёта. 17. Передовая технология позволяет устранить многие недостатки . 18. . кивает. 19. Увеличилось число несчастных случаев. 20. Ниловна предстаёт перед нами забитой, запуганной женщиной.

Рассмотрим примеры нарушения лексических норм русского литературного языка.

Лексические нормы русского литературного языка

Лексические нормы русского литературного языка — это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учётом их лексической сочетаемости и стилистической окраски.

Соблюдение лексических норм — важнейшее условие правильности речи. Правильный выбор слова и употребление его в нужном значении всегда позволяют точно выразить содержание, смысл высказывания. К примеру, если абитуриент в сочинении пишет: «Катерина — героиня с тонкой архитектурой души», — то о подлинном смысле этого высказывания мы можем только догадываться. Слово «архитектура» толкуется в словаре как «строительное искусство; стиль постройки». Попытка использовать данное слово в

несвойственном ему переносном значении нарушает норму словоупотребления, приводит к

Лексическая система постоянно развивается, пополняется новыми, в том числе заимствованными словами. Она плохо поддается формализации и унификации. Вот почему невозможно дать список трудных случаев реализации норм словоупотребления, какой-то свод правил. Обращение к толковым словарям, вдумчивое чтение художественных и других текстов способствуют расширению вашего лексического запаса, развитию языкового чутья.

Рассмотрим примеры нарушения лексических норм русского литературного языка.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость.

Примеры из сочинений абитуриентов: «производить особый интерес на читателя»

(вместо «производить впечатление» или «вызывать интерес»), «применять в своих

произведениях народное творчество» (вместо «обращаться в своих произведениях к народном

творчеству»), «носить символический образ» (вместо «иметь символическое значение»).

В отдельных случаях причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается

закрепление слова в устойчивых выражениях. Устойчивые сочетания (потому они так и

называются) имеют вполне определенные связи, разрушать которые нельзя: уделять

внимание или придавать значение, а не «уделять значение»; играть роль или иметь значение, а

не «играть значение»; выражать протест, а не «делать протест». Вот почему ошибочны

Роман сыграл большое значение в жизни Пушкина. Идя на свидание, Катерина делает открытый протест темному царству.

Черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не глубокий день или глубокая юность.

У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Русский язык, 1996):

1.Такой, который трудно сломать, разбить (крепкая ткань, веревка).

2. Сильный духом, непоколебимый (крепкий духом старик).

3. Здоровый, сильный (крепкий организм).

4. Надежный (крепкая дружба, любовь).

5. Достигающий сильной степени (крепкий мороз, ветер).

6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий (крепкий чай, табак).

7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

Рассмотрим, в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь – это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть. Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это «погодно-климатические условия», как и жара, влажность. Но невозможно сочетание крепкая жара.

Следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное чудо. Это один из видов тропов – оксюморон.

2. Смешение паронимов. Следует учитывать существование в языке паронимов (от греч. para рядом + onoma — имя), то есть похожих, созвучных однокоренных слов с разными значениями, и парономазов, то есть разнокорневых слов, далеких по значению, но сходных по звучанию. Например, одеть и надеть, экономичность и экономия (паронимы); приучать и приручать (парономазы). Наличие сходства звукового облика создает дополнительные трудности при выборе слова, если значение его вы знаете лишь приблизительно.

Отсюда такие нарушения норм словоупотреблений, как монограмма вместо монография в

следующем высказывании: «Это мысль, достойная по глубине целой монограммы»

(монограмма – это «вязь из двух или более букв», монография – «научное исследование,

посвященное одному вопросу, теме»). Ведущий одной из радиопрограмм употребил даже слово

пария вместо пассия: «Он просит исполнить для своей парии песню». Достаточно обратиться к

толковому словарю, например, С.И.Ожегова, чтобы выяснить, что пария – это «отверженное,

бесправное, угнетаемое существо», а потому это слово вряд ли подходит для обозначения

любимой девушки. Скорее всего, подразумевалось слово пассия – «предмет любви, страсти».

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении). Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).

Помните о необходимости точного понимания значения слова, в случае затруднения

обращайтесь к толковым словарям или ищите замену данного слова известным вам

эквивалентом. Абитуриент, написавший в сочинении: «Он прозябал вечерами в театре», — явно

не знал точного значения слова «прозябать» — вести жалкую, бессодержательную, бесцельную

Необходимо учитывать, что неправильное словоупотребление может быть связано с

неразличением оттенков значения синонимов, то есть слов близких, но не одинаковых по

смыслу. К примеру, употребление слова обширный в контексте: «Остается удивляться его

обширной (вместо большой) любви» является неправильным, так как прилагательное

«обширный» синонимично прилагательному «большой» при обозначении размера, величины

(большая территория, обширная территория), но не при обозначении силы чувства.

Полезно обращаться к специальным словарям синонимов. Так, в «Словаре синонимов

русского языка» З.Е. Александровой слово обширный приводится в качестве синонима к

прилагательному большой с соответствующими уточнениями: обширный – большой по

Неправильно Правильно
Эти функции поручаются классному руководителю Функция — обязанность, её не поручают, а возлагают, вменяют Эти функции возлагаются на классного руководителя
Он одел пальто и вышел на улицу Одеть можно кого-то, например ребёнка Он надел пальто и вышел на улицу
Необходимо повысить подготовку специалистов Подготовка специалиста может быть хорошей или плохой. Её можно улучшить, а не повысить Необходимо улучшить подготовку специалистов
Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях Половина не может быть большей или меньшей Более половины группы занимается в спортивных секциях

Различные примеры нарушения лексических норм

Лексическая ошибка Лексическая норма
1. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы (плеоназм) 1. За истекший период нами были проведены осушительные работы
2. Выступление юного гимнаста было весьма техническим (смешение паронимов) 2. Выступление юного гимнаста было весьма техничным
3. Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов (неуместное употребление слова увеличить без учёта его лексического значения и без учёта его лексической сочетаемости: уровень благосостояния может быть высоким или низким; его можно повысить, но не увеличить) 3. Необходимо повысить уровень благосостояния наших ветеранов

Многословие.

В речи встречаются различные виды многословия.

4.1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица). Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

4.2. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. (Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку).

4.3. Расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. (В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор).

4.4. Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы (вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др.). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс общения.

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания) – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели русские писатели).

Лексические ошибки и способы их предотвращения

Аннотация: в статье даны методические рекомендации по предотвращению у учащихся лексических ошибок. Продемонстрированы формы работы с разными типами лексических ошибок: как изучаемых, так и не изучаемых в школьной программе. Приведены примеры лексической работы с художественными текстами.

  • Автор записи

Автор: Алена Чернолихова
Дата записи

Ответственный за размещение информации:
Виктория Разводовская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

О сайте

«Слово учителю» – электронное издание Городского методического центра департамента образования Москвы. Оно было создано в 2014 году для обмена педагогическим опытом и развития образовательного пространства столицы.

Здесь публикуются авторские статьи с результатами педагогических и управленческих образовательных инноваций, сценарии уроков для педагогов-практиков, методистов, молодых ученых и учителей.

Авторы могут получить Электронное свидетельство о публикации на почту.

Найдите нас

Адрес
109004, Москва, Товарищеский переулок, 22.

CЛОВО

УЧИТЕЛЮ

Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57282 от 12 марта 2014 г. ISSN 2313-1136
Все права защищены. При цитировании материалов ссылка на сайт «Слово учителю» обязательна.

источники:

http://poisk-ru.ru/s7539t23.html

http://slovo.mosmetod.ru/2019/02/15/leksicheskie-oshibki-i-sposoby-ih-predotvrashheniya/

«Предавать» или «придавать» — как правильно?

Очень часто при написании вызывает затруднение то, как нужно писать правильно — «предавать» или «придавать». Действительно, эти два глагола очень похожи по написанию, за исключением всего одной буквы. А при произношении их вообще различить невозможно, так как в обоих случаях в первом слоге слышится звук «и». Тем не менее на сей счет существует ряд подсказок, которые помогут разобраться в этом непростом вопросе.

Значения глагола «предавать»

Для того чтобы разобраться, как писать правильно — «предавать» или «придавать», следует для начала ближе ознакомиться со значениями каждого из слов.

Свет: частица или волна? История развития представлений и корпускулярно-волновой дуализм.Вам будет интересно:Свет: частица или волна? История развития представлений и корпускулярно-волновой дуализм.

В словаре для первого из них чаще всего попадаются следующие три:

  • Первое – «изменять, нарушать верность кому-нибудь или чему-нибудь». Пример: «Несмотря на то что пришлось перенести пытки, Соловьев не предал никого ни во время следствия, ни будучи уже в лагере».
  • Второе значение снабжено такими пометками, как «устаревшее», «книжное» и интерпретируется как «выдавать, отдавать во власть, в чье-либо распоряжение». Пример: «Буквально зверея на глазах, Валентин кричал: «Опять ты путаешься под ногами? Ты это делаешь специально? Смотри, доиграешься, и я предам тебя в руки милиции!»».
  • Третий вариант – это «подвергать какому-нибудь действию, приводить в какое-нибудь состояние». Пример: «Если кто-то злословит на своего отца или свою мать, того должно предавать смерти».

Значения глагола «придавать»

Что касается глагола «придавать», то в словаре можно найти четыре его толкования.

  • Первое из них, это – «давать, дополнять, прибавлять». Пример: «Этот человек обладает сильным характером, позволяющим ему не скрывать собственного неодобрения тому, что творится вокруг, и уметь придавать своим высказываниям особую основательность и вескость».
  • Второе – это «увеличивать, усиливать какое-либо качество». Пример: «Священнослужители объясняют, что у праздников есть две религиозные функции: первая из них – это придавать миру новую энергию, а вторая – очищать старое бытие, которое осквернено».
  • В соответствии с третьим значением, «придавать» – это (в сочетании с такими существительными, как «форма», «облик», «вид») «делать каким-либо по виду или по характеру». Пример: «Друзья удивлялись: «Неужели он мог жениться лишь для того, чтобы в доме была хозяйка, чтобы придать себе больше веса в обществе, а своей холостяцкой квартире — полноту семейного дома?»».
  • Четвертое в сочетании с существительными «смысл», «цена», «значение», «важность» будет означать: «относиться к чему-нибудь тем или иным образом, осмысливать». Пример: «Я вас серьезно предупреждаю: если вы именно сейчас не станете придавать значения данному вопросу, это может стать очень большой проблемой».

Произведя более детальное знакомство с лексическим значением обоих глаголов, можно перейти к первой подсказке. Чтобы определиться, какой из глаголов употреблять – «предавать» или «придавать», нужно глубже вникнуть в оттенки его значения и подобрать тот из приведенных выше, который ему наиболее соответствует.

Чтобы разобраться со второй подсказкой, следует изучить синонимы к каждому из глаголов.

Синонимы к глаголу «предавать»

Можно подобрать следующие:

  • изменять;
  • не хранить верность;
  • передавать;
  • продавать;
  • подвергать опасности;
  • обманывать;
  • переметнуться;
  • закладывать;
  • заваливать;
  • засыпать;
  • палить;
  • вламывать;
  • кидать;

  • совершить предательство;
  • перебегать на сторону врага;
  • отдавать на растерзание;
  • выдавать с головой;
  • отдавать на откуп;
  • продавать за тридцать сребреников;
  • продавать за чечевичную похлебку;
  • отдавать во власть;
  • отдавать в распоряжение;
  • сдавать;
  • сдавать со всеми потрохами;
  • отдавать;
  • возвращать;
  • раздавать;
  • выдавать.

Далее перейдем ко второму глаголу.

Синонимы к глаголу «придать»:

Среди них находятся такие, как:

  • приписывать;
  • приукрашивать;
  • преувеличивать;
  • внушать;
  • наводить;
  • вселять;
  • вносить;
  • привносить;
  • добавлять;
  • вовлекать;
  • прибавлять;
  • подбавлять;
  • усиливать;
  • сообщать;
  • присоединять;
  • вкладывать;
  • прилагать;
  • дополнять;
  • присовокуплять;
  • доливать;
  • вкладывать;
  • снабжать;
  • наводить.

Теперь пришло время прибегнуть ко второй подсказке. Чтобы выбрать из двух вариантов — «предавать» или «придавать», следует подобрать синонимы к глаголу, воспользовавшись приведенными примерами. В соответствии с тем, синонимы из какой группы являются подходящими, и нужно выбирать вариант употребления одного из двух глаголов.

Правило двух приставок

Знание этого правила дает нам третью подсказку. Каждая из приставок «пре» и «при» придает словам те или иные значения.

«Пре»:

  • Высокая степень действия или качества, можно заменить словом «очень» (пренебречь; преувеличить).
  • Значение, приближенное к приставке «пере» (переступить; превращать).
  • «При»:

  • Близость в пространстве (прикарманить; прижать).
  • Присоединение, приближение (прибивать; приделывать).
  • Неполное действие (прищуриться; присесть).
  • Доведение до конца (придумать; пристукнуть).
  • Исходя из всего сказанного, в заключение будут даны ответы на вопросы, которые возникают наиболее часто.

    • «Придавать значение» или «предавать значение»? В этом случае нужно выбрать первый вариант.
    • «Придать огласке» или «предать огласке»? Огласке нужно предавать, а не придавать.
    • «Придать друга» или «предать друга»? К сожалению, иногда случается, что друзей предают.

    Автор:

    Епифан Константинов

    02-10-2018 02:24

    Жду ваши вопросы и мнения в комментариях

    В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

    • Примеры распространённых лексических ошибок
      • Нарушение лексической сочетаемости слов
      • Ошибки в похожих словах
      • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
      • Ошибки из-за невнимательности
    • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
      • Словари сочетаемости
      • 1. Gufo
      • 2. КартаСлов.ру
      • 3. Грамота.ру
      • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
      • 4. Орфограммка
      • 5. Текст.ру
      • 6. LanguageTool
      • 7. Тургенев
      • 8. Главред
    • Небольшой тест
    • Выводы

    Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

    В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

    Примеры распространённых лексических ошибок

    На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

    Примеры основных типов речевых лексических ошибок

    Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

    Нарушение лексической сочетаемости слов

    Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

    Типичным примером таких ошибок являются фразы:

    • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
    • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
    • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

    Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

    1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

    Речевая избыточность в словосочетании

    1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

    Неправильное по смыслу употребление слов

    1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

    Пример нарушения лексической сочетаемости слов

    1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

    Лексическая ошибка сочетаемости

    Ошибки в похожих словах

    Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

    • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
    • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
    • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
    • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
    • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

    Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

    1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

    Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

    Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

    Неправильно:

    Ошибки со словом «одеть»

    Правильно:

    Правильное употребление «надеть» и «одеть»
    Правильное употребление «надеть» и «одеть»

    1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

    «Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

    Неправильно:

    Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

    Правильно:

    Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

    Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

    Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

    Лексическая ошибка с гиперонимами

    С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

    Ошибки из-за невнимательности

    Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

    • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
    • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

    Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

    Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

    Словари сочетаемости

    По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

    1. Gufo

    Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

    Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

    Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

    Информация из разных словарей gufo.me

    2. КартаСлов.ру

    Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

    Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

    Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

    Возможности сервиса КартаСлов

    3. Грамота.ру

    Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

    Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

    Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

    Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

    Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

    Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

    4. Орфограммка

    Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

    Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

    Возможности сервиса Орфограммка

    Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

    • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

    Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

    • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

    Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

    • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

    Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

    В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

    Исправление лексических ошибок в Орфограммке

    5. Текст.ру

    Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

    Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

    В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

    Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

    Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

    MS Word неправильно подчёркивает ошибки

    А Advego – в согласовании числительного и существительного:

    Advego не распознал ошибку

    У text.ru таких грехов нет.

    text.ru правильно подчёркивает ошибки

    В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

    6. LanguageTool

    Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

    Проверка нарушений лексики в LanguageTool

    Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

    Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

    Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

    Настройка параметров проверки в LanguageTool

    7. Тургенев

    Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

    Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

    Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

    В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

    Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

    8. Главред

    Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

    Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

    Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

    Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

    Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

    А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

    Найденные Главредом лексические ошибки

    Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

    Небольшой тест

    Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

    Выводы

    Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

    Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

    Еще по теме:

    • Частые ошибки пунктуации
    • Расставленные невпопад знаки препинания в текстах могут испортить общее впечатление о сайте. Для тех, кто стремится писать грамотнее, мы собрали частые пунктуационные ошибки на сайтах и…

    • Программа VS плагиат. Видят ли антиплагиаторы смысловую неуникальность?
    • Сегодня текстовый контент на сайте в первую очередь ценится за смысловую уникальность. Могут ли программы и сервисы проверки текстов (антиплагиаторы) «увидеть» не только техническую неуникальность,…

    • Новогодняя подборка: перлы копирайтинга — 2013
    • У всех бывают промахи, и у копирайтеров тоже. Но в канун Нового года хочется с улыбкой вспомнить творчество копирайтеров, пусть иногда и абсурдное, но очень…

    • Как писать SEO-тексты для людей, которые полюбит Яндекс?
    • SEO-тексты – тексты, ориентированные, в первую очередь, на поисковые алгоритмы, а не на людей. Обычно они малоинформативны, содержат неестественные речевые обороты, избыточные повторы ключевых фраз….

    • Как писать статьи для сайтов разных тематик
    • Подготовка Получение ТЗ от SEO-специалиста Изучение сайта и страницы, на которой будет размещён текст Получение информации от владельца/контент-менеджера сайта Анализ информации в интернете Написание Проверка…

    Есть вопросы?

    Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

    Всего найдено: 16

    Каким правилом регламентируется выпадение суффикса -ВА- в глаголах (переискал весь интернет, ответа нет): давать, продавать, подавать, передавать, вставать, оставаться, создавать, сдавать, узнавать, задавать, издавать, отдавать, доставать, приставать, придавать, сдаваться, отставать.

    Ответ справочной службы русского языка

    Такого правила нет. Слова с —ва— и без —ва— — это разные глаголы несовершенного и совершенного вида.

    Подскажите, как можно объяснить смысловую разницу между рядом однородных членов с обобщающим словом и уточняющими/поясняющими конструкциями? И соответственно, как объяснить разницу в пунктуации. 1) Одни из лучших произведений Пушкина — «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» — были куплены для библиотеки. 2) Для библиотеки были куплены книги Пушкина: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».

    Ответ справочной службы русского языка

    Разница в желании автора придать или не придавать ряду однородных членов характер приложения или уточнения. В устной речи смысловые оттенки передаются интонацией, в письменной речи – знаками препинания.

    Здравствуйте, уважаемые специалисты портала! Является ли в следующем предложении некорректной замена существительного «волосам» на местоимение «им» из-за того, что указанное слово входит в название? Студия красоты оказывает услугу «Счастье для волос», дающую им здоровый внешний вид и нужные элементы.

    Ответ справочной службы русского языка

    Такое употребление не вполне корректно, его лучше избегать.

    Обратите внимание, что правильно: придавать здоровый вид (а не давать). Сочетание давать нужные элементы в этом случае тоже не подходит.

    Добрый день! Фраза «результат, придающий чистоту». Вопрос. Может ли результат придавать чистоту или это неправильное словосочетание?

    Ответ справочной службы русского языка

    Это некорректное сочетание.

    Может ли значение отводится ?
    Например: В нашей стране большое значение отводится сельскому хозяйству.

    Ответ справочной службы русского языка

    Корректно: придавать значение.

    Пожалуйста, объясните какая разница между этими двумя случаями и почему такие ответы справочной службы?

    (Моё предложение, в котором нет уверенности нужна ли запятая после «что»:
    А что, как ни газеты, которые издавались 100 лет назад, расскажет нам об этом? )

    Вопрос № 225214
    Пожалуйста, как правильно: Что как НИ(НЕ) путешествие восполнит дефицит ваших впечатлений.
    Егорова Светлана Викторовна

    Ответ справочной службы русского языка
    Правильно: что, как НЕ путешествие, восполнит…
    http://www.gramota.ru/spravka/buro/29_292036

    Вопрос № 246343
    Добрый день!
    Скажите, пожалуйста, верно ли расставлены знаки препинания в нижеследующем предложении?
    А что, как не(и) ювелирное искусство, призвано придавать форму эмоциям?!

    Ответ справочной службы русского языка
    Правильно: А что как не ювелирное искусство призвано придавать форму эмоциям?!

    Ответ справочной службы русского языка

    Союзные обороты, начинающиеся словами «если не», «как не» и употребляющиеся после относительных местоимений и наречий («где», «кто», «куда», «откуда», «когда»), обособляются.

    И где, как не в этих суровых горах, торжествовать праву сильного. Л. Карелин, Головокружение. За кого, если не за тебя, отдал бы я душу свою… А. Бестужев-Марлинский, Фрегат «Надежда». Кто, кроме соотечественника, примет к сердцу эти впечатления, тревоги и рассказы? Кто, как не он, ощутит именно то, что вы сами ощущаете? М. Салтыков-Щедрин, За рубежом.Кому, как не старому хозяину, дался бы Малек-Адель в руки! И. Тургенев, Конец Чертопханова. И кому, как не вам, главному победителю, нашему доброму гению, сейчас радоваться?! А. Алексин, Раздел имущества. Если бы я и был виноват, кто, как не она, меня наказала? В. Каверин, Два капитана. Ты должна меня понять. Кто, если не ты? А. Вампилов, Прощание в июне.

    @ В лингвистической литературе подобные конструкции с союзом «как» описываются противоречиво. Ср. такие примеры: Кто, как не он, может выполнить вашу просьбу (Д. Э. Розенталь. Справочник по пунктуации); Кто как не он поможет! Кому как не ему идти! С кем как не с ним посоветоваться! Куда как не к начальству обращаться! (Русская грамматика). Однако примеры из художественной литературы показывают, что союзные обороты со словами «если не» и «как не» обособляются в подавляющем большинстве случаев.

    См.: http://gramota.ru/spravka/punctum/58_841

    Здравствуйте!
    Пожалуйста, откликнитесь на мою просьбу. Это, конечно, не жизненно важный вопрос, но вопрос доброго имени :)
    Я уже дважды спрашивала вас, но, видимо, письма затерялись в дороге.
    Объясните, правильно ли говорить «не придавать цены», «не придавать роли» в смысле «не придавать значения»? (В песне: «Но этой истине старинной наш брат цены не придает».)
    В справочниках я ответа не смогла найти. Вся надежда на вас!

    Ответ справочной службы русского языка

    Это выражение не является устойчивым (в отличие от «не придавать значения чему-либо»), но в то же время оно не ошибочно, образовано в соответствии со смысловыми возможностями глагола придать (придавать): придать цену чему-либо — то же, что «назначить, приписать цену». Должны признаться, что вне песенного контекста это выражение мы не слышали.

    Добрый день!
    Как правильно: не придавать большого значения / не придавать большое значение?
    И почему?
    Заранее спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Лучше: не придавать большого значения чему-либо.

    Здравствуйте.
    Материал, из которого изготовлен сувенир, является разработкой современных ученых.
    Правильно ли употребление слова «является».
    Один известный журналист не раз подчеркивал, что «являться может только святой Серафим», чем сбил меня с толку.
    Спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Употребление корректно. Такая поговорка действительно существует (нам приходилось слышать ее в таком варианте: являются только черти), этим хотят сказать, что использование глагола являться не всегда может быть уместно. Являться в значении ‘быть, представлять собой’ широко употребительно в канцелярской, деловой, а также в научной речи, поэтому в живой разговорной речи, при непринужденном общении, употребление этого глагола не всегда оправданно, он может придавать словам говорящего ненужную громоздкость, тяжеловесность, официоз (например, приведенное Вами предложение в живой речи лучше звучало бы так: материал… разработан современными учеными). Но не следует воспринимать эту поговорку как категоричный запрет на употребление глагола являться, всячески избегать этого слова тоже неправильно.

    Поздравляю с днем рождения! Желаю всем сотрудникам «Грамоты» крепкого здоровья и большого терпения, чтобы снова и снова отвечать на наши бесконечные вопросы!
    И все-таки, когда с глаголом «придать» употребляется родительный падеж, а когда — винительный? Мне кажется, «придать объема» звучит дико.
    Спасибо и всего доброго!

    Ответ справочной службы русского языка

    Глагол придать употребляется с последующей формой родительного падежа в значении «усилить что-либо, добавить чего-либо»: придать храбрости. В значении «дать что-либо дополнительно» используется винительный падеж. Таким образом, «дать дополнительный объем» — придать объем.

    Кроме этого, глагол придать используется с формами только винительного падежа следующих существительных: 1) вид, форма, облик и т. п. (в значении «сделать каким-либо по виду, по характеру»); 2) значение, смысл, важность, цена («отнестись к чему-либо так или иначе»): придавать большое значение чему-либо (но при отрицании: не придавать значения).

    Добрый день!
    Скажите, пожалуйста, верно ли расставлены знаки препинания в нижеследующем предложении?
    Заранее спасибо.

    А что, как не(и) ювелирное искусство, призвано придавать форму эмоциям?!

    Ответ справочной службы русского языка

    Правильно: А что, как не ювелирное искусство, призвано придавать форму эмоциям?!

    Подскажите, пожалуйста, какое смысловое значение имеет буква «у», находящаяся в начале слова (например, думать — удумать, мыслить — умыслить, делать — уделать, бить — убить и т. д.)?
    Вопрос интересует в контексте значения слова «умысел», «умышление». Мне кажется, что добавление буквы «у» в начало слова может означать усиление, а также придавать некое отрицательное, негативное значение новому слову.
    Заранее благодарен.

    Ответ справочной службы русского языка

    Значение этой приставки можно узнать в нашем толково-словообразовательном словаре (окно «Проверка слова»).

    Скажите, как правильно: предаваться чревоугодию или придаваться чревоугодию

    Ответ справочной службы русского языка

    Верно: _предаваться._

    Здравствуйте!
    Как правильно говорить:В отделении или НА отделении?
    Второй вопрос:раскрасить или разукрасить картинку?

    Ответ справочной службы русского языка

    1. Правильно: _в отделении (хирургии)_. 2. Возможны оба варианта. _Разукрасить_ — придавать кому-л., чему-л. красивый, нарядный вид с помощью каких-л. украшений, отделки. _Раскрасить_ — расписывать красками (обычно разноцветными).

    Пожалуйста, ответьте, что значит «травестирование»

    Ответ справочной службы русского языка

    _Травестирование_ — действие по глаголу _травестировать_ — переделывать художественное произведение, придавать художественному произведению какой-л. новый вид.

    Типичные языковые ошибки, связанные с нарушением лексических норм

    1.
    Употребление
    слова не в том значении, какое указано
    в словаре
    .
    Причина – неверное понимание или
    незнание значения слова. В первую очередь
    это касается употребления в речи
    иноязычных слов.

    Например,
    как показывает опыт, многие студенты
    уверены, что слово «мораторий» обозначает
    «запрет». Однако это не так. Мораторий
    – это отсрочка исполнения обязательств,
    устанавливаемая правительством на
    определенный срок ввиду наступления
    чрезвычайных обстоятельств.

    2.
    Неверный
    выбор слова из ряда подобных слов, то
    есть близких по форме или значению
    .

    1)
    Употребление
    синонимов.

    Синонимы
    – это слова, по-разному звучащие, но
    одинаковые или близкие по значению.
    Синонимы образуют синонимический ряд,
    в котором на первом месте стоит главный
    синоним, выражающий общее значение всех
    других слов, затем идут синонимы,
    отличающиеся оттенками значения, сферой
    употребления, стилистическими оттенками.
    В этом нас убеждает «Словарь синонимов».
    Попробуйте определить, какие слова
    книжные, нейтральные, разговорные,
    просторечные в таком синонимическом
    ряду, как «беседовать, болтать, говорить,
    калякать, разговаривать, толковать»?
    Если руководитель скажет своим
    подчиненным: «Я пригласил вас покалякать»,
    он допустит ошибку в выборе синонима,
    употребив тот, который не может быть
    уместным в официально-деловом стиле.

    Например:
    Студент из Пакистана решил стать русским
    гражданином.
    Здесь допущена ошибка в выборе слова
    из ряда синонимов русский
    – российский
    .
    Правильно: Студент из Пакистана решил
    стать российским
    гражданином.

    Достаточно часто
    в речи нецелесообразно употребляются
    иноязычные слова при наличии русского
    эквивалента-синонима: зачем говорить
    «надо пролонгировать
    срок выполнения задания» вместо «надо
    продлить
    срок выполнения задания». Иногда
    употребление иноязычного эквивалента
    уместно: например, «подписан контракт»,
    вместо «подписан договор». Использование
    слова контракт
    оправдано тем, что, в отличие от русского
    синонима договор,
    имеет
    конкретное значение – письменный
    договор.

    2)
    Употребление
    антонимов, омонимов, паронимов
    .

    Антонимы
    – это слова
    с противоположным значением. Нельзя
    сказать: «Дела улучшаются
    все хуже».
    Правильно: «Дела становятся все хуже».

    Омонимы
    – это слова, одинаковые по написанию и
    звучанию, но различные по значению.
    Нельзя считать удачным пример: «Вы
    прослушали
    объявление», так как возникла
    двусмысленность (неясно: пропустили
    или выслушали).

    Паронимы
    – это однокоренные слова одной части
    речи, близкие по звучанию, но имеющие
    разное значение.

    Паронимами являются,
    например, слова: мифический и мифологический,
    элитный и элитарный, факт и фактор,
    паритет и приоритет, представить и
    предоставить. Так, предоставить
    означает
    дать возможность пользоваться чем-либо,
    представить
    – передать,
    дать, предъявить (представить отчет,
    заявку, справку, факты, к награде, к
    званию; предоставить – кредиты, квартиру,
    отпуск, должность, права, независимость,
    слово); усвоить
    (понять и
    запомнить) и освоить
    (научиться пользоваться на практике);
    командированный
    (человек, имеющий служебное поручение,
    связанное с выездом куда-нибудь) –
    командировочные
    (деньги на расходы по командировке),
    дипломант
    (лицо, награжденное дипломом) –
    дипломник

    – студент, выполняющий дипломную работу;
    надеть
    (на себя или другое лицо) —
    одеть
    (кого? –
    ребенка).

    Какова
    разница в словах «экономичный – экономный
    – экономический»? Экономичный
    – выгодный, дающий возможность сэкономить
    (двигатель), экономный
    – бережливый (человек), экономический
    – относящийся к экономике, хозяйственной
    деятельности (подход).

    Особенно
    важно правильно использовать паронимы
    в деловом общении, где важна смысловая
    точность.

    3.
    Речевая
    избыточность или многословие: плеоназм
    и тавтология
    .

    Плеоназм
    смысловая
    избыточность сочетания слов или сложного
    слова, когда составные части значат
    одно и то же или содержат один и тот же
    смысловой компонент: главная суть,
    процесс строительства, ввести новое
    понятие, в мае месяце, пять человек
    детей, 150 рублей денег. Часто плеоназм
    появляется при соединении синонимов:
    например, только
    лишь
    . Особенно
    часто эта ошибка наблюдается при
    употреблении иноязычных слов: памятный
    сувенир, необычный феномен, демобилизоваться
    из армии, немедленно госпитализировать,
    свободная вакансия, прейскурант цен,
    форсировать ускоренным темпом.
    Разновидностью плеоназма является
    тавтология.

    Тавтология
    – повторение в пределах одного или
    соседних предложений однокоренных
    слов (например: следует
    учитывать следующие
    факторы).

    4.
    Нарушение
    лексической и фразеологической
    сочетаемости, то
    есть
    закона соединения слова с определенным
    словом или определенным рядом слов. Мы
    говорим: стадо коров, табун лошадей,
    караван верблюдов, стая волков, но
    слышали ли вы о «табуне зайцев»?

    Можно
    повысить скорость (то есть то, что может
    быть высоким), но можно ли повысить
    выпуск приборов или повысить кругозор?
    Нет, только увеличить (в первом случае)
    и расширить (во втором). Мы говорим
    «играть роль», и «иметь значение»,
    «уделять внимание» и «придавать
    значение». И это правильно. Все иные
    варианты (например, играть значение,
    иметь роль, придавать внимание) –
    нарушение лексической нормы.

    Фразеологические
    обороты

    это устойчивые обороты речи, которые
    воспроизводятся как готовые лексические
    единицы. Нарушение фразеологической
    сочетаемости чаще всего связано с
    заменой одного компонента фразеологического
    оборота другим: лежать не смыкая взгляда
    (правильно:
    лежать не смыкая глаз), львиная часть
    (правильно: львиная доля).

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прибор для удаления ошибок автомобиля как называется
  • Придавать внимание лексическая ошибка
  • Прибор для считывания ошибок на автомобиле
  • Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны найти ошибку
  • Прибор для считывания ошибок инжектора