Прием лови ошибку пример

Для того чтобы вызвать интерес у учащихся в процессе обучения я использую методический приём "Лови ошибку!" Этот приём можно применять на

Прием «Лови ошибку!»

Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения на уроках я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого приёма? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;

приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

развивает аналитические способности;

предоставляет поле для практического применения полученных знаний;

заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Этот приём можно использовать как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках русского языка

Учащимся предлагается задание:

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.

В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.

2) Можно работать индивидуально — у каждого своя карточка-текст, а можно работать в паре с товарищем.

Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки. Какое правило не знает ученик, допустивший ошибки?

Вьюга.

На улице стаит халодная зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.

3)Учитель даёт установку найти определенное количество ошибок.

Найди ошибки (11 ошибок)

Пруд ожил.

      Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо кочялись камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты. Мы любим играт  у пруда.

4)Можно не указывать число ошибок в тексте.

Рибята пришли в лез. У пенка лижал ёш. По трапинке прополс уж. Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.

Экспериментируйте и вы, найдете подходящий для себя способ и метод писать грамотно и без ошибок.

Формирование
критического мышления

в процессе
обучения истории и правовым дисциплинам

Саликов
В.Ю.,

учитель
истории и общественно-политических
дисциплин

СОШ
№ 36 г. Тамбова,

победитель областного
конкурса “Учитель года – 2003”

Аннотация

Проблемное обучение на уроках истории.
Развитие критического мышления
школьников. Приемы “Я уже знаю”, “Лови
ошибку”, “Решение творческих учебных
задач” позволяют увеличить познавательную
активность учащихся, обеспечивают
положительную мотивацию учебной
деятельности, настраивают школьников
на творческий поиск.

Особенности подготовки и
проведения уроков

с использованием
методики формирования критического
мышления

Цель: обеспечение максимальной
эффективности проведения урока.

Подготовка к уроку:

  • предварительный
    анализ учителем материала изучаемой
    темы; выделение и формулировка проблемы,
    которую учащиеся должны решить на
    уроке;

  • диагностика
    уровня подготовленности класса к
    выполнению той или иной работы;

  • подбор
    пакета учебных текстов к уроку (при
    необходимости их адаптация к уровню
    развития школьников);

  • подбор
    конкретных педагогических приемов с
    целью использовать на уроке.

Изменения в структуре урока.

Применение методики формирования
критического мышления приводит к
изменению структуры урока. Выделяются
3 основные стадии: стадия вызова, стадия
осмысления, стадия размышления
(рефлексии).

Стадия вызова. Основная задача –
пробудить интерес, подготовить учащихся
к предстоящей работе. На этой стадии
происходит озвучивание цели урока,
принятие ее учащимися,
мотивация их
дальнейшей деятельности.

Стадия осмысления – стадия, в которой
учащиеся сталкиваются с новой информацией;
школьники пытаются решить поставленную
проблему, опираясь на сведения,
предоставленные учителем, текст учебника
или документа.

Стадия размышления (рефлексии) – стадия
на которой происходит корректировка
взглядов учащихся на основании полученной
ими новой информации, происходит
присвоение нового знания. Школьники
высказывают собственные идеи и
аргументируют их.

Правила,
которые необходимо соблюдать при
проведении уроков по формированию
критического мышления.

  • В работу
    должны быть вовлечены в той или иной
    степени все учащиеся. С этой целью
    полезно использовать приемы, позволяющие
    включить всех участников в процесс
    обсуждения.

  • Следует
    позаботиться о психологической
    подготовке учащихся. Для этого полезны
    проведение разминок, постоянное
    поощрение учеников за активное участие
    в работе, предоставление возможности
    для самореализации ученика.

  • Учащихся
    не должно быть много, не более 30 человек.
    Только при этом условии возможна
    продуктивная работа в группах. Очень
    важно, чтобы каждый был услышан, чтобы
    каждой группе была предоставлена
    возможность выступить по проблеме.

  • Для
    школьников должен быть создан
    максимальный физический комфорт. Столы
    лучше поставить “елочкой”, чтобы
    каждый ученик сидел вполоборота к
    ведущему занятие и имел возможность
    общаться в малой группе.

  • Вопросы
    процедуры и регламента надо обсудить
    в начале занятия и постараться не
    нарушать их.

  • Деление
    учащихся на группы лучше построить на
    основе добровольности, но обязательно
    добиться того, чтобы группы были
    примерно равны по силам.

Результативность: повышение
качества
образовательного процесса.

Приемы, используемые на стадии
вызова

Цель:
— актуализация имеющихся у учащихся
знаний по изучаемой теме;

  • обеспечение
    мотивации предстоящей деятельности;

  • подготовка
    учащихся к выполнению последующей
    работы;

  • создание
    ситуации успеха на уроке.

Прием “Я уже знаю”

Цель:


вызов индивидуальных имеющихся
представлений по изучаемой
теме;

— обеспечение включения каждого школьника
в учебный процесс.

Время выполнения: 7-8 минут.

Описание
приема
.

Учитель
выделяет ключевое понятие изучаемой
темы и предлагает учащимся за определенное
время выписать как можно больше слов
или выражений, связанных, по их мнению,
с предложенным понятием. Важно, чтобы
школьники выписывали все, приходящие
им на ум ассоциации.

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняю работу
индивидуально.

2
этап. 2 минуты. Обсуждение полученных
записей в парах (группах). Учащиеся
выделяют совпадающие представления,
наиболее оригинальные идеи, вырабатывают
коллективный вариант ответа.

3
этап. 2-4 минуты. “Сброс идей в корзину”.
Каждая пара (группа) поочередно называет
одно из выписанных выражений. Учитель
фиксирует реплики на доске. Основное
условие – не повторять то, что уже было
сказано другими.

В
результате, на доске формируется кластер
(пучок), отражающий имеющиеся у учащихся
знания по данной конкретной теме, что
позволяет учителю диагностировать
уровень подготовки классного коллектива,
использовать полученную схему в качестве
опоры при объяснении нового материала.

Пример. Тема: “Япония на
пути модернизации” 8 класс.

Учитель выписывает на доске ключевое
слово “Япония” и предлагает учащимся
выполнить работу.

Составляется кластер

Островное

государство

Самурай


Каратэ


Электроника


Страна

восходящего
Солнца

Островное

г



осударство

Иена

Рис


Япония

Сёгун

Кимоно







Токио

“Сони”


Тихий океан


Харакири


Дальний Восток

Учитель: “Из вышеперечисленного
мы можем установить, что Япония –
островное дальневосточное государство,
расположенное в бассейне Тихого океана,
обладающее древними культурными и
военными традициями. В настоящее время
Япония – высокоразвитое государство,
славящееся своей техникой и электроникой.
Столица – Токио, национальная валюта
– иена. Однако, к началу XIX века, по своему
экономическому и политическому развитию
Япония значительно отставала от ведущих
европейских держав и США”. Далее следует
объяснение нового материала.

Прием “Решение творческих учебных задач”

Цель: стимуляция творческой
мыслительной активности учащихся,
пробуждение интереса к изучаемой теме.

Время выполнения: 7-8 минут

Описание приема.

Опираясь на сюжет изучаемого материала,
учитель заранее составляет текст задачи
и предлагает учащимся найти различные
пути ее решения.

Условие задачи должно соответствовать
следующим требованиям:

  1. – наличие
    проблемы, требующей решения;


  2. достаточность условия;

  3. – корректность
    вопроса;

  4. – наличие
    противоречия (неочевидность ответа).

Учащиеся решают поставленную задачу
самостоятельно или в группах, выдвигают
варианты решения.

Учитель предлагает школьникам выяснить,
как данная ситуация разрешилась в
реальности (переход к изучению нового
материала).

Пример. Тема: “Мировой
экономический кризис 1929-1933 г.г.” 11 класс.

Задача: “Одной из главных причин
экономических кризисов является
нарушение баланса между производством
и потреблением: предложение на рынке
произведенных товаров превышает
платежеспособный спрос на них. Во
избежание убытков, предприниматели
вынуждены сокращать производство,
увольнять работников, что, в свою очередь
приводит к падению платежеспособности
населения и очередному сокращению рынка
сбыта. Предложите, в какие отрасли
экономики следует перераспределить
капиталовложения, чтобы сохранить
прибыль, обеспечить занятость населения,
но, при этом, не выпускать излишнюю
товарную массу?” (Контрольный ответ:
выпуск продукции по государственному
заказу (допустим вооружение);
перераспределение капиталов из сферы
производства в сферу обслуживания).

Прием “Лови ошибку”

Цель: актуализация имеющихся
у учащихся знаний по изучаемой теме,
развитие у школьников критического
подхода к получаемой информации.

Время выполнения: 5-6 минут

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст,
содержащий ошибочную информацию и
предлагает учащимся выявить допущенные
ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе
ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко
выявляются учащимися, исходя из их
личного опыта и знаний;

Б — скрытые, которые можно установить,
только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный
текст, пытаются выявить ошибки,
аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый
материал, после чего вернуться к тексту
задания и исправить те ошибки, которые
не удалось выявить в начале урока.

Пример. Тема “Права
несовершеннолетних по трудовому
законодательству” 9 класс.

Задание: “Предприниматель А. принял на
работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика
на оптовый склад табачных изделий на
следующих условиях:

  • 6-ти дневная рабочая неделя,
    продолжительность рабочего дня 8 часов;

  • ежегодный
    оплачиваемый отпуск – 2 недели;

  • испытательный
    срок при приеме на работу – 3 месяца.

Вопрос: Какие права несовершеннолетнего
Б. в сфере трудового законодательства
были нарушены?”

Результативность. Использование
перечисленных приемов на уроке приводит
к:

— актуализации уже имеющихся у учащихся
знаний по изучаемой теме;

  • обеспечению
    высокого уровня заинтересованности
    в изучении нового материала;

  • созданию
    ситуации успеха для каждого школьника;

  • возможности
    для учителя диагностировать уровень
    подготовки учащихся к изучению данной
    конкретной темы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие учителя пользуются этим методом, основываясь на собственном преподавательском опыте. «Лови ошибку» позволяет не только проверить, внимательно ли вас слушают ученики, но и убедиться в том, что пройденный материал усвоен качественно. Рассказываем об основных преимуществах этого метода, способах и примерах применения его на уроках.то представляет собой метод?

Учитель намеренно допускает ошибку в своем рассказе или записи на доске. Задача учеников — найти и исправить ее. Педагог может предупреждать детей, что им предстоит «поймать ошибку», чтобы заранее привлечь их внимание. Чаще всего этот метод используется для проверки пройденного материала, повторения важных фактов и дат. Слушая исправления, которые вносят ученики, преподаватель может сразу обнаружить пробелы в понимании сути вопроса (если таковые имеются).

Учитель может варьировать правила «ловли ошибок» в зависимости от уровня подготовки учеников и сложности материала:

* В начальных классах лучше предупреждать о «начале игры» и намекать детям на место ошибки мимикой и интонацией.

* Используйте этот метод для индивидуального подхода как к сильным, так и к отстающим ученикам. Первым это поможет продемонстрировать свои знания, вторым — включиться в учебный процесс.

* Установите фиксированное количество ошибок и неточностей, которые учащиеся должны найти в тексте, вашем рассказе или целом уроке. Можно добавить азарта, поделив класс на команды и выставляя баллы за каждое верное исправление.

* Применяя метод для повторения сложных вопросов, акцентируйте внимание учеников на верных исправлениях, а не самих неточностях, чтобы в их памяти откладывались только правильные варианты ответа.

* Попробуйте использовать этот прием в начале урока в качестве разминки, чтобы активировать внимание учеников и повторить пройденное, в середине, чтобы дети «не теряли бдительность» и не отвлекались, или в конце занятия, чтобы подытожить пройденный материал и разложить знания «по полочкам».

«Ловить ошибку» можно на любом школьном предмете

Вот несколько примеров применения приёма:

Литература

«Николай Васильевич Гоголь сжёг первый том «Мертвых душ»».

Фактическая ошибка: уничтожен второй том.

Русский язык

Здесь ошибки можно поделить на письменные и устные. Первые учитель пишет на доске или выдает тексты для исправления, вторые — неправильное использование ударений или форм слов, которые ученики должны выявить.

История

Можно допускать ошибки в датах («Великая Отечественная война закончилась в 1946-м году»), в хронологии и фактах, смешивая события и персонажей из разных эпох, чтобы у учеников после исправления сформировалось четкое представление о последовательности исторических лиц и событий. Например: «После победы в Северной войне Петр I отправился за границу изучать корабельное мастерство». Или: «Екатерина I пыталась подавить Пугачевское восстание» (Пугачевское восстание пришлось на правления Екатерины II).Математика

Намеренные ошибки в подсчетах и порядке вычисления «4+2:2= 3»

Английский язык

«She started his career in 2010».

Вместо «his» должно быть «her».

Биология

«Пауки — единственные насекомые, которые плетут паутину».

Пауки не являются насекомыми, а относятся к отдельному классу «паукообразные».

Возможности использования этого метода ограничены только вашей фантазией. «Лови ошибку» помогает развивать у детей критическое мышление и аналитические способности, а также позволяет применять на практике полученные знания. Такая необычная форма проверки пройденного материала требует от учеников внимательности и способности анализировать услышанное.

А вы уже применяли этот метод?

1.

Приём
«Лови ошибку»
Выполнили:
Карпушина Д.
Артамонова Д.
Пчелинцева М.

2.

«Лови ошибку» — универсальный
приём, активизирующий внимание
учащихся.
•При
объяснении нового материала или желая
заострить внимание учащихся на проблемном месте в
задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну
или несколько).
•Можно заранее оповестить детей о ее наличии.
•Обнаружив неточность, учащиеся вносят
коррективы, оглашают правильный вариант.

3.

Преимущества приема «Лови ошибку»:
универсален, его применение возможно на уроках
практически по всем дисциплинам;
приводит в тонус внимание, мыслительную
деятельность учащихся;
развивает аналитические способности;
предоставляет поле для практического применения
полученных знаний;
заставляет взглянуть на получаемую информацию с
долей скептицизма, порождает желание проверить
надежность источников, сравнить с данными других
ресурсов;
способствует более прочному усвоению учебного
материала.

4.

Формирует:
умение анализировать и информацию;
умение применять знания в
нестандартной ситуации;
умение критически оценивать
полученную информацию.

5.

Инструкция по «Ловле ошибок»
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо
ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты,
можно на любом этапе урока, в любом возрасте.
Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать
способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для
обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и
аргументации своего выбора.
Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной
информации в задании.
Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов.
При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с
подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками,
намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение
неточности.
Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким
признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу
своей точки зрения.

6.

Описание приема
Прием «Лови ошибку» может использоваться в работе по
группам, по парам и в индивидуальной работе на
разных этапах урока:
в начале – при устных упражнениях или при повторении;
в середине урока – при закреплении материала, на стадии
осмысления;
в конце урока – при подведении итогов, на стадии
рефлексии.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую
неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку
группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к
определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер
передает результаты учителю или оглашает задание и
результат его решения перед всем классом. Чтобы
обсуждение не затянулось, заранее определяется на него
время.

7.

Примеры применения приема «Лови
ошибку» на уроках русского языка
Учащимся предлагается задание:
Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать
текст в тетрадь.
Можно работать индивидуально — у каждого своя
карточка-текст, а можно работать в паре с товарищем.
Очень важно после этого объяснить все найденные
ошибки
Вьюга.
На улице стаитхалодная зима. Бушует вюга.
Сильный ветер всадукочает деревья. Ветки тополя
стучят в окно. Дарогузамило. Трудно пройти кдому.
Хлопья снега бют в лицо.

8.

Примеры применения приема «Лови
ошибку» на уроках окружающего мира
С помощью приема «Лови
ошибку» учитель проводит фронтальный
опрос.
Это игра на внимание, она развивает
мышление.
Учитель называет утверждения .
Учащиеся из перечисленных утверждений
выбирают верное или неверное .

9.

-Сейчас будем играть в игру «Лови ошибку». Внимательно слушайте утверждения. Если
вы подумали, что утверждение верное, то поднимаете зеленую карточку. А если вы
услышали неверное утверждение, то вы поднимаете красную карточку и даете
верный ответ.
— Глаза – это орган зрения.
— Нос – это орган вкуса.
— Уши – это орган слуха.
— Кожа – это орган осязания.
— А теперь чуть усложним. Я вам приведу одну ситуацию, из которой вы должны
извлечь верные действия.
— Если ваш младший брат или сестренка, в отсутствии взрослых дома, нечаянно обжег
руку, играя спичкой. Вы…
— Не обращая внимания на брата или на сестренку даете возможность дальше играть со
спичками.
— Убираете спички подальше, прячете его подальше от младшего брата или сестренки.
— Звоните родителям.
— Звоните своему однокласснику.
— Срочно вызываете врача скорой помощи по телефону 02.
— Срочно держите руку брата или сестренки под струей холодной воды.
— Мажете мазью, который ты сам нашел в домашней аптечке.
— Мажете мазью, который назначил врач.
— Мажете йодом или зеленкой, затем перевязываете место ожога бинтом или клеите
кусочек бинта пластырем.

Прием «Лови ошибку» Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся Прием формирует: *  умение анализировать информацию;  * умение применять знания в нестандартной ситуации;  * умение критически оценивать полученную информацию.

Прием «Лови ошибку»

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся

Прием формирует:

* умение анализировать информацию; * умение применять знания в нестандартной ситуации; * умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок.   Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.    Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.    Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.   .

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

.

 Примеры  казахский, английский или Русский язык  Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.   Литература или История  Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение .   Математика  учитель намеренно дает ошибочные равенства или неравенства. Ученики находят ошибки и исправляют их  геометрия  учитель дает несколько теорем или аксиом, в которых допущены ошибки. Нужно Найти и доказать ошибочность.   Биология, география, химия  учащиеся находят ошибки в соотнесении понятий и определений к ним, либо ошибки в характеристике объекта

Примеры казахский, английский или Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность. Литература или История Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение . Математика учитель намеренно дает ошибочные равенства или неравенства. Ученики находят ошибки и исправляют их геометрия учитель дает несколько теорем или аксиом, в которых допущены ошибки. Нужно Найти и доказать ошибочность. Биология, география, химия учащиеся находят ошибки в соотнесении понятий и определений к ним, либо ошибки в характеристике объекта

 Приём “Ложная альтернатива”  Универсальный прием. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы

Приём “Ложная альтернатива” Универсальный прием. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Пример Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например: *Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ? *Что растет не березе — яблоки или груши? *Слово «часы» — пишется как «чесы» или «чисы»?

08.04.201002.02.2018

Технологический прием заимствован из описанных А.А. Гином приемов педагогической техники, но, естественно, в новой редакции с учетом использования мультимедиа. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

lovi

Ученики заранее предупреждаются об этом. Информация с ошибками появляется на экране. В младших классах целесообразно слегка «подсказывать» ученикам изменением интонации или жестом. Вообще, при всей привлекательности этого приема, в начальной школе рекомендуется использовать его осторожно, в тех случаях, когда у учеников сформировались устойчивые базовые знания.

Эффект приема «Лови ошибку!» возрастает, если учитель «доказывает» заведомо неверную мысль, гипотезу, а задача учеников — найти контраргументы. Конечно, здесь не обойтись без импровизации, элементов артистизма учителя. Удачный пример использования этого приема приводит А. Гин.

Возможна раздача ученикам незаполненной таблицы. В одной колонке: «Ошибки». В другой: «Правильный вариант». Указывается количество ошибок.

Конечно, при составлении таких задач, учителю стоит как следует потрудиться. Слишком тривиальные ошибки типа 2*2=5 требуют от ученика лишь обыкновенной репродукции своих знаний. Имеет смысл усложнить задание, чтобы ошибка имела какую-то логику.

Например, на экране появляется: 3+3*4=24. Ученики не только замечают ошибку и доказывают, что правильный ответ 15, но и указывают, где «ошибся» учитель. В данном случае было произведено сначала сложение двух первых чисел, а затем умножение на 4. (А. Гин. Приемы педагогической техники. М., 1999. С. 13).

Если учитель проецирует учебную задачу на экран, необходимо максимально использовать видеоряд. К примеру, изображение животных и рядом ошибочные данные о них. Или разрезанные иллюстрации «перемешать» и предложить ученикам найти картинки с ложной информацией и т.д.

lovi1

И еще одно важное условие использования данного приема.

После ответов учеников обязательно на экране должна появиться информация с правильными вариантами. Причем необходимо добиться акцентированного внимания учеников изменением цвета, размера шрифтов, объектов, эффектами анимации (мигание, мерцание), «зачеркиванием», а лучше даже исчезновением ошибок и т.д. См. пример «Лови ошибку»

Автор: Михайлова Марина Александровна

МОБУ « Екатериновская ООШ»

Оренбургская область Саракташский район с. Екатериновка

Учитель: Михайлова Марина Александровна

Мастер-класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроке русского языка»

— Здравствуйте, уважаемые коллеги . Сегодня мы с вами проведем мастер- класс. Перед вами лежат  карточки  с цитатой . Давайте обратимся к цитатам. Прочитайте их и подумайте, какова будет тема нашего мастер-класса?

Приложение №1 Цитаты для карточек:

«Не мыслям надо учить, а мыслить» И.Кант

«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К. Д.Ушинский

«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться». Сенека Луций Анней (Младший)

«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Сенека Луций Анней (Младший)

«В учении нельзя останавливаться» Сюнь-цзы

«Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!» Сюнь-цзы

«Для жизни, а не для школы мы учимся» Ян Амос Каменский

-Действительно, все цитаты говорят о том, что учиться нужно на протяжении всей жизни, а для этого необходимо развивать на уроках ФГ.(слайд 1)

-Сегодня Вы подробнее познакомитесь с различными приемами развития функциональной грамотности на уроке русского языка. Надеемся, этот опыт будет полезен вам в работе.

 Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

— «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –с гордостью сказал первый ученик.

— «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –добавил второй.

— «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

— Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

— Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

-Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

Действительно ,мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

— «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

— умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» — о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

Ни для кого не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если учитель на уроке применяет интерактивные методы и игровые технологии обучения. Вот, например, современные учёные-педагоги, проведя множество экспериментов, выявили, что, если материал был только звуковым, то ученик запоминал бы около 25% объема, если информация была представлена зрительно — около 33%. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 50%, а если вовлечь интерактивные методы обучения в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%.

В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках русского языка , которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.

-Для развития ФГ на уроке можно использовать различные приемы. Перед вами таблица. Поставьте знак «+» напротив тех приёмов, о которых вы знаете и используете на уроках, с которыми знакомы. (распечатка)

Приём

Отсроченная отгадка

   

Проблемная ситуация

   

Кластер

   

Корзины идей

   

Лови ошибку

   

Своя опора

   

Шаг за шагом

   

Денотатный граф

   

Яркое пятно

   

Удивляй

Цветные поля

Диаграмма Венна

Ромашка Блума

   

— Какие приёмы вы используете? С какими знакомы?

— Замечательно, что вы знакомы с этими приемами. Но есть приёмы, которые вы используете реже или не знакомы с ними. Их мы рассмотрим подробнее.

Презентация приемов (каждый прием на отдельном слайде)

1) один из  способов «вхождения» в урок — прием «Отсроченная отгадка».

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения «Отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Например, приступая к изучению темы «Фонетика» в 5 классе, демонстрирую на слайде разные предметы. Вопрос: что объединяет эти предметы? И какая картинка лишняя?

Среди картинок с общим корнем – фон — лишняя картинка, изображающая фон рабочего стола. Общее у остальных предметов то, что они передают звук.

— Какая взаимосвязь между словом «звук» и уроком русского языка? Предположите, о чем будем говорить на уроке.

При изучении темы «Текст. Признаки текста» в 5 классе урок начинаю с вопроса      «Что общего между предметами, изображенными на слайде?» Мы видим разную ткань, оформленную в рулоны, и книгу с напечатанным текстом

В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое. Если из куска ткани вынуть хоть одну ниточку, то ткань испортится. Так и любой текст. Потеряв одно или несколько пр-ий, может потерять смысл.

— Предположите, что станет на уроке предметом нашего разговора? — текст

 Слово ТЕКСТ произошло от латинского слова, означает «ткань, единство» (т.е.   словесное единство). — Что можно исследовать и анализировать  в тексте? Законы построения текста, как связан текст, признаки текста

— Глядя на рисунок, расскажите о земле, по которой мы будем путешествовать ( пустыня (много песка), зной, пальмы, шатры (привал),  оазис, арабы…) — Перед нами песчаные степи аравийской земли. Как эта местность связана с текстом, который читали, готовясь к уроку? Действие, описанное Лермонтовым в стихотворении «Три пальмы», разворачивается именно на востоке. И неслучайно Лермонтов своему стихотворению дает подзаголовок- восточное сказание — автор предупреждает о восточном

 2) Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

— Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

4) Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов  «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.

1)Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, дети уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:

— А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)

5) Прием «Лови ошибку»

Универсальный прием, который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.

Пример использования приема «лови ошибку» при изучении темы «Удвоенные согласные»: дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:

весна, коллективный, солнце, избушка, сказка, аккуратный, волнистый, осенний, лесной, местность, изгиб.

Слово «осенний» будет включено некоторыми детьми в группу удвоенные согласные в корне. Возникает проблема: в каких же случаях пишутся удвоенные согласные? (если это первый урок по

4.Приём «Цветные поля» Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет своё значение, но каждый раз это обращение к учителю.

 Красные поля — «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»

 синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».

 жёлтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе всё правильно».

Прием «Диаграмма Венна»

Цель: отработка умения сопоставлять и сравнивать; выделять главные признаки, находить различие и сходство; обобщать.

7) Эффективен так же прием «Своя опора», когда учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки.

Спасибо за ответы и за продуктивную работу на МК. Чтобы эффективно использовать эти приемы на своих уроках, мы подготовили для вас буклеты. До свидания, до новых встреч!

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») . Лепесток-вопрос.

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума».

Ромашка Блума» («Ромашка вопросов» ) на уроках русского языка.

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков — шести типов вопросов:

1.Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; «Причастие – это самостоятельная часть речи?»

2. Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей дляØ обратной связи относительно того, что он только что сказал; «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»

3.Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно — следственных связей; «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»

4.Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения,Ø прогноза; «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»

5.Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»

6.Практический, позволяющий установить взаимосвязь между теорией и практикой «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

— Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности. Т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.

 Свое выступление позвольте закончить словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».

Закончить хочу притчей. Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел проверить это и . зажав в ладони бабочку, спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках мертвая или жива. А сам думает. Если он скажет живая- я ее умертвлю , если мертвая- выпущу. Все в твоих руках.  В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.

У вас на столах две бабочки: зеленая и желтая. Если вам понравился мой мастер- класс, это было актуально , полезно, интересно и вы будете использовать в своей работе-возьмите зеленую бабочку. Ну, а сели это вас совсем не тронуло- желтую бабочку.

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими  дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прием вещания невозможен e202 как исправить sharp aquos
  • Приезжающие на море люди восхищаются его красотой ошибка
  • Приборная панель ивеко еврокарго обозначения ошибок
  • Придя домой у мамы не было ужина где ошибка
  • Приборная панель ваз 21099 ошибки