Прием найди ошибку

. Математика, 7 класс, педагогические технологии, Технология развития критического мышления: приём "Найди ошибку"

Материал для “Банка успешного опыта”

Учитель математики: Сальникова Л.А 

Класс: 5-10 

Метод/Технология/Развивающее обучение/ Технология развития критического мышления / Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Прием: Найди/лови ошибку

Универсальные учебные действия: 

Виды УУД 

Личностные УУД:  личностное самоопределение, смыслообразовани;

Регулятивные УУД : целеполагание, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, коррекция, оценка;

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

Форма: фронтальная / групповая

Аннотация: прием «Найди ошибку» используют на этапе повторения, обобщения и систематизации знаний, это универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует умение анализировать, критически оценивать полученную информацию; применять знания в нестандартной ситуации.

Прием «Лови ошибку» может использоваться  в работе по группам, по парам  и в индивидуальной работе   на разных этапах урока:  

  • в начале – при устных упражнениях или при повторении; 

  • в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления; 

  •  в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии. 

Нравится ребятам задания на исправление преднамеренно-сделанных ошибок в решениях, в доказательствах, на восстановление частично стертых записей. Такие задания используются в любых классах и по самым разнообразным темам. Таким образом, можно проверить знание и теории и практики. Использование на уроках геометрии игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Во время игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность, расширяются возможности для решения воспитательных задач.
      Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется на него время.  

Другой вариант. Выдается текст, предлагается найти ошибки, не получается. Тогда изучают новый материал, после чего возвращаемся к тексту и исправляем те ошибки,

которые не удалось выявить в начале урока.

Оценивание: группа получает определенное количество баллов

Пример: 5 класс. Тема: «Перевод единиц измерения площади»

92 см2 = 920 мм2

30 000 м2 = 3 га

8 дм2 = 80 см2

100 м2 = 1 а

6 га = 6000 м2

5 га 3 а = 503 а

19 дм2 = 190 см2

100 мм2 = 10 см2

200 мм2 = 20 см2

16 км2 = 1600 га

7 класс ТЕМА: ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ

6 класс. Тема: «Решение уравнений»»

Прием «Лови ошибку!»

Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения на уроках я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого приёма? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;

приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

развивает аналитические способности;

предоставляет поле для практического применения полученных знаний;

заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Этот приём можно использовать как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках русского языка

Учащимся предлагается задание:

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.

В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.

2) Можно работать индивидуально — у каждого своя карточка-текст, а можно работать в паре с товарищем.

Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки. Какое правило не знает ученик, допустивший ошибки?

Вьюга.

На улице стаит халодная зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.

3)Учитель даёт установку найти определенное количество ошибок.

Найди ошибки (11 ошибок)

Пруд ожил.

      Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо кочялись камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты. Мы любим играт  у пруда.

4)Можно не указывать число ошибок в тексте.

Рибята пришли в лез. У пенка лижал ёш. По трапинке прополс уж. Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.

Экспериментируйте и вы, найдете подходящий для себя способ и метод писать грамотно и без ошибок.

Эффективные приёмы проверки домашнего задания на уроках математики

1)Приём «Карандашные пометки на полях»

(«Л» — легко, «Т» — трудно, «С» — сомнения,) Пометки,сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания помогают учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии.

2)Прием«Найди ошибку»

На доске заранее записаны не менее пяти (такое количество позволяет учащимся быстро осуществлять самопроверку) устных заданий, с возможными типичными ошибками, которые могут возникнуть в процессе выполнения домашней работы, записаны ответы. Ученики анализируют задание в течение короткого промежутка времени, молча ставят «+», если согласны с ответом, или « — », если не согласны и рядом записывают правильный ответ. Выполнив задание, школьники с удовольствием ставят оценку себе.

3)Прием «Конверт идей»

Ученикам предлагается задача на дом, которую можно решать разными способами в течение нескольких дней. На стенде вывешивается конверт, в который ученики кладут свои именные идеи решения задания. Учитель просматривает их ежедневно и видит участие каждого в решении задания. В итоге можно провести «Урок одной задачи», когда «Конверт идей» открыт для всех.

4)Прием «Мозаика»

Это прием, когда идея составлена из отдельных частей доказательства теоремы (рисунок, условие, заключение теоремы, идея доказательства, шаги и обоснования к ним). Такую «Мозаику» дети могут изготовить сами в виде карточек на бумаге, индивидуально. В итоге – взаимопроверка и оценивание за короткий срок всех учащихся.

5)Прием «Конкурс шпаргалок по теме»

Этот прием хорош на обобщающем уроке. Суть его состоит в том, что ученики, работая дома индивидуально кодируют информацию по изучаемой теме, представляют её в форме презентации — шпаргалки, или на плакате, а затем рекламируют её классу. Это творческое задание помогает ученикам развивать разные виды компетенций. А учитель имеет представление о способе выполнения домашней работы и её содержании.

6) Прием«Узелки на память»

Для этих целей нужны яркие ленточки, 7-10 учащихся завязываются узелки на глазах других (закрепляя на каждый узелок карточку с названием этапа и шага алгоритма, которую выбирают на столе). Затем карточки убираются, а другие ученики развязывают ленточки, проговаривая этапы и шаги вслух. У школьников включается ассоциативная память. Учитель быстро проверяет усвоение алгоритма всеми учащимися. Одновременно происходит коррекция знаний.

7) Приём «Учебный диалог с автором учебника»

Это отличное средство, которое ставит ученика в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращённые к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора. Такой приём позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, приём учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, даёт возможность осуществить обратную связь.

8) Приём «Активного слушания»

Этот прием заключается в том, что во время ответа

одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» учащихся по теме. Такой приём повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего задания.

9)Приём «Цепочка слов»

позволяет осуществлять быструю фронтальную

проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный приём можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей.

10)Прием «Правда-неправда»

Игровой приём устного опроса в форме физкультминутки для учащихся 5-6 классов «Правда-неправда». Учитель или ученик проговаривают вслух изученные определения, алгоритмы. Ученики должны незамедлительно реагировать в ответ на высказывания: встают, когда, по их мнению, учитель или ученик прав, а в противном случае — продолжают сидеть на месте. Каждое высказывание обсуждается. Этот приём заставляет всех быстро включиться в работу, развивает внимание, в результате анализа высказываний помогает обращать внимание на существенные признаки при формулировке определения понятий, отработке шагов алгоритмов, а также снимает мышечное напряжение от длительного сидения.

11)Приём «Айболит»

У каждого учителя в начале урока может возникнуть ситуация, когда пришёл ученик после длительного отсутствия и находится «не в теме». Проверка «знаний и умений» такого ученика с помощью традиционного вызова его к доске или работы по карточке не принесёт удовлетворения, а наоборот, окажет неблагоприятное воздействие на опрашиваемого (к чему уличать в незнании?). Главная задача- помочь учиться самому. В таких случаях взаимообучение в паре приносит хорошие результаты. Ученик, отлично усвоивший необходимые знания умения и навыки по теме, обучает другого. Обычно в классе им отводится отдельная парта, чтобы не мешать остальным.

Подводя итоги, необходимо отметить, что учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке использует интересные приемы, с энтузиазмом готовится к каждому уроку.

Формирование
критического мышления

в процессе
обучения истории и правовым дисциплинам

Саликов
В.Ю.,

учитель
истории и общественно-политических
дисциплин

СОШ
№ 36 г. Тамбова,

победитель областного
конкурса “Учитель года – 2003”

Аннотация

Проблемное обучение на уроках истории.
Развитие критического мышления
школьников. Приемы “Я уже знаю”, “Лови
ошибку”, “Решение творческих учебных
задач” позволяют увеличить познавательную
активность учащихся, обеспечивают
положительную мотивацию учебной
деятельности, настраивают школьников
на творческий поиск.

Особенности подготовки и
проведения уроков

с использованием
методики формирования критического
мышления

Цель: обеспечение максимальной
эффективности проведения урока.

Подготовка к уроку:

  • предварительный
    анализ учителем материала изучаемой
    темы; выделение и формулировка проблемы,
    которую учащиеся должны решить на
    уроке;

  • диагностика
    уровня подготовленности класса к
    выполнению той или иной работы;

  • подбор
    пакета учебных текстов к уроку (при
    необходимости их адаптация к уровню
    развития школьников);

  • подбор
    конкретных педагогических приемов с
    целью использовать на уроке.

Изменения в структуре урока.

Применение методики формирования
критического мышления приводит к
изменению структуры урока. Выделяются
3 основные стадии: стадия вызова, стадия
осмысления, стадия размышления
(рефлексии).

Стадия вызова. Основная задача –
пробудить интерес, подготовить учащихся
к предстоящей работе. На этой стадии
происходит озвучивание цели урока,
принятие ее учащимися,
мотивация их
дальнейшей деятельности.

Стадия осмысления – стадия, в которой
учащиеся сталкиваются с новой информацией;
школьники пытаются решить поставленную
проблему, опираясь на сведения,
предоставленные учителем, текст учебника
или документа.

Стадия размышления (рефлексии) – стадия
на которой происходит корректировка
взглядов учащихся на основании полученной
ими новой информации, происходит
присвоение нового знания. Школьники
высказывают собственные идеи и
аргументируют их.

Правила,
которые необходимо соблюдать при
проведении уроков по формированию
критического мышления.

  • В работу
    должны быть вовлечены в той или иной
    степени все учащиеся. С этой целью
    полезно использовать приемы, позволяющие
    включить всех участников в процесс
    обсуждения.

  • Следует
    позаботиться о психологической
    подготовке учащихся. Для этого полезны
    проведение разминок, постоянное
    поощрение учеников за активное участие
    в работе, предоставление возможности
    для самореализации ученика.

  • Учащихся
    не должно быть много, не более 30 человек.
    Только при этом условии возможна
    продуктивная работа в группах. Очень
    важно, чтобы каждый был услышан, чтобы
    каждой группе была предоставлена
    возможность выступить по проблеме.

  • Для
    школьников должен быть создан
    максимальный физический комфорт. Столы
    лучше поставить “елочкой”, чтобы
    каждый ученик сидел вполоборота к
    ведущему занятие и имел возможность
    общаться в малой группе.

  • Вопросы
    процедуры и регламента надо обсудить
    в начале занятия и постараться не
    нарушать их.

  • Деление
    учащихся на группы лучше построить на
    основе добровольности, но обязательно
    добиться того, чтобы группы были
    примерно равны по силам.

Результативность: повышение
качества
образовательного процесса.

Приемы, используемые на стадии
вызова

Цель:
— актуализация имеющихся у учащихся
знаний по изучаемой теме;

  • обеспечение
    мотивации предстоящей деятельности;

  • подготовка
    учащихся к выполнению последующей
    работы;

  • создание
    ситуации успеха на уроке.

Прием “Я уже знаю”

Цель:


вызов индивидуальных имеющихся
представлений по изучаемой
теме;

— обеспечение включения каждого школьника
в учебный процесс.

Время выполнения: 7-8 минут.

Описание
приема
.

Учитель
выделяет ключевое понятие изучаемой
темы и предлагает учащимся за определенное
время выписать как можно больше слов
или выражений, связанных, по их мнению,
с предложенным понятием. Важно, чтобы
школьники выписывали все, приходящие
им на ум ассоциации.

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняю работу
индивидуально.

2
этап. 2 минуты. Обсуждение полученных
записей в парах (группах). Учащиеся
выделяют совпадающие представления,
наиболее оригинальные идеи, вырабатывают
коллективный вариант ответа.

3
этап. 2-4 минуты. “Сброс идей в корзину”.
Каждая пара (группа) поочередно называет
одно из выписанных выражений. Учитель
фиксирует реплики на доске. Основное
условие – не повторять то, что уже было
сказано другими.

В
результате, на доске формируется кластер
(пучок), отражающий имеющиеся у учащихся
знания по данной конкретной теме, что
позволяет учителю диагностировать
уровень подготовки классного коллектива,
использовать полученную схему в качестве
опоры при объяснении нового материала.

Пример. Тема: “Япония на
пути модернизации” 8 класс.

Учитель выписывает на доске ключевое
слово “Япония” и предлагает учащимся
выполнить работу.

Составляется кластер

Островное

государство

Самурай


Каратэ


Электроника


Страна

восходящего
Солнца

Островное

г



осударство

Иена

Рис


Япония

Сёгун

Кимоно







Токио

“Сони”


Тихий океан


Харакири


Дальний Восток

Учитель: “Из вышеперечисленного
мы можем установить, что Япония –
островное дальневосточное государство,
расположенное в бассейне Тихого океана,
обладающее древними культурными и
военными традициями. В настоящее время
Япония – высокоразвитое государство,
славящееся своей техникой и электроникой.
Столица – Токио, национальная валюта
– иена. Однако, к началу XIX века, по своему
экономическому и политическому развитию
Япония значительно отставала от ведущих
европейских держав и США”. Далее следует
объяснение нового материала.

Прием “Решение творческих учебных задач”

Цель: стимуляция творческой
мыслительной активности учащихся,
пробуждение интереса к изучаемой теме.

Время выполнения: 7-8 минут

Описание приема.

Опираясь на сюжет изучаемого материала,
учитель заранее составляет текст задачи
и предлагает учащимся найти различные
пути ее решения.

Условие задачи должно соответствовать
следующим требованиям:

  1. – наличие
    проблемы, требующей решения;


  2. достаточность условия;

  3. – корректность
    вопроса;

  4. – наличие
    противоречия (неочевидность ответа).

Учащиеся решают поставленную задачу
самостоятельно или в группах, выдвигают
варианты решения.

Учитель предлагает школьникам выяснить,
как данная ситуация разрешилась в
реальности (переход к изучению нового
материала).

Пример. Тема: “Мировой
экономический кризис 1929-1933 г.г.” 11 класс.

Задача: “Одной из главных причин
экономических кризисов является
нарушение баланса между производством
и потреблением: предложение на рынке
произведенных товаров превышает
платежеспособный спрос на них. Во
избежание убытков, предприниматели
вынуждены сокращать производство,
увольнять работников, что, в свою очередь
приводит к падению платежеспособности
населения и очередному сокращению рынка
сбыта. Предложите, в какие отрасли
экономики следует перераспределить
капиталовложения, чтобы сохранить
прибыль, обеспечить занятость населения,
но, при этом, не выпускать излишнюю
товарную массу?” (Контрольный ответ:
выпуск продукции по государственному
заказу (допустим вооружение);
перераспределение капиталов из сферы
производства в сферу обслуживания).

Прием “Лови ошибку”

Цель: актуализация имеющихся
у учащихся знаний по изучаемой теме,
развитие у школьников критического
подхода к получаемой информации.

Время выполнения: 5-6 минут

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст,
содержащий ошибочную информацию и
предлагает учащимся выявить допущенные
ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе
ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко
выявляются учащимися, исходя из их
личного опыта и знаний;

Б — скрытые, которые можно установить,
только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный
текст, пытаются выявить ошибки,
аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый
материал, после чего вернуться к тексту
задания и исправить те ошибки, которые
не удалось выявить в начале урока.

Пример. Тема “Права
несовершеннолетних по трудовому
законодательству” 9 класс.

Задание: “Предприниматель А. принял на
работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика
на оптовый склад табачных изделий на
следующих условиях:

  • 6-ти дневная рабочая неделя,
    продолжительность рабочего дня 8 часов;

  • ежегодный
    оплачиваемый отпуск – 2 недели;

  • испытательный
    срок при приеме на работу – 3 месяца.

Вопрос: Какие права несовершеннолетнего
Б. в сфере трудового законодательства
были нарушены?”

Результативность. Использование
перечисленных приемов на уроке приводит
к:

— актуализации уже имеющихся у учащихся
знаний по изучаемой теме;

  • обеспечению
    высокого уровня заинтересованности
    в изучении нового материала;

  • созданию
    ситуации успеха для каждого школьника;

  • возможности
    для учителя диагностировать уровень
    подготовки учащихся к изучению данной
    конкретной темы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Автор: Фирсова Клавдия Викторовна

Функциональная грамотность на уроках информатики

Фирсова К.В., учитель высшей категории

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 г. Красноармейск Городского округа Пушкинский Московской области

«Средней общеобразовательной школы №4»

Современные представления об образовательных результатах выходят за рамки обычных знаний, навыков и умений. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащегося в школе, свидетельствующим о качественном изменении личности учащегося и отражающемся в его поведении, взаимодействии с социальной средой.

Одним из уровней проявления образовательных достижений является функциональная грамотность, определяемая как способность личности максимально быстро адаптироваться к конкретной культурной среде на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений.

Важнейшая задача современной школы — формирование функционально грамотных людей.

Функциональной грамотностью принято считать способность использовать все знания, умения и навыки, приобретенные в течение жизни, для решения максимально широкого круга жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Человек с функциональной грамотностью — это тот, кто ориентируется в мире и действует в соответствии с ценностями, ожиданиями и интересами общества. Основными характеристиками функционально грамотного человека являются: личность самостоятельная, познавательная, умеющая ладить с другими, обладающая определенными качествами, ключевыми способностями.

Необходимо строить каждое занятие таким образом, чтобы у всех учащихся возникал устойчивый интерес, формировалась учебная деятельность и желание творить и учиться, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы — задача современного учителя.

Функциональная грамотность складывается из:

·                 Общей грамотности;

·                 Бытовой грамотности;

·                 Компьютерной грамотности;

·                 Информационной грамотности;

·                 Коммуникативной грамотности;

·                 Общественно-политической грамотности;

·                 Грамотности при овладении иностранными языками;

·                 Грамотности поведения в чрезвычайных ситуациях.

Общая грамотность: написать сочинение, сочинение; считать без калькулятора; без труда отвечать на вопросы в построении фраз, подборе слов; писать заявление, заполнять любые анкеты, бланки.

Умение решать бытовые задачи: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, различных услугах); планировать денежные траты в соответствии с семейным бюджетом; пользоваться различными техническими бытовыми приборами, пользоваться инструкциями; пользоваться каталогами, картами для навигации в незнакомых городах.

Компьютерная грамотность: поиск нужной информации в интернете, использование электронной почты, создание и печать текста, использование электронных таблиц, использование графических редакторов.

Информационная грамотность: находить и выбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; читать рисунки, схемы, схемы; использовать информацию из СМИ; пользоваться библиотечными алфавитными и систематическими каталогами; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная грамотность: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Юридическая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права; объяснять разницу между функциями и полномочиями государственных органов РФ; объяснять разницу между уголовными, административными и дисциплинарными мерами.

Владеть иностранными языками: умение пользоваться словарем для перевода простых слов; рассказывать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать пояснительный текст на упаковках различных товаров и бытовой техники; общаться с иностранными друзьями и знакомыми на разные повседневные темы.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую помощь пострадавшим, обращаться за экстренной помощью в профессиональные службы, заботиться о собственном здоровье, действовать в ситуациях, угрожающих личной безопасности.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:

1.              Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность самообразования.

2.              Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей.

3.              Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:

·                 учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

·                 обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;

·                 предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

·                 правила оценивания знаний и учений должны отличатся чёткостью;

·                 используются продуктивные формы групповой работы;

·                 обеспечить переход от фронтальных форм обучения коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, а также использования проектной деятельности.

Сегодня, когда в мире IT-технологии развиваются семимильными шагами, преподавателю, который преподает в школе предмет «информатика», приходится самому ежедневно и ежечасно учиться и повышать свою информационную грамотность.

Поэтому сегодня современный учитель является «маяком» среди учащихся, провоцируя их к самообразованию.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития функциональной грамотности:

·                 Метод проблемного обучения 

(Метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.)

·                 Прием «Корзина идей» 

(Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.)

·                 Прием «Найди ошибку» 

(Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой, в парах или индивидуально, спорят, совещаются.)

·                 Исследовательский метод 

(Направлен на решение практических задач, результат выполнения — конкретный полезный предмет, модель и т.п. Учитель предлагает провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту)

·                 Метод проекта 

(В основном, при использовании на уроках информатики методов проекта, лежит формирование познавательных навыков у школьников, умение самостоятельно выстраивать цепочку действий, ориентироваться в информационном пространстве используя облачные технологии, развивая при этом критическое мышление.)

Для эффективного развития функциональной грамотности на уроках информатики необходимо применять активный подход к обучению, основанный на реальных ситуациях. Активные форматы и методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся активно думать и практиковать по мере освоения материала. приобретение знаний учащимися и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности:

·                 использование вводной презентации по теме;

·                 создание проблемной ситуации, ситуации успеха;

·                 выполнения графических работ и работы над таблицами, схемами т.п.; разминка из простых вопросов, которые могут вызвать заинтересованность учащихся;

·                 разгадывание кроссвордов, ребусов,

·                 приемы: «Мозговой штурм», «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Верю — не верю», «Лови ошибку»;

·                 выполнение учащимися задания с учетом дифференциации, что позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из темы, что изучаем.

В отличие от многих других школьных предметов, уроки информатики должны быть направлены не только на усвоение студентами теоретических знаний, но и на развитие практических навыков. Поэтому важной фазой урока является практическая часть, в которой школьники работают самостоятельно, проводя исследование, выделяя элементы действия, необходимые для выполнения конкретной задачи, что облегчает дальнейшее обобщение и переход от оценивания школьником к самооценке.

Рекомендации:

1)В целях эффективного развития навыков функциональной грамотности рекомендуется более активно использовать в учебном процессе контекстные задания, задания, построенные на реальных жизненных сюжетах для мотивирования учащихся к осознанному освоению знаний, для формирования умений, связанных с применением знаний в различных контекстах и ситуациях.

2)В процессе обучения необходимо создавать учебную ситуацию, стимулировать учебную деятельность учащихся, стимулировать их увлеченность этой деятельностью, разъяснять значение этой деятельности. Необходимо предлагать различные виды учебных заданий («от задания к методу») наряду с учебными заданиями по принципу «от метода к заданию», а также другими учебными заданиями, в которых: ставятся вопросы вне метапредметных знаний, умений и навыков; компетенций, при этом требуя «перевода» с обыденного языка на язык дисциплины, эта ситуация требует осознанного принятия решений: выбора образа действий, моделей поведения и т. д., не содержит явного или имплицитного понимания образа действий.

         С точки зрения «постепенного» развития всех компонентов функциональной грамотности «хорошими» задачами являются: учебные исследования, проекты и задания проектного типа, кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий, задания на демонстрацию понимания смыслов (понятий, утверждений, фразеологизмов, математических выражений, многозначных терминов в разных предметах и т.п.), задания на выявление главного, на выявление сущностных свойств, черт и характеристик.

3)Для развития функциональной грамотности важны метатематические навыки, особенно смысловое чтение, контроль, умение оценивать ход и результаты своей деятельности, критическое, аналитическое и творческое мышление. Объединение усилий педагогов образовательной организации в рамках мастер-плана по достижению метатематических результатов образовательного процесса способствует повышению эффективности его формирования.

4)Уделить внимание совершенствованию метода разового обучения, а также сосредоточиться на решении проблемы обучения функциональной грамотности.

Используемые источники информации:

1.    Михеева, Е. В. Практикум по информационным технологиям в профес­сиональной деятельности: Учеб. пособие для сред. проф. об­разования / Е. В. Михеева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

2.    Лысова, О.В.Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О.В.Лысова, А.Ш.Абдуллина, Л.К.Нуримхаметова // International Journal of Medicine and Psychology. — 2020. — Т. 3. — № 2. — С. 22-27.

3.    Карцева И.Л. Учебник / 2015г. ИЗ-167. с.39: Издательский дом «Весь»

4.    https://znanio.ru/media/list

Виды работы с историческими терминами (понятиями)


Прием «Историческая зарядка». Методика проведения проста: учитель называет термин, а обучающиеся определяют, что он обозначает.


Приём «Зашифрованное слово» 

Данный прием предполагает использование «облака слов» (тегов). Несколько определений одного термина (понятия) используются для создания облака слов. Обучающимся необходимо отгадать зашифрованное слово (термин/ понятие). Для его создания используется несколько онлайн-сервисов: WordsCloud, WordCloud.pro, WordArt.com, Wordle.

Ответ: реформа.


Прием «Четвертый лишний». Необходимо исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три, и объяснить, почему оно лишнее.

Например: Екатерина I, Петр II, Николай I, Анна Иоанновна.


Прием «Найди ошибку». 

Вариант I: среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.

Вариант II: найди ошибки в терминах, объясни их правильное написание.


Прием «Разбери слово по бук­вам». Обучающимся необходимо разобрать слово по буквам, составь из него как можно больше слов и объяснить их значение.


Установление иерархии: среди предложенных слов обучающийся должен отобрать указанное учителем число наиболее важных в данной теме, и объяснить свой выбор.


Прием «Группировка». Распределение: дается список понятий, имен, названий, надо распределить их по группам однородных слов.

Варианты:

  1. не называть группы, а показать образец выполнения задания — написать по одному слову в каждой колонке, чтобы они еще угадали принцип распределения;
  2. предложить самим ученикам распределить слова по самостоятельно названным колонкам, и не определять количество колонок, а только ограничить разумно (например, не меньше 2 и не более 4 (5)).

Прием «Найди термин». Дается текст (по возможности сюжетный, образный), где изучаемые термины (а иногда и какие-то самые простые, известные слова) написаны не сами по себе, а через свои определения. Ученики должны заменить их терминами, восстановив первоначальный вид текста.


Прием «Продолжи ряд». Написаны два-три слова, обучающийся угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова.


Прием «Составь предложение с термином (терминами)». С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста.


Прием «Составь предложение из данного набора слов».

это, ответственность, а, их, и, действия, последствия, отвечать, обязанность, человека, за, свои, поступки, также

(Ответ: Ответственность – это обязанность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия)


Прием «Найди слово» 

  • КФАТ
  • ТОРИЯИС
  • НИКИСТОЧ

Прием «Терминологический диктант».

Учитель читает определение понятия. Обучающиеся на отдельных листах бумаги записывают в столбик только номера вопросов и ответы на них. За каждый правильный ответ присваивается один балл. Половинчатый ответ оценивается в 0,5 балла. Общая оценка получается путем суммирования баллов, набранных за выполнение работы. Общее количество баллов: 10 баллов.

Система оценивания:

  • 10 баллов – отметка «5»,
  • 8-9 баллов – отметка «4»,
  • 6-7 баллов – отметка «3»,
  • 5 и менее баллов – отметка «2».

Проверка : либо сами обучающиеся проверяют свои ответы, сверяя с образцом, отмечая правильные, либо проводят взаимопроверку.


Прием «Историческая цепочка». Условие: назвать термины по теме. Обучающиеся называют термины, имена исторических деятелей, географические названия по теме. Ошибкой будет считать­ся термин, который не из изученного материала. Обучающиеся отвечают не вставая, назвав слово, передают эстафету дальше. Те кто не смог назвать слово, затем уже отвечают стоя (им как бы дается право отыграться). Для них проводится мини-цепочка с за­данием: назвать слова — имена собственные. 


Составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу.

Инструкция: кроссворд составить в рукописном варианте или пользуясь одним из программных средств: Microsoft Word, Microsoft Excel. Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте. Выполненную работу сдать к указанному сроку (до 11.05.2020 г.).

Объем работы: 2 листа; 1 листсетка кроссворда (без ответов) и вопросы к нему (по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо)); 2 листсетка кроссворда (с ответами).  На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда, нумерация страниц – снизу, справа;

Требования к кроссворду:

  1. При составлении кроссворда каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом.
  2. Слова-ответы должны быть существительными (собственными или нарицательными) в именительном падеже и единственном числе.
  3. Не допускаются аббревиатуры, сокращения.
  4. Не допускается наличие «плашек» (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
  5. Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям: «по горизонтали» и «по вертикали».
  6. Рисунок кроссворда должен быть четким.
  7. Кроссворд на странице должен быть наглядно оформлен и правильно расположен.

Требования к оформлению:


Составление кроссворда — наоборот. Цель такой работы: составить вопросы к написанным терминам.


Составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.

Тема «Древний Египет»

Чайнворды по истории России


Прием «Услышишь – хлопни». Учитель произносит ряд исторических понятий (история, Геродот, архив, музей, библиотека, источник, хронология, век, тысячелетие, дата, карта, план, археология, археолог, раскопки), а обучающиеся, услышав слово по теме (дежурный звук), хлопают в ладоши.


Игра «Ступеньки». Правила игры простые: вспомните слова по пройденной теме (разделу)и запишите их так: первое слово – самое маленькое, но в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше, чем в предыдущем.

  • _____________
  • _________________
  • ______________________

Прием «Портрет»По ходу рассказа учителя записать слова, которые могут охарактеризовать историческую личность. Учитель выделяет опорные слова голосом, интонацией.


Подчеркни (выбери) слова, относящиеся только к ……истории Древнего Рима.

Государство, плебеи, патриции, демос, ветеран, оратор, термы, республика, фараон, весталка, восстание, ликтор. Объясни значение этих слов.


Подбери к историческому термину родственные слова (однокоренные). Объясни их значение. 

  • Монарх (монархия, монархический, монархиня, монаршествовать и т.д.)
  • Революция (революционер, революционерка, революционизировать, дореволюционный, революционный, революционно)

Вставь пропущенные буквы в словах. Объясни их значение.

Пл_бей, диктат_р, л_ктор, п_триции, р_спублика, л_гион


Объясни, почему ниже приведенные слова написаны с заглавной буквы?

Тибр, Апеннинский полуостров, Капитолийский холм, Ромул, Рем, Спартак, Октавиан, Помпеи, Катя, Везувий


Прием «Заполни пропуски». Дается текст с пропусками терминов, под ним — список понятий, их надо вставить в нужное место текста (варианты: список избыточный, надо отобрать подходящие слова, или слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)


Ведение индивидуального словаря.


Прием «Волшебный квадрат». Кажется, что бук­вы расположены в нем без всякого смысла. На самом деле, соединяя цветным карандашом буквы по вертикали и го­ризонтали, вы можете найти названия 34 положительных (хороших) и отрицательных (плохих) качеств человека.


Составление загадок, используя модели,  разработанные А.А. Нестеренко.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

  • загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления;
  • загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

  • загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
  • загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.)

В практике работы мною используются три основных модели составления загадок.


Сорбонка.

Сорбонка является одним из технологических приемов. Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается термин, а с другой — определение термина. Использование сорбонки позволяет заучивать определения и понятия.

Собронка выглядит как карточка, выполненная на бумажной основе. Для изготовления понадобится плотная бумага — ватман или картон — которая нарезается на прямоугольники примерным размером 10×15 см. Стоит учитывать, что при групповой работе сорбонку должно быть видно всему классу, но при этом очень удобно, если весь комплект помещается в стандартный конверт. Текст можно написать обычным маркером или распечатать на принтере.

В качестве достоинств выделяют:

  • концентрацию внимания на определенных элементах программного материала;
  • увеличение частоты повторения;
  • повышение заинтересованности и раскрепощение памяти, благодаря оригинальному оформлению и увлекательной игровой форме;
  • экономию времени на уроке, посвященному проверке пройденного материала;
  • формирование умений самоконтроля, самопроверки и взаимоконтроля.

Виды работы с сорбонкой:

Индивидуальная работа, когда обучающийся работает самостоятельно и проверяет сам себя.

Работа в постоянных или сменных парах. Обучающиеся проверяют знания друг друга и оценивают их. Периодически подобную работу можно проводить у доски.

Работа с классом: 

  • вариант I: у обучающихся на партах лежат одинаковые комплекты карточек, учитель задает вопрос, обучающиеся поднимают карточку с правильным ответом;
  • Вариант II: у обучающихся на партах лежат разные комплекты карточек, учитель задает вопрос, обучающийся поднимает ту карточку с правильным ответом, которая есть у него в наличии.

Групповая работа: обучающиеся разбиваются на группы по 4-6 учеников. Преподаватель дает задание, обучающиеся выкладывают карточку с правильным ответом на середину стола. Если все ответы правильные, сорбонки остаются на парте, если кто-то из школьников ошибся, он забирает карточки себе, по их количеству и выставляется итоговый балл.


Прием «Соотнеси термин и его определение». 


Прием «Обобщающая таблица» (матрица). Особенно удачно реализуется на компьютере с помощью редактора «Электронные таблицы» Используется для систематизации материала по теме.

Прямой вопрос:  В каком году произошло призвание варягов? (Ответ: 3 Б)

Обратный вопрос:  Кто изображен в ячейке 2 А? (Ответ: княгиня Ольга)

И так далее…


Терминологическое лото 

Вариант I. Проведение опроса осуществляется с помощью «игровых» карточек с номерами вопросов и бочонков. Учитель поочередно вынимает бочонки из мешочка и сообщает номер вопроса. Обучающиеся, у которых на карточке значится выпавший номер, и должны отвечать на поставленный вопрос. Как правило, все вопросы, на которые ученикам необходимо дать утвердительный или отрицательный ответ, начинаются одинаково: «Верно ли, что…».

Примеры вопросов по понятию «сословия»:

  • Верно ли, что сословия – это группы людей, которые ничем друг от друга не отличаются?
  • Верно ли, что князья и бояре – вотчинники землевладельцы?

Вариант II. В основе – узнавание термина по определению понятия.

Необходимо составить пронумерованный перечень понятий (терминов) по изучаемой теме (около 25); подготовить игровые карточки (по вариантам, в каждой по 7–8 терминов); 7 подготовить «ключ» с последовательностью номеров ответов по каждому варианту; подготовить вариант объяснение правил игры для членов группы.

Оборудование: пронумерованный список определений понятий, карточки (по вариантам) с перечнем «в столбик» терминов по количеству участников игры, «ключ» для проверки правильности ответов.

Правила игры: Ведущий дважды называет номер и зачитывает определение понятия. Каждый участник ищет в своей карточке удовлетворяющий ему термин, напротив термина ставится соответствующий определению номер. В конце игры в каждой карточке должна появиться определенная последовательность (колонка) номеров, которая далее проверяется.

Задание: раздайте игровые карточки; объясните правила игры; проведите игру; проверьте результаты, называя последовательность терминов сверху вниз в каждом из вариантов.


Прием «Алфавит».  Оборудование: индивидуальные бланки с буквами алфавита для записи ассоциаций, связанных с изучаемым понятием. Задание: записать свои ассоциации, возникающие в связи с предложенным понятием, по буквам алфавита (на одну букву может быть несколько ассоциаций, на другие буквы – ни одной, ассоциации могут быть отдельными словами и словосочетаниями); выделить 3 наиболее важные характеристики (существенные признаки понятия); сформулировать определение понятия; представить результаты индивидуальной работы группе. Примеры понятий: педагогическая технология, образование, модель деятельности специалиста и др.


Таблица с буквами алфавита («Sequential Roundtable Alphabet», Ricci & Wahlgren, 1998).

Для ассоциаций может быть использована таблица с буквами алфавита («Sequential Roundtable Alphabet», Ricci & Wahlgren, 1998). Предлагая формат таблицы с буквами алфавита, учитель поощряет учеников найти ассоциации, связанные с новой темой или ключевым понятием, которые начинались бы на разные буквы, заполнив при этом максимально возможное число квадратов.

Таблица


Прием «Составление синквейна».  Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Дидактический синквейн складывается из следующих строк:

  • первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна;
  • вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы;
  • третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету;
  • пятая строка – одно слово-резюме, описывающее суть предмета.

Прием «Опорные слова». Выделение основных слов, которые помогут запомнить определение.

Например:

Сословия – группа людей, которая имеет свои права и обязанности, при этом их привилегии устанавливаются законом, а принадлежность к сословию наследуется.

  • группа
  • права
  • привилегии
  • обязанности
  • закон
  • по наследству

Прием «Составление тезауруса по теме».  Тезаурус – упорядоченное множество базовых и периферийных понятий в форме алфавитного или тематического словаря с определением понятий или без него. Составление тезаурусов может быть самостоятельным заданием, а также необходимо при выполнении реферативных, курсовых и дипломных работ.


Прием «Азбука». Обучающимся по одному, парами, группами предлагается составить список, состоящий из слов, начинающихся с указанной буквы и тесно связанных с темой урока. Дается время, допустим, 10 минут. Обучающиеся выполняют задание. Затем результаты сравниваются. Побеждает команда, составившая самый длинный список, слова которого строго со­ответствуют заданию. Лучшие списки зачитываются вслух. Другие группы дополняют свои записи теми словами, о которые они забыли.


Прием «Пантомимическое представление понятия».  Задание: разделитесь на микрогруппы; в микрогруппах выберите 2 понятия (исторические, обществоведческие, экономические, экологические и т. д.), придумайте такой вариант их пантомимического представления, чтобы понятия были «узнаваемы»; покажите другим микрогруппам ваши пантомимы для определения понятий.


Прием «Заполнение таблиц». Заполняя таблицу, обучающиеся должны использовать не только слова, но и картинки, которые, по их мнению, ассоциируются с понятием.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прием лови ошибку это
  • Приборная панель камаз ошибки
  • Прием лови ошибку пример
  • Прием вещания невозможен e202 как исправить sharp aquos
  • Приезжающие на море люди восхищаются его красотой ошибка