Прилетели пернатые птицы лексическая ошибка

Стилистические ошибки в русском языке — Употребление слова в несвойственном ему значении: Неправильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном

Стилистические ошибки в русском языке

— Употребление слова в несвойственном ему значении:

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Неправильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.

Правильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим запасом слов, надо много читать.

— Нарушение лексической сочетаемости:

дешёвые цены вм. низкие цены, увеличение уровня благосостояния вм. повышение уровня благосостояния («уровень» можно повысить или понизить, но не увеличить или уменьшить); Это играет большое значение вм. Это имеет большое значение или Это играет большую роль (значение сочетается с глаголом иметь, играть сочетается с ролью).

— Употребление лишнего слова (плеоназм):

Прилетели пернатые птицы вм. Прилетели птицы; Он негодовал от возмущения вм. Он негодовал. или Он возмущался.

— Употребление рядом или близко друг от друга в предложении однокоренных слов (тавтология):

В рассказе “Муму” рассказывается вм. В рассказе “Муму” повествуется…; В образе Ниловны изображена вм. В образе Ниловны представлена…

— Лексические повторы в тексте.

Примеры

Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой книге интересно рассказывается…

Лучше: Недавно я прочла одну интересную книгу, которая называется “Молодая гвардия”. В ней рассказывается…

Для того, чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять больше внимания учению.

Лучше: Для достижения успеха, ученики должны уделять больше внимания занятиям.

— Употребление слова (выражения) неуместной стилевой окраски. Так, в литературном контексте неуместно употребление жаргонной, просторечной, бранной лексики, в деловом тексте следует избегать разговорных слов, слов экспрессивно окрашенных.

Пример: Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.

Лучше: Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором.

— Смешение лексики разных исторических эпох:

Неправильно: На богатырях кольчуги, брюки, варежки.

Правильно: На богатырях кольчуги, латы, рукавицы.

— Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

Пример: Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.

Лучше: Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжённый ватник. Хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью.

— Неудачный порядок слов.

Пример: Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

Лучше: В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

— Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения.

Пример: Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии.

Лучше: Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Типология ошибок в письменных работах учащихся

в письменных работах учащихся

Речевые ошибки – ошибки в употреблении, функционировании языковых средств.

Грамматические ошибки – ошибки в структуре, в форме языковой единицы.

Речевые ошибки – это нарушение требований правильности речи, норм литературного языка ( = так сказать нельзя).

Речевые недочёты – нарушение требования коммуникативной целесообразности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи (богатой, точной, выразительной) ( = так можно выразиться, но есть более удачный вариант).

В отличие от грамматической ошибки, нарушающей структуру языковой единицы, речевой недочёт связан с неудачным употреблением правильно образованных слов или предложений. Это ошибка функциональная (в употреблении), а не структурная (в образовании). Для обнаружения речевого недочёта необходим контекст, без него нельзя заметить ошибку в употреблении, так как сама по себе языковая единица составлена, образована правильно.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

I. Ошибки в структуре слова

Непоседка, раздумчивый, благородность.

Его работу выдвинули на соискательство Нобелевской премии.

2. в формообразовании

а) имени существительного

С повидлой, облаки, рельса, нет время, местов, носок, чулков

Красивше, более красивее.

Мы боремся за более лучшую жизнь

Ихний, чегой-то, ихи, около его

Ездиет, ложить, хочут, ждя, махает, ляжь

II. Ошибки в структуре словосочетания

1. в согласовании

Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской. Автором описано важные факты и события из жизни страны. Андрей, Пьер и даже Петя Ростов идёт сражаться с французами.

Удивляюсь его силой, жажда к славе, мечта к свободе, оплачивать за проезд

3. неправильный выбор предлога

Люди всегда мечтали и стремились о новой счастливой жизни.

III. Ошибки в структуре предложения

1. нарушение границ предложения (парцелляция)

Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.

2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Торжество счастья захлестнула птицу.

Но не вечно ни юность, ни лето.

Цвет красок Шишкин применил светлые.

3. ошибки в построении предложений с однородными членами

Девушка была румяной, гладко причёсана.

Эта книга меня научила честности, смелости и уважать людей.

В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю.

4. предложения с причастным оборотом

Деревья создавали тень, покрытые листвой.

Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.

5. предложения с деепричастным оборотом

На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и упёршись руками в колени. Покатавшись на катке, у меня болят ноги. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

6. в построении сложного предложения

Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство.

7. нарушение правил употребления анафорических слов

Из окна падает свет и освещает туго заплетённые косички девочки и светлую кофточку, но она ничего не замечает.

К крыльцу поскакали два жеребца; это были сыновья Тараса Бульбы.

Несколько птиц Вера подарила зимовщикам острова Диксон, которые там хорошо акклиматизировались.

8. неоправданное дублирование подлежащего

Лопухов и Кирсанов, они типичные демократы-разночинцы.

9. чрезмерно сложная структура предложения

Павел стал уходить в город, где были революционеры-интеллигенты, которые давали ему политическую литературу, распространявшуюся нелегально, с тем чтобы помочь Павлу разобраться в тех вопросах жизни, какие его особенно интересовали.

10. нарушение логико-грамматической связи между частями предложения

Татьяна не хочет следовать печальному примеру своей матери, которая в молодости была выдана замуж за нелюбимого человека, но затем ёй понравилось быть полновластной хозяйкой усадьбы.

11. смешение прямой и косвенной речи

Князь Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона».

Отец спросил его, что не хочет ли он пойти вместе со всеми.

12. пропуск необходимого слова

Олег кое-как прибил доску и побежал в волейбол.

РЕЧЕВЫЕ

1. употребление слова в несвойственном ему значении

Жилин обратно совершил побег.

Поскользнувшись, я упал навзничь. (ничком)

Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. (запасом)

Я наперерез отказалась.

3. неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений

На вратаре майка, напяленная на рубашку.

Класс посадил бураки и капусту.

Лиза была домработницей в доме Фамусова.

Печорин получил путёвку на Кавказ.

Дворовых заставляли работать и по выходным дням.

5. не снимаемая контекстом многозначность

Это предложение надо оставить.

6. несоответствие фразеологического сочетания контексту

посвятил жизнь побоям жены.

7. смешение видо-временных форм глагола

Брат сидел за столом и раскрашивает картинки.

Пугачёв выходил из избы и сел в карету.

8. неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи

Земляника напоминает Ревизору, что он у него обедал.

Я вынула книгу из сумки и положила её на стол.

I. Неточность речи

1. неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов

После футбола я пошёл домой с унылой (=понурой) головой, потому что мы проиграли.

2. нарушение лексической сочетаемости

Пионеры выполнили клятву.

(выполнили обещание, сдержали клятву)

У девочки были коричневые глаза. (карие)

Дешёвые цены (низкие)

3. употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее сказанному (плеоназм)

Огромный исполин. Наступил август-месяц. Опустив голову вниз, он внимательно…

Очень роскошный. Учителя они должны…

Прилетели пернатые птицы.

Негодовал от возмущения…

Нашим войскам приходилось отступать назад.

Внезапно и неожиданно в класс вошёл учитель.

4. нарушение порядка слов в предложении, неудачный порядок слов

Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову.

Есть немало произведений, повествующих о детстве писателя, в мировой литературе.

В основе драмы Островского «Гроза» лежит с окружающим тёмным царством конфликт Катерины.

На дачу переехал Обломов; там он изменил своей привычке лежать на диване и ничего не делать.

II. Бедность речи учащихся, ограниченность словаря и неразвитость синтаксического строя их речи

1. повтор одного и того же слова в рамках небольшого контекста

Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется…

2. употребление рядом или близко однокоренных слов

В рассказе «Муму» рассказывается…

В образе Онегина изображён..

3. необоснованные повторы одних и тех же аффиксов

Мечтательность, несобранность, леность Обломова мешали ему найти своё место в жизни.

Кабаниха всё время приставала к Катерине, придиралась к ней, приводила ей в пример себя.

4. употребление штампов

В своей комедии Грибоедов очень остро поставил ряд важнейших проблем того времени.

Дикой категорически отказался помочь Кулигину.

Под свист снарядов, рискуя жизнью, князь выполнил задание.

5. однотипность или слабая распространённость синтаксических конструкций

Мужчина был одет в ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.

Чичиков познакомился со всеми главными чиновниками города и окрестными помещиками. Помещики пригласили его в гости. Чичиков обрадовался этому. Потому что он хотел купить у них мёртвые души.

6. неумение строить контекст, отсутствие связи (логической и лексико-грамматической) между соседними предложениями

III. Нарушение требования выразительности речи (это обычно связано с тем, что при отборе языковых средств ученик недостаточно учитывает речевую ситуацию)

* недочёты в выборе нужных стилистических средств

1. употребление слов иной функционально-стилистической окраски

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.

2. неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и конструкций

Рядом сидит папа одного из малышей.

У Олега Кошевого были дружки – Иван Земнухов и Сергей Тюленин.

* злоупотребление выразительными средствами языка

3. нагромождение эпитетов или неоправданное их употребление

В доме свекрови Катерина постоянно испытывала тягостное, тоскливое, безрадостное ощущение.

И этот новый мир тиранит светлое, чистое, возвышенное начало в Ларисе, причём его гнёт, его насилие сильнее, чем прежде, так как скрыты под внешней изящной формой.

4. неоправданное употребление метафор, сравнений, фразеологизмов и иных образных средств

Раскольников похож на карту: одна половине красная, другая – чёрная. Красная – это душа, чёрная – разум.

Поэзия Владимира Высоцкого – это зеркало с живым лицом и огромными глазищами, видящими мир субъективно.

Онегин безумно влюбился в Татьяну, но когда он наконец добился откровенного разговора с ней, ему пришлось уйти несолоно хлебавши, хотя она призналась, что любит его по-прежнему.

* использование неблагозвучных сочетаний

(практически никогда не расценивается как ошибка)

5. скопление гласных

А у Андрея Болконского отношение к свету было совсем иным.

Писателя интересовала и эта особенность человеческого мышления.

6. скопление шипящих

Роман «Мать» — замечательнейшее произведение, изображающее лучших людей того времени, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее.

7. скопление одинаково звучащих частей слов

Молодогвардейцы много раз распространяли различные листовки.

НЕДОЧЁТЫ СОДЕРЖАНИЯ

1. Фактические ошибки

Фактические ошибки – нарушения информационной (смысловой) достоверности и точности излагаемого:

— отступления от использованных источников, жизненной правды;

— несоответствие формулируемых положений и трактовок описываемой реальности.

2. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Логические ошибки связаны с погрешностями в логике изложения.

I. Нарушение чёткого порядка мыслей и частей работы при внутреннем отсутствии плана:

— неуместное и навязчивое повторение одного и того же положения;

— дублирование трактовок и выводов;

— немотивированное соположение различных частей работы;

— невнимание учащихся к выделению абзаца;

— неумение пользоваться красной строкой для отражения и оформления логико-композиционного членения конструируемого текста.

II. Логический пропуск:

— отсутствие связи между мыслями;

— неумелый переход от одного положения к другому;

— необозначенная связь различных подтем.

Показатели содержания, которые не поддаются количественному выражению в процессе проверки

— соответствие высказывания теме;

— умение или неумение автора работы отбирать факты и оперировать материалом в границах, обозначенных темой;

— наличие отступлений от темы;

— достаточная или недостаточная полнота содержания, определяемая развёрнутостью главных микротем сочинения;

— самостоятельность в выборе идеи;

— другие особенности высказывания, свидетельствующие о творческом проявлении личности учащегося (умелое использование способов усиления выразительности речи, большой объём творческой работы и др.).

Эти черты содержательного плана не нуждаются в стандартизированных пометах, однако педагогический эффект проверки и оценки возрастёт, если учитель умеет заметить и поощрительно оценить, выделить содержательные находки и удачи юного автора.

Стилистические ошибки

Перед вами список основных стилистических ошибок, встречающихся в русском языке:

  • Употребление слова в несвойственном ему значении:
    Неправильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.
    Правильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим запасом слов, надо много читать.
  • Нарушение лексической сочетаемости: дешёвые цены вм. низкие цены, увеличение уровня благосостояния вм. повышение уровня благосостояния («уровень» можно повысить или понизить, но не увеличить или уменьшить); Это играет большое значение вм. Это имеетбольшое значение или Это играет большую роль ( значение сочетается с глаголом иметь , играть сочетается с ролью ).
  • Употребление лишнего слова (плеоназм): Прилетели пернатые птицы вм. Прилетели птицы ; Он негодовал от возмущения вм. Он негодовал. или Он возмущался.
  • Употребление рядом или близко друг от друга в предложении однокоренных слов (тавтология): В рассказе “Муму” рассказывается … вм. В рассказе “Муму” повествуется…; В образе Ниловны изображена… вм. В образе Ниловны представлена…
  • Лексические повторы в тексте.
    Примеры
    Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой книге интересно рассказывается…
    Лучше: Недавно я прочла одну интересную книгу, которая называется “Молодая гвардия”. В ней рассказывается…

Для того, чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять больше внимания учению.
Лучше: Для достижения успеха, ученики должны уделять больше внимания занятиям.

  • Употребление слова (выражения) неуместной стилевой окраски. Так, в литературном контексте неуместно употребление жаргонной, просторечной, бранной лексики, в деловом тексте следует избегать разговорных слов, слов экспрессивно окрашенных.
    Пример: Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.
    Лучше: Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором.
  • Смешение лексики разных исторических эпох:
    Неправильно: На богатырях кольчуги, брюки, варежки.
    Правильно: На богатырях кольчуги, латы, рукавицы.
  • Бедность и однообразие синтаксических конструкций.
    Пример: Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.
    Лучше: Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжённый ватник. Хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью.
  • Неудачный порядок слов.
    Пример: Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.
    Лучше: В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
  • Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения.
    Пример: Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии.
    Лучше: Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
  • источники:

    http://pandia.ru/text/78/279/67995.php

    http://gramatik.ru/stilisticheskie-oshibki/

    Стилистические ошибки в русском языке

    — Употребление слова в несвойственном ему значении:

    Неправильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.

    Правильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим запасом слов, надо много читать.
     

    — Нарушение лексической сочетаемости:

    дешёвые цены вм. низкие цены, увеличение уровня благосостояния вм. повышение уровня благосостояния («уровень» можно повысить или понизить, но не увеличить или уменьшить); Это играет большое значение вм. Это имеет большое значение или Это играет большую роль (значение сочетается с глаголом иметь, играть сочетается с ролью).
     

    — Употребление лишнего слова (плеоназм):

    Прилетели пернатые птицы вм. Прилетели птицы; Он негодовал от возмущения вм. Он негодовал. или Он возмущался.
     

    — Употребление рядом или близко друг от друга в предложении однокоренных слов (тавтология):

    В рассказе “Муму” рассказывается вм. В рассказе “Муму” повествуется…; В образе Ниловны изображенавм. В образе Ниловны представлена…
     

    — Лексические повторы в тексте.

    Примеры

    Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой книге интересно рассказывается…

    Лучше: Недавно я прочла одну интересную книгу, которая называется “Молодая гвардия”. В ней рассказывается…

    Для того, чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять больше внимания учению.

    Лучше: Для достижения успеха, ученики должны уделять больше внимания занятиям.
     

    — Употребление слова (выражения) неуместной стилевой окраски. Так, в литературном контексте неуместно употребление жаргонной, просторечной, бранной лексики, в деловом тексте следует избегать разговорных слов, слов экспрессивно окрашенных.

    Пример: Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.

    Лучше: Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором.
     

    — Смешение лексики разных исторических эпох:

    Неправильно: На богатырях кольчуги, брюки, варежки.

    Правильно: На богатырях кольчуги, латы, рукавицы.
     

    — Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

    Пример: Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.

    Лучше: Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжённый ватник. Хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью.
     

    — Неудачный порядок слов.

    Пример: Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

    Лучше: В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
     

    — Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения.

    Пример: Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии.

    Лучше: Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

    вернуться к выбору в разделе «Грамматика»

    Курсы английского языка по уровням

    Beginner

    Экспресс-курс
    «I LOVE ENGLISH»

    Elementary

    Космический квест
    «БЫСТРЫЙ СТАРТ»

    Intermediate

    Обычная жизнь
    КЕВИНА БРАУНА

    В разработке

    Advanced

    Продвинутый курс
    «ПРОРЫВ»

    Практичные советы по изучению русского языка

    Наиболее распространённые грамматические ошибки

    Словообразовательные

    • ошибочное образование слов:

    Он проявил благородность (благородство). Мой сын – такой непоседка (непоседа). У него был раздумчивый (задумчивый) вид. Пень струхлявился (стал трухлявым). Ты просто плакун (плакса). Пойду заместо (вместо) тебя. Дала подщёчину (пощёчину).

    Морфологические

    • ошибки в падежах имён существительных, числительных (образование форм слова);

    В зале не осталось свободных местов (мест). Запрягли два медведя (двух). У меня нет свободного время (времени).

    • ошибки в образовании формы числа;

    Сёлы (сёла), докторы (доктора)

    • ошибки в употреблении несклоняемых имён существительных в форме косвенных падежей;

    Мальчик был в зимнем пальте (пальто).

    • ошибки в употреблении слов в другом роде;

    Собака громко залаял (залаяла). Съел пирожок с повидлой (повидлом).

    • ошибки в образовании степеней сравнения прилагательного;

    Вечер был более интереснее (более интересный или интереснее). Около нашего дома рос самый высочайший (самый высокий или высочайший) дуб в округе.

    • ошибки в образовании местоимений;

    Ихний (их), егонный (его), ейный (её), сидел около его (около него).

    • ошибки в образовании форм глагола, причастий и деепричастий;

    Ложит (кладёт), становят (ставят), едь (поезжай, езжай), ляжь (ляг), ездиет (ездит), метается (мечется), исследоваемый (исследуемый), ждя (ожидая).

    В СЛОВОСОЧЕТАНИИ:

    • ошибки в согласовании;

    Недорослями называют молодых людей, плохо воспитанными родителями (плохо воспитанных родителями). С лицами, живущих (живущими) на чужой территории. Мальчик – круглая (круглый) сирота.

    • ошибки в управлении;

    Выполнено согласно плана (плану), жажда к славе (славы), пришёл со (из) школы, оплатить за проезд (без предлога), мечта к (о) свободе, представляем о том (то), это указывает то (на то), что…,будем помнить (его) и гордиться  им, согласно расписания (расписанию), по окончанию (по окончании) школы, надо исходить от (из) этих решений….

     Автор «Слова» сочувствует и прославляет Игоря (сочувствует ему и прославляет его – использование одной формы управления после двух глаголов с разным управлением). Сын решил стать врачом наперекор желания (желанию). Отец понимает сына и радуется за его успехи (его успехам). Все эти  жалобы, как оказалось при проверке, ни на чём (ничем) не обоснованы. Прометей посвятил свою жизнь в борьбе (без предлога) с тираном.

    В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

    • нарушение согласования между сказуемым и подлежащим;

    Боль утих (утихла). Торжество счастья захлестнула (захлестнуло) его. Молодёжь, народ собрались. Часть деревьев старая (старые). Газета «АиФ» увеличил свой тираж (согласуется с подлежащим, а не с приложением). Иванова – хорошая  (хороший) доктор. Часы – браслет лежал (лежали) на подоконнике. Двадцать один студент приняли (принял) участие в экспедиции. Недавно построено (построены) и эти семь домов. Открыто (открыты) все пять окон. Большинство бюрократов нечестное (нечестные).

    • ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами;

    Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа. Проходя мимо бани, пар густыми облаками окутывал нас. Пролетев несколько тысяч километров, ракета была затоплена в Тихом океане. (Два субъекта действия). Пройдя первые шаги, моё сердце начинает биться. (Два субъекта  действия и несовпадение вида глагола и деепричастия).

    • ошибки в построении предложений с причастными оборотами;

    Некрасов изобразил жизнь крестьян, дорогу из Петербурга в Москву построенных (построивших). Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов (место оборота).

    • ошибки в построении предложений с однородными членами;

     Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей (уважению).

    Хотел показать значение спорта и почему я его люблю (и причины моей любви к нему). Выступали как артисты, а также и дети (двойной союз как.., так и …).

    Герой был высок и худой (высокий и худой, или высок и худ). Он любит читать книгу и чистоту (чтение книг и чистоту, или читать книги и наводить чистоту).

    • ошибки в построении сложных предложений;

    Собака гуляла с тётей Валей, на которую был надет намордник (на кого?). Я завидую тем, которые рыбачат (кто?).

    • смешение прямой и косвенной речи;

    Князь Игорь сказал, что «хочу (хочет) свою голову положить либо напиться шеломом из Дона».

    • пропуск необходимых слов;

    Владик кое-как прибил доску и побежал (играть) в волейбол.

    • нарушение границ предложения;

    Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. Мы не поехали на экскурсию. Потому что пошёл сильный снег.

    При оценке ученических работ учитываются следующие основные речевые ошибки и недочёты:

    • Употребление слова в несвойственном ему значении (ошибка).

    Чтобы быть грамотным и с  большим жаргоном слов, надо много читать. Мы видели в Эрмитаже чучело Петра 1. Мальчик сделал подвиг. Продукты подходили к концу, и нам пришлось открыть неприкасаемые запасы (паронимы).

    • Нарушение лексической сочетаемости (недочёт).

    Пришёл молодой юноша. Дуют пронзительные ветры. Коричневые глаза. Я люблю бананы, субботу и бабушку. Удивляли её глаза и скромность. Маленький ветер. Вначале Машу считали забитой трусихой.

    • Употребление лишнего слова (плеоназм) (недочёт).

    Прилетели пернатые птицы. Моя автобиография. Мокрый дождь. Мчался быстро. Потом мне говорили, что это очень редкий раритет. Ну а в самых экстремальных случаях вызывайте службу спасения.

    • Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) (недочёт).

    В рассказе «Муму» рассказывается… В образе изображён … Множество преград преграждает…

    • Повторение одного и того же слова (недочёт).

    Герои романа Фадеева «Разгром» изображаются Фадеевым без прикрас; Фадеев изображает не только их поступки, но и внутренний мир. Была осень, было холодно. Для обеспечения безопасности в городе были приняты беспрецедентные меры безопасности.

    • Употребление слова или выражения иной стилевой окраски (недочёт).

    Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору. Алёша в результате избиения пролежал весь месяц в кровати.

    • Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного слова (недочёт).

    Есенин был большой разгильдяй.

    • Неудачное употребление просторечных и диалектных слов и выражений (недочёт).

    На пришкольном участке мы сеяли морковь и бураки.

    • Смешение лексики разных исторических эпох (недочёт).

    Во время забастовки Пушкин находился в Михайловском. У Хлестакова – маленькая зарплата.

    • Неудачное употребление личных и указательных местоимений (ошибка).

    Я вынула книгу из сумки и положила её на стол (книгу или сумку?). Никитич сидел на коне, грива его развевалась (коня или Никитича?). Это время ставило такие задачи (какие?).

    • Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).
    • Нарушение видо — временной соотнесённости глагольных форм (ошибка). Некоторые источники относят данные ошибки к грамматическим.

     Когда разлились реки, дороги в низинах становятся непроходимыми. Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, Гринёв долго смотрел ему вслед. Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. Когда писатель работает, Ю-ю вскакивала, садилась около руки  и смотрела за пером.

    • Неудачный порядок слов (недочёт).

    Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

    • Бедность и однообразие синтаксических конструкций, стилистическая невыразительность, штампы (недочёт).

    Наступила зима. Деревья покрыты снегом, как белыми шапками. Ночи стали длиннее, а дни короче. Стало холодно.

    Наиболее распространенный вид ошибок, встречающийся практически в каждом сочинении – это речевые ошибки. Мало кто из выпускников сразу правильно назовет (а тем более распознает в предложении) весь спектр возможных речевых ошибок. Напомним, что такое речевые ошибки.

    Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

    Перечислим все виды речевых ошибок с примерами их устранения:

    1. Нарушение смысловой точности

    Жилые комплексы возникнут в новых районах.Жилые комплексы будут построены в новых районах.

    2. Нарушение лексической сочетаемости слов

    Успехи сына причинили матери радость.Успехи сына доставили матери радость.

    3. Смешение паронимов

    Он принимал желательное за действительное.Он принимал желаемое за действительное.

    4. Пропуск слова

    Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год.Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год.

    5. Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов)

    Катерина заранее предчувствует свою гибель. – Катерина предчувствует свою гибель.

    6. Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного понятия)

    Для работы в вузе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса.Для работы в вузе необходимы преподаватели высокого класса.

    7. Повторение однокоренных слов (разновидность тавтологии)

    Мальчик точно пересказал содержание рассказа.Мальчик точно пересказал содержание прочитанного ( услышанного).

    8. Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов

    Я испытывал специфические чувства. Новый дворовый Журдена отдавал приказания слугам.Я испытывал особенные чувства. Новый дворецкий Журдена отдавал приказания слугам.

    9. Неоправданное использование речевых штампов

    При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши.При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши.

    10. Неоправданное изменение состава фразеологизма (контаминация различных фразеологизмов)

    Эта роль стала для актёра соловьиной песней. Необходимо уделить значение образованию.Эта роль стала для актёра лебединой песней. Необходимо уделить внимание образованию.

    11. Алогизм (соединение не совместимых понятий)

    Благодаря высокой температуре я потерял сознание. – Из-за высокой температуры я потерял сознание.

    12. Неточный подбор синонима

    На грядущей неделе начнём заниматься. – На будущей (следующей) неделе начнём заниматься.

    13. Неудачный оксюморон (соединение антонимов)

    Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо.

    14. Неудачное использование синонимов

    Футболисты ушли с поля без голов. – Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола.

    15. Неуместное употребление слов иной стилевой окраски, эмоционально окрашенных, просторечных слов

    Автор пытается направить людей чуть в другую колею. Таким людям всегда удаётся объегорить других.Автор пытается направить людей в сторону. Таким людям всегда удаётся обмануть других.

    16. Неудачное употребление , указательных, притяжательных местоимений

    Автор заставляет думать о последствиях своих поступков.Автор заставляет думать о последствиях безответственных поступков.

    17. Двусмысленность, неоднозначность фразы

    Учителю надо многое сказать (учителю или учителю нужно многое сказать?).
    Ребенок требует ухода матери (не ясно, что значит в данном случае слово “уход”).

    18. Канцеляризмы (канцелярские штампы)

    Катериной было принято решение утопиться.
    Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь.

    19. Лексические анахронизмы (перенесение современного слова в действительность прошлого либо использование архаизма в современной речи)

    Уходя от войск Наполеона, русские эвакуировали свои семьи.
    Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генералов и русского народа.

    Для того чтобы избежать речевых ошибок в сочинении, нужно тренироваться учиться находить их у других.

    Выполните ТЕСТ и потренируйтесь!

    1. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Мировоззрение на жизнь у героев Гоголя очень примитивно.

     Татьяна любила вставать с зарницей.

     Больной был госпитализирован в больницу.

     Сегодня в МГУ проводится день открытых дверей.

     Речевых ошибок нет

    2. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Я знаю родной город как свои пять пальцев.

     Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

     В том году сильные морозы начались в начале января.

     Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга.

     Речевых ошибок нет

    3. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Нежное дерево акация превратилась в символ моего родного города.

     Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

     Врач дал родителям несколько советов по уходу за больным ребёнком.

     В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

     Речевых ошибок нет

    4. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Не было дня, чтобы Наташа не спросила Пьера, что любит ли он ее.

     Пьер робко спросил у Наташи, сможет ли она когда-нибудь его полюбить.

     Шаляпин на драматической сцене был так же гениален, как и на оперной.

     Академик Петров увлекался историей с раннего детства, в частности, Древней Руси.

     Ошибок нет.

    5. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Имеющийся жизненный опыт у человека — это истинное его богатство.

     Читая эту рукопись, обратите внимание на подчеркнутые места.

     Наряжая елку, мне вспомнилось детство.

     Мой младший брат был призван в армию, окончив университет и когда вернулся в родной город.

     Речевых ошибок нет

    6. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии.

     Роман «Преступление и наказание» принес Достоевскому всемирную известность.

     Приведённые примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения.

     Из-за недостатка времени не станем отвлекаться от предмета лекции.

     Речевых ошибок нет

    7. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Некоторые люди принимают желательное за действительное.

     Не стоит придавать особого внимания этой информации.

     Стараясь доказать свою правоту, он говорил очень возбуждённо, жестикулируя руками.

     Из-за дождя мы перенесли поход на следующий день.

     Речевых ошибок нет

    8. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Нет такой благородной мысли, которая не встречала бы сочувствия.

     Дети читали только французские книги, в частности Наташа.

     Девушка с горечью заметила, что вряд ли может надеяться на столь быстрое решение своих проблем.

     Городничий говорит собравшимся, что “к нам едет ревизор”.

     Речевых ошибок нет

    9. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Он наконец собрался с духом и прыгнул в ледяную воду.

     Всю войну она проработала не покладая сил.

     Уровень воды в реке заметно повышается после дождей.

     В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины.

     Речевых ошибок нет

    10. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.

     Сойдя с поезда, его ждала машина.

     Указанные выше положения можно отнести к интересующей нас проблеме.

     В столовой, громко разговаривая, накрывают на стол.

     Речевых ошибок нет

    11. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Русские учёные внесли большой вклад в исследование Антарктиды.

     Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас.

     Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.

     Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

     Речевых ошибок нет

    12. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     В институте разработаны новые методики и разработки по данной проблеме.

     Ребята были настроены скорее шутливо, чем воинственно.

     Делайте как хотите, а я умываю руки.

     Она близко к сердцу ощущает чужое горе.

     Речевых ошибок нет

    13. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Берег бухты, где мы остановились на ночлег, состоял из песчаника и мелкого булыжника.

     Мои друзья иногда проводили время в кафе, которое, кажется, что уже не работает.

     Если холод в вашем гараже или даче – купите наш обогреватель.

     Андрей написал Наташе, что если хотите, то можете считать себя свободной.

     Ошибок нет.

    14. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Получив признание широких читательских масс, книгу переиздали.

     Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

     Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

     Расчёт составлялся исходя из средних норм выработки.

     Речевых ошибок нет

    15. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Чудесный цветок роза может быть выращена зимой только в теплице.

     Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее.

     Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве Л.Н.Толстого.

     Хрен с ним, со старым маразматиком – ему его мать на фиг не нужна.

     Речевых ошибок нет

    16. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     На собрании акционеров баллотировалось предложение об изменении состава правления.

     План работы выполнен с хорошим качеством.

     Нас перевели работать в отсталую бригаду.

     Его наружная внешность с первого взгляда вызывает симпатию.

    17. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

     Я проходил мимо дома друзей и решил зайти к ним на огонёк.

     Мы оснастились рыболовными снастями и отправились рыбачить.

     Внимательно прочитав статью, корректор внёс в неё необходимые поправки.

     Она никогда не пряталась за чужую широкую спину.

    18. Какого плана ошибка допущена в следующих словосочетаниях и фразах: “дешевые цены”, “увеличение уровня благосостояния”, “это играет большое значение”, “закадычный враг”, “буланая машина”?

     Употребление лишнего слова (плеоназм)

     Нарушение лексической сочетаемости

     Употребление слова в несвойственном ему значении

     Неудачный оксюморон

    19. Какого плана ошибки допущены в следующих словосочетаниях и фразах: Прилетели пернатые птицы. Он негодовал от возмущения. Своя автобиография. Глупый идиот.

     Употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания.

     Повтор одного и того же смысла в разных словах одного высказывания.

     Нарушение лексической сочетаемости.

     Соединение несовместимых понятий (алогизм)

    20. Нормы лексической сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

     тяжелая проблема

     коснуться о теме дружбы

     привести пример о работе ученых

     писатель русской классики

    21. Какая ошибка допущена в предложении: В ответе, подписанном секретарем, говорилось, что ввиду непримиримости занятой мною позиции компания считает необходимым использовать этот случай для создания, так сказать, прецендента и потому подает на меня в суд, предлагая мне заблаговременно обратиться к своему адвокату.

     орфографическая

     речевая

     пунктуационная

     грамматическая

    22. Какая ошибка допущена в предложении: Прошли еще полчаса, после чего нам до такой степени опротивела жизнь и наскучил голос мудрости, что мы пошли на риск и, набросив на подкарауливавшего нас бульдога скатерть, успели выскочить за дверь?

     орфографическая

     речевая

     пунктуационная

     грамматическая

    23. Что такое чистота речи?

     Качество, которое обеспечивается отсутствием в речи нелитературных слов и выражений.

     Качество, которое связано с соблюдением языковых норм.

     Качество, которое воплощает повышенную эмоциональность речи.

     Безошибочное написание слов.

    24. Что такое правильность речи?

     Соблюдении в речи языковых норм, т.е. единых для всех правил произношения, ударения, формообразования, построения предложений.

     Чистое, отчетливое произношение звуков.

     Качество, которое воплощает повышенную образность речи.

     Качество, которое обеспечивается отсутствием в речи нелитературных слов и выражений.

    25. В каком случае речь следует считать уместной?

     В которой используемые языковые средства по функциональной и эмоционально-экспрессивной окраске соответствуют ситуации общения.

     Которая по громкости подходит для данной аудитории.

     В которой нет «словесного мусора».

     Употребление которой не ограничено ни профессиональной деятельностью, ни территорией, ни социальной средой



    Скачать материал



    Скачать материал

    • Сейчас обучается 27 человек из 14 регионов

    • Сейчас обучается 159 человек из 48 регионов

    • Сейчас обучается 238 человек из 55 регионов

    Краткое описание документа:

    Классификация ошибок в письменных работах учащихся.

            Письменная творческая работа (сочинение, изложение) оценивается по двум параметрам: содержание и грамотность. Соответственно выставляется две оценки. На каждую из них главным образом влияют обнаруженные, отмеченные и классифицированные учителем оценки. Цель данного сообщения — внести ясность в классификацию ошибок. Ошибка вообще — это нарушение требования правильности речи, это то, как нельзя сказать или написать.

    На оценку за грамотность непосредственно влияют ошибки грамматические, орфографические, пунктуационные. На оценку за содержание ошибки фактические, логические, речевые. Причём основная сложность состоит в опознавании и различении грамматических и речевых ошибок.

    ГРАМОТНОСТЬ

    СОДЕРЖАНИЕ

    Граммати-ческие

    Орфографические

    Пунктуационные

    Фактические

    Логические

    Речевые

    1)  Словообразо-

    зовательные;

    2) Морфологи-

    ческие;

    3)  Синтакси-

    ческие.

    Ошибка в написа нии буквы, обозначающей звук в слабой позиции (безудар ная гласная, непроиз носимая согласная и пр.)

    1)  Искажение имён и фамилий авторов и

    персонажей.

    2)  Ошибка в изложении сюжета, фактов

    ( не включается неправильная мотивировка поступков

    персонажей или неверная

    трактовка образов, авторской идеи).

    3)Приписывание слов одного персонажа другому.

    4)  Искажение фактов исторической

    действительности (анахронизм).

    1)  Нарушение логической связи между частями текста.

    2)  Отсутствие логики в изложении мысли (высказаны противоречивые суждения, вывод противоречит вступлению или аргументации)

    3)  Отсутствие логики в высказывании.

    1)  Лексичес-кие;

    2)  Фразеоло-гические;

    3) Стилисти-ческие.

    Грамматические ошибки— ошибки вызванные неправильным использованием законов построения речевой единицы. Это ошибки в построении слова, словосочетания, простого и сложного предложений. Существует довольно простой тест для распознавания орфографических и грамматических ошибок: орфографическая ошибка свойственна только письменной речи, а грамматическая и письменной, и устной. При произнесении орфографическая ошибка не будет слышна, в то время как слово с грамматической ошибкой будет звучать неправильно.

    Словообразовательные ошибки  — неоправданное словосочинительство или видоизменение слов по определённой модели или образцу. Это своеобразное «заполнение пустых клеток», создание собственных слов на основе уже имеющихся моделей. Так если в языке существуют слова «оконный», «рыбный», почему бы не быть слову «телевизорный», «пианинный»? Большинство таких «неологизмов» образуются с помощью суффиксов. Крик — кричание, ковёр — ковёрчик, лимон — лимоновый, костяной — костяно («Она танцевала как-то костяно».) Но нередки случаи создания таких слов с помощью приставки ( стрелять — исстрелять, сухой — несухой ), постфикса -ся ( В окно едва пропускается свет), путём одновременного присоединения приставки и суффикса ( Как же я буду учиться в школе, если я такая бесталантливая. Они все одеты по-одинаковому.), приставки и постфикса (Я так расшилась, что не слышала звонка). Реже встречаются обратные случаи — примеры «отбрасывания» суффиксов, постфиксов, приставок ( Мы прикасаем (от прикасаться) язык к зубам.) или замены одной приставки другой (Его исключили из тренеров, но потом пообещали опять включить.)

    Морфологические ошибки —  ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.

    1.   Ошибки, связанные с употреблением существительных: а) Употребление неодушевлённых в каестве одушевлённых и наоборот ( Я попросила ветерка,  чтобы он дул посильнее. Белка достала боровика из дупла. Ему в провожатые дали два чекиста.). б) Изменение рода существительных (пирожки с повидлой, у моей собачки хохолок, как у свиристеля), не соответствующее норме употребление существительных общего рода (Гаврик рос круглой сиротой.), ошибки в употреблении существительных мужского рода применительно к лицам женского пола (Она замечательная директор.) Прим.: не соответствует норме употребление существительных муж. Рода по отношению к лицам женского пола, когда в нормативном языке имеется соотносительное существительное со значением женского пола (Моя бабушка во время войны была лётчиком.). в) Ошибки, связанные с употреблением числа существительных: образование несуществующих форм ед. или множественного числа (Он пришёл весь в тряпьях. В профессии милиционера много разных рисков. Обрежь мне ножницей нитку.), использование формы числа, неуместной в данном контексте (Вода используется также в хозяйственной цели. Мы с Тамарой приехали с дач в один и тот же день.) г) Ошибки, связанные со склонением существительных: изменение типа склонения (Меня посадили рядом с лысым дядьком.), неправильный выбор падежного окончания (Положите мне сахарка. Сейчас хлебу у нас вдоволь. Листья шелестят на ветре. Мы увидели в траве семь ежов.), склонение несклоняемых существительных (Ю-ю спала, где хотела: на пианине, на нотах.), унификация основ един. и множ. числа (Один татар жил на горе. Мы видели в зоопарке маленьких медвежонков.)

    2.   Ошибки, связанные с употреблением прилагательных: а) Полная и краткая форма прилагательных (Наш город красивый в любое время года. Он сказал приёмной комиссии, что он способен и они должны его принять. Встреча старых фронтовиков была очень тепла (при употреблении прилагательных в переносном значении краткая форма обычно не используется)). б) Степени сравнения прилагательных — образование несуществующей в языке формы сравнительной степени и образование формы сравнительной степени ненормативным образом (Старушка стала ещё слепее, чем была. Жёлтые сапоги ещё рванее, чем эти. Я никогда не видел книгу толстее этой. От этого Мцыри становится более таинственнее.)

    3.   Ошибки, связанные с употреблением местоимений: а) Употребление местоимений себя и свой (Я застал сестру у себя в комнате. Замок был построен в честь своих дочерей. Кирила Петрович устраивал разные забавы, которые были интересны только себе.) б) Употребление местоимения он и указательных местоимений. (В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму. Я приехал туда впервые. Птица села на ветку, и с неё посыпался стеклянный дождь. Добрыня сидит на своём коне. Грива его развевается по ветру. Он готовится к бою.), в том числе дублирование, в этом случае либо дублируемый член предложения, либо дублирующее его местоимение можно опустить (Кусты, они покрывали берег реки.)

    4.   Ошибки, связанные с употреблением глагола и его форм: а) Неверное образование глагольной основы (шептает, дремай, жаждает, скакающий). б)несоблюдение чередований в основе настоящего времени (берегёшь, жгём, не зависю, пронзю). в) Ненормативное образование форм повелительного наклонения (почисть, ехай, закончь). г) Неправильное образование видовых пар глагола (Надо усилять звук. Выкопали ямы, чтобы потом можно было проложивать трубы. Вода набегает и тут же отхлынывает.), использование глаголов одного вида вместо другого (Когда мама пришла с работы, мы садились обедать. д) Не соответствующее норме чередование форм наст. и прошед. времени (На другой день приходит сосед и рассказал моему отцу всё.) е) Не соответствующее норме образование и употребление причастий (Васька, больно ушибивший ногу горько плачет. У меня уже давно всё убрато. Ветер срывал оставшие на деревьях листья. Одобряющийся всеми проект. У меня был один выигранный билет.) ж) Не  соответствующее норме образование и употребление деепричастий ( Троекуров, ходив по зале большими шагами, выглянул в окно. Вышев на середину комнаты, щёки у него покраснели. Спя, он всё вздрагивал и вздрагивал.)

    Синтаксические ошибки — ошибки в построении словосочетаний, простых и сложных предложений.

    1.   Ошибки в формах согласования и управления (Я делюсь с мамой обо всём, что со мной происходит. Преданность к отчизне. Уля не проронила ни одно слово. ),  в том числе отсутствие зависимой формы ( Хомячок спит до вечера, а ночью начинает лазить, грызть (что?), шуршать бумагой. Он эгоист, всего дороже (кому?) собственная персона.).

    2.   Ошибки в согласовании сказуемого и подлежащего (Молодёжь собрались на митинг. Группа запорожцев хотели написать письмо султану. К нам пришли ещё много людей. Я с отцом поехали на рыбалку. Собака Полкан лаял на прохожих. Мария Петровна, директор школы, тепло поздравил собравшихся. Там нарисовано луг и берёза. На столе лежал горн и барабан.)                

    3.   Однородные члены предложения: а) Объединение сочинительной связью слов, обозначающих логически несопоставимые понятия ( Больше всего я люблю бананы, субботу и гимнастику. У Марины стройная фигура и бодрое настроение. Я увидел, что мама стояла посреди кухни и закрыла лицо руками.) б) Неодинаковое морфологическое оформление однородных членов(Девочка любит чистоту и читать книги. Они шли по улице быстро и разговаривая о чём-то своём. ) в) Нарушение правил сочетаемости при подключении второго компонента (Школа была пуста, не слышно весёлых голосов ребят и ярких стенгазет. Художник восхищается и любит русскую природу.) г) Не соответствующее норме употребление союзов (Этот человек может не только подвести своего друга, но и всех товарищей. Автор говорит не только о внешней красоте, а и о внутренней.) д) Чрезмерное удлинение ряда однородных членов. е) Объединение сочинительной связью разнотипных синтаксических единиц (Я не люблю болеть и когда ругают. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамен не сдашь.)

    4.   Причастные обороты: а) нарушение согласования причастия с определяемым словом (В поэме рассказывается о судьбе грузинского мальчика, отданного на воспитание монахам и тосковавшем по свободной жизни.) б) нарушение порядка расположения причастного оборота и определяемого слова ( Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.) в) Включение в состав причастного оборота союзов и союзных слов (Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату. Так как кот удивлённый случившимся, перестал с этого дня красть.)

    5.   Деепричастные обороты: а) употребление деепричастных оборотов, не соотнесённых по смыслу с подлежащим (Падая, из стакана вылилась вода. Наловив рыбу, у нас кончились червяки. Проехав с километр, открывается чудесный пейзаж.) б) Включение подлежащего в середину деепричастного оборота (Встретившись ребята около школы, все вместе пошли в зоопарк.) в) Включение союзов в состав деепричастного оборота (Когда написав последнюю строчку, я с облегчением вздохнул.)

    6.   Порядок слов в предложении ( Моряком я хотел бы стать, когда вырасту. Там очень громко ударял один человек в барабан. Особенно на меня сильное впечатление произвёл дневник Тани Савичевой. Я вам расскажу о кленовом красном листе. В углу стоит дубовый старый шкаф.)

    7.   Сложносочинённое предложение: а) Ошибки в употреблении сочинительных союзов (Ум тогда понимали не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве. То озеро становится чёрным, но вот оно тихое, ласковое, нежное.) б) Ошибки в сложносочинённых предложениях усложнённой структуры. (Кай старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и качал головой.

    8.   Сложноподчинённое предложение : а) Объединение сочинения и подчинения (Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель уже стоял перед ним. Мурзик зарычал и залаял, что Васька бросился бежать.) б) не соответствующее норме употребление инфинитивного придаточного ( Прежде чем начать писать сочинение, учительница рассказала нам о плане. Он подал прошение генералу, чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белгородской крепости.) в) Ошибки в построении предложения с придаточным определительным, например, отрыв придаточного от определяемого слова (Тёплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы.), неправильное согласование союзных слов (Пьеса «На дне» — это произведение, в которой содержится обвинение капитализму.), нарушение порядка расположения союзного слова (Борис, дядя которого решает отослать в Сибирь, приходит проститься.), пропуск соотносительного слова — указательного местоимения — в главном предложении (Офицер приказал, чтобы к нему пригласили, кто спас ребёнка.) г) Ошибки в построении предложения с придаточным изъяснительным ( О Хлестакове отзывались, что у него светлая голова.(ср. Говорили, что…)  Он понял то, что хорошо иметь преданного друга.)

    9.   Смешение прямой и косвенной речи (Игорь сказал, что хочу свою голову сложить либо напиться шеломом из Дона)

    10. Пропуски необходимых слов (Владик прибил доску и побежал в волейбол).

    11. Нарушение границ предложения (Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. Он выбросил ключи в ближайший пруд. Чтобы никогда не возвращаться сюда. Где его так обидели.)

    Если, обнаруживая грамматические ошибки, мы оцениваем соответствие речи законам русского языка, её правильность, то, говоря о речевых ошибках, мы оцениваем богатство, выразительность и точность речи.

    Речевые ошибки — в отличие от грамматических ошибок, нарушающих структуру языковой единицы, они связаны с неудачным употреблением правильно образованных слов или предложений. Это ошибка функциональная (в употреблении), а не структурная (в образовании). Для обнаружения речевой ошибки необходим контекст, без него невозможно увидеть речевую ошибку, так как сама речевая единица образована правильно. Контекст может быть минимальным. Для слова обычно достаточно словосочетания. Например, « Героем этой повести является Пугачёв, главарь восставшего народа.»Нарушение особенностей функционирования слова «главарь» обнаруживается уже в контексте словосочетания «главарь восставшего народа», где отрицательная эмоционально-оценочная окраска слова «главарь» приходит в противоречие с положительным смыслом зависимых слов. Минимально достаточным контекстом для словосочетания является предложение, для предложения же — текст.

    Лексические ошибки: а) Употребление слова в несвойственном ему значении (семантические ошибки) — едва ли не самый распространённый тип речевых ошибок. Это и расширение или сужение объёма значения слова (Пионеры быстро и незаметно удалились из города к партизанам. Я хочу исправить свои пороки.(Автор строчки -третьеклассник.)); изменение значения слова из-за неверного осмысления его морфемной структуры (Лыжный снег, молочные чашки. Перед беженцами — лесная сторожка, ворота открыты.(О лосях) Когда мама не может найти чего-нибудь в комнате, она зовёт меня, потому что я очень находчивый.); путаница с паронимами (В Гринёве он видел оружие для выполнения своих замыслов. В гробнице нашли много золотого орудия. Презренный — презрительный, крепостной — крепостник, дворовый — придворный, смертный — смертельный.); с антонимами (Началась война, и его демобилизовали на фронт.)  Придание слову нового значения не всегда может быть расценено как ошибка. Часто не может идти речь о непонимании учеником смысла употребляемого им слова. Напротив, ученик использует хорошо знакомое ему слово с целью усиления выразительности, образности. (Характер у моего котёнка универсальный: он может быть и весёлым, и грустным, и ласковым, и диким. Дунет ветер, и брызнут во все стороны красные и жёлтые листья.) Речевыми недочётами могут считаться лишь те случаи, когда такое метафорическое употребление слова художественно не оправдано (Жизнерадостные лучи освещают лицо девочки. Мцыри — герой с красочной душой.) б) Нарушение лексической сочетаемости ( Я бы изобрела транспорт, который с сильной скоростью доставлял бы людей домой. Ср.: с большой, с высокой скоростью. В саду вполголоса льётся отвесный дождь. Ср.: тихонько льётся. На улице маленький ветер. Белогвардейцы делали заговоры. в) Употребление лишнего слова (плеоназм) (Прилетели пернатые птицы. Он негодовал от возмущения.) г) Тавтологические ошибки и повторы (У него в Михайловском была целая библиотека книг. Парк кажется грустным и печальным. Лучи солнца залили комнату светлым светом. Она служила во дворе служанкой.  Особенно часто: патриот своей родины, со мной случился интересный случай. К слугам Фамусов относится грубо, к Чацкому относится враждебно, а к тем, кто имеет власть относится заискивающе.) Встречаются и случаи употребления однокоренных слов в сочетании с тавтологией (Всех солдат выстроили в строй — выстроить и значит «поставить в строй».

    Фразеологические ошибки — ошибки в употреблении фразеологизмов: а) Ошибки в усвоении значения фразеологизма (Хлестаков мечет бисер перед свиньями. Я в этой алгебре ни гу-гу.) б) Ошибки в усвоении формы фразеологизма (Не люблю сидеть сложив руки. Пора тебе взяться за свой ум. Ему было впору биться об стену (пропуск слова). Городничий сказал, что он знает, кто в него бросает камешки (замена слова)). в) Образование ненормативных фразеологизмов (Я чуть не лопнул со страху. Играть значение и иметь важную роль.) г) Изменение лексической сочетаемости фразеологизма (Мы с Валей понимаем друг друга до дна. Мы говорили ей, что нельзя бросать на ветер такие хороший краски.)

    Стилистические ошибки: а) Употребление слова, выражения иной стилистической окраски (просторечие, канцеляризм, высокий стиль) б) Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально-окрашенного слова (У Олега Кошевого были дружки — Иван Земнухов и Сергей Тюленин.) в) Неоправданное употребление профессиональных или диалектных слов и выражений. г) Смешение лексики разных исторических эпох (На богатырях кольчуга, брюки и варежки.)

    Логические ошибки .

    1)      Нарушение логической связи между частями текста проявляется в несоответствии вывода или вступления основной части или друг другу.

    2)      Отсутствие логики в изложении проявляется а) в пропуске существенных фактов или деталей, нарушающем связность текста; б) в необоснованности вывода; в) бездоказательности утверждений; г) в противоречии промежуточных выводов ранее сказанному; д) в выражении в тексте двух взаимоисключающих точек зрения по одному вопросу.

    3)      Нарушение логики высказывания проявляется в а) употреблении одного и того же термина в разных значениях; б) нелепых суждениях на основе связывания несопоставимых понятий (кроме оксюморона). Например: Мы пришли в лес, и началась осень.

    Однако в вопросе о классификации ошибок остаётся ещё очень много неясностей. Например достаточно трудно классифицировать случаи употребления некоторых просторечных форм слов типа пущать, здеся, тута, одёжа,хужее, скипятить, взади. Возможно отнесение их к речевым ошибкам (просторечия), но возможно, что эти слова представляют собой результат словотворчества ребёнка, то есть самостоятельно образованы им по существующим моделям, а значит, являются грамматической ошибкой. Не так просто обстоит дело и с классификацией ошибок пунктуационных и синтаксических. Например, в предложении «Падает снег пушистый и лёгкий» речь может идти как об ошибке синтаксической (нарушен порядок слов), так и об ошибке пунктуационной (нет запятой перед определениями, стоящими после определяемого слова). Возможны недоразумения и в разграничении логических и грамматических. Например, ученик пишет: «Когда я подбежал к забору, он был высокий.» Думает ли он, что высота забора изменялась по мере его приближения к нему? Конечно, нет. Просто ему не хватило речевых средств выражения для своей мысли. Таким образом, здесь имеет место не логическая ошибка, состоящая, как известно, в нарушении правил логического мышления, а грамматическая, конкретнее — синтаксическая. Подобный случай: «Мой любимый герой — книга Островского «Как закалялась сталь». Понятно, что ученик не относит людей и книги к одному ряду явлений. Это синтаксическая ошибка, явный композиционный сбой. Не проще обстоит дело и с ошибками речевыми и фактическими. «Троекуров назначил Шабашкина владельцем усадьбы». Если ученик не разграничивает значения слов владелец и управляющий и употребляет одно слово вместо другого, то это ошибка речевая, если же он знает значение слова владелец и употребил его сознательно, значит ошибка фактическая и свидетельствует о незнании текста. Особого внимания требует различение лексического и фактического анахронизмов. Фактический анахронизм — смешение реалий разных эпох (Мать работала в колхозе, а сына отдала в учение к сапожнику),

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    6 119 658 материалов в базе

    • Выберите категорию:

    • Выберите учебник и тему

    • Выберите класс:

    • Тип материала:

      • Все материалы

      • Статьи

      • Научные работы

      • Видеоуроки

      • Презентации

      • Конспекты

      • Тесты

      • Рабочие программы

      • Другие методич. материалы

    Найти материалы

    Другие материалы

    • 12.05.2015
    • 4501
    • 31
    • 12.05.2015
    • 2195
    • 16
    • 12.05.2015
    • 438
    • 0
    • 12.05.2015
    • 475
    • 0
    • 12.05.2015
    • 946
    • 1
    • 12.05.2015
    • 2046
    • 4
    • 12.05.2015
    • 1935
    • 0

    Плеоназм — это речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого. Плеоназм в русском языке — это лексическая ошибка.

    В письменной и разговорной речи незнание точного значения слова, особенно заимствованного русским языком, часто сопровождается допущением лексических ошибок, одной из которых является плеоназм. В лингвистике этот термин восходит к греческому слову pleonasmos, что буквально значит «переизбыток».

    Что такое плеоназм в русском языке

    Узнаем, что такое плеоназм в русском языке. Разберемся, в чем состоит суть этой речевой ошибки, используя конкретные примеры словосочетаний.

    В разных сферах нашей жизнедеятельности нам часто встречается словосочетание «сервисное обслуживание». Его употребляют для обозначения качественного обслуживания. Давайте задумаемся, насколько правомерно объединяются эти слова с точки зрения лексических норм русского литературного языка?

    Прилагательное «сервисное» образовано от слова «сервис», заимствованного из английского языка, в котором service значит «бытовое обслуживание».

    Значит, значение слова «сервисный» уже входит в семантику русского слова «обслуживание» и является лишним в этой паре лексем.

    Рассмотрим словосочетание «меню блюд». Французское слово «меню» обозначает «подбор блюд для завтрака, обеда и т. д.», а также «лист с перечнем предлагаемых блюд, напитков в ресторане, кафе, столовой». И в этом сочетании слов допущена речевая ошибка — плеоназм.

    Как видим, эта ошибка возникает тогда, когда говорящий или пишущий не вникает в значение слов или не знает точного их значения и вкрапляет в свою речь лишние с точки зрения смысла слова.

    Определение

    Плеоназм это

    Укажем, какое определение этой речевой ошибке дает Википедия.

    Определение

    Плеоназм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие некоторых языковых форм, выражающих одно и то же значение в пределах законченного отрезка речи или текста, а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.

    Таким образом, плеоназм — это более широкое понятие, которое включает не только употребление отдельных лишних слов, а целых оборотов речи и даже фраз, которые можно упростить или изъять из текста вообще.

    Примеры плеоназмов

    Чаще всего указанной речевой ошибкой страдают сочетания прилагательных с существительными, причем значение прилагательного дублирует смысл определяемого им слова:

    • главный приоритет;
    • первый дебют;
    • ценные сокровища;
    • наружная внешность;
    • необычный феномен;
    • пернатые птицы;
    • полное фиаско;
    • равная половина;
    • неожиданный сюрприз;
    • памятный сувенир;
    • сегодняшний день;
    • ответная реакция;
    • предельный лимит;
    • начальные азы;
    • ладонь руки;
    • государственный чиновник;
    • уникальный раритет;
    • взаимная помощь;
    • передовой авангард;
    • утренний рассвет;
    • полный аншлаг;
    • эмоциональные чувства.

    В качестве главного слова в сочетании выступает глагол, в значении которого уже заложен смысл лишнего слова:

    • упасть вниз;
    • подпрыгнуть вверх;
    • впервые познакомиться;
    • вернуться обратно;
    • сжать кулак;
    • импортировать из-за рубежа;
    • госпитализировать в стационар;
    • предупредить заранее.

    Плеоназм и тавтология. Отличия

    В лексикологии разновидностью плеоназма считается тавтология (греч. tauto «то же самое» + logos «слово»).

    Тавтология — это непреднамеренное употребление однокоренных слов в словосочетании или в одной фразе, а также необоснованный повтор одного и того же слова.

    Все спортсмены должны сгруппироваться в небольшие группы по трое.

    Ему надо прыгнуть прыжок прямо сейчас.

    Петр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей.

    Авторская речь — это речь автора.

    Исходя из того, что в плеоназме дублируется смысл языковых единиц, составляющих словосочетание, но лексемы не являются однокоренными, можно утверждать, что плеоназм — это скрытая смысловая тавтология.

    Наше совместное сотрудничество было плодотворным.

    Сотрудничество — это действие, работа вместе, участие в общем деле.

    Плеоназм и тавтология

    Плеоназм создается в речи, когда другим словом обозначается одно и то же понятие, уже названное лексемой, составляющей с ним сочетание или фразу.

    Тавтология же является речевой ошибкой, где явно употребляются однокоренные слова, создающие излишний назойливый повтор лексем с одинаковым или похожим смыслом. С этой точки зрения тавтология — это открытое языковое излишество в речи.

    Примеры тавтологии

    • спросить вопрос;
    • заработанная зарплата;
    • проливной ливень;
    • звонок звонит;
    • дымится дымом;
    • вновь возобновить;
    • городской градоначальник.

    Тавтология бывает оправдана только в текстах, написанных в официально-деловом или научном стиле, где повтор одного и того же слова необходим по смыслу высказывания.

    Размещение недоброкачественной рекламы с данным содержанием в данном месте данным способом запрещено законодательством страны.

    В отличие от плеоназма в поэтическом языке тавтология используется как один из видов повторов, усиливающих эмоциональность и выразительность речи. Повторяются либо однородные по своему звучанию и по смыслу слова (греет — погревает, веет — повевает), либо повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (знает — ведает, плачет — тужит, море-океан, тоска-печаль).

    Если в рифме повторяется одно и то же слово в изменённом его значении, такую рифму называют тавтологической:

    Вот на берег вышли гости,
    Царь Салтан зовёт их в гости.

    А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане

    Уровень культуры человека неразрывно связан с культурой речи и мышления. Культура речи определяет любовь к своему родному языку, который постараемся не засорять излишествами, жаргоном и просторечными словами.

    Словарик плеоназмов

    Примечание

    Лишнее слово в словарике осталось невыделенным.

    А
    автоматический рефлекс акватория водных объектов
    активная деятельность антагонистическая борьба
    ареал обитания ароматные духи
    арсенал оружия  атмосферный воздух
    Б
    бесполезно пропадает бесплатный подарок
    бестселлер продаж биография жизни
    большое и видное место большое человеческое спасибо
    бывший экс — чемпион букет цветов
    В
    взаимоотношения между супругами взаимный диалог
    водная акватория возобновиться вновь
    ведущий лидер вернуться назад
    взлетать вверх видел своими глазами
    визуальное изображение всенародный референдум
    VIP-персона возвращаться обратно
    воспоминания о былом в конечном итоге
    внутренний интерьер впервые дебютировал
    впервые знакомиться впереди лидирует
    временная отсрочка все и каждый
    выплаченная (заработная) плата
    Г
    героический подвиг гибель человеческих жертв
    гигантский/огромный исполин главная суть
    главный лейтмотив главный приоритет
    гнусная ложь голубая синева 
    госпитализация в больницу
    Д
    депиляция волос демобилизоваться из армии
    действия и поступки (одно слово лишнее) действующий акт движущий лейтмотив
    долгий и продолжительный (одно лишнее) дополнительный бонус дополнительный овертайм
    другая альтернатива
    Е
    единогласный консенсус
    Ж
    жестикулировал руками живут скучной жизнью
    З
    заданные данные заведомая клевета
    заезжий гастарбайтер злоупотребление пьянством/алкоголизмом/наркоманией
    занудный и скучный (одно слово лишнее) захватывающий триллер
    И
    избитая банальность изобиловал большим количеством
    имеет место быть импортировать из-за рубежа
    инкриминировать вину  интервал перерыва
    интерактивное взаимодействие информационное сообщение
    исключительно эксклюзивный истинная подоплёка
    истинная правда истинная реальность
    IT — технологии
    К
    карательная репрессия кивнул головой
    коллега по работе/по профессии коммуникативное общение
    консенсус мнений короткое мгновение
    коррективы и поправки (одно слово лишнее) крайне экстремистский
    краткое резюме круглосуточный нон – стоп
    Л
    ладони рук ледяной айсберг
    линия ЛЭП лично я
    лицо в анфас локальные места
    М
    маршрут движения международный интернационализм
    мемориальный памятник меню блюд
    местный абориген мёртвый труп
    молодая девушка молодой юноша
    монументальный памятник морально — этический (одно слово лишнее)
    моргнул глазами молчаливая пауза
    моя автобиография мизерные мелочи
    минус три градуса мороза ниже нуля минута времени
    мимика лица  мужественный и смелый (одно слово лишнее)
    Н
    на высоком профессиональном уровне наглядно демонстрировать
    надо закончить/завершить начатую работу наиболее оптимальный
    на сегодняшний день = на сегодня наследие прошлого
    народный фольклор на удивление странно
    начальные азы негодовать от возмущения
    незаконные бандформирования неиспользованные резервы
    необоснованные выдумки необычный феномен
    немного приоткрыть неподтверждённые слухи
    неприятно резать слух нервный тик
    неустойчивый дисбаланс ностальгия по тебе
    ностальгия по родине 
    О
    объединённый союз объединиться воедино
    огромная махина осколок сломанной (вещи)
    онлайн – вебинары в Интернете опытно – экспериментальный (одно лишнее) 
    опытный эксперт основной лейтмотив
    отара овец ответная контратака
    ответная реакция отступать назад
    очень крохотный
    П
    памятный сувенир патриот родины
    первая премьера пережиток прошлого
    период времени пернатые птицы
    перманентное постоянство перспектива на будущее
    печатная пресса письменное делопроизводство
    повторить снова подводный дайвинг
    подняться вверх по… повседневная обыденность
    пожилой старик полное право
    полный карт-бланш полностью уничтожен
    по направлению к (место) планы на будущее
    помог и поспособствовал (одно слово лишнее) по моему личному мнению
    популярный шлягер посетить/побывать с визитом
    поступательное движение вперед предварительное планирование
    предварительная предоплата предварительный анонс
    предчувствовать заранее предупредить заранее
    прейскурант цен, тарифов приснилось во сне
    производство работ  простаивать без дела
    проливной ливень промышленная индустрия
    прошлый опыт полный аншлаг
    полное фиаско попытка покушения
    популярный шлягер потрясающий шок
    почтовая корреспонденция путеводная нить Ариадны
    пять рублей (любой другой вариант) денег
    Р
    равная половина рассказчик рассказывал (другой глагол)
    реальная действительность революционный переворот
    регистрационный учет реорганизация организации
    рыбная уха
    С
    самовольный прогул самое ближайшее время
    самое выгоднейшее саммит на высшем уровне
    самый лучший сатирическая карикатура
    свободная вакансия секретный шпион
    сенсорный датчик сервисная служба
    сервисные услуги сжатый кулак
    СD — диск  система СИ
    система GPS скоростной экспресс
    скриншот с экрана монитора смешивать вместе
    SMS — сообщение совместная встреча
    совместное соглашение совместное сотрудничество
    соединить воедино спуститься вниз по …
    странный парадокс страсть к графомании
    строгое табу суеверная вера
    существенная разница счёт на оплату
    Т
    так, например (одно слово лишнее) тайный аноним
    тем не менее, однако (одно слово лишнее) темнокожая негритянка
    тестовые испытания тёмный мрак
    толпа людей только лишь (одно из слов лишнее)
    топтать ногами травматическое повреждение
    тридцать человек строителей (и другие варианты) трудоустройство на работу
    торжественная церемония инаугурации
    У
    увидеть своими глазами увидеть собственными глазами
    уже имеющийся уже существовал
    умножить во много раз услышать своими ушами
    упал вниз установленный факт
    устойчивая стабилизация утренний рассвет
    Ф
    финальный конец форсирует ускоренными темпами
    Х
    храбрый герой хронометраж времени
    Ц
    целиком и полностью (одно лишнее) ценные сокровища
    цейтнот времени
    Ч
    человеческое общество человеческое спасибо
    честолюбивые амбиции чрезвычайно громадный
    Ш
    шоу – показ (одно слово лишнее)
    Э
    экспонаты выставки эмоциональные чувства
    энергичная деятельность эпицентр событий
    Ю
    юная молодёжь
    Я
    я знаю, что январь (и любой другой) месяц

    Видео «ПЛЕОНАЗМ. ЕГЭ по русскому языку. Как исправить лексическую ошибку?»

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прикус зубов неправильный как изменить
  • Прикрепить номер телефона введите номер телефона произошла ошибка
  • Прикрепить номер телефона blizzard произошла ошибка
  • Прикольные ошибки комментаторов
  • Прикольные ошибки windows