Как избежать приостановок при проведении кадастрового учета
- Опубликовано 19.02.2019 21:00
Обращаясь с заявлением в Росреестр о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, заявители зачастую уверены, что в назначенный день они получат уже готовые документы. Однако не всегда процесс учетно-регистрационных действий проходит успешно. Случается, что ведомство вынуждено принять решение о приостановлении и отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Специалисты Кадастровой палаты по Ростовской области решили помочь разобраться в причинах таких приостановлений, принимаемых государственным регистратором прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, регулируемых статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В первую очередь документы обязательно должны соответствовать требованиям действующего законодательства, в том числе в части правильности оформления, сроков действия, а также полномочий органов (организаций), подготовивших эти документы. При выявлении каких-либо нарушений процедура постановки на государственный кадастровый учёт может быть приостановлена до устранения причин, препятствующих ее проведению. Внести в документы необходимые исправления заявителю следует в отведенный законом срок – в течение трёх месяцев. По истечению этого срока государственным регистратором будет принято решение об отказе в проведении кадастрового учета, если причины приостановления не устранены.
Большая часть принимаемых решений о приостановлении кадастрового учета связана с качеством подготовки кадастровыми инженерами межевого или технического плана. Поэтому к выбору кадастрового инженера следует отнестись наиболее ответственно. С помощью сервиса «Реестр кадастровых инженеров» (https://rosreestr.ru/wps/portal/ais_rki), размещенном на портале Росреестра, можно получить сведения о каждом кадастровом инженере, допущенном к работе по специальности, а также оценить качество его профессиональной деятельности.
К наиболее распространенным ошибкам, допускаемым кадастровыми инженерами, можно отнести:
- несоответствие подготовленного межевого плана требованиям приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»;
- наличие пересечений границ земельных участков;
- нарушение порядка согласования границ земельных участков и др.
В свою очередь, с заявлением о государственном кадастровом учете должно обращаться надлежащее лицо – собственник или его представитель, действующий по доверенности. При этом к заявлению должны быть приложены необходимые для осуществления кадастрового учета документы. Например, для постановки на кадастровый учет жилого дома обязательно наличие зарегистрированного права на земельный участок, в границах которого расположен жилой дом, либо предоставление правоустанавливающего документа на землю.
В случае принятия решения о приостановлении кадастрового учета на электронную почту заявителя направляется соответствующее уведомление с указанием причин приостановки.
Заявитель также может самостоятельно узнать о приостановлении кадастрового учета по его заявлению, воспользовавшись сервисом «Проверка исполнения запроса (заявления)» (https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_check_request_status) на портале Росреестра. Для этого достаточно ввести регистрационный номер заявления, нажать кнопку «Проверить» и просмотреть в «Истории» статус исполнения заявки. Для получения подробной информации о причинах приостановления кадастрового учета можно позвонить по единому круглосуточному справочному телефону Росреестра 8-800-100-34-34, где по регистрационному номеру заявления сообщат о причинах приостановления кадастрового учета.
19.02.2019
На один уровень выше
Уважаемые члены Ассоциации «Союз кадастровых инженеров»!
В рамках реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных» Росреестр совместно с ФГБУ «ФКП Росреестра» приступил к исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН без привлечения средств правообладателей. О планах по проведению указанной работы представители центрального аппарата Росреестра информировали профессиональных участников кадастровой деятельности на совещании, которое состоялось 25 мая текущего года в формате видеоконференцсвязи. И вот уже почти неделю ленты региональных новостей пестрят сообщениями о подготовке каждым из территориальных подразделений ведомства в соответствующем субъекте Российской Федерации более нескольких тысяч решений о необходимости исправления реестровых ошибок.
В связи с изложенным Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» считает необходимым напомнить порядок выявления/исправления реестровой ошибки и довести следующую информацию.
Понятие «реестровой ошибки» и порядка ее исправления установлены статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости).
В соответствии с частью 3 статьи 61 Закон о регистрации недвижимости реестровая ошибка – это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся:
— в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы;
— в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (ч.3 ст.61 Закона о регистрации недвижимости).
Следует обратить внимание, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Порядок изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки утвержден приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241 (далее – Порядок, приказ Росреестра №П/0241).
При выявлении реестровой ошибки территориальный орган Росреестра направляет письмо-поручение в региональный филиал ФГБУ «ФКП Росреестра». В соответствии с вышеуказанным Порядком, ФГБУ «ФКП Росреестра» проводит соответствующие мероприятия по определению координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров объектов капитального строительства. На основании полученных материалов Росреестр принимает решение о необходимости исправления реестровой ошибки (далее – Решение) и направляет его в адрес правообладателя объекта недвижимости.
Порядок и способы направления органом регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), утверждены приказом Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. №136 ( в редакции приказа Минэкономразвития России от 11.12.2017 №669).
Решение о необходимости устранения реестровой ошибки принимается органом регистрации прав только в случаях:
если такая ошибка в описании местоположения границ земельного участка выявлена органом регистрации прав в случае, предусмотренном частью 6 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости;
если такая ошибка выявлена органом регистрации прав либо по заявлению правообладателя земельного участка в случае, предусмотренном частью 4 статьи 60.2 Закона о регистрации недвижимости (с учетом положения части 6 статьи 60.2 Закона о регистрации недвижимости).
Далее, правообладатель, в течение трех месяцев может самостоятельно представить в Росреестр кадастровые документы для исправления реестровой ошибки в порядке осуществления кадастрового учета изменения характеристик объекта недвижимости. Указанный трехмесячный срок предоставления документов может быть продлен по заявлению правообладателя, на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на 3 (три) месяца (то есть увеличен до 6 (шести) месяцев). В случае непредоставления документов необходимых для исправления реестровой ошибки, Росреестр вносит изменения в сведения ЕГРН без согласия правообладателя.
Решение о необходимости устранения реестровой ошибки должно содержать (часть 6 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости):
— дату выявления такой ошибки,
— ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных,
— указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Согласно части 9 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости, споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 той же статьи, рассматриваются в судебном порядке.
Возможные последствия для кадастрового инженера, в результате ошибочных действий которого возникла реестровая ошибка:
— кадастровый инженер может быть привлечен к дисциплинарной ответственности при поступлении в адрес саморегулируемой организации кадастровых инженеров информации о допущенной им реестровой ошибке. Привлечение к дисциплинарной ответственности и выбор меры дисциплинарного воздействия осуществляется специализированными органами СРО в соответствии с внутренними документами (замечание, предупреждения, и иные меры воздействия согласно внутренним документам, в случае когда реестровых ошибок меньше 10, кроме меры касающейся исключения кадастрового инженера из СРО);
— кадастровый инженер может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде исключения из СРО КИ в случае принятия за последние 3 (три) года деятельности кадастрового инженера органом регистрации прав 10 (десяти) и более решений о необходимости устранения воспроизведенных в ЕГРН ошибок, содержащихся в межевом плане, техническом плане или карте-плане территории и связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства (реестровая ошибка) (пп.6 части 15 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
Обращаем внимание, что кадастровый инженер, исключенный из саморегулируемой организации по основанию пп.6 части 15 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» не вправе претендовать на членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров в течение 2 (двух) лет (часть 19 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
Учитывая изложенное, Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» настоятельно рекомендует своим членам, исключающим случаи допущения реестровой ошибки вследствие своих действий, а именно ошибки, содержащейся в подготовленными ими межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, которая была воспроизведена в последующем в ЕРГН, оспаривать Решения Росреестра путем обращения в территориальный орган Росреестра и, при необходимости, в судебном порядке.
Обращение в территориально подразделение ведомства может содержать возражение на Решение Росреестра с требованием его отмены (аннулирования), а также запрос на предоставление материалов, подтверждающих выявление реестровой ошибки с ее описанием и свидетельствующих о ее допущении вследствие ваших действий как кадастрового инженера (в том числе подготовленный органом регистрации права отчет о результатах контрольного определения координат характерных точек границ и площади земельного участка, контура здания (сооружения, объекта незавершенного строительства), границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, в описании местоположения которых выявлена реестровая ошибка, содержащий в том числе соответствующую схему границ, информацию о примененном методе и точности определения координат, а также описание конкретных некорректных сведений с обоснованием их квалификации как ошибочных ), необходимых для целей последующего обращения в суд.
Оспаривание необходимо для исключения таких решений из статистики результатов вашей профессиональной деятельности, в целях недопущения необоснованных исключений из саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
Напоминаем, что информация о результатах профессиональной деятельности кадастрового инженера, в том числе количестве реестровых ошибок, признанных ведомством как следствие ошибочных действий кадастрового инженера, размещается в Государственном реестре кадастровых инженеров (ГРКИ) на сайте Росреестра.
Принимая во внимание, что пунктом 13 Порядка, утвержденного приказом Росреестра №П/0241 предусмотрено уведомление только правообладателей объектов недвижимости, которых Росреестр считает «заинтересованными лицами», Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» рекомендует регулярно (ежемесячно) проверять сведения ГРКИ и в случае отражения в результатах Вашей профессиональной деятельности сведений о допущенных реестровых ошибках незамедлительно направлять в территориальный орган Росреестра запрос о предоставлении копий принятых решений о необходимости устранения реестровых ошибок, содержащих в том числе информацию о дате выявления реестровой ошибки, описание реестровой ошибки с обоснованием квалификации содержащихся в ЕГРН сведений как ошибочных, указания, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, а также отчетных материалов, необходимых для оспаривания такого решения в судебном порядке.
Подобным образом следует поступать, в случае поступления подобной информации (о получении соответствующих решений Росреестра) от заказчиков ранее выполненных Вами кадастровых работ.
Проблемы с межеванием земли и оформлением дома часто возникают из-за кадастровых ошибок. Так, зачастую, спустя несколько лет выясняются такие нелепости, что ваш дом, который благополучно зарегистрирован, оказывается, стоит на участке соседа. Или еще хуже, часть дома выходит за пределы участка и находится там, где вообще не разрешено находиться. И даже если вы добросовестный налогоплательщик и в тот период, когда стали собственником земли оформили все права как положено, обежав при этом немало инстанций, вы не застрахованы от бумажной волокиты. Вот такие вот палки в колеса порой ставит нам государство, принимая свои заумные законы. Итак, разберем что же такое кадастровая ошибка и чем она может грозить.
Кадастровая ошибка – это внесенные в базу Росреестра сведения, не соответствующие фактическим данным. Она возникает из-за неверных расчетов либо халатного отношения и выявляется при сверке фактических данных и сведений, уже занесенных в базу. Получается, что кто-то недобросовестно отнесся к своим обязанностям – а нам разгребать? Да, к сожалению, по факту так и происходит. После слияния баз и объединения их в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), ошибки начали всплывать и показываться наружу.
Причины возникновения кадастровых ошибок
Кадастр недвижимости строится на двух фундаментальных основах:
- геодезическая основа (государственные геодезические сети, система координат, геодезические измерения и математическая обработка их результатов);
- картографическая основа (топографические карты и планы, подлежащие обновлению).
В геодезии, достичь истинного значения реальной величины невозможно, так как на измерения влияет множество факторов. Можно лишь очень близко приблизиться к этому значению. Поэтому случайные погрешности для геодезических измерений являются нормой. Главное, не выйти за рамки допустимых пределов. Ввиду введения новых технологий все геодезические и картографические измерения шагнули вперед. Современное, усовершенствованное оборудование дает возможность проводить измерения все точнее и точнее. На смену наземным геодезическим методам измерений (триангуляция, полигонометрия) приходят новые космические способы (трилатерация). Увеличивается скорость получения и обработки точной геодезической информации, обновляются государственные системы координат. Возникают новые возможности, по сравнению с прошлыми годами, обновления данных глобальных систем отсчета. Появляются местные системы координат в каждом административном регионе. Однако, большинство участков внесено в базу данных Росреестра по имеющимся приблизительным и неуточненным сведениям, без проведения процедуры межевания, что приводит к выявлению кадастровых ошибок.
Наряду с этим, геодезисты (кадастровые инженеры), допустив оплошность при настраивании мерного прибора или сделав ошибочные расчеты также могут допустить такие кадастровые ошибки, как пересечение границ смежных участков, накладывание одного участка на другой, смещение участков и т.д. Поэтому, не только кадастровые сведения, основанные на данных прошлых лет занесенные в электронный реестр, но и ошибки, из-за неумения пользоваться современным оборудованием хранятся в базах до случайного их выявления. Технические погрешности геодезическо-кадастровых работ, неаккуратное отношение, низкая степень квалификации специалистов в области геодезии и кадастра приводят к возникновению таких вот ошибок.
Кадастровые ошибки возникают чаще всего при:
- проведении измерительных работ на неисправном или устаревшем оборудовании;
- указании неточных координат, не соответствующих действительности;
- эксплуатации геодезического оборудования без навыков и знаний;
- неверных математических вычислениях;
- невнимательности и безответственности;
- использовании непроверенных сведений, без выезда на объект.
Виды кадастровых ошибок
Статья 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» обозначает два вида ошибок:
Техническая ошибка. Это опечатки, искажения названий, описки в цифрах и буквах. Такие ошибки возникают из-за невнимательности регистратора или из-за того, что база данных Росреестра подхватила неверную информацию при слиянии данных из других баз. Чаще всего это ошибки в наименованиях улиц, номеров домов.
Реестровая ошибка. Это ошибка, которую допустил кадастровый инженер при подготовке документов по межеванию, техническому плану, актам. В результате реестровой ошибки, ваш дом может оказаться на территории совсем другого участка, ил границы земельного участка могут наложиться на границы соседа. Площадь постройки по документам не соответствовать площади по факту. Перечислять можно до бесконечности. Казусов довольно много. Ведь раньше к межеванию относились проще и частенько указывали приблизительные координаты без выезда геодезистов. Вот такие вот «безвыездные» ошибки и всплывают чаще всего.
Как выявляют реестровые и технические ошибки
Ошибки выявляются и всплывают при постановке недвижимости на кадастровый учет. Порой сосед смежного участка, узаконивая свои владения выясняет, что его дом стоит, например, на вашем участке, или границы, указанные на бумагах, не соответствуют действительности. Иногда недостоверные сведения обнаруживаются при заказе выписки из Росреестра. Кадастровая ошибка – далеко не редкость, но новостью становится неприятной и неожиданной. Несет дополнительные затраты и трудности. Но если вовремя не позаботится об ее исправлении, то последствия могут стать еще печальнее.
Кто обязан исправить кадастровую ошибку
А надо ли вообще исправлять кадастровую ошибку? Мы можем десятилетиями жить и знать не знать о существовании ошибки. Исправно платить налоги. Иногда, ошибочные сведения, становятся даже плюсом (например по документам площадь участка меньше, чем на самом деле, что влечет за собой уменьшение налоговой ставки). Но последствия не исправления заведомо известной кадастровой ошибки могут обернуться неприятностью. Так, налоговые органы обяжут внести все неоплаченные взносы и пени. Или, например, кадастровая ошибка может помешать продаже участка, так как надо будет оперативно переоформлять документы.
Так что самым заинтересованным лицом в исправлении ошибок и наведении порядка в документах будет собственник имущества, которого непосредственно касаются эти ошибки. На него и падает бремя расходов. Ведь, в зависимости от вида ошибки возможно понадобится экспертиза или судебное разбирательство.
Сроки исправления ошибки
Законом установлены сроки на устранение технических и реестровых ошибок, в зависимости от вида ошибки: техническую исправляют за три дня, реестровую — за пять. Но не все так быстро, как кажется на первый взгляд. Существует ряд исключений, при которых нельзя решить проблему не только за неделю, но и за месяц. Так, если кадастровая ошибка затрагивает законные интересы других лиц, то и исправление ее возможно только при проведении ряда действий. Например, чтобы избавиться от наложения территории одного участка на другой, необходимо заказать новый межевой план (рассчитать стоимость межевого плана в вашем регионе можно здесь), или получить решение суда – а это еще дополнительное время. Вот почему все в округе нас призывают ставить недвижимость на кадастровый учет вовремя! Ведь в случае чего, не знаешь где можно споткнуться.
Куда обратиться для исправления кадастровой ошибки?
Для исправления кадастровой ошибки Вам надо обратиться в ближайший МФЦ с соответствующим заявлением. К заявлению прикладываются документы, обосновывающие наличие технической ошибки (договор купли-продажи, дарения, мены и иные документы, содержащие правильные сведения). Госпошлиной исправление кадастровой ошибки законом не облагается.
Если исправить ошибку возможно только через суд, тогда надо подать иск об исправлении технической или реестровой ошибки. В суд вправе обратиться любое заинтересованное лицо, а также представители органа регистрации прав.
Как избежать кадастровой ошибки
Как, говорится, знал бы где упасть — соломку бы подстелил. К сожалению, на этапе регистрации документов кадастровой ошибки избежать не получится. Однако, если после получения выписки из ЕГРН, обнаружив неточности (в адресе, номере и т.д.), «по горячим следам» отдать документацию на переоформление — данные тут же поправят.
А дабы не допустить кадастровых ошибок на стадии подготовки документов, нужно обращаться только в проверенные кадастровые компании. Для удобства мы создали каталог проверенных кадастровых организаций — исполнителей, которые оказывают качественные кадастровые и геодезические услуги.
Сделки с недвижимостью являются наиболее сложной сферой права. Неподготовленному человеку достаточно сложно разобраться во всех тонкостях и нюансах различных видов сделок с недвижимым имуществом. И даже когда, казалось бы, все документы подготовлены, бумаги подписаны и направлены в Росреестр для государственной регистрации права собственности (или другого вещного права) или постановки объекта на кадастровый учет нередко учетно-регистрационные действия приостанавливают.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).
В решении о приостановлении государственным регистратором определяются и прописываются причины такой ситуации, отражаются найденные недостатки и даются рекомендации по их устранению. К примеру, если форма и содержание договора не соотвествует законодательству, существет судебный спор, наложен арест на имущество и т.д. В любом случае государственный регистратор Росреестра уведомит о причиных приостановки и даст рекомендации по их устранению.
Если в установленный период заявитель не устранил нарушения, указанные уполномоченным органом, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается.
Общий срок приостановления регистрации недвижимости или постановки на кадастровый учет по решению регистратора составляет три месяца. Исключением считаются основания, для которых характерны иные сроки. Если в течение этих сроков причины, повлиявшие на приостановку, не будут устранены, в регистрации будет отказано. При этом госпошлина не подлежит возврату, таков закон.
Вместе с тем приоставить регистрацию возможно и по решению участников сделки. Для этого любая из сторон сделки пишет заявление о приостановлении государственной регистрации с указанием причин и направляет его в Росреестр. В этом случае срок приостановки составляет не более 6 месяцев.
Если принято решение о приостановке кадастрового учета, заявителю дается время на устранение недостатков (максимальный срок до трех месяцев). После получения решения и причин приостановки первое, что стоит сделать заявителю — отправиться к кадастровому инженеру. Эксперт помогает доработать документы и устранить причины, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета.
Кроме того, если заявитель не согласен с указанными причинами приостановления, он вправе обжаловать принятое решение сначала в апелляционной комиссии. Порядок прописан в статье 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Обжаловать решение может владелец недвижимости или его представитель, а также кадастровый инженер. Последний подготавливает план (межевой, технический) или акт обследования. Бумаги передаются вместе с заявлением в апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по Пермскому краю. Подача иска в суд возможна только в том случае, если пройден этап обжалования в апелляционной комиссии.
Заявление в апелляционную комиссию нужно направить в течение 30 дней с момента принятия решения о приостановлении.
Заявление, поступившее в апелляционную комиссию, рассматривается в 30-дневный срок. В результате комиссия может принять следующие решения:
– отказать в приеме заявления, если нарушена процедура направления заявления;
– отклонить заявление в ситуации, когда апелляционная комиссия признала решение о приостановлении обоснованным;
– удовлетворить требования, изложенные в заявлении и признать решение о приостановлении необоснованным.
Если по результатам подачи заявления выдано положительное решение, кадастровый учет производится в установленные законодательством сроки. В случае отказа подавать заявление в комиссию еще раз запрещено (если речь идет об обжаловании аналогичного решения).
Особое внимание следует обратить на то, что апелляционная комиссия при Росреестре не рассматривает заявления об обжаловании решений о приостановлении государственной регистрации прав. Комиссия рассматривает исключительно случаи приостановки осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав или случаи, когда кадастровый учет и регистрация прав осуществляется одновременно (например, при создании или образовании объекта недвижимости, образовании или прекращении существования части объекта недвижимости).
В иных случаях обжаловать решение о приостановлении государственной регистрации прав можно только в суде.
Об Управлении Росреестра по Пермскому краю
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, организации работы Комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Осуществляет контроль за деятельностью подведомственного учреждения Росреестра – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю по предоставлению государственных услуг Росреестра. Руководитель Управления Росреестра по Пермскому краю – Лариса Аржевитина.
http://rosreestr.ru/
http://vk.com/public49884202
Контакты для СМИ
Пресс-служба Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю
+7 (342) 205-95-58 (доб. 0214, 0216)
ФГБУ ФКП Росреестра: о типичных ошибках, допускаемых кадастровыми инженерами
- Главная
- /
- События
- /
- Федеральные новости
Уважаемые коллеги!
В адрес Ассоциации СРО «МСКИ» поступило
Письмо ФГБУ ФКП «Росреестра» от 08.12.2016г. №12-3467-ВГ «О типичных ошибках, допускаемых кадастровыми инженерами»
Рекомендуем ознакомиться с целью снижения принимаемых органом кадастрового учета решений об отказе (приостановлении)!
ТЕКСТ ПИСЬМА:
В целях повышения качества и доступности государственных услуг Росреестра, в том числе по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости, а также обеспечения снижения доли принимаемых органом кадастрового учета решений об отказе (приостановлении) в осуществлении кадастрового учета федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее — Учреждение) проводится систематический анализ решений на предмет выявления оснований, установленных статьями 26, 27 Федерального закона от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), по которым принимается наибольшее их количество.
По результатам анализа принятых в 2016 году решений о приостановлении осуществления кадастрового учета установлено, что значительный объем таких решений (до 70 % по земельным участкам и до 85 % по зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства, далее — ОКС) принят по основанию, установленному пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.
Данное основание связано с качеством подготовки кадастровыми инженерами межевых, технических планов, а также актов обследования.
При этом, такой высокий показатель по указанному основанию в дальнейшем приводит к увеличению доли принимаемых решений об отказе в осуществлении кадастрового учета, в связи с истечением срока приостановления и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
В среднем по Российской Федерации за текущий год доля решений об отказе, принятых по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, составила 43 % по земельным участкам и 46 % по ОКС.
Учреждением проведён анализ и обобщение основных ошибок, допускаемых кадастровыми инженерами при подготовке межевых и технических планов, являющихся основаниями принятия решений о приостановлении осуществления кадастрового учета, результаты которого направляем в Ваш адрес.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения статьи 30 Закона о кадастре (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») в части осуществления саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров контроля за соблюдением кадастровыми инженерами требований Закона о кадастре, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, просим Вас довести указанную информацию до кадастровых инженеров, входящих в состав некоммерческого партнерства ассоциации Саморегулируемая организация «Межрегиональный союз кадастровых инженеров», в целях сокращения ошибок, допускаемых при подготовке межевых и технических планов.
Также просим обратить внимание на особенности порядка повторного представления документов для кадастрового учета в рамках принятого решения о приостановлении кадастрового учета, по результатам исправления ошибок в межевых и технических планах. Так, исправленные документы необходимо представлять к уже имеющемуся заявлению, находящемуся на стадии приостановления кадастрового учета, а не с новым заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости. В противном случае, по истечении установленного законодательством срока приостановления по предыдущему заявлению филиал Учреждения вынужден принимать решение об отказе в кадастровом учете в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре. Что, в свою очередь, увеличивает долю отрицательных решений.
Принимая во внимание изложенное, просим рекомендовать кадастровым инженерам при подаче в офисы приема филиалов Учреждения и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг доработанных документов на осуществление кадастрового учета, сообщать о реквизитах ранее поданных заявления и документов, находящихся на стадии приостановления осуществления кадастрового учета, а в случае, если доработанные документы направляются посредством портала государственных услуг Росреестра — выбирать услугу «Внесение дополнительных документов на государственный кадастровый учет».
Благодарим за взаимодействие с органом кадастрового учета.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
С уважением,
заместитель директора В.А. Григорьева
Основные причины приостановления осуществления кадастрового учета, предусмотренные пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре)
I. В части замечаний к межевому плану (несоответствие Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее — Требования № 412):
1. Сведения об образуемых земельных участках (адрес, категория земель, вид разрешенного использования) указаны в межевом плане без учета установленных требований (пункты 50, 51, 52 Требований № 412):
- в приложении к межевому плану отсутствует копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного присваивать адреса земельным участкам, при этом в межевом плане указан адрес объекта, а не описание местоположения;
- сведения об адресе земельного участка, указанные в межевом плане не соответствуют акту органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных присваивать адреса земельным участкам, включенному в состав Приложения;
- сведения об адресе (описании местоположения) земельного участка указаны в межевом плане не в соответствии с ФИАС (не структурированы в соответствии с ФИАС);
- вид разрешенного использования либо категория земельного участка, образуемого в результате преобразования, не соответствует сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования либо категории исходного земельного участка, при этом документ, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельных участков внесены в межевой план, в составе приложения отсутствует.
- В межевом плане отсутствуют либо указаны не все объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке, при наличии таких сведений о таких объектах недвижимости в государственном кадастре недвижимости (пункт 37 Требований № 412).
- При подготовке межевого плана в отношении образуемых земельных участков не использованы документы, предусмотренные законодательством, либо такие документы не отвечают требованиям законодательства (части 6.1 и 10 статьи 38 Закона о кадастре, пункты 22,26 Требований № 412):
- в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана не использована утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, указанная схема утверждена неуполномоченным лицом или не утверждена, истек срок утвержденной схемы;
- в состав приложения межевого плана не включен проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или проект межевания территории;
- для подготовки межевого плана использована утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, при том, что образование заявленного для кадастрового учета земельного участка действующим законодательством предусмотрено на основании проекта межевания территории (например, земельные участки под многоквартирными домами).
- В разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует обоснование уточненного местоположения границ земельного участка либо наличия кадастровой ошибки (пункты 66, 67 Требований № 412):
- при исправлении кадастровой ошибки в разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует обоснование наличия кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка, а также предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок;
- в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана не приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка в случае отсутствия в правоустанавливающем (правоудостоверяющем) документе сведений о местоположении границ земельного участка либо отличия таких сведений от фактического местоположения границ земельного участка (в том числе, с подтверждением фактического местоположения границ земельных участков на местности 15 и более лет с использованием картографических или иных материалов).
- Раздел «Исходные данные» подготовлен с нарушениями требований (пункты 7, 33,34, 35 Требований № 412):
- не указаны реквизиты документов, на основании которых подготовлен межевой план;
- указаны реквизиты кадастровых выписок на другой объект (кадастрового плана территории на другой кадастровый квартал);
- неверно указаны сведения о государственной геодезической сети или опорной межевой сети;
- не указан либо указан неправильный кадастровый номер исходного объекта недвижимости;
- отсутствует информация о состоянии пунктов государственной геодезической сети или опорной межевой сети, картографической основе (в том числе, указано мене трех пунктов ГТС).
- Процедура согласования местоположения границ земельных участков в межевом плане оформлена с нарушением требованием (пункты 25, 79-84 Требований № 412):
- отсутствует акт согласования местоположения границ земельного участка при уточнении таких сведений;
- акт согласования местоположения границ земельного участка оформлен с нарушением установленных требований (например, отсутствуют реквизиты документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц, не указаны сведения о всех смежных земельных участках);
- в приложении отсутствуют копии документов, подтверждающих полномочия лица, участвующего в согласовании.
- Разделы графической части межевого плана оформлены с нарушениями (пункты 68-78 Требований № 412):
- раздел «Схема расположения земельных участков» межевого плана подготовлен без использования картографических материалов;
- в разделе «Схема расположения земельных участков» межевого плана не отображены границы смежных земельных участков, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории;
- отсутствуют необходимые разделы графической части межевого плана (разделы «Схема расположения земельных участков» и «Чертеж земельных участков и их частей» при уточнении границ земельных участков, разделы «Схема геодезических построений», «Абрисы узловых точек границ земельных участков»);
- для оформления графической части не применены специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям, в частности неверно выбран тип или цвет линии.
- Межевой план в электронном виде не проходит форматно-логический контроль и не обеспечивает считывание и контроль представленных данных (пункт 19 Требований № 412):
- в XML файле межевого плана, подготовленного с использованием 6 версии XML-схемы, утвержденной приказом Росреестра от 10.07.2015 № П/367 (в редакции от 06.04.2016), ошибочно заполнен атрибут «AddressOrLocation» (признак, позволяющий отличить присвоенный в установленном порядке адрес объекта недвижимости и описание местоположения объекта недвижимости);
- электронные межевые или технические планы, подготовленные с использованием соответствующих версий XSD-схем в виде архивных файлов в формате ZIP, имеют имена, совпадающие с именами ранее добавленных файлов в рамках текущего пакета обращений.
И в части замечаний к техническому плану (несоответствие Требованиям к подготовке технического плана здания, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 № 403, Требованиям к подготовке технического плана сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 № 693, Требованиям к подготовке технического плана помещения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 № 583, Требованиям к подготовке технического плана объекта незавершенного строительства, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.02.2012 № 52 (далее — Требования №№ 403, 693, 583, 52 соответственно):
- Разделы «Характеристики сооружения», «Характеристики здания», «Характеристики помещения», «Характеристики объекта незавершенного строительства» заполнены не в соответствии с документами, на основании которых подготовлен технический план (пункты 35, 37, 40, 41, 43, 46 Требований № 693, пункты 36-38 Требований № 403, пункты 23-25 Требований № 583, пункты 35-46 Требований № 52):
- сведения раздела «Характеристики здания/сооружения/объекта незавершенного строительства/помещения» технического плана не соответствуют сведениям в документах, на основании которых технический план подготовлен (например, год ввода в эксплуатацию, площадь, этаж, этажность и т.д.);
- в разделе «Характеристики здания/сооружения/объекта незавершенного строительства» указаны не все кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположено такое здание/сооружение/объект незавершенного строительства;
- в разделе «Характеристики помещения» не указан кадастровый номер здания, в котором расположено помещение;
- в разделе «Характеристики здания/сооружения/объекта незавершенного строительства» указаны не все кадастровые номера кадастровых кварталов, в пределах которых расположено такое здание/сооружение/объект незавершенного строительства;
- в технический план в соответствующие разделы внесены характеристики объекта недвижимости, при этом копии документов, в соответствии с которыми такие характеристики указаны в техническом плане, не включены в Приложение;
- в разделе «Характеристики объекта незавершенного строительства» не указано (указано неверно) проектируемое назначение здания, строительство которого не завершено;
- в разделе «Характеристики сооружения» неверно указана группа видов назначения сооружения.
- В представленном техническом плане отсутствуют документы, предусмотренные законодательством (часть 8 статьи 41 Закона о кадастре, пункт 14 Требований № 693, пункт 16 Требований № 403, пункт 13 Требований № 583, пункт 13 Требований № 52):
- технический план объекта недвижимости, в отношении которого предусмотрена подготовка проектной документации, выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подготовлен на основании декларации без подтверждения отсутствия (утраты) указанных документов, а также факта отсутствия выданного до 01.01.2013 технического паспорта, подтверждающего осуществленный технический учет;
- технический план здания (объекта индивидуального жилищного строительства) подготовлен на основании декларации без использования разрешения на строительство и (или) проектной документации, предусмотренных частью 8 статьи 41 Закона о кадастре (в редакции от 04.07.2016), и дополнительного обоснования такой подготовки технического плана (с учетом позиции Минэкономразвития России указанной в письмах от 09.09.2016 Д23и-4285, от 09.09.2016 № ОГ-Д23-10551);
- для подготовки технического плана здания, сооружения используется рабочая вместо проектной документация, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное после 13.07.2015.
- Разделы графической части технического плана оформлены с нарушениями требований (пункты 5, 9, 10, 53-59 Требований № 693, пункты 46-52 Требований № 403, пункты 32-43 Требований № 583, пункты 48-54 Требований № 52):
- для оформления графической части не применены специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям, в частности неверно выбран тип или цвет линии;
- графическая часть технического плана помещения (План этажа, План части этажа) не соответствует графической части документа, являющегося основой подготовки технического плана, указанного в разделе «Исходные данные»;
- в графической части технического плана не отражены границы земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, все части контура объекта недвижимости, в отношении которого проводятся кадастровые работы;
- по координатам, указанным в техническом плане (раздел «Описание местоположения здания/сооружения на земельном участке»), формируется контур объекта недвижимости, отличный от контура, указанного в графической части технического плана (раздел «Чертеж контура здания/сооружения»);
- чертеж, входящий в состав графической части технического плана, не обеспечивает читаемость местоположения характерных точек контура объекта недвижимости (неверно выбран масштаб).
- В техническом плане отсутствует документ о присвоении адреса, либо адрес указан в техническом плане не в структурированном виде (не в соответствии с ФИАС), неверно присвоена нумерация помещений (пункт 42 Требований № 693, подпункт 5 пункта 38, подпункт 3 пункта 43 Требований № 403, подпункт 7 пункта 25 Требований № 583, пункт 43 Требований № 52):
- в техническом плане в структурированном виде указан присвоенный объекту недвижимости адрес, при этом в приложение не включена копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных присваивать адреса объектам недвижимости;
- в разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует информация о том, что адрес, присвоенный зданию, не совпадает с адресом земельного участка, в границах которого расположено такое здание, в случае такого несоответствия.
- Раздел «Исходные данные» подготовлен с нарушениями требований (не указаны реквизиты документов (дата, номер), на основании которых подготовлен технический план; указаны реквизиты использованных кадастровых выписок на другой объект; нарушен порядок указания реквизитов документов; неверно указаны сведения о государственной геодезической сети или опорной межевой сети;не указан либо указан неправильный кадастровый номер исходного объекта недвижимости) (пункты 13, 21, 22, 25 Требований № 693, пункты 15, 24, 25, 28 Требований № 403, пункты 12, 20, 21, 22 Требований № 583, пункты 12, 20, 21, 24 Требований № 52):
- в реквизите «1» раздела «Исходные данные» технического плана указаны несуществующие номера выписок об объекте недвижимости, на основании которых подготавливался технический план, не указаны реквизиты (дата и/или номер) документов, на основании которых подготовлен технический план;
- в реквизите «2» раздела «Исходные данные» неверно указаны сведения о системе координат, о государственной геодезической сети или опорной межевой сети, которые применялись при выполнении кадастровых работ, в качестве геодезической основы вместо пунктов государственной геодезической сети и опорных межевых сетей указаны базовые станции, не указаны сведения о названии пункта и типе знака геодезической сети;
- в реквизите «4» раздела «Исходные данные» не указаны сведения о кадастровых номерах объектов недвижимости, из которых было образован объект недвижимости.
- Отображение контура объекта капитального строительства не соответствует требованиям (пункты 26-28 Требований № 693, пункт 29 Требований № 403, пункты 25-28 Требований № 52):
- в разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана не приведена информация об общем количестве контуров;
- при введении сведений о характерных точках контура здания, границы объекта капитального строительства пересекают границы земельного участка;
- каждый обособленный контур не идентифицирован номером в виде простой дроби.
Также следует отметить, что указанные в настоящем письме требования к подготовке технических и межевых планов сохраняют свою актуальность и после вступления в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Создана: 08.12.2016 19:01, обновление 10.12.2016 10:44