Приподнять занавес над этой историей лексическая ошибка

Типичные речевые ошибки

Часто мы употребляем в устной речи слова и сочетания слов, даже не подозревая,  что делаем ошибки. А что уже говорить о написании творческих работ.  Чтобы предупредить неправильное употребление слов и словосочетаний, обратим внимание на типичные речевые ошибки.

Tipichnye rechevye oshibkiСмешение паронимов – слов, разных по значению, но близких по звучанию: снимать скрытной камерой (вместо скрытой).

Плеоназм – употребление лишнего слова: главная суть, предчувствовать заранее, памятный сувенир, в мае месяце, мне лично, празднично приодеться, хороший достаток, лидировать первым, большая масса, огромный массив, период времени, промышленная индустрия, коллеги по профессии, в период  летнего сезона, сатирическая карикатура, тихо прошептать, впервые знакомиться, отступить назад, громко грянуло, в конечном итоге, прейскурант цен, специфические особенности, перспективы на будущее, патриот своей родины, точно такой же, трудоустройство на работу.

Тавтология – употребление рядом однокоренных слов: соединить воедино, характерная черта характера, в рассказе рассказывается, растут растения.

Нарушение лексической сочетаемости: одержать первенство (правильно: одержать победу, завоевать первенство), быть в поле внимания (правильно: быть в поле зрения, быть в центре внимания), благодаря пожару (правильно: из-за пожара), реклама имеет большое влияние ( правильно: оказывает влияние), играть значение (правильно: играть роль, иметь значение), предпринять меры (правильно: предпринять шаги, принять меры).

Употребление слова в несвойственном ему значении: Наш класс обратно станет победителем (вместо снова; обратно имеет значение «в направлении, противоположном движению»).

Употребление штампов: Наша повседневная забота – поднять на должную высоту воспитательную работу.

Неоправданный повтор: Назад поехали поездом. Ехать поездом быстрее, чем автобусом. Но когда приехали домой, то оказалось, что всё устали.

Лексическая неполнота высказывания: Герои боролись (за что? с кем?) и создавали новую жизнь.

Tipichnye rechevye oshibkiНеправильное употребление фразеологических оборотов:  взять себе львиную часть (вместо львиную долю); приподнять занавес над этой историей (вместо приподнять завесу); пока суть да дело (вместо пока суд да дело); внушать сомнения (вместо вызывать сомнения); качество изделий желает много лучшего (вместо оставляет желать лучшего).

Чтобы избежать речевых ошибок, необходимо знать нормы русского языка и постоянно ими руководствоваться. Лучшим помощником в изучении языкознания станет онлайн репетитор. В любое время и в любом месте Вы можете обратиться за помощью к преподавателю. Обучение проходит  посредством специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении  длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

Лексические нормы

Главным
условием соблюдения лексических норм
является точность употребления того
или иного слова, учёт лексической
сочетаемости и стилистической уместности
слова.

Ошибки в употреблении слов

  • Смешение
    паронимов.

Паронимами
– слова, близкие по звучанию, но разные
по значению, например: ароматный
– ароматический, банковый – банковский,
встать – стать, значение – значимость,
надеть – одеть, оплатить – уплатить,
освоить – усвоить; эскалатор –
экскаватор.

Ошибочным является одного слова вместо
другого: одеть
пальто (
надо:
надеть пальто), существо проблемы (
надо:
сущность проблемы), оплатить штраф
(
надо:
уплатить
штраф).

  • Тавтология
    и плеоназм.

Тавтология
– повторение в предложении однокоренных
слов, например: рабочие
объ
единились
во
едино;
следует
отметить
следующие
недостатки.

Плеоназм
– многословие, речевая избыточность,
повторение одних и тех же понятий,
например: дорога
каждая минута времени

(слово времени
является лишним, так как минута связана
с понятием времени); народный
фольклор
(лишнее
слово – народный,
так как фольклор и есть народное
творчество); сервисное
обслуживание

(сервис
переводится как обслуживание).

  • Речевая
    недостаточность – отсутствие слов,
    необходимых в структуре предложения,
    например: Олег
    понимал, какая опасность грозит, если
    его арестуют

    (необходимо указать, кому грозит
    опасность); Как
    вы чувствуете после вчерашней экскурсии?

    (пропущено слово себя).

Подобные
ошибки могут быть отнесены к нарушению
грамматических (синтаксических) норм.

  • Нарушение
    лексической сочетаемости, например,
    можно сказать неминуемый
    крах
    , но
    нельзя неминуемый
    успех
    , можно
    сказать ближайшее
    будущее
    ,
    но нельзя ближайшее
    прошлое
    .

  • Нарушение
    единства стиля – неуместное использование
    слов с определённой стилистической
    или эмоционально-экспрессивной
    окраской. Например: Наступила
    зима, и у косолапого замедлился
    метаболизм. В России полным ходом зреют
    новые экономические отношения

    (смешение научного и разговорного
    стиля).

Отступления
от норм лексической сочетаемости и
стилевого единства часто используется
писателями и публицистами в качестве
изобразительно-выразительного средства
– для создания подтекста, как средство
передачи авторской иронии и пр.: стая
товарищей; против кого дружить будем?;
орда туристов.

Ошибки в употреблении фразеологизмов

Разрушение
фразеологизма (замена
слова, совмещение элементов, входящих
в разные обороты, употребление слов,
составляющих оборот, в другой форме)
является нарушением нормы.

Неправильно

Правильно

играет значение

имеет значение

имеет роль

играет роль

львиная часть

львиная доля,
бо́льшая часть

приподнять
занавес над этой историей

приподнять
завесу

проходит красной
линией

проходит
красной нитью

качество
желает много лучшего

оставляет
желать много лучшего

пускать туман
в глаза

напустить
туману, пускать пыль в глаза

показывать
образец другим

показывать
пример, служить образцом

поднять тост

поднять
бокал, провозгласить тост

тратить нервы

тратить силы,
трепать нервы, портить нервы

одержать
успехи

одержать
победу, добиться успехов

пока
суть да дело

пока суд да дело

скрипя
сердцем

скрепя сердце

придавать
внимание

придавать
значение, уделять внимание

производить
воздействие

производить
действие, оказывать воздействие

внушать сомнения

внушать
опасения, вызывать сомнение

заслужить
известность

добиться
известности

имеет интерес
для нас

имеет
значение, представляет интерес

борьба
охватила широкие массы

движение
охватило

результаты не
замедлили себя ждать

результаты
не заставили себя ждать, не замедлили
сказаться

чаша терпения
лопнула

переполнить
чашу терпения,

терпение лопнуло

уморил
червячка

заморил червячка

положить
в долгий ящик

отложить в долгий
ящик

Упражнение
351.
Укажите
в предложениях ошибки в употреблении
фразеологизмов.

1.
Русский драматический театр выпустил
в свет трагедию «Король Лир». 2. Они в
семейной жизни представляют собой две
большие разницы. 3. У него от жуткого
страха по телу полезли мурашки и волосы
поднялись дыбом. 4. Недавно Андрей попал
в аварию. Машина вдребезги, а самому
хоть бы что! Видать, в пелёнке родился.
5. К сожалению, у нас часто меряют всех
под одну гребёнку. 6. Данный вопрос уже
стоит в порядке дня. 7. Пренебрежение к
тому, чем занимается наша молодёжь, уже
достигло геркулесовых столпов. 8. В
ответ он лишь усмехнулся гомерической
усмешкой. 9. Мы живём хорошо, дома наши
– полные чаши. 10. То была последняя
капля, которая переполнила моё терпение.
11. Писатель
идет в одну ногу со своим временем. 12.
Он знал всю его подноготную жизнь. 13.
Ее душа обливалась гордостью за сына.
14. Это была последняя капля, которая
переполнила бочку с порохом. 15. Я буду
говорить сегодня совершенно откровенно,
так как здесь собрался узкий круг
ограниченных людей. 16. Он не из робкой
десятки. 17. Воронцов теперь организовал
театр на более широкую ногу. 18. Все у
них было шито-крыто белыми нитками, так
что комар носа не просунет. 19. Гребцы
взялись за весла, и корабль понесся на
всех парусах. 20. Нехорошо выносить мусор
из избы.

Упражнение
352.
Объясните,
почему в приведённых ниже предложениях
возникает двусмысленность и нежелательный
комический эффект.

1.
Сегодня зоопарк проводит день открытых
дверей. 2. Каждый стреляющий, попавший
в цель, получает пулю. 3. Где здесь
натуральная контора? Мне надо с ребёнка
копию снять! 4. Капитанша рассказала,
что Швабрин был переведён сюда за
самоубийство. 5. Старинные часы она
заложила в амбар. 6. – Дорогая невеста!
Заботьтесь о муже! Думайте прежде всего
о его благе, о нём, а потом уже – о другом.
7. Тренер получил от команды прекрасный
подарок – пять голов! 8. Одно из самых
сильных впечатлений детства – экскаватор
в московском метро. 9. У гроба умирающего
поэта студенты поклялись сохранять
верность идеалам свободы и справедливости.

Упражнение
353.

Укажите в предложениях плеоназм и
тавтологию.

1.
Лиственные леса занимают меньшую
площадь, покрытую лесом. 2. Лес – это
чистый воздух, собиратель влаги,
животворный источник всего живого. 3.
Чтобы закрепить изученный материал,
необходимо при изучении последующих
тем выполнять упражнения на повторение.
4. Рождество я отмечал на даче у коллеги
по работе. 5. Гостям города были вручены
памятные сувениры. 6. На предприятии
нет свободных вакансий. 7. В мае месяце
прошлого года прошла научная конференция.
8. Архитекторы и проектировщики долго
работали над проектом этого здания.
9. С искренней любовью изображает автор
образ своей любимой героини. 10. Через
неделю состоится первая премьера оперы.
11. Выпускники училища трудоустроены
на работу.

Упражнение
354.
Укажите
в предложениях ошибки, связанные с
речевой недостаточностью.

1.
Весна в этом году не заставила ждать.
2. Одним из средств речевой характеристики,
к которому часто прибегает автор, –
просторечие. 3. Сопоставьте данные
предложения: что в них общего и чем
отличаются. 4. Прошло немало лет, как
они вместе учились. 5. Рукописей А.П.
Чехова осталось немного: обычно он
уничтожал. 6. Резолюция была принята
голосованием палатой представителей
в один голос. 7. Классные руководители
ограничивают воспитательную работу
прогульщиками и двоечниками. 8. По мере
поедания сена доярка или подсобный
рабочий подвигают все решётки к стогу.
9. Всё это свидетельствует, что оборудование
не используется на полную мощность.
10. Проблемы по которым переговоры, имеют
принципиально важное значение.

Упражнение
355.
Укажите
ошибки, вызванные нарушением лексической
сочетаемости слов и стилевого единства.

1.
Сын его работал подпольщиком. 2. Нужно
учиться строить предложения так, чтобы
мысль была выражена полно, точно и
благозвучно. 3. Надо было возводить
разрушенное хозяйство. 4. В марте завод
принял три десятка рабочих. 5. Дождливая
осень. Без устали моросит мелкий дождь.
6. Некоторые вопросы не выполнены из-за
нашей неорганизованности. 7. После войны
произошёл Варшавский договор. 8. Подвиги
люди делают не только во время войны,
но и в мирное время. 9. Оленька! Ты по
какому вопросу плачешь? 10. Квартира
произвела на меня очень уютное
впечатление. 11. Снег повсеместно начал
оседать от влажного ветра, пробудившнгося
в степи с приходом марта. 12. Мой приятель
Миша проживает на улице Голголя.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #



Скачать материал

Типы лексических ошибокНормы литературного языка



Скачать материал

  • Сейчас обучается 55 человек из 29 регионов

  • Сейчас обучается 59 человек из 32 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Типы лексических ошибокНормы литературного языка

    1 слайд

    Типы лексических ошибок
    Нормы литературного языка

  • Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления, когда слова в предложен...

    2 слайд

    Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. 

  • Типы лексических ошибок1. Плеоназм — употребление в речи близких по смыслу, п...

    3 слайд

    Типы лексических ошибок
    1. Плеоназм — употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. (Падать вниз)
    2. Тавтология — близкое употребление однокоренных слов. (Играть в игрушки)
    3. Нарушение лексической сочетаемости слов. (Потерпеть победу (вместо одержать)

  • 4. Ошибки в употреблении фразеологизмов:
- сокращение, замена слова, смешение...

    4 слайд

    4. Ошибки в употреблении фразеологизмов:
    — сокращение, замена слова, смешение двух выражений (Разливать масло в огонь (вместо подливать).
    5. Неразличение паронимов. (Одеть шапку)
    6. Неоправданное употребление заимствованных слов. (друзья достигли консенсуса в споре (вместо соглашения).
    7. Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов. (купить тряпки на праздник (вместо одежду).

  • 8. Неразличение синонимов. (Мажорное настроение (вместо весёлое);
9. Употребл...

    5 слайд

    8. Неразличение синонимов. (Мажорное настроение (вместо весёлое);
    9. Употребление слова в несвойственном ему значении(Благодаря пожару люди лишились крыши над головой);
    10. Неоправданное употребление канцеляризмов и слов официально-делового стиля (От вируса скончался дворовой пёс);

  • Исправить ошибки в предложенных  вариантах:

    6 слайд

    Исправить ошибки в предложенных вариантах:

  • Все переживания уже канули в лето.

    7 слайд

    Все переживания уже канули в лето.

  • Все переживания уже канули в Лету.

    8 слайд

    Все переживания уже канули в Лету.

  • Погрешности не превосходят 10%.

    9 слайд

    Погрешности не превосходят 10%.

  • Погрешности не превышают 10%.

    10 слайд

    Погрешности не превышают 10%.

  • В этих лесах сосна доминирует над елью.

    11 слайд

    В этих лесах сосна доминирует над елью.

  • В этих лесах сосна преобладает над елью.

    12 слайд

    В этих лесах сосна преобладает над елью.

  • Вечер, посвящённый поэту, будет проведён в субботу утром.

    13 слайд

    Вечер, посвящённый поэту, будет проведён в субботу утром.

  • Праздник, посвящённый поэту, будет проведён в субботу утром.

    14 слайд

    Праздник, посвящённый поэту, будет проведён в субботу утром.

  • Докладчик прослушал замечания аудитории.

    15 слайд

    Докладчик прослушал замечания аудитории.

  • Докладчик выслушал замечания аудитории.

    16 слайд

    Докладчик выслушал замечания аудитории.

  • На его куртке была какая-то необычная монография.

    17 слайд

    На его куртке была какая-то необычная монография.

  • На его куртке была какая-то необычная монограмма.

    18 слайд

    На его куртке была какая-то необычная монограмма.

  • В силу болезненности ребёнок был слаб.

    19 слайд

    В силу болезненности ребёнок был слаб.

  • Из-за болезненности ребёнок был слаб.

    20 слайд

    Из-за болезненности ребёнок был слаб.

  • В Ленинграде в восемнадцатом веке было закрыто несколько типографий.

    21 слайд

    В Ленинграде в восемнадцатом веке было закрыто несколько типографий.

  • В Петербурге в восемнадцатом веке было закрыто несколько типографий.

    22 слайд

    В Петербурге в восемнадцатом веке было закрыто несколько типографий.

  • Эта выставка обогатит наш кругозор.

    23 слайд

    Эта выставка обогатит наш кругозор.

  • Эта выставка расширит наш кругозор.

    24 слайд

    Эта выставка расширит наш кругозор.

  • Очень хотелось приподнять занавес над этой историей.

    25 слайд

    Очень хотелось приподнять занавес над этой историей.

  • Очень хотелось приподнять завесу над этой историей.

    26 слайд

    Очень хотелось приподнять завесу над этой историей.

  • Результаты эксперимента не замедлили себя ждать.

    27 слайд

    Результаты эксперимента не замедлили себя ждать.

  • Результаты эксперимента не заставили себя ждать.

    28 слайд

    Результаты эксперимента не заставили себя ждать.

  • Никита занял первое место по английскому языку.

    29 слайд

    Никита занял первое место по английскому языку.

  • Никита занял первое место в олимпиаде по английскому языку.

    30 слайд

    Никита занял первое место в олимпиаде по английскому языку.

  • Начало сессии начинается в конце этого месяца.

    31 слайд

    Начало сессии начинается в конце этого месяца.

  • Сессия начинается в конце этого месяца.

    32 слайд

    Сессия начинается в конце этого месяца.

  • В этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня.

    33 слайд

    В этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня.

  • В этом путешествии львиная доля всей работы падает на меня.

    34 слайд

    В этом путешествии львиная доля всей работы падает на меня.

  • Русские учёные подходили к народному фольклору широко.

    35 слайд

    Русские учёные подходили к народному фольклору широко.

  • Русские учёные подходили к фольклору широко.

    36 слайд

    Русские учёные подходили к фольклору широко.

  • Астроном заметил тёмное пятно и принял его за погодный необычный феномен.

    37 слайд

    Астроном заметил тёмное пятно и принял его за погодный необычный феномен.

  • Астроном заметил тёмное пятно и принял его за погодный феномен.

    38 слайд

    Астроном заметил тёмное пятно и принял его за погодный феномен.

  • Учёные пробуют объяснить загадки истории с помощью предположительной гипотезы.

    39 слайд

    Учёные пробуют объяснить загадки истории с помощью предположительной гипотезы.

  • Учёные пробуют объяснить загадки истории с помощью  гипотезы.

    40 слайд

    Учёные пробуют объяснить загадки истории с помощью гипотезы.

  • В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало сюрпризов.

    41 слайд

    В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало сюрпризов.

  • В развитии сюжета нас ожидает немало сюрпризов.

    42 слайд

    В развитии сюжета нас ожидает немало сюрпризов.

  • Особые слова благодарности хочется адресовать медицинским медсёстрам.

    43 слайд

    Особые слова благодарности хочется адресовать медицинским медсёстрам.

  • Особые слова благодарности хочется адресовать  медсёстрам.

    44 слайд

    Особые слова благодарности хочется адресовать медсёстрам.

  • Модель экономического роста страны учитывает современные действительные реалии.

    45 слайд

    Модель экономического роста страны учитывает современные действительные реалии.

  • Модель экономического роста страны учитывает современные реалии.

    46 слайд

    Модель экономического роста страны учитывает современные реалии.

  • Фильм создал неоднозначную реакцию зрителей.

    47 слайд

    Фильм создал неоднозначную реакцию зрителей.

  • Фильм вызвал неоднозначную реакцию зрителей.

    48 слайд

    Фильм вызвал неоднозначную реакцию зрителей.

  • Из алюминия собирают фольгу для приготовления пищи.

    49 слайд

    Из алюминия собирают фольгу для приготовления пищи.

  • Из алюминия делают фольгу для приготовления пищи.

    50 слайд

    Из алюминия делают фольгу для приготовления пищи.

  • Путешествуя по Австралии, можно встретить местных аборигенов.

    51 слайд

    Путешествуя по Австралии, можно встретить местных аборигенов.

  • Путешествуя по Австралии, можно встретить аборигенов.

    52 слайд

    Путешествуя по Австралии, можно встретить аборигенов.

  • Нельзя зарыть свой талант в песок, нужно раскрыть его.

    53 слайд

    Нельзя зарыть свой талант в песок, нужно раскрыть его.

  • Нельзя зарыть свой талант в землю, нужно раскрыть его.

    54 слайд

    Нельзя зарыть свой талант в землю, нужно раскрыть его.

  • Карпов увидел передовой авангард конной дивизии.

    55 слайд

    Карпов увидел передовой авангард конной дивизии.

  • Карпов увидел авангард конной дивизии.

    56 слайд

    Карпов увидел авангард конной дивизии.

  • Никита считал Алексея своим закадычным врагом.

    57 слайд

    Никита считал Алексея своим закадычным врагом.

  • Никита считал Алексея своим закадычным другом.

    58 слайд

    Никита считал Алексея своим закадычным другом.

  • Её поведение иногда отдавало высокомерной спесью.

    59 слайд

    Её поведение иногда отдавало высокомерной спесью.

  • Её поведение иногда отдавало спесью.

    60 слайд

    Её поведение иногда отдавало спесью.

  • Его пение всегда производило на нас фурор.

    61 слайд

    Его пение всегда производило на нас фурор.

  • Его пение всегда производило на нас впечатление.

    62 слайд

    Его пение всегда производило на нас впечатление.

  • Гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия.

    63 слайд

    Гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия.

  • Гордиться можно только тем, к чему ты приложил усилия.

    64 слайд

    Гордиться можно только тем, к чему ты приложил усилия.

  • Люди и лошади разом тонули в чернеющей темноте.

    65 слайд

    Люди и лошади разом тонули в чернеющей темноте.

  • Люди и лошади разом тонули в темноте.

    66 слайд

    Люди и лошади разом тонули в темноте.

Краткое описание документа:

Данная презентация поможет выпускникам в подготовке к ЕРЭ по русскому языку. Они повторят типы лексических ошибок в соответствии с нормами русского литературного языка, научатся практически находить их в предложениях и исправлять.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 119 671 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Другие материалы

  • 26.10.2021
  • 77
  • 0
  • 26.10.2021
  • 154
  • 0

«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.

«Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.

«Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (в 2 частях)*», Якубовская Э.В., Коршунова Я.В.

«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

  • 26.10.2021
  • 187
  • 11

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Лексические нормы русского языка    По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.   Константин Георгиевич Паустовский – писатель  

Лексические нормы

русского языка

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

Константин Георгиевич Паустовский – писатель

Орфоэпическая разминка Спишите, расставьте ударение в словах: Премировать граждане, гражданство, добыча, баловать,  каталог, ходатайство, красивее, средствами, копировать, звонят, грушевый, торты, черпать, эксперт, доцент, прадедовский, развитой, возрастной, великовозрастный Премиров а ть гр а ждане, гражданство, доб ы ча, балов а ть,  катал о г, ход а тайство, крас и вее, ср е дствами, коп и ровать, звон я т, гр у шевый, т о рты, ч е рпать, эксп е рт, доц е нт, прад е довский,, развит о й, возрастн о й, великов о зрастный

Орфоэпическая разминка

Спишите, расставьте ударение в словах:

Премировать граждане, гражданство, добыча, баловать,

каталог, ходатайство, красивее, средствами, копировать,

звонят, грушевый, торты, черпать, эксперт, доцент, прадедовский, развитой, возрастной, великовозрастный

Премиров а ть гр а ждане, гражданство, доб ы ча, балов а ть,

катал о г, ход а тайство, крас и вее, ср е дствами, коп и ровать,

звон я т, гр у шевый, т о рты, ч е рпать, эксп е рт, доц е нт, прад е довский,, развит о й, возрастн о й, великов о зрастный

НОРМЫ ЯЗЫКА Орфоэпические (произносительные) нормы связаны со звуковой стороной литературной речи, ее произношением. Орфографические нормы связаны с правильным написанием слов. Пунктуационные нормы регулируют постановку знаков препинания Лексические нормы – это правила использования слов в соответствии с их значением и особенностями лексической сочетаемости. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Фразеологические нормы регулируют употребление фразеогизмов в соотвествии с их значением Словообразовательные нормы требуют соблюдения правил сочетания морфем и образования слов в соответствии с законами языка. Грамматические нормы связаны с использованием морфологических форм разных частей речи (морфологические нормы) и синтаксических конструкций (синтаксические нормы) Стилистические нормы регулируют употребление речевых средств в различных сферах литературно-нормированного общения в зависимости от контекста и речевой ситуации

НОРМЫ ЯЗЫКА

Орфоэпические (произносительные) нормы связаны со звуковой стороной литературной речи, ее произношением.

Орфографические нормы связаны с правильным написанием слов.

Пунктуационные нормы регулируют постановку знаков препинания

Лексические нормы – это правила использования слов в соответствии с их значением и особенностями лексической сочетаемости. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания.

Фразеологические нормы регулируют употребление фразеогизмов в соотвествии с их значением

Словообразовательные нормы требуют соблюдения правил сочетания морфем и образования слов в соответствии с законами языка.

Грамматические нормы связаны с использованием морфологических форм разных частей речи (морфологические нормы) и синтаксических конструкций (синтаксические нормы)

Стилистические нормы регулируют употребление речевых средств в различных сферах литературно-нормированного общения в зависимости от контекста и речевой ситуации

2. Тавтология и плеоназм 1. Смешение паронимов 3. Речевая недостаточность Ошибки в  Употреблении слов Ошибки в употреблении фразеологизмов 5. Нарушение единства стиля 4. Нарушение лексической сочетаемости +  Упражнения

2. Тавтология

и плеоназм

1. Смешение

паронимов

3. Речевая

недостаточность

Ошибки в

Употреблении

слов

Ошибки в

употреблении

фразеологизмов

5. Нарушение

единства

стиля

4. Нарушение

лексической

сочетаемости

+ Упражнения

ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ 1.Употребление слова в несвойственном ему значении. ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. 2.Нарушение лексической сочетаемости слова. 3.Смешение паронимов. У Ирины КАРИЕ волосы. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. 4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. 5.Неудачный выбор одного из синонимов. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ . Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно. У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут. На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ .

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

3.Смешение паронимов.

У Ирины КАРИЕ волосы.

В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ .

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ .

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность). 7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. 8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов. В читальный зал в одежде не входить! 9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. В РАССКАЗЕ А.П.Чехова « ИОНЫЧ » РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ . Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»). В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! В рассказе А.П.Чехова « Ионыч » говорится – (повествуется, идет речь) о враче… Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность).

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов.

В читальный зал в одежде не входить!

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова « ИОНЫЧ » РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ .

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

В рассказе А.П.Чехова « Ионыч » говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох. Петр Первый снял ПИДЖАК , засучил рукава и принялся за работу. 11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. Профессор сказал ассистенту , что ЕГО предположение оказалось правильным. Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял ПИДЖАК , засучил рукава и принялся за работу.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту , что ЕГО предположение оказалось правильным.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

Устный тренинг ПРИМЕРЫ С РЕЧЕВЫМИ ОШИБКАМИ № ОШИБКИ 1.С вами будут беседовать ученые, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире. 2.Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе. 3.Трилогия Ю.Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции. 4.На обложке книги – цитата из вышеназванного языковеда. 5.Игорь с отцом посадили березку, когда ему исполнилось тридцать лет. 6.Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы. 7.Магазин «Богатырь» я обошел быстро. 8.Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова. 6 4 1 7 11 2 3 8

Устный тренинг

ПРИМЕРЫ С РЕЧЕВЫМИ ОШИБКАМИ

№ ОШИБКИ

1.С вами будут беседовать ученые, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире.

2.Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе.

3.Трилогия Ю.Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции.

4.На обложке книги – цитата из вышеназванного языковеда.

5.Игорь с отцом посадили березку, когда ему исполнилось тридцать лет.

6.Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы.

7.Магазин «Богатырь» я обошел быстро.

8.Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова.

6

4

1

7

11

2

3

8

Устный тренинг Сегодня выдался очень прекрасный день. Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей. На самом деле Хлестаков – человек, очень оторванный от жизненной реальности. У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля. Прейскурант цен вывешен на доске.

Устный тренинг

  • Сегодня выдался очень прекрасный день.
  • Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей.
  • На самом деле Хлестаков – человек, очень оторванный от жизненной реальности.
  • У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля.
  • Прейскурант цен вывешен на доске.

 1.Смешение паронимов. Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например: ароматный - ароматический, банковый - банковский, встать - стать, значение – значимость, оплатить - уплатить, освоить - усвоить; эскалатор - экскаватор. Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: /надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).

1.Смешение паронимов.

Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например: ароматный — ароматический, банковый — банковский, встать — стать, значение – значимость, оплатить — уплатить, освоить — усвоить; эскалатор — экскаватор. Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: /надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).

2. Тавтология и плеоназм. Тавтология - повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки. Плеоназм - многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово - народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).

2. Тавтология и плеоназм.

Тавтология — повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки. Плеоназм — многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово — народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).

3. Речевая недостаточность Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например: Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово

3. Речевая недостаточность

Отсутствие слов, необходимых в структуре предложения, например: Олег понимал, какая опасность грозит, если его арестуют (необходимо указать, кому грозит опасность); Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии? (пропущено слово «себя»).

4. Нарушение лексической сочетаемости , например, можно сказать -

4. Нарушение лексической сочетаемости , например, можно сказать — «неминуемый крах», но нельзя – «неминуемый успех», можно сказать – «ближайшее будущее», но нельзя – » ближайшее прошлое».

5. Нарушение единства стиля  Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской. Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).

5. Нарушение единства стиля

Неуместное использование слов с определённой стилистической или эмоционально-экспрессивной окраской. Например: Наступила зима, и у косолапого замедлился метаболизм. В России полным ходом зреют новые экономические отношения (смешение научного и разговорного стиля).

ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ  Фразеологические обороты - это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы. Примеры употребления

ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Фразеологические обороты — это устойчивые сочетания слов, образующие смысловое единство. Разрушение фразеологизма (замена слова, совмещение элементов, входящих в разные обороты, употребление слов, составляющих оборот, из другой форме) является нарушением нормы.

Примеры употребления

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

(примеры)

Неправильно — Правильно

1) играет значение — имеет значение

2) имеет роль — играет роль

3) львиная часть — львиная доля, большая часть

4) приподнять занавес над этой историей — приподнять завесу

5) проходит красной линией — проходит красной нитью

6) качество желает много лучшего — оставляет желать много лучшего

7) пускать туман в глаза — напустить туману, пускать пыль в глаза

8) показывать образец другим — показывать пример, служить образцом

9) поднять тост — поднять бокал, провозгласить тост

10) тратить нервы — тратить силы, трепать нервы, портить нервы

11) одержать успехи — одержать победу, добиться успехов

12) пока суть да дело — пока суд да дело

13) скрипя сердцем — скрепя сердце

14) придавать внимание — придавать значение, уделять внимание

15) производить воздействие — производить действие, оказывать воздействие

16) внушать сомнения — внушать опасения, вызывать сомнение

17) заслужить известность — добиться известности

18) имеет интерес для нас — имеет значение, представляет интерес

19) уморил червячка – заморил червячка

20) чаша терпения лопнула — переполнить чашу терпения, терпение лопнуло

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

(примеры)

Неправильно — Правильно

1) играет значение — имеет значение

2) имеет роль — играет роль

3) львиная часть — львиная доля, большая часть

4) приподнять занавес над этой историей — приподнять завесу

5) проходит красной линией — проходит красной нитью

6) качество желает много лучшего — оставляет желать много лучшего

7) пускать туман в глаза — напустить туману, пускать пыль в глаза

8) показывать образец другим — показывать пример, служить образцом

9) поднять тост — поднять бокал, провозгласить тост

10) тратить нервы — тратить силы, трепать нервы, портить нервы

11) одержать успехи — одержать победу, добиться успехов

12) пока суть да дело — пока суд да дело

13) скрипя сердцем — скрепя сердце

14) придавать внимание — придавать значение, уделять внимание

15) производить воздействие — производить действие, оказывать воздействие

16) внушать сомнения — внушать опасения, вызывать сомнение

17) заслужить известность — добиться известности

18) имеет интерес для нас — имеет значение, представляет интерес

19) уморил червячка – заморил червячка

20) чаша терпения лопнула — переполнить чашу терпения, терпение лопнуло

Упражнение 1  Объясните, за счёт чего создаётся комический эффект в предложениях приведённых ниже.  1. Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей. 2. Каждый стреляющий, попавший в цель, получает пулю. 3. Где здесь натуральная контора? Мне надо с ребёнка копию снять! 4. Капитанша рассказала, что Швабрин был переведён сюда за самоубийство. 5. Старинные часы она заложила в амбар.  6. - Дорогая невеста! Заботьтесь о муже! Думайте прежде всего о нем о его благе, а потом уже - о другом. 7. Тренер получил от команды прекрасный подарок пять голов!  8. Одно из самых сильных впечатлений детства экскаватор в московском метро.  9. У гроба умирающего поэта студенты поклялись сохранять верность идеалам свободы и справедливости. … к упражнениям

Упражнение 1

Объясните, за счёт чего создаётся комический эффект в предложениях приведённых ниже.

1. Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.

2. Каждый стреляющий, попавший в цель, получает пулю.

3. Где здесь натуральная контора? Мне надо с ребёнка копию снять!

4. Капитанша рассказала, что Швабрин был переведён сюда за самоубийство.

5. Старинные часы она заложила в амбар.

6. — Дорогая невеста! Заботьтесь о муже! Думайте прежде всего о нем о его благе, а потом уже — о другом.

7. Тренер получил от команды прекрасный подарок пять голов!

8. Одно из самых сильных впечатлений детства экскаватор в московском метро.

9. У гроба умирающего поэта студенты поклялись сохранять верность идеалам свободы и справедливости.

к упражнениям

Упражнение 2   Укажите в предложениях плеоназм и тавтологию.   1. Лиственные леса занимают меньшую площадь, покрытую лесом. 2. Лес - это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого. 3. Чтобы закрепить изученный материал, необходимо при изучении последующих тем выполнять упражнения на повторение. 4. Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе. 5. Гостям города были вручены памятные сувениры. 6. На предприятии нет свободных вакансий. 7. В мае месяце прошлого года прошла научная конференция. 8. Архитекторы и проектировщики долго работали над проектом этого здания. 9. С искренней любовью изображает автор образ своей любимой героини. 10. Через неделю состоится первая премьера оперы. 11. Выпускники училища трудоустроены на работу. … к упражнениям Бу - га - га !!!

Упражнение 2 Укажите в предложениях плеоназм и тавтологию.

1. Лиственные леса занимают меньшую площадь, покрытую лесом.

2. Лес — это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого.

3. Чтобы закрепить изученный материал, необходимо при изучении последующих тем выполнять упражнения на повторение.

4. Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.

5. Гостям города были вручены памятные сувениры.

6. На предприятии нет свободных вакансий.

7. В мае месяце прошлого года прошла научная конференция.

8. Архитекторы и проектировщики долго работали над проектом этого здания.

9. С искренней любовью изображает автор образ своей любимой героини.

10. Через неделю состоится первая премьера оперы.

11. Выпускники училища трудоустроены на работу.

к упражнениям

Бу — га — га !!!

Упражнение 3 Укажите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. 1. Сын его работал подпольщиком. 2. Нужно учиться строить предложения так, чтобы мысль была выражена полно, точно и благозвучно. 3. Надо было возводить разрушенное хозяйство. 4. В марте завод принял три десятка рабочих. 5. Дождливая осень. Без устали моросит мелкий дождь. 6. Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности 7. После войны произошёл Варшавский договор. 8 Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время. 9. Единогласно все воскликнули: «Давно пора!» … к упражнениям Бу - га - га !!!

Упражнение 3

Укажите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов.

1. Сын его работал подпольщиком.

2. Нужно учиться строить предложения так, чтобы мысль была выражена полно, точно и благозвучно.

3. Надо было возводить разрушенное хозяйство.

4. В марте завод принял три десятка рабочих.

5. Дождливая осень. Без устали моросит мелкий дождь.

6. Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности

7. После войны произошёл Варшавский договор.

8 Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время.

9. Единогласно все воскликнули: «Давно пора!»

к упражнениям

Бу — га — га !!!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Приплюснутый нос как исправить
  • Припереть к горлу лексическая ошибка
  • Припалила утюгом тюль как исправить
  • Приостановление кадастрового учета сроки исправления ошибок
  • Приостановка печати принтера как исправить windows 10