Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Вид животных-альбиносов забавляет нас издавна. (2)Мы умилённо поглядываем на «снежную королеву» с мордочкой лисы, на «снегурочек»-белочек, на ёжика, будто унёсшего на иголках туман, похожих больше на игрушки, чем на своих лесных сородичей. (3) Их броские фигуры украсили бы любую витрину, …в лесу или степи ярко-белый цвет шубки выдаёт их с головой: их первыми примечают хищники, от них стремглав убегает добыча, а поэтому быть альбиносом нелегко и опасно.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Животные-альбиносы, похожие на игрушки, очаровательны и могли бы украсить любые витрины.
2) У человека животные-альбиносы вызывают восторг и умиление, желание поиграть с ними.
3) Приметная белая окраска животных-альбиносов, привлекающая хищников и предостерегающая жертву, намного усложняет их жизнь.
4) Вид очаровательных животных-альбиносов делает их жизнь нелёгкой и опасной.
5) Опасная белая окраска, которая свойственна животным-альбиносам, делает их приметными в местах естественного обитания, не позволяет охотиться и превращает их самих в лёгкую добычу.
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВИД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВИД, -а (-у); м.
1) Внешний облик кого-л; внешность, наружность (обычно как проявление состояния здоровья, характера, настроения и т.п.). Больной, здоровый, цветущий вид у кого-л. Требования к внешнему виду военнослужащего.
2) Местность, открытая взору. Прекрасный вид из окна. Снять комнату с видом на море.
3) Изображение природы, местности и т.п. в живописи, графике и т.п.; пейзаж. Вид Крыма. Альбом с видом Москвы.
4) Планы, расчёты, намерения относительно чего-л. Вид на будущее. Вид на урожай.
5) Классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений и т.п. с одинаковыми признаками, входящий в состав более общего разряда (рода). Кресло – вид мебели.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ждАла ободралА созЫв намЕрение балОванный
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.
В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.
Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.
Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
Густые заросли кустарника чередовались с ВЕКОВЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Прекрасный скалистый ландшафт местности, мягкий климат и теплые воды моря привлекают на этот остров множество туристов.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРОПОЛОЩИ бельё
ВОСЬМИСТА страниц
на ИХ тетрадях
подпишите ДОГОВОРЫ
ходить без НОСКОВ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.
2) Учителя, проработавших всю жизнь в школе, без сомнения, заслуживают уважения.
3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо
меньше энергии.
4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.
5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.
6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.
7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
Благодаря совета друга я справился с этой работой в срок.
9) Приятно думать, что, придя домой, пёс тебя встретит радостным лаем..
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) зам..рать, расст..лается, оп..реться
2) в..рить(суп), стр..усиный, д..ждливый
3) к..лбаса, п..стила, предл..жение
4) м..рской, гр..зовой, х..лмистый
5) б..стион, к..вычки, в..нтиляция
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..брежный, во..действовать, бе..донный
2) об..скать, без..дейность, с..мпровизировать
3) пр..остановить, пр..думать, пр..валировать
4) по..тверждение, на..ломить, о..рубить
5) с..ёмщик, от..явленный (прогульщик), в..езд
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) веснушч..тый, сызнов..
2) тюлен..вый, правд..вый
3) вздраг..вающий, доходч..вость
4) дикт..вать, ноч..вка
5) гел..вый, забол..вающий
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) скоропорт..щиеся продукты, остатки снега быстро та..т
2) к нам донос..тся крики, дремл..щие силы
3) мо..щиеся обои, ветры разве..т облака
4) дорогосто..щая мебель, лица сия..т радостью
5) затрат..вшие средства, наступ..шь
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Свежий ветер, еще (НЕ)УТИХШИЙ после шторма, охватил капитана.
Пошли деревянные дома, заборы – (НИ)ГДЕ ни души.
Путешественники считают, что земной шар отнюдь (НЕ)ВЕЛИК.
Прошка, (НЕ)ЗАДЕРЖИВАЯСЬ, пронесся мимо.
Метель совсем (НЕ)УТИХЛА.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я отворил (НА)СТЕЖЬ окно, на дворе было (ПО)УТРЕННЕМУ свежо.
Свернув (В)ЛЕВО, автобус покатил (ПО)НОВОМУ микрорайону.
Олег (С)ГОРЯЧА толкнул незнакомца, и тот упал (НА)ВЗНИЧЬ.
(ВО)ВРЕМЯ урока, ЧТО(БЫ) понять новый материал, надо внимательно слушать учителя.
(В)ДРУГ самосвал взревел и исчез ТАК(ЖЕ) быстро, как и появился.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Вдали, на крутом известковом берегу, подмытом разливами, в утре(1)ем воздухе ясно виднеется село с белой каме(2)ой церковью и ветря(3)ыми мельницами.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.
2) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.
3) Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.
4) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на нее с практической точки зрения.
5) Мальчик вспотел не столько от усталости сколько от нарастающей тревоги.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) закрывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Шуми, шуми(1) послушное (2) ветрило (3)
Волнуйся подо мной (4) угрюмый (5) океан.
Лети (6) корабль (7) неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей…
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Та самая река (1) на берегу (2) которой (3) Евгений провел большую часть своей жизни (4) была неуязвима.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые
Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойден до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошел по своему покосу.
21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.
(1) С древних времён люди селились около рек, потому что река давала всё необходимое для жизни: пресную воду, продукты питания, транспортный путь. (2) Наши далёкие предки верили: у каждой реки, даже маленькой, есть свой дух-хранитель, а у больших рек, таких как Волга, их несколько. (3) Легенды утверждают: у верхней Волги хранитель – маленькая девочка, которая спасает тонущих детей, у средней – красивая девушка, кормилица и заступница. (4) В низовьях реки за порядком следит старичок в одном лапте. (5) Вы спросите: «Почему в одном?» (6) Ответ на этот вопрос до нас не дошёл, но говорят, что старик указывает добрым людям рыбные места, а злых затягивает под воду. (7) И ещё люди думали: цвет воды зависит от настроения её хранителя (чем темнее река, тем хуже настроение).
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1) Существует точное наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2) Мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. (3) Впрочем, иногда
замечаем. (4) Потому что всё же не всегда дышим равнодушно и буднично. (5) Например, мы наслаждаемся чистым воздухом, промытым весенним дождём.
(6) По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, ничего более сходного с воздухом, чем трава. (7) Мы привыкли, что мир зелёный. (8) Ходим, мнём, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колёсами, наглухо захлопываем бетонными плитами, заваливаем железным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (9) Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи.
(10) Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (11) Подумаешь! (12) Мало ли на земле травы? (13) Жалко ли её? (14) Ну, высыпали шлак (или железные обрезки, щебень, бой-
стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок. (15) Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка? (16) Травы много. (17) Она везде.
(18) Но может быть и так: земля есть, а травы нет. (19) Страшное, жуткое зрелище! (20) Представляю себе человека в огромной бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или
не космической катастрофы наша земля.
(21) Глоток воздуха, когда человек задыхается. (22) Зелёная живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (23) А обычно – не замечаем…
(По В.А. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский писатель, поэт, переводчик.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Воздух – смесь газов (преимущественно азота и кислорода), из которых состоит атмосфера Земли.
2. Для сохранения здоровья человеку нужно регулярно бывать на свежем воздухе.
3. Такие природные явления, как воздух и трава, настолько привычны, что человек, как правило, их не замечает.
4. Наша планета может оказаться пустыней, если произойдёт космическая или какая-нибудь другая катастрофа.
5. Нельзя наслаждаться воздухом, потому что мы дышим равнодушно и буднично.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. В предложениях 2-4 представлено рассуждение.
2. В предложении 5 содержится опровержение того, о чём говорится в предложении
3. Предложения 8-9 содержат перечисление действий.
4. В предложениях 10-15 представлено повествование.
5. Предложение 23 заключает в себе вывод из содержания предложений 21-22.
24. Из предложений 18-20 выпишите синонимы (синонимическую пару).
25. Среди предложений 10-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с
предыдущим при помощи сочинительного союза. Запишите номер(-а) этого(-их)
предложения(-ий).
26. «В.А. Солоухин объясняет, почему мы, обычно не замечая такое явление, как воздух, иногда всё же обращаем на него внимание. Для чёткого обозначения причины автором используется особое синтаксическое построение (А)________ (предложения 3, 4). Такое синтаксическое средство, как (Б)________, помогает В.А. Солоухину подробно описать вред, наносимый человеком травяному покрову земли (предложения 8, 9). В предложениях 10-17 ироническое рассуждение автора строится как имитация диалога. Этот приём побуждает читателя к размышлению над поднятой автором проблемой. Эффект усиливает анафора: в предложении 14 дважды повторяется (В)________. Рисуя воображаемую картину бестравной земли, автор передаёт своё эмоциональное отношение к этому зрелищу с помощью такого синтаксического средства выразительности, как (Г)________ (предложение 19)».
Список терминов:
1. парцелляция
2. инверсия
3. олицетворение
4. восклицательное предложение
5. сравнительный оборот
6. вставная конструкция
7. риторическое обращение
8. разговорная частица
9. ряды однородных членов
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
1 – 35
2 – однако но
3 – 1
4 – ждала
5 – нестерпимого
6 – местности
7 – восьмисот
8 – 92485
9 – 24
10 – 125
11 – 135
12 – 35
13 – нигде
14 – сгоряча навзничь
15 – 12
16 – 45
17 – 1234
18 – 13467
19 – 14
20 – 1234
21 – 237
22 – 34
23 – 13
24 – страшное жуткое
25 – 1823
26 – 1984
Примерный круг проблем |
Авторская позиция |
1. Проблема отношения человека к таким обыденным явлениям, как воздух и трава. |
1. Такие природные явления, как воздух и трава, настолько привычны, что человек, как правило, их не замечает. Мы не дорожим воздухом, пока нормально дышим. Мы не бережём траву, потому что её много. Надо ценить и беречь то, что мы имеем. И наслаждаться этим, пока наша природа не исчезла в результате какой-нибудь страшной катастрофы. |
2. Проблема последствий возможной катастрофы на земле. |
2. Наша планета может оказаться пустыней, если произойдёт космическая или какая-либо другая масштабная катастрофа. И тогда не будет растений и чистого воздуха, и станет понятно, как это страшно. |
3. Проблема бездумного уничтожения природы |
3. Природные ресурсы земли не бесконечны, поэтому бездумные рассуждения человека о том, что «травы много», «она везде» и что на нее можно «насыпать шлак», её можно «придавить», «отгородить от солнца», могут привести не только к уничтожению природы, но и к глобальной катастрофе. |
-
- 0
-
2) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. Запишите только 5 предложений, в которых были ошибки, в отредактированном виде.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) В лицее обучали точным наукам и говорить на английском языке. 2) Благодаря работе режиссёра фильм завоевал не одну награду на международных конкурсах. 3) Говоря о технике бурения, я обращусь к некоторым невероятным фактам. 4) На днях открывается рассказывающая выставка о людях-героях. 5) Прочитав письмо, Андрею показался странным почерк его автора. 6) Когда я прихожу домой, пёс встретил меня дружеским лаем. 7) Неандертальцы знали, что такое огонь, и умело изготавливали оружие. Получить необходимый балл на устном экзамене можно благодаря таких качеств ученика, как умение
говорить и слушать.
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
А-5(Прочитав письмо ,Андрей удивился странному почерку автора)
Б-1 ( В лицее обучали точным наукам и умению говорить на английском языке)
В-6 (Когда я прихожу домой ,пес встречает меня радостным лаем)
Г-8 (Получить необходимый балл на устном экзамене можно благодаря таким качествам ученика,как умение говорить и слушать)
Д-4 (На днях открывается выставка ,рассказывающая о людях — героях)
Думаю ,так
-
Комментариев (0)
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||
А) |
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
|
1) |
В лицее обучали точным наукам и говорить на английском языке. |
Б) |
ошибка в построении предложения с однородными членами
|
2) |
Благодаря работе режиссёра фильм завоевал не одну награду на международных конкурсах. |
В) |
нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
|
3) |
Говоря о технике бурения, я обращусь |
Г) |
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
|
4) |
На днях открывается рассказывающая выставка о людях-героях. |
Д) |
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
|
5) |
Прочитав письмо, Андрею показался странным почерк его автора. |
6) |
Когда я прихожу домой, пёс встретил меня дружеским лаем. |
||
7) |
Неандертальцы знали, что такое огонь, |
||
Сдавленная горными породами магма время от времени со взрывами поднимается вверх, и тогда случаются извержения. |
|||
9) |
Получить необходимый балл на устном экзамене можно благодаря таких качеств ученика, как умение говорить и слушать. |
Мастерская
«Норма»
Цели:
·
развивать речь учащихся через обогащение
словарного запаса; совершенствовать коммуникативные качества речи
(правильность, точность, выразительность, логичность, уместность);
·
развивать умение обобщать и систематизировать
свои знания и изучаемый материал; дискутировать, аргументировать свою точку
зрения;
·
воспитывать бережное отношение к
литературному языку, собеседнику и самому себе.
Оборудование: раздаточный материал,
тексты стихотворений Э.Асадова, А. Лысова, Р. Гамзатова, Л. Скворцова,
видеозапись фрагмента кинофильма «Доживем до понедельника».
Социальный долг человека – быть интеллигентным.
Д.С.
Лихачёв
Ход
мастерской
Класс
делится на 4 группы.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Учитель: Спросили мудреца, какой миг самый прекрасный? Какой человек самый
близкий? И что в жизни самое ценное?
Он ответил:
— Нет времени прекраснее, чем настоящее. Потому что прошлого не вернешь, а
будущее еще не наступило.
— Нет никого ближе, чем тот, кто сейчас рядом с тобой. Не важно, друг он или
враг. И нет ничего важнее и ценнее, чем отдавать. Потому что только это и
делает тебя счастливым…
Итак, я надеюсь, что все мы счастливы, так как я буду отдавать свои наработки,
а вы будете радоваться нашему общению, сегодняшнему солнечному дню.
1.Вступительное
слово мастера. Все чаще приходится слышать, что
русский язык пора брать под защиту. Новые словечки, нелепые и неграмотные, так
и сыплются из Интернета и телевизора, а «благородная» и чистая речь
исчезает совсем. Недавний опрос показал, что граждане отдают себе отчет в
собственной неграмотности. 39% респондентов признают, что знают родной язык на
«тройку». Что говорить о простых людях, если известный всему педагогическому
миру Симон Львович Соловейчик признавался:
«Вот что со мной случилось. Однажды, когда мне было за сорок, женщина, которая
мне очень нравилась, мягко сказала мне, что надо говорить не “кухонное
полотенце”, а “кухонное”. А я всю жизнь говорил “кухонное”.
И нехорошо говорить “играться”. Дети не играются, а играют. И еще, сказала она,
надо говорить “балованный” а не “балованный” –
теперь это слово всегда заставляет меня вспомнить ту историю.
Почему-то замечание сильно задело меня. Не то убило, что я ошибся и меня
поправляют, а то, что она сказала это стесняясь. Ей было стыдно за меня, ей
было стыдно поправлять человека. Ее стыд передался мне, и так я впервые в жизни
почувствовал, что произнести слово с неправильным ударением – это не ошибка, не
обмолвка, а нечто крайне унизительное. Это примерно то же, как если бы тебя
поймали на мелком воровстве. Круг бесчестных поступков резко расширился – в
него вошли ошибки речи…»
2.
Индуктор. Отрывок из
кинофильма «Доживем до понедельника».
Вопрос
перед просмотром: На чьей вы стороне в конфликтной ситуации между двумя
учителями?
3.
Дискуссия (возможные вопросы для разговора):
·
Делали
ли вам замечания подобного рода?
·
Что
вы чувствовали при этом?
·
А
исправляли сами тех, кто при вас говорил неправильно?
·
Считаете
ли свою речь грамотной, правильной, соответствующей языковой норме?
4.
Самоконструкция. Орфоэпическая разминка
(прочитать текст и самостоятельно расставить ударение)-
распечатка каждому.
Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён.
На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки
вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам
проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских
костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами
и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал,
один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые
бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа,
с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее
всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоём,
но девушка избалованная мужским вниманием, даже мельком
не взглянула на него.
После самостоятельной работы проводится проверка: ученик читает, а учитель
(или ученик, у которого другое мнение) исправляет – ударения расставляются
правильно.
Каждый сам ставит себе оценку: 1 ошибка – «5», 2 – «4»,
3 – «3», более 4 – «2».
В итоге необходимо озвучить текст с правильным произношением.
5. Работа в группе. Задания для групп.
1. Прокомментировать и по возможности продолжить мысли Д.С. Лихачева
из его книги «Письма о добром».
2. Определить структуру предложенного предложения, начертить его
схему.
1 группа: Как всякое живое на земле не может мириться
со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего
языка.
2 группа: Любовь к языку, как и любовь к природе, —
составная часть патриотизма, любви к Родине.
3 группа: Язык – это основа национальной памяти,
ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
4 группа:
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, как тренируют физические
и духовные силы. – РАСПЕЧАТКА ПО ГРУППАМ
6.
Вывод мастера. Неотъемлемой частью общей культуры
человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать
свои мысли правильно и выразительно. Поэтому понятие «языковая норма» —
ключевое в учении о правильности речи. Всем известно, что русский язык – язык
нормированный, подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма
применительно к языку?
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое
употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в
словарях и справочниках и рекомендованное ими. Распечатать крупно!
7.
Языковой тренинг. Распечатки по группам
1
группа.
Морфологические
нормы. Морфология изучает слово как часть речи.
Поэтому основное внимание уделяет структуре слова, различным его формам (рода,
числа, падежных форм и т.д).
Задание. Найти
грамматическую ошибку в образовании формы слов, записать это слово правильно:
Директора
школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много
народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько
мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красившее
всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах
часах езды, стакан соку, много снега.
Правильный
ответ.
Контейнеры
на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы,
несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую
складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.
2
группа Лексические нормы.
Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую
окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами, так как нарушение
хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.
Задание. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы
представить— предоставить.
1.
Мне … квартиру (дали, выделили).
2.
… вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить).
3.
Нужно срочно … отчет о работе (дать, вручить…).
4.
… вам моего друга (знакомлю).
5.
Отца … к ордену (наградили).
6.
Все меня … чудаком (считают, называют).
7.
Фильм был … на фестивале (показан).
8.
Актер умел … пение соловья (копировать).
9.
Этот дом … собой небольшой замок (является).
Правильный
ответ.
1.
Мне предоставили квартиру.
2.
Предоставляю вам самим решать такие вопросы.
3.
Нужно срочно представить отчет о работе.
4.
Представляю вам моего друга.
5.
Отца представили к ордену.
6.
Все меня представляют чудаком.
7.
Фильм был представлен на фестивале.
8.
Актер умел представлять пение соловья.
9.
Этот дом представляет собой небольшой замок.
3
группа. Синтаксические нормы — 1. На высшем
языковом уровне – синтаксическом при построении предложения допускается много
речевых ошибок. (см. таблицу)
Нарушение согласования сказуемого с |
Четверо учащихся участвовало в игре |
Нарушение управления |
Согласно приказа (приказу) |
Нарушение согласования |
Видна пара окон, занавешенные шторой |
Нарушение способа выражения сказуемого в |
Все были счастливы и веселые |
Ошибки в использовании видо-временных |
Я живу в Лермонтове и была счастлива |
Задание.
Укажите ошибки, связанные с предложным
управлением и выбором предлога,
исправьте предложения.
1. Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города.
2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.
3. На
этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.
4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
Правильный ответ.
1.
Приехав из Москвы…
2.
…от самых истоков….
3.
…из всех районов города.
4.
Согласно полицейскому протоколу…
5.
…в первый год по приезде.
Задание.
Исправьте ошибки, связанные с управлением.
1.Уделите внимание на здоровье.
2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.
3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику «Мир глазами
путешественника».
4.
Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
Правильный ответ.
1.Уделить
внимание здоровью.
2.
Все мероприятия рассчитаны во благо природы.
3.
…внимание рубрике…
4.
Абитуриенту, желающему…
4
группа. Синтаксические нормы — 2. На высшем
языковом уровне – синтаксическом при построении предложения допускается много
речевых ошибок. (см. таблицу)
Ошибки в предложениях с причастным |
Дорожка покрыта тающим снегом под |
Ошибки в предложениях с деепричастным |
Свалившись с размаху в озеро, стало |
Ошибки в построении СПП |
Книга учила меня думать, которую я |
Смешение прямой и косвенной речи |
Петя сказал, что я не согласен с твоим |
Нарушение границ предложения. |
Была уже ночь. Когда я вернулся домой. |
Задание.
Найдите и объясните ошибки в употреблении
деепричастия и деепричастного
оборота. Исправьте предложения.
1.
Как приятно осознавать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.
4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.
5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.
9. Я считаю, что, учитывая наши традиции,
учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить
президентство.
Правильный ответ.
1. Придя
домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня радостным
мяуканьем.
2. Прочитав о
боях, я сразу представил всю эту картину.
3. После
прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.
4. Через год,
когда он стал слепым и глухим, его привели к царю.
5. Дождь не
прекращался, и я шел по мокрой тропинке.
6. Рождаясь,
животные уже знают запахи многих опасностей.
7. Я считаю,
что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам
надо вводить президентство.
4. Актуализация знаний
Учитель: Действительно, язык — явление живое, постоянно развивающееся,
связанное с жизнью и развитием общества. Следовательно, нельзя допустить его
деградацию и невосполнимые в будущем потери. Если выкорчевать дерево, то на его
месте можно вырастить новое, пусть даже оно будет расти 100 лет, а если мы
разрушаем словесное наследие наших предков, формировавшееся веками и
тысячелетиями, сколько же времени понадобится на восстановление?
В живую и чистую реку, какой был русский язык, стала вливаться губительная
масса.
Какие же факторы губительно влияют на наш язык?
От чего нужно уберечь, спасти русский язык?
Ответы детей:
— от избытка иностранных слов;
— от молодежного сленга;
— от «олбанского» языка Интернета;
— от языка sms, от транслитерации (смешение графики разных алфавитов);
— от нецензурных выражений в литературной и молодежной среде.
Фрагмент песни П.Воли
-Как вы относитесь к слову Раша?
А Россия?
Усвоение нового
материала
Учитель: Вы знаете, что такое руны? (Ответы детей.) Это знаки письменности
древних славян. Наша Родина — Россия. Попробуйте определить смысл слова
«Россия», зашифрованный рунической тайнописью.
(Примеры рун на иллюстрации.)
Р — Радуга
Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю (Алатырь-камень, «Всем камням камень»
— в славянской мифологии центр мироздания, священная скала в Рипейских горах.
Также скала у входа в Пекло, на берегу реки Смородины. По преданию
Алатырь-камень упал с неба, на нем высечены законы Сварога).
Учитель: Сопоставьте значение этой руны с историей России. Что пришлось
пережить нашей стране?
Ученики: Долгий путь, войны, революции.
О — Опора
Это руна основания Мироздания.
С — Сила
Достояние Воина. Свобода от оков.
Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности. И еще это руна
Победы. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определением как руны
могущества.
И — Исток
Руна Истока.
Учитель: Что мы теряем сегодня?
Ученики (глядя на руны): Теряем Силу и Исток.
Цитата из книги российского лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза
«Русский язык на грани нервного срыва»: «Слухи о скорой смерти русского языка
сильно преувеличены. И все-таки о русском языке надо беспокоиться. Его надо
любить. О нем надо спорить. Но главное — на нем надо говорить, писать и читать.
Чего я всем и желаю».
Учитель: Какие примеры нарочитого коверканья написаний русских слов вы можете
привести?
Ученики говорят о сленге, о ненормативной лексике в быту, в Интернете, в
литературе.
Учитель: Каждому необходимо определиться: что я должен сделать, чтобы сохранить
русский язык?
Ответы детей.
Учитель: Напишем эти ключевые слова на листочках и очистим наш язык.
Дети пишут: беречь, любить, изучать, сохранять, пропагандировать русский язык,
издавать новые толковые, энциклопедические словари, упорядочить нормы русского
языка.
Листочки на доску со своими выводами, предложениями по сохранению русского
языка приклеить на слайд с фотографией чистой воды и объяснить свою позицию.
Учитель:
Незаконченные предложения:
П — позиция /Я считаю, что…/
О — Обоснование /Потому что…/
П — пример /Я могу это доказать тем, что…/
С — суждение /Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…/ —
позволят вам кратко и точно выразить собственную позицию по названной проблеме.
Дети высказывают свою позицию.
Учитель: Хотим, чтобы русский язык оставался красивым, ярким — давайте
прислушаемся к своей речи. Начинать нужно с себя. Это очень важно.
Домашнее задание: Напишите небольшое эссе, статью в школьную газету «Как нам сохранить
русский язык».
8.
Лексическое лото.
Многие
слова кажутся непонятными. Постарайтесь объяснить их значение.
Подберите
к каждому слову, напечатанному на листе, определение из набора распечаток.
1. |
а) |
2. |
б) |
3. |
в) |
4. |
г) |
5. |
д) |
Ответ: 1в 2а 3г 4д 5б
9.Отчет
консультантов о работе групп.
10.
Слово мастера. Язык наш очень богат, есть из чего
выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном
отношении к окружающим и уважении к самому себе, помнить о том, что есть
этические нормы. Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в
духовное.
11.
Работа с поэтическими текстами. Прочитать выразительно,
обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока.
1 группа. Прочитать
выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа
урока
Анатолий Лысов
Дикарь
Я видел нынче дикаря |
Пусть лексикон дикарский пуст, – |
|
Сказать лишь можно, что с лица |
Дикарь на площади. Он рад |
|
Его одежду описать |
И дикарей вокруг щадят, |
|
Но передать его язык |
А надо, что ни говори, |
|
Вы догадались: речь идёт |
2 группа.
Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и
эпиграфа урока
Э.Асадов
О скверном и святом
Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!