Министерство образования Ульяновской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ульяновский педагогический колледж №4
ПЛАНЫ
ПРАКТИЧЕСКИХ, КОНТРОЛЬНЫХ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Специальность |
050144 «Дошкольное образование». |
ОП.03 |
ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА |
Ульяновск, 2012
Рассмотрено на заседании предметно-методического объединения преподавателей психолого-педагогических дисциплин и методик начального образования |
СОГЛАСОВАНО |
Протокол № ___ от « __________ » 201…г. |
Заместитель директора по УР ОГБОУ УПК №4 ___________________ / Л.М. Антонова |
Председатель ПМО _____________________ / Ю.В.Сальнова |
Авторы:
С.А.Буздина — преподаватель высшей квалификационной категории ОГБОУ СПО УПК №4
Рецензенты:
____________________________________________________________________________________
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планы практических, контрольных, самостоятельных занятий являются составной частью рабочей программы по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050144 «Дошкольное образование» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. №530).
В документе представлены планы 2 контрольных работ, 2 самостоятельных работ, 2 практических работ по темам учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена (Дошкольное образование).
В планах практических занятий для каждой работы:
- сформулированы цели с учётом ОК и ПК в рамках УД;
- представлен перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД;
- перечислены требования, предъявляемые к обучающимся;
- указаны необходимые информационные материалы и оборудование;
- предложены варианты практических заданий разных видов, направленных на формирование профессиональных умений, с эталонами (ответами и образцами выполнения заданий);
- подготовлены инструкции (алгоритмы, правила, указания) по выполнению работы;
- разработаны критерии и нормы оценки работы, оценочные листы.
При организации занятий учитываются уровни усвоения материала, указанные в рабочей программе УД:
1. Ознакомительный уровень — узнавание ранее изученных объектов и свойств.
2. Репродуктивный уровень — выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством.
3. Продуктивный уровень — планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
Все планируемые образовательные результаты соотносятся с указанными уровнями. Проверка сформированности каждого из результатов осуществляется с помощью специально разработанных заданий.
2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБУЧАЮЩИМСЯ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическая работа выполняется на практическом занятии по учебной дисциплине в соответствии с Картой индивидуального освоения образовательной программы по специальности.
Пропуски практических занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии обучающегося на практическом занятии по уважительной причине практическая работа выполняется в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем (тьютером).
Обучающийся допускается к выполнению последующей практической работы при наличии оценки за предыдущую.
Обучающийся может быть допущен к дифференцированному зачёту по УД при условии выполнения всех практических работ, внесённых в Карту индивидуального освоения образовательной программы.
В процессе выполнения практической работы обучающийся должен:
- ознакомиться с рекомендованными информационными материалами;
- изучить инструкцию (алгоритм, порядок, указания) по выполнению работы;
- выполнить предложенные задания, чётко следуя инструкции;
- оформить работу надлежащим образом.
Практические работы выполняются в тетрадях для практических работ по УД или на специальных бланках отчёта в бумажном или электронном виде. Все записи в процессе выполнения работы ведутся аккуратно. Тетради для практических работ (бланки отчёта) хранятся в учебном кабинете.
После выполнения и оформления практической работы обучающийся предъявляет её преподавателю для проверки и оценивания. Оценки за выполнение практической работы заносятся в Оценочный лист и Карту индивидуального освоения образовательной программы обучающегося и учитываются в процессе промежуточной аттестации по УД.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Самостоятельная работа №1
Тема: Изучение рефлекторной деятельности мозга
Цели работы:
Общие:
- развивать интерес к изучению рефлекторной деятельности мозга
Частные:
- закрепить представление обучающихся о рефлекторной деятельности мозга
- формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося
- совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п |
Наименование учебных элементов (дидактических единиц) |
Образовательные результаты |
|
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности |
Формируемые профессиональные умения |
||
1. |
Физиология нервной системы: рефлекс как основная форма нервной деятельности: понятие рефлекса, рефлекторная дуга, условные и безусловные рефлексы |
возрастные анатомо-физиологические особенности детей |
определять особенности строение и функционирования |
Рекомендуемые информационные материалы:
1.Учебники и учебные пособия: Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. — 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.
Ресурсы Рунета:
http://anatomy.ucoz.ru
http://anatom-samsmu.narod.ru
Оборудование:
Указания к работе:
1.Проанализируйте содержание практического задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание №1. Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а).
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов — 14.
1. |
Рефлекс |
а |
Путь передачи нервного импульса |
2. |
Безусловный рефлекс |
б |
Воспринимает воздействия, образует импульс и приносит его в ЦНС |
3. |
Условный рефлекс |
в |
Врожденный видовой рефлекс, обеспечивает выживание на ранних этапах жизни |
4. |
Рефлекторная дуга |
г |
Проводит импульс от чувствительного нейрона |
5. |
Чувствительный нейрон |
д |
Ответная реакция организма на воздействия внешней среды |
6. |
Вставочный нейрон |
е |
Приобретенный индивидуальный, может угасать |
7. |
Двигательный нейрон |
ж |
Выносит нервный импульс из ЦНС к рабочему органу |
Ответы: 1д, 2в, 3е, 4а, 5б, 6г, 7ж Баллы ______________________
Задание 2. Изучите и проанализируйте виды нейронов, участвующих в осуществлении рефлекса. Результаты анализа занесите в таблицу .
Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонке 3 учебной таблицы оценивается 2 баллами; каждый правильный ответ в колонке 4 оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 9.
Таблица
№ п/п |
Вид нейрона |
Функции |
Расположение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Чувствительный |
Воспринимает воздействия, образует нервный импульс и приносит его в ЦНС |
Тело нейрона в узлах нервов, отростки в ЦНС |
2. |
Вставочный |
Проводит нервный импульс от чувствительного к двигательному нейрону |
ЦНС |
3. |
Двигательный |
Выносит нервный импульс из ЦНС к рабочему органу |
ЦНС |
Баллы ______________________
Задание №3. Проанализируйте текст, найдите ошибки:
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов — 10.
Условные рефлексы — индивидуальные приспособительные реакции организма, которые быстро формируются под многократным влиянием раздражителей. Они присутствуют у новорожденных, могут вырабатываться и осуществляться без участия коры полушарий большого мозга. Условные рефлексы человека постоянные, они могут исчезнуть, если условный раздражитель не подкреплен безусловным.
Безусловные рефлексы — это врожденные, наследственные, постоянно передаваемые реакции, которые свойственны только человеку. Основными безусловными рефлексами являются сосательные, пищевые, защитные и половые.
Ответ.
Условные рефлексы — индивидуальные приспособительные реакции организма, которые медленно формируются под многократным влиянием раздражителей. Они отсутствуют у новорожденных, могут вырабатываться и осуществляться только при участии коры полушарий большого мозга. Условные рефлексы человека временные, они могут исчезнуть, если условный раздражитель не подкреплен безусловным.
Безусловные рефлексы — это врожденные, наследственные, постоянно передаваемые реакции, которые свойственны всем животным и человеку. Основными безусловными рефлексами являются сосательные, пищевые, защитные и половые.
Задание №4. Проставьте обозначения.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
1 — нервные окончания чувствительного нейрона в коже; 2— периферический отросток чувствительного нейрона; 3 — нейрит двигательной клетки; 4 — нервное окончание в мышце; 5 — двигательная клетка переднего рога; 6— вставочный нейрон; 7— центральный отросток чувствительного нейрона; 8— спинномозговой узел
Максимальное количество баллов – 16.
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка |
Качественная оценка |
||
Баллы |
Процентные показатели |
Отметка |
Вербальный аналог |
45-49 |
90-100 |
5 |
отлично |
40-44 |
80-89 |
4 |
хорошо |
35-39 |
70-79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 35 |
менее 70 |
2 |
неудовлетворительно |
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося |
||||
№ задания |
Максимальное количество баллов |
Набранное количество баллов |
Процент результативности выполнения задания |
Отметка, подпись преподавателя |
Задание №1 |
14 баллов |
|||
Задание №2 |
9 баллов |
|||
Задание №3 |
10 баллов |
|||
Задание №4 |
16 баллов |
|||
ИТОГО: |
49 баллов |
Дата проверки ________________________________
Самостоятельная работа №2
Тема: Анализ возрастных особенностей анализаторов и составление рекомендаций по гигиене слуха и зрения
Цели работы:
Общие:
- развивать интерес обучающихся к изучению особенностей анализаторов организации организма
Частные:
- закрепить представление обучающихся о возрастных особенностях анализаторских
( сенсорных) систем и их гигиене
- формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося
- совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п |
Наименование учебных элементов (дидактических единиц) |
Образовательные результаты |
|
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности |
Формируемые профессиональные умения |
||
1. |
Сенсорные системы: возрастные особенности строения глаза, аккомодация , нарушения зрения; возрастные особенности органа слуха, гигиена систем |
возрастные анатомо-физиологические особенности детей, основы гигиены детей, гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; |
— умение классифицировать — умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия |
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. — 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.
Ресурсы Рунета:
http://anatomy.ucoz.ru
http://anatom-samsmu.narod.ru
Оборудование:
Указания к работе:
1.Проанализируйте содержание практического задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание №1. Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а).
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов — 12.
1. |
Аккомодация |
а |
Повышение преломляющей силы глаза |
2. |
Близорукость |
б |
Полная цветовая слепота |
3. |
Дальнозоркость |
в |
Изменение преломляющей силы глаза |
4. |
Ахромазия |
г |
Понижение преломляющей силы глаза |
5. |
Дальтонизм |
д |
Приспособление к изменениям яркости освещения |
6. |
Адаптация |
е |
Нарушение цветового зрения |
Ответы: 1в, 2а, 3г, 4б, 5е, 6д, Баллы ______________________
Задание 2. Изучите и проанализируйте возрастные особенности органа слуха и зрения. Результаты анализа занесите в таблицу .
Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках учебной таблицы оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 18.
Таблица
№ п/п |
Часть органа |
Особенности |
У взрослого человека |
При рождении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Хрусталик |
Прозрачная двояковыпуклая линза , измененяет преломление |
Диаметр 9 мм, форма вытянутая |
Форма округлая, быстро растёт в первый год жизни |
2. |
Роговица |
Выпукловогнутая линза, через которую проникает свет |
Толщина 0,8-1,1мм |
Толстая, кривизна не меняется |
3. |
Радужка |
Диск со зрачком, меланин определяет цвет глаза |
Толщина большая, много пигмента |
Выпуклая кпереди, пигмента мало |
4. |
Барабанная перепонка |
Соединительнотканная пластинка, покрыта тонкой кожей, изнутри слизистая оболочка |
Расположена косо, под углом 45-55 |
Относительно велика, наклонена сильнее под углом 35-40 |
5. |
Слуховая труба |
Соединяет барабанную полость с глоткой |
Длинная и узкая |
Прямая, широкая, короткая |
6. |
Слуховые косточки |
В барабанной полости три косточки: молоточек, наковальня, стремечко. |
Маленькие косточки |
Не изменяются |
Баллы ______________________
Задание №3. Проанализируйте информационные материалы и составьте рекомендации по гигиене слуха и зрения.( 15 рекомендаций)
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 3 баллами.
Максимальное количество баллов — 45.
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка |
Качественная оценка |
||
Баллы |
Процентные показатели |
Отметка |
Вербальный аналог |
70-75 |
90-100 |
5 |
отлично |
65-69 |
80-89 |
4 |
хорошо |
59-64 |
70-79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 59 |
менее 70 |
2 |
неудовлетворительно |
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося |
||||
№ задания |
Максимальное количество баллов |
Набранное количество баллов |
Процент результативности выполнения задания |
Отметка, подпись преподавателя |
Задание №1 |
12 баллов |
|||
Задание №2 |
18 баллов |
|||
Задание №3 |
45 баллов |
|||
ИТОГО: |
75 баллов |
Дата проверки ________________________________
Практическая работа № 1
Тема: Изучение отклонений функционирования эндокринных желез
Цели работы:
Общие:
- развивать интерес к изучению влияния деятельности эндокринных желез на развитие ребёнка
Частные:
- закрепить представление обучающихся о функционировании эндокринных желез и влиянии гормонов на развитие ребёнка
- формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося
- совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п |
Наименование учебных элементов (дидактических единиц) |
Образовательные результаты |
|
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности |
Формируемые профессиональные умения |
||
1. |
Возрастная эндокринология: железы внутренней секреции, гормоны |
возрастные анатомо-физиологические особенности детей, влияние гормонов на созревание и развитие ребенка |
— умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия — умение выделять особенности |
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. — 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.
Ресурсы Рунета:
http://anatomy.ucoz.ru
http://anatom-samsmu.narod.ru
Оборудование:
Указания к работе:
1.Проанализируйте содержание практического задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание №1. Установите соответствие между гормоном и его действием. Запишите ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели (например, 1а).
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов — 14.
1. |
Соматотропин |
а |
Регуляция функций щитовидной железы |
2. |
Тиротропин |
б |
Обеспечивает рост, умственное и физическое развитие |
3. |
Вазопрессин |
в |
Регулирует обменные процессы |
4. |
Тироксин |
г |
Регулирует обмен углеводов |
5. |
Инсулин |
д |
Стимулирует обмен веществ, влияет на сосуды |
6. |
Адреналин |
е |
Регулирует метаболизм кальция и фосфора |
7. |
Паратгормон |
ж |
Реабсорбция воды в почках |
Ответы: 1в, 2а, 3ж, 4б, 5г, 6д, 7е Баллы ______________________
Задание 2. Изучите и проанализируйте особенности желез и гормонов.. Результаты анализа занесите в таблицу .
Критерии оценки: каждый правильный ответ в колонках 3, 4 учебной таблицы оценивается 1 баллом; каждый правильный и полный ответ в колонке 5 оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов – 58.
Таблица 1
№ п/п |
Эндокринная железа |
Выделяемые гормоны |
Их действия |
Отклонения ( болезни) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Гипофиз |
1.Соматотропин 2.Тиротропин 3.Вазопрссин |
1.Стимулирует рост костей, обменные процессы 2.Регулирует функцию щитовидной железы 3.Реабсорбция воды в почках |
1.Гигинтизм 2.Карликовость 3.Ожирение 4.Похудание 5.Акромегалия- резкий рост какой-то части тела |
2. |
Щитовидная |
1.Тироксин |
1.Обеспечивает рост, умственное и физическое развитие |
1.Базедова болезнь- потливость, бессонница, раздражительность, припухлость шеи 2.Кретинизм- задержка психического и умственного развития 3.Миксидема- утомляемость, сонливость, сухость кожи, лицо опухшее, ногти ломкие 4.Зоб- разрастание тканей щитовидной железы |
3. |
Паращитовидные |
1.Паратгормон |
1.Регулирует метаболизм кальция и фосфора |
1.Судороги 2.Размягчение костей |
4. |
Надпочечники |
1. Адреналин |
1.Стимулирует обмен веществ, влияет на сосуды |
1.Обесвоживание 2.Снижение иммунитета 3.Бронзовая болезнь- истощение, кожа цвета бронзы |
5. |
Эндокринная часть поджелудочной |
1.Инсулин |
1.Регулирует обмен углеводов |
1.Сахарный диабет 2.Глюкозурия |
6. |
Эндокринная часть половых желез |
1.Эстрадиол, тестостерон |
1.Развитие вторичных половых признаков, половое поведение |
1.Раннее половое созревание 2.Задержка полового созревания |
7. |
Эпифиз |
1.Полипептиды |
1.Регулируют суточный ритм |
1.Нарушение суточного ритма 2.На сроки полового созревания |
Баллы ______________________
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка |
Качественная оценка |
||
Баллы |
Процентные показатели |
Отметка |
Вербальный аналог |
68-72 |
90-100 |
5 |
отлично |
61-67 |
80-89 |
4 |
хорошо |
57-60 |
70-79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 57 |
менее 70 |
2 |
неудовлетворительно |
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося |
||||
№ задания |
Максимальное количество баллов |
Набранное количество баллов |
Процент результативности выполнения задания |
Отметка, подпись преподавателя |
Задание №1 |
14 баллов |
|||
Задание №2 |
58 баллов |
|||
ИТОГО: |
72 балла |
Дата проверки ________________________________
Практическая работа № 2
Тема: Составление основных вопросов и ответов по процессу дыхания
Цели работы:
Общие:
- развивать интерес обучающихся к изучению особенности процесса дыхания
Частные:
- закрепить представление обучающихся о процессе дыхания
- формировать умения поиска, анализа и оценки информации, необходимой для решения задач практического занятия и личностного развития обучающегося
- совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п |
Наименование учебных элементов (дидактических единиц) |
Образовательные результаты |
|
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности |
Формируемые профессиональные умения |
||
1. |
Дыхательная система: возрастные особенности строения и функции органов дыхания, регуляция дыхания и её возрастные особенности |
возрастные анатомо-физиологические особенности детей, физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека |
— умение выделять основное содержание — уметь правильно сформулировать вопрос и правильно на него ответить |
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
1.Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. — 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.
Ресурсы Рунета:
http://anatomy.ucoz.ru
http://anatom-samsmu.narod.ru
Оборудование:
Указания к работе:
1.Проанализируйте содержание практического задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
4.Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Задание №1. Проанализируйте информационные материалы и составьте 13 основных вопросов с ответами.
Критерии оценки: каждый правильный вопрос оценивается 2 баллами, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 39.
Ответ.
1. |
Что такое дыхание? |
Процесс газообмена между организмом и внешней средой. |
2. |
Из каких составляющих состоит газообмен? |
Из трёх составляющих: внешнее дыхание, транспорт газов, внутренне дыхание. |
3. |
Как происходит внешнее дыхание? |
Выполняется дыхательной системой. Через стенки альвеол и капилляры кислород поступает в кровь, а углекислый газ из крови выводится в альвеолы. И далее из организма. |
4. |
Как осуществляется транспорт газов? |
Совершается кровью по кровеносным сосудам, кислород разносится по организму, а углекислый газ собирается. |
5. |
Где происходит внутреннее дыхание? |
Газообмен происходит между кровью и тканями |
6. |
Как происходит вдох? |
Дыхательные мышцы сокращаются, грудная клетка приподнимается и расширяется, лёгкие растягиваются, давление в лёгких понижается, воздух устремляется в лёгкие. |
7. |
Как происходит выдох? |
Дыхательные мышцы расслабляются, грудная клетка опускается , лёгкие уменьшаются в размерах, давление в лёгких повышается, воздух устремляется из лёгких. |
8. |
Что такое жизненная ёмкость лёгких? |
Объём воздуха, состоящий из дыхательного объёма, резервного объёма вдоха, резервного объёма выдоха. |
9. |
По каким законам происходит газообмен в лёгких? |
Во вдыхаемом воздухе- в альвеолах концентрация кислорода намного выше, чем в венозной крови, протекающей по лёгочным капиллярам. Поэтому кислород легко выходит из альвеол в кровь, где он быстро вступает в соединение с гемоглобином эритроцитов. Одновременно углекислый газ, концентрация которого в венозной крови капилляров высокая, диффундирует в альвеолы, где давление ниже. |
10. |
Что способствует интенсивному газообмену? |
Интенсивному газообмену между воздухом альвеол и кровью способствует малая толщина барьера между стенкой альвеолы и стенкой капилляра. |
11. |
С помощью чего происходит перенос газов в организме? |
С помощью гемоглобина, который вступает в соединение с кислородом и углекислым газом. |
12. |
Чем опасно соединение с окисью углерода? |
Образуется карбоксигемоглобин, организм испытывает дефицит в поступлении кислорода, человек задыхается и может погибнуть. |
13. |
Как называется состояние, при котором уменьшается содержание гемоглобина в крови? |
Анемия. |
Баллы ______________________
Задание №2. Проанализируйте текст, найдите ошибки.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом..
Максимальное количество баллов – 6.
В легких кровь из артериальной превращается в венозную, богатую СО2. и бедную О2. Венозная кровь поступает в ткани, где в результате беспрерывно проходящих процессов используется О2 и образуется СО2. В тканях напряжение О2 близко к нулю, а напряжение СО2 около 60 мм рт. ст. В результате разности давления СО; из ткани диффундирует в кровь, а О2 — в ткани. Кровь становится артериальной и по венам поступает в легкие, где цикл обмена газов повторяется вновь.
Ответ.
В легких кровь из венозной превращается в артериальную, богатую О2 и бедную СО2. Артериальная кровь поступает в ткани, где в результате беспрерывно проходящих процессов используется О2 и образуется СО2. В тканях напряжение О2 близко к нулю, а напряжение СО2 около 60 мм рт. ст. В результате разности давления СО; из ткани диффундирует в кровь, а О2 — в ткани. Кровь становится венозной и по венам поступает в легкие, где цикл обмена газов повторяется вновь.
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка |
Качественная оценка |
||
Баллы |
Процентные показатели |
Отметка |
Вербальный аналог |
41-45 |
90-100 |
5 |
отлично |
36-40 |
80-89 |
4 |
хорошо |
30-35 |
70-79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 30 |
менее 70 |
2 |
неудовлетворительно |
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося |
||||
№ задания |
Максимальное количество баллов |
Набранное количество баллов |
Процент результативности выполнения задания |
Отметка, подпись преподавателя |
Задание №1 |
39 баллов |
|||
Задание №2 |
6 баллов |
|||
ИТОГО: |
45 баллов |
Дата проверки ________________________________
Контрольная работа № 1
Тема: Нервная система
Цели работы:
Общие:
- проверить знания студентов по теме « Нервная система»
Частные:
- закрепить представление обучающихся о строении, значении разных отделов нервной системы
- обобщить особенности функционирования нервной системы
- совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п |
Наименование учебных элементов (дидактических единиц) |
Образовательные результаты |
|
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности |
Формируемые профессиональные умения |
||
1. |
Общий план строения и значение нервной системы: значение, структура, нервные центры, нейрон, основные свойства и функции нервной системы: раздражимость, возбудимость, синапсы |
— закрепить основные понятия и определения |
— умение найти правильное определение — умение выделить основные свойства |
2. |
Рефлекс как основная форма нервной деятельности: понятие рефлекса, рефлекторная дуга |
— закрепить представление о рефлекторной деятельности мозга |
— умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия |
3. |
Условные и безусловные рефлексы: отличия условных рефлексов от безусловных, биологическое значение условных рефлексов, условия и механизм образования условного рефлекса, торможение, динамический стереотип. |
— закрепить знания отличительных признаков рефлексов и особенностях их проявлений |
— умение заполнять таблицы — умение классифицировать понятия и признаки |
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
- Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. — 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.
Указания к работе:
1.Проанализируйте содержание тестового задания.
2.Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
3.Выполните задания контрольной работы своего варианта с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задание к контрольной работе с ответами и эталонами:
Задание. Выполните задания теста по вариантам .
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается от 1 до 8 баллов.
Максимальное количество баллов — 50.
1 вариант.
1.Раздражимость- это:
А) способность под влиянием факторов внутренней и внешней среды переходить из состояния покоя в состояние активности
Б) способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением
2.Где расположен медиатор( химическое вещество)
А) синаптическая щель
Б) клеточные мембраны
В) синаптические пузырьки
3.Для образования условного рефлекса необходимо
А) условный раздражитель, безусловный раздражитель, повторение
Б) условный раздражитель, доминанта
Б) доминанта
4.Что не относится к рефлекторной дуге
А) рецептор
Б) раздражитель
В) вставочный нейрон
Г) чувствительный нейрон
5.При длительном стоянии мы постоянно перемещаем тяжесть тела то на правую , то на левую ногу. Это перемещение находится под контролем какого отдела мозга
А) средний мозг
Б) продолговатый мозг
В) промежуточный мозг
6.Обиженный ребенок плачет, его заставляют читать, он продолжает плакать. Какое явление нервной системы проявляется у плачущего ребенка
А) динамический стереотип
Б) доминанта
7.Что относится к нейрону
А) доминанта, аксон, дендрит
Б) аксон, дендрит, нервный центр
В) аксон, дендрит, тело клетки, ядро
8.Обратная связь- это:
А) вторичная импульсация, направленная на исправление допущенных ошибок
Б) реакция на действие раздражителей
9.В ЦНС расположены
А) чувствительный и вставочный нейроны
Б) вставочный и двигательный нейроны
В) чувствительный и двигательный нейроны
10.Заполнить таблицу по сравнению рефлексов
Безусловные рефлексы |
Условные рефлексы |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
11.Возбудимость- это:
А) способность под влиянием факторов внутренней и внешней среды переходить из состояния покоя в состояние активности
Б) способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением
12.Условный рефлекс- это:
А) нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования на внешнюю среду
Б) нервный механизм, обеспечивающий выживание на ранних этапах жизни
13.Какие рефлексы регулируют центры продолговатого мозга
А) ориентировка, координация движений
Б) слюноотделение, кашель, чихание
В) слюноотделение, ориентировка
14.Где расположен вставочный нейрон
А) между чувствительным и двигательным нейронами
Б) между двигательным и эфферентным нейронами
В) между рецептором и чувствительным нейроном
15.При закрытых глазах здоровый человек легко указательным пальцем дотронется до кончика носа. Какой отдел мозга это контролирует
А) средний мозг
Б) мозжечок
В) продолговатый мозг
16.Ребенок сделал ошибку при письме. Посмотрел учебник и исправил ошибку. Какой принцип работы нервной системы проявился
А) обратная связь
Б) доминанта
17.Что относится к рефлекторной дуге
А) рецептор, раздражитель, двигательный нейрон
Б) раздражитель, вставочный нейрон, чувствительный нейрон
В) вставочный нейрон, чувствительный нейрон
18.Какой из отделов головного мозга является продолжением спинного мозга
А) мозжечок
Б) продолговатый мозг
В) промежуточный мозг
19.Для образования условного рефлекса необходимо
А) условный раздражитель, безусловный раздражитель, повторение
Б) условный раздражитель, доминанта
Б) доминанта
20.Заполнить таблицу по видам нейронов рефлекторной дуги
Название нейрона |
Расположение нейрона |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
1 вариант.
1.А 2 балла
2.В 1
3.А 2
4.Б 1
5.А 3
6.Б 3
7.В 2
8.А 2
9.Б 2
10. 8
Безусловные рефлексы |
Условные рефлексы |
1.Видовые |
1.Индивидуальные |
2.Проявляются на свойственные раздражители |
2.Образуются на разные раздражители |
3.Обеспечивают приспособление на ранних этапах жизни |
3.Обеспечивает приспособление в течение всей жизни |
4.Регулирующие центры расположены в спинном мозге и стволе головного мозга |
4. Регулирующие центры расположены в высших отделах( кора и подкорковые образования) |
11.Б 2
12.А 1
13.Б 2
14.А 1
15.Б 3
16.А 3
17.В 2
18.Б 2
19.А 2
20. 6
Название нейрона |
Расположение нейрона |
1.чувствительный |
1.в узлах ( ганглиях) |
2. вставочный |
2.в ЦНС |
3.двигательный |
3.в ЦНС |
2 вариант.
1.Нервное волокно- это:
А) нервное окончание, покрытое оболочкой
Б) аксон, покрытый оболочкой
2.Какие области коры больших полушарий регулируют ориентацию в пространстве и конструктивную деятельность
А) сенсорные
Б) моторные
В) ассоциативные
3 .Какой из отделов головного мозга является продолжением спинного мозга
А) мозжечок
Б) продолговатый мозг
В) промежуточный мозг
4. В ЦНС расположены
А) чувствительный и вставочный нейроны
Б) вставочный и двигательный нейроны
В) чувствительный и двигательный нейроны
5.У больного ребенка нарушена координация движений, движения его резки, отрывисты, при ходьбе он шатается. Какой отдел мозга у него поврежден
А) средний мозг
Б) мозжечок
В) продолговатый мозг
6.Ребенок привык готовить уроки за столом, где постоянно разбросаны учебные принадлежности. Какое явление нервной системы проявляется
А) динамический стереотип
Б) доминанта
В) обратная связь
7.Что входит в строение синапса
А) синаптическая щель, медиатор, нервное волокно
Б) пресинаптисеский отдел, медиатор, нервное волокно
В) пресинаптический и постсинаптические отделы, пузырьки с медиатором
8.Какие области коры больших полушарий регулируют речь, абстрактное мышление
А) сенсорные
Б) моторные
В) ассоциативные
9.Какие рефлексы регулируют центры продолговатого мозга
А) ориентировка, координация движений
Б) слюноотделение, кашель, чихание
В) слюноотделение, ориентировка
10.Заполнить таблицу по торможению условных рефлексов
Виды торможения |
Особенности проявления |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
11.Нервный центр- это:
А) сложное функциональное объединение нейронов, расположенных в ЦНС, регулирующих функции
Б) сложная структурная и функциональная единица нервной системы
12.Высшей нервной деятельностью является
А) совокупность сложных форм деятельности коры и подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие организма с внешней средой
Б) нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования на внешнюю среду
13. Какие области коры больших полушарий регулируют речь, абстрактное мышление
А) сенсорные
Б) моторные
В) ассоциативные
14. Обратная связь- это:
А) вторичная импульсация, направленная на исправление допущенных ошибок
Б) реакция на действие раздражителей
15.Произошло повреждение продолговатого мозга. Что произойдёт с пострадавшим
А) нарушится координация движений
Б) дыхание станет учащенным, повысится внутричерепное давление
В) дыхание и сердцебиение прекратится
16.Ребенок ищет линейку в новом пенале и не находит (в новый пенал линейка не помещается). Какой рефлекс проявляется
А) Безусловный рефлекс
Б) условный рефлекс
В) ориентировочный рефлекс
17.Что необходимо для образования условного рефлекса
А) условный раздражитель, безусловный раздражитель
Б) условный раздражитель, безусловный раздражитель, сочетание этих раздражителей
18.Что относится к рефлекторной дуге
А) рецептор, вставочный нейрон, чувствительный нейрон, раздражитель
Б) раздражитель, рецептор
В) вставочный нейрон, чувствительный нейрон, рецептор
19. Где не может быть расположен вставочный нейрон
А) между чувствительным и двигательным нейронами
Б) между рецептором и чувствительным нейроном
20. Заполнить таблицу по типам ВНД
Тип ВНД по Гиппократу |
Тип ВНД по Павлову |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
2 вариант.
1.Б 2 балла
2.В 1
3.Б 2
4.Б 1
5.Б 3
6.А 3
7.В 2
8.В 2
9.Б 2
10. 8
Виды торможения |
Особенности проявления |
1.Индукционное |
1.При появлении нового раздражителя |
2.Запредельное |
2.При длительнодействующим раздражителе |
3.Угасание |
3. При неподкреплении условного раздражителя |
4.Дифференцирование |
4.При действии разных, но схожих раздражителей |
11.А 2
12.А 1
13.В 2
14.А 1
15.В 2
16Б 2
17.Б 2
18.В 2
19.Б 2
20. 8
Тип ВНД по Гиппократу |
Тип ВНД по Павлову |
1.Сангвиник |
1.Сильный уравновешенный подвижный |
2.Холерик |
2.Сильный неуравновешенный |
3.Флегматик |
3.Сильный уравновешенный инертный |
4. Меланхолик |
4.Слабый |
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка |
Качественная оценка |
||
Баллы |
Процентные показатели |
Отметка |
Вербальный аналог |
45-50 |
90-100 |
5 |
отлично |
40-44 |
80-89 |
4 |
хорошо |
35-39 |
70-79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 35 |
менее 70 |
2 |
неудовлетворительно |
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося |
||||
№ задания |
Максимальное количество баллов |
Набранное количество баллов |
Процент результативности выполнения задания |
Отметка, подпись преподавателя |
Задание |
50баллов |
|||
ИТОГО: |
50 баллов |
Дата проверки ________________________________
Контрольная работа №2
Тема: Сердечно- сосудистая система
Цели работы:
Общие:
- проверить знания обучающихся
Частные:
- закрепить представление обучающихся о сердечно- сосудистой системе и особенностях крови
- совершенствовать аналитические умения обучающихся в области сопоставления, сравнения, классификации, установления логических взаимосвязей и обобщения
Перечень учебных элементов, связанных с формированием профессиональных умений в рамках заявленной темы УД
№ п/п |
Наименование учебных элементов (дидактических единиц) |
Образовательные результаты |
|
Базовые знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности |
Формируемые умения |
||
1. |
Сердечно-сосудистая система и кровь. |
— основные понятия : состав крови, система кровообращения, сердечный цикл |
—определять роль и значение — умение заполнять таблицы — умение классифицировать понятия и признаки — умение устанавливать логические взаимосвязи и соответствия |
Рекомендуемые информационные материалы:
Учебники и учебные пособия:
- Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. — 408с.
2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.:Академия, 2009. – 396с.
3. Лысова Н.Ф.,Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. – М.:Академия, 2009. – 296с.
Ресурсы Рунета:
http://anatomy.ucoz.ru
http://anatom-samsmu.narod.ru
Оборудование:
Указания к работе:
Проанализируйте содержание практического задания.
Познакомьтесь с нормами оценки индивидуальных достижений обучающегося.
На основе предложенных информационных источников актуализируйте знания по теме.
Выполните задания практической работы с использованием бланка-отчёта в бумажном или электронном варианте.
Задания к практической работе с ответами и эталонами:
Вариант 1.
Задание №1. Выбрать правильный ответ.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов – 16.
1. Кровь – это:
А) раствор органических веществ
Б) раствор неорганических веществ
В) раствор неорганических и органических веществ
Г) жидкая соединительная ткань
2. Средняя продолжительность жизни эритроцита:
А) несколько часов
Б) до 10 дней
В) до месяца
Г) до 4 месяцев
3. В норме в 1 мл крови содержится эритроцитов :
А) 4-5 тыс.
Б) 40-50 тыс.
В) 400-500 тыс.
Г) 4-5 млн.
4. Клетки крови, способные выполнять функцию за пределами кровеносного русла:
А) эритроциты и тромбоциты
Б) тромбоциты и лейкоциты
В) лейкоциты и эритроциты
Г) эритроциты
Д) лейкоциты
5. Форменные элементы крови, участвующие в переносе углекислого газа:
А) эритроциты и лейкоциты
Б) тромбоциты и эритроциты
В) тромбоциты и лейкоциты
Г) лейкоциты
Д) другое решение
6. Карбоксигемоглобин вещество, образующееся при взаимодействии гемоглобина с:
А) углекислый газ
Б) кислород
В) угарный газ
7. В состав молекулы гемоглобина входит:
А) железо
Б) магний
В) медь
8. Больше половины крови находится в:
А) сердце и артерии
Б) сердце и капилляры
В) артерии
Г) капилляры и артерии
Д) вены
Ответы: 1г, 2г, 3г, 4д, 5д, 6а, 7а, 8д Баллы ______________________
Задание №2. Выбрать правильный ответ.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов – 16.
1.В начале легочного ствола расположен клапан:
А) одностворчатый
Б) двустворчатый
В) полулунный
Г) все верно
2. Кровь в правое предсердие поступает по венам, это кровь:
А) венозная
Б) артериальная
В) смешанная
3.Сердечный цикл включает:
А) сокращение предсердий и общая пауза перед сокращением желудочков
Б) пауза перед сокращением желудочков и сокращение желудочков
В) сокращение предсердий и желудочков
Г) сокращение предсердий и желудочков, общая пауза
4.Артерия, по которой течет венозная кровь:
А) почечная
Б) печеночная
В) бедренная
Г) легочная
5. Наиболее быстрый ток крови в:
А) капиллярах
Б) полых венах
В) аорте
6. Артерии- это сосуды, по которым течет кровь:
А) артериальная
Б) венозная
В) смешанная
Г) артериальная, венозная
7. Кровь выносится из правого и левого желудочков по сосудам, их кол-во:
А) 1и1
Б) 2и2
В) 3и3
Г) 2и3
Д) 3и2
8. Причина нарушения сердечной деятельности у детей:
А) ангина
Б) грипп
В) глисты
Г) хронический насморк
Д) все верно
Ответы: 1г, 2а, 3г, 4г, 5в, 6г, 7а, 8д
Баллы ______________________
Задание 3. Заполнить таблицу
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 9.
Фаза сердечного цикла |
Продолжительность |
Движение крови |
1. Систола предсердий |
0,1 сек |
Кровь поступает из предсердий в желудочки |
2. Систола желудочков |
0, 3 сек |
Кровь поступает из желудочков в артерии |
3. Общая пауза |
0, 4 сек |
Кровь поступает в предсердия |
Задание №4Ответить на вопросы
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов — 8.
Вопрос1. Какую роль выполняют лейкоциты в участке воспаления?
Они уничтожают микробы , при этом сами погибают.
Вопрос 2. Большой круг кровообращения начинается в ….( левом желудочке), а заканчивается в…..( правом предсердии)
Вопрос 3. Масса сердца взрослого человека…..( 250-300гр), а при рождении….( 20-24гр).
Вопрос 4. Частота сердечных сокращений у детей до года….( 100-140 в минуту), а у взрослого …(60-70 в минуту).
Баллы ______________________
Вариант 2.
Задание №1. Выбрать правильный ответ.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов – 16.
1.Кровь относят к тканям:
А ) мышечным
Б) покровным
В) соединительным
Г) другое решение
2. Средняя продолжительность пребывания тромбоцитов в кровотоке:
А) 1-4 дня
Б) 5-11 дней
В) 14-20 дней
Г) 22-30 дней
3. В норме в 1мл. крови находится лейкоцитов:
А) 4-9млн
Б) 40-90 млн
В) 49-90 млн
Г) 400-900 тыс
Д) 4-9 тыс
4. Перенос углекислого газа в крови осуществляется:
А) эритроцитами и лейкоцитами
Б) лейкоцитами и тромбоцитами
В) тромбоцитами
Г) плазмой и эритроцитами
5. Эритроциты содержат:
А) красящее вещество
Б) многочисленные митохондрии
В) белок фибрин
6. Кровь из венозной превращается в артериальную в :
А) предсердиях
Б) желудочках
В) капиллярах большого круга
Г) капиллярах малого круга
Д) капиллярах большого и малого кругов
7. Клетки крови являются носителями веществ, обеспечивающих свертывание:
А) эритроциты и тромбоциты
Б) тромбоциты и лейкоциты
В) лейкоциты и эритроциты
Г) тромбоциты
Д) лейкоциты
8. Органы- депо крови:
А) сердце и легкие
Б) легкие и почки
В) почки, печень, селезенка
Г) сердце, печень, легкие
Д) легкие, кожа, селезенка, печень
Ответы: 1в, 2г, 3гд 4г, 5а, 6г, 7аг, 8д
Баллы ______________________
Задание №2. Выбрать правильный ответ.
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов – 16.
1.В сердце между предсердиями и желудочками находится клапан:
А) одностворчатый
Б) двустворчатый
В) трехстворчатый
2. В начале аорты расположен клапан:
А) одностворчатый
Б) двустворчатый
В) трехстворчатый
Г) полулунный
3. Кровь, поступающая по венам в левое предсердие:
А) венозная
Б) артериальная
В) смешанная
4. Вена, по которой течет артериальная кровь:
А) верхняя полая
Б) нижняя полая
В) печеночная
Г) легочная
5. Наиболее высокое кровяное давление в :
А) артериях
Б) капиллярах
В) венах
6. Наименьшая скорость крови в :
А) артериях
Б) капиллярах
В) венах
7. Продолжительность фаз сердечного цикла:
А) 0,9
Б) 0,5
В) 0,8
8. Автоматизм сердца :
А) способность сердца замедлять свою работу при раздражении одних нервов и усиливать- при раздражении других
Б) способность усиливать свою деятельность под действием адреналина
В) способность ритмически сокращаться без внешних раздражителей
Ответы: 1б, 2г, 3б, 4г, 5а, 6б, 7в, 8в
Баллы ______________________
Задание 3. Заполнить таблицу
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов – 9.
Фаза сердечного цикла |
Состояние предсердий |
Состояние желудочков |
1. Систола предсердий |
Сокращаются |
Расслабляются |
2. Систола желудочков |
Расслабляются, закрыты со стороны предсердий |
Сокращаются |
3. Общая пауза |
Расслабляются |
Расслабляются |
Задание №4. Ответить на вопросы
Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.
Максимальное количество баллов — 8.
1.Какие клетки крови могут выходить из кровеносных сосудов и для чего?
Это лейкоциты, они являются по функциям фагоцитами и выходят из сосудов к местам внедрение инородных веществ. Например, к занозе на руке.
- Малый круг кровообращения начинается в… ( правом желудочке), а заканчивается в… ( левом предсердии).
- Форма сердца у взрослого человека имеет форму …( усеченный конус), а у новорожденного..( шарообразное).
- Норма кровяного давление у взрослого человека…( 120-80 мм рт столба), а у подростка…( 110-70 мм рт столба).
Баллы ______________________
Нормы оценки индивидуальных образовательных достижений обучающегося:
Количественная оценка |
Качественная оценка |
||
Баллы |
Процентные показатели |
Отметка |
Вербальный аналог |
45-55 |
90-100 |
5 |
отлично |
40-44 |
80-89 |
4 |
хорошо |
35-39 |
70-79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 35 |
менее 70 |
2 |
неудовлетворительно |
Оценочный лист (заполняется преподавателем)
ФИО обучающегося |
||||
№ задания |
Максимальное количество баллов |
Набранное количество баллов |
Процент результативности выполнения задания |
Отметка, подпись преподавателя |
Задание №1 |
16 баллов |
|||
Задание №2 |
16 баллов |
|||
Задание №3 |
9 баллов |
|||
Задание №4 |
8 баллов |
|||
ИТОГО: |
55 баллов |
Дата проверки ________________________________
Практическая работа на тему: «Нервная
система»
Цель:изучить
строение и функции нервной системы; изучить строение и функции головного мозга.
Материал: материал учебника;лекционный материал
Ход работы
Задание 1.Запишите
определения
Нервная система_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Дендриты
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Аксоны
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Серое вещество
______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Белое
вещество_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Рецепторы___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Синапсы
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Нейрон
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Нейроглия
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Нервы
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Нервные узлы
_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Рефлекс
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Рефлекторная дуга
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Укажите название и функции структурных частей нейрона на
рисунке 1:
Рисунок 1- Строение нейрона
Задание 2. Изучите и проанализируйте виды нейронов, участвующих в осуществлении
рефлекса. Результаты анализа занесите в таблицу.
Таблица
№ п/п |
Вид нейрона |
Функции |
Расположение |
1. |
Чувствительный |
||
2. |
Вставочный |
||
3. |
Двигательный |
Задание 3.Заполните схему: «Классификация
нервной системы»
Морфологическое
деление НС
Функциональное
деление НС
Задание 4.Расскажите
о спинном мозге используя следующий план:
Форма
_______________________________________________________________________
Длина
________________________________________________________________________
Масса
________________________________________________________________________
Расположение
_________________________________________________________________
Число спинно-мозговых
нервов __________________________________________________
Две основные функции
спинного мозга ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
Схема поперечного
разреза спинного мозга. Подпишите все его отделы, используя схему.
|
1____________________________ 2____________________________ 3____________________________ 4____________________________ 5____________________________ 6____________________________ 7____________________________ 8____________________________ |
Задание 5.Заполните схему: «Строение головного
мозга
Схема
разрезаголовного мозга. Подпишите все его отделы, используя схему.
Задание 6.Установите соответствие между понятием и его определением. Запишите
ответы в соответствующую графу, соединив цифровой и буквенный показатели
(например, 1а).
1. |
Рефлекс |
а |
Путь передачи нервного импульса |
2. |
Безусловный рефлекс |
б |
Воспринимает воздействия, образует импульс и |
3. |
Условный рефлекс |
в |
Врожденный видовой рефлекс, обеспечивает |
4. |
Рефлекторная дуга |
г |
Проводит импульс от чувствительного нейрона |
5. |
Чувствительный нейрон |
д |
Ответная реакция организма на воздействия |
6. |
Вставочный нейрон |
е |
Приобретенный индивидуальный, может угасать |
7. |
Двигательный нейрон |
ж |
Выносит нервный импульс из ЦНС к рабочему |
Ответы: ______________________________
Задание 7.Проанализируйте текст,
найдите ошибки:
Условные рефлексы — индивидуальные приспособительные реакции организма,
которые быстро формируются под многократным влиянием раздражителей. Они
присутствуют у новорожденных, могут вырабатываться и осуществляться без участия
коры полушарий большого мозга. Условные рефлексы человека постоянные, они могут
исчезнуть, если условный раздражитель не подкреплен безусловным.
Безусловные рефлексы — это врожденные, наследственные, постоянно
передаваемые реакции, которые свойственны только человеку. Основными
безусловными рефлексами являются сосательные, пищевые, защитные и половые.
Ответ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание
8. Запишите определения
и приведите примеры.
Безусловные рефлексы
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примеры
_________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условные рефлексы
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примеры
_________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Запишите определение
Торможение ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Возбуждение
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Каково биологическое значение торможения_____________________________________________
________________________________________________________________________________________
Сон ____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Каково
биологическое значение сна _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 74 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–74
Добавить в вариант
Назовите виды торможения условных рефлексов и объясните причины их возникновения и основные отличия. Какое значение для организма имеет торможение условных рефлексов?
Выберите примеры безусловных рефлексов человека.
1) испуг при сильном неожиданном звуке
2) выделение слюны во время еды
3) езда на велосипеде
4) выполнение приказа начальника
5) выделение адреналина при стрессе
6) соблюдение режима дня
Установите последовательность процессов, происходящих при формировании условного рефлекса у собаки.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) подача еды собаке
2) выделение слюны в ответ на зажигание лампочки без еды
3) включение лампочки непосредственно перед кормлением собаки
4) выделение слюны в ответ на запах еды у собаки
5) повторение процедуры несколько раз
Вставьте в текст «Формирование условного рефлекса» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА
Выработка условного слюноотделительного рефлекса начинается с подачи будущего ___________ (А) раздражителя, например зажигания лампочки. После этого животному дают пищу — ___________ (Б) раздражитель. Пища вызывает возбуждение в ___________ (В), и выделяется слюна. Если данную процедуру повторить несколько раз, то постепенно между зрительным и пищевым центрами образуется ___________ (Г), что свидетельствует о сформированности условного рефлекса.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) безусловный | 2) условный | 3) сильный | 4) пищеварительный тракт |
5) большие полушария | 6) постоянная связь | 7) временная связь | продолговатый мозг |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Источник: РЕШУ ОГЭ
При намокании у собаки шерсти происходит реакция отряхивания. Собаку в течение месяца во время кормления поливали холодной водой. У собаки выработался рефлекс: во время кормления она отряхивалась, даже если её не поливали водой. Через две недели рефлекс отряхивания пропал. Какой рефлекс выработался у собаки? Какие нервные центры участвовали в осуществлении этих рефлексов? Почему через две недели рефлекс пропал?
Источник: ЕГЭ по биологии 14.06.2022. Основная волна. Разные задачи
Выберите признаки безусловных рефлексов человека.
1) не наследуются
2) вырабатываются в процессе эволюции
3) характерны для всех особей вида
4) приобретаются в течение жизни
5) передаются по наследству
6) индивидуальны
Если не подкреплять условный рефлекс безусловным, то у собаки
1) формируется новый безусловный рефлекс
2) исчезают безусловные рефлексы
3) приобретается новый условный рефлекс
4) наступает торможение условного раздражителя
Какую роль играют условные рефлексы в жизни человека? Каковы их отличия от безусловных?
Раздел: Человек
Условное (внутреннее) торможение
1) зависит от типа высшей нервной деятельности
2) появляется при возникновении более сильного раздражителя
3) вызывает формирование безусловных рефлексов
4) наступает при угасании условного рефлекса
Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 4.
Экспериментатор провел с испытуемым (15-летним подростком) следующий опыт. Испытуемый закрывал левый глаз рукой. Экспериментатор включал на 10 секунд электрический звонок и затемнял правый глаз испытуемого темным экраном. С интервалами 40 секунд сочетанное действие звонка и затемнение правого глаза экспериментатор повторил 10 раз. Затем, не закрывая правый глаз экраном, включил звонок и заметил расширение зрачка. Объясните результаты эксперимента. Какой рефлекс был выработан у испытуемого? Какой фактор в этом эксперименте был безусловным раздражителем, а какой — условным раздражителем? Какое влияние оказывают эти раздражители на испытуемого? Какие параметры в эксперименте задавались самим экспериментатором (независимые переменные), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)?
Источник/автор: Ольга Саблина
Экспериментатор провел с испытуемым (15-летним подростком) следующий опыт. Испытуемый надевал оправу очков (рис. 2) с укрепленной на ней трубкой для подачи воздуха, соединенной с резиновой грушей (рис. 1). При нажатии груши струя воздуха попадала в глаз испытуемому, и он моргал. Экспериментатор 10 раз с интервалом 20 секунд, повторил следующие действия: включал электрический звонок и через секунду нажимал на грушу. Затем экспериментатор изменил свои действия: включив звонок, не нажал на грушу. При этом испытуемый заморгал. Объясните результаты эксперимента. Какой рефлекс был выработан у испытуемого? Какой фактор в этом эксперименте был безусловным раздражителем, а какой — условным раздражителем? Какое влияние оказывают эти раздражители на испытуемого? Какие параметры в эксперименте задавались самим экспериментатором (независимые переменные), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)?
Источник/автор: Ольга Саблина
Дуга какого из приведённых рефлексов является постоянной?
4) реакция на запах знакомой пищи
Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом.
ПРИЗНАК РЕФЛЕКСА
А) имеет постоянные рефлекторные дуги
Б) вырабатывается в процессе эволюции
В) вырабатывается в течение жизни
Г) не наследуется
Д) рефлекторные дуги временные
Е) групповой
ВИД РЕФЛЕКСА
1) условный рефлекс
2) безусловный рефлекс
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлексам? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома
2) покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях
3) обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник
4) чихание человека при уборке помещения
5) сильное слюноотделение у собаки при попадание пищи в ротовую полость
6) лай собаки на человека в чёрном плаще
Источник: РЕШУ ОГЭ
Какова роль условных рефлексов в жизни животных?
К условным рефлексам относится
2) рытье кротом подземных ходов
3) вскармливание детенышей молоком
4) лай собаки при команде «голос»
Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по биологии. Вариант 1.
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
---|---|
Генетика | Закономерности наследственности и изменчивости |
Выработка условного рефлекса — выделение слюны на вид лимона |
Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем — это
1) безусловное торможение
4) осознанный поступок
Укажите правильный приём формирования условного слюноотделительного рефлекса у собаки на свет (при условии многократных повторов приёма).
1) дача лакомства, потом включение света
2) включение света и тут же дача лакомства
3) зажигание света несколько раз, а затем дача лакомства
4) кормление только при свете
Реакция ребёнка на бутылочку с молоком — это рефлекс, который
1) передаётся по наследству
2) формируется без участия коры больших полушарий
3) приобретаются в течение жизни
4) сохраняется в течение всей жизни
Всего: 74 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–74
Условный рефлекс
(временный рефлекс, временная связь,
условная связь, классическое обусловливание)
– индивидуально приобретенные в
процессах жизни или специального
обучения системные приспособительные
реакции, возникающие на основе образования
временной связи между условным
(сигнальным) раздражителем и
безусловнорефлекторным актом. Термины
«условный рефлекс» и «безусловный
рефлекс» были предложены И.П.Павловым
(1903).
Условный рефлекс
образуется благодаря многократному
сочетанию индифферентного (относительно
вырабатываемой реакции) раздражителя
со стимулом, вызывающим безусловный
рефлекс. Например, многократное включение
звонка, предшествующего пище, приводит
к выделению слюны и желудочного сока у
животного только на звонок. При этом
звонок становится условным раздражителем
или условным стимулом (сигналом),
подготавливающим организм к пищевой
реакции. Между стимулом и реакцией в
процессе образования условного рефлекса
формируется функциональная связь.
Условный рефлекс приобретается в
процессе обучения
12. Физиологические и психические компоненты индивидуальности человека. Типы высшей нервной деятельности, их особенности и классификация (и.П. Павлов) Понятие о темпераменте (Гиппократ).
13. Межполушарная асимметрия, ее значение для жизнедеятельности организма. Первая и вторая сигнальная системы. Функция речи
14.Мышление.
Развитие абстрактного мышления у
человека. Образное и словесное мышление
Роль структур головного мозга.
С
физиологической стороны процесс мышления
представляет собой сложную
аналитико-синтетическую деятельность
коры больших полушарий головного мозга.
В осуществлении процессов мышления
принимает участие вся кора.Для процесса
мышления прежде всего имеют значение
те сложные временные связи, которые
образуются между мозговыми концами
анализаторов. Существовавшее ранее
представление о точных границах
центральных отделов анализаторов в
коре головного мозга опровергается
последними достижениями физиологической
науки: «Пределы анализаторов гораздо
больше, и они не так резко разграничены
друг от друга, но заходят друг за друга,
сцепляются между собой» (И. П. Павлов).Эта
«специальная конструкция» коры облегчает
установление связей в деятельности
самых различных анализаторов. «Кору
больших полушарий головного мозга
необходимо рассматривать как грандиозную
мозаику бесчисленной массы нервных
пунктов с определенной у каждого из них
физиологической ролью. Вместе с тем
кора представляет собой сложнейшую
динамическую систему, постоянно
стремящуюся к объединению, к установлению
единой, общей связи» (И. П. Павлов).
«Мышление,— говорил И. П. Павлов,—
…ничего другого не представляет, как
ассоциации, сперва элементарные, стоящие
в связи с внешними предметами, а потом
цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая,
первая ассоциация — это есть момент
рождения мысли». В осуществлении процесса
мышления принимают участие нервные
процессы в речевых центрах коры. Речь,
будучи непосредственно связанной с
мышлением, позволяет отразить в словах
взаимосвязь и взаимообусловленность
явлений, потому что слова являются не
просто заместителями, сигналами
предметов, а обобщенными раздражителями.Ввиду
обобщенного характера второсигнальных
раздражителей — слов, позволяющих
отражать объективные связи в их общей
форме, вторая сигнальная система
приобретает ведущее значение в сложных
нервных процессах, подчиняя себе
деятельность первой сигнальной системы.
Слово преобразует первосигнальные
нервные связи в обобщенные образы
действительности, что позволяет человеку
в процессах мышления оторваться от
конкретных особенностей воспринимаемых
явлений и мыслить существующие связи
в их обобщенном виде, в форме понятий,
а не в форме восприятий и представлений.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #