Продукт пользуется авторитетом у покупателей исправить ошибки

6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко

6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов

При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принад­лежностью, эмоциональной окраской, граммати­ческими свойствами и др.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду. Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая, но не с прилагательным – сильная.

Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:

  • не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз );
  • уютное впечатление (правильно: приятное впечатление; впечатление уюта );
  • встреча созвана (правильно: встреча состоялась );
  • повысить кругозор (правильно: расширить кругозор).

Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.

Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост. В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.

Смешение внешне похожих словосочетаний – одна из самых распространённых в речи ошибок.

Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.

При употреблении слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи.

Например, расширение возможностей сочетаемости отглагольного прилагательного удручённый (в языке возможно: удручённый горем) делает следующую фразу нелепой и комичной: К нам пришли люди, удручённые опытом.

Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон.

Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов. Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.

Помогите найти ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости слова в предложениях.

Найдите ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости слова. Для справок пользуйтесь «Словарем лексической сочетаемости» .

1. Уже в 1900 г. имя писателя вышло на мировую арену.
2. В последние годы в нашем обществе отмечается упадок речи.
3. Продукт пользуется авторитетом у покупателей.
4. Быстро и качественно! Фотографии на документы и на память (реклама) .
5. Женщины и пенсионеры говорили о Старовойтовой только хорошие слова.
6. У нас установились человеческие и деловые отношения.
7. Все от кнопки до мебели для офиса и деловых людей (реклама) .
8. Врачи и педиатры Америки считают лучшим средством «панадол».

1.Уже в 1900 г. имя писателя вышло на мировую арену.
Имя не может выйти.
2. В последние годы в нашем обществе отмечается упадок речи.
Упадок речи не может быть — только речевой культуры.
3. Продукт пользуется авторитетом у покупателей.
Авторитетом пользуются люди, не продукты.
4. Быстро и качественно! Фотографии на документы и на память (реклама) .
Фотографии на память — если не на документы, то только на память, и не следует это уточнять.
5. Женщины и пенсионеры говорили о Старовойтовой только хорошие слова.
Говорить слова — не подходит.
6. У нас установились человеческие и деловые отношения.
Все отношения между людьми человеческие.
7. Все от кнопки до мебели для офиса и деловых людей (реклама) .
От кнопки до людей — не следует мешать живое и неживое.
8. Врачи и педиатры Америки считают лучшим средством «панадол» .
Педиатры тоже врачи.

Исправьте предложения с нарушением лексической сочетаемости

Войти через uID

—>

—>

—>Главная » —>Статьи » КУЛЬТУРА РЕЧИ » УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.
5. Успехами мы не блещем.
6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.
10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.
12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила коричневые чулки.
15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.
17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло весной.
20. В течение долгого времени идет оформление документов.
21. Он был мне настоящим другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.
23. Он склонил голову ей на плечо.
24. Сын преклонил колени перед матерью.
25. Эта новость доставила ей удовольствие.
26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.
28. У нее были огромные карие глаза.
29. Он испытывал к нему сильную ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

источники:

http://sprashivalka.com/tqa/q/13129067

http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/kultura_rechi/uprazhnenija_po_kulture_rechi/narushenija_leksicheskoj_sochetaemosti/19-1-0-239

ЗАДАНИЕ 1. Устраните ошибки, связанные с нарушением логической сочетаемости слов

  • Уже в 1900 году имя писателя вышло на мировую арену.
  • Среди представителей передовой общественной мысли возникли пути преобразования, которые могли спасти Россию от неминуемой катастрофы.
  • В последние годы в нашем обществе отмечается упадок речи.
  • Почти каждая глава занимает какое-то событие от начала до конца.
  • Продукт пользуется авторитетом у покупателей.
  • Быстро и качественно! Фотографии на документы и на память (реклама).
  • Женщины и пенсионеры говорили о Старовойтовой только хорошие слова.
  • У нас установились человеческие и деловые отношения.
  • Все от кнопки до мебели для офисов и деловых людей (реклама).
  • Врачи и педиатры Америки считают лучшим средством панадол.

ЗАДАНИЕ 2. Найдите и исправьте ошибки в предложениях

  • Перед нами новая интересная игрушка для детей из пластмассы.
  • В стихотворении употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности.
  • Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой.
  • Газета назвала этот указ «горькой пилюлей» для сторонников шоковой терапии, которая была проглочена.
  • В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей.

ЗАДАНИЕ 3 Какая логическая ошибка допущена в тексте?

  • Я хотела бы рассказать о своем отце. Именно он привил мне любовь к сочинительству. Уже в начальной школе я писала сочинения, которые всегда отправляли на выставку. Когда я подросла, мне захотелось, чтобы мои произведения печатала местная газета. Я послала свои произведения редактору, и их напечатали! Так я сделала первый шаг на пути к освоению профессии журналиста.

ЗАДАНИЕ 4 Какие ошибки допущены в предложениях?

  • Ладонью руки он гладил ребенка по голове.
  • Для языка произведений Гоголя характерна метафоричность.
  • Героем романа Булгакова является образ Иешуа.
  • Я расскажу вам автобиографию писателя Бориса Акунина.

ЗАДАНИЕ 5 Проанализируйте,какие логические ошибки есть в следующих высказываниях

  • Наш банк – солидная организация!
  • Агентство по найму служащих. На вес операции – гарантии банка!
  • Тур на неделю в Финляндию. Полный европейский сервис!
  • Товары от фирмы «Спурт». Только у нас самые низкие цены!

ЗАДАНИЕ 6

  • Прослушайте радио- и телесообщения. Приведите примеры рассуждений, в которых обнаружите нарушение законов логики.

Do’stlaringiz bilan baham:

Обновлено: 12.02.2023

1. Берков, Валерий Павлович. Большой словарь крылатых слов русского языка: Ок. 4000 единиц / В.П.Берков, В.М.Мокиенко, С.Г.Шулежкова.—М.: Русские словари и др., 2000.—623с.

2. Бирих А.К. Словарь русской фразеологии: Историко-этимол. справ. / А.К.Бирих, В.М.Мокиенко, Л.И.Степанова; Под ред. В.М.Мокиенко.—СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та: Фолио-пресс, 1999.—700с.)

Задание 1. Устраните ошибки. Опре­делите причины этих ошибок (не учитывается значение слова или его стилистическая характеристика или др.).

1. В марте 1997 года в небе английского графства Кент произошло одно из наиболее очевидных нашествий явлений НЛО (не учитывается оттенок значения).

2. На сцену выходит очередная претендентка на звание чемпионки победительницы этого фестиваля.

3. В результате всем видным политикам пришлось публично определить своё отношение к наезду нападкам . на премьера.

4. Когда Таня и Вячеслав познакомились, оба были уже женаты в браке.

5. Ради любопытства заглянули в теплицы. На ветках болтались висели, дозре­вая, помидоры.

6. Вся представленная на выставке аппаратура была выполнена сделана только из японских деталей.

7. Французское трио оставило захватывающее яркое впечатление.

8. «Слово о полку Игореве» до сих пор привлекает внимание современников читателей.

9. Докладчики обычно фигурируют оперируют такими выражениями, как «имеет ме­сто», «оказывать помощь» и т.п.

10.Тренер: «У нас хромают слабые защитники».

11.Недостаток приборов Неточные приборы ставитят под сомнение результаты экспериментов.

12.На костре – на костер собрались лучшие люди нашего села.

Задание 2. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.

1.После десятимесячного возраста ребёнка перевели на (искусное, искус­ственное) вскармливание.

2.Мы живём в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

3.В квартире нужно было (провести, произвести) ремонт.

4.Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения.

5.Всё вокруг привлекательно: и (ближние, близкие), и (далёкие, дальние) холмы.

6.Студент быстро (усвоил, освоил) материал.

7.В новых кварталах города находятся самые (высокие, высотные) дома.

8.Беженцам (представили, предоставили) временное жильё.

9. Без вашей (подписи, росписи) документ недействителен.

10.Мне не нужна теория, мне нужен (практичный, практический) результат.

Задание 3. Укажите слова, употреблённые ошибочно в результате смешения паронимов. Исправьте предложения.

1. Самолёты значительно укоротили ускорили путь от Камчатки до Москвы.

2.Население страны возросло увеличилось на миллион человек.

3.В редакционной почте в декабре наблюдался самый большой приток объем пи­сем о плохой работе энергетиков.

4. Мы были свидетелями поединка хоккеистов нашего факультета и хоккеистов со­трудников коммерческой фирмы.

5.Нас встретили с неподкупной неподдельной теплотой, как самых дорогих гостей.

6.Мне надо пойти в библиотеку и составить списки рекомендательной рекомендованной ли­тературы.

7.Весь иллюстрированный иллюстрационный материал он хранит в специальной папке.

8.Взаимопонимание обобщает сплачивает людей, делает их ближе, добрее, доверчи­вее.

9.Бывшие заслуги здесь во внимание не принимаются не учитываются.

10.В полку царило воинствующее воинственное настроение.

Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением логической сочетае­мости слов.

1. Большая половина часть игры уже прошла.

2. Уже в 1900 году имя писателя вышло на мировую арену стало известным.

3. В последние годы в нашем обществе отмечается упадок речи. .

4. Быстро и качественно! Фотографии на документы и памятные фото. (реклама).

5. У нас установились человеческие личные и деловые отношения.

6. Именно при нём расцвела выросла финансовая пирамида.

7. Вода у нас всегда несчитана была Воды у нас всегда было много.

8. Переговоры вошли в более другой виток другое русло.

9. Этот препарат не имеет противопоказаний и передозировок ограничений в дозировке

10.Эта выставка обогатит расширит ваш кругозор (реклама).

11.По нашему мнению, это тупиковый выход путь.

12.Черта бедности Прожиточный минимум московского пенсионера впервые перевалила за тысячу рублей.

Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости:

а) прилагательных и существительных:

1.На улице лил большой сильный дождь.

2.В разговоре он допустил сильную большую ошибку.

3.Никогда не прибегайте к сильным крепким словечкам, даже если окружающие по­зволяют себе это.

4.В этом случае оказывается сильное напряжение давление на сердце.

5.Это так идёт к сочетается с твоей белокурой причёской!

6.Подавляющее количество Большинство заданий было выполнено.

7.Особенный интерес посетители выставки проявили к картинам молодых художников. .

8.Его скоропостижный скорый отъезд взволновал всех.

б) глаголов и существительных:

1.Все сотрудники отдела постоянно наращивают совершенствуют мастерство.

2.Спектакль оказал на ребёнка большое впечатление влияние .

3.Большое внимание благоустройству города будет оказано уделено в следующем году.,

4.В городе много людей, которые осуществляют имеют власть.

5.Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов.

6.Спикеру было рекомендовано не делать давать напрасных обещаний.

7.Не нужно из этого факта строить делать проблему.

8.Продукт пользуется авторитетом спросом у покупателей.

9. Многие предприятия в результате неправильной политики потерпели понесли
ущерб.

Задание 6. Найдите примеры лексической избыточности, определите ее вид (тавтология или плеоназм), исправьте ошибки:

Тавтология (риторика) (от др.-греч. ταυτολογία) — риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов.

Плеона́зм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста — а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование [1] . Плеоназм — оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению.

1.Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.

2.В пищу животным стали добавлять минеральные добавки.

3.Все материалы о выставке мы отдали классному руководителю нашего класса.

4.Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

5.Депутату приходится встречаться со всеми социальными слоями общества.

6.Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран.

7.Если вы любите чёрный чай, не кладите лимон — он обесцвечивает цвет чая.

8.Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний.

9.Мы каждый месяц платим абонементную плату за радиоточку.

10.На территории Казанского собора были найдены археологические на­ходки.

11.Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год.

12.Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.

13.Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию.

14.Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости.

Задание 7. Какие из приведённых слов содержат элемент –ман(ия) (страсть)? Объясните значения слов.

Библиоман – чрезмерно увлечен собранием книг, наркоман, меломан – любитель музыки разной без разбора, агреман — Согласие правительства одного государства принять какое-л. лицо, предложенное другим государством в качестве дипломатического представителя последнего, пироман – страдает пироманией — психическая болезнь, выражающаяся в неодолимом болезненном влечении к поджогам, возникающим импульсивно., галломан — Тот, кто имеет пристрастие ко всему французскому , шпильман — первоначально средневековый бродячий артист в немецкоязычных странах. Впоследствии от слова образовалась фамилия., кульман — Установленная вертикально или под углом доска для черчения, пульман, брахман — человек, принадлежащий к высшей касте (первоначально — касте жрецов), клептоман – склонный к воровству, графоман — увлеченный пустым многословным сочинительством.

Задание 8. Какие слова пишутся через дефис, какие – слитно или раздельно? Что они обозначают?

Де-факто, (де)-юре, (депо, (декольте, (ва)-банк, (а)-конто, (виз(ви), (тет)-а-(тет), (персона) грата, (далай)-лама, дежавю), (донжуан, (метрдотель, рандеву), метранпаж), карт-(бланш), (альма)-матер, (альпари, (ленд)-лиз, кишмиш).

Задание 9. Найдите иноязычные слова, употреблённые неуместно. Замените подходящими по смыслу синонимами.

1. Юноша во всём имитировал подражал старшему брату.

2. В последнем туре соревнований команда нашего института потерпела фиаско.

3. Незабываемый прецедент незабываемое событие произошло во время нашей поездки по Волге.

4. Рецензент отметил, что стихи написаны на некардинальные темы нашей жизни.

5. Преподаватель информировал сообщил о предстоящей контрольной по культуре речи.

6. Среди собравшихся превалировали преобладали студенты старших курсов.

7. Оратор говорил весьма напыщенно, что произвело на аудиторию нега­тивный эффект негативное впечатление.

8. Закон должен надёжно защищать права тинэйджеров молодежи в России.

9. Гран-при за лучший сайт получил Эрмитаж коллектив Эрмитажа.

10.Нарушители порядка, как правило, подвергаются штрафам и другим
санкциям воздействия.

Задание 10. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний, назовите их причины. Исправьте искажения.

1.Отношения России и Германии всегда играли имели важное значение в жизни обоих народов.

2.Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, сыграли резонанс сыграли роль по всей стране.

3.Пётр 1 придавал особую роль особое значение созданию флота.

4.Медики города оказывают медицинское обслуживание медицинскую помощь морякам.

5.Почему деревья оказывают на нас обладают такую притягательную силу? .

6.Правительство могло бы оказывать осуществлять большую защиту населения Севера.

7.Сбербанк несёт ответственность и гарантии за гарантирует сохранность наших вкладов.

8.У нас есть компьютерная сеть, которая может нести иметь самое разнообраз­ное применение.

9.Медицина несёт на себе ответственность в случае возникновения эпи­демии.

10. Хозяйства, нарушающие экологическую обстановку, должны быть подвержены штрафным санкциям Нести штрафные санкции.

Задание 11. Укажите, какие значения соответствуют приведенным об­разным выражениям.

(Б) Вылитый Плюшкин — Человек, у которого скупость доходит до мании, до крайности; вообще скряга. (По имени помещика Плюшкина, действующего лица «Мертвых душ» Гоголя.) / Курить фимиам — (книжн. ирон.) льстиво, преувеличенно восхвалять кого-либо. Выражение — калька с греческого. Фимиам — благовонное вещество для курения, которое сжигали в храме в честь божества и при дворах царей. Курение фимиама сопровождалось восхвалениями. / Перейти Рубикон — (книжн.) сделать решительный шаг. Вопреки запрещению сената Цезарь со своими легионами перешел реку Рубикон. Это стало началом войны между сенатом и Цезарем, в результате которой Цезарь овладел Римом и стал диктатором. / Пиррова победа / Гомерический смех — неудержимый, громовой хохот, — от имени Гомера, описавшего смех богов на Олимпе в поэме «»Илиада»». Гомерический в переносном смысле — изобильный, огромный. / Дамоклов меч — (книжн.) о постояннно грозящих кому-либо опасностях. Калька с греческого. Выражение из древнегреческого предания о сиракузском тиране Дионисии Старшем (ок. 432-367 гг. до н. э.), рассказанного Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы»: желая проучить льстеца Дамокла, называвшего его счастливейшим из людей, Дионисий приказал во время пира посадить его на свое место, предварительно прикрепив к потолку над этим местом меч, висевший на конском волосе. Этот меч — символ постоянных опасностей, угрожающих властителю / Этакий Голиаф — великан, гигант / Тришкин кафтан — ирон.) о непродуманном и небрежном, поспешном устранении одних недостатков, которое влечет засобой возникновение новых. Выражение — название басни (1815) И. А. Крылова, в которой рассказывается, как ее геройТришка для починки локтей кафтана, обрезал рукава, а чтобы надставить рукава, обрезал полы, в результате чего кафтан стал таким, «которого длиннее и камзолы». / Прокрустово ложе — мерка, под которую стремятся насильственно подогнать, приспособить то, что не подходит под нее. Выражение из античной мифологии. Прокруст Полипомен, сын Нептуна, разбойник и истязатель, ловил прохожих и клал их на свое ложе. Тем, у кого ноги были длиннее ложа, он обрубал их, а тем, у кого они были короче, — вытягивал, подвешивая к ногам тяжести. / Синий чулок / Современный Дон Кихот — Имя Дон Кихота стало нарицательным для обозначения человека, чье благородство, великодушие и готовность на рыцарские подвиги вступают в трагическое противоречие с действительностью. / Настоящий Квазимодо — урод / Петь дифирамбы – восхвалять / Робинзонада — робинзонады, ·жен. (от имени главного героя романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»). 1. Сюжет литературного произведения, основанный на описаниях путешествия с приключениями ( лит. ). 2. Цепь приключений, преодолевание, подобно Робинзону, длинного ряда препятствий. Проделать робинзонаду. 3. Ироническое название, употребленное К.Марксом для высмеивания буржуазных и мелкобуржуазных экономических теорий, исходящих из представлений о совершенно изолированном индивидуальном хозяйстве, как об исходном пункте развития человеческого общества ( экон. ирон. ). / Фигура, как у Аполлона – красивая хорошо сложенная фигура / Дон Жуан — созданный средневековой легендой образ рыцаря-повесы, дерзкого нарушителя моральных и религиозных норм, искателя чувственных наслаждений; один из вечных образов / Троянский конь — дар врагу с целью его погубить). / Вернуться к своим пенатам – вернуться в Родной дом, родной кров [от имени пенатов — древнеримских богов, покровителей домашнего очага]

Задание 12. Прочитайте текст и объясните значения заимствованных слов.

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Найдите плеоназмы и тавтологию в предложениях. Выберите из слов, данных в скобках, нужный пароним. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные со смешением паронимов. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологических единиц. Отметьте словосочетания, в которых наблюдается плеоназм. Установите значение слов.

1. Берков, Валерий Павлович. Большой словарь крылатых слов русского языка: Ок. 4000 единиц / В.П.Берков, В.М.Мокиенко, С.Г.Шулежкова.—М.: Русские словари и др., 2000.—623с.

2. Бирих А.К. Словарь русской фразеологии: Историко-этимол. справ. / А.К.Бирих, В.М.Мокиенко, Л.И.Степанова; Под ред. В.М.Мокиенко.—СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та: Фолио-пресс, 1999.—700с.)

Задание 1. Устраните ошибки. Опре­делите причины этих ошибок (не учитывается значение слова или его стилистическая характеристика или др.).

1. В марте 1997 года в небе английского графства Кент произошло одно из наиболее очевидных нашествий явлений НЛО (не учитывается оттенок значения).

2. На сцену выходит очередная претендентка на звание чемпионки победительницы этого фестиваля.

3. В результате всем видным политикам пришлось публично определить своё отношение к наезду нападкам . на премьера.

4. Когда Таня и Вячеслав познакомились, оба были уже женаты в браке.

5. Ради любопытства заглянули в теплицы. На ветках болтались висели, дозре­вая, помидоры.

6. Вся представленная на выставке аппаратура была выполнена сделана только из японских деталей.

7. Французское трио оставило захватывающее яркое впечатление.

8. «Слово о полку Игореве» до сих пор привлекает внимание современников читателей.

9. Докладчики обычно фигурируют оперируют такими выражениями, как «имеет ме­сто», «оказывать помощь» и т.п.

10.Тренер: «У нас хромают слабые защитники».

11.Недостаток приборов Неточные приборы ставитят под сомнение результаты экспериментов.

12.На костре – на костер собрались лучшие люди нашего села.

Задание 2. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.

1.После десятимесячного возраста ребёнка перевели на (искусное, искус­ственное) вскармливание.

2.Мы живём в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

3.В квартире нужно было (провести, произвести) ремонт.

4.Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения.

5.Всё вокруг привлекательно: и (ближние, близкие), и (далёкие, дальние) холмы.

6.Студент быстро (усвоил, освоил) материал.

7.В новых кварталах города находятся самые (высокие, высотные) дома.

8.Беженцам (представили, предоставили) временное жильё.

9. Без вашей (подписи, росписи) документ недействителен.

10.Мне не нужна теория, мне нужен (практичный, практический) результат.

Задание 3. Укажите слова, употреблённые ошибочно в результате смешения паронимов. Исправьте предложения.

1. Самолёты значительно укоротили ускорили путь от Камчатки до Москвы.

2.Население страны возросло увеличилось на миллион человек.

3.В редакционной почте в декабре наблюдался самый большой приток объем пи­сем о плохой работе энергетиков.

4. Мы были свидетелями поединка хоккеистов нашего факультета и хоккеистов со­трудников коммерческой фирмы.

5.Нас встретили с неподкупной неподдельной теплотой, как самых дорогих гостей.

6.Мне надо пойти в библиотеку и составить списки рекомендательной рекомендованной ли­тературы.

7.Весь иллюстрированный иллюстрационный материал он хранит в специальной папке.

8.Взаимопонимание обобщает сплачивает людей, делает их ближе, добрее, доверчи­вее.

9.Бывшие заслуги здесь во внимание не принимаются не учитываются.

10.В полку царило воинствующее воинственное настроение.

Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением логической сочетае­мости слов.

1. Большая половина часть игры уже прошла.

2. Уже в 1900 году имя писателя вышло на мировую арену стало известным.

3. В последние годы в нашем обществе отмечается упадок речи. .

4. Быстро и качественно! Фотографии на документы и памятные фото. (реклама).

5. У нас установились человеческие личные и деловые отношения.

6. Именно при нём расцвела выросла финансовая пирамида.

7. Вода у нас всегда несчитана была Воды у нас всегда было много.

8. Переговоры вошли в более другой виток другое русло.

9. Этот препарат не имеет противопоказаний и передозировок ограничений в дозировке

10.Эта выставка обогатит расширит ваш кругозор (реклама).

11.По нашему мнению, это тупиковый выход путь.

12.Черта бедности Прожиточный минимум московского пенсионера впервые перевалила за тысячу рублей.

Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости:

а) прилагательных и существительных:

1.На улице лил большой сильный дождь.

2.В разговоре он допустил сильную большую ошибку.

3.Никогда не прибегайте к сильным крепким словечкам, даже если окружающие по­зволяют себе это.

4.В этом случае оказывается сильное напряжение давление на сердце.

5.Это так идёт к сочетается с твоей белокурой причёской!

6.Подавляющее количество Большинство заданий было выполнено.

7.Особенный интерес посетители выставки проявили к картинам молодых художников. .

8.Его скоропостижный скорый отъезд взволновал всех.

б) глаголов и существительных:

1.Все сотрудники отдела постоянно наращивают совершенствуют мастерство.

2.Спектакль оказал на ребёнка большое впечатление влияние .

3.Большое внимание благоустройству города будет оказано уделено в следующем году.,

4.В городе много людей, которые осуществляют имеют власть.

5.Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов.

6.Спикеру было рекомендовано не делать давать напрасных обещаний.

7.Не нужно из этого факта строить делать проблему.

8.Продукт пользуется авторитетом спросом у покупателей.

9. Многие предприятия в результате неправильной политики потерпели понесли
ущерб.

Задание 6. Найдите примеры лексической избыточности, определите ее вид (тавтология или плеоназм), исправьте ошибки:

Тавтология (риторика) (от др.-греч. ταυτολογία) — риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов.

Плеона́зм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста — а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование [1] . Плеоназм — оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению.

1.Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.

2.В пищу животным стали добавлять минеральные добавки.

3.Все материалы о выставке мы отдали классному руководителю нашего класса.

4.Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

5.Депутату приходится встречаться со всеми социальными слоями общества.

6.Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран.

7.Если вы любите чёрный чай, не кладите лимон — он обесцвечивает цвет чая.

8.Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний.

9.Мы каждый месяц платим абонементную плату за радиоточку.

10.На территории Казанского собора были найдены археологические на­ходки.

11.Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год.

12.Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.

13.Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию.

14.Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости.

Задание 7. Какие из приведённых слов содержат элемент –ман(ия) (страсть)? Объясните значения слов.

Библиоман – чрезмерно увлечен собранием книг, наркоман, меломан – любитель музыки разной без разбора, агреман — Согласие правительства одного государства принять какое-л. лицо, предложенное другим государством в качестве дипломатического представителя последнего, пироман – страдает пироманией — психическая болезнь, выражающаяся в неодолимом болезненном влечении к поджогам, возникающим импульсивно., галломан — Тот, кто имеет пристрастие ко всему французскому , шпильман — первоначально средневековый бродячий артист в немецкоязычных странах. Впоследствии от слова образовалась фамилия., кульман — Установленная вертикально или под углом доска для черчения, пульман, брахман — человек, принадлежащий к высшей касте (первоначально — касте жрецов), клептоман – склонный к воровству, графоман — увлеченный пустым многословным сочинительством.

Задание 8. Какие слова пишутся через дефис, какие – слитно или раздельно? Что они обозначают?

Де-факто, (де)-юре, (депо, (декольте, (ва)-банк, (а)-конто, (виз(ви), (тет)-а-(тет), (персона) грата, (далай)-лама, дежавю), (донжуан, (метрдотель, рандеву), метранпаж), карт-(бланш), (альма)-матер, (альпари, (ленд)-лиз, кишмиш).

Задание 9. Найдите иноязычные слова, употреблённые неуместно. Замените подходящими по смыслу синонимами.

1. Юноша во всём имитировал подражал старшему брату.

2. В последнем туре соревнований команда нашего института потерпела фиаско.

3. Незабываемый прецедент незабываемое событие произошло во время нашей поездки по Волге.

4. Рецензент отметил, что стихи написаны на некардинальные темы нашей жизни.

5. Преподаватель информировал сообщил о предстоящей контрольной по культуре речи.

6. Среди собравшихся превалировали преобладали студенты старших курсов.

7. Оратор говорил весьма напыщенно, что произвело на аудиторию нега­тивный эффект негативное впечатление.

8. Закон должен надёжно защищать права тинэйджеров молодежи в России.

9. Гран-при за лучший сайт получил Эрмитаж коллектив Эрмитажа.

10.Нарушители порядка, как правило, подвергаются штрафам и другим
санкциям воздействия.

Задание 10. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний, назовите их причины. Исправьте искажения.

1.Отношения России и Германии всегда играли имели важное значение в жизни обоих народов.

2.Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, сыграли резонанс сыграли роль по всей стране.

3.Пётр 1 придавал особую роль особое значение созданию флота.

4.Медики города оказывают медицинское обслуживание медицинскую помощь морякам.

5.Почему деревья оказывают на нас обладают такую притягательную силу? .

6.Правительство могло бы оказывать осуществлять большую защиту населения Севера.

7.Сбербанк несёт ответственность и гарантии за гарантирует сохранность наших вкладов.

8.У нас есть компьютерная сеть, которая может нести иметь самое разнообраз­ное применение.

9.Медицина несёт на себе ответственность в случае возникновения эпи­демии.

10. Хозяйства, нарушающие экологическую обстановку, должны быть подвержены штрафным санкциям Нести штрафные санкции.

Задание 11. Укажите, какие значения соответствуют приведенным об­разным выражениям.

(Б) Вылитый Плюшкин — Человек, у которого скупость доходит до мании, до крайности; вообще скряга. (По имени помещика Плюшкина, действующего лица «Мертвых душ» Гоголя.) / Курить фимиам — (книжн. ирон.) льстиво, преувеличенно восхвалять кого-либо. Выражение — калька с греческого. Фимиам — благовонное вещество для курения, которое сжигали в храме в честь божества и при дворах царей. Курение фимиама сопровождалось восхвалениями. / Перейти Рубикон — (книжн.) сделать решительный шаг. Вопреки запрещению сената Цезарь со своими легионами перешел реку Рубикон. Это стало началом войны между сенатом и Цезарем, в результате которой Цезарь овладел Римом и стал диктатором. / Пиррова победа / Гомерический смех — неудержимый, громовой хохот, — от имени Гомера, описавшего смех богов на Олимпе в поэме «»Илиада»». Гомерический в переносном смысле — изобильный, огромный. / Дамоклов меч — (книжн.) о постояннно грозящих кому-либо опасностях. Калька с греческого. Выражение из древнегреческого предания о сиракузском тиране Дионисии Старшем (ок. 432-367 гг. до н. э.), рассказанного Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы»: желая проучить льстеца Дамокла, называвшего его счастливейшим из людей, Дионисий приказал во время пира посадить его на свое место, предварительно прикрепив к потолку над этим местом меч, висевший на конском волосе. Этот меч — символ постоянных опасностей, угрожающих властителю / Этакий Голиаф — великан, гигант / Тришкин кафтан — ирон.) о непродуманном и небрежном, поспешном устранении одних недостатков, которое влечет засобой возникновение новых. Выражение — название басни (1815) И. А. Крылова, в которой рассказывается, как ее геройТришка для починки локтей кафтана, обрезал рукава, а чтобы надставить рукава, обрезал полы, в результате чего кафтан стал таким, «которого длиннее и камзолы». / Прокрустово ложе — мерка, под которую стремятся насильственно подогнать, приспособить то, что не подходит под нее. Выражение из античной мифологии. Прокруст Полипомен, сын Нептуна, разбойник и истязатель, ловил прохожих и клал их на свое ложе. Тем, у кого ноги были длиннее ложа, он обрубал их, а тем, у кого они были короче, — вытягивал, подвешивая к ногам тяжести. / Синий чулок / Современный Дон Кихот — Имя Дон Кихота стало нарицательным для обозначения человека, чье благородство, великодушие и готовность на рыцарские подвиги вступают в трагическое противоречие с действительностью. / Настоящий Квазимодо — урод / Петь дифирамбы – восхвалять / Робинзонада — робинзонады, ·жен. (от имени главного героя романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»). 1. Сюжет литературного произведения, основанный на описаниях путешествия с приключениями ( лит. ). 2. Цепь приключений, преодолевание, подобно Робинзону, длинного ряда препятствий. Проделать робинзонаду. 3. Ироническое название, употребленное К.Марксом для высмеивания буржуазных и мелкобуржуазных экономических теорий, исходящих из представлений о совершенно изолированном индивидуальном хозяйстве, как об исходном пункте развития человеческого общества ( экон. ирон. ). / Фигура, как у Аполлона – красивая хорошо сложенная фигура / Дон Жуан — созданный средневековой легендой образ рыцаря-повесы, дерзкого нарушителя моральных и религиозных норм, искателя чувственных наслаждений; один из вечных образов / Троянский конь — дар врагу с целью его погубить). / Вернуться к своим пенатам – вернуться в Родной дом, родной кров [от имени пенатов — древнеримских богов, покровителей домашнего очага]

Задание 12. Прочитайте текст и объясните значения заимствованных слов.

1. Запишите слова. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения.

Иконопись, ракурс, маркетинг, индустрия, облегчить, вечеря, газопровод, алкать, апостроф, асимметрия, береста, битум, новорожденный, глашатай, планер, гофрированный, камбала, иссиня-черный, диспансер, маркированный, загримировать, заклеить, вероисповедание, баловать, балуешь, заиндеветь, искриться, кирза, кулинария, лубок, костюмировать, искра, бряцать, мышление, запломбировать, знахарка, ивовый, асимметрия, жалюзи, высокообразованный, петля, всполох, жестяные, кета, кремень, дозировать, досуг, каталог, квартал, ровня, нормировать, обыденный, оленина, заржаветь, черстветь, пурпур, розга, свекла, комбайнер, тефтели, украинский, знамение, зубча­тый, копировать, каучук, наперченный, отвар, плато, предвосхитить, асбест, незаконнорожденный, приструнить.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

2. Сигнификативное ударение — разделяющее грамматиче­ские и семантические формы омографов. Пользуясь словарем, для каждого случая постановки ударения запишите семантическое толкование слова. В приводимых словах объясните грамматическую и семанти­ческую вариантность постановки ударения. Как значение слов подчеркивается постановкой ударения?

Замки, колледж, проясниться, планировать, атлас, видение, свойство, броня, призывного, подвижного, отзыв, хаос, учителей, угольный, растворенный, напоенный, образа, община, наголо, лоскут, кредит, кругом, лавровый, корпуса, клубы, ирис, забронировать, артикул.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

3. Произнесите приводимые слова. Что обусловливает трудно­сти в их устной интерпретации? Обратите внимание на твердость-мягкость согласных перед (э) и другими гласными звуками.

Агрессия, конкретный, декан, кафетерий, диета, интервью, музей, демаскировать, интервент, идентичный, гейзер, ва­терлиния, тенденция, реле, тезис, фарватер, критерий, ком­петентный, контекст, кредо, крем, депо, деградация, бутерброд, бижутерия.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

4. В приведенных ниже парах слов затруднения в семантической дифференциации возникают вследствие явления паронимии — различия значений при внешней схожести (не тождественности) лексических единиц. Записав слова, укажите их лексические или грамматические значения, влияющие на семантические признаки.

Личный — личной, гололед — гололедица, давить — довлеть, адресат — адресант, ложа — ложе, основать — обосновать, форум — кворум, одеть — надеть, район — регион, нарочно — нарочито, сытый — сытный, дипломник — дипломант, ванна — ванная, войти — взойти, лирический — лиричный, эмигрант — иммигрант, различать — отличать, факт — фактор, индийка — индейка, главный — заглавный, обеих — обоих, проблема — дилемма, встать — стать, сойти — выйти, командированный — командировочный, невежа — невежда, вдох — вздох, латышский — латвийский, предста­вить — предоставить, на поверку — на проверку.

5. В приводимых парах слов одно соответствует норме, другое в силу каких-либо причин вненормативно или ограничено в употреблении. Запишите слова. Пользуясь словарями, определите лексиче­ски ограниченные элементы и укажите причину этого огра­ничения.

Профессора — профессоры, учителя — учители, мичманы — мичмана, есть — кушать, крайний (в очереди) — последний, подойти (в кабинет) прийти, мышление — мышление, шо­феры — шофера, муз(е)й — муз(э)й, электропоезд — электричка, звонит — звонит, водомет — фонтан, гола — гола (сущ.), брала— брала, заговор — заговор, каталог — ката­лог, револьвер — револьвер, желчный — жёлчный, белёсый — белесый, делов — дел, помидоров — помидор, зал — зала, туфля — туфель, хлеще — хлестче, бархатистый — барха­тистый, желатин — желатина, журавль — журавель, их — ихний.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

6. Все приводимые фразы не соответствуют норме, но есть некий общий признак, лежащий в основе семантического искажения. Назовите его и измените фразы так, чтобы они соответствовали норме.

Сняться в анфас, моя автобиография, февраль месяц, кавалькада всадников, большая масса людей, памятный сувенир, крайний с левого края, двоякая дилемма, равные половины, автор своей статьи, глубокая бездна, свободная вакансия, первая премьера.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

7. Запомните произнесение и написание следующих слов (объясните их значение): инцидент, интендант, прецедент, яства, летосчисление, время­исчисление, светопреставление, беспрецедентный, бивак, времяпрепровождение, бранчливый, будущий, следующий, бо­лее или менее, дерматин.

ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

8. Составьте словосочетания, используя один из вариантов, данных в скобках. Варианты, выбранные вами, объясните. Почему другие соче­тания ненормативны?

благодаря (миру, войне, гибели);

согласно (распоряжению, распоряжения);

дверь в (ванну, ванную);

большинство (написало диктант, написали диктант);

(широкие, широкое) галифе;

две (долгие, долгих) недели;

оплатить (за проезд, проезд);

одеть (девочку, платье);

(ужасно, необыкновенно) хороший вечер;

быть учителем по (профессии, специальности);

прийти (около, в районе, примерно) в . час(а);

заведующий (магазина, магазином);

игнорировать (факт, фактом);

поднять (бокал, тост);

вернисаж (трехнедельный, торжественный);

(автор, исполнитель) прыжка;

(построить, возвести) детский городок;

(дипломник, дипломант) конкурса;

сделать глубокий (вздох, вдох);

боковая (ложа, лоджия) в зале театра;

играть (значение, роль) в этом деле;

одолжить (ему, у него);

(вторая, настоящая) ахиллесова пята;

(лирический, лиричный) пейзаж акварелью;

быть в математике (невежей, невеждой);

(познакомить, ознакомить) с другом;

озеро и пруд (отличать, различать);

молодежный (кворум, форум).

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

9. В данных словосочетаниях вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных и сложносоставных слов.

Громадн.. цунами, зелен., авеню, больш.. кафе-бар, стремительного дизел.. — электрохода, компактн.. диван-кровать, свеж., салями, влажн.. сирокко, спел., кольраби, черн.. кофе, разведенн.. какао, погоны генерал..-лей­тенанта, дом премьер..-министра, ярк.. колибри, стар., танго, стремительн.. такси, очередн.. выстав­ка-просмотр, вновь построенн.. театр-студия, думать о нов.. библиотек..-музее, бел., тюль, розоват., шампунь.

10. Написанные цифрами имена числительные замените пропис­ным вариантом; там, где это невозможно, измените фразу. Быстро прочитайте вслух получившиеся конструкции. Задача предложена 22 ученикам.

Мы плыли по морю 1,5 суток.

Было приобретено 4 ножниц, 5 граблей, 3 вил.

Поезд шел с 368 пассажирами в 10 вагонах. Длина реки равна 4749 километр.. .(пропущенное вставить).

Это произошло в 1242 году.

Рабочими отремонтировано 34 яслей. Приобрели 22 новых кеглей.

В сумке было около 1,5 килограмм., яблок. (пропущенное восстановить ).

Празднование 850-летия Москвы.

11. Перечисленные глаголы поставьте, если это возможно, форме 1 лица ед. числа наст. вр. и в форму деепричастия несов. вида. Сделайте вывод, в каких случаях этого сделать невозможно.

Будить, ходить, лудить, убедить, тузить, дерзить, двигать­ся, двигать, брызгать, мяукать, махать, писать, видеть, жевать, спать, чудить, победить, ржаветь, очутиться, течь, сквозить, кружить, следить, пахать, капать, сви­стеть, вертеть, грузить, варить, лепить.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

12. В предлагаемых словесных структурах имеются речевые ошибки. Определив их характер, реконструируйте норматив­ное звучание фраз.

Памятный мемориал, автор праздничного пирога, ванная из чугуна, приехать в районе пяти часов, вызов редактора, памятник Кутузова, сколько много, вопреки ожидания, заве­дующий детского сада, отдыхать послеобеденным сном, меньшая половина буханки, завоевать победу, оплатить за билет, одеть весеннюю куртку, основать вескими аргументами, второе боевое крещение, вернуться в свои пенаты, плеяда бандитов, роспись учителя в дневнике, предоставить тетрадь на проверку, различать небо от земли, логическая лекция, нетерпимая жара, благодаря наводнения, играть главную скрипку, довлеть над миром, взойти в комнату.

ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ

С ОРФОЭПИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ

С ЛЕКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

Соедините пары антонимов.

1. Полезный. А. Скрытный.

2. Талантливый. Б. Лживый.

3. Искренний. В. Рассеянный.

4. Правдивый. Г. Вредный.

5. Откровенный. Д. Бездарный.

6. Внимательный. Е. Лицемерный.

7. Щедрый. Ж. Прославленный.

8. Враждебный. 3. Бережливый.

9. Расточительный. И. Скупой.

10 Безвестный. К. Дружелюбный.

Ошибки исправьте.

1. Ее внешний вид тем не менее никоим образом отнюдь не гарантирует соответствующего обслуживания.

2. В своей деятельности руководители руководствуются заранее составленными планами.

3. Приурочьте дату окончания прекращения курения к какому-то знаменательному событию, обязательно к свободному от работы дню.

4. Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию.

5. Мы стремились проанализировать характер Теплякова — характерный для людей его поколения.

6. Его взор внушал страх и боязнь.

7. Прогулы уроков являются самым нежелательным явлением.

8. Художественно оформленный интерьер библиотеки как и внимательность ее работников понравились всем.

9. Требуется лечение за границей. Дорога каждая минута времени.

10. Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного.

28. Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы:

а) многословие;

б) неполнота высказывания.

Ошибки исправьте.

1. В семье взрослые не обращают на жаргон ребенка.

2. Если я не согласен с учителем, то я имею высказать свою точку зрения.

3. Я бы заключил со многими институтами, чтобы моим выпускникам было легче поступать в высшие заведения.

4. Одесса с давних времен была местом, куда прибывали и отбывали различные суда.

5. Школьники привыкли вести себя в коллективе.

7. Вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал поэт тринадцать лет спустя.

8. Сердце заледенело. Губы ссохлись. Он облизнул их языком.

9. Закупаем словари, литературу по спорту и туризму вторник, среду, четверг и пятницу.

10. К нам подошел молодой мальчик.

11. И худо-бедно, но дело пошло: к сожалению, именно в нашем городе дела идут хуже, чем в других.

12. Большая часть поступивших овощей погублена зря.

13. Так, мальчик на задней парте! Ведите тихо!

14. Продавать векселя мы намереваемся не только столичным жителям, но и других городов.

15. Сейчас будем веселую комедию смотреть.

29. Выпишите из предложений неудачно образованные слова. Замените их соответствующими норме вариантами.

1. А для кого-то унылье — это вся жизнь.

2. Он не раз признавался жене, что юридическая карьера начинает ему прискучивать.

3. Учитель выставляет нам оценки по поведению и хотению работать.

4. Прививайтесь от экзотических болезней.

5. Характерно, что авторы подобных опубликаций и не пытаются опровергать очевидные факты.

30. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту. Объясните разницу между данными словами.

1. В этом выступлении рабочие впервые (узрели, увидели) свою силу.

2. (Нынче, сегодня) воскресенье. На работу не пойду!

3. А воз и (ныне, сейчас) там.

4. Ученик усиленно морщил (чело, лоб), решая задачу.

5. Сверхзвуковые (аэропланы, лайнеры) были представлены на международной выставке.

ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ

С СИНТАКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ

А. Нарушен порядок слов.

Д. Нарушено согласование.

1. Его герои, которые описываются на протяжении всего произведения, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.

2. Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравится, ближе и доступнее.

3. Унылая пора связана у меня с одиночеством, когда человек закрывается в своем маленьком мире и которому не с кем поговорить и некому излить свою душу.

4. Школа — это где учатся дети.

5. Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.

I . Орфоэпический.

II. Лексический.

III. Морфологический.

IV. Синтаксический.

А. Равноправные.

Б. Семантические.

В. Стилистические.

А. Плеоназм.

Г. Орфоэпическая ошибка.

Д. Смешение паронимов.

1. Дубровский знал, какой смертной опасности он подвергается.

2. Его первый дебют был удачным.

3. Еще учась в школе, он уже вращался со студентами.

4. Лицо мамы скрывал густой вуаль.

5. Наши мастера установят жалюзи любых размеров.

Д. Смешение паронимов.

1. Путники сдвинули лежачий на дороге камень.

2. Красноречие юноши произвело на девушку надлежащий эффект.

3. Становьте сюда свой чемодан.

4. Артисты выступали в потрясных костюмах.

5. К праздничному столу я купил пять килограмм банан.

В. Смешение паронимов.

Г. Плеоназм.

А. Смешение паронимов.

В. Ошибка в согласовании.

Д. Орфоэпическая ошибка.

1. Из этих шестиста наемников две трети — граждане Пакистана.

2. В отдельных местностях выпадают чрезмерные осадки.

3. Церковь всегда занимает примиряющую роль.

4. Моя точка такая: пусть выходят новые книги.

В. Ошибка в управлении.

Г. Многословие.

Д. Ошибка в образовании формы сравнительной степени прилагательного.

1. Его язык остолбенел от страха.

2. Греки были более образованнее, чем римляне.

3. Детей пригласили поиграть в игру.

4. Я однажды нашел большого боровика.

5. Многие относятся предвзяточно к безработным.

А. Орфоэпическая ошибка.

А. Многословие.

В. Ошибка в управлении.

Г. Словообразовательная ошибка.

А. Орфоэпический словарь.

В. Словарь паронимов.

Г. Словарь управления.

Д. Словарь синонимов.

Е. Этимологический словарь.

З. Толковый словарь.

1. Надеть или одеть.

2. Баловать или баловать.

3. Естественный или натуральный.

4. Спустив рукава или спустя рукава.

5. Благодаря успеху или успеха.

6. Ирис или ирис.

7. Фальшивый или искусственный.

8. Согласно распоряжению или распоряжения.

9. Поделки или подделки.

10. Ш[о]пен или Ш[а]пен.

11. Пустой — пустынный.

12. Компания — кампания.

13. Кредит — кредит.

14. Прикус — прикус.

15. Красный — киноварный — шарлаховый.

16. Ахиллесова пята.

17. Девичий — девичий.

18. Эффективность— эффектность.

98. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы:

1. . продолжить ряд: красный, алый, рубиновый;

2. . узнать варианты произношения слова;

3. . узнать значения слов: релятивный, пролонгировать;

4. . к слову вакуум подобрать слово с противоположным значением;

5. . выяснить происхождение слова.

6. . узнать значение выражения колосс на глиняных ногах;

7. . проверить правописание слов преамбула, приоритет;

8. . уточнить значение слов: дантист, вещий;

9. . узнать значения одинаково звучащих слов бор, бор: панама, Панама;

10. . восстановить ряд однокоренных слов: цветастый, цветистый.

А. Орфоэпический словарь.

Б. Словарь иностранных слов.

В. Фразеологический словарь.

Г. Толковый словарь СИ. Ожегова.

Д. Орфографический словарь.

Е. Этимологический словарь.

Ж. Словарь паронимов.

3. Словарь синонимов.

И. Словарь антонимов.

К. Словарь омонимов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

1. Запишите слова. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения.

Иконопись, ракурс, маркетинг, индустрия, облегчить, вечеря, газопровод, алкать, апостроф, асимметрия, береста, битум, новорожденный, глашатай, планер, гофрированный, камбала, иссиня-черный, диспансер, маркированный, загримировать, заклеить, вероисповедание, баловать, балуешь, заиндеветь, искриться, кирза, кулинария, лубок, костюмировать, искра, бряцать, мышление, запломбировать, знахарка, ивовый, асимметрия, жалюзи, высокообразованный, петля, всполох, жестяные, кета, кремень, дозировать, досуг, каталог, квартал, ровня, нормировать, обыденный, оленина, заржаветь, черстветь, пурпур, розга, свекла, комбайнер, тефтели, украинский, знамение, зубча­тый, копировать, каучук, наперченный, отвар, плато, предвосхитить, асбест, незаконнорожденный, приструнить.

Читайте также:

      

  • Как сделать жезл дпс своими руками для детского сада
  •   

  • Общий план это кратко
  •   

  • Какое значение в организме имеют лимфатические узлы кратко
  •   

  • К какой трудовой группе относится повар какой у него суточный расход энергии кратко
  •   

  • Право как объект труда юристов кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Продувает балконная дверь пластиковая как исправить
  • Продольный шпагат ошибки
  • Продольный наклон шкворня как исправить
  • Продолжить установку невозможно произошла ошибка nvidia geforce experience
  • Продолжить загрузку nvidia невозможно как исправить