Проект предупреждение грамматических ошибок обучающихся

Проект Предупреждение ошибок на уроках русского языка в 1-4 классах

Проект

Предупреждение ошибок на уроках русского языка в 1-4 классах

подготовила

учитель начальных классов

Тимонина Г.Р.

Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах.

Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, от того на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

В начальных классах три линии овладения правописанием:

1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;

2) обучение правописанию на основе запоминания;

3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил.

Орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она не легко. У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится только за орфографическую грамотность, другие стороны, как знание грамматики, богатство словаря, речь – во внимание не принимаются. Из-за ошибок школьник теряет веру в себя. Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:

углубление познавательных интересов;

чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;

использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе4

положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;

введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;

организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.

Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.

По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах 70 -90%, где индивидуальные различия очень велики.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу. Многие учёные утверждают, что оценка не должна снижаться, если ребёнок после написания сочинения или изложения и диктанта сам нашёл свои ошибки и исправил их.

Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки, например:

Проверь!

1.Не пропустил ли ты буквы?

2.Правильно ли ты написал безударные гласные? А парные согласные?

3.Не уверен, спроси у учителя.

Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звукобуквенного анализа слов.

В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем. В результате у детей появляется определённый автоматизм – основа орфографической зоркости, они обращают внимание на «ошибкоопасные» места, быстро находят орфограммы в тексте.

Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию лежит через орфограмму, через применение правил правописания – единственный надёжный путь. Немалый интерес представляет обучение вообще без изучения правил – на основе «языкового чувства», феноменальной зрительной памяти. Но пока, к сожалению, обучение «без правил» удаётся лишь в редких случаях.

В 3 классе продолжает углубляться грамматическое обоснование всех орфографических действий учащихся: возрастает сложность языкового анализа и синтеза, всё больше внедряется в практику орфографическое комментирование, решение орфографических задач, построение алгоритмов орфографических действий.

Рекомендуются в 4 четверти 3 класса провести ряд обследований учащихся, которые могут дать и обобщённое, и индивидуальное знание об уровне умений учащихся:

срез орфографической зоркости: какой процент орфограмм на изучение темы видит и правильно определяет третьеклассник в тексте, хорошо понятом по содержанию, определённого объёма и за определённый отрезок времени ( при устной работе – 100 слов текста, взятого из учебника по чтению – не более 15 минут, при письменной – до 30 минут);

срез лексического запаса, необходимого для проверки орфограмм типа звонкие и глухие согласные, безударные гласные в корне слова; с этой целью даётся по 5 слов на ту и другую орфограммы и учащиеся при письменном выполнении задания за 10 минут должны подобрать как можно больше проверочных слов, затем произвести подсчёты (10 проверочных слов – минимальный уровень);

срез грамматической обеспеченности орфографических действий: языковой анализ текста (30 слов за 10 минут);

классификация ошибок, допущенных школьниками через месяц в диктантах, изложениях, сочинениях:

Алфавитные

Графические

Противоречащие

фонетической и графической системе написания

Написание на основе понимания значений

На основе подбора проверочных слов

Прочие

Соединения букв

Высота букв

Жи-ши

Начало и конец предложения

Безударные гласные

Предлоги и приставки

Пропуск

Нечёткость написания

Ча-ща

Имена собственные

Парные согласные

Не с глаголом

Замена

Чу-щу

Непроизносимые согласные

Окончания

Перестановки

ЧК, чн, нч

Искажения

Ь – после шипящих

Возможна и другая классификация:

невнимание, рассеянность, поспешность;

не видит орфограмму (нет зоркости);

орфограмму видит, но ошибочно определяет;

допускает ошибку на одной из ступени алгоритма проверки;

не понимает значение слова, словосочетания, предложения, смысла текста;

работает медленно, не успевает применить свои знания.

Диагностика проверочных работ необходима для того, чтобы скорректировать

материал для повторения, подобрать дидактические задания, выполнять дифференцированные практические задания с постепенным наращиванием трудностей, формирующие словообразовательные и грамматические понятия, развивающие орфографические навыки, сочетающиеся с заданиями развлекательного характера, имеющими цель развивать внимание, логическое мышление, любознательность, воображение и снятие усталости. Эти виды занятий помогают обогащению словарного запаса, систематизации знаний учащихся.

В начальной школе постепенно увеличивается словарный запас, увеличивается применение орфографического словарика, вводится приём взаимной проверки учащимися письменных работ, углубляется система самопроверки написанного, для чего используются разного рода памятки, помогающие детям найти ошибки.

Проработав более 20 лет в начальной школе, выработалась своя методика преподавания русского языка, на шлифовку, которой ушли годы, и только теперь она используется в полном объёме.

Вся моя методика держится на 4 основные составляющие:

Система подачи знаний

Система контроля знаний

Система работы над ошибками

Система «ошибкоопасные» мест и букв «мин»

1.Система подачи знаний.

Одна из основных тем, изучаемых в начальной школе – правописание безударных гласных. Но как можно правильно объяснить на доступном уровне эту тему, если у учащихся нет понятия о составе слова. А где же, как не в корне находится безударная гласная? Как правильно подобрать проверочные однокоренные слова, если не знаешь, что это такое?

Поэтому попробуем построить или частично перестроить преподавание тем русского языка таким образом:

1. Повторение изученного. Алфавит.

2. Заглавная буква в начале предложения и именах собственных.(от состава слов не зависит никак. Информация нужна практически с первых дней работы).

3. Правописание гласных после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу (от состава слов не зависит).

4.ь – обозначающий мягкость согласных (от состава слов не зависит).

5.Правописание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН. (от состава слов не зависит).

6.Состав слова.

7. Корневые орфограммы:

— проверяемые безударные гласные;

-непроверяемые безударные гласные;

— парные – звонкие и глухие согласные;

— непроизносимые согласные (нужно упомянуть, что данная орфограмма встречается и в суффиксе).

8. Морфология (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз). Для чего? Правописание предлогов и приставок, суффиксов и окончаний зависит не только от состава слова, но и от того, к какой части речи оно относится.

9.Приставки и предлоги.

10.Правописание разделительных ъ и ь. Можно было бы дать разделительный мягкий знак и пораньше, но мне кажется, что всё — таки лучше их давать в сравнении.

11. Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки. Правописание ь после шипящих, падежных окончаний, некоторых суффиксов.

12. Имя прилагательное. Непостоянные признаки. Правописание родовых и падежных окончаний, некоторых суффиксов.

13. Имя числительное. Постоянные и непостоянные признаки. Склонение, правописание корней и падежных окончаний.

14. Местоимение. Склонение. Правописание с предлогами.

15. Глагол. Постоянные и непостоянные признаки. Не с глаголами. Правописание ь, личных и родовых окончаний, некоторых суффиксов.

16. Наречие. Понятие о наречии.

17. Главные и второстепенные члены предложения.

18. Союз. Понятие о союзе. Роль в предложении.

19.Предложения, осложнённые однородными членами.

20. Предложения, осложнённые обращениями.

Но это только схема. Естественно, к корневым орфограммам мы будем обращаться в каждом классе, но уже на более высоком уровне. А разбор предложений по членам постоянно присутствовать среди остальных тем.

Система «ошибкоопасных» мест и букв «мин».

Часто можно услышать от родителей фразу: «все правила, мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять. Поэтому и необходимо применять систему «ошибкоопасных» мест.

Необходимо объяснить учащимся, что миноискатель у сапёра всегда должен находиться впереди, чтобы не подорваться, а если он будет сзади, то далеко уйти невозможно. Так и ученику, который пишет диктант, нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места, какие буквы являются «минами». Проверить словонужно до того, как оно будет написано! После будет поздно. Ошибка уже допущена. Многие учителя настоятельно рекомендуют не выполнять самопроверку диктантов, ведь то, что могли – дети уже сделали. Ошибки они находят в сборниках «Найди ошибку», а при написании диктантов никаких поблажек. Хотя этот вопрос считается спорным. Но самое главное, научить видеть детей эти самые «ошибкоопасные» места, то есть слабые позиции:

безударные гласные (сосна);

парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова (глаз, рыбка);

гласные после шипящих (жизнь, чудо, шило, ищу, куча, роща);

непроизносимые согласные (известный);

правописание ь и ъ (бельё, подъезд);

имена собственные (Коля, Москва, Волга, Петрова и другие);

сочетания чк, чн, нщ (точка, ночной, барабанщик);

приставки и предлоги (отбежал от дома);

ь после шипящих (ночь, врач);

падежные окончания существительных (к деревне, из деревни);

родовые и падежные окончания прилагательных ( в летнее утро, зимним утром, на дальнем поле);

личные окончания глаголов ( знаешь, видит, моем);

правописание – не с глаголами (не читал);

правописание глагольных суффиксов Пр. вр.(поинила, видели) и другие.

До того, как написать слово:

1.Ставим слово под ударение.

2.Мысленно разбираем его по составу.

3.Определяем «ошибкоопасные» места.

4.Вспоминаем правило.

5.Подбираем, если есть проверочное слово.

Только после этого можно записать слово.

Например:

Узкая тропинка вела нас в лес.

Узкая – ударная гласная – у, парная согласная в корне – з, проверяю – узенькая, узок. Значит, пишу – з. Это прилагательное женского рода – какая? – узкая – значит окончание – ая.

Сначала это может показаться громоздким и долгим. Но сначала «ошибкоопасных.2 мест мало, а к 4 классу дети смогут научиться уже самостоятельно анализировать.

Поэтому уже с 1 класса очень важно, чтобы дети комментировали то, что они пишут, а затем ещё раз проверяли, нет ли пропущенных букв.

Например:

У Коли жила ручная белка.

1.Пишу маленькое слово – предлог. Подчёркиваю заглавную букву в начале предложения.

2.Пишу слово Коли с заглавной буквы – имя собственное, подчёркиваю. Ко – гласная о, ли – гласная –и.

3.Пишу слово жила – жи пиши с буквой –и., подчёркиваю жи, ла – гласная –а.

4.Пишу слово ручная – ру – гласная – у, чн пишется без мягкого знака – подчёркиваю, на – гласная – а, я.

5.Пишу слово белка – бе – гласная –е, л соединяю нижним соединением, кА – гласная –а.

6.В конце предложения ставлю точку.

7. Проверяю. Не пропустил ли чего.

И ещё одна очень важная вещь – если вы что-то детям не объяснили, то просто должны прокомментировать это сами. Например слово: задумывались. Правописание суффикса – ыва дети не проходили, поэтому на нём нужно сделать акцент, иначе многие напишут с ошибкой.

Привыкнув анализировать то, что они пишут, ребята смогут самостоятельно работать, просто с каждым годом количество «ошибкоопасных» мест будет расти.

Система контроля.

В каждом учебнике русского языка материал подобран тщательно с точки зрения авторов и правильно расположены темы для изучения.

Но даже самое логичное расположение тем не даст результата, если учитель не будет знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке обязательно проводится самостоятельная работа. Чаще всего на русский язык отводится 5 часов в неделю. Один раз в две недели мы пишем творческие работы – изложения или сочинения, один раз в две недели пишем обязательно словарный диктант. Целесообразно добавить и другие виды самостоятельных работ, например распределив их так:

Понедельник – «Вставь букву!»

Вторник – «Найди ошибку!»

Среда – небольшой диктант (или контрольный, если подошло время).

Четверг – словарный диктант или изложение.

Пятница – «Подбери слово».

Проверяя такого рода работы, я выставляю оценки в отдельную тетрадь, иногда и выставляю в журнал. Анализируя результаты сразу становится ясно, как усваивается та или другая тема, как отдельными учащимися, так и всем классом. Со следующей четверти виды работ можно поменять.

Система работ над ошибками.

Одним из наиболее важных требований при отработке грамотного письма является требование ежедневного, добросовестного выполнения работы над ошибками.

Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важным звеном в системе обучения русскому языку. Однако вопрос об организации работы учащихся над ошибками практически ещё далеко не решён. Как правило, такая работа проводится фронтально. В результате чего на уроке успевают разобрать не долее 5 – 6 орфограмм. Наиболее активными на таких уроках являются ученики, не допустившие ошибок, а пассивными – учащиеся, которые допустили ошибки.

Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками. Но при организации такой работы учитель встречается с рядом трудностей.

Первая из них – разнородность ошибок. Разнородные ошибки говорят о том, что для выработки навыков грамотного письма отдельным ученикам требуется различное время, так как способности детей неодинаковы. Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления.

Вторая трудность, с которой сталкивается учитель – это различный темп учащихся. Часть учащихся выполняет задание быстрее и вынуждена ждать, когда закончат остальные. А спешка ведёт за собой небрежность, плохие оценки, нежелание выполнять подобного рода работу.

Большую роль здесь играет подбор дидактического материала.

Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками.

1.Самостоятельное исправление учащимися ошибок.

2.Самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки.

3.Подбор проверочных слов к данным словам.

4.Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания.

5.Взаимопроверка работ учащихся.

6.Подбор аналогичных примеров данной орфограммы.

7.Подбор примеров, противоположных по написанию.

8.Выписывание слов и словосочетаний из текста с определёнными орфограммами.

Эти приёмы активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно применять изученные правила.

Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу.

Памятка работы над ошибками.

1.Запиши и подбери проверочное слово.

има –зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит).

2.Подбери 3 слова на это правило.

( Москва, Зарайск,Луховицы, Смоленск. Объезд, съёмка, въехал, съли.

Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи, жила, пружина, жизнь.)

3. Напиши целую строку.

обака, собака, собака, собака, собака, собака, собака.

Рисовали, рисовали, рисовали, рисовали, рисовали.)

Каждую домашнюю работу все дети должны начинать так:

1.Запись числа(даты и месяца).

2.Название работы (домашняя работа).

3. Работа над ошибками строго по пунктам памятки.

4.Выполнение домашнего задания.

Работа над ошибками выполняется и после самостоятельных работ, и после проверочных, и после всех классных и домашних работ. Выполняя работу над ошибками, ребёнок сам себе объясняет, что за ошибку он допустил. Ведь с каждой из них ведётся «индивидуальная работа». И эту мысль нужно обязательно донести как до самих учащихся, так и до их родителей. При всём при этом, конечно же расширяется словарный запас детей, обогащается словарь.

Первые две недели, как только вводятся работы над ошибками ежедневно спрашиваю ребят: « У кого сегодня нет ни одной ошибки?» Делаю особый акцент на то, что этим ребятам делать работу над ошибками не нужно, так как они старались больше других, а остальных подбадриваю, что они, несомненно, будут внимательнее проверять и слушать на последующих уроках и сделают ошибок как можно меньше или напишут без ошибок. Многие учителя ставят плохие оценки за невыполненную работу над ошибками, но ведь некоторые дети довольно спокойно к ним относятся, а вот выполнять дополнительный труд – прорабатывать целую кучу ошибок – это не каждому по душе. А стоит оставить несколько раз после уроков и результат на лицо. Ребёнок понимает, что ему приходится отвечать за свои поступки. Рекомендуется и такой вид поощрения: тем детям, которые все самостоятельные работы выполняют на «5», не допускают ошибок, последние две недели учебной четверти могут освобождаться от домашних заданий.

Сейчас много говорят о безотметочном обучении. Но здесь есть о чём поспорить. Любой человек, выполнив работу, ждёт оценки окружающих. Вы сварили суп. Вам интересно, вкусный он или нет. Вы провели открытый урок, вам интересно, понравился ли он коллегам. Ребёнок выполнил работу, он хочет узнать, справился ли он с заданием или нет. Но в то же время не каждому можно сказать, что плохая оценка – это сигнал беды. Для кого –то «3» — праздник, а для кого – то «4» — горе. А бывает и так, что за «2» нужно обязательно похвалить. Если ребёнок раньше делал, по 12 – 15 ошибок стабильно, а теперь стал допускать, лишь пять.

Но важно знать, что оценка за письменные работы – это важнейший показатель количества ошибок. Поэтому очень важно заметить, что любая «непятёрка» говорит о том, что какая – то ошибка всё таки допущена. Поэтому очень важно её проработать и «задушить» проблему в корне.

Список использованной литературы

1. Александрова Г. Занимательный русский язык. – С.- Петербург, 1998. – 145 с.

2.Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с.

3.Волина В.Ю. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. -448 с.

4. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе. – Волгоград, 2003. – 160 с.

5.Лемяскина Н.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников. – Воронеж: ВОИПКРО, 1998. – 18 с.

6.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с.

7.Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/256307-proekt-preduprezhdenie-oshibok-na-urokah-russ


Проекты и исследования

29 ноября 2020

Просмотров: 1627

Знакомьтесь с практикоориентированным проектом, который выполнила Хилько Татьяна, ученица МОУ «Лицей №5» г. Железногорска.

Руководитель проекта: Соболева Марина Александровна

… И все-таки я категорически не желаю

совершать одну и ту же ошибку дважды.

На ошибках нужно учиться, извлекать

из них уроки и применять полученный опыт

на практикеХаруки Мураками

Как общаются современные школьники? Пятнадцать-двадцать лет назад это было в большей степени устное общение, но сегодня письменная речь вытесняет устную из некоторых сфер диалога. Означает ли это, что люди перестали разговаривать? Нет, не означает. Но большинство подростков много времени проводит в Интернете. Сегодняшние социальные сети и гаджеты вовлекают человека в бесконечную коммуникацию, чего раньше не было. И чем больше русский язык присутствует в Интернете, тем больше он испытывает на себе давление новых условий коммуникации.

Если проанализировать ошибки, которые допускаются школьниками в наше время, и сравнить их с ошибками советских школьников, то можно заметить большую разницу. Советские школьники, в том числе родители, бабушки и дедушки нынешних старшеклассников, допускали ошибки больше по части орфографии и пунктуации, нежели по грамматике и речи, чего нельзя сказать о нынешнем поколении, у которого число грамматических и речевых ошибок просто недопустимо.

Я взяла данную тему проекта, для того чтобы обратить внимание нынешних старшеклассников на письменную речь, а также дать информацию о встречающихся речевых и грамматических ошибках и упорядочить знания о языковых нормах. Такие знания в наше время очень важны!

Тема проекта: «Речевые и грамматические ошибки в работах старшеклассников»

Цель проекта: создание учебного пособия по грамматическим и речевым нормам русского языка.

Задачи:

  • проанализировать письменные работы старшеклассников с целью выявления встречающихся в них грамматических и лексических ошибок;
  • классифицировать выявленные ошибки;
  • разработать систему упражнений для устранения ошибок.

Проблемные вопросы (вопросы для исследования): Каковы причины нарушения лексических и грамматических норм языка?

Гипотеза: если учащиеся будут знать классификацию грамматических и речевых ошибок, они смогут контролировать свою речь и не допускать нарушения языковых норм.

Конечный продукт: пособие для школьников «Говорите по-русски правильно!» (саморепетитор по грамматике и лексике).

Проектный продукт – пособие для школьников «Говорите по-русски правильно!» (саморепетитор по грамматике и лексике) – может быть использован учащимися для самостоятельной подготовки, а также на уроках русского языка. Впоследствии можно будет дополнить пособие заданиями на различение паронимов.

Посмотреть весь Практикоориентированный проект

Добавить комментарий

Пояснительная записка

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Школьная грамматика зачастую превращается в сухой перечень правил, далеких от жизни. К сожалению, что забывается, что грамматика изучается в контексте практических целей познания языка. Учащиеся настойчиво учат «русский язык» – запоминают многочисленные правила и определения, переписывают упражнения. На уроках русского языка главное внимание уделяется вопросам правописания. Между тем нормы речи, обогащение словаря учащихся, предупреждение речевых и грамматических ошибками остается вне поля зрения учителя.

Модернизация образования и укрепление связи теории с жизнью потребовали такой организации работы по русскому языку, при которой учащиеся на разнообразном речевом материале учились бы правильной, точной и экономной речи.

В школьной практике работа над речевыми ошибками проводится обычно после того, как они появляются в тетрадях учащихся. Полезность таких разборов не вызывает сомнений. Но для подлинного усвоения языка и речевой культуры только этой работы явно недостаточно.

В процессе обучения школьников русскому языку необходимо не столько анализировать ошибки, уже имеющиеся в тетрадях учащихся, сколько вести планомерную работу по их предупреждению. Речевые неправильности в памяти учащихся сохраняются длительное время. Поэтому разумнее исправлять ошибки, не дожидаясь их появления в речи.

Организуя занятия по предупреждению ошибок, учитель охватывает широкий речевой материал, непосредственно связанный с той или иной грамматической темой. Работа по предупреждению ошибок, таким образом, становится плановой, конкретной и определяемой известными рамками.

Знание лингвистической теории – это та путеводная нить, которая помогает учащимся правильно ориентироваться в языковых явлениях. Теоретическое использование разных языковых единиц способствует активизации их использования в речи учащихся, а также усвоению правил их функционирования. Каждая теоретическая тема школьной программы содержит большие возможности для развития речевых навыков учащихся. Однако они используются не полностью.

Нами составлена программа спецкурса «Предупреждение речевых и грамматических ошибок» в связи с изучением морфологии. Она должна восполнить обозначенные выше пробелы в языковой подготовке учащихся.

Основные понятия, которыми овладевают учащиеся на занятиях по курсу, условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся понятия, связанные с классификацией речевых ошибок при учете замысла пишущего, связи их с двумя формами речи – устной и письменной, а также системного рассмотрения фактов. Ко второй группе относятся явления, связанные с понятием «культура речи» – речь правильная и хорошая, признаки хорошей речи, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность речи. Очевидно, что усвоение данных понятий на теоретическом уровне не является самоцелью. Основной задачей курса в таком случае выдвигается совершенствование и развитие речевых умений учащихся, их обучение умению применять полученные знания в ходе выполнения конкретного речевого задания.

Реализация программы спецкурса потребует от преподавателя применения соответствующих методов. Основными из них являются наблюдение за использованием языковых средств, анализ текста, а также обобщение изученного материала.

Для эффективной организации учебной деятельности учащихся нами выделяется несколько направлений предупреждения речевых ошибок:

1. Опережающее предупреждение – «дотеоретическое».

2. Развивающий потенциал речевой среды – воспитание любви к книге, развитие читательского вкуса.

3. Связь со школьным лингвистическим курсом.

4. Роль устных, письменных изложений и сочинений в предупреждении речевых и грамматических ошибок.

5. Роль словарей и справочников.

6. Развитие обеих форм речи – устной и письменной.

При формировании предусмотренных программой умений преподаватель использует различные типы упражнений:

– выбор одной из двух или более возможностей;

– трансформация, сопровождаемая выбором;

– конструирование единиц более высокого уровня из единиц более низкого уровня;

– работа с текстом, содержащим речевые ошибки;

– анализ языковых средств с перспективой их дальнейшего использования.

Кроме того, необходимо предусмотреть выполнение учащимися таких заданий, которые тренировали бы их в составлении связных высказываний различного характера.

Программа

Имя существительное

Ошибки в определении рода. Несоответствующие нормы употребления существительных общего рода. Ненормальное использование существительных мужского рода по отношению к лицам женского рода. Ошибки, связанные с категорией одушевленности и неодушевленности, с падежными формами. Модификация форм числа. Род несклоняемых существительных.

Имя прилагательное

Ошибки в образовании и употреблении полной и краткой формы. Варианты форм степеней сравнений, их стилистическое своеобразие. употребление притяжательных прилагательных.

Глагол

Нарушение видо-временной соотнесенности. Ошибки в образовании форм глаголов. Употребление параллельных форм глагола.

Местоимение

Перегрузка речи местоимением. Двусмысленность в употреблении местоимений. Нарушение согласования в числе и роде при употреблении местоимений третьего лица вместо существительных. Начальное Н- при местоимениях. Употребление возвратных и притяжательных, определительных и неопределительных местоимений.

Деепричастие

Нормы построения предложения с деепричастными оборотами, образования деепричастий, видо-временной соотнесенности.

Причастие

Нарушения норм согласования причастий и существительных. Не- соблюдение норм ударения в причастиях. Ошибки, связанные с выбором залога причастия, их образования. Видо-временная соотнесенность причастия и сказуемого в предложении. Построение предложений с причастными оборотами.

Числительное

Нормы сочетания собирательных числительных с существительными. Употребление слов «оба», «обе», «пара». Трудности в сочетании типа три (четыре) и более в смешанных числительных с существительными.

Предлог

Особенности смысловых оттенков предлогов и нормы их употребления. Синонимия предлогов. Предлоги при однородных членах предложения.

Союзы

Особые смысловые и стилистические оттенки противительных союзов. Ошибки, связанные с употребление двойных союзов. Ошибки в выборе подчинительных союзов.

Частицы

Особенности смысловых оттенков частиц и нормы их употребления. Место усилительных частиц в предложении.

Алымова Кристина 8 Б класс
МБОУ СОШ № 146
Руководитель-учитель I категории
Паршикова Е. В.

Предупреждение грамматических ошибок в письменной речи учащихся 6-8 классов

Изображение слайда

2

Слайд 2: Цель работы: исследовать наиболее частотные грамматические ошибки в письменной речи учащихся и создать таблицы-плакаты по предупреждению таких ошибок

Задачи исследования :
1. Изучить типы грамматических ошибок.
2. Выписать грамматические ошибки из творческих работ учащихся.
3. Составить карточки грамматических ошибок каждого учащегося.
4. Систематизировать грамматические ошибки в творческих работах учащихся и выявить типичные.
5. Разработать таблицы – плакаты по предупреждению таких ошибок.

Цель работы: исследовать наиболее частотные грамматические ошибки в письменной речи учащихся и создать таблицы-плакаты по предупреждению таких ошибок

Изображение слайда

3

Слайд 3: Объект исследования – письменные творческие работы учащихся 6-8 классов, предмет исследования – грамматические ошибки в творческих работах этих учащихся. Методы исследования: получение фактов об объекте, их анализ и систематизация, обобщение полученного опыта, формирование норм и правил. Исследовано 67 тетрадей для творческих работ учащихся 6-8 классов МБОУ СОШ № 146, в 33 обнаружены грамматические ошибки

Объект исследования – письменные творческие работы учащихся 6-8 классов, предмет исследования – грамматические ошибки в творческих работах этих учащихся.

Изображение слайда

4

Слайд 4: Список источников

1. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи (опыт частотно-стилистического словаря вариантов).
2. window.ed u.ru  — Грачева Ж.В., Кольцова Л.М., Сидорова Е.В. Типы ошибок в письменных работах учащихся и нормы оценок: Учебно-методическое пособие.
3. Капинос В.И. О критериях оценки речи и об ошибках грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Сб. ст.
4. Лазуткина Е.М. Словарь грамматической сочетаемости слов русского языка.

Список источников

Изображение слайда

5

Слайд 5: Типы ошибок

1. Ошибки в образовании слова.
2. Нарушения в образовании форм существительных.
3. Нарушения в образовании форм прилагательных.
4. Ошибки в образовании глагольных форм.
5. Ошибки в согласовании.
6. Ошибки в управлении.
7. Ошибки в построении простых неосложненных предложений.
8. Ошибки в построении  простых предложений вместо сложных и наоборот.

Типы ошибок

Изображение слайда

Ошибки в согласовании
Неправильное употребление рода сказуемого
1. Найдите в предложении подлежащее
2. Найдите в предложении сказуемое
3. Определите, какого рода в предложении подлежащее
4. Поставьте сказуемое в форму того же рода.
Сверкала трава.
Трава – подлежащее, ж. р. ;
Сверкала – сказуемое, ж. р.

Предупреждение грамматических ошибок в письменной речи учащихся 6-8 классов

Изображение слайда

Ошибки в согласовании
Согласование существительного с прилагательным и причастием в падеже
1. Определите падеж существительного, к которому относится прилагательное или причастие
2. Задайте вопрос к прилагательному или причастию
3. Определите окончание :
к акое окончание в вопросе, такое и в прич. (прил.)
Часть безоблачного неба
Часть (чего ?) неба ( Р.п.)
Неба (как ого ?) безоблачн ого.

Предупреждение грамматических ошибок в письменной речи учащихся 6-8 классов

Изображение слайда

Ошибки в согласовании
Неправильное употребление числа сказуемого
1. Найдите в предложении подлежащее
2. Найдите в предложении сказуемое
3. Определите, в каком числе употреблено подлежащее
4. Поставьте сказуемое в форму того же числа.
Семья косит траву.
Семья – подлежащее, ед. число;
Косит – сказуемое, ед. число.

Предупреждение грамматических ошибок в письменной речи учащихся 6-8 классов

Изображение слайда

Ошибки в управлении
Употребление неверно выбранного падежа
1. Найдите в предложении словосочетание со связью управление
2. Найдите главное и зависимое слово
3. От главного к зависимому слову задайте вопрос
4. Поставьте в нужный падеж зависимое слово (если сомневаетесь в правильности выбора падежа, справьтесь в «Словаре грамматической сочетаемости слов русского языка» )
Их называют «связанными»
Главное слово — называют
Зависимое слово — связанными
Называют (какими?) « связанными».

Предупреждение грамматических ошибок в письменной речи учащихся 6-8 классов

Изображение слайда

Ошибки в управлении
Неправильное употребление предлогов
1. Найдите главное и зависимое слово в словосочетании
2. От главного к зависимому слову задайте вопрос
3. Определите падеж зависимого слова
4. Выберите из таблицы предлогов нужный (если сомневаетесь в правильности выбора предлога, справьтесь в «Словаре грамматической сочетаемости слов русского языка» )

Предупреждение грамматических ошибок в письменной речи учащихся 6-8 классов

Изображение слайда

Ошибки в построении  простых предложений вместо сложных и наоборот.
Нарушение границ предложений
1. Прочитайте предложение
2. Определите, выражает ли оно законченную мысль
3. Прочитайте следующее предложение
4. Определите, выражает ли оно или является продолжением первой
5. Рассмотрите структуру предложений: есть ли в каждом из них грамматическая основа
6. Если получается слишком большое предложение, то посмотрите, можно ли его разделить на несколько.
Лучше ранним утром. Пахнет свежим асфальтом, по лицу не бьет мокрый лук, никто не торчит над тобою, а главное — машины видно!

Предупреждение грамматических ошибок в письменной речи учащихся 6-8 классов

Изображение слайда

Употребление предлогов
Падеж
Предлоги
Вопросы
Именительный
кто? что?
Родительный
от, до, из, без, у, для, около, с
кого? чего?
Дательный
благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор, к, по
кому? чему?
Винительный
в, во, на, за, про, через
кого? что?
Творительный
с, со, за, под, над, между, пред
кем? чем?
Предложный
о, об, в, на, при
о ком? о чем?

Предупреждение грамматических ошибок в письменной речи учащихся 6-8 классов

Изображение слайда

Увеличить
Словарь включает около 600 слов, употребление которых вызывает трудности. В словарных статьях описано поведение в речи существительных, глаголов, прилагательных, наречий и предлогов. Автор словаря, кандидат филологических наук Е.М. Лазуткина, специалист в области русского синтаксиса, показывает, как связаны грамматическое устройство предложения и лексическое значение слова. В словаре приведены случаи частых неправильных употреблений с  объяснением причин ошибок. Словарь предназначен для самого широкого круга читателей.

Предупреждение грамматических ошибок в письменной речи учащихся 6-8 классов

Изображение слайда

14

Последний слайд презентации: Предупреждение грамматических ошибок в письменной речи учащихся 6-8 классов

Спасибо за внимание

Предупреждение грамматических ошибок в письменной речи учащихся 6-8 классов

Изображение слайда

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проект на тему типичные грамматические ошибки
  • Проект на тему нарушение сочетаемости речевая ошибка или средство выразительности
  • Проект на тему как спорт изменил мою жизнь
  • Проект на тему как иноземное иго изменило исторический путь руси
  • Продырявили натяжной потолок как исправить