Производило фурор лексическая ошибка

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 6. Ищем педагогов в команду «Инфоурок» Описание презентации по отдельным слайдам: Описание слайда: Русский

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 6.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Русский язык. ЕГЭ.
Задание 6.
Лексические нормы (устранение речевой избыточности).

Описание слайда:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
1. В своей автобиографии Юрий Владимирович Никулин с благодарностью вспоминает талантливых артистов, с которыми ему довелось работать в цирке и на съёмочной площадке.

Выпишите это слово.

Описание слайда:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.
2.Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа большую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.
Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка

Описание слайда:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово
3.От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.

Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка

Описание слайда:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово

4. Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.

Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Описание слайда:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово

5.На семинар собрались молодые физики – будущий передовой авангард отечественной науки.

Запишите это слово.

Описание слайда:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово

6.Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.
Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Описание слайда:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово
7.Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.
Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Описание слайда:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово
8.В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Выпишите это слово.

Описание слайда:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово

9.Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие высокомерной спесью.

Выпишите это слово.

Описание слайда:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово

10. Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром.
Выпишите это слово.

Описание слайда:

1. своей
2. часть
3.расширить
4.пример
5.передовой
6.впечатление
7.приложил
8.главную
9.высокомерной
10.впервые

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 327 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 749 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 323 человека из 65 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

«Изучение функциональных стилей речи на уроках русского языка»

Презентация по русскому языку на тему «Причастие» игра «Сто рублей»

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Презентация к уроку русского языка на тему «Правописание имён прилагательных в мужском и среднем роде»

«Учитесь говорить красиво». Филологический мастер-класс по орфоэпии, посв. Международному дню родного языка.

Презентация по теме «Имена собственные» ( 2 класс) ЦМК «Планета знаний»

Разработка урока по теме «Имена собственные» ( 2 клласс)

Конспект. Пропись Илюхина. Буква э

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5244890 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Производило фурор лексическая ошибка

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.

Приведём верное написание.

Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас ВПЕЧАТЛЕНИЕ, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.

Внимание! Слово «восторг» использовать вместо неверно употреблённого слова «фурор» неуместно, потому что в этом случае в предложении появится речевая ошибка — «производило на нас восторг».

Плеоназм — речевая избыточность

Сегодня я хочу поговорить об одном из видов лексических ошибок, которая часто встречаются в текстах наших стихов. Это — речевая избыточность, а по научному — ПЛЕОНАЗМ.

Слово это переводится как «излишество» и означает употребление в речевых оборотах и в тексте лишних слов, которые дублируют другие термины и понятия, входящие в это же словосочетание. Причем многие плеоназмы стали настолько привычными, что в устной речи уже не замечаются, хоть и свидетельствуют о проблемах с речевой культурой и образованием говорящего. А перенесенные в текст стихов изрядно его загрязняют и являются показателем непрофессионализма.

Итак, самые распространенные плеоназмы, которые многие из нас иногда встречают:

— «Упал вниз». А куда еще можно упасть?

— «Кивнул головой». Кивнуть можно только головой, поэтому достаточно просто «кивнул». А то иногда автор для убедительности еще добавит «кивнул своей головой».

— Аналогично этому – «пнул ногой». Ничем же другим пнуть нельзя.

— «Впервые познакомились» — это как? Потом еще несколько раз знакомились?

Очень часто плеоназмы в стихах возникают в качестве нужных заплаток ритма — по смыслу они автору не нужны, но ему необходимо чем-то строку заполнить, чтобы метр или рифму поддержать. Например:

— «В мае месяце» или «месяц ноябрь – праздничный» — слово «месяц» здесь абсолютно лишнее.

— «Роятся мысли стайкой» — слово «стайка» здесь ничего не добавляет к сказанному «роятся».

— «труп бездыханный» — а бывает труп дышащий?

— «Мне громко хочется кричать» — слово «громко» — избыточное.

— «Война и голод наступают в любой стране по всей земле» — дважды одна и та же мысль в концовке фразы, только разными словами.

Со временем эту подборку часто встречающихся плеоназмов в стихах наших конкурсантов я продолжу — по мере поступления новых примеров ошибочного использования языка.

Данный вид ошибок менее известен, чем, например, канцелярит или повторы уже сказанного выше, хотя и чуть другими словами.

Кстати, термин «канцелярит» придумал Корней Чуковский. В своей знаменитой книге о русском языке «Живой как жизнь» (1962) писатель назвал КАНЦЕЛЯРИТОМ проникновение в живую речь, художественную литературу и публицистику слов и сочетаний, характерных для официально-делового стиля, для казенных, канцелярских текстов. Среди примеров, которые приводит Чуковский: «зеленый массив» вместо« лес»; «избыточно увлажненная почва« вместо «мокрая земля», а так же такие шедевры ненужной избыточности, как «овладение ребенком родным языком», «ликвидировать отставание на фронте недопонимания сатиры» и др. Канцелярит — это беда скорее прозы, в стихи подобные конструкции поэту втиснуть сложнее, поэтому они там не столь часто встречаются. Зато плеоназм, как хитрое и коварное существо, часто подстерегает и незаметно прокрадывается в наши тексты.

Есть группа плеоназмов, появление которых связано с дублированием иностранных слов русскими, в результате получается «масло масляное». Эти ошибки, по крайней мере, можно оправдать тем, что автор не знает перевода иностранного термина. Хоть оправдание это — слабое и неубедительное, учитывая распространенность словосочетаний.

— «Свободная вакансия». Латинское слово vacans переводится как «свободный», поэтому первое здесь лишнее.

— «Памятный сувенир» – souvenir с французского переводится как «память», «воспоминание».

— «Своя автобиография» – «авто» и, значит, «своя». Если бы была чужая, то была бы просто биография. Кстати, выражение «Я написал его автобиографию» тоже встречается. Уж не знаю, какой вариант абсурднее.

— «Передовой авангард» – avant-garde в переводе с французского «передовой отряд».

— «Прейскурант цен» – очень распространенная в текстах копирайтеров стилистическая ошибка. Preis – «цена», courant – «текущая».

— «Коллеги по работе» – коллега – это товарищ по работе.

— «Депиляция волос» и др.

Примеров подобных плеоназмов множество, и наши авторы, плохо знающие иностранные языки, но активно вставляющие иностранные слова в стихи (для свежести рифм и оригинальности) постоянно изобретают новые.

Употребление плеоназмов в тексте чаще всего связано с речевыми привычками, которые люди приобрели в своем детстве и вошли в обыденность, отчего многие читатели моих статей принимают в штыки указание на такие ошибки, ссылаясь на опубликованные тексты известных современников или на фразы доморощенных современных тележурналистов. Однако такие устоявшиеся ошибки не только портят текст стихов, но прежде всего ДЕМОНСТРИРУЮТ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ АВТОРА. Поэтому в поэзии надо избавляться от этих злокозненных и хитрых паразитов — от любой ненужной речевой избыточности.

Речевая избыточность считается лексической ошибкой, так как дополнительные, ненужные для понимания смысла слова захламляют текст, делают его корявым и часто создают комический эффект там, где это не нужно. Употребление в текстах стихов таких связок слов как «ведущий лидер» являются результатом плохого понимания значения русских слов, а таких как «моргнуть глазом» или «пнуть ногой» относятся к тавтологии — типичной лексической ошибке.

Откровенные ляпы авторы при внимательной вычитке своего текста обычно убирают, хотя бывают случаи когда они не только там остаются, но и становятся доведенными до абсурда — в тексте произведения начинают развернуто повторяться совершенно очевидные вещи. Например, «труп был мёртв и не скрывал этого»; «она смотрела на меня обоими своими глазами»; «оба его глаза – правый и левый – глядели зло»; «совершенно одинокий дуб рос посреди поля в полном одиночестве». (со временем я подберу другие яркие примеры подобных ляпов из разборов наших прошедших учебных конкурсов — попадалось мне многое, сейчас все не припомню!).

Плеоназмы иногда можно встретить в известной художественной прозе — как сознательный литературный прием для усиления комичности ситуации или персонажа, который произносит подобную фразу. Например, у А.Чехова в рассказе «Унтер Пришибеев» есть слова персонажа: «Разгоняю я народ, а на берегу, на песочке утоплый труп мёртвого человека. По какому такому основанию, спрашиваю, он тут лежит? Нешто это порядок?» Или у А.Аверченко в рассказе «Автобиография»: «Ещё за пятнадцать минут до рождения я не знал, что появлюсь на белый свет». Но это бывает, как правило, лишь в прямой речи персонажа, где плеоназм работает как речевая характеристика художественного образа.

Иногда, хоть и довольно редко, встречаются плеоназмы и в стихах классиков в качестве средства, усиливающего эпичность текста и даже его трагичность. Так у А. С. Пушкина: «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?» Здесь никому не придёт в голову смеяться над очевидным плеоназмом, ведь живые кости – это что-то абсурдное. Однако чтобы так умело использовать избыточность, нужно обладать хорошим чувством текста и пониманием уместности того или иного выражения, иначе вместо патетики и торжественности можно вызвать у читателя презрительный смех.

(При написании данной статьи частично использованы примеры плеоназмов, взятые из интернета )

источники:

http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=18069

http://stihi.ru/2021/01/17/3898

всем привет, помогите пожалуйста с этим заданием.

Отредактируйте предложение : исправьте лексическую ошибку , исключип лишнее слово . 1. На семинар собрались молодые физики — будущий передовой авангард отечественной науки . 2. Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста , его пение неизменно производило нас фурор , и мы думали , что голоса прекраснее и быть не может , пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича . 3. Когда я был маленький , отец всегда говорил мне , что гордиться можно только тем , к чему ты предпринял усилия , и я запомнил эти слова на всю жизнь . 4. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски , ни одной острой черты в рельефе , но его скупые озерца , наполненные тёмной и спокойной водой , кажется , выражали главную суть воды больше , чем все моря и океаны . 5. Младшая дочь , регулярно навещавшая родителей , заметила , что с годами у матери , которой было за шестьдесят , стали появляться необоснованные вспышки негодования , иногда отдающие высокомерной спесью . 6. Понятие в философии — это отвлеченная абстракция представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении . 7. На конференции выступающий большую половину своего доклада посвятил анализу развития машиностроительной отрасли . 8. Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор , сочинив концерт для клaвeсина с оркестром . 9. Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей , сюжету и прочим , с точки зрения мастера , мелочам . 10. Алексей , которого Никита считал закадычным врагом и при любой возможности стремился унизить , был всегда спокоен , ни на какие провокации не реагировал 11. После фильма экскурсовод рассказал детям о самых интересных фактах биографии жизни великих художников — импрессионистов . 12. Социализация представляет собой процесс , главная суть которого заключается в ТОМ , ЧТО Человек постепенно усваивает социальный опыт и учится эффективно взаимодействовать с другими людьми . 13. Я напомню вам простую истину : вы родные братья поэтому должны взаимно помогать друг другу .​​

Как правильно пишется словосочетание «произвести фурор»

  • Как правильно пишется слово «произвести»
  • Как правильно пишется слово «фурор»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: тесситура — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «произвести»

Ассоциации к слову «фурор»

Синонимы к словосочетанию «произвести фурор»

Предложения со словосочетанием «произвести фурор»

  • Его выступление произвело фурор и от него настоятельно требовали статьи по астрологии.
  • Эти книги произвели фурор, а факты, приведённые в них, немедленно вошли во всеобщее употребление и как установленные истины цитировались в самых высоких кругах.
  • Дорогая, неужели ты рассчитывала произвести фурор в этом захолустье?
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «произвести фурор»

  • Я так рассердилась на себя, что немедленно вернулась, разыскала гостиницу, где наши уже пели хором — так они были хороши, — и произвела фурор.
  • Там было общество. Ольга была одушевлена, говорила, пела и произвела фурор. Только Обломов слушал рассеянно, а она говорила и пела для него, чтоб он не сидел повеся нос, опустя веки, чтоб все говорило и пело беспрестанно в нем самом.
  • Ведь как вы себе хотите, а если б было в ней что-нибудь живое, состоятельное, то не могли бы существовать и производить фурор наши приятные знакомцы: Фейеры, Техоцкие и проч. и проч.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «произвести»

  • ПРОИЗВЕСТИ́, —веду́, —ведёшь; прош. произвёл, —вела́, —ло́; прич. прош. произве́дший; прич. страд. прош. произведённый, —дён, —дена́, —дено́; сов., перех. (несов. производить). 1. Сделать, совершить. Произвести выстрел. Произвести вычисление. Произвести опыт. Произвести ремонт. Произвести следствие. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПРОИЗВЕСТИ

Значение слова «фурор»

  • ФУРО́Р, -а, м. Шумный публичный успех, сопровождающийся бурным проявлением восторга. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ФУРОР

Афоризмы русских писателей со словом «произвести»

  • Писатель — обреченный; он поставлен в мире для того, чтобы обнажать свою душу перед теми, кто голоден духовно. Народ собирает по капле жизненные соки для того, чтобы произвести из своей среды всякого, даже некрупного писателя. И писатель становится добычей толпы; обнищавшие души молят, просят, требуют, берут у него обратно эти жизненные соки сторицею.
  • Друг мой, храни вас Бог от односторонности: с нею всюду человек произведет зло: в литературе, на службе, в семье, в свете, словом — везде.
  • Напомню для ясности, что Пушкин высоко ценил язык «московских просвирен», учился у своей няни Арины Родионовны.
    Замечательнейший знаток речевого языка Лесков тоже учился у няньки, солдатки. И вообще скромные няньки, кучера, рыбаки, деревенские охотники и прочие люди тяжёлой жизни определённо влияли на развитие литературного языка, но литераторы из стихийного потока речевого бытового языка произвели строжайший отбор наиболее точных, метких и наиболее осмысленных слов.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ПРОИЗВЕСТИ́, —веду́, —ведёшь; прош. произвёл, —вела́, —ло́; прич. прош. произве́дший; прич. страд. прош. произведённый, —дён, —дена́, —дено́; сов., перех. (несов. производить). 1. Сделать, совершить. Произвести выстрел. Произвести вычисление. Произвести опыт. Произвести ремонт. Произвести следствие.

Все значения слова «произвести»

ФУРО́Р, -а, м. Шумный публичный успех, сопровождающийся бурным проявлением восторга.

Все значения слова «фурор»

  • Его выступление произвело фурор и от него настоятельно требовали статьи по астрологии.

  • Эти книги произвели фурор, а факты, приведённые в них, немедленно вошли во всеобщее употребление и как установленные истины цитировались в самых высоких кругах.

  • Дорогая, неужели ты рассчитывала произвести фурор в этом захолустье?

  • (все предложения)
  • иметь успех
  • наделать шума
  • нашуметь
  • получить известность
  • произвести сенсацию
  • (ещё синонимы…)
  • эффект
  • впечатление
  • произведение
  • (ещё ассоциации…)
  • эффект
  • сенсация
  • успех
  • триумф
  • восторг
  • (ещё ассоциации…)
  • компания производит
  • земля производит
  • произвести впечатление
  • произвести на кого-либо впечатление
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • настоящий фурор
  • большой фурор
  • произвести фурор
  • вызвать фурор
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «произвести»
  • Разбор по составу слова «фурор»
  • Как правильно пишется слово «произвести»
  • Как правильно пишется слово «фурор»

фурор(произвести)

фурор(произвести)

иноск.: восторг вызвать

Ср. На представление «Коварства и любви»… она в роли Луизы произвела, как говорится, настоящий фурор.

Б.М. Маркевич. Бездна. 3, 3.

Ср. (Орден) маленькая штучка, рублей пять не больше стоит, а какой фурор производит.

А.П. Чехов. Шило в мешке.

Ср. В нашей семье известие о том, как Григорий Павлыч «объегорил» Анютку, произвело настоящий фурор.

Салтыков. Пошехонская старина. 13.

Ср. Faire fureur — производить фурор, вызвать восторг.

Ср. Fureur, furor (лат.) — неистовство.

См. объегорить.

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук..
.
1896—1912.

Смотреть что такое «фурор(произвести)» в других словарях:

  • Фурор(произвести) — Фуроръ (произвести) иноск. восторгъ вызвать. Ср. На представленіе «Коварства и любви».. она, въ роли Луизы, произвела, какъ говорится, настоящій фуроръ. А. Б. Маркевичъ. Бездна. 3, 3. Ср. (Орденъ) маленькая штучка, рублей пять не больше стоитъ, а …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • фурор — а, м. fureur f. <лат. furor неистовство. 1. Ярость, бешенство, неистовство. Ближайший поезд отправится в девять с половиною часов, бабушка, доложил я, чтобы остановить ее фурор. Дост. // 30 5 277. 2. Сильное, ошеломляющее впечатление от кого л …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • фурор — шумный публичный успех, шумное проявление восторга (Ушаков) См. восторг произвести фурор… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. фурор восторгпроизвести фурор; свершение,… …   Словарь синонимов

  • ФУРОР — (лат.). Восторг, воодушевление, доходящие до неистовства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФУРОР сильный восторг. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • произвести фурор — наделать шума, прославиться, прошуметь, быть у всех на устах, произвести сенсацию, заставить о себе говорить, нашуметь, иметь успех, получить известность Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ФУРОР — ФУРОР, а, муж. Шумный успех. Произвести ф. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • фурор — произвести фурор • действие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • произвести — веду, ведёшь; произвёл, вела, ло; произведший; произведённый; дён, дена, дено; св. 1. что. Сделать, совершить; провести. П. выстрел. П. вычисление. П. ремонт. П. обыск. П. расчёт кого л. 2. что. Создать материальные блага, выпустить, изготовить… …   Энциклопедический словарь

  • произвести — впечатление произвести • действие произвести благоприятное впечатление • действие произвести большое впечатление • действие произвести впечатление • действие произвести государственная регистрация • действие произвести замену • действие… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • произвести — веду/, ведёшь; произвёл, вела/, ло/; произве/дший; произведённый; дён, дена/, дено/; св. см. тж. производить, производиться, производство, произведен …   Словарь многих выражений

6 Задание

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

  1. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

  1. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

  1. На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по-видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.

  1. Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

  1. Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.

  1. В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.

  1. Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.

  1. Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.

  1. Алексей, которого Никита считал закадычным врагом и при любой возможности стремился унизить, был всегда спокоен, ни на какие провокации не реагировал.

  1. Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.

  1. Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.

  1. От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.

  1. Мы передвигались по Дели на мотороллере с крышей, что уже было замечательно; но главное, мы видели своими глазами восьмое чудо мира — огромную колонну, отлитую, как говорят, из чистого железа.

  1. Дмитрий Ильич чуть не заплакал от бессильного раздражения, раскричался, плюнул и ушёл, потом велел запрячь лошадь и, сказав, что он вымывает руки и не притронется больше ни к чему, уехал к Павлу Ивановичу на заседание Общества.

  1. Объединение трёх театральных школ в специализированное училище направляло важную цель — повысить качество подготовки молодых актёров.

  1. Зимой следующего года во двор фермы вошёл прилично одетый человек и не успел оглянуться, как, хлопнув внутри дома несколькими дверьми, к нему, распугав кур, скоропостижно выбежала молодая женщина с вытянутым и напряжённым лицом.

  1. Серое небо, красота весенней тайги, продрогший Гриша, до беспомощности ошалевший от дороги и непривычной безлюдности, и этот бугор с неподвижными стрелками черемши, совершенно не изменившийся с тех пор, как мы с Катей бродили здесь столько лет назад, — всё это обрушилось врасплох.

  1. Только грузный старик, насупясь, курил трубку, сидя на низкой лавочке, да какая-то женщина виднелась вдали — всё, никого больше в этот будний день в поле внимания не было.

  1. Никто даже предположить не мог, что выступление этого автора на встрече с читателями в крупном книжном магазине станет лебединой песней писателя: вскоре после той встречи он сложно заболел и спустя два месяца скончался.

  1. Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, импонирует своему герою.

ОТВЕТЫ:

ОТВЕТ

1

поднимется|вырастет|повысится|увеличится|возрастёт

2

не хватал|хватал

3

минорное|грустное|тоскливое|печальное|мрачное|унылое

4

чёрном|черном

5

часть

6

дать|давать|озвучить|огласить

7

приложил

8

пример

9

заклятым|заклятый|злейшим|злейший|непримиримым|непримиримый

10

придаёт|придает|внимания

11

впечатление

12

расширить|уровень

13

света

14

умывает

15

преследовало ИЛИ предполагало ИЛИ имело

16

стремительно ИЛИ быстро ИЛИ поспешно

17

застало ИЛИ застигло ИЛИ застигнуло ИЛИ поймало;

ИЛИ

внезапно ИЛИ неожиданно ИЛИ вдруг ИЛИ сразу ИЛИ нежданно-негаданно ИЛИ нежданнонегаданно ИЛИ разом

18

зрения

19

тяжело|серьёзно

20

симпатизирует

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку

Лексические нормы

Власова Елена Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Константиновская школа» Симферопольского района Республики Крым

Для успешного выполнения задания необходимо: понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением; учитывать особенности сочетаемости слов; правильно употреблять синонимы, антонимы…

Для успешного выполнения задания необходимо: понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением; учитывать особенности сочетаемости слов; правильно употреблять синонимы, антонимы…

Для успешного выполнения задания необходимо:

понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
учитывать особенности сочетаемости слов;
правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
избегать речевой избыточности;
не допускать речевой недостаточности;
учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Алгоритм выполнения задания 6 1

Алгоритм выполнения задания 6 1

Алгоритм выполнения задания 6

1. Прочитайте предложение, определите значение каждого слова.2. Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).3. Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).4. Если это ошибка, исправь ее.

За это задание вы можете получить 1 балл!

За это задание вы можете получить 1 балл!

За это задание вы можете получить 1 балл!

Теория к заданию 6

Теория к заданию 6

Теория к заданию 6

Типы речевых ошибок Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме,…

Типы речевых ошибок Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме,…

Типы речевых ошибокЛексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше.

Типы речевых ошибок Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов

Типы речевых ошибок Тавтология (разновидность плеоназмов) - неоправданное употребление однокоренных слов

Типы речевых ошибок

Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.
Примеры тавтологии: заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; к недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций.

Типы речевых ошибок Нарушение лексической сочетаемости

Типы речевых ошибок Нарушение лексической сочетаемости

Типы речевых ошибокНарушение лексической сочетаемости 

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.

Типы речевых ошибок Ошибки в употреблении фразеологизмов

Типы речевых ошибок Ошибки в употреблении фразеологизмов

Типы речевых ошибокОшибки в употреблении фразеологизмов 

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;
Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша).

Типы речевых ошибок Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий

Типы речевых ошибок Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий

Типы речевых ошибокНеправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий. 

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:
Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).Диалектизм – лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Примеры ошибок: 
Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза).
Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова.
Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые).
Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают).
«Тихий Дон» — интересная книжица (книга). 
Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать).
Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы).

Типы речевых ошибок Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий

Типы речевых ошибок Алогизм - тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий

Типы речевых ошибок

Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.
Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением довольно участвовать).

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 

Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

В предложении лишним было слово «холодный», т.к. оно относилось к слову «снег»: снег не может быть тёплым.

Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.

В предложении лишним было слово «совершенно», т. к. оно относилось к слову «мёртвого»: мёртвый не может быть мёртвым в какой-либо степени.

Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

В предложении лишним было слово «истинную», т. к. оно относилось к слову «правду»: правда и истина – слова-синонимы.

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 

То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.

Неуместно сочетание «чернеющая темнота». Ответ: чернеющая|чернеющей.

Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.

В предложении имеем дело с тавтологией. Ответ: безслов или молча.

Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.

В предложении лишним было слово «первая», т. к. оно относилось к слову «премьера» − их значения синонимичны. 

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

Цена не может подорожать, она может вырасти, повысится и т.д. Ответ: поднимется|вырастет|повысится|увеличится|возрастёт 

Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

Есть фразеологизм «не хватать звёзд с неба», поскольку фразеологизм − устойчивое сочетание, заменять в нём слова нельзя

На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по- видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.

Мажорный − бодрый, радостный. В контексте предложения речь идёт о противоположном значении.
 Ответ: минорное|грустное|тоскливое|печальное|мрачное|унылое

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

Держать в чёрном теле — это фразеологизм, означающий «сурово, строго обращаться с кем-либо; притеснять кого-либо».

Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.

Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет внимания (ИЛИ: не придаёт значения) характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.

Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.

Ответ: впечатление. Внимание! Слово «восторг» использовать вместо неверно употреблённого слова «фурор» неуместно, потому что в этом случае в предложении появится речевая ошибка — «производило на нас восторг».

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово

Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

Объединение трёх театральных школ в специализированное училище направляло важную цель — повысить качество подготовки молодых актёров.

Ответ: преследовало, предполагало, имело.

Эти двое не были заядлыми друзьями, однако относились друг к другу с симпатией и большим уважением, поддерживали друг друга в групповых спорах.

Ответ: закадычными, лучшими, хорошими, настоящими, близкими, задушевными.

От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.

Ответ: расширить | уровень.

Презентация «Подготовка к ЕГЭ. Задание 6. Лексические нормы»

Презентация "Подготовка  к ЕГЭ. Задание 6. Лексические нормы"

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Произвести нападение лексическая ошибка
  • Произвести впечатление лексическая ошибка
  • Произвести возврат денежных средств ошибочно перечисленных образец
  • Произведя ряд расчетов задача была решена грамматическая ошибка
  • Произведение коэффициента стьюдента на ошибку генерального среднего называют