Проверяя диктант вас ничто не должно отвлекать у меня всегда остаются ошибки

Данное пособие представляет собой практикум по орфографии, предназначенный для углубленного повторения, закрепления и систематизации знаний учащихся, по программе русского языка за курс 10 класса, совершенствования их орфографической грамотности, а также для подготовки к ЕГЭ по русскому языку - Русский язык 10 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - Нормативное построение предложений с деепричастными оборотами - Деепричастие как часть речи

Русский язык 10 класс — Практикум по орфографии и пунктуации — С. В. Драбкина 2019

Деепричастие как часть речи
Нормативное построение предложений с деепричастными оборотами

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Что делая?

Что сделав?

Исходный глагол несовершенного вида

Исходный глагол совершенного вида

Образуются от основы глагола настоящего времени несовершенного вида путем прибавления суффиксов: -А- или -Я-

Образуются от основы неопрелеленной формы глагола совершенного вида путем прибавления суффиксов: -В-, -ВШИ- или -ШИ-

Глядеть — гляд/ят — глядЯ

Пропе/ть — пропеВ

Кричать — крич/ат — кричА

Замахну/ться — замахнуВШИсь

Улыбаться — улыба/ются — улыбаЯсь

Испечь — испёкШИ

От глаголов быть, красться деепричастие несовершенного вида образуются с помощью суффикса -УЧИ: будУЧИ, крадУЧИСЬ.

Деепричастие совершенного вида образуются также с помощью суффикса -А(-Я): услышА, заметЯ, прочтЯ, нахмурЯсь. Вопрос помогает в данном случае определить вид деепричастия (что сделав?)

Упражнение № 120

Образуйте от приведенных глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида, обозначив суффикс деепричастия. Поставьте ударение в деепричастиях, образованных от выделенных глаголов.

Исходный глагол

Деепричастие несовершенного вида

Исходный глагол

Деепричастие совершенного вида

держать

залаять

смотреть

умыться

читать

решить

красться

рассмотреть

обещать

выучить

быть

растаять

начать

отчаяться

клеветать

начать

баловаться

прибыть

хохотать

поднять

щебетать

начаться

щекотать

отречься

прийти

закупорить

стараться

отдать

перечитывать

истечь

Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами.

Пример: Алексей Александрович, пользуясь только что прочитанной брошюрой и своим прежним знанием этого предмета, поразил путешественника глубиною своего знания предмета и широтою просвещённого взгляда.

Запомните!

1. Грамматически правильным является такое предложение, в котором подлежащее выполняет действие, названное глаголом-сказуемым, и дополнительное действие, названное деепричастием.

Пример: Дойдя до реки, мы решили отдохнуть. (= Мы дошли и мы решили отдохнуть.)

2. Грамматически неправильным является такое предложение, в котором действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

Нельзя сказать: Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь. (= Борис возвращался, а дождь застиг его). Правильный вариант: Когда Борис возвращался домой, его застиг дождь.

Нельзя сказать: Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова. (= Я проезжал, а голова закружилась). Правильный вариант: Когда я проезжал березовую рощу, у меня закружилась голова.

Примечание:

Употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении, сказуемое в котором выражено неопределённой формой глагола.

Пример: Вставляя пропущенные буквы, надо вспоминать соответствующие правила.

Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

Упражнение № 121

Выполните задания теста.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1. Используя эпитеты и другие языковые средства,

1) сочинение становится ярче.

2) создается образность текста.

3) становится интереснее читать произведение

4) писатель стремится донести да нас основную идею текста.

Ответ: 4

2. Рассказывая о предстоящей экскурсии,

1) в классе начались споры.

2) у нас возник интерес к этой поездке.

3) необходимо участие родителей.

4) учитель заразил нас своим энтузиазмом.

Ответ: 4

3. Стараясь справиться с препятствием,

1) выполняется самый сложный элемент состязания.

2) высота прыжка лошади может быть разной.

3) наездник удержался в седле.

4) должны соблюдаться определённые правила.

Ответ: 3

4. Анализируя данное произведение,

1) была описана целая эпоха.

2) учителем рассмотрены некоторые эпизоды.

3) необходимо понимать замысел автора.

4) учениками были заданы вопросы.

Ответ: 3

5. Изучая различные орфограммы,

1) у нас появился интерес к русскому языку.

2) некоторые из них применяются неправильно.

3) надо уметь их правильно применять.

4) постижение лингвистических законов было успешным.

Ответ: 3

6. Проверяя диктант,

1) вас ничто не должно отвлекать.

2) у меня всегда остаются ошибки.

3) многие ученики не находят ошибки.

4) вспоминаются все правила.

Ответ: 3

7. Читая исторические романы,

1) в них часто искажаются факты.

2) более понятным становится и прошлое, и настоящее.

3) узнаешь много нового.

4) события прошлых лет оживают в памяти.

Ответ: 3

8. Закрыв книгу,

1) все прочитанное сразу же забывается.

2) постарайтесь по памяти восстановить текст стихотворения.

3) образы героев недолго остаются в памяти.

4) мне вспомнилось о летнем отдыхе на берегу моря.

Ответ: 2

9. Говоря о Пушкине,

1) критиком были найдены очень точные слова.

2) нельзя не сказать о его лицейских друзьях.

3) мне вспоминаются школьные годы.

4) у нас возникает светлое чувство.

Ответ: 2

10. Готовясь к устному выступлению,

1) стала понятна точка зрения оппонента.

2) потребуется личная убежденность оратора.

3) у меня возникло свое видение проблемы.

4) я смог разобраться в существе вопроса.

Ответ: 4

Упражнение № 122

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий, указав их вид, обозначьте границы обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

1) Поглядывая на прист…жную надорва(н/нн)ую но лихую лошадь он соверше(н/нн)о иначе стал понимать то что с ним случилось. 2) С наслаждением она вдыхала в себя снежный морозный воздух и стоя подле вагона оглядывала платформу и освещ…(н/нн)ую станцию. 3) Оставшись одна Анна всё время употр…била на то чтобы пр…сутствовать при обеде сына. 4) Чувство беспр…чи(н/нн)ого стыда которое она испытывала дорогой и волнение соверше(н/нн)о исчезли. 5) Занявшись после отъезда гостей своим туалетом… Анна была очень раздосадова(н/нн)а. 6) Вернувшись домой Алексей Александрович прошёл к себе в кабинет как он это делал обыкнове(н/нн)о и сел в кресло развернув на заложе(н/нн)ом разрезным ножом месте книгу о папизме и читал до часу как обыкнове(н/нн)о делал; только изредк… он пот…рал себе высокий лоб и встряхивал голову как (бы) отгоняя что (то). 7) Через час купец а(к/кк)уратно запахнув свой халат и застегнув крючки сюртука сел в свою туго окова(н/нн)ую тележку и поехал домой. 8) Лошадь звучно вт…нула воздух и вздрогнув вытянула крепкую чёрную губу ко Вронскому как (бы) желая поймать его за рукав. 9) Но вспомнив о наморднике она встряхнула им и опять начала переставлять одну за другою свои точё(н/нн)ые ножки. 10) Вронский любил Яшина за его необычайную физическую силу и за большую нравстве(н/нн)ую силу которую он выказывал в отношениях к начальникам и товарищам вызывая к себе страх и уважение. 11) Вот мои спасители! — закричал увидав вошедших Петрицкий перед которым стоял денщик с солё(н/нн)ым огурцом на подносе.

(По Л. Н. Толстому.)

  Ответ:

1) Поглядывая на пристяжную, надорванную, но лихую лошадь, он совершенно иначе стал понимать то, что с ним случилось. 2) С наслаждением она вдыхала в себя снежный, морозный воздух и, стоя подле вагона, оглядывала платформу и освещённую станцию. 3) Оставшись одна, Анна всё время употребила на то, чтобы присутствовать при обеде сына. 4) Чувство беспричинного стыда, которое она испытывала дорогой, и волнение совершенно исчезли. 5) 3анявшись после отъезда гостей своим туалетом, Анна была очень раздосадована. 6) Вернувшись домой, Алексей Александрович прошел к себе в кабинет, как он это делал обыкновенно, и сел в кресло, развернув на заложенном разрезным ножом месте книгу о папизме, и читал до часу, как обыкновенно делал; только изредка он потирал себе высокий лоб и встряхивал голову, как бы отгоняя что-то. 7) Через час купец, аккуратно запахнув свой халат и застегнув крючки сюртука, с условием в кармане сел в свою туго окованную тележку и поехал домой. 8) Лошадь звучно втянула воздух и, вздрогнув, вытянула крепкую чёрную губу ко Вронскому, как бы желая поймать его за рукав. 9) Но, вспомнив о наморднике, она встряхнула им и опять начала переставлять одну за другою свои точёные ножки. 10) Вронский любил Яшина за его необычайную физическую силу, и за большую нравственную силу, которую он выказывал в отношениях к начальникам и товарищам, вызывая к себе страх и уважение. 11) Вот мои спасители! — закричал, увидав вошедших, Петрицкий, пред которым стоял денщик с солёным огурцом на подносе.

Упражнение № 123

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, выделите суффиксы причастий и деепричастий, графически укажите причастные и деепричастные обороты.

1) Однажды я прочёл в газете заметку — в отделе «Дневник происшествий».

2) Заметка эта была набра…а петитом, поставле…а в самом укромном уголке газеты и вообще она (не) пр…тендовала на исключительное к себе внимание со стороны читателя.

3) И однако прочтя эту заметку я пор…зился я пр…клонился перед её библейской величавостью, шекспировской глубиной и дьявольской холодностью стиля околоточного надзирателя — выдержку из протокола которого заметка вероятно и представляла. 4) Врезалась она мне в память слово в слово:

5) «Вчера в трактир Кобозева по Калужской улице зашел уличный пр…давец счастья предл…гавший посетителям конвертики с «предсказанием судьбы»… 6) Бывший в трактире мещанин Синюхин заинтересовался предсказанием своей судьбы и тут (же) купил у продавца счастья предсказание за 5 коп. 7) Но вскрыв конверт и прочитав свою судьбу мещанин Синюхин остался ею недоволен и вскочив с места бросился дог…нять продавца счастья уже вышедшего на улицу. 8) Тут на улице между ними возг…релся спор: недовольный своей судьбой Синюхин стал требовать у продавца возврата уплаче…ых денег а продавец отказывался утверждая что он и сам не знает, что заключе…о в конверте. 9) Спор перешёл в драку причём мещанин Синюхин ударил продавца счастья по лицу. 10) Раз…ярё…ый продавец счастья назвавший себя потом Игнатием Рысис выхватил нож и ударом в живот убил наповал мещ. Синюхина. 11) Рысис арестован».

12) (Не) поразительна ли эта сухая газетная заметка: человек купил предсказание своей судьбы остался ею недоволен захотел с типичной слепотой глупого человека изм…нить эту судьбу — и что же? 13) Судьба победила его. 14) Человек нашёл свою судьбу очень плохой — и что же? 15) Через пять минут он оказался прав.

16) И судьба оказалась права.

17) А «продавец счастья» продавший своему клиенту плохое счастье кем он оказался в руках судьбы? 18) Послушным слепым орудием.

19) И я очень, очень жалею, что мне не придется н…когда встретит…ся с Игнатием Рысис отбывающим где (нибудь) в каторжной тюрьме положе…ый ему срок.

20) Чувствую я что это настоящий продавец счастья и что только у него вероятно я мог (бы) с точностью узнать предстоящую свою судьбу.

21) Так хочет…ся верить что мне бы он продал счастье получше чем счастье мещанина Синюхина.

22) А может быть…

(Из рассказа Аркадия Тимофеевича Аверченко «Счастье солдата Михеева».)

Ответ:

1) Однажды я прочёл в газете заметку — в отделе «Дневник происшествий».

2) Заметка эта была набрана петитом, поставлена в самом укромном уголке газеты и, вообще, она не претендовала на исключительное к себе внимание со стороны читателя.

3) И, однако, прочтя эту заметку, я поразился, я преклонился перед её библейской величавостью, шекспировской глубиной и дьявольской холодностью стиля околоточного надзирателя, — выдержку из протокола которого заметка, вероятно, и представляла. 4) Врезалась она мне в память слово в слово:

5) «Вчера в трактир Кобозева по Калужской улице зашел уличный продавец счастья, предлагавший посетителям конвертики с «предсказанием судьбы»… 6) Бывший в трактире мещанин Синюхин заинтересовался предсказанием своей судьбы и тут же купил у продавца счастья предсказание за 5 коп. 7)Но, вскрыв конверт и прочитав свою судьбу, мещанин Синюхин остался ею недоволен и, вскочив с места, бросился догонять продавца счастья, уже вышедшего на улицу. 8)Тут, на улице, между ними возгорелся спор: недовольный своей судьбой, Синюхин стал требовать у продавца возврата уплаченных денег, а продавец отказывался, утверждая, что он и сам не знает, что заключено в конверте. 9)Спор перешёл в драку, причем мещ. Синюхин ударил продавца счастья по лицу. 10) Разъярённый продавец счастья, назвавший себя потом Игнатием Рысис, выхватил нож и ударом в живот убил наповал мещ. Синюхина. 11) Рысис арестован».

12) Не поразительна ли эта сухая газетная заметка: человек купил предсказание своей судьбы, остался ею недоволен, захотел с типичной слепотой глупого человека изменить эту судьбу — и что же? 13)Судьба победила его. 14)Человек нашел свою судьбу очень плохой — и что же? 15) Через пять минут он оказался прав.

16) И судьба оказалась права.

17) А «продавец счастья», продавший своему клиенту плохое счастье, кем он оказался в руках судьбы? 18) Послушным слепым орудием.

19) И я очень, очень жалею, что мне не придется никогда встретиться с Игнатием Рысис, отбывающим где- нибудь в каторжной тюрьме положенный ему срок.

20) Чувствую я, что это настоящий продавец счастья и что только у него, вероятно, я мог бы с точностью узнать предстоящую свою судьбу.

21) Так хочется верить, что мне бы он продал счастье получше, чем счастье мещанина Синюхина.

22) А, может быть…

Пети́т (от фр. petit — маленький) — мелкий шрифт (3,01 мм), применяемый для набора справоч. изд. или в изд. с б. крупным шрифтом — для выделения частей текста, носящих пояснит. характер.

1-тапсырма.Оқылым
Мәтінді мұқият оқып, тапсырмаларды орындаңыз.

Кеше ғана мектеп оқушысы болғанмен,қазірде Қазақстандағы жалғыз университеттің бесінші курс студентімін.Бірнеше мақалам газетке шыққанмен, жұрт таңғалғандай бір суреттеме,фельетон жазбадым.Оқуға он бес жылым кеткенмен, мен жеңімпаз болмадым.Жеңімпаздарға сыйақы мен хорват еліне лагерьге жолдама берді.
Хорват елінде біз биік таулар мен шатқалдарға саяхатқа шыққан да бізге «вацлав Мирзе» деген кісі гид болды.Саяхат кезінде Вацлав Мирзе таңғажайып оқиға айтты.Сол оқиға есімнен кетпейді.Вацлавтың тобында «Шыңғыс» деген қазақ жігіт болады.Ол – өнерпаз,батыр,жауынгер болған. Хорват жерінде тұтқынға түскенмен,көп ерлік жасаған.Немістердің электр стансысын жарған,штаб -пәтерлерін өртеген,электр пойыздың жолын қиратқан,элеваторды өртеген,Германияға жіберетін астықты өртеген.Олар 1944 жылы қыста тау үңгірінде қоршауда қалады.Тоғызыншы күні немістер дизельді-двигатель әкеледі.Олар бұрғымен тауды тесіп,барлаушыларды тұтқынға алмақ болады.Сексен хорват жауынгерін тау үңгірінен қазақ жігіті-Шыңғыс алып шығады.
1.Мәтінге тақырып қой_______________________________________________________ _________________________________________________________________________[1]

2.Мәтіндегі қарсылықты бағыныңқылы сабақтас құрмалас сөйлемді тауып жаз. ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________[2]
3.Мәтінге күрделі жоспар құр_________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________[3]
2-тапсырма.Жазылым.Берілген сөздерді қолданып жинақы мәтін жаз.(70-80 сөз)
Баламалы энергия,Күн батареясы,пайда,табиғи апат, жасыл экономика.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________[4]


1



2


Словообразование Укажите правильно выстроенный ряд: 1.Растение растить 2.Учеба ученический 3.Рука ручной 4.Переписка запись В каком слове суффикс выделен неверно: 1.Спас – атель 2.Приеха – л 3.Зайч – онок 4.Далек — о


3


Словообразование Укажите правильно выстроенный ряд: 1.Растить Растение 2.Ученик ученический 3.Рука ручной 4.Переписка переписать В каком слове суффикс выделен неверно: 1.Спас – а — тель 2.Приеха – л 3.Зайч – онок 4.Далек — о


4


ССП Какое утверждение ошибочное? 1.Для связи ССП употребляются только сочинительные союзы. 2.Простые соединяются в ССП только при помощи интонации. 3.Если 2 простых соединены союзом ЖЕ, то это ССП. 4.Если в ССП с союзом И есть общий член, то запятая не ставится. 1.ССП бывают союзными и бессоюзными. 2.Простые могут соединяться в ССП при помощи парных союзов. 3.Если предложения соединены в одно при помощи союза ЗАТО, это предложение ССП. 4.Если в ССП с союзом ДА (в значении И) есть общий член, то запятая не ставится.


5


ССП Какое утверждение ошибочное? 1.Для связи ССП употребляются только сочинительные союзы. 2.Простые соединяются в ССП только при помощи интонации. 3.Если 2 простых соединены союзом ЖЕ, то это ССП. 4.Если в ССП с союзом И есть общий член, то запятая не ставится. 1.ССП бывают союзными и бессоюзными. 2.Простые могут соединяться в ССП при помощи парных союзов. 3.Если предложения соединены в одно при помощи союза ЗАТО, это предложение ССП. 4.Если в ССП с союзом ДА (в значении И) есть общий член, то запятая не ставится.


6


Какие отношения выражаются при помощи союза в ССП? То скатится с неба звезда, то филин пугающе ахнет. 1.Одновременность 2.Последовательность 3.Чередование 4.противопоставление Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то прожитые годы. 1.Одновременность 2.Последовательность 3.Противопоставление 4.Из 2 явлений возможно только одно.


7


Какие отношения выражаются при помощи союза в ССП? То скатится с неба звезда, то филин пугающе ахнет. 1.Одновременность 2.Последовательность 3.Чередование 4.противопоставление Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то прожитые годы. 1.Одновременность 2.Последовательность 3.Противопоставление 4.Из 2 явлений возможно только одно.


8


Укажите ошибку в выделении грам. основы 1.Роль Джульетты играла никому не известная дебютантка. 2.Повести Айтматова переведены на многие языки мира. 3.Сосед сегодня опять был не в духе. 4.Пустыня только на первый взгляд кажется мертвой, безжизненной. 1.На всякое хотение есть терпение. 2.Никто не должен забывать о своих родителях. 3.Целый день лил дождь. 4.Зыбко и непонятно было в окружающей ночи.


9


Укажите ошибку в выделении грам. основы 1.Роль Джульетты играла никому не известная дебютантка. 2.Повести Айтматова переведены на многие языки мира. 3.Сосед сегодня опять был не в духе. 4.Пустыня только на первый взгляд кажется мертвой, безжизненной. 1.На всякое хотение есть терпение. 2.Никто не должен забывать о своих родителях. 3.Целый день лил дождь. 4.Зыбко и непонятно было в окружающей ночи.


10


Укажите цифры, где пишется И Н(1) беспокоясь н(2) о чем и н(3) заботясь о погонях, виновник этой кутерьмы медленно подходил к пруду. Н(4) нужно сказывать, что это был Левко. 1.1, , 2, , 4. Три дня мы ехали по степи н(1) встретили н(2) одного деревца. Охотники н(3) могли н(4) заметить, какой крутизны была стена. 1.1, 2, , 3, 4.4.


11


Укажите цифры, где пишется И Не беспокоясь ни о чем и не заботясь о погонях, виновник этой кутерьмы медленно подходил к пруду. Не нужно сказывать, что это был Левко. 1.1, , 2, , 4. Три дня мы ехали по степи не встретили ни одного деревца. Охотники не могли не заметить, какой крутизны была стена. 1.1, 2, , 3, 4.4.


12


Предложение без пунктуационных ошибок: 1.Ярославль древний русский город, богатый интересными памятниками. 2.Ярославль — древний русский город — богатый интересными памятниками. 3.Ярославль, древний русский город, богатый интересными памятниками. 4.Ярославль — древний русский город, богатый интересными памятниками. 1.А. Грин – был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов. 2.А. Грин был суровый сказочник, и поэт морских лагун и портов. 3.Равнодушие тот же паралич души, преждевременная смерть. 4.Равнодушие — тот же паралич души, преждевременная смерть.


13


Предложение без пунктуационных ошибок: 1.Ярославль древний русский город, богатый интересными памятниками. 2.Ярославль — древний русский город — богатый интересными памятниками. 3.Ярославль, древний русский город, богатый интересными памятниками. 4.Ярославль — древний русский город, богатый интересными памятниками. 1.А. Грин – был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов. 2.А. Грин был суровый сказочник, и поэт морских лагун и портов. 3.Равнодушие тот же паралич души, преждевременная смерть. 4.Равнодушие — тот же паралич души, преждевременная смерть.


14


Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1.Своих детей у него не было, и он решил усыновить близнецов. 2.Алмаз мы ценим, как за красоту, так и за исключительную твердость. 3.Матросы отобедали и группами сидят или лежат между пушками. 4.В песне глубокая грусть и веселье, хватающее за душу. 1.Частично падежи сохранились и в английском и в испанском языках. 2.Сквозь пелену тумана виднелись чернеющие на противоположном берегу деревья. 3.Две недели бушевала метель, завывая в печных трубах, грохоча крышами и устилая вокруг снежную пустыню. 4.Все у него в доме: и музыка, и мебель- не могло не нравится.


15


Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1.Своих детей у него не было, и он решил усыновить близнецов. 2.Алмаз мы ценим как за красоту, так и за исключительную твердость. 3.Матросы отобедали и группами сидят или лежат между пушками. 4.В песне глубокая грусть и веселье, хватающее за душу. 1.Частично падежи сохранились и в английском, и в испанском языках. 2.Сквозь пелену тумана виднелись чернеющие на противоположном берегу деревья. 3.Две недели бушевала метель, завывая в печных трубах, грохоча крышами и устилая вокруг снежную пустыню. 4.Все у него в доме: и музыка, и мебель- не могло не нравится.


16


Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1.Днем небо голубое благодаря рассеиванию солнечного света атмосферой. 2.Несмотря на несовершенство первых фотокамер они позволяли сделать четкие снимки. 3.Для проявления изображения требовалось 8 часов. 4.Сегодня, снимая «Поляроидом», фотографию получают за несколько секунд. 1.Луч света, проходя сквозь толщу воды, преломляется. 2.По мере приближения автомобиля звук становится выше. 3.Не помня себя от радости Володя помчался домой. 4.Брат скрепя сердце согласился взять нас в тайгу.


17


Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1.Днем небо голубое благодаря рассеиванию солнечного света атмосферой. 2.Несмотря на несовершенство первых фотокамер, они позволяли сделать четкие снимки. 3.Для проявления изображения требовалось 8 часов. 4.Сегодня, снимая «Поляроидом», фотографию получают за несколько секунд. 1.Луч света, проходя сквозь толщу воды, преломляется. 2.По мере приближения автомобиля звук становится выше. 3.Не помня себя от радости, Володя помчался домой. 4.Брат скрепя сердце согласился взять нас в тайгу.


18


Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1.Из-за встречного ветра мороз кажется сильнее. 2.Поиски пропавшего, как и следовало ожидать не дали никакого результата. 3.Все в доме поэта, кажется, говорит о присутствии хозяина. 4.Барит (он называется также шпатом) употребляется для получения белой краски. 1.Генерал Раевский был, как известно, героем войны 1812 года. 2.Письмо Пушкина к брату, ( оно было рассчитано на широкий круг читателей), представляет собой образец пушкинской прозы. 3.Утраченная картина еще может быть найдена. 4.Сожженная повесть, может быть, сохранилась в черновиках.


19


Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1.Из-за встречного ветра мороз кажется сильнее. 2.Поиски пропавшего, как и следовало ожидать, не дали никакого результата. 3.Все в доме поэта, кажется, говорит о присутствии хозяина. 4.Барит (он называется также шпатом) употребляется для получения белой краски. 1.Генерал Раевский был, как известно, героем войны 1812 года. 2.Письмо Пушкина к брату ( оно было рассчитано на широкий круг читателей) представляет собой образецпушкинской прозы. 2.Письмо Пушкина к брату ( оно было рассчитано на широкий круг читателей) представляет собой образец пушкинской прозы. 3.Утраченная картина еще может быть найдена. 4.Сожженная повесть, может быть, сохранилась в черновиках.


20


На месте пропуска пишется НН 1.Бешен…ые кони мчались стремительно. 2.Все оживлен…ы приходом весны. 3.Неожидан…о в дверь постучали. 4. По лесу было рассеян…о несколько десятков палаток. Н 1.Вся комната была загроможден…а мебелью. 2.На улице безветрен..о. 3.Девочка умна и организован…а. 4. Все непринужден..о беседовали.


21


На месте пропуска пишется НН 1.Бешеные кони мчались стремительно. 2.Все оживлены приходом весны. 3.Неожиданно в дверь постучали. 4. По лесу было рассеяно несколько десятков палаток. Н 1.Вся комната была загромождена мебелью. 2.На улице безветренно. 3.Девочка умна и организованна. 4. Все непринужденно беседовали.


22


Выберите правильное предложение Играя в футбол,… 1.воспитывается чувство коллективизма. 2.у меня подвернулась нога. 3.незаметно пролетело время. 4.вы должны соблюдать правила. Проверяя диктант,… 1.у меня всегда остаются ошибки. 2.многие ученики не находят ошибки. 3.вспоминаются все правила. 4.вас ничто не должно отвлекать.


23


Выберите правильное предложение Играя в футбол,… 1.воспитывается чувство коллективизма. 2.у меня подвернулась нога. 3.незаметно пролетело время. 4.вы должны соблюдать правила. Проверяя диктант,… 1.у меня всегда остаются ошибки. 2.многие ученики не находят ошибки. 3.вспоминаются все правила. 4.вас ничто не должно отвлекать.


24


Найдите ошибку в объяснении 1.Чай ГОРЯЧ… — не пишется Ь, т.к. это прил. м. рода. 2.Облако ПОХОЖ… на коня – в безуд. оконч. кр. прил. В ср. роде, ед. ч. после шипящих – всегда Е. 3.В БЕСКРАЙН…Й степи – ж.род, предл. падеж, ед. ч. после мягких согласных – Е. 4.СТАРИНН…Ю песней – О, потому что ОЮ – окончание прил. В ж.р, тв. п., ед. ч. 1.СВЕЖ…Й зеленью – И, ЖИ – ШИ пишутся через И. 2.В ПОЗДН…Ю пору – Ю, т.к. прил. ж. р., вин. падеж. 3.РАНН…Ю порою – Е, т. к. прил. ж.род, тв. падеж. 4.Молоко ГОРЯЧ… — в окончаниях прил. после шипящих под ударением – О.


25


Найдите ошибку в объяснении 1.Чай ГОРЯЧ… — не пишется Ь, т.к. это прил. м. рода. 2.Облако ПОХОЖ… на коня – в безуд. оконч. кр. прил. В ср. роде, ед. ч. после шипящих – всегда Е. 3.В БЕСКРАЙН…Й степи – ж.род, предл. падеж, ед. ч. после мягких согласных – Е. 4.СТАРИНН…Ю песней – О, потому что ОЮ – окончание прил. В ж.р, тв. п., ед. ч. 1.СВЕЖ…Й зеленью – И, ЖИ – ШИ пишутся через И. 2.В ПОЗДН…Ю пору – Ю, т.к. прил. ж. р., вин. падеж. 3.РАНН…Ю порою – Е, т. к. прил. ж.род, тв. падеж. 4.Молоко ГОРЯЧ… — в окончаниях прил. после шипящих под ударением – О.


26


Определите тип речи Невдалеке виднелась большая деревня. Окна ее новых, украшенных резьбою изб весело играли на солнце. За деревнею тянулись желтые полосы крестьянских полей. Знания занимают в нашей жизни особое место. Если вы хотите выяснить, можно ли обжечься бенгальским огнем, то для этого достаточно потрогать рукой холодные искры. Но увидеть, потрогать знание невозможно. Компьютеры, антибиотики – все это видимые результаты знаний, накопленных человечеством. Но само знание незримо.


27


Определите тип речи Невдалеке виднелась большая деревня. Окна ее новых, украшенных резьбою изб весело играли на солнце. За деревнею тянулись желтые полосы крестьянских полей.Повествование Знания занимают в нашей жизни особое место. Если вы хотите выяснить, можно ли обжечься бенгальским огнем, то для этого достаточно потрогать рукой холодные искры. Но увидеть, потрогать знание невозможно. Компьютеры, антибиотики – все это видимые результаты знаний, накопленных человечеством. Но само знание незримо.Рассуждение


28


Спасибо за урок!


29


Использованные материалы: 1.Диагностика образовательных достижений обучающихся в городе Москве в учебном году./-М.: Московский центр качества образования, 2008.

скачать
АРМЕНИЯ – 2011

Министерство образования и науки РА

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Письменный тур олимпиады в марзах (180мин.)

10 11 классы

  1. Анаграмма – это перестановка букв в слове, создающая новое слово. Составьте на основе четырех данных слов 4 новых.

Ниомтме, еначире, жатир, лваик

За каждый правильный ответ – 1 б. Максимальная оценка за задание – 4 б.

  1. Вы покорите вершину, если не сделаете ни одного ошибочного шага. Желаем легких восхождений.

стаж…р

с…митировать, ч…ре…чур

просв…щение, ад…ютантский, напр…жение

б…ч…вка, вяза…ный, укр…титель, об…яние

^

  1. Ответьте на вопросы пословицей или поговоркой.

А. Сколько раз платит скупой?

Б. Кто в поле не воин?

В. Почему иногда дуют на воду?

Г. Куда падает яблоко?

^

  1. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

^

  1. Назовите одним словом.

А. Искусство писать четким, красивым почерком –…

Б. Рисунок, комически или сатирически изображающий кого нибудь или что-нибудь –…

В. Основной закон государства –…

Г. Заграждение из подручных материалов, применяемое в уличных боях –…

^

  1. Установите соответствия между фразеологизмами и их значениями.
1. Бесструнная балалайка А. Погиб, перестал существовать
2. Кисейная барышня Б. Болтливый человек
3. Поминай как звали В. Жить в нищете, быть отсталым
4. Лаптем щи хлебать Г. Изнеженный, не приспособленный к жизни человек

За каждый правильный ответ – 0,5 б. Максимальная оценка за задание – 2 б.

  1. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?

Оценка за задание – 1 б.

  1. Расставьте знаки препинания.

Отколе умная бредешь ты голова?

Оценка за задание – 1 б.

  1. Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти?

Оценка за задание – 1 б.

  1. Как называется дорожка, ведущая от буквы «А» до буквы «Я»?

Оценка за задание – 1 б.

  1. Из букв слова заклинание составьте 10 неодносложных слов.

За каждый правильный ответ – 0,5 б. Оценка за задание – 5 б.

  1. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом произносил?

Оценка за задание – 1 б.

  1. Какое небесное тело имеет два названия: одно – мужского рода, другое – женского?

^

  1. Выпишите правильный вариант.

А. Комар носа не всунет или комар носа не подточит?

Б. Тот, кто забывает поздороваться, невежа или невежда?

В. Вопреки обычаю или вопреки обычая?

Г. Признательность за рубежом или признание за рубежом?

За каждый правильный ответ – 0,5 б. Оценка за задание – 2 б.

  1. ^

А. Северная столица Б. Первая леди В. Страна тюльпанов Г. Второй хлеб

^

  1. Найдите слово, которое может писаться только с и.

Изживать, запивать, спишите, обезболить, приступить.

^

  1. Выберите из скобок существительные, подходящие к прилагательным.

А. Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, срок, ремонт).

Б. Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, уборка).

В. Гармоничный, гармонический (человек, колебание, ансамбль, ряд).

^

  1. Как, добавляя к словам одну и ту же букву, превратить существительные в глаголы? Запишите полученные глаголы.

Клич, трон, пример, полет, стан.

^

  1. Напишите по 2 правильных сочетания с каждым из слов (всего 8 сочетаний).

А. Потерпеть победу. Б. Повысить кругозор. В. Уделить значение. Г. Справиться с указаниями.

За каждый правильный ответ – 0.5б. Оценка за задание – 4 б.

  1. Узнай произведение по его финалу, назови автора.

«И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!…»

Оценка за задание – 1 б.

  1. Из приведенных в скобках слов выберите нужные.
А. Тифозная, творческая (горячность, горячка)
Б. Главный, заглавный (улица, роль)
В. Динамичный, динамический (темп, теория)
Г. Длинный, длительный (отпуск, доклад)

^

  1. Какие пословицы использованы в этих газетных заголовках?

А. На продавца и зверь бежит.

Б. Холод не тетка.

В. И в тесноте, и в обиде.

Г. Вот тебе, бабушка, и первое сентября.

За каждый правильный ответ – 0,5 б. Оценка за задание – 2 б.

  1. Назовите по данному значению слова, которые одинаково читаются как справа налево, так и слева направо.
    1. Кусок какого-либо вещества, уплотненный и принявший более или менее округлую форму –…
    2. Сильное наводнение –…
    3. Заведение низшего разряда в дореволюционной России –…
    4. Обращение к замужней женщине во Франции –…

За каждый правильный ответ – 0,5 б. Оценка за задание – 2б.

  1. Разгадайте шараду.

Названье русской меры веса

В шараде этой – первый слог.

Вторую часть – в породах леса

Ты отыскать легко бы смог.

А целое – узнает всякий

В породе комнатной собаки.

^

  1. У каких существительных нет формы единственного числа?

Очи, бигуди, усы, санки, лыжи, каникулы, сутки, жалюзи.

^

  1. Восстановите из приведенных ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы.
1. Пиковый А. Цветок
2. Каменный Б. Фамилия
3. Лошадиный В. Рыцарь
4. Скупой Г.Дама

Оценка за задание – 1 б.

  1. Расшифруйте пословицу.

Шепсошипь   ейдюл шешимьсан.

Оценка за задание – 1 б.

  1. Приставка этого слова находится в слове «понес», корень – в слове «слово», суффикс в слове «курица», окончание – в слове «крапива». Напишите это слово.

^

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Проверяя диктант,

а) у меня всегда остаются ошибки; б) многие из учеников не находят ошибки; в) вспоминаются все правила; г) вас ничто не должно отвлекать.

Оценка за задание – 1 б.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
    1. В своих рассказах автор поднимает ряд вопросов, волнующих читателей.
    2. Все собравшиеся на экскурсию ученики должны ждать у входа в школу.
    3. Многие, кто бывал в старинном русском городе Угличе, знают, что его история уходит корнями в далекое прошлое.
    4. Вам необходимо немедленно оплатить за телефонные переговоры.

Оценка за задание – 1 б.

  1. Выберите правильное написание сказочного персонажа.

дед Мороз, Дед Мороз, Дед Мороз, дед –Мороз, дед мороз, дед мороз.

Оценка за задание – 1 б.

  1. Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения).

Штаны, сени, носилки, иваси.

^

  1. Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции?

Оценка за задание – 1 б.

  1. Запишите слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:
      1. в гостинице –
      2. в поезде –
      3. в поликлинике –
      4. на корабле –
      5. в больнице –
      6. в музее –

За каждый правильный ответ – 0,5 б. Оценка за задание – 3б.

  1. Переставляя буквы, решите примеры. Ответом будут женские имена.

А. Ока + сан = ? Б. Рана + сок = ? В. Пекло + тара = ? Г. Серия + и + фон =?

^

  1. Oпределите синтаксическую функцию глаголов в неопределенной форме в этом отрывке из стихотворения Е.Винокура.

Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это…

^

  1. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.

Оценка за задание – 1 б.

  1. Прочитайте текст и выполните задания А1 – А6.

(1)…(2) Благодаря этому пленка оказывается раствором электролита. (3) В месте, где железо находилось в контакте с медью, возникает гальваническая пара, в которой анодом будет служить железо, а катодом – медь. (4) Железо будет непрерывно окисляться, а медь будет лишь проводником электронов, и она будет все время сохраняться, пока железо полностью не окислится. (5) … железо будет значительно сильнее окисляться, чем если бы оно было одним. (6) А медь, наоборот, будет находиться под защитой железа.

А1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в тексте?

  1. В природных условиях поверхность металлов всегда покрыта пленкой воды, в которой растворены воздух и углекислый газ.
  2. В природе металлы практически не встречаются в чистом виде.
  3. Если металлическое изделие изготовлено из железа и меди, оно будет подвержено коррозии.
  4. Железо, будучи активным металлом, под воздействием воздуха быстро окисляется.

А2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?

1) Напротив: 2) Тем не менее; 3) Может быть; 4) Таким образом.

А3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. оказывается раствором (предложение (2));
  2. будет служить железо (предложение (3));
  3. медь будет проводником (предложение (4));
  4. будет находиться (предложение (6)).

А4. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста?

  1. сложноподчиненное;
  2. сложное с подчинительной и бессоюзной связью;
  3. сложное с сочинительной и подчинительной связью;
  4. сложносочиненное.

А5. Укажите, в каком из предложений есть производный предлог.

  1. 2; 2) 3; 3) 4; 4) 6.

А 6. Укажите значение слова пара в предложении 3.

1) запряжка в две лошади;

2) два однородных предмета, вместе употребляемые и составляющие целое;

3) мужской костюм;

4) два лица, находящиеся и действующие вместе, объединенные чем либо общим.

^

  1. Кто из героев повести А.С.Пушкина является историческим лицом, а кто   вымышленным?
  1. «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло шестнадцать лет».
  2. «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».

^ .

  1. Придумайте 6 разных слов, начинающихся и оканчивающихся на букву «К».

к – к

к – – к

к – – – к

к – – – – к

к – – – – – к

к – – – – – – к

За каждый правильный ответ – 0,5 б. Оценка за задание – 3б.

Общая оценка работы снижается:

за каждую орфографическую или грамматическую ошибку – на 0,2 балла,

за каждую пунктуационную ошибку – на 0,1 балла,

за каждые 4 исправления – 0,2 балла.

Высшая оценка за работу – 80 баллов

Дата 24.10.2013
Размер 90,66 Kb.
Тип Документы, Образовательные материалы

Проверочные работы (чаще всего контрольный
диктант), проводимые в школе, дают учителю
общую картину состояния орфографической и
пунктуационной грамотности учащихся.

На первое место в проверочных работах,
естественно, выступает контролирующая их
функция, в процессе письма ученик поставлен в
такие условия, что он должен писать во всех
случаях: и когда он уверен, что пишет правильно, и
когда не уверен в этом. Никто не интересуется его
сомнениями.

Но в интересах обучения учителю важно выявить
все эти сомнения, важно иметь картину истинного
уровня знаний учащихся”

Таким видом работ и является диктант »
Проверяю себя”, главное назначение которого
состоит в том, чтобы выявлять сомнения учащихся
при письме и научить их сомневаться, когда они
сталкиваются с орфограммой.

Большое количество сомневающихся в написании
той или иной орфограммы — сигнал учителю о том,
что над этой орфограммой нужно продолжать
работать, нужны еще обучающие упражнения,
преждевременно включать ее в контрольную работу.

Наша задача – обучить всех школьников, и
обучить хорошо. Очень важно, чтобы учитель
постоянно имел ясное представление о том, как
усвоен материал всеми учениками, кто в чем
затрудняется, кому необходимо помочь. При этом
помощь учителя должна быть своевременной.

Обычно данные об усвоении учащимися
орфографических правил учитель получает с
большим опозданием — при проверке тетрадей, при
проведении контрольных работ, когда ошибки уже
допущены. К тому же зачастую остается
неизвестными причины, по которым ученики
допустили те или иные ошибки. Работа над ошибками
начинается с большим опозданием и не всегда
достигает цели.

Кроме того, обычная проверка знаний учащихся с
помощью контрольного диктанта не дает
возможности выявить скрытые ошибки в виде
случайно правильных написаний. А их бывает много,
о чем свидетельствует такой, например, факт.

Учащиеся писали контрольный диктант,
результаты которого им не сообщались. Через два
дня тот же диктант был проведен вторично в этом
же классе. Общее количество ошибок в обоих
случаях было примерно одинаковым.

Но интересно, что при повторном диктанте
исчезло примерно 50% ошибок, допущенных в первый
раз, а вместо них появилось такое же количество
новых неверных написаний.

Применялся и другой порядок работы: после
первого диктанта работали над ошибками, а затем
давали повторный диктант. Количество ошибок
снижалось, повторяли свои ошибки немногие
ученики, однако новых ошибок по-прежнему
оказывалось довольно значительное количество.

Результаты всегда имели одну особенность: чем
лучше была проведена работа над ошибками, тем
меньше их допускали при повторной диктовке, но
зато возрастал процент новых ошибок.

Как же научиться своевременно обнаруживать и
предупреждать скрытые ошибки? Как развить
способность учащихся видеть орфограммы, видеть
те места, где возможна при письме
орфографическая ошибка?

Решение этой задачи строится на основе
методики, разработанной для диктанта »
Проверяю себя». Диктант стал проводиться и как
обучающий (предупредительно-объяснительный), и
как обучающе- проверочный
(контрольно-объяснительный) .

Проводимый как обучающий, диктант » Проверяю
себя» позволяет предупреждать ошибки в
процессе письма.

Учащиеся получают установку: те орфограммы, в
написании которых они сомневается, пропустить,
подчеркнуть место пропуска и написать на полях
против этой строки вопрос). Таким образом
осуществляется предупреждение ошибок.

После записи каждого предложения учитель
выясняет, у кого в процессе письма возникли
вопросы. При этом рекомендуется поднять руки не
только тем, у кого вопрос возник в момент записи и
орфограмма пропущена, но и тем, кто лишь сейчас
обнаружил, что не уверен в правильности
написанного слова или не может объяснить
орфограмму.

Учитель видит, сколько учеников затрудняются
объяснить написание, и просит других учащихся
ответить на вопросы товарищей. Отвечает кто-либо
из школьников, не поднявших руку(т.е. из тех, у
кого вопрос не возник и кто, следовательно, может
объяснить написание). Иногда с помощью учителя
может ответить и сам ученик, задавший вопрос.
Если учащиеся не могут дать полного и четкого
объяснения, их ответы уточняет учитель. Когда
написание объяснено и ответ на вопрос получен,
учащиеся, пропустившие орфограмму, вписывают ее,
а допустившие ошибку — исправляют.

Если есть еще написания, в которых, по мнению
учителя, учащиеся могут ошибиться, то вопрос
задает сам учитель, хотя у учеников этого вопроса
не возникло.

Для тех, кто пропустил орфограмму в момент
письма, диктант является предупредительным, а
для тех, кто исправил только что допущенную
ошибку, он объяснительный.

Вот как выглядит запись одного и того же
предложения у разных учащихся.

До проверки:

1.

! Ранн_м морозн_м утром я иду по зимн_му лесу.
! ( Ученик пропустил затруднившие его
орфограммы)

2.

! Раннем морозным утром я иду по зимниму лесу.
! (Ученик, написав слово ранним с ошибкой,
засомневался в написании и оформил вопрос. В
слове зимнему он не заметил ошибки, сомнения у
него не возникло.)

ПОСЛЕ Проверки:

1.

! Ранним морозным утром я иду по зимнем у лесу.
! (Ученик вставил пропущенные орфограммы,
написал без ошибок.)

2.

! Ранним морозным утром я иду по зимнему лесу.
! (Ученик исправил допущенную ошибку и в том
случае, когда у него возник вопрос, и тогда, когда
не возник.)

Обучающий диктант » Проверяю себя» может
проводиться почти на каждом уроке: после
изучения нового материала, в начале следующего
урока при повторении, на уроках закрепления
обобщающего повторения в качестве подготовки к
контрольным работам.

В зависимости от характера орфограмм диктант
может быть словарным (из слов или
словосочетаний), состоять из отдельных
предложений или небольшого связного текста.

На уроках закрепления и обобщающего повторения
текст для обучающего диктанта может быть насыщен
орфограммами на различные правила, быть большим
по объему.

Иногда такой диктант занимает целый урок. Но
чаще всего учитель, обнаружив хорошее усвоение
материала по тем или иным разделам, переходит к
более сложным видам упражнений, к работам
творческого характера. Обучающий диктант »
Проверяю себя» позволяет организовать
эффективное обучение, помогает учителю видеть,
как усвоен материал, можно ли переходить к другой
тем е или к другим, более сложным упражнениям, в
частности к обучающе-проверочному диктанту »
Проверяю себя».

Обучающее-проверочный диктант » Проверяю
себя» не дает возможности предупредить ошибки,
но позволяет учесть фактическую грамотность
учащихся даже более точно, чем контрольный
диктант, при этом контроль сочетается с
обучением.

Методика проведения обучающе-проверочного
диктанта «Проверяю себя» следующая.

Диктуемый текст учащиеся записывают без
пропусков орфограмм, но сомнительнее для себя
орфограммы и пунктограммы подчеркивает, а на
поля (вопрос).

В том случае, если диктант проводится в течении
урока или значительной части его и учитель
намерен выставить в журнал оценки за диктант,
вводится дополнительное оформление: в скобках
после предложения школьник указывает количество
вопросов, возникших у него в процессе записи
этого предложения: (?0)- вопросов нет (ноль), (? 1)один
вопрос и т.д.

НАПРИМЕР: Я пришел на обрыв и увидил
превосходную картину.

Продиктовав предложение и дав учащимся время
на обдумывание своих затруднений, учитель
проходит между рядами парт и просматривает,
сделано ли дополнительное оформление количества
вопросов в скобках. И лишь после этого учащимся
разрешается задавать вопросы вслух. Указание
количества вопросов в скобках нужно затем, чтобы
ученик не оформлял вопросов после того, как
кто-то другой спросил о трудной орфограмме, и
чтобы можно было точно определить степень
орфографической зоркости учащихся (если такой
учет ведется.). Если же по методике
обучающе-проверочного диктанта записывается
небольшой текст, за который отдельная опенка не
будет выставляться указание количества вопросов
по каждому предложению необязательно.

Как видим, при обучающе-проверочном диктанте
» Проверяв себя” ошибки не предупреждаются, но
развиваются способности учащихся
самостоятельно отыскивать допущенные ошибки.

Учитель же, проверяя тетради, видит все
ученические исправления сделанные как по своим,
так и по чужим вопросам, и может учесть
фактическую грамотность класса.

Такой вид работы совмещает в себе
особенности и объяснительного, и контрольного
диктанта.

В силу особенностей обучающе-проверочный
диктант нельзя проводить после только что
изученной темы. Надо дать время на усвоение
правила, и когда учитель видит, что
сомневающихся в написании почти нет
(обучающе-предупредительный вариант диктанта
» Проверяю себя»), он переходит к
обучающе-проверочному варианту диктанта.

Обучааще-проверочный диктант » Проверяю
себя», занимающий небольшую часть урока и
обычно не требующий отдельной оценки, может
проводиться довольно часто как на уроках
изучения нового материала, так и на уроках
закрепления и обобщающего повторения.
Намеченный учителем для диктанта текст может
быть использован вначале как обучающий, затем
как обучающе-проверочный диктант и, наконец, как
контрольный: ход урока подскажет, когда можно
давать более трудный вид диктанта.

На уроках закрепления и повторения
обучающе-пловерочный диктант » Проверяю
себя» может быть рассчитан на пол-урока и более
и в этих случаях может оцениваться. Оценивается и
словарный обучающее-проверочный диктант »
Проверяю себя», хотя он может занимать всего
10-12 минут урока. Такие диктанты, по усмотрение
учителя, могут проводиться четыре-пять раз в
четверть.

Наконец, обучающе-проверочный диктант »
Проверяю себя», охватывающий ряд изученных
правил, может быть рассчитан на целый урок и
проводиться вместо контрольного диктанта или же
предшествовать ему. Такой диктант » Проверяю
себя» в моей практике проводится один-два раза
в четверть. За него обязательно выставляются
оценки.

Если учащиеся уже неоднократно писали диктант
» Проверяю себя”, то за этот диктант,
проведенный по методике обучающе-проверочного
могут быть ыставлены две опенки: первая оценка –
за работу на уроке, вторая – за фактические
знания. В классном журнале оценка выставляется
дробью или отводятся две колонки с надписями: »
обуч», » контр.(т.е. оценки выставляются и за
обучающий, и за контрольный диктант). Наш опыт
показал, что рассекречивание второй опенки не
пугает учащихся и не ухудшает качества их работы
во время диктанта. При этом требования к учащимся
постепенно повышаются. Сначала, когда ставится
одна оценка, учитываются только ошибки,
оставленные неисправленными (при правильной
методике проведения диктанта их с самого начала
бывает немного). Затем » 5 » ставится лишь за
такую работу, в которой не оставлено ошибок и все
исправления связаны с личными вопросами самого
ученика: если в тетради ошибок не оставлено, но
все исправления или часть их сделаны по чужим
вопросам, обычно ставится » 4″ ( «3» может
быть поставлено, если ошибок много и все они
исправлены по чужим вопросам). В дальнейшем эти
требования сохраняются по отношение к первой
оценке – за работу на уроке. Строго снижается
первая оценка за ошибки, оставленные
неисправленными, если эти орфограммы
разбирались на уроке; за одну такую ошибку ставлю
«3», а в дальнейшем “2”, особенно в тех
случаях, если ошибок ученик вообще допустил мало.

Вторая же оценка ставится, как правило, по
нормам контрольного диктанта, но при этом
учитываются все фактически допущенные ошибки и
оставленные учителю, и исправленные сами
учеником по своим и чужим вопросам. Поэтому у
некоторых учеников могут быть значительные
расхождения в оценках. Например: первая оценка
“5”, вторая “2” (допущено 5-6 орфографических
ошибок, но все они связаны с личными вопросами и
исправлены самим учеником).

Первая оценка – «2»,вторая – «4”
(допущены две орфографические ошибки, вопросов у
данного ученика не было, ошибки не исправлены,
хотя эти орфограммы на уроке разбирались).

Во время диктанта учитель может в своем тексте
сразу же подчеркивать те орфограммы и
пунктограммы, которые вызывают вопросы со
стороны учащихся. Тогда текст учителя выглядит
примерно так: при проверке работ учитель, как
обычно, красным цветом на полях «палочками»
и » галочками» ошибки, не исправленные
учащимися, обводя кружком ошибки, допущенные в
орфограммах к которым на уроке были заданы
вопросы. Обнаружив на полях “?”, учитель смотрит,
какая орфограмма подчеркнута, к правильному или
ошибочному написанию задан вопрос.

Если вопрос поставлен к правильному написанию,
то ошибки нет: оценка за вопросы к правильным
написаниям не снижается.

Если вопрос задан к ошибочному написанию,
учитель может снизить оценку.

Исправления учащимися не подчеркнутых ими
орфограмм в большинстве случаев сделаны по
вопросам товарищей, учителя или самостоятельно,
после того как вопросы были заданы.

Все исправления и ошибки несут учителю
дополнительную информацию об уровне развитости
орфографической зоркости учащихся. А сами
учащиеся тоже видят свои успехи в этом отношении.

Это методика проведения обучающего и
обучающе-проверочного диктанта » Проверяю
себя» в чистом виде. Но разновидности
диктантов часто переплетаются.

Как видно из сказанного, особенности методики
диктанта » Проверяю себя» выразились в
следующем:

  1. Учащиеся задают вопросы и получают ответы, как
    правило, после написания каждого предложения, а
    не тогда, когда напишут весь текст диктанта.
    Таким образом, разрешение сомнений учащихся не
    откладывается, а происходит немедленно ,и, если в
    следующих предложениях встречаются подобные
    орфограммы, ученики могут написать их правильно,
    так осуществляется косвенное предупреждение
    ошибок. при этом легко решается вопрос об объеме
    диктанта, рассчитанного на целый урок: учащиеся
    напишут столько, сколько успеют ( текст надо
    подобрать с некоторым запасом.).
  2. О шибки исправляются организованно: учащиеся
    должны внимательно выслушать вопрос и ответ на
    него, затем найти в своем работе (разбираемое
    слово и, если допущена ошибка, исправить её,
    только после этого, выждав некоторое время,
    учитель разрешает задать следующий вопрос. При
    такой организации работы, когда исключается
    спешка и школьникам представляется время на
    обнаруживание и исправление ошибок, удается
    добиться то, что у учащихся практически не
    остается не исправленных ими ошибок по
    орфограммам, которые разбирались в классе.
  3. Так как учитель сам спрашивает учащихся по
    трудным орфограммам если они не зададут вопроса,
    то оказалось возможным добиться того, что 80-90%
    ошибок ( а иногда и все 100%) исправляют на уроке
    сами учащиеся.

Практика показала, что если диктант проводится
методически правильно, то даже первый диктант
учащиеся пишут сравнительно неплохо (имеем в
виду не фактическую грамотность, а обучающую
сторону диктанта).

В дальнейшем оказалось возможным методику
диктанта “Проверяв себя» распространить на
другие виды работ: тренировочные, творческие,
подготовительные.

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Тест на проверку грамотности: «Без ошибок» — попробуйте ответить на все вопросы правильно

А как Вы оцениваете свою грамотность? Знаете, как правильно, «звОнят» или «звонЯт»? Или Ваши любимые слова «ихний», «евоный», каклета», «колидор» и «кекчуп»? Давайте же скорее приступим к тесту и проверим Вашу грамотность!

Вопрос 1 из 15

Неправильное ударение в слове…

свЁкла

красИвее

звОниь

квАртал

Вопрос 2 из 15

… итоги конференции директор высказал своё мнение

Подведя

Проведя

Заводя

Подводя

Вопрос 3 из 15

Она была красива, но очень изнеже..а

нн

н

Вопрос 4 из 15

«Война и мир» … Львом Толстым

написана

написан

написаны

Вопрос 5 из 15

Как напишите «Меня интересует не…что иное»

Слитно

Раздельно

Вопрос 6 из 15

В каком словосочетании допущена ошибка?

мелкая изморось

ажурная изморозь

ели вперемешку с берёзами

Вопрос 7 из 15

Как правильно пишется?

не значительный

незначительный

Вопрос 8 из 15

У меня нет пятисот или пятиста рублей?

пятисот

пятиста

Вопрос 9 из 15

Выберите правильный вариант

выкорчованный

выкорчеванный

Вопрос 10 из 15

В каком слове проверяемая безударная гласная?

к..мпания

укр..щать

к..мпонент

Вопрос 11 из 15

Как правильно пишется?

не быстро

небыстро

Вопрос 12 из 15

Определите глагол первого спряжения

петь

клеить

обеспечить

Вопрос 13 из 15

Какой правильный вариант

подъячий

подячий

подьячий

Вопрос 14 из 15

Как правильно пишется?

Одно и тоже

Одно и то же

Вопрос 15 из 15

Синонимслова «одиозный»

крайне неприятный

любимый

значительный

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проверяние текста на ошибки
  • Проверяемый файл должен соответствовать xsd схеме как исправить
  • Проверьте что запрос к несуществующей странице вернет ошибку 404
  • Прожженный пластиковый подоконник как исправить
  • Прожженный палас как исправить