Периодически просматривая фильмы о школе и учителях, я натолкнулся на картину «Работа над ошибками» Андрея Бенкендорфа. Хотя фильм и не является безупречным во всех отношениях, но стоит того, чтобы его посмотреть.
Ценность этой кинокартины в том, что в ней затрагиваются очень важные вопросы, связанные с педагогической профессией и воспитанием подрастающего поколения. Во-первых, в фильме поднимается вопрос профессии или, точнее, призвания педагога. Этот вопрос, как мне кажется, красной нитью проходит через всю картину. «Педагогика – это профессия, а не сезонная халтура» – дважды звучат эти слова в фильме (в начале и в конце), как бы акцентируя наше внимание на этом основном вопросе. Главный герой фильма журналист Андрей Петрушов временно устраивается преподавать русский язык и литературу в школе, пока не освободится место в редакции журнала. И вот здесь-то и начинается «работа над 1-ой ошибкой», которую, возможно, совершают многие, кто идут в школу, совершенно не имея призвания к педагогической профессии: идут, потому что так складываются обстоятельства, идут, чтобы просто не сидеть дома, идут, чтобы немного подзаработать (хотя сегодня, учитывая то, какая зарплата у педагогов, это выглядит смешно), идут, чтобы через некоторое время уйти… И ситуация усугубляется, если человек, не имеющий призвания педагога, тем не менее под давлением обстоятельств продолжает работать в школе достаточно долго, «воспитывая» подрастающее поколение, будучи сердцем далеко от школы и от детей. Неизвестно, что держит в школе учителя физики Максима Эдуардовича, друга Андрея Петрушова, но похоже педагогическая профессия не приносит ему совершенно никакого удовлетворения, что отражается и на детях, которые не любят его как учителя. Люди, которые работают в школе, но их сердце не в школе и не в детях – такие люди совершает ошибку, которую невозможно исправить. К такому заключению, на мой взгляд, и пытаются нас подвести авторы и герои фильма, говоря устами главного героя следующие слова: «Каждый человек, который решил посвятить себя школе, в той или иной степени руководствуется девизом «сеять разумное, доброе, вечное»». Андрей Петрушов говорит эти слова как бы самому себе, обернувшись спиной к классу – ему трудно смотреть в глаза детям, ведь он-то как раз решил не посвящать себя школе, считая, свое преподавание «сезонной халтурой». Но тем не менее он честен как с самим собой, так и с детьми, признавая свои ошибки, что и вызывает к нему симпатию со стороны учеников, а также со стороны зрителя.
Во-вторых, в фильме поднимается вопрос духовных ценностей – вопрос, который, на мой взгляд, был не просто актуальным, но ключевым в эпоху перестройки. Ведь нужно было «перестроить» общество таким образом, чтобы в его основании были заложены духовные, а не материальные (как это было раньше) ценности. В Советском Союзе, где церковь и священники, мягко говоря, не приветствовались, носителем духовных ценностей прежде всего должен был быть педагог, сеющий семена этих ценностей в детские сердца посредством своего предмета. И, возможно, профессия учителя требует от человека морального совершенства больше, чем какая-либо другая профессия. Ведь чтобы привести детей в соприкосновение с духовными ценностями, самому нужно быть образцом и примером этих ценностей. И вот здесь герои фильма предлагают нам «поработать над 2-ой ошибкой», которую совершают те, кто идут в школу, будучи в моральном отношении людьми не очень духовными или духовно не готовыми к воспитанию трудных детей, что в конце концов и приводит к разочарованию в педагогической деятельности. Но журналист-учитель Андрей Петрушов вызывает симпатию у зрителя и здесь: он смог заинтересовать детей – даже бездельников и лентяев – достойным примером (репрессированным писателем Пустырёвым), которому можно подражать, и он сам достойно выдерживает испытание с соблазнением, что конечно же поднимает его авторитет в глазах тех самых трудных учеников. Таким образом, посредством своего предмета и собственным примером он таки смог привести детей к соприкосновению с духовными ценностями, от чего они безусловно стали «чище и выше душой». Но ему не хватило веры в детей и терпения, чтобы увидеть плоды посеянного им же «семени разумного, доброго, вечного». На появление плода, как известно, всегда нужно время. А у Андрея Петрушова этого времени по определению просто не было, так как он устроился в школу временно. И в этом-то и состояла его ошибка…
Словом, фильм побуждает задуматься над многими вопросами, и в этом его ценность. Вопросы, затронутые в нем, также актуальны сегодня, как и тогда. Думаю, что эту картину полезно посмотреть всем без исключения. Но особенно рекомендовал бы этот фильм в первую очередь учителям и ученикам-старшеклассникам, студентам. Учителям – чтобы научиться работать над своими ошибками, уметь их признавать, чтобы не капитулировать и не опускать руки преждевременно, и чтобы лучше понять суть педагогического призвания; ученикам – чтобы не совершать одни и те же ошибки в будущем, но вовремя понять, что «интеллигентность, порядочность, чувство собственного достоинства – не отвлечённые понятия, а непреложное качество каждой свободной личности», и чтобы научиться хоть иногда, пусть даже с опозданием, ободрять своих учителей, давая им понять, что посеянные ими семена духовных ценностей проросли и принесли свои плоды
Источник
Периодически просматривая фильмы о школе и учителях, я натолкнулся на картину «Работа над ошибками» Андрея Бенкендорфа. Хотя фильм и не является безупречным во всех отношениях, но стоит того, чтобы его посмотреть.
Ценность этой кинокартины в том, что в ней затрагиваются очень важные вопросы, связанные с педагогической профессией и воспитанием подрастающего поколения. Во-первых, в фильме поднимается вопрос профессии или, точнее, призвания педагога. Этот вопрос, как мне кажется, красной нитью проходит через всю картину. «Педагогика — это профессия, а не сезонная халтура» — дважды звучат эти слова в фильме (в начале и в конце), как бы акцентируя наше внимание на этом основном вопросе. Главный герой фильма журналист Андрей Петрушов временно устраивается преподавать русский язык и литературу в школе, пока не освободится место в редакции журнала. И вот здесь-то и начинается «работа над 1-ой ошибкой», которую, возможно, совершают многие, кто идут в школу, совершенно не имея призвания к педагогической профессии: идут, потому что так складываются обстоятельства, идут, чтобы просто не сидеть дома, идут, чтобы немного подзаработать (хотя сегодня, учитывая то, какая зарплата у педагогов, это выглядит смешно), идут, чтобы через некоторое время уйти… И ситуация усугубляется, если человек, не имеющий призвания педагога, тем не менее под давлением обстоятельств продолжает работать в школе достаточно долго, «воспитывая» подрастающее поколение, будучи сердцем далеко от школы и от детей. Неизвестно, что держит в школе учителя физики Максима Эдуардовича, друга Андрея Петрушова, но похоже педагогическая профессия не приносит ему совершенно никакого удовлетворения, что отражается и на детях, которые не любят его как учителя. Люди, которые работают в школе, но их сердце не в школе и не в детях — такие люди совершает ошибку, которую невозможно исправить. К такому заключению, на мой взгляд, и пытаются нас подвести авторы и герои фильма, говоря устами главного героя следующие слова: «Каждый человек, который решил посвятить себя школе, в той или иной степени руководствуется девизом «сеять разумное, доброе, вечное»». Андрей Петрушов говорит эти слова как бы самому себе, обернувшись спиной к классу — ему трудно смотреть в глаза детям, ведь он-то как раз решил не посвящать себя школе, считая, свое преподавание «сезонной халтурой». Но тем не менее он честен как с самим собой, так и с детьми, признавая свои ошибки, что и вызывает к нему симпатию со стороны учеников, а также со стороны зрителя.
Во-вторых, в фильме поднимается вопрос духовных ценностей — вопрос, который, на мой взгляд, был не просто актуальным, но ключевым в эпоху перестройки. Ведь нужно было «перестроить» общество таким образом, чтобы в его основании были заложены духовные, а не материальные (как это было раньше) ценности. В Советском Союзе, где церковь и священники, мягко говоря, не приветствовались, носителем духовных ценностей прежде всего должен был быть педагог, сеющий семена этих ценностей в детские сердца посредством своего предмета. И, возможно, профессия учителя требует от человека морального совершенства больше, чем какая-либо другая профессия. Ведь чтобы привести детей в соприкосновение с духовными ценностями, самому нужно быть образцом и примером этих ценностей. И вот здесь герои фильма предлагают нам «поработать над 2-ой ошибкой», которую совершают те, кто идут в школу, будучи в моральном отношении людьми не очень духовными или духовно не готовыми к воспитанию трудных детей, что в конце концов и приводит к разочарованию в педагогической деятельности. Но журналист-учитель Андрей Петрушов вызывает симпатию у зрителя и здесь: он смог заинтересовать детей — даже бездельников и лентяев — достойным примером (репрессированным писателем Пустырёвым), которому можно подражать, и он сам достойно выдерживает испытание с соблазнением, что конечно же поднимает его авторитет в глазах тех самых трудных учеников. Таким образом, посредством своего предмета и собственным примером он таки смог привести детей к соприкосновению с духовными ценностями, от чего они безусловно стали «чище и выше душой». Но ему не хватило веры в детей и терпения, чтобы увидеть плоды посеянного им же «семени разумного, доброго, вечного». На появление плода, как известно, всегда нужно время. А у Андрея Петрушова этого времени по определению просто не было, так как он устроился в школу временно. И в этом-то и состояла его ошибка…
Словом, фильм побуждает задуматься над многими вопросами, и в этом его ценность. Вопросы, затронутые в нем, также актуальны сегодня, как и тогда. Думаю, что эту картину полезно посмотреть всем без исключения. Но особенно рекомендовал бы этот фильм в первую очередь учителям и ученикам-старшеклассникам, студентам. Учителям — чтобы научиться работать над своими ошибками, уметь их признавать, чтобы не капитулировать и не опускать руки преждевременно, и чтобы лучше понять суть педагогического призвания; ученикам — чтобы не совершать одни и те же ошибки в будущем, но вовремя понять, что «интеллигентность, порядочность, чувство собственного достоинства — не отвлечённые понятия, а непреложное качество каждой свободной личности», и чтобы научиться хоть иногда, пусть даже с опозданием, ободрять своих учителей, давая им понять, что посеянные ими семена духовных ценностей проросли и принесли свои плоды
Работа над ошибками | |
---|---|
Жанр | социальная драма, экранизация |
Режиссёр | Андрей Бенкендорф |
Автор сценария |
Владимир Холодов, по повести Юрия Полякова |
Оператор | Сергей Стасенко |
Композитор | Игорь Поклад |
Кинокомпания | Киностудия имени А. Довженко, Второе творческое объединение |
Длительность | 74 мин. |
Страна | СССР |
Год | 1988 |
IMDb | ID 0307362 |
«Работа над ошибками» — советский фильм 1988 года по мотивам одноимённой повести Юрия Полякова.
Сюжет
И в 90-е годы, когда страна буквально билась в припадке духовного саморазрушения, именно учителя, не получая порой даже своей мизерной зарплаты, такие негероические герои моей «Работы над ошибками», спасли Отечество. Да — спасли! И продолжают спасать страну!
Молодой журналист Андрей Петрушов, дожидаясь вакансии в редакции, идет работать в московскую школу — случайно становится учителем литературы, классным руководителем девятого класса, поначалу не очень вникая в педагогический процесс, считая, что он в школе временно.
А класс достался, где ученичкам палец в рот не клади, где всем и вся правит неотразимая, бывалая при своем нежном возрасте (сейчас это модно) даже в самой глубине души испорченная красотка-отличница и вамп, конечно, дочь большого начальника. Девичья влюбленность, соперничество, розыск украденного у учителя «дипломата» с рукописью, сцена соблазнения по всей форме — в действие фильма начинаешь втягиваться…
Его девятый класс — далеко не подарок, постоянно «радует» своего классного руководителя первыми любовными страстями, интригами и секретами. А также происшествиями, самыми неожиданными и скандальными. И за полгода работы он становится частью класса, настоящим Учителем.
И отныне ему доступна та изнанка школьной жизни, о которой не принято было говорить — и о которой лучше бы не знать.
А что, если б человеку, кроме основной жизни, давалась ещё одна — для работы над ошибками? Но в том-то и штука, что мы совершаем ошибки и работаем над ними одновременно. Мало этого, исправляя одни глупости, мы тут же делаем другие. И так длится до конца, до последнего звонка, когда нужно сдавать свою единственную тетрадь.
— фрагмент повести «Работа над ошибками»
В ролях
В главных ролях:
- Евгений Князев — Андрей Михайлович Петрушов
- Оксана Дроздова — Вика Челышева, ученица
В остальных ролях:
- Елена Чухаленок — Рита Короткова, ученица
- Виталий Гриценко — Витя Кирибеев, ученик
- Григорий Павленко — Гена Расходенков, ученик
- Кирилл Авениров — Петя Бабкин, ученик
- Борис Галкин — директор школы
- Нина Шаролапова — завуч
- Борис Александров — школьный завхоз
- Маргарита Криницына — учительница
- Андрей Алешин — Максим Эдуардович, учитель физики
- Юрий Катин-Ярцев — редактор
- Расми Джабраилов — Борис Евсеевич Котик, ученик писателя Пустырёва
- Николай Шутько — Василий Афанасьевич Коваленко
- Всеволод Шиловский — Челышев
- Софья Пилявская — пожилая актриса
- Лилия Гриценко — Марья Сергеевна
- Нина Колчина-Бунь — Верочка
- Галина Самохина — вахтёр в театре
В эпизодах: Александр Милютин, Наталья Морозова, Галина Самохина, Наталия Панчик, Лариса Полякова.
Литературная основа
Фильм снят по повести Юрия Полякова «Работа над ошибками», впервые напечатанной в журнале «Юность», № 9 за 1986 год,
Повесть, в которой, по словам литературного критика Владимира Куницына, было сделано «разоблачительство прогнившей советской школы»[2] имела большой успех, переиздавалась, обсуждалась.
В 2017 году автор так отнёсся к своей «перестроечной» повести, которая ставила вопросы, но не давала ответов:
Мне почему-то запомнилась девочка лет тринадцати. Она встала, и глядя на меня полными слёз глазами, сказала вдруг:
— Вы всё правильно описали… Но во что же тогда верить?
— В себя, — весело ответил я, уже поднаторевший в перестроечных дискуссиях.
— Как же верить в себя, если ни во что не веришь? — спросила она и заплакала от волнения…Я снова и снова с тягостным чувством вины вспоминаю полные слёз глаза той девочки, хотевшей верить хоть во что-то. Кем она стала? Полунищей учительницей? Путаной? Наркоманкой? Челночницей? Офисным планктоном? Не знаю. Интеллигенция не смогла дать взамен обветшалых советских идеалов ничего, кроме красивых фраз.
Я не мог не написать свои первые повести, так как я их написал. Не мог не стать колебателем тех обветшалых основ. Но сегодня мне грустно и неуютно на руинах исчезнувшего мира под сенью шелестящей долларовой зелени. Почему же мне так грустно, чёрт возьми? Почему?
Критика
Журнал «Советский экран» отмечал, что «хотя и ощущаешь натяжки, искусственность» фильма, слишком легко класс превращается в дружный, и многие проблемы решаются слишком легко:
Но пусть в картине нет первооткрытий и принадлежит она к тем, про которые в обиходе говорят только лишь: «можно посмотреть», все же «Работа над ошибками» привлекательна хотя бы тем, что противостоит экранной скуке.
Повесть — первая экранизация произведений писателя, и хотя в дальнейшем были экранизированы более десятка его произведений, но:
Самым «поляковским», как представляется, оказался фильм «Работа над ошибками». И в повести, и в фильме без нажима, но твёрдо главной нравственной доминантой всех событий стал поиск исчезнувшей рукописи давно умершего писателя Пустырёва. Высокая, объединяющая героев цель — те же координаты жизни, без которых столь легко заблудиться в страшноватеньком житейском лесу. И фильм бережно сохранил эту дорогую интонацию повести, сделав верный акцент на добрый, человеческий мотив, так явно в повести звучащий.
Однако, сам автор повести не считал экранизацию удачной, отмечая, что хотя «в целом фильм передаёт проблематику и настроение повести, но далёк от оригинала». По мнению писателя главный герой в исполнении дебютанта в кино актёра Евгения Князева в фильме получился «вялым и неубедительным, аморфным»:
Он ни разу в фильме не ведёт урок, не говорит о своём предмете — русской литературе, а потому совершенно непонятно, как ему удаётся быть интересным для своих учеников.
Зато с прилежанием снята сцена мытья старшеклассниц в душе. Голизна хлынула на истомившийся без эротики советский экран!
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Юрий Поляков — По ту сторону вдохновения (сборник)
- ↑ 2,0 2,1 Владимир Куницын — Феномен Юрия Полякова // Юрий Поляков. Избранное. Т. 1. — Художественная литература, 1994—509 с. — стр. 504