Работа над ошибками фильм 1988 отзывы

фильм Работа над ошибками 1988 года. В психологической драме «Работа над ошибками» главный герой встает перед непростым моральным выбором: оставаться ли ему в той профессии, к которой душа не лежит, или уходить, чтобы вернуться к любимому, но, увы, низкооплачиваемому занятию. Журналист Андрей Петрушов (Евгений Князев) проводит собственное ...
«Педагогика — это профессия, а не сезонная халтура»

Периодически просматривая фильмы о школе и учителях, я натолкнулся на картину «Работа над ошибками» Андрея Бенкендорфа. Хотя фильм и не является безупречным во всех отношениях, но стоит того, чтобы его посмотреть.

Ценность этой кинокартины в том, что в ней затрагиваются очень важные вопросы, связанные с педагогической профессией и воспитанием подрастающего поколения. Во-первых, в фильме поднимается вопрос профессии или, точнее, призвания педагога. Этот вопрос, как мне кажется, красной нитью проходит через всю картину. «Педагогика – это профессия, а не сезонная халтура» – дважды звучат эти слова в фильме (в начале и в конце), как бы акцентируя наше внимание на этом основном вопросе. Главный герой фильма журналист Андрей Петрушов временно устраивается преподавать русский язык и литературу в школе, пока не освободится место в редакции журнала. И вот здесь-то и начинается «работа над 1-ой ошибкой», которую, возможно, совершают многие, кто идут в школу, совершенно не имея призвания к педагогической профессии: идут, потому что так складываются обстоятельства, идут, чтобы просто не сидеть дома, идут, чтобы немного подзаработать (хотя сегодня, учитывая то, какая зарплата у педагогов, это выглядит смешно), идут, чтобы через некоторое время уйти… И ситуация усугубляется, если человек, не имеющий призвания педагога, тем не менее под давлением обстоятельств продолжает работать в школе достаточно долго, «воспитывая» подрастающее поколение, будучи сердцем далеко от школы и от детей. Неизвестно, что держит в школе учителя физики Максима Эдуардовича, друга Андрея Петрушова, но похоже педагогическая профессия не приносит ему совершенно никакого удовлетворения, что отражается и на детях, которые не любят его как учителя. Люди, которые работают в школе, но их сердце не в школе и не в детях – такие люди совершает ошибку, которую невозможно исправить. К такому заключению, на мой взгляд, и пытаются нас подвести авторы и герои фильма, говоря устами главного героя следующие слова: «Каждый человек, который решил посвятить себя школе, в той или иной степени руководствуется девизом «сеять разумное, доброе, вечное»». Андрей Петрушов говорит эти слова как бы самому себе, обернувшись спиной к классу – ему трудно смотреть в глаза детям, ведь он-то как раз решил не посвящать себя школе, считая, свое преподавание «сезонной халтурой». Но тем не менее он честен как с самим собой, так и с детьми, признавая свои ошибки, что и вызывает к нему симпатию со стороны учеников, а также со стороны зрителя.

Во-вторых, в фильме поднимается вопрос духовных ценностей – вопрос, который, на мой взгляд, был не просто актуальным, но ключевым в эпоху перестройки. Ведь нужно было «перестроить» общество таким образом, чтобы в его основании были заложены духовные, а не материальные (как это было раньше) ценности. В Советском Союзе, где церковь и священники, мягко говоря, не приветствовались, носителем духовных ценностей прежде всего должен был быть педагог, сеющий семена этих ценностей в детские сердца посредством своего предмета. И, возможно, профессия учителя требует от человека морального совершенства больше, чем какая-либо другая профессия. Ведь чтобы привести детей в соприкосновение с духовными ценностями, самому нужно быть образцом и примером этих ценностей. И вот здесь герои фильма предлагают нам «поработать над 2-ой ошибкой», которую совершают те, кто идут в школу, будучи в моральном отношении людьми не очень духовными или духовно не готовыми к воспитанию трудных детей, что в конце концов и приводит к разочарованию в педагогической деятельности. Но журналист-учитель Андрей Петрушов вызывает симпатию у зрителя и здесь: он смог заинтересовать детей – даже бездельников и лентяев – достойным примером (репрессированным писателем Пустырёвым), которому можно подражать, и он сам достойно выдерживает испытание с соблазнением, что конечно же поднимает его авторитет в глазах тех самых трудных учеников. Таким образом, посредством своего предмета и собственным примером он таки смог привести детей к соприкосновению с духовными ценностями, от чего они безусловно стали «чище и выше душой». Но ему не хватило веры в детей и терпения, чтобы увидеть плоды посеянного им же «семени разумного, доброго, вечного». На появление плода, как известно, всегда нужно время. А у Андрея Петрушова этого времени по определению просто не было, так как он устроился в школу временно. И в этом-то и состояла его ошибка…

Словом, фильм побуждает задуматься над многими вопросами, и в этом его ценность. Вопросы, затронутые в нем, также актуальны сегодня, как и тогда. Думаю, что эту картину полезно посмотреть всем без исключения. Но особенно рекомендовал бы этот фильм в первую очередь учителям и ученикам-старшеклассникам, студентам. Учителям – чтобы научиться работать над своими ошибками, уметь их признавать, чтобы не капитулировать и не опускать руки преждевременно, и чтобы лучше понять суть педагогического призвания; ученикам – чтобы не совершать одни и те же ошибки в будущем, но вовремя понять, что «интеллигентность, порядочность, чувство собственного достоинства – не отвлечённые понятия, а непреложное качество каждой свободной личности», и чтобы научиться хоть иногда, пусть даже с опозданием, ободрять своих учителей, давая им понять, что посеянные ими семена духовных ценностей проросли и принесли свои плоды

Источник

Периодически просматривая фильмы о школе и учителях, я натолкнулся на картину «Работа над ошибками» Андрея Бенкендорфа. Хотя фильм и не является безупречным во всех отношениях, но стоит того, чтобы его посмотреть.

Ценность этой кинокартины в том, что в ней затрагиваются очень важные вопросы, связанные с педагогической профессией и воспитанием подрастающего поколения. Во-первых, в фильме поднимается вопрос профессии или, точнее, призвания педагога. Этот вопрос, как мне кажется, красной нитью проходит через всю картину. «Педагогика — это профессия, а не сезонная халтура» — дважды звучат эти слова в фильме (в начале и в конце), как бы акцентируя наше внимание на этом основном вопросе. Главный герой фильма журналист Андрей Петрушов временно устраивается преподавать русский язык и литературу в школе, пока не освободится место в редакции журнала. И вот здесь-то и начинается «работа над 1-ой ошибкой», которую, возможно, совершают многие, кто идут в школу, совершенно не имея призвания к педагогической профессии: идут, потому что так складываются обстоятельства, идут, чтобы просто не сидеть дома, идут, чтобы немного подзаработать (хотя сегодня, учитывая то, какая зарплата у педагогов, это выглядит смешно), идут, чтобы через некоторое время уйти… И ситуация усугубляется, если человек, не имеющий призвания педагога, тем не менее под давлением обстоятельств продолжает работать в школе достаточно долго, «воспитывая» подрастающее поколение, будучи сердцем далеко от школы и от детей. Неизвестно, что держит в школе учителя физики Максима Эдуардовича, друга Андрея Петрушова, но похоже педагогическая профессия не приносит ему совершенно никакого удовлетворения, что отражается и на детях, которые не любят его как учителя. Люди, которые работают в школе, но их сердце не в школе и не в детях — такие люди совершает ошибку, которую невозможно исправить. К такому заключению, на мой взгляд, и пытаются нас подвести авторы и герои фильма, говоря устами главного героя следующие слова: «Каждый человек, который решил посвятить себя школе, в той или иной степени руководствуется девизом «сеять разумное, доброе, вечное»». Андрей Петрушов говорит эти слова как бы самому себе, обернувшись спиной к классу — ему трудно смотреть в глаза детям, ведь он-то как раз решил не посвящать себя школе, считая, свое преподавание «сезонной халтурой». Но тем не менее он честен как с самим собой, так и с детьми, признавая свои ошибки, что и вызывает к нему симпатию со стороны учеников, а также со стороны зрителя.

Во-вторых, в фильме поднимается вопрос духовных ценностей — вопрос, который, на мой взгляд, был не просто актуальным, но ключевым в эпоху перестройки. Ведь нужно было «перестроить» общество таким образом, чтобы в его основании были заложены духовные, а не материальные (как это было раньше) ценности. В Советском Союзе, где церковь и священники, мягко говоря, не приветствовались, носителем духовных ценностей прежде всего должен был быть педагог, сеющий семена этих ценностей в детские сердца посредством своего предмета. И, возможно, профессия учителя требует от человека морального совершенства больше, чем какая-либо другая профессия. Ведь чтобы привести детей в соприкосновение с духовными ценностями, самому нужно быть образцом и примером этих ценностей. И вот здесь герои фильма предлагают нам «поработать над 2-ой ошибкой», которую совершают те, кто идут в школу, будучи в моральном отношении людьми не очень духовными или духовно не готовыми к воспитанию трудных детей, что в конце концов и приводит к разочарованию в педагогической деятельности. Но журналист-учитель Андрей Петрушов вызывает симпатию у зрителя и здесь: он смог заинтересовать детей — даже бездельников и лентяев — достойным примером (репрессированным писателем Пустырёвым), которому можно подражать, и он сам достойно выдерживает испытание с соблазнением, что конечно же поднимает его авторитет в глазах тех самых трудных учеников. Таким образом, посредством своего предмета и собственным примером он таки смог привести детей к соприкосновению с духовными ценностями, от чего они безусловно стали «чище и выше душой». Но ему не хватило веры в детей и терпения, чтобы увидеть плоды посеянного им же «семени разумного, доброго, вечного». На появление плода, как известно, всегда нужно время. А у Андрея Петрушова этого времени по определению просто не было, так как он устроился в школу временно. И в этом-то и состояла его ошибка…

Словом, фильм побуждает задуматься над многими вопросами, и в этом его ценность. Вопросы, затронутые в нем, также актуальны сегодня, как и тогда. Думаю, что эту картину полезно посмотреть всем без исключения. Но особенно рекомендовал бы этот фильм в первую очередь учителям и ученикам-старшеклассникам, студентам. Учителям — чтобы научиться работать над своими ошибками, уметь их признавать, чтобы не капитулировать и не опускать руки преждевременно, и чтобы лучше понять суть педагогического призвания; ученикам — чтобы не совершать одни и те же ошибки в будущем, но вовремя понять, что «интеллигентность, порядочность, чувство собственного достоинства — не отвлечённые понятия, а непреложное качество каждой свободной личности», и чтобы научиться хоть иногда, пусть даже с опозданием, ободрять своих учителей, давая им понять, что посеянные ими семена духовных ценностей проросли и принесли свои плоды

Работа над ошибками
Жанр социальная драма, экранизация
Режиссёр Андрей Бенкендорф
Автор
сценария
Владимир Холодов, по повести Юрия Полякова
Оператор Сергей Стасенко
Композитор Игорь Поклад
Кинокомпания Киностудия имени А. Довженко, Второе творческое объединение
Длительность 74 мин.
Страна  СССР
Год 1988
IMDb ID 0307362

«Работа над ошибками» — советский фильм 1988 года по мотивам одноимённой повести Юрия Полякова.

Сюжет

И в 90-е годы, когда страна буквально билась в припадке духовного саморазрушения, именно учителя, не получая порой даже своей мизерной зарплаты, такие негероические герои моей «Работы над ошибками», спасли Отечество. Да — спасли! И продолжают спасать страну!

Молодой журналист Андрей Петрушов, дожидаясь вакансии в редакции, идет работать в московскую школу — случайно становится учителем литературы, классным руководителем девятого класса, поначалу не очень вникая в педагогический процесс, считая, что он в школе временно.

А класс достался, где ученичкам палец в рот не клади, где всем и вся правит неотразимая, бывалая при своем нежном возрасте (сейчас это модно) даже в самой глубине души испорченная красотка-отличница и вамп, конечно, дочь большого начальника. Девичья влюбленность, соперничество, розыск украденного у учителя «дипломата» с рукописью, сцена соблазнения по всей форме — в действие фильма начинаешь втягиваться…

Его девятый класс — далеко не подарок, постоянно «радует» своего классного руководителя первыми любовными страстями, интригами и секретами. А также происшествиями, самыми неожиданными и скандальными. И за полгода работы он становится частью класса, настоящим Учителем.

И отныне ему доступна та изнанка школьной жизни, о которой не принято было говорить — и о которой лучше бы не знать.

А что, если б человеку, кроме основной жизни, давалась ещё одна — для работы над ошибками? Но в том-то и штука, что мы совершаем ошибки и работаем над ними одновременно. Мало этого, исправляя одни глупости, мы тут же делаем другие. И так длится до конца, до последнего звонка, когда нужно сдавать свою единственную тетрадь.

фрагмент повести «Работа над ошибками»

В ролях

В главных ролях:

  • Евгений Князев — Андрей Михайлович Петрушов
  • Оксана Дроздова — Вика Челышева, ученица

В остальных ролях:

  • Елена Чухаленок — Рита Короткова, ученица
  • Виталий Гриценко — Витя Кирибеев, ученик
  • Григорий Павленко — Гена Расходенков, ученик
  • Кирилл Авениров — Петя Бабкин, ученик
  • Борис Галкин — директор школы
  • Нина Шаролапова — завуч
  • Борис Александров — школьный завхоз
  • Маргарита Криницына — учительница
  • Андрей Алешин — Максим Эдуардович, учитель физики
  • Юрий Катин-Ярцев — редактор
  • Расми Джабраилов — Борис Евсеевич Котик, ученик писателя Пустырёва
  • Николай Шутько — Василий Афанасьевич Коваленко
  • Всеволод Шиловский — Челышев
  • Софья Пилявская — пожилая актриса
  • Лилия Гриценко — Марья Сергеевна
  • Нина Колчина-Бунь — Верочка
  • Галина Самохина — вахтёр в театре

В эпизодах: Александр Милютин, Наталья Морозова, Галина Самохина, Наталия Панчик, Лариса Полякова.

Литературная основа

Фильм снят по повести Юрия Полякова «Работа над ошибками», впервые напечатанной в журнале «Юность», № 9 за 1986 год,

Повесть, в которой, по словам литературного критика Владимира Куницына, было сделано «разоблачительство прогнившей советской школы»[2] имела большой успех, переиздавалась, обсуждалась.

В 2017 году автор так отнёсся к своей «перестроечной» повести, которая ставила вопросы, но не давала ответов:

Мне почему-то запомнилась девочка лет тринадцати. Она встала, и глядя на меня полными слёз глазами, сказала вдруг:

— Вы всё правильно описали… Но во что же тогда верить?
— В себя, — весело ответил я, уже поднаторевший в перестроечных дискуссиях.
— Как же верить в себя, если ни во что не веришь? — спросила она и заплакала от волнения…

Я снова и снова с тягостным чувством вины вспоминаю полные слёз глаза той девочки, хотевшей верить хоть во что-то. Кем она стала? Полунищей учительницей? Путаной? Наркоманкой? Челночницей? Офисным планктоном? Не знаю. Интеллигенция не смогла дать взамен обветшалых советских идеалов ничего, кроме красивых фраз.

Я не мог не написать свои первые повести, так как я их написал. Не мог не стать колебателем тех обветшалых основ. Но сегодня мне грустно и неуютно на руинах исчезнувшего мира под сенью шелестящей долларовой зелени. Почему же мне так грустно, чёрт возьми? Почему?

Критика

Журнал «Советский экран» отмечал, что «хотя и ощущаешь натяжки, искусственность» фильма, слишком легко класс превращается в дружный, и многие проблемы решаются слишком легко:

Но пусть в картине нет первооткрытий и принадлежит она к тем, про которые в обиходе говорят только лишь: «можно посмотреть», все же «Работа над ошибками» привлекательна хотя бы тем, что противостоит экранной скуке.

Повесть — первая экранизация произведений писателя, и хотя в дальнейшем были экранизированы более десятка его произведений, но:

Самым «поляковским», как представляется, оказался фильм «Работа над ошибками». И в повести, и в фильме без нажима, но твёрдо главной нравственной доминантой всех событий стал поиск исчезнувшей рукописи давно умершего писателя Пустырёва. Высокая, объединяющая героев цель — те же координаты жизни, без которых столь легко заблудиться в страшноватеньком житейском лесу. И фильм бережно сохранил эту дорогую интонацию повести, сделав верный акцент на добрый, человеческий мотив, так явно в повести звучащий.

Однако, сам автор повести не считал экранизацию удачной, отмечая, что хотя «в целом фильм передаёт проблематику и настроение повести, но далёк от оригинала». По мнению писателя главный герой в исполнении дебютанта в кино актёра Евгения Князева в фильме получился «вялым и неубедительным, аморфным»:

Он ни разу в фильме не ведёт урок, не говорит о своём предмете — русской литературе, а потому совершенно непонятно, как ему удаётся быть интересным для своих учеников.

Зато с прилежанием снята сцена мытья старшеклассниц в душе. Голизна хлынула на истомившийся без эротики советский экран!

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Юрий Поляков — По ту сторону вдохновения (сборник)
  2. 2,0 2,1 Владимир Куницын — Феномен Юрия Полякова // Юрий Поляков. Избранное. Т. 1. — Художественная литература, 1994—509 с. — стр. 504

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Работа над ошибками учебник
  • Работа над ошибками 2 класс математика петерсон
  • Работа над ошибками удвоенная согласная
  • Работа над ошибками 1988 скачать торрент
  • Работа мастера диагностики приостановлена как исправить windows 7 0x80070002