Работа над ошибками разделительный мягкий знак

Памятка для ученика начальной школы 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву. 2. Пропуск буквы. Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву. 3. Слог. Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов. 4. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку. 5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. 6. Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. 7.Сочетания чк, чн, нщ, щн. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова. 8. Ударение. Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения. Передай ритм слова с помощью стука. 9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я). Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом. 10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова. 11. Парные звонкие и глухие согласные. Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными. 12. Большая буква в имени собственном. Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму. Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы. 13. Разделительный мягкий знак ъ. Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву. Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я. 14. Двойные согласные в слове. Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. 15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!...). Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. 16. Разбор предложения. Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами. 17. Состав слова. Выпиши слово. Разбери его по составу. 18. Правописание непроизносимых гласных. Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму. 19. Гласные и согласные е приставках. Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. 20. Правописание приставки со словом.. Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом. 21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел). Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел. Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. 22. Разделительный твёрдый знак ъ. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я. 23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих. Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. 24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е). Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму. 25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел). Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму. 26. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения. 27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример. 28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного. 29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел). Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму. Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно. 30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму. Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь. 31. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа. 32. Сложное предложение. Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

РАБОТА  НАД  ОШИБКАМИ.

Памятка для  ученика начальной  школы.

  1. Большая  буква  в  начале  предложения.

Выпиши предложение правильно.  Придумай  и  напиши  ещё одно предложение. Подчеркни  заглавную букву.

Например: Выпал пушистый снег.  Дети  рады.

  1. Пропуск  буквы.

Выпиши  слово. Подчеркни  в нём  пропущенную букву.

Например:  звонок,  ученик.

  1. Слог.

Раздели слово  на  слоги. Обозначь  гласные.

Например: уиель – 3 слога.

Запомни! Сколько  в  слове  гласных, столько  и  слогов.

  1. Перенос  слова.

Раздели  слово  на  слоги  для  переноса.

Например:   оси – на, ма – ши – на.

Запомни! При переносе  одну  букву  нельзя   оставлять  на  строке  и  нельзя  переносить  на новую строку.

  1. Мягкий  знак Ь, обозначающий  мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед  ним. Запиши  ещё  2 слова с этой орфограммой.

Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.

  1. Гласные  после шипящих.

Выпиши  слово  правильно. Придумай и запиши  ещё  2 слова  на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

  1. Сочетания  ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

Выпиши  слово  правильно. Подчеркни  сочетание. Запиши  ещё  2 слова с этой  орфограммой.

Например: дочка, речка, мощный.

  1. Ударение.

Выпиши  слово. Поставь в нём  правильно знак ударения.

Например: алфавит, звонить, щавель.

Передай ритм слова  с помощью  стука.

  1. Безударная  гласная  в  корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).

Выпиши  слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне  подчеркни  безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное  слово  и  запиши  рядом.

Например:  сады – сад

                       волна – волны

  1. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).

Запиши  слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь  ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных  слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

  1. Проверяемые  парные  звонкие и глухие  согласные.

Запиши  слово, в котором допущена  ошибка, правильно. Проверь согласную.

Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.

  1.  Большая  буква в  имени  собственном.

Выпиши  слово  правильно. Запиши ещё 2 слова  с  этой  орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся  с  заглавной  буквы.

  1. Разделительный мягкий знак Ь.

Выпиши  слово  правильно, запиши  2  слова  с  этой  орфограммой. Подчеркни мягкий  знак Ь  и  гласную  букву.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий  знак  Ь пишется  после  согласных  перед  гласными  буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

  1. Двойные согласные  в  слове.

Выпиши  слово  правильно. Раздели  слово  для  переноса. Запиши ещё 2 однокоренных  слова. Подчеркни  двойную  согласную.

Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа.

  1. Знаки  препинания  в  конце предложения (.  !  …  ?)

Выпиши Предложения  правильно. Придумай  своё  или  найди  в  учебнике  предложение  с  таким  же  знаком  и  запиши. Подчеркни  знак.

Например: Сколько тебе лет?  Слава  нашей  Родине !

  1. Разбор  предложения.

Выпиши  предложение.  Подчеркни  грамматическую основу  предложения. Обозначь  части  речи. Выпиши словосочетания  с вопросами.

Например:  Седые  туманы   плывут  к  облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

                      туманы (какие?) седые,  плывут (куда?  к чему?) к облакам.

Запомни!  Слова в предложении  связаны   парами  по смыслу. Связь  слов  устанавливается при  помощи  вопросов  от  слова  к  слову.

  1. Правописание предлога со  словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между  предлогом  и словом вставь ещё  одно  слово.

Например: к берегу;  к (какому?) берегу, к крутому  берегу.

Запомни! Предлог – отдельное  слово. Он  пишется  отдельно  от других слов. Между  предлогом  и  следующим  словом  можно  вставить ещё  одно  слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от берега.

  1. Состав  слова.

Выпиши слово, разбери  его  по составу.

Например:  заморозки . Запиши 1-2 однокоренных слова.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Например: звезда, звёздочка, звёздный.

                     Честь —  честный.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули,

                      отнёс, отбежал, отлетел.

  1. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

  1. Разделительный  твёрдый  знак Ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

  1. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ.

                      Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

  1. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную.  Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Например: водовоз, самолёт.

  1. Не с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не  пришёл, не  выучил, не  знал.

  1. Однородные  члены  предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [          ,       ].

Сильный  ветер  сорвал  листья с деревьев и разметал  их  по дороге. [              и        ].

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ),

                      на полянке (на земле, 1 скл.),

                      у речки ( у земли , 1 скл.).

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему  — м.р., ед.ч., Д.п.).

  1. Предлог с местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например: у  нас, ко  мне, с  тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

  1. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед  -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

1.Пропуск или замена буквы:

1.Выписываем слово правильно.

2.Подчеркиваем в слове букву, в которой допущена ошибка.

3.Делим слово на слоги.

2.Словарное слово:

1.Выписываем слово правильно.

2.Подчеркиваем в слове букву, написание которой надо запомнить.

3.Ставим ударение.

3.Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч нщ, — оро -, — оло –:

1.Выписываем слово правильно.

2.Записываем несколько слов с этим сочетанием.

4.Оформление предложения:

1.Переписываем все предложение правильно.

2.Подчеркиваем места, где была допущена ошибка (Заглавная буква, точка).

5.Заглавная буква в именах собственных:

1.Выписываем слово правильно.

2.Подчеркиваем заглавную букву.

3.Записываем несколько слов на это правило.

6.Проверяемая безударная гласная в корне слова:

1.Выписываем слово правильно.

2.Ставим ударение.

3.Выделяем безударную гласную.

4.Подбираем проверочное слово.

7.Безударные падежные окончания имен существительных:

1.Выписываем существительное правильно.

2.Выделяем окончание.

3.Определяем склонение, падеж.

4.Записываем в скобках слово-помощник.

5.Подбираем и записываем пример на эту орфограмму.

8. Безударные падежные окончания имен прилагательных:

1.Находим имя существительное, с которым связано имя прилагательное.

2.Записываем их, ставим вопрос от существительного к прилагательному.

15.Правописание Не с глаголами:

1.Выписываем слово с Не правильно.

2.Подчеркиваем раздельное написание.

3.Записываем два слова с этой орфограммой.

16.Правописание приставок и суффиксов:

1.Выписываем слово правильно.

2.Выделяем приставку или суффикс.

3.Подбираем два слова с этой орфограммой.

3.Определяем род, число и падеж прилагательного по существительному.

4.Выделяем окончание в вопросе и в прилагательном.

9.Проверяемые парные согласные:

1.Выписываем слово правильно.

2.Подчеркиваем парный согласный.

3.Подбираем проверочное слово.

10.Непроизносимые согласные:

1.Выписываем слово правильно.

2.Подчеркиваем непроизносимый согласный.

3.Подбираем проверочное слово.

11.Удвоенный согласный:

1.Выписываем слово правильно.

2.Разделяем его для переноса.

3.Записываем несколько слов на эту орфограмму.

12.Разделительный мягкий знак:

1.Выписываем слово правильно.

2.Подбираем два слова с этой орфограммой.

3.Подчеркиваем мягкий знак.

12.Мягкий знак в именах существительных после шипящего:

1.Выписываем слово правильно.

2.Обозначаем род.

3.Подчеркиваем мягкий знак.

13.Разделитедьный твердый знак:

1.Выписываем слово правильно.

2.Выделяем приставку.

3.Подбираем два слова с этой орфограммой.

4.Подчеркиваем твердый знак.

14.Предлоги с существительными:

1.Выписываем предлог и слово, к которому он относится.

2.Между предлогом и словом ставим вопрос или другое слово.

17.Безударные личные окончания глаголов:

1.Выписываем глагол правильно.

2.Выделяем окончание.

3.Ставим глагол в неопределенную форму.

4.Определяем и пишем спряжение глагола.

18.Правописание –тся, ться:

1.Выписываем глагол.

2.Записываем вопрос к нему.

3.Подчеркиваем Т или ТЬ в вопросе и глаголе.

Логопедическая работа по теме

«Разделительный мягкий знак».

Катаева С.Л., учитель-логопед, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 140», г.Пермь.

Скачать презентацию-мастер-класс по теме
«Разделительный мягкий знак».
(размер файла 21,5Mb)

План.

I. Актуальность проблемы.

II. Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак».

III. Цель и задачи коррекционной работы, место темы в цикле коррекционно-развивающих занятий.

IV. Основные принципы работы.

V. Направления логопедической работы.

VI. Логопедическая работа

— на уровне слога

— на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

VII. Результативность работы.

VIII. Литература.

Актуальность проблемы.

Тема «Разделительный мягкий знак» является одной из самых сложных тем, изучаемых в начальной школе. Ошибки по написанию слов с разделительным мягким знаком являются очень распространенными и стойкими у большинства детей и, особенно у детей с нарушениями письма.

Несмотря на актуальность проблемы, тема «Разделительный мягкий знак» в логопедической литературе представлена в недостаточной мере, поэтому, работая практически, я разработала свою методику преподавания, с которой я хочу Вас познакомить.

Работая над преодолением ошибок на письме по данной теме у учащихся начальной школы, я проанализировала виды ошибок, выяснила их причины, разработала приёмы выявления и способы их устранения. Результаты этой работы я представила в таблице « Анализ ошибок по теме «Разделительный мягкий знак», которая может быть полезна не только логопедам, но и учителям начальной школы, преподавателям русского языка, а также родителям учащихся.

Виды и проявления ошибок.

Возможные их причины

Приёмы выявления

Способы устранения.


I.Пропуск разделительного мягкого знака в слове, например: солови —


соловьи

1. Незнание правила.

2.Неправильное произношение слов из-за несовершенства органов артикуляции, либо в силу национальных особенностей речи (пишет как произносит)


3.Несформированность или нарушение фонематического восприятия.

1. Попросить ребенка рассказать правило.

2. Попросить ребенка прочитать слог, слово с разделительным мягким знаком, либо назвать картинку, в названии которой есть разделительный мягкий знак.

3. Попросить ребенка повторить за Вами слоги или слова с разделительным мягким знаком и без,

например: ля – лья — ля,

солю — солью,

полет — польет,

Коля – колья,

показать нужную картинку,

Например: покажи, где Коля, а где колья.


1. Выучить или повторить правило.

2. Упражнять ребенка в правильном произношении слогов, а затем слов с разделительным мягким знаком (Сначала слушание образца правильного произношения, затем отраженное, а после самостоятельное воспроизведение).

3. Формировать фонематическое восприятие, начиная со слогового уровня, используя опору на различные анализаторы:

а) Зрительный анализатор:

* дидактическое пособие ля- лья;

*слоговая таблица с опорными знаками ле – лье;

*индивидуальные зеркала (при произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку).

б) Кинестетический анализатор – при произнесении слога с разд.ь. чувствуется более сильное напряжение губ, щёк, поднятие и отодвигание языка назад.

в) Кинетический (двигательный) анализатор — слог без разделительного Ь — движение руки вперед ровно на одном уровне, слог с разделительным Ь знаком – волнообразное движение рукой вперёд.

г) Слуховой анализатор – слитное звучание слогов без разделительного Ь знаком, раздельное – с разделительным Ь знаком, появление звука Й.

II.Неуместное использование разделительного Ь знака в словах,

например: вьишня — вишня, 23 февраля — 23 февраля.


1.Несформированность или нарушение фонематического слуха.

2.Неусвоение правила обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда.

1.См. I, п.3.


2.Попросить ребёнка записать под диктовку слоги ля, ли, лю, те и т.п.

1.См. I, п. 3.

2.Повторить правило обозначения мягкости согласных гласными 2 ряда.


III. Замена разделительного мягкого знака буквами и, е, например:


платие – платье,

веюга – вьюга,

леу – лью

1.Неправильное произношение слов.

2. Нарушение фонематического восприятия.

См. I, п. 2


См. I, п. 3


См. I, п. 2



См. I, п. 3


IV. Замена разделительного мягкого знака буквой й, например:


вйутвьют


семйя – семья


Недостаточное усвоение темы “Гласные второго ряда”, несформированность графического образа слов с разделительным мягким знаком.


Попросить ребенка записать под диктовку слоги или слова с разделительным мягким знаком.


Повторить тему “Гласные 2 ряда”, дифференцируя при этом понятия “звук” и “буква”. Затем повторить правило написания слов с разделительным мягким знаком.

Из всего разнообразия ошибок по данной теме обязательной логопедической коррекции подлежат ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и неправильным произношением слов.

Цель коррекционной работы:

формирование у детей правильных представлений об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком.

Задачи.

  1. Научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком.
  2. Формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком.
  3. Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

На логопедических занятиях данная тема изучается после отработки тем «Дифференциация И-Й», «Гласные 1 и 2 ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».

Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» проводится с учащимися 2 – 4 классов, так как в 1 классе данная тема по программе начальной школы ещё не изучается. На прохождение данной темы можно отвести в среднем 7 занятий (1 занятие на уровне слога, 2 занятия на уровне слова, по 1 занятию на уровне словосочетаний, предложений, текста и 1 обобщающее занятие).

В работе очень важно учитывать основные логопедические принципы.

  1. Принцип квалификации дефекта – коррекция согласно выявленным причинам ошибок.
  2. Принцип максимального упрощения речевого материала – работу необходимо начинать со слогового уровня (наименьшей в данной теме речевой единицы).
  3. Принцип от простого к сложному – постепенное усложнение речевого материала и заданий. После усвоения уровня слогов переходим на уровень слов, затем уровень словосочетаний и предложений, а потом на уровень текста. При выполнении заданий сначала опора на речь логопеда, затем на самостоятельное проговаривание.
  4. Принцип опоры на сохранные анализаторы (слуховой, зрительный, кинетический, кинестетический и другие).

Направления логопедической работы.

I.Повторение правила.

II.Формирование правильных произносительных навыков.

III.Формирование фонематических представлений.

IV.Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

Рассмотрим подробнее эти направления.

I. Повторение правила.

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Он пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я. и. Например: платье, муравьи, вьюга.

II.Формирование произносительных навыков.

  1. Слушание образца правильного произношения.
  2. Сопряжённое воспроизведение.
  3. Отражённое воспроизведение.
  4. Самостоятельное воспроизведение.

Сначала на материале слогов, затем слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Например, чистоговорки, которые можно использовать в качестве речевой зарядки в начале занятия:

-Поля поле пашет, Коля колья колет.

— У Татьяны тачка, а у Натальи печенья пачка.

— Ульяна пекла печенье, да перепекла всю выпечку.

-Красна птица опереньем, а человек рукодельем.

-Свинья белорыла полдвора рылом изрыла.

-У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

III. Формирование фонематического восприятия.

1. С опорой на зрительный анализатор.

-Дидактическое пособие, в котором дети наглядно видят появление разделительного мягкого знака между согласной и гласной. На обратной стороне пособия при желании можно нарисовать подсказку — улыбку, которая растягивается с появлением мягкого знака.

-Слоговая таблица, предназначенная для чтения, дополнена знаками опорами — дугами, которые показывают, где согласный с гласным сливаются, читаются слитно, а где не сливаются и смягчённый согласный звучит отдельно от гласной.

-Индивидуальные зеркала, в которых дети наглядно видят изменения в положении своих органов артикуляции при произнесении слогов без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком попарно, например: ля — лья. не – нье. При произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку.

2. С опорой на кинестетический анализатор.

Логопед задаёт детям вопрос: «Какой слог произнести труднее слог с разделительным мягким знаком или без него?».

Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, чем без него, так как ощущается более сильное напряжение губ и щёк, чувствуется поднятие спинки языка к нёбу, отодвигание языка назад (так как появляется среднеязычный звук Й).

3. С опорой на кинетический (двигательный) анализатор.

Логопед просит детей показать движением руки «дорожки» при звучании слога без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком

Слог без разделительного мягкого знака — движение руки вперёд ровно горизонтально на одном уровне («ровная дорожка»), слог с разделительным мягким знаком — волнообразное движение руки («съехали с горки»).

4. С опорой на слуховой анализатор.

Слуховой анализатор в конце нашей работы должен стать основным при определении наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах и словах. Дети должны будут научиться слышать раздельное звучание согласного звука и гласного 2 ряда, появление звука Й.

IV. Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.

Нередко дети, чувствующие раздельное звучание согласного и гласного звука на слух, неправильно записывают слово. Они вместо мягкого знака пишут букву й, либо вместо буквы и после разделительного мягкого знака пишут букву й, то есть записывают слово, так как оно слышится. Поэтому во избежание подобных ошибок необходимо поработать над закреплением правильного графического образа слов с разделительным мягким знаком.

1.Необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова, (так как психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ), такие как

— чтение и самостоятельная запись слогов, слов с разделительным мягким знаком,

— вставка буквы ь в слова,

-нахождение места буквы ь в слове по числовому ряду.

Во избежание запоминания неправильного написания слов с разделительным мягким знаком, я считаю нецелесообразным давать задания «Исправь ошибку», пока у ребёнка не сформировался устойчивый навык правильной записи слов.

Для избегания замен букв ь, и на букву й в письменных работах учащихся, необходимо уделить внимание выполнению звукобуквенного анализа слогов и слов с разделительным мягким знаком, обратить внимание детей на отличия в буквенной записи и звуковом составе слога или слова.

Например: лья [л`йа], друзья [друз`йа].

Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» на уровне слога (1 занятие).

Цель.

Ознакомление учащихся с различными приёмами определения наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах.

На первом занятии я предлагаю детям послушать сказку и определить, какую работу, кроме смягчения согласных, может выполнять мягкий знак.

Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно).

А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным.

Тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак», и сегодня мы с вами поучимся находить мягкий знак в слогах. Для этого в течение занятия нам нужно будет найти способы определения наличия или отсутствия разделительно мягкого знака.

1.Уточнение правила.

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.

Логопед вывешивает плакат.

Вспомните слова с мягким знаком-показателем мягкости в середине слова, назовите их. Логопед записывает одно слово на доске, например коньки. Между какими буквами стоит буква ь? (Между двумя согласными).

Задание на закрепление правила.

Подчеркните разделительный мягкий знак среди буквосочетаний, данных на карточке, прочитайте слоги с разделительным мягким знаком:

тья, бью, льн, лью, ньк, рьк, вья, онь, едь, вьи, жьё.

Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака — он стоит между согласной и гласной 2 ряда.

2.Слушание, сопряжённое, отражённое и самостоятельное чтение слоговой таблицы с опорными знаками.

Ля – лья

Ви – вьи

Не – нье

Тё – тьё

Дю – дью

Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака?
(Да, слоги звучат раздельно).

Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й)

Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых звук й).

На доске рядом с таблицей логопед записывает транскрипцию слогов с разделительным мягким знаком.

Это 2 способ — определение разделительного мягкого знака на слух.

Логопед делает запись-опору на доске (ухо, [й]).

Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака.

3.Работа с индивидуальными зеркалами и дидактическими пособиями.

Дети должны почувствовать и увидеть изменения, которые происходят с органами речи при попарном произнесении слогов с разделительным мягком знаком и без него. Когда в слоге появляется разделительный мягкий знак,губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается и немного отодвигается назад. Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, так как сильнее напрягаются щёки, губы, язык.

Это третий способ — губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.

Логопед и дети зарисовывают знак-опору «улыбку».

А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»).

Это четвёртый способ — рука «рисует» волну.

Логопед и дети зарисовывают знак-опору.

А теперь давайте потренируемся в нахождении слогов с разделительным мягким знаком.

Упражнения для закрепления.

1.Графический диктант слогов: слог без разделительного мягкого знака ___ — прямая линия, слог с разделительным мягким знаком ~ — «волна».

2.Диктант слогов с опорой на предыдущие схемы, самостоятельное чтение написанных слогов.

3.Физкультминутка с перекидыванием мяча:

«Добавь разделит. мягкий знак»:

зя — зья

бе —

ря —

чи —

ся —

лю —

«Убери разделит. мягкий знак»

лья — ля

рью —

бьи —

сья —

нья —

пью –

4.Игра «Внимательные ушки»

(выполни определённое действие, если в слоге есть разделительный мягкий знак): ни, ньи, ре, рье, чьи, чи, жи, жьи, зья, зя и т.д.

Логопедическая работа на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста.

При работе на уровне слова осуществляется закрепление навыков определения наличия, либо отсутствия разделительного мягкого знака в словах. Логопед напоминает, а дети самостоятельно используют специальные приёмы, данные на уровне слога.

На уровне словосочетаний и предложений предполагается активное самостоятельное использование детьми полученных навыков на более сложном речевом материале.

На уровне текста осуществляется окончательная отработка и проверка полученных умений и навыков.

На данных этапах необходимо уделять внимание не только формированию акустико-артикуляционных представлений, но и развитию навыков звукобуквенного анализа слов с разделительным мягким знаком, работе над лексико-грамматической стороной речи, а также развитию связной речи.

Задания и упражнения для закрепления.

1.Игра » Внимательные ушки».

а) хлопни, если почувствуешь, что в слове есть разделительный мягкий знак:
ветер, вьюга, стены, платье, лето, лисья, ночью и т. д.

б) назови слово с разделительным мягким знаком из словосочетания или предложения: высокие деревья, лисьи следы, компьютерные игры и т.п.
Стулья делают из дерева. Орёл расправил огромные крылья.

2. Игра «Четвёртое лишнее».

а) в слогах не – не – нье – не

б) в словах

— на слух с опорой на речь логопеда: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья

— с опорой на самостоятельное проговаривание:

— по карточкам осен…ю, ноч…ю, кол…ёса, в…юга

— по картинкам

3. Графические диктанты с записью только слога с разделительным мягким знаком.

Обязательно даются слова — «ловушки» без разделительного знака.
а) слова: листья — ____тья, лимон — ________

б) словосочетания: птичьи перья — _____чьи ______рья

в) предложения: Дедушка приехал ночью. – I_______ _________ _____чью.

4. Самостоятельный подбор слов на заданные слоги.

ля – Оля, лямка, поляна и т.д.

лья – стулья, крылья, Наталья и т. д.

5. Нахождение места буквы Ь в слове по цифровому ряду.

Даются и «слова-ловушки».

а) с опорой на речь логопеда — оладьи(5), Денис, ателье(5), щалунья (6)

б) с опорой на самостоятельное произношение слов (логопед предъявляет картинку): деревья, колосья, вишня и т. д.

6. Вписывание детьми отгаданных слов в клеточки по типу кроссворда.

Поле подготавливает логопед. Можно использовать различный речевой материал, в том числе и загадки.

Л и с т ь я

Из почек появляются,

Весною распускаются.

Осенью опадают

И все увядают.

7. Задания на вставку буквы ь.

а) в словах: в…юга, в…есна, плат…е, ул…ица

б) в словосочетаниях: шустрые мурав…и, белич…и сл…еды.

в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой.

г) в текстах:

Апр…ель.

Сн…ег сошёл, запахло прел…ю.

Прокат…ился в н…ебе гром.

Мурав…и под старой ел…ю

Вс…ей сем…ёю строят дом.

8. Работа со словами-паронимами.

Здесь важно показать смыслоразличительную функцию разделительного мягкого знака (если исчезает разделительный мягкий знак, то изменяется значение слова).
а) Вставка буквы ь в слово с опорой на картинку.

б) Вставка буквы ь в слово с опорой на смысл прочитанного предложения.

Журавли отправляются в пол…ёт. Дождик их в пути не раз пол…ёт.

в) самостоятельное составление и запись предложений со словами-паронимами.

г) Физкультминутка.

Игра с перекидыванием мяча

«Добавь разделительный мягкий знак в слово»:
Коля – колья, семя – семья, полёт – полёт, лют – льют, гостя – гостья

«Убери разделительный мягкий знак «: полью – полю, пылью – пылю

9. Задания на словоизменение и словообразование.

а) образование множественного числа слов:

— на уровне слова: лист – листья, крыло – крылья, колос — колосья

— на уровне словосочетания: заячий хвост – заячьи хвосты, волчий зуб – волчьи зубы.

— на уровне предложения: Улетели на юг …………….(соловей)
Желтеют в саду ……………….(дерево)

б) образование отчеств от данных имён:

Анатолий – Анатольевич,

Василий –

Юрий —

Илья –

Савелий –

Сергей –

Евгений –

в) образование притяжательных прилагательных

Игра «У кого чья?» (с демонстрацией картинок животных):

У лисы голова чья? Лисья

У зайца? У волка? У белки? У лошади? У коровы?
У медведя? У кошки? У собаки?

г) Задания на самостоятельное словоизменение:

— на уровне слова: Измени слово так, чтобы в нём появился разделительный мягкий знак — ночь – ночью, вить — вьют, вьёт, сидеть — сиденье, Наташа — Наталья, весело – веселье.

— на уровне предложений: Не жужжат пчёлы вокруг ……… (улей).

весна, птицы, вить, гнёзда – __Весной птицы вьют гнёзда.__

10. Задания на активизацию и расширение словарного запаса.

Подбор антонимов: болезнь – здоровье, скука – веселье, враги – друзья, легкомысленный – серьёзный, работа — безделье.

11. Выразительное чтение стихотворений.

12. Пересказы текстов.

13. Слуховые диктанты (задания на проверку).

— слова: клочья, Софья, весна, ружьё, ветер, прутья, вьюга.

— предложения: Без терпенья нет ученья.

— текст

Белочка.

У белки жильё из листьев и сучьев. Вьюга воет, а она сидит в тепле. Но вот вьюга утихла. Белочка прыгает по веткам деревьев. Она добывает себе пищу.

Результативность работы

За период с 2008 по 2011 годы логопедические занятия посетили 50 учащихся, допускавших ошибки по теме «Разделительный мягкий знак»

После коррекции 38 учащихся перестали допускать ошибки по теме, что составляет 76% от общего числа учеников с ошибками по теме.
10 учащихся (20%) допускают ошибки иногда.2 ученика (4%) продолжают допускать ошибки по теме.

В результате проведённой коррекционной работы большинство учащихся научились.

  1. Чётко проговаривать слова с разделительным мягким знаком.
  2. Безошибочно определять слова с разделительным мягким знаком на слух.
  3. Правильно записывать слова с разделительным мягким знаком.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной мной методики.

Литература.

  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: (1-4 кл.). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
  2. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.:Дельта, 1997.
  3. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», К.:ФГУИППВ, 2004.
  4. Русский язык. Правила и упражнения. 1-5 класс. пособие по русскому языку для начальной школы. /Уроки русского языка. – М.: «Аквариум», 1997.
  5. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы./ Уроки русского языка. – М.: «Аквариум», 1997.
  6. Узорова О.В. Разделительный мягкий и твёрдый знаки: все основные орфограммы русского языка: 1-4 кл. /О.В. Узорова, Нефёдова Е.А. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  7. Узорова О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, К: ГИППВ, 1998.

Желаем успехов!

Памятка
работы над ошибками.

  1. Заглавная
    буква в начале предложения .

Первое
слово в предложении пишется с большой
буквы.

В
конце предложения ставится . или !
или ?

Работа
над ошибками:

Выпиши
предложение правильно. Придумай и
запиши свое предложение. Подчеркни
ошибку.

  1. Пропуск
    буквы .

Когда
пишешь, проговаривай!

Работа
над ошибками:

Выпиши
слово. Подчеркни в нем пропущенную
букву.

  1. Слог
    .

Сколько
в слове гласных, столько и слогов.

Работа
над ошибками:

Раздели
слово на слоги. Обозначь гласные.

  1. Перенос
    слова.

Слова
переносим по слогам. При переносе одну
букву нельзя оставлять на строке и
нельзя переносить одну букву на новую
строку.

Работа
над ошибками:

Раздели
слово для переноса.

  1. Заглавная
    буква в именах собственных .

Имена,
отчества и фамилии людей, названия рек,
городов, морей, деревень, клички животных
пишутся с
заглавной
буквы.

Работа
над ошибками:

Выпиши
слово и придумай еще 2слова на эту
орфограмму.

6.
Мягкий
знак , обозначающий мягкость согласных
.

Мягкий
знак обозначает мягкость согласных
звуков.

Работа
над ошибками:

Выпиши
слово. Подчеркни ь
и
согласную перед ним. Запиши ещё два
слова на эту орфограмму.

7.
Гласные
после шипящих.

Жи-ши
пиши с буквой и.

Ча-ща
пиши с буквой а.

Чу-щу
пиши с буквой у.

Работа
над ошибками:

Выпиши
слово правильно. Придумай и запиши
ещё два слова на эту орфограмму.
Подчеркни орфограмму.

8.
Сочетания
ЧК , ЧН , НЩ , ЩН , ЧТ.

Сочетания
чк, чн, щн, нщ, чт

пишутся без мягкого знака.

Работа
над ошибками:

Выпиши
слово правильно. Подчеркни сочетание.
Запиши
ещё
два слова на эту орфограмму.

9.
Ударение.


Работа
над ошибками:

Выпиши
слова. Поставь в них ударение правильно.

10.
Словарное
слово.

Слова
с непроверяемым написанием надо
запомнить.

Работа
над ошибками:

Напиши
это слово 3 раза, обозначь ударение и
безударную гласную. Запомни, как пишется
слово.

11.
Парные
звонкие и глухие согласные

(
на конце слова, перед глухим согласным
).

Чтобы
проверить парный согласный по глухости
и звонкости надо изменить слово или
подобрать однокоренное слово так, чтобы
после этого согласного стоял гласный
или согласный [н].

Работа
над ошибками:

Выпиши
слово правильно, подбери и напиши
проверочное слово.

Например:
холод
– холода,
холодный.

12.
Безударная
гласная в слове, проверяемая ударением.

( а, о, и, е, я )
Безударный
гласный в корне проверяй ударным. Для
этого измени слово или подбери
однокоренное.

Работа
над ошибками :

Выпиши
слово правильно, поставь ударение,
обозначь безударную. Подбери проверочное
слово и напиши его, обозначив ударение.

Например:
волна – волны.

13.
Разделительный
мягкий знак.

Разделительный
мягкий знак показывает, что согласный
звук не
сливается

с гласным. Разделительный мягкий знак
пишется после согласного перед гласными
Е, Ё, Ю, Я, И.

Работа
над ошибками :

Выпиши
слово правильно, обозначь орфограмму.

Придумай
и запиши ещё 3 слова на это правило.

14.
Правописание
предлогов.

Предлоги
пишутся раздельно от слова. Между
предлогом и словом можно вставить ещё
слово.

Работа
над ошибками:

Из
предложения, в котором допущена ошибка,
выпиши предлог и слово, к которому
относится предлог. Между предлогом и
словом вставь ещё слово. Например:
у
берега,
у крутого берега.

15.
Двойные
согласные в слове. ( нн, сс, мм, жж и др.)

При
переносе слов с двойными согласными
одна буква оставляется на строке, другая
переносится.

Работа
над ошибками
:

  1. Выпиши
    слово правильно, подчеркни орфограмму.
    Запиши ещё два слова на это правило.

  2. Перенеси
    слово правильно. Вспомни правило
    переноса.

16.
Ошибка
при выполнении задания.

Работа
над ошибками:

Выпиши
и выполни задание правильно.

17.
Непроизносимые
согласные в корне слова.

В
некоторых словах согласные Т,
Д, Л, В
пишутся,
но не произносятся. Эти слова нужно
проверять.

Работа
над ошибками:

Выпиши
слово, подбери к нему проверочное,
подчеркни непроизносимый согласный.
Например: честь
– честный,
солнышко
– солнце.

Если
в сочетании согласных при изменении
слова согласный не слышится, писать его
не нужно.

Например:
чудесен – чудесный,
прекрасен – прекрасный.

18.
Разделительный
твёрдый знак (ъ).

Разделительный
твёрдый знак пишется только после
приставок, которые оканчиваются на
согласную и перед гласными е,ё,ю,я.

Работа
над ошибками:

Выпиши
слово правильно, выдели приставку,
подчеркни ъ и гласную после него. Запиши
ещё два слова на эту орфограмму.

19.
Правописание
праставки со словом.

Приставка
– это часть слова. Она пишется слитно.

Работа
над ошибками:

Выпиши
слово. Выдели приставку. Образуй от
этого слова два однокоренных с разными
приставками.

Например:
заехал, уехал, переехал.

20.
Гласные
и согласные в приставках.

Работа
над ошибками:

Выпиши
слово. Выдели приставку. Запиши ещё 2
слова с этой же приставкой.

21.
Не
с
глаголом.

Не

с глаголом пишется раздельно.

Работа
над ошибками:

Выпиши
глагол с не.
Запиши ещё два слова на это правило.
Подчеркни орфограмму. Например: не
п
ришёл,
не
в
ыучил,
не
з
нал.

22.
Мягкий
знак на конце существительных после
шипящих

Запомни:
женский род – ь мужской род —

Работа
над ошибками:

Выпиши
слово правильно. Определи род. Запиши
ещё 2 слова на эту орфограмму.

23.
Однородные
члены предложения.

Работа
над ошибками:

Выпиши
предложение. Обозначь однородные члены
и слово, от которого они зависят. Вспомни,
что ты знаешь о знаках препинания и
союзах между однородными членами.

24.
Правописание
безударных падежных окончаний имён
существительных.

1
скл.

2
скл.

3
скл.

Р.п.
–ы,-и

Т.п. –ом,-ем
Р.п. ,Д.п.,
П.п.

–и

Д.п
и П.п. –е
П.п. –е

Т.п. –ю

Работа
над ошибками:

Выпиши
существительное. Определи склонение и
падеж. Выдели окончание, проверь его по
таблице или словом-помощником.

25.
Правописание
безударных падежных окончаний имён
прилагательных.

Работа
над ошибками:

Выпиши
прил. вместе с сущ., к которому оно
относится. Поставь вопрос. Определи
род, число и падеж прил. по сущ.

Н-р:
к лесу (какому?) дальнему – муж.р., ед.ч.,
Д.п.

26.
Предлог
с местоимением.

Предлоги
с местоимениями пишутся отдельно.

Работа
над ошибками:

Выпиши
местоимение с предлогом. Запиши ещё два
слова на это правило. Н-р: у
н
ас,
ко
м
не,
с
т
обой

27.
Мягкий
знак на конце глаголов 2-го лица ед.ч.
наст. вр.

Работа
над ошибками:

Выпиши
глагол правильно и ещё 2 глагола на эту
орфограмму

28.
Правописание
безударных личных окончаний глаголов

Выпиши
глагол правильно. Поставь ударение.
Поставь глагол в неопределённую форму,
определи спряжение.

1спр.
-е, -ут, -ют 2спр. –и, -ат, -ят

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Русский язык. 2 класс.

Урок 58. Разделительный мягкий знак

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
  2. Правила переноса слов с разделительным мягким знаком.
  3. Различение разделительного мягкого знака и мягкого знака-показателя мягкости.

Глоссарий по теме:

Разделительный мягкий знак пишется в корне слова и отделяет согласную букву от гласных букв Е, Ё, Ю Я,И.

Мягкий знак – показатель мягкости – это буква, которая не обозначает звуков, а только указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 31 – 38.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 19-22.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 41 — 45.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 50 — 51.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 41.

Тихомирова Е .М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2018. — С.61-64.

Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 22 — 29.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 64-68.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Многие люди думают, что живут в мире обычных вещей. А между тем, если только присмотреться … То даже в алфавите можно увидеть театральную труппу, а в буквах — искусных актёров. Они разыгрывают на сцене книжных страниц разнообразнейшие пьесы. Одни едва справляются с одной ролью. А у других их столько, что они не сходят с книжных театральных подмостков ни на одну строчку!

Среди этих «трудяжек» есть и такие, которые даже не обозначают звуков, но без них всё равно не обойтись. Догадались, о какой букве речь? Конечно, это мягкий знак!

То, что эта буква не обозначает звука и только указывает на мягкость предшествующего согласного, вам известно давно. А вот какие у неё ещё роли?

Давайте разберёмся. Для этого тоже возьмём на себя роль – роль исследователей. Проведём эксперимент со словами. По правилам в любом эксперименте должна быть гипотеза, то есть предположение. У нашего эксперимента тоже есть гипотеза. Мы с вами предположим следующее: у мягкого знака только одна роль — указывать на мягкость предшествующего согласного звука. Если убрать мягкий знак, то мягкий согласный звук заменит парный ему твёрдый согласный.

Для эксперимента подберём несколько слов с мягким знаком. Первая группа слов: мягкий знак в середине слова – коньки, мальчик. Вторая группа: мягкий знак на конце слова – окунь, моль. Третья группа: мягкий знак не совсем на конце слова — после него следует гласная буква: солью, колья.

Итак, уберём мягкий знак в словах первой группы. Коньки – конки, мальчик – малчик. Рассмотрите транскрипцию этих слов: [коН′к′и] — [коНк′и], [маЛ′ч′ик] – [маЛч′ик] . С исчезновением мягкого знака, одни и те же буквы стали обозначать теперь другие парные по мягкости – твердости звуки. [коН′к′и] — [коНк′и]. Звук [Н′] поменялся на звук [Н]. [маЛ′ч′ик] – [маЛч′ик]. Звук [Л′] уступил место звуку [Л]. В значении слов тоже произошли изменения. Коньки – спортивный инвентарь. Конки – городские железные дороги с лошадьми, предшественницы трамваев. Мальчик – ребенок, будущий мужчина. Слово малчик вообще не имеет значения.

Уберём мягкий знак во второй группе слов. Окунь – окун, моль – мол. Рассмотрим транскрипции этих слов: [окуН′] – [окуН] , [моЛ′] – [моЛ]. Так же, как и в предыдущей группе слов, с исчезновением мягкого знака, одни и те же буквы стали обозначать другие парные по мягкости – твердости звуки. [окуН′] – [окуН] Звук [Н′] поменялся на звук [Н]. [моЛ′] – [моЛ]. Звук [Л] встал на место звука [Л′]. Это так же повлияло на значение слов. Моль – мелкая бабочка, гусеница которой является вредителем. Мол — сооружение в порту для защиты судов от морских волн. Окунь – пресноводная рыба с красноватыми нижними плавниками. Окун – значение потерялось.

Может и с третьей группой слов будет то же самое? Больше экспериментировать не нужно? Нет! У настоящих учёных гипотеза требует многократного подтверждения. Поэтому продолжаем работать!

Итак, третья группа слов: мягкий знак не совсем на конце слова, после него следует гласная буква. Солью — солю, колья – Коля. Как и в первых двух случаях, когда мы убрали мягкий знак, значение слов изменилось. Солью — действие по удалению жидкости. Солю — действие по добавлению соли. Колья – заостренные палки. Коля — мужское имя

Но посмотрите на звуковые схемы! Мягкий согласный звук не заменил парный ему твёрдый согласный, как мы с вами предполагали!

Присмотритесь к транскрипциям этих слов: [саЛ′й′у] — [саЛ′у], [коЛ′й′а] – [коЛ′а]. Работу мягкого знака взяли на себя гласные буквы Ю и Я. Правда им при этом пришлось расстаться со звуком [Й′] – с исчезновением мягкого знака он тоже пропал.

Значит, наша гипотеза неверна? Мягкий знак не только указывает на мягкость предшествующего согласного, а выполняет ещё какую-то работу? Да, это так. Наша гипотеза не подтвердилась, но мы сделали открытие!

В таких словах как солью и колья, главная задача мягкого знака отделить согласную букву от гласной. Только при этом условии у гласной буквы появляется возможность обозначать два звука – согласный звук [Й′] и последующий гласный звук.

Такой мягкий знак стали называть уже не показателем мягкости, а разделительным мягким знаком.

В некоторых словах, где есть разделительный мягкий знак, предшествующий согласный звук вовсе не мягкий, а твёрдый. Произнеси и прислушайся: вьюга, бью, ружьё, вьюнок. Буквы, стоящие перед мягким знаком обозначают твёрдый согласный звук.

Понаблюдав за большим количеством слов, учёные-языковеды выяснили, что разделительный мягкий знак от согласных отделяет не все гласные, а только Е, Ё, Ю, Я, И

Запомните правило! Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласных букв перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Разделительный мягкий знак — это орфограмма.

Как же не пропустить эту орфограмму в словах?

Вот алгоритм правописания разделительного мягкого знака.

Шаг 1. Произнеси слово.

Шаг 2. Определи, есть ли в нём звук [Й′].

Шаг 3. Определи, какие звуки слышатся до и после звука [Й′].

Шаг 4. Если перед звуком [Й′] слышится согласный звук, а после — гласный звук, то пиши разделительный мягкий знак.

Если запомните этот алгоритм и будете его применять, то ошибок в правописании разделительного мягкого знака не будет. Но надёжнее всего проверять правописание слов с разделительным мягким знаком по орфографическому словарю. Он всегда будет вашим добрым другом в безбрежном море орфограмм русского языка.

Слова с разделительным мягким знаком нужно переносить так же, как и слова с мягким знаком – показателем мягкости.

Запомните! Разделительный мягкий знак при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним. Например, при переносе слова вьюнок, часть вью- мы оставим на строчке, а часть -нок перенесём. При переносе слова перья часть пе- оставим на строке, а часть -рья перенесём.

Очень непросто научиться правильно писать слова с разделительным мягким знаком. Вас часто в них будут подстерегать ошибки. Но если вы будете пользоваться теми знаниями, с которыми встретились на этом уроке, то вас ждёт успех! Кому ум служит, тот ни о чём не тужит!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Поставьте слова в таблицу.

Определите, какой мягкий знак записан в словах. Расставьте слова в соответствующий столбец таблицы.

ОКУНЬКИ, ОСЕНЬЮ, ПЛАТЬЕ, СЕМЬЯ, ВЬЮГА, УЧИТЕЛЬ, ЖИЛЬЁ, КОНЬКИ, СЧАСТЬЕ, ПТИЧЬИ, КРЫЛЬЦО, ПАЛЬТО, ХЛОПЬЯ

Подсказка: Вспомни, в каких случаях в словах русского языка пишется разделительный мягкий знак. Определи, в каких из предложенных слов, пишется разделительный мягкий знак, а в каких мягкий знак – показатель мягкости.

Правильный ответ:

Ь–показатель мягкости

Разделительный Ь

ОКУНЬКИ

УЧИТЕЛЬ

КОНЬКИ

КРЫЛЬЦО

ПАЛЬТО

ОСЕНЬЮ

ПЛАТЬЕ

СЕМЬЯ

ВЬЮГА

ЖИЛЬЁ

СЧАСТЬЕ

ПТИЧЬИ

ХЛОПЬЯ

Задание. Отметьте пословицы.

Прочитайте пословицы. Вставьте в пропуски мягкий знак, если это необходимо. Определите, какой мягкий знак вы вставили. Отметьте пословицы, в словах которых вставили только разделительный мягкий знак.

Учен__е — свет, а неучен__е — т__ма.

Курит__ — здоров__ю вредит__.

Книга в счаст__е украшает, а в несчаст__е утешает.

Февраль силен метел__ю, а март — капел__ю.

Подсказка: Вспомни, в каких случаях в словах русского языка пишется разделительный мягкий знак, а в каких – мягкий знак –показатель мягкости.

Правильный ответ:

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Курить — здоровью вредить.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Февраль силен метелью, а март — капелью.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Работа над ошибками пропуск буквы
  • Р3010 ошибка пежо 3008
  • Р3363 фольксваген ошибка
  • Работа над ошибками приложение
  • Р301 ошибка пжд