ПАМЯТКА
Работа над ошибками по
русскому языку, 2 класс
В работе над ошибками все слова пишутся со строчной буквы ( кроме имен
собственных и начала предложения), без запятых !
1.
Пропускаю 2 рабочих строки после работы.
2.
На третьей строке пишу посередине дату.
3.
На четвёртой строке пишу посередине с заглавной буквы: Работа над ошибками.
4. Начинаю
с ошибок в оформлении предложения. Выписываю предложение с красной строки без
ошибок, подчёркиваю места, где были допущены ошибки.
5. Выписываю
слово без ошибок с новой строки, подчёркиваю исправленную букву и определяю
орфограмму.
6. Нахожу
эту орфограмму в списке памятки и следую указаниям в инструкции под таким же
номером.
7.
На следующей строке после работы над ошибками записываю с красной строки:
Домашняя работа.
Орфограмма |
Что делаю? |
Пример. |
№ 1. Пропуск букв, замена |
1) Выписываю слово правильно 3 раза. 2) Ставлю ударение. 3) Подчеркиваю пропущенную или неправильно написанную букву. 4)Повторяю правило: Когда пишу, |
мокрый мокрый мокрый |
№ 2 . Оформление |
1) Выписываю предложение с заглавной 2) Ставлю в конце нужный знак препинания. 3) Подчеркиваю 4)Повторяю правило: Предложения начинаются с |
Наш класс дружный. |
№ 3. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щи. |
1) Выписываю слово правильно. 2) Вспоминаю и пишу ещё 2 3) Подчеркиваю сочетания. 4) Повторяю правило: ЖИ – ШИ ЧА ЧУ ЧК – ЧН, ОРО – воробей, ворона, хорошо. ОЛО |
жираф живот жил |
№ 4. Словарные слова. |
1) Пишу словарное 2) Ставлю 3) Подчеркиваю букву, |
дорога дорога дорога |
№ 5. Проверяемые безударные (О, А, И, Е, Я.) |
1) 2) 3) 4) Повторяю правило: Если Вызвала Ты ее Ставь |
трава — травы |
№ |
1) 2) 3)Повторяю правило: Парные согласные самые опасные, в корне ты их |
гриб – |
№ 7. Мягкий |
1)Выписываю 2) Подбираю 3)Повторяю правило: |
пальто конь кольцо |
№ 8. Разделительный мягкий знак. |
1) Выписываю 2) Подбираю 3)Повторяю правило: после |
вьюга друзья медвежья |
№ 9. Слова с удвоенными согласными. |
1)Выписываю слово правильно, подчеркиваю удвоенную согласную. 2)Подбираю 3) |
аллея |
№ 10. Заглавная буква в |
1)Выписываю слово правильно, подчеркиваю заглавную букву. 2) Подбираю и записываю ещё 2 слова на эту орфограмму. 3)Повторяю правило: Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, |
Москва Балашов Саратов |
№ 11 . Правописание предлога со словом. |
1)Выписываю 2)Между 3) 4)Повторяю правило: Предлоги с именами существительными пишутся раздельно. |
в лесу |
№ 12. Перенос слов. |
1)Вспоминаю: сколько гласных, столько и слогов. 2) Делю 3) Показываю все виды переноса. 4) Если слово не переносится, то слово пишется целиком класс |
ма-ленький малень-кий |
№ 13. Разделительный |
1) Выписываю 2) Записываю ещё |
подъём |
№ 14 |
1)Выписываю слово правильно 3 раза. 2) Ставлю ударение. 3) Подчеркиваю места, где были ошибки. |
местный |
Памятка по работе над ошибками (2 класс)
1. Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово правильно. Подчеркни в нём место, где была допущена ошибка. Составь и запиши с этим словом предложение.
Образец: 1. Снег. Выпал пушистый снег.
2. Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём знак ударения правильно.
Образец: 2. Алфавит, звонит, щавель.
3. Неправильный перенос слова.
Выпиши слово правильно. Раздели его вертикальными чертами на слоги.Обозначь гласные буквы точками (карандашом).Запиши все возможные варианты переноса слова.
Образец: 3. Коллектив: кол – лектив, коллек – тив.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Повтори правила переноса слов (учебник 1 класс, страница 21).
4. Написание заглавной буквы в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова с этойорфограммой.Подчеркни большую букву.
Образец: 4.Москва, Елена, Африка.
5. Написание заглавной буквы в начале предложения.
Выпиши предложение правильно.Придумай и запиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Образец: 5. Выпал пушистый снег.Дети рады.
6. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).
Выпиши предложение правильно.Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши его. Подчеркни знак.
Образец: 6.Слава нашей Родине! Слава труду!
7. Гласные после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу – щу).
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Подчеркни орфограмму.
Образец: 7. Жизнь, ежи, жираф.
8. Сочетания чк, чн, щн, нщ.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму.Подчеркни сочетание.
Образец: 8. Дочка, точка, кочка
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением(а, о, е, и, я).
Выпиши слово правильно.Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери и запиши проверочное слово.Обозначь орфограмму.
Образец: 9. Трава – травы
Червивый – червь
10.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением (словарные слова).
Запиши слово правильно 3 раза.Запиши однокоренное слово.Поставь во всех словах знак ударения.Выдели корень. Подчеркни опасные места.
Образец: 10. Мороз, мороз, мороз, морозный, морозильник
11.Парные согласные на конце и в середине слова.
Запиши слово правильно. Подбери проверочное слово.Обозначь орфограмму.
Образец: 11. Краб– крабы , сказка – сказочка
12.Раздельное написание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом.Докажи, что предлог со словом пишется отдельно – вставь между предлогом и словом вопрос или слово.Обозначь орфограмму-пробел.
Образец: 12. За лесом; за (каким?) лесом, за (тёмным) лесом
13.Слитное написание приставок.
Выпиши слово правильно.Выдели приставку.Образуй от этого слова два однокоренных слова с разными приставками. Запиши ещё два слова с этой приставкой. Выдели все приставки.
Образец: прибежал, убежал, забежал, пришёл, принёс
14.Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Обозначь орфограмму.
Образец: совесть, фасоль, пень
коньки, редька, возьми
15.Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму.Обозначь орфограмму.
Образец: воробьи, семья, колье
16.Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Обозначь орфограмму.
Образец: разъезд , объявление , подъём
17.Состав слова.
Выпиши слово.Разбери его по составу. Запиши одно или два однокоренных слова.
Образец: поездка , разъезд, ездил
Памятка по работе над ошибками (2 класс)
-
Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово правильно. Подчеркни в нём место, где была допущена ошибка. Составь и запиши с этим словом предложение.
Образец: 1. Снег. Выпал пушистый снег.
-
Ударение.
В ыпиши слово. Поставь в нём знак ударения правильно.
Образец: 2. Алфавит, звонит, щавель.
-
Неправильный перенос слова.
В ыпиши слово правильно. Раздели его вертикальными чертами на слоги.Обозначь гласные буквы точками (карандашом).Запиши все возможные варианты переноса слова.
Образец: 3. Коллектив: кол – лектив, коллек – тив.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
-
Написание заглавной буквы в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова с этой орфограммой.Подчеркни большую букву.
Образец: 4.Москва, Елена, Африка.
-
Написание заглавной буквы в начале предложения.
Выпиши предложение правильно.Придумай и запиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Образец: 5. Выпал пушистый снег.Дети рады.
-
Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).
Выпиши предложение правильно.Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши его. Подчеркни знак.
Образец: 6.Слава нашей Родине! Слава труду!
-
Гласные после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу – щу).
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Подчеркни орфограмму.
Образец: 7. Жизнь, ежи, жираф.
-
Сочетания чк, чн, щн, нщ.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму.Подчеркни сочетание.
Образец: 8. Дочка, точка, кочка
-
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением(а, о, е, и, я).
Выпиши слово правильно.Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери и запиши проверочное слово.Обозначь орфограмму.
О бразец: 9. Трава – травы
Червивый – червь
-
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением (словарные слова).
Запиши слово правильно 3 раза.Запиши однокоренное слово.Поставь во всех словах знак ударения.Выдели корень. Подчеркни опасные места.
О бразец: 10. Мороз, мороз, мороз, морозный, морозильник
-
Парные согласные на конце и в середине слова.
Запиши слово правильно. Подбери проверочное слово.Обозначь орфограмму.
Образец: 11. Краб– крабы , сказка – сказочка
-
Раздельное написание предлога со словом (орфограмма-пробел).
И з предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом.Докажи, что предлог со словом пишется отдельно – вставь между предлогом и словом вопрос или слово.Обозначь орфограмму-пробел.
Образец: 12. За лесом; за (каким?) лесом, за (тёмным) лесом
-
Слитное написание приставок.
Выпиши слово правильно.Выдели приставку.Образуй от этого слова два однокоренных слова с разными приставками. Запиши ещё два слова с этой приставкой. Выдели все приставки.
Образец: прибежал, убежал, забежал, пришёл, принёс
-
Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Обозначь орфограмму.
Образец: совесть, фасоль, пень
коньки, редька, возьми
-
Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму.Обозначь орфограмму.
Образец: воробьи, семья, колье
-
Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Обозначь орфограмму.
О бразец: разъезд , объявление , подъём
-
Состав слова.
В ыпиши слово.Разбери его по составу. Запиши одно или два однокоренных слова.
О бразец: поездка , разъезд, ездил
Гласные после шипящих ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ. Выпиши Делай так: машина, лыжи, ландыши. |
8. «Ь» — показатель мягкости согласных. Выпиши слово правильно, подчеркни мягкий знак с той согласной, мягкость которой он обозначает. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: коньки, пеньки, соль. |
2. Безударные гласные в корне слова. Выпиши слово, подбери к нему проверочное. Делай так: мор е – морской. |
9. Перенос слова. Выпиши слово, раздели его сначала на слоги, а затем раздели для переноса. Делай так: у/че/ник, уче-ник, кол/лек/ци/я, кол-лек-ция |
3. Непроверяемые написания. Словарные слова. Выпиши слово, Делай так: Огурец — огуречный — огурчик. |
10. Разделительный мягкий знак «Ь» пиши в корне слова после Выпиши слово, подчеркни слог с разделительным «Ь», выдели корень, допиши 2 слова на это правило. Делай так: птичьи, лисьи, вьюга, листья, платье. |
4. Звонкие и глухие (парные) согласные. Запиши проверочное слово слово, затем проверяемое . Делай так: дубок –дубки или морковный — морковь |
11. Разделительный «Ъ» твердый знак пишется после приставок на Делай так:, подъезд, съёжился, объявление, съел. |
5. Правописание непроизносимых согласных. Выпиши слово. Подбери к нему проверочное слово. Делай так: звезда-звёздный. |
12. Пропуск, замена букв. Выполни звуко-буквенный разбор слова. Делай так: зе/мля з` имл `а — 5б., 5зв., 2гл., 3 согл., 2слога. |
6. Сочетания «ЧК», «ЧН» пишутся без мягкого знака. Выпиши слово. Подчеркни сочетание, допиши 2 слова на это правило. |
13. Правописание предлогов со словами. Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом. Между словом и предлогом поставь вопрос. Докажи, что это предлог. Делай так: по_(какому?) небу, по_темному небу. |
7. Правописание имён собственных. Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму. |
14. Обозначение мягкости согласных гласными и ь-знаком. Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами ё, е, и, ю, я и Ь- знаком. Выпиши слово. Подчеркни ту букву, которая обозначает мягкость предшествующего согласного. Допиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: лейка, север, кино |
№ орфограммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок ( суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; |
16. |
Ь знак после шипящих |
Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило |
а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь; |
17. |
Частица не с глаголом |
Выпиши слово с частицей правильно, запиши два слова на это правило |
не говорит, не летает, не смеётся |
18. |
Сложные слова |
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную |
ледокол |
19. |
Безударные падежные окончания имён существительных |
Выпиши слово, выдели окончание, объясни: |
|
20. |
Безударные падежные окончания имён прилагательных |
Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание |
|
21. |
Безударные падежные окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение |
|
Ошибки в грамматических заданиях
Обозначение разбора |
Как исправлять ошибку |
Фонетический разбор (1) |
Выписать слово (или его фрагмент) и выполнить разбор правильно. |
Разбор слова по составу (2) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно. |
Морфологический разбор (3) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора) |
Разбор предложения (4) |
Выписать предложение и исправить ошибки: |
Ошибка в определении падежа имени существительного |
Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж. |
Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)
В гостях у деда.
Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________