РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.СОСТАВ СЛОВА. КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА,
СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ – ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА
Предмет:
русский язык
Тип
урока: задание открытия свежих познаний.
УМК
«Русский язык. 2 класс»
Цели:
уточнение представлений о значительных симптомах гласных и
согласных звуков; становление умения следить за
произношением текстов и проводить их
звуковой тест классифицировать имеющиеся
у ребят познания о звуках и
буквах; дрессировать предопределять звуки, отыскивать и отличать их;
развивать устную и письменную
речь студентов, креативные возможности, формируя на
уроке одобрительную атмосферу, развивать орфографическую зоркость;
обогащать лексикографический припас ребят свежими текстами и
выражениями;
Задачки урока:
Образовательная:
зафиксировать умение предопределять звуки
и буковки.
Развивающая:
развивать
мобильность и творческую самостоятельность студентов, соединяя игровую и
обучающую формы деятельности; становление интереса, зрительной
памяти, энергичности студентов на уроке; продолжить работу по
формированию речевой работы студента.
Воспитательная:
прививать опрятность в
ведении тетради; воспитывать ощущение сплоченности
коллектива; внимание к предмету российского языка ;
культуры общения, ощущения взаимовыручки; воспитывать прилежание,
активность; воспитывать организованность, усидчивость, обязанность.
Технологии:
проблемно-ориентированного
обучения;
информационно-коммуникативные; разработка сотрудничества.
Способы изучения:
исследовательский,
частично-поисковый, способ проблемного изучения,
дедуктивный, приятный, словесный, одобрение.
Способы изучения:
Демонстрация Power
Point “Части речи”. Компьютер, проектор. Музыкальное аккомпанемент к
физкультминутке. Карточки для персональной работы, листы
с словами для работы студентов. Башковитый лексика Цветные
карандаши.
Урок
168. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Цель:
выявить у учащихся уровень овладения навыком правописания за весь учебный год.
Лесные
загадки
Настала
чудесная летняя пора. Ребятишки из села Морозовки бегут в соседний лесок. На
каждом шагу тут загадка. Из травы глядит белый глазок. Это земляничка. Скоро
созреют сладкие ягоды. Что за клубок покатился по тропинке? Ежик побежал в свое
жилище. Какие зверьки ловко скачут по веткам и стволам? Белочки в рыжих шубках
делают легкие прыжки. Чей домишко из иголок под елью? Тут хлопочут муравьи.
Слова
для справок: домишко.
Грамматические
задания:
1.
Подчеркните вопросительные предложения.
2.
Выпишите по два слова: а) со звонкими и глухими согласными в корне; б)
безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
3.
Что в тексте названо словом «глазок»? Какие еще значения у этого слова?
Написать глазок – … , глазок – … .
Урок
169. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ,
ДОПУЩЕННЫМИ
В ДИКТАНТЕ
Цели:
развивать умение исправлять ошибки; познакомить с новыми словарными словами,
развивать речь.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Анализ письменных работ.
III.
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
IV.
Словарно-орфографическая работа.
–
Отгадайте загадку:
С
неба солнце золотое льёт лучи.
В
поле дружною стеною золотые усачи.
Шевелят
они усами и тихонько шелестят…
Дни
сменяются ночами, а они стоят, стоят.
А
когда уходят с поля золотые усачи,
В
нашей печке золотятся золотые калачи.
(Пшеница.)
–
Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
пшенъца
–
Назовите и запишите однокоренные слова. Разберите их по составу.
–
Какая бывает пшеница? Напишите 4–5 словосочетаний. С одним из них составьте и
запишите предложение.
Прекрасная
пшеница, озимая пшеница, яровая пшеница, золотая пшеница, спелая пшеница.
Золотая
пшеница стоит на поле стеной.
–
Придумайте сами задание к предложению и выполните его.
–
Чтобы узнать второе слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вам надо
выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.
Задание
1. Первая буква задуманного слова является согласной в последнем слоге слова
комната.
Задание
2. Вторая буква – согласная, два раза встречающаяся в корне слова квартира.
Задание
3. Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.
Задание
4. Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в
корне слова малина.
Задание
5. С пятой буквы начинается второй слог в слове овёс.
Задание
6. Шестая буква является окончанием в слове берёза.
Задание
7. Седьмая буква обозначает всегда мягкий звонкий согласный, который есть в
слове урожай.
–
Какое слово вы составили? (Мы составили слово трамвай.)
–
Что означает слово трамвай? (Трамвай – это вид транспорта.)
–
Это сельский или городской вид транспорта? (Это городской вид транспорта.)
–
Назовите его существенные признаки. (Трамвай состоит из одного или нескольких
вагончиков. Он движется по рельсам с помощью электричества.)
–
Что же такое трамвай? Дайте полное определение. (Трамвай – это вид городского
транспорта, состоящий из одного или нескольких вагончиков, движущихся по
рельсам с помощью электричества.)
–
Найдите слово трамвай в орфографическом словаре, напишите его, определите СУО.
трамвай
–
Составьте предложение со словом трамвай, чтобы в него вошли словарные слова,
которые мы использовали при выполнении семи заданий. Давайте вспомним, какие
это слова. (Комната, квартира, завтрак, малина, овёс, берёза, урожай.)
Примерные
предложения:
Трамвай
внутри похож на продолговатую комнату.
Недалеко
от остановки трамвая находится квартира моего друга.
Дачник
вёз в трамвае варенье из малины.
Трамвай
остановился возле раскидистой берёзы.
Возле
трамвая рассыпался овес.
Водитель
трамвая взял завтрак на работу.
V.
Закрепление изученного материала.
1.
Письмо (выборочное) текста под диктовку. (Упр. 642.)
2.
Списывание с заданием.
На
доске записан текст:
Кто
подскажет тебе летом адр..са яго..? Адр..с з..мл..ники спросишь у л..сных пней.
Адр..с ч..рники узнаешь у з..лёных елей. Бруснич..ный адр..с найдешь в
с..сновом б..ру. М..лину увидишь на л..сных опу..ках, выру..ках, в оврагах. Лес
щедро уг..щ..ет тебя св..ими д..рами.
–
Прочитайте текст и озаглавьте его.
–
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
VI.
Итог урока.
–
Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее
задание. Упражнение 636.
Дистанционное обучение MOODLE в практике обучения и воспитания при дистанционном образовании детей с ОВЗ .
Мы живём в век стремительного темпа развития новых компьютерных технологий, а вместе с ними развиваются новые способы обучения, одним из таких способов является пакет MOODLE – система управления дистанционным обучением. Она выделяется как удобством и простотой, так и своими возможностями. Результатом моего знакомства с системой стал электронный курс «Курс обучения по Moodle» ФПКП СФУ.
В основу создания системы управления обучением Moodle были положены принципы, являющиеся обобщением большого количества работ таких ученых, как Лев Семенович Выготский, Джон Дьюи, Жан Пиаже, Эрнст фон Глазерфельд. Благодаря этим научным исследованиям получили развитие такие направления в области образования и психологии, как конструктивизм, конструкционизм, социальный конструктивизм [12-15].
К основным особенностям системы относится:
-
Система спроектирована с учётом достижений современной педагогики с акцентом на взаимодействие между учениками.
-
Может использоваться как для дистанционного, так и очного обучения.
-
Имеет простой и эффективный web-интерфейс.
-
Поддерживаются различные структуры курсов: «каледарный», «форум», «тематический».
-
Богатый набор модулей- составляющих курса: Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Рабочая тетрадь, Урок, Тест, Анкета, Семинар, Ресурс и т.д.
Для того, чтобы использовать возможности системы, надо иметь компьютер, подключенный к сети Интернет. Чтобы начать работать надо набрать в строке адреса web-браузера URL сервера, на котором установлена СДО. После обработки система покажет стартовую страницу системы.
MOODLE позволяет создавать курсы с интерактивным обучением и управлять образовательной траекторией ученика.
В качестве примера, хочу предложить урок русского языка по УМК «Начальная школа 21 века» для 2 класса, где будет видно, что дистанционный урок содержит ресурсы ( файлы) и интерактивные элементы: тест, задания.
Проект урока
Учебный предмет: Русский язык
Класс: 2
Тема урока: Работа над ошибками.
Цель урока: откорректировать знания, умения и навыки по теме «Состав слова»
Планируемые результаты (формируемые УУД):
Регулятивные УУД: ученик научится
Планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность, развивать внимание, мышление через анализ слов и предложений;
Познавательные УУД: ученик научится
Работать с информацией, с учебными моделями, использовать знаково-символические средства, общие схемы. Овладению ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему.
Коммуникативные УУД: ученик научится
Формированию умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка; воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе.
Скриншот 2. Курс перепроектированных уроков по MOODLE.
I. Орг.этап: 1. Мотивация. Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащегося в пространство деятельности на уроке. II.Постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащегося. На прошлом уроке мы написали тест. И сегодня по традиции я приглашаю тебя и девочку-Приставочку в «Орфографическое кафе».
— Почему кафе называется «Орфографическое»? — Определите тему сегодняшнего урока. (Слайд 1) — Итак, перед тобой проверенный тест. Может быть кто-то не согласен с тем, как я оценила его работу? — Может быть кто-то хотел получить более высокую оценку? — Что вам помешало? — Сформулируйте цели сегодняшнего урока. — В нашем «кафе» четыре столиков. За каждым столиком ты будешь работать над определёнными орфограммами. В течение урока ты должен виртуально побывать за каждым столиком . За это время ты должен (Слайд 2): 1). Определить проблему. 2). Заполнить карточку-помощницу. 3). Найти ошибку. 4). Исправить ошибку.
— Как ты считаешь? Надо ли работать над работать? — Можешь ли ты это сделать? —Хочешь ли исправить свои ошибки? — Тогда – в путь! Удачи! III. Итоги проверочной работы по теме «Состав слова». Определение типичных ошибок и пробелов, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. 1 столик: Родственные слова. ( слайд 3)
2 Столик: Слова с приставкой ( слайд 4)
3 Столик: Уменьшительно-ласкательные суффиксы ( слайд 5)
4 Столик: Состав слова ( слайд 6)
IV. Информация о домашнем задании V. Рефлексия деятельности. Какую цель ты ставил перед собой на уроке? — Достиг ли цели урока? Это ты можешь проследить по «Листу самооценки». — Следующий урок мы начнём с анализа «Листа самооценки», чтобы определить: В каком направлении нам двигаться дальше. — Спасибо за урок! (Слайд 7) Самооценка
|
Ученик настраивается. И опять в гостях Девочка-Приставочка! Ученик выходит на проблему: Орфография-правописание Ученик формирует цель урока. Ребёнок формулирует выход на учебную задачу и применяет знания. Ребёнок пытается применить способ действий при решении данного вида задания. Ученик просматривает итоги проверочного теста с определёнными ощибками. Ученик виртуально посещает орфографические столики, корректирует свои ошибки в своём представленном проверочном тесте, фиксируя ошибки в лист самооценки. |
Русский язык. 3 класс. Анализ работы.Повторение по теме состав слова.
Орг.момент.
Ребята, сегодня на уроке у нас гости! Повернитесь к ним, поздоровайтесь!
Мотивация
Сегодня у вас будет возможность показать, как вы научились решать орфографические
задачи и будет возможность применить свои знания на практике. Будьте терпеливы и
доброжелательны друг к другу.
Определим учебную цель сегодняшнего урока:
Чем мы с вами занимались на предыдущем уроке? (писали диктант)
Соответственно сегодня мы должны (выполнить работу над ошибками)
Чтобы правильно выполнить работу мы должны ( повторить правила и орфограммы)
Также сегодня на уроке будем говорить о составе слова, постараемся
систематизировать имеющиеся знания и (закрепим умение разбирать слова по составу).
Откройте тетради запишите число, классную работу
Пропишите строку чистописания п г ш сс
Выберите пословицу , которая подходит к сегодняшнему уроку? И запишите.
Откройте тетради для контрольных работ и посмотрите на свою работу. У вас на
партах лежат листы для работы над ошибками в виде таблицы, его и будем заполнять
Первая орфограмма найдите и запишите в таблицу слова и т.д.
РАЗБОР ОШИБОК и ПОДБОР ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ( говорят дети)
РАЗБОР ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
КАК ПРАВИЛЬНО РАЗОБРАТЬ СЛОВО ПО СОСТАВУ (АЛГОРИТМ)
1. Окончание. Что такое окончание?
2. Основа. Что входит в основу слова? СТИХ АРТЁМ
У любого слова в речи есть
Окончание и основа
Окончание меняет форму слова,
Помогает в предложении ему встать,
Чтобы смысл нам понять. Если звука мы не слышим,
Если букву мы не пишем,
То окончание немое,
То есть просто нулевое.
Окончание отделяем
Основудомик получаем.
3. Корень. Что такое корень? Стих АНГЕЛИНА
Корень в домике живет,
Главный смысл в себе несёт
Как и все его родные
Слова однокоренные.
4.Приставка. Что такое приставка? Стих Вероника.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.
5.Суффикс. Что такое суффикс? Стих Алёна.
За корнем суффикс проживает
Он уменьшает и ласкает
Специальность скажет нам
Деток назовёт зверям.
Разбор слов: СТОРОЖКА, ЗИМНИЙ, ДУШИСТОЕ
СЛОЖИТЕ ЛИСТЫ ПОПОЛАМ , ВЛОЖИТЕ В ТЕТРАДЬ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ
РАБОТ и отложите.
Групповая работа. Проверка по экрану. ( Раздать листы)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Парная работа упр. 187 (ПОДРУЖКА)
Отгадайте ребус ШОССЕ
Объясните его лексическое значение, запишите в тетрадь, обозначьте
орфограммы. Составьте предложение. Какую скороговорку вы знаете?
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Отгадайте следующий ребус Пирог –лексическое значение, орфограмма, зипишите.
Работа по учебнику упр.186
Прочитайте текст.
Почему этот текст вызывает улыбку?
А как бы вы ответили на вопрос Ослика?
Что вы можете сказать о выделенных словах, они однокоренные?
ПИРОГПИРОЖОКПИРОЖНИЦАПИРОЖНОЕПИРОЖНИК
ПИРОЖКОВАЯ
Ребята, а кто печет самые вкусные пироги?(мама)
Стих ДАША
Мамин пирог
Руки мамочки умелы,
И рисуют, вяжут, шьют,
А какие нам котлеты,
На обеды подают!
Есть один рецепт у мамы,
Это праздничный пирог!
Пышный, вкусный, сладкий самый,
Никакой не нужен торт.
Составьте предложение со словами пирог и мама.Запишите.
Моя мама печёт вкусные пироги. (устно
характеристику) Подчеркните грамм.основу, над каждым словом напишите
какой частью речи оно является.
Какой праздник был у нас вчера? Я надеюсь Вы все поздравили ваших любимых
мам с этим праздником. (НЕМНОГО ИСТОРИИ)
ПЕСНЯ
Рефлексия.
ИТОГ УРОКА.
Памятка для работы над ошибками.
- Заглавная буква в начале предложения.
Напиши это предложение. Подчеркни заглавную букву.
ПРИМЕР: Осенью птицы улетают в тёплые края.
2. Заглавная буква в имени собственном.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Анна, Москва, Россия.
3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Малыши, чашка, щука.
4. Сочетания –ОРО-, -ОЛО-, -ЧК-, -ЧН-, -ЧТ-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Тучка, ночной, чтение, овощной, шарманщик.
5. Двойная согласная.
Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Класс, телеграмма, жужжат.
6. Проверяемая безударная гласная в корне слова.
Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё 2-3 слова на это правило.
Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Моря- море, трава, весна.
7. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.
Напиши строчку этого слова. Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Малина, малина, малина, малина.
8. Парные звонкие и глухие согласные.( б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).
Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё 2-3 примера на это правило.
Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Сугроб— сугробы, лоб, шарф, рукав.
Ложка- ложечка, зубки, рожки.
9. Непроизносимая согласная в корне слова.
Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё 2-3 примера на это правило.
Выдели корень. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Честный- честь, грустный, солнце.
10. Предлоги со словами.
Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание с предлогом.
Придумай ещё 2-3 примера. Подчеркни предлог.
пр. пр. пр.
ПРИМЕР: У дома, у (какого?) дома, у большого дома, на столе, за деревом.
11. Мягкий знак- показатель мягкости согласных.
Напиши это слово. Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Коньки, мальчик, соль.
12. Разделительный мягкий знак.
Напиши это слово. Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Варенье, обезьяна, вьюга, воробьи.
13. Мягкий знак после шипящих в именах существительных.
Напиши это слово. Придумай ещё 2-3 примера на это правило. Определи род имени
существительного. Подчеркни орфограмму.
ж.р. ж.р. ж.р. м.р.
ПРИМЕР: Мышь, речь, ночь, врач.
14. Мягкий знак в неопределённой форме глаголов перед СЯ. Выпиши слово. Придумай и запиши ещё 2-3 слова на это правило.
3 л.
ПРИМЕР: купается (что делает?), кувыркается, умывается.
н. ф.
купаться (что делать?), кувыркаться, умываться.
15. Разделительный твёрдый знак.
Напиши это слово и придумай ещё 2-3 слова. Выдели орфограмму.
ПРИМЕР: Съел, подъезд, съёмка, объяснение.
16. Правила переноса.
Напиши это слово и покажи все случаи переноса.
ПРИМЕР: Клубника, клуб- ника, клубни- ка; семья, се- мья.
17. Ошибки на пропуски букв, искажение слова, замену букв.
Напиши это слово, раздели его на слоги, подчеркни гласные. Напиши строчку этого слова.
ПРИМЕР: Де׀ре׀во, дерево, дерево, дерево, дерево, дерево, дерево.
18. Слитное написание приставок со словами.
Напиши это слово и придумай ещё 2-3 слова. Выдели приставку.
ПРИМЕР: Налетел, побежал, отдал.
19. Безударная гласная в приставке.
Напиши это слово образуй ещё 2-3 слова с этой приставкой. Выдели приставку и корень.
Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.
ПРИМЕР: Побежал, посмотрел, приехал.
20. Не с глаголами.
Напиши глагол с «НЕ» и придумай ещё 2-3 слова. Подчеркни частицу «НЕ».
ПРИМЕР: Не бегал, не смотрел, не принёс.
21. Ошибки на определение главных и второстепенных членов предложения.
Выпиши предложение, подчеркни главные члены предложения.
ПРИМЕР: В саду росли красивые цветы.
22. Запятая при однородных членах предложения.
Выпиши предложение, поставь запятые между однородными членами предложения.
Подчеркни однородные члены предложения.
ПРИМЕР: В саду поспели яблоки, груши, сливы.
23. Правописание падежных окончаний имён существительных
1-го, 2-го и 3-го склонения.
1. Если имя сущ. стоит в единственном числе:
Выпиши слово, поставь слово в именительный падеж, определи склонение и падеж,
выдели окончание. Запиши ещё 2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: В тетради — 3 скл., П.п., в постели , на полке .
2. Если имя сущ. стоит во множественном числе:
Выпиши слово, определи падеж, выдели окончание, запиши ещё 2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: К ученикам — Д.п., к девочкам , к землям .
24. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши имя сущ., задай от него вопрос к имени прил., определи число, род (у им. прил. в ед. ч.)
и падеж, выдели окончание, запиши ещё 2 примера на это правило.
ПРИМЕР: В лесу (каком?) сосновом- ед.ч., м.р.; в красивом доме.
ПРИМЕР: В лесах (каких?) сосновых- мн.ч., П.п., в красивых домах.
25. Правописание окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Определи время глагола. Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму;
посмотри не относится ли этот глагол к глаголам исключениям; определи вид, спряжение,
выдели окончание. Запиши ещё2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: Дружит – дружить, несов. в.,2 спр., говорит , верит .
26. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму; посмотри, какой суффикс стоит перед ТЬ.
Тот же суффикс будет и перед Л. Выдели суффикс. Запиши ещё 2-3 примера на это правило.
ПРИМЕР: Слушал — слушать, играл.
Грамматические разборы.
1.Фонетический или звуко- буквенный разбор.
Гласных букв 10, но 6 гласных звуков:
а э о ы у
я-[ йа], е-[ йэ], ё— [йо], и, ю— [йу]
Согласные:
Звонкие: л м н р й б в г д ж з
Глухие: п ф к т ш с х ц ч щ
парные
Всегда твёрдые: ж ш ц
Всегда мягкие: й ч щ
ПРИМЕРЫ:
Лесная1 – лес׀на׀я, 3 сл., 3 гл.,3 согл. Поздно1 – позд׀но, 2 сл., 2 гл., 4 согл.
л — [ л’] — согл., зв., непарн., мягк. п — [ п ] – согл., глух., парн., тв.
е — [ и ] – гл., безуд. о — [ о ] – гл., уд.
с — [ с ] – согл., глух., парн., тв. з — [ з ] – согл., зв., парн., тв.
н — [ н ] – согл., зв., непарн., тв. д — [ — ]
а — [ а ] – гл.,уд. н — [ н ] – согл., зв., непарн., тв.
я — [ й’] – согл., зв., непарн., мягк. о — [ а ] – гл., безуд.
[ а ] – гл., безуд. 6 б., 5 зв.
6 б., 7 зв.
2. Морфемный разбор, или разбор слова по составу.
Найди:
- ОКОНЧАНИЕ, изменив слово по форме (число, род, падеж),обозначь основу
- КОРЕНЬ, подобрав однокоренные слова.
- ПРИСТАВКУ, сравнив однокоренные слова с приставкой и без неё.
- СУФФИКС, сравнив другие слова с суффиксом и без него.
ПРИМЕР:
Проводники2, пересмотреть2, подснежники2.
3.Морфологический разбор, или разбор слова как часть речи.
Слова имеют постоянные признаки и непостоянные (изменяются).
Н.Ф.— начальная форма
П.П.— постоянные признаки
Н.П.— непостоянные признаки ( в какой форме стоит)
С.Р.— синтаксическая роль ( каким членом предложения является)
ПРИМЕР:
Маленький скворец3 выпал3 из гнезда. Коля принёс больного3 птенца в дом.
Скворец3 ( кто?) – сущ. (птенца) больного3 (какого?) – прил.
н.ф.— ( кто?) скворец; н.ф. – (какой?) больной;
п.п. – одуш., нариц., м.р.,2 скл.; п.п. —
н.п. – в форме ед.ч., И.п.; н.п. — в форме ед.ч., м. р., В.п.;
с.р. – подлежащее. с.р. – птенца (какого?) больного ( опред.).
Выпал3 ( что сделал?) – глаг.,
н.ф. – (что сделать?) – выпасть;
п.п. – сов. Вид, 1 спр., невозвратн.;
н.п. – в форме изъявит. н., прош. вр., ед. ч., м. р.;
с.р. – сказуемое.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Памятка по работе над ошибками (2 класс)
-
Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово правильно. Подчеркни в нём место, где была допущена ошибка. Составь и запиши с этим словом предложение.
Образец: 1. Снег. Выпал пушистый снег.
-
Ударение.
В ыпиши слово. Поставь в нём знак ударения правильно.
Образец: 2. Алфавит, звонит, щавель.
-
Неправильный перенос слова.
В ыпиши слово правильно. Раздели его вертикальными чертами на слоги.Обозначь гласные буквы точками (карандашом).Запиши все возможные варианты переноса слова.
Образец: 3. Коллектив: кол – лектив, коллек – тив.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
-
Написание заглавной буквы в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова с этой орфограммой.Подчеркни большую букву.
Образец: 4.Москва, Елена, Африка.
-
Написание заглавной буквы в начале предложения.
Выпиши предложение правильно.Придумай и запиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Образец: 5. Выпал пушистый снег.Дети рады.
-
Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).
Выпиши предложение правильно.Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши его. Подчеркни знак.
Образец: 6.Слава нашей Родине! Слава труду!
-
Гласные после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу – щу).
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Подчеркни орфограмму.
Образец: 7. Жизнь, ежи, жираф.
-
Сочетания чк, чн, щн, нщ.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму.Подчеркни сочетание.
Образец: 8. Дочка, точка, кочка
-
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением(а, о, е, и, я).
Выпиши слово правильно.Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери и запиши проверочное слово.Обозначь орфограмму.
О бразец: 9. Трава – травы
Червивый – червь
-
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением (словарные слова).
Запиши слово правильно 3 раза.Запиши однокоренное слово.Поставь во всех словах знак ударения.Выдели корень. Подчеркни опасные места.
О бразец: 10. Мороз, мороз, мороз, морозный, морозильник
-
Парные согласные на конце и в середине слова.
Запиши слово правильно. Подбери проверочное слово.Обозначь орфограмму.
Образец: 11. Краб– крабы , сказка – сказочка
-
Раздельное написание предлога со словом (орфограмма-пробел).
И з предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом.Докажи, что предлог со словом пишется отдельно – вставь между предлогом и словом вопрос или слово.Обозначь орфограмму-пробел.
Образец: 12. За лесом; за (каким?) лесом, за (тёмным) лесом
-
Слитное написание приставок.
Выпиши слово правильно.Выдели приставку.Образуй от этого слова два однокоренных слова с разными приставками. Запиши ещё два слова с этой приставкой. Выдели все приставки.
Образец: прибежал, убежал, забежал, пришёл, принёс
-
Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Обозначь орфограмму.
Образец: совесть, фасоль, пень
коньки, редька, возьми
-
Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму.Обозначь орфограмму.
Образец: воробьи, семья, колье
-
Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Обозначь орфограмму.
О бразец: разъезд , объявление , подъём
-
Состав слова.
В ыпиши слово.Разбери его по составу. Запиши одно или два однокоренных слова.
О бразец: поездка , разъезд, ездил
Работа над
ошибками в 4 классе
(Памятка для ученика.)
1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь
ударение.
2. Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по
составу.
3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три
слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень.
Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах
суффикс.
6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос,
падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существующим, к которому оно относится; по роду
и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.
*************************
ПОДСКАЗКИ
(ЕСЛИ ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ В СЛОВАХ БЕЗ НОМЕРА ОРФОГРАММЫ)
| —
Приморский — разбери слово по составу, выдели суффикс, приведи 2 примера слов с таким же суффиксом,
выдели суффикс. См. № 5 в Памятке выше.
*******************
|
—Свежесть —
подчеркни букву, где была допущена ошибка. Приведи 2 примера слов с таким же суффиксом. См. № 5 в Памятке выше.
свежесть
свеж | корень |
есть | суффикс |
ø |
нулевое окончание |
Сходные по морфемному строению слова
- неуклюжесть
- горесть
- тяжесть
- пригожесть
| —Квакают — (поставьте
глагол в начальную форму, выделите суффикс)- квакать. Приведите пример с таким же суффиксом. См. № 8 в Памятке выше.
***************
ИЗУЧЕННАЯ ОРФОГРАММА:
№
1. Неправильно поставлено
ударение
Запиши слово. Поставь ударение. Запиши
ещё одно однокоренное слово (если нельзя, то
изменить форму слова), поставь ударение.
Пример. Коро ´
ва,
коро ´ вка.
или: Ча ´ па, у Ча ´пы.
№
2. Обозначение звуков буквами (пропуск и замена
букв).
Выпиши на
строчку слово, в котором ты допустил
ошибку. Подчеркни букву, в которой допустил ошибку. Поставь тире и «запиши» это слово звуками.
Пример. Бе ж
ал — [б’и ж а´л].
№ 3.
Слоги.
Выпиши на
строчку слово, в котором ты допустил
ошибку. Укажи буквы гласных звуков, раздели слово на слоги вертикальными чёрточками, поставь
ударение. Поставь тире и укажи количество гласных и количество
слогов.
Пример.
У
| ч е | н и́ к — 3 гласных, 3 слога.
На | клей | ка — ОДНУ БУКВУ НЕ ОТРЫВАЮТ ОТ КОРНЯ!
НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ ОДНУ БУКВУ ОТ КОРНЯ: по-драл-ся
(по — это
приставка, а буква «д» относится к корню, по-звонишь !!! )
№
4. Большая буква в начале
предложения. Знак в конце предложения (большая буква в начале, порядок
слов, согласование слов, пропуск знаков препинания).
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву и знак в конце предложения.
Пример. Выпал пушистый снег . Дети рады!
№ 5.
Большая буква в имени собственном. (Строчная в нарицательных существительных)
Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Подбери и
запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Пример. Марина, город Москва, река Нева.
или
Выпиши слово правильно. Подчеркни строчную букву. Подбери и
запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Пример. столица,
столичный, наша столица.
№ 6.
Гласные после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу — щу)
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Подбери и
запиши ещё ОДНО слово на эту орфограмму .
Пример. Малыши ,
карандаши , ежи.
или:
В
рощу , щука,
вытащу .
или: Щавель, площадь, чаща.
№
7. Перенос слова.
Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил ошибку. Укажи буквы гласных звуков, раздели слово на слоги вертикальными чёрточками.
Поставь ударение. Поставь запятую и запиши все возможные способы переноса слова.
Запомни! При переносе одной букву нельзя оставить на строку и нельзя переносить на
новую строку : й, ь.
НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ ОДНУ БУКВУ ОТ КОРНЯ: по-драл-ся (по — это приставка, а буква «д» относится к
корню, по-звонишь !!! )
Пример. З а | т е́ й | н и | к и , за — тейники, затей — ники, затейни — ки.
№ 8. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением. (Словарные слова)
Напиши слово, запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни орфограмму. Напиши ещё ОДНО однокоренное слово. Раздели или на слоги, или для переноса.
Я ´г о да, я ´г о д-ка, я ´| г о д | ный.
№ 9. Мягкий знак
(ь), обозначающий мягкость согласного.
Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил ошибку. Подчеркни одной чертой ь, двумя чертами — букву
перед ним. Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.
Пример. Ель , тень , мальчик.
№ 10. Сочетания
чк, чн, нч, щн, чт, рщ ,
нщ — произносится: [ н , щ , ] .
Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил
ошибку. Подчеркни сочетание одной чертой. Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.
Пример. Дочка, речка, мощный, ночной.
№ 11 .
Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши на строчку слово, в котором ты допустил
ошибку. Подчеркни сочетание букв. Поставь запятую и запиши ещё ОДНО слово с этой же
орфограммой.
Пример. Вьюга, листья , соловьи .
№ 12. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)
Выпиши
слово, поставь ударение. Выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово
и запиши в скобках. (НЕТ НА САЙТЕ ФУНКЦИИ — ДВЕ ЧЕРТЫ !) Запиши ещё ОДНО слово- пример . Не забудь поставить ударение в проверочном слове!
Пример. С а д ы´ (
с а д ) , в о лн а´ ( в о ´лн ы),
ч е рв и´вый (
ч е рвь) .
№ 13. Парные звонкие и глухие согласные в корне. (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с,
г-к)
Выпиши
слово правильно. Выдели корень, подчеркни согласную. Подбери проверочное слово. Буква — подчеркни помощницу двумя чертами.
Запиши ещё ОДНО слово- пример.
Не надо ставить ударение в проверочном слове! Эту орфограмму ударением НЕ ПРОВЕРИТЬ!
Пример. Мороз ( морозы ) , ягодка (ягода) , просьба
(просит)
***
№ 14. Правописание непроизносимых согласных в
корне слова.
(в, д, л, т) (сочетания СТН-СН, ЗДН-ЗН)
а) Есть непроизносимые согласные.
Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово. Запиши два примера.
Звёздный (звёздочка), здравствуй (здравие), окрестность (крест ) .
б) Нет непроизносимых согласных
Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово, составь и запиши словосочетание. Запиши ОДИН пример.
Чудесно (чудеса ), чудесная погода; прекрасная (прекрасен), прекрасный ответ; ужасный (ужас ), ужасный фильм.
№ 15 . Разбор
предложения .
Переписать предложение, разобрать
по схеме — опоре (схема — опора есть у каждого). Дать характеристику предложению (то, что пишем в
скобках).
16. Двойные согласные
в корне слова. (бб, жж, кк, лл, мм, пп, рр, сс)
А. Запомни. Пользуйся
словарем.
1.Выпиши слово правильно.
2.
Раздели слово для переноса. Выдели корень.
3.Запиши ещё одно однокоренное слово. Подчеркни двойную согласную.
Группа, груп — па, групповой- ВСЕГО ТРИ
СЛОВА
Б. Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё ОДНО слово.
Рассвет, рассказ,
оттепель.
В. Удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.
Выпиши слово правильно. Выдели корень и суффикс. Подчеркни удвоенную согласную. Запиши ещё 2
слова.
Длинный, весенний, оконный.
17. Правописание
предлога со словом.
а) Выпиши предлог и слово, к которому он относится. Между предлогом и словом вставь ещё слово. Подчеркни предлог. Запиши один пример.
К (какому?)
берегу , к крутому берегу. По ( какой? ) улице, по широкой улице
Б
,
НО
У глаголов нет предлогов.
Запиши слово, подчеркни приставку, обозначь часть речи,
приведи два примера, запиши выделяя приставку.
Улетел-гл., увяз-гл.,
залетел-гл.
В
в) правописание предлога с прилагательным
Ставлю
прилагательное в начальную форму: ед.ч. м. р. вопрос: КАКОЙ? Рассуждаю: приставка ушла, значит это НЕ приставка, а предлог. Пишется отдельно.
К лесному озеру, (какой? лесной) — к- предлог; по широкой реке, (какой? широкий) — по — предлог
18.
Разделительный твердый знак (Ъ)
Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами: е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму . Выдели приставку, корень . Подчеркни Ъ — одной чертой, а согласную в
приставке и гласную букву в корне — двумя чертами.
С ъ
е
зд,
об ъ я вление, об ъ ё м
19. Не поставили запятую,
или поставили лишнюю запятую.
Перепиши
предложение. Подчеркни запятую или пробел.
Жёлтые
, красные , багряные листья летят по дорожкам сада.
На клумбе распустились яркие
оранжевые цветы.
20. Разбор слова по
составу.
морозец2
Если неправильно разобрано слово или не выделена часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание), нужно переписать слово,
выделить его части.
21. Правописание слов с шипящим на
конце. Выпиши слово. Запиши ещё ОДНО слово на это правило. Укажи часть речи и род.
—
б) 3 класс:
Делай так:
дочь, ночь, речь (сущ .., ж. р., 3 скл. в ед. ч.)
шалаш, сторож, камыш (сущ., м.р. 2 скл. в ед. ч.)
с крыш, много задач, из-за туч (сущ., ж. р., 1 скл., во мн.ч., в р. п.).
в) 4 класс:
Правописание слов с шипящим на
конце. Выпиши слово.
Запиши еще два слова на это правило.
Делай так:
Шалаш, сторож, камыш (сущ. М.р.);
с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.);
кипуч, могуч, скрипуч (краткое
прилагаемое).
22. Гласные и согласные в
приставках.
Вспомни правило: Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от
произношения.
Напиши слово верно. Придумай и
запиши еще два слова с этой приставкой. Приставки
выдели.
Делай так:
А.
Приехал, пришёл, принёс.
НО
Премудрый, превращать,
пренеприятный
преградить (переградить)
Б .
ИЛИ
Забежал, заехал,
задумался.
Сделал, сбежал, сдвинул.
В
Сделал, сбросил, сбил.
Исписал, истратил,
исчез.
Рассказал, беспочвенный,
бессовестный.
но
издал, разрисовал, бездельник, безбожник ( корень начинается со звонкого согласного )
23
. а) Неправильно записаны предложения.
Выпиши оба
предложения (все, у которых неправильно поставили точку). Поставь правильно знак. Подчеркни знак
(точка, вопросительный, или восклицательный) и заглавную букву в начале предложения. ПОДЧЕРКНИ все грамматические основы предложений, показав
тем самым, сколько здесь самостоятельных предложений.
б) Если неверно
составлено предложение (словосочетание).
Составь его заново и запиши.
24. Правописание суффиксов –ИК-, -ЕК-. — ИЦ-,
-ЕЦ-.
Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Подбери к нему проверочное слово. Подбери и запиши два примера. Суффикс
выдели.
А) Горошек (горошки), замочек (замочки), хлебец (хлебцы).
Домик (домики), вагончик (вагончики), сухарик (сухарики)
Б)
—
ИЦ-, -ЕЦ-
кормилЕц — м.р., птенЕц,
поилЕц — м. р.
кормилИца —
ж.р, землИца, водИца —
ж. р .
25. Соединительные
согласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Подчеркни гласную. Запиши еще одно слово на эту
орфограмму.
Делай так: водовоз,
самолёт, вездеход, пылесос.
26. Не с глаголом.
НЕ с глаголами пишется отдельно.
Выпиши глагол с не. Запиши еще два слова на
это правило. Подчеркни орфограмму. Делай так: не_пришёл, не_задано, не_знал.
27. Разбор словосочетания.
Выпиши предложение.
Подчеркни главные члены предложения.
Выпиши из предложения все словосочетания с вопросительными
словами.
Делай так. Седые туманы плывут к облакам.
×
×
туманы ( какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
28.Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные
члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и объединении между однородными членами. Выполнили схему предложения.
Н а п р и м е р:
а)
(- О, О) .
б)
(- О и
О) .
29. Сложное предложение.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.
Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала
осень.
[- =], потому что [= -] .
[ — и О, и О
], а [- =] .
30.
Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным: из-за ветра, из-под руки.
31. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
(ИЛИ:
неправильно определили падеж)
А
-
Выпиши существительное (если есть предлог, то выпиши с
предлогом). -
Поставь его в начальную
форму. - Определи склонение, падеж.
-
Выдели окончание, проверь с помощью
слов-помощников.
Подбери и запиши 2 примера на это же склонение.
Делай так:
(На) опушке- опушка — 1 скл. П.
п., на земле , на лапе (П. п.), на вишне (П. п.)
(На) поле — поле- 2 скл., П. п., на
окне , + на яблоке (П. п.), о сердце (П. п.)
(Для) моркови — морковь-3 скл., Р. п. для
степи, для мыши (Р. п.), без речи (Р.
п.)
Б
Правописание О и
Е в именах
существительных первого
и второго склонения
после шипящих и Ц
в творительном падеже
Делай так:
1. Вспомни правило:
В окончаниях имён
существительных творительного падежа после шипящих и Ц под ударением пишется О, а без ударения – Е.
2. Выполни письменно по образцу:
Мячом — м. р., чем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: ключОм. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ
Душем — м. р., чем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: плАчем. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ
Ученицей — ж. р., кем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ,
ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: птИцей. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ
Овцой — ж. р., кем? — т.п., ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ
ОКОНЧАНИЕ. Запиши ОДИН пример: лапшОй. ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ, ВЫДЕЛИ ОКОНЧАНИЕ
32. Безударные гласные в окончании прилагательных.
Выпишите прилагательное вместе с существующим, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопросу
от существительного. Выдели окончание в вопросе и у
прилагательного. Запиши один пример.
Запомни! У слов — вопросов всегда ударные окончания.
Делай так: (если ошибка в слове глубоким )
Озером
(каким ?) глубоким , + пример: полем (каким
?) дальним
ИЛИ
Если ошибка в
слове сосновом
В лесу (каком ?) сосновом
, + пример: в доме (каком?) высоком
33. Фонетический разбор.
(Звуко-буквенный разбор слова).
А. (1-3 класс) Выпиши на
строчку слово, в разборе которого ты допустил ошибку. Разбери его верно. Дай цветными карандашами характеристику звуков.
Голубь 1 — (поставить ударение), 2
слога,6 б., [г о л у п ‘ ь] — 2 гласн., 3 согл.
Гласный звук — красный цвет
Согласный звонкий — жёлтый цвет
Согласный глухой — простой цвет
Согласный мягкий — зелёный цвет
Согласный твёрдый — синий цвет
Б. 4 класс. Образец фонетического разбора слова.
Письменный разбор :
Голубь
1 — 2 слога, [г о л у
п ‘ ь] — 2 гласн., 3 согл.
г — [г] — согл.,
зв (п.)., тв. (п.)
о — [о] — гл., удар.
л — [л] — согл.,
зв. (неп.), тв. (п.)
у — [у] — гл., безуд.
б — [п ‘] —
согл., глух. (п.), мягк. (п.)
ь — [-]
______________________
6 б., 5 зв.
34. Морфологический разбор
имени существительного.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
3. Постоянные признаки:
— собственное или нарицательное;
— одушевлённое или неодушевлённое;
— род;
— склонение.
4. Непостоянные признаки:
— падеж;
— число.
5. Роль в предложении.
Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Морозец — сущ., (что?) морозец, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., (стоит) в им.п., (стоит) в ед.ч., подлежащее.
Лужицу — сущ., (что?) лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в в.п., в ед.ч., дополнение.
(если есть предлог, то он пишется перед сущ. в скобках)
35. Морфологический разбор имени прилагательного
1. Часть речи.
2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
3. Непостоянные признаки:
— число;
— род (только в ед.ч.);
— падеж.
4. Роль в предложении.
Пример: Я вышел из душной комнаты.
(из) душной (комнаты) — прилагается., душный
(начальная форма: ед.ч., м.р., и.п) , в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.
36. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).
Выпиши
из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще
два примера на эту орфограмму.
Н а п р и м е р: у нас (мы — н. ф.), ко мне (н. ф. — я), с тобой (ты —
н.ф.)
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
37. Чередование
А — е / и в корне слова.
Пишется И, если за корнем следует суффикс -а-
1.Выпиши слово правильно.
2.
Запиши однокоренное слово.
3.Во всех словах выдели корень. Подчеркни суффикс а двумя чертами, а букву в корне — одной. Замирать — но:
замереть, блистать — но:
блестеть
Делай так:
Стираю, постирать, НО стереть
**
Б —РАСТ-(-РАЩ-)//-РОС
В корнях —РАСТ-(-РАЩ-)//-РОС— перед -СТ-, -Щ-
пишется А (растение, выращенный); перед -С- пишется О: выросли. Исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, на вырост, отрасль.
1.Выпиши слово правильно.
2.
Запиши однокоренное слово.
3.Во всех словах
выдели корень. Подчеркни буквы СТ
// Щ //с двумя чертами, а букву в корне — одной.
****
38. Правописание –тся и –ться в глаголах .
Выпиши слово,
поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать
не надо. Выпиши ещё 2 глагола на это же правило.
Например .
Гусь (что
делает ?) щиплется, улыбается, здоровается — 3
лицо.
Перестань (что делать ?) красоваться, улыбаться,
здороваться — н. ф.
39. Правописание личных окончаний глаголов.
неопределённая форма глагола- что делать? что сделать?
окончания:
ть или ти
что делаю?
у или
ю
что делаешь?
ишь или ешь
что делаете? ет или ит
что делаем? ем или им
что делаете? ете или ите
что делают? ут или
ют
что делают? ат или ят
40. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Выдели
окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Делай так:
Пишешь, решаешь, видишь -2-е лицо, ед.ч.
Выучить:
Ко второму
же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Кроме: «брить», «стелить».
А еще: «смотреть», «обидеть»,
«слышать», «видеть», «ненавидеть»,
«гнать», «дышать», «держать», «терпеть»,
«зависеть», и «вертеть»!
Т. е. Глаголы — брить, стелить- относятся к 1 спряжению.
Глаголы — смотреть,
обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть,
зависеть, вертеть — относятся ко 2 спряжению.
41. Правописание безударных окончаний глаголов.
- Выпиши глагол правильно.
- Поставь глагол в неопределённую форму .
-
ВСПОМНИ ВСЕ ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ. Если не относится к глаголам-исключениям, посмотри на суффикс
перед окончанием — ть . -
Определи спряжение глагола и гласную,
которую следует писать в окончании глагола. - Запиши 2 своих примера. Выдели окончания всех глаголов.
Делай так:
Пишет — писать, 1 спр., (Е, ут, ют), + два своих примера: рисует- рисовать-1 спр, играем- играть -1спр., Стелешь-стелить -гл.-исключение -1 спр.
По аналогии выполнить 2 спр: ставит — ставить, гл. 2 спр., (И, ат,
ят) + два
своих примера: ненавидим-ненавидеть -гл -исключение -2 спр., Дышишь-дышать-гл-искл.-2 спр., Приготовим- приготовить- -2 спр., — купят- купить -2 спр.
Работа над ошибками.docx
Памятка работы над ошибками
1. Пропуск, замена букв, искажение слов.
Выпиши слово правильно, раздели слово на слоги, подчеркни букву, в которой допущена ошибка.
2. Слог. Ударение.
Выпиши слово, раздели его на слоги правильно.
Например: у|чи|тель|ни|ца.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников.
Выпиши слово, правильно поставь ударение.
Например: дéвочка.
3. Точка, вопросительный, восклицательный знак в конце предложения.
Выпиши предложение правильно, в конце поставь нужный знак, подчеркни его.
Например: Москва-столица нашей Родины.
4. Перенос слова.
Выпиши слово, раздели его вертикальной чертой на слоги и горизонтальной чертой для переноса.
Например: о|си|на, оси-на.
5. Имена собственные.
Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно, орфограмму подчеркни. Запиши еще два слова на это правило.
Например: корова Зорька, собака Жучка, котенок Пушок.
Запомни! Имена, фамилия, клички, города – все с заглавной буквы пишутся всегда.
6. Гласные после шипящих. Сочетания жи-щи, ча-ша, чу-щу.
Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно. Запиши еще два слова на это правило. Орфограмму подчеркни.
Например: машина, малыши, карандаши.
7. Сочетания чк, чн.
Выпиши слово правильно, подбери еще два слова на это правило. Орфограмму подчеркни.
Например: задачка, полочка, удочка.
Запомни! Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака.
8. Мягкий знак показатель мягкости в конце, середине слова.
Выпиши слово правильно, подчеркни мягкий знак. Подбери еще ва слова на это правило.
Например: соль, пень, ремень.
9. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Выпиши слово правильно, подбери проверочное слов, орфограмму выдели.
Например: волнáʹ-вóлны.
10. Парные согласные в корне слова.
Выпиши слово правильно, подбери проверочное, орфограмму выдели.
Например:мороз-морозы.
11. Словарное слово.
Выпиши слово правильно, поставь знак ударения, подчеркни букву, которую надо запомнить. Напиши два однокоренных слова.
Например: ребята, ребятишки, ребятки.
12. Удвоенные согласные.
Выпиши слово правильно, удвоенные согласные подчеркни. Раздели слово для переноса.
Например: русский, рус-ский.
13. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово, подбери проверочное. Орфограмму выдели.
Например: звездный-звезда
14. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно, подбери еще два слова на это правило. Орфограмму выдели.
Например: семья, воробьи, вьюга.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными е,ё, ю, я, и, если слышится звук й.
15. Разделительный твердый знак.
Выпиши слово правильно, подбери еще два слова на это правило. Орфограмму выдели.
Например: съезд, объём, обявление.
Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными е, ё , ю, я.
16. Состав слова.
Выпиши слово правильно, разбери его по составу. Придумай и запиши еще одно слово с такой же конструкцией.
Например: поездка, походка.
17. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.
Например: полетели, побежали, подул.
18. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором была допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, между предлогом и словом вставь еще слово или вопрос.
Например: к берегу, к (какому?)берегу, к (крутому?)берегу.
Запомни! Предлог –это отдельное слово, оно пишется отдельно. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или еще слово.
19. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Образуй от этого слова два родственных слова с приставками.
Например: заехал, приехал, поехал.
Запомни! Приставка-это часть слова, она пишется слитно со словом.
20. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно, определи род. Запиши еще два слова на это правило.
Например: луч(м.р.), товарищ, шалаш; ночь(ж.р.), мышь, помощь.
21. Не с глаголами.
Выпиши глагол с частицей НЕ. Запиши еще два слова на это правило.
Например: не был, не выучил, не знал.
Запомни! Не с глаголами пишутся отдельно.
22. Разбор предложения по членам предложения или по частям речи.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь, какой частью речи является каждое слово. Выпиши слова парами с вопросами.
прил. сущ. гл. пр. сущ.
Например: Седые туманы плывут к облакам.
туманы(какие?)седые;
плывут (куда? к чему?) к облакам;
23. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Определи его склонение и падеж, выдели окончание.
Например: на газете-1 скл.Пр.п.
24. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь от существительному к прилагательному вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи число, род и падеж прилагательного по существительному.
Например: к лесу(какому?) дальнему- ед.ч., м.р., Д.п.
25. Предлог перед местоимением.
Выпиши из предложения предлог с местоимением.
пр. мест.
Например: к нему.
Запомни! Предлоги с местоимением пишутся раздельно.
26. Мягкий знак (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще два глагола на это правило.
Например: пишешь (2л., ед.ч.), сидишь, ругаешься.
Запомни! В окончаниях глаголов 2 лица единственного числа( -ешь, -ишь) пишется Ь.
27. Правописание –тся, ться в глаголах.
Поставь к глаголу вопрос и запиши глагол правильно.
Например: (что делать?)улыбнуться; (что делает?)улыбается.
28. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение, лицо, число.
Например: пишет-писать (Iспр., 3л., ед.ч. )
29. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.
Выпиши глагол, поставль его в неопределенную форму, определи гласную перед –ть, напиши ту же гласную в суффиксе глагола прошедшего времени. Выдели суффиксы.
Например: приставил-приставить (II спр.)
30. Правописание наречий.
Выпиши слово правильно, составь с этим словом словосочетание.
Например: справа— опасность справа.
31. Правописание сложных слов с соединительными гласными о, е.
Выпиши слово правильно, выдели в нем два корня, подчеркни соединительную гласную.
Например: полеводство, самовар.
32. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Сделай его краткий синтаксический разбор (характеристика, грамматическая основа, схема, части речи)
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. (повеств., невоскл., прост., осл. одн. чл. O,O).
№ орфограммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок ( суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; |
16. |
Ь знак после шипящих |
Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило |
а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь; |
17. |
Частица не с глаголом |
Выпиши слово с частицей правильно, запиши два слова на это правило |
не говорит, не летает, не смеётся |
18. |
Сложные слова |
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную |
ледокол |
19. |
Безударные падежные окончания имён существительных |
Выпиши слово, выдели окончание, объясни: |
|
20. |
Безударные падежные окончания имён прилагательных |
Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание |
|
21. |
Безударные падежные окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение |
|
Ошибки в грамматических заданиях
Обозначение разбора |
Как исправлять ошибку |
Фонетический разбор (1) |
Выписать слово (или его фрагмент) и выполнить разбор правильно. |
Разбор слова по составу (2) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно. |
Морфологический разбор (3) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора) |
Разбор предложения (4) |
Выписать предложение и исправить ошибки: |
Ошибка в определении падежа имени существительного |
Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж. |
Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)
В гостях у деда.
Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________