Работа над ошибками удвоенная согласная

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку". Начальные классы, 4 класс, Памятка "Работа над ошибками по русскому языку"

1.Пропуск или замена буквы:

1.Выписываем слово правильно.

2.Подчеркиваем в слове букву, в которой допущена ошибка.

3.Делим слово на слоги.

2.Словарное слово:

1.Выписываем слово правильно.

2.Подчеркиваем в слове букву, написание которой надо запомнить.

3.Ставим ударение.

3.Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч нщ, — оро -, — оло –:

1.Выписываем слово правильно.

2.Записываем несколько слов с этим сочетанием.

4.Оформление предложения:

1.Переписываем все предложение правильно.

2.Подчеркиваем места, где была допущена ошибка (Заглавная буква, точка).

5.Заглавная буква в именах собственных:

1.Выписываем слово правильно.

2.Подчеркиваем заглавную букву.

3.Записываем несколько слов на это правило.

6.Проверяемая безударная гласная в корне слова:

1.Выписываем слово правильно.

2.Ставим ударение.

3.Выделяем безударную гласную.

4.Подбираем проверочное слово.

7.Безударные падежные окончания имен существительных:

1.Выписываем существительное правильно.

2.Выделяем окончание.

3.Определяем склонение, падеж.

4.Записываем в скобках слово-помощник.

5.Подбираем и записываем пример на эту орфограмму.

8. Безударные падежные окончания имен прилагательных:

1.Находим имя существительное, с которым связано имя прилагательное.

2.Записываем их, ставим вопрос от существительного к прилагательному.

15.Правописание Не с глаголами:

1.Выписываем слово с Не правильно.

2.Подчеркиваем раздельное написание.

3.Записываем два слова с этой орфограммой.

16.Правописание приставок и суффиксов:

1.Выписываем слово правильно.

2.Выделяем приставку или суффикс.

3.Подбираем два слова с этой орфограммой.

3.Определяем род, число и падеж прилагательного по существительному.

4.Выделяем окончание в вопросе и в прилагательном.

9.Проверяемые парные согласные:

1.Выписываем слово правильно.

2.Подчеркиваем парный согласный.

3.Подбираем проверочное слово.

10.Непроизносимые согласные:

1.Выписываем слово правильно.

2.Подчеркиваем непроизносимый согласный.

3.Подбираем проверочное слово.

11.Удвоенный согласный:

1.Выписываем слово правильно.

2.Разделяем его для переноса.

3.Записываем несколько слов на эту орфограмму.

12.Разделительный мягкий знак:

1.Выписываем слово правильно.

2.Подбираем два слова с этой орфограммой.

3.Подчеркиваем мягкий знак.

12.Мягкий знак в именах существительных после шипящего:

1.Выписываем слово правильно.

2.Обозначаем род.

3.Подчеркиваем мягкий знак.

13.Разделитедьный твердый знак:

1.Выписываем слово правильно.

2.Выделяем приставку.

3.Подбираем два слова с этой орфограммой.

4.Подчеркиваем твердый знак.

14.Предлоги с существительными:

1.Выписываем предлог и слово, к которому он относится.

2.Между предлогом и словом ставим вопрос или другое слово.

17.Безударные личные окончания глаголов:

1.Выписываем глагол правильно.

2.Выделяем окончание.

3.Ставим глагол в неопределенную форму.

4.Определяем и пишем спряжение глагола.

18.Правописание –тся, ться:

1.Выписываем глагол.

2.Записываем вопрос к нему.

3.Подчеркиваем Т или ТЬ в вопросе и глаголе.

Памятка

Работа над ошибками по русскому языку в начальных классах

1. Прочесть предложение или слово, где допущена ошибка.

2. Определить на какое правило ошибка:

а) посмотреть на слово и определить в какой части слова ошибка: в корне слова, в приставке, в окончании или суффиксе;

б) Определить на какую букву ошибка – на гласную или согласную.

Орфограмма

Правило запоминаю!

Как работаю над ошибкой

1

Большая буква в начале предложения.

Начало предложения пишу с заглавной буквы.

Напиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.

Наступила золотая осень.

2

Заглавная буква в имени собственном.

Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

Выпиши слово без ошибок 1 раз, подчеркни заглавную букву, напиши еще 2 слова на это правило: Коля, Нева, Кижи, Барсик.

3

Словарное слово.

Посмотри в словарик. Запомни, как пишется слово.

Напиши слово 3 раза, поставь ударение, подчеркни гласную, которую надо запомнить: учени́к учени́к учени́к. Подобрать несколько родственных слов

(воробей – воробушек, воробьишка, воробьиный).

4

Пропуски букв, замена букв, недописки, искажения.

Пропуск слова в предложении.

Пиши внимательно.

Напиши слово правильно 3 раза, раздели на слоги, подчеркни орфограмму, поставь ударение: сао́в-ник  сао́в-ник сао́в-ник.

Написать предложение, подчеркнуть пропущенное слово.

5

Деление на слоги.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Напиши слово. Обозначь гласные. Раздели слово на слоги. Поставь ударение.

6

Перенос слова.

Нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку

Выпиши слово и раздели его для переноса: берёза бе-рёза берё-за; груп-па.

7

Ударение.

Выдели голосом ударный слог.

Напиши слово. Поставь в нём ударение правильно.

8

Гласные после шипящих

жи — ши пишу с и

ча — ща пишу с а

чу — щу пишу с у

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму: жизнь, пружина, жираф.

9

Сочетания чк, чн, чт, нщ, щн.

Пишу сочетания без мягкого знака.

Напиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

10

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Корни однокоренных слов пишутся одинаково.

Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Поставь ударения. Подчеркни орфограмму: поля́-по́ле.

11

Мягкий знак —

показатель

мягкости.

Напиши слово. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму: мальчик, голубь.

12

Разделительный мягкий знак.

Разделительный ь пишется после согласных перед гласными: е, ё, ю, я, и.

Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Выдели орфограмму: варенье, воробьи, крылья.

13

Парные звонкие и глухие согласные.

Согласные в конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.

Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Подчеркни орфограмму: пруд – пруды, дуб – дубы.

14

Удвоенная согласная.

Запомни. Пользуйся словарем.

Выпиши слово правильно, подчеркни двойную согласную, напиши еще 2 слова с двойной согласной: класс, аллея, теннис, тонна, килограмм, грамм.

15

Знаки

препинания в конце предложения.

Читай с интонацией.

Напиши предложение. Прочитай с правильной интонацией. Поставь знак препинания. Скоро в школу!

16

Разделительный твёрдый знак.

Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами: е, ё, ю, я.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.

17

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

На конце имён существительных женского рода в ед. числе пишется мягкий знак.

Определи род имени существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.

18

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Корни однокоренных слов пишутся одинаково.

Подбери и напиши проверочное слово. Напиши слово с орфограммой правильно. Выдели орфограмму: сердце-сердечный

19

НЕ с глаголами (орфограмма — пробел).

НЕ с глаголами пишется отдельно.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.

20

Гласные и согласные в приставках.

Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от произношения.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Выдели орфограмму.

21

Правописание приставок со словом.

Приставка — это часть сова. Она пишется слитно со словом.

Напиши слово правильно. Образуй от этого слова 2 однокоренных слова с другими приставками. Выдели приставки.

22

Правописание предлога со словом (орфограмма — пробел).

Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Запиши ещё 2 слова с таким предлогом. Выдели орфограмму: по дороге, на дороге, около дороги.

23

Правописание родовых окончаний имени существительного.

М.р. – нулевое , -а, -я

Ж.р. -а, -я

Ср.р. -о, -е

Определи род существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.

24

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

Д.п.

П.п.

Определи склонение и падеж. Вспомни окончание в этом склонении и падеже. Напиши слово правильно. Проверь окончание с помощью слова-помощника. Выдели орфограмму.

25

Правописание родовых окончаний имени прилагательного.

М.р. – ой, -ый, -ий

Ж.р. -ая, -яя

Ср.р. -ое, -ее

Задай от существительного вопрос к прилагательному. Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.

26

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

Поставь от существительного вопрос к прилагательному. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Напиши слово правильно. Выдели орфограмму.

27

Предлог с местоимением

Предлоги с местоимениями (как и с другими словами) пишутся отдельно.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.

28

Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов.

Если вопросе к глаголу заканчивается на ТЬ, то в глаголе пишется ТЬСЯ.

Задай к глаголу вопрос. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.

29

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

На конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак.

Напиши глагол правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.

30

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

У глаголов I спряжения в окончании гласные е, у, ю.

У глаголов I I спряжения в окончании гласные и, а, я.

Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ТЬ. Определи спряжение глагола. Назови гласную, которую следует писать в этом спряжении. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.

Если не знаешь орфограммы, то посмотри внимательно в учебнике, в словаре, в справочниках или спроси у учителя!

ПАМЯТКИ
ПРИ РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ

CОДЕРЖАНИЕ памяток по работе над ошибками

1.  Гласные после шипящих ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ

2.  Безударные гласные в корне слова.

 3. Безударные
гласные, непроверяемые ударением.

4. .Правописание приставки

5. Звонкие и глухие согласные.

6. Удвоенные согласные.

7. Правописание
непроизносимых согласных.

8. Правописание приставок.

 9 . Правописание предлога.

10.     «Ь» — показатель мягкости согласных.

 11.     Перенос слова.

  12. Состав
слова.

  13. Ошибки на пропуск букв, искажение слова, замену
букв.

  14.
Разделительный  «Ь»  мягкий знак .

  15. Разделительный
«Ъ» твердый знак

  16.   Мягкий знак на конце
существительных после шипящих
.

  17.   «Не» с
глаголами пишется отдельно.

  18.   Сочетание «ЧК»,
«ЧН» пишется без мягкого знака.
 
19.
   Разбор предложения по частям речи

   20.  Разбор
предложения по членам предложения

  21
   Звуковой анализ слова.

  22.  
Запомни суффиксы:

  23.   Падежные окончания
имён существительных.

  24. Правописание безударных окончаний имён
прилагательных
.
  25.
   Правописание
окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

  
26.   Правописание безударных окончаний глаголов.

 
27. Однородные члены предложения.

  28.
Большая буква в имени собственном.

  29.Начало предложения пишется с большой буквы.
  30 
. Обозначение
мягкости согласных.

  31. Неопределенная
форма глагола.

  32. Знаки
препинания в конце предложения (. ? ! …)

  33.  Соединительные гласные
в сложных словах (о, е).
 34. Сложное
предложение

  35. Сложное предложение.

   36Правописание
–тся и –ться в глаголах
.

 
37. Правописание ы и и после ц.

1.  Гласные после шипящих ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ. Выпиши
слово, подчеркни гласную после шипящих,
допиши еще 4 слова на это
правило.

Делай так:              машина, лыжи, ландыши, ежи

2. Безударные гласные в корне слова. Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, среди них подчеркни проверочное слово.

Делай так:             моря – морской, моряк , море

3.  Безударные
гласные, непроверяемые ударением.

Выпиши слово,
подбери к нему однокоренные,
подчеркни безударные гласные,
придумай и запиши с этим словом предложение.

Делай
так:
              Огурец — огуречный — огурчик.

Мы собрали хороший урожай
огурцов.

4.  Правописание
приставки.
Выпиши слово, выдели приставку.
Образуй 4 слова с этой приставкой. Запомни
правописание приставок.

Делай
так:
              подъехал, поднёс, поднял, подкормил.

5.  Звонкие
и глухие согласные.
Выпиши
слово, подчеркни
сомнительную согласную, подбери к
нему однокоренные, подчеркни
среди них проверочное.

Делай
так:
              дубки, дуб, дубок, дубовый.

6.  Удвоенные согласные. Выпиши слово. Определи почему пишется удвоенная
согласная:

на
стыке корня и суффикса:

осень        —      
осенний

на
стыке приставки и корня:

рассада,  поддержать, рассказ

в
корне:

 суббота, масса, перрон

Разбери слово по составу, допиши 1 -2 слова
на это же правило.

Делай
так:
             рассада, вводить, оттепель, манная, сонная,

длинный, класс, ванна, кассa

7. Правописание
непроизносимых согласных.
Выпиши
слово. Подбери
к нему несколько родственных слов, выдели корень,
подчеркни проверочное.

Делай так:              звёздный, звезда,
звездочка

8. Правописание приставок.

ЗАПОМНИ! 
Приставка — это часть слова. Она пишется со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку, образуй от
этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай
так:
              заехал, уехал, приехал, отъехал

9. Правописание предлога.

ЗАПОМНИ!  
Предлог — это часть речи. Он пишется отдельно.

Из предложения, в котором допущена ошибка,
выпиши слово с предлогом. Между словом и предлогом поставь вопрос. Докажи, что
это предлог.

Делай
так:
              По  небу плывут грозовые тучи.

По  небу (какому?)

По темному небу.

По лесной дорожке пробежал ежик.
Не смешивай приставку с предлогом.
Например:
                         Лодка отплыла от_ берега.

10. «Ь»
— показатель мягкости согласных.

Выпиши слово, подчеркни мягкий знак «ь» с согласной.
Запиши 4 слова на это правило.

Делай так:              коньки, пеньки, конь, лень, осень

11. Перенос
слова.

Выпиши слово, раздели его на слоги, раздели
для переноса.

Делай
так:
              у/че/ник, уче-ник,  

                               
кол/лек/ци/я, кол-лекция,

12. Состав слова.

Выпиши
слово. Найди в слове окончание, изменяя слово.
Делай так:
              поездка,
поездки, поездкой

Изменяемая часть
слова — это окончание.
Подбери однокоренные слова.

Делай
так:
              поездки, ездок, ездить,  езда.

Корень — это общая часть слова.            

Выдели корень. Перед корнем стоит приставка,
после корня суффикс.

Разбери все слово по составу.

13.  Ошибки на пропуск букв, искажение слова,
замену букв.
Выпиши слово, правильно раздели
на слоги, определи количество
гласных и согласных.

Делай
так:
              со/ба/ка   
— 3 гл., 3 с.

14.   Разделительный 
«Ь»  мягкий знак
 пиши в  корне  слова после
согласной перед гласными  и, е, ё, я, ю.

Выпиши слово,
подчеркни слог с разделительным «Ь», выдели корень,
допиши
4 слова на это правило.

Делай
так:
              птичьи, лисьи, вьюга, листья, платье.

15.   Разделительный
«Ъ» твердый знак
пишется после приставок на
согласную перед гласными корня  е, ё, я, ю.

Делай
так:
,       подъезд, съёжился, объявление, съел.

16.  Мягкий знак на конце существительных после
шипящих
.
Напиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 4 слова на это правило.

Делай
так:
              мышь
ж.р.        дочь, печь, брошь, тишь

луч м.р.             борщ, ключ, плащ, плач

17.  «Не» с глаголами пишется отдельно.

Выпиши
глагол с частицей «не». Запиши ещё 2 слова с этой частицей.
Делай так:              не_пришёл, не_выучил, не_понял

18.  Сочетание «ЧК», «ЧН» пишется
без мягкого знака.
Например:        дочка, ночка, сливочный, овощной.

Выпиши
слово. Подчеркни сочетание, допиши 3 слова на это правило.
Делай так:
              почка, кочка, ночной, сорочка

19. Разбор
предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Определи части речи,
для этого к каждому слову поставь вопрос.

кто? что?                               
существительное

какой? какая?                         
прилагательное

что делает? что сделали?     — глагол

в, на, за, при                           
предлог.

Делай так:     п.    прил.      сущ.        гл.               прил.          сущ.

                                 В  лесной  глуши  созрела
сладкая  земляника.

20. Разбор предложения по членам
предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни подлежащее и
сказуемое. Выпиши словосочетания. Помни, что в словосочетании только 2 слова,
которые зависят друг от друга. Подлежащее и сказуемое не являются
словосочетанием

Делай так:      Осенним
днём дети  гуляли в городском парке.
кто?
          дети                    
это подлежащее

дети (что делали?) гуляли        — это сказуемое

гуляли (когда?) днём

гуляли (где?)    в парке

днём (каким?)  осенним

в парке (каком?) городском.

21. Звуковой анализ слова.

Делай так:              у/че/ник
— 3 сл, Зг, 6б., 6 зв.

22. Запомни суффиксы:

-еньк-                                          -ов-

маленький                                 берёзовый

беленький                                  кленовый

              -н-                                              -ск-
            
длинный                                  родительский
                осенний
                                 учительский
               весенний
Выпиши слово, выдели суффикс. Запиши 2 слова на это правило.
Делай так:
                    чёрненький,
славненький, родненький

23. Падежные
окончания имён существительных.

Выпиши существительное, подчеркни
окончание, обозначь склонение и падеж. Запиши 4 существительных этого же
склонения, в том же падеже.

Делай
так:
                      В деревне — деревня 1 скл. П.п.

в избушке,  в
корзине

Проверяй     
правописание      безударных      окончаний      имён существительных по таблице:

1 скл.                2 скл.                3 скл.

Р. п.  кого?чего?                      -ы (-и)                                     

Д. п. кому? чему?                                                                  и

Т. п. кем? чем?                         -ой. -ей             ом.-ем             ью

П. п. о ком? о чем?                   — е                    е                     и

24. Правописание безударных окончаний имён
прилагательных
.
Поставь вопрос от существительного к прилагательному,  определи
род, падеж. Запиши 3 прилагательных с
существительными в том же роде
и падеже.

Делай
так:
   спелого 
яблока

яблока (какого?) спелого — ср., р., Р.п.

голубого озера,
красивого дерева, синего неба
. Проверяй   написание  
безударных   окончаний   прилагательных   по вопросам: какая? какое? какого? о
каком? какие?

25. Правописание окончаний глаголов 2-го лица
единственного числа.

ЗАПОМНИ!  В
окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь

пишешь, стучишь.

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо,
число, допиши 3 глагола на это же правило.

Делай так:                             читаешь 
— 1сп., 2л., ед.ч.

рисуешь, танцуешь, гуляешь

26. Правописание безударных окончаний глаголов.

ЗАПОМНИ   !            Окончания   глаголов    можно    определить    по

неопределённой форме. Ко II
спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить). Глаголы
исключения:
дышать, держать, гнать, слышать, смотреть, видеть, обидеть,
ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
Остальные глаголы
I
спряжения.

Окончания
глаголов   
I
спряжения -ешь,-ет,-ем,-ете,

-ут/ют/

II
спряжения -ишь,-ит,-им,-ите,

-ат/ят/

Выпиши глагол,
определи спряжение, лицо, число,
запиши 3 глагола на это же
правило

Делай
так:
              строим-строить 2 спр,2л, мн.ч.

держим, тащим, купим

27.       
Однородные члены предложения.

Выпиши
предложение. Найди однородные члены. Опре­дели, какими членом предложения
являются. Подчерк­
ни их.

ЗАПОМНИ!
Перед союзом а, но всегда ставится запятая.

28. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на
эту орфограмму.
Делай так:
Илья, Петров, кошка  Мурка, река Волга,            

                        город Киров. 

ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии людей,      названия
рек , городов, морей, клички живот­ных пишутся с большой буквы.

29. Начало предложения пишется с большой буквы.
Выпиши предложение, выдели большую
букву,

в конце поставь
нужный знак. Запиши еще 3 предло­
жения по одной теме.
Делай так:
            В лесной глуши нора лисы.

Ты любишь осень ?
Осень прекрасна!

Деревья надели свой
осенний наряд.

30. Обозначение
мягкости согласных.

Мягкость согласных
звуков обозначается на письме буквами ё, е, и, ю, я и мягким знаком
ч,
щ, й — всегда мягкие согласные. Выпиши
слово. Определи буквы, которые обозна­чают мягкость согласного. Подчеркни
буквы, обоз
начающие ещё мягкие
согласные. Допиши ещё 4
слова на это правило.

Делай
так:
          щавель, чайка, лиловые, якорь, медведь.

31. Неопределенная форма глагола.

Что делать?          Что сделать?

-ти,             -ть,             -чь

     нести             гнать         беречь

      занестись    погнаться     
уберечься
Выпиши слово, поставь вопрос, выдели
окончание, подбери 2-3 слова на это же правило.
Делай так:
          Что делать? Везти, ползти, грести.

Что сделать? Увлечь,
запрячь,
стеречь

32. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …)
Выпиши предложение правильно.
Придумай
свое или найди в учебнике предложение
с таким
же знаком и запиши. Подчеркни знак.

  33. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
       Выпиши слово правильно.
Выдели корни. Подчер
кни гласную
.            Запиши еще 4 слова на эту орфо
грамму.

Делай
так:
    водовоз, самолёт.

34.  Сложное предложение.

Выпиши
правильно. Подчеркни грамматические
основы.
Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Делай так:                Дремлют рыбы под водой,

почивает сом седой.

                                       
[ = -],[=-]•

35. Правописание о и е в окончаниях имён существительных
после          шипящих и ц. 

В окончаниях имён существительных творительного падежа
после шипящих и ц пишется под ударением о, а без ударения .

мячом, душем.

Выпиши слово, выдели окончание, если окончание ударное –
пиши букву о, если – безударное пиши — е. Допиши ещё 4 слова на
это правило.

Делай так:  чертежом, трубачом, скворцом.

                        волчицей, синицей, пшеницей.

36.  Правописание –тся и –ться в глаголах.

— Если глагол отвечает на вопрос что делает? или
что сделает? ,
то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не
пишется.

что делает? смеётся; что сделает? распустится

— Если глагол отвечает на вопрос  что делать? что
сделать?,
то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся
пишется мягкий знак.

что делать? смеяться; что сделать? Порадоваться

— В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда
пишется мягкий знак.

стеречь, стричь.

Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий
знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3
лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

Делай
так:  
гусь щиплет..ся  — гусь ( что делает?)
щиплется;

 перестань
красоват…ся – перестань (что делать?) красоваться

37.
Правописание ы и и после ц.

Буква
и после ц пишется в корнях слов и в словах на ция.

цитировать,
операционная, дисциплина.


Буква ы после ц пишется:

·      
в окончаниях и суффиксах:

куницын,
птицы

·      
в корнях слов – исключений:

цыган,
цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

Выпиши
слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если
в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную и. Если в суффиксе
или в окончании, пиши гласную ы. Запиши ещё 4 слова на это же правил
              

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Работа над ошибками.docx

Памятка работы над ошибками

1.     Пропуск, замена букв, искажение слов.

Выпиши слово правильно, раздели слово на слоги, подчеркни букву, в которой допущена ошибка.

2.      Слог. Ударение.

Выпиши слово, раздели его на слоги правильно.

Например: у|чи|тель|ни|ца.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников.

Выпиши слово, правильно поставь ударение.

Например: дéвочка.

3.     Точка, вопросительный, восклицательный знак в конце предложения.

Выпиши предложение правильно, в конце поставь нужный знак, подчеркни его.

Например: Москва-столица нашей Родины.

4.     Перенос слова.

Выпиши слово, раздели его вертикальной чертой на слоги и горизонтальной чертой для переноса.

Например: о|си|на, оси-на.

5.     Имена собственные.

Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно, орфограмму подчеркни. Запиши еще два слова на это правило.

Например: корова Зорька, собака Жучка, котенок Пушок.

Запомни! Имена, фамилия, клички, города – все с заглавной буквы пишутся всегда.

6.     Гласные после шипящих. Сочетания жи-щи, ча-ша, чу-щу.

Выпиши слово, в котором была допущена ошибка, правильно. Запиши еще два слова на это правило. Орфограмму подчеркни.

Например: машина, малыши, карандаши.

7.     Сочетания чк, чн.

Выпиши слово правильно, подбери еще два слова на это правило. Орфограмму подчеркни.

Например: задачка, полочка, удочка.

Запомни! Сочетания чк, чн пишутся без мягкого знака.

8.     Мягкий знак показатель мягкости  в конце, середине слова.

Выпиши слово правильно, подчеркни мягкий знак. Подбери еще ва слова на это правило.

Например: соль, пень, ремень.

9.     Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Выпиши слово правильно, подбери проверочное слов, орфограмму выдели.

Например: волнáʹ-вóлны.

10.  Парные согласные в корне слова.

Выпиши слово правильно, подбери проверочное, орфограмму выдели.

Например:мороз-морозы.

11.  Словарное слово.

Выпиши слово правильно, поставь знак ударения, подчеркни букву, которую надо запомнить. Напиши два однокоренных слова.

Например: ребята, ребятишки, ребятки. 

12.   Удвоенные согласные.

Выпиши слово правильно, удвоенные согласные подчеркни. Раздели слово для переноса.

Например: русский, рус-ский.

13.  Непроизносимые согласные.

Выпиши слово, подбери проверочное. Орфограмму выдели.

Например: звездный-звезда 

14.   Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово правильно, подбери еще два слова на это правило. Орфограмму выдели.

Например: семья, воробьи, вьюга.

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными е,ё, ю, я, и, если слышится звук й.

15.   Разделительный твердый знак.

Выпиши слово правильно, подбери еще два слова на это правило. Орфограмму выдели.

Например: съезд, объём, обявление.

Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными е, ё , ю, я.

16.   Состав слова.

Выпиши слово правильно, разбери его по составу. Придумай и запиши еще одно слово с такой же конструкцией.

Например: поездка, походка.

17.   Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой  приставкой.

Например: полетели, побежали, подул.

18.   Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором была допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, между предлогом и словом вставь еще слово или вопрос.

Например: к берегу, к (какому?)берегу, к (крутому?)берегу.

Запомни! Предлог –это отдельное слово, оно пишется отдельно. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или еще слово.

19.   Правописание приставки со словом.

Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Образуй от этого слова  два родственных слова с приставками.

Например: заехал, приехал, поехал.

Запомни! Приставка-это часть слова, она пишется слитно со словом.

20.   Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно, определи род. Запиши еще два слова на это правило.

Например: луч(м.р.), товарищ, шалаш; ночь(ж.р.),  мышь, помощь.

21.   Не с глаголами.

Выпиши глагол с частицей НЕ. Запиши еще два слова на это правило.

Например: не был, не выучил, не знал.

Запомни! Не с глаголами пишутся отдельно.

22.   Разбор предложения по членам предложения или по частям речи.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь, какой частью речи является  каждое слово. Выпиши слова парами с вопросами.

                                 прил.      сущ.           гл.      пр.     сущ.

Например:             Седые туманы плывут к облакам.

туманы(какие?)седые;

плывут (куда? к чему?) к облакам;

23.  Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Определи его склонение и падеж, выдели окончание.

Например: на газете-1 скл.Пр.п.

24.   Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь от существительному к прилагательному вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи число, род и падеж прилагательного по существительному.

Например: к лесу(какому?) дальнему- ед.ч., м.р., Д.п.

25.  Предлог перед местоимением.

Выпиши из предложения предлог с местоимением.

                   пр. мест.

Например: к нему.

Запомни! Предлоги с местоимением пишутся раздельно.

26.  Мягкий знак (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще два глагола на это правило.

Например: пишешь (2л., ед.ч.), сидишь, ругаешься.

Запомни! В окончаниях глаголов 2 лица единственного числа( -ешь, -ишь) пишется Ь.

27.  Правописание –тся, ться в глаголах.

Поставь к глаголу вопрос и запиши глагол правильно.

Например: (что делать?)улыбнуться; (что делает?)улыбается.

28.  Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение, лицо, число.

Например: пишет-писать (Iспр., 3л., ед.ч. )    

29.  Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.

Выпиши глагол, поставль его в неопределенную форму, определи гласную перед –ть,  напиши ту же гласную в суффиксе глагола прошедшего времени. Выдели суффиксы.

Например: приставил-приставить (II спр.)

30.  Правописание наречий.

Выпиши слово правильно, составь с этим словом словосочетание.

Например: справа— опасность справа.

31.   Правописание сложных слов с соединительными гласными о, е.

Выпиши слово правильно, выдели в нем два корня, подчеркни соединительную гласную.

Например: полеводство, самовар.

32.  Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Сделай его краткий синтаксический разбор (характеристика, грамматическая основа, схема, части речи)

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. (повеств., невоскл., прост., осл. одн.  чл. O,O).

Чтобы научиться писать правильно и грамотно, необходимо читать по несколько страниц в день. Также нужно выполнять упражнения, которые помогают запомнить правила орфографии.

Содержание

  • Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка
  • Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе
  • Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе

Эта подборка несложных упражнений поможет проверить и подтянуть знания в области правописания.

Как сделать работу над ошибками по русскому языку: памятка

Проводить работу над ошибками по русскому языку очень важно. Ведь только так вы сможете разобрать причину неправильного написания того или иного слова. Такая методика работы над ошибками по русскому языку поможет вам навсегда запомнить грамотное написание.

  1. Большая буква в начале предложения.
  • найти и переписать предложение правильно;
  • придумать схожее предложение для закрепления;
  • привлечь внимание для лучшего запоминания подчеркиванием.

Например: Сегодня нелетная погода. Идет снег.

  1. Знаки препинаний в конце предложений.
  • найти и выписать предложение правильно с такими знаками препинания: (.); (!); (?);
  • подчеркнуть знаки препинания, которые находятся в конце предложений.

Например: В магазине за углом продаются вкусные сладости. Мне очень нравится шоколадное мороженое! Можно ли перед обедом съесть одну конфету?

  1. Знак (Ь) в конце предложения.
  • найти и выписать слово, в котором есть знак (ь) правильно;
  • закрепить повторным написанием слов с подобным употреблением (выбирайте др.слова);
  • подчеркнуть мягкий знак в словах для акцентирования внимания.

Например: жизнь, ноготь, капать, морковь.

  1. Знак (Ь) в середине предложения.
  • найти и записать слова, в которых знак (ь) стоит в середине слова;
  • придумать и записать несколько своих слов с использованием этого знака;
  • подчеркнуть знак (ь).

Например: кольцо, борьба, калька, семья.

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  • выписать три слова, соответствующих этому правилу;
  • подчеркнуть заглавные буквы;
  • придумать и записать еще три слова под это правило;
  • также подчеркнуть большие буквы.

Например: Костя, Ирина, Белгород, Мерседес, Халк, Жучка.

  1. Правильный перенос слова.
  • найти и выписать понравившиеся четыре слова, которые имеют минимум два слога;
  • разделить слова на слоги и сделать правильный перенос.

Например:

  • Дружба — друж — ба;
  • Граница — гра — ни — ца;
  • Квартира — квар — ти — ра;
  • Вешалка — ве — шал — ка.
  1. Безударную гласную необходимо проверять при помощи ударения.
  • выписать слово и поставить ударение;
  • нужно подобрать проверочное слово и его однокоренные слова.

Например: больной — боль, болит, больница.

  1. Правильное написание слогов ча-ща.
  • вначале нужно выписать слово;
  • написать еще несколько слов на это правило.
  • выделить нужный слог.

Например: часто, щавель чаща, чаша.

  1. Правильное написание слогов чу-щу.
  • нужно найти и выписать слово;
  • написать еще два слова, подходящих под это правило.
  • подчеркнуть нужный слог.

Например: щука, щупальца, чумка, чудо, чувство.

10. Правильное написание слогов жи-ши.

  • придумать и написать несколько слов с использованием слогов жи-ши;
  • подчеркнуть слоги, подходящие под это правило.

Например: лыжи, машина, жизнь, животное, шило.

  1. Двойные согласные в словах.
  • необходимо найти и выписать слова с удвоенными буквами;
  • подчеркнуть двойные буквы;
  • разделить слова для переноса.

Например:

  • Терраса, хоккей, аттракцион, искусство, миллион.
  • Тер-раса, хок-кей, ат-тракцион, искус-ство, мил-лион.
  1. Удвоенные согласные
  • выписать слово с удвоенной согласной три раза;
  • придумать и записать два предложения с этим словом;
  • подчеркнуть удвоенные буквы.

Например: жужжать, жужжать, жужжать. Муха над моей головой не перестает жужжать.

  1. Словосочетание букв чн и чк пишутся без мягкого знака.
  • найти и выписать по три слова на данное правило;
  • подчеркнуть словосочетание.

Например: кончик, бабочка, привычка, кирпичный, отличник цветочный.

  1. Предлоги всегда пишутся отдельно.
  • написать предложение, в котором есть предлог;
  • выделить предлог в предложении.

Например: Из-за облаков выглянули солнечные лучи.

  1. Наречия всегда пишутся одним словом. Перед ними никогда не бывает предлогов.
  • выписать три наречия;
  • к каждому слову поставить вопрос.

Например: (где?) справа, (когда?) вчера, (откуда?) издалека.

  1. Приставка НЕ с глаголами практически всегда пишется раздельно. Исключением являются ситуации, когда глагол без НЕ не употребляется.
  • выписать три глагола с приставкой НЕ раздельно;
  • подчеркнуть приставку;
  • придумать несколько слов с приставкой НЕ, которые пишутся слитно;
  • выделить приставку.

Например:

  • Не знал, не выучил, не понял;
  • Недоумевать, несдобровать, невзлюбить.
  1. Глаголы второго лица единственного числа всегда пишутся с мягким знаком.
  • найти и выписать несколько примеров глаголов второго лица единственного числа;
  • подчеркнуть окончание.

Например: (Что делаешь?) — играешь, читаешь, танцуешь.

Проверяйте наличие ошибок

Проверяйте наличие ошибок
Полезные правила
Полезные правила
С правилами и советами вы легко подтянете грамотность
С правилами и советами вы легко подтянете грамотность
Разбирайте целые предложения
Разбирайте целые предложения

Продолжим тему о правописании такими статьями:

  • Как правильно написать «Привести» или «Привезти»
  • Глажка или глажение: как правильно написать
  • Как писать слово НЕ БЫЛО
  • «Не правильно» или «неправильно» — как писать
  • Как правильно писать приставку БЕЗ и БЕС в словах в русском языке

Видео: Работа над ошибками по русскому в 1-2 классе

Видео: Работа над ошибками по русскому в 3-4 классе

№ орфограммы

На какое правило сделана ошибка

Как исправлять ошибку

Образец

1.

Словарное слово

Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение

язык, язык, язык

2.

Гласные после шипящих:
жи-ши,
ча-ща, чу-щу.
Сочетание
чк, чн, чт, нч, рщ, щн, нщ

Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило

удача, туча, чай;
ручка, точка, ночка

3.

Заглавная буква в именах собственных

Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши  два слова на это правило

Москва, Орёл, Киев

4.

Перенос слов, деление слова на слоги

Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса

уIчеIник – уче-ник

5.

Безударные гласные в корне слова

Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным)

грибы – гриб,
зима — зимушка

6.

Правописание звонких и глухих согласных в корне

Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный)

снег – снега,
ягодка — ягода

7.

Удвоенные согласные.

Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши  два слова на это правило

класс, аллея, тонна

8.

Слово с разделительным мягким знаком

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед  ним  и гласную после него

воробьи, листья, крылья

9.

Слово с разделительным твёрдым знаком

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый  знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка  и гласную  с которой начинается корень

подъезд, съезд, объехал

10.

Пропуск и замена букв

Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение

вилIка

11.

Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного)

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком

лось, пень, тень

12.

Правописание приставок ( суффиксов)

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни

Добежал, дошёл, доехал

13.

Слитное написание приставок

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова с этой же приставкой, приставку выдели

Уход, забег, доехал

14.

Отдельное написание предлогов

Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши

На  столе – на большом столе

15.

Непроизносимый согласный

Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово

солнце – солнышко;
чудесный — чудеса

16.

Ь знак после шипящих

Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило

а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь;
б) с крыш (сущ., мн.ч.), много туч, от дач;
в) жечь (глаг., в нач. ф.), стеречь, лечь;
г) пишешь (глаг., 2 л., ед. ч.), решаешь, рисуешь

17.

Частица не с глаголом

Выпиши слово с частицей правильно,  запиши два слова на это правило

не  говорит, не   летает, не  смеётся

18.

Сложные слова

Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную

ледокол

19.

Безударные падежные окончания имён существительных

Выпиши слово, выдели окончание, объясни:
— мн. ч., падеж;
— ед. ч., склонение., падеж

20.

Безударные падежные окончания имён прилагательных

Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание

21.

Безударные падежные окончания  глаголов

Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение

 

Ошибки в грамматических заданиях

Обозначение разбора

Как исправлять ошибку

Фонетический разбор (1)

Выписать слово (или его фрагмент)  и выполнить разбор правильно.

Разбор слова по составу (2)

Выписать слово и выполнить разбор правильно.

Морфологический разбор (3)

Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора)

Разбор предложения (4)

Выписать предложение и исправить ошибки:
— определение членов предложения (если есть ошибки);
— выписать все словосочетания (если есть ошибки).
Запомнить!  Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Ошибка в определении падежа имени существительного

Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж.

Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)

В гостях у деда.

Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа №2» Электронное пособие по русскому языку «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»   Автор : Белоус Дина Ивановна учитель начальных классов МБОУ «РСОШ №2»

МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа №2»

Электронное пособие по русскому языку

«РАБОТА НАД ОШИБКАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Автор : Белоус Дина Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «РСОШ №2»

Список орфограмм 1. Заглавная буква в начале предложения. 2. Слоги. 3. Перенос слова. 4. Мягкий знак-показатель мягкости согласных. 5. Жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк-, чн-. 6. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. 7. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. 8. Большая буква в именах собственных. 9. Удвоенная согласная. 10. Проверяемая безударная гласная в корне слова. 11. Разделительный «ь». 12. Предлоги.

Список орфограмм

1. Заглавная буква в начале предложения.

2. Слоги.

3. Перенос слова.

4. Мягкий знак-показатель мягкости согласных.

5. Жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк-, чн-.

6. Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

7. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

8. Большая буква в именах собственных.

9. Удвоенная согласная.

10. Проверяемая безударная гласная в корне слова.

11. Разделительный «ь».

12. Предлоги.

Список орфограмм 13. Ошибка на замену и пропуск букв. 14. Ошибки в составлении и разборе предложений. 15. Непроизносимые согласные в корне слова. 16. Разбор слов по составу. 17. «Не» с глаголом. 18. Разделительный «ъ». 19. «ь» в конце существительных после шипящих. 20. Безударные, падежные окончания имён существительных. 21. Безударные, падежные окончания имён прилагательных. 22. Безударные личные окончания глаголов. 23. Окончания глаголов 2 лица ед.ч. 24. Суффиксы глаголов в прошедшем времени.

Список орфограмм

13. Ошибка на замену и пропуск букв.

14. Ошибки в составлении и разборе предложений.

15. Непроизносимые согласные в корне слова.

16. Разбор слов по составу.

17. «Не» с глаголом.

18. Разделительный «ъ».

19. «ь» в конце существительных после шипящих.

20. Безударные, падежные окончания имён существительных.

21. Безударные, падежные окончания имён прилагательных.

22. Безударные личные окончания глаголов.

23. Окончания глаголов 2 лица ед.ч.

24. Суффиксы глаголов в прошедшем времени.

Заглавная буква в начале предложения Правило Что делать? Первое слово в предложении пишется с большой буквы.  В конце предложения ставится «.» или «!», или «?» Выпиши предложение правильно. Придумай и запиши свое предложение. Подчеркни ошибку . ( П рошло знойное лето .  Н аступила золотая осень . )

Заглавная буква в начале предложения

Правило

Что делать?

Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится «.» или «!», или «?»

  • Выпиши предложение правильно.
  • Придумай и запиши свое предложение.
  • Подчеркни ошибку .

( П рошло знойное лето . Н аступила золотая осень . )

Слоги Правило Что делать? Сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Напиши слово. Раздели на слоги. Поставь ударение. Подчеркни гласные. ( Сн е -г о -в и к .)

Слоги

Правило

Что делать?

Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.

  • Напиши слово.
  • Раздели на слоги.
  • Поставь ударение.
  • Подчеркни гласные.

( Сн е о и к .)

Перенос слова Правило Что делать? Слова переносим по слогам. При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить одну букву на новую строку. Напиши слово. Покажи все способы для переноса. ( Де-рев-ня, груп-па )

Перенос слова

Правило

Что делать?

Слова переносим по слогам. При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить одну букву на новую строку.

  • Напиши слово.
  • Покажи все способы для переноса.

( Де-рев-ня, груп-па )

Мягкий знак-показатель мягкости согласных. Правило Что делать? Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков. Напиши слово. Подчеркни согласную вместе с «ь». Допиши ещё два слова на данное правило. ( Радос ть , чес ть , си ль ная .)

Мягкий знак-показатель мягкости согласных.

Правило

Что делать?

Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков.

  • Напиши слово.
  • Подчеркни согласную вместе с «ь».
  • Допиши ещё два слова на данное правило.

( Радос ть , чес ть , си ль ная .)

Жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк-, чн- Правило Что делать? Жи-ши пиши с буквой и .  Ча-ща пиши с буквой а .  Чу-щу пиши с буквой у . Сочетания – чк-, -чн-, пишутся без мягкого знака. Напиши слово правильно. Допиши ещё два слова на это правило. Выдели и подчеркни орфограмму. ( Каранда ши , ча сы, чу до, до чк а, но чн ой. )

Жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк-, чн-

Правило

Что делать?

Жи-ши пиши с буквой и . Ча-ща пиши с буквой а . Чу-щу пиши с буквой у .

Сочетания – чк-, -чн-, пишутся без мягкого знака.

  • Напиши слово правильно.
  • Допиши ещё два слова на это правило.
  • Выдели и подчеркни орфограмму.

( Каранда ши , ча сы, чу до, до чк а, но чн ой. )

Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правило Что делать? Слова с непроверяемым написанием надо запомнить. Напиши слово правильно 3 раза. Поставь ударение, раздели на слоги. Выдели «опасные» места. ( У/ч е /ник, у/ч е /ник, у/ч е /ник.)

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Правило

Что делать?

Слова с непроверяемым написанием надо запомнить.

  • Напиши слово правильно 3 раза.
  • Поставь ударение, раздели на слоги.
  • Выдели «опасные» места.

( У/ч е /ник, у/ч е /ник, у/ч е /ник.)

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Правило Что делать? Чтобы проверить парный согласный по глухости и звонкости надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или согласный [н]. Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово, выдели корень, подчеркни. ( Т ра в ка – тра в а, утю г - утю г и, кни ж ка- кни ж ный. )

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Правило

Что делать?

Чтобы проверить парный согласный по глухости и звонкости надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или согласный [н].

  • Напиши слово правильно.
  • Подбери проверочное слово, выдели корень, подчеркни.

( Т ра в ка – тра в а, утю г — утю г и, кни ж ка- кни ж ный. )

Большая буква в именах собственных. Правило Что делать? Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, деревень, клички животных пишутся с заглавной буквы. Выпиши слово. Придумай еще 2 слова на эту орфограмму. ( М орозов И ван, река В олга, город М осква. )

Большая буква в именах собственных.

Правило

Что делать?

Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, деревень, клички животных пишутся с заглавной буквы.

  • Выпиши слово.
  • Придумай еще 2 слова на эту орфограмму.

( М орозов И ван, река В олга, город М осква. )

Удвоенная согласная. Правило Что делать? При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится. Напиши слово правильно. Выдели удвоенную согласную. Запиши ещё 3 слова на данное правило. ( Кла сс , то нн а, дли нн ый. )

Удвоенная согласная.

Правило

Что делать?

При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится.

  • Напиши слово правильно.
  • Выдели удвоенную согласную.
  • Запиши ещё 3 слова на данное правило.

( Кла сс , то нн а, дли нн ый. )

Проверяемая безударная гласная в корне слова. Правило Что делать? Безударный гласный в корне проверяй ударным.  Для этого измени слово или подбери однокоренное. Выпиши слово правильно.  Поставь ударение, обозначь безударную гласную. Подбери проверочное слово и напиши его, обозначив ударение. ( Хв о сты –хвост, с о мы-сом. .)

Проверяемая безударная гласная в корне слова.

Правило

Что делать?

Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.

  • Выпиши слово правильно.
  • Поставь ударение, обозначь безударную гласную.
  • Подбери проверочное слово и напиши его, обозначив ударение.

( Хв о сты –хвост, с о мы-сом. .)

Разделительный «ь». Правило Что делать? Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Разделительный мягкий знак пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я, Выпиши слово правильно. Подчеркни разделительный «ь» знак, допиши ещё 2 слова на данное правило. ( Сем ь я, в ь юга, чут ь ё. )

Разделительный «ь».

Правило

Что делать?

Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Разделительный мягкий знак пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я,

  • Выпиши слово правильно.
  • Подчеркни разделительный «ь» знак, допиши ещё 2 слова на данное правило.

( Сем ь я, в ь юга, чут ь ё. )

Предлоги. Правило Что делать? Предлоги пишутся раздельно от слова.  Между предлогом и словом можно вставить ещё слово. Напиши слово с предлогом. Поставь между словом и предлогом вопрос или слово. ( В  сугроб – в (пышный) сугроб, на  деревьях – на (чём?) деревьях.)

Предлоги.

Правило

Что делать?

Предлоги пишутся раздельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.

  • Напиши слово с предлогом.
  • Поставь между словом и предлогом вопрос или слово.

( В сугроб – в (пышный) сугроб, на деревьях – на (чём?) деревьях.)

Ошибка на замену и пропуск букв. Правило Что делать? Когда пишешь, проговаривай! Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву. ( Белка, золотой, говорит. )

Ошибка на замену и пропуск букв.

Правило

Что делать?

Когда пишешь, проговаривай!

  • Выпиши слово.
  • Подчеркни в нем пропущенную букву.

( Белка, золотой, говорит. )

Ошибки в составлении и разборе предложений. Правило Что делать? Составь и запиши предложение правильно. Если необходимо сделай разбор.  предл. сущ. гл. прил. сущ. ( На ёлке сидел старый ворон. )

Ошибки в составлении и разборе предложений.

Правило

Что делать?

  • Составь и запиши предложение правильно.
  • Если необходимо сделай разбор.

предл. сущ. гл. прил. сущ.

( На ёлке сидел старый ворон. )

Непроизносимые согласные в корне слова. Правило Что делать? В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся.  Эти слова нужно проверять. Напиши слово правильно. Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко. Выдели корень и орфограмму. ( Грус т ный –грус т ь. )

Непроизносимые согласные в корне слова.

Правило

Что делать?

В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять.

  • Напиши слово правильно.
  • Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко.
  • Выдели корень и орфограмму.

( Грус т ный –грус т ь. )

Разбор слов по составу. Правило Что делать? 1.У слова найти окончание. 2.Указать основу слова. Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме. 3.Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) 4.Выделить приставки и суффиксы (если они есть).

Разбор слов по составу.

Правило

Что делать?

1.У слова найти окончание.

2.Указать основу слова.

  • Выпиши слово.
  • Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме.

3.Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова)

4.Выделить приставки и суффиксы (если они есть).

«Не» с глаголом. Правило Что делать? Не с глаголом пишется раздельно. Выпиши глагол с не.  Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. ( Не  пришёл, не  захотел. )

«Не» с глаголом.

Правило

Что делать?

Не с глаголом пишется раздельно.

  • Выпиши глагол с не.
  • Запиши ещё два слова на это правило.
  • Подчеркни орфограмму.

( Не пришёл, не захотел. )

Разделительный «ъ». Правило Что делать? Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную и перед гласными е, ё, ю, я. Выпиши слово правильно. Выдели приставку, подчеркни ъ и гласную после него. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. ( Объезд, подъехал, съел. )

Разделительный «ъ».

Правило

Что делать?

Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную и перед гласными е, ё, ю, я.

  • Выпиши слово правильно.
  • Выдели приставку, подчеркни ъ и гласную после него.
  • Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

( Объезд, подъехал, съел. )

«ь» в конце существительных после шипящих. Правило Что делать? Запомни:  женский род – ь Напиши слово правильно, определи род. Напиши ещё 2 слова на данное правило. ( До чь , но чь –ж.р., мужской род ---. Клю ч , смер ч – м.р.)

«ь» в конце существительных после шипящих.

Правило

Что делать?

Запомни:

женский род – ь

  • Напиши слово правильно, определи род.
  • Напиши ещё 2 слова на данное правило.

( До чь , но чь –ж.р.,

мужской род —.

Клю ч , смер ч – м.р.)

Безударные, падежные окончания имён существительных. Правило Что делать? 1 скл.  2 скл.  3 скл.  Р.п. –ы,-и Т.п. –ом,-ем Р.п., Д.п ., П.п. –и  Д.п и П.п. –е П.п. –е Т.п. –ю . Выпиши словосочетание. Поставь вопрос. По начальной форме определи склонение и падеж. Выдели окончание. ( Сидит (на чём?) на крыш е (1 скл., П.п.) )

Безударные, падежные окончания имён существительных.

Правило

Что делать?

1 скл. 2 скл. 3 скл. Р.п. –ы,-и Т.п. –ом,-ем Р.п., Д.п ., П.п. –и Д.п и П.п. –е П.п. –е Т.п. –ю .

  • Выпиши словосочетание.
  • Поставь вопрос.
  • По начальной форме определи склонение и падеж.
  • Выдели окончание.

( Сидит (на чём?) на крыш е (1 скл., П.п.) )

Безударные, падежные окончания имён прилагательных. Правило Что делать? Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. (к дому (какому?) дальнему – муж.р., ед.ч., Д.п.)

Безударные, падежные окончания имён прилагательных.

Правило

Что делать?

  • Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.
  • Поставь вопрос.
  • Определи род, число и падеж прилагательного по существительному.

(к дому (какому?) дальнему – муж.р., ед.ч., Д.п.)

Безударные личные окончания глаголов. Правило Что делать? Выпиши глагол правильно.  Поставь ударение. Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение. ( 1спр. -е, -ут, -ют 2спр. –и, -ат, -ят )

Безударные личные окончания глаголов.

Правило

Что делать?

  • Выпиши глагол правильно.
  • Поставь ударение. Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение.

( 1спр. -е, -ут, -ют 2спр. –и, -ат, -ят )

Окончания глаголов 2 лица ед.ч. Правило Что делать? Напиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши ещё 2 слова на данное правило. ( Чита ешь , сид ишь .)

Окончания глаголов 2 лица ед.ч.

Правило

Что делать?

  • Напиши глагол правильно.
  • Выдели окончание.
  • Запиши ещё 2 слова на данное правило.

( Чита ешь , сид ишь .)

Суффиксы глаголов в прошедшем времени. Правило Что делать? Выпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму. ( Ч ит ал -чит ать . )

Суффиксы глаголов в прошедшем времени.

Правило

Что делать?

  • Выпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму.
  • Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму.

( Ч ит ал -чит ать . )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Работа мастера диагностики приостановлена как исправить windows 7 0x80070002
  • Работа над ошибками трейлер
  • Работа виртуальной машины привела к возникновению не фатальной ошибки
  • Работа над ошибками сочинение лоси 2 класс
  • Работа виндовс не завершена должным образом как исправить windows 10