Распространенная ошибка при изображении рефлекса когда его делают светлее

Мои дорогие, сегодня в рубрике #невредные советы мы обсудим такие важные понятиях как свет, тень и рефлексы. В предыдущий четверг мы с Вами проанализировали тон и тоновые отношения в работе,а сегодня поговорим об отдельном объекте и объединим эти знания для работы с цветом в пейзаже.   Итак,...
  • маркировка

  • тюбики

  • рефлексы

  • эффекты

  • светотень

  • цвет тени

  • тень

  • приемы

  • техники

  • кисти

  • тон

  • бумага

  • темы

  • акварель

  • референсы

  • акварельная бумага

  • цвет

  • перспектива

  • watercolor

  • краски

  • построение

  • городской пейзаж

  • линейная перспектива

  • воздушная перспектива

Рефлексы, светотень и цвет тени. Как разобраться?

Мои дорогие, сегодня в рубрике #невредные советы мы обсудим такие важные понятиях как свет, тень и рефлексы.

В предыдущий четверг мы с Вами проанализировали тон и тоновые отношения в работе,а сегодня поговорим об отдельном объекте и объединим эти знания для работы с цветом в пейзаже.

Итак, самый простой объект для разбора светотени- это шар(на фото посередине слева), на нем сразу же видно  направление света, блик, светлые участки, собственную тень(тень на объекте), падающую тень(тень от объекта от самого шара) и рефлекс.

И если со светом более-менее понятно, он находится со стороны источника света,

а тень-в противоположной ему части объекта.

То вот последнему-рефлексу обычно уделяют не так много внимания, а зря! Он как раз основополагающий в нашей теме и очень влияет на тень. Но обо всем попорядку. Для начала остановимся поподробнее на понятии.

Рефлекс это отраженный свет от соседних предметов и появляется он в собственной тени предмета(это важно!)  В живописи рефлексы будут цветными, отражающими цвет предметов вокруг, а в графике-это соответственно светлый отблеск в собственной тени.

Происходит он из-за того, что соседний предмет также освещён светом и отбрасывает,отражает свой свет на «соседей «.

Как я упоминала выше,

  • самый активный рефлекс находится в теневой части, там он ещё и светлый по тону,
  • чуть менее активные  и совпадающие по тону с объектом находятся в полутеневых областях.

На фото два шарика в окружении яркого фона 

Ошибкой будет создавать яркие  рефлексы на всей поверхности, (левый шарик) ведь их активность будет зависеть как раз от области,в которой они находятся.

Естественный вариант-это правый шарик, там самые светлые,практически не ощутимые рефлексы на светлых областях. Почему? Потому что объект в них активно освещён и цвет его получается как бы «засвеченным», поэтому яркие рефлексы там невозможны(как на шарике слева).

В полутеневых областях рефлексы насыщенные и самый очевидный с отблеском в собственной тени-теневой области. И , если в графике самым главным будет как раз рефлекс в собственной тени, то ,когда мы рисуем в цвете, нам нужны будут все рефлексы и в полутеневых областях именно они влияют на цвет тени, будем рассматривать дальше подробнее. 

А теперь перейдём к различным факторам, которые влияют на светотень и рефлекс.

  • Безусловно, интенсивность как света, так блика и рефлекса будет зависеть от материала предмета. Чем более глянцевая поверхность(металл, стекло, гладкая кожура фруктов, атласные ткани и др.), тем более контрастными по тону будут эти участки и,соответственно, чем более спокойный материал (хлопок и др. мягкие ткани, дерево, камень и т.д) тем спокойнее.

Это важно учитывать при рисовании, тут поможет та самая «насмотренность» и наблюдательность, которая нарабатывается на практике и Вы видите как работает фактура. Эти моменты запоминаются и использовать, контролировать их в рисунке становится легче.

Но есть и небольшие правила, которые помогают разобраться.

В графике преобладает светотень и тоновые контрасты, так как это единственное выразительное средство.

Я изобразила драпировки с шариком в карандаше (на фото внизу) где слева мягкая ткань(хлопок, лён), а справа атлас. Они различаются как формой, так и контрастами.  Чем более глянцевая поверхность, тем больше тоновый контраст и участки света и тени чаще сменяют друг друга.

В живописи же есть цвет и тут влияние цветовых рефлексов является не менее значимым. Над графическими рисунками я изобразила цветные, безусловно при более контрастных цветах эффект, о котором я буду говорить, был бы более заметным, но он есть. На рисунке слева в цвете также мягкая ткань и мягкие еле ощутимые рефлексы , а на рисунке справа рефлексы более активные, так как глянцевая ткань отражает и свет и цвет. То есть зритель может понять что за материал вы хотели изобразить, благодаря рефлексам и светотени

  • Второй момент влияющий на светотень и рефлексы-это ,безусловно, освещенность. Мы немного коснулись этого момента в Теме 12 на примере гордского пейзажа. Чем больше освещенность(солнечный день) тем больше тоновых контрастов и, соответственно рефлексов, так как они получаются благодаря свету. В сумраке тоновые контрасты исчезают, все становится более сглаженным и рефлексы практически пропадают, так как им неоткуда появится. Вы же помните, что рефлекс-это отблеск,отсвет цвета, но нет света-нет рефлекса.

 А теперь перейдём глубже к рефлексам и их влиянию. 

Как мы с Вами уже разобрали, активный рефлекс находится в тени, поэтому ,

по сути, цвет тени-это цвет объекта плотный по тону+ рефлекс от соседних обьектов, который зависит от материала и освещённости.(что мы рассмотрели выше) И вот тут мы подошли к самому интересному.

Как выбирать цвет тени?

Разберём пример из книги «Цвет и Свет» джеймса Гарни, он мне очень нравится( на фото ниже).

Здесь вы видите ясную погоду, небо окрашено в голубой цвет, соответственно оно отбрасывает «рефлекс» на здания и иные объекты и тени получаются более синие. Но цвет тени не сто -процентно синий, так как сам объект имеет свой цвет и тень-это цвет объекта+рефлекс.

Такую ситуацию , но в чистом виде мы видим снежной зимой в ясную погоду, когда «мороз и солнце,день чудесный»

Тут тень будет ярко голубой и синей, а почему? Вы ,уверена, уже поняли ;)Потому что снег-белый, и именно рефлекс от неба даёт основной цвет тени. В случае городского пейзажа, менее ясной погоды, тени приобретают более спокойный сиренево-синие оттенки( про идеальную пару желтый/охра и синий/сине-сиреневый для городского пейзажа мы говорили в Теме 11).

А, если будете рисовать природный пейзаж в ясную погоду, то какой основной цвет у теней?

Правильно: зеленый приглушенный(как цвет объекта)+ синий (рефлекс от неба) в итоге бирюзово-синие тени, а если много земли, то возможно добавить и коричневатую гамму.

Ну а вдруг погода не ясная? То также зелёный приглушенный(как цвет объекта)+ фиолетовый и так далее.

А теперь давайте снова вернёмся на картинку из книги «Цвет и свет». Если собственные  тени верхних объектов( то, что выше, ближе к небу) и падающие тени всех объектов  используют рефлекс неба, то собственные тени в объектах ближе к земле и обращённых к земле(например, нижняя часть фронтона крыши) имеют в своём составе рыже- коричневый «рефлекс» от земли.

Так происходит, в основном, только в освещённый день, когда солнце сильно освещает землю и она отражает свой цвет на соседние объекты. Это добавляет живописности.

Но, в отличие от неба, чьё влияние активно, потому что это БОЛЬШОЙ и ЯРКИЙ объект, остальные рефлексы отражаются и влияют только на тени близлежащих объектов. То есть от размера объекта также зависит его «отсвет»-«рефлекс». Думаю, что тут понятно, ведь на яблоке, лежащем на траве есть рефлекс от неба, на траве рядом с яблоком также есть рефлекс от неба и от яблока, а вот на небе уже нет рефлекса от яблока или травы, так как размеры объектов и ,соответственно, их влияние не сопоставимо. Кажется банально и понятно? Но нет, часто вижу ошибки, когда, имея знания о рефлексах, рисуют их на всём вокруг , в не зависимости от дальности объекта, поверхности и размера. 

Ещё один момент, о котором нельзя не упомянуть- это управление цветом тени для создания атмосферы и температуры на картине. В целом, Вы можете создавать тень любого цвета, но, если говорить о реализме, то тут вышеперечисленные моменты с цветом будут очень важны, но даже и при этом можно «поиграть». На картине с лодкой( на фото внизу) я умышленно сделала тени разных цветов. В жизни они все были синеватые из-за ясного неба и просачивались везде. Но, мне хотелось создать контраст температур:»жару на пляже» и «прохладу» на горе под сенью деревьев. Для этого я нарисовала тени рядом с лодкой охра(цвет объекта)+синий(рефлекс неба), а на горе охра(цвет объекта)+ фиолетовый — более холодный цвет, который и создал мне тот самый «эффект прохлады».

Итак, резюмирую: 

  • цвет тени это две составляющих :цвет самого обьекта+рефлексы от соседних объектов. 
  • Интенсивность влияния рефлексов на цвет тени зависит от размера объекта,который его отбрасывает, чем больше объект (например,небо) тем влияние шире и сильнее, чем меньше( небольшие предметы такие, как цветы, яблоки) тем меньше, влияние только вокруг и непосредственно рядом с ними. 
  • яркость самого рефлекса на предмете зависит от его собственной фактуры: чем более глянцевая поверхность( металл, стекло), тем больше влияния цвета и тона, чем более спокойная фактура( ткани, земля, растительность), тем меньше цветность тени и рефлексов. 
  • яркость рефлексов также зависит от освещённости, чем она выше, тем ярче и очевиднее рефлексы.
  • именно за счёт рефлексов и светотени создаётся фактура предмета и природные условия. Например, если прошёл дождь и светит солнце , а листва влажная, то рефлексы от неба и соседних объектов, контраст светотени будет ярче, потому что фактура предмета стала глянцевая. И только за счёт цвета, который вы создаёте краской  и отблесков , который создаёте контрастами, вы и передаете это ощущение «дождя». 
  • Подбирая цвет тени можно влиять на ощущение тепла, погоду на картине. Если в реальности не очень ясный день, но вы нарисуете яркие сине-сиреневые падающие тени, то это добавит тепла и ощущения «солнца» в работу

В заключение, хочу сказать, что все эти знания, это не алфавит, который нужно заучивать, многое из этого познаётся только на практике, благодаря тому что вы смотрите вокруг себя и анализируйте цвета.

Но, безусловно, понимание  некоторых правил, которые я тут описала и,которые есть в массе источников, помогают Вам чётко понимать как менять свою работу! Создавать именно Вашу задумку! Влиять на погоду!

На цвет и свет, ведь нереально встретить «идеальный» пейзаж, найти «идеальный» референс…да даже, если возможно, то зачем?

Художник-это тот, кто может передать не просто реальность, а ту,которая будет интересной, нести смысл и наполненность. А для этого он должен уметь менять то, что необходимо на своё усмотрение. Именно поэтому мы учимся, не просто смотреть, а «видеть» Мир и его свет и цвет!

Желаю Вам больших творческих успехов!



  • Назад


  • Вперед

Описание

Преимуществом пера перед шариковой ручкой является …
изменяемая толщина линии
возможность работать в различных техниках
изменяемая насыщенность цвета

Изображая оранжевый апельсин на синей скатерти, используют закон …
целостности
цветовых контрастов
равновесия
единства

Набросок – это …
изображение карандашом в аксонометрической проекции
быстрый рисунок с натуры, выполняемый в основном средствами графики
изображение, поясняющее текст

Сила нажима карандаша в линиях построения – …
очень слабая
средняя сильная
очень сильная

На картинной плоскости верхняя часть крыши дома будет видна, если находится … линии горизонта
на
ниже
выше

Для максимального упрощения сложной формы в рисунке используют …
геометрические фигуры
линии симметрии
светотень

В графике основными изобразительными средствами считаются …
свойства изобразительной поверхности и тональные отношения линий, штрихов и пятен
построение объема, пластическая разработка, расположение фигуры в пространстве
цвет, рисунок, композиция, а также фактура красочной поверхности и выразительность мазков

Верная последовательность этапов работы над скетчем с использованием спиртовых художественных маркеров:
1 производится усиление теней наслаиванием оттенков
2 в основной цвет добавляются оттенки, идет поиск тени
3 намечается форма предмета, определяются масштаб и пропорции
4 производится подбор нужных маркеров (выбор оттенков)

Food-скетч относится к такому жанру изобразительного искусства, как …
натюрморт
портрет
анималистический жанр
маринистический жанр

Для передачи линией важности предмета на рисунке следует …
ослабить нажим карандаша, сделать линию тоньше
усилить нажим на карандаш, сделать линию шире
не менять линию и нажим карандаша

Под используемыми художником графическими средствами и техническими приемами понимают …
анализ формы
технику рисунка
композиционный поиск

До конца XIX в. понятие «…» обозначало печатные техники: монотипию, литографию и пр.
Графика
рисунок
станковый рисунок
скетч

Для передачи удаленности предмета от зрителя с помощью тона следует … тон предмета
усилить
не изменять
ослабить

Набросок принято связывать с таким видом изобразительного искусства, как …
архитектура
дизайн
скульптура
графика

Закон подчиненности …
требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы
гласит, что произведение искусства должно выглядеть как единое и неделимое целое
определяет воздействие «рамы» на изображение

Скетч в переводе с английского языка переводится как «…»
серия работ
станковое искусство
быстрый рисунок
живописное произведение

Пример положительного использования штриховки в скетче – …
штриховка без подчеркивания объема
механическая штриховка
распределение света и тени на поверхности предмета

Стрелка на рисунке ниже указывает на …
тень
блик
рефлекс

Главное выразительное средство графики – …
линия
рисунок
черная ручка
скетч

Для создания эффекта расстояния в перспективном рисунке …
ближний объект намечают более тонкими линиями, чем дальний
ближний объект изображают наиболее интенсивными, яркими линиями
дальнему объекту придают больший размер, нежели ближнему
дальний объект не выделяют ни размером, ни рисунком

Установите верный порядок действий при работе над графическим пейзажем:
1соблюдая законы перспективы, намечаем рисунок
2выбираем формат листа, продумываем композицию
3добавляем мелкие детали
4выполняем основной рисунок

Для работы над скетчами нерационально использовать …
бумагу для печати
пастельную бумагу
акварельную бумагу
грунтованный холст

Распространенная ошибка при изображении рефлекса – когда …
его делают светлее освещенной части
его изображают на боковой части предмета
рефлекс передает яркие оттенки окружающих предметов

К скетчу ближе всего такие понятия, как …
этюд, набросок, зарисовка, эскиз
роспись по дереву, батик, макраме
чертеж, технический рисунок

В графике акварель лучше всего использовать для создания …
тона
Штриха
линии

Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, – это …
Колорит
канон
пропорции
композиция

Неверно, что существует такое правило перспективы, согласно которому …
точка схода должна располагаться внутри картинной плоскости
по мере удаления от зрителя предметы кажутся меньше
при удалении от зрителя темные предметы кажутся светлее, а светлые – темнее

Говоря о светотени, можно утверждать, что …
в тени предмета преобладают теплые оттенки при естественном освещении и холодные –
при искусственном освеще
тень и свет всегда имеют четко очерченные границы
блики на любых поверхностях одинаковы

Художественный материал, используемый в работе Якоба Йорданса «Голова пожилой женщины» (см. ниже), – …
сангина
сепия
уголь
карандаш

Маркеры, наименее подходящие для работы со скетчами, – это …
акварельные маркеры на водной основе
художественные маркеры на спиртовой основе
маркеры для флипчартов

Оплата и получение

Оплата производится на банковскую карту. Необходимо уточнить у менеджера, на какую карту банка вам удобно совершать оплату.

После оплаты, свяжитесь пожалуйста с менеджером и пришлите ему чек (фото или скриншот). Тем самым вы подтверждаете, что оплату совершили именно вы.

Курсовую вы можете заказать любым удобным для Вас способом, достаточно обратиться к менеджеру, он поможет осуществить заказ.

Работу можно скачать из личного кабинета, или её продублируют Вам на почту.

Работаем по всей России и СНГ:

В изобразительном искусстве есть множество приёмов, которые буквальным образом оживляют картины. Один из главных элементов — reflex. Без него не обходится ни одно художественное произведение.

Что такое рефлекс?

С латинского слово reflexus означает отражение. В живописи этим термином обозначается отражённый свет с теневой стороны от находящихся рядом предметов. Это может быть отражение драпировки, стены, стола, а также любых других объектов, соседствующих на полотне.

Рефлекс на примере яблока Картина Даниэля Кански Натюрморт художника Роя Ходриена Рисунок карандашом яблоки и кувшин

Чтобы наглядно понять, как это выглядит, давайте рассмотрим натюрморт с яблоком. Мы с вами понимаем, что перед нами рисунок, но при этом изображение реалистичное. Почему? Потому что художник передал не только форму и цвет предмета, но также смог изобразить его объём. Именно это сделало для нас, зрителей, нарисованное яблоко максимально похожим на настоящее. А добился этого художник при помощи светотени. Она обычно состоит из последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс и падающая тень.

Натюрморт с яблоками. Федор Сычков Натюрморт с раками. Оскар Густав Бьёрк Весенний натюрморт. Дмитрий Жилинский Яблоки и марокканская ваза. Феликс Валлоттон

Обратите внимание на схематичный рисунок. Там все области светотени помечены стрелочками. Изображённая градация светлого и тёмного, распределение цветов и оттенков помогает художнику сделать изображаемый предмет объёмным.

Из всех составляющих светотени самым непонятным для начинающих художников чаще всего оказывается рефлекс. А ведь именно он оживляет изображение! Его неправильное отображение может исказить и форму предмета даже при условии, что другие элементы светотени применены правильно.

Схематичный рисунок светотени

Как рисовать рефлекс

Главное правило, которое нужно запомнить: отражённый свет, попадая на теневую сторону объекта, изменяет его локальный цвет, передавая свой оттенок. Можете проверить это на себе. Возьмите несколько листов цветной бумаги и подойдите к зеркалу. Теперь поднесите к теневой стороне своего лица бумагу, например, красного цвета, а потом зелёного. В своём отражении вы увидите, как на лице появится последовательно красный и зелёный оттенок.

Ещё один важный момент: если окружающие предметы имеют тёплые тона, то и рефлекс нужно рисовать тёплым. Если объекты имеют холодные тона — отражённый свет на вашем предмете тоже будет холодным. Вот такая закономерность.

Натюрморт с кувшином и грушей Светотень в рисунке шара Тени и светотени геометрических фигур

Рефлекс в рисунке

Понятно, как отражение соседствующих предметов можно изобразить при помощи красок. А как добиться подобного результата в рисунке?
В графических работах при помощи обычного карандаша можно не менее мастерски отобразить блик, свет, тень, полутень. Это достигается путём правильной штриховки. Но начинающие художники нередко совершают ошибку: обозначая все элементы светотени, они забывают про рефлекс. А без него в рисунке нельзя передать точную форму предмета.

Чтобы правильно обозначить область отражённого света от находившихся рядом предметов, рефлексный эффект нужно изображать всегда темнее света и полутени, но светлее тени.

Натюрморт с белыми хризантемами. Ольга Долгая Женщина с зонтиком. Клод Моне Виль д’Авре. Камиль Коро Пробивающееся сквозь облака солнце. Мартин Джонсон Хед

Рефлекс в живописи известных художников

Ещё великий Леонардо да Винчи упоминал об эффекте reflexus и его роли в правдивости изображения. В своих работах особое внимание отражённости света уделяли и другие знаменитые живописцы тех времён: Тициан, Веронезе, Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Эжен Делакруа.

Художники 17-го века особо ярко использовали светотень в своих работах. В то время в искусстве большую популярность имели аллегории. В живописи большое распространение получили натюрморты, в которых авторы при помощи бликов и рефлексов подчёркивали символичность изображённых предметов. Так, в работе Виллема Класа Хеда «Ветчина и серебряная посуда» отражение блеска серебра на поверхности лимона и приглушённого тона скатерти на его кожуре относит зрителя к толкованию символа этого фрукта — внешняя красота, скрывающая горечь.

Ветчина и серебряная посуда. Художник Виллем Клас Хеда Бутыль и миска. Художник Феликс Валлоттон Черемуха в стакане. Кузьма Петров-Водкин Натюрморт в русском стиле. Екатерина Киселева

В русской живописи эффект отражённости не столь явный, но он органично создаёт необходимое впечатление. Например, снег. Его можно встретить в работах многих художников. Но какой он разный! У Левитана в картине «Март» оседающий, потемневший снежный покров, смешанный с рефлексом голубого неба передаёт свежесть, ощущение ранней весны. И совсем другой снег в работе Сурикова «Боярыня Морозова». Он глухой, мрачный, отражающий пасмурное небо и общее настроение происходящего на картине.

Потренируйтесь дома — поищите рефлексы в репродукциях картин знаменитых художников. А ещё лучше приходите к нам! Все тонкости художественного мастерства постигаются с опытом, под руководством талантливых педагогов. Выбирайте наш курс! Мы вас научим всем премудростям изобразительного искусства.

Март. Исаак Левитан Женщина перед зеркалом. Тициан Девушка, освещенная солнцем. Валентин Серов Боярыня Морозова. Василий Суриков

1. Сила нажима карандаша в линиях построения – …

*очень слабая

*средняя

*сильная

*очень сильная

2. К скетчу ближе всего такие понятия, как …

*этюд, набросок, зарисовка, эскиз

*роспись по дереву, батик, макраме

*чертеж, технический рисунок

3. Маркеры, наименее подходящие для работы со скетчами, – это …

*акварельные маркеры на водной основе

*художественные маркеры на спиртовой основе

*маркеры для флипчартов

4. Для максимального упрощения сложной формы в рисунке используют …

*геометрические фигуры

*линии симметрии

*светотень

5. Говоря о целях и задачах рисунка, можно утверждать, что …

*светотень выполняется без анализа формы предмета

*в изображении важно учитывать характерные черты объекта

*изображение должно быть полностью реалистичным

6. В работе над светотенью цвет теней при естественном (холодном) освещении будет …

*нейтральным

*холодным

*теплым

7. Верная последовательность этапов работы над скетчем с использованием спиртовых художественных маркеров:

1 производится усиление теней наслаиванием оттенков

2 в основной цвет добавляются оттенки, идет поиск тени

3 намечается форма предмета, определяются масштаб и пропорции

4 производится подбор нужных маркеров (выбор оттенков)

8. В графике акварель лучше всего использовать для создания …

*тона

штриха

*линии

9. Набросок – это …

*изображение карандашом в аксонометрической проекции

*быстрый рисунок с натуры, выполняемый в основном средствами графики

*изображение, поясняющее текст

10. Под используемыми художником графическими средствами и техническими приемами понимают …

*анализ формы

*технику рисунка

*композиционный поиск

11. Установите соответствие между рисунками и разновидностями скетча:

A. 1

B. 2

C. 3

D. 4

E. fashion-скетч

F. food-скетч

G. ботанический скетч

H. travel-скетч

12. До конца XIX в. понятие «…» обозначало печатные техники: монотипию, литографию и пр.

*графика

*рисунок

*станковый рисунок

*скетч

13. Разновидность скетчей, в которых изображаются туристические места и достопримечательности, – …

*food-скетчинг

*travel-скетчинг

*fashion-скетчинг

14. На рисунке ниже цифрами 1 и 2 обозначены … тени

*собственная и падающая

*падающая и собственная

*две собственные

15. Набросок принято связывать с таким видом изобразительного искусства, как … *архитектура

*дизайн

*скульптура

*графика

16. Стрелка на рисунке ниже указывает на …

*тень

*блик

*рефлекс

17. На картинной плоскости верхняя часть крыши дома будет видна, если находится … линии горизонта

*на

*ниже

*выше

18. Для передачи удаленности предмета от зрителя с помощью тона следует … тон *предмета

усилить

*не изменять

*ослабить

19. Скетч в переводе с английского языка переводится как «…»

*серия работ

*станковое искусство

*быстрый рисунок

*живописное произведение

20. Художественный материал, используемый в работе Якоба Йорданса «Голова пожилой женщины» (см. ниже), – …

*сангина

*сепия

*уголь

*карандаш

21. Неверно, что существует такое правило перспективы, согласно которому …

*точка схода должна располагаться внутри картинной плоскости

*по мере удаления от зрителя предметы кажутся меньше

*при удалении от зрителя темные предметы кажутся светлее, а светлые – темнее

22. Пример положительного использования штриховки в скетче – …

*штриховка без подчеркивания объема

*механическая штриховка

*распределение света и тени на поверхности предмета

23. Преимуществом пера перед шариковой ручкой является …

*изменяемая толщина линии

*возможность работать в различных техниках

*изменяемая насыщенность цвета

24. В графике основными изобразительными средствами считаются …

*свойства изобразительной поверхности и тональные отношения линий, штрихов и пятен

*построение объема, пластическая разработка, расположение фигуры в пространстве

*цвет, рисунок, композиция, а также фактура красочной поверхности и выразительность мазков

25. Главное выразительное средство графики – …

*линия

*рисунок

*черная ручка

*скетч

26. Разница между food-скетчем и станковой графикой в жанре натюрморт – в …

длительности выполнения работы

используемых материалах

сюжете

27. Говоря о светотени, можно утверждать, что …

*в тени предмета преобладают теплые оттенки при естественном освещении и холодные – при искусственном освещении

тень и свет всегда имеют четко очерченные границы

*блики на любых поверхностях одинаковы

28. Установите верный порядок действий при работе над графическим пейзажем:

1соблюдая законы перспективы, намечаем рисунок

2выбираем формат листа, продумываем композицию

3добавляем мелкие детали

4выполняем основной рисунок

29. Распространенная ошибка при использовании технических приемов в рисунке – когда …

*не используется механическая штриховка

*используется линия, тон, штриховка

*штрихи идут не по форме предмета

30. Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, – это …

*Колорит

*канон

*пропорции

*композиция

31. Установите соответствие между видами перспективы и их графическими примерами:

A. 1

B. 2

C. 3

D. Фронтальная перспектива

E. Вертикальная перспектива

F. Угловая перспектива

32. Закон подчиненности …

*требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы

*гласит, что произведение искусства должно выглядеть как единое и неделимое целое

*определяет воздействие «рамы» на изображение

33. Стилизованное изображение приведено в примере …

1

2

3

34. Для передачи линией важности предмета на рисунке следует …

*ослабить нажим карандаша, сделать линию тоньше

*усилить нажим на карандаш, сделать линию шире

*не менять линию и нажим карандаша

35. . Для создания эффекта расстояния в перспективном рисунке …

*ближний объект намечают более тонкими линиями, чем дальний

*ближний объект изображают наиболее интенсивными, яркими линиями

*дальнему объекту придают больший размер, нежели ближнему

*дальний объект не выделяют ни размером, ни рисунком

36. Правильное название точки, изображенной на линии горизонта (см. рисунок ниже), – …

*точка схода

*горизонтальная точка

*перспективная точка

37. Для работы над скетчами нерационально использовать …

*бумагу для печати

*пастельную бумагу

*акварельную бумагу

*грунтованный холст

38. Food-скетч относится к такому жанру изобразительного искусства, как …

*натюрморт

*портрет

*анималистический жанр

*маринистический жанр

39. Изображая оранжевый апельсин на синей скатерти, используют закон …

*целостности

*цветовых контрастов

*равновесия

*единства

40. Распространенная ошибка при изображении рефлекса – когда …

*его делают светлее освещенной части

*его изображают на боковой части предмета

*рефлекс передает яркие оттенки окружающих предметов

Понятие терминов тень, светотень, рефлекс, блик. Как наложить тени на рисунок правильно

Дата публикации: 04.01.2017

Чтобы рисунок выглядел более реалистичным, мы делаем тени, тем самым создаем ему объем.

Понятие терминов свет, тень, светотень, рефлекс, полутон и блик

Свет — самая светлая часть рисунка. Без него нельзя придать объекту объем, так как мы видим формы предмета только при хорошем освещении.

Тень — неосвещенная часть предмета. Тень на неосвещенной стороне предмета называется собственной, а отбрасываемая тень называется падающей.Собственная тень всегда темнее, чем падающая.

Светотень – это переход от светлого участка объекта к темному.

Рефлекс – отражение того, что окружает предмет на рисунке. Рефлекс всегда будет темнее полутонов и светлее тени, так как это ее часть.

Полутон — плавный переход от света к тени без видимых границ. Он есть только там, где лучи солнца падают на предмет только под определенным углом.

Блик — светлая часть зеркального объекта. На рисунке оно часто выглядит как белое пятно, отражающее от себя солнечные лучи.

На рисунке детально показаны блик, светотень, тень и рефлекс

На рисунке детально показаны блик, светотень, тень и рефлекс

От чего зависит тень?

Степень освещенности предмета зависит от освещения в комнате, угла падения лучей и источника света, расстояния между предметом и источником света. Существует естественное и искусственное освещение. Естественное освещение — это свет от солнечных лучей, а искусственное — это свет от источников света, сделанных человеком. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность предмета и наоборот. Свет и тени на переднем плане должны быть контрастнее, так как более заметны. Плоскости, которые направлены к свету, самые яркие.

Как правильно затенить объект

Для начала надо правильно понять форму, которую нам необходимо затенить. Более сложные объекты, такие как человек, природа или вещи построены из самых легких форм предмета – сферы, цилиндра и куба.

Итак, для начала выбираем карандаш. Тени лучше всего рисовать карандашами 8b. Лучше всего иметь простые карандаши разной твердости, чтобы рисунок получался более объемным.

Следующий шаг: надо заточить карандаш. Лучше всего это делать канцелярским ножом, так как грифель получается длиннее и тоньше.

Далее делаем набросок нашего объекта, который мы будем затенять. Слегка нажимая на карандаш, вырисовываем очертания объекта. Лучше рисовать с натуры, видя предмет своими глазами, так легче определить тень. Поставьте предмет перед собой и включите свет, и вы увидите, что он отбрасывает тень, которую впоследствии вы перенесете на рисунок.

Затем определите источник света, чтобы наметить, где будет тень предмета.

На рисунке показаны тени на обычном предмете – кувшине

На рисунке показаны тени на обычном предмете – кувшине

Штрихи

Штрихи – прерывистые линии, помогающие затенить объект на рисунке.

Выберите способ штриховки, который вам удобен. Существуют три вида штриховки : прямая, круговая и крестовая. Прямая штриховка рисуется параллельными линиями и отлично подходит для таких объектов, как волосы, платья и так далее.

Круговая штриховка делается с помощью кругов разного размера и разной силы нажима. Это позволяет создать более реалистичный объект.

Крестовая штриховка делается с помощью крестообразных линий, которые позволяют придать более темную тень вашему объекту на рисунке.

Всегда держите карандаш как можно более горизонтально, чтобы тени были натуральными.

Я вам предлагаю на отдельном листке попробовать все виды штриховки и выбрать более удобный для вас.

Переходим к самому главному- штриховке. На объект накладываете сначала один слой штриховки, рядом с ним рисуете другой слой, чтобы наши два слоя не пересекались. Если они пересекутся, то образуется темное место, от которого в процессе работы сложно избавиться. После того, как вы наложили первые слои теней, в промежутках между слоями накладываете второй слой, но штриховка должна быть другая, то есть надо изменить наклон штрихов. Затем сверху, там где надо, накладываете третий, четвертый, пятый и последующие слои штрихов.

На рисунке показано как отбрасывается тень на лице человека под различными углами

На рисунке показано как отбрасывается тень на лице человека под различными углами

Растушевка теней

Теперь, когда штриховка сделана – надо растушевать линии. Пальцами это делать не надо. Для этого можете взять ткань, кусок бумаги и аккуратно, плавными движениями, сильно не нажимая, разотрите карандаш. Затем посмотрите на ваш рисунок. Если нравится – то хорошо, а если же нет – то приступаем к следующему шагу.

Исправляем ошибки

Самая распространенная ошибка – неправильно определена тень, блик и так далее. Для исправления еще раз проверьте, в том ли месте у вас тень и видно ли блик и рефлекс. Контуры между светлыми и темными местами не должны быть четкими. Если же образовались темные стыки между слоями штриховки, возьмите ластик и аккуратно прикоснитесь к темному месту. Повторяйте этот шаг нужное количество раз.

С первого раза ни у кого не получается. Вы должны стремиться к совершенству, идти к своей мечте. Помните, что даже самые великие и известные художники не сразу начали рисовать картины, а начинали с простых вещей, которые, возможно, учитесь рисовать вы.

Начать объяснение надо с определения, что такое рефлекс в живописи и рисунке?

Термин «рефлекс» означает эффект отражённого света, появляющийся тогда, когда на предмет или его часть падает свет (отсвет), в свою очередь, отражённый от окружающих [этот предмет] объектов.

tutorial__reflexes-3
Как рисовать рефлексы
  • Если проще: РЕФЛЕКС – свет, который отразился от чего-либо и попал на объект со стороны тени.
  • Если ещё проще: РЕФЛЕКС – СВЕТ В ТЕНИ.

Если вы делаете хоть сколько-нибудь реалистичное изображение, хотите, чтобы ваш рисунок ожил, работать над рефлексами придётся. Они обязательны для передачи как объёма предметов, так и освещённости.

________________________________________________________

ПРИМЕЧАНИЕ:

Есть случаи, когда рефлексы намеренно не отрисовываются: это определённые стилизации на упрощение. Вот, типичная картинка, на которой нет объёма, она плоская и всё, что на ней изображено, плоское; нарисовано простыми одноцветными плашками.

Как рисовать рефлексы

Раз там нет объёма, то и рефлексы, соответственно, не используются.

________________________________________________________

Если же вы хотите, чтобы ваш рисунок «ожил», а предметы были правдоподобны и объёмны, вы должны рисовать рефлексы.

На примере постановочной композиции из геометрических фигур наглядно видно, в каких случаях рефлексы рисуются:

1. В тени, если объект должен закругляться.

2. В тени на части объекта, которая удаляется от вас (на данном рисунке это пирамида), если объект плоскостной.

3. Цветной рефлекс рисуется в тени объекта, со стороны действия цветного света.

tutorial__reflexes-1


А теперь разберём фрагмент цветной работы FIB by Fetasy (fetasy.deviantart.com) и проанализируем его.

tutorial__reflexes-2

  • Рефлексы на ногах визуально скругляют их, поэтому они не смотрятся плоскими. Свет отражается от юбки и попадает на ноги со стороны тени.
  • Рефлексы на лице и шее создают пространство между кожей и волосами, тем самым картинка становится глубже. Свет отражается от волос.
  • Но не хватает небольшого рефлекса на голове (на макушке). Рассеянный свет, который обволакивает персонажа со всех сторон, в том числе и со стороны тени.

И обратимся к ещё одному показательному образцу — фрагменту работы It’not mylast sunset by Risoluce (risoluce.deviantart.com)

tutorial__reflexes-3

  • Рефлекс на ногах, руке и торсе, банте на юбке (более размытый, так как он дальше), под лентами банта (на груди).
  • Также падающая тень от юбки на ноги растворяется в собственной тени* самих ног, что закругляет их ещё больше. Также падающая тень** от юбки на ноги высветляется в глубине, что тоже является рефлексом, который создаёт глубину изображения.
  • Такой незначительный рефлекс, как под бантом на груди, тоже создаёт глубину изображения, а растворение падающей тени от него на грудь позволяет чётче понять, что бант ближе к нам, чем торс.
  • Заодно можно отметить, что падающие тени на свету всегда ярче и темнее по краям. В середине обычно рефлекс. Но когда падающая тень попадает в зону собственной тени, она становится более блёклой и часто растворяется (не касается крупных падающих и мелких собственных теней).

* — Собственная тень – это тень, которая образуется на самом объекте

** — Падающая тень – это тень, которая падает от одного объекта на другой

Автор урока Carrota (deviantart.com)


  http://risoval-ko.ru/teoriya-2/refleks/

Похожие статьи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Расстегивается замок на куртке как исправить
  • Распространение ошибок вычислительного процесса
  • Рассохся дсп как исправить
  • Расправляемые паруса сильным ветром ожили исправить ошибки
  • Рассохлись деревянные полы как исправить