На чтение 12 мин Просмотров 4.9к. Опубликовано 18.06.2022
⭐⭐⭐⭐⭐ «Обелиск» менее 1 минуты и подробно за 8 минут.
Очень краткий пересказ повести «Обелиск»
Рассказчик отправляется на похороны знакомого белорусского сельского учителя. На поминках он узнаёт из уст очевидца событий 1942-го года историю подвига Алеся Ивановича Мороза и его нескольких учеников. Во время войны школьники совершили покушение на полицая, за что и они, и их учитель были повешены немцами. В живых остался только Павел Миклашевич, который продолжил дело своего учителя и воспитывал детей до последнего вздоха. Он же добился установки возле деревни Сельцы обелиска в память своим погибшим товарищам.
Главные герои и их характеристика:
- Рассказчик – журналист, пересказывающий историю учителя из посёлка Сельцы со слов попутчика. Повествование ведется от его лица.
- Алесь Иванович Мороз – учитель в деревушке Сельцы, погибший в военные годы. Прихрамывал, но был плечист и располагал к себе, глядя в глаза смело и уверенно. Человек с большой буквы, преданный своему делу. Посвятил жизнь обучению детей не столько грамоте, сколько умению слышать собственную совесть, любви к ближнему, заботе о тех, кто слабее. Был примером своим ученикам. Погиб, чтобы в трудную минуту поддержать их, не оставить наедине со смертью.
- Тимофей Титович Ткачук – грузный пенсионер с орденами на груди, с которым рассказчик познакомился на поминках Миклашевича. До войны заведовал образованием в районе. В войну был партизаном, лично был знаком и с Миклашевичем, и с его учителем Морозом. По дороге в город рассказал историю Алеся Ивановича Мороза и его учеников. Терпеть не мог несправедливости. Нервничал и взрывался, если кто-то без должного почтения говорил о Морозе. Болезненно относился к тому, что в Сельцах старались забыть о существовании и заслугах учителя.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Павел Иванович Миклашевич – сельский учитель, на похороны которого отправился рассказчик. В подростковом возрасте состоял в группе ребят, преданных Морозу. Жил у учителя, отказываясь возвращаться к отцу, который его часто бил. На момент покушения на Каина Павлу шёл пятнадцатый год. Единственный из организаторов покушения, кому удалось выжить. Продолжил дело своего учителя. Много болел, так как ранение, полученное при побеге, спровоцировало развитие туберкулёза, но учил детей до последнего вздоха. Своими силами поднял историю партизан в родных краях. Благодаря ему возле Сельцов стоит обелиск с именами школьников, безвременно погибших в 1942 году от рук фашистов.
- Пани Ядя – пожилая учительница, старая дева, работала в одной школе с Морозом. Тоненькая, невысокая, очень воспитанная дама.
- Коля Бородич – около 18-ти лет, самый преданный из воспитанников Мороза. Был старшим в группе учеников сельского учителя. Стал зачинщиком покушения на полицая Каина.
- Ксендзов – молодой заведующий районом, который вступил в спор с Ткачуком на поминках, когда речь зашла об учителе Миклашевича. Он считал неуместным вспоминать Мороза за поминальным столом.
- Тётка Ядвига – вдова с тремя детьми, приютившая в самом начале войны Ткачука и его товарищей.
- Василь Усолец – знакомый Ткачука, отказавший ему в ночлеге, когда тот уходил в партизаны.
- Майор Селезнёв – своенравный, решительный мужчина, главным в отряде партизан.
- Сивак – районный прокурор.
- Витька – паренек из Будиловичей, вступившийся за девушку против троих хулиганов. Выяснилось, что до пятого класса он учился у Миклашевича.
- Владимир Лавченя – полицай в Сельцах. Несмотря на то, что работал на немцев, оказался неплохим мужиком, много чем помог партизанам. Предупредил Мороза, чтобы тот бежал, когда Каин схватил его учеников.
- Каин – ещё один полицай в Сельцах. Фамилии его Ткачук не помнил. А прозвище такое селянин получил за то, что много плохого сделал своим. Командиров раненых нашел и расстрелял, сжёг дом связного партизан и убил всех его родных, Мороза и его ребят погубил.
- Ульяна – смелая, боевая девушка из деревни Сельцы, помогала партизанам во время войны. Была расстреляна немцами.
- Тимка и Остап Кажаны – братья, воспитанники Мороза.
- Смурный Николай – самый младший из преданной группы ребят Мороза.
- Смурный Андрей – парнишка-воспитанник Мороза, состоял в небольшой группе ребят, решившихся поквитаться с Каином.
- Миклашевич-старший – отец Павла. После смерти матери мальчика женился вновь. Бил мальчишку нещадно, но, когда Павлика нашли еле живым, выходил ребенка.
- Антон Одноглазый – сосед бабки, которая обнаружила в канаве чуть живого Павлика. Отвёз мальчишку к отцу.
Краткое содержание повести «Сотников» подробно
Рассказчик, возвращаясь из командировки, встретил на улице коллегу, который сообщил ему о смерти сельского учителя Павла Ивановича Миклашевича. Два года журналист не мог найти времени, чтобы посетить Сельцо, где жил и работал этот учитель, чтобы помочь ему в каком-то запутанном деле. Об этом деле Миклашевич заговорил с ним в день, когда они виделись в первый и последний раз, на перерыве, во время учительской конференции.
Учитель искал что-то в истории партизанской войны. Его хлопотами в Сельце уже стоял памятник школьникам, безвременно погибших от рук фашистских захватчиков в 1942-м году. Оставалось значит что-то ещё. И Миклашевич просил помощи, а рассказчик с ней опоздал. Ему стало не по себе: прежние причины, отвлекающие его от поездки в Сельцо, теперь показались неуважительными, и, словно заглаживая вину, он поспешил отправиться на похороны учителя.
Успел он только к поминкам, где познакомился с пенсионером Тимофеем Титовичем Ткачуком, который, как показалось остальным присутствующим, неуместно заговорил за поминальным столом о Алесе Ивановиче Морозе, бывшем учителе покойного. В помещении образовалась напряженная атмосфера. Ткачук засобирался домой в город, рассказчик присоединился к нему. Автобуса не было, мужчины пошли пешком, надеясь поймать попутку.
Они дошли да развилки, где был установлен тот самый памятник: скромный бетонный обелиск чуть выше человеческого роста, где на чёрной металлической табличке были выбиты пять имён. Сверху над ними белой краской кто-то дописал новое имя: Мороз А.И. Об этом человеке и поведал Ткачук рассказчику, пока они добирались до города.
Ткачук Тимофей Титович в районе был заведующим и занимался вопросами образования, в Сельцах тогда работали учителями Алесь Иванович Мороз и пани Ядя. Мороз был начинающим учителем с собственным мнением о том, каким должно быть воспитание детей. Пани казалось, что он опускается до панибратства с учениками и не умеет удержать дисциплину. Но, как в этом убедился Ткачук лично, он просто делал упор на воспитании в детях чувства собственного достоинства, ответственности, веры в справедливость и сострадания к ближнему. И сам был всегда для своих подопечных главным примером. Дети обожали своего учителя.
Мороз даже спас мальчика по имени Павлик от собственного отца, который часто распускал руки. Он приютил его у себя дома и добился, чтобы ребенок оставался у него на попечении. Павлик – это и был будущий учитель в Сельцах, Павел Иванович Миклашевич.
Среди учеников Мороза выделялся Коля Бородич, он, даже окончив четырехлетку, продолжал держался возле любимого учителя, который как-то выручил парня. Коля «напакостил» в храме, осквернил алтарь, дело дошло до прокуратуры, а учитель вступился за него, объяснив его некрасивый поступок своим неверным воспитанием. С тех пор относиться в Сельцах к Морозу стали с особой теплотой.
Рассказ Ткачука прервался, так как на дороге показалась одинокая повозка. Лошадь шла порожняком, возница согласился подбросить мужчин до деревни Будиловичи, от которой до города ходил автобус. Оказалось, возница был знаком с Миклашевичем, лежали в одной больнице. Новый попутчик рассказал, что недавно один парнишка из Будиловичей, Витька вступился за девушку, сильно пострадал, так как не побоялся, против троих выступил. Выяснилось, что в начальных классах мальчишка учился в Сельцах, у Миклашевича, умел учитель правильно воспитывать своих подопечных. Затем Ткачук продолжил свой рассказ.
Началась война. Уже на третий день Сельцы захватили фашисты. Многие жители прогнулись под гнётом и даже пополнили ряды полицаев. Ткачук подался в партизаны, про Мороза узнал, что тот продолжает учить детей с разрешения немцев. Был момент, когда Тимофей Титович засомневался в учителе, но личная встреча расставила всё на свои места. Мороз не только продолжал направлять, оберегать от фашистской пропаганды и учить уму-разуму молодёжь, но и служил связным с внешним миром для партизан. Единственный на всё село приёмник был у него, селяне принесли. С помощью его местные жители и партизаны узнавали новости о продвижениях на фронте.
Учителя невзлюбил, так как подозревал в пособничестве партизанам, один полицай по прозвищу Каин. С его подачи в конце зимы полиция нагрянула в школу во время занятий с проверкой. Немцы обыскали всё, вплоть до сумок детей, учинили двухчасовой допрос учителю, но ничего не нашли и не выяснили.
Ученики Мороза задумали избавиться от Каина. Учитель им такого риска брать на себя не позволил. Прознав про то, что мальчишки на полицая зуб точат, Мороз строго запретил им к Каину даже приближаться. Но ребята всё же придумали план мести. В их числе был Павел Иванович Миклашевич, тогда ещё Павлик. А ещё Коля Бородич, братья Тимка и Остап Кожаны, Смурный Николай и Смурный Андрей, однофамильцы. Их имена позже напишут на обелиске. Один только Миклашевич жив остался после того случая.
Подстерегли Каина, когда тот ехал из отцовского хутора в Сельцо. Дорога шла через мостик, мальчишки подпилили столбы, чтобы машина ушла под мост. Каин ехал не один, а с двумя полицаями и немцем. После обвала моста, погиб только немец, его придавило кузовом. Остальные обошлись испугом да ушибами. Не мог Каин оставить покушение без наказания, быстро вычислил ребят и учителя бы тоже прихватил, но его предупредил другой полицай — Лавченя. Мороз ушёл к партизанам.
Дня через три к партизанам пришла связная Ульяна. Приходить в штаб ей можно было только в самом крайнем случае. Немцы объявили ультиматум сельчанам: требовали Мороза в обмен на жизни его учеников. Абсолютно всем было ясно, что фашисты, захватив учителя, не отпустят мальчишек, но Мороз ушёл и сдался. Добровольно сдаться в плен – хуже греха не придумаешь, но учитель не мог оставить своих ребят. Только это мог понять не каждый.
Здесь рассказ Ткачука оборвался, подъехали к Будиловичам. До автобуса время ещё было, попутчики зашли в небольшое кафе, чтобы выпить. Рассказчику хотелось узнать, чем закончилась история.
Мороз сдался. Его посадили к ребятам в амбар. После пыток и избиений всех семерых повели в другое место, задержанные и селяне были уверены – на смерть ведут. Шли измученные пленники молча, парами, со связанными руками, первыми поставили учителя и Павла. Возле того самого моста Мороз тихонько спросил Павлика, сможет ли тот бежать, и велел броситься в кусты, как только он крикнет. Павлик продолжал молчать, но в душе его загорелась надежда. Он стал ждать. Когда Мороз крикнул, паренёк рванул зайцем через кусты в лес. Немцы подстрелили его в спину, выволокли на дорогу и избили учителя. Павлик казался мёртвым, но Каин для уверенности ударил мальчишку по голове прикладом и столкнул в канаву с водой. Полуживого Павлика нашла бабка. Позвала соседа Антона Одноглазого, а он сообщил отцу Павла. Хоть и не ладилось до того у них, отец долго прятал и лечил сына, поставил на ноги.
Остальных продержали в новом месте пять дней, избили до неузнаваемости и повесили в воскресенье, в первый день Пасхи.
Вот так и выжил чудом будущий учитель Миклашевич. Здоровье только было навсегда потеряно, болел он до самой смерти.
К поступку Мороза относились по-разному, мало кто одобрял. Ткачук же настаивал, что он был героем.
На автобус мужчины опоздали, но их подобрал знакомый Ткачука на «газике». В кабине вновь разгорелся спор о Морозе. Тимофей Титович как личное оскорбление принимал неодобрительные высказывания об учителе, он искренне считал, что имя этого героя несправедливо забыто. И до конца жизни обещал рассказывать всем, кто такой был Мороз на самом деле.
Кратко об истории создания произведения
Повесть «Обелиск» увидела свет в 1971 году. Василь Быков посвяти её «малозаметным» подвигам военного времени, поднял в ней важные вопросы памяти, которую нельзя предать во имя мирного будущего. В том числе и за это произведение автор был награждён Государственной премией СССР. В 1976-м году по сюжету повести был снят одноименный художественный фильм, в написании сценария к которому Василь Быков принимал непосредственное участие.
Повесть «Обелиск» Быкова была написана в 1971 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Обелиска» по главам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы.
Это произведение посвящено военной тематике, в частности, тем незначительным, на первый взгляд, подвигам, из которых и была соткана великая победа в Великой Отечественной войне.
Содержание
- Основные персонажи повести
- Быков «Обелиск» очень кратко
- Короткий пересказ «Обелиск» Быкова
- Содержание «Обелиск» с цитатами
- Видео краткое содержание Обелиск
Основные персонажи повести
Главный герой:
- Алесь Иванович Мороз – сельский учитель, честный, справедливый, преданный своему делу.
Другие персонажи:
- Тимофей Титович Ткачук – пенсионер, который до войны работал заврайоно, а после – служил в партизанском отряде.
- Павел Иванович Миклашевич – сельский ученик, воспитанник Мороза, благодаря которому он остался в живых.
- Коля Бородич – шестнадцатилетний подросток, самый старший и самый преданный своему учителю подросток.
- Рассказчик – журналист, поведавший историю сельского учителя Мороза.
Быков «Обелиск» очень кратко
Краткое содержание «Обелиск» для читательского дневника:
Герой произведения узнает о смерти Павла Миклашевича – школьного учителя из деревни Сельцо, к которому рассказчик давно собирался приехать. Решает отложить все дела и съездить на похороны. Ученики очень любили Миклашевича, а жители села отзывались о нем с большим трепетом и уважением.
По приезде в деревню, герой приходит на поминки, где жители вспоминают его как хорошего учителя и отличного коммуниста. Но внезапно слово берет Ткачук – бывший учитель в той же школе, в которой работал Миклашевич. Он выражает своё недовольство и предлагает вспомнить Мороза, но никто не поддерживает Ткачука.
Он, а следом и рассказчик, удаляется. Решив ловить попутки до города вместе, журналист просит Ткачука поведать историю об этом Морозе, что бывший учитель и делает.
Ткачук повествует о том, что Мороз был учителем, который всеми силами заботился и оберегал своих подопечных. Он провожал их до дома в темное время суток и даже купил ботинки сестрам-близняшкам; поселил у себя ученика, который потом оказывается Миклашевичем. Мороз хотел не столько вбить знания в умы своих подопечных, сколько сделать их них настоящих людей.
Потом началась война. Через некоторое время белорусскую деревню захватили немцы, а Ткачуку пришлось вступить к партизанам. В это же время, Мороз не переставал приглядывать за детьми и обучать их, он активно помогал партизанскому движению.
Время шло, всё больше людей начали переходить на сторону немцев и вступать в должность полицаев. Одним из таких людей местный сельчанин, который получил прозвище Каин. Он заподозрил Мороза в связи с партизанами и устроили обыск в школе.
Несмотря на то, что допросы не дали никаких результатов, некоторые из учеников решили отомстить переметнувшемуся обидчику, среди них был и Миклашевич. Молодые ребята решили подпилить опоры моста, по которому ехал Каин с другими полицаями и немцами.
Диверсия удалась, один их «белых повязок» умер, но кто-то из выживших сумел разглядеть фигуры детей в кустах. Через час вся деревня уже знала, что произошло.
Ровно в полночь у двери Мороза послышались шаги, а затем и стук. В дверях стоял полицай, который сообщил учителю, что всех его учеников, причастных к происшествию схватили.
Через пару дней партизанам пришло сообщение, что немцы хотят обменять учеников на Мороза, а нет – хлопцев повесят. Несмотря на разногласия, учитель все же сдается немцам, но те не отпускают учеников. Во время перевода пленных через мост, удается сбежать только Миклашевичу, остальных вешают.
Героических подвиг Мороза, который не мог поступиться собственных принципов, стал забываться и смешиваться с ложью, и все жители начали считать его человеком, сдавшимся в плен, а в честь молодых ребят, действовавших опрометчиво, был поставлен обелиск.
Этот пересказ можно использовать для читательского дневника.
Короткий пересказ «Обелиск» Быкова
Василь Быков Обелиск краткое содержание:
Данное произведение автора посвящено военной тематике, как и остальные другие его труды.
Повесть с первых строчек знакомит нас с журналистом, посетившим деревню Сельцо. Он узнает от одного из жителей о кончине педагога Миклашевича.
Давно он был знаком с этим человеком. Когда- то на одной конференции Миклашевич попросил помощи в одно деле. В годы войны он работал на партизан. Фашисты зверски расправились с его друзьями. Они вместе учились в школе, и вот враги их уничтожили. Учитель много ходил по инстанциям и ходатайствовал, чтобы поставили им памятник. И его просьбу выполнили.
Когда журналист прибыл в деревню, он тот час направился в образовательное учреждение. Ему сразу же показали, где проходили поминки. Много слов было сказано о том, как советские люди победили в суровой войне, какие в стране происходят достижения, но никто не обмолвился о покойном.
И тогда бывший преподаватель Ткачук сильно возмутился, что даже ушел с поминального обеда, а журналист направляется к обелиску. Там был и Ткачук. Памятник был ухожен, и на нем аккуратно было написана фамилия – Мороз. Тут ветеран и рассказал корреспонденту историю про Миклашевича.
В 1939 году Тимофей Титович был руководителем районо, а Мороз преподавал в этом селе. Здесь же проживала одна полька, которая писала постоянно жалобы на учителя за то, что он неправильно воспитывает детей. Но Алесь Иванович помогал детям освоить программу на белорусском языке и содержал школу в порядке. Так что у него можно было многому научиться.
Учитель проявлял большую заботу о детях. Однажды в сильный мороз он пошел провожать домой двух учениц, а потом купил им обувь, чтобы они могли регулярно посещать занятия, ведь семья это была очень бедная.
Но вскоре война нарушила все планы образовательной деятельности. Гитлеровцы с первых дней были уже в их селе. Педагоги ушли в отряд к Селезневу, стали готовиться к обороне. И вот Ткачук и Сивак отправились разведать, что происходит в деревне. И были удивлены тем, что мороз продолжал вести занятия в школе.
Ночью педагог встретился тайно со своими односельчанами и сказал им, что он остался в деревне, потому что боится за детишек. Ему будет удобнее находиться здесь, наблюдать за происходящим и все докладывать в отряд.
Первоначально все шло гладко, Алесь Иванович помогал, как мог. Но в один из дней, выслушав донос от полицая Лавченя, предателя Родины, на педагога фашисты прибыли в школу. Они разгромили все, и обыскали ребят. Потом они устроили допрос Морозу.
После всего это ученики приняли решение убить полицая. Они подрезали столбы у моста, и проезжавшая машина с гитлеровцами и полицаем рухнула в воду.
Миклашевич все рассказал педагогу о происшествии, и он, конечно, не одобрил их поступок. А потом всех ребят схватили. Фашисты требовали, чтобы ученики выдали, где находится их учитель. Алесь Иванович пришел сам к ним.
И хотя немцы обещали мальчишек отпустить, слово они свое не сдержали. Всех их сильно пытали, а потом расстреляли. Мороза забили насмерть. А Павлу Милашевичу удалось бежать, хотя, и ранен он был тяжело в грудь.
После войны никто не считал, что Мороз совершил героический поступок, однако, Милашевич доказал обратное. В последнее время, конечно, он сильно болел, дала знать его старая рана, да и сердце пошаливало. Но он смог напомнить людям, что в их селе жил человек, который немало сделал в освобождении страны от немецких захватчиков.
Повесть учит нас тому, что когда придется сделать какой-то важный шаг в своей жизни, нужно уметь сделать выбор между честью и бесчестием, и поступить так, как подсказывает твоя совесть.
Содержание «Обелиск» с цитатами
Рассказчик, встретив «на улице знакомого, давнишнего товарища по работе», узнал о смерти учителя Миклашевича, жителя белорусской деревни Сельцо. Он уже два года собирался навестить своего хорошего знакомого, но все время находились какие-то неотложные дела, мешавшие этой поездке. Теперь герой торопился на похороны.
Павел Иванович Миклашевич был «обыкновенным сельским учителем»: не лучше и не хуже многих своих коллег. Он «пережил трагедию во время войны и чудом спасся от смерти», также он был очень болен, но никогда никому не жаловался.
Приехав в Сельцо, рассказчик узнал, что Миклашевич, несмотря на серьезную болезнь, работал до последнего дня. На его поминках он познакомился с пенсионером Тимофеем Титовичем Ткачуком, который в прошлом учительствовал в Сельце.
Возвращаясь домой, рассказчик со своим новым знакомым дошел до небольшого, но очень ухоженного обелиска, на котором висела «черная металлическая табличка с пятью именами школьников», совершивших подвиг. Они разговорились, и герой узнал от бывшего учителя историю Миклашевича.
Перед войной Тимофей Титович «работал в районе заведующим», а в местной школе преподавал Мороз и одна пожилая полька – «Подгайская, пани Ядя». Она регулярно жаловалась Ткачуку на молодого учителя, который «не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата».
При случае Тимофей Титович заглянул в сельскую школу и остался очень доволен: учитель содержал школу в полном порядке, заботился об учениках и имел прогрессивные взгляды на систему образования.
Алесь Иванович прививал своим подопечным чувство собственного достоинства, учил их справедливости, состраданию к ближним. Он не просто внушал им прописные истины, но и сам служил наглядным примером достойного во всех отношениях человека.
Однажды Тимофей Титович узнал, что Мороз приютил у себя парнишку, которого часто избивал отец. Им оказался «Павлик, Павел Иванович, будущий товарищ Миклашевич». Вскоре Ткачука вызвал к себе прокурор и приказал отправиться к Морозу в сопровождении милиционера и вернуть мальчика отцу.
Миклашевич-старший с силой отобрал ребенка у учителя и, не стесняясь многочисленных свидетелей, стал бить его кожаным ремнем. Не выдержав, Мороз заступился за беспомощного ученика. Вскоре он добился суда, и Миклашевича-старшего лишили родительских прав.
Среди старших учеников деревенской школы особенно выделялся Коля Бородич – «приметный парень, упрямого, молчаливого характера», который очень любил своего учителя. Однажды Алесь Иванович взял на себя вину за совершенное Колей хулиганство, и с тех пор жители со всей округи стали «смотреть на Мороза как на какого-то своего заступника».
«Нежданно-негаданно, как гром среди ясного дня» обрушилась война. Уже на третий день белорусское село оказалось во власти фашистов. Многие жители лояльно отнеслись к их приходу, и некоторые даже устроились при новой власти полицаями.
Интересуясь судьбами жителей Сельца, Ткачук был немало удивлен, когда узнал, что Мороз остался в деревне, собрал всех ребятишек и «с разрешения немецких властей» продолжил их обучение. Тимофей Титович засомневался было в учителе, но при личной встрече понял, что он не предатель, а «честный, хороший человек», который в первую очередь печется о детях.
Когда Морозу удалось чудом раздобыть радиоприемник, он стал «два раза в неделю передавал сводки в отряд». Поначалу все шло хорошо, и Алесь Иванович помогал советским бойцам, как мог.
Но однажды на него донес местный полицай, и в школе появились фашисты. Они обыскали школу, учеников, провели допрос Морозу: «часа два по разным вопросам гоняли», но все обошлось.
После этого происшествия ученики во главе с Колей Бородичем решили убить полицая. Подрезав опоры моста, они устроили так, что машина с немецким офицером и полицаем рухнула в воду. Предстоящую операцию мальчики держали в тайне даже от любимого учителя. Не выдержал только маленький Павлик Миклашевич, который все ему рассказал.
Фашисты быстро догадались, чьих это рук дело, и схватили всех ребят. Они грозились, что всех их повесят, если учитель не явится к коменданту. Алесь Иванович тут же отправился к фашистам, надеясь, что они сдержат свое обещание и отпустят на свободу мальчишек. Однако они не сдержали обещания: детей нещадно избивали, пытали, вытягивая из них нужные сведения.
Когда Мороза и ребят повели к месту казни, «сбежалась вся деревня». По дороге учителю удалось отвлечь внимание конвоя и тем самым дать шанс спастись самому младшему – Павлику Миклашевичу.
Мальчика ранили в грудь – он «не шевелился и выглядел совсем мертвым». Полицай ударил его прикладом по голове и «спихнул в канаву с водой».
Павлику повезло: ночью его отыскала одна бабка и отправила к отцу, который, несмотря на свой суровый нрав, выходил сына.
Вот только огнестрельная рана и долгое лежание в холодной воде сделали свое черное дело, и Павлик заболел туберкулезом. Он «почти каждый год в больницах лечился, все курорты объездил», но ничего не помогало. Умер же он от того, что «сдало сердце».
После окончания войны о подвиге Мороза попросту забыли, ведь он не убил ни одного немца, к тому же добровольно отправился в плен к врагу. И только спустя много лет имя сельского учителя было реабилитировано в глазах общества.
Заключение
Книга Василя Быкова учит тому, что в момент сложного жизненного выбора нужно ориентироваться прежде всего на голос собственной совести. Только в этом случае выбор будет единственно правильным.
Видео краткое содержание Обелиск
В конце тёплого октябрьского дня, когда «урожай уже выращен, а природа полнилась покоем погожей осени», сорокалетний журналист одной из районных газет Гродненской области, встретив на улице знакомого, узнал, что два дня назад умер ещё молодой (36 лет!) учитель Миклашевич из села Сельцо…
Предыдущая
Краткое содержаниеКраткое содержание «Последний дюйм» Олдриджа
Следующая
Краткое содержаниеКраткое содержание «Коварство и Любовь» Шиллера
За два долгих года я так и не выбрал времени съездить в ту не очень и далекую от города сельскую школу. Сколько раз думал об этом, но все откладывал: зимой — пока ослабнут морозы или утихнет метель, весной — пока подсохнет да потеплеет; летом же, когда было и сухо и тепло, все мысли занимал отпуск и связанные с ним хлопоты ради какого-то месяца на тесном, жарком, перенаселенном юге. Кроме того, думал: подъеду, когда станет свободней с работой, с разными домашними заботами. И, как это бывает и жизни, дооткладывался до того, что стало поздно собираться в гости — пришло время ехать на похороны.
Узнал об этом также не вовремя: возвращаясь из командировки, встретил на улице знакомого, давнишнего товарища по работе. Немного поговорив о том о сем и обменявшись несколькими шутливыми фразами, уже распрощались, как вдруг, будто вспомнив что-то, товарищ остановился.
— Слыхал, Миклашевич умер? Тот, что в Сельце учителем был.
— Как умер?
— Так, обыкновенно. Позавчера умер. Кажется, сегодня хоронить будут.
Товарищ сказал и пошел, смерть Миклашевича для него, наверно, мало что значила, а я стоял и растерянно смотрел через улицу. На мгновение я перестал ощущать себя, забыл обо всех своих неотложных делах — какая-то еще не осознанная виноватость внезапным ударом оглушила меня и приковала к этому кусочку асфальта. Конечно, я понимал, что в безвременной смерти молодого сельского учителя никакой моей вины не было, да и сам учитель не был мне ни родней, ни даже близким знакомым, но сердце мое остро защемило от жалости к нему и сознания своей непоправимой вины — ведь я не сделал того, что теперь уже никогда не смогу сделать. Наверно, цепляясь за последнюю возможность оправдаться перед собой, ощутил быстро созревшую решимость поехать туда сейчас же, немедленно.
Время с той минуты, как я принял это решение, помчалось для меня по какому-то особому отсчету, вернее — исчезло ощущение времени. Изо всех сил я стал торопиться, хотя удавалось это мне плохо. Дома никого из своих не застал, но даже не написал записки, чтобы предупредить их о моем отъезде,
— побежал на автобусную станцию. Вспомнив о делах на службе, пытался дозвониться туда из автомата, который, будто назло мне, исправно глотал медяки и молчал, как заклятый. Бросился искать другой и нашел его только у нового здания гастронома, но там в терпеливом ожидании стояла очередь. Ждал несколько минут, выслушивая длинные и мелочные разговоры в синей, с разбитым стеклом будке, поссорился с каким-то парнем, которого принял сначала за девушку, — штаны клеш и льняные локоны до воротника вельветовой курточки. Пока наконец дозвонился да объяснил, в чем дело, упустил последний автобус на Сельцо, другого же транспорта в ту сторону сегодня не предвиделось. С полчаса потратил на тщетные попытки захватить такси на стоянке, но к каждой подходившей машине бросалась толпа более проворных, а главное, более нахальных, чем я. В конце концов пришлось выбираться на шоссе за городом и прибегнуть к старому, испытанному в таких случаях способу — голосовать. Действительно, Седьмая или десятая машина из города, доверху нагруженная рулонами толя, остановилась на обочине и взяла нас — меня и парнишку в кедах, с сумкой, набитой буханками городского хлеба.
В пути стало немного спокойнее, только порой казалось, что машина идет слишком медленно, и я ловил себя на том, что мысленно ругаю шофера, хотя на более трезвый взгляд ехали мы обычно, как и все тут ездят. Шоссе было гладким, асфальтированным и почти прямым, плавно покачивало на пологих взгорках — то вверх, то вниз. День клонился к вечеру, стояла середина бабьего лета со спокойной прозрачностью далей, поредевшими, тронутыми первой желтизной перелесками, вольным простором уже опустевших полей. Поодаль, у леса, паслось колхозное стадо — несколько сот подтелков, все одного возраста, роста, одинаковой буро-красной масти. На огромном поле по другую сторону дороги тарахтел неутомимый колхозный трактор — пахал под зябь. Навстречу нам шли машины, громоздко нагруженные льнотрестой. В придорожной деревне Будиловичи ярко пламенели в палисадниках поздние георгины, на огородах в распаханных бороздах с сухой, полегшей ботвой копались деревенские тетки — выбирали картофель. Природа полнилась мирным покоем погожей осени; тихая человеческая удовлетворенность просвечивала в размеренном ритме извечных крестьянских хлопот; когда урожай уже выращен, собран, большинство связанных с ним забот позади, оставалось его обработать, подготовить к зиме и до следующей весны — прощай, многотрудное и многозаботное поле.
Но меня эта умиротворяющая благость природы, однако, никак не успокаивала, а только угнетала и злила. Я опаздывал, чувствовал это, переживал и клял себя за мою застаревшую лень, душевную черствость. Никакие мои прежние причины не казались теперь уважительными, да и вообще были ли какие-нибудь причины? С такой медвежьей неповоротливостью недолго было до конца прожить отпущенные тебе годы, ничего не сделав из того, что, может, только и могло составить смысл твоего существования на этой грешной земле. Так пропади оно пропадом, тщетная муравьиная суета ради призрачного ненасытного благополучия, если из-за него остается в стороне нечто куда более важное. Ведь тем самым опустошается и выхолащивается вся твоя жизнь, которая только кажется тебе автономной, обособленной от других человеческих жизней, направленной по твоему, сугубо индивидуальному житейскому руслу. На самом же деле, как это не сегодня замечено, если она и наполняется чем-то значительным, так это прежде всего разумной человеческой добротой и заботою о других — близких или даже далеких тебе людях, которые нуждаются в этой твоей заботе.
Наверно, лучше других это понимал Миклашевич.
И, кажется, не было у него особой на то причины, исключительной образованности или утонченного воспитания, которые выделяли бы его из круга других людей. Был он обыкновенным сельским учителем, наверно, не лучше и не хуже тысяч других городских и сельских учителей. Правда, я слышал, что он пережил трагедию во время войны и чудом спасся от смерти. И еще — что он очень болен. Каждому, кто впервые встречался с ним, было очевидно, как изводила его эта болезнь. Но я никогда не слыхал, чтобы он пожаловался на нее или дал бы кому-либо понять, как ему трудно. Вспомнилось, как мы с ним познакомились во время перерыва на очередной учительской конференции. С кем-то беседуя, он стоял тогда у окна в шумном вестибюле городского Дома культуры, и вся его очень худая, остроплечая фигура с выпирающими под пиджаком лопатками и худой длинной шеей показалась мне сзади удивительно хрупкой, почти мальчишечьей. Но стоило ему тут же обернуться ко мне своим увядшим, в густых морщинах лицом, как впечатление сразу менялось — думалось, что это довольно побитый жизнью, почти пожилой человек. В действительности же, и я это знал точно, в то время ему шел только тридцать четвертый год.
— Слышал о вас и давно хотел обратиться с одним запутанным делом, — сказал тогда Миклашевич каким-то глухим голосом.
Он курил, стряхивая пепел в пустой коробок из-под спичек, который держал в пальцах, и я, помнится, невольно ужаснулся, увидев эти его нервно дрожащие пальцы, обтянутые желтой сморщенной кожей. С недобрым предчувствием я поспешил перевести взгляд на его лицо — усталое, оно было, однако, удивительно спокойным и ясным.
— Печать — великая сила, — шутливо и со значением процитировал он, и сквозь сетку морщин на его лице проглянула добрая, со страдальческой грустью усмешка.
Я знал, что он ищет что-то в истории партизанской войны на Гродненщине, что сам еще подростком принимал участие в партизанских делах, что его друзья-школьники расстреляны немцами в сорок втором и что хлопотами Миклашевича в их честь поставлен небольшой памятник в Сельце. Но вот, оказывается, было у него и еще какое-то дело, в котором он рассчитывал на меня. Что ж, я был готов. Я обещал приехать, поговорить и по возможности разобраться, если дело действительно запутанное, — в то время я еще не потерял охоту к разного рода запутанным, сложным делам.
И вот опоздал.
В небольшом придорожном леске с высоко вознесшимися над дорогой шапками сосен шоссе начинало плавное широкое закругление, за которым показалось наконец и Сельцо. Когда-то это была помещичья усадьба с пышно разросшимися за много десятков лет суковатыми кронами старых вязов и лип, скрывавшими в своих недрах старосветский особняк — школу. Машина неторопливо приближалась к повороту в усадьбу, и это приближение новой волной печали и горечи охватило меня — я подъезжал. На миг появилось сомнение: зачем? Зачем я еду сюда, на эти печальные похороны, надо было приехать раньше, а теперь кому я могу быть тут нужен, да и что тут может понадобиться мне? Но, по-видимому, рассуждать таким образом уже не имело смысла, машина стала замедлять ход. Я крикнул парнишке-попутчику, который, судя по его спокойному виду, ехал дальше, чтобы тот постучал шоферу, а сам по шершавым рулонам толя подобрался к борту, готовясь спрыгнуть на обочину.
Ну вот и приехал. Машина, сердито стрельнув из выхлопной трубы, покатила дальше, а я, разминая затекшие ноги, немного прошел по обочине. Знакомая, не раз виденная из окна автобуса эта развилка встретила меня со сдержанной похоронной печалью. Возле мостика через канаву торчал столбик со знаком автобусной остановки, за ним был виден знакомый обелиск с пятью юношескими именами на черной табличке. В сотне шагов от шоссе вдоль дороги к школе начиналась старая узковатая аллея из широкостволых, развалившихся в разные стороны вязов. В дальнем конце ее на школьном дворе ждали кого-то «газик» и черная, видимо райкомовская «Волга», но людей там не было видно. «Наверно, люди теперь в другом месте», — подумал я. Но я даже толком не знал, где здесь находится кладбище, чтобы пойти туда, если еще имело какой-то смысл туда идти.
Так, не очень решительно, я вошел в аллею под многоярусные кроны деревьев. Когда-то, лет пять назад, я уже бывал тут, но тогда этот старый помещичий дом, да и эта аллея не показались мне такими подчеркнуто молчаливыми: школьный двор тогда полнился голосами детей — как раз была перемена. Теперь же вокруг стояла недобрая погребальная тишина — даже не шелестела, затаившись в предвечернем покое, поредевшая желтеющая листва старых вязов. Укатанная гравийная дорожка вскоре вывела на школьный двор — впереди высился некогда пышный, в два этажа, но уже обветшалый и запущенный, с треснувшей по фасаду стеной старосветский дворец: фигурная балюстрада веранды, беленые колонны по обе стороны парадного входа, высокие венецианские окна. Мне следовало спросить у кого-нибудь, где хоронят Миклашевича, но спросить было не у кого. Не зная, куда деваться, я растерянно потоптался возле машин и уже хотел войти в школу, как из той же парадной аллеи, едва не наехав на меня, выскочил еще один запыленный «газик». Он тут же лихо затормозил, и из его брезентового нутра вывалился знакомый мне человек в измятой зеленой «болонье». Это был зоотехник из областного управления сельского хозяйства, который теперь, как я слышал, работал где-то в районе. Лет пять мы не виделись с ним, да и вообще наше знакомство было шапочным, но сейчас я искренне обрадовался его появлению.