Рассыпать дифирамбы лексическая ошибка

Словари 1. Литературная форма, близкая к гимну и оде. ДИФИРА́МБ, дифирамба, муж. (греч. dithyrambos). 1. У древних греков - торжественная песнь в честь

Словари

1. Литературная форма, близкая к гимну и оде.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

ДИФИРА́МБ, дифирамба, муж. (греч. dithyrambos).

1. У древних греков — торжественная песнь в честь Диониса (лит.).

2. Неумеренная, восторженная похвала (книжн.). Петь дифирамбы кому-чему-нибудь.

ДИФИРА́МБ, -а, муж.

1. В Древней Греции: торжественная песнь в честь бога Диониса.

2. Преувеличенная, восторженная похвала (книжн.). Петь дифирамбы кому-чему-н. (восхвалять сверх меры).

| прил. дифирамбический, -ая, -ое.

ДИФИРАМБ — муж., греч. лирическое стихотворение в упоении вина, радости, исступительного восхищения, гимн или песнь в честь Вакха; неумеренная хвала. Дифирамбный, -бический, к дифирамбу относящийся

1) В Древней Греции: торжественная хоровая песнь в честь бога Диониса.

2) Хвалебное лирическое стихотворение, близкое к оде и гимну.

гимн, о́да, панеги́рик (книжн.)

3) книжн. Преувеличенная, восторженная похвала.

Не буду распространяться о Вашем дифирамбе любовной связи русского народа с его владыками. Скажу прямо: этот дифирамб ни в ком не встретил себе сочувствия (Белинский).

ака́фист (книжн., ирон.), панеги́рик (книжн.), похва́льное сло́во (устар., книжн.), хвала́, хвале́бная речь

дифира́мбный (дифирамбный характер речи), дифирамби́ческий (дифирамбический стих)

Восходит к греческому dithyrambos ‘песнь’, ‘гимн’.

У древних греков дифирамб был культовой песней в честь бога Диониса, в которой рассказывалось о подвигах и событиях из его жизни, позднее — и других богов, героев. Дифирамб исполнялся несколькими хорами и сопровождался оргиастическим, исступленным танцем. Позднее дифирамбом называли своеобразный диалог между хором и актером, сопровождавшийся игрой на флейте (в античной драме, возникновению которой он способствовал). Литературно оформился в VII в. до н. э. В европейской литературе дифирамб превратился в хвалебное лирическое стихотворение, близкое к оде.

Петь дифира́мбы (кому/чему) — чрезмерно восхвалять.

Оценка кого-, чего-л., преувеличенно восторженная, содержащая необоснованную похвалу.

Марлена Михайловича почему-то совершенно возмущало, что Бейли-Лэнд в последующих за победой интервью настойчиво отклонял всяческие восхваления, дифирамбы, всевозможные «пращи Давида» и собственный героизм (В. Акс.).

ДИФИРА́МБ -а; м. [греч. dithyrambos]

1. В Древней Греции: торжественная хоровая песнь в честь бога Диониса.

2. Лит. Хвалебное лирическое стихотворение, близкое к оде. Дифирамбы 18 века.

3. Преувеличенная, восторженная похвала кому-л. Произнести д. в честь юбиляра. С удовольствием слушать дифирамбы себе. Петь дифирамбы кому-, чему-л. (неумеренно, восторженно восхвалять).

Дифирамби́ческий, -ая, -ое. Д-ие стихи.

дифира́мб (греч. dithýrambos), 1) первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее литературная форма, близкая к гимну и оде (Пиндар, Арион, Ф. Шиллер, И. Г. Гердер). 2) Преувеличенная похвала.

ДИФИРАМБ — ДИФИРА́МБ (греч. dithyrambos),

1) первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее литературная форма, близкая к гимну (см. ГИМН) и оде (см. ОДА (жанр поэзии и музыки)) (Пиндар (см. ПИНДАР), Арион, (см. АРИОН) Шиллер (см. ШИЛЛЕР Фридрих), Гердер (см. ГЕРДЕР Иоганн Готфрид) ).

2) Преувеличенная похвала.

ДИФИРАМБ (греч. dithyrambos) — 1) первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее литературная форма, близкая к гимну и оде (Пиндар, Арион, Шиллер, Гердер).

2) Преувеличенная похвала.

1. В древней Греции: торжественная хоровая песнь в честь бога Диониса.

Хвалебное лирическое стихотворение, близкое к оде.

2. Преувеличенная, восторженная похвала.

Одна маленькая похвала женщины для меня дороже целого дифирамба со стороны мужчины. М. Горький, Однажды осенью.

неумеренно восторженно восхвалять.

ДИФИРА́МБ — вид торжеств. мелической поэзии у др. греков, ведущий свое начало от хоровых культовых песнопений в честь Диониса (Д. — один из эпитетов этого бога). Пение сопровождалось игрой на флейте или кифаре, а также танцем. В рус. лит. форма Д., понимаемая как хвалебная речь, использовалась в 17-18 вв. (К. Истомин, М. Ломоносов и др.). В совр. лит-ведении данным термином обозначается лит. форма, близкая оде и гимну (Шиллер, Гердер). В перен. смысле Д. — преувеличенная похвала.

ДИФИРАМБ (греческое dithyrambos),

1) хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса в Древней Греции; литературная форма, близкая к гимну и оде.

2) Преувеличенная, восторженная похвала.

дифирамб (иноск.) — неумеренная, восторженная хвала

Ср. Одна маленькая похвала женщин для меня дороже целого дифирамба со стороны мужчины.

Горький. Однажды осенью.

Ср. Ничего не может быть глупее, как положение человека, которому, заслуженно или незаслуженно, воздают хвалу в глаза. Один из ваших петербургских львов. насказал мне таких любезностей, что я не знал, куда деться. Я нечаянно взглянул в эту минуту в зеркало и был до того поражен совершенно идиотским выражением моей физиономии, что, не дослушав дифирамба, убежал от него стремглав, будто пойманный в преступленье.

Маркевич. Четверть века назад. 2, 1.

Ср. Διθύραμβος (δις — θύρα — άμφιβαίνω) — празднование всяческое, прозвание Вакха (и гимна в честь его — вылившегося под влиянием Вакха и его даров).

дифира́мб, дифира́мбы, дифира́мба, дифира́мбов, дифира́мбу, дифира́мбам, дифира́мбом, дифира́мбами, дифира́мбе, дифира́мбах

сущ., кол-во синонимов: 5

петь дифирамбы в чью-л. честь.

ДИФИРАМБ, ДИТИРАМБ а, м. dithyrambe m. <, гр. dithyrambus.

1. В Древней Греции — торжественная хоровая песнь в честь бога Диониса. БАС-2.

2. Хвалебные стихи, близкие к оде. БАС-2. Я писал поемы, сатиры, речи, стансы, эпитоламы, мадригаллы, дифирамбы. Зритель 2 82. // Сл. 18. Ослабли гордыя нинь ямбы, Ослабли пышны дитирамбы. .Мним. поэзия 150. || Преувеличенная похвала. БАС-2. По духу того времени императрица не могла не терпеть разных, слишком восторженных. гиперболических дифирамбов. Добролюбов Собесед. любит. росс. слова. ♦ Петь дифирамбы. Неумеренно восхвалять кого-л. БАС-1. Лишь одна участница альманаха за сию, как бы сказать, неадекватность походя почти извиняется: «Посмотрит посторонний читатель и наверняка подумает: «Собрались петухи и кукушки и поют дифирамбы друг друг дружке». Дифирамбический ая, ое. Дифирамбический стиль. Дифирамбический тон. Дифирамбическая рецензия. БАС-2. Дифирамбическая свистопляска (отвечаю за это слово) вокруг Бродского мне не нравится. НН 1999 6 27. Дифирамбист а, м. Дело 1887 5 1 126. — Лекс. Ян. 1803: дифирамб; САН 1847: дифира/мб; САН 1847: дифирамби/ческий; Сл. 18: дифирамб 1786 ( -амв 1769 ), дифирамбический 1734 (-вич- 1803.

ДИФИРАМБ (греч. difhyrambos). 1) Первоначально — род гимна древних греков в честь Вакха, потом вообще — в честь богов; 2) теперь восторженная хвалебная песнь; 3) усиленная похвала.

— Похвала, которую поют.

— Жанр античной лирики.

— Торжественная песня в честь бога Диониса.

ГДЗ §10 Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. Вопрос 69 Укажите, какие ошибки допущены при употреблении иноязычных слов.

Привет всем! Скоро самостоятельная и требуется ответ на вопрос, вдруг попадется…спасиб…
Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреб-
лении иноязычных слов. Внесите необходимые исправления.
1) Ничто не может вывести Обломова из его баланса. 2) Между Павлом Петровичем и Базаровым постоянно воз-
никают диспуты. 3) В композиции романа важную роль
играет пейзаж местности. 4) На классном форуме были об-
суждены неотложные вопросы успеваемости и дисципли-
ны. 5) Писатель продемонстрировал подлинную сущность
«кровопийцы» Иудушки. 6) В поэме отчётливо виден весь
антагонизм противоречий между помещиками и простым
народом. 7) Постановка пьесы на сцене была большим про-
грессивным шагом вперёд в развитии нашей драматур-
гии. 8) Монолог Сатина — это хвалебный дифирамб Чело-
веку.

«Дифирамбы» или «деферамбы» – как правильно?

Нередко при написании этого слова возникают сомнения. Давайте посмотрим, как правильно писать, «дифирамбы» или «деферамбы».

Как пишется правильно: «дифирамбы» или «деферамбы»?

В орфографическом словаре указан единственный способ написания слова, вызвавшего у нас сомнение, «дифирамбы», с двумя гласными «и» в корне слова.

Какое применяется правило

Перед нами имя существительное, которое относится к разряду заимствованных слов. Оно в русский язык пришло из греческого, «διθύραμβος». Проверить написание интересующих нас корневых гласных невозможно, это нужно только запомнить. При возникновении сомнений подлежит воспользоваться орфографическим словарем.

Лексическое значение заинтересовавшего нас слова –«хвалебная песнь, которая первоначально возносилась богу Дионисию». В корне слова «Дионисий» две гласные «и». Это может послужить в качестве ассоциации для запоминания слова «дифирамбы».

Примеры предложений

Девушка любила слушать, как парень ей напевал каждый день хвалебные дифирамбы.

Петь дифирамбы было не в характере отца.

Не нужно мне напевать дифирамбы.

Как писать неправильно

Неправильно писать «деферамбы» с гласными «е» в корне слова.

источники:

http://class.rambler.ru/temy-10-klass/gdz-10-russkiy-yazyk-10-11-klass-grekov-v-f-vopros-69-ukazhite-kakie-oshibki-dopuscheny-pri-upotreblenii-inoyazychnyh-slov-38909.htm

http://orfographia.ru/difiramby-ili-deferamby-kak-pravilno/

В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

  • Примеры распространённых лексических ошибок
    • Нарушение лексической сочетаемости слов
    • Ошибки в похожих словах
    • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
    • Ошибки из-за невнимательности
  • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
    • Словари сочетаемости
    • 1. Gufo
    • 2. КартаСлов.ру
    • 3. Грамота.ру
    • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
    • 4. Орфограммка
    • 5. Текст.ру
    • 6. LanguageTool
    • 7. Тургенев
    • 8. Главред
  • Небольшой тест
  • Выводы

Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

Примеры распространённых лексических ошибок

На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

Примеры основных типов речевых лексических ошибок

Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

Типичным примером таких ошибок являются фразы:

  • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
  • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
  • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

  1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

Речевая избыточность в словосочетании

  1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

Неправильное по смыслу употребление слов

  1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

Пример нарушения лексической сочетаемости слов

  1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

Лексическая ошибка сочетаемости

Ошибки в похожих словах

Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

  • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
  • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
  • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
  • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
  • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

  1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

Неправильно:

Ошибки со словом «одеть»

Правильно:

Правильное употребление «надеть» и «одеть»
Правильное употребление «надеть» и «одеть»

  1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

Неправильно:

Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

Правильно:

Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

Лексическая ошибка с гиперонимами

С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

Ошибки из-за невнимательности

Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

  • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
  • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

Словари сочетаемости

По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

1. Gufo

Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

Информация из разных словарей gufo.me

2. КартаСлов.ру

Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

Возможности сервиса КартаСлов

3. Грамота.ру

Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

4. Орфограммка

Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

Возможности сервиса Орфограммка

Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

  • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

  • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

  • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

Исправление лексических ошибок в Орфограммке

5. Текст.ру

Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

MS Word неправильно подчёркивает ошибки

А Advego – в согласовании числительного и существительного:

Advego не распознал ошибку

У text.ru таких грехов нет.

text.ru правильно подчёркивает ошибки

В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

6. LanguageTool

Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

Проверка нарушений лексики в LanguageTool

Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

Настройка параметров проверки в LanguageTool

7. Тургенев

Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

8. Главред

Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

Найденные Главредом лексические ошибки

Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

Небольшой тест

Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

Выводы

Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

Еще по теме:

  • Как составить ТЗ копирайтеру? 7 ключевых пунктов
  • Текстовый контент на сайте – одна из важных составляющих успешного продвижения. Конечно, желательно писать тексты самостоятельно, но у одних нет времени, у других – желания,…

  • Новогодняя подборка: перлы копирайтинга — 2013
  • У всех бывают промахи, и у копирайтеров тоже. Но в канун Нового года хочется с улыбкой вспомнить творчество копирайтеров, пусть иногда и абсурдное, но очень…

  • Писать нельзя молчать: 7 самых глупых ошибок копирайтеров
  • За 8 месяцев работы в компании я получила и отредактировала более 300 статей (без учёта аудитов, КП и других важных документов). Бывают статьи, которые меня…

  • Лето, тексты, вода: Как убрать из текста «воду» и чем ее заменить
  • Мы часто говорим, что текст не должен содержать «воду», но не разбираем этот вопрос подробно. В этой статье на примерах конкретной тематики рассмотрим, что такое…

  • Программа VS плагиат. Видят ли антиплагиаторы смысловую неуникальность?
  • Сегодня текстовый контент на сайте в первую очередь ценится за смысловую уникальность. Могут ли программы и сервисы проверки текстов (антиплагиаторы) «увидеть» не только техническую неуникальность,…

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Содержание

  • 1 Что такое речевая ошибка
    • 1.1 Лексико-стилистические ошибки
    • 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
    • 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
  • 2 Причины речевых ошибок
  • 3 Как избежать ошибок в речи
  • 4 Так ли важно соблюдать культуру речи

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Виды речевых ошибок, таблица с примерами и исправлениями

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

Примеры речевых ошибок

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Речевые ошибки - это

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

Виды ошибок речи

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

«Лексические нормы и средства выразительности»

ЗАНЯТИЕ 1. Смысловая точность речи. Стилистическая окраска слова.

Работа над текстом – это, прежде всего, работа над его лексикой, т.е. над подбором слов. Для этого необходимо установить содержание слова. Под содержанием слова обычно понимается его лексическое значение и стилистическая окраска. (Предполагается, что тема «Функциональные стили речи» уже изучена).

Предмет, явление, образ действия и т.п., возникающие в сознании человека при произнесении слова, составляют лексическое значение этого слова.

Звучит слово «лимон» — и в сознании человека возникает образ желтого вытянутого фрукта с кислым вкусом. Значит, лексическое значение слова «лимон» — «кислый, желтый, вытянутой формы фрукт».

Речь служит человеку средством общения потому, что при произнесении или зрительном прочтении одного и того же слова в сознании любого человека возникает один и тот же образ. Автор текста посылает совою мысль, свое слово читателю, который через образ (лексическое значение слова) эту мысль получает. Если же автор или читатель (слушатель) не знает или неверно понимает значение какого – либо слова, то речь перестает быть средством общения (мысль теряет способность переходить от одного человека к другому или переходит в искаженном виде).

Убедимся в этом на примерах:

Врач решил это лекарство оставить.( Какую мысль получил «потребитель»? Продолжить использование лекарства или прекратить? Мысль исказилась. Следовательно, в предложении речевая ошибка.)

Еще живы предки Пушкина. («Потребитель» в недоумении: Пушкин скончался в 1836 году. Его предки живы быть не могут. Следовательно, слово «предки» по лексическому значению не подходит и должно быть заменено на слово «потомки».)

Контроль качества осуществляется методом выборной проверки.( Мысль искажена. Лексическое значение слова «выборная» — явившаяся следствием выборов, голосования, а автор имел в виду «выбранную произвольно, наугад», то есть нужно слово «выборочная»)

Таким образом, первое, что нужно учитывать при выборе слова для использования в речи,- это лексическое значение слова. Если определить значение трудно, то необходимо обратиться к толковым словарям.

Задание 1: Определить лексическое значение слов, пользуясь толковыми словарями. (На каждой парте по словарю из фондов библиотеки или из домашних библиотек студентов. О необходимости принести словари сообщалось на предыдущем уроке).

нормированный, выявить, стиль, язык, превалировать, ходатайство, рев

(Обратить внимание на несколько значений некоторых слов, на стилистические пометы).

Речевые ошибки, связанные с лексическим значением слова:

Название ошибки

Объяснение сути ошибки

Пример предложения с ошибкой

Абсурдность

Из – за неверного словоупотребления предложение отражает явление, невозможное в реальности.

Я знаю, что еще живы предки Пушкина (потомки).

В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа (светового дня, светлого времени суток)

Анахронизм

Нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой.

В XVIII веке в Ленинграде были открыты три типографии.

(в С. – Петербурге)

Подмена понятия

Вместо подходящего по смыслу (точного) слова используется более широкое ил более узкое понятие.

При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать до 10 литров молока в день.

(«животное» — широкое понятие, включающее кошек, собак, быков и т. д., нужно узкое – «коровы»)

Алогизм

Сопоставление (приравнивание) несопоставимых (разных) понятий.

Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (клюв=рябчик) Нужно: от клюва обыкновенного рябчика. Или: клювы лесного и обыкновенного рябчиков по цвету не отличаются.

Несоответствие посылки и следствия

В результате неправильного словоупотребления смысл высказывания меняется на противоположный.

Быстрота размножения вредителей зависит от того, насколько планомерно ведется с ними борьба. ( уничтожения)

Задание 2. Определите тип ошибок, исправьте.

(Правый столбик заполняют студенты)

Предложение с ошибкой:

Тип ошибки, правильный вариант:

У куниц скоро появится наследство.

(абсурдность)

… появится потомство …

Клейковина этих грибов в отличие от пшеницы имеет более темный цвет.

(алогизм)

… в отличие от клейковины пшеницы …

Применение березового гриба рассматривается как общеукрепляющее средство.

( подмена понятия)Настой березового гриба (березовый гриб) рассматривается как общеукрепляющее средство.

На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев.

(анахронизм)

… но (имена) античных героев.

Фирма гарантирует уменьшение веса на 100%

(абсурдность)

Фирма дает 100% гарантию уменьшения веса. (… гарантию уменьшения лишнего веса на 100%)

Необходимо улучшить снабжение кормами общественного животноводства.

(подмена понятия)

… общественных животных.

Задание 3. Исправьте речевые ошибки

(Правый столбик заполняют студенты)

Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде.

(подмена понятия)

Вырубка лесов (деревьев) …

Свидетельство об окончании курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим учебным заведениям.

(алогизм)

Свидетельство … курсов … не приравнивается к дипломам ВУЗов.

Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить с 1 по 7 сентября

(абсурдность)

Дни (неделя) узбекской кухни …

В конце урока были зачитаны отрывки из творчества Толстого.

(подмена понятия)

… из произведений Толстого.

Стилистическая окраска слова.

При использовании слова в речи нужно учитывать не только смысловое содержание (лексическое значение), но и эмоционально – экспрессивное содержание слова (выразительность, оценочность, слова, употребимость его в любом или определенном стиле). Например, слова: плакать, рыдать, реветь – имеют одинаковое лексическое значение, но по-разному выразительны. В торжественной обстановке, в соотнесении с необыкновенной личностью уместнее пользоваться словом «рыдать», в отношении обычного лица, ребенка или в бытовой обстановке – «реветь». Самое невыразительное слово (ничего в нем нет, кроме лексического значения) – плакать. Оно уместно и в ситуациях деловой жизни, и в бытовых условиях.

Содержание слова по стилистической окраске определяется по:

1 . сфере использования

2. эмоционально – экспрессивной выразительности

межстилевая лексика (слово неэмоциональное, стилистически не окрашенное, допустимо в любом стиле)

плакать

препятствие

просьба

книжная

(слово не «бытовое», выразительное, стилистически окрашенное)

а) поэтизмы:

рыдать

преграда

б) канцеляризмы:

ходатайство

в) терминология

интерференция

мера пресечения

допуск

ГОСТ

разговорная

(слово «сниженное», «бытовое», яркое, выразительное)

а) диалектизмы

кочет, козюля

б) профессионализмы

шиномонтаж,

тромблер,карданный вал.

в) жаргонизмы

препод,ботаник(зубрилка)

г) разговорная лексика:

реветь, помеха

д) просторечная распустить нюни

эмоциональная (оценка автором)

  1. изначально оценочная: гений, злодей,

преступник, лентяй.

  1. Оценка переносном значении: медведь, заяц
    (о человеке)

  2. с оценочными суффиксами: домище, чудище, солнышко, воробушек.

экспрессивная (выразительность слова)

  1. высокая, торжественная: рыдать, преграда

  2. стилистически нейтральная: плакать, препятствие

  3. сниженная: реветь, помеха

ЗАДАНИЕ 4. Определить стилистическую окраску слова.

(ответы пишутся над словами над словами)

книжн.

высок.

нейтр.

сниж.

нейтр.

книжн.

сниж.

книж.

высок.

нейтр.

разгов.

сниж.

простореч.

Лик

— лицо

— рожа;

бояться

— опасаться

— трусить;

изгнать

— выгнать

— прогнать

-выставить

нейтр.

экспресс.

высок.

книжн.

канцеляр.

сниж.

простор.

нейтр.

книжн.

термин

сниж.

простор.

Просить

— молить

— ходатайствовать

— клянчить;

рисовать

— писать красками

— малевать

ЗАДАНИЕ 5. Заменить слова, не подходящие по стилистической окраске.

(Правый столбик заполняют студенты)

В левом столбике подчеркнуть ошибочно использованные слова

В правом столбике привести подходящие синонимы

Позвольте чуток остановиться на этом вопросе.

чуток – разговорное = немного

В брошюре содержатся дельные советы начинающим технологам.

дельные – разговорное = полезные

На зеленых насаждениях появились первые листочки.

Зеленые насаждения – книжное = на кустах и деревьях.

Весьма вероятно, что папа войдет в визуальный контакт с дядей Петей в течение предстоящего дня.

Возможно, папа увидится сегодня с дядей Петей.

Домашнее задание : Исправьте речевые ошибки

Директор всячески стращает подчиненных.

В своей работе композитор опирается на развитие лучших традиций русского искусства.

Необходимо сравнить результаты, полученные при третьем опыте с предыдущим опытом.

Римские философы тоже осуждали крепостное право.

Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий.

На одном из Канарских островов я чаял лицезреть аборигенов.

ЗАНЯТИЕ 2. Смысловые единицы речи.

Проверка домашнего задания.

  1. стращает – разговорная окраска, нужно: «запугивает разными способами» или «всячески запугивает» (стил. окраска)

  2. нужно: «… опирается на лучшие традиции …»
    (подмена понятия)

  3. «… сравнить результаты третьего и предыдущего опытов»
    (алогизм)

  4. «… осуждали рабовладение (рабство)»
    (анахронизм)

  5. «… ухудшение погодных условий»
    (подмена понятия)

  6. «… я мечтал (надеялся) увидеть…»
    (стил. окраска)

Смысловые единицы речи.

СИНОНИМЫ

АНТОНИМЫ

ОМОНИМЫ

ПАРОНИМЫ

Определение и примеры

Слова, одинаковые по смыслу, отличающиеся оттенками значений: (тишина – затишье – безмолвие) или стилистической окраской (плакать – реветь – рыдать)

Слова, противоположные (полярные) по значению:

далеко – близко

холодный – горячий

правда – ложь

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению: ключ (гаечный), ключ (скрипичный), ключ (родник)

Однокоренные слова, похожие по звучанию, отличающиеся 1 – 2 буквами и разные по значению: эффектный — эффективный, сытый – сытный, основание – обоснование.

Функции

  1. уточнение мысли (необщительный, даже нелюдимый человек)

  2. разъяснение другого синонима (анархия – безначалие, неподчинение никому)

  3. сопоставление, сравнение ( у меня – жена, а у генерала – супруга)

  4. замещение (чтобы избежать повтора в тексте) (Онегин – герой – Евгений – добрый мой приятель)

  5. градация (средство выразительности) нельзя ждать ни дня, на минуты, ни секунды.

  1. создание контраста (антитеза) сытый голодному не товарищ)

  2. отрицание контрастных признаков у предмета (не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, но и не тонок)

  3. для выразительности речи (жив, а не умер демон во мне)

  4. оксюморон (живой труп, грустная радость)

  1. создание каламбуров (игра слов – средство выразительности) (Любил студентов засыпать он видно оттого, что те любили засыпать на лекциях его).

  2. создание образности («Искра» играет с искрой)

  1. уточнение мысли (лицо его мне знакомо, личность его мне известна)

  2. создание комического эффекта (Ему была поручена заглавная роль в пьесе «Волки и овцы»

Речевые ошибки

  1. неудачный выбор синонима (Екатерина была поставлена на престол) = возведена

  2. речевая избыточность (нарушение техники безопасности приводит к беде, несчастью, трагическим последствиям) = беда, несчастье – лишние

  3. нарушение градации (шахтеры бастовали, митинговали, пробовали объявлять голодовки) = митинговали, бастовали, пробовали объявлять голодовки

  1. соединение как антонимов разноплановых понятий (капуста на квашеная, а белая) = свежая

  2. нарушение парности антонимов при перечислении (это размышление о рождении и смерти, о любви и радости, о страданиях и горе) = о рождении и смерти, о любви и ненависти, о радости и горе

  3. немотивированный оксюморон (жидкость опускается на высоту, определяемую по формуле …) = опускается на уровень, поднимается на высоту

  1. возникновение двусмысленности (врач решил это лекарство оставить)

  2. двусмысленность, возникающая при произнесении фразы (можно ли быть равнодушным козлу ?) = ко злу

смешение паронимов (было приобретено 50 настилов для экскаваторов столичного метро) = эскалаторов

(вы уже ходили вешаться?) = взвешиваться

ЗАДАНИЕ 1: Подобрать синонимы к словам левого столбика

(правый столбик заполняют студенты)

Авторитет – влияние, вес, популярность, престиж, признание

активный – энергичный, инициативный, деятельный, предприимчивый, боевой

Беседа – разговор, диалог, переговоры, болтовня (разг.), треп (прост.)

Беспокоиться – волноваться, тревожиться, заботиться, печься, радеть (уст.)

Возражать – противоречить, перечить, прекословить, не соглашаться, спорить

Выгода – польза, корысть, прибыль, барыш (разг.)

Дискуссия – спор, обсуждение, полемика, диспут, дебаты

Доказать – убедить, подтвердить, обосновать, удостоверить, уверить в правоте

Интересный – увлекательный, занимательный, захватывающий, занятный, примечательный, любопытный, достойный внимания

Небрежно – кое – как, неаккуратно, недобросовестно, неряшливо, как попало, абы как (простор), халатно (книж.), через пень – колоду (прост.), спустя рукава (разг.), левой ногой (разг.)

Обман — плутовство, шарлатанство, надувательство (разг.), розыгрыш, мистификация (книж.), очковтирательство (разг.), вранье (разг.), липа (простор)

Современный – нынешний (разг.), модерновый (книж.), модный, теперешний (разг.), актуальный.

ЗАДАНИЕ 2 : Подобрать к данным словам антонимы.

(второе слово находит учащийся)

БЛИЗКИЙ – далекий, БОГАТЫЙ – бедный, ДРУЖЕСКИЙ – вражеский,
МОЛЧАЛИВЫЙ – разговорчивый, ПАССИВНЫЙ – активный, ПРОГРЕСС – регресс, РАССЕЯННЫЙ – внимательный (сконцентрированный), ОСТРЫЙ – тупой (пресный), ФАЛЬШИВЫЙ – подлинный

ЗАДАНИЕ 3: Составить предложение (словосочетание) с каждым из паронимов.

Эффектный – эффективный

Нетерпимый – нестерпимый

Факторы – факты

Представить – предоставить

Прибывать — пребывать

ЗАДАНИЕ 4: Исправьте речевые ошибки, укажите использованные единицы.

(правый столбик заполняется студентами)

  1. Результаты двух экспериментов были отличные.

— (омонимы): = замечательные

= разные (отличались)

  1. Грипп очень заразителен, поэтому больного нужно изолировать.

— (паронимы) = заразен

  1. Не болтливый, но и не разговорчивый, мой друг всегда найдет для меня слово поддержки.

— (использованы синонимы, должны быть антонимы не болтливый , но и не молчаливый

  1. Читая роман, окунаешься в жизнь патриархального дворянства.

— (синонимы) = погружаешься

  1. Застекление не произведено, так как бригадир не смог выбить стекла у завхоза.

— (омонимы) = получить

  1. В нашей группе учатся разные ребята: одаренные и неспособные, усидчивые и рассеянные, умные и ленивые, любознательные и пытливые.

— (нарушение парности антонимов) внимательные и рассеянные, умные и глупые, трудолюбивые и ленивые, любознательные и не интересующиеся ничем

  1. Молодые специалисты часто ощущают большие затруднения в работе.

— (синонимы) = испытывают

Домашнее задание : Исправьте речевые ошибки, укажите лексические единицы.

(Правый столбик заполняется дома)

  1. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием.

— (паронимы) = обоняние

  1. Он чаще бывает добр, чем зол, умен, чем ленив, энергичен, чем грустен.

— (нарушение парности антонимов) = умен, чем глуп ,трудолюбив ,чем ленив, энергичен, чем апатичен, весел, чем грустен

  1. Новый завод богат новым оборудование, требующим деликатного обращения.

— (3 ошибки на синонимы): богат – оснащен, новым – современным, деликатного – осторожного (умелого)

  1. Надо эту работу довести до конца, закончить, завершить.

— (речевая избыточность)

убрать два синонима,предп.1 и 2.

  1. Археологи заметили, что покойники из Южного захоронения перекликаются с останками из захоронения Северного.

— (синонимы, омонимы)

… что останки Северного и Южного захоронений имеют черты сходства (много общего).

  1. Рабочие единодушно переизбрали бригадира.

— (омонимы) = переизбрали на новый срок,

= выбрали нового

ЗАНЯТИЕ 3: Сочетаемость слов. Речевая избыточность и недостаточность.

При использовании слова в предложении нужно учитывать не только лексическое значение и стилистическую окраску, но и способность слова сочетаться с рядом стоящими словами.

Слова не могут стоять рядом, если:

  1. В реальности обозначенные словами предметы (явления) не совместимы:

облокотиться спиной, девичья фамилия моего отца, стеклянный суп, ехать пешком. (Искл.: слова (сочетания) в переносном значении: черные мысли, бархатный сезон, годы летят, гения признали заживо).

  1. Соединение слов нарушает нормы сочетаемости слов.

Вдали показалась стая уток и зайцев.

ЗАПОМНИТЬ устойчивые сочетания (даются под запись).

Повысить (снизить) уровень; увеличить (уменьшить) количество; улучшить (ухудшить), повысить качество; играть роль = иметь значение, дать (иметь) эффект; давать положительные результаты = приносить плоды; одержать победу, потерпеть поражение; установить рекорд; принять меры, предпринять определенные шаги; достижение цели, осуществление мечты; оказать влияние, произвести впечатление; ввести в заблуждение, привести в замешательство; прилагать усилия = напрягать силы; налагать (взимать) штраф, возместить ущерб; приобрести известность, заслужить признание, стать знаменитым; уделять внимание, придавать значение; функции возлагаются, обязанности поручаются.

Контаминация – речевая ошибка, возникающая из-за соединения слов из похожих устойчивых сочетаний:

Уделить значение, взыскать материальный ущерб, играет большое значение.

ЗАДАНИЕ 1: Исправьте нарушения сочетаемости слов.

(Правый столбик заполняют студенты)

  1. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание

— … уделяем первоочередное внимание

  1. Эти функции поручаются отделу рекламы.

— … обязанности поручаются, функции возлагаются на

  1. Повышение содержания белка в зерне ставит перед исследователями большие трудности.

— … ставит задачи (создает трудности)

  1. Катерина оказала протест против «темного царства»

— … выразила протест (оказала сопротивление «темному царству»)

  1. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области.

— … установили 32 рекорда

Речевая избыточность и недостаточность.

  1. Речевая недостаточность – случайный пропуск слов, в результате которого искажается смысл высказывания.

ПРИМЕРЫ.

В кабинете литературы висят великие писатели. (… висят портреты великих писателей).

Татьяна заняла первое место среди девушек 2 разряда. (… среди девушек, имеющих 2 разряд по …)

  1. Речевая избыточность – многословие (использование слов, ничего не добавляющих к содержанию или экспрессии) высказывания.

Типы ошибок при речевой избыточности:

  1. Собственно речевая избыточность.

Их потрясло зрелище пожара, свидетелями которого они были. (2 часть лишняя).

Спортсмены прибыли на международные соревнования, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать и зарубежные спортсмены.

(При сокращении таких предложений выбираются и сохраняются наиболее информативно емкие слова: спортсмены примут участие в международных соревнованиях).

  1. Плеоназм – употребление рядом двух близких по смыслу и потому лишних слов:

главная суть, темный мрак, ценные сокровища, расцеловал и облобызал.

  1. Ляпалиссиад – многословность, приводящая к абсурдности:

Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

Избрать нового редактора из ныне живущих.

  1. Тавтология – повторение однокоренных слов:

масло масляное, вновь возобновить, рассказать рассказ, грустная грусть.

ИСКЛ.: Тавтологическое сочетание не будет речевой ошибкой, если:

а) оно является термином:

словарь иностранных слов, болеть болезнью Боткина.

б) в русском языке нет синонимов, чтобы заменить одно из слов сочетания:

спеть песню, тренеры тренируют, избиратели выбирают.

  1. Трудности вызывают сочетания с заимствованными словами. Иногда они являются речевой избыточностью (русское и заимствованное слова имеют одинаковое значение):

ведущий лидер, впервые дебютировал, мизерные мелочи и т.п.

Иногда ошибки не возникает ( заимствованное слово приобретает в русском языке дополнительное к переводу значение):

монументальный памятник (монумент = памятник, но «монументальный» — большой, стационарный), реальная действительность (реальность = действительность, но у русских есть ирреальная действительность).

ЗАДАНИЕ 2: Найдите речевые ошибки, исправьте.

(Правый столбик заполняют студенты)

  1. Хорошо, когда коллега по профессии является еще и другом.

— (речевая избыточность)

по профессии — лишнее

  1. Больные, не посетившие поликлинику в течение трех лет, сдаются в архив.

— (реч. недостаточность)

Карточки больных …

  1. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.

(тавтология) … посвящена работе ветеранов технического творчества.

  1. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке.

— (реч. избыточность)

Даже в сильный мороз Павел работает …

  1. Необычайный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресение на прошлой неделе.

— (2-х кратная реч. избыточность) Необычное явление могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье.

  1. Женщине присудили 50% мужа.

— (реч. недостаточность) … присудили 50% собственности (имущества) мужа.

Домашнее задание : Исправьте речевые ошибки.

(Правый столбик заполняется дома)

  1. Эта политика уже приносит положительные плоды.

— (сочетаемость слов) … приносит плоды, (дает положительные результаты)

  1. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей.

— (реч. недостаточность) … за выполнение плана по снижению уровня заболеваемости …

  1. Игорь демобилизовался из Армии, слесарное дело он начал изучать с самых начальных азов.

(2-х кратная реч. избыточность). Игорь демобилизовался, слесарное дело он стал изучать с азов.

  1. Открытие филиала сыграет должный эффект в развитии предприятия.

— (сочетаемость слов) … сыграет важную роль (даст должный эффект)

  1. Он достиг стольких мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики.

— (2-х кратная сочетаемость). Он установил столько … рекордов, что их помнят только истинные любители …

  1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы.

— (реч. избыточность + тавтология). В следующем году нам предстоит большая работа по составлению годового плана.

ЗАНЯТИЕ 4: Фразеология. Фразеологические нормы и речевые ошибки.

Фразеология – совокупность устойчивых, целостных по составу и значению сочетаний сов и выражений – фразеологических оборотов.

Фразеологический оборот (фразеологизм) – устойчивое сочетание слов, значение которого не равно сумме значений входящих в него слов, а обусловлено договоренностью в обществе (традицией).

Сравните:

  1. Офицер махнул рукой, раздались недружные выстрелы.

  2. Вам нужно бросить все, махнуть рукой на дела и ехать лечиться.

В 1-ом предложении подчеркнутые слова использованы в своих прямых лексических значениях: часть тела – рука совершает движение маха; во 2-ом – нет ни частей тела, ни движения, слова использованы со значением «отказаться от всего, перестать заниматься делами». Во втором предложении использован фразеологизм.

Особенности фразеологизмов.

  1. Воспроизводимость (говорящий не составляет данное словосочетание из отдельных слов, берет его в готовом виде и использует).

  1. Постоянство состава (внутри фразеологизма могут использоваться только данные слова: ни одно слово нельзя заменить на другое).

  1. Устойчивость грамматического строения. (у слов фразеологизма нельзя изменить грамматическую форму: число, время, наклонение и т.п.).

  1. Непроницаемость (внутрь фразеологизма нельзя вставить другие слова).

  1. Фразеологизмы имеют стилистическую окраску, например: ахиллесова пята, дамоклов меч – книж., засучив рукава, сломя голову – разгов., навострить лыжи – простор.

Речевые ошибки.

  1. Использование фразеологизма без учета его лексического значения.

Пример.

Ахиллесова пята Сидорова – математика, поэтому он участвует во всех математических олимпиадах.

(Ахиллесова пята – слабое место человека, поэтому данный фразеологизм не подходит по смыслу. Его надо заменить на «сила», или «конек» , или «увлечение» Сидорова).

  1. Использование фразеологизма без учета его стилистической окраски.

Пример.

Преступник навострил лыжи на север.

( «навострил лыжи» – просторечный фразеологизм, книжного фразеологизма с подходящим значением не существует, поэтому используем обычное словосочетание: преступник собрался бежать на север).

Помнить: при возникновении ошибки неудачный фразеологизм заменяется другим синонимичным фразеологизмом или обычным словосочетанием, подходящим по смыслу (пред. 1 и 2).

  1. Стилистически не оправданное изменение состава фразеологизма:

а) плеоназм; например, тяжелый сизифов труд, случайная шальная пуля;

б) речевая недостаточность; например, успехи этого ученика желают много лучшего (оставляют желать много лучшего);

в) искажение лексического состава фразеологизма (замена слов), в том числе контаминация;

Примеры:

Вырвалось у него с языка (сорвалось), провести вокруг пальца (обвести), это дело гроша выеденного не стоит (гроша ломаного / яйца выеденного) – лучше использовать первый, так как второй является разговорным по стилистической окраске.

г) искажение грамматического состава фразеологизма;

Пример: Дети заморили червячков и развеселились. (Во фразеологизме слово «червячка» используется в единственном числе; множественное число данного слова разрушило фразеологизм, предложение получило реальный смысл: дети мучили червячков и от этого веселились. Правильный вариант: дети заморили червячка (=поели, перекусили) и развеселились).

  1. Искажение образного значения фразеологизма (фразеологизм ставится в неудачный контекст, где начинает восприниматься не как образное средство, а как обычное словосочетание).

Пример 1.

Грампластинка не сказала еще своего последнего слова. (Автор подразумевал полезность пластинки для общества, возможность ее использования, несмотря на появление альтернативных звуковых носителей, а получился смысл: реальная пластинка еще продолжает извлекать звуки, не остановилась.

Правильнее было бы сказать: грампластинка еще послужит человеку.

Пример 2.

В этом году Аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне. (Автор, видимо, хотел сказать о количестве пассажиров, что их стало не меньше, или о хорошей работе компании, а получилось, что пассажиров «перевозили» высоко над землей. Правильно было бы сказать: «Аэрофлоту в этом году удалось выполнить работу на высоком уровне» или «Аэрофлот проводил обслуживание пассажиров на высоком уровне»).

  1. Нарушение сочетаемости слов.

Пример.

Суд смотрит на фокусы дельцов спустя рукава. (Правильные варианты: При рассмотрении дел мошенников суд работает спустя рукава. На дела мошенников суд смотрит сквозь пальцы).

ЗАДАНИЕ 1: Определите значение фразеологизмов.

(Правый столбик заполняют студенты)

Из огня да в полымя (Из крайности в крайность)

Бить баклуши (Бездельничать)

Петь дифирамбы (Хвалить, льстить)

Играть первую скрипку (Быть главным, основным, лидером, ведущим)

Не в бровь, а в глаз (Точно в цель, в самую середину)

Взять реванш (Отыграться)

Кануть в лету (Пропасть, забыться)

Делать из мухи слона (Укрупнять проблему, много шума из ничего)

Держать слово (Выполнять обещанное)

Держать порох сухим (Быть всегда наготове)

Сизифов труд (Тяжелая, нескончаемая работа)

Дамоклов меч (Постоянная угроза, опасность)

ЗАДАНИЕ 2: Исправьте речевые ошибки

(Правый столбик заполняют студенты)

  1. Российское правительство еще не повернуло лицо к проблемам культуры.

— (искажение грамматического состава фразеологизма)

… не повернулось лицом …

  1. Этот закон я отлично знаю, как свои пять пальцев.

— (речевая избыточность). Убрать или первую часть – обыкновенное словосочетание, или фразеологический оборот.

  1. Необходимо уделять самое серьезное значение борьбе с преступностью.

— (контаминация) … уделять большое внимание … или … придавать большое значение …

  1. После приезда Базарова жизнь в имении Кирсанова начала бить другим ключом.

— (расширение состава фразеологизма) … жизнь стала бить ключом.

  1. На празднике «Последнего звонка» Виктор сказал: «Мы собрались здесь сегодня, чтобы проводить в последний путь наших повзрослевших товарищей».

— (использование фразеологизма без учета его лексического значения)

… проводить в путь по жизни / в добрый путь …

  1. Дикой знает толк в отмывании денег.

— (использование фразеологизма без учета его лексического значения) … в добывании денег.

Домашнее задание : Исправьте речевые ошибки.

(Правый столбик заполняют студенты)

  1. Фирменное блюдо ехидны – муравьи и термиты.

— (использование фразеологизма без учета лексического значения). Любимая еда …

  1. Вот и остался я за бортом разбитого корыта.

— (контаминация) = остался за бортом

= остался у разбитого корыта

  1. Писатель идет в одну ногу со своим временем.

— (речевая избыточность – расширение состава фразеологизма) … идет в ногу со временем.

  1. Можно часами любоваться белокаменными стенами, покрытыми серой пылью веков.

— (искажение состава фразеологизма)

… покрытыми пылью веков.

  1. Вступил в строй действующих предприятий завод термопластов.

— (речевая избыточность)
действующих предприятий – лишнее

  1. Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

— (сочетаемость) … красной нитью проходит мысль / основной вопрос произведения – будущее России.

ЗАНЯТИЕ 5: Изобразительно – выразительные средства языка

/В силу малого количества часов на изучение курса в одной лекции дается материал и по лексическим средствам выразительности, и по синтаксическим./

  1. Тропы (лексические средства выразительности)

В художественном, публицистическом и разговорном стиле широко используются языковые средства, усиливающие действенность высказывания тем, что к чисто лексическому его содержанию добавляются различные экспрессивно – эмоциональные оттенки.

Сравнить: мышь грызет, тоска грызет, ученик грызет гранит науки (в первом с.с. слово «грызет» используется в прямом смысле, а во втором и третьем – в переносном).

Троп – это слово и выражение в переносном значении, которое сохраняет образность, не лишилось выразительности.

  1. Эпитет – художественное определение (не логическое).

Логическое определение называет признак, выделяет данный предмет из числа других.

Например, яблочное варенье, отличает данный предмет от вишневого и малинового варенья. А яблочный румянец, яблочный закат – эпитеты.

Художественное определение основано на образности.

С одной стороны, образность эпитета построена на переносном значении. Ведь закат из яблока не бывает, здесь перенос по цвету.

С другой стороны, эпитет – наиболее существенный в предмете признак, значимый в данном конкретном случае.

А волны моря с печальным ревом о камень бились.

В атаку стальными рядами мы поступью твердой идем.

Словно сам охваченный дремой, старик – океан будто притих.

Чтобы эпитет был выразительным, он должен быть непривычным, не повседневным.

  1. Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них через другое.

Сравнение – средство описания предмета.

Перстенек как жар горит.

Сравнения выражаются различными способами.

  • Формой творительного падежа: Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы.

  • Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля.

  • Оборотами с различными сравнительными союзами: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял.

  • С помощью слов «похожий», «подобный»: Ее любовь к сыну подобна безумию.

Иногда используются развернутые сравнения: Чичиков все еще стоял неподвижно на одном и том же месте, как человек, который весело вышел на улицу с тем, чтобы прогуляться, с глазами, расположенными глядеть на все, и вдруг неподвижно остановился…

  1. Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. В отличие от сравнения, метафора называет только то, с чем сравнивается. Сходство может быть основано на различных чертах:

Горит восток зарею новой. Над скалами высоко и медленно плавал коршун. Приручением животных люди занимались еще на заре человеческой культуры. Тихо дремлет река.

  1. Метонимия – слово и выражение, употребленное в переносном значении на основании замещения одного предмета другим.

Связь может быть между:

  • содержимым и содержащим: Я три тарелки съел.

  • автором и его произведением: Белинского и Гоголя с базара понесет.

  • действием и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

  • предметам и материалом, из которого он сделан: Не то на серебре – на золоте едал.

  • местом и людьми, находящимися на этом месте: Все поле охнуло. Зал встал.

  1. Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на переносе значения по признаку количественного соотношения между ними:

  • единственное число вместо множественного: Все спит: и человек, и зверь, и птица. Как ликовал француз.

  • множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны.

  • часть вместо целого: Все флаги в гости будут к нам.

  • родовое вместо видового: Ну что ж, садись, светило.

  • видовое вместо родового: Пуще всего береги копейку.

  1. Гипербола и литота.

Гипербола – непомерное преувеличение:

В сто сорок солнц закат пылал. Клубника с кулак величиной.

Литота – преуменьшение: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. Мальчик – с – пальчик. Мужичок с ноготок.

  1. Ирония – употребление слова или выражения с смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты голова (обращение к ослу). Хилого называют Геркулесом, безобразного Аполлоном.

  2. Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. Аллегория используется в сказках, баснях, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы:

хитрость – образ лисы, коварство – образ змеи, трусость – образ зайца.

  1. Перифраз(а) – описательный оборот, используемый вместо названия предмета: автор «Евгения Онегина» (Пушкин), царь зверей (лев), люди в белых халатах (врачи).

2 . Фигуры речи (синтаксические языковые средства)

    1. Повтор.

  • анафора – единоначатие (лексическое или синтаксическое):

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем.

Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работой твоей.

  • стык – повтор в конце одной строки и начале другой:

О, весна без конца и без краю,

Без конца и без краю мечта.

  • эпифора – повтор слов в конце смежных отрывков (предложений):

Срывайтесь за ними,

Неситесь за ними,

Гонитесь за ними,

Спешите в поля.

  • параллелизм – одинаковые по синтаксическому построению предложения, идущие подряд:

Но вы не хотели цветов,

И вы не расслышали слов.

    1. Антитеза – противопоставление противоположных понятий: Сытый голодному не товарищ. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет.

    2. Оксюморон (остроумно – глупое) соединение несоединимых (противоречащих друг другу) понятий: горькая радость, красноречивое молчание, живой труп.

    3. Градация – расположение однотипных понятий по усилению значимости :

  • восходящая градация: ни дня, ни минуты, ни секунды. Федоровна вошла в свои темные, душные, скучные комнаты. Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке».

  • нисходящая градация: не сломлюсь, не дрогну, не устану.

    1. Риторический вопрос – вопрос – утверждение, не требующий ответа. Кто не читал сказок Пушкина! И какой же русский не любит быстрой езды!

Задание 1: Найти средства выразительности.

  1. И сбежались с Уральской кручи горностаевым мехом тучи.

  2. Москва, спаленная пожаром, французу отдана.

  3. Я царь – я раб, я червь – я бог.

  4. Весь город обсуждал это событие.

  5. Так хочется иметь крышу над головой.

  6. За все, за все тебя благодарю:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей.

  1. Сидит милый на крыльце с выраженьем на лице,

А у милого лицо занимает все крыльцо.

  1. И невозможное возможно, дорога долгая легка.

  2. Роман пошел к развязке.

  3. Неизъяснимая словами, жизнь обрела черты …

Домашнее задание: Определить тропы и фигуры.

(ответы надписать над соответствующими словами и словосочетаниями)

Текст

ритор. вопр. анафора сравнение

Хлеб! Что может быть важнее?! Хлеб – солдат в дни войны, искусный

метафора анафора. сравнение

пропагандист, политик – в дни мира. Хлеб, наконец – это рука, протянутая

синекдоха градация

пострадавшему от стихийного бедствия соседу. Без хлеба нет еды, нет счастья, нет жизни.

эпитет метафора эпитет

В утреннюю свежесть воздуха вплетается живительный запах теплого хлеба…

эпитет синекдоха

И все это – дело золотых рук хлебороба. Поклонись ему и будь совестлив перед его

оксюморон эпитет метафора

повседневным подвигом. Помни мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины

метафора синекдоха

веков. Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба.

Задание для контрольной работы: отредактируйте предложения

1 вариант

  1. Я хочу продолжить семейную династию и потому решил стать офицером.

  2. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на два часа.

  3. Сравним последние экономические показатели с предыдущими годами.

  4. Необходимо улучшить снабжение кормами животноводства.

  5. Пора подвести результаты встречи.

6. В нашей работе ведущее значение уделяется нравственному воспитанию детей. 7. Мы преклоняем голову перед защитниками Отечества.

  1. Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять собой единый монолит.

  2. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга.

  3. Изменения , прошедшие в нашей стране за последние 5 лет, необратимы.

  4. Меня просили написать свою автобиографию.

  5. Знания этого студента троечные, посредственные.

  6. Молодые учителя ощущают большие затруднения в работе с родителями учеников.

  7. Эта пожилая женщина была еще очень молодой.

  8. Давно замечено , что защита нашей команды хромает.

16. Приборы помогают установить , какие детали являются браковочными .

  1. Идеалом счастья Обломов считал сытную жизнь.

  2. Чаша его терпения наконец лопнула

  3. Постоянное застирывание пятен вдет к сохранению времени использования изделия.

  4. Ваш ответ привел нас в заблуждение .

2 вариант

  1. Значительный эффект в обучении оказывает использование примеров из жизни.

  2. Конкурс вскрыл то лучшее, что было наработано за год .

  3. Поломку можно сравнить с нездоровым человеком, а слесаря — с врачом.

  4. Необходимо предпринять решительные меры.

  5. Мы обращаем главное внимание на развитие качества продукции.

  6. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.

7. Наблюдается резкое уменьшение уровня жизни.
8; Контракт был заключен в устной форме.

  1. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы.

  2. Школьники не остались безучастными к чистоте родного города.

  3. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.

  4. Иванов был полным невежей в вопросах искусства.

  5. Его настигла случайная шальная пуля.

  6. Жидкость в стенках капилляра опускается, на высоту, определяемую формулой.

  7. Экскурсанты внимательно рассматривали старинные полотна.

  8. Продолжительность процесса длится 2 часа.

17 Студенты должны стать соучастниками образовательного процесса. ^

  1. Маска надежно укрывает лицо вратаря.

  2. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей.

  3. Здесь похоронены те, кто сложил свои кости за Родину

3 вариант

  1. Мы дважды прослушали беседы по технике безопасности.

  2. Как расширился круг познаний студентов!

  3. Выдающиеся успехи, одержанные нашими хоккеистами, произвели на всех неизгладимое впечатление.

  4. Наши знания о богатствах недр земли являются лишь незначительной частью скрытых, еще больших богатств.

  5. Артисты с нетерпением ждали приближения дня премьеры.

  6. Главная задача правительства — увеличение уровня благосостояния народа.

  7. Никто не смог ответить на вопрос, данный лектором.

  8. Наши фермеры завоевали рекорд по настригу шерсти тонкорунных овец.

  9. Свободная вакансия есть на медицинском факультете.

  10. Будем ждать ответную контратаку.

  11. День рождения начнется в три часа.

  12. Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

13. Медлительность и нерасторопность в подготовке к отопительному сезону не допустимы.
14. Этот путь разрешения конфликта кажется проблемным .

15. Нельзя убивать даже ради осуществления великой цели.

16. Человек он был тяжелый .

  1. Большое значение стали играть сетевые графики .

  2. Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые стилевые поправки.

  3. Регистрация командировочных из Москвы производится в вестибюле.

  4. Регулярные занятия утренней гимнастикой понижают иммунитет детей.

Вариант 4

1 . Установлено незаконное расхищение государственного имущества .

  1. Гринчик предупредил стажера о подводных камнях, которые могут встретиться на пути самолета.

  2. Калибр найденной пули отличается от пули из тела убитого .

  3. Спектакль оказал на зрителей огромное впечатление .

  4. Предполагается вновь возобновить работу после капремонта

  5. В статье придавалось большое внимание чуткому отношению к кадрам .

  6. Нужно воспитывать детей как патриотов своей Родины.

  7. Характеристика Климова точно соответствовала действительности . 9..В прошедшие дни прошли снегопады,-и выпало много снега.

  1. Он быстро заслужил известность ..

  2. Вы спрашиваете, почему так рухнул интерес детей к чтению.

  3. Толпа людей ворвалась в здание .

  4. Личными интересами нельзя загораживаться от общественных .

  5. Грудной ребенок требует ухода матери.

  6. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.

  7. Установлено, что ткачи седьмой бригады используют брачные простыни в качестве покрывал для

станков .

  1. Систематическое нарушение дисциплины влечет за собой наложение материального поощрения на работника.

  2. Качество изделий желает много лучшего.

  3. Газеты сообщили об отъезде гостя из Англии.

  4. Эффектное управление тепловым потоком играет огромное значение в производственном процессе.

Литература по курсу

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Любое издание.

  2. Алиева Т.С. Словарь синонимов русского языка. М., Юнвес, 2002.

  3. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., Просвещение, 1987.

  4. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. Любое издание.

  5. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П. Школьный словарь иностранных слов. Любое издание.

  6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., Книга, 2001.

  7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Москва. 1998.

  8. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., Айрис – пресс, 1997.

  9. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., Высшая школа, 1982.

  10. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С, Стилистика современного русского языка и культура речи. М., Академия, 2002.

  11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., Айрис, 1996.

  12. Шустова Л.В. Лексическая стилистика русского языка. М., Издательский центр, 1995.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Распространенные синтаксические ошибки
  • Рассыпались румяна как исправить
  • Распространенные ошибки при ремонте
  • Рассчитайте стандартную ошибку среднего если выборочное среднее равняется 10 дисперсия 4 при n 100
  • Распространенные морфологические ошибки