Разрушение причастного оборота это ошибка

При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Наиболее распространенные из них п...

Неправильное построение предложения с причастным оборотом


Неправильное построение предложения с причастным оборотом

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 357.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 357.

При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Наиболее распространенные из них представлены в данной статье. Также приведены примеры правильного использования причастных оборотов с примерами.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Нарушения в построении предложений с причастным оборотом обычно связаны с незнанием либо непониманием норм употребления причастий и причастных оборотов в речи.

Наиболее распространенные ошибки приведены в таблице.

Правило Примеры неправильного построения предложений с причастным оборотом Примеры правильного построения предложений с причастным оборотом
Между причастным оборотом и определяемым словом нежелательно употреблять другие члены предложения Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.

Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус.

Подарки, купленные к празднику, лежали в коробке.

Расцветавший только раз в год кактус стоял у нас на столе.

Причастие в составе причастного оборота должно быть согласовано с определяемым словом (существительным или местоимением) в числе, роде, падеже Я весь день напевал услышанный в автобусе песенку.

Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа.

Я весь день напевал услышанную в автобусе песенку.

Это была вторая по счету одержанная спортсменом победа.
+

Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота Маша принесла домой найденного котенка на улице.

В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет.

Маша принесла домой котенка, найденного на улице.

В парке было много лавочек, покрашенных в синий цвет.

Для выражения одновременных действий, причастие и глаголы в предложении должны быть одного вида и времени (кроме будущего) Женщина, играющая гостям на скрипке, сидела у окна.

Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой.

Женщина, игравшая гостям на скрипке, сидела у окна (играла и сидела).

Котенок, лежавший на коврике, наблюдал за хозяйкой (лежал и наблюдал).

В позиции перед определяемым словом причастный оборот не обособляется (исключение – если определяемое слово выражено личным местоимением); в позиции после определяемого слова – оборот выделяется запятыми с двух сторон Хлеб купленный в булочной очень понравился Саше.

Найденный в раздевалке, зонт мы вернули владельцу.

Хлеб, купленный в булочной, очень понравился Саше.

Найденный в раздевалке зонт мы вернули владельцу.

Для выражения дополнительного действия, которое совершается над определяемым предметом, употребляются страдательные причастия НВ, а не возвратные действительные причастия НВ Задача, решающаяся всем классом, была сложна.

Убирающийся воином в ножны клинок был сделан из прочной стали.

Задача, решаемая всем классом, была сложна.

Убираемый воином в ножны клинок, был сделан из прочной стали.

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина Паращенко

    7/7

  • Дарья Кузнецова

    7/7

  • Лаура Джуккаева

    7/7

  • Андрей Малахов

    6/7

  • Даша Глухова

    6/7

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 357.


А какая ваша оценка?

Подготовка к ЕГЭ (Оформление причастного и деепричастного оборотов)

  1. Категорически недопустимо разрушение целостности причастного оборота. Напомним, что причастный оборот — это причастие вместе со словами, которые от него зависят; весь причастный оборот играет в предложении роль определения при существительном или (реже) местоимении — определяемом слове. Например, в предложении: Из-под куста выпорхнула поначалу показавшаяся мне совсем маленькой птичка определяемое существительное — птичка, причастный оборот (определение при этом существительном) — поначалу показавшаяся мне совсем маленькой.

Правило гласит: определяемое слово должно стоять либо до, либо после причастного оборота; оно не может находиться внутри причастного оборота.

Именно это правило нарушено в следующих примерах:

*Весь мир напряженно следит за происходящими событиями в Югославии; *Отныне экономика молодой республики не будет в такой мере зависеть от поставляемой нефти из Башкирии’, *Я следил за убегающим поездом в даль степей (соч.).

  1. В отличие от глагола, причастие (особая глагольная форма) не имеет ни форм будущего времени, ни форм условного (сослагательного) наклонения. Поэтому в причастном обороте не может говориться ни о действиях, которые должны совершиться в будущем по отношению к действию, обозначенному сказуемым, ни о гипотетических действиях (соответственно, неверно и само образование не существующих в русском языке форм причастий будущего времени, например, *придущий от глагола прийти, и форм причастий условного наклонения, например, *пришедший бы — от того же глагола).

Именно эти нормы нарушены в следующих фразах:

*Каждая девушка ждет Егосвоего Единственного, своего принца, обязательно придущего к ней однажды (соч.); *Проблема пдэтического языка А. Платонова настолько сложна, что, несмотря на большое количество посвященных ей работ, она все еще ждет исследователя, вскрывшего бы глубинные языковые основания неповторимого стиля писате- ля (газ.).

Неверно использован причастный оборот и в следующем предложении:*Сама же Мур, по пафосному высказыванию одного из ее друзей, мечтает увидеть пламя пожара, поглотившего грязные отпечатки бурной юности, дабы 12-летняя Румер, 9-летняя Скаут и 6-летняя Таллула Белл никогда не узрели бы свою мать в непотребном виде (газ.).

В этой фразе сразу несколько ошибок — одна лексическая и две грамматических:

  1. в начале предложения употреблено прилагательное пафосный, очень популярное в последние годы, но от этого не делающееся нормативным. Хотя оно и зафиксировано в некоторых словарях русского языка, следует знать, что основным литературным вариантом является прилагательное патетический’,

2) речь идет о гипотетическом пожаре, поэтому использование причастного оборота, даже с правильно образованной формой причастия, неверно. Для выражения требуемого смысла следовало построить придаточное предложение:… пламя пожара, который поглотил бы отпечатки…;

3) в последней части предложения — лишняя частица бы: в придаточных предложениях, которые обозначают желаемое, но не действительное положение дел и открываются союзами чтобы, дабы, с тем чтобы (в состав которых, заметим, уже входит -бы), частица бы второй раз (при глаголе) не употребляется. Следовало: …чтобы 12-летняя Румер, 9-летняя Скаут… никогда не узрели свою мать… .

  1. Причастный оборот, особенно сильно распространенный, может существенно затруднить восприятие предложения, сделать фразу тяжеловесной, неудобочитаемой. Полезно иметь в виду следующие рекомендации.

  1. Перед определяемым словом лучше располагать малораспространенные причастные обороты; сильно распространенный оборот лучше расположить сразу после определяемого слова. Например, в приведенной выше фразе Из-под куста выпорхнула поначалу показавшаяся мне совсем маленькой птичка причастный оборот длиннее, чем все остальное предложение (посчитайте!); вся конструкция будет восприниматься легче, если поставить оборот не перед определяемым словом, а после него: Из-под куста выпорхнула птичка, поначалу показавшаяся мне совсем маленькой.

То же самое верно не только для причастных оборотов, но и для любых других определений с зависимыми словами (распространенных).

  1. Во многих случаях причастный оборот лучше заменить синонимичным ему придаточным предложением, особенно если в основном предложении уже присутствуют другие распространенные определения. Кроме того, при внимательном чтении часто оказывается, что без какого-либо оборота можно обойтись без всякого ущерба для смысла. Рассмотрим следующую фразу:

*Наши отношения с этим государством, всегда строившиеся на основе принципов взаимовыгодного сотрудничества, прекрасно зарекомендовавших себя в практике международных отношений, должны и дальше развиваться в этом направлении, обещающем обеим сторонам немало выгод (газ.).

В этом предложении нет ни одной грамматической ошибки, и все же три (!) причастных оборота явно перегружают его. Если присмотреться внимательно, то станет ясно, что оборот прекрасно зарекомендовавших себя в практике меж- 302 дународных отношений является просто лишним: понятие принципы взаимовыгодного сотрудничества в рекомендациях не нуждается, его преимущества очевидны. Исключив ненужный оборот, мы попутно избавимся и от повтора слова отношения, делающего фразу стилистически шероховатой. Итак, исходную фразу можно существенно улучшить, заменив один из причастных оборотов придаточным предложением и убрав лишний оборот. Варианты:

  1. Наши отношения с этим государством, которые всегда строились на основе принципов взаимовыгодуюго сотрудничества. должны и дальше развиваться в этом направлении, обещающем обеим сторонам немало выгод’,

  2. Наши отношения с этим государством, всегда строившиеся на основе принципов взаимовыгодного сотрудничества, должны и дальше развиваться в этом направлении, которое обещает обеим сторонам немало выгод.

Оформление деепричастного оборота

Предложения с деепричастными оборотами требуют особого внимания пишущего (говорящего). Правила их построения часто нарушаются в современной речи.

Главное правило оформления деепричастного оборота

заключается в следующем: деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица.

Нарушение этого правила приводит к курьезам вроде знаменитой фразы из рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга»: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (выходит, что к «станцЫи» подъезжала… шляпа). Вот аналогичный пример из разговорной речи:

*Глядя на тебя, мурашки бегут!

Особенно часто подобные ошибки возникают при построении разветвленных, сильно распространенных предложений:

*Но, глядя на то. сколько талантов по сей день можно найти на просторах СНГ, возникает резонная мысль о том, что сохранение даже жалких осколков одного из самых интересных национальных первенств Европы российские футбольные чиновники не зря считают поводом для гордости (газ.): получается, что «глядит»… мысль (!);*Современная психолингвистика располагает необходимой теоретической и практической базой, осуществив ряд экспериментов с детьми младшего школьного возраста и детьми от 3-х лет, для решения данного вопроса (из студенческой работы): ряд экспериментов на самом деле осуществлен не психолингвистикой, а учеными-психолингвистами; следует обратить внимание также на неудачное расположение деепричастного оборота в этом предложении.

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное, сопутствующее, обозначенное деепричастием, всегда определенным образом соотнесены друг с другом во времени. Таких соотношений может быть два:

  1. Добавочное действие предшествует основному. В этом случае, как правило, должно использоваться деепричастие совершенного вида: а) Увидев подходящий автобус, мы ускорили шаг; б) Закончив объяснение, учителышиа ппедлага- . ет классу решить несколько примеров.

Как видим, в таких предложениях соотношение действий передается формулами:

1а) деепр. соверш. + гл. соверш.;

16) деепр. соверш. + гл. несоверш.

  1. Добавочное действие сопутствует основному, происходит одновременно с ним. В этом случае, как правило, используется деепричастие несовершенного вида:

а) Открывая сказки Пушкина, мы вновь погружаемся в волшебный мир детства; Перечитывая потом эти страницы, Печорин уже совсем иначе оиенивал собственные переживания двухмесячной давности.

б) Изучая поведение животных в естественных условиях, ученые сделали поразительное открытие.

Как видим, здесь соотношение деепричастия и глагола- сказуемого описывается формулами:

2а) деепр. несоверш. + гл. несоверш.;

26) деепр. несоверш. + гл. соверш.

Заметим, однако, следующий принципиально важный момент: формула (26) может использоваться только тогда, когда добавочное действие по своим временным рамкам шире основного. В самом деле, ученые сделали открытие в процессе изучения поведения животных; изучение длилось намного дольше, чем совершение открытия. Ср. еще один сходный пример:

304

Желая примерно наказать Веньку за воровство, Марья Ивановна заперла его на два часа в чулане. (Желание наказать не прекращается с началом наказания.)

Использование формулы (26) без следования этому принципу приводит к грубой грамматической ошибке:

  • Попадая ногой в грязь, Миша испачкал ботинок (Должна была быть использована формула (1а): Попависпачкал.’)

К грубой ошибке приводит и необдуманное использование формулы (2а) в следующей фразе:

*Убивая австрийца, Григорий долго не может забыть всего ужаса смерти, убийств.

В этой фразе возможно только деепричастие совершенного вида — по формуле (16), а лучше было бы и вовсе обойтись без оборота (например: После убийства австрийца… и т. д.). В том же виде, в каком фраза дана в тексте сочинения, она передает логически невозможный смысл: либо в процессе убийства австрийца Григорий долго не может забыть… (?!), либо убийство австрийца длится столько же времени, сколько Григорий не может забыть… , что тоже неприемлемо.

Оформление причастного оборота

Конструкции
с причастными оборотами традиционно
считаются приметой книжно-письменной
речи, хотя в последнее время они всё
шире употребляются и в устной форме
литературного языка. При построении
предложений с причастными оборотами
необходимо учитывать по меньшей мере
три момента.

1.
Категорически недопустимо
разрушение
целостности причаст­
ного
оборота.

Напомним, что причастный оборот — это
причастие вместе со словами, которые
от него зависят; весь причастный обо­рот
играет в предложении роль определения
при существительном или
(реже) местоимении
определяемом
слове
.
Например, в пред­ложении: Из-под
куста выпорхнула поначалу показавшаяся
мне со­всем маленькой птичка

определяемое существительное — птичка,
причастный оборот (определение при этом
существительном) — Поначалу
показавшаяся
мне совсем маленькой.

Правило
гласит:
определяемое
слово должно стоять либо
до,
либо
после
причастного оборота; оно не может
находиться внутри причастного

оборота.

Именно
это правило нарушено в следующих
примерах:

*Весь
мир напряжённо следит за происходящими
событиями в Югославии; *Отныне экономика
молодой республики не будет в такой
мере зависеть от поставляемой нефти из
Башкирии;* Я следил за убегающим поездом
в даль степей (соч.).

2.
В отличие от
глагола,
причастие
(особая глагольная форма)
не имеет ни
форм будущего
времени, ни форм условного (сослагательного)
наклонения. Поэтому в причастном обороте
не может говориться ни о действиях,
которые должны совершиться в будущем
по отношению к действию, обозначенному
сказуемым, ни о гипотетических действиях
(соответственно, неверно и само образование
не существующих в русском языке форм
причастий будущего времени, например,
* при­дущий
от глагола прийти, и форм причастий
условного наклонения, например, *
пришедший
бы
— от того же глагола).

Именно эти нормы
нарушены в следующих фразах:

*Каждая
девушка ждет Его — своего Единственного,
своего принца, обя­зательно придущего
к ней однажды
(соч.);
* Проблема
поэтического языка А. Платонова настолько
сложна, что, несмотря на большое количество
по­священных ей работ, она все еще
ждёт исследователя, вскрывшего бы
глубин­ные языковые основания
неповторимого стиля писателя

(газ.).

Неверно использован
причастный оборот и в следующем
пред­ложении:

Сама
же Мур, по пафосному высказыванию одного
из ее друзей, мечтает увидеть пламя
пожара, поглотившего грязные отпечатки
бурной юности, дабы 12-летняя Румер,
9-летняя Скаут и 6-летняя Таллула Бен
никогда не узрепи бы свою мать в
непотребном виде

(газ.).

В этой фразе сразу
несколько ошибок — одна лексическая и
две грамматических:

1) в начале предложения
употреблено прилагательное пафосный,
очень популярное в последние годы, но
от этого не делающееся нор­мативным.
Хотя оно и зафиксировано в некоторых
словарях рус­ского языка, следует
знать, что основным литературным
вариантом является прилагательное
патетический*;

2)
речь идет о гипотетическом пожаре,
поэтому использование причастного
оборота, даже с правильно образованной
формой при­частия, неверно. Для
выражения требуемого смысла следовало
по­строить придаточное предложение:…
пламя пожара,
который
погло­тил бы отпечатки
...;

3)
в последней части предложения — лишняя
частица бы:
в при­даточных предложениях, которые
обозначают желаемое, но не дей­ствительное
положение дел и открываются союзами
чтобы, дабы,
с тем чтобы

(в состав которых, заметим, уже входит
-бы), частица бы второй раз (при глаголе)
не употребляется. Следовало: …чтобы
12- летняя Румер, 9-летняя Скаут… никогда
не узрели свою мать….

3.
Причастный оборот
,
особенно сильно распространенный,
мо­жет
существенно затруднить восприятие
предложения,

сделать фразу тяжеловесной, неудобочитаемой.
Полезно иметь в виду следующие
рекомендации.

1)
Перед определяемым словом лучше
располагать малораспро­страненные
причастные обороты; сильно распространенный
обо­рот лучше расположить сразу после
определяемого слова. Напри­мер, в
приведенной выше фразе Из-под
куста выпорхнула поначалу показавшаяся
мне совсем маленькой птичка

причастный оборот длин­нее, чем все
остальное предложение (посчитайте!);
вся конструк­ции будет восприниматься
легче, если поставить оборот не перед
определяемым словом, а после него: Из-под
куста выпорхнула птичка
,
поначалу показавшаяся мне совсем
маленькой.

То
же самое верно не только для причастных
оборотов, но и для любых других определений
с зависимыми словами (распространен­ных).

2)
Во многих случаях причастный оборот
лучше заменить синонимичным ему
придаточным предложением, особенно
если в основном предложении уже
присутствуют другие распространенные
определения. Кроме того, при внимательном
чтении часто оказывается, что без
какого-либо оборота можно обойтись без
всякого ущерба для смысла. Рассмотрим
следующую фразу:

*Наши
отношения с этим государством, всегда
строившиеся на основе принципов
взаимовыгодного сотрудничества,
прекрасно зарекомендовавших себя в
практике международных отношений,
должны и дальше развиваться в этом
направлении, обещающем обеим сторонам
немало выгод

(газ.).

В
этом предложении нет ни одной грамматической
ошибки, и все же три (!) причастных оборота
явно перегружают его. Если при­смотреться
внимательно, то станет ясно, что оборот
прекрасно
заре­комендовавших себя в практике
международных отношений

является просто лишним: понятие принципы
взаимовыгодного сотрудничества

в рекомендациях не нуждается, его
преимущества очевидны. Ис­ключив
ненужный оборот, мы попутно избавимся
и от повтора сло­ва отношения,
делающего фразу стилистически шероховатой.
Итак, исходную фразу можно существенно
улучшить, заменив один из причастных
оборотов придаточным предложением и
убрав лишний оборот. Варианты:

1)
Наши отношения
с этим государством, которые всегда
строились на основе принципов
взаимовыгодного сотрудничества, должны
и дальше разви­ваться в этом направлении,
обещающем обеим сторонам немало выгод
;

2)
Наши отношения
с этим государством, всегда строившиеся
на основе принципов взаимовыгодного
сотрудничества, должны и дальше
развиваться в этом направлении, которое
обещает обеим сторонам немало выгод
.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИЧАСТИЙ

1. Из вариантов забредший — забрёвший, приобретший — приобрёвший, приплетший приплёвший первый используется в книжной речи, второй — в разговорной.

Такое же разграничение проводится в парах (на первом месте стоит современная литературная форма, на втором — устарелая или разговорная): вышибленный — вышибенный, заклейменный — заклеймлённый, изрешечённый — изрешетённый, обезопасенный —обезопашенный, пронзённый — пронжённый, обгрызенный — обгрызанный, спелёнатый — спелёнанный (спелёнутый)

2. Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- типа гаснуть мок­нуть, сохнуть сохраняют этот суффикс в причастиях, например: глохнувший, липнувший, мокнувший, слепнувший.

Реже встречаются параллельные формы без суффикса, например: мерзший, кисший.

Приставочные глаголы этого типа, как правило, теряют суффикс в форме причастия, например: оглохший, прилипший, промокший, ослепший. В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы – с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший, постигнувший – постигший, увянувший – увядший и некоторые другие).

3. В современном литературном языке не употребляются формы на -щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), например: «вздумающий составить», «попытающийсяй уверить», «сумеющий объяснить».

Не употребляются также причастия в сочетании с частицей бы, так как от глаголов в форме сослагательного наклонения причастия не образуются, например: «проект, вызвавший бы возражения», «сотрудники, пожелавшие бы записаться в кружки —
самодеятельности».

4. Причастию, как глагольной форме, присущи значении времени, вида, залога.

1) Значение времени в причастии относительное: в одних случаях наблюдается соотносительность времен, выраженных причастием и глаголом-сказуемым, например: видел детей, играющих на бульваре (видел в то время, когда они играли);

в других случаях время, выраженное причастием, соотносится с моментом речи, предшествует ему, например: видел детей, игравших на бульваре. Ср.: 1) В одной из комнат я нашел молодого парня, разбирающего за столом бумага. (Солоухин); 2) В эту ночь, как, нарочно, загорелись пустые сараи, принадлежавшие откупщикам (Герцен).

При прошедшем времени глагола-сказуемого причастие на­стоящего времени указывает на постоянный признак, причастие прошедшего времени — на временный признак. Например: Нас заинтересовал домик, стоящий на опушке леса (ср.: …который

стоит…).— Артем схватил тяжелый молот, стоявший у наковальни… (Н. Островский) (ср.: …который стоял…).

Ср. также: На совещание прибыли все делегаты за исключением отсутствующих по болезни (совещание еще происхо­дит). В работе совещания приняли участие все делегаты, за исключением двух, отсутствовавших по болезни (совещание уже закончилось).

Неточная форма времени причастия использована в предложении: «Работа была выполнена в течение пяти дней вместо предполагаемых шести» (предположение относится к прошлому, поэтому не подходит форма настоящего времени причастия предполагаемых; не подходит также форма предположенных, имеющая значение совершенного вида, тогда как по смыслу фразы нужно причастие несовершенного вида — от глагола предполагать, а не от предположить; правильная форма для данного случая – предполагавшихся). Наоборот, нужна форма настоящего, а не прошедшего времени причастия в предложении:

«Существовавшее до сих пор положение в области использования электровозов не удовлетворяет уже возросшим требованиям транспорта» (если оно не удовлетворяет, то, значит, оно еще существует, поэтому следовало сказать: Существующее до сих

положение…).

2) Значение зал о г а учитывается в формах причастий на –ся: в них возможно смешение возвратного и страдательного значений. Явно неудачно сочетание «коровы,отправляющиеся на убой» (вместо: коровы, отправляемые на убой).

В подобных случаях следует, где это возможно, заменять формы на -ся другими (обычно формами на -мый). Например, вместо «девочка, воспитывающаяся бабушкой» следует сказать: девочка, воспитываемая бабушкой; работы, выполняемые студентами-заочниками.

ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ

Обособленный причастный оборот обладает, как известно, большей смысловой нагрузкой по сравнению с тем же оборотом в случае его необо­собления. Ср.: Написанная мелким почерком, рукопись читалась с трудом (распространенное определение, выраженное обособ­ленным причастным оборотом, содержит добавочное причинное значение).- Написанная мелким почерком рукопись читалась с большим трудом (необособленный причастный оборот имеет только определительное значение).

Необособленный причастный оборот теснее примыкает к определяемому существительному. Ср.: покрытое крупными морщинами лицо старика (устойчивый признак) — лицо его, покрытое круп­ными каплями пота (временный признак; играет также роль лексический состав обеих конструкций).

В предложениях с причастными оборотами возможны следующие ошибки:

1) Нарушение согласования между определяемым словом и определением-причастием, например: в тексте, составленным (Т.п.) вами – надо: в тексте (каком? П.п.), составленном вами.

Особый случай: обратите внимание на предложения, в которых причастный оборот распространяет сочетание типа часть книг, когда в зависимости от значения возможно различное согласование причастий. Ср.: Часть книг, предназначенная для выставки, уже получена (получены все книги, предназначенные для вы­ставки).- Часть книг, предназначенных для выставки, уже получена (получены не все книги, предназначенные для вы­ставки). Такие варианты согласования встречаются в тех слу­чаях, когда причастный оборот определяет не отдельное слово, а словосочетание. Ср. также: количество электроэнергии, по­требляемое… (подчеркивается количественная сторона) — количество электроэнергии, потребляемой… (характеризу­ется объект, о части которого идет речь); две тысячи рублей, взятых взаймы десять тысяч рублей, взятые у сестры (Л. Толстой).

Различные смысловые оттенки имеются в сочетаниях: вижу свою страну освобожденной от рабства капитала вижу свою страну, освобожденную от рабства капитала. В первом варианте указывается не только объект восприятия (страна), но и характер этого восприятия (вижу освобожденной); во втором варианте дается только определение предмета при помощи обособленного причастного оборота.

2) Разрушение причастного оборота – стилистическая ошибка, возникающая в результате нарушения порядка слов в причастном обороте. Неверно: приведенные факты в статье – верно: факты, приведенные в статье или приведенные в статье факты.

Причастный оборот может находиться или после определяемого слова (письмо, полученное от автора), или перед ним (получен­ное от автора письмо), но не должен включать в себя определя­емое слово («полученное письмо от автора»). Чаще причастный оборот находится после определяемого слова. Причастия обычно сопровождаются пояснительными словами, необходимыми для полноты высказывания. Так, стилистически неудачны сочетания: «вошедших граждан просят уплатить за проезд» (ср.: вошедших в автобус граждан…); «поступившие рукописи посланы на рецензирование» (ср.: поступившие в редакцию рукописи…). Пояснительные слова могут опускаться, если их отсутствие оправдывается условиями контекста, смыслом самого предложения, ситуацией высказывания и т. д., например: Рассматриваемая работа имеет ряд положительных сторон (из рецензии); Все внесенные предложения заслуживают внимания (из речи на собрании); Намеченные планы выполнены досрочно (об этих планах речь шла раньше).

3) Неоправданное нанизывание причастных оборотов в тексте (в устной речи существенным недостатком является скопление форм на –ший и –вший, ведущее к неблагозвучию). Например, явно перегружена причастными конструкциями такая фраза: Моя подруга, не сумевшая поехать на юг и отдыхавшая в подмосковном пансионате, бывшем раньше пионерским лагерем и оказавшемся не вполне отвечавшим ее запросам, не очень довольна прошедшим летом. (Часть информации лучше дать в отдельном предложении; какие-то из оборотов заменить синонимическими конструкциями).

4) Одновременное использование параллельных синтаксических конструкций, т.е. использование при одном определяемом слове определения-причастного оборота и придаточного определительного как однородных единиц, например: Студенты, не сдавшие своевременно книги в учебную библиотеку и которые не заплатили штраф…

5) Построение конструкций, допускающих двоякую соотнесенность, когда возникает двузначность предложения, например: «Заявление председателя комитета, занимающегося этими вопросами…» (занимается председатель или комитет?). Возможные варианты правки: Заявление, сделанное председателем комитета, занимающимся этими вопросами – заявление, сделанное председателем комитета, занимающегося этими вопросами.

6) Неверное употребление форм времени, вида и залога (действительное-страдательное) причастий, например, «фильм, снимающийся/снимавшийся им» вместо «фильм, снимаемый/снятый им».

Причастные обороты используются для замены синонимичных придаточных определительных предложений в ряде случаев:

  1. если высказывание имеет книжный характер, например:
    Многочисленные факты, накопленные наукой, подтвердили правильность гипотезы, выдвинутой молодым ученым; Лодки наши, влекомые течением, плыли посредине реки (Арсеньев).

  2. если в сложном предложении повторяется союзное слово
    который, в частности при последовательном подчинении придаточных предложений, например:

«На научно-методической конференции, которая была посвящена вопросам преподавания иностранных языков, был сделан ряд сообщений, которые содержали интересные данные о применении системы программированного обучения» (каждое из придаточных предложений или оба они могут быть заменены причастными оборотами).

ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ учени___7 «___» класса __________________

Упражнение 1. Образуйте полные и краткие формы страдательных причастий от данных глаголов; составьте небольшие предложения или словосочетания, учитывая оттенки в значениях слов:

Глагол

Полная форма

Краткая форма

обвесить (покупателя на 100 г.)

обвешать (елку игрушками)

развесить (флаги)

развешать (картины по разным местам)

свесить (лестницу)

свешать (разг.товар)

помесить (глину)

помешать (суп)

перемесить (глину)

перемешать (компоненты)

замесить (тесто)

замешать (в преступление)

смешать (краски)

выкатить (телегу)

выкачать (воду)

выстрелить (из ружья)

застрелить (врага)

пристрелить (раненого зверя)

подстрелить (утку)

прострелить (руку)

настрелять (много уток)

обстрелять (разведчиков)

отстрелить (по особому разрешению лося)

перестрелять (бандитов)

пристрелять (оружие)

расстрелять (предателя)

Упражнение 2. Употребите нужную форму причастия, выбирая из тех, что приведены в скобках (лишнее зачеркнуть).

1. Горький – писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувствием к своему народу. 2. Раскрылись (набухавшие, набухшие) на деревьях почки. 3. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкнувший, привыкший) ко всеобщему вниманию. 4. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень не простая. 5. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову.

Упражнение 3. Исправьте ошибки в употреблении причастий.

1. Титов, рискуя жизнью, спасший шахту от катастрофы, ставший писателем, тоже является наследником Корчагина. ______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Освещаемая вражескими прожекторами, под ливнем пулеметных очередей, среди взрывов, вперед ринулась штурмовая колонна.____________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Утром пассажиры и летчики, частично обмороженные, спасатели на вертолетах были доставлены в город.

_____________________________________________________________________________________

4. Особое внимание нужно уделить имевшимся недостаткам в вопросах качества консервов и колбасных изделий.

_____________________________________________________________________________________

5. Поводом для происшедшего в 1853 году разрыва дипломатических отношений между рядом держав и последующего начала военных действий стал давний спор между православной и католической церковью из-за владения христианскими святынями в Палестине, входящей тогда в состав Османской империи.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вот и совершилось давно ожидаемое нашим крестьянством: принят Закон о земле.

_____________________________________________________________________________

Упражнение 4. Исправьте ошибки при употреблении причастия:

1. Мы покажем вам кадры из нового фильма, снимающегося на киностудии «Мосфильм».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Когда год спустя я стоял перед этой картиной в подвале, то эпоха та казалась мне совсем туманной и давно вдавшейся в глубь веков.________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Разместившись на острове, омываемом рукавами реки, выставка займет площадь 40 гектар.

____________________________________________________________________________________________

4. В этом году произошло событие, важное для всего предприятия: мы стали выпускать обувь, удостоившуюся Знака качества.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Не оставляйте топящие печи без присмотра. Последнее важно для всех, но особенно для школ, больниц, детских учреждений, а также овощехранилищ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Григорий раскидывал обломки, набившие колодец, не задумываясь о том, что может повредить скафандр.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Моряки, направляющиеся на судно, идущие в рейсы, выполняющиеся судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Задание 8. На­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том.

Какие на­ру­ше­ния в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том могут быть допущены? Как найти предложения с данными ошибками?

ПОДСКАЗКА.

Находим предложения, в которых есть причастия.

Как это сделать?

Причастия имеют суффиксы: —ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, — ем-, -им-, -ом-, а+нн-, -я+ нн-, -енн-, -т-.

Причастия легко заменить глаголом: читающая девочка (читает), построенный дом (построили).

Какие ошибки могут быть в предложениях с причастными оборотами?

  • Неверный падеж причастия.

Находим определяемое слово (главное) и задаём от него вопрос к причастию.

Детей, пишущими сочинение (ошибка).

Детей (каких?) пишущих сочинение.

  • Неправильное расположение определяемого слова.

Запомните: определяемое слово (от которого зависит причастие) должно стоять или ДО, или ПОСЛЕ причастного оборота, но не в нём.

Ошибка.

При­е­хав­шие род­ствен­ни­ки к нам в гости по­се­ли­лись на даче.

Верно.

определяемое слово Родственники (какие?), причастный оборот приехавшие к нам в гости, поселились на даче.

  • Неправильное расположение причастного оборота по отношению к определяемому слову.

Предложение должно быть построено так, чтобы было понятно, какое именно слово поясняет причастный оборот.

Ошибка.

Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием. (Кто за кем следил? Непонятно).

Верно.

Каждый программист (какой?), следящий за состоянием техники, был закреплён за определённым компьютером.

  • Использование неправильного разряда причастия.

Вспомним, что действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам совершает действие; страдательное – признак того предмета, который испытывает на себе действие.

Ошибка.

Документынаправляющиеся на экспертизу, необходимо серьёзно готовить.

(Документы не могут сами себя направлять на проверку, их направляют).

Верно.

Документынаправляемые на экспертизу, необходимо серьёзно готовить.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

E-mail

Понятие причастия

Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.

Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

  • Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
  • Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

  • Страдательные причастия настоящего времени.
  • Страдательные причастия прошедшего времени.
  • Действительные причастия настоящего времени.
  • Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

  • Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
  • Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

  • Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник. То есть подарок испытывает действия именинника, но он сам действие не выполняет.
  • Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок испытал действия именинника.

А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Все правила по русскому языку под рукой

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Определение причастного оборота

Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.

Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.

Запоминаем!

Причастный оборот отвечает на вопросы: какой? что делающий? что сделавший?

Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего выполняет функцию определения и подчеркивается волнистой линией.

Причастие обозначает признак предмета по действию:

В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.

Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Границы причастного оборота

Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.

Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:

  • Пригревающее (кого?) — нас.
  • Пригревающее (как?) — нежно.

Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».

Запоминаем!

Причастный оборот состоит только из полных причастий с зависимыми словами. Краткие причастия мы используем только в роли составного именного сказуемого.

Знаки препинания при причастном обороте

Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.

По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:

  1. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.

    Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.

  2. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).

    Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.

  3. Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:

    • причастный оборот относится к личному местоимению (я, ты, он, она, оно, они);
    • причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);

      Пример:

      Встревоженный, Владимир открыл окно. – Владимир открыл окно, (почему?) так как был встревоженный.

    • причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения.

      Пример:

      Напуганный шагами туристов, стараясь быстрее скрыться из виду, лис кинулся в чащу.

Распространённые ошибки при использовании причастного оборота

При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:

  • Между ПО и определяемым словом не должно быть разрыва.

    Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.

    Земля пропиталась влагой от дождя, еще не промерзшая.

    Шум тихо трепещущей листвы наполнял все пространство.

    Еще не промерзшая земля пропиталась влагой от дождя.

  • Ошибка при употреблении залога.

    Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.

    Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.

  • Сочетание разных синтаксических конструкций.

    Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.

    Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и устраивающую моих родителей.

  • Главное слово разрывает ПО.

    Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.

    Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Разрушается отмостка вокруг дома как исправить
  • Разрисованные обои детьми как исправить
  • Размытый шрифт на мониторе как исправить windows 10
  • Разрешить только во время использования приложения как исправить
  • Разрешить ситуацию лексическая ошибка