Ребенок 12 лет рассеянный невнимательный как исправить

Невнимательность – нарушение способности к концентрации внимания.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос здоровым, активным, целеустремленным, хорошо учился и легко справлялся со всеми заданиями.

Чаще всего с проблемой невнимательности сталкиваются дети, которые пошли в школу. Так как во время учебы требуется немалая концентрация внимания.

Это не значит, что проблема появилась «вдруг», просто она стала более замена, чем в дошкольном возрасте. Скорее, он был рассеянным.

Слабая концентрация внимания негативно сказывается на ребенке. Ему тяжелей сидеть на уроках, сосредотачиваться на определенных заданиях. У школьника появляется быстрая утомляемость. По этим же причинам ухудшается успеваемость в учебе, или ребенок просто теряет к ней интерес.

Чаще всего родители думают, что проблема ухудшения оценок в том, что ребенок просто ленится, и поэтому его внимание рассеянное. Хватаясь за голову, взрослые начинают ругать и наказывать школьника.

Прежде чем ругать за «лень» стоит разобраться действительно ли всё так просто. Часто детям требуется помощь для развития необходимого уровня внимания.

Сегодня мы поговорим о том, как выявить эту проблему и что делать родителям в данной ситуации, чтобы помочь ребенку.

Что такое невнимательность и каких видов она бывает

Невнимательность – нарушение способности к концентрации внимания.

Если ребенок невнимателен, ему очень сложно сконцентрироваться на каком–либо предмете, разговоре или занятии, довести начатое дело до конца. Человек не способен удерживать внимание на деталях. Такие люди часто теряют вещи, быстро отвлекаются, постоянно забывают о невыполненных делах.

Существует несколько видов нарушения внимания:

  1. Рассеянность – легкая непроизвольная переключаемость слабо интенсивного внимания, часто встречается у дошкольников младших школьников.
  2. Профессорская» рассеянность – состояние, при котором трудно переключить внимание с одного процесса на другой, в результате полного погружения в процесс.
  3. Слабая интенсивность внимания – тип невнимательности, характеризующийся плохой концентрацией внимания и его переключения.

Сталкиваясь с проблемой невнимательности нужно решить, требуется ли в данной ситуации помощь специалиста, либо можно справиться самостоятельно.

В большей части невнимательность носит приобретенный характер, поэтому избавиться от нее можно.

Почему дети рассеянные и невнимательные

Не понимая причину невнимательности, невозможно ей противостоять.

Прежде всего необходимо успокоиться. Требуется проанализировать действия

ребенка и выявить причину того, что он стал рассеянным.

Возможные причины детского рассеянного внимания:

Связанные с образом жизни:

  • Переутомление– характерна высокая утомляемость
  • Неправильное питание
  • Недостаток сна
  • Малоподвижный образ жизни
  • Техногенная перегрузка – причиной всему является переизбыток информации, а точнее стресс. Ускоренный темп жизни, постоянные перегрузки приводят организм к истощению, в том числе к ухудшению концентрации внимания.

Связанные с особенностями ребенка

  • Чрезмерная мечтательность
  • Гиперактивность– дети с таким диагнозом, как правило, имеют избыточную двигательную активность, обладают слабой концентрацией внимания.
  • Болезненность — ребенок со слабым здоровьем отличается высокой утомляемостью.
  • Дефицит внимания – дети с таким заключением нуждаются в специальном комплексном содействии родителей совместно с педагогами, психологами, а также медиками.
  • Слабая нервная система – таким детям сложно быстро менять форму деятельности и концентрироваться на ней.

С образом жизни родители могут решить вопросы самостоятельно, а в случае, когда вы подозреваете, что недостаток внимания связан с особенностями развития и здоровья, лучше обратиться к специалисту и уточнить причину проблемы.

Как понять, что ребенок невнимательный

Основными симптомами невнимательности чаще всего являются:

  1. Неусидчивость
  2. Сложности в запоминании информации
  3. Ему сложно сконцентрироваться на одном занятии
  4. Создается впечатление, будто он не слушает собеседника
  5. В процессе занятий очень легко отвлекается на внешние раздражители

Рекомендации для родителей – как помочь школьнику?

Сталкиваясь с такой проблемой, родители должны проявить терпение.

  1. Исключите проблемы со здоровьем – если сомневаетесь, лучше проконсультироваться со специалистами – неврологом, нейропсихологом.
  2. Приведите в порядок режим дня, питание — оно должно быть распределенным и правильным, а сон — качественным.
  3. Уделите достаточное время прогулкам на свежем воздухе
  4. Проследите, чтобы ребенок не был перегружен кружками и различными занятиями.
  5. Определите ведущий тип памяти ребенка, для того, чтобы научить его проще запоминать информацию. Делать это эффективно на психодиагностике.
  6. Занимайтесь специальными упражнениями для развития внимания Не нужно ругать школьника за его невнимательность, так он будет воспринимать ситуацию негативно, и проблема только усугубится. Чаще поощряйте: хвалите за успехи, замечайте хорошее.
  7. Создайте дома удобные условия для занятий. Атмосфера в доме должна быть тихой и уютной. Отвлекающих объектов должно быть как можно меньше, на столе только необходимые предметы, окна во двор, где играю дети и вообще, происходит столько интересного, тоже лучше закрыть шторами. Мотивируйте на учебу методом поощрения, а также радуйтесь его успехам.
  8. Если ребенок занимаемся – не отвлеките его, иначе он будет быстрее уставать.
  9. Научите школьника делать «запланированные» перерывы в занятиях, проводить и активно, пройтись, попить воды, пучить он делает интересные упражнения. Дети очень любят это!
  10. Составьте план и режим дня, учитывая мнение ребенка. Повесьте расписание на видное место. Делайте это вместе. Ребенку будет проще ориентироваться во времени.

Практические упражнения – тренируем внимание.

Внимание можно и нужно развивать! Тренировать внимание лучше с раннего детства. Если заметили у проблемы с концентрацией, стоит уделить этому вопросу свое время. Вот несколько практических упражнений.

Таблица Шульте – представляет собой таблицу в виде цифр от 1 до 25, расположенных беспорядочно. Смысл этой таблицы состоит в том, чтобы ребенок как можно быстрей находил, показывал и называл цифры от 1 до 25 по порядку.

Устраивайте соревнования – засекайте время на секундомере и ставьте рекорды!

«Послушай и сделай как я» – похлопайте в ладоши определенный ритм и попросите за вами повторить. Можно не только хлопать, но и постучать по предметам (например, по банке, столу, книге) в определенном ритме.

Это упражнение полезно для развития слуховой памяти и внимания.

«Попробуй описать меня» – встаньте друг перед другом и предложите ребенку осмотреть ваш внешний, затем попросите, чтобы он отвернулся и начните задавать вопросы: «Какого цвета футболка», «Во что одета» «Есть ли кольцо или браслет» и т.д. Далее меняйте ролями.

Так происходит тренировка зрительной памяти.

«Дорисуй» – предложите ребенку дорисовать картинки, на которых нет каких–либо деталей.

«Раскрась вторую половинку» – найдите картинки, где раскрашена только одна половина, пускай ваш ребенок в точности раскрасит вторую половину. Делаем сначала это, а после для усложнения задания предложите запомнить картинку, спрятать раскрашенную часть и попросить школьника дорисовать по памяти.

Пересказ — предложите ребенку прочитать книгу, затем вкратце рассказать ее смысл и содержание, или вместе посмотрите мультик, а затем – обсуслите сюжет.

Стрелка» – следует задержать взгляд на секундной стрелке часов на 2-3 минуты, не отвлекаясь и следить, как она передвигается по часам. Здесь тоже интересно ставить рекорды!

Найди и назови предмет» – ребенку даются рисунки с перечеркнутыми и замаскированными изображениями предметов. Следует их найти и назвать. Скачайте и распечатайте этот рисунок и предложите вашему ребенку выполнить задание

Угадай строчку» – ребенок должен внимательно послушать песню, которую ему включили, затем нужно убрать из нее какую–либо строку. Задача школьника будет заключаться в том, чтобы понять какой именно строчки не хватает.

Читаю и считаю» – дайте ребенку текст, предложите его почитать и вместе с тем сосчитать количество слов в нем.

Очень важно запомнить, что нужно развивать все виды внимания (моторно–двигательное, зрительное, слуховое). Делайте эти упражнения по 20 минут каждый день. И эффект обязательно будет!

Полезные занятия для тренировки внимания

Игр для развития и концентрации внимания очень много – вы точно не соскучитесь!

  • Шахматы, шашки
  • Загадки и кроссворды
  • Собирание пазлов и конструкторов
  • Мозаики и головоломки
  • Задачи на логику
  • Судоку и ребусы
  • Различные онлайн–игры для концентрации внимания

Кроме регулярных занятий будет здорово, если вы постараетесь сделать так, чтобы появился интерес к учебе. Например, стоит рассказать, что-то интересное, возможно, из вашего детства, по школьным предметам (математика, история, литература, география, химия, биология и т.д). Пускай ваш ребенок увидит, что «учиться» далеко не скучное занятие.

Не стоит забывать о спорте. Спортивные занятия полезны не только для общего здоровья и силы, но и способствуют развитию воображения, внимания и быстрого мышления.

Также очень полезно учить наизусть стихи. Занимайтесь с ребенком систематически и поощряйте его за успехи и старания.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Главная » Наши публикации » Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»

Начался очередной учебный год. Для кого новый, для кого первый. Все родители осознанно или не очень надеются на то, что их дети  будут самыми умными, прилежными и способными. Но часто  желаемое совсем не совпадает с действительным.

«Конечно, первые школьные годы бывают неудачными, но не до такой же степени…» — думают родители, листая тетради своего чада.  Учителя, наблюдая резкие скачки в  успеваемости ребенка, говорят, что он «умный, но рассеянный». Да и сами родители знают, как трудно усадить ребенка  за уроки и как часто он отвлекается в процессе их приготовления.

Постараемся не упрекать наших маленьких учеников, а разобраться, где истоки его невнимательности и как победить школьную рассеянность, если даже врач, пожимая плечами, говорит, что с медицинской точки зрения никаких отклонений у ребенка нет.

Где найти ответы на эти вопросы?

Ура! Нейропсихологи знают ответ!

Попробуем поискать ответ в науке – нейропсихологии.

Мы вправе гордиться тем, что родина этой молодой науки – Россия. Ее основоположник – отечественный психолог, нейропсихолог Александр Романович Лурия. До него функции человеческого мозга были одной из самых неизученных областей науки. Во время Великой Отечественной войны Александр Романович получил возможность наблюдать за психическими функциями и поведением солдат, получивших черепно- мозговые ранения. Он обнаружил, например: ранение в левый висок – страдают речевые функции, в затылок – зрительное восприятие, поражено темя – человек начинает плохо ориентироваться в пространстве, лоб — страдают регуляция и контроль любой деятельности. Им был создан известный всем клиническим психологам метод исследования функции мозга – «батарея Лурия». Мы пользуемся им и по сей день, естественно, с учетом детских возрастных нормативов и условий тестирования детей.

Учения А.Р. Лурия развивалось и в России, и за рубежом. Его последователи занялись и детской нейропсихологией, так как она очень перспективна: мозг ребенка пластичен до 12 лет, а по последним сведениям, и до 16 лет. Все можно наладить. Но прежде всего надо точно определить, какие функции головного мозга ребенка еще не созрели, и что именно мешает овладению каким – либо предметом, например письмом. Лурия писал: «…Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого – либо одного центра; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».

Все отделы мозга А.Р. Лурия условно разделил на три блока. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность, лень. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такой ученик может беспричинно плакать дома, часто болеть, быть раздражительным, обидчивым. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим. Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом и усиление кровотока (например, дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция).

Недостаточность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки, а это проявляется в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках при устном счете. Второй блок мозга обеспечивает также фонематический слух и зрительное восприятие.

При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля – ученик не соблюдает правила – любые – и не может себя контролировать, даже если хочет. Во – первых, это правила учебные – он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. То есть правила знает, а пишет все равно с «дурацкими» ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают, забыть поднять руку или принести необходимое.

Не «созрела» функция произвольности – ребенок не будет усваивать правила, вовремя не развились пространственные представления – будет путать буквы «б» и «д», писать зеркально. У каждой ошибки – своя причина.

«Но когда мы его отдавали в школу, то проходили тестирование, и психолог определил, что ребенок готов к школе».
Да, но психолог смотрел, насколько ребенок мотивирован к занятиям в школе, то есть, хочет ли он учиться, и проверял в основном его интеллект. А интеллекту сегодняшних детей можно только позавидовать!

Если у ребенка сформирована положительная внутренняя мотивация к учебе, то есть желание учиться, то половина дела сделана. Но это только половина. Существует и вторая составляющая готовности к школе. Это – нейрофизиологическая готовность к процессу обучения. А начинаются школьные перегрузки – совсем трудно становится малышу. Отсюда и слезы, и «глупые ошибки», и плохое поведение.

Разберем типичные примеры

Оля, 7 лет. В школе девочка прилично учится. Но, вернувшись домой из школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. В классе Оля реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, и это отталкивает одноклассников. Девочка переживает, но совладать с собой не может.

Мама Оли принесла с собой результаты ее школьного рисуночного теста. Когда девочка изображала словосочетание «тяжелая работа», она рисовала школьное здание. Школьный психолог абсолютно правильно определил: девочка испытывает сильные перегрузки.

Но мы же не можем каждому школьнику индивидуально подобрать учебную программу. Как быть?

Артем, 8 лет. Жалобы мамы на отсутствие интереса к учебе, многочисленные ошибки на письме, неудовлетворительные оценки, возбудимость, конфликтность, неудовлетворительное поведение в школе.

Артем не сидит спокойно на уроке, его прилежного поведения хватает минут на 10. Оценки в его дневнике многообразны — от двойки до четверки. Уроки он учит часов пять, поминутно отвлекаясь на любые мелочи. Хотя иногда, если впереди что- то интересное, мальчик может выполнить задания по всем предметам быстро и неплохо. «Умный, но ленится», — считает учительница.

С друзьями в классе у него неважно, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки, принимаемые детьми как намеренно вредные. Поведение его становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость.

Как наладить школьную жизнь Артема?

Юля, 11 лет.  Жалобы родителей на абсолютную безграмотность, рассеянность, «глупые» ошибки в тетрадях, отсутствие интереса к учебе. Несмотря на эти недостатки, девочка очень умна, рассуждает как взрослая, на любые темы, адекватно себя оценивает. У меня сохранился отрывок из ее сочинения на свободную тему: « Жила – была Пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а когда она оторвалась, ее пришили назад почему – то черными нитками. Она обиделась и решила оторваться навсегда. Она повертелась, покрутилась на тоненькой ножке, ниточка перетерлась, пуговка упала и потерялась… Сначала она закатилась в темную щель и пола и испугалась, что не выберется никогда, а потом, когда это ей удалось, она вытерла слезы и пошла путешествовать по свету…». Далее описаны приключения Пуговки в водопроводном люке, на куртке пожарника и так далее. Оценка учителя: «5» — за содержание и «2» — за грамотность, что вполне справедливо: ошибок в нем не счесть…

Откуда у умной девочки такие ошибки? Как поступать с Юлей?

Как  заметить, что ребенок развивается атипично?

О недостаточности или искажении функциональной организации мозга могут свидетельствовать определенные проявления.

В дошкольном возрасте: обилие излишних и необдуманных действий и движений; сбои двигательного или речевого развития в раннем дошкольном возрасте (ребенок сначала начал ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова); слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот; «уплощение эмоций», то есть отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться; отсутствие сюжета в игре; игнорирование игрушек; трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие друзей; замкнутость, повышенная застенчивость.

В школьном возрасте: низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от «5» до «1» в короткой период времени; плохая память; трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах; зеркальное письмо и чтение – буквы «э», «б», «в», «з», цифры «5», «4», «3» и т.д.; ошибки на письме «не по правилам», например, «машена» (вместо «машина»), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов; неусвоение правил или неудержание внимания на программе действий, плохое поведение на уроке, отключения от задания; отсутствие друзей, конфликты в школе и дома (непринятие сверстниками или отсутствие в потребности в общении).

Мы уже писали выше о том, что мозг ребенка пластичен и его функции можно развить. Значит, психологическая подготовка детей к школе из невнимательного и рассеянного школьника поможет сделать собранного и успешного?

Все эти проблемы решаются с помощью специалистов – детских  нейропсихологов. В зависимости от выявленной причины нейропсихологи подберут для ребенка индивидуальную программу, состоящую из специальных упражнений и игр на развитие памяти, речи, внимания. Нейропсихолог подскажет, за счет каких звеньев функциональной системы можно будет компенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Первокласснику можно помочь преодолеть трудности в школе, так чтобы учиться дня него стало легко и радостно. Но все это – дело специалистов, особый, кропотливый, целенаправленный труд.

Смотрите также

Что такое синдром рассеянного внимания СРВ у ребёнка. Общая информация для родителей, причины, симптомы и признаки нарушения.

Иногда родители замечают, что ребёнок не может подолгу концентрироваться на чём-то одном. Он проявляет забывчивость, невнимательность или повышенную двигательную активность. Обычно такое поведение присуще дошкольникам, школьникам и не несёт угрозы.

Но иногда эти симптомы указывают на синдром рассеянного внимания у детей (СРВ), лечение которого нужно осуществлять своевременно. Иначе в будущем признаки синдрома могут сказаться на процессе обучения и многих жизненных аспектах человека.

Общие признаки СРВ у детей

Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.

Часть детей страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но они могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.

Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:

  • Только отсутствие внимания;
  • Нарушение внимания и импульсивность (часто меняется настроение, бывает раздражительным и агрессивным);
  • Дефицит внимания и гиперактивность (неусидчивость, постоянно на что-то отвлекается);
  • Смешанная разновидность — самая сложная. Поведение непредсказуемо, нарушается интеллектуальная функция.

Причины возникновения СРВ

Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать его.

Причины СРВ у детей:

  1. Наследственная предрасположенность. Существует ген, ответственный за поведение. Некоторые его особенности могут быть причиной проявлений дефицита внимания.
  2. Травмы при рождении. Это могут быть повреждения головного мозга, затянутые роды, асфиксия (кислородное голодание).
  3. Заболевания будущей мамы. Если при беременности мама чём-либо болела, то это может привести к нарушению развития плода, гипоксии и другим негативным последствиям.
  4. Вредные привычки. В период беременности мать могла курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества.
  5. Резус-конфликт. Возникает, если у матери резус-фактор отрицательный, а у малыша — положительный.
  6. Болезни внутренних органов. В частности, головного мозга, почек, сердца.

Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И неспроста — при дефиците внимания ребёнок слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.

Симптомы рассеянного внимания

Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома.

Симптомы синдрома рассеянного внимания у детей:

  • Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
  • Неусидчивость и небрежность;
  • Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
  • Отсутствие самоконтроля;
  • Ему сложно выполнять правила и инструкции;
  • Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
  • При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
  • Рассеянность и частая потеря своих вещей;
  • Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
  • Склонность к тревогам;
  • Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
  • Нетерпеливость и навязчивость;
  • Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
  • Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
  • Не может заканчивать начатое;
  • Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.

Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.

Особенности диагностики СРВ

Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.

Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди которых можно выделить:

  1. Специальные опросники — их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
  2. Наблюдение — надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
  3. Психологическое обследование — важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
  4. Выявление заболеваний — возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления СРВ.

Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям.

В наличии СРВ можно не сомневаться в следующих случаях:

  1. Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
  2. Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
  3. Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.

Что делать родителям?


Теперь поговорим о том что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.

Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего ребёнка, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.

Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания, ухудшающие качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.

Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство может назначить только врач!

Врачом может быть назначен приём успокоительных средств, чтобы снизить нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности или улучшающие кровоснабжение мозга.

Распорядок дня

Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.

Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставьте несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.

Вот пример распорядка дня. Вы можете изменить его в соответствии со своими предпочтениями.

Время Действие
07:00 — 07:05 Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20 Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35 Завтрак
07:35 — 08:00 Сборы в школу
08:00 — 08:30 Дорога в школу
08:30 — 13:05 Уроки
13:05 — 13:30 Дорога домой
13:30 — 13:40 Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00 Обед
14:00 — 16:00 Свободное время, секции
16:00 — 18:00 Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30 Ужин
18:30 — 20:00 Свободное время
20:00 — 21:00 Подготовка ко сну
21:00 — 07:00 Ночной сон

Если нарушение внимания или чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со сверстниками, возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно обязательно проконсультироваться с несколькими специалистами, чтобы услышать несколько мнений.

Родители должны принимать активное участие в расписании. Малышу с расстройством внимания требуется много внимания, но надо дать ему больше самостоятельности.

Ребёнок должен выполнять простые домашние обязанности, которые подбираются в зависимости от его возраста и физической подготовки. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться. Например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.

Первое время у ребёнка не всё может получаться, но он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями. Не стоит забывать про поощрение — всегда хвалите малыша за успешное выполнение задания.

Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в спортивную секцию, или занимайтесь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, приучает к самоорганизации и дисциплине.

Занятия с психологом

Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.

Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.

Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.

С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.

«Он очень способный, талантливый, но такой невнимательный», «Такая замечательная девочка, но не может усидеть на одном месте, не слушает учителя», «У него будто в одно ухо влетает, в другое вылетает». К сожалению, все больше родителей отмечают, что их детям бывает трудно сконцентрироваться на уроках, а на выполнение домашних заданий уходит очень много времени. Как помочь невнимательному школьнику, рассказывает психолог семейного центра «Берегиня» Татьяна Матвеева.

В центр «Берегиня» обратилась за помощью мама, которая рассказала, что ее 8-летний сын, спокойный, рассудительный мальчик, стал сильно отвлекаться на уроках. Успеваемость снизилась, школьник с трудом воспринимает любую информацию. По мере нарастания нагрузки обнаружилось, что у мальчика возникли серьезные проблемы при обучении письму.

«В коротком диктанте из пяти предложений мой ребенок умудряется сделать 16 ошибок! И основная беда — это элементарные пропуски букв, знаков препинания. Проблема эта, естественно, дает о себе знать и в других предметах: математике, окружающем мире — везде, где нужно что-то записывать. Уже в первом классе у моего сына в школьных тетрадях двойки и тройки. А что будет дальше? Но что касается устных заданий — сын прекрасно справляется! У него развита эмоциональная речь, для своего возраста он многое знает, отлично отвечает на вопросы, может любого увлечь своим рассказом», — поделилась своими переживаниями мама школьника.

Любая целенаправленная деятельность ребенка будет обречена на провал, если нет внимания. Существует много причин, которые способствуют снижению его концентрации: они могут быть как внутренние, так и внешние.

Внутренние связаны с психологическим и эмоциональным напряжением в результате неприятных ситуаций или личных страхов, мысли о которых не покидают ребенка. Недостаток отдыха тоже может повлечь за собой потерю сосредоточенности.

«К внешним факторам можно отнести уровень сложности выполняемой задачи. Если она трудна и объемна, то ребенок чувствует напряжение, и возникают сомнения: а смогу ли я справиться? Тот же эффект происходит, когда задание слишком легкое: школьник просто теряет к нему интерес. Усталость, чрезмерная загруженность тоже могут повлечь за собой потерю сосредоточенности», — пояснила Татьяна.

Рекомендации, которые помогут стать внимательней:

Проследите за режимом дня ребенка.

Грамотно распределяйте нагрузку. Помните, что ребенок должен спать не менее 7–8 часов в сутки, качественно отдыхать и развлекаться.

Постарайтесь научиться учитывать биоритмы школьника. Понаблюдайте, в какое время суток он наиболее бодр и внимателен, а уроки выполняет быстрее. Используйте самые продуктивные отрезки времени в его пользу и в соответствии с этими биологическими часами составьте расписание занятий.

Тщательно следите за питанием.

Первое правило: ребенок не должен чувствовать голода. Как только это происходит, он моментально теряет внимание и усидчивость. Питание должно быть сбалансированным. Правильная еда создает хорошее настроение и добавляет бодрости. Она способна улучшить память, сосредоточенность, от нее будут зависеть успехи в обучении.

Не ругайте ребенка за невнимательность — это неэффективно.

От вашей критики ребенок начнет волноваться, еще сильнее замкнется в собственных мыслях. И в результате станет еще более рассеянным. Напротив, поощряйте и хвалите школьника, когда он проявляет внимательность в разных ситуациях.

Больше гуляйте на свежем воздухе.

Физическая активность, свежий воздух благоприятно сказываются на умственной работе.

Лучшая тренировка внимания происходит ненавязчиво.

Игровой компонент, удовольствие от процесса и легкость принципиально важны для успеха. Обращайте внимание ребенка на окружающий мир.

На прогулке научите его замечать, что, к примеру, на клумбе рядом с домом распустились цветы, а строящийся дом вырос еще на несколько этажей. Все эти детали повседневной жизни могут стать объектами для наблюдения и поводом для размышлений. Кроме того, сейчас доступны разнообразные интересные игры для детей, которые направлены в том числе и на развитие внимания и наблюдательности.

«Рекомендации звучат просто, но чтобы организовать весь процесс правильно, требуется воля родителей. Конечно, универсальных советов нет, все-таки все дети разные. Если вам не подходят эти советы, а ребенок страдает от невнимательности и это мешает ему в учебе, стоит обязательно обратиться к психологам столичных центров за профессиональной помощью. Они смогут определить особенности ребенка, его интересы и помогут найти индивидуальные стимулы развития и концентрации внимания», — советует Татьяна Матвеева.

Если вы понимаете, что не в состоянии самостоятельно справиться с возникшей проблемой, вы можете обратиться за консультацией в столичные семейные центры, где помогут разобраться в проблеме, разработают рекомендации, а также ответят на интересующие вас вопросы.

Источник

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Синдром рассеянного внимания у детей 

  • СРВ — что это за синдром?
  • Почему возникает СРВ?
  • На какие симптомы в поведении малыша следует обратить внимание?
  • Как диагностируют синдром?
  • Надо ли лечить СРВ?
  • Как лечить?

Все родители мечтают, чтобы их дети были самыми умными, успешными и талантливыми, и надеются, что отличная учеба в школе поспособствует их счастливому будущему. Но, к сожалению, все чаще педагоги и психологи жалуются на забывчивость, невозможность сконцентрировать внимание и высокую активность школьников. Не спешите упрекать своих детей в подобном поведении, существует вероятность, что эти симптомы являются следствием синдрома рассеянного внимания, и нужно начинать с этим бороться, пока недуг ощутимо не сказался на успеваемости и других жизненных обстоятельствах ребенка.

Сегодня мы расскажем вам, что такое СРВ у детей, как распознать это расстройство и какие есть методы лечения и коррекции.

СРВ — что это за синдром?

Синдром рассеянного внимания у детей

Рассеянность – это пониженная способность выполнять целенаправленную деятельность. Простыми словами, под рассеянностью понимается нарушение концентрации. Расстройство проявляется забывчивостью и невнимательностью. Это может быть индивидуальная черта личности, симптом болезни или временное состояние усталости.

В нашей стране около 15 процентов школьников страдают СРВ. Обычно первые признаки родители и учителя замечают в возрасте 3-9 лет.

Почему возникает СРВ?

Синдром рассеянного внимания у детей

Ученые не озвучивают четкую причину, по которой может возникнуть такое расстройство, но существуют факторы риска, способные спровоцировать синдром рассеянного внимания.

Такой детский недуг может возникнуть из-за:

  • наследственной предрасположенности (ген, который отвечает за поведение человека, может передаться по наследству);
  • неблагоприятной экологии;
  • сложностей в период беременности (вредные привычки, инфекции или другие заболевания матери могут стать причиной нарушений развития плода);
  • родовых травм или трудных родов;
  • резус-конфликта матери и ребенка во время беременности;
  • перенесенной ребенком черепно-мозговой травмы;
  • болезней мозга, почек, сердечно-сосудистой системы;
  • высокой температуры при заболеваниях, перенесенных в первые месяцы жизни.

Получается, что основные причины появления синдрома у детей связаны с поведением и состоянием здоровья матери во время беременности. Отказ от курения и алкоголя, соблюдение норм питания, прием витаминов и регулярные обследования и будут являться профилактикой здоровья малыша.

На какие симптомы в поведении малыша следует обратить внимание?

Синдром рассеянного внимания у детей

Симптомы напрямую зависят от характера и возраста ребенка, среды его существования и правил поведения в семье, а также от степени тяжести самого расстройства.

Родителей должно насторожить, если малыш:

  • не способен долго удерживать внимание в процессе школьных или домашних занятий;
  • недисциплинирован, неусидчив и небрежен;
  • плохо понимает слова и фразы или как будто не слышит их;
  • не может себя контролировать, отвлекается на мелочи при выполнении задания;
  • имеет склонность к беспорядку и хаосу на своем столе, разбрасывает вещи и игрушки;
  • забывчив;
  • рассеян, часто теряет личные вещи;
  • испытывает явные сложности в следовании правилам;
  • имеет проблемы в общении со взрослыми и/или сверстниками;
  • нетерпелив и навязчив;
  • постоянно перебивает собеседника, не может дослушать до конца;
  • сложно воспринимает новую информацию;
  • имеет тревожный тип личности, подвержен перепадам настроения;
  • испытывает трудности при письме, путает буквы;
  • постоянно крутится на уроках, разговаривает, жестикулирует;
  • не доводит начатое до конца.

Важно наблюдать за ребенком, и при первых же появившихся признаках начать уделять ему усиленное внимание.

Как диагностируют синдром?

Синдром рассеянного внимания у детей

Необходимо понимать, что повышенная рассеянность – это, прежде всего, нарушение поведения, а не психики, поэтому точный диагноз так непросто установить.

Для начала убедитесь, действительно ли ваш ребенок страдает синдромом рассеянного внимания, ведь и среди здоровых детей есть неусидчивые и активные. Если признаки, которые мы озвучили выше, обнаружились в дошкольном возрасте, не проходят в течение полугода, проявляются везде (дома, в школе, в гостях, на прогулке), явно мешают ребенку учиться и общаться, то, скорее всего, это СВГ.

Диагносты применяют специальные тесты-опросники для детей и их родителей, просят маму и папу последить за поведением ребенка в повседневной домашней обстановке, проводят психологические обследования для выявления нарушений развития, навыков и для определения уровня интеллекта, изучают болезни ребенка в раннем возрасте и болезни матери.

Надо ли лечить СРВ?

Синдром рассеянного внимания у детей

Существует ошибочное мнение, что ребенок самостоятельно избавится от СРВ примерно к 13 годам. Такой исход возможен только для 50% рассеянных детей. Для остальных, к сожалению, игнорирование проблемы приведет к не самым радужным перспективам. Статистика уверяет, что такие дети зачастую способны бросить учебу, связаться с плохой компанией, попасть в аварию, получить травму, приобрести зависимость от алкоголя, курения или стать игроманами, часто они не имеют друзей (а впоследствии – не могут создать свою семью).

Во взрослом возрасте синдром поспособствует низкому социальному статусу и тому, что человек не сможет проявить себя в профессии, будет склонен к употреблению наркотических и психотропных веществ. Поэтому психологи однозначно советуют корректировать рассеянное внимание в детстве.

Рассказываем, в чем будет состоять лечение у специалистов и какие действия родителей крайне желательны.

Как лечить?

Синдром рассеянного внимания у детей

Медикаментозная терапия назначается редко: только в тех случаях, когда выявляются серьезные нарушения, ухудшающие развитие, социальную адаптацию и общее качество жизни ребенка. Лекарства и успокоительные средства назначает только врач!

Комплексный подход – это идеальное решение, которое принесет результат уже в скором времени.

  1. Подходящий распорядок дня. Чтобы привить таким детям дисциплинарные навыки и наладить поведение, без строгого режима не обойтись. Режим дня должен быть составлен четко и, по возможности, красочно, его можно распечатать и повесить на виду (например, над кроватью). Нужно обязательно оставить пару часов днем и вечером под свободное время, в которое ребенок может заниматься любимыми делами или посещать секции.
  2. Верное воспитание и повышенный родительский контроль. Непростые дети требуют внимания, любви и поддержки родителей. Нелишним будет дать малышу больше самостоятельности, доверить ему какие-то несложные домашние обязанности – мытье посуды или вечернюю уборку своих игрушек.
  3. Полноценное питание играет немаловажную роль. Рацион должен быть грамотно составлен и включать в себя все необходимые продукты, чтобы обеспечить юный организм нужным количеством белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды.
  4. Физическая активность. Занятия спортом не только приучат к дисциплине, но и помогут наладить нервную систему и растратить избыток энергии с пользой для здоровья.
  5. Занятия с психологом – обязательный этап для эффективного результата. При помощи психологических методов, специалист поможет малышу справиться с излишней эмоциональностью, адаптироваться к коллективу, избавиться от напряжения. Занятия проходят в интересной игровой форме, поэтому обычно нравятся самому маленькому пациенту.

Понятно, что соблюдать все эти правила – непросто и для ребенка, и для самих родителей. Но при должной настойчивости есть реальный шанс добиться нормализации внимания, вырастить успешную и гармоничную личность.

Skip to content

#Полезно 25 мая 2022

Ребенок способный, но невнимательный? Как исправить ситуацию и помочь ребенку без стресса.

Ребенок способный, но невнимательный? Как исправить ситуацию и помочь ребенку без стресса.

Разберемся с самой популярной родительской болью.

Существует два вида внимания:

Непроизвольное внимание

– это внимание, которое возникает без всякого намерения. И у малышей это основной вид внимания. Благодаря ему они цепляются за всё яркое, контрастное, звонкое. Им не надо тренировать волю, чтобы увлечься игрушкой. А когда интерес пропадает, внимание ребёнка переключается на что-нибудь новое.

Произвольное внимание

– начинает развиваться к 6-7 годам. И именно оно помогает ребенку сосредоточиться на задаче, даже если его что-то потенциально отвлекает.

Произвольное внимание помогает:

  • дочитать книгу,
  • сложить от начала до конца пазл,
  • играть в настольные игры,
  • смотреть полнометражные фильмы.

То есть делать что-то, что требует погружения в процесс.

Но и возможности произвольного внимания ограничены:

  • Дети 3 лет концентрируются 3-5 минут.
  • Между 6 и 12 годами время концентрации увеличивается постепенно до 10 минут.
  • В 15 лет – 20-30 минут.
  • Взрослые удерживают внимание максимум 20-35 минут. Через этот промежуток времени нашему мозгу для удержания внимания нужен стимул.

Почему ребенок невнимательный? Возможные причины:

  • Гиперактивность и дефицит внимания – это не значит, что взрослые уделяют ребенку недостаточно внимания. Это про то, что мозгу не хватает ресурса, чтобы удерживать внимание на процессе. Мозг постоянно нуждается в подзарядке – ребенок срывается с места и летит, сшибая все на своем пути.
  • Малоподвижные образ жизни, как это не парадоксально. Мозг – орган энергозатратный. Чтобы работать, нужна энергия. Лучший источник энергии – правильно организованная двигательная активность.
  • Слабая нервная система – ребенку при этом сложно переключаться между видами деятельности, сложно концентрироваться.
  • Неправильное питание (это тоже разговоры про энергию).
  • Сбитый режим сна.
  • Переутомление и болезненность.

Как помочь ребенку развить произвольное внимание?

  • Обеспечьте ему три часа свободной двигательной активности ежедневно

Для того, чтобы мозг ребенка нормально функционировал, нужно много двигаться. Свободная двигательная активность — это подвижные игры, бег, быстрая ходьба, желательно на улице.

Стимуляция вестибулярной системы, которая происходит во время свободных движений ребенка, помогает мозгу настроиться на эффективную обработку информации, которая поступает от ушей, глаз и тела.

  • Контролируйте экранное время

Использование планшетов, смартфонов и компьютеров ребенком в начальной школе может снижать способность к обучению.

  • Не тормозите и не торопите ребенка

Гиперактивного ребенка пытаются постоянно заставить сидеть спокойно. Медлительного — подгоняют. И то и другое обычно приводит к тому, что признаки невнимательности усиливаются, так как ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации. Если бы ребенок мог работать в другом темпе, он бы это сделал.

  • Покажите ребёнка нейропсихологу и пройдите нейропсихологическую диагностику, которая позволит вам разобраться с проблемой более детально и конечно же, найти рабочие ключи к своему малышу.

Медведева Наталья - клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.

Медведева Наталья

клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.

Невнимательность и рассеянность ребенка часто служат причиной различных трудностей в школьном обучении: он долго делает уроки, все время отвлекается, допускает «глупые» ошибки, не успевает за темпом работы в классе, плохо усваивает новый материал, не хочет учиться и др.

«Звоночки», как правило, появляются задолго до школьного обучения. Какие проявления подскажут родителю, что ребенку необходима помощь специалиста нейропсихолога? Давайте рассмотрим наиболее распространенные из них:

  • ребенок «не слышит» с первого раза; не сразу откликается, когда его зовут, часто «витает в облаках;
  • сначала делает/говорит, потом думает;
  • часто допускает ошибки даже в той деятельности, которую уже хорошо освоил;
  • торопится с ответом и при этом не дослушивает вопрос или задание до конца;
  • излишне медлителен, трудно включается в деятельность, быстро устает и теряет интерес;
  • часто забывает или теряет свои вещи и т.д.

Возможные причины подобных трудностей:

  • низкая нейродинамика (слабость I блока головного мозга, который отвечает за общую работоспособность). В этом случае ребенку не хватает энергетического ресурса, чтобы концентрировать своё внимание на том, что он делает в данный момент.
  • низкий самоконтроль ребенка. Малыш пока не способен сознательно контролировать себя. Такой ребенок часто «несобран», рассеян, ему трудно удержаться в правилах. За программирование и самоконтроль отвечает III блок мозга.
  • невнимательность и рассеянность у ребёнка часто являются одним из проявлений СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). 

Что делать?

Во-первых, необходимо установить точную причину возникающих сложностей. Этим занимается детский нейропсихолог, который проводит нейропсихологическую диагностику (тестирование ребенка с помощью специализированных нейропроб). Без понимания истинных причин не получится эффективно исправить ситуацию, а более того, можно даже навредить процессу развития ребенка.

Во-вторых, провести коррекцию установленных трудностей с помощью специальных заданий и упражнений. Наиболее эффективно и целенаправленно это может делать детский нейропсихолог, который составит индивидуальную коррекционно-развивающую программу на основе проведенной нейропсихологической диагностики. Также вы можете заниматься дома самостоятельно.

Что можно делать дома?

Если причины невнимательности кроются в незрелости первого блока мозга, необходима правильная активизация его отделов. Для этих целей в домашних условиях вы можете, например, использовать дыхательные упражнения и игры (обязательна консультация с неврологом, возможны противопоказания), контрастный душ, расслабляющие ванны, прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание, активные игры на улице, ношение массажных тапочек или стелек и т.п.

В случае выявленных трудностей третьего блока головного мозга, нужно заниматься формированием процессов программирования и контроля. С помощью определенных игр и упражнений малыш научится «оттормаживаться» и контролировать собственные действия, что поможет ему стать более собранным и не допускать «глупых ошибок». В данном случае ребенку важно составить расписание дня и строго следовать ему, создать четкий порядок на его рабочем месте и его комнате, зонируя место для работы и отдыха. Также вы можете использовать всевозможные игры с замедлениями и «СТОП» сигналами и другие подвижные и настольные игры с четкими правилами.

В нашем Instagram аккаунте есть различные игры, направленные на развитие внимания и контроля, которые вы можете взять себе на вооружение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Ребенок сидит на копчике как исправить
  • Расшифровка ошибок ман тгх
  • Реанимационный столик панда ошибка 09 что означает
  • Расшифровка ошибки синего экрана
  • Ребенок растет эгоистом как исправить

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии