Некоторым из нас приходилось видеть детей, читающих снизу-вверх и справа налево, переставляющих буквы при чтении, смешивающих или путающих слоги.
Часто родители или учителя ругают такого ребенка, считают, что он ленится или невнимателен, «считает ворон» на уроках. Но может быть, ребенок вовсе не виноват. Он не лодырь и двоечник, просто страдает расстройством, называемым «дислексия».
История дислексии
Уже более 130 лет понятию «дислексия» уделяется большое внимание. Впервые этот вид нарушения речи был открыт в Берлине офтальмологом Рудольфом. Это произошло в 1887 году. В то время врач познакомился с мальчиком, у которого было полноценное интеллектуальное развитие. Однако ребенку не давалось чтение.
Сначала врач подумал, что проблема со зрением.
Но в наше время современные технологии позволили доказать, что дислексия и зрение, а точнее визуальное восприятие, совершенно не связаны друг с другом.
Один из наиболее известных дислектиков – голливудская звезда Том Круз. Во времена его детства понятия «дислексия» еще не было, и Тома считали просто двоечником. Каких проблем в жизни удалось бы избежать Тому и многим другим людям с расстройством навыков чтения, если бы с их проблемой справились в детстве, мы можем только предполагать.
Понятие дислексии
Дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.
Дислексия — это нарушение речи, при котором постоянны ошибки при чтении. Главной причиной можно назвать то, что у ребенка (или уже во взрослом возрасте) не сформированы психические процессы, которые задействуются в процессе чтения.
Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:
- проблемы с овладением навыком чтения;
- проблемы с овладением навыком письма;
- проблемы с грамотностью;
- проблемы с овладением арифметикой;
- проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
- проблемы с поддержанием внимания.
По другому определению, дислексия – это расстройство навыков чтения, которое вызвано слабой сформированностью или разрушением функций психики, которые участвуют в усвоении навыка чтения, от кодировки до понимания текста. Человек, страдающий дислексией, не способен правильно распознать знаки и символы.
Поэтому он не может повторить и усвоить прочитанное. Часто такое расстройство сопровождается дисграфией (неспособностью научиться писать) и дискалькулией (невозможностью освоить математические действия). Обычно такое нарушение встречается у детей, но иногда бывает и у взрослых, которых не лечили вовремя.
Почему возникает дислексия – причины заболевания
Ученые выделяют несколько причин возникновения дислексии.
Нейроанатомические причины
Ученые считают, что возникновение дислексии связано с уменьшением активности зоны средней левой височной извилины. Также в структуре мозговой ткани у таких пациентов имеются участки повышенной плотности.
Для них характерны бОльшая активность правого полушария головного мозга, чем левого и, как следствие, нарушенное равновесие между полушариями. Причиной этого могут быть:
- Нарушения родовой деятельности: асфиксия младенца при родах, отслойка плаценты.
- Инфекционные заболевания, которыми переболела мать во время беременности. Такие заболевания кажутся совсем неопасными: краснуха, герпес, ветрянка.
- Употребление при беременности наркотических веществ, алкоголизм, курение.
- Перенесенные в младенчестве и раннем детстве черепно-мозговые травмы и инфекционные болезни, например, менингит.
У детей со стандартным интеллектом дислексия встречается в 4% случаев. Каждый пятый ребенок с ЗПРР страдает такими нарушениями. У мальчиков оно наблюдается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Генетические причины
У зарубежных исследователей очень популярна теория о наследственной предрасположенности к дисграфии и дислексии у людей с более развитым правым полушарием. Кое-кто из авторов считает такое нарушение характерным для явных и латентных левшей.
Также считается, что 6 из 15 генов связаны с дислексией, в частности DCDC2, KIAA0319 и DYX1C1.
Влияние факторов окружающей среды
Большую роль в развитии дислексии и дисграфии играют и социальные факторы.
Среди них:
- педагогическая запущенность ребенка либо другая крайность – чрезмерные учебные нагрузки;
- неблагополучная семья;
- дефицит речевого общения со сверстниками;
- изучение двух языков;
- рано начатое обучение письму и чтению.
Не стоит слишком рано начинать заниматься с ребенком, обучать его грамоте, его психика должна созреть для учебного процесса.
Не смотрите на соседского Петеньку, который научился читать в четыре года. Каждый человек индивидуален, совершая насилие над природой, можно создать большие проблемы своему ребенку.
Факторы, утяжеляющие ситуацию при дислексии
Сложность работы по коррекции речи у людей с дислексией вызывается биологическими и социальными факторами. Давайте коротко рассмотрим их.
Биологические факторы
Биологические факторы представляют собой либо недоразвитие мозга с рождения, либо его поражение позднее. Это могут быть проблемные роды с возможной травматизацией плода.
Последствия биологических факторов весьма грустные. Тут как лёгкие формы дислексии, так и полная задержка психомоторного развития с признаками умственной отсталости.
Социальные факторы
Социальные факторы, в отличие от биологических, легче устраняются. К ним относят:
- завышенные требования к ребёнку — можно найти более щадящий режим работы с малышом;
- возраст — стоит немного подождать, а лишь затем делать выводы по симптоматике дислексии;
- методы и темп обучения — не нужно торопить ребёнка усваивать правила, возможно он успешно достигнет результатов при замедленной работе, здесь можно предложить разработку индивидуального плана работы с таким ребенком.
Классификация и основные формы дислексии и виды дислексии
Не все люди, страдающие дислексией, имеют одинаковые признаки заболевания. Существует шесть видов этого расстройства. Среди них:
- Оптическая дислексия. Ребенок может читать зеркально, соскальзывать на другие строчки, не разбирает буквы, состоящие из похожих элементов (например, П и Н).
- Фонематическая дислексия. Это наиболее частая проблема младших школьников: перестановка слогов в слове, искажение и путание структуры слова при чтении.
- Аграмматическая дислексия. Это неразвитая речь, ошибки в грамматическом построении предложения (например, «белый курица», «я хочу идти дом» и т.д.)
- Семантическая дислексия. Ребенок читает бегло, но не воспринимает прочитанное слово как часть текста и не понимает смысла прочитанного.
- Мнестическая дислексия. Выглядит как сложности в распознавании букв при произношении слова. Пациент не связывает звук и букву, которая его обозначает.
- Тактильная дислексия. Этот тип расстройства характерен для слепых людей. Пациент путает буквы в процессе чтения по Брайлю.
Любой из видов дислексии требует особого внимания специалистов и в первую очередь – родителей. Помните, что дислексия и дисграфия – не признаки отставания в развитии, а всего лишь особенность Вашего ребенка. Большинство таких детей в остальном развитии ничем не отличается от своих ровесников, обладает различными способностями и находит свое место в жизни.
Типы дислексии
Фонологическая дислексия
Это самая распространенная форма расстройства. Она вызывает затруднения при распознавании звуков и объединении их в слова. Такие люди не могут сопоставить звук и букву, его обозначающую. С этим связаны их проблемы с чтением и написанием слова.
Поверхностная дислексия
Люди с поверхностной дислексией не могут прочитать слова, которые написаны не так, как произносятся. Этот вариант относится к зрительному нарушению функций мозга. В русском языке не слишком много таких слов. Гораздо сложнее приходится английским и французским дислектикам.
Дислексия медленного распознавания
Такой вид расстройства тоже часто встречается. Человек медленно распознает письменную букву или цифру. Наверняка, в каждом классе есть не один такой ученик. Это не очень серьезная патология. Проблемы возникают только при быстром чтении или письме, например, во время диктанта или конспектирования.
Смешанная (она же – глубокая) дислексия.
Это самый серьезный вид расстройства. Такие люди не могут понять значения написанного слова. Кроме того, они не способны воспринимать абстрактные слова, предлоги и глаголы.
Как понять, что у ребенка дислексия?
Что такое дислексия у ребенка? Признаки дислексии сугубо индивидуальны. У каждого человека они проявляются по-разному. Рассмотрим по возрастам признаки того, что человеку трудно читать.
Какие симптомы испытывают дети в дошкольном возрасте?
Изредка первые признаки дислексии можно заметить еще до того, как ребенок начнет учиться читать и писать. Такой ребенок может иметь намного меньший словарный запас, чем его ровесники, не понимает и не запоминает детских стихов, загадок, не участвует в словесных играх. Также он не проявляет интереса к изучению алфавита, цифр. Но… точно также может вести себя и обычный ребенок в таком возрасте.
В младшем школьном возрасте симптоматика может проявляться по-другому
Наиболее часто дислексия обнаруживается в возрасте от 6 до 10 лет. Такие дети не могут сопоставить звук и букву. Это ведет к грубым ошибкам во время письма. Например, переставлены буквы или слоги в слове. Техника чтения у такого школьника намного медленнее, чем у его одноклассников.
У подростков и взрослых
Самой большой проблемой является неспособность составить связный письменный текст, даже обладая энциклопедическими знаниями по предмету. Это вызовет затруднения у студента во время конспектирования лекции или на семинаре, у взрослого человека – на рабочем месте. Дислектики стесняются своей проблемы и пытаются максимально обходиться без письма и чтения.
Диагностика дислексии
Как же диагностировать дислексию? В первую очередь, нужно посетить педиатра, чтобы взять направление к логопеду.
Логопед соберет подробный анамнез заболевания. Ему нужно рассказать, как протекала беременность, имеются ли у ребенка наследственные заболевания, как проходило его развитие.
Затем врач выяснит, как развиты у ребенка речь и моторика, навыки письма и чтения, проведет специальные тесты. В случае обнаружения отклонений, он установит тип и вид дислексии.
Коррекция дислексии
Преодолевать эту проблему нужно комплексно, учитывая весь комплекс нарушений речи и психики. Коррекцию дислексии следует доверить логопеду и психологу, не забывая и о домашних занятиях.
Существуют ли меры профилактики?
Как любое другое расстройство, дислексию можно предотвратить или замедлить её развитие вовсе.
Необходимо быть внимательными к своим детям, чтобы не пропустить тот момент, когда речь должна развиваться быстрыми темпами.
Но по каким-либо причинам задержалась.
Мало кто знает, но развитие речи очень сильно зависит от сформированности моторики рук.
Так уж мы созданы, что через нервные окончания на пальчиках рук идут импульсы в мозговые области, отвечающие за речевую функцию человека.
Поэтому детям очень важно заниматься рисованием, лепкой, другими занятиями.
Это сейчас стали использоваться современные методы развития речи через песочную терапию, пластилиновые аппликации и т.п.
Занятия нужно усложнять время от времени, чтобы пальчики ребёнка не успели привыкнуть к однообразным действиям и не перестали развиваться.
Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы не утомить малыша.
Упражнения для профилактики и коррекции дислексии
1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:
козы – косы
трава – травы
ветер – вечер
взбежал – вбежал
2. «Найди лишнее слово»
(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)
Шляпа шляпа шляпы шляпа
Стол столб стол стол
Дом дом дом ком
Галка палка палка палка
Лапа лапа лапа липа
Попал пропал попал попал
Мишка Мишка Миска Мишка
ПРЯМО ПРЯМО ПРЯМО КРИВО ПРЯМО
3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:
вслух – глух – слух
вьют – вьюн – вьюга
4. Чтение цепочек родственных слов:
вода – водный – подводный
лес – лесной – лесник — подлесок
5. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:
ест – есть
галка – галька
угол – уголь
6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.
Раз – ли – ва – лось разливалось
Пу –те -шест–во–вать путешествовать
За – швы – ря — ли зашвыряли
7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:
поСКАкаЛи
взлеТЕЛ
БРЫЗгаЛИ
ПРОкриЧАли
Почему пластилин помогает при коррекции дислексии?
Пластилин — единственное средство, которое наиболее эффективно в работе с детьми-дислексиками.
Прежде всего, пластилин помогает выработать силу воли и терпение, потому что не всё и не сразу может получаться.
Но важнее всего то, что пластилин помогает укреплению мышц пальцев, ладоней и рук в целом.
Во время же разминания пластилин нагревается, тепло передаётся пальцам. А это очень благотворное воздействие на нервную систему и мышцы.
Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?
Интересно мнение о взаимосвязи дислексии и интеллекта.
В какой-то степени это верное предположение.
Ведь дислексия проявляется в виде расстройства, при котором человек не может пользоваться своими умственными способностями в полной мере.
Однако какие-то отдельные таланты при этом начинают развиваться с большей силой.
Поэтому и считают, что граница между слабоумием и гениальностью очень размыта.
И чаще всего дислексические расстройства не проходят до конца в течение всей жизни.
Но не мешают многим страдающим жить полноценной жизнью и заниматься каким-то делом вполне успешно.
Многие великие люди страдали дислексией. Например, у Маяковского были большие проблемы с чтением.
А гос.правитель Пётр I вдобавок ещё и почерк имел ужасный.
Методика Дейвиса по устранению дислексии
Методика Д. Дейвиса у меня уже подробно описана в одной из публикаций.
Если вкратце, то уникальность этой методики в том, что у ребёнка искусственным образом отключается дезориентация.
При этом он поощряется фантазировать, что и будет точкой его ориентации.
Ребёнок с помощью образного воображения вступает на путь устранения собственного восприятия.
Сможет ли ребенок с дислексией нормально учиться в школе?
Как разны формы дислексий, так и по-разному они проявляются у разных детей. Но есть общее нарушение — это трудности в письме и и чтении. Когнитивных отклонений может не быть, поэтому вполне допустимо, что на школьных успехах ребенка это сильно не отразится.
Ведь проверять знания возможно не только в письменном виде, но и устно. А для этого дислексические расстройства не всегда являются проблемой.
Но некоторые формы, особенно с сильными проявлениями, могут сказаться на всей успеваемости школьника. На помощь приходят логопеды и психологи. При использовании эффективных методов коррекции обучение в школе может направиться.
Так что, не всё очень уж плохо, но нужно проводить диагностику и проводить коррекционную работу.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Прошли времена, когда леворуких детей переучивали, заставляя писать правой. Но для того, чтобы ребенок-левша развивался быстрее и чувствовал себя счастливым, нужно учитывать некоторые особенности его мышления. Светлана Струева, логопед Реабилитационного центра для инвалидов «Ремесла» (РЦдИ «Ремесла»), подведомственного столичному Департаменту труда и соцзащиты, рассказывает, что дается леворуким детям проще, а что — сложнее, и как правильно общаться и заниматься с ними, чтобы обучение было эффективным.
Как мыслит ребенок-левша
«Как правило, у леворуких детей лучше развито правое полушарие мозга, которое отвечает за образы и чувства», — рассказывает Светлана Струева. Поэтому такие ребята:
- более эмоциональные и творческие, чем праворукие: они хорошо рисуют, лепят, часто имеют абсолютный музыкальный слух;
- обладают отличной образной памятью, и поэтому способны запоминать очень большое количество информации;
- у них хорошо получается найти нестандартный выход из ситуации или необычное решение задачи.
Но при этом левшам сложнее концентрироваться. Они в целом дольше включаются в работу и формулируют ответ. Поэтому им непросто освоиться в школе — выходит, что именно то, что от них требуется на занятиях, дается им с трудом. «Чтобы учеба давалась левше проще, надо начинать заниматься с ребенком до того, как он пойдет в школу, — объясняет логопед. — Особое внимание следует уделить развитию движений руки. Для тренировки пальцев подойдут различные игры, сопровождаемые стихотворениями, пальчиковая гимнастика, лепка, работа с ножницами, завязывание узелков, нанизывание бус».
Проблемы с чтением и письмом
Леворукие дети часто пишут и читают зеркально: «Обычно левша читает про себя справа налево, а не слева направо, как мы привыкли, — объясняет специалист. — Он понимает, что прочел бессмыслицу, но не решается произнести это вслух. Поэтому учитель может подумать, что ребенок или не умеет читать, или делает это очень медленно. Но это не так».
Зеркальное чтение и письмо обычно проходит к 10 годам, то есть после начальной школы. До этого достаточно просто предупреждать об особенности всех специалистов, которые будут работать с малышом, и следить за тем, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка. «Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой, чтобы левша не нервничал, если не будет успевать за сверстниками, — подчеркивает Светлана. — Домашнее задание лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями».
Развитие речи у левши
Дети-левши, как правило, начинают говорить позже сверстников — в 3 года, и используют грамотные и содержательные предложения. «Сложность в том, что леворукий ребенок обычно копирует речь целиком, не анализируя ее смысл и не осознавая его, — говорит логопед. — Часто можно встретить случаи, когда левша в 4 года пересказывает страницы текста, не зная ни одной буквы и не понимая значения слов».
А еще левши более подвержены заиканию и неправильно произносят звуки. Нередко они неверно употребляют предлоги и с трудом распознают буквы и цифры. «В такой ситуации достаточно просто постоянно общаться с ребенком, чтобы он слышал правильную речь и устойчивые сочетания слов. Причем в общении лучше использовать яркие образы, эмоции, и тогда ребенок все запомнит быстрее, — добавляет сотрудник центра. — И читайте с ним побольше хороших книг».
5 дополнительных советов для родителей ребенка-левши
«Надо понять, что леворукость — нормально, — подчеркивает Светлана. — Это особый креативный вид мышления, который не надо менять. Надо лишь чуть-чуть помочь ребенку-левше в освоении некоторых функций, чтобы он чувствовал себя уверенно и комфортно среди правшей».
Сделать это можно следующим образом:
- Примите ребенка таким, какой он есть
Не ругайте за медлительность, чрезмерную эмоциональность, проблемы с письмом, чтением, вниманием… У левшей масса талантов, которые он обязательно проявит, если создать ему благоприятные условия. - Развивайте координацию движений
Двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, зарядка, спортивные секции, плавание — все это поможет гармонично развивать и правое, и левое полушария мозга. У левши также улучшится зрительная и моторная память, а еще он будет лучше ориентироваться в пространстве. - Обустройте рабочее место
Настольная лампа должна стоять справа, ручку лучше использовать капиллярную — чтобы паста быстрее высыхала при письме и ребенок не пачкал руки. А еще не надо заставлять левшу писать буквы в слове слитно, без отрыва ручки от листа бумаги: ребенок просто не сможет так сделать из-за физиологических особенностей. - Учите «тактильно»
Левша лучше воспринимает информацию кинетически. Например, чтобы научиться застегивать пуговицы, возьмите руки ребенка в свои и вместе застегните и расстегните все пуговицы. Чтобы легче запомнить цифры и буквы, а также их правильное написание, можно их лепить или рисовать пальчиками на песке или крупе. Такие упражнения развивают мелкую моторику, а вместе с ней и речь.
Помните, что левшам тяжело даются абстрактные понятия: то, что нельзя пощупать (слова, цифры, термины). Поэтому старайтесь делать свои занятия максимально наглядными и осязаемыми. Для того, чтобы помочь левше выучить наизусть стихотворение или правило по школьному предмету, используйте его образную память. - Включайте ребенка в выполнение бытовых действий
Убрать игрушки, помочь маме на кухне — такая деятельность незаметно, но эффективно развивает мелкую моторику, глазомер и ориентацию в пространстве.
Справочно
По вопросам комплексной реабилитации в РЦдИ «Ремесла» обращайтесь по адресу: г.Москва, Зеленоград, корп. 1124 или по телефонам: 8 (499) 710-02-36; 8 (499) 710-23-33; 8 (499) 710-02-32.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Дислексия (от лат. dis приставка, означающая расстройство, и lego – читаю) у детей с нормальным интеллектом встречается нечасто (4,8% младших школьников), у умственно отсталых и детей с ЗПР наблюдается в три раза чаще. Соотношение встречаемости данного расстройства по полову признаку составляет 4,5:1 в пользу мальчиков. Суть нарушения – расстройство процесса чтения, проявляющееся в затруднениях узнавания букв, соединения букв в слоги, слогов в слова, что приводит к неверному произношению слов, а также в искажении или полном отсутствии понимания прочитанного. Сегодня даже в общеобразовательной школе имеются случаи, когда ребенок при чтении переставляет или заменяет буквы в слове, путает окончания слов или вовсе не понимает прочитанного.
Механизмы чтения.
Чтение – сложный навык усвоения знаков, который происходит в процессе обучения и представляет собой опознавание и воспроизведение звуков речи. В организации акта чтения принимают участие зрительный, речедвигательный и реслуховой анализаторы головного мозга. При этом активизируются заднелобные, нижнетеменные, височные, затылочные отделы левого полушария. Теменная доля отвечает за восприятие и анализ чувствительных раздражителей, затылочная – за восприятие и переработку зрительной информации, височная доля – поле запоминания слов, лобные доли отвечают за процесс воспроизводства прочитанного.
Движение глаз из стороны в сторону, сам процесс чтения происходит в момент фиксации, остановке глаз на строке. Стратегия чтения заключается в «забегании» глазами вперед и возвращении назад, здесь очень важно постоянное движение глаз. При ограничении свободного передвижения глаз по тексту процесс чтения нарушается. Единицей прочитанного является СЛОВО, а буквы в нем являются ориентирами. В процессе чтения глаза воспринимают не все буквы, а лишь доминирующие, несущие наибольшее количество информации о слове.
Уровни процессов чтения.
- Сенсомотрный заключается в непосредственном узнавании буквенных символов, обеспечивает технику чтения, скорость восприятия и его точность. Сначала происходит звуко-буквенный анализ слов, затем удержание полученной информации, формирование смысловых догадок на основе этой информации и сличение, контроль возникающих гипотез с данным материалом.
- Семантический характеризуется пониманием смысла прочитанного и значения данной информации.
Ступени формирования навыков чтения.
- Звуко-буквенное обозначение – узнавание букв.
- Слоговое чтение.
- Становление систематических приемов чтения. Простые знаки, обозначаемые буквами, читаются целостно, словами, а малознакомые и сложные по звучанию еще по слогам. Ребенок может заменять окончания слов, наблюдается угадывающее чтение, что характеризуется большим количеством ошибок.
- Синтетическое чтение – воспроизведение целого слова или группы слов, смысловая догадка в пределах текста. Этот навык уже должен быть сформирован к школе.
Если же у ребенка в 6-7 лет возникают трудности с опознаванием буквы, соединении двух букв в слог, перестановка или пропуск букв в слове, непонимание прочитанного при технически правильном произнесении слова, то можно диагностировать тот или иной тип дислексии.
Причины дислексии.
Расстройство чтения проявляется в одних и тех же постоянно повторяющихся ошибках. Чаще всего дислексия встречается в структуре сложного заболевания: умственная отсталость, ДЦП, ЗПР. Главным нарушением при дислексии является неспособность к слиянию слогов при чтении, беглому чтению целыми словами и пониманию прочитанного. Связано это с несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс чтения. Эти функции оказываются несформированными по разным причинам: или из-за повреждения определенных мозговых структур, или под влиянием неблагоприятных социальных условий для их формирования. Заболевание также может носить наследственный характер.
Виды дислексии.
Существует несколько классификаций дислексии. В логопедической работе принято использовать классификацию Р.И. Лалаевой, в основе которой лежит принцип нарушенных операций:
- Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы: смыслоразличительной, слухопроизносительной, фонематического анализа. Искажение звуко-слоговой структуры слова выражается в добавлении при чтении лишних букв, изменение их последовательности. Часто встречается побуквенное чтение. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к смешению акустико-артикуляторных близких звуков [б]-[п], [с]-[з].
- Семантическая дислексия – нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении. Ребенок может произносить отдельные слоги, но не объединяет их в слова, поэтому информация не воспринимается. Или читает целыми словами, но не соотносит их в пределах предложения и текста в целом.
- Аграмматическая дислексия. Связана с недоразвитием лексико-грамматического строя речи. встречается чаще всего у детей с ОНР (обшее недоразвитие речи). Ребенок, например, может присоединять неверные окончания к словам.
- Мнестическая дислексия – нарушение речевой памяти. Ребенок с трудом запоминает букву, смешивает буквы при чтении, неправильно называет некоторые буквы. Букву Б прочитывает как В, букву П как Н в связи с их внешним сходством.
- Оптическая дислексия. Характеризуется нарушением зрительного восприятия при узнавании предметов. Зеркальное прочитывание некоторых слов, например «но», читается как «он», «на» — «ан». Нарушение оптико-пространственных отношений приводит к тому, что ребенок стремиться читать всю строку справа-налево или даже всю страницу пытается читать из нижнего правого угла в левый верхний. Также при чтении ребенок может соскальзывать с одной строки на другую, на нижнюю или даже верхнюю.
- Тактильная дислексия – расстройство, проявляющееся у слепых. Они используют при чтении сенсомоторную систему распознавания знаков (доска Брайля).
Как научиться читать правильно?
Для этого, нужно обратиться к дефектологу или логопеду, который поможет определить вид дислексии и выстроить индивидуальную коррекционную работу. В ЦПК к логопеду приходят такие детки, пусть их немного, но они есть. Чистой дислексии замечено не было, скорее дислексия возникла на почве дисграфии, то есть ребенок как пишет с ошибками, так же и читает. Вот, к примеру, один случай с фонематической дислексией: ребенок постоянно переставляет буквы в слове. Здесь приходится работать над звуко-буквенным анализом слова, развивать языковой синтез, а также фонематическое восприятие, то есть определять местоположение звука в слове. Был один случай семантической дислексии, когда второклассник, технически верно прочитывая текст, абсолютно не понимал его содержания. Работа велась с опорой на картинку: покажи, кто сидел на ветке, покажи, где сидел воробей, покажи, что делал воробей на ветке и т.п.
Дислексия – сложное нарушение, которое, прежде всего, связано с органическим поражением мозга, поэтому коррекционная работа по устранению дислексии может длиться годами, а результаты будут мизерными. Но главное – все равно будут! Поэтому при обнаружении у ребенка трудностей в овладении чтением и постоянно(!) встречающихся одних и тех же ошибках при прочтении, следует обратиться к специалисту.
Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.
Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.
Почему возникает дислексия – причины заболевания
В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.
Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:
- нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
- серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
- черепно-мозговые травмы;
- осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.
Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.
Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.
Виды дислексии
Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.
- Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
- Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
- Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
- Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
- Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
- Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.
При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.
Симптомы по возрастам
Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.
Общие симптомы дислексии:
- проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
- сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
- трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
- изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
- неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
- нежелание читать вслух, писать и т.д. Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.
Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.
Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.
В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.
В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.
В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.
В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.
Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.
Диагностика
Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.
Лечение, коррекция дислексии в Москве
Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.
Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.
Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.
Профилактические меры
Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.
Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.
Распространенные вопросы и ответы на них
Можно ли вылечить дислексию полностью?
Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.
Кто лечит дислексию?
Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.
Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?
Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.
Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону:
Здравствуйте. есть очень хорошая статья, и я решила не пересказывать ее своими словами, а полностью ее Вам прислать. Там очень подробно и доступно рассказано. А если возникнут вопросы, будем разбираться вместе.
Правши и левши-какие они?
Иногда родители замечают, что ребенок одинаково владеет и правой, и левой рукой,
без труда ест или рисует, перекладывая ложку или карандаш из одной руки в другую.
По-видимому, такой ребенок относится к амбидекстрам, или «обоеруким»
(обе руки — как правая).
Амбидекстром был Иван Петрович Павлов — великий русский физиолог.
Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как и у левшей,
но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстра-стресса.
Но это только в том случае, если амбидекстрия у ребенка связана с
генетическими факторами.
Вообще «чистых» правшей или левшей не существует, и если расставить
всех людей по степени праворукости, то у нас получится огромное многообразие
от выраженных правшей через слабовыраженных правшей,
амбидекстров, слабовыраженных левшей к выраженным левшам.
В том, что у каждого из правшей имеется как бы «скрытое левшество»,
нетрудно убедиться с помощью специальных тестов.
Например, у большинства людей при переплетении пальцев рук в замок
большой палец правой руки оказывается сверху,
но у значительной части правшей сверху ложится левый большой палец.
При переплетении рук на груди, если левое предплечье оказывается сверху,
это указывает на скрытое левшество.
Специалисты, изучающие межполушарные отношения в мозгу человека,
стараются вместо термина «левша» — употреблять слово «леворукий».
леворукий ребенок
Это связано с тем, что у человека, кроме ведущей руки, имеются и ведущий глаз, ухо, нога.
И праворукий человек может быть одновременно, например, левоглазым.
Обычно ведущий глаз можно обнаружить уже у ребенка двух лет.
Исследования показали, что левоглазые люди часто бывают робкими,
хорошо приспосабливаются к деятельности лишь при малом объеме групп и неформальных
межличностных контактах без строгой подчиненности.
По-видимому, такие дети плохо чувствуют себя в больших коллективах
(переполненная группа детского сада или школьный класс) при жесткой регламентации всех действий.
В то же время они отличаются высокой устойчивостью к помехам и работоспособностью.
Часто у них отмечается склонность к невротическим состояниям.
Люди, которые предпочитают правую руку, глаз, ухо (например, при разговоре по телефону),
обычно более устойчивы к невротизирующим факторам, но у них в среднем
чуть ниже интеллект и работоспособность.
Интересно, что левоухие люди испытывают наибольшие трудности при
овладении иностранным языком в школе, но очень легко овладевают им при обучении
так называемым «материнским способом», особенно в дошкольном возрасте,
если общаются с людьми, говорящими на другом языке.
Показана интересная закономерность, что именно из левоухих детей
вырастают хорошие руководители.
Обычно предпочтение правой или левой руки, а тем более ноги, глаза, уха
или скрытое левшество ничуть не мешает ребенку нормально развиваться
в детском саду, если родители или воспитатели не следят слишком
ревностно за тем, в какую руку он взял ложку или карандаш.
Трудности начинаются, когда ребенок приходит в школу,
и связаны с овладением письмом и чтением.
И письмо, и чтение — это асимметричные виды деятельности,
так как письмо осуществляется только одной рукой, и пишут,
и читают в русском языке слева направо.
Кроме того, форма большинства букв асимметрична, и почти все дети
некоторое время пишут часть букв зеркально.
Это связано с тем, что у маленьких детей асимметрия мозга
еще не полностью сформирована и пространственные отношения трудны для анализа.
Позже у большинства детей эти трудности исчезают,
но некоторые еще долго путают симметричные буквы: например, заглавные «Е» и «3»
или прописные «в» и «д» (т.к. письменная «д» — это перевернутая «в»).
Чаще всего это наблюдается у леворуких детей или праворуких с некоторыми индивидуальными
особенностями асимметрии мозга.
Следует помнить, что, когда ребенок устает, а это случается к концу дня, недели, четверти,
он может вернуться к тем ошибкам, которые вроде бы были им уже изжиты
и которые были свойственны ему в более младшем возрасте.
Если ребенок праворукий, но левоглазый, то у него могут быть свои специфические трудности.
Когда такой ребенок пишет правой рукой, то основная информация от руки приходит
в левое полушарие, а от глаза, по-видимому, в основном в правое.
Для того, чтобы осуществлять координацию между движением руки при письме
и зрительными ощущениями от написанного, необходимо сопоставить ту
и другую информацию, перенести ее из полушария в полушарие.
Но у детей до 9-10 лет, особенно у мальчиков, нервные пути, соединяющие
два полушария, еще окончательно не сформированы.
Это создает для детей определенные трудности.
В то же время именно левоглазые взрослые имеют обычно более высокий интеллект,
поэтому очень важно иметь в виду, что если эти дети могут запаздывать на ранних
этапах овладения письмом, то в дальнейшем они не только догонят сверстников,
но, возможно, и перегонят их.
Поэтому надо не торопиться и не сердиться на ребенка
при первых его трудностях, а набраться немного терпения, и помочь ему принять их
как должное, временное и нестрашное.
карандаш в руке
Как ни странно, но именно с индивидуальными особенностями асимметрии мозга связывают то,
как ребенок держит карандаш при письме и рисовании.
Считается, что если центр речи расположен в полушарии, одноименном с пишущей рукой
— у левшей в левом, как у правшей, а у правшей в правом (и такое, хоть и редко, но встречается),
— то нормальным для этих детей и взрослых будет письмо «крюком», то есть когда тупой конец
карандаша или ручки направлен не в плечо, а в противоположную сторону, «от себя».
Если такого ребенка мы будем заставлять держать ручку «как все», то надолго задержим
развитие его способности писать и вряд ли добьемся успеха.
Ведь это тот выход, который дала природа, чтобы информация от руки попала
в то полушарие, где находится центр речи.
Но здесь встает еще одна проблема. Наблюдая за малышами, мы видим, что они часто,
рисуя, поворачивают лист бумаги то горизонтально, то вертикально.
рисовальщик
У более старших детей, лист находится постоянно в одном определенном положении.
Учитель обычно закрепляет это положение, требуя, чтобы все дети клали тетрадку
перед собой одинаково: правым верхним углом кверху.
Действительно, для большинства детей такое положение тетради является оптимальным,
но не для всех.
Но мы договорились с вами, что нас интересует не только то, что есть у большинства,
а беды, проблемы и радости каждого ребенка.
Так вот, если ребенок-левша, пишущий «крюком», положит тетрадь таким образом,
то он постоянно будет загораживать себе рукой и смазывать уже написанное.
Чтобы видеть то, что он написал, — а для целостного восприятия слов и фраз
это необходимо,— он вынужден почти
ложиться на парту и подглядывать под свою руку.
При этом страдает и осанка, и зрение.
В этом случае очень легко помочь ребенку, попробовав поварьировать положение листа бумаги,
угла, под которым он лежит, или направления наклона.
Не следует этого бояться.
Ничего страшного не произойдет, даже если тетрадка окажется лежащей почти
под углом 90° к обычному положению.
Ваш ребенок индивидуален, неповторим, и эту индивидуальность надо уважать,
тем более, что она основана на законах природы, законах работы мозга.
Иногда таким простым приемом удавалось сразу резко повысить успешность обучения ученика,
причем необязательно левши, но и праворукого ребенка с необычным положением руки при письме.
Переучивание таких детей может привести к невротизации, ребенок может даже начать заикаться.
Бывает, что положение карандаша при письме или рисовании как бы промежуточное и конец
карандаша смотрит вбок, параллельно строчке.
Это может означать, что нервные пути между полушариями еще не созрели и с возрастом
ребенок повернет карандаш и начнет писать либо обычно, либо «крюком».
А может быть, всю жизнь будет писать именно таким способом — параллельно строчке.
Правило обучения здесь опять, то же самое: попробуйте мягко и неназойливо показать ребенку
наиболее распространенное положение руки и карандаша, но не усердствуйте чрезмерно и,
как только убедитесь, что это именно тот тип написания, который соответствует физиологическим
особенностям организации мозга вашего ребенка, оставьте попытки переучивания.
При параллельном положении карандаша есть свои трудности и специфические ошибки:
рука ребенка находится не под строчкой, а на строчке, и он заранее не видит линейки поля
или края листа, замечает эту линейку лишь тогда, когда думать о правильном переносе
уже поздно, и часто вылезает за поля.
Это не вина ребенка, а его беда.
я стараюсь написать
Со временем он научится контролировать перенос, а пока придется с этим примириться
и не требовать жестко от ребенка того, на что он пока не способен.
Среди множества тестов на так называемое: «скрытое левшество» есть тест на кручение.
Попробуйте, не отрывая карандаша от бумаги, нарисовать на одном и том же месте много
накладывающихся один на другой кружков.
Отметьте, как вы производите движение: по часовой стрелке или против.
Обратите также внимание, в каком направлении вы размешиваете сахар в чашке чая,
или рисуете циркулем, или мешаете на столе одной рукой костяшки домино.
У некоторых это направление разное, но у большинства преобладает одно.
Дети, приходящие в первый класс, в основном делятся на две почти равные группы:
предпочитающие направление по часовой стрелке и предпочитающие противоположное направление.
Никакая из этих групп не имеет преимущества перед другой в развитии речи, интеллекта или других качеств.
Но вот начинается обучение письму, и оказывается, что при существующей системе письма
и существующей методике обучения в русском языке почти все буквы пишутся против часовой стрелки.
Так мы и учим детей писать в прописях.
При предпочтении движения руки по часовой стрелке ребенка могут ждать трудности на первых этапах освоения письма.
Для детей, которые как раз и предпочитают это направление
(его, как ни странно, принято трактовать в тесте на кручение как скрытое левшество),
и для тех, у которых слабо выражено предпочтение направления кручения, не составляет особого
труда выработать навык общепринятого направления написания букв.
Значительно сложнее тем детям, для которых выбранное в методике обучения письму
направление является неудобным и противоестественным .
Автоматизм в написании букв таким способом вырабатывается у них более длительно и трудно
или не вырабатывается совсем, и не их вина, что мы когда-то приняли именно эту систему
начертания букв из нескольких возможных.
После того, как работа с прописями закончится, и дети начинают писать много и быстро,
для некоторых постоянный контроль за неестественным для них направлением письма
становится сдерживающим и мешающим письму фактором, и они переходят на свойственное
им направление написания: пишут буквы и некоторые цифры (например, 6 и 9) по-своему, по часовой стрелке.
Как отнестись к этому взрослым, предлагаем решить вам самим, основываясь не на сомнительном
тезисе «правильно то, что делает большинство», а на любви к детям и глубоком понимании того,
что ребенок — это неповторимая индивидуальность, которую надо уважать и не нарушать
при этом гармонию физиологических механизмов психики и их поведенческих проявлений.
Еще один фактор, влияющий на легкость обучения письму и чтению, — это предпочтение
направления слева направо или справа налево.
В русском языке принято читать и писать слева направо, но это совсем не значит,
что в природе человека заложено предпочтение этого направления.
Хотя и существует исследование, в котором показано, что в наскальных рисунках в неолите
чаще встречаются сцены, в которых развитие событий происходит в направлении слева направо,
чем наоборот (например, в сценах охоты люди и животные чаще бегут именно в этом направлении),
однако более весомых доказательств в литературе не приводится.
Напротив, известно, что огромное число людей на земном шаре, во всяком случае —
не меньше миллиарда, пишет и читает справа налево или сверху вниз, как например:
китайцы, японцы, арабы, евреи, афганцы и т.д.
При этом книгу приходится читать от последней страницы к первой, а каждую страницу — справа налево.
Следует знать, что существуют методические рекомендации, выпущенные министерством
здравоохранения еще в 1985 г., в которых говорится о запрещении переучивания левшей и
о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей:
допустимы вертикальное написание или наклон почерка влево.
При обучении письму леворукий школьник должен сам избрать тот способ письма,
который более удобен.
Поэтому действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку «за почерк», неправомерны.
А как обстоят дела с предпочтением направления при письме у детей?
Семилетняя дошкольница нарисовала змею и написала, как она шипит.
Но справа написано «ши-и-и», если читать слева направо, а слева «и-и-иш».
Мама, которая сама учит детей в школе, сразу заметила эту «несуразность» и спросила дочку: «Почему?».
«Ну как же ты не понимаешь?! Шипение не может в рот идти, оно идет изо рта».
Логика ребенка вполне понятна.
Эта девочка уже умеет читать, и все же в конкретной ситуации ей важнее сохранить
образ вытекающего изо рта змеи шипения, чем направление письма.
Оказалось, что дети, впервые приступившие к обучению чтению, могут иметь свое индивидуальное
предпочтение направления.
У части из них оно совпадает с общепринятым, и трудностей в этом плане при обучении не возникает.
А как же быть с теми детьми, которые предпочитают при зрительном восприятии,
при рисовании и раскладывании предметов направление справа налево?
Эти дети могут читать некоторые слова наоборот: вместо «он» — «но»,
вместо «то» — «от», вместо «ток» — «кот». Иногда они пытаются начать чтение строки справа.
По-видимому, им легче было бы овладеть, например, арабской грамотой, так же,
как и некоторым маленьким арабам больше бы, вероятно, подошел наш тип чтения и письма.
И это как раз тот случай, когда мы вынуждены идти против индивидуальных особенностей ребенка.
Если необычное положение руки или листа бумаги при письме, необычное направление написания букв
никак не влияет на способность детей научиться писать и быть при этом понятыми теми,
кому адресуется письмо, то написание слов справа налево сразу исключает возможность
выполнения главной цели письма — передачи сообщения другому человеку, так как тот его просто не сможет прочитать.
Поэтому надо бережно отнестись к таким детям, а их немало.
Эти ребята поставлены в неравные условия с другими, и им значительно труднее овладеть письмом и чтением.
Вместе с тем, надо помнить, что это трудности временные, и если не зафиксировать внимание ребенка
на его «отставании» от других, то через непродолжительное время он ничем не будет от них отличаться.
Но в начале обучения такие дети, конечно, будут отставать в скорости чтения, и это вполне объяснимо.
Важно понимать; что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом.
При некоторых поражениях мозга такая регуляция может разладиться.
Так, известен случай, когда больная эпилепсией (с поражением левой височной зоны)
вдруг обнаружила, что легко может произносить и писать фразы не только слева направо,
но и справа налево, например так: «Сачйес я юатобар ан едоваз, алачан ьтатобар».
Мы пока не знаем, как все это происходит в мозгу, а тем более, у ребенка,
когда функциональная организация мозга еще только начинает формироваться.
Но ребенок не может ждать, когда мы с этим разберемся, мы должны помочь
ему сейчас, а главное — не навредить. Поэтому не надо пытаться «переделать» природу — она умна.
Наберитесь терпения и оптимизма: чуть раньше или чуть позже все дети научатся читать
и писать так, как у нас принято: слева направо.
А существуют ли различия в овладении асимметричными видами деятельности,
в формировании асимметричного мозга между мальчиками и девочками?
Да, существуют. Во-первых, среди левшей больше мужчин, чем женщин.
Кроме того, считается, что у детей разного пола скорость созревания мозга различна.
У мальчиков, по-видимому, медленнее созревает левое полушарие, а у девочек — правое.
Это согласуется с данными о том, что девочки до десяти лет лучше запоминают цифры
и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей.
Однако у них быстрее завершается развитие памяти.
Кроме того, если у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно-временной
ориентации имеется уже в шесть лет, то у девочек ее еще нет даже в тринадцать.
То есть можно сказать, что в детстве мальчики как бы более правополушарные,
чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального
развития начинает лидировать, мужчины обгоняют женщин и становятся
как бы более левополушарными, чем женщины.
Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола.
потягушки
Показано, что у мальчиков при этом «больше страдают левополушарные процессы
(связанные с речевым мышлением, логическими операциями),
а у девочек — правополушарные (образное мышление, пространственные отношения,
эмоциональное самочувствие).
Родители, имеющие детей разного пола, и наблюдательные педагоги обычно замечают
эту разницу и по-разному строят занятия с мальчиками и девочками с тем, чтобы в конце
занятий шли задания, на выполнение которых утомление оказывает меньшее влияние.
я зеваю
К сожалению, в школьном классе осуществить такой дифференцированный подход
к мальчикам и девочкам довольно трудно.
Сложность учета полового фактора состоит еще и в том, что группы и мальчиков,
и девочек сами по себе очень разнообразны и частично поведенческие типы перекрываются,
т.е. некоторая часть мальчиков, при утомлении ведет себя скорее по женскому типу,
а девочек,— по мужскому.
Можно думать, что и отношения между полушариями мозга, в целом свойственные, например,
мальчикам, встречаются и у девочек, и наоборот.
Если проследить за формированием предпочтений одной руки, правой или левой,
начиная с самого младшего возраста, то мы увидим, что степень праворукости
(или леворукости) с возрастом увеличивается, и ребенок все чаще начинает предпочитать
во всех действиях одну руку, используя ее в качестве более активной, тогда как вторая рука выполняет подсобную роль.
Казалось бы, отсюда можно сделать вывод, что чем выше степень праворукости,
тем лучше, тем более развит ребенок, тем легче ему будет в первом классе.
Однако исследования показали, что это не совсем так.
Оценив в процентах степень праворукости у детей перед поступлением в школу,
обнаружилось, что лучшие показатели школьной успеваемости были у детей-правшей
с меньшим предпочтением правой руки, то есть у тех, которые иногда при действиях
двумя руками более активную роль отдавали левой.
Этот факт, а также некоторые другие исследования могут говорить о том,
что у этих детей правое полушарие достаточно активно участвует в организации произвольной деятельности.
Вообще в мире сейчас существует такая точка зрения, что общество переоценивает
роль левого полушария в становлении мыслительной деятельности ребенка, а следовательно,
и роль рационального, логического мышления. Методики обучения в начальной школе, а частично,
по-видимому, уже и в детском саду, тренируют главным образом левое полушарие,
игнорируя половину умственных возможностей ребенка.
В то же время известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческой интуиции.
Основным типом мышления шестилетнего ребенка еще является наглядно-образное,
тесно связанное с эмоциональной сферой, а значит, оно предполагает активное участие правого полушария в обучении.
Процессы чтения и письма у ребенка опираются совсем на иные закономерности,
чем у взрослого, и требуют участия иных физиологических механизмов.
Для этого необходим определенный уровень развития не только левого, но и правого полушария.
Но у детей эти уровни могут быть различными, как в силу разного воспитания и обучения,
так и в силу врожденных индивидуальных их особенностей.
Условно всех людей можно разделить на две большие группы:
тех, у кого преобладает левое полушарие, и тех, у кого сравнительно лучше развито правое.
(Часто их обозначают как «мыслителей» и «художников».)
Первые будут характеризоваться рациональным типом мышления,
аналитическим складом ума, склонностью к словесному оформлению своих мыслей,
рассудочностью и одновременно некоторой заформализованностью, слабой эмоциональной отзывчивостью.
«Правополушарные» люди, напротив, более эмоциональны, склонны к образному,
интуитивному мышлению, могут сразу схватывать явление в целом, без выстраивания
логической цепочки и анализа деталей.
Это как бы крайние типы, а между ними возможны самые разные промежуточные варианты.
В этом действительно есть большая доля истины.
Однако в жизни все значительно сложнее.
Среди художников, музыкантов, поэтов встречаются не только «правополушарные»,
но и «левополушарные» типы. И это очень отчетливо проявляется в их произведениях.
Если, например, Скрябина и Чайковского с большой долей вероятности мы можем отнести
к «правополушарным», то Бах и Шостакович — это скорее «левополушарные» композиторы.
Интересные результаты получили французские ученые.
Исследуя асимметрию мозга у профессиональных музыкантов и людей без музыкального
образования при восприятии мелодий, они показали, казалось бы, парадоксальный факт:
«немузыканты» воспринимали мелодии преимущественно правым (эмоциональным) полушарием,
а музыканты — левым (логическим). Можно предположить, что если «немузыканты» просто наслаждались музыкой,
то музыканты анализировали как саму музыку, так и качество ее исполнения.
Определить, к какому типу относится ребенок, иногда можно, вслушиваясь в то, что он говорит.
Вот девочки-близнецы. Они очень похожи, но нейропсихологические исследования показали,
что Машу можно отнести к левополушарникам, а Катю — к правополушарникам.
Представьте себе такую картину из их жизни: Катя смотрит в окно и говорит:
«Мама, смотри, весна: сосульки тают, с крыши капает».
Маша ее перебивает: «Какая же весна — сейчас февраль».
Действительно, для левополушарницы, если февраль зимний месяц,
то весны в феврале быть не может, даже если глаза говорят об ином.
Для нее весна — это время года, включающее только три месяца.
Для правополушарницы важнее не обозначение, а образ.
Весна для нее — это, в первую очередь, явление природы (солнце, капель, ручьи),
и нет ничего странного в том, что весна наступает в феврале.
Какой же тип лучше? И тот, и другой хороши по-своему, у того и у другого есть свои плюсы и минусы.
В одних ситуациях больше пользы приносит левополушарная стратегия мышления,
а в других — выгоднее правополушарная.
Давая разным детям одни и те же задания, мы можем адресоваться к разным полушариям,
восприятие и переработка информации этими детьми будет совершенно различна, несмотря на то,
что видимый нами результат может быть одним и тем же (нарисовал, написал, прочитал, слепил, прослушал и т.д.).
Каждый человек сам выбирает пути решения какого-то вопроса или задания.
Стиль деятельности при этом может быть различным, мозговые механизмы,
реализующие эту деятельность, тоже неодинаковы.
Другое дело, что взрослый человек свободен в выработке своей стратегии решения,
а ребенок часто может действовать только в узких рамках, задаваемых нашей методикой обучения.
Кроме того, взрослый выбирает свой путь на основании собственного жизненного опыта,
знания своих сильных и слабых качеств, оптимального для него соотношения в работе
правополушарных и левополушарных механизмов мозга, хотя чаще всего он даже не осознает этого.
Такой выбор позволяет ему компенсировать недостатки своего психического развития
(например, плохую зрительную или слуховую память) и даже небольшие мозговые дисфункции.
Ребенок пока еще не способен таким образом регулировать свою психическую деятельность,
выбирать оптимальный режим для работы собственного мозга.
И любой недостаток развития какой-либо функции, являющийся даже не патологическим,
а лишь вариантом нормы, может создать огромные трудности на определенном этапе обучения при условии,
что имеющаяся методика подразумевает опору именно на эту функцию.
При возможности гибкого варьирования методик, коррекции их в соответствии с индивидуальными,
возрастными или половыми особенностями развития психических функций
(разных видов памяти, внимания, помехоустойчивости, типов мышления, особенностей эмоциональной сферы и т.д.)
таких трудностей можно избежать и оптимизировать процесс обучения для конкретного ребенка.
Итак, даже рассматривая развитие психики ребенка только под одним углом зрения: асимметричного распределения функций между двумя полушариями мозга, неравнозначности в работе правой и левой руки, глаза, уха, мы приходим к выводу о том, что процесс обучения уже ребенка-дошкольника, а тем более школьника, должен учитывать его индивидуальные особенности.
Мы живем в асимметричном мире, и наша культура, наши традиции углубляют асимметричность
той внешней среды, в которой живет и развивается ребенок.
Его окружают несимметричные предметы, приспособленные к игре и работе с ними правой рукой.
Мир книг требует возрастания односторонней ориентации в деятельности нашего зрительного анализатора.
Научение письму окончательно нарушает симметрию нашей зрительно-моторной системы координации.
Все это тесно связано с закономерностями работы двух полушарий нашего мозга.
Но все мы разные, и каждый вписывается в этот асимметричный мир по-своему.
И долгий путь формирования мозга и психики у каждого, вступающего в этот мир, свой.
Но, к несчастью, мы ведем ребенка к знанию часто совсем не той дорогой.
А дорога эта одна — общепринятые в данное время и в данном детском учреждении программы и методики обучения.
И счастлив тот ребенок, воспитатели которого ищут, протаптывают для него ту единственную тропинку,
которая именно его быстрее всего приведет к цели. Это трудный путь для любого родителя и педагога,
но его итог — здоровье и успехи нашего ребенка, его будущее.