Бывает, что ребёнок вроде бы и говорит, но как-то гнусаво, будто у него всегда заложен нос. От этого часть звуков пропадает, речь становится невнятной. Сверстники смеются и передразнивают, от чего ребёнок замыкается в себе. Врач ставит диагноз — Ринолалия.
Так что же это такое — ринолалия?
В медицинской терминологии Ринолалия рассматривается только как синдром гнусавости. Гнусавость — изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. Здесь различают два варианта гнусавости:
Ринолалия закрытая (rinolalia clausa) — ринолалия, наступающая в результате нарушения проходимости полости носа или носоглотки. Этот дефект соответствует логопедическим понятиям ринофония/палатофония (см. ниже).
Ринолалия открытая (rinolalia aperta) — гнусавость, характеризующаяся тем, что во время произнесения всех звуков речи воздух проходит не только через рот, но и через нос.
А теперь обратимся к логопедической трактовке синдрома. Логопедическая трактовка синдрома.
Здесь синдром ринолалии дифференцируется более детально и трактуется несколько шире. Специалисты-логопеды и дефектологи детализируют более тщательно как варианты гнусавости, так и содержание самого определения термина «ринолалия». В частности, в отечественной логопедии принято различать ринолалию и ринофонию как отдельные синдромы и выделять внутри этих синдромов отдельные формы. Такое чёткое деление помогает при определению направления работы и составлении индивидуальной схемы коррекции речи. С точки зрения логопеда, Ринолалия (греч. rhinos нос + греч. lalia речь) — вид дислалии органического происхождения.
При ринолалии расстройство звукопроизношения образуется в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие какой-либо причины.
Различают открытую, закрытую и смешанную Ринолалии. Ринолалия закрытая (Р.З.)— расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса. Причинами такой ринолалии являются органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора, в связи с чем выделяют Р.з. органическую и Р.з. функциональную.
Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произношения фонем. При этом фонемы [м], [н], [н’] звучат как [б], [д], [д’]. Одним из внешних признаков Р.з. является постоянно приоткрытый рот.
Ринолалия закрытая имеет ещё более детализированное деление на заднюю и переднюю
Ринолалия закрытая задняя (Р.з.з.) — нарушение звукопроизношения, являющееся следствием аденоидных разращений, закрывающих:
а)верхний край хоан,
б)половину или одну из них,
в)обе хоаны с заполнением всей носоглотки аденоидной тканью
Р.з.з. может быть следствием сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки после специфических воспалений (главным образом сифилитических), иногда носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей. Врожденной причиной Р.з.з. бывает редко встречающаяся хоанальная атрезия, которая полностью отделяет носоглоточную полость от носовой.
Ринолалия закрытая передняя (Р.з.п.) — нарушение звукопроизношения, которое вызывается резким искривлением носовой перегородки, полипами в носу, сильным насморком и др..
Р.з.п. может быть преходящей (при воспалительном отеке слизистой носа во время насморка) или длительной (при хронической гипертрофии слизистой носа, при полипах, искривлении перегородки носа, опухоли носовой полости).
Ринолалия открытая — патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого нёба, параличи и парезы мягкого нёба) или при механических дефектах твердого и мягкого нёба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость. В качестве синонима используют иногда термин «гиперринолалия». Ринолалия смешанная — состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный нёбно-глоточный затвор; на произношении это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при ринолалии открытой.
Различают Р.с. переднюю и Р.с. заднюю, причём обе формы могут быть органическими или функциональными.
Ринофония (греч. rhinos нос + греч. phönê голос) — носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого неба.
Ринофония закрытая — ринофония при которой носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.
Ринофония открытая — ринофония при которой имеет место патологическая назализация всех ротовых звуков, слабый и сдавленный голос. Ряд зарубежных авторов рассматривает гнусавость, как сочетания двух основных симптомов: палатолалии (palatolalia от лат. palatum небо + греч. lalia речь — нарушение артикуляции, обусловленное наличием расщелины мягкого нёба) и палатофонии (palatophonia) при состоянии тождественном отечественной логопедической трактовке ринолалии (rinolalia aperta) и палатолалию (palatophonia от лат. palatum небо + греч. phönê голос), соответствующую ринофонии в принятой в отечественной логопедии трактовке (см. М.Зееман,1962; К.-П.Беккер, М.Совак, 1981). При этом К.-П.Беккер и М.Совак (1981) различают 4 степени палатолалии. Степени палатолалии
При I степени имеются остаточные явления палатолалии, которые выражаются в малозаметной гнусавости и незначительной дислалии, но в целом речь производит впечатление нормальной
При II степени назальный призвук и ошибки в артикуляции проявляются сильнее, но в процессе общения не очень заметны, при III степени палатолалия выражается ясно, но речь еще понятна, а вот при IV степени палатолалия выражена сильно, речь совсем не понятна, появляются сопутствующие мимические движения.
Обращу внимание, что ринофония- это не всегда врождённая патология, бывает и приобретённая. Приобретенная открытая ринофония может быть следствием осложнения при удалении небных миндалин (тонзиллоэктомии). Приобретенная закрытая ринофония — следствием нарушения проходимости носовых ходов (полипы, искривления носовой перегородки, хронический ринит). В этом случае страдает только оттенок голоса, но произносительная и фонетическая стороны речи остаются сохранными.
Нарушения речи при врожденной расщелине твердого и мягкого неба проявляются более сложным синдромом, включающим [общее недоразвитие речи], ринолалию и ринофонию. Кроме того у таких детей нарушена вентиляция легких, проявляется общая физическая ослабленность и страх речи. Довольно часто выявляется сопутствующее снижение слуха. Естественным следствием дефекта твердого и мягкого неба являются трудности глотания при приеме пищи.
Ринолалия требует обязательную коррекцию и наблюдение, как у ортодонта, отоларинголога, так и у логопеда-дефектолога. Самостоятельно ринолалия и ринофония не проходят НИКОГДА (это особая отметка для тех, кто привык надеяться на «авось». Более того, если коррекцию речи не начать до 5 лет, вероятность исправления начинает катастрофически снижаться. ребёнка можно приучить говорить абсолютно чисто отдельные звуки, слоги и даже слова, но в разговоре ребёнок будет возвращаться к привычной ему гнусавости. Если начать коррекцию в возрасте старше 8 лет, то вероятность полного исправления речи — не более 10 %.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Состояние, когда ребёнок говорит в нос, но соплей нет, может свидетельствовать о ряде заболеваний. При этом голос становится гнусавым, а речь – неразборчивой. В народе говорят, что ребёнок произносит слова «в нос». Специалисты называют данное явление гнусавостью голоса или ринолалией.
Ринолалия – это речевая патология, проявляющаяся при произнесении звуков. Она возникает из-за неправильного резонирования носовой полости. Вследствие изменения направления потоков воздуха звуки искажаются, делая речь невнятной. Это нормальное явление, если у ребёнка заложен нос или сопли. Если голос становится гнусавым без заложенности, то на это стоит обратить внимание. Поэтому взволнованные родители задаются вопросами: что делать и чем лечить ринолалию?
Виды гнусавости
Ребёнок разговаривает через нос при ринолалии. Специалисты разделяют два вида гнусавости голоса.
- Открытая гнусавость. Появляется при патологиях и параличах твёрдого и мягкого нёба, когда большая часть воздушных потоков попадает в нос. Из-за этого ребёнок говорит гнусаво и неразборчиво даже при отсутствии соплей.
- Закрытая гнусавость. Возникает в случае, если проход потоков воздуха затруднён. Это может произойти из-за хронического ринита, новообразований в носовой полости и аденоидов. При этом дышать через нос становится сложнее, буква «м» начинает звучать как «б», а «н» как «д».
Отдельно выделяется ринолалия, причиной которой не являются физиологические отклонения. Ребенок гнусаво говорит в силу привычки, появившейся из-за неправильного развития речи или частичной глухоты.
Причины гнусавости голоса
Если малыш разговаривает в нос при отсутствии насморка, то это может быть симптомом:
- полипов в носовой полости;
- воспалительного процесса в носоглотке;
- врождённого дефекта носовых ходов;
- ринофарингита (когда сопли истекают по задней стенке носоглотки);
- искривления носовой перегородки;
- врожденного или приобретённого расщепления твёрдого или мягкого нёба;
- вазоконстрикции слизистой из-за медикаментозного лечения;
- аллергии (при этом ребёнку сложно дышать через нос);
- присутствия инородного тела (ребенок в нос мог засунуть бусинку и пр.).
Если вы хотите узнать, почему ребёнок говорит в нос, обратитесь к логопеду. Он проведёт обследование, соберёт анамнез, посмотрит, как малыш дышит и скажет что делать. При необходимости специалист посоветует обратиться к ЛОРу, неврологу, хирургу или аллергологу. Помните, что самолечение в данном случае недопустимо. Только квалифицированный специалист поможет ребёнку перестать разговаривать в нос и дышать нормально.
Диагностические мероприятия
Самостоятельно узнать, почему малыш разговаривает в нос сложно, что заставляет родителей волноваться. Только опытный врач способен поставить верный диагноз. Для этого может потребоваться ряд исследований и анализов. Для диагностики используется:
- изучение речевого аппарата;
- оценка качества дыхания;
- определение характера звуковых искажений;
- информация о хронических и перенесённых заболеваниях;
- инструментальные исследования (врачи могут назначить рентген, фарингоскопию или электромиографию);
- анализы крови и мочи.
Если ребенок дышит нормально и у него нет насморка, но говорит гнусаво, то не стоит игнорировать проблему. В первую очередь необходимо установить причину ринолалии. В случае, когда гнусавость не носит физиологический характер, могут потребоваться занятия с логопедом. Если ребёнок плохо дышит носом, то это может свидетельствовать о различных патологиях. Выявив их, врач назначит соответствующее лечение. В некоторых случаях, когда малыш говорит в нос, не обойтись без хирургического вмешательства.
Рекомендации для родителей
Если малыш дышит носом, но говорит гнусаво, специалисты рекомендуют делать массаж мягкого нёба. Он нацелен на стимуляцию его подвижности. Делать такой массаж достаточно просто.
- Мягко растирайте зону между мягким и твёрдым нёбом. Это приведёт к рефлекторному сокращению носоглоточных мышц.
- Попросите ребёнка произнести звук «а», а затем стимулируйте массируемую зону.
- Проведите подушечкой пальца от правой стороны нёба до левой по зигзагу, а затем в обратном направлении. При этом ребёнок должен дышать носом.
- Несильно надавливайте кончиком пальца на мягкое нёбо, чтобы его мышцы пришли в тонус.
Помните, что массаж нельзя делать, когда у ребёнка сопли, а также после еды. Он может вызвать рвоту. В идеале, если малыш говорит в нос, необходимо делать ему массаж регулярно на голодный желудок.
Прогноз
Если ребенок говорит в нос, но соплей нет, то следует сразу обратиться к врачу. Дефект нуждается в своевременном и тщательном лечении. Из-за того, что ребенок неправильно дышит, гнусавит и разговаривает невнятно, у него могут начаться проблемы с социализацией. Это сделает его замкнутым, раздражительным и нервозным.
Когда малыш говорит через нос, родители должны уделить его проблеме особое внимание. Стоит отметить, что прогноз при своевременном лечении ринолалии очень благоприятный. Однако не стоит ждать мгновенных результатов. Занятия с логопедом должны быть длительными и регулярными. Если вы столкнулись с подобной проблемой и не знаете, что нужно делать, то обратитесь в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные специалисты проведут обследование, выявят причину гнусавости и подберут программу коррекции.
Ринолалия возникает при нарушении связи между парными мышцами, которые отвечают за разведение нёбных сегментов по время глотания. Даже хирургическое вмешательство не способно полностью восстановить данные функции, поскольку при таком врожденном дефекте, поднимающие мышцы расположены неправильно.
Ринолалия негативно сказывается не только на фонетике речи, но и на качество слуха. Также появляются расстройства дыхания и питания. Выдох становится значительно короче из-за того, что дети используют смешанное дыхание (по причине отсутствия перегородки между носовой и ротовой полостью). Частота дыхания увеличивается, но объем легких сокращается, что негативно сказывается на развитии грудной клетки.
Дыхание ртом во время разговора является нормой — вдох становится более глубокий, но короткий, а выдох значительно удлиняется. Количество дыхательных движений сокращается в два раза. Во время разговора при выдохе работают межреберные и брюшные мышцы, обеспечивая необходимое подскладочное давление и удлиняя выдох. Однако дети, имеющие врожденный дефект, во время разговора дышат ртом и носом одновременно, используя ключичный тип дыхания. При выдохе, значительный объем воздуха выходит через нос, что ведет к резкому сокращению длительности выдоха и снижению давления в подскладочном пространстве. Дыхание становится поверхностным и учащенным.
Впоследствии появляются компенсаторные гримасы, которые становятся активнее во время разговора — сжимаются крылья носа, напрягаются мышцы лба. Таким образом ребенок пытается минимизировать утечку воздуха через носовую полость, поддерживая необходимый уровень давления для произношения согласных. Голос окрашивается ярким носовым резонансом, речь становится неразборчивой.
Данная коррекционная работа заключается в строгой физиологической последовательности. Первым этапом является проведение мероприятий по устранению чрезмерного нёбно-глоточного зазора. Внимание фокусируется на постановке правильного дыхания, так как именно оно имеет непосредственное влияние на полноценное звукопроизношение и голосообразование. Во время разговора, дыхательной опорой является усиленное смыкание нёба и глотки, устраняя тем самым нежелательный носовой резонанс. Поэтому коррекция произношения звуков возможна только при правильно поставленном дыхании. Данная работа выполняется в несколько этапов:
- Подготовительные дооперационные мероприятия.
- Послеоперационные работы: коррекция носового резонанса и произношения гласных.
- Постановка дыхания, коррекция артикуляции, звукопроизношения.
- Доведение полученных навыков до полной автоматизации.
Длительность каждого этапа зависит от индивидуальных особенностей пациента. Чем раньше началась работа по устранению ринолалии, тем быстрее будет получен результат. К данной терапии можно приступать по достижению ребенком трехлетнего возраста. Занятия должны проходить регулярно, от двух и более раз в неделю, амбулаторно.
Перед началом лечения, рекомендуется провести обследование пациента для выявления естественных особенностей развития речи. По результатам обследования составляется индивидуальная схема коррекционных работ.
Для детей с врожденными с нёбно-носовыми дефектами, логопедические занятия проводятся исключительно в индивидуальном порядке. Отсутствие возможности групповых занятий заключается в различных требованиях по глубине и направленности тренировок. Рекомендации часто отличаются даже для детей одного возраста, проходящих один и тот же терапевтический этап. Индивидуальный подбор комплекса упражнений и продолжительность занятий также зависит от способностей и выносливости ребенка. Опасность заключается в том, что неправильное повторение, нечеткое повторение часто приводит к укоренению искаженных навыков.
Также, некоторым малышам поставленные задачи даются легче, чем остальным. Это может привести к полному отказу от занятий. Более старшие дети обретают комплекс неполноценности, утрачивают веру в свои способности.
В детских группах периодически возникает возбуждение (при упражнении с дутьем), что безусловно отвлекает от процесса.
Средняя продолжительность занятия не превышает 30 минут. На протяжении всего времени, взрослый сидит на занятиях вместе с ребенком, запоминает упражнения и делает пометки в тетради для ежедневных домашних тренировок.
содержание
- Общие сведения
- Причины
- Симптомы и диагностика
- Лечение
1.Общие сведения
Такое общеизвестное явление, как гнусавость, только на уровне обыденного сознания или псевдомедицинских практик может показаться самоочевидным, простым, не требующим особых разъяснений. В действительности же этот сложный акустический феномен обусловлен патологическими изменениями в уникальном фонационно-артикуляционном (речезвуковом) аппарате человека, могущими возникать под действием множества причин и принимать ряд существенно разных клинических форм.
Следует отметить, что объем и содержание самого понятия «гнусавость», а также терминология, используемая в посвященных данному феномену текстах, – различаются в зависимости от того, к какой именно медицинской специальности относится публикация – к фониатрии, логопедии, детской или общей оториноларингологии, ЛОР-хирургии и т.д. В несколько разном значении употребляются, в частности, такие термины, как ринолалия («носовая речь»), ринофония («носовой звук»), палатофония/лалия (небный звук/речь). В англоязычной литературе можно также встретить выражение «гиперназальная речь», эквивалентное русскому «говорить в нос», и т.д.
В целом, гнусавость голоса и/или речи представляет собой серьезную проблему, нарушающую социальное функционирование, снижающую качество жизни и, – даже при умеренной выраженности, – исключающую пригодность к ряду профессий. Устранить данное нарушение, как правило, достаточно сложно, для этого требуется время и значительные усилия, в т.ч. от самого пациента.
2.Причины
Чисто и правильно произносить отдельные фонемы, слова и целостные фразы ребенок учится в течение нескольких лет. С точки зрения биологической эволюции и адаптации это непозволительная, но, вместе с тем, вынужденная, необходимая трата времени, поскольку именно речь стала одним из важнейших факторов, обеспечивших сначала выживание вида Homo Sapiens, а затем и доминирующее его положение на планете. В сложнейшем акте фонации и артикуляции участвуют голосовые связки, гортань, полость рта и носовая полость, зубы, язык, множество мышц, черепные резонаторы – синусы (четыре пары придаточных пазух носа). Аномалия или патология в любом из этих элементов может привести к дисфонии, дизартрии, дислалии и другим нарушениям речевого акта, в том числе и к гнусавости.
Ринолалия может быть как врожденной, так и приобретенной. Различают также несколько степеней выраженности.
Наиболее распространенные причины гнусавости:
- внутриутробные аномалии развития носовых ходов, мягкого и твердого неба;
- искривления носовой перегородки;
- травматические деформации и смещения костно-хрящевых структур;
- гипертрофические, гиперпластические, неопластические разрастания (полипы, аденоиды, опухоли и другие механические блоки в воздухоносных путях);
- дефекты вследствие перенесенных хирургических вмешательств;
- отечность при острых или хронических воспалениях носоглотки;
- спаечные и другие фиброзирующие процессы;
- распад тканей вследствие специфических агрессивно-деструктивных инфекций (туберкулез, сифилис);
- дисфункция или несостоятельность (параличи, парезы и т.д.) мягкого неба и/или участвующих в артикуляции мышц, – данный фактор особенно значим в случае перенесенных острых нарушений мозгового кровообращения.
3.Симптомы и диагностика
Как указано выше, гнусавость с точки зрения акустики представляет собой существенное искажение естественных для человека амплитудно-частотных характеристик речи, тембровой окраски и четкости акцентов. В более простых выражениях, голос становится глухим, а речь невнятной; слова произносятся «в нос», т.е. звук «м» звучит как «б» или «мб», звук «н» – как «д», звук «к» – как «г», и т.д.
В зависимости от того, как распределяется выдыхаемый звуковой поток, несущий волновые колебания слышимой частоты, различают гнусавость открытую (часть потока идет через нос, часть через рот) и закрытую (носовые пути и входы в резонансные пазухи блокированы полностью, артикуляция и фонация осуществляется исключительно ртом). Открытая встречается значительно чаще.
Каждый из указанных типов гнусавости, кроме того, может быть передним (блокированы носовые ходы) и задним (перекрыты устья-хоаны, соединяющие носовые ходы с полостью рта).
Констатация самого факта гнусавости, оценка ее выраженности и характера (открытая, закрытая, передняя, задняя, смешанная), для специалиста не составляет никакого труда – достаточно услышать от пациента несколько фраз. Однако идентификация причин в ряде случаев оказывается значительно сложнее. Наряду со стандартным осмотром ЛОР-органов, назначают рентгенографические и томографические исследования, назометрию (измерение пропорции между ротовым и носовым звуковыми потоками), реже эндоскопию и другие исследования.
Практикуются и более простые функциональные пробы, особенно ценные при обследовании детей раннего возраста (проба с зеркалом, проба давления на спинку носа и мн.др.).
4.Лечение
Вышеупомянутая сложность устранения гнусавости заключается, прежде всего, в том, что практически во всех случаях (независимо от возраста пациента и характера проблемы) необходим мультидисциплинарный подход. Параллельно с хирургическим вмешательством (устранение механических препятствий или анатомических дефектов) проводится курс логопедической коррекции и физиотерапевтических процедур (электротерапия, массажная стимуляция, механические обтураторы и т.п.). Именно комплексная терапевтическая стратегия в сочетании с готовностью пациента (или его родителей, если речь идет о ребенке) выполнять все предписания и назначения, – обеспечивает благоприятный прогноз.
Ринолалия – это нарушение артикуляции, которое возникает из-за неправильного строения и функционирования речевого аппарата. При таком отклонении грубо искажаются произносимые звуки: в частности, гласные и согласные приобретают носовое звучание. Расстройство может иметь как врожденный, так и приобретенный характер.
Содержание статьи
- Общая характеристика, этиология
- Врожденная
- Приобретенная
- Классификация
- Проявления
- Способы диагностики
- Подходы к лечению
- Прогноз и профилактика
- Видео по теме
- Комментарии
Общая характеристика, этиология
Ринолалия характеризуется искажением звукопроизношения и тембра голоса. Такая патология встречается достаточно редко – из 1000 детей у одного или двоих.
Специалисты отмечают, что нарушение данного рода необходимо отличать от ринофонии – состояния, при котором нарушается исключительно тембр голоса, то есть происходит его назализация, а артикуляция не отличается от нормальной.
В случае ринолалии наблюдаются назализация гласных и согласных звуков, вторичные нарушения как фонематических процессов, так и письменной речи, недоразвитие лексико-грамматических аспектов речи. Также для данного отклонения характерны невыразительная, невнятная речь, позднее произношение первых звуков и слов.
Нарушение может иметь врожденный или приобретенный характер.
Врожденная
Врожденная ринолалия обусловлена такими факторами:
- наличие расщелины твердого или мягкого неба (так называемая волчья пасть);
- расщепление отростка верхней челюсти и верхней губы, больше известное как «заячья губа»;
- укорочение мягкого неба;
- отсутствие или раздвоение язычка.
Патологическое изменение структур речевого аппарата может произойти на этапе формирования и развития плода в том случае, если беременная перенесла на ранних сроках такие заболевания, как грипп, токсоплазмоз, краснуха. Также опасность представляют контактирование беременной с ядовитыми и химическими веществами, курение, употребление наркотиков и спиртного, частые стрессы.
Важную роль играет и наследственный фактор: риск развития патологий в строении речевого аппарата повышается, если один из родителей имеет асимметрию крыльев носа, расщелину неба или губы, несимметричные кончика носа.
Приобретенная
Приобретенная форма ринолалии является результатом таких причин, как:
- рубцовые изменения неба;
- парезы и параличи мягкого неба;
- развитие опухолей, которые сдавливают языкоглоточный или блуждающий нерв;
- операция по удалению аденоидов;
- искривление носовой перегородки в результате травм или оперативных вмешательств;
- злокачественные опухоли в полости носа;
- разрастание тканей слизистой оболочки носа.
Дефект также может возникать при неврологических отклонениях, а также в том случае, если ребенок копирует гнусавую речь.
Классификация
В зависимости от критерия классификации различают несколько форм ринолалии.
По критерию механизма развития нарушения различают следующие его формы:
- открытая. Для такой разновидности патологии характерно наличие постоянного открытого сообщения между ротовой и носовой полостями, из-за чего воздух одновременно проходит и через нос, и через рот во время речи. Эта форма нарушения наблюдается чаще всего;
- закрытая. В этом случае ринолалия возникает как результат невозможности выхода воздушной струи через нос, что обусловлено наличием препятствия;
- смешанная. О смешанной ринолалии говорят в том случае, если сочетаются факторы открытого и закрытого характера, то есть при непроходимости носовых ходов и недостаточности небно-глоточного кольца.
В зависимости от характера, различают органическую и функциональную ринолалию.
Первый тип связан с анатомическими нарушениями в носовой полости, которые создают условия непроходимости. Препятствия в данном случае устраняются хирургическим путем, благодаря чему произношение звуков и речь становятся полноценными.
Функциональная ринолалия возникает при гиперфункции мягкого неба, что обычно наблюдается при расстройствах невротического характера. Нарушения подобного рода корректируют специалисты логопед и невролог.
Еще один подход, по которому классифицируют ринолалию, — причина. Выделяют такие виды отклонения:
- передняя ринолалия. Эта форма чаще развивается на фоне разрастания аденоидов, которые перекрывают хоаны и нарушают дыхательный процесс, ухудшая артикуляцию;
- задняя. В этом случае ринолалия возникает по причине хронического ринита, развития полипов, искривления носовой перегородки.
В зависимости от разновидности нарушения, наблюдается разная клиническая картина.
Проявления
Симптомами нарушения артикуляции, вызванной дефектами структур речевого аппарата и имеющей открытый характер, являются:
вытекание молока через нос в процессе кормления ребенка;
- недостаток веса;
- заложенность носа;
- частые бронхиты, отиты, предрасположенность к пневмонии, гаймориту;
- отсутствие модулированного лепета в долингвистический период;
- беззвучная или очень тихая артикуляция звуков;
- запоздалое речевое развитие. Обычно ребенок с открытой ринолалией произносит первые слова после двух лет;
- выраженный речевой дефект: все звуки склоняются к назальному оттенку и практически не различаются между собой;
- тихий, глухой голос.
Дети, которые страдают от открытой формы указанного дефекта, стремятся произносить звуки более внятно, что приводит в особую активность мимическую мускулатуру. Таким образом получаются гримасы, что усугубляет речевой дефект и в еще большей степени портит впечатление от речи.
Из-за гнусавого голоса дети становятся стеснительными, замкнутыми, боятся находиться в обществе по причине своего речевого дефекта.
Из-за неточной артикуляции у детей нарушается и слуховая дифференциация, поэтому у них возникают проблемы с письменной речью.
При закрытой ринолалии наблюдаются такие проявления:
- изменение голосового тембра;
- неестественность голоса;
- потребность в постоянном вдыхании воздуха через рот;
- нарушения в произношении носовых звуков («м», «н», их замена на «б», «д»);
- склонность к частым простудным болезням;
- развитие астенического синдрома.
Если ребенок говорит в нос и имеет проблемы с произношением звуков, необходимо срочно посетить специалиста для выявления причины такого явления. Для начала стоит обратиться к логопеду и ЛОР-врачу.
Способы диагностики
Если у ребенка после насморка не проходит гнусавость и нарушена артикуляция, то может потребоваться комплексная диагностика с привлечением таких специалистов, как отоларинголог, логопед, дефектолог, психолог, ортодонт, невролог.
Первичная диагностика предусматривает следующее:
- изучение анамнеза;
- проведение физикального осмотра, особое внимание при этом уделяют горлу;
- оценка носового и фонационного дыхания;
- определение состояния чтения и письма у детей, начиная с младшего школьного возраста.
Иногда установить этиологию отклонения сложно, поэтому проводят дополнительные диагностические мероприятия: риноскопию, рентгенографию носоглотки, фарингоскопию, электромиографию.
Для диагностики открытой ринолалии особую информативность несет методика Гутцмана – мероприятие, в ходе которого пациент поочередно произносит гласные звуки, а специалист при этом поочередно открывает и закрывает носовые ходы.
Подходы к лечению
Способы коррекции ринолалии в каждом конкретном случае подбираются отдельно, в зависимости от причины и степени выраженности дефекта.
Если присутствуют анатомические аномалии, проводят операции для их исправления. При таком отклонении может потребоваться:
- аденотомия, операция по удалению аденоидов;
- иссечение полипозных новообразований в полости носа;
- коррекция дефектов строения лицевого скелета;
- удаление новообразований в области глотки.
Важное значение для лечения ринолалии имеет лечебная гимнастика, целью которой является активизация кончика языка. Специальные артикуляционные упражнения полезны также для губ и щек. Нужно делать следующее:
- приоткрыть рот, язык попеременно поднимать к носу и опускать к подбородку;
- выдвинуть язык как можно дальше, проделать им несколько колебательных движений от одного уголка рта к другому;
- медленно высовывать язык изо рта и таким же образом задвигать его обратно;
- изнутри надавливать языком поочередно на одну и другую щеки.
Также следует выполнять массаж, который основывается на принципе активизации мягкого неба. Он включает такие приемы:
- поглаживание и мягкое растирание слизистой на стыке твердого и мягкого неба. Делать это нужно указательным пальцем, предварительно обработанным спиртом или другим антисептическим средством;
- точечное надавливание на область мягкого неба, которая находится рядом с твердым небом;
- выполнение зигзагообразных движений по границе мягкого и твердого неба.
Комаровский подчеркивает, что родителям необходимо как можно раньше начать думать о том, как развить речь ребенка от гнусавости. Для улучшения качества речи рекомендуется имитировать зевание и покашливания при широко открытом рте, энергичное произношение гласных звуков с выраженной артикуляцией (округление губ, вытягивание их вперед).
Прогноз и профилактика
При своевременно начатой терапии прогноз при ринолалии носит благоприятный характер. Корректировать этот дефект нужно долго и старательно, но результат будет достигнут. Эффективность во многом зависит от полноты объема хирургического вмешательства (при необходимости), а также раннего начала работы с логопедом.
Основная профилактическая мера – предупреждение и раннее устранение анатомических дефектов, коррекция функциональных расстройств речевого аппарата.
В период беременности женщине необходимо избегать провоцирующих факторов, которые могут стать причиной ринолалии у будущего ребенка.
Ринолалия – нарушение артикуляции, которое может сказаться на навыках письма ребенка, его словарном запасе и возможности верно изъясняться, а также на психоэмоциональном состоянии. Такой дефект успешно корректируется, главное – как можно быстрее начать процесс лечения.
Источники: medscape.com, health.harvard.edu,
medicalnewstoday.com.
1356 просмотров
30 апреля 2022
Добрый день. Ребёнку 2,3. Стала замечать, что порой по утрам говорит в нос. Недавно не болели. Может потому что днём кричит и голос срывает? Кто то ещё говорил, что может воздух сухой в комнате. Почему так может быть?
Уважаемые посетители сайта СпросиВрача! Наш сервис работает для Вас и позволяет получать бесплатные онлайн консультации врачей круглосуточно. Задайте Ваш вопрос врачу и получите ответ мгновенно!
ЛОР, Детский ЛОР
Здравствуйте.
Да, возможно из-за сухого воздуха.
Ночью носиком дышит, не похрапывает?
Юлия, 30 апреля 2022
Клиент
Татьяна, да носик дышит хорошо, не храпит
ЛОР, Детский ЛОР
Попробуйте увлажнять воздух, и слизистую носа( аквамарис Плюс с декспантенолом) 4-6 раз в день. Будет все равно в нос говорить, нужно показаться очно ЛОРу, исключить аденоид
Юлия, 30 апреля 2022
Клиент
Татьяна, есть аденоиды, но их никак не надо лечить, были у Лора сказал все хорошо и что они у всех
ЛОР, Детский ЛОР
Да, у всех практически. Но возможно, сейчас с утра заложенность от них, может и по ночам присоеденится, тогда лечить конечно.
Можно сдать риноцитограмму (мазок из носа на клетки), вдруг это имеет и аллергический характер
Юлия, 30 апреля 2022
Клиент
Татьяна, у него носик не заложен ни ночью ни утром
ЛОР, Детский ЛОР
Может не быть заложенности, но гнусавость тоже указывает на отек носоглотки
Детский ЛОР, ЛОР
Здравствуйте. В любом случае нужно показать очно малыша доктору, если нужно назначит лечение аденоидита. Пока увлажнение воздуха в помещении это важный момент,регулируйте влажность увлажнителем 50-60%. Проветривание. Увлажнение слизистой Аквалор изотонический раствор с насадкой распыления душ- убирайте корочки которы скорее в его за ночь насыхают.
Юлия, 30 апреля 2022
Клиент
Марина, есть аденоиды, но их никак не надо лечить, были у Лора сказал все хорошо и что они у всех
Детский ЛОР, ЛОР
Когда были? Может во время сна меняется положение тела и они вызывают подхрапывание. Сходите на контроль. Лечить нужно, когда есть клинические проявления
Юлия, 30 апреля 2022
Клиент
Марина, зимой когда болели, делали физео потом, пшикали назонекс, потом пошли к врачу сказали все хорошо
Детский ЛОР, ЛОР
Если это у вас возникло недавно, то нужно показать врачу
Юлия, 30 апреля 2022
Клиент
Марина, что именно? То что замечала что несколько раз в нос говорил?
Детский ЛОР, ЛОР
Юлия, 30 апреля 2022
Клиент
Марина, он ночью хорошо дышит, я вроде нигде не писал что плохо дышит) единственное что с утра была пару раз что в нос говорил
Детский ЛОР, ЛОР
С утра да, вы пишите что по утрам у него проблемы
Юлия, 30 апреля 2022
Клиент
Марина, но нос не заложен, просто говорил несколько раз в нос
Детский ЛОР, ЛОР
Здравствуйте! возможно у вас аденовегетации, скопление корок в полсти носа хр ринит -все это нужно исключить на очном приеме , пока можно туалет носа аквамарис с декспантенолом 3р, *местамидин нос* 2к-3р 5-7дн нос
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
Проголосовало 0 человек,
средняя оценка 0
Аденоиды
25 декабря 2016
Артем, Кострома
Вопрос закрыт
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?
Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ — получите свою бесплатную онлайн консультацию врача.
Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально — задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!