«Сын учится в третьем классе и растет бесхребетным, трусливым. На днях пришел из школы с разорванным ранцем. Говорит, одноклассник выхватил его вещи и начал пинать ногами по кабинету, а сын боялся ему дать сдачи, потому что тот выше на голову.
Во дворе соседские дети тоже его так и норовят обмануть, обхитрить. Сколько раз уже объяснили сыну, что надо уметь за себя постоять, — но без толку. Он добрый очень, тихий, ему проще уйти от конфликта, отсидеться в углу. В спорте тоже не силен, боится конкуренции. Совсем не мужской характер, что нас с мужем очень беспокоит. А как сын будет жить дальше? Семья у нас благополучная, бабушка помогает внука воспитывать. Она, конечно, его балует, но мы с отцом стараемся быть строгими. Но, видимо, что-то делаем не так». Марина, 35 лет
Для того чтобы мальчик не вырос трусливым, его нужно воспитывать как мальчика. Основной посыл — поддержка в преодолении трудностей и страхов.
При этом дети бывают разные, с разной психикой и темпераментом. Одним нужно чуть больше внимания и поддержки в воспитании, другим меньше. Но генеральная линия одна.
Важно донести идею, что страх — это нормально, а трусость (когда убегают от решения вопросов) нет.
Что родители делают не так?
-
Одна из частых ошибок родителей — избавление мальчика от самостоятельных решений и преодоления страхов.
-
Вторая — отсутствие поддержки при успехе и неудачах, давление на него.
-
Негативное сравнение с другими, «более успешными» детьми.
Причин ошибок много: это и недостаток знаний у родителей, и проблемы в отношениях между мамой и папой, и одностороннее воспитание (когда мальчика воспитывает только мама и бабушка, например) и нет фигуры мужчины как образца. Или этот мужчина — далеко не пример для подражания.
Читайте также: «10 важных привычек, которые должен привить сыну каждый отец»
Можно ли стать смелым?
Помочь сформировать характер ребенка, чтобы он был смелым и решительным, можно только до 6-7 лет. То есть поведение мамы также зависит от того, в каком возрасте ребенок проявляет боязливость.
Есть принципиальный момент: чтобы воспитание было успешным, мы всегда хвалим ребенка, если у него получилось. И терпеливо пробуем вместе с ним, если он боится, например, подняться куда-то или идти.
После 7 лет кардинально поправить трудно, однако через образец поведения можно помочь сыну становится смелее. Главное, чтобы человек, причем мужского пола — отец, дед, дядя, старший брат, на которого мальчик равняется, должен быть для него очень важным.
От мамы же мальчику важно слышать ободрение, нужно почаще давать сыну самому принимать решения, ни в коем случае не давить, не устрашать.
Еще важные принципы воспитания мальчика — уважение. Если мама показывает любовь или хотя бы уважение к отцу ребенка, то все будет в порядке. Тогда он сам будет уважать и мужчину в себе, и женщин.
Принципиальность и жесткость не создают настоящих мужчин. Скорее, это приучение к ответственности. Например, держать слово, или если мальчику рассказали о возможных последствиях, но он хочет все равно сделать поступок, то должен полностью эти последствия испытать. В пределах безопасности, разумеется.
Нужно ли взрослым вмешиваться в детские отношения?
В школе важно сначала дать мальчику возможность самому разобраться, не бросаться сразу на помощь. Помочь советом, как действовать — это зависит от конкретных случаев. Если выяснится, что ситуация серьезная и без родителей никак, только тогда вмешиваться.
Читайте также: «7 правил воспитания, которые гарантируют — у вас вырастет маменькин сынок»
Ребенок — трус
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
Большинство родителей хотят видеть своих детей отважными, храбрыми, инициативными, и трудно найти хотя бы одного родителя, который был бы не против, если бы его ребенок стал трусом. Но если вы все же обнаружили, что ваш ребенок осторожен, опаслив и труслив, не спешите его переделывать и воспитывать с помощью убеждений, выговоров и давления, это никак не изменит его.
Почему он трус
Трусость чаще всего поддерживают детские страхи, для детей наличие страхов нормально. Страх возникает, когда ребенок начинает познавать мир вокруг себя.
С одной стороны, он познает свои возможности, стремится к независимости, к удовлетворению своих желаний, с другой — начинает чувствовать себя небезопасно, понимая со временем, что внешний мир обладает большей силой.
Ребенок также может собирать коллекцию своих испугов (например, перед собаками или ножами, жуками и т.п.). Учите детей критично относиться ко всему, что они видят, узнают, изучают.
Заклинания от страха
Критическое мышление довольно ощутимо сокращает страхи. Например, если ребенок боится монстров, начните с ним обсуждать, какие бывают монстры, и есть ли у них слабые, уязвимые места, всегда ли монстры так страшны, или же мы изначально ожидаем, что они страшны, как мы можем подготовиться к тому, чтобы они не приходили к ребенку в комнату.
Подвергайте сомнению все общеизвестное и привычное, показывая ему пример того, что нет ничего, что мы не можем критиковать, выдвигать новые версии, и что мы не обязаны всему верить.
Так же, как и с монстрами, вы можете создавать с ребенком свои ритуалы — как не бояться высоты, или темноты, или больших машин, незнакомых людей. Например, вы можете придумать магическую свечу, которая сжигает страхи, или заклинание, которое отпугивает врагов. Это может стать интересной игрой и психологической поддержкой для ребенка, также такие ритуалы будут создавать запас борьбы с другими страхами, характерными для более старшего возраста.
Если ничего не помогает
Если же вы в дальнейшем видите, что ребенок все так же труслив, и это никак не снижается, возможно, в семье недостает каких-то правил, которые помогают ребенку обеспечить чувство безопасности. Или вы слишком беспокоитесь о ребенке, постоянно его предостерегая, демонстрируя ему свою панику.
Также если воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, он может испытывать боязнь сделать не так, как нужно. Жесткий контроль, строгая система норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание, — такое воспитание ребенок воспринимает как отношение к себе, и тогда развивается тревожность и неуверенность, трусливость («Если поступаю не так, как надо, меня накажут, я недостаточно хорош для любви»).
Авторитарный стиль общения с ребенком заставляет его находиться в постоянном напряжении, ребенок опасается не угодить, не выполнить требования взрослых, он становится робким, его спонтанность в играх ограничивается, он перестает быть достаточно активным как в играх, так и в деятельности, на занятиях.
Любые слова пресечения «Не делай так!», «Замолчи!», «Хватит плакать» и подобные этим — прерывают эмоциональные проявления ребенка, в итоге ребенок накапливает зажатость, напряжение и может стать трусливым, зависимым, неуверенным.
Ребенку нужна позитивная обратная связь от родителей, и слова ободрения должны быть регулярными. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или иной его шаг, и если тем более он боится недовольства, вся его личность формируется в состоянии напряженной настороженности и тревоги.
Трусость не является чем-то, что проявляется в ребенке случайным образом, это следствие воздействий на ребенка окружающего мира – прежде всего его семьи, близких. Очень важно научить ребенка не бояться неудач. Неудачи должны быть, это опыт, который помогает изучению, адаптации, и что главное — любовь родителей не должна зависеть от этих неудач своего ребенка. Именно эта уверенность в своих родителях и в их любви будет помогать идти навстречу своим страхам и преодолевать их.
Арина Липкина,
психолог
Трусливый ребёнок . Что делать?
У меня очень ранимый ребёнок, ему 9 лет, но он до сих пор если что то сильно беспокоит или не получается может зареветь, боится выяснять отношения с одноклассниками . Самое печальное , что он мальчик(
Он боится мальчишек которые сильнее, вот например один мальчик пристает к нему, просит сделать его браслет из резинок для него, мой не хочет. Этот мальчик говорит, что если не сделаешь , то побью. Мой приходит домой расстроенный , и после долгой беседы мне об этом рассказывает( он ещё и очень закрыт у меня, очень сложно из него что то выудить). Я говорю, что на поводу идти нельзя, просто словами откажи и все. Он ревет, что тогда тот его побьет. Я говорю ну и ладно, дашь ему сдачи, ревет , что боится. К слову на каратэ ходит уже год, пояс уже какой то получить умудрился, но драться боится. На каратэ самый слабый именно из за того, что боится , что ему сделают больно. Вот что делать в такой ситуации? Как его научить не бояться ? Блин понимаю, что наверно сама виновата, что сюсюкалась с ним до школы, но глупая была и он первый ребёнок . Расскажите как поступать ?
у меня тоже очень ранимый мальчик, 4 года. постою послушаю.
У меня у тёти был таким сын, лет в 5-6 мог заплакать, от того, что ему гол забили, не взяли играть. Папа его ругал за слёзы, очень строго говорил, что ты мужик и т.д., если знал, что в игре может подобное быть. В итоге стал постепенно очень уверен в себе
Работать с самооценкой. С границами.
Поговорите с тренером на карате, нам в свое время тренер очень помог. Можно на консультацию к психологу сходить.
Тут, на мой взгляд, нужно профессиональное мнение со стороны. Форумчане же Вашу семью не знают, а тут нужны конкретные советы.
оксашуля
Можно на консультацию к психологу сходить.
Тут, на мой взгляд, нужно профессиональное мнение со стороны.
+++
Нужно на борьбу его чтобы перебарывал свой страх
Анонимик
Нужно на борьбу его чтобы перебарывал свой страх
Это может придать определенной уверенности в себе. Но надо еще дополнительно учить ребенка общаться в разных ситуациях с разными людьми, разруливать конфликты, повышать стрессоустойчивость. Такие курсы есть для детей и подростков. По моему опыту (с ребенком в смысле), эффективность очень хорошая при должной квалификации психологов.
На айкидо бы походить. Там не только борьба, там еще психология — причем именно формата вашего мальчика. Со злом не надо бороться — нужно лишь аккуратно отступить в сторону, чутка повернуть руку и зло само благополучно врежется в стену.
Каратэ… это все-таки другое.
С учителем общались? Попробуйте.
ПС у дочери друг такой. Но он ни разу не трус. По крайней мере, она так не считает.
1Мое мнения, ну какое карате в наше время, бокс, только он. Я занимался в детстве Каратэ киокушинкай, не для меня оно стало, позанимался боксом, приобрел уверенности
2 Именно в боксе я научился бить сразу в лицо, именно там меня научили, не можешь убежать бей первым и больно. Вспомнить бы щас, каратэ занимался наверно в этом же возрасте, потом забросил, а в бокс пошел может 12-13 лет
Dima987
1Мое мнения, ну какое карате в наше время, бокс, только он. Я занимался в детстве Каратэ киокушинкай, не для меня оно стало, позанимался боксом, приобрел уверенности
2 Именно в боксе я научился бить сразу в лицо, именно там меня научили, не можешь убежать бей первым и больно. Вспомнить бы щас, каратэ занимался наверно в этом же возрасте, потом забросил, а в бокс пошел может 12-13 лет
ну да
в каратэ можно бить в лицо только ногами
руками низя
мой сейчас в каратэ ходит
пошел на соревнования… боялся… я настояла..
проиграл, ревел после боя, говорил, что больше не пойдет
потом успокоился, посмотрел на других (сразу домой не поехали)
и вот посмотрел-посмотрел, и сказал, что пойдет еще… не так уж больно и страшно было… обидно просто
аноним автор темы
У меня очень ранимый ребёнок
автор, вот почти один в один, только нашему 8 еще..
…(с)
На айкидо бы походить. Там не только борьба, там еще психология — причем именно формата вашего мальчика
Айкидо это отлично, наш ходит, но проблему страха и самооценки это не решило((
И именно отстаивать свою точку зрения, а страх — это как раз своя точка зрения, т.е. отстоять, значит дать понять, что у тебя своя точка зрения и ты ее придерживаешься!
Послушаю, вдруг что дельное напишут!
А вообще да, это к психологу лучше, специалист поймет и оценит тот момент, на который нужно делать упор в воспитании! Вот, тоже собираемся обратиться!
Не надо себя винить. Это не от воспитания зависит, а генетически такой тип НС.
Если есть бойцовские качества, то не переживайте, именно в критической ситуации они и проявятся. Прямо «Монстры на каникулах2» вспомнился))) Вот тогда клыки и появятся)
Карате, бокс, борьба и т.д. Вам вряд ли помогут в решении именно этой проблемы, ибо для этого нужен еще тренер-педагог-психолог, а таких по пальцам пересчитать можно. Да и ходить Вы начали поздно, ибо в этом возрасте уже дети во всю на соревнованиях выступают, соответственно есть более приоритетные дети, а с вашим будут заморачиваться, если он в чем-то себя проявит. А с такой проблемой -это вряд ли случится, поэтому так и будете ходить — для физкультуры. Либо, что для самооценки еще хуже — выступать грушей для битья в спаррингах с более подготовленными детьми. Извините, возможно грубо, но зато честно. Поэтому однозначно лучше доверится психологам — обрисовать проблему и подобрать тренинг, либо групповой, либо индивидуальный — тинейджер лидер класс, белый слон и т.д. Возможно дороже, но зато в разы эффективнее.
так чётко все описали!! И, согласна, что «борьбой» проблему не решить! А надо именно очень хорошего психолога, чтобы с ребенком работал и родителям разложил проблемную ситуацию по полочкам и где надо самим работать!!
Придира
Так-то к психологу сначала маме, потом ребенку. Сами подумайте не сильно ли Вы его оберегаете типа туда не ходи упадешь, тут не прыгай ногу подвернешь и т.д.
вот да!
У нас такое присутствует((
А еще больше добавила бабушка, заявив, что она не умеет с мальчиками общаться..вот и общалась с ним как с девочкой(((( На прогулке всех плохих ребят отгоняла и как наседка защищала внука(( Сейчас расхлебываем и пытаемся исправлять…делать из мальчика все же мужчину((
А как в классе с мальчишками общение?
Моему уже 11. Постепенно выходили из подобного состояния. Взрослели. Как мне кажется, силу ему надо почувствовать, уверенности побольше. Один из способов (подчеркиваю 1) это борьба Самбо. Парни у же там контактный бой ведут, это очень важно. Карате и айкидо — для «продвинутых».
Семья полная
Папа наоборот очень бесстрашный
Реально даже через чур.
Он предлагает сходить поговорить с этим мальчиком и с его матерью, так как тот мальчик и на моего мужа пытался наезжать, когда они ездили в поход . Но я считаю это лишним, пытаюсь научить сына самому решать проблемы. Да опекаю сильно, туда не ходи, это про меня. Но у меня нет лишних детей , я не могу по другому. И у него сейчас такой возраст, что без контроля никак, свои мозги ведь ему не засунешь
Ему нравится ходить в каратэ
У него там есть друзья
Тренер вроде хороший
На соревнования он рвётся
Там большинство детей ходить начали год назад
аноним
Это не от воспитания зависит, а генетически такой тип НС.
полностью поддержу. Это генетика. Кому то это не надо. Зачем ребенка насиловать? Зачем из него бойца делать. Есть много хороших видов спорта.
Мир полон опасностей. И все вокруг угрожает вашему ребенку. И нужно быть очень осторожным, чтобы не произошло ничего ужасного. А лучше всего быть трусом и прятаться за мамину спину в любой непонятной ситуации. Ведь мама защитит. Если вы не хотите отпускать ребенка из-под своего крылышка, не хотите, чтобы он давал сдачу и не умел постоять за себя — эта статья для вас.
Редакция Tlum.Ru продолжает рубрику «вредные советы», и на этот раз мы расскажем вам, как вырастить трусишку.
Трусливый врушка
Чтобы вырастить трусливого врушку, нужно всего два компонента: строгость и наказания. Запрещайте ему большинство вещей, которые дети любят делать: кататься с горки, ездить на велике или есть конфеты. Строго наказывайте за нарушение запрета, но… Только если вы об этом узнали. Ребенок начнет вас бояться и выдумывать хитроумную ложь. Мол, это не он вазу разбил, это кот прыгнул…
Тогда вы вырастите человека, который всегда будет бояться оплошать и врать о том, почему он что-то сделал или не сделал. Тот самый трусливый врушка, который в будущем скажет начальнику, что ошибку в расчетах сделал не он, только чтобы его не лишили премии. И будет сидеть трястись в ожидании разоблачения.
Трусливый старичок
Чтобы вырастить трусливого старичка, постоянно напоминайте ему, что на яблоках — микробы, в воде — химикаты, а спиннеры — вредны для всего организма. Рассказывайте в красках, не забывайте подробности. Пугайте ребенка детскими страшилками, например, что муравьи умеют забираться под кожу, а проглоченные семечки арбуза прорастут в животе.
СУРОВЫЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ ДЕТСКИХ СКАЗОК
Скоро вы увидите, что ваш трусливый ребенок совершенно не готов пробовать что-то новое, и сам рассказывает друзьям, что не может пойти с ними на футбол, потому что у него слабые суставы. Такой маленький старичок вряд ли выберется из-под вашей опеки, потому что будет верить каждой вашей «страшной» истории. А мама защитит.
Трусливый неудачник
Чтобы вырастить трусливого неудачника, напоминайте ему о его проигрышах. Участвовал в олимпиаде, места никакого не занял, ну, вы-то так и знали, зачем вообще было силы тратить, все с самого начала ясно было. Не поддерживайте ребенка в его начинаниях, сомневайтесь в нем как можно чаще. Скоро ребенок будет бояться что-то делать, потому что он будет знать: у него ничего не получится.
Трусливый домосед
Чтобы вырастить трусливого домоседа, вам нужно неустанно напоминать о том, как ужасен мир вокруг. Вон во дворе гуляют ребята-наркоманы, они тебя поймают и в лес увезут. А вот дядя полицейский, будешь плохо себя вести, он заберет тебя. А в метро люди проваливаются, а в лесу медведи водятся, а через микроволновку правительство нас зомбирует микроволнами… Что угодно, говорящее о том, что мир за стенами дома опасен. Внутри дома тоже много всего жуткого, но все же поменьше, так что лучше забаррикадироваться и поверить, что все окружение настроено против вас. Так ваш ребенок станет бояться не только незнакомых дяденек на улице, но и вообще всего нового и незнакомого.
Трусливый хвастун
Чтобы вырастить хвастливого хвастуна, нужно просто поощрять его трусость. Ребенок испугался на улице чихуахуа и спрятался вам за спину? Молодец, сынок, а то бы укусила, да и блохастая, наверняка. Рассказал, что в школе с мальчиками сломал парту, а потом спрятался и его не наказали? Умница, находчивый, пусть другие лучше страдают. Таким образом вы демонстрируете ему, что трусить — это нормально и всегда лучше отсидеться, чем попытаться справиться с трудностью. Вскоре ваш ребенок будет не просто трусом, но и трусом гордым собой.
Трусливый повторюшка
Чтобы вырастить трусливого повторюшку, вам надо и самим всего бояться. Демонстрируйте ребенку, что мир вокруг вас пугает. Кричите, если видите таракана, в ужасе отшатывайтесь от края ступенек (высоко!), бегите при виде цыган. Пусть ребенок видит, что родители не способны его защитить, им и самим страшно, а значит впереди настоящая угроза и лучше бы ему тоже испугаться и убежать. Ребенок не будет чувствовать себя защищенным и начнет шарахаться даже от своей тени.
Трусливый «маньяк»
Чтобы вырастить трусливого «маньяка», нужно совместить все, что мы уже с вами выучили, в одно. Просто постоянно запугивайте ребенка. Можно приправить это просмотром ужастиков, страшными историями из жизни и розыгрышами, после которых ребенок останется заикой. Лучшие помощники в воспитании детей, которые боятся всего на свете — их старшие братья и сестры, которым плач малыша доставляет особое удовольствие.
Про каждый предмет окружения должна быть выдумана хотя бы одна страшная байка. В темноте — монстры, бабочки пьют кровь, в компьютере живет бабайка и так далее в меру вашей фантазии. Вскоре у вашего малыша разовьются настоящие фобии, с которыми самостоятельно он справиться уже не сможет и, скорее всего, пронесет их через всю свою жизнь.
Следуя этим правилам, вы обязательно сможете вырастить самого запуганного и трусливого ребенка на свете.
А если вы не хотите растить трусишку, то почитайте наши полезные материалы:
Как уложить ребенка спать без капризов
Как справиться с детским нытьем?
Как путешествовать с детьми на машине?
Здравствуйте, Андрей!
Передается ли тревожность детям — на генетическом уровне отчасти передается. Тип нервной системы, склонности к формированию типа характера, образ мышления — что-то ребенок наследует от родителей. Но в большей степени имеет значение воспитание, модели поведения родителей, общая обстановка в семье. Ребенок формируется в зависимости от того, что его окружает, что он видит, чему его учат. Дети также чувствительны к эмоциям родителей — если родители волнуются, дети ощущают это и тоже начинают волноваться.
Надо ли с этим что-то делать — да, лучше стараться на это повлиять, конечно. Даже если ребенок по своей природе чувствительный и восприимчивый — с помощью родителей он может стать увереннее, преодолевать свои страхи, научиться конструктивным моделям поведения.
Что делать:
— Повышать девочке самооценку. Хвалить — не только за достижения, но и в случаях проявления инициативы. Допустим, она не выиграла в теннис, но надо поощрять то, что она в принципе стала играть. Стимулировать вступать в борьбу, преодолевать стеснение и страх, и поощрять эти попытки. Как и поощрять то, что она задала вопрос взрослому, сделав над собой усилие и преодолев свою застенчивость, и в подобных ситуациях.
— Объяснять, что проигрыши и неудачи не являются катастрофой. Надо стремиться к победам, но проигрыш — это не трагедия, а опыт, тренировка, работа над собой, развитие навыков. Что важнее участие, удовольствие от этого участия. А отказ от борьбы и настраивание себя на проигрыш — это уже проигрыш, а тревога в связи с сильным соперником — это лишение себя удовольствия от участия. И что проигрыши бывают у всех, это нормально. Это не падение, не унижение, а опыт.
— Объяснять, что ее чувства и желания важны. Дать кому-то отпор — значит отстоять свое желание, оградить себя от обиды. Что отпор не обязательно давать агрессивно, важно просто уметь четко обозначать свою позицию и придерживаться ее в своей линии поведения.
— Прививать убеждение, что неприятность — это не беда, не катастрофа. Конечно, надо стараться не опаздывать, и застрять в лифте неприятно. Но это не трагедия, не стоит сильно переживать из-за этого — это бытовые неприятности, которые встречаются в жизни каждого человека. Они не несут страшных последствий, они так или иначе будут иногда происходить, и нужно просто переживать их и действовать в соответствии с обстоятельствами (если застрял лифт — звонить в аварийную службу и т.д.). Это нормально, это часть жизни.
— Разговаривать с ней о ее чувствах и отношениях в школе. Возможно, в школе ее дразнят из-за стеснительности, что усугубляет стеснительность. Важно понимать чувства ребенка, разговаривать про страхи, давать возможность выговориться, поддерживать и давать понять, что с родителями всегда можно поделиться, посоветоваться, родители могут что-то объяснить, научить.
— Самим стараться вести себя спокойно и уверенно в неприятных ситуациях. Если родители не нервничают и уверенно ориентируются в нервирующих ситуациях (сломалась машина и т.д.) — дети видят, что с неприятностями возможно справиться, что ничего страшного не происходит, что это поправимо, не трагедия, а просто неприятность. Так им проще развить конструктивные модели реакций в себе. Также в принципе важно стремиться к тому, чтобы в семье был позитивный климат — поменьше ссор, криков, тревожности. Дети склонны реагировать на напряжение, чувствительны к ссорам, это способствует развитию тревожности, неуверенности, закрытости.
Также имеет смысл сводить дочку к психологу. Здесь будет полезна групповая работа со специалистом — занятия по развитию уверенности, преодолению стеснительности, формированию коммуникативных навыков.
Гармонии Вашей семье.
С уважением, Анастасия
Центр Fidem > Статьи > Нерешительный ребенок: как помочь ему преодолеть страхи?
Нерешительный ребенок: как помочь ему преодолеть страхи?
Нерешительному ребёнку сложнее самореализовываться, находить новых друзей и достигать успехов. Все его начинания стопорятся в самом начале, разбиваются о невозможность принять то или иное решение. Такому ребёнку сложно понять, чем он хочет заниматься в свободное от учёбы время. В крайнем случае, нерешительность проявляется и в мелочах: он не может выбрать игрушку или мороженое. Во всех ситуациях, когда требуется сделать выбор, он чувствует себя не в своей тарелке.
Также ему сложно отважиться на что-то новое или требующее смелости. К примеру, нерешительные дети редко выходят к доске сами. Они стараются находиться в тени, и при этом очень переживают из-за этого, ведь без проявления инициативы сложно добиться успеха. В этой статье мы рассмотрим, что стоит за нерешительностью, как должны вести себя родители ребёнка, и чем именно может помочь в этой ситуации психолог.
Что стоит за нерешительностью?
Можно сказать совершенно точно, что главная причина нерешительности — всевозможные страхи, которые, в свою очередь, напрямую связаны с повышенной тревожностью.
Мы имеем в виду психологические страхи, которые могут проявиться у ребёнка уже в самом раннем возрасте. Среди таких страхов:
- Страх не оправдать ожидания. Родители надеются, что их дети вырастут здоровыми, сильными, состоятельными и успешными, а потому очень рано, порой с самого детсада, ставят перед ними разные цели: от идеального поведения до успехов в освоении навыков письма или чтения. Как правило, ожидания касаются также спортивных и иных достижений. Иногда бывает так, что родители просто излишне требовательны или выражают наибольшую любовь именно в моменты каких-либо побед, не нарочно делая акцент на достижениях. Постепенно в голове ребёнка формируется чёткое представление, которое часто даже не осознаётся: хочешь, чтобы тебя любили — покажи, на что ты способен. Малыша всё это очень тяготит, и уж точно не придаёт уверенности в своих силах. Отсюда и нерешительность.
- Страх перед неудачей. Когда взрослые слишком бурно реагируют на неудачи ребёнка, он начинает бояться делать новые попытки, да и вообще что-то делать. Он думает: вдруг у меня опять не получится, и папа посмотрит на меня, как в тот раз? Ребёнок чувствует, когда им гордятся, а когда им недовольны. Он боится увидеть разочарование в глазах близких. К тому же, его может пугать возможность насмешек со стороны друзей. Всё это порождает в нём нерешительность. Для него она — возможность обойтись «малой кровью» (пусть меня не замечают, зато нет осуждения и насмешек).
- Страх перед реакцией взрослых. Речь идёт не только о наказании, но и о резких высказываниях, крике, а также о непредсказуемости последствий неудачи. Когда ребёнок не может предвидеть, что он получит дома – поддержку или нагоняй, то каждый раз, сталкиваясь с неудачей, он испытывает колоссальное напряжение. Всё это порождает повышенную тревожность и, как следствие, страх перед проявлением инициативы и принятием решений.
Из-за страхов ребёнок становится излишне тревожным, что выражается в повышенном беспокойстве, ранимости, эмоциональности и мнительности.
Случай из практики психолога
Родители 8-летнего Андрея всерьёз обеспокоены его нерешительностью и пассивностью. Раньше это был активный любознательный малыш, но с тех пор, как он пошёл школу, что-то в нём кардинально изменилось. Учителя в один голос говорят, что Андрею нужно быть смелее и активнее. Но родители не знают, как повлиять на своего ребёнка, боятся сделать неверный шаг и вообще отбить всяческое желание учиться.
Однажды школа Андрея провела конкурс на лучшую поделку-оригами. Это его конёк, он умеет делать такие сложные поделки, какие не под силу даже взрослым. Естественно, мама и папа стали побуждать его принять участие в конкурсе. Но, как ни странно, Андрей так и не отважился участвовать. Предвидя, что в будущем нерешительность станет для Андрея большой проблемой, родители привели его на консультацию к психологу.
Какое поведение родителей усугубляет проблему?
Вот какие вопросы следует себе задать:
- Не слишком ли высоки наши требования? Никогда не стоит забывать, что даже очень ответственный ребёнок — всего лишь ребёнок. Не стоит ожидать от него больше, чем он может сделать. Важным критерием здесь может быть желание и инициатива самого чада. Если получается замотивировать вашу дочь или сына на достижение, есть проявление интереса и стремление добиться цели – значит всё в порядке. Но если идёт активное или пассивное сопротивление, самое время задуматься, в чём может быть причина. Не слишком ли высоко поставлена планка? Помните: дети, ставшие заложниками завышенных ожиданий, очень несчастны.
- Достаточно ли мы поддерживаем нашего малыша? Ключевое слово — именно «достаточно». Дело в том, что излишняя поддержка сама по себе может стать причиной нерешительности. Вы, должно быть, встречали детей, которые без слова родителей и шага не сделают? Важно поддерживать, но приучать ребёнка к самостоятельности и независимости. Это неотъемлемые условия взросления личности.
- Как и за что мы его осуждаем? Ребёнок должен совершенно точно понимать: родители осуждают не его, а его неправильные действия. И даже если он действительно виноват, не нужно отчитывать его слишком резко. Успех воспитания — в наставлении, в постоянном диалоге. Совершенно не допустимо осуждать ребёнка за его случайные промахи, высмеивать неудачи и рассказывать о них всем подряд.
Очень многое здесь зависит именно от родителей. Важно научить сына или дочку видеть свои успехи, верить в собственные силы и не обращать внимания на неудачи. Нужно показать, что даже в неудаче есть что-то полезное и ценное, что сделало его лучше и чему-то научило.
Когда ребёнок поймёт, что промах — это ещё не конец света, ему будет проще решиться на что-то более сложное. Разберём две ситуации.
Любая неудача должна быть поводом для совместного обсуждения. Важно, чтобы ребёнок получал достаточно похвалы за приложенные старания. Помогите ему увидеть позитивное в случившимся. Даже если в диктанте 5 ошибок, а раньше было 7, это может быть расценено как улучшение результата и продвижение вперёд
«Доволен ли ты сам тем, что получилось в итоге?» – вопрос, от которого не возникает желание защищаться, и который может стать отправной точкой в разговоре с детьми. «Что тебе удалось сделать хорошо?» – ещё один вопрос, который поможет ребёнку осознать, что даже в неудаче есть то, что может сделать её маленькой победой. Всё это — мини-шаги на пути к уверенности, а значит, и к готовности действовать, проявлять инициативу и решительность. Научите ребёнка думать обо всём в положительном ключе, и страхи постепенно пройдут. А чем в этой ситуации поможет детский психолог?
Продолжение истории
Выяснилось, что Андрей очень боится проявлять себя на публике. Дома или среди друзей он чувствует себя намного свободнее, чем в школе. Оказалось, что он очень боится насмешек одноклассников. Однажды в школе, отвечая на уроке, он что-то ответил неправильно, чем вызвал смех всего класса. Одноклассники ещё долго над этим смеялись. Казалось бы, ничего страшного, но Андрея эта ситуация очень ранила. Он был уверен, что смеялись именно над ним, а не над его ответом. Более того, каждый раз, когда Андрюшка вспоминал ту ситуацию, ему становилось стыдно и неловко. Он даже родителям об этом не рассказал, ожидая, что и они будут смеяться.
Родители у Андрея требовательные. Они хотят, чтобы их сын был лучшим во всём. Неудивительно, что тот не поведал им о своём «горе». Тем не менее, долгая и упорная работа дала результаты: Андрей смог преодолеть свой страх, научиться правильно реагировать на насмешки и не бояться ошибок. Теперь он один из лучших в школе, а недавно даже выиграл очередной конкурс оригами.
Работа психолога с нерешительным ребёнком и его семьёй
Психолог совместно с родителями определяет причину нерешительности. Тревожность (почти всегда она — основа нерешительности) может быть как врождённой, так и приобретённой, постоянной или возникающей в определённых ситуациях. Психологическое исследование и понимание всего комплекса факторов позволит сделать работу над проблемой более целенаправленной. В зависимости от того, какие факторы привели к нерешительности, будет составлен план работы. В него может входить стабилизация эмоционального состояния и снижение тревожности, формирование устойчивой позитивной самооценки и уверенности в себе, работа со страхами и многое другое. Постепенно, шаг за шагом, проблема будет решена. Изменится как внутреннее самоощущение ребенка, так и его поведение. Важной составляющей успешной психологической работы является контакт с родителями.
В ходе беседы с родителями психолог даёт рекомендации, помогающие решить проблему, при необходимости отрабатывает с ребёнком ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно и потому ведёт себя нерешительно.
Детская нерешительность «лечится» куда проще, чем взрослая, поэтому родителям важно не упустить момент и вовремя обратиться за помощью к психологу.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55, написав в Whatsapp или
, или заполнив форму ниже.
|
Консультация психолога онлайн |
|
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта |
|
Семейный психолог: консультации |
|
Консультация сексолога / сексопатолога |
|
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации |
|
Коучинг (лайф коучинг) |
|
Логопед для взрослых |
|
Логопед для ребенка |
|
Психологическая диагностика |
|
Профориентация для подростков и взрослых |
Сотрудничество
Контакты
Центр Прогрессивных Технологий FIDEM — психотерапия и логопедия © 2008-2023, Санкт-Петербург / СПб
Тревожность и тревога. В чем различия
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают».
Причины детской тревожности
- Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
- Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.
- Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».
Психологический портрет тревожного ребенка
В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и психологам работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Как выявить тревожного ребенка
Опытный воспитатель, учитель, психолог конечно в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.
советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.
Критерии определения тревожности у ребенка (П. Бейкер и М. Алворд):
- Постоянное беспокойство.
- Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
- Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
- Раздражительность.
- Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник
Признаки тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.):
Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности:
- Высокая тревожность — 15-20 баллов;
- Средняя — 7-14 баллов;
- Низкая — 1-6 баллов.
Как помочь тревожному ребенку
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.
Повышение самооценки
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.
Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно взрослыми и детьми.
Можно отмечать достижения ребенка в ежедневной информации для родителей (например, на стенде «Мы сегодня»): «Сегодня, 21 октября 2017 года, Сережа в течение 20 минут проводил опыт с водой и снегом». Такое сообщение даст лишнюю возможность родителям проявить свою заинтересованность. Ребенку же будет легче отвечать на конкретные вопросы, а не восстанавливать в памяти все, что происходило в группе за день.
В раздевалке детского садика, на шкафчике каждого ребенка можно закрепить «Цветик-семицветик» (или «Цветок достижений»), вырезанный из цветного картона. В центре цветка — фотография ребенка. А на лепестках, соответствующих дням недели, — информация о результатах ребенка, которыми он гордится.
В младших группах детского сада информацию в лепестки вписывают воспитатели, а в подготовительной группе заполнение цветиков-семицветиков можно поручить детям. Это послужит стимулом для обучения письму. К тому же эта форма работы способствует установлению контактов между детьми, так как те из них, которые еще не умеют читать или писать, часто обращаются за помощью к товарищам. Родители, приходя вечером в детский сад, спешат узнать, чего же добился их ребенок в течение дня, каковы его успехи.
Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними. Причем нужна она для родителей детей любого возраста.
Обучение детей умению управлять своим поведением
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.
Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.
Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».
Снятие мышечного напряжения
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.
Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.
Работа с родителями тревожного ребенка
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.
Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.
Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно».
Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.
Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.
Профилактика детской тревожности: рекомендации психолога родителям
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»)
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
- Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
- Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Неврозы в детском и подростковом возрасте – явление довольно частое. Одним из их разновидностей выступает неврастения.
В первые годы жизни ребенок активно познает мир. Как бы ни оберегали его родные, но избежать конфликтных, стрессовых и других неприятных ситуаций не удается никому. Дети, в зависимости от темперамента и личной стрессоустойчивости, по-разному реагируют на раздражители.
Нервная система малыша не всегда может справиться с тем напряжением, которое несут стрессовые ситуации, происходящие вокруг. Тогда она дает сбой, как результат, развивается неврастения.
Родители видят, что с ребенком происходят изменения, но часто не понимают их причину. Они воспринимают первые признаки неврологических нарушений, как повторяющуюся случайность или дурную привычку. Однако это заболевание требует пристального внимания со стороны взрослых, именно они способны заметить начальные изменения в поведении, коммуникации и своевременно обратиться к специалисту.
В чем суть расстройства
Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:
- гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
- гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
- переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.
В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.
Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.
Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.
Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.
У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.
Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.
Проявления заболевания
При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство. Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры.
Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях. Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.
Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.
Симптомы неврастении у детей:
- повышенная нервная истощаемость;
- рассеянность;
- неуверенность в себе;
- нарушение концентрации, внимания;
- недовольство, капризность;
- суетливость;
- возбужденное состояние;
- приступы агрессии;
- слабость;
- быстрая утомляемость;
- нарушение режима сна.
При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.
Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.
Причины неврастении
Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.
Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически.
Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания и т. п.
Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным.
Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.
Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству.
Триггерами развития неврастении также выступают:
- негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
- социально-бытовые проблемы;
- ошибки воспитания;
- употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
- эмоциональная психологическая травма;
- сильный испуг;
- наследственные заболевания;
- недосыпание;
- сниженный иммунитет;
- частые инфекции дыхательных путей;
- приобретенные физические травмы;
- расстройства пищеварительной системы.
Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.
Лечение
Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение.
Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели.
Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку.
Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма. Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений.
Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:
- гештальт-терапия;
- гипноз;
- БОС–терапия;
- групповые или семейные сеансы;
- игровая терапия.
Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:
- не каждому ребенку суждено стать отличником
- не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
- если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать.
С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.
Какие еще бывают неврозы
Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия.
Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия.
Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:
- невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
- истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
- ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
- невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
- депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
- логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
- энурез – непроизвольное мочеиспускание;
- сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
- анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения.
Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.
Влияние на организм
Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели.
Этапы формирования заболевания:
- Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
- Нарастание внутреннего конфликта.
- Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
- Стрессовые ощущения.
- Нервно-психическое напряжение.
- Истощение психофизиологических ресурсов.
Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.
Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.
Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.
Файнштейн Татьяна Александровна
Психиатр, Детский психоневролог, Детский психиатр, Подростковый психиатр.
Врачебный стаж: 15 лет