Приблизительное время чтения: 4 мин.
Десять лет — это окончание среднего детства, самое начало пубертата. Есть дети, которые в 10 лет уже почти подростки, и у них проявляются черты характера бунтующего ребенка. А есть дети, которые, наоборот, становятся податливыми, таких еще называют адаптивными, конформными. Другие дети манипулируют ими и втягивают в какие-то проделки. Что же делать, если десятилетний ребенок — ведомый? Объясняет семейный психолог Наталия Матвеева.
В чем причина?
Ребенок в десять лет начинает адаптироваться под то сообщество, с которым ему важно соприкасаться. В эмоциональном плане в этом возрасте он постепенно отрывается от родителей, он видит, что они не боги, а простые смертные и тоже совершают ошибки. И каким бы ребенок ни был, теперь он старается приспособиться к сообществу сверстников, войти в него.
Но вот как ребенок это делает? Скорее всего, он выбирает те стратегии, которые уже испробовал. Впервые про адаптивность и умение сказать «нет» мы задумываемся в три года. Помните этот период, когда дети все время отвечают «нет»? Мама говорит: «Пойдем домой, надо обедать». — «Нет!» Или: «Нужно одеться и пойти в поликлинику». — «Нет!» Это очень сложный период для родителей, но в этот момент мы не думаем, что придет время, когда ребенку нужно будет говорить это «нет» каким-то другим людям.
Родители трехлетних детей могут реагировать на это «нет» по-разному. Например, сказать, что ты очень маленький и не можешь иметь свое мнение. Ты не можешь говорить «нет»! И тогда малыш просто не получает такого навыка. Всем ведь хочется, чтобы ребенок был послушным и приспосабливался под тебя. Да, можно научить ребенка быть очень послушным. Но сможет ли он в свои 10 лет не подчиняться кому-то другому? Это же не так просто!
А бывает, что родители скатываются в другую крайность: идут на поводу. Ребенок всегда добивается результата своего «нет» и вырастает бунтарем. Такие дети как раз очень часто могут ведомых детей подбивать на какие-то шалости. Они будто проигрывают тот же сценарий, что в детстве. В три года они прогибали под себя родителей, а теперь — друзей. Это их стиль взаимодействия с миром.
Что же делать?
Когда ребенку десять и ты видишь, что он идет за всяким, кто его ведет, это действительно тревожная тенденция. Тут важно даже не то, что он не умеет отстоять свое мнение, а то, есть ли оно у него вообще?
Важно помочь ему понять: а когда я сказал «нет», я какой? Если ребенка слышали, брали во внимание его мнение, и он не становился от этого плохим, значит, он сможет научиться говорить «нет» и не будет переживать, что его сейчас все бросят. А если он всю жизнь говорил «нет», но его мнение все равно не учитывалось, то ему будет сложно отстаивать свою позицию.
У всех нас есть внутренняя часть, которую еще называют «маленький профессор»: он решает, как себя нужно вести для того, чтобы тебя приняли в социуме. И этот маленький профессор в определенный период детства может сказать: «Чтобы меня любили и принимали, я должен со всеми во всём соглашаться».
С родителями при этом он может даже воевать. Но четкое внутреннее осознание «если я скажу друзьям “нет”, то буду плохим» все равно будет играть свою роль в общении со сверстниками.
Впрочем, разговаривать с ребенком никогда не поздно. И в предподростковом, и в подростковом возрасте мы можем многому научить своих детей, можем менять их. Можем пересмотреть свою модель воспитания. Можем снова и снова объяснять: «Смотри, в детстве действительно важно было слушаться. Но сейчас ты можешь иметь свое мнение». Главное, чтоб он его сформировал. Если за него всегда что-то решал взрослый —что делать, во что одеваться, во что верить, — ребенок будет идти за другими детьми. Как говорят, если у тебя нет своих планов, тебе придется следовать чужим.
Поговорите со своим ребенком: умеет ли он понять, чего сам хочет? «Действительно ли тебе интересно закурить, когда все закуривают? Или тебя тошнит от дыма? Нужно ли тебе прыгать в ледяную речку или не нужно и совсем не хочется, ты думал об этом?» Он, правда, может об этом не думать: все прыгают — ну и я, за меня ведь всегда всё решали. Снова нужно объяснять: «Да, когда-то я тебя подстраховывал и за тебя отвечал. Сейчас такой период, что ты это делаешь сам». И поддерживать ребенка во всем. Не давить, а поддерживать.
В десять лет нет смысла говорить, как ему нужно поступать. Потому что всё, что мы в него вложили, мы уже вложили. Но учить с позиции «взрослый — взрослый» вполне можно. «Я хочу тебе помочь разобраться. Давай сядем, поговорим. Ты можешь мне довериться». Ребенок должен чувствовать рядом с собой безопасного взрослого, который верит в то, что он примет правильное решение. Такого родителя, к которому он придет, даже если ошибется и что-то натворит. И родитель ему поможет.
Подготовила Анна Ершова. В подготовке участвовала Анастасия Ершова.
Если ребенок является чрезмерно послушным, безотказным, ни при каких обстоятельствах не вступает в спор с ровесниками и родителями, то его можно назвать ведомым.
Причиной формирования такого поведения может быть гиперопека родителей, которые во всем контролируют и ограничивают свободу детей, лишая возможности проявлять самостоятельность.
Ведомость ребёнка может стать настоящей проблемой: пытаясь найти свое место в группе сверстников, он старается соответствовать группе, но так как он живет в сильном подчинении своих родителей, то и в группе он будет занимать место подчиненного. Другие дети, увы, способны очень быстро распознать безотказного ребенка и использовать его в своих выгодах.
Как родители могут помочь ребенку?
Когда родители увидели предпосылки к тому, что их ребёнок поддаётся чужому влиянию, они обязаны принять меры. В первую очередь родителям нужно тщательно пересмотреть своё личное отношение к ребёнку и убедиться, что все их действия выстроены правильно. Для того, чтобы отношения с ребёнком были здоровыми и доверительными, необходимо следовать следующим принципам:
Любовь к ребенку должна быть безусловной. Ребёнок должен чётко знать, что ему не нужно зарабатывать ваше внимание. Любите его за то, что он рядом.
Всегда признавайте успехи ребенка. Даже если вы ожидали лучшего результата, постарайтесь акцентировать внимание на том, что цель достигнута. Объясните, что дело всегда нужно доводить до конца, даже если другие уже закончили, а ваш ребенок не успел.
Делайте установку на успех. Это очень увлекательное занятие, особенно если вы сами будете включены в процесс. Например, один день вы будете самыми ловкими, в другой — самыми быстрыми. А в конце дня будете хвалить друг друга за успехи.
Заменяйте негативные мысли позитивными. Объясните, что каждый промах — это не провал, а только опыт. Найдите выход из ситуации вместе с ребёнком, делайте это с терпением и пониманием. А также не забывайте всегда обращать его внимание на то, что он делает лучше, развивайте его сильные стороны.
Конкретизируйте похвалу. Не просто хвалите ребёнка, а делайте акцент на его достижениях.
Помогайте ребёнку преодолеть страх, но не делайте это насильно, не толкайте его с горки, если он боится. Объясните, что преодолевать себя можно постепенно. Для начала вместе взойдите на первую ступеньку. Ставьте ему задачи в соответствии с его возрастом и особенностями, тогда он всегда будет верить в свои силы и в дальнейшем.
Признайте право ребёнка на личное мнение. Постарайтесь его не ругать, даже если он совершит ошибку. Тогда у него не исчезнет желание попробовать ещё раз и исправить ситуацию. Только ребёнок, имеющий выбор, способен стать ответственным взрослым.
Учите ребенка говорить «нет!». Это очень важная способность уметь отказать человеку, если по каким-либо причинам он не может выполнить его просьбу. Не обязательно во всем соглашаться даже со взрослыми авторитетными людьми.
Самое главное, что ребенок ведомый — вполне исправим! Позволяйте ребенку расти и учиться чему-то, учитывая его умственные, физические и даже эмоциональные возможности. Перед ребенком ставьте любые выполнимые задачи, которые непременно будут успешные. Тогда ребенок поверит в свои силы, в себя и станет пробовать больше.
Трушкова Наталия Владимировна, психолог
Добрый день! Прошу советов. Есть дочь 10 лет (почти 11). Возникла ситуация — в классе назначили конкурс — сделать кормушку. Все выходные обсуждали из чего можно делать, а из чего нельзя. Что было бы лучше и т.д. Договорились о том, что она еще в инете помотрит что и как — и я ей помогу при надобности. Вчера вечером мне звонит — говорит, что придет домой с подружкой из класса и будут вдвоем делать кормушку, я дала добро. Вечером прихожу — на столе стоит картонная!!! коробка, сверху налеплены перья, бусины и прочие украшения, по бокам разрезаны на части и приклеены куски шкурок из искусственного меха, сверху прилепили точилку в виде домика, куда и как при всем этом богатстве кормушки должна была ВЛЕЗАТЬ птица я так вообще не поняла — никаких отверстий внутрь не было(((
Сказать, что я в шоке — не сказать ничего. В выходной дочь мне говорила про «можно ли использовать шкурки?» — я сказала, что категорически нет, объяснила, что кормушку делают только из прочных материалов, которые не будут бояться осадков, чтобы птицам было удобно клевать из неё.
Бабушка (была дома) сказала, что слышала как подружка командовала дочкой, типа неси то да сё, будем делать только так и пр.
У дочери я спросила — зачем она меня ослушалась? Она выдала — ты же разрешила!!!, говорю — зачем врешь?, она плачет. Я попросила дочку немедленно все разобрать, она отказалась и только ревела.
Вот что делать? Как объяснить, что нужно думать своей головой, что нельзя постоянно идти на поводу у кого-то?
К слову — эта подружка постоянно со слов учителя требует от моей дочери повиновения, иначе — не буду дружить. Я дочке объясняла, что вестись на данные уловки не нужно, она вроде кивала головой, соглашалась, а тут опять такое((
13.12.2012 17:08:33,
41 комментарий
Всем большое спасибо за участие. Признаю свою ошибку в «перегибании палки» по части категоричности в отношении ребенком. С дочкой поговорили, дырку для «пролезания птиц» сделали, но она уже сама засомневалась — нести/не нести её на конкурс.
14.12.2012 11:57:14, с работы…
я бы тоже разозлилась. Но понимаете, это за один день не исправишь и ругать за ведомость надо не ребенка, а себя. Это то, что с года взращивается.
14.12.2012 11:38:02, хм
Если уж на то пошло, то ребенок Не ведомый знаете откуда берется? От того, что он за собой чувствует каменную стену в лице родителей (на этом этапе).
Его не гнобят и очень ювелирно критикуют домашние.
14.12.2012 11:39:35, хм2
Конкурс кормушек стоит ребенкиных слез? Сделали бы дырку.Смешно же,так увлеклись украшательством,что про птичку-то и забыли)
13.12.2012 23:41:49, reina
так вы тоже командуете и не даете думать своей головой. из-за такой ерунды что устроили
13.12.2012 21:49:26, Шерлок
«У дочери я спросила — зачем она меня ослушалась?», «я сказала, что категорически нет» и одновременно вы удивляетесь, что с подружкой дочка выстраивает привычные для себя отношения.
А уж чтобы взрослый из-за такой ерунды ТАК переживал, это для меня вообще удивительно. Сделали девочки все сами, и слава богу. Посоветуйте, как в их сооружении сделать дырку, чтобы могла пролезть птица и на этом с их кормушкой закончите. Если есть желание, то в выходные купите готовую, как-нибудь ее украсив или смастерите с дочкой вместе второй экземпляр. Неужели вы прямо убиваетесь, что дочка не победит в конкурсе кормушек, самой не смешно?
13.12.2012 21:39:41, Вероятность
Молодцы девчонки! Сделали кормушку по своему усмотрению и умению, вместо того, чтобы маму напрягать. Вам бы радоваться. Но если вам уж так хотелось самой помастерить — ну сделайте свою кормушку и повесьте ее под окном (кстати лично я так и делала, но дети тут совершенно ни при чем). Вам бы хотелось, чтобы дочь бездумно слушалась вас, а она слушается подружку. ВАм обидно как маленькой, что авторитет подружки выше. Найдите то, где дочь захочет слушаться вас. А поделки — не тот случай.
13.12.2012 20:48:55, hanhi
ИМХО, дело вовсе не в том, кто кого слушается, а в том, что в 10 лет девочка не понимает, для чего птичья кормушка, что чем меньше украшений, тем меньше птицы боятся. Что леток должен быть удобным, в идеале снаружи видно, что там.
Поэтому тут не радоваться надо («Молодцы девчонки!»), а думать, как мозги на место ставить. Я бы «пеплом голову посыпала», ежели бы в эквивалентном возрасте мой подобное выдал.
14.12.2012 04:05:37, Конек
вы биолог.Я бы сыпала голову пеплом,если бы моя в 11 лет не умела перспективу нарисовать.А креативной в мехах кормушке порадовалась бы только.:-)
14.12.2012 15:52:50, =СветА™=
Вы биолог, лицо небеспристрастное в вопросе))). Я тоже не могу понять, как нельзя быстро сделать упражнение по иностр. языку, используя образец, и что тут вообще думать, хоть в 8 лет, хоть в 12, даже если сама тема наполовину понятна)). Но если я так напишу и буду посыпать голову этим самым, Вы первая вступитесь за тех, кто не может его сделать. Так же и в 10 лет не все могут на первое место ставить удобство птичек: «для чего птичья кормушка, что чем меньше украшений, тем меньше птицы боятся. Что леток должен быть удобным, в идеале снаружи видно, что там» (с).
14.12.2012 09:07:42, Василиса из сказки
А как из данной истории вы сделали вывод что она «ПОСТОЯННО идет на поводу?»
А в чем еще та подружка требует подчинения?
Вообщем, проблема какая то …. высосанная из пальца.
2м девчонкам было лень делать кормушку «как надо», да и не умеют они — вы сами то умеете делать «кормушки из дерева»? Я — нет.
13.12.2012 20:14:15, Natalya d’Etretat
А зачем из дерева? В Москве которую зиму висят кормушки из прозрачных пластиковых бутылок разного размера из-под воды, из непрозрачных прямоугольных 1-2литровых пакетов из-под сока и молока. Прорезается с одной стороны невысоко от дна леток бОльших или меньших размеров, если пластик, можно слегка напильником по линии летка пройтись. ВСЕ! Как говорят, «дешево и сердито».
14.12.2012 04:15:25, Конек
И из-за чего только дочку обидели?Старалась, вместе с подружкой делала, была довольна своим трудом. А вы ее отругали.У девочки,кстати, есть стержень в характере, если не смотря на все ваши нападки свою кормушку она не разобрала, и с девочкой,которая ей нравится, продолжает дружить.
13.12.2012 19:06:36, Менумашка
Может, х-р у нее такой.
Но, похоже, Вы требуете от нее невозможного. Дома она должна во всем слушаться Вас («категорически нет, объяснила, что кормушку делают только» — у вас очень категоричные фразы, «зачем она меня ослушалась», «немедленно все разобрать»), а затем с другими людьми Вы ждете от нее какой-то самостоятельности. Но ведь если она будет ребенком со своим мнением и будет уметь его отстаивать — Вам будет с ней трудно, Вы должны будете находить какой-то другой тон в отношениях с ней.
13.12.2012 18:59:32, Василиса из сказки
Согласна, что «зачем она меня ослушалась», «немедленно все разобрать» — абсолютно неприемлемый не только тон, но и смысл.
Ведь дело не в том, что «ослушалась», а в том, что НЕ ПОНЯЛА, какой должна быть кормушка. Плохо, что в школе им не объяснили.
И их СОВМЕСТНОЕ творение в любом случае не должен разбирать один из участников.
14.12.2012 04:19:21, Конек
+1
13.12.2012 21:27:51, Шоша
Не ругайте. Она и сама бы рада не дружить с этой девочкой, но та навязывается и будет это делать еще долго. Поищите в окружении других девочек, помогите подружиться и тогда отпадет надобность держаться за эту девочку (или они объединятся в противостоянии командирше).
Еще возможно именно командирша обеспечивает защиту от какого-то негатива в виде других одноклассников. Ребенок выбрал себе наиболее комфортную форму существования и ваше требование оказать достойный отпор сейчас невыполнимо. Но в таких условиях приобретается опыт.
Объясняйте, как говорить НЕТ, но быстрых успехов не ждите. Есть разные характеры и встречаются пробивные личности, с которыми не всякий взрослый справится. Обыгрывайте ситуации, поясняйте, в чем кто был неправ (девочка, которая настаивала или ваша дочка).
13.12.2012 18:01:19, starka
Дело усугулляется, что эта девочка пришла в нашу спортивную школу и теперь они рядом не только в школе, но и на тренировках, в лагере на сборах и т.д. и т.п.
Буду мягче… была наверно, действительно, слишком стога.
13.12.2012 18:07:45, с работы…
Посмотрите на это с другой стороны: не все хотят быть командирами. Большинство людей вполне устраивает роль ведомых. Девочки, умеющие идти на копмпромисс, чаще выходят замуж и лучше строят семейные отношения.
Еще раз повторю: вашей дочке в чем-то удобно дружить с этой девочкой. Как только она перестанет ее устраивать, поверьте, она найдет способ от нее дистанцироваться. В крайнем случае к вам же обратиться за помощью. Сейчас ваша роль следить, чтобы подруга не научила плохому. Мелкие шалости дома не в счет. Почитайте рассказы Юрия Сотника — у него много сюжетов на тему «девочка попросила, а я не смог отказать».
14.12.2012 09:52:54, starka
Это же просто кормушка для школы! Ну сделали и сделали! Я бы за самостоятельность похвалила и была бы счастлива, что без меня обошлось.
13.12.2012 17:40:43, Pilar
Про не надо вестись я согласна, а вот почему нельзя украсить кормушку чем хочется, в том числе шкурками мне не очень понятно.
13.12.2012 17:23:17, Дикая хозяйка
Украшать как раз остро ПРОТИВОПОКАЗАНО, так как птицы шарахаются от яркого, каковыми являются бусины. Еще бы понятно, если бы куски поры или веток к конструкции прикрепили. Может и лишнее, но хоть смыслу не противоречит.
14.12.2012 04:24:44, Конек
Было задание сделать кормушку, конкурс «Покормите птиц», а не абы что? Такую кормушку разве можно повесить на улицу? -она уже к вечеру развалится. В чем помощь птицам? Цель-то именно в этом. Креативных конкурсов и так полно — вот там, пожалуйста, шкурки, перья…а тут к чему это?
13.12.2012 17:30:27, с работы…
Ну нельзя же так серьезно относиться к такой ерунде! Выше правильно пишут, очень уж Вы командуете сами.
13.12.2012 23:27:47, Дикая хозяйка
ИМХО, к подобным детским заданиям заданиям вот именно, что серьезно нужно относиться. Дети познают мир и нужно в этом помочь.
14.12.2012 04:21:59, Конек
я думала они его года в три познают.А в 11 уже обычно менять пытаются и самовыражаться.
14.12.2012 15:54:05, =СветА™=
Вообще-то мир настолько огромен, что жизни не хватит его познать.. Думаю, самовыражение и действие не противоречат познанию.
15.12.2012 16:39:04, Oazis
Ну и что? Как сделали дети — так и сделали. Если Вам это так важно — сядьте с ней в выходной и сделайте настоящую кормушку, а они сделали свою, «гламурную», девчачью.
13.12.2012 19:01:26, Василиса из сказки
Ну конкурс, ну и что? Когда увидит другие работы сама поймет что к чему. Вам обязательно, чтобы она выиграла этот конкурс? Зачем ребенка ругать, заставлять ломать сделанную работу????
Моя дочка недавно на «конкурс елочек» сделала такую ёлочку… ну, прямо скажем, убогую Я вообще не вмешивалась. Позже у дочки спросила — как у других? Она сказала намного больше и красивее. Будем надеется, что те ёлочки сделали сами дети, а не их бдительные родители. Да даже если это и так — меня это совершенно не волнует.
Тут две совершенно разные проблемы. Одно дело, что работа не получилась, а другое дело, что дочку шантажирует дружбой другая девочка…
13.12.2012 17:37:21, АНtИЛОП_А
Да вообще не обязательно победить. Просто в 10 лет нужно уже соображать — что можно, а что нельзя, разве нет? Завтра кто-то скажет — давай используем для поделок мамины украшения или еще что-то. Они просто взяли и испортили хорошие заготовки, которые могут пригодиться для других работ. В школе постоянно что-то задают делать руками.
Да и вообще дело именно в том, что она сделать намеренно то, чего я не разрешала, но на чем настояла ее подружка. Я хочу добиться от нее, чтобы она голову включала, но не знаю как ей еще лучше объяснить(((
13.12.2012 17:46:10, с работы…
1. Вы высказали СВОЕ мнение и РАЗРЕШИЛИ пригласить подружку. Речь не шла о том, что МОЖНО брать, что нет. Т.е. в исходном посте о «не разрешала» брать заготовки речь не шла. Это ВЫ ДУМАЛИ, а сформулировали сильно иначе.
2. Если Вам чего-то жалко (места для хранения кучи заготовок, своего времени на покупку всего этого, денег на то, чтобы покупать всего в многократном количестве), то надо говорить четко: пригласить подружку — пожалуйста, но вот это — разрешаю брать, а вот это — нет. Лучше всего, то, что НЕ РАЗРЕШАЕТЕ, положить в шкафчик ПОД КЛЮЧ, чтобы даже споров с подружкой не возникало.
3. Вот Вы ВЫДАЛИ УКАЗАНИЯ… А из чего делать кормушку нашли? Если нет, то кто виноват? Один мой коллега в лаборатории имел обыкновение после обсуждения плана эксперимента просить подшефного повторить, т.е. самостоятельно сформулировать, что тот понял, что и зачем собирается делать.
Поэтому, если о «голову включала», то Вы рассказали (подчеркиваю, что не «РАЗРЕШИЛИ» или НЕТ, а объяснять надо) и после этого спросите (предложите обсудить), какие заготовки девочка будет использовать, всего ли хватает. Когда ребенок ВНЯТНО скажет, что нужно брать, отложите вместе заготовки. Пусть для этого будет раз и навсегда какое-то место (полка, поднос). Посмотрите, хватает ли инструментов. А после этого дано сделать разумно, хоть с подружкой, хоть без…
4. Подозреваю, что ситуация крайне простая. У вашей разные разности есть, а у подружки нет. А той хочется, что-то клеить, собирать, да, из тех самых материалов, которые дети и использовали.
Оставьте им разные разности (может даже все, что есть, не на необитаемом острове живем, можно и прикупить, если заранее) и скажите, что они с подружкой могут клеить и мастерить все, что хотят, например, елочные игрушки (но и не только!). Еще лучше, если Вы отложите минимум необходимого для школьных заданий (чтобы не «добывать» накануне) и оставите некоторую часть для свободного творчества. Я бы пошла вместе с ребенком прикупить или попросила список желаемого (пусть и с подружкой посоветуется). Наверное, всякого бисера, бусин, разноцветных лоскутков, разной цветной бумаги, картона лучше выдать много. Пусть развлекаются, это вполне полезное развивающее занятие. Другие голову ломают, как мотивировать, чтобы что-то делали руками, а у Вас такая шикарная мотиваторша в виде этой подружки! Так Вы мирно разделите желание клеить и мастерить красивости поярче и вполне конкретные школьные задания. Волки сыты и овцы целы!
14.12.2012 04:59:12, Конек
Кхм.. Это называется голову включала? Бездумно выполняла Ваши приказания? Ну-ну…
13.12.2012 23:28:45, Дикая хозяйка
Мне кажется, Вам надо не чтобы она голову включала, а чтобы Ваши указания выполняла перед подружкиными))). Я вот здесь по тексту вижу, как хотели сделать Вы и как хотела подружка. А дочка-то сама чего хочет, как она себе кормушку представляла? Вы выяснили?
13.12.2012 19:03:22, Василиса из сказки
Да как же она научится думать головой, если будет делать только то, что Вы ей разрешаете? Если Вы считаете, что поделка (мягко скажем) не удалась — дайте возможность дочке самой понять, что надо было послушать маму… В общем, не в моих правилах навязывать другим родителей своё мнение по вопросам воспитания их детей, но просто слова «я не разрешила, я запретила» как-то в моем понимании не вяжутся с Вашим желанием увидеть в дочке самостоятельного человека.
13.12.2012 18:01:36, АНtИЛОП_А
Она вообще у меня умница… я и правда, наверно, перегибаю палку((( но так мне неприятна почему-то эта ситуация…. не знаю почему — вчера было ооочень обидно(((
13.12.2012 18:09:08, с работы…
В том-то и дело!
Если бы подружка тащила дочь курить, например, или гулять затемно по опасным местам, тогда пафос понятен. А пока девочки мирно играют — пусть, ребенку нужно общение с ровесниками, как и с родителями, оно РАЗНОЕ это общение, не надо ревновать.
14.12.2012 05:03:42, Конек
Конечно, умница Кормушку, надеюсь не сломали? Пусть отнесёт — хуже не будет
13.12.2012 18:15:15, АНtИЛОП_А
я бы не стала так из-за мусора критиковать ребенка… Они творили, кто кем командовал дело десятое! А уж приказать разобрать/сломать выше моего понимания…
Сделайте вместе еще одну и отнесите на конкурс 2 поделки, пусть решает жюри за что приз давать — за креатив или за практичность. Как показывает мой опыт выигрывают не самые практичные вещи.)))
13.12.2012 17:55:59, Taika
Я бы предложила даже не на конкурс вторую, а повесить где-то у дома и кормить птиц. Тогда девочка скорее поймет свои ошибки.
14.12.2012 05:05:08, Конек
похвалить за креатив, погодя мягко еще раз сказать, что возможно стоило сделать немного по-другому. и все.
13.12.2012 17:23:08, Танжер
Здравствуйте Ольга!
Ребёнок сейчас находится в таком возрасте, когда мнение сверстников всё больше играет роль. И понравиться им становится более значимей , чем всё другое. Поэтому не стоит упрекать её в том, что она нарушила Ваш запрет в угоду подругам. Это нормальная реакция здорового ребёнка. Такой же нормальной реакцией был бы и её отказ, если бы не её воспитание.
Ваше воспитание её научило быть послушной. С раннего возраста , по всей видимости, послушность поощрялась, а протестное и своенравное поведение не одобрялось. Вы сама, или кто-то другой из близких, настаивал на послушании. Это бывает удобно, когда ребёнок съедает «всю тарелку до конца», не лезет туда , куда хочет, не марается, потому что его за это будут ругать ит.д…А в конечном итоге, перестаёт интересоваться своими интересами, а интересуется тем, чем старшие разрешают интересоваться. К окончанию школы, такие дети идут учиться туда, куда старшие рекомендуют и очень часто не понимают, чего они сами хотят, потому что не приучены обращать внимание на свои чувства.
И если что-то из того, что я написала, откликается, Вы можете начать давать своей дочери больше свободы в выборе и всячески заверять её, что какое бы она не принимала решение, какой выбор бы не делала, Вы всегда постараетесь понять её. Например, не стоит сейчас активно обижаться за неё, что она не имеет должного, по-Вашему, авторитета в коллективе. Она сама способна найти своё место, свой стиль и способы решения жизненных задач. И Ваша задача поддержать её своим доверием.
Всего Вам доброго.
С уважением, Каламкас Канапиева, психолог в Астане.Очно и Skype.
Здравствуйте,Ольга.Такое поведение дочки идет от раннего доминирования над ней ее родителей.Поэтому,Вы наблюдаете то,что привили ей сами.Выход-дать дочке Безоценочное принятие.Тогда у нее постепенно выстроится Базовое доверие к маме.Что мама ее любит просто так,а не за ее правильное поведение.По хорошему,Вам важно взять у психоаналитика несколько консультаций и изменить атмосферу воспитания.Пол года-год ее новых отношений с мамой изменят взгляды дочки на свою самооценку.
Каратаев Владимир Иванович,психотерапевт-психоаналитик Волгоград
Здравствуйте, Ольга. Я понимаю ваши переживания, но к сожалению, быстро изменить поведение дочери не получится. Старайтесь сейчас больше с ней разговаривать, анализируйте ситуацию, обсуждайте альтернативные варианты поведения, учите ее говорить «нет». Не превращайте эти беседы в нотации и нравоучения, больше задавайте вопросов ей ( «А как ты думаешь?» «Как можно еще было поступить?» и т д). Это способствует осознанию и формированию собственного отношения к ситуации.
Екатерина Кононова, психолог, г. Рыбинск
Ведомый малыш. Как родителям не допустить этого? Если родители не дают ребенку свободу, все решения принимают за него сами, у них нет доверия к его природной способности из чего либо извлекать выгоду, как из ошибок, так и из проб, его развитие замыкают только вокруг себя, самое безопасное для ребенка – это только они сами, и их советы и инструкции только самые правильные, то ребенок ведомый живет и вырастает с такой позицией.
Ребенок ведомый — что делать, как исправить?
Ребенок ведомый — что делать, как исправить
Дружбой считается союз двух или более людей, у которых имеются какие либо схожие интересы и увлечения, или наоборот, союз противоположных людей, которые способны дополнять чем то друг друга.
Примерно в четырехлетнем возрасте, ребенок уже пробует сотрудничать и распределять роли и задачи в играх. К пяти-шести годам малыш еще не стремится к самоутверждению.
В таком возрасте другое является важным, то есть какое-то общее дело, и не важно, будет это простая беседа или игра. Главное быть вместе с карапузом.
Именно сейчас появляется новое чувство сделать что-то для друга, стремление к партнерству. А мы взрослые прекрасно знаем, что за пределами дома не все так красочно, малышу там встретятся и огорчения, и даже разочарования.
Дружба ни в коем случае не может быть потребительской, ведь ее основой является взаимовыручка, от дружбы должны получать пользу все, а не только одна сторона. Один из друзей не должен быть всегда в роли палочки-выручалочки, настоящий друг не будет молчать, если его товарищ намерен совершить что-то плохое или большую ошибку.
Если ваш малыш в коллективе не занимает лидирующие позиции, он ценный член группы, так как у него есть свое мнение и есть свой взгляд на происходящее. Так и лидер может показывать направление и хорошее, и плохое.
Когда ребенок ведомый — он пытается найти свое место в группе сверстников, он старается соответствовать группе, но так как он живет в сильном подчинении своих мамы и папы, то и в группе он будет занимать место подчиненного.
Другие дети, увы, способны очень быстро распознать безотказного ребенка и использовать в своих выгодах.
Например, в садике такой ребенок будет делать те задания, которые никому не хочется, на детской площадке играть в роли, которые другим не нравятся. При возникновении конфликтной ситуации, таким ребенком станут помыкать и он будет поддерживать сторону сильнейшего, несмотря на то, что правда может быть на другой стороне.
Как ребенка научить негативный пример отличать от положительного? Ребенок ведомый — нужно постараться научить мыслить независимо от происходящего и навязчивого извне.
Для этого он должен – первое: уметь ставить свои цели, достигать задач, которые наметил, верить в собственные силы, уметь сказать нет тому, который пытается увести его в сторону. Второе – давать себе здоровую и реальную оценку.
Как помочь ребенку выработать лидерские качества или просто стать личностью?
До лидера ваш Ребенок ведомый далек? Не стоит огорчаться, ведь как бы ни был мягок ваш малыш, впечатлителен и нежен, выработка качеств лидера, ему пойдет только на пользу. Главное только не перестарайтесь, не нужно силой делать из малыша того, кем он не является, кем никогда стать не сможет, а главное – не хочет!
Ребенку следует давать как можно больше свободы, пусть у него копится опыт решения разных задач и трудностей мелких. Через них ребенок обучается многим навыкам, которые в нем сформируют уверенность и осознание собственного Я (“я знаю, как это делается”).
Если вы живете в частном доме, можно купить детскую площадку и обустроить двор для игры, приглашать детей играть к вашему «хозяину положения». Для родителей детей, живущих в высотных домах предлагаем заказать детскую площадку не дорого, собрав деньги со всего большого двора!
Позволяйте ребенку приглашать к себе в гости много разных друзей , среди них, когда-нибудь найдется для вашего ребенка родная душа, верный приятель.
Ребенку нужно читать о героях , которые преодолевают опасности в сказках, борются с собственной жадностью и страхом, выручают кого-то из беды. Сказки должны быть с четко выраженной моралью, их нужно обсуждать.
Учите ребенка искать отличия в мыслях и поступках разных персонажей, герои — какие они (мужество, зависть, преданность, злость), как относиться к ним и как на них реагировать. Делайте акцент на то, какие друзья настоящие, а какие лживые. Когда читаете, иногда отвлекайтесь и спрашивайте, например: “как тебе Снежная Королева? Почему Герда ищет своего маленького братика?”
Чтобы Ребенок ведомый справился со своей нерешительностью и неуверенностью, составьте несколько ситуаций, в которых нужно мужество и твердость, и несколько раз их проиграйте.
Ребенка нужно натренировать на тех моментах, где он сталкивается с агрессией в свой адрес, где его принуждают совершить что-то плохое и на что-либо закрыть глаза. Вот некоторые возможные ситуации: Тебе советуют перебежать дорогу в опасном месте. Объясни свою позицию по этому поводу. Или: твой друг обижает девочку или младшего по возрасту ребенка. Останови его.
С ребенком нужно вместе мечтать. Воображайте, как вы гуляете по сказочному лесу и спасаете маленького зайчика от серого волка, а потом помогаете найти ему свою семью. Представляйте, как вы находитесь в космосе или на дне океана, пытаетесь бороться с жаждой, идя по знойной пустыне и так далее. Нужно чаще использовать позитивные ассоциации: “представь себя сильным”, “представь себя на сказочном коне”.
Ребенку нужно рассказывать, что люди все разные, у всех свои мнения и предпочтения, что нравится всем, просто невозможно. Но мы всегда можем быть честными перед собой и перед людьми. Ребенка учите правильно выражать свое отношение к сверстникам, хорошее оно или плохое, и даже отказываться от того, что неприемлемо для него. Говорить с убежденностью, смотря обидчику прямо в глаза.
Ребенка не нужно ругать и наказывать за неудачи и промахи. Пусть ошибка будет ценным уроком, а не чувством вины.
Родителям нужно научить ребенка начатое дело всегда довести до конца. Предложите ему свою помощь, если у него что-то не получается.
Научить ребенка над собой уметь смеяться, способны только родители те, которые умеют смеяться над собой и которые бережно относятся к личности своих малышей.
Можно поиграть в толстых теть, нарядиться клоунами или лохматыми дядями и дождитесь, когда ребенок сам захочет принять участие в этой игре. Когда ребенок, который в себе не уверен, скажет вам: “я смешной, посмотри на меня” — то вы победили!
Родители должны приветствовать любые начинания своего ребенка, поддерживать все хобби и увлечения. Пусть даже они меняются на дню по несколько раз, но они обогащают мировоззрение ребенка, помогают ему в дальнейшем самоопределении.
Как научить ребенка доверять себе?
Прежде чем сказать свое слово и другим помочь принимать себя и понять, нужно для начала самому правильно оценить свою личность и индивидуальность. Ребенок должен понять свою ценность и не продавать ее за дешево.
Помочь в этом ребенку может любовь родителей. Дайте ребенку почувствовать то, что не нужно делать что то специально, чтобы он смог почувствовать вашу любовь. Пусть ребенок будет уверен в том, что вы его любите очень сильно, и это не зависит от того, красив ли он или нет, успешен или не совсем. Наши негативные оценки, лежат в основе комплексов детей.
Родителям нужно признавать за ребенком право на собственное мнение. Только тот человек, который имеет выбор, способен нести ответственность за выбранное им решение.
А если ребенок ведомый сделал не правильный шаг? Ни в коем случае не говорите: “я же говорила тебе, предупреждала”, эти слова как бы подразумевают удовлетворение произошедшим неуспехом. Лучше сказать: “да, вышло не совсем так, как ты думал. Но нужно подумать, как все можно поправить”.
Ребенок ведомый учится сам принимать решения и иногда допускает в них ошибки, но главное – что он сам их будет учиться исправлять, и дальше станет лучше, он не перестанет пробовать и не станет бояться последствий. А это первый шаг к тому, чтобы появилась ответственность за свою жизнь.
Родителям нужно признавать успехи ребенка, даже если они ожидали от него намного больше. Нужно акцент делать на достижения, а на неудачах зацикливаться не стоит.
Родителям нужно интересоваться у ребенка нравится ли ему то, как они его называют. Ведь мама и папа очень часто даже и не подозревают, что своим на взгляд “безобидным” прозвищем, могут понизить самооценку ребенка.
Нужно всегда стараться негативные мысли поменять на позитивные. Однажды ребенок пришел с прогулки расстроенным, недовольным тем, что плохо рассказал стишок, или что-то сломал, потерял или испачкал – не ругайте его. Не все художники хорошо поют, не все историки знают математику. Попробуйте ребенку и здесь оказать поддержку с радостью в голосе: “Не можешь обогнать? Зато как хорошо прыгаешь!” “Не все же должны быть футболистами, кто-то и художником должен быть!”
Ребенку обязательно нужно говорить слова похвалы, и не просто “молодец”, а “какое красивое дерево нарисовал, умница” или “как ловко кидаешь мячик”. Ребенок ведомый должен понимать, что вся родительская похвала дается за какие-либо достижения и она намного ценнее простого слова “умница”.
Придумывайте положительные установки на совершение какого либо дела и для себя, и для ребенка. Например: “я самый смелый”, “я самый добрый”. В конце дня можно проговорить те дела, при помощи которых вы доказали свою доброту и смелость.
Можно поиграть в такую игру: “я немного хвалюсь, но не значит, что я зазнаюсь”. Когда что-то ребенок делает пусть произносит новые псевдонимы: “я самый искусный художник” или “ я самый меткий мячикобросатель”.
Своему Ребенка нужно учить тому, чтобы он не боялся делать какие-то начинания. Например, боится залезть на детскую лесенку? “Мы можем сегодня подняться на одну только ступеньку и просто постоять, а завтра поднимемся еще на одну.
Позволяйте ребенку расти и учится чему-то учитывая его умственные, физические и даже эмоциональные возможности. Перед ребенком ставьте почаще любые выполнимые задачи, которые непременно будут успешные. Тогда ребенок поверит в свои силы, в себя и станет пробовать больше.
Ребенка нужно всегда внимательно слушать. Для мамы и папы это большой труд, чтобы оторваться от телевизора или работы по дому. Зачем нужно это? Затем, что при общении, люди смотрят в глаза друг другу, пытаются понять мысли собеседника, мотивы и чувства.
Вспомните также свой детский опыт. Ваши личные жизненные примеры и истории станут для ребенка бесценным опытом.
Ребенок ведомый — вполне исправим!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:
Ваш ребенок очень послушен и безотказен, никогда не спорит с вами, а в компании детей всегда соглашается с правилами игры более активных товарищей. Он с радостью делится своими игрушками, делает всем комплименты и никогда не вступает в конфликт, даже если с чем-нибудь не согласен.
Таких детей называют ведомыми. Для того чтобы понять, почему у малыша сформировалась такая черта характера – следует детальнее разобраться в причинах, ее вызвавших.
Обычно ведомыми становятся дети, находящиеся под гиперопекой и в подчинении у своих родителей, но по складу темперамента, не находящие сил или достаточной мотивации, чтобы сопротивляться подобному положению дел. Обычно ведомыми становятся флегматики, меланхолики или болезненные, не очень активные дети.
При взаимоотношениях со сверстниками, ведомые дети автоматически переносят свои взаимоотношения с родителями на отношения в группе. Часто ведомыми становятся дети-конформисты. Иногда мотив такого поведения может лежать в области страха одиночества. Ребенок боится, что если он не примет чужих правил игры – с ним никто не будет дружить.
Результат не оставляет себя долго ждать. Такие дети часто становятся мишенью для шуток и подтрунивания, так как они не способны дать отпор. Их дразнят различными обидными прозвищами. В играх им всегда достаются самые невыигрышные роли, их мнение в группе никогда не принимается во внимание, более активные дети начинают ими командовать и помыкать.
Несложно смоделировать будущее такого ребенка. Во всем соглашаясь с мнением группы или толпы, такие люди будут брать на себя роль ведомого и в будущем. Подчиняясь родителям, они выбирают не ту профессию, которой хотели бы заниматься, не тот вид деятельности, а в случае нахождения под влиянием товарищей – часто совершают антисоциальные поступки.
Все это приводит к неудовлетворенности своей жизнью, нервным срывам в будущем. Поэтому корректировать поведение ведомого ребенка нужно с ранних лет, когда пассивность еще не стала доминирующей чертой характера.
С чего же нужно начинать работу? Прежде всего, объясните ребенку, что свое мнение нужно обязательно отстаивать. Даже если малыш не согласен с мнением родителей относительно своей жизни или быта, — ему нужно спорить, а не безоговорочно соглашаться. Важно сформировать у ребенка лидерские качества и умение отстаивать свое мнение. Для этого всячески поощряйте любое самостоятельное действие ребенка: предложение поиграть в игру, пойти погулять в какое-то конкретное место и т.д. Никогда не давите на малыша своим авторитетом, нельзя, чтобы у ребенка создавалось впечатление, что родители – это последняя инстанция, откуда исходят лишь директивы, которые нужно безоговорочно выполнять. Важно, чтобы ребенок понимал – родители тоже способны ошибаться.
Учите малыша говорить «нет!». Это очень важная способность, — отказать человеку, если по каким-либо причинам он не может выполнить просьбу. Не обязательно во всем соглашаться даже со взрослыми авторитетными людьми. Это поможет ребенку в будущем не попасть на «крючок» тех товарищей, которые уговаривают попробовать алкоголь или наркотики, призывают к противоправным действиям. Умение при необходимости говорить «нет!» поможет ребенку вырасти самодостаточной и сознательной личностью, которая способна идти по жизни, ориентируясь только на свои собственные цели и идеалы, умеющая добиваться своего. Научите малыша спорить и отстаивать свою точку зрения. Заводите с ним диспуты на самые различные темы и при этом уступайте ему. Считайтесь с мнением ребенка, позволяйте ему на практике реализовывать свои идеи, ведь от одних только теоретических рассуждений толку будет мало.
Играйте с малышом в игры, в которых он будет выступать в роли лидера, управляющего какой-либо частью жизни. К примеру, пускай он будет отцом семейства, а вы – его дочерью, то есть в ситуацию, когда социальные роли меняются.
Все эти меры в комплексе откорректируют поведение ребенка и не дадут ему быть пешкой в руках более активных друзей, позволят стать ему более решительным и самостоятельным.
Воспитание самостоятельности
Этапы становления навыка самостоятельности:
1. Ребенок участвует в деле, которое делают старшие, помогая им и под полным контролем старших.
2. Ребенок делает новое дело совместно с родителями.
3. Ребенок делает дело, родители ему помогают.
4. Ребенок делает все самостоятельно!
Важнейший вопрос — разделение ответственности: в каких ситуациях родители должны помогать ребенку, а в каких – ставить его перед фактом необходимости самому решать свои проблемы?
Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях:
1. Собственное желание ребенка.
2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть.
3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.
Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:
· Не воспитывать несамостоятельность. Несамостоятельность — не вполне и не всегда черта характера, чаще это выученное, привычное поведение, либо шаблонно перенятое у таких же окружающих, либо используемое в связи с теми или иными условными выгодами. Несамостоятельность воспитывается так же, как и любое другое умение и черта характера: в первую очередь с помощью внушений и подкрепления несамостоятельного поведения.
· Приучить детей к послушанию. Это звучит парадоксально, но это именно так: надежнее всего вы вырастите своего ребенка самостоятельным, если вначале приучите его вас слушаться.
· Увлекать самостоятельностью. Если перед глазами ребенка будут красивые и яркие примеры самостоятельных, успешных детей, ребенок захочет быть на них похожим.
· Создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам. Отдайте ребенку на откуп какие-то области, в которых он может осваивать незнакомые непривычные для него действия. Как будем эти области намечать, например, для ребенка пяти лет? Записываете, что ваш ребенок должен уметь делать самостоятельно и хорошо в шесть лет. Например, накрывать на стол, содержать в порядке игрушки и так далее… Тем самым вы создаете ему возможность самостоятельно это делать изо дня в день и оттачивать умение до состояния, когда эту область новых для него действий ребенок сможет контролировать полностью сам.
· Создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной.
· Создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Детей нужно просто приучать ко взрослой жизни, ответственности и самостоятельности, включая во взрослую жизнь, дела и заботы. В Африке дети пасут скот с 3 лет, как только научаются хорошо ходить. В деревне дети имеют взрослые обязанности лет с 5-7. «Какой тебе годик? — Седьмой миновал…» (Некрасов, «Мужичок с ноготок»).
Желаем успехов!