Постановка звуков Т — Д при замене на заднеязычные К Г
Наша речь состоит из звуков. Правильно произносить звуки родного языка ребенок должен научиться еще до школы. В дошкольном возрасте наблюдается неправильное произношение ребенком звуков. Это вполне закономерное явление. Для трех-четырехлетних детей характерна общая несформированность языка. Если быть невнимательными к звукопроизношению ребенка, то такие замены, искажения звуков могут оставаться надолго.
Для успешного обучения ребенку необходимо внятное и четкое звукопроизношение. Однако большое число первоклассников приходит в школу с нарушенным или искаженным звукопроизношением.
Специалисты отмечают, что последнее время появился новый вид дислалии — неправильное произношение звуков Т — Д. Эти переднеязычные звуки в онтогенезе появляются в возрасте 3 — 4 лет.
При произнесении этих звуков дети совершают типичные ошибки:
- Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «К – Г», например, «фук(т)болка», «шк(т)аны».
- Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «К – Г»: клетка — клекта; стакан — скатан.
- Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка — птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
Причины неправильного звукопроизношения:
- Недостаточная сформированность артикуляционного аппарата.
- Нарушение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.
- Недоразвитость слухового восприятия (трудности в дифференциации звуков).
Артикуляционный уклад звука Т.
Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый, глухой.
Звук Д – переднеязычный, согласный, твердый, звонкий.
- Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука,
- Расстояние между зубами 5 мм.
- Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку.
- Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная
Особенности постановки звука Т — Д
Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука.
1.Подготовительный этап
Артикуляционная гимнастика.
Подготовить к ней речевой аппарат поможет логопедический массаж.
- «Широкая улыбка» – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек
- «Непослушный Язычок» – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П- Т.
- «Блинчик» – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.
- «Качелька» — поднимаем язычок только к верхней губе. Увеличиваем подьем язычка.
- «Дедушкины усы»- удерживаем ватную палочку языком на (над) верхней губой.
- «Парус» — язык узкий упирается в верхние зубы — мачта, парус поднять — язык широкий. Чередование узкого и широкого языка.
Упражнение на формирование правильного направленного выдоха
- Задуй свечу – ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.
- Загоним мячик в ворота. Ребенок делает из кирпичиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.
- «Снежинка» — ватка кладется над верхней губой, язычок накрывает верхнюю губу — вдох и выдох на ватку.
Дыхательное упражнение «Снежинка», упражнения для языка «Дедушкины усы», «Качелька», «Парус» достаточно эффективны в случаи, если у ребенка повышенный мышечный тонус языка, и он не может его удержать около зубов при выдохе.
2. Постановка звука Т.
- Демонстрация правильного положения губ и язычка, показывая
различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
- Постановка по подражанию: взрослый показывает положение язычка и предлагает повторять сначала слоги, а потом слова.
- Межзубной. Логопед просит ребенка улыбнуться, закусить кончик языка зубами, и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед. При этом можно контролировать выдох рукой или дуть на ватный шарик.
- Постановка Т от звука П. Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П, получается Т.
- Постановка от Ц. Предлагаю этот прием от обратного: звук Ц «прячет» за собой два звука — с-т.
«Кошка мышку ловит» — предлагаем ребенку имитировать пальцами рук движение кошачьих коготков, напрягая пальчики и проговаривая: цап, цап, цап.
Затем слог сокращаем — ца, ца, ца.
И вот мы около норки — произносим Ц, Ц, Ц все тише и тише. Здесь нужно попросить ребенка оставить только удар язычком в зубки — звук Т, звук С не произносить.
- При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.
Автоматизация звуков Т Д
Звук поставлен. Начало нового этапа: автоматизация. Вся работа по автоматизации и дифференциации изучаемого звука заключается в выработке навыков узнавания и правильного произнесения звука в слогах, словах и предложениях. Важно добиться свободного произнесения, при этом, не забывая об артикуляционной гимнастике.
Правильный подбор артикуляционной и дыхательной гимнастики, упражнений, словесного материала поможет получить хороших результатов в становлении грамотной красивой речи ребенка.
Это долгий, трудоемкий процесс, требующий терпения и упорных тренировок. При систематической и регулярной работе над звуками Т и Д удается добиться положительного результатов, т.е. поставить звуки, автоматизировать их и ввести в речь ребенка.
Постановка звука «Д»
Твёрдый звук «Д» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывным, по месту образования — к переднеязычным, активную роль в его артикуляции играет передняя часть языка.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Д».
Оглавление
- Виды нарушений
- Артикуляционная гимнастика
- Фонематический слух
- Постановка звука
- Автоматизация звука
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Д»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «уш» и «ача», вместо «душ» и «дача»;
- искажение — когда ребёнок произносит звук межзубно;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Д» на «Т» или «В», например, произносит «вятел» и «том», вместо «дятел» и «дом»;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «трава» вместо «дрова», и тут же вместо «танк» произносит «данк».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «Д»:
- Улыбнуться, открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд (смотрите упражнение Парус).
- Быстро высунуть язык изо рта, коснуться верхних передних зубов и убрать язык обратно.
- Прижать кончик языка к верхним передним зубам и дуть на язык, раздвинув губы в улыбке и слегка приоткрыв рот.
- Закусить язык зубами, улыбнуться и толчками вытолкнуть воздух изо рта.
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Д». Пример цепочки звуков: Б, Д, Т, Н, Д, Л, В, Д, Г, Д…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Д». Пример цепочки звуков: ТА, ДА, СУ, МО, ДУ, ТЫ, ДО, СА, ДЫ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Д». Пример цепочки слов: тумба, сын, бидон, нож, душ, ладонь, доски, сажа, плоды, седло…
Постановка звука
Чаще всего выделяют следующие способы постановки твёрдого звука «Д»:
- по подражанию: произнося слог «ДА–ДА–ДА»;
- от звука «Т»: ребенок кладет одну руку на гортань взрослого, другую руку — на свою гортань. Взрослый поочерёдно произносит звуки «Т» и «Д», обращая внимание малыша на разницу в произнесении и вибрацию звука «Д»;
- от слога «БА»: ребенок произносит слоги «БА–БА–БА» с приоткрытым ртом, а взрослый заводит его язык за верхние зубы, должен получиться зук похожий на «ДА»;
- от звука «Б»: ребенок произносит звук «Б» межзубно (с просонутым между зубами языком), а взрослый пальцами раздвигает губы;
- от звука «З» или «Ж»: малыш произносит звук «З» или «Ж» с приоткрытым ртом и, в момент произнесения звука, взрослый чайной ложечкой прижимает кончик языка к альвеолам.
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Д»:
- губы разомкнуты, принимают положение следующего за ним звука;
- язык образует своим передним краем смычку с верхними резцами, боковые стороны языка прилегают к верхним коренным зубам, затем смычка «взрывается» под напором воздуха, выдыхаемого изо рта;
- мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
- голосовые связки напряжены, сомкнуты и вибрируют.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Если родители самостоятельно работают над автоматизацией нового для ребёнка звука, они обязательно должны следить, чтобы звук над которым они работают произносился чётко и акцентировано. Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Д».
Автоматизация твёрдого звука «Д» в прямых слогах:
- да — да — да
- да — до — ду
- ды — ду — да
- до — ду — ды
- до — да — ды
- ды — до — да
Автоматизация твёрдого звука «Д» в обратных слогах:
- адма — одма — удма
- адма — одма — ыдма
- ыдма — эдма — одма
- удма — адма — ыдма
- одма — адма — удма
- ыдма — удма — адма
Автоматизация твёрдого звука «Д» в интервокальной позиции:
- ада — одо — уду
- уду — одо — ада
- эдэ — одо — уду
- одо — ада — ыды
- одо — эдэ — уду
- ыды — уду — ада
Автоматизация твёрдого звука «Д» в слогах со стечением согласных:
- два — дво — дву
- двы — двэ — два
- двы — дво — двэ
- дву — дво — двы
- два — дву — дву
- двэ — дву — дво
Автоматизация твёрдого звука «Д» в словах:
Добыча, долг, дуб, дух, дырка, духовка, дар, подарок, помидор, ладонь, вода, воздух, драка, задание, подмога, чердак, сандали, дно.
Автоматизация твёрдого звука «Д» в словосочетаниях:
Дай ягоду, домашнее задание, подмети в доме, длинная дорога, педаль велосипеда, дождливая погода, дай воды, новогодний праздник.
Автоматизация твёрдого звука «Д» в чистоговорках:
- Ду–ду–ду, Ду–ду–ду — спать я не пойду.
- Да–да–да, Да–да–да — ой, холодная вода.
- Дом–дом–дом, Дом–дом–дом — загорелся кошкин дом.
- Ду–ду–ду, Ду–ду–ду — в лужу я не упаду.
- Да–да–да, Да–да–да — не ходи, Вадим, туда!
- Ду–ду–ду, Ду–ду–ду — Всё равно туда пойду,
Автоматизация твёрдого звука «Д» в предложениях:
В саду дует ветер. Во дворе лежат дрова. Я пойду домой. Люда дала Даше мандарин. По дороге идут два дога. Над домом радуга. Подлей в ванну холодной воды.
Автоматизация твёрдого звука «Д» в стихах:
— Дайте чемоданчик, детки!
— Где же он?
— На табуретке!
(Г. Виеру)
Автоматизация твёрдого звука «Д» в рассказах:
«ДОРМИДОНТЫЧ, ДЖУЛЬБАРС И ДРУГИЕ»
Добрый день, дорогие дети!
Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы добрались до буквы Д. Должен, кстати, доложить вам, что я давно живу на улице Достоевского в доме двадцать девять, вход со двора.
В нашем доме живут разные дяди, домохозяйки, дедушки, девушки, дети, дворник Дормидонтыч и две собаки — добродушная дворняжка Дружок и доберман-пинчер Джульбарс.
Есть у нас долгожитель — дедушка Дудочкин. Он дожил до 99 лет. Есть дрессировщик Дельфинов (он действительно дрессирует дельфинов). Есть девочка Даша, дочка дрессировщика Дельфинова. Есть двоечник и драчун Дима Деточкин. Он любит дергать Дашу за косички. Есть доктор–дантист Денежкин, двоюродный дядя Димы. Есть даже депутат товарищ Дмитрюк Д. Д.
Все жители нашего дома живут дружно, относятся друг к другу доброжелательно, даже к двоечнику Диме (в те дни, когда он не дерется и не дразнит добермана-пинчера).
(Л. Каминский)
Источники:
- «Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
- «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Т-ТЬ, Д-ДЬ», Ю.Б Жихарева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.
Твёрдый звук «Г» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывным, по месту образования — к заднеязычным, активную роль в его артикуляции играет задняя спинка языка.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Г».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Г»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «армошка» и «рабли», вместо «гармошка» и «грабли»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Г» на «Д», например, произносит «дод» и «дном», вместо «год» и «гном»;
- искажение — проторное произнесение звука «Г» как «ХЭ», например, ребёнок произносит «хэлаз» и «хэлова», вместо «глаз» и «голова».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Г». Пример цепочки звуков: Д, Г, Б, Г, Г, К, Х, К, Д, Г…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Г». Пример цепочки звуков: ТУ, ГА, КА, КУ, ГУ, КО, РО, ГО, КЫ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Г». Пример цепочки слов: дуб, гусь, хлеб, халат, гамак, голубь, диван, галька, дуб, губка, гудок…
Постановка звука
Чаще всего твёрдый звук «Г» ставят по подражанию от звука «К» с добавлением голоса.
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Г»:
- губы разомкнуты, расстояние между губами зависит от последующего звука;
- зубы разомкнуты;
- кончик языка опущен, спинка языка сильно выгнута и касается границы твёрдого и мягкого нёба;
- мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывая проход воздуха в нос;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, выдох менее напряженный, чем при произнесении звука «К».
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Г».
Автоматизация твёрдого звука «Г» в прямых слогах:
- га — га — га
- гы — гы — гы
- гэ — гэ — гэ
- го — го — го
- гу — гу — гу
Автоматизация твёрдого звука «Г» в обратных слогах:
- угма — огма — ыгма
- ыгма — эгма — огма
- агма — огма — угма
- эгма — огма — агма
- огма — агма — ыгма
Автоматизация твёрдого звука «Г» в интервокальной позиции:
- ага — ага — ага
- эгэ — эгэ — эгэ
- угу — угу — угу
- ого — ога — ога
- игы — игы — игы
Автоматизация твёрдого звука «Г» в слогах со стечением согласных:
- гла — гла — гла
- гры — гры — гры
- гро — гро — гро
- глу — глу — глу
- гло — гло — гло
- глы — глы — глы
Автоматизация твёрдого звука «Г» в словах:
Газ, дорога, голос, нога, игла, гусли, погода, град, гора, багаж, глаз, газета, глобус, загар, дуга, гамак, грузовик, фольга, игра, гусеница, губа.
Автоматизация твёрдого звука «Г» в словосочетаниях:
Голубая глина, голубая гвоздика, гул голосов, говорунья говорила, горная дорога, кругом вьюга, грозди винограда, дорогой магазин, гнилая груша.
Автоматизация твёрдого звука «Г» в чистоговорках:
- Га–га–га, Га–га–га — не болит уже нога
- Гу–гу–гу, Гу–гу–гу — мыть посуду не могу.
- Аг–аг–аг, Аг–аг–аг — в кухне есть дуршлаг.
- Ог–ог–ог, Ог–ог–ог — наш учитель строг.
- Гу–гу–гу, Гу–гу–гу — я читать могу!
Автоматизация твёрдого звука «Г» в предложениях:
У Гали громкий голос. Головастик готовится стать лягушонком. Голубую глину добывают в карьере за городом. На гармошке гармонист играл гаммы. Гуси громко гоготали на берегу ручья. Галя гнала гусей.
Автоматизация твёрдого звука «Г» в стихах:
Гусь купил себе гармошку,
, но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
по-гусиному шипела.
(Г. Виеру)
Автоматизация твёрдого звука «Г» в рассказах:
«ГЕНЕРАЛ ГЕНА»
Гусёнок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.
Глянул в зеркало — настоящий генерал.
Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.
— Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!
А галчата как загалдят:
— Это ты-то генерал? А где твоя сабля?
— А вот же, под крылом, — говорит Гена.
— А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.
— Эх вы, глупенькие, — грустно сказал Гена. — Нет у вас фантазии.
(Г. Юдин)
Источники:
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедия для дошкольников. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф», Л. Н. Зуева;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Современные родители знают, что для успешного обучения в школе детям необходимо внятно и четко произносить все звуки родного языка. Без правильной речи невозможно излагать свои мысли, писать диктанты, составлять пересказы. Обычно к школе ребенок должен иметь хорошо развитую речь. Однако некоторые дошкольники так и не научаются говорить чисто, искажают некоторые звуки, поэтому возникает необходимость обратиться к логопеду. Специалисты отмечают, что в последнее время появились новые виды дислалии (нарушений звукопроизношения), которые раньше почти не встречались. В их число входит неправильное произношение звуков Т, Д. Смогут ли родители в домашних условиях поработать над исправлением звукопроизношения, если обнаружилось такое речевое нарушение у ребёнка? Для того чтобы правильно организовать занятия дома необходимо понимать, что представляют собой постановка звука т в связи с постановкой звука д.
Важно: правильное произношение складывается в основном к пятилетнему возрасту, поэтому обращаться за специальной помощью следует после 5 лет. Однако нужно уже с раннего возраста внимательно следить за речью ребенка, не умиляться искажению слов, а по возможности исправлять речевые ошибки крохи.
Особенности произношения звуков Т Д
Какие типичные ошибки совершают дети при их произнесении? К систематически встречающимся речевым нарушениям относится:
- Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «к – г», например, «к(т)игренок», «инг(д)юк».
- Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «к – г»: клетка — клекта; стакан — скатан.
- Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка — птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
- Стойкое смешение Т Ч (утит — учит, девоть(ч)ка), Т Ц (Пеця — Петя, цвецет — цветет).
У деток с речевыми ошибками можно наблюдать такое построение предложений: «Мама, де (где) мои танфетьки (конфетки)?», «На тартинке (картинке) дуси». Окружающие сразу же замечают подобные нарушения, а родители могут обнаружить и неправильную артикуляцию звука т: вместо того, чтобы оставить кончик языка внизу, упирающимся в передние зубы, малыш поднимает его к нёбу.
Очень часто причинами неправильного произношения являются:
- Нарушения в артикуляции (работе органов речи).
- Малая подвижность нижней челюсти.
- Недоразвитость слухового восприятия (малыш не различает звуки).
- Плохой пример взрослых, когда кто-то из окружающих неправильно произносит Т Д.
В любом случае диагноз ставит логопед, а родители занимаются постановкой звуков на домашних занятиях в соответствии с его рекомендациями.Очень хорошо помогает в работе артикуляционная гимнастика, которая должна стать постоянным спутником не только занятий, но и повседневной жизни.
Важно: коррекцию произношения звуков Н Т Д, как правило, проводят после того, как в речи дошкольника будут четко поставлены простые звуки: гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).
Для обследования произношения звуков Т Д можно предложить ребенку небольшой тест в виде нескольких упражнений:
- Вслед за взрослым произнести предложения, в которых встречаются данные звуки, например: Дуся дает дыню Даше. У тети Тани на столе тетради.
- Рассмотреть картинки, на которых изображены предметы со звуками Т Д, например: тапочки, теленок, тигр, топор, телевизор, телега, торт; дыня, дом, дверь, дерево, девочка, дети.
- Среди разложенных на столе картинок найти ту, которую назовет взрослый: точка — дочка, тучка — дачка, уточка — дудочка, прудик — прутик, домик — томик.
Работа требуется тому малышу, у которого в речи не прослеживаются Т Д или заменяются другими звуками, отсутствует дифференциация (различение сходных по звучанию звуков).
Приемы постановки звуков Т Д
Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука, которые активно можно использовать и в домашних занятиях. Если правильно подобрать упражнения, то родителям нетрудно будет справиться с речевыми нарушениями своего дитя.
Важно: прежде чем научить ребенка правильной артикуляции звука Т (Д), взрослый должен сам отработать положение губ и языка перед зеркалом: губы занимают позицию того гласного, который следует за Т (та — та — та); язык фиксируется в верхних зубах; нёбо приподнято. Кроме того, артикуляционная гимнастика также должна быть предварительно отрепетирована взрослым.
Подготовительный этап
Логопеды настаивают, если язык малыша недостаточно окреп для постановки звуков, необходимо сначала укрепить мышцы языка и губ. Поэтому в подготовительный этап обязательно входит артикуляционная гимнастика. Подготовить к ней речевой аппарат помогут упражнения логопедического массажа::
- Взрослый при помощи зеркала учит дошколенка принять правильное положение губ и язычка, показывая различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
- Постановка звука Т требует резкого и сильного выдоха. Поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать. Можно использовать упражнения: «Мыльные пузыри», «Воздушный шарик», «Летающие снежинки (из салфетки или комочков ваты)».
- Затем следует артикуляционная гимнастика:
- «Широкая улыбка» – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек.
- «Часы тик-так» — язычок быстро движется влево — вправо по верхней губе.
- «Язычок не слушается» – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П Т.
- «Язычок – лопаточка» – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.
Важно: надо постараться, чтобы ребенку было интересно выполнять довольно монотонные подготовительные задания. Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить Для этого необходимо на каждом домашнем занятии вводить новые упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно позаимствовать из логопедической практики.
Постановка звуков
Как поставить звук в домашних условиях? Специалисты предлагают несколько способов постановки звука, родитель может попробовать все из них и выбрать тот, который более доступен и понятен малышу.
- Постановка Т по подражанию: взрослый предлагает дошколенку повторять сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та». Например: та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты. Затем переход к словам — чистоговоркам: та-та-та, та-та-та, вот такая красота; ты-ты-ты, ты-ты-ты, подарили нам цветы; ту-ту-ту, ту-ту-ту, мы наводим чистоту; то-то-то, то-то-то, я надела пальто. Творческий подход к речевым занятиям позволит родителям самостоятельно составлять подобные чистоговорки на звук, привлекая к творчеству детей.
- Межзубной способ: взрослый показывает ребенку положение язычка (язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язычок за зубами). Можно научить контролировать выдох, если поиграть в «заборчик» для воздуха, подставив ладошку перед ртом. Или устроить игру в «мяч» (ватный комочек струей воздуха загоняется в импровизированные ворота).
- Логопеды пользуются способом постановки Т от звука П. Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П, получается Т.
- При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.
Автоматизация звуков Т Д
Когда звуки Т Д будут поставлены (появилась правильная артикуляция), и ребёнок научится их произносить, наступает следующая ступень — автоматизация (отработка навыка). Здесь важно добиваться свободного произношения. Так как это является новым для дошколенка, значит, требуется длительная тренировка. Логопеды рекомендуют вводить отработанный навык постепенно: сначала через слоги, затем слова, далее предложения. Хорошо помогут в этой работе артикуляционные упражнения, игры в опоре на стихи, рассказы, загадки, что также поддержит интерес к занятиям. При этом не забывать, что каждое домашнее занятие необходимо начинать с артикуляционной гимнастики.
Важно: родителям нужно приложить все усилия, чтобы неправильное произношение звуков Т Д как можно быстрее исчезло из речи ребенка. При этом учитывать, что новый материал вводится только после того, как будет усвоен предыдущий.
Что может предпринять взрослый, чтобы сохранить у ребенка интерес к занятиям и при этом многократно повторять монотонные действия? Помогут игровые приёмы, при помощи которых отрабатываются слоги, например: та-та-та, да-да-да, то-то-то, до-до-до, та-ты-то-ту, ат-ат-ат, да-ды-ду, ыт-ыт-ыт, уд-уд-уд. Сюжеты могут быть самые разнообразные:
- Научим куклу чистить зубы, покажем ей, что такое артикуляционная гимнастика: «почистим зубки» (разнообразные движения язычком по зубкам снаружи и изнутри вверх — вниз, влево — вправо).
- Споем игрушкам песенку: «тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота»;
- Сыграй на барабане для мишки: трам-та-та-там; на дудочке для собачки: ду-ду-ду.
- Я начинаю говорить, а ты заканчивай (взрослый произносит часть слова, которое обязательно заканчивается на слог со звуками Т Д): цве-ты, красо-та, конфе-ты, мач-та, паль-то, буке-ты; велосипе-ды, ке-ды, боро-да.
- Здравствуй, пальчик! (большой палец выставляется вперед, и каждый пальчик поочередно «здоровается с ним» слогами: та, то, ту, ты; да, до, ду, ды).
После того, как у дошкольника будут автоматизированы звуки, работа усложняется, произношение звука закрепляется в словах.
Упражнение «Соберем бусы»
Эффективное упражнение на автоматизации звука Т со старшими дошколятами. Взрослый предлагает дошкольнику собрать необычные бусы, предварительно договорившись, какой слог за каким следует. Например, может быть такая очередность: та — то — ты — ту — та — то. Аналогично ведется работа со звуком д. На первых порах можно сделать опору на наглядность (цветные бусинки, кружочки из цветной бумаги, карандаши). В дальнейшем наглядность убирается, ребенок действует по памяти.
Упражнение «Придумай слова со звуками Т Д»
Предложить ребенку повторить за взрослым слова со звуками Т Д в начале, середине, конце слова. Например, взрослый начинает с более понятного слога та: тапочки, тачка, тарелка; малыш продолжает: танк, табурет, танец, такси. Затем переходит к другой позиции Т Д: котик, петушок, каток, листок; салат, играет, собирает, лает, помогает. Или дудочка, дай, день, подарки, солдат (ударение голосом на выделенное). Если дошколенку на первых порах трудно продолжить словарный ряд, можно поработать с картинками. Аналогично идет работа со слогами ты ды: тыква, дырка, ты, дым; то до: топор, торт, толстый, добрый, точка, дочка; ту ду: тучка, тулуп, радуга, дуга. Словарный ряд лучше подготовить заранее. Еще интереснее упражнение на автоматизацию пройдет с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку со своим словом, ребёнок отвечает своим.
Упражнение «Звук т и звук д в предложении»
Аналогичная работа проходит с предложениями, дошкольник повторяет за взрослым, выделяя голосом Т Д:
- Таня и Тома едут в трамвае.
- Трофим едет в такси.
- Летит самолет.
- Тётя Тоня сажает цветы.
- Дима и Толя катаются на катке.
- Даша и Денис поделили дыню.
- Дети идут в детский сад.
Для того чтобы дошкольник мог самостоятельно составить предложение, используются сюжетные картинки. Необходимо следить, чтобы все слова предложения имели звук, который автоматизируется (Т Д).
Потешки, чистоговорки для автоматизации звуков Т Д
Чтобы родителям было нетрудно подобрать художественный ряд для отработки звуков Т Д, можно воспользоваться логопедическими подборками или придумывать чистоговорки на звучание вместе с детьми. Например, родитель начинает со слогов, а ребенок дальше рифмует предложение:
- Та — та — та, та — та — та, (в море видели кита).
- Ту — ту — ту, ту — ту — ту, (молока нальем коту).
- Да — да — да, да — да- да, (расплескалась вся вода).
- Ды — ды — ды, ды — ды — ды, (в стакане нет воды).
- Да — да — да, да — да — да, (не ходите вы туда).
- Ду — ду — ду, ду — ду — ду, (все равно туда пойду).
Очень много потешек можно найти на детских сайтах или в детских книжках. Главная их задача — автоматизация звука Т (Д), его правильное произношение, например:
Тень, Тень, поТеТень, выше гороДа плеТень.
Сели звери на плеТень, похвалялися весь День.
Похвалялася лиса: Всему свеТу я краса!
Похвалялся зайка: ПойДи, Догоняй-ка!
Тяни холсТы,
ХолсТы просТы.
Тяни, Тяни, поТягивай,
Поперек, поперек переклаДывай.
Знаем, знаем: Да-Да-Да!
В кране прячеТся воДа!
ВыхоДи, воДица!
Мы пришли умыТься!
ЛаДушки, лаДушки,
Испечём олаДушки.
На окно посТавим.
ОсТываТь засТавим.
Немного погоДим,
Всем олаДушек ДаДим.
Дифференциация звуков Д Т
Важным этапом в логопедической работе является дифференциация звуков (различение сходных по звучанию, Т Д, Д ДЬ, Т ТЬ). Этот этап проводится параллельно с автоматизацией и необходим для того, чтобы сравнивать звучание (мягкое и твердое), отработать произношение. Можно научить дошкольника новым специальным приемам на различение звуков: рука прикладывается к горлу во время звучания, определяется звук (Д — звонкий, голосовой; Т — глухой, без голоса). Для дифференциации можно использовать уже известные приемы: слоги, слова, предложения в упражнениях, играх, чистоговорках, потешках.
Дифференциация звуков Т ТЬ в упражнении «Сравним звуки в отгадках»
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки, а потом спрашивает, одинаково ли звучание Т во всех отгадках? Главное — дать возможность понять различие в произношении звуков Т (твердый) ТЬ (мягкий).
Кругла, а не месяц, желта, а не масло,
Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь (тыква).
Кланяется, кланяется, придет домой — растянется (топор).
Над водой застыла глыба,
На обед ей снится рыба.
Ласты есть да плавать лень,
Рыбу съест другой (тюлень).
Упражнение «Правильные чистоговорки»
Цель — научить правильно и четко выговаривать и различать Д ДЬ.
Дед Додон в дуду дудел,
Даньку дед дудой задел.
Дятел дерево долбит,
День — деньской кору дробит.
Игра «Придумай предложение»
Для постановки и закрепления произношения Т Д взрослые могут научить детей придумывать красивые предложения при опоре на словесных помощников. Затем определить, в каких словах твердый Т Д, а в каких мягкий ТЬ ДЬ:
Денис — телефон (Денису подарили телефон);
Дом — кот (Наш кот не гуляет, он дома);
Таня — дыня (Таня любит дыню);
Тёма — дудка (Тёма учится играть на дудке);
Дуся — картинки (Дуся любит смотреть картинки);
Важно: родители должны понимать, что домашние занятия на правильное произношение заключаются в формировании навыка произнесения звуков родного языка. Это процесс долгий, систематичный, требует терпения и упорной тренировки по автоматизации, дифференциации звучания. Вдумчивый подбор артикуляционной гимнастики, упражнений, игры, словесного материала поможет добиться хороших результатов в становлении грамотной красивой речи у дошколят.
Содержание
- 1 Диагностика произношения «Д» у дошкольников
- 2 Как поставить произношение буквы «Д»
- 2.1 Задания для постановки звука «Д»
- 2.2 Постановка звука «Д» слабослышащим детям
- 3 Дифференциация звука «д» и «т» в слогах и словах
- 4 Автоматизация в словах и слогах
- 5 Терпение и труд всё перетрут
Постановка звука «Д» важна не только для чистой речи малыша, но и для восприятия им окружающего мира в целом. Ведь когда ребёнок постоянно ошибается в звуках и заменяет один на другой, в его голове происходит точно такая же путаница. Это чревато развитием дислексии и дисграфии, и, как следствие, неуспеваемостью в учебе и затруднениями при выборе профессии.
В раннем детстве неправильное произношение исправляется быстрее и эффективнее, чем у школьников. Автоматизация звука «Д» прививается постепенно через регулярные занятия.
Диагностика произношения «Д» у дошкольников
Артикуляционный аппарат у маленьких детей еще недостаточно развит, из-за этого возникают сложности с выговариванием. Дети путают буквы Д и Т, Д и Б, Д и Г, искажают звучание или не умеют выговаривать звуки совсем.
Речевые навыки закладываются в возрасте от 2 до 5 лет. После этого периода разговор ребёнка приобретает уверенный характер и переобучение происходит сложнее. Поэтому важно своевременно выявить сложности в произношении и поработать над их устранением.
Диагностику дома можно провести следующим образом:
- Показать ребёнку картинки, на которых изображены слова с проблемными буквами: торт, тигр, телефон, туча, тележка, дыня, дорога, дети, дерево, домик, белка;
- Пусть малыш повторяет за вами слова, в которых есть буква «Д»;
- Также можно попросить его найти из предложенных картинок те, которые называет взрослый.
С помощью этого нехитрого тестирования вы определите, в каких словах у малыша четко произносится «Д», и путает ли он звуки на самом деле. После этого можно обратиться к логопеду или начинать тренировки самостоятельно.
Как поставить произношение буквы «Д»
Звук «д» является переднеязычным, звонким, согласным и твёрдым. Для его артикуляции язык прижимается к нёбу и верхним передним зубам. Если малыш не умеет это делать, то потребуется подготовительный этап для того, чтобы научить говорить «д». Для начала нужно укрепить язычок ребёнка.
Есть специальные упражнения:
- Необходимо взять зеркало и показывать ребёнку положения губ и языка при произношении звука «Д» в разных словах. Например, «Даша думает».
- Малыш должен водить языком в разные стороны, так чтобы эти движения напоминали тиканье часов.
Когда ребёнок освоит новые навыки, можно приступать к увеличению нагрузки. Давать задания посложнее и вместе с ним практиковаться в произношении.
Задания для постановки звука «Д»
Существуют специальные упражнения, с помощью которых можно успешно заниматься в домашних условиях. Для лучшего результата рекомендуется выполнять сразу комплекс заданий, чередовать их между собой и не останавливаться на каком-то одном.
Эффективной на практике себя показала следующая подборка артикуляционной гимнастики:
«Улыбка». Ребёнку необходимо сомкнуть зубы и как можно шире улыбнуться, тем самым растягивая губы к ушам. В таком положении нужно находиться около 7 секунд.
«Наказание язычка». Нужно верней губой постучать по языку, повторяя слог «пя» быстро.
«Лопатка». Вытащить широкий язык и положить его на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Здесь нужно внимательно следить, чтобы губа не напрягалась, а язык не дрожал.
«Задувание свечи». Следует сложить губы трубочкой и сделать сильной выдох, чтобы погасить свечу.
«Мячик в ворота». Ребёнок должен построить ворота их кирпичей или конструктора. Затем скатать шарик из ваты и пытаться задуть его в ворота. Эта и пятая задачи направлены на создание правильного выдоха, благодаря которому развивается произношение звуков.
«Фырканье лошади». Изобразить полоскание зубов, надувая поочередно верхнюю и нижнюю губы. Затем имитировать фыркающие движения губ.
Постановка звука «Д» слабослышащим детям
Детей с незначительными отклонениями в слухе, которые не выговаривают букву «Д», обучают немного по другой методике. Главное, чтобы ребенок слышал и понимал свою речь. Для этого проводится предварительное постановочное занятие, на котором малышу показывают правильное произношение.
Существует 2 способа:
- По подобию. Объяснить ребёнку на примере, что артикуляция «д» и «т» отличается вибрацией голосовых связок. Для этого руку малыша прижать к гортани взрослого во время произношения звуков.
- Механически. Попросить ребёнка произнести звук «б» с просунутым между губами языком, в этот момент чистой ложкой или специальным шпателем надавливают на кончик языка и отодвигают его к верхним резцам.
После того, как ребёнок усвоит разницу в звуках, можно начинать тренироваться по общей схеме. Но для слабослышащих детей лучше упражняться перед зеркалом, чтобы занятия имели наглядный эффект.
Дифференциация звука «д» и «т» в слогах и словах
После первичной постановки звука важно, чтобы малыш их мог различать в речи самостоятельно. Для закрепления этого навыка тоже разработаны специальные упражнения. Они помогут ребёнку понимать твёрдый и мягкий звуки «д» и «дь», «т» и «ть», которые малыши чаще всего путают.
Упражнения на дифференциацию для дошкольников состоят из следующих заданий:
- Повторение слогов. Например, та-да тя-дя то-до дё-те де-те ту-ду дю-тю ды-ты ты-ды и так далее.
- Сравнение пары слов по смыслу и звучанию. Дом-том, плоды-плоты, дачка-тачка, тропинка-дробинка, Таня-Даня.
- Физкультминутка с повторением слов.
- Отгадывание загадок, ответами на которые будут слова с буквой «д».
Также существует игра, в которой ребёнок должен придумать предложения. Вы даёте ему вспомогательные слова, а он составляет предложение. К примеру, так:
Для дифференциации звуков можно использовать практически любые стихотворения, ведь буквы «д» и «т» используются часто. Например:
Автоматизация в словах и слогах
Процесс автоматизации подразумевает отработку навыка. Это заключительный этап упражнений на пути к чистому произношению. Ребенок уже умеет правильно произносить звуки и различает их в речевом материале. Остается только закрепить знания.
Для этого хорошо подходят различные поговорки, скороговорки и пословицы с буквами «д» и «т».
Ниже представлены примеры для автоматизации:
- Даша и Даня идут в детский сад.
- Дети делят дыню.
- Давай в гости ходить друг к другу: сперва ты меня позовешь, а потом я к тебе приду.
- Дело заделано, надо доделывать.
- Не буди медведя – обидит.
- Не делю, Люда, неделю.
- Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дему, одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома.
- На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора. Не вместит дров двор. Выходи, дроворуб Дрон. Надо дрова выдворить, на дровяной двор выставить.
- Дед Данило делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
- У дяди Федора дом в деревне, а у Гудвина – в городе.
Также для автоматизации звуков можно использовать чистоговорки, содержащие «д» и «т».
А именно:
Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода!
Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.
Дети с любопытством реагируют на подобные задания в игровом формате. Они вовлекаются и легко усваивают информацию.
Чем интереснее подача материала по постановке и закреплению звуков, тем лучше ребёнок запоминает правила.
Терпение и труд всё перетрут
В заключение хочется сказать, что при системном подходе ребёнок обязательно освоит правильное произношение звуков. Невозможно точно предположить, сколько времени потребуется для успешного завершения занятий по постановке и автоматизации звука «Д». Это зависит от особенностей растущего организма малыша. Но все приложенные усилия по коррекции речи однозначно окупятся сторицей, и ребенок начнет произносить звуки более четко и уверенно.
Преодоление недостатков произношения у детей
дошкольного возраста имеет огромное значение в
жизни ребенка. Помимо чисто эстетического
эффекта, нарушение звукопроизношения может
впоследствии привести к трудностям в усвоении
русского языка, также является одной из причин
возникновения дизграфии и дизлексии у
школьников.
Наблюдения, проведение за последние три года
показывают, что количество детей, страдающих
разными формами речевой патологии,
значительно увеличилось. Во время
профилактических осмотров в детских садах
Московского района г.Твери выявлены различные
формы речевой патологии во всех возрастных
категориях.
Таблица №1. Анализ речевых
нарушений у детей подготовительных групп.
Год | Количество осмотренных детей | % показатель выявленных нарушений речи |
|||||
Норма | Простая дислалия | Сложная дислалия | Сложная дислалия с дизартрическим компонентом |
ОНР | Заикание | ||
2012 | 317 | 70,9 | 33,5 | 11,7 | 1,43 | 0,47 | 0,2 |
2013 | 233 | 48 | 39 | 13,3 | 1,3 | 0,8 | – |
2014 | 288 | 58,3 | 30,5 | 7,6 | 20 | 0,34 | 0,34 |
Таблица №2. Анализ речевых
нарушений у детей старших групп.
Год | Количество осмотренных детей | % показатель выявленных нарушений речи |
|||||
Норма | Простая дислалия | Сложная дислалия | Сложная дислалия с дизартрическим компонентом |
ОНР | Заикание | ||
2012 | 333 | 30,9 | 31,6 | 21,9 | 5,3 | 3,2 | 0,4 |
2013 | 250 | 30,8 | 35,2 | 23,6 | 8,8 | 2,8 | 0,4 |
2014 | 364 | 28 | 35,9 | 21,7 | 8,5 | 2,4 | 0,5 |
Таблица №3. Анализ речевых
нарушений у детей средних групп.
Год | Количест-во осмотренных детей | % показатель выявленных нарушений речи |
||||||
Возрастная дислалия | Норма | Простая дислалия | Сложная дислалия | Сложная дислалия с диз. компонентом |
ОНР | Заикание | ||
2012 | 376 | 20,2 | 7,4 | 10,7 | 36,3 | 5,5 | 17,4 | – |
2013 | 290 | 23.4 | 4,5 | 9,3 | 32 | 5,8 | 21,4 | 1,03 |
2014 | 331 | 18,7 | 9,6 | 7,2 | 34,7 | 10,5 | 14,8 | 0,9 |
Таблица № 4. Анализ речевых
нарушений у детей, обратившихся на прием к
логопеду в поликлинику.
Год | Количество осмотренных детей | % показатель выявленных нарушений речи |
||||||||
Норма | Простая дислалия |
Сложная дислалия | Сложная дислалия с дизартрич-м компонентом |
ОНР | Заикание | Ринолалия | ЗРР | Аутизм | ||
2012 | 531 | 25,4 | 15,4 | 14,8 | 9.2 | 26 | 0,9 | 0,2 | 8 | – |
2013 | 606 | 25,7 | 12,7 | 16,5 | 11 | 23,2 | 0,6 | – | 6,9 | 0,2 |
2014 | 589 | 22 | 13,7 | 18,5 | 10,8 | 20,8 | 1 | 0,3 | 9,8 | – |
Проведенный анализ показывает, что количество
детей с речевой патологией не только не
уменьшается с каждым годом, а наоборот
увеличивается. Причем формы речевых
нарушений становятся все сложнее, и на их
исправление приходится затрачивать гораздо
больший временной период.
Хочется отметить, что за последние годы
значительно выросло количество неговорящих
детей трехлетнего возраста.
У детей появились новые виды дислалий, ранее не
отмечавшиеся в литературе. Если нарушение
произношения звуков Г и К (каппацизм) довольно
распространенная патология, то нарушение
произношения звуков Т и Д в 80-90-е годы в моей
практике не встречались. В настоящее время
это систематически встречающееся нарушение.
Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый,
глухой.
Звук Д – переднеязычный, согласный, твердый,
звонкий.
Виды нарушений:
- Замены переднеязычных Т и Д на соответствующие
заднеязычные К и Г. (Очень редко ( один случай из
восьми) встречается замена переднеязычных Т и Д
на губные П и Б). - Смешения согласных переднеязычных с
заднеязычными.
Особенности постановки звуков Т и Д.
Постановка звуков Т и Д, как и работа над любым
другим звуком, состоит из нескольких этапов.
Первый этап. Подготовительный
Артикуляционные упражнения.
- Улыбочка – зубы сомкнуть, растянуть
губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть
завязочки пришей», удерживать 5-7 сек. - Накажем непослушный язычок – постучать верхней
губой по языку: пя-пя-пя. - Лопатка – широкий язык высунуть, расслабить,
положить на расслабленную нижнюю губу. Следить,
чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а
язык не дрожал.
Для вызывания звука Т необходимо выработать у
ребенка умение резко и сильно выдыхать.
Упражнение на формирование правильного
направленного выдоха
- Задуй свечу – ребенок должен сложить губы
трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и
погасить его. - Загоним мячик в ворота. Ребенок делает из
кирпичиков ворота, ставит их перед собой,
скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует
на шарик, пытаясь попасть в ворота.
Второй этап. Постановка звука Т.
Первый способ. Логопед предлагает
ребенку улыбнуться, сомкнуть зубы, упереться
кончиком языка одновременно в верхние и нижние
резцы, как бы «затыкая» им нижние зубы, и сильно,
резко вытолкнуть воздух вперед – Т.
Второй способ (от межзубного). Логопед
просит ребенка улыбнуться, закусить кончик языка
зубами и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед.
При этом можно контролировать выдох рукой или
дуть на ватный шарик, как в игре «Загоним
мяч в ворота».
Постановка звука Д идентична работе над звуком
Т. При этом нужно добавить голос.
Третий этап. Автоматизация звуков
Т и Д в слогах, словах, предложениях. (Приложение №1,2)
Четвертый этап. Дифференциация звуков Т и Д
в слогах, словах и фразах. (Приложение
№3)
Дифференциация звуков Т-К и Д-Г в слогах,
словах, предложениях. (Приложение
№4)
Вся работа по автоматизации и дифференциации
заключается в выработке навыка правильного
произнесения изучаемого звука в слогах. Словах и
предложениях. Ребенок повторяет речевой
материал за логопедом (игра «Скажи, как я», «Найди
ошибку»), самостоятельно называет слова по
картинкам, придумывает предложения с заданным
словом и т.п. Примерный лексический материал см. в
приложениях.
Таким образом, при систематической и регулярной
работе над звуками Т и Д удается добиться
стопроцентных результатов, т.е. поставить звуки,
автоматизировать их и ввести в речь ребенка.